Времена года изучение для детей. Как запомнить названия месяцев года

Для детей времена года выглядят, как каждый раз новый мир с яркими характерными красками, запахами и ощущениями, присущими определенному времени года. Ознакомление детей с временами года можно начинать с картинок с описанием природы, демонстрирующих особенности сезона, знакомить с легкими стихами о природе для детей про времена года в картинках и загадках.

В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.

Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.

Четыре сестрицы

Стихи для детей про времена года
(автор Е. Карганова)

Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы

Странички про каждое время года

Весна

Прилетают птицы
Звери просыпаются
Первая сестрица
ВЕСНОЙ называется

Лето

Сыты все, согреты
Солнца ярким светом
Вторую сестрицу
Называют ЛЕТО

Осень

Сделаны запасы
Листья облетают
Третья сестрица -
ОСЕНЬ золотая

Зима

Всюду снег искрится -
К нам пришла сама
Четвертая сестрица -
Зимушка - ЗИМА

Многие названия месяцев происходят из народного календаря и связанны с некоторыми важными событиями, например, июнь-хлеборост, потому что восходит хлеб, а вот сентябрь-хмурень, потому что погода в это время года начинает быстро портится и хмуриться. В каждое время года природа меняется, лес сменяет цвет, меняется погода. Мы тоже меняемся в каждое время года, сменяем одежду, игры и занятия.

Задания-игры для детей про времена года

Назови, какие явления природы изображены на картинке?

Выбрать можно из этих природных явлений: Дождь; Снегопад; Град; Гроза; Ветер; Радуга

(Правильные ответы можно узнать, нажав мышкой на картинку )

А теперь, скажи, в какие времена года встречаются данные явления природы?

Картинка времена года для детей в виде часов

Скачайте изображение на компьютер, распечатайте и вырежьте из бумаги. Затем надо придумать стрелку, это может быть полоска из бумаги. Сделайте отверстие в центре часов и вставьте стрелку. Теперь нужно переводить стрелку, указывая на время года с картинкой соответствующей сезону одежде.

()

Игра для детей с картинками времен года.

Пройди по дорожкам лабиринта и ты узнаешь, в какое время года спит мишка, когда поспевает в лесу земляника и когда птицы улетают в теплые края.

(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания )

Угадай, какое это время года?

Посмотри внимательно:
Какие времена года изображены на картинках?

(qнǝɔо) (оɯǝv)
(ɐнɔǝʚ) (ɐwиε)

Ваш малыш растет и пора поведать ему, что за осенью идет зима, а после весны всегда приходит лето. Родители задаются вопросом, какие самые эффективные и простые методики изучения существуют, как сделать понятными времена года для детей?

Календарь для малыша

Времена года несложно отличить друг от друга. Каждый сезон несет в себе важное, интересное событие. Например, дни рождения, семейные даты и праздники, Новый год, столь любимый детишками. Займитесь с малышом составлением личного календаря:

  1. Зимой к крохе приходит Дед Мороз с подарками, папа приносит ёлку, а малыш ее наряжает.
  2. Летом всей семьей вы едете к морю: у родителей отпуск, мама и папа оба дома, и вы вместе веселитесь на природе.
  3. Осенью идут дожди и можно бегать по лужам в сапожках, а старшие дети с рюкзаками идут в школу.
  4. Весной сходит снег, и расцветают первые цветы, листочки на деревьях зеленеют всё больше прямо на глазах.

С вашей помощью ребенок замечает и усваивает названия сезонов. С месяцами сложнее. Мало того что так трудно запомнить их названия, еще нужно усвоить порядок, как они бегут друг за другом, как хоровод.

Методики запоминания месяцев и сезонов года

Когда стоит затевать знакомство с окружающим миром крошке? Лучше всего затевать подробное знакомство с месяцами, когда ребенок заговорит. Теперь каждая ваша прогулка становится не лишь развлечением, а за одно и занятием. Но как научить ребенка месяцам года и названиям сезонов - всё несложно, приступайте к внедрению методик из этой статьи прямо сейчас:

  • Играйте в игры.
  • Создавайте рисунки.
  • Учите и сочиняйте стихи, загадки, сказки, рассказы, мультфильмы.
  • Используйте ассоциации, памятные даты.
  • Обращайте внимания на ощущения.
  • Объясняйте почему носится сезонная одежда.
  • Привязывайте любимые праздники малыша к месяцам.
  • Созерцайте , находя с малышом все происходящие изменения.

Подробное описание методик. Ребенку исполнилось 2 года

Прогулки. К активному, лингвистическому наблюдению за природой можно приучать уже с 2-х лет. Каждый новый день фиксируйте внимание ребенка на погоде, какой сейчас сезон и месяц. Описывайте словами все, что вы находите и чувствуете сегодня. Станьте для ребенка ходячей и говорящей энциклопедией.

Для чего это нужно. Информация будет откладываться подсознательно, то есть, ваш малыш будет инстинктивно знать названия месяцев, и что с ними связано, не заучивая их специально. В дальнейшем эта долгосрочная память поможет ему, когда вы перейдете к обучающим играм.

Ребенку исполнилось 3 года. Обучающие игры

Существуют специальные календари природы, лото «Времена года» и их цифровые аналоги для детей. Возьмите 4 одинаковых части листа, наклейте на каждый картинку, с которой ребенку будет проще объяснить разницу между зимой и летом. Подпишите рисунки и наклейте на эти карточки по конверту, где будут храниться картинки с одеждой, соответствующей этому сезону, открытками к праздникам и другими изображениями. В пять лет вы замените эти рисунки на картинки с названиями месяцев. Верхний клапан конверта следует отрезать, чтобы из него были видны карточки, и их было легко достать малышу своими пальчиками.

Сначала нужно дать ребенку запомнить названия сезонов и что с ними связано. Обсуждайте с ним, чем можно заниматься, когда лежит снег, светит жарко солнце, идет дождь. В это же время лучше начать изучать алфавит, а к освоению месяцев можно будет приступить в 5 лет. Наберитесь терпения, так как вложить в голову названия месяцев, их последовательность достаточно сложно. Зато, в ожидании пятилетия, ваш ребенок, освоив алфавит, уже сможет легче воспринимать информацию и структурировать ее.

Стихи, загадки, сказки, мультики, детские фильмы

В периоде с 3-х до 5, информацию о сезонах и месяцах малыш получает также из литературы и телевидения. Существует множество загадок и четверостиший на эту тему, которые легко заучиваются наизусть.

Зима.

Из трубы дымок идет.
Разрисовано стекло.
Катимся на санках.
Нам не холодно - тепло.

Лето.

Лето снова к нам дошло!
Стало жарко и светло.
По тропинкам прямиком
Бегут ножки босиком.

Весна.

Неделька марта пролетит,
Апрель капелью зазвенит,
За ним к нам май в цветах зайдёт,
Наш город солнышко зальет.

Осень.

Если на лесочке листья пожелтели,
Если в небо синее птицы улетели,
Если туча хмурая или дождик льется,
Всё, что за окошком - осенью зовется.

Хорошие фильмы были созданы еще в советские времена: «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Три орешка для Золушки», фильм о весне «Снегурочка», где хорошо показана смена времен года и таянье снегов. Посмотрите их с малышом о поговорите об этих моментах. Даже если малыш посмотрел фильм или мультик сам, обсудите с ним, что ему понравилось больше всего, а что огорчило, как бы он поступил. Особенное внимание уделите проработке деталей времен года.

Ребенку 5-6 лет

К пятилетнему возрасту ваш ребенок, как правило, уже освоил алфавит, четко знает разницу между зимой и весной, даже выражает свои предпочтения, какое время года он любит больше всего. Теперь настало время объяснить ему, в каком порядке идут месяцы.

Игры с ассоциациями

Пора доставать из наших конвертов 12 карточек и подробно их изучать. Просите малыша разложить месяцы по порядку и рассказывать, чем они ему запомнились, когда будет Рождество или именины бабушки, в какой одежде ходят люди в январе, когда вы поедете в отпуск.

Делаем необычные часы

  1. Картонный плотный круг разделите на 4 части. Это будут сектора с изображениями сезонов. Поделите каждый сектор на 3 части и напишите названия месяцев.
  2. Прикрепите стрелки к вашим часам.
  3. Установите стрелки на нужном месте.
  4. Каждого первого числа меняйте направление стрелки. Конечно, лучше это пусть сделает малыш сам.

Теперь, видя каждый день все месяцы сразу, ребенок интуитивно будет запоминать их расположение. Обращайте его внимание на "Часы времен года". «Какой сезон года сейчас? Сейчас осень, сентябрь?»

Не забывайте о душевной близости

Психологи утверждают, что совместные игры, общение, прогулки, поделки, помощь дошкольников на кухне и по хозяйству формируют у них теплые воспоминания, которые будут спасать их во взрослой жизни. Пока дети маленькие мы не просто учим их, мы закладываем крепкий фундамент, глубоки корни, которые не дадут им упасть в трудные моменты жизни.

Не переживайте, если ребенок усваивает медленно названия месяцев и времени года. Придя в школу, он за первый же год легко закрепит этот навык. С шести лет можно начать писать каждый день в прописях дату и месяц. Также не ограничивайтесь нашими рекомендациями. Каждый ребенок индивидуален и если вы решите, что уже в три года ему будет полезно увидеть часы с сезонами, то пробуйте, только вы сами найдете правильный ключик к своему крохе.

Краткий итоговый список методик обучения месяцам и сезонам, по годам жизни

  • 2-3 года. Беседы во время прогулки, карточки с сезонами года.
  • 3-5 лет. Стихи, рассказы, сказки, мультфильмы, фильмы и обсуждение увиденного, изучение алфавита.
  • 5-6 лет. Часы с сезонами и месяцами, карточки с конвертами, ассоциации.
  • 6-7 лет. Путь к учёбе в школе, ежедневная работа с прописями, указывая дату.

Мультфильм о временах года и месяцах из цикла «Уроки тётушки Совы»:

Как объяснить ребенку, что такое месяцы года и в какой последовательности они идут? Что такое поры года и какие месяцы к какой поре относятся.

sva-mama.ru

Времена года, месяцы — понятия абстрактные. Не так легко объяснить крохе то, что он не может потрогать. Почему, например, летом жарко, а зимой — холодно. Что такое февраль и почему март так называется. Как нужно одеваться в то или иное время года, чем один сезон отличается от второго. Чтобы ваш малыш лучше усвоил и быстрее запомнил месяца года, придется включить фантазию на полную катушку. Мы расскажем, как научить месяцам года играючи.

Учим месяцы: с какого возраста начинать

Примерно с 4 лет уже можно начинать учить ребенка порам года.

Он уже несколько раз наблюдал в своей жизни смену пор года и сможет найти общие, характерные для каждого сезона приметы. Он уже представляет, что такое дождь и снег, видел ясное небо и пасмурное, знает, что иногда деревья с листьями, а в какие-то моменты без них и т.п. Ребенок осознанно воспринимает, что значит «холодно», «жарко».

Нужно учить малыша одеваться по сезону. Наш поможет в этом.

Недостаточно просто назвать поры года, нужно придумать к каждой их них описание, выделить характерные изменения, который происходят в это время в природе и жизни людей.

К 4, 5 — 5 годам можно объяснять, что такое месяцы и учить их названия. Рассказывать, какие месяцы к какой поре года относятся.

Методика обучения ребенка временам года

Начинать обучение лучше всего с красочных картинок, на которых изображены поры года. Новая информация усваивается лучше в игровой форме. Можно:

— Делать вместе с ребенком .
— Ставить костюмированные сценки.
— Смотреть развивающие мультфильмы на эту тему.
— Загадывать загадки.
— Играть в игры.
— Читать тематические стихи и сказки.

— Рисовать поры года в различных техниках и делать всевозможные поделки.

Хотите, чтобы ребенок быстро запомнил поры года и месяцы? Почаще обращайте внимание на окружающий мир. Во время прогулки будет нелишним посмотреть на небо, описать его цвет, состояние облаков. Обратите внимание на листья деревьев, на осадки, на поведение животных и птиц, на то, чем занимаются люди в тот или иной месяц года, на сезонные праздники (зимой — Новый год, весной — 8 марта и т.п.).

Своими руками можно сделать дидактические игры и всевозможные карточки, которые помогут малышу запомнить времена года.

www.razumniki.ru

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопрос, какие времена года соответствуют изображенным предметам.

shop.amelica.com

Лото «Времена года» станет вашим незаменимым помощником в развитии малыша и обучении его порам года.

igraem-s-mamoi.ru

Сделайте 4 кармашка, соответствующие порам года. Подберите по несколько тематических картинок для каждого сезона. Перемешайте карточки и предложите малышу разложить картинки по кармашкам. Если периодически менять картинки, то играть в эту игру вместе с мамой малышу не надоест очень долго.

Можно сделать видео-презентацию на компьютере из красочных картинок или собственных фотографий, где будут отражены все поры года.

www.razumniki.ru

На примере дерева очень наглядно можно показать, что происходит зимой, весной, летом и осенью. Можно выбрать один объект рядом с домом и наблюдать за ним, отмечая, что меняется. Например, цветочная клумба, березка и т.п.

Методика обучения ребенка месяцам

Если поры года ребенок уже запомнил и хорошо усвоил, приступайте к изучению месяцев.

Двенадцать братьев друг за другом бродят, но друг друга не обгоняют. (Месяцы)

Каждый сезон длится три месяца. Чтобы ребенку легче было их запомнить, нарисуйте таблицу и вместе с малышом придумайте условные обозначения для каждого месяца.

Прочитайте ребенку стихотворение С.Маршака «Круглый год» или другие стихи, где подмечены особенности каждого месяца. Можно подобрать книжки-раскраски на эту тему.

Расскажите, что год состоит из 12 месяцев. Назовите, в каком порядке они идут. Познакомьте ребенка со сказкой «12 месяцев», так он быстрее поймет, почему месяцы идут строго друг за другом и этот порядок никогда не нарушается.

Покажите календарь, расскажите, сколько дней в каждом месяце. Очень удобен календарь с окошком, которое ребенок сможет двигать самостоятельно.

Сделайте карточки с изображениями, характерными для каждого месяца. Например, это февраль, потому, что нарисован снег, вьюга и закутанный в теплую шубу человек. Это август, потому, что аисты летят клином, комбайн убирает поля, стоят стожки сена и т.п. Предложите ребенку выбрать любую из 12 карточек и объяснить самому, какой месяц изображен и по каким признакам он сделал такой вывод. Когда ребенок расскажет о каждом месяце, попросите его выложить карточки в правильном порядке. Если поначалу сложно, пусть разложит в 4 стопки в соответствии с порами года.

Запомнить, в каком порядке месяцы сменяют друг друга, ребенку помогут собственные ассоциации, он быстрее научится ориентироваться в пространственно-временных отношениях. Если вы собираетесь в поездку, обязательно обсудите с ребенком это, опираясь на дату. Порассуждайте, сколько осталось месяцев до предполагаемого отдыха.

Как запомнить количество дней в каждом месяце

Старый, проверенный временем способ запомнить, сколько дней в каком месяце — костяшки собственных пальцев. Сожмите кулачки и начинайте считать.

Выучите с ребенком стихотворение:

30 дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего 28 дней,
Но в год високосный он на день длинней.

Уважаемые читатели. Расскажите в комментариях, как ваш ребенок запоминал месяцы и в какие игры вы с ним играли, чтобы знания давались с легкостью и интересом.

Пришла пора изучить с детьми времена и месяцы года? Стихи, загадки, игры и песни позволят легко и с интересом освоить материал. Расскажите детям о временах года: какая бывает погода и какую одежду одевают люди, в какие игры можно играть на улице, праздники и приметы сезона.

Календарь в виде циферблата часов наиболее наглядно показывает, как сменяются времена года. Можете вырезать и прикрепить стрелку, как в часах.

Ребенок лучше воспринимает материал, когда задействовано больше органов чувств:

  1. Показываете картинку
  2. Проговариваете название
  3. Ребенок слушает и повторяет
  4. Сделайте поделку, соответствующую времени года

МЕСЯЦЫ ГОДА

МЕСЯЦЫ ГОДА

По сугробам шёл ЯНВАРЬ , всех морозов зимних царь!
Догонял его ФЕВРАЛЬ - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену МАРТ , зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл АПРЕЛЬ , он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою МАЙ : "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс ИЮНЬ . Хочешь чуда? Просто дунь!

А в ИЮЛЕ , а в июле мы на море отдохнули!
АВГУСТ пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом СЕНТЯБРЕ мы забыли о жаре!
Ветер дунул ОКТЯБРЕМ : листьев жёлтых наберём!

Нас НОЯБРЬ заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот ДЕКАБРЬ к нам идёт, завершая длинный год!

Игра "Одень по сезону котенка":

Я нарисовала вот такого милого котенка с комплектом одежды на все 4 сезона. Котика лучше напечатать на плотной бумаге, а одежду на обычной, и потом вырезать. В шапочках сделайте прорези для ушек по линии.

Пусть ребенок подберет подходящую одежду для лета, зимы, весны или осени.


Можно также придумать с малышом поделку по сезону. Предлагаю парочку наших идеек:

кликните на картинку для перехода.

Еще несколько идей для поделок:

Следующее пособие -игра "Времена года". Распечатайте картинки и разрежьте их на карточки. Последнюю картинку с надписями разрезать не нужно. На нее нужно выкладывать карточки соответственно сезону.

Загадки о временах года

ЗАГАДКИ О ЗИМЕ

* * *
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость людям подарила
И на санках прокатила
(Зима)
* * *
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …
(Зима)
* * *
Укрыла землю одеялом,
Сковала реки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым серебром.
(Зима)
* * *
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)

ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ

* * *
Тает снег, звенят ручьи,
Все сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далеких.
(Весна)
* * *
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна)
* * *
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
* * *
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной)
* * *
Пришла, улыбнулась
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
(Весна)

ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ
* * *
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)
* * *
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
(Летом)
* * *
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …
(Лето)
* * *
Оно за весною
К нам в гости идет,
С собою приносит
Немало забот.
Горячие, долгие
Дарит деньки,
Чтоб зрели скорей
На полях колоски
(Лето)

ЗАГАДКИ ОБ ОСЕНИ

* * *
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
(Осенью)
* * *
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)

* * *
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …
(Осень)
* * *
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)

Вроде нам, взрослым, всё кажется достаточно простым. Но для некоторых ребятишек запомнить названия месяцев года — наисложнейшая задача.

Детишки, как правило, неплохо запоминают стихи. Я сделала небольшую подборку стихов, в которых звучат названия месяцев года. Прочитайте их детям. Попробуйте выучить.

Он под номером один,

Под названием январь ,

Много снега, много льдин,

Самый важный зимний царь.

А под цифрой два — февраль ,

В холодах купается;

Но конец зимы! Не жаль —

Пусть скорей кончается.

Третий месяц — это март !

Время года новое!

Нет зиме. Весенний старт,

Время ручейковое.

А под номером четыре

От весны идёт апрель ,

И в дворовом детском мире

Травки нежная постель.

Пятый месяц. У весны,

Главный месяц — май ,

И листочкам всей страны

Солнце дай-дай-дай!

Номер шесть. Вступает лето,

И в июне детвора,

В школе празднует победу!

И каникулы — ура!

Летний месяц. Цифра семь,

До чего ж горячий!

И в июле даже пень,

Думает о даче.

Месяц август вкусный-вкусный,

Фруктов — сколько хочется!

Он восьмой, и грустный-грустный —

Лето скоро кончится…

Цифра девять! Цифра девять,

И осенняя пора,

Всем для школы форму мерить —

Старт учебный с сентября .

Номер десять. В октябре

Веет первым холодом;

Лист желтеет во дворе —

Сыплет осень золото.

Вот одиннадцатый номер.

Чем ноябрь полнится?

Осень шлёт привет знакомым —

Стать зимой готовится.

Месяц двенадцатый — зимние дни —

Спор с декабрём , между прочим:

Правда ли, в темень огни-огоньки,

Делают белые ночи?

Б. Эльшанский

К этому стихотворению можно сделать рисунки — иллюстрации под номерами 1-12.

А можно вспомнить самые главные события каждого месяца: день рождения ребёнка, родителей, бабушек — дедушек, друзей, общенародные праздники и т.д.. Получится семейный календарь. Тут нужно подключить и вашу фантазию, и знания.

Ещё стихи.

Открываем календарь.
Первый месяц в нём – январь .
Лихо празднует народ
Рождество и Новый Год.
А за ним февраль идёт.
Нам метели он несёт.
Как же злой зиме ни быть,
Знает: надо уходить.
Март – считается весной,
Вот и борется с зимой.
И, конечно, побеждает:
Вечных зим, ведь, не бывает.
Дальше следует апрель .
Он – звонарь. Звенит капель,
Пробуждается природа,
Улучшается погода.
В мае всё кругом цветёт
И ликует, и поёт.
Вся природа шлёт приветы
Наступающему лету.
Вот июнь . Настало лето
В платье яркое одето.
Загорай, гуляй, купайся
И здоровья набирайся.
А в июле – сенокос.
Запах сена он принёс
Первый гриб кладём в лукошко,
Роем первую картошку.
Август – месяц урожайный.
Собирай-ка, не ленись
И в саду, и в огороде,
И в лесу, и будешь сыт.
В сентябре полно работы:
Убирают огороды.
Закрома полны добра,
В школу школьникам пора.
Кроны снова пожелтели,
Листьев кружатся метели,
Дождь всё чаще поливает,
Знать, октябрь наступает.
В ноябре грустит природа:
Надоела непогода.
По ночам уже морозно
И рассвет приходит поздно.
Начинает год зима,
И кончает тоже.
В декабре кругом бело,
И трещат морозы.
Т. Леванова

Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь — тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит — и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.

Двенадцать братьев.
Январь.
Выбелил январь
Страницу,
Вывел чётко
Единицу.
Ни на час
Не опоздал —
Это
НОВЫЙ ГОД
Настал!

Февраль.
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти — не придти
И весну не привести!..

Март.
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!

Апрель.
В лесу
Апрельская уборка:
Метёлки
Верба мастерит,
Подснежник первый,
Как пятёрка,
Чуть-чуть застенчиво стоит.

И облака уже,
Как груда,
А это значит:
Скоро жди —
Ударит первый гром, как чудо, —
Откроет летние дожди!

Май.
Зайцы после зимней стужи
Вербе хвостики отдали,
Белый хвостик им не нужен —
Зайцы серенькими стали!
В мае мир глядится новым:
Небо в цвете васильковом,
Переполнились пруды,
Заневестелись сады,
Всё цветёт … и нет ответа:
Где весна, а где тут лето?!

Июнь.
Стали вылетки смелей,
Стало тише и светлей.
День растёт, растёт, растёт —
Скоро к ночи поворот.
А пока заросшей тропкой,
Земляничной, неторопкий
По земле июнь идёт!

Июль.
Июль, июль — макушка лета…
Паденья яблок сладкий звук,
И день застенчивый с рассвета,
Грохочет после полдня вдруг.

Пошёл грибами лес хвалиться,
Осины лист примерил медь,
И в поле выцветшего ситца
Уже тропу не разглядеть.

Август.

Август кланяется в ноги,
Август просит о подмоге:
Соберите урожай!
Сад и поле — через край!
Спаса нет! За спасом Спас!
Урожай поспел, как раз!

Сентябрь.
Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданый, долгожданный
Звонкий праздник сентября!

Октябрь.
Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы…
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам октябре?!

Ноябрь.
Чёрный лес
Неотразимый
Прорисован до корней,
За ноябрьским предзимьем
Снега ждёт душа скорей.
За угрюмыми ночами
Белых плясок хоровод,
За терпенье и печали
Долгожданный Новый год!

Декабрь.
У декабря полно забот —
Как всё успеть — не знает!
Он провожает старый год
И Новый Год встречает!

Он должен ёлку нарядить!
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На праздник новогодний!
М. Садовский

По сугробам шёл январь ,
Всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль
Потерял из вьюги шаль.
Прибежал на смену март ,
Зазвенел: — Весна, на старт!
По ручьям приплыл апрель ,
Он в кармане нёс капель.
Шелестел листвою май :
— Куртку тёплую снимай!
Одуванчик нёс июнь .
Хочешь чуда? Просто дунь!
А в июле, а в июле
Мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел,
Да грибом в лесу сидел.
В золотистом сентябре
Мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём :
Листьев жёлтых наберём!
Нас ноябрь заморозил,
Первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт,
Завершая длинный год!
И. Гурина

Двенадцать месяцев.
Январь.
В шубках ёлочки-подружки,
В шапках старые пеньки.
Не нужны зимой игрушки:
Мы пойдём играть в снежки.

Скоро станем мы похожи
На смешных снеговиков.
А январь, весь белый тоже,
Улыбнётся широко.

Февраль.
Белокрылые метели
Завывают в феврале.
Звери сильно похудели
В тесной норке и в дупле.

Мы поможем им немножко:
Хлеб в кормушку принесём.
По заснеженным дорожкам
В задремавший лес придём.

Март.
Солнце зиму одолело,
Стало ласковей, добрей.
Птичка песенку запела.
Все на улицу скорей!

Там звенит капелью утро.
Там весны весёлый старт.
Снега сахарную пудру
Топит в лужах тёплый март.

Апрель.
Дождь напоит щедро землю,
В поле вырастет трава.
Вешний лес уже не дремлет:
Появляется листва.

Просыпаются все звери,
Что дремали под снежком.
Открывай, апрель, им двери!
Все из норок кувырком!

Май.
Всё поёт, играет, пляшет.
Наступает месяц май.
Нет его светлей и краше.
Руки к солнцу поднимай!

Над цветком пчела кружится,
На берёзке дрозд свистит.
Всё живое веселится,
Нас с тобою веселит.

Июнь.
Настал июнь — начало лета.
Его мы ждали целый год.
Всё, тёплым солнышком согрето,
Благоухает и цветёт.

Деревья вновь позеленели.
Их новый радует наряд.
И только сосенки да ели
Отводят свой колючий взгляд.

Июль.
В июле зреет земляника
И на полянке, и в саду.
И все от мала до велика
За сладкой ягодой идут.

Над речкой солнышко – лепёшкой
И мостик радуги – дугой.
А в речке юркие рыбёшки
Зовут купаться нас с тобой.

Август.
Август, август – детям радость!
В летний лес пойдём гулять.
Там малины спелой сладость
И грибов – не сосчитать!

Сколько ягод сочных съели
И грибов домой снесли!
…Оглянуться не успели,
Как каникулы прошли.

Сентябрь.
Прячется солнышко, хмур небосвод.
Вот и сентябрь сторожит у ворот.
Сникла трава, опустели кусты.
Птичье «прощай» к нам летит с высоты.

Быстро закончилось лето… Как жаль!
Робко листочки на клёнах дрожат…
Но не печалься о летнем деньке:
Сделай из листьев осенний букет.

Октябрь.
Дождь стучит весь день по крыше.
За окошком – листопад.
То октябрь править вышел.
Что ж никто ему не рад?

Студит воздух он и воду.
Мерзнет, прячется зверьё.
…Да, в такую непогоду
Хорошо иметь жилье.

Ноябрь.
Яблони и сливы голые стоят.
Выглядит уныло наш осенний сад.
За окном то дождик, то холодный снег.
Мрачно, неуютно на душе у всех.

Утонуло солнце в лужах ноября.
Но не будем злиться на него мы зря.
Приготовим лыжи, санки и коньки.
Ждут нас очень скоро зимние деньки.

Декабрь.
Ходит по лесу декабрь,
Сыплет жемчуг, серебро.
На опушке шумный табор
Непоседливых ворон.

Погалдят и разлетятся
Добывать нехитрый корм.
А декабрь — им вслед смеяться,
Осыпать подруг снежком.
Т. Керстен

Проверьте знания малыша с помощью загадок.

Дни его − всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдёт −

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь.)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду − упадёт

Не вода уже, а лёд.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

(Январь.)

Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём − капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это?

(Февраль.)

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март.)

В ночь мороз,

С утра капель,

Значит, на дворе …

(Апрель.)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(Май.)

Самый длинный, длинный день.

В полдень − крохотная тень,

Зацветает в поле колос,

Дозревает земляника,

Что за месяц, подскажи-ка.

(Июнь.)

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его − вершина лета,

Что, скажи, за месяц это?

(Июль.)

Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи.

(Август.)

В каком месяце лето кончается,

А осень начинается?

(Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь.)

Поле чёрно-белым стало,

И уже похолодало,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Нравится мне, как помогает запомнить названия месяцев года Мультипедия. Может, именно с мультиком вашему ребёнку будет легче закрепить в памяти все 12 месяцев?

Чем раньше ребёнок будет слышать в речи взрослых названия месяцев, чем более эти названия будут привязаны к реальности, в которой живёт ребёнок, тем проще ему будет запомнить эти имена: Январь…Февраль…Март..

Статьи по теме: