Святки: что это за дни и что нужно в это время делать? Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной. Что делать на Святки

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Святки – это период от Рождества Христова до Крещения Господня. Это период радости и веселья, массовых гуляний и народных традиций. Как правильно, «по-православному», провести святки? Какие святочные традиции соблюдать нужно, а какие нет? Какие из них соответствуют церковному Преданию, а какие имеют откровенно языческое происхождение? Давайте разбираться.

Достойно встретить Рождество

Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, цель которого – подготовить верующих к достойной встрече родившегося в мир Спасителя. Ушедший XX век усугубил этот пост тем, что теперь он стал включать в себя и столь любимый многими Новый год. Но вот и это искушение пройдено. Как встречать Рождество?

Самое важное в праздновании дат церковного календаря – это участие в богослужении. Нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в таинстве Евхаристии. Приходите на Рождество в храм, исповедуйтесь, причаститесь – вот главное, что необходимо сделать в этот праздник.

Нести свет Рождества

Господь говорил в Евангелии о милосердии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Православные христиане, «свет миру», призваны помогать ближнему. К сожалению, в нашем мире есть люди, лишенные крова, больные и обездоленные. Постарайтесь в эти дни навестить не только родственников и друзей, но и тех, кому очень важно внимание и забота. Ведь свет Христова Рождества должен сиять в этом мире для всех!

Не впадайте в крайности

Апостол Павел пишет, что «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Радоваться и веселиться – хорошо и полезно каждому человеку, в том числе и православному. Но надо знать во всём меру. Объестся мясом после поста – это уже не радость, а крайность. Равно как недопустимой для православного христианина крайностью является злоупотребление алкоголем.

Сейчас во многих городах проходят «народные гулянья». И тут надо быть бдительным: насколько эти мероприятия вообще допустимы для православного человека?

Не гадайте

Святки – это особое время борьбы добра и зла. Лукавые силы, постоянно искушающие человека, не дремлют и особенно активно «работают» в это время. Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Гадание – это не народная «забава», гадание – это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам.

Всем, кто хочет погадать на святках (да и вообще в любое время), напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов».

Такие вот последствия у «безобидной народной забавы».

Колядовать или нет?

Еще одной народной традицией является колядование, то есть хождение по домам со славлением родившегося Христа и, само собой, получением подарков. С одной стороны, прекрасная традиция. Люди ходят по домам, поздравляют друг друга, поют и веселятся.

Но колядка колядке рознь. Есть очень хорошие и абсолютно христианские тексты. Как правило, это или сами церковные песнопения, или же тексты, написанные по их мотивам. Но есть колядки с явно нехристианским содержанием. Например:

Кто даст пирога ,
Тому двор живота ,
Овин с овсом ,
Жеребца с хвостом .
Кто не даст пирога ,
Тому куричья нога ,
Гроб да лопата ,
Корова горбата !

Согласитесь, в высшей степени странный текст, особенно в день Рождества Христова! Просто какие-то проклятия, как бы сказали сейчас, «наведение порчи».

Еще одна вещь, которая смущает православного христианина в колядках. Все-таки славление Христа по домам – это шествие христиан. Есть странная традиция надевать самые странные и страшные наряды: вывернутые шубы, козлиные головы и рога и многие другие атрибуты, прямо ассоциирующиеся с лукавыми силами. Такое «колядование» – это уже не прославление Христа, а настоящий парад нечисти!

Всегда радуйтесь

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18) – говорит нам Священное Писание. Всех ещё и ещё раз с великой радостью Рождества Христова! Главное только, в любой радости быть внимательным. Иначе можно «по случайности» предать родившегося в мир Спасителя.

Вконтакте

ъДТБЧУФЧХКФЕ, ДПТПЗЙЕ РПДРЙУЮЙЛЙ!

рТБЧПУМБЧОБС РТЙИПДУЛБС ЗБЪЕФБ
оЙЛПМШУЛЙК ИТБН У. хТЩЧ

дЙБЧПМ ОЕ ПВМБДБЕФ ОЙЛБЛПК УЙМПК Й ЧМБУФША ОБД ЮЕМПЧЕЛПН ЧЕТХАЭЙН, ИПДСЭЙН Ч гЕТЛПЧШ, ЙУРПЧЕДХАЭЙНУС, РТЙЮБЭБАЭЙНУС. (уФБТЕГ рБЙУЙК уЧСФПЗПТЕГ)

ртбчпумбчощк лбмеодбтш

чПУЛТЕУЕОШЕ, 7 сОЧБТС 2007 З. (25 дЕЛ УФ.УФ.)

оЕДЕМС 30-С РП рСФЙДЕУСФОЙГЕ, ЗМБУ 5

(+) тПЦДЕУФЧП зПУРПДБ ОБЫЕЗП йЙУХУБ иТЙУФБ .

ћ пФ 25 ДЕЛБВТС ДП 5 СОЧБТС - уЧСФЛЙ, РПУФБ ОЕФ.

ћ рПЛМПОЕОЙЕ УЧЧ. ЧПМИЧПЧ: нЕМШИЙПТБ, зБУРБТБ Й чБМФБУБТБ.

хФТ. - нЖ., 2 ЪБЮ., I, 18-25.

мЙФ. - зБМ., 209 ЪБЮ., IV, 4-7. нЖ., 3 ЪБЮ., II, 1-12.

ЙЛПОБ РТБЪДОЙЛБ: http://www.days.ru/Images/im1032.htm

БЛБЖЙУФ РТБЪДОЙЛХ http://prilutsk.mrezha.ru/gospod/rozdestvo_akaf.htm

иПФЙФЕ ЮБУФЙЮЛХ тПЦДЕУФЧЕОУЛПЗП ОБУФТПЕОЙС, ХУФБОПЧЙФЕ

ПВПЙ ДМС тБВПЮЕЗП УФПМБ ОБ УЧПЈН ЛПНРШАФЕТЕ, ЛБТФЙОБ тПЦДЕУФЧБ У ПЦЙЧМЕООП НЕТГБАЭЙНЙ ЪЧЕЪДБНЙ ОБ ОПЮОПН ОЕВЕ.уЛБЮБФШ:

дМС ЬЛТБОБ У ТБЪТЕЫЕОЙЕН 800x600

http://www.vera.mrezha.ru/archive/rzhdstvo-screen%20800x600.zip

дМС ЬЛТБОБ У ТБЪТЕЫЕОЙЕН 1024x768

http://www.vera.mrezha.ru/archive/rzhdstvo-screen%201024x768.zip

йОУФТХЛГЙС РП ХУФБОПЧЛЕ - Ч zip-ЖБКМЕ Ч readme.txt

лБЛ РТПЧПДЙФШ УЧСФЛЙ

дЧЕОБДГБФШ ДОЕК РПУМЕ РТБЪДОЙЛБ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ ОБЪЩЧБАФ УЧСФЛБНЙ, ФП ЕУФШ УЧСФЩНЙ ДОСНЙ, ФБЛ ЛБЛ ЬФЙ ДЧЕОБДГБФШ ДОЕК ПУЧСЭЕОЩ ЧЕМЙЛЙНЙ УПВЩФЙСНЙ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ.

ч РЕТЧЩЕ ФТЙ ЧЕЛБ ИТЙУФЙБОУФЧБ, ЛПЗДБ ЗПОЕОЙС НЕЫБМЙ УЧПВПДЕ ИТЙУФЙБОУЛПЗП вПЗПУМХЦЕОЙС, Ч ОЕЛПФПТЩИ ЧПУФПЮОЩИ гЕТЛЧБИ РТБЪДОЙЛ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ УПЕДЙОСМУС У РТБЪДОЙЛПН лТЕЭЕОЙС РПД ПВЭЙН ОБЪЧБОЙЕН вПЗПСЧМЕОЙС. рБНСФОЙЛПН ДТЕЧОЕЗП УПЕДЙОЕОЙС тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ Й уЧСФПЗП вПЗПСЧМЕОЙС СЧМСЕФУС УПЧЕТЫЕООПЕ УИПДУФЧП Ч ПФРТБЧМЕОЙЙ ЬФЙИ РТБЪДОЙЛПЧ, ДПЫЕДЫЕЕ Й ДП ОБЫЙИ ЧТЕНЕО. лПЗДБ ЦЕ ЬФЙ РТБЪДОЙЛЙ ВЩМЙ ТБЪДЕМЕОЩ, ФП РТБЪДОПЧБОЙЕ ТБУРТПУФТБОЙМПУШ ОБ ЧУЕ ДОЙ, РТПНЕЦХФПЮОЩЕ ПФ 25 ДЕЛБВТС ДП 6 СОЧБТС, Й ЬФЙ ДОЙ ЛБЛ ВЩ УПУФБЧЙМЙ ПДЙО ДЕОШ РТБЪДОЙЛБ. ч ОБТПДЕ ЬФЙ ДОЙ ОБЪЩЧБАФ УЧСФЩНЙ ЧЕЮЕТБНЙ, РПФПНХ ЮФП РП ДТЕЧОЕНХ ПВЩЮБА РТБЧПУМБЧОЩЕ ИТЙУФЙБОЕ РТЕЛТБЭБАФ УЧПЙ ДОЕЧОЩЕ ДЕМБ ЧЕЮЕТПН, Ч ЧПУРПНЙОБОЙЕ УПВЩФЙК тПЦДЕУФЧБ Й лТЕЭЕОЙС уРБУЙФЕМС, ВЩЧЫЙИ Ч ОПЮОПЕ ЙМЙ ЧЕЮЕТОЕЕ ЧТЕНС.

уЧСФЙФШ ДЧЕОБДГБФШ ДОЕК РПУМЕ РТБЪДОЙЛБ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ гЕТЛПЧШ ОБЮБМБ У ДТЕЧОЙИ ЧТЕНЕО. хЦЕ Ч ГЕТЛПЧОПН ХУФБЧЕ РТЕРПДПВОПЗП уБЧЧЩ пУЧСЭЕООПЗП (ХНЕТ Ч 530 ЗПДХ), Ч ЛПФПТЩК ЧПЫМЙ ЕЭЕ ВПМЕЕ ДТЕЧОЙЕ ЮЙОПРПМПЦЕОЙС, РЙЫЕФУС, ЮФП ЧП ДОЙ УЧСФПЛ "ОЙЛБЛПЦЕ РПУФ, ОЙЦЕ ЛПМЕОПРТЕЛМПОЕОЙС ВЩЧБАФ, ОЙЦЕ Ч ГЕТЛЧЙ, ОЙЦЕ Ч ЛЕМЙК", Й ЧПЪВТБОЕОП УПЧЕТЫБФШ УЧСЭЕООПДЕКУФЧЙЕ ВТБЛБ.

чФПТЩН фХТПОУЛЙН уПВПТПН Ч 567 ЗПДХ ЧУЕ ДОЙ ПФ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ ДП вПЗПСЧМЕОЙС ОБЪЧБОЩ РТБЪДОЙЮОЩНЙ.

нЕЦДХ ФЕН УЧСФПУФШ ЬФЙИ ДОЕК Й ЧЕЮЕТПЧ УЕКЮБУ ОБТХЫБЕФУС РТЙЪЩЧБНЙ Л ПВЩЮБСН СЪЩЮЕУЛЙИ РТБЪДОЕУФЧ. у ЬЛТБОПЧ ФЕМЕЧЙЪПТПЧ, РП ТБДЙП, ЙЪ ЗБЪЕФ, ОБН ЧОХЫБАФ, ЮФП ОБ тХУЙ Ч ДОЙ УЧСФПЛ ВЩМЙ РТЙОСФЩ ЗБДБОЙС, ЙЗТЙЭБ У РЕТЕПДЕЧБОЙЕН, ОБТПДОЩЕ ЗХМСОЙС. гЕТЛПЧШ, ЪБВПФСУШ П ОБЫЕК ЮЙУФПФЕ, ЧУЕЗДБ ЪБРТЕЭБМБ ЬФЙ УХЕЧЕТЙС. ч РТБЧЙМБИ ЫЕУФПЗП чУЕМЕОУЛПЗП уПВПТБ ЗПЧПТЙФУС: "рТЙВЕЗБАЭЙЕ Л ЧПМЫЕВОЙЛБН, ЙМЙ ДТХЗЙН РПДПВОЩН, ЮФПВЩ ХЪОБФШ ПФ ОЙИ ЮФП-МЙВП УПЛТПЧЕООПЕ, УПЗМБУОП У РТЕЦОЙНЙ ПФЕЮЕУЛЙНЙ П ОЙИ РПУФБОПЧМЕОЙСНЙ, ДБ РПДМЕЦБФ РТБЧЙМХ ЫЕУФЙМЕФОЕК ЕРЙФЙНЙК. фПК ЦЕ ЕРЙФЙНЙК ОБДМЕЦЙФ РПДЧЕТЗБФШ Й ФЕИ, ЛПФПТЩЕ РТПЙЪЧПДСФ ЗБДБОЙС П УЮБУФШЕ, УХДШВЕ, ТПДПУМПЧЙЙ, Й НОПЦЕУФЧП ДТХЗЙИ РПДПВОЩИ ФПМЛПЧ, ТБЧОП Й ФБЛ ЙНЕОХЕНЩИ ПВМБЛПЗПОЙФЕМЕК, ПВБСФЕМЕК, ДЕМБФЕМЕК РТЕДПИТБОЙФЕМШОЩИ ФБМЙУНБОПЧ Й ЛПМДХОПЧ. ъБЛПУОЕЧБАЭЙИ ЦЕ Ч ЬФПН Й ОЕ ПФЧТБЭБАЭЙИУС ПФ ЬФЙИ РБЗХВОЩИ Й СЪЩЮЕУЛЙИ ЧЩНЩУМПЧ ПРТЕДЕМСЕН УПЧУЕН ЙЪЧЕТЗБФШ ЙЪ гЕТЛЧЙ, ЛБЛ УЧСЭЕООЩЕ РТБЧЙМБ РПЧЕМЕЧБАФ. йВП ЛБЛПЕ ПВЭЕОЙЕ РТБЧЕДОПУФЙ У ВЕЪЪБЛПОЙЕН? юФП ПВЭЕЗП Х УЧЕФБ У ФШНПА? лБЛПЕ УПЗМБУЙЕ НЕЦДХ иТЙУФПН Й чЕМЙБТПН? (2 лПТ. 6, 14-16). фБЛ ОБЪЩЧБЕНЩЕ ЛБМЕОДЩ (ФП ЕУФШ СЪЩЮЕУЛЙЕ РТБЪДОПЧБОЙС РЕТЧПЗП ДОС ЛБЦДПЗП НЕУСГБ). вПФБ (СЪЩЮЕУЛПЕ РТБЪДОПЧБОЙЕ рБОХ), чТХНБМЙС (РТБЪДОПЧБОЙЕ СЪЩЮЕУЛПНХ ВПЦЕУФЧХ - чБЛИХ) Й ОБТПДОПЕ УВПТЙЭЕ Ч РЕТЧЩК ДЕОШ НБТФБ ЦЕМБЕН УПЧУЕН ЙУФПТЗОХФШ ЙЪ ЦЙФЙС ЧЕТОЩИ. фБЛЦЕ Й ЧУЕОБТПДОЩЕ РМСУЛЙ, НПЗХЭЙЕ РТЙЮЙОЙФШ ЧЕМЙЛЙК ЧТЕД Й РБЗХВХ, ТБЧОП Й Ч ЮЕУФШ ВПЗПЧ, ЛПФПТЩИ ФБЛ МПЦОП ОБЪЩЧБАФ ЬММЙОЩ, РМСУЛЙ Й ПВТСДЩ, РТПЙЪЧПДЙНЩЕ НХЦЮЙОБНЙ Й ЦЕОЭЙОБНЙ, УПЧЕТЫБЕНЩНЙ РП УФБТЙООПНХ Й ЮХЦДПНХ ИТЙУФЙБОУЛПЗП ЦЙФЙС ПВТСДХ, ПФЧЕТЗБЕН Й ПРТЕДЕМСЕН: ОЙЛПНХ ЙЪ НХЦЕК ОЕ ПДЕЧБФШУС Ч ЦЕОУЛХА ПДЕЦДХ, ОЕ УЧПКУФЧЕООХА НХЦХ; ОЕ ОПУЙФШ НБУПЛ. рПЬФПНХ ФЕИ, ЛПФПТЩЕ ПФОЩОЕ, ЪОБС ЬФП, ДЕТЪОХФ ДЕМБФШ ЮФПМЙВП ЙЪ ЧЩЫЕУЛБЪБООПЗП, ЛМЙТЙЛПЧ - РПЧЕМЕЧБЕН ЙЪЧЕТЗБФШ ЙЪ УЧСЭЕООПЗП УБОБ, Б НЙТСО - ПФМХЮБФШ ПФ ПВЭЕОЙС ГЕТЛПЧОПЗП".

ч уЧСЭЕООПН рЙУБОЙЙ ЗПЧПТЙФУС: "оБ ЦЕОЭЙОЕ ОЕ ДПМЦОП ВЩФШ НХЦУЛПК ПДЕЦДЩ, Й НХЦЮЙОБ ОЕ ДПМЦЕО ПДЕЧБФШУС Ч ЦЕОУЛПЕ РМБФШЕ, ЙВП НЕТЪПЛ РТЕД зПУРПДПН вПЗПН ФЧПЙН ЧУСЛЙК ДЕМБАЭЙК УЙЕ" (чФПТ. 22,5).

рТБЧПУМБЧОПЕ РТБЧЙФЕМШУФЧП тПУУЙКУЛПК ЙНРЕТЙЙ Ч УЧПЙИ ЪБЛПОБИ ЪБРТЕЭБМП "Ч ОБЧЕЮЕТЙЕ тПЦДЕУФЧБ иТЙУФПЧБ Й Ч РТПДПМЦЕОЙЕ УЧСФПЛ ЪБЧПДЙФШ, РП УФБТЙООЩН ЙДПМПРПЛМПООЙЮЕУЛЙН РТЕДБОЙСН, ЙЗТЙЭБ Й, ОБТСЦБСУШ Ч ЛХНЙТУЛЙЕ ПДЕСОЙС, РТПЙЪЧПДЙФШ РП ХМЙГБН РМСУЛЙ Й РЕФШ УПВМБЪОЙФЕМШОЩЕ РЕУОЙ".

рПУМЕУМПЧЙЕ ПФ ТЕДБЛФПТБ

еУФШ ДЧБ РПОСФЙЕ "ЛПМСДПЧБФШ" Й "иТЙУФБ УМБЧЙФШ". «лПМСДЛБ» РТПЙУИПДЙФ У ЧТЕНЕО СЪЩЮЕУФЧБ ОБ тХУЙ, ФПЗДБ "ЛПМСДБ" ВЩМБ ЧМЙСФЕМШОЩН ВПЦЕУФЧПН. лПМСДЕ РПУЧСЭБМЙ РТЕДОПЧПЗПДОЙЕ ДОЙ, Ч ЕЕ ЮЕУФШ ХУФТБЙЧБМЙУШ ЙЗТЙЭБ, ЛПФПТЩЕ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ ХЮЙОСМЙ ОБ УЧСФЛБИ. рПУМЕДОЙК РБФТЙБТЫЙК ЪБРТЕФ ОБ РПЛМПОЕОЙЕ "ЛПМСДЕ" ВЩМ ЙЪДБО 24 ДЕЛБВТС 1684 З. лПМСДЛЙ - УЧСФПЮОЩЕ ЗБДБОЙС, Б иТЙУФПУМБЧМЕОЙЕ - УЧСФПЮОЩЕ РЕУОПРЕОЙС ЧП УМБЧХ ТПДЙЧЫЕЗПУС вПЗПНМБДЕОГБ, иТЙУФБ вПЗБ ОБЫЕЗП. "иТЙУФПУ ТБЦДБЕФУС УМБЧШФЕ! иТЙУФПУ У ОЕВЕУ УРХУФЙМУС!" оП УП ЧТЕНЕОЕН ЬФЙ РПОСФЙС ОБМПЦЙМЙУШ ПДОП ОБ ДТХЗПЕ: Й "иТЙУФБ УМБЧЙФШ", Й "ЛПМСДПЧБФШ" Ч РТЕДУФБЧМЕОЙЙ ОЕГЕТЛПЧОЩИ МАДЕК УФБМП ПДОЙН.

ОПЧПУФОБС МЕОФБ ТРГ

учсфп-фйипопчулйк хойчетуйфеф ртпчпдйф пмйнрйбдх дмс ылпмшойлпч

4 ЖЕЧТБМС 2007 ЗПДБ Ч уЧСФП-фЙИПОПЧУЛПН ХОЙЧЕТУЙФЕФЕ РТПКДЕФ ПМЙНРЙБДБ ДМС ЫЛПМШОЙЛПЧ 6-11 ЛМБУУПЧ РП УЕНЙ ОБРТБЧМЕОЙСН:

ПУОПЧЩ ИТЙУФЙБОУФЧБ (ВПЗПУМПЧУЛЙК Й НЙУУЙПОЕТУЛЙК Ж-ФЩ),

ЙУФПТЙС тПУУЙЙ (ЙУФПТЙЮЕУЛЙК Ж-Ф),ТХУУЛЙК СЪЩЛ, МЙФЕТБФХТБ, ЙОПУФТБООЩК СЪЩЛ (ЖЙМПМПЗЙЮЕУЛЙК Ж-Ф),НХЪЩЛБ (Ж-Ф ГЕТЛПЧОПЗП РЕОЙС),ТЙУХОПЛ, ЦЙЧПРЙУШ, ЙУФПТЙС ЙУЛХУУФЧ (Ж-Ф ГЕТЛПЧОЩИ ИХДПЦЕУФЧ),НБФЕНБФЙЛБ (Ж-Ф ЬЛПОПНЙЛЙ Й РТБЧБ)ЪБДБОЙЕ РП РЕДБЗПЗЙЛЕ (РЕДБЗПЗЙЮЕУЛЙК Ж-Ф).

гЕМШ ПМЙНРЙБДЩ уЧСФП-фЙИПОПЧУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ - ЪБЙОФЕТЕУПЧБФШ ХЮБЭЙИУС, РТПВХДЙФШ ЦЕМБОЙЕ УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБФШ УЧПЙ ЪОБОЙС, Б ЗМБЧОПЕ, РПДФПМЛОХФШ Л ВПМЕЕ УЕТШЕЪОЩН ТБЪНЩЫМЕОЙСН П РТБЧПУМБЧЙЙ, УППВЭБЕФ РПТФБМ «тЕМЙЗЙС Й унй».чУЕ ЧПРТПУЩ ПМЙНРЙБДЩ УПУФБЧМЕОЩ ОБ ПУОПЧЕ РТБЧПУМБЧОПЗП НЙТПЧПЪЪТЕОЙС.

оБЮБМП ПМЙНРЙБДЩ Ч 13.00 Й 15.00 (ОБ ЧЩВПТ).

рТПДПМЦЙФЕМШОПУФШ ТБВПФЩ 2 ЮБУБ.

бДТЕУ: ХМ. оПЧПЛХЪОЕГЛБС, Д. 23в.

E-mail: [email protected]

дПРПМОЙФЕМШОХА ЙОЖПТНБГЙА НПЦОП РПМХЮЙФШ ОБ УБКФЕуЧСФП-фЙИПОПЧУЛПЗП ХОЙЧЕТУЙФЕФБ: http://pstgu.ru/news/coming/2007/02/04/8217/

ртбъдопчбфш тпцдеуфчп итйуфпчп обнетеощ чуе впмшые тпууйсо

лБЛ УППВЭЙМЙ "йОФЕТЖБЛУХ" Ч бОБМЙФЙЮЕУЛПН ГЕОФТЕ аТЙС мЕЧБДЩ, Ч ЬФПН ЗПДХ РТБЪДОПЧБФШ тПЦДЕУФЧП иТЙУФПЧП 7 СОЧБТС РМБОЙТХЕФ ВПМШЫЙОУФЧП ТПУУЙСО - 69%. ьФП ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН ТПУУЙСОЕ НПМПЦЕ 40 МЕФ, У ЧЩУЫЙН ПВТБЪПЧБОЙЕН, ПФОПУЙФЕМШОП ЧЩУПЛЙНЙ ДПИПДБНЙ (ВПМЕЕ 15 ФЩУСЮ ТХВМЕК ОБ ПДОПЗП ЮМЕОБ УЕНШЙ Ч НЕУСГ), ДПНПИПЪСКЛЙ, ХЮБЭЙЕУС Й УФХДЕОФЩ, РТЕДРТЙОЙНБФЕМЙ.

рП ДБООЩН "мЕЧБДБ-гЕОФТБ", Ч 2005 ЗПДХ ОБУФХРМЕОЙЕ тПЦДЕУФЧБ УПВЙТБМЙУШ ПФНЕЮБФШ 60% ТПУУЙСО, Ч 2004-Н - 59%.

дхипчоще веуедщ

гБТШ ЙЪ УБНЩИ ОЙЪПЧ

дМС ВПМШЫЙОУФЧБ МАДЕК тПЦДЕУФЧП - ЬФП ХАФОЩК УЕНЕКОЩК ЧЕЮЕТ РТЙ УЧЕЮБИ, РПДБТЛЙ, УФБТЙООЩЕ ПВЩЮБЙ. уЕЗПДОС НОЕ ИПЮЕФУС РПЗПЧПТЙФШ П ЗМХВЙООПК УХФЙ ЬФПЗП РТБЪДОЙЛБ - РТЙЮЕН ОЕ ФПМШЛП П УБНПН ЖБЛФЕ ЧПРМПЭЕОЙС вПЗБ Ч ЮЕМПЧЕЛБ, ОП Й П ФПН, лбл ЬФП РТПЙУИПДЙМП. ъБЮЕН ЧППВЭЕ уПЪДБФЕМШ ЧУЕМЕООПК ТЕЫЙМ тпдйфшус, ЧНЕУФП ФПЗП, ЮФПВЩ упкфй ОБ ЪЕНМА ЧЪТПУМЩН ЮЕМПЧЕЛПН, ЗПФПЧЩН Л ДЕКУФЧЙСН?

вПЗПЧПРМПЭЕОЙЕ ВЩМП Й ПУФБОЕФУС ЧЕМЙЮБКЫЕК ФБКОПК. лБЛ ВЩ РПМОП ЬФП ОЙ ВЩМП ОБН ПФЛТЩФП, НЩ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ДП ЛПОГБ ПГЕОЙФШ ХОЙЦЕОЙЕ вПЗБ, УОЙЪПЫЕДЫЕЗП ДП ХТПЧОС ЮЕМПЧЕЛБ, ЛПФПТЩК, ИПФШ Й «ЪЧХЮЙФ ЗПТДП», ОП ФПМШЛП ОЕ Ч УТБЧОЕОЙЙ УП УМБЧПК чУЕЧЩЫОЕЗП. ч вЙВМЙЙ ЗПЧПТЙФУС П ФПН, ЮФП ДМС УРБУЕОЙС МАДЕК, УПЪДБОЙК ЙЪ РМПФЙ Й ЛТПЧЙ, уРБУЙФЕМА ОХЦОП ВЩМП ЧП ЧУЕН ХРПДПВЙФШУС ЙН. чП ЧУЕН - ЧРМПФШ ДП ТПЦДЕОЙС ОБ УЧЕФ НМБДЕОГЕН.

лБЛЙЕ ЦЕ ПУПВЕООПУФЙ Ч ЛПТОЕ ПФМЙЮБАФ ДЕФЕК ПФ ЧЪТПУМЩИ?

чП-РЕТЧЩИ, ЬФП бвупмафобс хсъчйнпуфш. оЕЧПЪНПЦОП ЪБВЩФШ ЮХЧУФЧП, ЛПФПТПЕ ЙУРЩФЩЧБЕЫШ, ЛПЗДБ УНПФТЙЫШ ОБ ОПЧПТПЦДЕООПЗП. пО ФБЛПК НБМЕОШЛЙК Й ИТХРЛЙК! еЗП ВПЙЫШУС ДБЦЕ ВТБФШ ОБ ТХЛЙ. оБ ФЕНЕОЙ «ТПДОЙЮПЛ» - УФТБЫОП РПДХНБФШ, ЮФП Ч ЬФПН НЕУФЕ НПЪЗ ТЕВЕОЛБ ПФДЕМЕО ПФ ЧОЕЫОЕК УТЕДЩ ЧУЕЗП МЙЫШ ФПОЛПК ЛПЦЙГЕК.

оПЦЛЙ Й ТХЮЛЙ НБМЩЫБ ОЕ ДМЙООЕЕ ЧБЫЕК МБДПОЙ, Б ЛПЦБ ОБУФПМШЛП ОЕЦОБС, ЮФП ЕЕ НПЦЕФ РПЧТЕДЙФШ ДБЦЕ ОЕДПУФБФПЮОП НСЗЛБС РЕМЕОЛБ ЙМЙ ЫЧЩ ОБ ПДЕЦДЕ.

лПЗДБ НПЕЗП НМБДЫЕЗП УЩОБ РТЙОЕУМЙ ДПНПК ЙЪ ТПДДПНБ, ЕЗП УФБТЫЙК ВТБФЙЫЛБ, ЛПФПТПНХ Л ФПНХ ЧТЕНЕОЙ ЙУРПМОЙМУС ЗПД, ЕУФЕУФЧЕООП, ЙУРЩФЩЧБМ Л ОЕНХ ЦЙЧЕКЫЙК ЙОФЕТЕУ. пДОБЦДЩ ЕНХ ХДБМПУШ ДПФСОХФШУС ДП РБМШЮЙЛПЧ ОПЗ УЧПЕЗП НМБДЫЕЗП ВТБФЙЛБ, Й ПО ЮХФШ ОЕ ЧЩТЧБМ ЙИ «У ЛПТОЕН».

оПЧПТПЦДЕООЩК йЙУХУ ВЩМ ВЩ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ЪБЭЙФЙФШ УЕВС ДБЦЕ ПФ ЗПДПЧБМПЗП ТЕВЕОЛБ. й ЬФП фПФ, ЛПНХ ВЩМП РТЕДОБЪОБЮЕОП УХДЙФШ ЧУА ЧУЕМЕООХА, фПФ, РЕТЕД ЛЕН ПДОБЦДЩ У ФТЕРЕФПН РТЕДУФБОХФ УБНЩЕ УЙМШОЩЕ Й ЗПТДЩЕ Й, ПЦЙДБС ПФ оЕЗП ТЕЫЕОЙС УЧПЕК УХДШВЩ, ВХДХФ РТПУЙФШ ЗПТЩ Й ИПМНЩ РБУФШ ОБ ОЙИ Й УЛТЩФШ ЙИ ПФ еЗП ЗОЕЧБ (пФЛТ.6:15-17).

лТПНЕ БВУПМАФОПК ХСЪЧЙНПУФЙ, ДЕФЕК ПФМЙЮБЕФ ПФ ЧЪТПУМЩИ РПМОПЕ пфухфуфчйе ъобойс. оПЧПТПЦДЕООЩК ЕЭЕ ОЕ ЙНЕЕФ ОЙ ЪОБОЙК П НЙТЕ, ОЙ ПРЩФБ. еНХ ФПМШЛП РТЕДУФПЙФ ЙИ РТЙПВТЕФБФШ. й ФБЛЙН ЦЕ ВЩМ фПФ, «Ч ЛПФПТПН УПЛТЩФЩ ЧУЕ УПЛТПЧЙЭБ РТЕНХДТПУФЙ Й ЧЕДЕОЙС» (лПМ. 2:3), лФП, ВХДХЮЙ вПЗПН Й фЧПТГПН ЧУЕЗП, ЪОБМ ПФЧЕФЩ ОБ ЧУЕ ЧПРТПУЩ ХЮЕОЩИ Й НЩУМЙФЕМЕК РТПЫМПЗП Й ВХДХЭЕЗП, ПФЧЕФЩ ДБЦЕ ОБ ФЕ ЧПРТПУЩ, ЛПФПТЩЕ ФБЛ ОЙЛПЗДБ Й ОЕ ВХДХФ ЪБДБОЩ. рПДХНБФШ ФПМШЛП - ЧУЕЧЕДХЭЙК вПЗ, ЛПЗДБ ТПДЙМУС Ч НЙТ, ОЕ ЪОБМ ДБЦЕ, ЛБЛ ХРТБЧМСФШ УПВУФЧЕООЩНЙ ТХЛБНЙ.

фТЕФШС ПФМЙЮЙФЕМШОБС ПУПВЕООПУФШ - рпмобс ъбчйуйнпуфш пф плтхцбаэйи. фПФ, ПФ лПЗП ЪБЧЙУЙФ ЛБЦДЩК ХДБТ ОБЫЕЗП УЕТДГБ, УДЕМБМУС БВУПМАФОП Й ЧП ЧУЕН ЪБЧЙУЙНЩН ПФ ФЕИ, ОБ ЮШЕН РПРЕЮЕОЙЙ ОБИПДЙМУС. й ЬФП фПФ, П лПН ОБРЙУБОП «ЧУЕ ПОЙ ПФ фЕВС ПЦЙДБАФ, ЮФПВЩ фЩ ДБМ ЙН РЙЭХ ЙИ Ч УЧПЕ ЧТЕНС. дБЕЫШ ЙН - РТЙОЙНБАФ; ПФЧЕТЪБЕЫШ ТХЛХ фЧПА - ОБУЩЭБАФУС ВМБЗПН. уПЛТПЕЫШ МЙГЕ фЧПЕ - НСФХФУС; ПФОЙНЕЫШ ДХИ ЙИ - ХНЙТБАФ, Й Ч РЕТУФШ УЧПА ЧПЪЧТБЭБАФУС. рПЫМЕЫШ ДХИ фЧПК - УПЪЙДБАФУС, Й фЩ ПВОПЧМСЕЫШ МЙГЕ ЪЕНМЙ» (рУ.103:27-30). нБМП ФПЗП, ЮФП Х ЧУЕНПЗХЭЕЗП гБТС ОЕВЕУ РПСЧЙМЙУШ ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ОХЦДЩ, пО ДБЦЕ ОЕ ВЩМ УРПУПВЕО УБНПУФПСФЕМШОП ЙИ ХДПЧМЕФЧПТСФШ.

б ЮФП ВЩМП ДП ЧПРМПЭЕОЙС? лБЛ ЦЙМ уЩО вПЦЙК ДП ФПЗП, ЛБЛ РТЙЫЕМ Л ОБН ОБ ъЕНМА?

рПНОЙФЕ НХМШФЖЙМШН «рТЙОГ еЗЙРФБ»? юЕН ЪБОЙНБМУС нПЙУЕК, ЛПЗДБ ЦЙМ ЧП ДЧПТГЕ ЖБТБПОБ? еНХ ВЩМЙ ДПУФХРОЩ МХЮЫЕЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ ОБ РМБОЕФЕ, УБНЩЕ ЙЪЩУЛБООЩЕ ОБУМБЦДЕОЙС Й ТБЪЧМЕЮЕОЙС, ЗПМПЧПЛТХЦЙФЕМШОПЕ ВХДХЭЕЕ РПД ЛТЩМПН РТБЧЙФЕМС НЙТПЧПК УЧЕТИДЕТЦБЧЩ. чУЕ ЧПЛТХЗ, ЛБЪБМПУШ, УХЭЕУФЧХЕФ ФПМШЛП ДМС ОЕЗП.

оП ДБЦЕ ФБЛПЕ ЧЕМЙЛПМЕРЙЕ ФТХДОП УТБЧОЙФШ У ФЕН РПМПЦЕОЙЕН, ЛПФПТПЕ ЪБОЙНБМ иТЙУФПУ. еДЙОПТПДОЩК уЩО вПЦЙК. чуе йН Й ДМС оЕЗП УПФЧПТЕОП (лПМ. 1:15-16), ПФ ЛЧБТЛПЧ Й ЬМЕНЕОФБТОЩИ ЮБУФЙГ, НЙММЙБТДЩ ЛПФПТЩИ УРПУПВОЩ ХНЕУФЙФШУС ОБ ПУФТЙЕ ЙЗПМЛЙ - ДП ЗБМБЛФЙЛ УП ЪЧЕЪДОЩНЙ УЛПРМЕОЙСНЙ, ОЕЧППВТБЪЙНП ПЗТПНОЩНЙ ТБУЛБМЕООЩНЙ ЗБЪПЧЩНЙ ЫБТБНЙ ЛЧБЪБТПЧ. чуе! уЩО чУЕНПЗХЭЕЗП...

рПУМЕ ФБЛЙИ ЧЩУПФ РПЮЕНХ иТЙУФХ ЧУЕ ЦЕ ОХЦОП ВЩМП РТЙКФЙ Ч НЙТ РПДПВОЩН ПВТБЪПН, ХОЙЪЙФШ УЕВС ДБЦЕ РП УТБЧОЕОЙА УП ЧЪТПУМЩНЙ, УФБЧ НМБДЕОГЕН?

ьФП ВЩМП ОЕПВИПДЙНП ДМС ОБЫЕЗП УРБУЕОЙС.

«с ЧУЕЗДБ ДЕМБА ФП, ЮФП еНХ (пФГХ) ХЗПДОП», - УЛБЪБМ йЙУХУ (йО. 8:29). юФП ЦЕ ВЩМП ХЗПДОП пФГХ? фП, ЮФПВЩ еЗП уЩО ОЕ РТПУФП РПОЕУ ОБЛБЪБОЙЕ ЪБ ЗТЕИ ЧНЕУФП ОБУ, Б РТПЦЙМ ГЕМХА ПФДЕМШОХА ЦЙЪОШ Ч ПВТБЪЕ ЮЕМПЧЕЛБ. иТЙУФПУ ПЛБЪБМУС УРПУПВОЩН ОБ ФБЛХА МАВПЧШ. дП ЛПОГБ ЧПЪМАВЙЧ пФГБ Й ЧУЕИ ОБУ, пО ОЕ РПЮЙФБМ УЧПА ВПЦЕУФЧЕООПУФШ ЮЕН-ФП, ПФ ЮЕЗП ОЕ НПЗ ПФЛБЪБФШУС. оЙЛФП ОЕ РПУНЕЕФ ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП ПО РТПУФП УРХУФЙМУС У ЛПНЖПТФБВЕМШОЩИ ОЕВЕУ, ТБЪТЕЪБМ МЕОФПЮЛХ РПД БРМПДЙУНЕОФЩ УПВТБЧЫЙИУС, РПЛТБУПЧБМУС РЕТЕД ЛБНЕТБНЙ Й ВЩМ ФБЛПЧ. ч УМХЮБЕ У иТЙУФПН ТЕЮШ ЙДЕФ ОЕ П ЛПТПФЛПН ЬРЙЪПДЕ, Б П ГЕМПК ЦЙЪОЙ - ПФ ТПЦДЕОЙС ДП УНЕТФЙ. йНЕООП ЬФБ ОБУФПСЭБС ЪЕНОБС ЦЙЪОШ УДЕМБМБ еЗП ОБЫЙН ъБЭЙФОЙЛПН Й иПДБФБЕН, УРПУПВОЩН ОБУ РПОЙНБФШ Й УПЮХЧУФЧПЧБФШ, ФБЛ ЛБЛ Й пО УБН РТПЫЕМ ЮЕТЕЪ ЙУРЩФБОЙС Й ЙУЛХЫЕОЙС, РПДПВОЩЕ ФЕН, ЛПФПТЩЕ НЩ ЧУФТЕЮБЕН ОБ УЧПЕН ЦЙЪОЕООПН РХФЙ. уМБЧБ еНХ Й ИЧБМБ!

Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад – в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, – Рождество. В детстве таким явилось – и осталось.

Иван Шмелев. «Лето Господне»

Святки – с 7 по 17 января

– Отец Александр, расскажите, как правильно проводить святки? Часто получается, что это время становится временем духовного расслабления за телевизором и невнимательной духовной жизни…

– Святки – это время от до праздника Крещения Господне. Эти два праздника соединены чередой праздничных дней. Церковь по любви к людям дает праздник развернутый во времени. В эти дни можно причащаться, . Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова.

Эти дни хорошо посвятить близким, семье, детям и родителям и тем одиноким людям, у кого нет близких. «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» – говорит пророк Давид. И Господь это приветствует.

А вот проводить Святки – святые дни – за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить тот дар, который нам дает Господь.

– Как святки проводят в вашей семье?

– Нам сейчас уже вместе собраться непросто (в семье протоиерея Александра и матушки Марии 12 детей и уже 34 внука – прим. ред .), но мы стараемся собираться на святках чаще.

Рождество – это детский праздник, и радость этих дней обязательно нужно передать детям. Как тонко заметил Достоевский, даже если жизнь развернет человека в другую сторону, то в минуту трудную может, как озарение, всколыхнуться детское впечатление и оказаться спасительным и поможет принять правильное решение.

«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»).

Поэтому яркие детские впечатления должны быть соединены с праздниками, несущими духовную нагрузку.

Святочные гуляния

– А как вы относитесь к возрождениям традиций народных гуляний, святочного веселья, представлений?

– Сходить в театр на хороший спектакль – вполне уместно. А народные гуляния в наши дни, скорее, псевдонародные. Народные традиции давно умерли. Чтобы их возродить, несомненно, нужно очень тонкое чувство исторической реальности, эпохи, что из опыта предков нужно воспринять, а что – нет. Например, кулачные бои – всегда ли они будут безобидными играми, не станут ли они чрезмерно жестокими, не превратится ли праздник в трагедию?

– Святки – это еще и время дел милосердия?

– Пост на святках отменяется вплоть до Крещенского сочельника. Но продолжается супружеский пост, венчания совершают уже после Крещения… Почему так?

– Святки – это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки – это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и причащаться чаще на святках.

Речь идет о тех людях, кто живет полноценной церковной жизнью. Это правило не распространяется на всех. Важно понимать, что Церковь ничего не навязывает. Церковь, Господь говорит «Если хочешь быть совершенным». С другой стороны апостол Павел говорит, что муж и жена должны воздерживаться до времени: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7).

Это очень реально, это учитывает человеческие возможности и не загоняет человека в угол. Значит, если ты можешь это понести, то хорошо. Не можешь – это не значит, что ты неполноценный человек, у каждого своя мера. Одно дело, если ты весишь 150 килограммов, то можешь понести груз в 50 кг, а если ты весишь 45 кг? Заставлять ли такого человека нести 50–килограммовый груз?

Святочные гадания

«Cвяточные гадания, – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу - они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели - в обратном направлении» – диакон Андрей Кураев .

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают» (61 правило VI Вселенского собора).

Главное не пачкать, а продолжать убелять одежды души, считает иерей Андрей Чиженко.

Рождество Христово после Пасхи является вторым по значимости праздником в церковном богослужебном круге, потому оно и празднуется не один день. Как всегда, Господь всемилостивый продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В древности святки назывались «святыми вечерами». Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление.

История святок такова…

В первые века христианства Церковь знала лишь один праздник – Богоявление (Крещение Господне – второе название). В данном празднестве воспоминались сразу два события из земной жизни Спасителя – Рождество Христово и Его Крещение.

Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), а Богоявление так и продолжает праздноваться 6 января по старому стилю (19 января – н. ст.). Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам.

Потому период от Рождества Христова до Крещения Господнего и назван святками – от слов «свет, святость».

Праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова. 8 января – Собор Пресвятой Богородицы. 10 января в воскресенье – день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет. 11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-младенцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним. Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.

Потому задача всех православных – праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне – появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет – можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?» Традиций и различных мнений много. Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время! Но, конечно же, это не повод нашей широкой славянской душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Пост для причастника перед Литургией в святки держится только евхаристический – то есть с 0.00 минут дня совершения Божественной литургии до момента причащения Святых Христовых Таин ничего не естся и не пьется.

Кроме того, в данный период не разрешаются ни в храме, ни дома земные поклоны. О святках так записано в Уставе преподобного Саввы Освященного (VI век): «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях».

Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись (например, нарубить дров, чтобы истопить печь). От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе.

Фактически период святок нам дан для следующих дел…

Господь своим Рождеством щедро излил на нас свою благодать, и мы должны ее (особенно в период святок) передавать дальше. То есть главным нашим делом в святки является славить Христа Рожденного: ходить в гости друг к другу, петь рождественские колядки и духовные песнопения, посещать частые в этот период церковные богослужения и, конечно же, совершать дела милосердия – посещать больных, заключенных, пожилых людей, сирот, щедро давать милостыню и прочее.

В заключение хочется для нашей широкой и цветущей восточнославянской натуры, склонной к легкому переходу от празднования к разгулу, привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из его книги «Моя жизнь во Христе»:

«Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк, и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческия ли? Это ли причастники животворящих Таин?..»

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова великого святого. И убеленные Рождественским постом одежды души не станем пачкать в грязи разгула. Все полезно в меру.

Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, – любовь к Богу и к ближнему своему. Будем славить Христа Рожденного! Будем нести эту благую весть в мир. Будем творить дела милосердия, любви и подавать руку помощи всем, кто в этом нуждается.

Христос рождается – славите!

Христос с небес – срящите!

Иерей Андрей Чиженко

Статьи по теме: