Система взаимодействия доу и семьи. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель данной работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, эколог, валеолог, психолог), а также библиотекари, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Примерная тематика клубов:

«Расти здоровым, малыш!»

«Развитие художественно-творческих способностей»

«Приобщение детей к природе»

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Речевое развитие дошкольников» и др.

Благодаря деятельности подобных клубов наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.

Материалы деятельности семейного клуба представлены в виде проекта по теме «Детский сад и семья – первый социум для ребенка», прошедшего апробацию в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка» г. Мичуринска Тамбовской области.

Проект: «Детский сад и семья – первый социум для ребенка»

Семья всегда будет основой общества
Оноре де Бальзак

Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества
Феликс Адлер

Творческое название проекта: «Семейный клуб»

Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Аннотация проекта

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путем распределения и соблюдения определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания, а значит, полноценной личностью.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клуба

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:

Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
  • Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Обобщать опыт семейного воспитания.
  • Способствовать установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.

Проект реализуется в три этапа. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • разработка положения о клубе;
  • мини-педсовет «Детский сад и семья»;
  • мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;
  • опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
  • составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
  • обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.

В ходе основного этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Приведем пример плана организации мероприятий:

виды деятельности

участники

1. Заседание клуба

«Мастерская волшебников»

(на базе старших групп)

Практикум по изготовлению поделок из бумаги, ниток и природного материала. Оформление выставки.

Воспитатели, дети, родители

2. Заседание клуба

«Занимательные звуки» (логопедическая группа)

Логопедический досуг

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети

3. Заседание клуба творчества «Добавь осени красок» (на базе старшей группы)

Совместная творческая работа детей, родителей и педагога по изо.

Педагог по изодеятельности дети, родители

4. Заседание клуба « Мы – экологи» (средняя группа)

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей.

Наблюдение за домашними питомцами. Конкурс-фотовыставка «Домашние любимцы»

Воспитатели, дети, родители

5. Заседание клуба «Здоровый дошкольник» (подготовительная к школе группа)

Тематический вечер «Расти здоровым, малыш!»

Дискуссия. Открытое занятие в бассейне

Воспитатели, дети, родители, медперсонал, инструктор по физвоспитанию

6. Заседание клуба

Семейный досуг «Мамы разные

Конкурс «Рисуем с папой мамин портрет»,

Конкурс чтецов «Стихи о маме»

Воспитатели, дети, родители

7. Неделя семьи.

Проектно-исследовательская деятельность «Мое генеалогическое древо» (подготовительные к школе группы)

Родительские собрания в группах

Оформление фотоальбома «Семейные традиции». Выставка семейных рисунков «Мое генеалогическое древо».

Воспитатели, дети, родители

В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.

Результаты работы над проектом можно представить следующим образом.

Работа семейного клуба в детском саду способствовала:

  • Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
  • Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
  • Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
  • Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
  • Обобщению опыта семейного воспитания
  • Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями

Выводы:

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

На общем родительском собрании в ДОУ принято решение о продолжении работы по реализации проекта «Семейный клуб» в следующем учебном году.

Литература

1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.

В основе работы ДОУ с семьей лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьей .

Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь дает человеку "запас прочности", формирует чувство психологической защищенности. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, так как родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей .

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами - практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Формы взаимодействия детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны .

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы - это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы - устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести :

Информационно-аналитические

Анкетирование;

- "почтовый ящик".

Наглядно-информационные

Родительские клубы;

Мини-библиотека;

Информационные стенды "ОКНО - очень короткие новости";

Выпуск газеты "ЖЗД - жизнь замечательных детей".

Познавательные

Родительские гостиные;

Нетрадиционные родительские собрания;

Устные журналы;

Экскурсии.

Досуговые

Праздники;

Совместные досуги;

Участие родителей в конкурсах, выставках.

Одна из форм информационно-аналитической работы - почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Еще одна эффективная форма работы с родителями - наглядно-информационная. В нашей группе уже несколько лет действует родительский клуб "Родительская академия". Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка" - вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд "ОКНО - очень короткие новости". В "ОКНЕ" отражаются наиболее важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: "Что такое безопасность?", "Еще раз о правах ребенка" и т.п.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы - досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода "На природу", цель которого была в сотрудничестве с семьей формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках "Курс молодого бойца", "Все на лыжню". Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Таким образом, семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Выводы по первой главе

1. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющихся в многообразии форм взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

2. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям. Необходимо выработать единые воспитательно-образовательные позиции с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны насотрудничествеи взаимодействии при условии открытости детского садавнутрьи наружу

3. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей, отметим некоторые из них: презентация дошкольного учреждения; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; педагогический совет с участием родителей; анкетирование, интервью, педагогические ситуации, телефон доверия, посещение семьи, педагогические беседы, тематические консультации, индивидуальные и групповые собрания; "круглый стол"; конференция; наглядная пропаганда и многое другое.

Строя сотрудничество детского сада с родителями, специалисты и практические работники опираются на «Концепцию дошкольного воспитания» (1989), в которой говорится о том, что детский сад и семья в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Задачи сотрудничества педагога дошкольного учреждения с родителями – установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, взаимодействия: эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм обучения и воспитания. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Основные формы сотрудничества.

1. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.



2. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Он проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

3. Консультации. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

4. Родительские собрания. Общие собрания (для родителей всего учреждения) организуются 2–3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, Групповые собрания проводятся раз в 2–3 месяца. На обсуждение выносят 2–3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Предусматриваются выступления родителей.

5. Дискуссионные встречи являются активными формами общения в целях активизации воспитательных возможностей родителей. Это, например, «круглый стол», «вечер вопросов и ответов»; практикумы и тренинги, помогающие родителям осуществлять коррекцию собственных взглядов на воспитание и способов общения с ребенком. Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально насыщенные формы общения с ними: совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т. п.

Воспитателю важно продумывать способы вовлечения родителей в воспитательный процесс. Так, он предоставляет им право свободно по своему усмотрению знакомиться с жизнью ребенка в детском саду, его общением со сверстниками. Родителям важно видеть ребенка в разных видах деятельности: игре, труде, за компьютером, во время еды и на прогулке, в бассейне и спортивном зале. Такие наблюдения – источник новых, подчас неожиданных знаний о сыне или дочери. Их количество в течение учебного года может определяться как просьбами родителей об интересующей их информации о жизни детей в детском саду, так и дефицитом имеющихся у родителей сведений или понимания значимости той или иной детской деятельности в развитии ребенка, выявленным в ходе бесед, наблюдений, опросов, тестирования родителей и пр.

Приглашая родителей в детский сад, следует создавать ситуации для взаимодействия детей и взрослых. Например, предложить родителям вместе с ребенком лепить, клеить, рисовать, играть, выполнять спортивные, танцевальные движения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки и пр. Взаимодействуя с ребенком, родители начинают лучше его понимать и чувствовать, замечают изменения в его развитии, радуются и сопереживают успехам и удачам сына или дочери.

Воспитатель продумывает содержание общения с родителями, принимая во внимание социальные факторы семейного воспитания: жилищные условия семьи, возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт; типы семей, указывающие на своеобразие социальной ситуации развития единственного в семье ребенка; имеющего старшего или младшего брата (сестру); проживающего с бабушкой, дедушкой; в неполной семье; при повторном браке родителя; с опекунами и др. Анализ семей воспитанников помогает педагогу лучше ориентироваться в педагогических потребностях родителей и осуществлять дифференцированное общение с ними, объединяя их в подгруппы по сходным условиям и трудностям воспитания (например, имеющих только сына или дочь; испытывающих затруднения в налаживании отношений между двумя, тремя разнополыми или однополыми детьми; интересующихся спецификой воспитания младшего ребенка в семье и др.).

Содержанием общения с родителями детей одного – трех лет могут стать: организация здорового образа жизни семьи; создание условий для безопасности жизни ребенка в доме; вопросы гигиены; значение эмоциональной связи матери и ребенка в развитии малыша, культуры эмоционального общения с ребенком и ценности игрового общения с ним в семье; особенности социального развития и преодоление кризиса трех лет. Важно обучать родителей умениям обогащать сенсорный, речевой опыт малыша в разных видах деятельности, обеспечивать двигательную активность ребенка, его орудийно-предметную деятельность, знакомить их с программой развития и воспитания детей в детском саду.

При общении с родителями детей трех – пяти лет воспитатель продолжает знакомить их со способами общения с ребенком и адекватными методами педагогического воздействия в семье; обучает способам развития речи и речевой коммуникации, показывает возможности семьи для развития у ребенка любознательности, воображения и др. Размышляет вместе с родителями о проявлениях индивидуальности ребенка, особенностях его поведения, привычках и предпочтениях.

С родителями детей пяти – семи лет воспитатель обсуждает вопросы психофизиологической зрелости ребенка и готовности его к школе; обращает внимание родителей на важность формирования морально значимых мотивов и произвольных форм поведения ребенка, формирования уважительного отношения к взрослым своей семьи и обогащения его чувственного опыта.

Во время дискуссий воспитателю лучше направлять диалог, а не лидировать в нем, предоставлять каждому участнику возможность свободно высказаться, выслушать других, сформировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Дискуссионный вопрос или обсуждение нескольких точек зрения на проблему настроит родителей на размышление. Например: «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка – в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?»

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Например, родителям предлагается задача: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?» Или: «Ребенок, сидя за столом, разлил молоко. Как вы обычно относитесь к таким проступкам ребенка?» Как вам нравится такое обращение взрослого к ребенку: «Как! Ты разрешаешь не руке, а стакану быть хозяином? Тебе надо поговорить со своей рукой. Давай возьмем губку и все вытрем».

Тренинговые упражнения и ролевое проигрывание семейных ситуаций позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям в игровом тренинге: «Проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, обидевшим сверстника...» и др. Это могут быть также задания родителям дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения с ним, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные формы, заменить нежелательные на более конструктивные. Например: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя» вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?»; «Как мне приятно видеть, что ты уже умеешь о себе заботиться. С грязными руками неприлично садиться за стол!» вместо «Что это за манера вечно садиться за стол с грязными руками?»

Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребенка в конкретной ситуации, педагог может сформулировать перед родителями вопрос: «А как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации

Особой деликатности от педагога требуют вопросы, касающиеся психолого-педагогической помощи родителям в преодолении трудностей семейного воспитания, например эмоционального неблагополучия ребенка в связи с разводом, семейным конфликтом, повторным браком родителя и др. В этих случаях воспитатель работает вместе с практическим психологом, социальным педагогом, другими специалистами дошкольного учреждения. Так, совместно с психологом или социальным педагогом целесообразно познакомить родителей с причинами возникновения различных форм аффективного поведения детей (тревожности, гиперактивности, неуверенности, агрессивности и др.). Полезно рассказывать родителям о важности создания в семье условий для психологического комфорта, безопасного психического развития ребенка. Хорошо дать родителям, особенно матерям, навыки психологической защиты ребенка в связи с нарушениями семейных взаимоотношений, кризисными ситуациями в семье, так как для дошкольника именно мать в условиях нестабильных семейных отношений является главной, а подчас и единственной эмоциональной опорой ребенка. Регулярные индивидуальные беседы о психическом здоровье детей будут повышать психологическую культуру родителей, способствовать постепенному пониманию и осознанию ими причин возникающих психологических проблем с ребенком.

Важно создать в помещениях дошкольного учреждения условия для комфортного конфиденциального общения родителей со специалистами: педагогами дополнительного образования, психологом, медицинскими работниками и др. Если позволяют условия дошкольного учреждения, может быть оборудована консультативная комната для родителей, напоминающая домашний интерьер, где целесообразно иметь библиотеку для семейного чтения.

ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА

Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности, а для этого на сегодняшний день необходима структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка.

Обе взаимодействующие стороны заинтересованы в детях, в их совместном, осуществляемом в ходе сотрудничества воспитании. Для того чтобы данные сферы были согласованы, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием.

Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Так как родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольного учреждения.

Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка может состоять из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного. Рассмотрим каждый из них.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п. Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и т.д.).

Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.

Второй - практический блок, содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанных с развитием детей. Данный блок может состоять из таких форм работы, как:

психологический тренинг - интерактивное общение с родителями;

«виртуальная приемная», которая предполагает виртуальное общение с родительской общественностью на сайте «Образовательный портал».

Формы и методы работы, которые могут использоваться специалистами, педагогами и психологами зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

С целью решения задачи эффективного взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок -контрольно-оценочный, т.е. это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов. В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Таким образом, работа с данной моделью позволяет структурировать деятельность педагогических коллективов ДОУ и семьи, и может явиться отправной точкой организации гармоничного взаимодействия родители-дети-педагоги.

.2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста

Вся система работы в ДОУ направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

изучение потребности родителей в образовательных услугах;

просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Анализ практики работы ДОУ выявил два вида форм совместной работы:

совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.

совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

В настоящее время собрания вытесняются новыми формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», Родительские конференции, Семинары-практикумы - их основная цель - обмен опытом семейного воспитания и др. Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Кроме того, для установления контакта с ребенком, его родителями много дает посещение семьи ребенка.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Во многих ДОУ складывается уникальный опыт работы в этом направлении.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционныеформы общения. Выделяют следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (табл.1).

Таблица 1 - Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

НаименованиеС какой целью используется эта формаФормы проведения общенияИнформационно-аналитическиеВыявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотностиПроведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»ДосуговыеУстановление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьмиСовместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставкахПознавательныеОзнакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детейСеминары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителейНаглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительскиеОзнакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детейИнформационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его функционирования, с деятельностью педагогов и т.п. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе - это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

Проведение «Круглых столов» происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Заранее планируются противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставатьсяиндивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ. В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы ДОУ с разными типами семей.

Введение

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

Объект исследования : взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи

Предмет : формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи

Для решения данной проблемы мы поставили цель:

Теоретически обосновать и практически разработать формы и методы работы педагога ДОУ с родителями.

В соответствии с поставленной целью определили следующие задачи :

1. Рассмотреть теоретические подходы к организации взаимодействия педагога ДОУ и родителей…

2. Выявить социально-психологические особенности работы педагога с родителями по воспитанию и обучению детей.

3. Определить формы и методы работы педагога ДОУ с родителями для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей: - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; - объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

1.2.Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

  • изучение потребности родителей в образовательных услугах;
  • просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя, из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы. Анализ практики работы ДОУ выявил два вида форм совместной работы:

  • совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.
  • совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории

Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются:

  • коллективные;
  • индивидуальные;
  • наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся: родительские собрания, конференции, «круглые столы» и др. В настоящее время, родительские собрания вытесняются новыми формами общения, такими как «устный журнал», «педагогическая гостиная», «круглый стол», «родительские конференции», «семинары-практикумы» - их основная цель - обмен опытом семейного воспитания и др. К индивидуальным формам относятся: педагогические беседы с родителями - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия . Выделяют следующие нетрадиционные формы:

  • информационно-аналитические;
  • досуговые, познавательные;
  • наглядно-информационные .

Информационно-аналитические : выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик». Досуговые : установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Познавательные : ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские : ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (старшего воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, медицинской сестры) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноценными участниками образовательного процесса.

Мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение семей воспитанников на дому;
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • визиты в группу;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • Дни добрых дел;
  • Дни открытых дверей;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • оформление фотомонтажей;
  • совместное совершенствование предметно - развивающей среды;
  • семинар - практикум;
  • круглые столы;
  • театр взрослых. Проводимая работа позволила повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Заключение

На сегодняшний день можно сказать, что у нас в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Основной трудностью является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить данную работу, необходима большая подготовительная работа по воспитанию из родителей в единомышленников в воспитании детей.

В заключении выделим основные направления, по которым должны строиться и оцениваться уровень и основные показатели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:

  • изучение семьи и условий семейного воспитания;
  • повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей и общей культуры семьи;
  • дифференцированная и индивидуальная помощь семьям воспитанников;
  • изучение, обобщение и распространение лучшего опыта семейного воспитания;
  • включение родителей в осуществление педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Список используемой литературы:

  1. Данилина Т.А. «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей», М., 2004
  2. Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями», М., 2002
  3. Солодянкина О.В.«Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей», М., 2004
  4. Зверева О.Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М., 2007
  5. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», М., 2007
  6. Пастухова И.О. «Создание единого пространства развития ребенка», М., 2008.
  7. Данилова Е.Ю. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями», М., 2009
  8. Прохорова С.Ю.«Предшкольное образование и система работы с родителями», М. 2008
  9. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с
  10. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
  11. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С.52-58.
  12. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
  13. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А.Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С.41-49.

Статьи по теме: