Тестовые задания для ребенка 6 лет. Уровень развития слуха

Перед тем как приступить к тесту, убедитесь, что ваш ребенок не устал, не голоден и прибывает в хорошем расположении духа. Если малыш не хочет сейчас отвечать на вопросы, не заставляйте, дождитесь другого момента. Старайтесь задавать вопросы играючи. Помните, что результаты теста носят лишь рекомендательный характер.

ТЕСТ

1. Задайте вопрос: «Какое сейчас время года?»

Ставим « + », если ребенок ответил правильно.

2. Задайте вопрос: «Какое время суток изображено на картинках?»

Ставим « + », если ребенок назвал правильно время суток на всех трех картинках .

3. Выберите и задайте один из вопросов, или придумайте свой с простейшей причинно- следственной связью.

Почему птицы летают?

Почему в автобусе нужно держаться за поручни?

Почему мама моет посуду?

Ставим « + », если ребенок ответил правильно на вопрос.

4. Дайте ребенку задание: «Найди вокруг нас предметы круглой и квадратной формы».

Ставим « + », если ребенок назвал правильно 2 предмета.

5. Задайте вопрос: «Сколько здесь предметов?» (должно быть более 10 предметов).

Ставим « + », если ребенок сосчитал верно, и без подсказки.

6. Задайте вопрос: « Какого цвета шарики?»

Ставим « + », если ребенок назвал правильно все 3 цвета.

7. Задайте вопрос: « Зачем нужны эти предметы?»

Ставим « + », если ребенок определил правильно предназначение 2 предметов.

Результат:

У вас все « + » – развитие ребенка соответствует возрасту.

Если есть один « - » – протестируйте ребенка по . Если нет « - » - развитие ребенка соответствует возрасту. Если есть хоть один « - » – вам стоит показать малыша детскому психологу.

Если два и более « - » - ваш ребенок развивается несколько иначе, нежели его сверстники. Проконсультируйтесь с детским психологом, он поможет выбрать определенный подход в обучении вашего ребенка.

Вопросы № 1 и № 2 – проверяют общую осведомленность ребенка.

Вопрос № 3 – проверяет способность понимать, происходящее вокруг.

Вопрос № 4 – отвечает за проверку концентрации внимания вашего малыша.

Вопрос № 5 – проверяет уровень математического мышления.

Вопрос № 6 – отвечает за проверку индуктивного мышления.

Вопрос № 7 – проверяет уровень восприятия ребенка.

Перед тем как приступить к тесту, убедитесь, что ваш ребенок не устал, не голоден и прибывает в хорошем расположении духа. Если малыш не хочет сейчас отвечать на вопросы, не заставляйте, дождитесь другого момента. Старайтесь задавать вопросы играючи. Помните, что результаты теста носят лишь рекомендательный характер.

ТЕСТ

1. Задайте вопрос: «Какое сейчас время года?»

Ставим « + », если ребенок ответил правильно.

2. Задайте вопрос: «Какое время суток изображено на картинках?»

Ставим « + », если ребенок назвал правильно время суток на всех трех картинках .

3. Выберите и задайте один из вопросов, или придумайте свой с простейшей причинно- следственной связью.

Почему птицы летают?

Почему в автобусе нужно держаться за поручни?

Почему мама моет посуду?

Ставим « + », если ребенок ответил правильно на вопрос.

4. Дайте ребенку задание: «Найди вокруг нас предметы круглой и квадратной формы».

Ставим « + », если ребенок назвал правильно 2 предмета.

5. Задайте вопрос: «Сколько здесь предметов?» (должно быть более 10 предметов).

Ставим « + », если ребенок сосчитал верно, и без подсказки.

6. Задайте вопрос: « Какого цвета шарики?»

Ставим « + », если ребенок назвал правильно все 3 цвета.

7. Задайте вопрос: « Зачем нужны эти предметы?»

Ставим « + », если ребенок определил правильно предназначение 2 предметов.

Результат:

У вас все « + » – развитие ребенка соответствует возрасту.

Если есть один « — » – протестируйте ребенка по . Если нет « — » — развитие ребенка соответствует возрасту. Если есть хоть один « — » – вам стоит показать малыша детскому психологу.

Если два и более « — » — ваш ребенок развивается несколько иначе, нежели его сверстники. Проконсультируйтесь с детским психологом, он поможет выбрать определенный подход в обучении вашего ребенка.

Замечательные развивающие игры есть на нашем сайте!

Вопросы № 1 и № 2 – проверяют общую осведомленность ребенка.

Вопрос № 3 – проверяет способность понимать, происходящее вокруг.

Вопрос № 4 – отвечает за проверку концентрации внимания вашего малыша.

Вопрос № 5 – проверяет уровень математического мышления.

Вопрос № 6 – отвечает за проверку индуктивного мышления.

Вопрос № 7 – проверяет уровень восприятия ребенка.

4 года назад

С помощью этого теста проводится анализ семейных отношений.

Для прохождения теста ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги с помощью карандашей или фломастеров свою семью. Время проведения теста не ограничено. Полученный рисунок помогает определить психо-эмоциональную обстановку в семье, выявить проблемы, волнующие ребенка. Исследование проводится по следующим критериям:

  • состав семьи на рисунке и в реальности;
  • расположение членов семьи по отношению друг к другу;
  • характерные черты в изображении каждого члена семьи;
  • деятельность людей, изображенных на рисунке.
Рисуночный тест «Дерево» (3 года -15 лет)

Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка.

На листе бумаги карандашом или ручкой необходимо нарисовать любое дерево.

Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательное изучение нарисованного по критериям позволяет определить склонности ребенка, его эмоциональное состояние и особенности отношений с окружающими людьми. Исследователь обращает внимание на крону дерева, расположение веток, листов и их количество, на форму дерева и другие параметры.

Рисуночный тест «Несуществующее животное» (5-10 лет)

Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики.

Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ему особенное имя, которое будет характеризовать его. Полученный рисунок исследуется на основе ряда признаков, которые позволяют раскрыть эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему миру. Особое внимание исследователи уделяют таким параметрам рисунка, как расположение изображения на листе, черты и характер выдуманного животного, контуры фигуры, общий характер рисунка и название.

Психологический тест «Сказки Дюсса» (2 года -7 лет)

Тест помогает узнать состояние ребенка и его страхи и переживания.

Взрослый рассказывает ребенку сказку, в которой обязательно есть герой, с которым малыш должен идентифицировать себя. После прочтения ребенку задается вопрос по теме сказки. Наблюдение за тоном голоса ребенка, его поведением, скоростью ответа и нетипическими реакциями позволяет узнать больше о ребенке и его состоянии, ведь дети, когда пересказывают или придумывают сказки, как правило, искренне выражают свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Тест на определение темперамента. Круг Айзенка (8-18 лет)

Темперамент является динамической характеристикой психической деятельности человека, поэтому так важно знать, какой темперамент у ребенка, чтобы понимать его действия и поступки.

Для того чтобы узнать темперамент ребенка, необходимо задать ему 57 вопросов. По результатам опроса можно будет отнести его к одному из четырех характеров с различной устойчивостью нервной системы: холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик, которые имеют ряд отличительных признаков.

Тест Люшера для детей (3 года -12 лет)

Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.

Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.

Исследование самооценки. Тест «Лесенка» (4 года – 14 лет)

Тест позволяет определить особенности отношения ребенка к самому себе, к своему положению среди окружающих.

На листе бумаги изображается лесенка из семи ступеней, на одну из которых ребенок должен вписать свое имя или нарисовать себя в виде человечка. Четвертая ступенька представляет собой площадку между лестничными пролетами. Условное расположение ребенка на лестнице отражает его самооценку. На верхние ступеньки помещают себя дети с завышенной самооценкой, любящие быть в центре внимания. На 2-3 ступеньку ставят себя дети с адекватной самооценкой, знающие свои положительные и отрицательные черты характера. Расположение ребенка на нижней ступеньке или у лестницы свидетельствует о его недовольстве собой, выражающемся в заниженной самооценке.

Что должен знать и уметь ребенок в 6 - 7 лет...

Бытует мнение, что к шести - семи годам ребенок должен знать и уметь следующее:

знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;

знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;

знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;

ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать

дни недели;

иметь представления о природных и погодных явлениях;

знать основные цвета; знать понятия «право-лево»;

знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;

уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;

знать праздники;

уметь рассказать, чем он любит заниматься;

самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»...

Интеллектуальное развитие

В этой области ребенок должен уметь:

решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

находить лишний предмет в группе;

добавлять в группу недостающие предметы;

рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

группировать предметы по признаку и называть его;

восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности....

Слух, зрение, внимание, память, речь

Здесь дошкольнику нужно уметь:

находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;

точно копировать простой узор;

описывать по памяти картинку;

запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;

писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);

пересказать услышанный рассказ;

составлять рассказ по картинке!

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо:

выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

знать понятия «больше-меньше-поровну»;

знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение

Важно, чтобы ребенок:

отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

подбирал слова на заданную букву;

делил слово на слоги;

читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется:

правильно держать ручку и карандаш в руке;

проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

копировать с образца геометрические фигуры;

уметь продолжить штриховку рисунка;

уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры....

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед.

В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка. Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.

Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место».

Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест. Какие вопросы могут задать на собеседовании?

Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.

Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий.

Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.

Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…

Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку).

Могут даже провести графический диктант.

Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».

При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.

Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием.

Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.

Какие документы необходимы перед поступлением в первый класс?

1. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.

2. Паспорт одного из родителей, куда вписан ребенок, и его ксерокопия.

3. Медицинская карта, оформленная и заверенная печатью поликлиники.

4. Ксерокопия медицинского полиса.

5. Заявление, которое пишется на месте, в школе.

6. Некоторые школы просят две фотографии ребенка размером 3×4.

Готов ли ваш ребенок к школе?

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования. Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное.

Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам.

Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе...

Развитие памяти у детей...

Для развития детской памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник. Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. Ниже, подборка игр, надеюсь вам понравится....

Что изменилось. Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек.Прочитать предложение, ребенок должен пересказать. Прочитать второе предложение и так же пересказать.

«Снежный ком». -Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. - Я налью воду и положу мясо. - Я налью воду, положу мясо и картошку. И т. д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. - Я в чемодан положу халат и тапочки. - Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т. д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина. И т. д.

«Пексессо». Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные - кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы…

Визуализация. Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д. Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…

«Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием:

«Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста - на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

«Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции - узнавание и запоминание. Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза, ребенок должен найти предмет....

«Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

«Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

«Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

«Магазин»( для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

«Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант - попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

«Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Жук» Поле, как для шахмат, но вначале можно сделать 10 клеток на 8. Одна игрушка ставится в любое место. Вначале дается команда, только потом можно ходить, к примеру: 3 шага влево, 2 вниз. В дальнейшем можно брать 2, 3 игрушки. Для них дается команда и только потом можно передвигать игрушки. Можно разделить, к примеру: зайчик ребенку, а динозавр – маме. Команды отдаем по очереди.

Коробочки. Для этой игры нужно несколько разных коробочек, не менее 6 штук. Подберите штук 10 разных мелких игрушек. В дальнейшем можно использовать буквы, цифры, картинки. На глазах ребенка положите в несколько коробок игрушки, перемешайте коробки, надо отгадать, где что лежит. В дальнейшем можно положить игрушки во все коробки. Можно давать ребенку коробки в руки, чтобы он мог потрясти, наклонять их.

Ассоциативная память. Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой – школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары....

Вопросы на собеседовании в школе...

Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свои фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла.

Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22.

Они оцениваются так:

5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла. №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.

15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

22 – за правильный ответ -2 балла.

16 оценивается совместно с №15 и № 22.

Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Как дома подготовиться к школьному собеседованию

Сейчас, когда появилась свобода выбора школы, мы часто отдаём ребёнка не в ближайшую школу, а в языковую, с углублённым изучением каких-то предметов или просто в ту, о которой хорошо говорят наши знакомые. Даже если в нашем городке школа всего одна, в ней могут быть классы, идущие по разным программам или очень хорошие учителя, в класс к которым Вы мечтаете попасть. Часто в таких случаях желающих больше, чем мест, и, с целью отбора «самых-самых», в школе проводится собеседование. Незаконно и унизительно, но поделать Вы ничего не сможете. Хорошо, если с Вас не потребуют 20-30 тысяч рублей в качестве » добровольного» взноса.

Если вы самостоятельно готовите своего малыша к собеседованию, обратите внимание на следующие виды заданий.

1. Ребенок должен хорошо ориентироваться в окружающем. Ему надо знать свою фамилию, имя, отчество, имена и отчества родителей, домашний адрес, страну проживания, иметь представление о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о людях и их труде, событиях общественной жизни. Вопросы на подобную тематику обязательно зададут ребенку при знакомстве с ним.

2. Малыша могут попросить нарисовать фигуру человека (мужчины), дать задание на срисовывание (копирование) фразы, написанной письменными буквами, срисовывание группы точек. Это так называемый тест «школьной зрелости». Все задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и зрительной координации.

3. Ребенку предложат «графические диктанты» (рисование узоров по клеточкам под диктовку).

4. Ему надо владеть счетом и счетными операциями: сосчитать до десяти в прямом и обратном порядке. Уметь посчитать «двойками», определить место числа в числовом ряду, найти пропущенные в ряду числа, решать простые арифметические задачи. А также знать геометрические фигуры и уметь составить фигуру из отдельных элементов.

5. Проверяют и логику: определение четвертого лишнего предмета, классификация предметов по какому-либо признаку, подбор аналогий, сравнение понятий, задачки на сообразительность, определение последовательности событий.

6. Могут проверить понимание смысла пословиц и метафор.

7. Ребенок должен уметь составить рассказ по картинке (серии картинок), пересказать текст, проанализировать сказку.

8. Могут попросить проанализировать звуковой состав слова: придумать слово на заданный звук, назвать слово из трех, четырех звуков, определить количество слогов в слове, заменить первый звук в слове на заданный.

9. У малыша должны быть навыки чтения....

Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?...

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

    Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

    Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

    Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

    Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

    Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений? Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

    Умеет ли он изменять существительные по числам?

    Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

    Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

    Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

    Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

    Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

    Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

    Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

    Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

    Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Вообще, возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

Если оно составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы; 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит у него сформирована учебная мотивация.

Но если он идет в школу ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит вам надо ему еще многое рассказать о школе.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам.

Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка.

Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для развития восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.).

Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки.

Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами.

Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился…» - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей. Играйте в настольные игры для малышей - умение следовать правилам поможет ребенку быстрее адаптироваться в школе. Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов).

Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

Их длительность не должна превышать 35 минут.

Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен....

Подготовка к школе. Занятия для дошкольников...

Исследование памяти

Слуховая память

Назвать 10 слов, наборы слов могут быть разными, например это могут быть такие слова:стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно, лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед. Слова не должны быть связаны друг с другом по смыслу. Часто мамы при подготовке ребенка используют слова по такому принципу - что вижу, то и называю. Но ребенок тоже может видеть эти предметы и тогда ему их не надо запоминать. Подготовьте заранее список слов, в котором вы можете отмечать те слова, которые назовет ребенок. Слова должны быть одно и двухсложными, обязательно знакомыми ребенку. Ребенок должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности. Так же вы можете повторить 5 раз, при втором повторении скажите ребенку, что он должен назвать все слова так, будто слышит их первый раз, он должен называть все слова, даже те, которые уже называл первый раз. Третий раз просто скажите: «Еще раз». Вы это должны делать сразу, без паузы. Тогда вы сможете построить график, на котором вы увидите, как ваш ребенок запоминает. Возможно, он с третьего раза назвал все 10 слов, но бывает и так, что третий раз ребенок повторил 4 слова, а четвертый только 1 раз. Не сердитесь на него, это значит, что ребенок быстро устает и это знание вам поможет в дальнейшей учебе в школе, вы будете понимать, что повторение больше трех раз например стихотворения не поможет ребенку его запомнить, а только ухудшит его состояние. Если же график получился зигзагообразный, это может говорить о неустойчивости внимания и быть одним из признаков гиперактивности.

Зрительная память

Показать 10 картинок. Ребенок должен запомнить не менее 6.Подберите 10 картинок, изображенные на них предметы должны быть известны ребенку, изображение должно быть узнаваемо и понятно. Так же на картинках не должно быть ничего лишнего, ведь если на переднем плане будет мячик, а сзади дерево, то ребенок может обратить внимание на дерево и его запомнить, а вы будете думать, что у него плохая память. Выкладывайте картинки перед ребенком по одной и обязательно просите назвать изображение вслух. Ведь он может сказать диван, а вы думаете, что это кресло. В данной ситуации не исправляйте ребенка, ничего не говорите, просто запомните то, как он назвал изображение. В дальнейшем вы можете вернуться к ошибкам ребенка и попробовать их исправить, но сейчас вы исследуете только память. Вам будет намного легче, если вы напишите все слова, рядом можете писать то слово, как ребенок назвал. Когда все картинки будут перед ребенком, скажите ему: «ты можешь их запоминать сколько тебе требуется (пока не запомнишь)», но через минуту при его молчании спросите, все ли он запомнил и уберите все картинки. Попросите его назвать то, что он видел. Если у вас есть список слов, то вы можете отмечать названные им слова. Для развития памяти вы можете учить ребенка связывать слова по смыслу, придумывать рассказ так, чтобы в нем были все эти слова, увеличивать количество слов. Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т.д.). Ребенок должен нарисовать как можно больше.

Смысловая память

Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима. Затем назвать только первое слово из пары, а ребенок должен назвать второе. Слова должны быть связаны по смыслу. Вы можете подобрать свои пары, начинать можете с трех пар слов, если ребенок не понимает, что вы от него хотите, объясните, как связаны между собой слова. Например пара: тарелка - суп, суп наливают в тарелку. Курица - цыпленок, у курицы ребенок цыпленок. Ребенок должен запомнить не менее 3 пар из 5. Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу. Для девочки используйте другие слова. Вначале вы можете использовать только 3-4 действия и если ребенок справился, увеличивайте их до 7 - 9....

Прочитайте фразы:

1. Летом ярко светит солнце.

2. Дети играют в мяч.

3. Машина едет по дороге.

4. В поле растут ромашки и васильки.

5. Бабушка вяжет носки.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз. В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки.

Логическое мышление

4 лишний

Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок, обязательно просите ребенка объяснить свой выбор. Для развития логического мышления используйте сначала не картинки, а различные игрушки и мелкие предметы. Ориентируйтесь на понятия при подборе предметов или картинок. Например, это могут быть овощи и среди них ягода, предметы красного цвета и среди них желтый или синий, машины и лошадь, посуда и мебель и т.д. Сначала лишний предмет должен резко выделяться на фоне остальных, но затем это отличие должно быть все менее сильным. Если вначале среди птиц можно положить предмет одежды или машину, то в дальнейшем среди диких птиц положите домашнюю птицу. Многие родители пытаются сразу составить многозначные ряды, так, что в одном ряду лишними могут быть несколько предметов, например один отличается по цвету, другой по форме, третий по назначению. Для малышей это опасно, он не сможет понять общего принципа этого задания, вы его сильно запутаете. Такие многозначные ряды годятся только для тех детей, которые уже твердо понимают смысл задания и умеют выбрать лишний предмет, причем обосновав свой ответ: лишний по цвету, лишний по форме, лишний, потому что все звери, а это птица, лишний, потому что из этого едят, а в этом готовят.

Найди закономерность и продолжи: Нога - носок - ботинок. Рука - ? надо продолжить. Ответ – варежка, перчатка.

Выбрать нужное слово: больница – лечение; школа – (учитель, парта, учение, ученик). Дом – крыша; книга – (бумага, буквы, обложка, знание) и т.п.

Рассказ по картинкам. Разложите перед ребенком картинки, которые можно разложить по порядку. Такие картинки можно вырезать из книг, в дальнейшем я выложу ряд таких картинок. Предложите ребенку разложить картинки по порядку. Ребенок может не понять, что вы хотите, как это по порядку. Тогда спросите его, где начало истории, какая картинка первая и положите ее слева от ребенка. Предложите дальше самому выбрать и положить рядом с первой вторую картинку. И так далее, затем попросите его рассказать, что за история получилась. Если ребенок связал между собой картинки, у него получился непротиворечивый рассказ, но он разложил не так, как вы подразумевали, примите его рассказ за правильные, но можете сказать, что можно составить и другой рассказ, сказку, можете переложить и рассказать то, что получится у вас.

Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга. Предложите ребенку порисовать геометрические фигуры, вы называете, а он рисует: «нарисуй круг, нарисуй квадрат, нарисуй треугольник, нарисуй круг под квадратом, нарисуй в треугольнике круг, нарисуй круг в круге и т.д.» Затем попросите поставить точки в разных местах.

Чтение. (Во многих школах не проверяется)

Чтение беглое плавное до 30 слов в минуту. Пересказ своими словами. Умение видеть главные члены предложения.

Фонематический слух

Прохлопать слово по слогам.

Разделить картинки по слогам.

Соединить слова и соответствующие им схемы. В схемах звуки изображены кружочками. Обычно пишется столбик слов (штук 5), слова обязательно должны состоять из разного количества звуков и букв, напротив слов рисуются схемы, в которых кружками обозначаются звуки (не буквы, но для маленьких слова необходимо подбирать такие, в которых количество букв и звуков должны совпадать, так в слове юла буквы три, а звука четыре) и ребенку предлагается провести линию от слова к соответствующей схеме.

Слышать первый и последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но это важно для учебы, а не для поступления.

Найти картинки с определенным звуком. Перед ребенком раскладываются картинки и предлагается найти все слова,в которых есть звук Ш или Ч. Звук может быть любой, но не мягкий. Обязательно просите ребенка называть слова вслух, ведь он может назвать предмет иначе, не так, как вы можете ожидать.

Различать мягкость-твердость, знать парные согласные.

Из набора слов составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик, кататься, лыжи, на.

Описать картинку . Детям трудно бывает начать описание. Можно услышать подобное: мальчик, велосипед, едет… Если научить ребенка правильно начинать рассказ, то дальше ему будет легче в любом случае. Если Ваш ребенок легко справляется с этим заданием, то дальнейшее не для Вас. Я прошу ребенка начинать так: На картинке я вижу (детей, зайчат…) Они делают…

Математика

Считать до 100, но не обязательно. Считать до 20 в прямом и обратном направлении – обязательно в большинстве школ. Считать от 7 до 14, от 17 до 9 и т.п. Складывать и вычитать до 10. Понятия больше и меньше. Комбинаторика - у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть. (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша. Задания могут быть разные, важно перечислить все возможные варианты. Для того, чтобы ребенок понял, я беру 2 желтых карандаша и 2 красных, надо взять 3 карандаша. Перебираем все варианты. Затем берем по 3 карандаша и так же перебираем все варианты. Сравниваем, сколько вариантов было в первом случае и сколько во втором. Потом берем по 4 карандаша и все повторяем. Вместо карандашей можно взять пуговицы)

Задачи в два действия: у Маши 3 куклы, а у Кати - на 2 куклы больше, сколько кукол у них вместе? Обратные задачи: на ветке сидели птички, когда 3 улетели, осталось 4. Сколько было птиц на ветке до того, как улетели?

Задачи с использованием понятия пара: у Маши было 2 пары носков, а у Пети- 3 пары. Сколько носков у них было? В некоторых школах используются задачи шуточные, на смекалку. К примеру: если 2 яблока разрезать пополам, то сколько будет яблок? Горело 7 свечей, 3 загасили, сколько осталось?

Математический диктант: 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз и т.д. Это простой вариант. Может быть более сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх… Некоторые преподаватели говорят - по диагонали, некоторые - наискосок. Я же говорю по разному, но обращаю внимание ребенка на то, что важнее слова вправо вниз или влево вверх.

Основные понятия

1. Семья.

2. Место жительства.

3. Школа.

4. Животные: дикие и домашние.

5. Птицы: дикие и домашние.

6. Растения: деревья, кустарники, травы. Знать наиболее часто встречающиеся названия растений. 7. Овощи, фрукты.

8. Времена года, месяцы, дни недели, сутки.

9. География: материки, горы, океаны, моря, реки, острова, страны, города.

10. Материалы: естественные - искусственные.

11. Состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.

12. Свойства воды: прозрачная, мокрая, растворитель.

13. Транспорт: наземный, воздушный, водный.

14. Мебель.

15. Одежда: верхняя, обувь, головные уборы.

16. Профессии: врач - лечит, учитель - учит и т.д.

17. Праздники.

Дополнительные тесты

Змейка. Проставить точки внутри цепочки кружков. Корректурная проба - вычеркнуть определенные буквы или геометрические фигуры. Либо в геометрических фигурах надо проставить разные знаки - плюс, палочку…

Найди отличия

Лабиринты.

Из каких фигур состоят рисунки. В этом тесте используется рисунок из геометрических фигур. Игра: да и нет не говорить. Это задание на внимательность. Вопросы могут быть самые разные, важно только, что говорить да и нет нельзя. Например: Ты мальчик? Снег белый? Когда так бывает: сын старше отца. Всегда, часто, иногда, редко, никогда. Вместо «Сын старше отца» может быть любой вопрос. Например: летом идет снег, собака лает, зимой радуга. Если ребенок рисует спираль против часовой стрелки - будет хороший почерк.

Психологическая готовность к школе.

- Умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что отчего и почему.

- Способность слушать, понимать смысл прочитанного.

- Умение пересказывать.

- Качество мышления.

- Чувствует дистанцию с чужими взрослыми, не фамильярен.

- Легко устанавливает связи, контактен.

- Считается с другими детьми.

- Умеет играть по правилам.

- Умеет обосновать свой выбор.

1. Предучебный тип - все значимо в школе, хотят работать и общаться с учителем, готовы работать с полной отдачей.

2. Учебный тип - могут работать и сами по себе, без взрослого, но могут пренебречь формальными требованиями....

Ориентационный тест школьной зрелости

Керна - Йирасека (Їрасика) обновленный

Возраст: Дошкольный 5-7 лет, Готовность к школе.

Вопрос: готовность к обучению.

Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

Содержание: тест Керн-Йирасек состоит из 4-х частей:

а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);

б) копирование фразы из письменных букв;

в) срисовывание точек;

г) опросник.

Краткая история

Данный тест был предложен Я.Йирасеком как модификация и обновление существующей методики А.Керна и получил объединенное название "Обновленный тест Керна-Йирасека".

В 1978 г. графический тест Керн-Йирасек впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.

Некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я.Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации (смотреть во 2 части).

О чем расскажет тест Керна-Йирасека и для кого он предназначен?

Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Методика проведения

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп.

Внизу вы рисуете группу точек так, как показано на рис.2. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.

1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.

2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: He eats soup.

3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.

Если в первом задании ребенок наотрез отказывается рисовать мужчину, не настаивайте – это вам информация на размышление. Такой отказ может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления.

По поводу интерпретации Я.Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. И такие дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок схематично рисует человека, что сказывается на общей сумме баллов.

Так что если вы набрали не те баллы, какие хотелось бы – подумайте, все ли вы делаете для развития своего ребенка? Проявите к нему больше внимания, чащеайтесь с ним всеми играми и упражнениями, которые развивают мелкую моторику, память и мышление.

ИТАК, ПРОВОДИМ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ ТЕСТА КЕРНА-ЙИРАСЕКА:

а) Тест “Рисунок человека” ( о чень важно!) - применяется во всех школах СНГ:

Задание

Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.

Оценивание

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

б) Копирование фразы из письменных букв

Задание

Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.

На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.

Оценивание

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

в) Срисовывание точек (см.рис.2 выше)

Задание

Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценивание

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – это у него высокий уровень готовности к школе;

7-12 баллов – вполне средний уровень;

13-15 баллов – так и быть, низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок! Дай Бог, всё получится, но, нужно быть внимательнее!)

г) ОПРОСНИК. Последняя часть теста Керн-Йирасик (Керн-Юрасик в другом написании)

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ” . Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются

    Какое животное больше – лошадь или собака?

(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

    Утром мы завтракаем, а днем...

(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

    Днем светло, а ночью...

(темно = 0; неправильный ответ = -4)

    Небо голубое, а трава...

(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

    Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1; не правильный ответ = -1)

    Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;

неправильный ответ = -1)

    Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

    Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

    Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?

(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

    Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;

на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)

    Почему во всех автомобилях тормоза?

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т.д. = 1;

одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

    Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

    Чем похожи друг на друга кошка и белка?

(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

    Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

    Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...

(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)

    Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)

    Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

    Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

    Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

    Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5;

другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

Сумма от 0 до + 13 средний показатель вербального интеллекта.

От - 1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего,

необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

Существует много других тестов и методик по определению школьной готовности. В школе могут создать и свой пакет для собеседования или тестирования детей.

Обязательно исследуется память ребенка, внимание, логическое мышление, уровень его представлений об окружающем мире, мелкая моторика, уровень развития речи и умение читать, развитие математических представлений.

Разнообразные тесты — это интересное и полезное времяпрепровождение для ребенка. Предложите малышу ответить на вопросы теста. И потом, подсчитав свои результаты, он сможет узнать о себе что-то новое. Вы можете самостоятельно придумать тесты на различные темы и предложить их ребенку.

Тест «Хороший ли ты помощник?»

1. Ты пришел из школы (или из детского сада). Мама или бабушка делают уборку дома. Чем ты будешь заниматься?

A. Спрошу, не нужна ли моя помощь. Если мама или бабушка попросят меня помочь, то буду делать, что мне скажут.

Б. Попрошу разрешения пойти гулять на улицу или сяду смотреть телевизор.

B. Начну убирать игрушки или книги в своей комнате.

2 . Представь, что сейчас вечер. Родители пришли с работы, поужинали, сели смотреть телевизор. Они устали, хотят отдохнуть. А ты вдруг решил найти игрушку, с которой очень давно не играл и не знаешь, где она находится. Что ты будешь делать?

A. Я спрошу у папы или мамы, не знают ли они, где эта игрушка, и поищу игрушку в разных местах сам.

Б. Я скажу родителям, что мне очень-очень нужна эта игрушка, и попрошу, чтобы они сейчас начали ее искать.

B. Я не буду ничего говорить родителям. Я немного поищу игрушку сам в своей комнате. Если я ее не найду, постараюсь обойтись без нее или потом спрошу у родителей.

3 . Представь, что твои родители ждут гостей. Мама и папа сделали уборку, готовят разные вкусные блюда. У них очень мало времени, потому что вот-вот придут гости. А тебе стало скучно, ты хочешь попросить, чтобы родители отвели тебя к бабушке или к кому-то из друзей. Что ты будешь делать?

A. Я позвоню бабушке и попрошу ее прийти за мной. Или я позвоню другу, попрошу, чтобы его родители пришли за мной.

Б. Я скажу родителям, чтобы они быстро отвели меня к бабушке или к моему другу, а потом пусть опять занимаются своими делами.

B. Я никому ничего не буду говорить, постараюсь найти себе занятие и не буду никому мешать.

4. Представь, что утром ты собираешься в школу или в детский сад. Мама или бабушка предлагают тебе на завтрак кашу. Но ты не хочешь кашу, а хочешь оладушки или пирог. Что ты скажешь?

A. Я скажу, что кашу есть не буду. Если нет оладушков или пирога, я попрошу бутерброд, йогурт или что-нибудь другое.

Б. Я ни за что не буду есть кашу, потребую пирог или оладушки. Пусть мне дадут то, что я хочу.

B. Я не буду ничего говорить, а позавтракаю кашей.

5. Представь, что ты хочешь какую-то игрушку. Но родители говорят, что у них нет лишних денег. Что ты будешь делать?

А. Я скажу им, что немного подожду. Пусть они купят мне эту игрушку, когда у них будут деньги.

Б. Я потребую, чтобы они немедленно купили игрушку.

В. Если родители говорят, что у них нет денег, я не буду просить у них эту игрушку. Может быть, они сами захотят ее мне купить, когда у них появятся деньги.

6. Ты хочешь пригласить к себе в гости друзей. Но мама говорит, что ей сейчас некогда, она просит тебя пригласить друзей в другой раз. Что ты будешь делать?

A. Я скажу, что сейчас не буду приглашать друзей в гости. Но я спрошу у мамы, когда она разрешит это сделать.

Б. Я потребую, чтобы мама разрешила пригласить друзей именно сейчас, когда я этого хочу.

B. Я не буду приглашать друзей, если мне этого не разрешает мама.

7. Родители подарили тебе подарок на день рождения. Но ты хотел что-то другое. Этот подарок тебе совсем не понравился. Что ты будешь делать?

A. Я не буду говорить, что этот подарок мне не нравится. Но я спрошу родителей, когда они подарят мне то, что я хочу.

Б. Я скажу, что этот подарок мне совсем не нравится. И скажу, что они должны быстро подарить мне что-то другое.

B. Я не буду ничего говорить, а сделаю вид, что очень рад подарку.

8. Рано утром ты хочешь громко включить музыку. Но кто-то из родителей или бабушка и дедушка еще спят. Что ты будешь делать?

A. Я включу музыку, но не очень громко.

Б. Я включу музыку громко, пусть все просыпаются.

B. Я не буду включать музыку.

9. На улице плохая погода, но ты хочешь гулять. Родители предлагают тебе остаться дома. Что ты будешь делать?

А. Если родители не пускают гулять, я попрошу, чтобы они придумали интересную игру, в которую можно было бы играть дома.

Б. Я хочу гулять и буду требовать, чтобы они отпустили меня.

В. Я найду себе занятие дома и не буду просить родителей гулять со мной.

10 . В магазине вы с мамой покупаете что-нибудь вкусное. О чем ты будешь просить маму?

A. Я попрошу, чтобы мама купила всем членам семьи что-нибудь вкусное.

Б. Я попрошу маму купить мое любимое лакомство.

B. Я ни о чем не буду просить маму. Пусть покупает то, что считает нужным.

Результаты теста:

После того как ребенок ответил на все вопросы, ознакомьтесь с результатами теста.

Если ваш ребенок выбирал преимущественно ответы под буквой А, то он, безусловно, старается помогать по дому. Его можно назвать хорошим помощником. Но самое главное — это то, что ребенок умеет и отстаивать свои интересы, и идти на компромисс с другими людьми, если это необходимо. Старайтесь всячески развивать в ребенке умение находить общий язык с окружающими.

Если ребенок выбирал преимущественно ответы под буквой Б, то он признает только свои интересы. Хорошим помощником его назвать нельзя. Ребенок вообще не стремится помогать по дому, он думает только о своих желаниях и потребностях. Старайтесь объяснять малышу, что такое отношение к людям — это плохо, нельзя думать только о себе. Предложите ему почаше ставить себя на место других. Задавайте вопросы: а тебе понравилось, если бы...? что бы ты почувствовал, если...? Обсудите с ребенком различные ситуации, пусть он подумает над тем, как можно себя вести, а как нет и к какому результату может привести то или иное поведение. Ребенок должен научиться понимать других людей, тогда ему гораздо легче в дальнейшем будет существовать в обществе.

Если ребенок выбирал преимущественно ответы под буквой В, то безусловно, им можно восхищаться. Он — прекрасный помощник по дому. Но задумайтесь над тем, что ребенок старается практически ничего не говорить другим о своих желаниях. Ребенок старается доставлять как можно меньше беспокойства окружающим. Но так ли это хорошо для него самого, ведь малыш имеет право на собственное мнение и на свои желания? Задумайтесь над этим, постарайтесь предоставлять ребенку право выбора в различных ситуациях, чтобы он научился принимать нужное решение.

Тест «Взаимоотношения в семье»

Этот тест должны выполнять дети, а расшифровка оказывается очень интересной и познавательной для самих родителей. Этот тест поможет понять, как ребенок воспринимает взаимоотношения в родной семье. На первый взгляд все может казаться, но на самом деле все иначе. Может быть, ребенку не хватает заботы и внимания, или, наоборот, его очень тяготит гиперопека. Суть теста в том, что ребенок самостоятельно, без помощи и советов взрослых должен нарисовать семью. Не надо говорить ребенку, чтобы он нарисовал именно свою семью. Ребенок рисует некую абстрактную семью, изображает сколько угодно родственников. Только когда рисунок будет готов, вы можете его как следует изучить.

1. Ребенок нарисовал нескольких людей, которые просто стоят на месте, при этом они ничего не делают. В этом случае можно сказать, что ваш ребенок — человек рассудительный, рациональный.

2. Ребенок нарисовал, как разные люди выполняют какие-то действия. Например, кто-то рисует, сидит за компьютером, готовит, читает, играет на пианино и т. д. Если ребенок всем людям на рисунке придумал какое-то занятие, значит, он очень эмоционален и восприимчив.

3. Ребенок изобразил кого-то в стороне от других людей, то, вероятно, он недолюбливает этого человека. Особенно важно, если эта фигура изображена как бы схематично, Значит, с этим человеком у ребенка не слишком хорошие отношения. А вот если кого-то ребенок изобразил особенно тщательно и красиво, значит, именно его он уважает и любит больше всех. Особенно важно, если этого человека ребенок нарисовал первым. Многие специалисты считают, что ребенок рисует первым того, с кем у него складываются лучшие отношения.

4. Если ребенок нарисовал людей близко друг к другу, то, по-видимому, он считает этих людей по-настоящему близкими. Очень хорошо, если ребенок нарисовал маму и папу рядом. А вот если фигуры людей изображены на некотором расстоянии друг от друга, то ребенок подсознательно чувствует некие проблемы и трудности во взаимоотношениях. Или же малыш привык, что мама и папа целый день на работе, то есть находятся далеко друг от друга.

5. Если ребенок растет в неполной семье, а на рисунке изображены мама и папа, это свидетельствует о том, что подсознательно ребенок очень страдает от отсутствия одного из родителей; мечтает о том, чтобы семья была полной. Если родители в разводе, желательно давать ребенку возможность общаться с тем, кого он видит достаточно редко. А вот если ребенок живет с мамой (папой) и изображает на рисунке именно ее (его), значит, его не тяготит ситуация неполной семьи, он не видит ничего плохого в том, что у него нет папы (мамы). Иными словами, ребенок успешно адаптировался к этой ситуации.

6. Если ребенок изображает кого-то из членов семьи непропорционально большим и с длинными руками, значит, он боится этого человека, считает его строгим, злым, жестоким.

7. Если ребенок под ногами всех фигур провел линию, это не очень хороший знак. Линия, на которой как бы стоят все нарисованные персонажи, свидетельствует о том, что малыш чувствует себя в родной семье не лучшим образом. Может быть, родители и другие родственники к нему относятся с излишней строгостью и требовательностью. В этом случае ребенок растет тревожным, неуверенным в себе, не чувствует себя счастливым.

8. Очень большое значение имеет то, как ребенок нарисовал себя. Малыш может изобразить себя маленькой схематичной фигуркой. А родители при этом будут нарисованы ярко, старательно, каждая деталь будет показана достаточно четко. В этом случае можно сказать о том, что ребенок чувствует себя рядом со взрослыми неуютно. Вполне возможно, взрослые не прислушиваются к его желаниям, не думают, что с мнением и желаниями ребенка надо считаться. Ребенок растет неуверенным в себе, не может принять самое простое решение, не оглядываясь на взрослых. Вполне возможно, взрослые довольны, что ребенок послушен, не проявляет упрямства. Однако в дальнейшем такому ребенку будет очень тяжело найти свое место в жизни.

9. Ребенок изобразил схематично, небрежно родителей, себя, наоборот, ярко, подчеркнув все детали. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок эгоистичен, умеет добиваться своего. Именно свои желания и интересы ребенок ставит на первое место. Родители, по его мнению, должны всегда исполнять его желания, ни в чем не перечить. Ребенок считает родителей не столь важными, как он сам.

10. Ребенок может изобразить на рисунке нескольких детей, а при этом в семье он — единственный ребенок. В этом случае можно сказать, что ребенок страдает от одиночества, от нехватки общения именно в детской среде. Даже если ребенок общается в детском коллективе, то есть в школе или детском саду, ему этого недостаточно. Вполне возможно, что в детском коллективе он не нашел себе друзей по интересам и держится особняком. А в мечтах он видит, что у него есть друзья-ровесники. Задумайтесь об этом. Может быть, ребенка надо определить в кружок или секцию, где у него появятся друзья по интересам. Общение со сверстниками очень важно для ребенка. Но, к сожалению, далеко не каждый детский коллектив

сможет обеспечить возможность общения для данного конкретного ребенка.

11. Ребенок изобразил себя, стоящим вдалеке от остальных людей. Это тревожный симптом, он должен насторожить родителей. Ребенок страдает от одиночества, нуждается в помощи.

12. Ребенок нарисовал, что он сидит за уроками, читает, рисует или делает что-то еще, а остальные люди ничем не заняты, это тоже тревожный симптом. Значит, в семье на ребенка постоянно давят, заставляют его чем-либо заниматься, не дают право выбора. А малыш, возможно, не всегда доволен выбором родных.

13. Если ребенок изобразил себя в стороне от других людей и провел линию, отделяющую себя от членов семьи, значит, он внутренне недоволен отношениями в семье. Он не чувствует к себе любви и заботы, страдает от невнимания и одиночества. Еще хуже, если малыш нарисовал себя (или фигуру ребенка на рисунке) в какой-то геометрической фигуре — в треугольнике, круге, квадрате. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок не чувствует себя защищенным. Возможно, на него слишком давят в семье, относятся чрезмерно строго. От этого малыш страдает.

14. О подавленном состоянии ребенка или о скрытой тревоге могут свидетельствовать тучки или облака на рисунке. Такая деталь говорит о том, что ребенок боится какой-то опасности, которая может произойти с его семьей или же уже произошла. Например, родители развелись или собираются развестись. Данная деталь может показывать о то, что ребенок страдает от жестокого и несправедливого обращения со стороны взрослых. Возможно, ребенок постоянно ожидает критики или наказания за любое свое действие. Если ребенка постоянно критикуют и наказывают в семье, он растет неуверенным в себе, тревожным, несчастливым. Задумайтесь об этом и измените свое отношение к малышу.

15. О тревоге и плохом настроении ребенка может свидетельствовать тот факт, что все фигуры на рисунке изображены схематично. Иногда это означает, что ребенок в данный момент устал или хочет делать что-то другое. Предоставьте ребенку такую возможность, а в другой раз проведите с ним этот тест.

Статьи по теме: