Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители? Дети-холерики: особенности развития и воспитание.

В воспитании очень важно учитывать то, к какому типу темперамента относится ваш ребёнок: сангвиник, холерик, флегматик он или меланхолик ? Темперамент – это индивидуальные свойства психики, выражающиеся в скорости мыслительных процессов и динамике поведения. Свойства эти врождённые, поэтому изменить их практически невозможно, только если слегка подкорректировать или маскировать от окружающих.

Особенности характера детей формируются на основе темперамента. Чем раньше родители поймут, к какому типу темперамента относится ребёнок, тем эффективнее смогут общаться с ним, понимать его реакции и направлять поведение в нужное русло.

В чистом виде типы темперамента встречаются нечасто, но у каждого человека какой-то один всё же оказывается доминирующим. Приведём характеристики детей с разными типами темперамента.

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться. Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке. Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

Воспитание холерика

Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.

  1. Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
  2. Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
  3. С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес к содержанию и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
  4. Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
  5. Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
  6. Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
  7. Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.

  1. Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
  2. Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости. Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
  3. Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
  4. Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата. Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи. Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
  5. Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
  6. Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
  7. Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
  8. Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
  9. Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.

Особенности детей-флегматиков

Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину. Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке. Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.

Как воспитывать флегматиков?
Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.

  1. Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
  2. Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
  3. Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
  4. При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
  5. Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
  6. Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
  7. Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.

Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента

Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.

Особенности воспитания меланхолика

Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.

  1. Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
  2. Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
  3. Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
  4. С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
  5. Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
  6. Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
  7. В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
  8. Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
  9. Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.

Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.

Я и сама, в детстве, была холериком:) Им, собственно, и осталась:)

Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

Бывает, что малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя родителей, что он не устал. В таких случаях ребенок нуждается в щадящем режиме. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры). За два часа до сна для такого ребенка полезно организовать спокойные игры. К таким детям не следует применять наказания, связанные с лишением движений; сидение, укладывание в кровать (кровать- это место сна, а не наказания) и т.п. Крайне нежелательны окрики, угрозы - от этого возбуждение еще больше усиливается.

Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость: всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Следует помнить и о том, что сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому родителям не стоит очень уж переживать по этому поводу- с возрастом у ребенка скорее всего появится умение управлять собой.

Детям- холерикам полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Игры, полезные холерикам:
. Метание в цель,
. Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке или половице,
. Прыжки через ручеёк, из кольца в кольцо,
. Перебрасывание и катание мяча друг другу,
. Лазание по канату, шведской стенке,
. Пролезание под дугами, сквозь обруч, под гимнастической скамейкой и т.д.
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.

“Плюсы” характера ребенка-холерика?

Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный и т.д.

“Минусы” характера ребенка-холерика?

Он неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, горячный, конфликтный и т.д.

Как ребенок-холерик общается с окружающими?

* “Театр-одного актера” не для малыша-холерика. Ему просто необходимы сподвижники и зрители.

* В коллективе детей предлагает себя на роль лидера, но не все дети с этим соглашаются и относятся к нему по-разному.

* Постоянных друзей у ребенка-холерика мало, он предпочитает их менять, чтобы не было скучно.

Какой холерик на занятиях в детском саду?

Навыки любой деятельности холерик усваивает легко, соответственно своему возрасту. Но, как правило, предпочитает делать только то, что интересно.

то нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребенка-холерика?

Можно применять отвлекающие приемы. Ребенка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.

Что нужно для избежания конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка-холерика?

В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием, под названием “тайм-аут” (т.е. небольшая передышка). Увести малыша в тихое место, сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя.

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика?

Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребенка.

Все новое - сказки, стихи - ребенок схватывает мгновенно, но в основном детали, и таке легко и быстро забывает их через короткий срок.

Малыш-холерик вынослив, устает он в зависимости от степени выражения своих эмоций.

ХОЛЕРИКИ В ШКОЛЕ.

Дети-холерики выдают себя с первого же урока, нередко с первой же минуты школьных занятий. Они неусидчивы и беспокойны, не могут надолго сосредоточить внимание. Задребезжали стекла от проехавшей машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается.

Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, толкают соседей, дергают девочек за косички, затевают всевозможные игры. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы...

Даже обладая достаточно высокими умственными способностями, дети-холерики (при недосмотре) нередко становятся неуспевающими, а потому отвергаются сверстниками Успевающие ученики не хотят сидеть с ними за одной Партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше.

Изолированность детей-холериков часто приводит к тому, что они полностью теряют познавательный интерес. И холерик стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Именно из таких детей в первую очередь получаются так называемые грудные — дезорганизаторы, драчуны, классные шуты, а впоследствии и правонарушители.

Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...

Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий певец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была достаточно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность.

В любом случае при проявлении безудержной двигательной активности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структурировать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично вплетались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в следующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предложение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Возможно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в данный момент не хочет играть по вашим правилам.

Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете заранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активности. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможения у ребенка,

Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на детских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, полос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снежками, кататься с горки на санках,

Дома ребенок также может испытывать потребность в резких активных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог приложить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.

Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведением ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.

Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чувства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полутора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.

К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.

Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малыша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малыша являются прежде всего они сами.

Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.

Чему нужно научиться родителям холериков?

Поскольку дети-холерики - эмоционально нестабильны, то их родителям следует научиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуем остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вздохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

О чем нужно всегда помнить родителям холериков?

* Учитывая все минусы и плюсы холерического темперамента, не подавляйте, а управляйте им.

* Воспитывая, не пытайтесь превратить холерика в сангвиника или флегматика, то есть. в того, кто угоден и удобен для вас.

* Подавленный темперамент - тот же тигр в клетке. Человек, с подавленным темпераментом, устает от борьбы с самим собой, от внутреннего раздвоения.

Вашего малыша окружающие называют непоседой, энерджайзером и сетуют, как родителям удается за ним угнаться? Скорее всего, вам посчастливилось растить холерика! Наверняка это будущий ученый Ломоносов, художник С.Дали, герой революции Василий Чапаев или поэт Пушкин.

Общее описание детей-холериков

Холерик – это тот ребенок, которого видно издалека. Он много шумит, от души смеется. Энергия из него бьет ключом, поэтому малыш очень подвижный. С шаловливостью параллельно идут не совсем позитивные черты характера (по мнению взрослых): неугомонность, задиристость. Чтобы холерик слушался (хотя бы иногда), надо заслужить его уважение, стать авторитетом.

Действия малышей-холериков в необычной обстановке

В кабинете у врача либо в гостях ребенок вряд ли успокоится. Единственное, что может его внешне несколько приструнить, – это нервозность из-за новизны. Сначала он может «прилипнуть» к знакомому человеку, дабы оглядеться. Когда процесс адаптации закончится, придет возбуждение, которое, как обычно, угомонить будет сложно.

Предпочтения в играх

Холерики часто являются инициаторами игр. Однако такие забавы нередко выходят за допустимые рамки, превращаясь в шалости, причем периодически даже с агрессивными чертами. Малыш с таким темпераментом много бегает, прыгает, кувыркается. Когда он подрастет, то может увлечься азартными играми.

Возможность детей-холериков усваивать новую информацию

Обучение проходит «на ура». Но также быстро новые сведения забываются. Поэтому чтобы ребенок усвоил полученные знания, их нужно время от времени повторять. Желательно это делать в процессе игры. Холерики вообще легко увлекаются каким-нибудь новым занятием, но так же быстро его бросают.

Характеристика речи

Во время разговора такой ребенок может быстро переходить на крик, особенно если собеседник имеет противоположное мнение. Речь у холерика очень эмоциональная, отрывистая. Он часто «жует» буквы, слоги, пытаясь говорить как можно быстрее. При разговоре малыш активно выражает свои эмоции мимикой, помогая себе почти хаотичными движениями рук.

Особенности засыпания и пробуждения у детей-холериков

Ввиду того, что ребенок нередко к концу дня перевозбужден, проблема с засыпанием – частый спутник в периоде от детсадовского вплоть до среднего школьного возраста. Малыш идет спать неохотно, может много капризничать, долго укладываться. Сон также неспокоен. Утро у холерика может быть как очень добрым, так и наоборот – суетливым и капризным.

Отношения «сад/школа – дом» у детей-холериков

Попадая в коллектив, холерик вынужден подстраиваться под режим, подавляя свои эмоции и желания. Если своеволие и избыток энергии приходится сдерживать или прятать в детском саду и в школе, то дома такое табу автоматически снимается, и ребенок сполна компенсирует недавнюю невозможность реализации своего темперамента.

Когда малыш начинает кусаться, драться, обижать всех и вся, то останавливать его надо спокойно, без агрессии. Для предотвращения беды родители должны постараться направить энергию в безобидное русло. Это может быть метание скомканных в шар газет, больших кубиков-мякишей, битва подушками, сражение снежками. Союзниками должны стать активные игры, которые лучше всего проводить на свежем воздухе. Когда позволит возраст, малыша стоит отдать в спортивную секцию. На ночь, чтобы несколько угомонить холерика, можно рассказывать сказки с хорошим концом. Придумайте свои, в которых обидчики и драчуны всегда становятся добрыми защитниками слабых.

Все они имеют свои секреты, ключ к которым мы пытались найти. Сегодня предлагаю познакомиться с детьми-холериками и узнать, какие акценты нужно ставить в их воспитании.

Какие они, дети-холерики

Как узнать ребенка-холерика, к примеру, на детской площадке? Представим такую ситуацию. Вечер. Мамы зовут детей домой. Странно было бы увидеть, если бы все дети как по команде дружно разошлись по своим подъездам. Нет, каждый из них отреагирует на просьбу в силу своего темперамента.

Ребенок-сангвиник несколько оттянет момент возвращения: «Сейчас, мам, вот только замок дострою! Ой, нет, еще не пора - дорогу осталось прокопать…» и после пяти просьб настойчивой мамы, наконец, забежит в дом. Малыш-флегматик подумает: «А, ладно, все равно мне этот замок не очень-то и нравится» и без сопротивлений, спокойно покинет песочницу. Меланхолик жутко расстроится, что не удалось доиграть, и, всхлипывая, также вернется в дом. Ребенок-холерик проявит себя ярче остальных: на просьбу мамы он вспылит, будет громко отстаивать свое мнение, кричать и топать ногами, потом, возможно, сломает все песочные постройки детей и еще и стукнуть кого-нибудь успеет.

«Какой невоспитанный малыш!»- подумают бабушки на скамейке в том же дворе. А дело-то, может, и не в воспитании вовсе? Давайте разбираться.

Физиологические основы холерического темперамента

Почему же они такие «взрывные»? Напомним, что темперамент характеризуется особенностями протекания в коре головного мозга двух противоположных процессов - возбуждения и торможения. Возбуждение - это активность нервных клеток и центров мозга, а торможение, соответственно, - их затухание. У холериков оба процесса - сильные и подвижные, но неуравновешенные . Сила процессов обозначает способность человека выдерживать сильное возбуждение и длительное торможение (это объясняет работоспособность и выносливость холериков). Подвижность показывает способность процессов возбуждения и торможения сменять друг друга (что и объясняет внезапную вспыльчивость, нетерпеливость, несдержанность и смену настроения таких деток). Уравновешенность указывает на пропорциональное соотношение между этими процессами (у таких людей процесс возбуждения доминирует над процессом торможения).

Что же делать родителям? Принимать своих детей такими, какими создала их природа, и воспитывать их, помогая справляться со слабыми сторонами темперамента.

Давайте подробнее остановимся на преимуществах холериков и на том, как сделать, чтобы их достоинства не стали недостатками.

Энергичность

Холерики и безудержная энергия - это слова-синонимы. Взгляд маленьких холериков всегда неспокоен, за одну минуту они успеют вволю нашалить и придумать последующий план действий. Глядя на этих энерджайзеров, думаешь, что сама жизнь не успевает за ними. Все они делают очень быстро, но не так аккуратно и скрупулезно, как флегматики и меланхолики. Они не останавливаются на деталях, поэтому родителям нужно воспитывать у таких деток привычку качественно выполнять свою работу.

Даже темп речи детей-холериков выдает их темперамент, вы не всегда успеете за ходом их мыслей. Они способны видеть на несколько шагов вперед, поэтому так инициативны, в будущем - успешные бизнесмены, предприниматели.

Уверенность в себе

Та самая твердость характера, которой не хватает меланхоликам, у холериков присутствует сполна. Они - прирожденные лидеры, стремятся командовать и подчинить своей власти уже с малых лет. Но если детей-холериков не ограничивать в этом, уверенность перерастет в самоуверенность и диктаторство.

Чтобы не иметь дома маленького тирана, не стоит уступать его капризам и заниматься гиперопекой. Между вами и ребенком должны быть установлены четкие правила, по которым живут все члены семьи всегда и везде. Будьте принципиальны в вопросах режима, домашних обязанностей, отношению к школе и т.д. Так вы избежите спорных ситуаций.

Публичность

С такой уверенностью в себе трудно не быть артистом. Вы, наверняка, увидите вашего малыша-холерика на сцене, да еще и в главных ролях. Смело записывайте его на кружки танцев, актерского мастерства и др., где встреча с публикой неминуема. Холерики очень любят привлекать к себе внимание, не боятся открыто высказывать свою точку зрения и показать себя.

Но, к сожалению, свой артистизм такие дети проявляют еще и в достижении своих целей. Публичный скандал в ответ на требования родителей - привычное дело. Помните, что громко плакать и кричать при отсутствии зрителей они не станут. Чем меньше вы будете обращать на это «выступление» внимание, тем быстрее успокоится чадо.

Кроме того, не пытайтесь переспорить, угрожать и перекричать малыша. Ваш протест вызовет еще большую агрессию. Отойдите в сторону, поговорите с ребенком шепотом (он станет прислушиваться, так как не в его правилах что-то пропустить), скажите, что все равно любите его, что он очень хороший. Пообещайте ребенку, что постараетесь ему помочь, когда он успокоится и объяснит, что на самом деле он хочет. И только, когда эмоциональный взрыв пройдет, объясните ребенку его неправоту.

Лидерство

Холерик - всегда лидер в детских играх и далее по жизни. Он идет напролом, обычно не считаясь с чужими чувствами. Но если родители не делают ограничения в этом, то такой ребенок становится слишком прямым и требовательным. Он настаивает на своем и может применить физическую силу. А если это произошло, ни в коем случае не наказывайте его тем же способом - ведь тогда вы подадите пример собственной агрессии, и ваше чадо поймет, что драться - можно и хорошо. Лучше подумать вместе с ребенком, как эту неприятную ситуацию исправить. Пообещать, что «так больше не буду» мало. Лучше сделать какой-то акт добра, чтобы почувствовать, что хорошим быть приятней, чем злым. Что если угостить обиженных детей конфетами или подарить сувениры?

Бесстрашие

Решительность, оптимизм, лидерство, уверенность и острота ума - слагаемые бесстрашия. Эх, его бы по капельке меланхоликам и флегматикам, как легче бы им жилось!

Но, к сожалению, к выше названым слагаемым, холерикам часто сопутствует авантюризм и жажда приключений. К сожалению, потому что без должного внимания к ребенку, его окружению, он, попав в асоциальную среду, становится хулиганом, лидером в преступных группировках. Направьте его бесстрашие в нужное русло, и все будет в порядке.

Добавлю, что дети-холерики любят соревноваться, но не умеют проигрывать, так как чувствуют свою бесспорную власть. Превосходство противника вызывает у них приступ агрессии. Это как болезнь, которая появляется при определенных условиях и обстоятельствах. Снимите эти условия, предугадывайте обстоятельства, чтобы избежать агрессию ребенка.

Ахиллесова пята холериков

Есть у маленьких и взрослых холериков одна слабая черта, которая все их достоинства превращает в недостатки. Речь идет об их равнодушии к чувствам других людей. Они настолько опережают темп жизни, что думать о людях им некогда. Для холериков люди - это лишь средство достижения своих целей.

Возможно, зная в своем окружении добрых и чутких холериков, вы со мной не согласитесь. Но любовь и сострадание к людям не приходит к ним сразу. Это чувство нужно развивать в маленьких холериках чтением добрых сказок, бережным отношением к природе и животным, собственным примером, лаской, правильным выбором книг, фильмов и мультфильмов, знанием правил этикета и др. Тогда их решительность не перерастет в диктатуру, уверенность в самоуверенность, предприимчивость в авантюризм, ответственность в трудоголизм, острый ум в хитрость и изворотливость.

Статьи по теме: