Что такое жестокость? Психология жестокости: причины и последствия. Откуда появляется жестокость

Личности, способные сопереживать попавшим в беду людям и животным, часто задаются вопросом - откуда берется жестокость. И как правило, не находят ответов, ведь не понимают логики тех, кто способен быть жестоким. Что движет людьми, ненавидящими живое в любом его проявлении, и почему они такими становятся, разъясняется в данной статье.

Жестокость воспитывается в людях

Многие родители покупают щенков, котят, крольчат и детей других животных в качестве подарков для своих отпрысков. Каждый ребенок, получивший вместо игрушки живое существо, считает последнее не чем иным, как вещью, которую можно сломать и запросто выкинуть. И когда он это делает, окружающие возмущаются, задаваясь вопросом - откуда в нем эта жестокость.

Из-за того что дети привыкают получать животных в качестве подарков, вырастая, они воспринимают всех живых существ, как вещи. Взрослые люди с привитым им неверным восприятием четвероногих считают, что домашнее животное должно быть удобным. Например, оно не должно раскидывать шерсть, драть шторы и обои и гадить, а обязано быть миниатюрным, не лаять, не мяукать, не царапаться и не кусаться. Из-за таких несерьезных людей животные страдают - одни оказываются на улице уже через несколько дней после появления в квартире, а другие не могут найти нового дома, либо попадают на стол хирурга для удаления когтей или подрезания голосовых связок.

Когда годовалый ребенок тянет кота за хвост, кусает собаку за ухо, крепко прижимает к себе попугайчика, ломая ему кости, или пинает кролика, родители умиляются, считая, своего отпрыска милым созданием. Подрастая и осознавая, что за боль, причиненную животному, не следует наказания, малыш придумывает разные «шалости», которые стоят здоровья и жизней его питомцам. А его родители, страдая от проблем с психикой, считают, что именно так ребенок способен познать мир.

В понимании равнодушных и жестоких людей, мир - это то место, где нужно все время проявлять агрессию, чтобы урвать себе кусок. А чтобы это получалось каждый раз, они считают, что надо обижать и подавлять тех, кто слабее; использовать окружающих; свысока смотреть на всех; запугивать тех, кто может оказать какое-либо сопротивление. Такие же «ценности» они прививают своим детям.

Неправильно воспитывая своих отпрысков, равнодушные и жестокие люди обычно становятся жертвами своих детей. Каждый день они убеждаются в том, что жизнь якобы жестока, и буд-то бы у них нет возможности выбрать иной стиль поведения. Поэтому они продолжают обижать слабых и оказываются жертвами жестокости их собственных повзрослевших детей.

Моя тетка вырастила сына. Пока он рос, он видел, как его мать держала на коротких цепях собак, никогда их не выгуливала и не спускала с цепей, не утепляла будки даже в самый жуткий мороз, не давала собакам достаточно еды и воды, чтобы те были злыми.

Она отрезала курицам головы при помощи ножа, подвергая их жутким мучениям, и чистила живую, неубитую рыбу ножом, делая ее агонии бесконечными. Своими поступками она гордилась, утверждая, что такое поведение присуще человеку с сильным духом. Хотя на самом деле то, что она делала, вытворяют психически больные люди - садисты.

Пока ее сын был подростком, он учился жестокости у матери, совершая чудовищные вещи с животными. Позже, повзрослев, он стал обворовывать, избивать и убивать людей. А его мать стала грушей для битья, на которой он отрабатывал приемы наказания непослушных. Позже к ней присоединились супруга и дети этого самого садиста. Всем им практически каждую неделю наносились телесные повреждения, с которыми они неоднократно попадали в больницу.

Чтобы человек вырос полноценным и был способен сопереживать другим, поддерживать, помогать и спасать людей и животных, попавших в беду, ему необходимо прививать с самого рождения любовь и уважение ко всему живому. Только в этом случае удастся вырастить того, кто никогда не поступит жестоко ни с человеком, ни с животным.

В видео, размещенном под этим абзацем, показываются отец и сын, которые любят животных. Папа каждый день спасает кошек, собак и птиц и прививает своему сыну правильное отношение к братьям нашим меньшим. Из этого мальчика вырастет настоящий человек, такой же, как его отец.

Таким детям, как мальчик из видео, повезло родиться у полноценных родителей. Но большинство растет среди людей, относящихся с презрением ко всему живому. И когда в школе садистские издевательства Павлова над собаками преподаются, как некий бесценный вклад в науку, дети считают живодерство похвальным.

Павлов же прославился на весь мир, как ученый! - восклицают они, когда им говорят, что он был обычным живодером.

Павлов стал примером для подражания для тысяч подростков и молодых людей, считающих тех же собак биомусором. Сейчас поклонники этого «ученого» , которым не повезло родиться в этом жестоком мире. А когда «наигравшиеся детишки» начинают скучать от повторяющихся переживаний, они переходят на людей.

Повзрослевшие дети жестоких людей, выучившись в школах, где им преподавалось живодерство в качестве достижений науки, где позволялось резать дождевых червей и лягушек, страдая от проблем с психикой, стали создавать фильмы ужасов и игры такого же типа, заражая своей психопатией младшие поколения. Взрослеющие на таком материале дети неспособны сопереживать и, вообще, как-то адекватно воспринимать живых существ.

В настоящее время жестокие люди пишут книги, как, например, «Чужестранка» и «Игра престолов», читая которые, понимаешь, что такое мог придумать только совсем нездоровый человек. Этого типа издания пронизаны жестокостью. В них прослеживается обесценивание жизни и любви, как и откровенная ненависть ко всему живому. И несмотря на свое ужасающее содержание, эти книги находят поклонников. А потому по ним снимают сериалы, в которых популяризируется жестокость.

Из-за того что жестокость преподносится, как норма, у многих современных подростков уже нет представления о том, что является нормальным. Психически больные доходят даже до того, что выкладывают в интернете видеоролики или фотографии, на которых запечатлены замученные ими животные или люди. Такое видео вызывает шок у полноценных личностей, а у детей - внутренние блоки, которые становятся истоками психических заболеваний.

Употребление в пищу мяса обесценивает жизнь

Многие люди создают на форумах темы, где пытаются сообща с другими форумчанами разобраться в том, откуда берется жестокость. Они находят достаточно причин, которые делают людей равнодушными к живым существам, но всегда упускают самую главную - .

Когда ребенку с детства предлагают куриные ножки, свиное сало, стек из говядины, гусиную печень, жареную утку или индюшку, то он воспринимает всех этих животных так же, как яблоки, хлеб, каши, конфеты. В его восприятии все эти намучавшиеся из-за жуткого содержания и насильственной смерти животные не имеют большой ценности, как и их жизни.

Животные рождаются не для того, чтобы люди убивали их и ели. Но потому что с самого детства люди морочат головы себе и своим детям, заверяя их в том, что без мяса якобы нельзя выжить, в сознаниях детей возникает шаблон обесценивания любой жизни. И если родители с фашистскими взглядами еще делят одних живых существ на друзей (кошек, собак) и на тех, кого можно убивать и есть (кур, свиней, овец), то их дети не видят разницы между этими животными.

Привыкнув поедать плоть животных, подросшие дети перестают ценить не только жизни кур, свиней и коров, но и людей. Так возникают гопники, садисты, насильники, маньяки и прочий сброд, который воспитывался в духе обесценивания любой жизни.

Друг моего детства не мог есть мясо. Вид и запах свежатины вызывал у него приступы рвоты. Он отказывался даже от шашлыка, который считается среди любителей мяса вкусным. Родители этого мальчика не могли терпеть такого отклонения от того, что они считали нормой, а потому заставляли его есть мясо.

Спустя годы, выросший мальчик, превратившийся в мужчину, потребовал от постаревших родителей, чтобы они переписали на него квартиру. Отказавшись, мать и отец стали подвергаться угрозам и даже насилию со стороны их сына. Воззвав к его совести, они удивились тому, насколько он был равнодушен к ним.

Нередко под видеороликами спасения поросят с бойни, можно увидеть комментарии людей о том, что шашлык не должен жить в доме. Человеку с адекватным восприятием мира и всего живого в голову не придет мысль, назвать живое существо шашлыком. Но ненавидящий живое, воспитанный в духе пристрастия к мясу, не видит в кабане живое существо, а только готовое блюдо.

Каждый день накладывая в тарелку своему ребенку части трупов животных, нужно осознавать, что его душа черствеет - у него вырабатывается равнодушие ко всему живому, притупляется совесть, исчезает понимание того, что любая жизнь является святостью, которую следует ценить. А потому он вырастет жестоким даже по отношению к родителям.

Использование животных способствует деградации

Дамы, которые носят шубы из натурального меха, привыкшие ни в чем себе не отказывать, даже не задумываются над тем, сколько животных пережило адский кошмар, при котором с них заживо сдирали шкуры. Эти женщины убеждают окружающих в том, что иначе они не смогут перенести морозы, впечатлить окружающих или придумывают другие такие же чепуховые оправдания.

Эти равнодушные и жестокие женщины росли в среде, где никто не сочувствовал животным и даже людям, а ставил собственные престиж и комфорт выше всего живого. Дамы, обожающие меха, обычно равнодушно тянут деньги со своих мужчин либо с людей, которым обязаны без взяток оказывать услуги на своих служебных или рабочих местах. И им все равно, откуда их жертвы должны добыть указанные ими суммы.

Жестокость, воспитанная в этих женщинах их родителями, проявляется по отношению ко всему живому. Эти дамы не думают над тем, как помочь кому-то, а только о собственном комфорте, забывая о том, что за все нужно платить. Рано или поздно этих ценителей меха жестокости, настигнет кара. Ведь только способный любить, окружен любовью; способный ценить жизнь, не мается от проблем с совестью, а проявляющий жестокость и равнодушие окружает себя такими же, как он сам.

Привыкая использовать животных, люди используют и себе подобных. Большинство уверено в том, что коровы должны давать молоко. Никто не задумывается о том, что эти четвероногие бесконечно рожают, чтобы у них появлялось молоко и о том, что новорожденных телят убивают, чтобы добыть из их желудков сычуг для создания сыра из молока их матерей, которое, вообще-то, предназначено для этих самых телят.

Если детей растят потребителями, использующими живых существ, они деградируют, переставая понимать, что нужно что-то отдавать, чтобы что-то получать в ответ. А потому деградировавшие личности нанимают людей за мизерную оплату труда либо пытаются хитростью отнять у них деньги. И если такие действия вызывают у обиженных возмущение, равнодушные дельцы проявляют жестокость, отнимая здоровье, а порой и жизни у тех, перед кем они и так уже провинились.

Психология жестокости

Любой психолог скажет, что жестокость проявляется с связи с возникновением у человека психических отклонений. В настоящее время от этого страдает множество людей:

1. Садизм - это отклонение психики, кардинально меняющее поведение человека. Больные получают удовольствие от того, что наблюдают мучения живых существ.

2. Зоофобия - это класс фобий, связанных с какими-либо животными. У больных обычно возникает иррациональный страх, который может вызывать у них стремление избавиться, как они считают, от причины этого страха. И по этой причине люди могут жестоко обращаться с животными.

3. Боязнь людей - это фобия, указывающая на проблемы с психикой. В некоторых случаях это отклонение ведет к тому, что больной проявляет жестокость по отношению к окружающим его людям.

4. Психопатия - это синдром, вызывающий у человека бессердечие и снижающий способность сопереживать. Это отклонение психики наблюдается у многих современных людей. По этой причине в мире все еще есть голодающие бездомные животные, старики и дети.

Здоровому человеку невозможно понять, как функционирует мозг у психически больного. А потому ему хочется, чтобы живодера или маньяка жестоко наказали по закону за его жуткие поступки. И в принципе он прав. Но если подумать над тем, что жестокостью заражен уже весь мир, что каждое детское сознание забивается шаблонами обесценивания жизни как таковой, то становится ясно, что никакой закон не искоренит жестокость.

Чтобы в мире правила любовь, нужно не страх наказания внедрять в умы несовершеннолетних или тех, кто уже повзрослел, а прививать детям уважение к любой жизни. Мир способен преобразиться, если в детях не будет подавляться полноценное отношение ко всему живому. А пока процветает фашизм по отношению к животным, он будет время от времени проявляться и в отношении людей. Ведь зло неспособно преобразоваться в добро.

Редким людям удается сделать правильный выбор, когда они выбирают между использованием животных и чистотой собственной совести. И таких больше среди мужчин. Женское же сознание, как правило, забито навязанными ему шаблонами. А потому матери внушают своим детям, что употреблять в пищу плоть животных и носить их мех является нормой. А позже эти женщины удивляются тому, что вырастили охотников, гопников, живодеров или маньяков.

Бесполезно размышлять над тем, откуда берется жестокость и почему она возникает, надо понять, что происходит в сознании ребенка, когда ему прививается любовь к вещи - к плюшевому медвежонку и абсолютное равнодушие к жизни - к тому, что на его тарелке каждый день лежит кусок тела убитого животного.

Из таких детей вырастают люди с шаблонным мышлением. А из-за внутренних конфликтов, когда совесть подсказывает не то, что утверждают и делают родители, у этих детей возникают отклонения в психике, которые становятся истоками психопатии, садизма и различных фобий, толкающих их на жестокие поступки. И если их родители могут еще испытывать любовь к животным-друзьям - к собакам и кошкам, то дети не понимают, почему они должны делить четвероногих на типы.

Нередко люди, испытывающие любовь к собакам и кошкам, люто ненавидят живодеров, проклиная их и их родителей. Проявляя жестокость только на бумаге либо в интернете, эти борцы со злом не осознают, что сами уже заражены жестокостью и передают своим отпрыскам взгляды фашистов, которые делили людей на тех, кто имел право на жизнь и на тех, кого можно было использовать в любых целях.

В XX веке многие люди получили возможность регулярно питаться мясом. Поэтому множество людей во всем мире стало делить животных на тех, кому позволено жить и на тех, кто является вещью. Если столько десятилетий людям прививались фальшивые ценности, когда-то последние должны проявить себя. И это происходит в настоящее время во всем мире:
- войны;
- издевательства;
- насилие;
- унижения;
- притеснения;
- теракты.

Не получится создать здоровое общество, когда воспитание базируется на равнодушии к чужой жизни. В таком обществе бесполезно требовать от кого-либо законов и других мер, защищающих жизнь. Ведь поколения, выросшие на презрении ко всему живому, не могут стать человечными.

Нельзя выборочно быть добрым, совестливым и сочувствующим. Родители такого типа неспособны привить своему ребенку любовь ко всему живому, а только дезориентировать его. Жизнь должна цениться в любом ее проявлении. Только в этом случае не возникнет у человека проблем с психикой, а потому он не будет проявлять жестокости к себе подобным и к другим полноправным жителям планеты Земля.

Я думаю, что жестокость не свойственна животным. Животные могут проявлять агрессию — нормальную инстинктивную реакцию на посягательства другого животного на их безопасность или нормальное поведение во время охоты, для обеспечения необходимого для жизни объёма пропитания. Внутривидовая агрессия в животном мире является адекватным, равным воспринимаемой угрозе, действием самозащиты.

Жестокость — это нравственное понятие, которое меняет объём своего содержания в зависимости от культурного контекста. С точки зрения современной европейской культуры, несомненно жестокими являются человеческие жертвоприношения, тем более жертвоприношения детей. Жестоким может быть признан обряд обрезания девочек, существующий по сей день в ряде восточных культур. Но для культур, в которых жестокие традиции зародились и существуют, они, по-видимому, являются необходимым ответом на обстоятельства существования и не расцениваются как жестокие.

Вспомним теперь о «детской жестокости» — убийстве слабых живых существ с целью пронаблюдать их смерть. Я знаю мнение весьма уважаемых педагогов и психологов, утверждающих, что такое поведение — нормальный инструмент познания мира. На каком-то этапе необходимо убить для того, чтобы узнать, что такое смерть. Как правило, такое поведение детей не перерастает в жестокость как черту характера, не приводит к постоянной потребности убивать.

Вспомним о заспиртованных препаратах в музеях естественной истории, об опытах на животных. Процесс познания допускает в ряде случаев убийства. И при определённых обстоятельствах такие убийства оправдываются культурой. Затем, при изменении культурной парадигмы общества, рамки сдвигаются. Идёт непрерывный диалог внутри общества о границах приемлемого с точки зрения морали.

Во время путешествия по Сахалину я для себя отметила доброту, отзывчивость, душевность местного населения. В разговоре с одним из старожилов острова получила отзыв на это своё наблюдение. «Это потому, что мы — островитяне, живём замкнуто», — пояснил мой собеседник. Я тут же вспомнила, что многие ленинградцы, пережившие блокаду, в воспоминаниях также подчеркивали готовность многих прийти на помощь, невзирая на то, что сами находились в таких же невыносимых условиях. Из этих двух примеров я рискну предположить, что жестокость не является необходимым следствием условий существования и что замкнутые общества в большей степени контролируют поведение своих членов, своевременно пресекая зачатки жестокости, по сравнению с обществами открытыми.

Жестокость появляется тогда, когда у члена общества возникает потребность преступить мораль этого общества. Жестокость может возникать тогда, когда человек придаёт своим действиям столь великое значение, что считает себя радетелем о благе всех, и позволяет ради будущего блага сейчас перешагнуть некоторые моральные принципы. Пример: убийство Левинсоном Фролова в романе Фадеева «Разгром», поведение Калигулы в пьесе Альбера Камю. Для проявления такой жестокости необходимо быть фанатично целеустремлённой личностью. А такие персоны всегда обладают привлекательностью для толпы.

И здесь важно понять, что их привлекательность кроется в их готовности полностью подчинить себя некоторой идее. При этом последствия реализации идеи массами могут быть и не понимаемы. Массу привлекает не идея, а личность. И вопрос, до какого предела власти допустимо быть жестокой и как, по каким признакам вовремя отличить жесткого созидателя от жестокого тирана, окончательно не решён ни в литературе, ни в истории ХХ века. Возможно, поэтому этот род жестокости часто порождает маньяков, серийных убийц и людей, именующих себя чистильщиками общества.

Жестокость может возникать от ограниченности личности, недостатка в её арсенале средств для созидательного взаимодействия с другими людьми. Например, отношения Клегга и Миранды в романе Фаулза «Коллекционер». Жестокость может проистекать от ощущения обделённости, лишённости каких-то важных благ, дарованных всем другим членам общества. Например, Жан-Батист Гренуй в «Парфюмере» Патрика Зюскинда.

Существует также внешне беспричинная жестокость, проявляющаяся на фоне в целом благополучного существования личности и отсутствия у неё глобальных амбиций — таков Алекс в романе Энтони Берджесса «Заводной апельсин».

Приведенный выше беглый обзор жестоких персонажей современной литературы показывает, что жестокость — предельный, трагический как для личности, так и для общества способ разрешения их внутренних проблем. Противостоять жестокости оказывается невозможно средствами одной только медицины или психологии. Многочисленные в истории человечества религиозные войны, проходящие с особым фанатизмом, показывают, что и религия не является панацеей против жестокости.

Человеческое общество на протяжении многих веков постоянно и интенсивно развивается. Одни эпохи сменяются другими, прогресс во всех сферах деятельности воздвиг человека на пьедестал доминирующего вида на планете Земля.

Одно плохо: на пути прогресса меняется все, а вот жестокость никто при всех стремлениях, силах и возможностях не смог ни запретить, ни побороть, ни отменить. Эта черта характера, как и многие другие, проявляется в разных ситуациях, меняя человека до непредсказуемых последствий.

Что такое жестокость?

Жестокость - это эгоистичное себялюбие, зависть, ненависть и злоба по отношению к другим людям, к жизни и к себе. Это результат отсутствия успеха в достижении собственных целей и поставленных задач с умышленным или случайным причинением вреда всему окружающему.

Ни для кого не секрет: что посеешь, то пожнешь, - жестокость порождает жестокость. Причиняя вред всему вокруг с целью получения выгоды для себя, люди не задумываются о последствиях, которые не заставят себя долго ждать.

Формы проявления жестокости

Жестокость имеет разные формы проявления: причинение физической боли живому существу безо всякой жалости и сострадания, обидные слова, всевозможные действия и даже бездействие, а зачастую - нездоровые фантазии. Она находит лазейку в прямолинейности и упрямстве, в насмешке и коварстве, в гневе и недружелюбии, в нетерпимости к ошибкам других.

Страшнее всего, когда жестокость приносит удовольствие моральное или физическое. Это уже садизм. Причем от пагубных последствий страдают люди, животные, растения, строения, памятники, транспорт, места досуга и т. д.

Причины жестокости

Люди не рождаются жестокими. В обществе всегда существовали нормы поведения, этики и морали, на границе которых дремала жестокость. Жестокие люди становятся таковыми в силу многих причин:

  1. Завышенная или заниженная самооценка. Неудовлетворенность жизнью и собой.
  2. Понятия морали и нравственности утратили свою силу.
  3. Самоутверждение в искаженной форме как недопонимание способов самосохранения.
  4. Детские страхи, сохранившиеся во взрослой жизни у людей, столкнувшихся с равнодушием, жестокими наказаниями и строгим режимом воспитания в детстве.
  5. Демонстрация своего величия и могущества в унижающих, насмешливых словах, притеснении и подавлении, насилии, убийствах. Садизм - высшая форма жестокости.
  6. Гордыня и, как результат, чувство мести.
  7. Сокрытие личных комплексов в силу неполноценности и слабости.
  8. Проявление бесчеловечности в бездействии, получение удовольствия от этого, преднамеренный отказ в помощи.

Допустимая жестокость

Чтобы глубже понять, что такое жестокость, нужно рассмотреть ее как реакцию на нетерпимые обстоятельства, угрожающие существованию человека. И чем ожесточеннее они будут, тем больше зашкаливает ответная реакция.

Психология жестокости - тонкая грань, на которой балансируют добро и зло. Можно ли быть для всех безобидным, отзывчивым, уступчивым человеком, если сталкиваешься с подлостью, несправедливостью, унижениями и оскорблениями? Пожалуй, нет. А жестоких боятся, сторонятся, иногда даже уважают.

Жесткий человек - это сильная личность. Доброту нельзя противопоставить жестокости, если от этого зависит человеческая жизнь. Поэтому жестокость должна быть развита не для насилия, а для того чтобы ему противостоять.

Почему существуют жестокие люди? Человек по своей природе - хищник. Если оглянуться на всю историю, то войн с жесточайшими уничтожениями всего живого не сосчитать. Поэтому в любом развитом обществе необходимы законы, нарушение которых чревато суровым наказанием. Жестокость - неотъемлемая часть жизни, а значит, с ней нужно учиться жить и бороться, искать новые модели поведения.

Примеры жестокости в повседневной жизни

Каждый человек хоть однажды спрашивал, что также жестокость, примеры которой встречаются сплошь и рядом. Все информационные средства просто пестрят сообщениями о бесчинствах и насилии. Телевидение, радио, пресса, Интернет, художественная и научная литература, учебники истории - везде можно столкнуться с примерами жестокости.

Любой исторический общественный строй, цари, крепостное право, войны, репрессии - все пронизано жестокостью. Культ жестокости в религиях, жертвоприношение, агрессия, запугивание, злоупотребление властью, зашкаливающий уровень преступности и безнаказанность, терроризм - это тоже жестокость.

В семейной жизни примерами жестокости могут служить подавление воли, энергетический вампиризм, создание препятствий в реализации интеллектуальных, творческих и профессиональных возможностей, всевозможные запреты в планировании потомства, бюджета, досуга и т. д.

И, конечно, жестокое отношение к животным - это пропасть, из которой невозможно выбраться. Если человек способен обидеть бессловесное существо, то его уже сложно назвать человеком.

Что такое жестокость в детском мире

Очень часто жестокость проявляется у детей, которые вышли из-под контроля. Жестокость детей в первую очередь связана с неблагоприятными отношениями в семье. Отсутствие уважения между членами семьи, частые ссоры в присутствии детей снижают уровень доверия к родителям, от чего возникает злоба и агрессия у ребенка.

Внимание, забота, терпение, откровенность помогут защитить детей от жестокости. Очень важен личный пример для подражания. Отсутствие жестокости со стороны родителей к детям и окружающим людям поднимет на должный уровень уважение в семье. Видеть и ценить в ребенке личность, считаться с его мнением и интересами, пытаться увидеть мир его глазами - залог успеха в извечной проблеме отцов и детей.

Как победить жестокость?

Зная и понимая, что такое жестокость, можно принять определенные меры по ограждению себя от нее. Среди них простые методы и работа над собой:

  1. Если осознать, что жестокость - зло, то это первый шаг к решению вопроса избавления от нее.
  2. Необходимо полюбить себя, людей и весь окружающий мир, тем самым избавиться от внутренних страхов.
  3. Нужно отдавать миру то, что сам хочешь получить: милосердие, сострадание, добро.
  4. Повышение самооценки, стремление к успеху, общественному признанию - один из эффективных путей борьбы с жестокостью.
  5. Ограничение круга общения. В окружении добрых и порядочных людей мир становится чище.

Таким образом, жестокость обусловлена как внешними, так и внутренними факторами, которые закладываются в человеке с самого детства. Мы говорили не только о собственном умении быть жестоким, но и о самом отношении к такому проявлению других людей. Поэтому бороться и предупреждать это свойство характера нужно с детства, прививая ребенку доброту и милосердие к окружающим людям.

November 24, 2013 --- Anna |

В близких отношениях не всегда бывает всё гладко. Но между «то ссоримся, то миримся» в дружбе, любви, между детьми и родителями и супругами, и настоящей жестокостью есть большая разница.

Она заключается в том, насколько каждый из участников отношений готов увидеть второго – живым человеком. Там, где есть понимание, что другому может быть больно, тяжело, невыносимо – нет места жестокости.

Понимать, что происходит с другим человеком – все равно, что познавать другую вселенную. Правда, никогда не бывает возможным понять другого на все 100%, изучить его полностью, проникнуться его мировоззрением или почувствовать его чувства. Все люди всегда чувствуют только свои эмоции – и только внутри себя.

Однако есть удивительный приспособительный механизм – зеркальные нейроны по мельчайшим признакам (выражение лица, напряжение мышц, поза, голос) позволяют очень быстро «отзеркалить» и глубоко понять то, что происходит с другим человеком.

У серийных маньяков, например, этот механизм дает сбои. То же самое случается с человеком, который проявляет жестокость, начинает жестоко вести себя даже в самых близких отношениях. Ему не «больно за другого», которому он причиняет страдания.

Отсюда совет первый: если человек причиняет боль намеренно, сознательно – от него стоит бежать, и поскорее. Возможно, именно ему не повезло стать тем, кто не чувствует чужую боль почти как свою.

Второй момент, который определяет появление жестоких действий, слов – это «моя боль сильнее». Когда человек ощущает себя загнанным в ловушку, уязвленным в своих самых лучших чувствах – эта боль (даже если «моральных побоев» на самом деле ему не наносили) заставляет обороняться изо всех сил.

В эти мгновения лучше сделать небольшую паузу. Попробовать перестать наседать, и обратиться к человеку: «Я вижу, с тобой что-то происходит. Что-то не то. Я сделал(а) тебе больно?»

Даже если вы не видите за собой вины – ни большой, ни малой – сделайте это хотя бы из заботы о другом.

В норме чуть раньше или чуть позже, но человек, который вел себя по отношению к вам жестоко, злился или даже кричал, утихает. Его безопасность обеспечена. И только в этот момент он может заметить, что защищаясь, мог и нечаянно «пришибить» морально очень близкого для него человека.

Жестокость как способ защиты своего «я»: к сожалению, бывает и такое. Жесткий панцирь, в который заковывают себя порой люди, может больно ранить окружающих. Тогда каждое «ну, тебе плохо, но я тут причем?!» воспринимается как жестокость и умышленный садизм. Тому же, кто внутри этой шипованной брони, на самом деле очень несладко. Ему очень хочется, чтобы его принимали и понимали, любили и ценили, берегли. Признать для такого человека, что другой для него важен – равноценно полному поражению и съедению «броненосца» заживо. Поэтому не стоит слишком сильно рассчитывать, что вы обязательно «расчехлите» этого человека, согреете и долюбите, если только не планируете потратить на это несколько лет упорного труда. Это чудовищно затратный по силам и времени процесс, который на самом деле лучше оставить специалисту – например, .

Статьи по теме: