Смысл одно предложение рассказа сторож в осеева. Конспект нод для детей средней группы детского сада по произведениям в

Тема: Персонажи рассказа В. ОСЕЕВой « Сторож». Характеристика героя.

Цель: формирование правильной читательской деятельности.

Задачи:

    формировать положительную мотивацию к чтению;

    совершенствовать эмоциональную сферу.

    совершенствовать навык вдумчивого чтения целыми словами;

    отрабатывать правильное произношение и употребление слов;

    расширять читательский кругозор;

    обогащать лексический запас и грамматический строй речи;

    развивать мыслительные операции и устную речь;

    способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смены поз, психологический комфорт.

Планируемые результаты:

личностные : смыслообразование – понимать социальную роль и нравственную позицию ученика; самоопределение – иметь адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении; анализировать текст, учиться формулировать оценочные суждения.

метапредметные : регулятивные – учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов; приобретать навыки работы с текстом; коммуникативные – учиться формулировать свои мысли, понимать собеседника, вступать в диалог; познавательные – осуществлять смысловое чтение;

предметные : полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию, представлять в своем воображении образ героя, читать текст выразительно, понимая содержание текста.

Ход урока

I . Организационный момент.

Какой раздел литературного чтения мы читаем? (Читая – думаем.)

Чему мы учимся, читая произведения этого раздела? (Понимать прочитанное.)

Прочитаем на доске девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать» .

II. Проверка домашнего задания.

С творчеством каких писателей вы познакомились на прошлом уроке? (В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» и С.Козлов «После долгой разлуки…»)

Чему учат нас Сухомлинский и Козлов на примере своих сказок? (Каждому живому существу есть место в мире.)

Вспомните героев этих произведений и найдите на стенах нашего класса черту характера, которая соответствует каждому персонажу.

соловей жадный

жук жизнерадостный

медвежонок заносчивый

ёжик мудрый

мечтательный

Заносчивый – высокомерный, самоуверенный, самовлюбленный.

Какая черта характера не соответствует ни одному из персонажей? (жадность)

Как вы объясните, что такое жадность?

В толковом словаре дается следующее объяснение:

Жадность - это стремление к наживе, чрезмерная бережливость. Скупость.

III . Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация.

Кто догадался, о каком человеческом качестве мы будем говорить сегодня?

Сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве, как жадность, познакомимся с произведением на эту тему, будем учиться давать характеристику герою.

Откройте учебник на с. 53, прочитайте фамилию автора. Знаком ли вам автор этого текста?

Прочитаем полное имя, отчество и фамилию писательницы.

Что вы можете о ней сказать? Какое её произведение мы читали в 1 классе? (Все вместе.)

А сейчас я прочитаю , как сама Осеева говорила о том, почему она стала писать.

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась:

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных”

Прочитайте название произведения и рассмотрите иллюстрацию. Какие мысли, предположения у вас возникли? Кто будут герои нашего произведения? Что вы о них можете сказать?

Что надо сделать, чтобы проверить наши предположения? (Надо текст прочитать.)

III . Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное восприятие текста.

Читает учитель.

Вам понравился рассказ? Какие мысли и чувства у вас возникли? Подтвердились ли ваши предположения?

Кто главный герой рассказа? Какой он по возрасту?

2. Подготовительные упражнения.

А начнем мы с речевой разминки – с.53.

1) «Задание слоговика»

Читаем плавно по слогам, помогая ногами, затем – целыми словами.

Учебник максимально удалён от глаз – на вытянутой руке.

2) «Цепочка слов» 1-й ряд – первое слово и т.д.

Объясните превращение слов в другие.

3) Читайте внимательно. Одно слово на левой стене, другое – на правой. Одно слово, которое вы будете читать, взято из текста, другое, похожее, вам предлагается для чтения в паре.

Чем различаются слова? (Одной-двумя буквами)

Меняются местами.

3. Комментированное чтение.

Какие игрушки были в детском саду?

Как вели себя ребята?

Как вел себя мальчик? Прочитайте, как описывается поведение мальчика во время игры.

Почему он так поступил? (Он маленький, он жадничает в открытую.)

Что вызвало удивление у воспитательницы?

Как мальчик объяснил причину скуки?

А вы можете сказать, почему мальчику было скучно?

Что сказали другие дети?

Почему дети назвали мальчика сторожем?

Каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?

4. Работа в паре.

Расскажите о герое этого рассказа друг другу. Вам поможет план:

1. Возраст мальчика.

2. Поведение мальчика во время игры.

3. Настроение мальчика.

Ничего не говорите, подумайте, а вас никогда так не называли: жадина?

5. Работа с текстом после чтения.

Можно ли этого мальчика научить делиться с другими?

Каким человеком вам представилась В.А.Осеева? (добрая, чуткая, понимает и любит детей)

Всю свою жизнь посвятила детям. Она писала маленькие рассказы для того, чтобы её читатель смог самостоятельно прочитать. Ее герои дети. С ними происходят различные истории. А в конце своих рассказов В.А. заставляет своего читателя задуматься. Вот и сегодня мы прочитали рассказ и тоже задумались.

Зарядка для глаз.

6. Творческое задание.

Как вы думаете, когда рассказ будет звучать интересней: когда читает один читатель или чтение по ролям?

Сколько действующих лиц? (Воспитательница, ребята, мальчик.)

Определите, где чьи слова. Слова автора возьмите в скобки.

По тексту учебника определите, каким голосом нужно читать слова воспитательницы? (удивилась)

Ребят? (весело, похвалились)

Мальчика? (кричал)

Послушайте несколько исполнений рассказа по ролям и определите, кто читал роли выразительнее, эмоциональнее и артистичнее.

Выслушать 3 пары детей.

IV . Итог урока.

О каком человеческом качестве мы говорили?

Как вы думаете, к чему может привести жадность? (Останешься один.)

Хочется закончить нашу беседу такими словами:

И она к тебе не раз еще вернется.

Звучит песня «Улыбка»

Домашнее задание: тетрадь с.30-32.

Прочитайте еще один рассказ В.Осеевой. Подумайте, чем он похож на рассказ «Сторож». Ответьте на вопросы после текста.

Горький Максим

А.М.Горький

Я - ночной сторож станции Добринка; от шести часов вечера до шести утра хожу с палкой в руке вокруг пакгаузов; со степи тысячью пастей дует ветер, несутся тучи снега, в его серой массе медленно плывут туда и сюда локомотивы, тяжко вздыхая, влача за собою черные звенья вагонов, как будто кто-то, не спеша, опутывает землю бесконечной цепью и тащит ее сквозь небо раздробленною в холодную белую пыль. Визг железа, лязг сцеплений, странный скрип, тихий вой носятся вместе со снегом.

У крайнего пакгауза, в мутных вихрях снега возятся две черные фигуры, это пришли казаки воровать муку. Видя меня, они, отскочив в сторону, прячутся в сугроб, и потом, сквозь вой и шорох вьюги, я слышу нищенски жалобные слова просьбы, обещания дать полтинник, ругань.

Бросьте это, ребята, - говорю я.

Мне лень слушать их, не хочется говорить с ними, я знаю, что они - не бедняки, воруют не по нужде, а на продажу, для пьянства, для женщин.

Иногда они подсылают красивую жолнерку Леску Графову; расстегнув тулупчик и кофту, она показывает сторожам груди; упругие, точно хрящ, они стоят у нее горизонтально.

Глядите-тко, - как пушки! - задорит и хвастается она. - Ну, хотите за мешок пшеничной второго сорта? Ну, - третьего?

С нею деловито торгуются молодой религиозный тамбовский парень Байков и усманский татарин, хромой Ибрагим.

Она стоит перед ними, открыв грудь, снег тает на коже у нее, встряхнув плечами, как цыганка, она ругается:

Кацапы, ну, скорее! Болотное племя, али вы найдете где эдакую сладость, как у меня, падаль песья!

Мне противно бесстыдство этой женщины и до тоски жалко ее прекрасное, сильное тело. Ибрагим называл Леску собакой и плевался, вспоминая ее ласки, а Байков тихо и задумчиво говорил:

Таких убивать надо бы...

По праздникам, нарядно одетая, в скрипучих козловых башмаках, в алом платочке на густых каштанового цвета волосах, она, приходя в город, обслуживает телом своим "интеллигенцию", относясь ко всем покупателям одинаково дерзко и презрительно.

Когда она привязывалась ко мне, я ее прогонял с моего участка, но как-то, теплой светлой ночью, сидя на лесенке пакгауза, я задремал, и, открыв глаза, - увидел перед собой Леску; она стояла, сунув руки в карман тулупчика, нахмуря брови, статную фигуру ее внимательно освещала луна.

Не бойсь, - не воровать пришла - гуляю!

По звездам - было уже далеко за полночь.

Поздновато гуляешь.

Баба - ночью живет, - ответила Леска, садясь рядом со мной. - Ты чего же спишь? Али за сон деньги платят?

Достала из кармана горсть семян подсолнуха и, грызя их, спросила:

Ты, будто, грамотей? Скажи-ка, где Оболак-город?

Не знаю.

Матерь Божия появилась там, кверху ручки, пишется, а младенец Христос - в подоле у ней...

Абалацк...

На Урале где-то, или в Сибири.

Облизав губы, она сказала:

Пойти, что ли, туда? Далеко оно. А, пожалуй, надо итти.

Молиться, грешна больно. Все через вас, кобелей... Покурить есть?

Закурив - предупредила:

Казакам - не говори, гляди, что курю, - у нас не любят, когда баба дымит.

Очень красиво было ее строгое лицо, нарумяненное зимним воздухом, ярко блестели темные зрачки в опаловых овалах белков.

Золотая полоска сверкнула в небе - женщина перекрестилась, говоря:

Упокой Господь душу! Вот и моя душа так же падет. Тебе когда скушнее, - в светлые ночи, али в темные? Мне - в светлые.

Заплевала огонек окурка папиросы, бросила его и, зевнув, предложила:

Давай - побалуемся?

Со мной хорошо, все хвалят...

Я сказал несколько слов о ее отталкивающем бесстыдстве - ласково и мягко сказал. Не глядя на меня, она ответила спокойным, ровным голосом.

Это - от скуки потеряла я стыд. Скушно, человек...

Странно мне было слышать из уст ее слово "человек" - оно прозвучало необычно, незнакомо. А женщина, закинув голову, глядя в небо, говорила медленно:

Я не виноватая; говорится: так сделал Бог, ценят бабу с ног. Не виноватая я в этом...

Посидев молча еще минуту, две, она встала, оглянулась.

Пойду к начальнику...

И не спеша ушла по нитям путей, по рельсам, высеребренным луною, а я остался, подавленный словами:

Скушно, человек...

Мне в ту пору была непонятна "скука" людей, чья жизнь рождается и проходит на широких плоскостях, в пустоте, ярко освещаемой то солнцем, то луною, на равнинах, где человек ясно видит свое ничтожество, где почти нет ничего, что укрепляло бы волю к жизни.

Вокруг меня мелькали люди, для которых все, чем я жил, было чуждо, каждый из них отбрасывал свое отражение в душу мне, и в непрерывной смене этих отражений я чувствовал себя осужденным на муку понимать непонятное.

Вот предо мною буйно кружится Африкан Петровский, начальник станции, широкогрудый длиннорукий богатырь, у него выпуклые - рачьи темные глаза, черная бородища, он весь, как зверь, оброс шерстью, а говорит - чужим голосом - тенором, и когда сердится, то свистит носом, широко раздувая калмыцкие ноздри. Он - вор, заставляет весовщиков вскрывать вагоны с грузом портов Каспийского моря, весовщики таскают ему шелк, сласти, он продает краденое - и устраивает по ночам на квартире у себя "монашью жизнь". Он жесток, бьет по ушам и по зубам станционных сторожей, говорят - до смерти забил свою жену.

Вне службы он наряжается в алую шелковую рубаху, бархатные шаровары, в татарские сапоги зеленого сафьяна, носит лиловую, шитую золотом тюбитейку на черной шапке курчавых волос; таков - он похож на трактирного певца, одетого в "боярский костюм".

К нему приходит помощник исправника Маслов, лысый, круглый, бритый, точно ксендз, с носом хищной птицы и лисьими глазками распутной женщины, это очень злой, хитрый, лживый человек, в городе его прозвали "Актриса"; является мыловар Тихон Степахин, рыжий, благообразный мужик, тяжелый, как вол, полусонный, - на его заводе рабочие отравляются чем-то и заживо гниют; его несколько раз судили и штрафовали за увечья рабочих; - приходит кривой дьякон Ворошилов, пьяница, грязный, засаленный человечишко, превосходный гитарист и гармонист, рябое скуластое лицо его в серых волосах, толстых, как иглы ежа; у дьякона маленькие холеные руки женщины и красивый - ярко-синий глаз: дьякона так и зовут "Краденый глаз".

Приходят бойкие девицы из села и казачки из станицы, иногда с ними Леска. В небольшой комнате, тесно заставленной диванами, садятся за тяжелый круглый стол, нагруженный копченой птицей, окороками, множеством всяких солений, мочеными яблоками и арбузами, квашеной, вилковой капустой, - среди всей этой благостыни блестит четверть водки. - Петровский и друзья его, почти молча, долго жуют, чавкают, сосут водку из серебряной "братской" стойки, - в нее входит четверть бутылки.

РАССКАЗ В. ОСЕЕВОЙ «СТОРОЖ».

ПЕСНЯ «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

  • Что значит быть добрым?
  • Кого называют жадным?
  • У вас друзья добрые или жадные?
  • С каким человеком интереснее играть?
  • Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой.)

2. Чтение рассказа.

СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

  • Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками. Дети не спорили - игрушек хватало на всех.
  • Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились воспитательнице. А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.
  • Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек! Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Воспитатель прерывает чтение и спрашивает: «Что ответили дети за него?»

  • Да потому, что он не игралыцик, а сторож, - объяснили за него дети. Воспитатель показывает детям иллюстрации к рассказу. Вопросы:
  • Почему мальчик не играл с детьми?
  • Почему всем детям было весело?
  • Почему мальчику было скучно?
  • Почему дети назвали его «сторожем»?
  • Как бы вы назвали мальчика?
  • Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?
  • Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Воспитатель. Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

3. Слушание песни.

Дети слушают песню «Если добрый ты» муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского и подпевают.

4. Итог занятия.

  • О чем мы сегодня говорили?
  • Что вам понравилось на занятии?
Рассказ В. Осеевой «Сторож».
песня «Если добрый ты…»

Реализация содержания программы в образовательных областях : «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Целевые ориентиры дошкольного образования : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Сторож» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при прослушивании песни «Если добрый ты…».

Материалы и оборудование : иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож».

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

Что значит быть добрым?

Кого называют жадным?

У вас друзья добрые или жадные?

С каким человеком интереснее играть?

Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой.)

2. Чтение рассказа.

Сторож

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились воспитательнице.

А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Воспитатель прерывает чтение и спрашивает: «Что ответили дети за него?»

Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Воспитатель показывает детям иллюстрации к рассказу.

Вопросы :

Почему мальчик не играл с детьми?

Почему всем детям было весело?

Почему мальчику было скучно?

Почему дети назвали его «сторожем»?

Как бы вы назвали мальчика?

Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?

Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Воспитатель . Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

3. Слушание песни.

Дети слушают песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) и подпевают.

4. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка. Шагаем на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками: в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

5. Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили?

Что вам понравилось на занятии?

РАССКАЗ В. ОСЕЕВОЙ «СТОРОЖ».

Интеграция образовательных областей: « Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Сторож» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при прослушивании песни «Если добрый ты…».

Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож».

1. Организационный момент.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

– Что значит быть добрым?

– Кого называют жадным?

– У вас друзья добрые или жадные?

– С каким человеком интереснее играть?

– Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой.)

2. Чтение рассказа.

СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Воспитатель прерывает чтение и спрашивает: «Что ответили дети за него?»

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Воспитатель показывает детям иллюстрации к рассказу.

Вопросы:

Почему мальчик не играл с детьми?

Почему всем детям было весело?

Почему мальчику было скучно?

Почему дети назвали его «сторожем»?

Как бы вы назвали мальчика?

Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?

Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Воспитатель. Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

3. Слушание песни.

Дети слушают песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) и подпевают.

4. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка. Шагаем на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками: в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

5. Рефлексия.

– О чем мы сегодня говорили?

– Что вам понравилось на занятии?

Статьи по теме: