Ребенка должно появится желание учиться. Уделяйте ребенку больше внимания

Инструкция

Если требуется , то можно прибегнуть к силе разума. Разум есть у всех, хоть некоторые и не хотят его применять себе на пользу. Лучше брать лодыря на приступ, когда он в очередной раз потеряет работу, которая и так особенных денег ему не приносила. Намекните, что получив образование (или продолжив уже начатое), человек сам открывает для себя множество дверей: образование - это связи, это престиж, это привычка трудиться. Это, в конце концов, диплом или сертификат. Образование - это уверенность, что хоть какую-то работу да найдёшь: работодатель скорее примет на работу человека с образованием, нежели без.

Мало мотивировать человека на получение образования. Важно и то, как он будет это образование получать. Сейчас ни для кого ни секрет, что многие студенты учатся от взятки к взятке, стремясь только к корочке с печатью, но не к знаниям. Нужно дать человеку понять, что образованность - в голове, а не в дипломе. Важно также дать ему выбрать именно тот путь, который больше всего соответствует его склонностям и его . Если человек будет учиться не там, где ему надо, если ему не будет там нравиться, вряд ли он получит в этом заведении полноценное образование.

Если речь идёт о детях, то здесь интерес тоже играет ключевую роль. Детям пока что не объяснишь, что образование им нужно. Вспомните себя в школе: разве было что-то в этих уроках, кроме нудной повинности каждый день тратить на них своё драгоценное время, которого у детей, как и , так мало? Разве вы с большой охотой садились за математику или русский? Ребёнка нужно заинтересовать. Если это ботаника, выйдите с ним в парк и изучайте её в полевых . Если это математика, придумайте своего рода квест, в котором ребёнок, постепенно решая задачку за задачкой, ребёнок приходит к заветному сюрпризу.

Ещё один способ вызвать интерес к учёбе - заставить участвовать в различных , олимпиадах и конкурсах. Конечно, подвигнуть вашего лодыря к такому подвигу будет тоже довольно сложно, но здесь есть и серьёзная - ценный приз. Вы наверняка хорошо знаете того человека, в котором пытаетесь вызвать интерес к учёбе. Нащупайте, что ему интересно, что , что бы хотел получить. Может быть, он мечтает о поездке за границу? Тогда поищите конкурсы, где в качестве главного приза выступает как раз такая путёвка. Не успеете оглянуться, как ваш подопечный уже будет усердно учиться.

Отвращение к учёбе - как вредная привычка. Вы можете только помочь человеку от неё избавиться, но вся основная работа всё равно останется за ним. Даже если все ваши труды не приносят плоды, и человек так и продолжает сидеть за компьютерными играми, не беспокойтесь - жизнь . Когда-нибудь он всё равно оценит важность знаний - может быть, будет поздно, может быть, и нет; ваша задача - подтолкнуть его к этому, мягко и ненавязчиво.

Видео по теме

Источники:

Многие дети посещают школу без особого желания. Учеба по инерции, недобросовестное выполнение домашних заданий, плохая успеваемость – все это звенья одной проблемы. Как вызвать у учащихся интерес к получению новых знаний?

Инструкция

Развивайте любознательность . Ребенок должен быть заинтересован в получении новых знаний. Поощряйте активные вопросы, старайтесь, как можно информативнее отвечать на них. Расширяйте детский кругозор новыми интересными фактами из того предмета, который вы преподаете.

Способствуйте зарождению новых идей ваших учеников. Побуждайте их к участию во всевозможных внутришкольных и городских общественных мероприятиях.

Хвалите детей за их усилия. Поощряйте наиболее добросовестных из них какими-либо способами.

Настраивайте родителей учеников на то, чтобы они способствовали зарождению у ребенка положительной мотивации , помогали ему организовывать время для выполнения домашних заданий.

Доказывайте актуальность изучаемых понятий, процессов и явлений. Устанавливайте их связь с практической деятельностью человека на конкретных примерах.

Добавляйте проблемный метод обучения к основному методологическому аппарату. Не стремитесь знания, пусть школьники овладевают способами их самостоятельного получения. В начале урока можно задачу и, вооружив детей средствами и методами ее разрешения, предоставить им время для самостоятельного изучения нового явления.

Привлекайте учащихся к сбору и оформлению наглядного материала для ваших уроков. Сюда можно отнести все, что угодно: пусть ребята собирают гербарий или рисуют таблицы – главное, пусть проявляют самостоятельное творчество, позвольте им это.

Устраивайте соревнования между классами на то, в каком из них будет больше отличников и хорошистов, кто лучше изготовит наглядный материал и т.п.

Видео по теме

Повышение квалификации является необходимым условием для работника любой области деятельности. Ведь современные технологии развиваются очень быстрыми темпами, и работающий по старинке человек имеет все шансы на замену более «продвинутым» специалистом.

Инструкция

Если упорно отказывается от повышения , причины такого «нежелания». Возможно, он просто не понимает всей необходимости приобретения новых знаний или не работать по данной в дальнейшем. А, возможно, у него временные проблемы в семье, и ничего личного против он не имеет.

Проводите семинары среди коллег и подчиненных, посвященные инновационным технологиям, методам и приемам работы. Создавайте атмосферу познания в коллективе, дух творчества и разумного соперничества. Подчеркивайте, что вам нужны грамотные, понимающие современную ситуацию в отрасли работники. Приводите в тех, кто уже окончил и повысил свою квалификацию, подчеркивайте возможность роста и продвижения по карьерной лестнице.

Создавайте стимулирующие условия для работников, которые стремятся повышать свой профессиональный уровень. Это могут быть как материальные поощрения, так и другие методы, к примеру, оснащенные современным оборудованием условия труда.

Воспользуйтесь мерами наказаний и штрафных санкций для работников, не желающих повышать свою квалификацию. Это могут быть ограничения в предоставлении каких-либо отгулов, льгот, дополнительных выплат и пр.

Видео по теме

Современные дети, к сожалению, не имеют огромного желания учиться. Учеба - это ежедневный труд. Необходимо каждый день делать домашние задания, ходить на занятия. Не каждый ребенок способен делать это с удовольствием. Как же сформировать желание учиться, мотивировать школьника на получение знаний.

Инструкция

Когда малыш приходит в первый , как правило, он хочет учиться. Но со временем это желание исчезает. И родители, и учителя должны сделать все возможное, чтобы ребенок учился с увлечением, а не по принуждению. Мотивируйте на получение знаний.

Поставьте перед ребенком цель, для достижения которой нужно ежедневно усердно получать знания. Например, у него есть мечта - стать врачом. Объясните ему, что для того, чтобы стать доктором, необходимо хорошо учиться, отлично знать химию и анатомию. Подскажите ребенку, что нужно участвовать в предметных олимпиадах и конференциях, получать дополнительные знания, помимо школьной программы, через чтение справочной литературы. Мотивация - основное условие, при котором дети осознанно начинают подходить к учебному процессу.

Учитель должен планировать свои уроки таким образом, чтобы заинтересовать детей:- продумайте тип и форму урока;
- сделайте уроки разнообразными;
- включите в них игровые, занимательные моменты.

Учеба должна проходить не по принуждению, а по желанию. Ребенку важно видеть также положительный пример. Например, его брат , закончил с золотой медалью, поступил на бюджетное отделение в то учебное заведение, в которое планировал. Все это послужит стимулом для того, чтобы и стремиться к результатам.

Настройте на то, что он должен уметь преодолевать лень, развивать силу воли. Позвольте ему понять, насколько приятно осознавать себя победителем, прежде всего, над самим собой.

Видео по теме

Любовь к чтению следует прививать с пеленок, поэтому родители стараются много читать малышу, показывать картинки, рассказывать увлекательные истории. Пытаясь заинтересовать подросшего ребенка, вы должны показать ему преимущества владения методикой чтения.

Инструкция

Всегда озвучивайте . С маленькими детьми следует проговаривать все персонажи, разговаривать на их « », красочно описывать эмоции и т.д. Следите за тем, чтобы чтение книг было эмоциональным занятием, только тогда ребенку будет интересно.

Просите ребенка нарисовать сюжет. Чтобы вызвать у ребенка желание , его нужно активно заинтересовывать. Предложите ребенку нарисовать то, о чем вы читаете – сюжет , главного героя в момент какого-либо действия и т.д.

Учите ребенка читать в . Вам пригодится или альбом для рисования – придумайте простые игры с буквами (одна буква другую, две буквы ищут третью и т.д.) и занимайтесь, используя любую свободную минутку. Вы можете делать это дома, рисовать на запотевшем окне в общественном транспорте, фигурки на песке и т.д.

Используйте метод повторения. Начинайте заучивать слоги – рисуйте один слог в течение двух-трех дней, а затем предложите ребенку поискать такой же слог в газете, книге, журнале. Дети с радостью отправляются на поиски и вам необходимо поощрять их в этом, обязательно хвалить за каждой достижение, правильно указанный слог.

Никогда не заставляйте ребенка читать насильно, не осуждайте и не высмеивайте его. Развитие детей идет индивидуальными темпами, поэтому не следует переживать, если кто-то читает лучше, внимательнее относится к занятиям и быстрее запоминает. Своими упреками вы только закрепляете негативное отношение ребенка к чтению. Всегда хвалите и поощряйте его достижения.

Всегда обсуждайте прочитанное. Чем раньше ребенок воспринимать информацию из книг осмысленно, тем быстрее он начнет учиться размышлять. Проговаривайте недавно прочитанную ситуацию в других, но похожих обстоятельствах, спрашивайте мнение ребенка, задавайте наводящие вопросы. Используйте универсальный прием – читая ему вслух, останавливайтесь на самом интересном месте и прерывайте чтение под благовидным предлогом. Это даст ребенку время поразмышлять, проявить заинтересованность, а затем вызовет желание самостоятельно выяснить продолжение истории.

Если подросток не хочет учиться, нужно мотивировать его на получение знаний. Нравоучения и, тем более, насилие в этом случае не принесут нужного вам эффекта, а лишь могут вызвать агрессию или отчуждение со стороны подростка.

Прежде всего, нужно поговорить с , не желающим , и выяснить причину подобного поведения.

Если это обычная лень, то постарайтесь воспитывать силу воли и настойчивость. Договоритесь с ним о том, что только после выполнения домашнего задания он сможет пойти в кино с друзьями или заняться каким-то своим любимым делом. Или же запишите его в какую-то спортивную секцию. Очень часто в спортивных школах тренеры не только следят за физической подготовкой своих воспитанников, но и контролируют их успеваемость в учебном заведении. Когда встанет вопрос о том, что из-за может пропустить какое-то серьезное соревнование или сборы, скорее всего, он сумеет в короткие сроки подтянуться в школе.

Для того чтобы появилось желание ежедневно, без принуждения выполнять домашнее задание, подросток должен видеть перспективу, то, для чего он трудится. Побеседуйте со школьником, выясните, о чем он мечтает, какая его интересует. Обсудите с ним, в какой университет в дальнейшем ему нужно будет поступать и какие экзамены (ЕГЭ по выбору) сдавать. Уточните в , какие результаты ЕГЭ () в прошлом учебном году были проходными на бюджетное отделение. Обсудите с подростком возможность занятий на подготовительных курсах, факультативных занятий по этим учебным предметам. Школьник должен видеть цель, перспективу, и тогда занятия не будут казаться ему скучными и неинтересными.

Постарайтесь приобщить не только к осознанному обучению в школе, но и участию в различных предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах и фестивалях. Если он будет видеть положительные результаты своих усилий, то станет стремиться к все большим высотам. Победив на районной предметной олимпиаде, он, скорее всего, захочет показать такие же высокие результаты и на городском, и на областном уровне и т.д. А для этого ему нужно будет прочитать еще больше книг, еще глубже изучать тот или иной учебный предмет. Покупайте ему интересные, познавательные книги, энциклопедии, издания из цикла «Жизнь замечательных людей» и т.д.

Кроме того, на подобных мероприятиях (олимпиадах, конференциях, КВН) школьник найдет себе единомышленников, таких же увлеченных учебой ребят. А положительный пример - это всегда желание добиться тех же отличных результатов или еще более высоких.

Будьте подростку товарищем и помощником, интересуйтесь его успехами в учебе, поддерживайте и поощряйте. И, конечно, не забывайте говорить своим , как вы их любите и гордитесь ими.

Видео по теме

Наверняка, многие родители наблюдали такую ситуацию: после занятий школьник приходит домой, обедает, некоторое время отдыхает, после чего у него вдруг возникают «неотложные дела», абсолютно не связанные с изучением азов науки, но при этом требующие немедленного решения. Почему так происходит? Дело в том, что пришло время приступать к выполнению заданных на дом уроков, а малышу вовсе не хочется продолжать процесс обучения. Как заставить ребенка делать домашнее задание?

Прежде всего, родители должны понять, что заставлять ребенка что-либо выполнять не следует в принципе. Нужно помнить о том, что ребенок - хоть и маленькая, но все же личность. Более того, давление может вызвать абсолютно противоположную реакцию – школьник получит негативный психологический опыт и потеряет интерес к изучению наук надолго (если не навсегда).


Как заставить ребенка учиться? С ним нужно просто-напросто беседовать, объяснять необходимость самостоятельного выполнения домашних заданий, заинтересовать его ходом процесса изучения наук и получения новых знаний. Возможно, отсутствие желания учить уроки дома связано с определенным психологическим дискомфортом. В этом случае нужно выяснить причину и настроить школьника на соответствующий лад.


Как заставить ребенка делать уроки самостоятельно? Не нужно жалеть похвалы, если школьник сам выполнил домашнее задание. Да, безусловно, нужно проверить качество выполненных письменных заданий и арифметических вычислений, но разбор ошибок (в случае наличия таковых) следует производить только после того, как с позитивной стороны было отмечено желание ребенка самостоятельно изучать основы наук.


Еще одна распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться родителям – неоправданно продолжительное время подготовки школьника к следующему учебному дню. Как заставить ребенка делать уроки быстро? Как правило, неторопливое выполнение домашнего задания связано с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Решением проблемы будет опять-таки беседа, в ходе которой школьника необходимо заинтересовать, рассказать ему о практической пользе, которую он получит в результате изучения того или иного предмета, попытаться решить с ним задачу или выполнить вместе упражнения, отводя ученику роль первой . Вариантов множество, но важно, чтобы каждое совместное занятие не было для малыша скучным.


Прививание детям привычки хорошо учиться с самого раннего возраста является одной из самых важных задач, которую могут взять на себя родители. Демонстрируя своим детям то, как важно ценить образование и старательно работать, вы помогаете развитию у них любви к учебе и ставите их на правильный путь для достижения счастья и успеха в будущей карьере. Навыки и ценности, которые ваши дети возьмут от вас позволят им стать независимыми, целеустремленными и успешными людьми.

Шаги

    Начинайте знакомить своих детей с "образовательной" деятельностью в 2-х летнем возрасте. Эта деятельность подразумевает чтение книг, рисование/живопись, изучение основ арифметики, основные грамматические упражнения, изучение иностранного языка, знакомство с инструментами труда и изучение новой лексики посредством рисования.

    Когда ваши дети начнут получать домашние задания - скорее всего это произойдет уже в детском саду - научите их выделять для этого время сразу по прибытии домой для того, чтобы они всегда вовремя справлялись. Скажите им, что час сразу после прибытия домой со школы должен быть посвящен домашней работе, но они могут начать играть раньше в том случае, если раньше справятся со своим заданием.

    • Вместо того, чтобы заставлять своих детей заниматься сразу же после прихода со школы, можно дать им некоторое количество свободного времени, а затем запланировать час рабочего времени для выполнения заданий. Это заставит их быстрее вернуться домой и раньше выполнить домашнее задание, перед тем как они начнут резвиться.
    • Планирование регулярного "рабочего распорядка" на каждый день недели в раннем возрасте является весьма важным элементом воспитания, потому что позволяет создавать впечатление о домашних заданиях как об относительно легкой и приятной деятельности. Маленькие дети обычно послушны и они с удовольствием последуют вашей рекомендации и выполнят свое домашнее задание сразу после школы. Если вы будете продолжать внедрять это в их жизнь по мере их взросления, то у них появиться желание планировать это время для своих дел в будущем.
    • По выходным также необходимо выделять час (например, с 3-х до 4-х часов дня) на то, чтобы выполнять задания, независимо от того назначены ли они в школе или подготовлены вами. Это подходящее время для того, чтобы продолжить заниматься упомянутой на 1-ом шаге деятельностью.
  1. Когда ваши дети начнут становиться более самостоятельными, сокращайте свое участие в их работе. Конец начальной школы или начало средней школы (5-й - 7-й классы) - самое подходящее время для того, чтобы сделать это. При этом следует ориентироваться на степень самостоятельности вашего ребенка.

    • Начните с напоминания о необходимости приступать к выполнению своей домашней работы сразу же после школы, но не контролируйте каждый шаг этого процесса, а позвольте им самим выбирать что и как делать. Вам не обязательно вникать во все их домашних заданиях, прежде чем они сами это сделают. Тем не менее, вы можете продолжать проверять их задания для того, чтобы убедиться, что ваши дети выполняют все в установленный срок.
    • В средней школе, ваши дети начнут получать домашние задания по нескольким предметам с различными сроками выполнения. Препятствуйте тому, чтобы они приступали к выполнению задания в последний вечер перед окончанием установленного срока. Вместо этого, следите за тем, что бы они выполняли работу понемногу, но каждый день. Таким образом, они будут вынуждены приступить к выполнению задания заранее.
  2. Когда ваши дети перейдут в 8-й класс или среднюю школу, сократите количество напоминаний о времени для выполнения работы, и пронаблюдайте за тем, как ваши дети отреагируют на это. Они по-прежнему справляются с выполнением своей домашней работы после школы без вашего напоминания? Если да, то примите поздравления: вы успешно привили им привычку учиться! Если нет, то накажите их за безответственность и продолжайте контролировать выполнение работы по мере необходимости.

    • Объясните своим детям, что если они продемонстрируют личную заинтересованность в выполнении своей работы, то смогут заслужить ваше доверие для того, чтобы управлять своим рабочим временем самостоятельно. Вы должны вознаградить их тем, что откажитесь от контроля.
  3. По мере того, как ваши дети начнут изучать все более и более трудный материал, научите их эффективно применять стратегии обучения для того, чтобы справляться с новой нагрузкой. Есть следующие варианты:

  4. Даже тогда, когда ваши дети будут учиться в старших классах и будут самостоятельно управлять своим рабочим временем, расспрашивайте их о предстоящих проектах/тестах и узнавайте о планах по их подготовке. Даже если вы не расспросите своих детей обо всех подробностях, ваш вопрос все равно напомнит им о том, что они должны начать готовиться заранее, разработать план и выполнить его во время. Вы должны продолжать демонстрировать им, что вас интересуют их успехи в учебе и что вы вознаградите их за привычку хорошо учиться.

    • Не позволяйте своим детям безнаказанно нарушать рабочий распорядок. Строгое соблюдение рабочего распорядка - это единственный способ привить привычку к учебе в качестве постоянной обязанности.
    • Подготавливая к учебе своих детей чередуйте занятия как можно чаще. Например, по понедельникам и средам можно заниматься математикой, по вторникам и четвергам можно читать, а по пятницам можно рисовать. Таким образом ваши дети будет менее подвержены опасности заскучать на этих занятиях.
    • Хорошее поведение должно вознаграждаться вкусными угощениями и возможностью поиграть с друзьями, это особенно важно тогда, когда ваши дети будут становиться более самостоятельными. Это будет стимулировать их хорошо выполнять работу в будущем.
    • Позвольте своим детям обсудить рабочий распорядок с вами. Если у них есть разумное оправдание для отсрочки, то выслушайте их. Будьте готовы, к разумным компромиссам для того, чтобы поощрить самостоятельное мышление у ваших детей.
    • Сами демонстрируйте практический пример выполнения того, что вы от них требуете. Пусть ваши дети видят чем вы занимаетесь, как идете в ногу со временем, читаете книги, заранее готовите презентаций для работы, меняете внешний вид, действуете в разных ситуациях по-разному и т.д. Это даст им отличный пример для проявления собственной инициативы.

    Предупреждения

    • Не расстраивайтесь, если ваши дети отказываются от сотрудничества или протестуют против выполнения работы сразу после школы. Настаивайте на том, в вашем доме должен быть именно такой распорядок. Будьте терпеливы, предлагайте помощь в решении любых вопросов, которые у них могут возникнуть, и объясните им, что их тяжелый труд окупится в будущем.
    • Если ваш ребенок не одарен от природы и/или ему не нравится какой-то предмет (например, математика) то помогайте ему в работе, стимулируйте эти занятия. Начинайте с решения простых задач, о которых вы заранее знаете, что дети способны успешно с ними справиться самостоятельно. Это придаст им уверенности при решении более трудных задач. Хорошо было бы объединить занятия по такой теме с занятиями другой теме, от которой дети получают удовольствие, в один и тот же день.
    • Помните, что некоторые дети могут учиться совершенно по-другому, не так как это делают их одноклассники, братья иди сестры. Есть солидные компании, такие как Sylvan , Kumon и Appleton , у которых есть специальные филиалы по всей территории США. В этих местах можно получить дополнительную поддержку и структурированные, персонализированные уроки для детей, которым с трудом удается привыкнуть к учебе. Иногда дети могут хорошо реагировать и на родительские наставления, и на наставления других взрослых людей.

И мы публикуем новую статью психолога Анны Бравославской о мотивации к обучению. Статья будет интересна как родителям школьников, которые каждый день сталкиваются с реалиями современной системы образования, так и тем, кто только-только начинает учиться со своим малышом и ищет ответы на такие, например, вопросы, как: когда лучше всего начинать учить ребёнка читать? Как привить интерес к учёбе? Как сделать так, чтобы чтение и другие развивающие занятия были в радость, а не в тягость.

Если вы хотите задать ваш вопрос психологу, можно отправить его Анне на почту [email protected] . Аня старается отвечать всем, а наиболее интересные и актуальные вопросы рассматривает (анонимно) на нашем сайте.

Учебный год в самом разгаре, а это значит, что в топе «горячих тем рунета» статьи про учебную мотивацию стабильно занимают верхние строчки.

Диапазон авторских позиций широк, и по тому, каких статей больше, примерно понятно, что сейчас происходит в семьях. В начале учебного года статьи и настроения были благостные: только личная воля ребёнка и его удовольствие от процесса. Позже появились статьи про вовлечение и педагогические приёмы: интересы большинства детей явно лежат вне алгебры и хитросплетений русского языка. Сейчас в ходу посты с заголовками «Учение – это мучение» про выход из зоны комфорта и преодоление себя. Ну, понятно, первое полугодие близится к завершению, а идеал всё так же недосягаем.

Тем не менее, практика показывает, что важно всё. Если мы оставим за скобками своё стремление к совершенству, то останется только гибкость и наше умение найти подход к конкретному ребёнку, используя все эти средства, а также многие другие, о которых только мы сможем узнать и потом применить. И, наверняка будут взлёты и падения, периоды гармонии и спокойствия будут сменяться этапами преодоления трудностей и покорения вершин.

Итак, для меня вопрос учебной мотивации у детей сразу разбивается на несколько составляющих. Начнём с физиологии.

Мы все разные

Всё, что касается мотивации – это, в том числе, вопрос энергетики организма в самом примитивном смысле. А именно, сколько у человека сил . Все мы знаем примеры ярких, сильных, самобытных личностей, которым любое море по колено, даже, если они приболели. А уж когда такому человеку что-то понадобилось, то он горы свернёт и не заметит. Это про них говорят «он сделал это, потому, что не знал, что это невозможно».

С другой стороны, у всех нас есть знакомые, друзья, коллеги, у которых как будто никогда нет сил. Они говорят тихим голосом, эмоции сглажены, часто болеют и ничем особенно не интересуются.

Первых мотивировать не нужно, вторых – бесполезно. Тем не менее, между ними – диапазон, и наше место в нём зависит от многих обстоятельств, начиная от наследственности и особенностей протекания родов, заканчивая жизненной историей и привычками.

Не по возрасту?

Кроме того, большую роль играют возрастные особенности ученика . Мы привыкли к тому, что наши дети в 6-7 лет идут в школу, а, значит, должны хотеть и любить учиться.

Мне даже довелось услышать мнение одной мамы, которая обронила, что кризис 7 лет придумали психологи, чтобы объяснить, почему дети именно в этом возрасте должны идти в школу. Это, конечно, не так. Даже наоборот, детей стали отправлять в школу именно тогда, когда, согласно исследованиям, у них просыпается интерес к учёбе.

Проблема в том, что, согласно данным ВОЗ, в развитых странах возраст готовности к школе за последние десятилетия сдвинулся к 8-9 годам. Об этом же говорят и все мои знакомые педагоги: первые 2 класса детей учить невозможно. Настоящая работа начинается с 3-4 класса. И на это нельзя повлиять прописями, ранним обучением и умными книжками – в кризисе 7 лет есть абсолютно физиологические составляющие, которые невозможно форсировать, да и незачем. Вы же не будете тянуть из земли цветок, в попытке заставить его вырасти поскорее?

Позже, лет с 14, начинается период полового созревания, и мысли и чувства подростков устремляются совсем в другую сторону. И, опять же, трудно винить их в плохих отметках и отсутствии учебной мотивации. Но можно попробовать помочь.

И снова привязанность…

Следующей важнейшей составляющей является эмоциональный комфорт и надёжная привязанность к близкому взрослому . Хрестоматийными стали рассказы психологов в соцсетях о детях, над успеваемостью которых бились и школа, и семья, никак не связывая отметки детёныша с разводом его родителей (например).

Благодаря Ньюфелду и его исследованиям, мы знаем, что бесполезно ждать от ребёнка успехов в учёбе, если он находится в состоянии стресса. В подобных ситуациях малыш способен думать только о собственном выживании.

Как-то я встретила в сети цитату «Люди, которые боятся выйти из зоны комфорта! Как вы туда попали?!». Смешно, конечно, но и доля истины в этом есть. Ведь, действительно, для начала необходимо обеспечить эмоциональный комфорт и прочную связь, и только потом можно ждать стабильных успехов в чём-либо от детей (и не только).

И вновь продолжается бой…

Говоря о мотивации, мы обычно имеем ввиду личную, глубинную заинтересованность в какой-либо деятельности. Но она присутствует далеко не всегда. В чём-то учебную мотивацию можно сравнить с вдохновением, а оно, если верить Габриелю Гарсиа Маркесу, «приходит только во время работы».

Не каждому, к примеру, удастся «с огоньком» вдохновить себя на заучивание неправильных глаголов или формул химических элементов. В любом предмете, любой деятельности есть такие неинтересные и откровенно скучные моменты. И наша произвольность и сила воли, если хотите, и проявляются именно в том, чтобы достойно преодолевать эти препятствия.

В таких случаях может быть полезен личный пример – тот, что перед глазами – а также обсуждение и общий настрой. Например, один великий человек вспоминал, как члены его семьи за ужином делились друг с другом теми ошибками, которые были сделаны за день. Ведь, если ты в чём-то ошибся, значит, попробовал себя в чём-то новом, сделал что-то, в чём не был уверен и — выходил из зоны комфорта. Если ребёнок ни в чём не ошибался, его могли и отругать.

Найди себе дело по душе…

Тем не менее, наша «золотая мечта», конечно, в том, чтобы каждый из нас занимался только любимым делом. «Найди себе дело по душе, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни», говорил ещё Конфуций.

Современный психолог Михей Чиксентмихайи ввёл понятие «потока» — особого состояния, в котором находится человек, поглощённый интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал.

Если человек способен так организовать своё сознание, чтобы состояние потока возникало как можно чаще, качество его жизни неминуемо начнёт улучшаться, потому что в этом случае даже самые скучные занятия приобретут смысл и начнут приносить радость.

Думаю, многим из нас знакомо ощущение удовольствия от решения задач или написания текста, или от игры в теннис. И мы можем помочь нашим детям заразиться этим. Кстати, свежие исследования успешности детей в обучении показали зависимость этих успехов от двух факторов – наличия культуры семейных праздников и… увлечённости родителей их работой, живой заинтересованностью в своей деятельности.

Живой опыт

И в конце мне хотелось привести отрывок из поста одной волшебной мамы о её подходе к обучению сына.

«Как Алька учится читать и писать? Да так же, как играть на скрипке.
Вначале Алька учится мечтать.
Вот он подходит ко мне:
— Мам, а мам, а как написать «пирог с клубникой»?
— А тебе зачем? – спрашиваю.
— А я хочу, чтобы гном мне его принёс утром, но для этого я должен на доске ему про это написать!

Вот и повелось – каждый вечер учится писать. Ну, а гном, ясное дело, каждую ночь у плиты проводит, либо мелко режет мармеладки и шоколадки и упаковывает в мини-свёртки…

Потом ещё после всех наших малышовых занятий с инструментами и походами на папины концерты:

— Мам, а как ты это делаешь? Как ты на скрипке играешь? А я смогу? А смогу, как папа, в большом оркестре играть?
— Сможешь, говорю, но надо каждый день тренироваться много лет.
— А как, тренироваться?
— А ты, действительно, хочешь?
— Конечно, хочу! Научи меня! Я хочу в 7 лет играть на концерте!

Пару месяцев держу в тайне, потом, если огонь не угас, потихоньку открываю секреты, делаем упражнения каждое утро, готовимся к школе, так сказать, мне самой страшновато, хотя уже и не так, потому, что стабильно заниматься начали и мечта вроде не проходит, а если будет проходить, то я знаю пару десятков секретов, как вновь размечтаться…»

И вот вам несколько книжек, чтобы «размечтаться». 🙂

Т. Бабушкина «Что хранится в карманах детства»
М. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
Мурашова Е.В. «Дети-тюфяки и дети-катастрофы»
Г. Ньюфелд «Не упускайте ваших детей»
Нойброннер Дагмар «Понимать детей»
С. Кови «7 навыков высокоэффективных людей»
М. Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания»

4 года назад

Любой ребенок мечтает стать первоклассником, ведь это новый этап его жизни, который несет много интересного. Только вот спустя время многих детей тяжело заставить пойти на уроки, любопытство от знакомства с неизведанным тает, и тогда родителям приходится насильно отправлять ребенка в школу.

Кратковременные уловки привить любовь к учебе действуют, но результат не радует ни ребенка, ни родителей, ведь ничего не меняется – стимул учиться не вырабатывается. Угрозы физического воздействия, материальные выгоды, сулимые ребенку, не действуют.

Важно помнить о том, что возраст 7 лет для поступления в 1 класс выбран не случайно, ведь именно он, по ряду исследований, идеально подходит для начала получения новых знаний в новых условиях школьного коллектива. Многие родители стремятся отдать ребенка в школу раньше, ошибочно считая, что их сын или дочь таким образом смогут получить больше знаний. При определении возраста для начала учебной деятельности необходимо учитывать и сопоставлять ряд параметров, чтобы процесс учебы приносил удовольствие.

Как же привить ребенку желание учиться, как сделать так, чтобы он с удовольствием собирал портфель и шел в школу? Нет единого рецепта, но есть ряд моментов, о которых должен помнить любой родитель.

Важно помнить, что в возрасте до 7 лет присущей формой познания у ребенка является игра, и переключиться с игры на учебу не так просто. Если ребенок на ваш вопрос, готов ли он пойти в первый класс, просит еще поиграть с ним, это не плохой ответ, это искренний ответ ребенка, не готового еще к системному обучению. И если возраст позволяет отложить поступление в 1 класс, сделайте это, дабы не отбить у ребенка желание учиться.

Вспомните себя учеником, доставляла ли вам учеба большое удовольствие или была для вас принуждением, и что делали родители, чтобы привить вам желание учиться. Карательные методы борьбы с ленью не дадут никакого положительного результата, они скорее даже выработают в ребенке стойкое отвращение к школе. Если ребенок не понимает, зачем нужно учиться, и ему совсем неинтересна школа, попробуйте поставить себя на его место и выяснить первопричину. Возможно, малыш услышал от старших ребят, что в школе скучно, не дают играть, а постоянно что-то требуют, возможно, он просто не готов к учебе, не видя долгосрочной цели этого процесса.

Помочь создать интерес к учебе, прежде всего, могут и должны родители собственным примером. Читающие родители, совместные походы в театры, музеи, живое общение в кругу семьи – вот то, что способно заинтересовать ребенка получать знания ради самих знаний. Необходимо рассказать ребенку, что его будущие дети будут в младшем возрасте интересоваться миром, и в этот момент накопленные родителями знания, также полученные и в школе, помогут ответить на детские вопросы.

Специалисты рекомендуют родителям младших школьников создавать для детей эффект родительского присутствия. Как можно чаще бывайте рядом с ребенком, выполняющим задание, но не делайте работу вместо него, а направляйте на самостоятельный поиск решений. Поддержка родителей, искренняя радость за успехи в освоении новых знаний на уроках, о которых рассказывает ребенок, также является одним из условий, которые позволяют привить любовь к учебе. Вместо того чтобы отмечать отрицательные моменты учебы, старайтесь делать акцент на победах ребенка.

Полезным также является рассказ о том, что верно выбранная профессия помогает не только реализовать себя в жизни, но и получать удовольствие от собственной деятельности. Определите с ребенком, чем ему интересно заниматься и что нужно изучить для того, чтобы достичь своей цели, и тогда процесс учебы будет проходить с интересом и мотивом на будущее. А вот вопрос о денежном вознаграждении за успехи в учебе не так прост. Многие родители считают неправильным платить за отметки. Тут уж выбор остается за вами. Ведь, на самом деле, деньги на карманные расходы получает каждый ребенок, почему бы не заслужить их при помощи хорошей работы, которой для школьников является именно учеба.

Теплое, искреннее и дружеское общение ребенка и родителей, общение на равных помогает решить множество проблем, в том числе проблему нелюбви к школе. Любящие и внимательные родители смогут разобраться в причинах нежелания ребенка ходить в школу и сделают все возможное, чтобы процесс обучения приносил ребенку не только пользу, но и удовольствие.

Многие родители считают, что ребёнок должен учиться самостоятельно, обязан стараться и прикладывать максимум усилий для освоения материала школьной программы.

Вот только не учитывают тот факт, что ребёнок по природе своей никому и ничем не обязан, чтобы у малыша появилось стремление и желание учиться, именно родителям нужно прикладывать колоссальные усилия, помогая ребёнку правильно познавать мир. Для того чтобы результаты образовательной деятельности в школе были высокими, нужно грамотно мотивировать школьника на обучение.

Совместное занятие упражнениями и уроками в дошкольный период поможет ребёнку привыкнуть к мысли, что учёба является неотъемлемой частью его жизни на длительный период. Заниматься можно всего по 1–2 часа в день, стараясь разнообразить упражнения, подбирая заведомо простые, чтобы заинтересовать школьника, и обязательно создавать возможность сделать сложные, помогая достичь успехов в выполнении. Для ребёнка очень важно, когда родители занимаются с ним совместно, так как в сознании малыша формируется ощущение важности его действия, потому что родители учатся с ним, а взрослые всегда занимаются только важными делами.

В младшем школьном возрасте (с первого по четвёртый классы) крайне важно работать над домашним заданием вместе с детьми, приучая к самостоятельности поэтапно:

  1. Первый класс. Целиком показывать выполнение домашней работы в первом классе, заинтересовывая ребёнка запоминающимися для него комментариями, рассказами, объяснениями во время выполнения работы. Основная цель в этот период приучить детей к усидчивости, сосредоточенности внимания на уроках;
  2. Второй класс . Во втором классе нужно стараться сидеть рядом со школьником, пока он пытается самостоятельно выполнять домашнее задание. Очень важно быть готовым по просьбе ребёнка помочь справиться с задачами, научить его выполнять различные виды работы по образовательной программе. Особенно нужно уделять время и силы тому, чтобы объяснять материал, который ребёнок в школе не понял или прослушал;
  3. Третий класс. В третьем классе детям уже нужно позволять проявлять самостоятельность при выполнении домашней работы. Рядом сидеть уже не надо, важно проверять работу школьника после её выполнения, однако, в случае необходимости быть готовыми помочь с объяснениями и наглядно, продемонстрировать, как лучше выполнить задания. В этом возрасте нужно помочь привыкнуть ребёнку составлять план на день, чтобы приучить к выполнению большого объёма задач. Обязательно предоставить ребёнку возможность самому определять, когда он будет делать перерывы в выполнении заданий, и в какое время малыш отдохнет от учёбы;
  4. Четвертый класс. В четвёртом классе ребёнку надо разрешить самостоятельно планировать свой день, дать возможность распределять задания и продумывать, сколько времени ему нужно на отдых, а сколько на выполнение домашней работы. Очень важно в этом возрасте помогать выполнять задания по факультативным предметам, чтобы школьник ощущал поддержку родителей и их заинтересованность в его жизни и деятельности.

Специальный метод мотивации – поощрения и вознаграждения за результаты учёбы.

Начиная со второго класса, когда ребёнок уже чувствует ответственность за выполнение своего домашнего задания, нужно вводить систему поощрений за результаты его учебной деятельности. Например, можно заранее сообщить о приобретении подарка по итогу четверти, определить денежное вознаграждение за участие в олимпиадах, за выполнение особо сложных работ или заданий.

Такой метод помогает сформировать у школьника понимание того, что у взрослых есть работа, а у него – учёба.

Отношение к урокам, как способу заработать, приводит к появлению у современных детей ответственности и зарождению собственного желания учиться, без напоминаний.

В третьем и четвёртом классе правильнее переходить на оплату оценок. Лучшей мотивации в этом возрасте для ребёнка не существует, так как школьник ассоциирует себя со взрослым, понимая, что за свою работу он будет получать денежное вознаграждение. Чувство ответственности за результат поможет сформировать к пятому классу сильного в учёбе, сознательного школьника, который воспринимает время, проведённое на занятиях, своей трудовой деятельностью. В это время нужно тщательно продумать условную стоимость каждой оценки, оговорить с ребёнком все условия оплаты его труда, чтобы школьник выдел, что его воспринимают взрослым человеком.

Родителям необходимо тщательно продумать и посчитать, сколько они могут позволить себе платить за результат своим детям. Для некоторых сумма в 5 рублей за одну пятёрку может оказаться непосильной для бюджета семьи, а кто-то готов платить по 50 рублей, не испытывая никаких финансовых трудностей. Важно, чтобы ребёнку объяснили, почему именно определённая сумма вознаграждения за оценки, так как школьник должен чувствовать ответственность не только за учёбу, но и за семью.

Смешанная система мотивации – залог успеха не только в школе.

К пятому классу ученик становится самостоятельным, способным принимать ответственные решения, человеком. Умение составлять план и распределять время на выполнение всех пунктов оттачиваться будет вплоть до одиннадцатого класса и далее – во взрослой жизни. Норма вознаграждения, установленная в третьем классе, должна быть пересмотрена к девятому, так как нагрузка и уровень ответственности после девятого класса существенно возрастает, поэтому и мотивация должна быть соответственной. Важно понимать, что поддержка родителей и готовность их помогать в любом возрасте своим детям сильно придаёт уверенности школьникам, сохраняя в них наряду с чувством самостоятельности, ощущение спокойствия, надёжности и понимания того, что, в крайнем случае, родители всегда помогут.

Главное, для родителей понимать, что никакая мотивация не заменит их внимание и желание помогать ученику в освоении материала. Самостоятельность и ответственность у школьника закладывается исключительно до пятого класса благодаря родителям, мотивация только помогает в этом.

Вакцинация ребенка

Дата рождения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Января февраля марта апреля мая июня июля августа сентября октября ноября декабря

Статьи по теме: