Сколько детей должно быть в семье. Дружба со взрослыми

В последние годы семьи нередко решают ог­раничиться одним ребенком. И не только по экономическим соображениям. Порой можно услышать, что единственному ребенку психо­логически более комфортно: дескать, у него нет повода для ревности, ему не приходится делиться с братом или сестрой игрушками, да и в плане образования он получит больше, поскольку матери не надо разрываться между ним и другими детьми, и она сможет бросить все силы на обучение своего единственного чада...

Но так ли уж бесспорны эти выгоды? Да­вайте рассмотрим ситуацию с разных сторон.

Мой сын ревнует меня к телефону

У единственного ребенка в семье гораздо боль­ше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался только вокруг них, и хотя объективно повода для ревности у них нет, единственные дети все равно его находят.

Вот типичный пример. Днем шестилетний Игорек вел себя прекрасно, но, когда с рабо­ты приходил папа, мальчик резко менялся.

Нет, не то чтобы он проявлял недовольство... Наоборот, Игорь вроде бы радовался отцу, но эта радость выражалась как-то чересчур бур­но, и всплеск положительных эмоций быстро переходил в отрицательные. Игорь становился обидчивым, раздражительным, не давал роди­телям спокойно поговорить, требовал, чтобы с ним поиграли, и совершенно не желал пони­мать, что папа устал и ему хочется отдохнуть. Когда же наступало время сна, ревность про­являлась еще более откровенно: мальчик наот­рез отказывался засыпать в своей кровати и с детской непосредственностью пытался спрова­дить туда отца.

Ты ложись в мою кроватку, я тебе уже постелил, - умильно уговаривал он папашу, который, как вы понимаете, был отнюдь не в восторге от подобной «ссылки».

Другие «единоличники» ревнуют мать к работе или к подругам. А некоторые женщи­ны жалуются, что они даже по телефону спо­койно поговорить не могут: сын или дочь тут же начинают плохо себя вести, выкрутасничают, требуют, чтобы мать положила трубку. Так что положение «единственного и неповто­римого» вовсе не является охранной грамотой против детской ревности.

У семи нянек дитя со страхами

Единственный ребенок обычно бывает окру­жен усиленным вниманием взрослых. Особен­но трепетно - в силу возраста - относится к малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единствен­ном внуке. Но гиперопека, как известно, по­рождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми, часто и во взрослом возрасте бывают неспособны на сме­лые, решительные поступки. Недовольство со­бой вызывает депрессии, а отсюда уже полша­га до зависимости от алкоголя или наркоти­ков. А то и до самоубийства!

Трагедия маленького принца

Ребенку вообще вредно чувствовать себя пупом Земли, центром, вокруг которого вращается мини-вселенная его семьи. А в однодетных семьях это, увы, почти неизбежно. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потре­бительской психологии: дети начинают счи­тать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их по­требности и прихоти.

Особенно ярко это проявляется в подростко­вом возрасте, и родителям, которым, конечно, хочется какой-то отдачи, бывает очень обидно.

Они задаются горьким вопросом: «Откуда у моего сына (или дочки) такая непробиваемая черствость? Ведь ни о ком, кажется, так не заботились, как о нем, все для него делали, а он так себя ведет...»

Хотя, если разобраться, «единственный и неповторимый» ведет себя вполне логично. Именно так, как и должно быть в подобной ситуации. Взрослые воспитывали маленького принца - и вот принц вырос. С какой стати он должен служить кому-то?

Многие подростки прямо так и говорят род­ным: «Я вам не слуга». И при этом постоян­но предъявляют претензии, требуя от родите­лей дорогих модных вещей, денег на развле­чения и т. п.

В многодетной семье такое тоже теоретичес­ки может случиться, но вероятность подобно­го развития событий гораздо ниже. Там сама жизнь не дает матери возможности сильно избаловать детей: старшие вынуждены опе­кать младших, приходится как-то распреде­лять домашние обязанности - иначе просто не справиться с хозяйством.

Конечно, есть опасность чрезмерно перегру­зить детей взрослыми обязанностями, но при разумном распределении нагрузки работа по дому очень даже полезна. У детей постепен­но вырабатывается чувство ответственности, без которого ни один человек не может до­биться успеха. Они привыкают к труду и вырастают гораздо более подготовленными к взрослой жизни.

А это во многом залог успешности их бу­дущего брака. Сколько семей распадается из-за того, что девушка, привыкшая к роли обо­жаемой дочки, не в состоянии войти в роль заботливой жены и самоотверженной матери! А «маменькин сынок» остается таковым до седых волос. Наплодив детей от разных жен­щин, он не то, что не помогает их вырас­тить, но даже не интересуется своими от­прысками!

Психологи и педагоги всего мира озабочены инфантильностью современных подростков и молодежи. Это, конечно, отдельная и очень обширная тема разговора. Скажу только, что далеко не последняя причина подростковой инфантильности - воспитание детей в одно-двухдетных семьях.

Семья с одним ребенком – норма в современном обществе. У этой ситуации есть как плюсы, так и минусы. И родителям важно знать об этом, определяя линию воспитания единственного ребенка.
Нередко можно слышать, что низкий уровень рождаемости в нашей стране объясняется сложным материальным положением и неуверенностью в завтрашнем дне. Но этот аргумент все больше и больше теряет свою актуальность: в последнее время даже в странах с очень высоким уровнем развития родители все реже решаются на второго ребенка. Сегодня совершенно полноценной считается семья из трех человек — мамы, папы и ребенка.
Плюсы и минусы
Единственный ребенок нередко опережает сверстников в интеллектуальном развитии, и это вполне объяснимо: ему одному достаются все силы, время и внимание родителей и других родственников. Такие дети, как правило, раньше начинают говорить, читать, с ними много занимаются, стараясь развивать любые способности.
Находясь преимущественно во взрослой компании, малыш часто слышит серьезные разговоры и учится на равных общаться с взрослыми. Он привыкает, что с его мнением считаются, и это повышает его самооценку. Но многие взрослые при этом признаются: воспитывая одного ребенка, трудно избежать сложностей и перекосов. И то, что в большой семье дети получают естественным путем – в процессе общения, игры, благодаря необходимости выстраивать отношения с самыми разными людьми – единственный ребенок может получить благодаря лишь каким-то специальным усилиям, предпринятым взрослыми.
Психологи считают, что в семье, где растет единственный малыш, родителям важно понять – почему они не хотят иметь детей больше. Не секрет, что многие рожают ребенка не ради него самого, а для себя. В этом случае все ожидания и надежды переносятся на него, единственного. Родители не принимают его таким, каков он есть, а как бы формируют некий идеальный образ и потом стараются «встраивать» малыша в эту искусственную схему. А это может привести к отклонениям в поведении и развитии ребенка. Что же делать? Прежде всего постараться признать, что ребенок — совершенно отдельное существо, которое имеет право на свой путь развития и очень нуждается в уважительном к себе отношении.
Единственному ребенку нужно предоставлять те способы взаимоотношений с людьми и с окружающим миром, которые естественным путем формируются в больших семьях. И хорошо бы еще взрослым при этом знать об основных возрастных периодах детского развития, чтобы не вынуждать ребенка перескакивать через ступеньки этого естественного, природой определенного пути.
Есть контакт?
Аллан Фромм, известный американский педиатр и психолог, заметил, что о психическом здоровье ребенка лучше всего говорят его взаимоотношения со сверстниками: «Это именно та область, где мы способны многое сделать для предотвращения типичных для единственного ребенка проблем. Самое главное — как можно больше расширять его контакты с окружающим миром».
· Многие родители, вспоминая свое нерадужное садовское детство, не хотят той же участи для своих детей. В лучшем случае ребенок идет в сад перед поступлением в школу. Если у вас один ребенок, желательно отдать его в детский сад не позже четырехлетнего возраста. Ему очень нужен коллектив!
· Ваш дом должен быть открытым не только для ваших друзей, но и для приятелей ребенка. Особенно если ваш малыш — «не садовский» ребенок. Походы в кружки и секции могут развить интеллектуальные, спортивные или эстетические способности ребенка. Но приобрести навыки настоящего детского общения он там не сможет: все внимание сосредоточено на занятиях, а когда они заканчиваются, детей уводят по домам. В лучшем случае им удается повозиться в песочнице друг с другом. Но этого недостаточно. Значит, ваш удел — стать режиссером всевозможных праздников, детских вечеринок, организовать домашний клуб. Конечно, это нелегко, но зато окупится сторицей.
Учитесь отпускать!
Мамы, у которых один ребенок, бывают чересчур тревожны. Это объяснимо, но для ребенка часто становится обузой. Строгий контроль может загубить первые ростки самостоятельности, а в подростковом возрасте, когда большинство ребят стремится получить независимость, станет причиной серьезных конфликтов между ребенком и взрослыми.
Когда детей несколько, родители волей-неволей распределяют любовь, заботу и строгость на всех. И дают детям больше самостоятельности.Единственного труднее отпустить от себя, это в глазах чужих людей он уже большой, но мама уверена, что он много чего еще не умеет и не знает. Невозможно не переживать за ребенка, но скрывать от него этот страх – вполне по силам. Научитесь не показывать тревоги, старайтесь разговаривать спокойно и быть сдержанными. Одним для этого будет достаточно здравого смысла, другим помогут элементы аутотренинга, а третьим, возможно, потребуется уделять больше внимания своим собственным достижениям и неудачам, чтобы не так сосредотачиваться на детских.
Ребенку необходимо душевное пространство, в котором он мог бы существовать свободно и при этом чувствовать, что его постоянно поддерживает крепкая родительская рука. Но единственному нередко отказывают в этом, навязывая ему определенные стереотипы поведения. Известный австрийский педагог Хансхайнц Райпрехт считает, что семья, в которой растет один ребенок, должна руководствоваться правилом: «Только никакой исключительности!» Тогда окружающий мир станет для ребенка более естественным, жизнь всей семьи не будет подчинена только лишь одной персоне, и малыш сможет самостоятельно войти в реальную жизнь и столкнуться с ее трудностями.
А что ожидает единственного ребенка в будущем? Люсиль Форер, автор книги «Фактор очередности рождения», в главе, посвященной единственным детям, замечает: «Единственные дети, как правило, вырастая, могут быть счастливы и без детей, а если заводят их, то максимум двоих. Они хорошие родители, хотя слишком усердствуют при воспитании. У отца, имеющего одного ребенка, могут возникнуть проблемы при воспитании. То же касается и матери с одним ребенком».
Советы родителям
Наши родители часто росли «во дворе», где даже единственный ребенок усваивал общие правила справедливости, детской морали. Сейчас другое время, мы не отпускаем маленьких на прогулку одних. Многодетным родителям не нужно прикладывать специальных усилий, чтобы обучить детей социальным навыкам. А вот родителям единственного придется просчитывать воспитательные действия на несколько шагов вперед.
· Ребенок привык любым способом добиваться высшей оценки и похвалы? Но многие ровесники, как правило, недолюбливают тех, кто постоянно ищет признания и поддержки у взрослых.
· Вы одеваете свое чадо с иголочки и гордитесь, что ребенок — чистюля и аккуратист? Не забудьте все же предупредить его, что это отнюдь не считается достижением в компании сверстников. А вот умение играть в команде, постоять за себя — другое дело!
· Очень важно сформировать у единственного ребенка физические умения и практические навыки. Если он будет ловким, сильным, умеющим ездить на велосипеде и бегать на лыжах, владеть мячом и защищаться, его уверенность в себе возрастет, и он сможет стать своим среди сверстников.
· Не стоит постоянно привлекать ребенка к участию в разговорах взрослых. Друзья родителей — это их друзья, ребенку же необходимо общение со сверстниками и простые детские радости. Английский — это, конечно, хорошо, но не отменяет необходимых дворовых баталий и ребячьих игр. Януш Корчак когда-то писал: «Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которого ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни».

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной, любящей атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки,любви, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда нужно и ненужно. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других; они попадают в ситуацию сравнения с другими, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ "Себя", чтобы достичь этого они часто шалят и проказничают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семья начинается с детей»

А. И. Герцен

Единственный ребенок - плохо или хорошо?

Мы держать его будем за руки...

Мы держать его будем за руки,

Мы любовь отдадим ему вечную
И счастье подарим беспечное.
Мы трое – семья очень дружная,
Друг для друга мы люди нужные.
Он улыбнётся нам – родителям,
И мы в ответ ему упоительно.
Мы будем идти держась за руки.
Ты – папа, Я – мама, Он – маленький.
(Т. Снежина)

Особенности воспитания в семье единственного ребенка

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной, любящей атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному, маленькому в стране великанов не так легко и просто,не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему не удается, когда ему трудно, и спешат скорей помочь. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу,натянуть колготки и др. и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда нужно и ненужно. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т. п.) для того, чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как она - он) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или заболел.

Другая характерная особенность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами) что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других; они попадают в ситуацию сравнения с другими, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого они часто шалят и проказничают.

Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться со сверстниками. Они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.

Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, единственные дети уже в дошкольном возрасте начинают активно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им купили братика или сестричку, в других случаях страстно хотят иметь собаку или кошку.

Однако в ситуации развития единственных детей есть свои положительные стороны. Особенности воспитания единственного ребенка приводят к тому, что, во-первых, он получает больше внимания и любви родителей. Только в тех случаях, когда родители перегибают, не оставляют места для инициативы ребенка, не дают возможности ему самому испробовать свои силы, преодолевать препятствия, вреда бывает больше, чем пользы. К сожалению, тенденция именно такова: ведь у родителей он единственный. Однако есть родители, которые пересиливают эту свою слабинку и создают ребенку нормальную обстановку развития.

Во-вторых, родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его способности, быть внимательными к его внутреннему миру, его переживаниям. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в других семьях. Таким образом, можно заключить, что как плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком оставляют более яркий след в его личности. В социальном плане единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их обучение тратится больше времени, привлекаются различные репетиторы, дети устраиваются в разнообразные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети лучше обеспечиваются материально, что важно для начала самостоятельной жизни.

Возможные риски при воспитании единственного ребенка

Если несколько лет назад единственный ребенок в семье был редкостью, то сейчас - это норма жизни. О единственных детях можно услышать расхожее мнение, что они вырастают эгоистами. Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века. Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками.

Значит ли это, что родителям единственного чада беспокоиться не о чем? Это не совсем так. Ситуация развития в семье с несколькими детьми и с одним ребенком действительно серьезно различается. Есть определенные особенности и риски, которые нужно учитывать родителям в воспитании.

Риск первый: ребенок - маленький взрослый

Единственный ребенок загодя оказывается в менее благоприятной ситуации с точки зрения социального развития. Ведь до поступления в детский сад, а то и в школу он общается преимущественно со взрослыми. Даже лексикон такого малыша бывает «недетским», он часто не понимает

Детского юмора, дразнилок и т.п. Безусловно, ему бывает непросто адаптироваться в детском коллективе, часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве.

Ребенок, не имеющий достаточного опыта общения со сверстниками, очень часто не умеет играть в ролевые игры. А ведь именно такая игра - основной инструмент социального и эмоционального развития в дошкольном возрасте. Конечно, родители могут сами попытаться играть с ребенком, но он быстро почувствует фальшь, ведь редко какой взрослый может так искренне отдаваться игре, как ребенок.

Это связано еще и с тем, что ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). Так или иначе, один подчиняется другому. В детском же коллективе требуется выстраивать принципиально другие отношения - отношения равных, отношения сотрудничества. Зачастую от неумения выстраивать партнерские отношения ребенок «перепрыгивает» на другой, более простой вариант - отношения конкуренции с другими детьми.

Такое развитие событий может привести к тому, что в детском коллективе ребенок станет либо «одиночкой», либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекать к себе персональное внимание взрослого (учитель, воспитатель). Ну и ясно, что самому ребенку в такой ситуации будет непросто. Эти трудности в отношениях могут сохраниться и во взрослом возрасте.

Решение: дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками.

Поступление в детский сад часто бывает серьезным стрессом для единственных детей, ведь он впервые оказывается в большой группе таких же малышей, без пристального обожающего внимания родителей. Однако именно детский сад позволяет ребенку компенсировать ту среду сверстников, которой ему не хватает дома.

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с сыном или дочкой ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми.

Водить ребенка в детский сад не всегда есть возможность по разным причинам. В таком случае важно найти другие способы общения со сверстниками. Приглашайте в гости двоюродных братьев и сестер, друзей с детьми, посещайте спортивные и другие секции, группы кратковременного пребывания.

Очень важно при этом, чтобы ребенок общался с другими детьми не под постоянным надзором родителей, важно давать ему возможность самому разрешать сложные ситуации, выстраивать отношения.

Риск второй: ребенок - центр вселенной

Очень часто семьи с единственным ребенком становятся, как обозначают психологи, «детоцентрированными». Это означает, что вся вселенная семьи крутится вокруг одного центра - ребенка. Особенно этому способствует, если ребенок поздний и долгожданный.

Если детей в семье несколько, они так или иначе образуют свое сообщество, внимание родителей неизбежно разделяется между ними. Единственный же ребенок в семье как минимум постоянно на виду, зачастую за него больше беспокоятся, тревожатся. Пока двое братьев носятся по двору и набивают шишки, единственному сыну часто «подстилают соломку» и трясутся за каждое движение...

С одной стороны, такая центрация на ребенке дает ему больше возможностей: родителям легко обеспечить единственного ребенка, в том числе дать ему хорошее образование, больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. В итоге малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой, вниманием. И это, конечно же, важно.

С другой стороны, если с взрослением ребенка этот уровень заботы и опеки не снимается, происходит следующее. Ребенок, чувствующий себя в безопасности в семье, чувствует повышенную тревогу и страх при выходе во «внешний мир».

Еще один возможный негативный фактор. Эту родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное. При этом самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге у него просто нет такого опыта, а он, естественно, необходим для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи.

К тому же при таком раскладе в школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание.

Самолюбие таких детей становится болезненным: отсутствие пристального внимания взрослых означает для ребенка, что он плохой, что-то делает не так.

Ну и, наконец, ревность. Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенка как подменяют. Он начинает закатывать истерики, бросаться предметами, кричать. В итоге можно увидеть картину абсолютно измотанных родителей, которые даже не могут спокойно поговорить по телефону в присутствии ребенка.

Решение: децентрировать семейные отношения.

Важно понимать, что единичными реакциями ситуацию не разрешить. Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители - это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка. Ребенок должен понимать, что между мамой и папой тоже есть отношения, а не только между каждым из них и ребенком.

Имеет смысл и контролировать уровень заботы и опеки. Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, падая с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Нельзя держать ребенка в «тепличных условиях», он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе.

Нужно учить ребенка быть самостоятельным, мало того - заботиться о других. Даже если вам совсем не сложно убрать за ребенком игрушки или налить себе воды, попросите об этом малыша.

Риск третий: ребенок - лучший друг мамы (папы)

Этот риск наиболее типичен для неполных семей с единственным ребенком, хотя встречается и в полных. Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель (чаще мама) становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям.

Взрослые за счет такой дружбы зачастую решают собственные личные проблемы, ребенок же готов принимать любую модель отношений, подаваемую родителем.

Конечно, это не худшая модель детско-родительских отношений, но все же далеко не самая оптимальная. Во-первых, при такой ситуации у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, ребенок замыкается в родительской семье.

Ясно, что во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

Во-вторых, такая ситуация ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он, на самом деле, остро нуждается. Он не получает и образца «взрослого поведения».

Решение: оставаться для ребенка родителем.

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком, можно и даже нужно. Однако важно соблюдать грань, важно оставаться для ребенка (пока он еще ребенок) все же родителем. У взрослого должны оставаться свои взрослые вопросы, которые он решает без участия ребенка. Взрослый должен диктовать определенные нормы и правила, транслировать моральные нормы, семейные традиции и т.д.

Что касается рычагов влияния на ребенка, то в большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. Влияние братьев и сестер, практически сверстников, оказывается гораздо более существенным в подростковом возрасте, чем влияние родителей. Семья с единственным ребенком такой возможности уже лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба - это дружба особая .


В последнее время редко можно увидеть многодетную семью, да и семьи, где двое детей – почти что раритет. Чаще всего молодые семьи ограничиваются одним ребёнком, а иногда и вовсе предпочитают жить без детей, как говориться – для себя. Но так ли хорошо, когда в семье растёт один ребёнок?

От молодых мамочек нередко слышишь, что единственному ребёнку в семье более комфортно: у него нет повода для ревности, всё своё внимание родители уделяют только ему. Все игрушки в доме – это только его игрушки, ими ни с кем не надо делиться. Родители могут ребёнка водить в различные кружки, так как не надо делить своё время между ним и его братьями и сёстрами. Но насколько это верные рассуждения?

Единственный ребёнок в семье в итоге вырастает эгоистом. Он требует повышенного внимания к себе, начинает чувствовать себя этаким царьком, вокруг которого кружится вся его семья, а родители существуют для того, что бы ему было комфортно жить. Бабушки и дедушки души не чают в своём единственном внуке, не дают ему шага лишнего ступить без их помощи, окружают своё любимое чадо гиперопёкой, что, в конечном счёте, очень часто приводит к детским страхам. Тревожность взрослых за своё дитятко передаётся ребёнку. Он боится окружающего мира, где, со слов его родных, его подстерегают опасности.

В итоге вырастают зависимые от своих близких люди, которые, уже, будучи взрослыми, не в состоянии совершать обдуманные поступки. Естественно, это их угнетает, появляется недовольство собой, которое перерастает в затяжную депрессию, а иногда заводит в дебри под названием «алкоголь» и «наркотики».

Часто родители терзают себя вопросом: "Почему у моего ребёнка столько эгоизма, грубости по отношению к нам? Ведь мы в нём души не чаяли, ни в чём ему не отказывали, всё делали для того, что бы ему жилось комфортно и непринуждённо. Почему он не может проявить к нам хоть чуточку уважения?»

Хотя, если разобраться, «единственный и неповторимый» ведёт себя вполне соответственно его воспитанию. Именно так и должно было произойти. Вы ведь души в нём не чаяли, пылинки с него сдували, вот и получили в конечном результате маленького королевича, который требует к себе повышенного внимания. Он предъявляет претензии по поводу и без, требует от родителей дорогостоящих модных вещей и много денег для своих разнообразных развлечений, даже не пытаясь подумать, каким трудом эти деньги достаются.

В многодетных семьях такое тоже может случиться, но вероятность этого почти равна нулю. В такой семье дети априори не могут вырасти избалованными. Между детьми в семье распределяются обязанности, старшие заботятся о младших. У детей в таких семьях постепенно развивается чувство ответственности, они привыкают к домашним работам, что в итоге сказывается на дальнейшей их жизни. Такие дети более коммуникабельны в быту и в общении с людьми.

В современном мире много инфантильной молодёжи, воспитанной на непомерном обожании их родителями. Пытаясь создать семью, такая молодёжь не в состоянии заботится о своих детях. Сколько семей прекратили своё существование только из-за того, что молодая жена, привыкшая к роли обожаемой дочери, не в состоянии быть прилежной женой и заботливой матерью? А если из маленького мальчика вырос «маменькин сынок», то он им останется до гробовой доски, и переделать его, всё равно, что ловить рыбу в ванне.

Кстати, из великих людей много выходцев из многодетных семей. Великий русский учёный Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребёнком в семье, Чехов – третьим, а немецкий композитор Людвиг ванн Бетховен – седьмым.

В последние годы семьи нередко решают ограничиться одним ребенком. И не только по экономическим соображениям. Порой можно услышать, что единственному ребенку психологически более комфортно: дескать, у него нет повода для ревности, ему не приходится делиться с братом или сестрой игрушками, да и в плане образования он получит больше, поскольку мате-

ри не надо разрываться между ним и другими детьми, и она сможет бросить все силы на обучение своего единственного чада...

Но так ли уж бесспорны эти выгоды? Давайте рассмотрим ситуацию с разных сторон.

МОЙ СЫН РЕВНУЕТ МЕНЯ К ТЕЛЕФОНУ

У единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался только вокруг них, и хотя объективно повода для ревности у них нет, единственные дети все равно его находят.

Вот типичный пример. Днем шестилетний Игорек вел себя прекрасно, но когда с работы приходил папа, мальчик резко менялся. Нет, не то чтобы он проявлял недовольство... Наобоот, Игорь вроде бы радовался отцу, но эта радость выражалась как-то чересчур бурно, и всплеск положительных эмоций быстро переходил в отрицательные. Игорь становился обидчивым, раздражительным, не давал родителям спокойно поговорить, требовал, чтобы с ним поиграли, и совершенно не желал понимать, что папа устал и ему хочется отдохнуть. Когда же наступало время сна, ревность появлялась еще более откровенно: мальчик наотрез отказывался засыпать в своей кровати и с детской непосредственностью пытался спровадить туда отца.

Ты ложись в мою кроватку, я тебе уже постелил, - умильно уговаривал он папашу, который, как вы понимаете, был отнюдь не в восторге от подобной "ссылки".

Другие "единоличники" ревнуют мать к работе или к подругам. А некоторые женщины жалуются, что они даже по телефону спокойно поговорить не могут: сын или дочь тут же начинают плохо себя вести, выкрутасничают, требуют, чтобы мать положила трубку. Так что положение "единственного и неповторимого" вовсе не является охранной грамотой против детской ревности.

У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ СО СТРАХАМИ

Единственный ребенок обычно бывает окружен усиленным вниманием взрослых. Особенно трепетно - в силу возраста - относится к малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единственном внуке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми, часто и во взрослом возрасте бывают неспособны на смелые, решительные поступки. Недовольство собой вызывает депрессии, а отсюда уже полшага до зависимости от алкоголя или наркотиков. А то и до самоубийства!

ТРАГЕДИЯ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА

Ребенку вообще вредно чувствовать себя пупом Земли - центром, вокруг которого вращается минивселенная его семьи. А в однодетных семьях это, увы, почти неизбежно. Такой "детоцентризм" приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти.

Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, и родителям, которым, конечно, хочется какой-то отдачи, бывает очень обидно.

Они задаются горьким вопросом: "Откуда у моего сына (или дочки) такая непробиваемая черствость? Ведь ни о ком, кажется, так не заботились, как о нем, все для него делали, а он так себя ведет..."

Хотя, если разобраться, "единственный и неповторимый" ведет себя вполне логично. Именно так, как и должно быть в подобной ситуации. Взрослые воспитывали маленького принца - и вот принц вырос. С какой стати он должен служить кому-то?

Многие подростки прямо так и говорят родным:

Я вам не слуга.

И при этом постоянно предъявляют претензии, требуя от родителей дорогих модных вещей, денег на развлечения и т.п.

В многодетной семье такое тоже теоретически может случиться, но вероятность подобного развития событий гораздо ниже. Там сама жизнь не дает матери возможности сильно избаловать детей: старшие вынуждены опекать младших, приходится как-то распределять домашние обязанности - иначе просто не справиться с хозяйством.

Конечно, есть опасность чрезмерно перегрузить детей взрослыми обязанностями, но при разумном распределении нагрузки работа по дому очень даже полезна. У детей постепенно вырабатывается чувство ответственности, без которого ни один человек не может добиться успеха. Они привыкают к труду и вырастают гораздо более подготовленными к взрослой жизни.

А это во многом залог успешности их будущего брака. Сколько семей распадается из-за того, что девушка, привыкшая к роли обожаемой дочки, не в состоянии войти в роль заботливой жены и самоотверженной матери! А "маменькин сынок" остается таковым до седых волос. Наплодив детей от разных женщин, он не то, что не помогает их вырастить, но даже не интересуется своими отпрысками!

Психологи и педагоги всего мира озабочены инфантильностью современных подростков и молодежи. Это, конечно, отдельная и очень обширная тема разговора. Скажу только, что далеко не последняя причина подростковой инфантильности - воспитание детей в одно-двудетных семьях, когда гиперопека взрослых не дает нормально повзрослеть "пупу семьи". А он, будучи эгоистом, уверен, что быть взрослым значит иметь массу прав и почти никаких обязанностей.

ДЕТИ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ РАЗВИВАЮТСЯ БЫСТРЕЕ

Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это еще одно распространенное заблуждение. Дети, в основном, учатся, подражая старшим.

Причем замечено, что им гораздо легче подражать не родителям, а ребятам постарше, поскольку до ребят легче дотянуться, легче их с собой сопоставить. Поэтому подражая старшим братьям и сестрам, малыши быстрее обучаются и развиваются. Сколько сил обычно приходится тратить на обучение ребенка чтению и письму! А в многодетной семье функцию учителей успешно выполняют дети постарше, освобождая маму от этой нелегкой повинности.

Многодетные матери часто рассказывают, что они усиленно занимались только с первенцами. Дальше же дети учились по эстафете - от больших к маленьким. Так было и в моей семье: старший сын играл со средней дочкой в школу, а она, когда подросла, с удовольствием обучала в игре нашего младшего.

Порой можно услышать, что природа более щедро одаряет именно первенцев, а дальше происходит постепенное вырождение. Но история человечества свидетельствует об обратном.

Среди великих людей гораздо больше было как раз не первенцев. Великий русский ученый Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен - седьмым. Испанский классик Сервантес - четвертым, Чехов - третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, был, как явствует из летописи, четвертым из сыновей (значит, в семье имелись еще и дочери). Выдающаяся женщина екатерининской эпохи княгиня Дашкова родилась четвертой, знаменитый итальянский художник

Модильяни - тоже. Наполеон был вторым сыном, Чарли Чаплин - вторым. Список можно продолжить, но думаю, и сказанного достаточно.

Кроме того, многие единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть. А пробел в ролевых играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человечку объемное представление о мире. Недаром у детей с серьезными психическими отклонениями (например, при аутизме) нормальной ролевой игры вообще нет.

Гораздо быстрее приобретаются в многодетной семье и навыки общения. Причем общение в разновозрастном коллективе дает дополнительные преимущества: опекая младших, дети учатся самостоятельности, получают уверенность в своих силах. А имея рядом старшую сестру или брата, малыш чувствует себя более защищенным.

У единственных детей совсем другой социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома единственный ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, невротизируется. У него может пропасть интерес к учебе, возникает страх неуспешности, а это опять-таки не способствует интеллектуальному развитию.

В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ ТРУДНЕЕ СТАТЬ ТРУДНЫМ РЕБЕНКОМ

Если разобраться, в этом тоже нет ничего странного. В подростковом возрасте - а именно он и является самым трудным - мнение других ребят зачастую становится для ребенка гораздо важнее мнения родителей. Родители начинают казаться отставшими от жизни, несовременными, не понимающими молодежь. И даже когда они говорят совершенно правильные вещи, подростки (особенно эгоистичные, не привыкшие ограничивать свои потребности и желания) отмахиваются от "предков", как от назойливых мух. Возникает серьезная опасность выхода ребенка из-под влияния семьи. Чем это чревато, думаю, объяснять излишне.

Когда консультируешь родителей таких "отвязанных" подростков, они почти всегда задают один и тот же вопрос: "Скажите, КАК НАМ НА НЕГО ПОВЛИЯТЬ?"

И ответить бывает порой очень сложно, ведь у малодетной семьи и рычагов влияния мало. Родители подросшего ребенка, как правило, много работают и воспитывают свое чадо урывками, "в свободное от работы время". Школа вообще устранилась от воспитательных проблем; в кружках и секциях, руководители которых могли бы стать авторитетом, трудные подростки долго не задерживаются. Дедушки, бабушки и прочие родственники тоже, скорее всего, не помогут, ведь они будут казаться подростку еще более "замшелыми и дремучими", чем родители.

В многодетной же семье ситуация принципиально иная. (Разумеется, речь идет не о семьях хронических алкоголиков, где голодные и оборванные ребятишки растут, как сорная трава. Впрочем, даже там старшие дети нередко проявляют удивительную - ведь их никто этому не учил - заботу о младших.)

Во-первых, мать многодетного семейства обычно не работает или старается брать работу на дом, так что дети меньше выпадают из ее поля зрения. Но главное даже не это. Главное, что старшие братья и сестры - это как раз и есть те "рычаги влияния", которых катастрофически недостает малодетным семьям. По возрасту старшие дети вполне сопоставимы с трудным подростком. Значит, им уже не бросишь упрек в "непонимании молодежи". Ребенок с детства привык тянуться за ними, подражать им. Они гораздо лучше знают ситуацию во дворе или в школе, им проще проникнуть в замкнутый мирок подростков, проще развенчать его новых кумиров. А если понадобится, и разобраться с ними по-свойски, как не могут разобраться родители (особенно не очень молодые и интеллигентные).

Ну и, конечно, когда в семье несколько детей с небольшой разницей в возрасте, им вполне хватает общения между собой. Поэтому дети будут меньше подвержены отрицательному влиянию сверстников. Ведь они часто перенимают дурное не потому, что оно им безумно нравится, а чтобы вписаться в коллектив. А в многодетной семье свой детский коллектив, и уже он может задавать тон во дворе или на даче.

Мне очень понравился рассказ одного калужского священника, отца шестерых детей. "Мои ребята не сквернословят потому, что это грех, - сказал он. - А окрестным ребятишкам никто этого никогда не говорил. У них в семьях мат - нормальный язык, все так выражаются. И когда мы обосновались в Калуге, местная детвора попыталась задавать свои правила и в общении с моими детьми. Но мои твердо заявили: "Если хотите дружить, то не ругайтесь матом. А если будете ругаться, мы вполне обойдемся без вас." И переломили ситуацию, поскольку вели себя независимо."

Так что при правильном воспитании многодетность - это наилучшая профилактика асоциального поведения, наркомании и т.п.

"НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО РОДСТВЕННИКОВ"

Современным людям, воспитывающим одного ребенка, трудно даже представить себе ощущения человека, чувствующего себя членом обширного семейного клана. Сейчас все больше подростков жалуется на одиночество. В многодетной семье, члены которой ориентированы на поддержку друг друга, такое, как правило, невозможно. Там дети чувствуют себя в большей эмоциональной безопасности, им легче найти утешение и помощь в семье, а не на стороне. С годами потребность в помощи близких нисколько не уменьшается. Поступление в институт, устройство на работу, решение разных бытовых проблем типа ремонта квартиры или постройки дачи - все это в наших российских условиях требует помощи близких. И чем больше их у нас, тем комфортней в конечном итоге наша жизнь. Если за любую услугу расплачиваться "живыми" деньгами, никаких денег не хватит. К счастью или нет, не знаю, но в нашем обществе по-прежнему актуальна пословица "Не имей сто рублей, а имей сто друзей".

"А еще лучше - родных", добавлю я от себя.

А представьте, каково придется взрослому "маленькому принцу", когда его родители состарятся! Ведь на единственных детей падает огромная нагрузка по опеке пожилых членов семьи. Часто бывает, что у тридцатилетнего мужчины еще живы престарелые бабушка с дедом, которым нужно то кран на кухне починить, то огород на дачном участке вскопать. А тут еще и мать, живущая отдельно, в больницу попадает, ее тоже навещать приходится. Да и своя семья заботы требует. А если еще и у жены нет братьев и сестер, то нагрузка на "принца" удваивается.

Конечно, воспитанный эгоистом, такой сын может сказать родным:

Это ваши проблемы. Устраивайтесь, как можете.

Но вряд ли вы захотите такого утешения в старости. Да и человеку, который так говорит, придется несладко. Сколько бы он себя ни уверял в своей правоте, ему не заглушить до конца голос совести. А это порождает внутренние конфликты, ведет к душевному надлому.

Я уж не говорю о том, что в условиях постарения населения и низкой рождаемости в самое ближайшее время встанет -да собственно, уже встал! - вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию. Сперва до 65-70 лет, а потом и до 75. (Я не преувеличиваю, именно такая цифра названа в качестве оптимальной Комиссией по народонаселению ООН, производившей расчеты для европейский стран, в том числе и нашей. А эти рекомендации, как показывает опыт, затем претворяются в жизнь.)

То есть, люди фактически лишатся пенсии, ведь до семидесяти пяти лет еще надо дожить. Но в данном случае, если говорить о единственном ребенке, не это главное. Главное, что далеко не все постаревшие родители окажутся в состоянии работать. Со здоровьем у нас в стране все хуже и хуже, а тут еще и возраст не будет способствовать его укреплению. Пенсии же человек себе заработать еще не успеет. Вот и получится, что единственному ребенку придется полностью содержать всю пожилую родню.

Вы скажете:

А раньше как люди обходились? Ведь сто, двести лет назад пенсий тоже не выплачивали.

Верно, не выплачивали. Но в семьях рождалось по многу детей, и сообща прокормить стариков было все-таки легче.

Так что, наверное, стоит подумать не только о ближайшей перспективе, но и об отдаленных последствиях воспитания единственного ребенка. Стремясь облегчить ему (и себе) жизнь в детстве, вы существенно усложните ее в более взрослом возрасте.

РИСК ПОТЕРЯТЬ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА НЕВЕРОЯТНО ВЕЛИК

Родители, предпочитающие ограничиться одним ребенком, не задумываются и о других, мягко говоря, немаловажных последствиях своего решения. Рост преступности, наркомании, алкоголизма, травматизма из-за несчастных случаев (в том числе - из-за автомобильных аварий, из-за которых у нас погибает людей раз в 8-10 больше, чем в Европе) и множество других факторов привели в последние годы к резкому росту смертности. Вот что пишет по этому поводу крупный российский демограф проф. А. Синельников: "Родителям единственного ребенка, конечно, жить легче, но они не знают, как много у них шансов стать бездетными в старости. По нашим расчетам, основанным на данных Госкомстата за 1995 год <а с тех пор страшная статистика лишь выросла! - авт.>, вероятность того, что мать переживет сына, равна 32 процентам! И у матери двух сыновей риск потерять обоих не так уж мал - 10 процентов.

Только родители троих и более детей имеют достаточно надежную гарантию от потери их всех."

Причем теряют ребенка сейчас, как правило, не в младенческом возрасте - младенческая смертность за последнее время выросла незначительно - а в подростково-молодежном, когда родителям уже поздно думать еще об одном малыше. Проф. Синельников говорит, что если бы, рассказывая о разных катастрофах, авариях и проч., журналисты всякий раз уточняли, есть ли у погибших братья и сестры, или это единственные дети, многие люди пересмотрели бы свое отношение к малодетности. Но поскольку такие вопросы не обсуждаются, то люди живут в мире иллюзий, и им кажется, что "лишние", "сверхнормативные" дети - это угроза их благосостоянию.

Так что лучше рожайте, пока можете. Поверьте, даже трое детей на самом деле очень мало! Я это знаю не понаслышке.

Правда, понимаешь такие вещи чуть позже, когда дети подрастают, но время летит очень быстро. Гораздо быстрее, чем нам хотелось бы.

Если же по каким-то причинам - мало ли что на свете бывает? - ребенок так и останется у вас единственным, постарайтесь хотя бы смягчить негативные последствия. Всячески развивайте и поощряйте альтруизм. Пусть ребенок сызмальства приучается помогать окружающим, делать что-то для других.

А то единственные дети как правило, почти все делают для себя, любимых: в кружках занимаются для себя, учатся для себя (хотя нередко считают, что учеба нужна не им, а родителям!), игрушки убирают (если убирают!) за собой, тетрадки в портфель складывают тоже для себя...

Хорошая палочка-выручалочка в данном случае - это дачный участок. Работы в саду и огороде обычно хоть отбавляй, и эта деятельность как раз направлена на благо всей семьи.

Важно и поддерживать связи с родственниками, чтобы как можно большее число людей было включено у единственного ребенка в понятие "родня". Тогда он будет меньше страдать от одиночества. Конечно, можно пытаться восполнить нехватку братьев или сестер друзьями, но родственными связи - это что-то особенное, гораздо более глубокое, чем общность вкусов и интересов. Пусть у ребенка нет родных братьев или сестер, но будут двоюродные, троюродные, четвероюродные... да хотя бы седьмая вода на киселе, кто в этом будет разбираться? Тут особенно значима вторая часть слова - "родные".

Есть и еще одна возможность "подарить" ребенку брата с сестричкой: станьте для кого-нибудь крестной матерью. Я знаю достаточно много случаев, когда крестный брат или сестра воспринимаются ребенком как близкие родственники. Но для этого, конечно, нужно, чтобы и вы считали крестника членом своей семьи.


© Все права защищены
Статьи по теме: