У подобных детских приспособлений есть и свои минусы. Отзывы о колыбелях Bambolina

26.06.2012

Знаете ли вы, что еще в 60-х и даже 70-х годах 20 века в деревнях и поселках России (а в то время СССР) ребятишек укачивали в колыбельках, люльках, зыбках? Наверное, не просто так веками наш народ пользовался колыбелью. Что же хорошего можно взять для наших современных детишек? Уклад семьи существовал веками. И везде были свои традиции в пестовании лялечек. Даже колыбель разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка.

Старуха качает зыбку. Русские. Фотоархив РЭМ.

Колыбель на очепе

Легкая зыбка (кузовок), сплетенная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп - это длинная, гибкая и крепкая жердь, прикрепленная к потолочной матице (продольная потолочная балка). Как правило, очеп делали из молодой березы; сосновая жердь ломается, а еловая не так хорошо выгибается. Береза хорошо гнется и одновременно не трясется, и качание мягкое, без толчков. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно. В матицу (верхний брус избы) вбивали железное кольцо и вдергивали в него очеп — и тянулся он в пол-избы. На конце очепа еще гвоздь вколачивали, и веревку наматывали, чтобы зыбка не слетела. Иногда в матицу крепился кованый крюк и на нем висела «зыбка».

Возможно, качание в колыбели со дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян редко страдали от морской болезни.

Иногда детской зыбкой служило обыкновенное корыто

Иногда колыбель была в форме пяльцев, обшитых холстом и привешенных за углы на веревках. В городской местности заказывали люльку мастеру только с хорошей репутацией и добрым сердцем, т. к. работа мастера сопровождалась молитвами, приговорами. Порой детской зыбкой служило обыкновенное корыто. А у городского народа встречалась другая форма люльки - напольная, которая качалась по принципу «ваньки - встаньки». У некоторых народностей Северного Кавказа кроватка создавалась из дерева и четко по размеру родившегося ребенка. С возрастом ребенка увеличивался размер кроватки.

На Руси верили, что детишки, смеющиеся во сне, видят волшебные райские сады, светлые и благоухающие. Так колыбели и украшали: на боках "райские” деревца, царских птичек, лазоревые цветочки… В головной части зыбки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах — ясен месяц о звездах. У подножья еще обязательно крест делали. Такую колыбель передавали из поколение в поколение и много малышей вырастало в одной люльке.

Зыбка

Чаще колыбель делал сам хозяин. Мама мужа говорит, что ее отец делал зыбку из березовых жердей. Пусть не такая красивая она была, но денег не стоила, да и тепло родной руки хранила. Из четырех точеных палочек сбивалась квадратная рамочка, не более аршина в длину. Потом на рамочку навертывалась крепкая тряпка — полотно. Натягивали его слабо, с углублением. После хозяйка зашивала его кругом. Иногда на дно укладывали досочку, туда же клали сено и пеленочкой застилали. Шилась маленькая перьевая подушечка; когда перо сбивалось, его меняли. Одеяльцем служила простая самотканая дерюжка, или оно сшивалось из ситцевых разноцветных лоскутков.

Была зыбка еще плетеная, из сосновых дранок — как корзинка, только продолговатая. Еще "лубочку” сшивали, из коры липы. "Лубочку” брали с собой в поле, когда страда была. К ней еще "почемки” приделывались, чтобы за плечи можно было вешать. Мать кладет ребеночка в этот короб, за спину закинет — и идет жать. Жнет-жнет, да и так его заколыхает, что убаюкивается младенец сладким сном почище, чем на очепе…

Состоятельные крестьяне нанимали к себе "зыбать” дите девочек из бедных семей. Как правило, девочки те были 7-8 лет; среди них попадались поистине талантливые няньки, умеющие быстро успокоить ребенка. "Славные пестуньи”, как тогда говорили. При убаюкивании использовали колыбельные песни, а были еще и байки, приговорки.


Вот как это было. Представим:

Висит зыбка на очепе, туда — сюда покачивается, очепок поскрипывает, а матушка в то время "баит” дите такой примерно байкой: "У царя-то, боярина колыбель богатая: новоточенная, позолоченная, с серебряными крюками, бархатными да шелковыми ремнями. Положки золотой парчи, в головах куни, в ножках соболи, одеялышко черного бобра. А подушечка-то у царского дитя — с павлиньева пера. А у нас с тобой, детка: зыбка дубова, очепок деревянный, колечко оловянно, катальник плетеный. А постелька — под головку подушка, рипачек под бочек да соломки пучок. Высыпайся, дурачок!..”


Существовали разные приметы и заговоры:

Если ребеночек плаксивый был, с ним рядом в колыбельку клали полено и говорили: "Расти, детонька, спокойный, как это полено!” А на вечерней зоре отец или дед выносил капризника на крыльцо и просил: "Заря-заяница, красная девица, возьми бессонницу-неугомонницу, а дай нам сон-упокой!” Или бабушка золы в печке на палец возьмет и на лбу малыша заметинки крестом делает, и при этом уговаривает: "Спи, внучек, не плачь, я испеку тебе калач! Спи-ка не реви, я испеку тебе три! Семечком помажу. А тебе его не покажу. Будь умничкой, засыпай и не плачь…” Ребенка до года чужим вообще не было принято показывать, а потому люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом.

Зыбка-колыбелька

До какого возраста спал малыш в колыбельке?

В одной местности, как только ребенка отнимали от груди (или рождался его братик или сестричка), кончался его "колыбельный век”: клали его на общую кроватку. В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было — спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года.

Чтобы отлучить его от зыбки, прибегали к разнообразным хитростям. К примеру, одного из мужиков "Букой” обряжали. Внезапно он вбегал в горницу в вывороченном тулупе, с мочальной бородой, с березовой клюкой, хватает колыбель — и уносит. А ребенку говорили: "Гляди-ка, малыш! Приходил Бука, зыбку в лес унес — дитенка своего зыбать!” Прием действовал безотказно. В других местах, когда ребеночек подрастал, ему делали люльку побольше: в ней он лежал до двух, до трех, а то и четырех лет, пока дите силы не наберет.

Вот такая история колыбельки-зыбки-люльки. Использовалась она издревле и по совсем недавнее время. Удобно, практично, а как уютно! Вполне можно вернуться к традициям наших предков. И доставить радость маме и малышу. Папы, дедушки, дяди, позаботьтесь о своих родных. Пусть ваш малыш качается в колыбели, в какой баюкались до него его прабабушки и прадедушки, и, возможно, даже бабушки и дедушки. А маме будет легко и удобно. Сделать такую колыбель-зыбку легко и просто.

Мастер-класс «Делаем колыбельку-зыбку — чудо наших предков»

Что нужно:

  1. Деревянные бруски 2х3см: 2 бруска по 80см, 2 бруска по 56см
  2. Металлические уголки 4шт
  3. Саморезы длиной 2см
  4. 4 карабина
  5. Веревка примерно 7м
  6. Пружина дверная 1шт
  7. Ткань бязь для чехла-гамачка 2,5м х2м
  8. Ткань для мягкого чехла на рамку 3м х 0,5м
  9. Синтепон 3м х 0,5м
  10. Ткань для полога (желательно натуральную) 4м
  11. Молния 60см
  12. Крепления в потолок - полукольца (икеа) 2шт
  13. Чопики и саморезы для крепления в потолок по 8шт

Изготавливаем детали колыбельки

Из деревянных брусков сделать рамку 60х80см. Углы скрепить металлическими уголками



Обшить тканью с синтепоном, чтобы рамка была мягче. Я сделала чехол для рамки на липучках, чтобы снимался - это сложнее. Пользуемся уже 4мес - не пачкался, сверху еще чехол гамачка одет. Поэтому рекомендую просто обшить на руках рамку мягким чехлом.



Сшить мешок из бязи для гамачка. Раскрой с большим припуском, чтобы получался гамак.

Разметить расположение отверстий для веревок. Пристрочить по углам квадраты из двух слоев ткани. Настрочить зигзгом отверстия, вырезать их.

Шьется как наволочка. С накидкой, чтобы закрыть молнию, которая вшивается последней.

Сшить полог для колыбельки. Лучше сделать из 4 полотнищ (на каждую сторону), чтобы можно было поднять или опустить любое. Украсить, если хочется кружевом и тп. Полог еще не сшила. Ткань просто накидываю со стороны света.

Сшить чехол на пружину (она в масле, пачкается). Одеть на пружину. Внутрь вставить веревку, с петлями на концах, чтобы она служила страховкой, если пружина лопнет.

Крепим в потолок:

Лучше подвесить колыбельку-зыбку над кроватью.

Отмечаем место на потолке, где будут прикреплены полукольца.

При желании можно прикрепить не на одну точку крепления, а на 2 или 4, но чем больше точек крепления, тем более жесткая конструкция, меньше свободы укачивания.

Перфоратором просверливаем отверстия в потолке.

Забиваем чопики.

На саморезы прикрепляем основания полуколец. Располагаем полукольца так, чтобы колыбелька двигалась вдоль отрытой стороны их.


Собираем колыбельку:

Нам нужно:

  1. рамка в мягком чехле
  2. чехол для гамака
  3. веревки — (4 по 1,5м и 40см)
  4. 4 карабина
  5. дверная пружина в чехле

Все мы приготовили заранее.

Привязываем 4 веревки по углам к рамке скользящим узлом

Надеваем чехол на рамку, продевая веревки в отверстия.


Застегиваем чехол. На концах веревок на одинаковом расстоянии завязываем петли. Собираем петли на карабин.

На полукольца в потолке одеваем карабины. В них - веревку длиной 40 см с петлями на концах.

По середине веревки карабин вешаем, на него одеваем пружину и верхний конец страховочной веревки. Пристегиваем карабин с колыбелькой к нижнему концу пружины, одеваем нижнею петлю страховочной веревки.

Колыбель без ребенка должна висеть не ниже 50 см от поверхности кровати. Регулируем высоту колыбели перемещением петель на 4х веревках.

Ребенок растет, становится тяжелее -колыбельку поднимаем выше.

Раскачиваем зыбку по прямой, можно с покачиванием, вдоль петель и вверх-вниз.

Накидываем полог на колыбельку. Все можно укладывать малыша спать. И укачивать. Бай-бай, малыш!

Мы сделали уютную колыбельку для своего малыша, и возродили традицию наших предков!

Почему хорошо ребенку в колыбельке-зыбке?

Все знают, что еще в прошлом веке малыши спали в колыбельках, зыбках, люльках. Например, мама моего мужа в детстве жила в деревне. Она рассказывает, что всех детей в семье качали в зыбке, именно такой как у нас. Было это в середине 20-го века, буквально 50 лет назад. А детей в семье у них было 7. И папа мужа говорит, что во всех домах в их деревне висела такая колыбелька-зыбка.

Чем же люлька-зыбка так хороша, что веками ее народ использовал?

Вы знаете, да и доктора скажут - ребенок рождается с РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ. Жаль, но «колики» знакомы почти всем родителям. Прекрасно, когда у мамы много молока и малыш его хорошо усваивает. У грудничков мало своих ферментов, движение кишечника неравномерно, слабы мышцы животика и ягодиц. Вот и условия для повышенного газообразования. Ребёнку больно, он не спит, плачет, а это только ухудшает ситуацию. Ну? а если кормят смешанно или малыш «искусственник»?

Есть способ облегчить выход газов: можно класть маленький ватный фитиль между ягодиц малыша (особенно это «работает» в первые три месяца жизни).

Что в люльке такого, что может помочь?

Самое главное - ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА. В большой кроватке, на ровной поверхности без подушки ребёнок лежит с максимально прямыми ногами. Живот напряжён. В колыбельке положение ближе к внутриутробному: ножки поджаты, спинка слегка согнута - животик расслаблен.

Нам могут возразить, что у спины ребёнка в люльке нет жёсткой опоры. Можно испортить спину. Как раз в зыбке вся спина и имеет опору, так как под весом ребёнка полотно люльки хорошо натягивается. Хотя, детские колыбели, у каждого народа они свои. Есть как с жестким, так и с мягким дном. А у нашего народа выросли поколения, выпестованные в люльках, и имели при этом прямые, крепкие спины.

Нам развитие нашего младшего сынишки нравится, и развивается он не хуже старшего в этом же возрасте, не спавшего в колыбельке. Даже? наверно, лучше. Он более шустрый, подвижный, как пружинка. Если старший пополз в 4,5 месяца, то младший -уже в 4 месяца. Старший сынок пополз по-пластунски, второй же, чуть ли не на четвереньках, у него сильные ручки и ножки. Кроме того, КРЕПКАЯ СПИНКА. В 4,5 месяца прекрасно сидит с небольшой опорой на спину. Очень крепко, если держат взрослые, стоит на ногах уже 2 месяца. Зарядку, если честно, мы почти не делаем, ну иногда может. САМ СЕЛ в 5 месяцев!!! Медсестра не поверила, когда увидела: "ведь скажут - даты перепутала!” Мало ползал по-пластунски, почти сразу переключился на четвереньки, где-то в 5,5 мес. В 6 мес за 1,5 часа между снами успевает исследовать весь дом — перебрать и поиграть всем, что найдет. Приходит на зов из другой комнаты, находит маму и брата. Уже прекрасно САМ садится и сидит, бродит на четвереньках. Поднимается по наклонной горке на диван тоже на четвереньках (4 точки опоры - ладони и ступни), радостно повизгивая, также слезает обратно на пол по горке. Встает везде, где захочет. Крепко стоит на ногах, слегка держась за руки взрослого. Большинство детей (не говорю, что все) в этом возрасте еще и не ползают, садятся после 7мес.

Ему только 6 мес. Целый день у сына бурная деятельность, это уже не лялька, а самостоятельная личность. Он вовсю исследует окружающий мир. Рассматривает наши плакаты на стенах, причем очень внимательно. Я этому всему очень рада. Сын занимается исследованиями, развивает себя в результате. Мама свободна, так как на ручки просится, только когда хочет спать и есть. Я его не приучала к этому, он просто занят своими делами .

Спит почти всю ночь в колыбельке очень крепко. Днем тоже несколько раз. Возможно, такая шустрость - это его личное качество. А очень даже, возможно, колыбелька оказывает большое влияние на его физическое и психическое развитие.

А второе - это ПОКАЧИВАНИЕ. Волнообразное раздражение вестибулярного аппарата малыша успокаивает и вызывает быстрый сон. Качать ребёнка в люльке намного, просто несравнимо, удобнее, чем на руках. Да и в самом процессе покачивания есть что-то волшебное. Колыбель висит на пружине: люлька качается в разных плоскостях и с разными траекториями, большое время затухания движения, и если малыш вздрагивает во сне, он сам себя покачивает. Ребенок с рождения привыкает к укачиванию, а, значит, позже легче привыкнет к автомобилю. Хорошо работает вестибулярный аппарат. Пружины усложняют обучение первых движений ребенка, что в будущем поможет ему более уверенно начать ходить.

Особенно хорошо перекладывать спящего малыша из слинга с кольцами в подвесную колыбель. Слинг обнимает малыша, и колыбелька дает те же ощущения. Еще и покачать мягонько — малыш продолжает сладко сопеть. Если заплакал во сне, покачал легким движение и малыш снова спит.

Чем мне нравится наша колыбелька-зыбка:

Подход к ребенку со всех сторон

Колыбель можно повернуть любой стороной

Легко снимается и подвешивается

Занимает мало место, когда не нужна (просто стоит на боку у стенки)

Висящая колыбель абсолютно не занимает площади пола

Ночью легко качнуть хоть чем (рукой, ногой)

Любые амплитуда и ритм раскачивания.

Нас постоянно выручает это совершенно несправедливо забытое ЧУДО наших предков. Всем мамам очень рекомендую. Я очень довольна! Большое спасибо мужу и папе, что сделал такую классную штуку!


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Ребёнок в люльке

Почему практически все народы воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке?
Последние исследования показывают, что это не просто дань традиции, а важнейший элемент, который, наряду с материнской колыбельной песней, делает ребёнка здоровым и гармоничным…

Ещё до «наката» технической цивилизации русские, украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, татары, горцы, народы коми, чукчи, ханты, манси, нганасане, долгане и другие - на крайнем севере, хакасы и монголы - в центральной Азии, а также египтяне, марокканцы, эфиопы и другие народы в Африке, китайцы, вьетнамцы, корейцы, камбоджийцы и другие - в юго-восточной Азии и так по всей земле воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке. Значит, пребывание ребенка в грудничковом периоде в такой люльке несет в себе некую неосознанную нами сообразную природе ребенка выработанную тысячелетиями культуру его вочеловечивания.

И, как это ни парадоксально, но наука данный прием культуры не только не изучила, а, как и многое другое, что было в народной воспитательной педагогике, просто отвергла. А ведь истина здесь буквально лежит на поверхности.

Известно: 9-ти месячный период внутриутробного развития ребенка по биологическому (генетическому) времени намного длиннее всей последующей жизни. Именно за эти 9 месяцев из 2-х клеток оформляется готовый маленький человечек. И весь этот этап развития проходит в жидкой среде. Среде, которая поддерживает процесс развития ребенка фактически в невесомости. А теперь представьте: из невесомости ребенок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления, в т.ч. «тяжелых» (по перепадам давления) гравитационных ритмов.


Вот почему для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны генерализованные, разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при сонастройке телесных ритмов, в т.ч. произвольно-волевых с ритмами земными (гравитационными). Но для такой сонастройки требуется продолжительный период времени и рукотворная помощь.

Подвесная люлька как раз и переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм. В процессе качания младенец в ритмическом режиме испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты воздействия наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит через низшую к земле точку). Следовательно, с помощью подвесной качающейся люльки вектор однонаправленного гравитационного пресса «разворачивается» в адаптационную к земным условиям гравитационную жизнетворную волну.

Более того, оказалось, что вся человеческая жизнь - это иерархия взаимоподчиненных, взаимосинхронизированных (по кратности) алгоритмов: от сверх высоких генетических ритмов до сверх низких - осмысленных произвольно-волевых действий. Подвесная люлька - это особая технология, абсолютно необходимая для постепенного эффективного нетравматичного вхождения и адаптации ребенка к гравитационной среде земли, в т.ч. для запуска гравитационных ритмов жизни.

В 80-ые годы ХХ столетия на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был выполнен следующий эксперимент (Н. Ф. Казачкова). Одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность. Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза быстрее стали фиксировать объекты, т.е. у них быстрее стал появляться осмысленный взгляд.

В среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей была скованность и страх. На 1,5 - 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить по земле. При развитии же целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялись мышечная скованность (судорожность).

Оформленность внутреннего гравитационного ритма - это оформленность не только внутренних вегетативных ритмов, но и духовной стойки, оформленность их устойчивости к различным неблагоприятным факторам внешней среды.

Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах онтогенеза. Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью при письме. Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух! Свободнее и осмысленнее у них была речь. Меньше у таких детей был страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.

Поэтому исчезновение подвесных люлек из воспитательного арсенала привело к ухудшению развития у детей телесно-координаторных способностей, разнообразных произвольно-моторных функций, в т.ч. речевых и ручных. Привело к понижению функциональных возможностей базовых систем жизнеподдержания (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, выделения и др.)

В широком плане это привело к понижению телесно-функционального и духовно - психического потенциала на уровне целого народа. Все это позволило по-новому взглянуть на величие народно-воспитательных культур, в т.ч. на особую развивающую роль русских качелей.

Колыбельная

Колыбельная песня - это та духовная сила, которая вырывает младенца из «цепкой» хватки инстинктивного страха и возвышает его чувства в пространство «звучащей» охранительной материнской любви. Слово колыбельной песни - это единственное изреченное слово, которое в полной мере соединяет в себе дух образа и душу любви. Исследования показали, что среди тех детей, которым матери не пели колыбельных песен, страх и агрессия (в рисунках) встречались в 4 раза чаще по сравнению с теми, кто хоть изредка пел младенцу колыбельные песни. А ведь страх - один из самых сильных животных инстинктов, с которым «сцеплены» в нераздельной связке все остальные инстинкты.

Выяснилось, что без постоянного пения матерью колыбельных песен (желательно в ритме качания подвесной люльки) ребенок не сможет в должной мере вочеловечиваться в душевно-духовную, цельную, свободную отстрахов и психокомплексов личность.

Сегодня колыбельные песни стали записывать на электронные носители хоть и профессиональным, но не материнским голосом. Ясно, что такие записи в первую очередь предназначены для будущих и настоящих матерей, но не для младенцев. Безусловно, их можно использовать в детских дошкольных учреждениях, в том числе для сирот, а также детей, находящихся на воспитании в различных специализированных учреждениях и т.д.


Младенцу, как воздух, как грудное материнское молоко, необходима колыбельная песня, озвучиваемая материнским сердцем.

Еще раз напомним: за 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок глубоко запечатлел в памяти чувств единственно близкий и родной голос - голос матери. И только он и никакой другой голос может передать ребенку чувство любви, защищенности и счастья. Вот почему колыбельные песни должна петь только сама мама. Я часто слышу от молодых мам: как же я буду петь, если я не знаю ни слов, ни мелодии колыбельных песен? А это и есть последствия глубокого отчуждения матери от детей на этапе их раннего детства.

Поэтому в некоторых детских дошкольных учреждениях стали практиковать воспитывание девочек отдельно от мальчиков. Танки, пушки, машины, автоматы несовместимы с куклами и колыбельными песнями. И рекомендуется, чтобы девочки вместе с мамами, бабушками (если это возможно), с воспитателями своими руками изготавливали мягкие куклы, сами сочиняли колыбельные песни и регулярно их пели.

В качестве примера ниже приведем колыбельные песни, сочиненные детьми вместе с мамами и бабушками в начале 90-х годов в детских садах г. Воскресенска.




Д\С № 57

Баю, баюшки, баю
Баю девочку мою
Баю сладенькую
И хорошенькую
Баю маленькую
Распрегоженькую.

Смотрит заинька в окно
На дворе давно темно
Спи мой сладенький, усни
Долгий сон к себе мани.
Баю, баю, баю – бай
Поскорее засыпай.

(Седнева Т.Н. - воспитатель)

Спи, усни мой голубок!
На полях лежит снежок.
Всю он травушку закрыл
И цветочек завалил.
Скоро солнышко взойдет
И все снова зацветет!
Ты за зиму подрастешь
И гулять с мамой пойдешь.

* * *
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!
Крепкий сон тебя возьми,
Пусть во сне увидишь ты
Маму, папу и цветы!

(Будылкина Н.Ф. - воспитатель)

Д\С №31

Баю-баюшки- баю
Баю, деточку мою.
Спи, сыночек, засыпай,
Мирно глазки закрывай.

В колыбельку уложу,
Складну песенку сложу.
Складну песенку сложу,
Дрему в гости приглашу.

Дрема по дому брела,
К колыбельке подошла.
К колыбельке подошла
Тихо песню завела.

Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю,
А ложись ты в серединку
На пуховую перинку.

Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою,
Спи глазочек, спи другой
Спи, сыночек, дорогой.

(Макеева Г., воспитатель)

Баю, баю, бай
Спи, мой мальчик, засыпай.
Спи скорей, усни дружок
Выйдет солнце на лужок.

Будет ярко нам светить,
Будут гнезда птицы вить.
Много света и тепла
Принесет во сне весна.

* * *
Ой, люлень, да люлень
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит
В каждый дом её заносит.

В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет.

* * *
Соловей поет в лесочке,
Ай лю, лю, ей лю, лю.
Пусть притихнут все листочки
Баюшки, баю.

Спи, сынок, мой голубочек,
Вырастишь большой.
Вон на небе темном месяц
Светит золотой.

Устилает землю снегом
Словно серебром.
Видишь: собралися сказки
За твоим окном.

Вот и поезд дальний едет.
В нем игрушки спят.
И пекут ватрушки мамы
Для своих ребят.

Спи, сыночек, мой прекрасный,
Баюшки, баю.
Пусть приходит к тебе дрема
В колыбель твою.

* * *
Баю- баюшки, баю,
Сыну песенку спою,
Как мой милый будет спать,
Буду я его качать.

Ты, мой милый, дорогой,
Быстро глазоньки закрой.
А закроешь, сон придет,
Свою сказку принесет.

В ней и заинька живет.
Он морковку там грызет.
А лисичка любит петь
И на елочку глядеть.

Вот уж ночка на дворе.
Спит собачка в конуре.
Спят и птички, и волчок.
Ляг скорее на бочок.

Баю - баюшки, баю,
Сыну песенку спою.
Как мой милый будет спать.
Буду я его качать.

(Гавриш Д. - воспитатель)

Я\С №5

Баю –баю, баю – баю!
Нашу дочку я качаю.
Спи, девчушка, засыпай!
Баю –баю, баю – бай!

Спят игрушки и зверушки,
И жучки и паучки.
Тишина стоит кругом,
Давай, доченька, уснем!

(Тетеркина С.А. – воспитатель)

Спят игрушки в уголке,
Спят на полке сказки.
И моя дочурка спит,
Закрывайтесь глазки!

Ты играла целый день.
Ты устала очень.
Поскорее засыпай,
И спокойной ночи!

Завтра будет новый день,
Снова, как награда!
Баю, баю, баю, бай,
Спи моя отрада!

* * *
Баю, баю, баиньки
Прискакали заиньки.
Песню запевали,
Ванечку качали.

Баю, баю, баиньки
Засыпай наш маленький.
Подрастешь немножко,
Поскачешь по дорожке.

(Скокова В.И. - зав. я\с №5)





Опыт убеждает: постоянное нежное общение девочек с рукотворными мягкими куклами, пение им колыбельных песен - это базовая ступень в привитии материнских чувств на так называемом экстрасенсорном этапе, т.е. на этапе преображения и одухотворения первичных чувств.

Дорого заплатят матери, преждевременно отлучившие детей от своей любви, от груди, от колыбельных песен и любвеобильных «словоизлияний». И чем быстрее мы сегодня научим петь колыбельные песни 4-6 летних девочек, тем более доброе, любвеобильное материнство мы получим завтра.

Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса, фрагмент





Даже беглый поверхностный взгляд на историю человечества позволит заметить одну закономерность, общую для всех народов, независимо от того, где развивалась данная цивилизация. Народы Крайнего Севера, аборигены Австралии, древние индийцы, славяне, египтяне, ацтеки - все они укачивали своих младенцев в подвесных люльках, только одни устраивали детское гнездышко поближе к очагу, чтобы дитя не замерзло, а другие - в тени пальмовых листьев, чтобы уберечь ребенка от жары. Наши древние предки были гораздо ближе к природе, чем мы, испорченные техническим прогрессом и городским комфортом. Конечно, они не задумывались о том, что положение малыша в качающейся люльке очень близко к его положению в материнском чреве, и он чувствует себя в ней спокойнее, скорее, предки пытались таким образом оградить ребенка от всевозможных опасностей этого мира - от крыс, змей, а заодно и от темных духов, которые, по их мнению, только и ждали, чтобы завладеть беззащитной младенческой душой.

Однако правоту древних доказали научные исследования, проведенные в 80-х годах прошлого века в Советском Союзе. В ходе эксперимента проводилось наблюдение над двумя группами детей. Дети одной группы провели младенческий период в люльке, а дети второй группы - в кроватке. Результаты заставили задуматься, выяснилось, что малыши первой группы развивались быстрее и гармоничнее, по сравнению другой группой. Это проявилось в том, что:

  • они лучше спали, меньше капризничали и активнее сосали грудь матери;
  • у них быстрее нормализовалось состояние мышечной системы;
  • они быстрее научались различать предметы и фиксировать взгляд;
  • гулить и произносить членораздельные слова такие дети начинали в среднем на 2-3 месяца раньше «кроватных» сверстников;
  • они начинали ходить ножками на 1,5-2 месяца раньше.

В более старшем возрасте дети, выросшие в люльке, также показали лучшие результаты в развитии и в обучении.

Качающееся разнообразие

Готовясь к рождению малыша, молодые родители и их родственники начинают изучать ассортимент магазинов, выбирая первое приданое, в том числе - место, где новорожденный будет спать. И все чаще первой постелькой малыша становится именно люлька - уютное красивое гнездышко, в котором ребенок спит, словно в заботливых маминых руках. Сегодня люлька для ребенка - это не только корзинка, подвешенная к потолку, разнообразие моделей, представленных в магазинах, очень широко:

  • качалки - спальное место укрепляется на раме, которая стоит на двух дугах, такая люлька качается справа-налево;
  • качели - спальное место подвешивается к раме, установленной на колесики, качаться она может в разных направлениях, а при необходимости ей можно легко переместить в другую комнату;
  • электронная колыбель - результат технического прогресса - может быть и качалкой, и качелями, дополненными электронными датчиками, которые реагируют на плач малыша и включают механизм укачивания.

Кроме того, существуют люльки для перемещения малыша - это всевозможные сумки для новорожденных для ручной переноски и автомобильные люльки, которые удобно размещаются на сиденье автомобиля. Конечно, они не обеспечивают возможности полноценного спокойного сна, но достаточно уютны и комфортны, чтобы малыш чувствовал себя спокойно.

Любимому малышу - лучшую колыбель

Каждый родитель хочет дать своему чаду все самое лучшее. А поскольку новорожденный спит по 18-20 часов в сутки, то его спальное место должно быть именно таким - уютным, комфортным, безопасным. О том, насколько хороша та или иная колыбелька, можно судить по нескольким критериям, на которые и надо обратить внимание, изучая предложенный магазином ассортимент:

  • прочность конструкции обеспечивается надежностью крепления всех элементов и гарантирует безопасность карапуза во время укачивания;
  • металлические крепления элементов долговечнее и надежнее деревянных и пластмассовых, а потому и более предпочтительны;
  • размер лучше выбирать побольше, чтобы малыша можно было укладывать в разных положениях;
  • материал колыбели должен быть натуральным - дерево, ротанг; наличие краски или лака исключено, максимум - это нетоксичное покрытие против грызунов и насекомых;
  • материал спального места может быть только натуральным, так как синтетика часто становится причиной аллергии у детей, да и внешний вид искусственных материалов обычно портится быстрее, чем у натуральных тканей.


Обязательно нужно убедиться в том, что на люльке нет мелких съемных элементов. Что касается дополнительных возможностей - корзинок для мелочей, откидных пеленальных столиков и прочих аксессуаров, то выбор таких универсальных моделей остается на усмотрение родителей.

Комплектация для комфорта


Большинство люлек уже имеют все необходимое для размещения в них малыша, но в некоторых случаях наполнение колыбели нужно покупать отдельно. Но даже если люлька полностью готова, нужно убедиться в качестве ее наполнения:

  • матрас - изготовлен из натурального материала и имеет достаточную степень жесткости, лучше всего, если в его основе лежит кокосовая койра; размер матраса должен подходить к габаритам спального места и может отличаться от них не более, чем на 1 см в длину и ширину;
  • постельное белье - только натуральное, без добавления синтетики, с минимумом красителей, лучше всего - просто белое, подходящее по размеру;
  • накидка - тканевый полог, который навешивается на дугу над люлькой для защиты малыша от лишнего света и любопытных посторонних взглядов;
  • блокиратор - позволяет зафиксировать степень раскачивания люльки или вообще блокировать качание, чтобы малыш не выпал из колыбели.

Не помешает приобрести запасные колеса - люлька часто перемещается из комнаты в комнату, и колесики часто ломаются, так что лучше заранее обзавестись запасным комплектом, чтобы в случае «аварии» сразу исправить поломку. Как укомплектована колыбель для ребенка - вопрос чрезвычайно важный, так как от этого во многом зависит качество сна и состояние здоровья малыша.

О пользе старой доброй люльки

Преимущества люльки перед кроваткой очевидны:

  • в небольшом уютном пространстве малыш чувствует себя спокойнее, словно снова оказывается в безопасности маминого животика;
  • качание позволяет быстро успокоить плачущего ребенка;
  • небольшие размеры люльки экономят место в комнате, так что она может стоять даже в небольшой родительской спальне;
  • колесики позволяют легко перемещать люльку по дому.

Немаловажен и привлекательный вид колыбели, который радует глаз не только родителей, но и гостей. Некоторые модели дополняются всевозможными полезными функциями - датчиками, реагирующими на плач, музыкальным сопровождением, подсветкой.

Если все же вспомнить о недостатках, то у детской люльки он всего один - это краткое время использования. Очень скоро малыш сможет покинуть укромное гнездышко и спать в кроватке. Но и эта проблема имеет решение - в продаже имеются специальные кроватки-трансформеры. В таких моделях люлька подвешивается к бортикам кровати внутри нее, а когда карапуз подрастает, люлька попросту снимается, и ребенок может спать уже собственно в кроватке. Некоторые варианты таких трансформеров имеют дополнительную функцию увеличения по длине, так что спать в ней малыш сможет чуть не до самой школы.

Вы видите во сне люльку с ребенком - ваши дети прибавят вам хлопот; но такие хлопоты часто бывают приятными.

Вы видите во сне пустую люльку - вас ожидает некое печальное событие; жизнь кого-то из близких в опасности.

Вы как будто качаете люльку - сон говорит о том, что вам не помешало бы побольше твердости в характере; не желая обижать других людей, вы бываете слишком уступчивы, и этим пользуются, на вас активно влияют; не может быть устойчивым положение человека, который зависим от воли других людей.

Вы будто сами лежите в люльке - сон весьма красноречиво говорит о том, чтовы еще наивны, инфантильны; кто не хочет вас обижать, тот избегает этих определений и называет вас мечтателем, романтиком.

Толкование снов из Сонника Екатерины Великой

Сонник - Колыбель, люлька

Колыбель с очаровательным ребенком в ней снится к процветанию и привязанности ваших детей. Качать своего ребенка в колыбели – к серьезному заболеванию кого-то из членов семьи. Молодой женщине, которая во сне качает колыбель, следует опасаться соблазна, падения и сплетен.

Толкование снов из

Чем младше ребенок, тем он более хрупкий, а новорожденные — это самая уязвимая возрастная категория. Их кости мягкие и гибкие, в скелете много хрящевой ткани. Масса головы, относительно тела, составляет 25% (у взрослых – 6%). При этом шея грудничков тонкая и мышцы развиты слабо. Кроху опасно даже интенсивно встряхивать на руках, а при сильном толчке «тяжелую» голову резко отбрасывает, и основная нагрузка приходится именно на область шеи. Органы дыхания у грудничков тоже имеют свои особенности, которые создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, чем у взрослых.

Сегодня, для перевозки новорожденных в автомобиле используют автомобильные люльки (автомобильные кроватки, автолюльки) и кресла.

Автомобильные люльки

C какого возраста грудничка можно возить в автолюльке?
С рождения и до 6-ти месяцев.

В люльке ребенок перевозиться лежа. Она устанавливается на заднем диване автомобиля перпендикулярно движению и фиксируется с помощью автомобильных ремней. В самой автолюльке ребенок крепиться встроенными ремнями.


В люльке ребенок лежит горизонтально. Устанавливается автокроватка перпендикулярно движению, на заднем диване автомобиля.
Автолюльки фиксируются штатными ремнями автомобиля. Способы крепления ремнями могут отличаться.

Очень часто, производители колясок, просто комплектуют съемные люльки дополнительными креплениями, что позволяет их использовать в автомобиле. Но «колясочные» автолюльки, как правило, потому не пригодны для перевозки младенцев.

К недостаткам люлек можно отнести и то, что они занимают много места в автомобиле.

Поэтому авто люльки для перевозки детей следует используют только в случае особых медицинских показаний.

Автокресла

C какого возраста грудничка можно возить в автокресле ?
Так же как и в автолюльке — с первых дней жизни

В автокреслах новорожденного перевозят полулежа, под наклоном 30-45 градусов, спиной по ходу движения. Само кресло крепиться либо штатными ремнями автомобиля, либо к специальным скобам ISOFix. Ребенок в автокресле удерживается внутренними ремнями.


На первом рисунке изображено универсальное кресло, которое можно использовать как для младенцев так и для более взрослых детей.
На втором рисунке автокресло переноска, которое используется для детей до года-полутора. В этих креслах ребенка можно носить вне автомобиля, благодаря специальной ручки.

Основное преимущество автокресел в том, что они обеспечивают лучшую безопасность ребенка, чем люльки. Кресла хорошо удерживают голову младенца при фронтальном ударе, исключая травмирующие нагрузки на шею. А это, по статистике, около 70% аварий.

Очень важно чтобы наклон, спинки сидения был правильный, и находился в пределах 30-45 градусов. Более пологий угол (больше 45 градусов) сильно снижает безопасность автокресла при фронтальных ударах. При слишком высоком положении (угол меньше 30 градусов), голова ребенка будет падать вперед, что может привести к затруднению дыхания, и, как следствие, к недостаточному насыщению крови кислородом, а в очень редких случаев и к остановке дыхания.


Угол наклона спинки сидения должен быть в пределах 30-35 градусов.
Оптимальный угол — 45°.
a) Угол наклона сидения слишком маленький (< 30°), голова младенца падает на подбородок, что затрудняет его дыхание.
b) Наклон спинки от 30° до 45°. Новорожденный находится в максимальной безопасности при достаточном комфорте.
с) Фотография выполнена при краш тестах во время столкновения. Угол наклона спинки слишком пологий (>45°), что не обеспечивает должной безопасности ребенка при аварии.

Оптимальный угол спинки — 45°. При таком наклоне обеспечивается оптимальное отношение безопасности и комфорта во время автомобильных путешествий.

Как правило, угол наклона современны кресел обеспечивает безопасную перевозку ребенка, но его величина может быть разной в зависимости от формы сидений конкретного автомобиля. Допускается использовать валики для коррекции наклона автокресла, например из туго смотанных полотенец, которые подкладывают под переднюю часть детского кресла.


Для коррекции угла наклона автокресла допускается использовать валики

Для дополнительной фиксации головы ребенка допускается использовать валики из ткани, которые укладывают с двух сторон новорожденного. Различные подушки, вкладыши под голову, которые идут не в комплекте с креслом, использовать запрещено, так как это может способствовать падению головы ребенка вперед.


Для дополнительной фиксации головы ребенка допускается использовать валики, например, из свернутых полотенец

Существует распространенное среди родителей мнение, что новорожденному вредно сидеть в автомобильном кресле, так как это может повредить его позвоночнику. На самом деле эти опасения беспочвенны потому, что ребенок не сидит в автокресле вертикально, а полулежит. На позвоночник не воздействую опасные нагрузки. Вес равномерно распределяется по спине.


a) Опасные вертикальные нагрузки на позвоночник новорожденного под действием его веса.
b) При положении полусидя, вертикальных нагрузок на позвоночник нет. Вес распределяется равномерно по всей площади спины.

Если кресло правильно установлено, время, а проведенное крохой в нем, не превышает полуторачасов, то риска для здоровья ребенка нет.

Резюме: Автокресло — безопасный способ перевозки младенцев в автомобиле с первых дней жизни. В нем ребенок перевозиться полусидя спиной по ходу движения. Важно чтобы наклон, спинки кресла находился в пределах 30-45 градусов. Автолюльки, в которых ребенок перевозиться лежа, следует использовать только в случае особых медицинских показаний.

Статьи по теме: