Что значит, быть богатым человеком. Будьте всегда в настроении

Что значит «быть богатым»?

Слово «богатство» порождает в сознании людей целый ряд образов, а иногда и противоречивых понятий. В конце концов, каждый из нас смотрит на богатство со своей точки зрения. Для одного человека богатство может означать обладание таким количеством денег, которое позволит ему делать то, что хочется. Для другого человека богатство означает свободу от долгов, от постоянной угрозы долговых обязательств. Для третьего человека богатство может означать возможность роста и «покорения новых вершин».

А теперь давайте обратимся к этимологии, то есть происхождению этого слова. В слове «БОГАТСТВО» главная корневая основа – БОГ.

Древнеславянский корень БОГЪ означает «наделяющий богатством», «дарующий благополучие». Интересно, что индоевропейское bhaga говорит о том же – «благосостояние», «счастье», а также «наделяющий», «дарующий». В греческом языке это слово несет в себе такие понятия, как «ломоть хлеба», «владыка», «царь».

Стать БОГАТЫМ – значит стать самодостаточным как в духовной, так и в материальной сфере. Проявить себя подобным Богу в разных ипостасях. БОГАТСТВО – это реализованные божественные возможности человека. Причем во всех сферах жизни. Это сама жизнь во всей полноте. Если человек имеет много денег, но не имеет здоровья, я никогда не назову его БОГАТЫМ. Это, скорее, финансово состоятельный человек, но до настоящего БОГАТСТВА ему еще далеко.

Мне часто задают такие вопросы: «Как вы объясните тот факт, что многие люди с богатой душой и высокой духовностью финансово совершенно не преуспевают. А богатые дельцы крайне циничны, да и часто необразованны, некультурны. Моральный облик их ужасен – они склонны к предательству, подставам и наживе за счет других людей, к наглой наживе! Духовности там нет и в помине. Однако эти люди преуспевают. Получается, что богатство и духовность – несовместимые понятия? Почему?»

Прежде чем ответить на эти вопросы, я хочу предложить вам краткий экскурс в историю психологии наших сограждан. В психологическом плане мы все родом из СССР. В социалистическом обществе, начиная с Октябрьской революции, культивировалось социальное равенство и осуждалось богатство. Состоятельным людям, которые были и в те времена, навязывалось клише безнравственности. И в конце XX века каждый состоятельный человек рассматривался через призму общественной морали. Богатые люди в те времена считались ворами и мошенниками. Честным трудом заработать себе на безбедную жизнь могли единицы, к которым относились, например, ведущие спортсмены. Но и им завидовали и искали «пятна на солнце».

Сменился век, но в мировоззрении и психологии мало что изменилось с прежних времен, а следовательно, и в отношении к богатству. Всем нам были даны равные возможности стать успешными, состоятельными и удачливыми. Каждый ли воспользовался этим? К сожалению, нет. Сомнения, неверие в собственные силы, ложные убеждения советского менталитета сделали свое черное дело. Те, кто рискнул и поставил на карту все – оказался в выигрыше. Не будем разводить длинную дискуссию о цене перестройки и быстром обогащении за счет того, что принадлежало всем. Не об этом сейчас речь, а о том, насколько устойчивой оказалась психология бедных у наших сограждан. В чем же дело?

Многие ищут оправдания собственному безденежью и бездействию, указывая на пагубный «синдром достатка», сопутствующий обогащению. Мне говорят: «Когда мы с друзьями, которые совершенно не бедствуют и состоятельны, вспоминаем, как на наших глазах кто-то из знакомых «поднимался», мы отмечаем, что положительные человеческие качества у людей как-то утрачиваются с приобретением достатка. Это какой-то «синдром достатка»?! Не все могут достойно выдержать приход и присутствие истинного достатка. Не все могут сохранить и мораль, и нравственность, и капитал».

Но я, как психолог, с уверенностью заявляю, что это не «синдром достатка». Это ИСПЫТАНИЕ ДЕНЬГАМИ, такое же, как испытание славой, властью, бедностью, болезнью. Кто-то выходит из этого испытания сильным и духовно закаленным, а кто-то ломается. С этой точки зрения особенно опасно быстрое обогащение, которое часто уничтожает людей.

Наверняка все помнят курьезный случай, описанный несколько лет назад в «Комсомолке» – семья алкоголиков выиграла в лотерею несколько миллионов рублей. Что бы сделали вы в такой ситуации? Представьте себе такое событие. Отложите чтение книги и постарайтесь увидеть эту радужную картину. Наконец-то! Свершилось! И?

Большая часть счастливчиков бросится эти деньги тратить на удовольствия, латать дыры в семейном бюджете, погашать кредиты, меньшая – инвестировать в какой-нибудь объект. А семья алкоголиков эти деньги просто пропила за год. Всего-то нужно было устроить сначала обмывание такого поворота судьбы вместе со всей пьяной братией, а потом просто не могли выйти из этого состояния. Они не вложили деньги в недвижимость, не оплатили учебу своих полуголодных детей. Правда, этот год для семьи «лотерейных счастливчиков» прошел под знаком изобилия вареной колбасы. Вот уж чего они наелись до отвала!

Если бы этот подарок судьба подкинула богатому человеку, то он бы инвестировал деньги во что-то или в кого-то и какую-то часть денег пустил бы на благотворительность. Но самое главное – он бы не нарушил закон капитала – деньги должны приносить деньги.

Давать огульную оценку всем состоятельным людям в том, что они бездуховны, – уподобляться таковым. «Не суди, да не судим будешь». Таких нужно жалеть, как жалеют людей, безнадежно зависимых от чего-то. В данном случае от богатства. Вот потому я и говорю, что избавляться от мифов нищеты, изучать философию богатства и расширять свой внутренний кошелек нужно постепенно, чтобы не произошло головокружение от успехов . Вы впустили в свою жизнь богатство, а что с ним делать – не знаете. Не хватает ума, знаний, внутренней культуры. Из-за этого и начинают всходить ростки чванливости, заносчивости, высокомерия. Такой человек начинает «звездиться», а это уже может привести к психическим отклонениям. Поэтому важно научиться принимать потоки денег в свою жизнь, «не теряя своего лица», соблюдая законы общества и морали .

С этими задачами справляются многие современные состоятельные люди. Хочу сказать, что среди моего окружения бездуховных людей нет. Это чистая правда! При этом все мои знакомые – успешные люди. Только один из десяти человек работает по найму – и то на такой высокой должности, откуда сам не уйдешь. У всех остальных – давно и прочно развито свое дело, которое приносит стабильный доход, и год от года все они богатеют, не забывая о благотворительности. Отдать десятину для них, как учит Библия, – само собой разумеющееся. И детей своих они учат быть деятельными, но при этом толерантными, нравственными. И ни у кого из лиц моего окружения нет детей-наркоманов, алкоголиков или повес, праздно прожигающих свою жизнь. Все они приучены к труду, несмотря на то, что родились в состоятельных семьях. Потому знак равенства между богатыми и безнравственными людьми ставить неправильно. Разве мало безнравственных людей среди нищих? Иисус говорил в своей проповеди: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе: а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Евангелие от Матфея, глава 12, стих 35).

Буддийский проповедник и при этом успешный бизнесмен Геше Майкл Роуч утверждает, что богатство способствует духовному развитию. Он говорит, что сами деньги не есть зло, ведь фактически человек с большими ресурсами может сделать намного больше добра, чем тот, у кого их нет. Вопрос в том, сохраняем ли мы нравственное отношение к деньгам. В своей книге «Алмазный огранщик» он доказывает, что только позитивное отношение к миру, умение видеть позитивное в любом событии – наилучшая стратегия для достижения финансового успеха.

Загляните в потаенные уголки вашей души: разве вы не чувствуете, что ваша жизнь могла быть чем-то большим? Разве вы не верите, что предназначены для чего-то большего? Если бы вы могли только найти причину своих неудач и устранить помеху! Ваш успех спрятан под всеми слоями ложных убеждений о богатстве, которые были заложены с детства.

Ложные убеждения о богатстве

Библия осуждает богатых

Те, кто любит осуждать богатых людей (зачастую только из-за того, что самому разбогатеть не удается), часто ссылаются на Библию, утверждая, что в этом священном источнике богатство было признано пороком.

И, казалось бы, действительно, в Евангелии от Матфея встречается известное высказывание Иисуса: «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 24). Эти слова и интерпретируют как осуждение Библией богатых. Однако в этих словах Иисус не столько обличал богатых, сколько предостерегал против опасности греха, с которым связано обладание большими деньгами. Как в Ветхом, так и в Новом Завете неустанно повторяется: кто богат, тот несет большую ответственность, тот подвержен большему искушению и легче может согрешить. «И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство.» (Второзаконие, глава 8, стихи 17–18). Получается, что Библия не осуждает стремление людей разбогатеть, а предупреждает о соблазнах, подстерегающих богатого человека.

Во-вторых, в той же Библии есть множество положительных оценок богатства. Вот некоторые цитаты из нее: «Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Второзаконие, глава 28, стих 12). «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние; у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц» (Иов, глава 42, стих 12). Как видите, нельзя сказать, что Библия поносит богатых. Благочестивые люди награждаются свыше и духовно, и материально.

Чтобы разбогатеть, нужно быть очень умным

Это утверждение далеко не аксиома. Напротив, известно, что многие люди, обзаведшиеся солидным капиталом, особыми интеллектуальными способностями не обладают.

Давайте рассмотрим один очень интересный факт, о котором вы, возможно, не знали. В Америке каждые 5-10 минут появляется новый миллионер. Но знаете, что самое удивительное. В большинстве своем эти люди не получали высшего образования и являются выходцами из бедных семей, некоторые и вовсе раньше жили за гранью нищеты; для кого-то из них английский не был родным языком. Но эти люди все равно добились успеха, каждый в своей сфере деятельности.

Как отмечает Томас Стэнли, автор изданной в США книги «Как мыслит миллионер», для того чтобы стать супербогатым, вовсе не нужно быть гением. Он отмечает, что в колледже будущие миллионеры учатся в основном на «удовлетворительно». Более того, будущие богачи в юном возрасте достаточно часто слышат от взрослых, что с такой учебой из них в жизни вряд ли выйдет что-нибудь путное. Но как же тогда им удается разбогатеть? По мнению Стэнли, секрет заключается в том, что, не обладая блестящими природными способностями, будущие миллионеры выбирают себе дело по интересам и силам. Конечно же, есть и другие определяющие факторы, но трудно не согласиться с выводом американского исследователя о важности занятия делом, к которому ты предрасположен.

В общем, если взглянуть на прошлую жизнь некоторых миллионеров, становится понятно, что вне зависимости от своего происхождения эти миллионеры стали таковыми только лишь потому, что занялись любимым делом и обучились тем навыкам, качествам и привычкам, которыми должен обладать по-настоящему успешный человек. Поэтому даже не столь важно, насколько усердно вы учились в школе, получили ли высшее образование, важно то, готовы ли вы обучаться, быть дисциплинированными, менять свои негативные убеждения и привычки на позитивные. Если да, тогда у вас тоже есть шанс стать миллионером!

Чтобы стать богатым, нужно усердно работать

Этого девиза придерживаются в нашей стране очень многие люди. Однако это неверно. Усердно работая, можно, скорее, стать обеспеченным человеком, но для того, чтобы стать по-настоящему богатым, этого чаще всего недостаточно. По этому поводу метко высказался французский писатель Альфонс Карр: «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое».

Поэтому не стоит надеяться на то, что, чем больше вы будете работать, тем больше станете зарабатывать. А нужно подумать, куда инвестировать заработанные деньги, чтобы они приносили прибыль. И еще одно важное условие – вы должны поставить перед собой цель, ради которой стоит трудиться и которая поможет вам стать финансово независимым человеком, работающим на себя.

Так уж устроен человек, что даже на подсознательном уровне стремится к цели. Поэтому если вы думаете, что лет через двадцать сможете купить свой собственный бизнес, то через двадцать лет и купите. Если же твердо решили, что собственный бизнес просто необходим вам в ближайшие два-три года, то… получите и распишитесь. Весь секрет в том, что, если человеку что-то очень нужно, он быстро находит пути получения желаемого. Например, вы сильно хотите пить. Что вы делаете? Правильно, вы наливаете стакан воды и выпиваете его, а не мечтаете о воде и не ждете, когда же судьба или кто-то из благодетелей утолит вашу жажду. Так же нужно действовать и в отношении любых своих желаний. Идите и выполняйте их сейчас. Именно сейчас, а не завтра и не со следующего понедельника.

Итак, прежде чем начать зарабатывать больше, вам необходимо знать, куда вы эти деньги потратите. И не просто мечтайте, а разрабатывайте четкую структуру распределения денежных средств – свой ЛФП (личный финансовый план).

Если бы я выбрал прибыльную карьеру, я был бы богатым

Миллионеры есть в каждой профессии. В любой отрасли можно заработать деньги. Не ищите прибыльной карьеры – вы сами должны сделать вашу карьеру прибыльной.

Если бы мои родители были богачами, я тоже был бы богатым

Большинство самых богатых людей – выходцы из среднеобеспеченных и бедных семей. И даже люди из богатых семей часто должны сами создавать свое состояние.

Если бы я был в нужное время в нужном месте, то стал бы успешным

Очень богатые люди не полагаются только на удачу, они делают все нужное для успеха. Возможностей и успеха не нужно ждать, их необходимо создавать.

Если бы экономика моей страны была бы лучше развитой, я был бы богатым

В любом обществе и в любой стране есть миллионеры и малообеспеченные люди. Условия для создания капитала есть везде.

Если бы у меня не было ответственности перед семьей, я стал бы миллионером

Не в ответственности дело, а в том, как вы к ней относитесь. Вам нужно изменить отношение к семье – это не обуза, а надежная помощь в создании вашего бизнеса, который может стать семейным и перейти по наследству детям и внукам.

Если бы возможности заработка больших денег были мне доступны, я стал бы сказочно богатым

Сегодня возможности заработка больших денег еще шире, чем раньше.

Если бы государство, мой работодатель, моя семья или жена шли мне навстречу, я бы зарабатывал больше

Не ищите виноватых. Только вы ответственны за свой неуспех.

Если бы только у меня была большая сумма денег, я сразу начал бы вкладывать деньги и экономить

Океан состоит из маленьких капель воды. Начинайте с малого. Если вы ждете больших денег, вы можете их не дождаться. И самое лучшее время для вложений и экономии – прямо сейчас. Деньги нужны только для того, чтобы ухватиться за подвернувшуюся возможность разбогатеть. В таком случае можно взять деньги в долг или в кредит.

Хорошая работа обеспечит богатство

Работа – временный источник прибыли. Постоянная прибыль требует того, чтобы деньги работали на вас. Поэтому, чем бы вы ни занимались, разумно распоряжайтесь своими деньгами, не забывая вкладывать их в те или иные предприятия или ценные бумаги.

Только богатые люди по-настоящему счастливы

Многие из наших соотечественников думают приблизительно следующим образом: «Будь у меня вилла на Багамах, парочка «мерседесов», яхта и деньги на счету в швейцарском банке, я был бы счастлив. А так как вместо виллы на Багамах у меня двухкомнатная квартира в панельном доме, вместо «мерседеса» – старенький «жигуленок», вместо яхты – десять соток земли под картошку, а вместо счета в швейцарском банке невыплаченный кредит, то это и есть причина того, что я несчастлив».

В действительности же взаимосвязь счастья и богатства не так уж очевидна, как это кажется. Американский финансовый воротила Стивен Поллен в своей книге «Умри нищим» отмечает: «Деньги – не самоцель. Деньги нужны лишь для достижения ваших личных целей. Относитесь к работе как к механизму для добывания средств, необходимых для покупки свободного времени и личного счастья».

Говоря о накопительстве, как о препятствии к счастливой жизни, Поллен задается вопросом, какой интерес в том, чтобы стать самым богатым пациентом кладбища? Он пишет: «Вместо того чтобы всю жизнь копить в надежде на бессмертие, пользуйтесь жизненными благами, позволяйте себе любые удовольствия и спешите помогать близким. Если вы подарите сыну $ 50 000 на его 25-летие, то он купит себе на них скромную квартиру или вложит в свой бизнес. Если вы завещаете ему эти деньги после своей смерти, то он, уже 50-летний, в лучшем случае потратит их на латание дыр в своем бюджете или в бюджете своих детей. Согласитесь, это разные вещи. Если вам хватит ума так распорядиться своим имуществом, чтобы к концу жизни у вас не осталось ни гроша, поверьте мне, вы узнаете, что такое настоящее счастье».

Много лет назад индийский поэт Бхартрихари написал:


Я радуюсь одежде из коры,
Ты – дорогому платью,
Но радость одинакова у нас,
И потому равны мы.
Бедняк не тот, кто нищ, а тот, кого
Снедает жар желаний.
Когда же в сердце радость и покой,
Кто бедный, кто богатый?

Впрочем, для большинства из нас все эти слова послужат слабым утешением. Видимо, чтобы понять, что не в деньгах счастье, нужно их для начала иметь. Так что остается делать? Ждать, когда наша многострадальная экономика наконец-то сравняется по уровню с экономикой развитых стран? Боюсь, что ждать придется еще долго. А может, не откладывая на «потом», не оправдываясь отсутствием условий, попытаться научиться быть успешными и счастливыми? Для этого вам нужно научиться думать по-новому и сменить свои ложные негативные убеждения на позитивные.

Упражнение 1: «Меняем свои убеждения»

Чтобы стать миллионером и держать в руках миллион, нужно стать миллионером на подсознательном уровне, нужно научиться думать как миллионер, иметь стойкую уверенность в том, что вы успешны и талантливы, вы – творец своей жизни. Если вы не уверены в том, что достойны успеха, то, как бы вы ни старались, ни вкалывали по 16 часов в сутки, вы не добьетесь успеха. Поэтому убеждения нужно менять!

В начале века Эмиль Куэ весьма успешно применял самовнушение и замену убеждений в своей клинике во

Франции. Он учил своих пациентов повторять фразу: «Каждый день, во всех отношениях, я становлюсь лучше и лучше». И это действовало! Причем действовало у тех, кто верил.

Самовнушение работает по теории замещения. Если вы поставите под кран стакан с грязной водой и пустите в него чистую воду, в конце концов грязная вода будет вытеснена чистой. Когда вы замещаете негативные мысли позитивными мыслями, происходит то же самое явление.

В компьютерной терминологии есть термин GIGO (произносится «ги-го»). Это означает «мусор на входе – мусор на выходе»: если вы вносите в компьютер неверные данные, а затем задаете ему вопрос, то в итоге получите неверный ответ.

Ну а какое звено слабее всего в любом компьютере? Компьютерный программист, разумеется. Если восприятие реальности у программиста неправильное, тогда его или ее входные данные будут неправильными. Данные, введенные в компьютер, будут неверными, а тогда и обратная связь от компьютера, когда его привлекут к решению проблемы, будет неверной.

Подобным же образом, если ваш личный программист, то есть ваш сознательный аспект ума, вводит неверные данные, то есть нелогичные или ошибочные, то и интерпретация этих данных будет неправильной. Противоположные мысли взаимно исключают друг друга. Это значит, что вы не можете держать две противоположные мысли одновременно. Вы не можете думать «Я могу» и «Я не могу» в одно и то же время по одному и тому же поводу. Поэтому важно определить доминирующие мысли.

Богатство

означает совокупность предметов, служащих к удовлетворению человеческих потребностей и находящихся в обладании отдельного лица, группы лиц или целого народа. Это определение, данное лучшими представителями английской классической школы, Адамом Смитом и Рикардо, отождествляет понятие богатства с понятием имущества вообще, как бы ни было велико или мало последнее. Но русскому языку, равно как и некоторым из других европейских языков, напр. немецкому, свойственно употребление слова "богатство" в смысле значительного имущества - значительного как по сравнению с суммой потребностей обладателя, так и по сравнению с имуществом других лиц. Мы называем богатым человека, который может хорошо питаться, одеваться и помещаться, может удовлетворять всем требованиям комфорта и роскоши, не уменьшая своего состояния и притом без значительного труда с своей стороны. Так как образ жизни и потребности людей изменчивы, то лицо, которое слывет за богача в провинциальном городе, может в столице считаться лишь человеком среднего достатка. - Необходимо иметь в виду, что в состав богатства входят не все предметы, доставляющие пользу или удовольствие, а лишь такие из числа их, для получения которых человек должен затратить какое-либо усилие и за которые по этой причине можно при современном меновом хозяйстве получить в обмен какие-либо иные вещи или услуги. Так, например, воздух составляет для человека предмет первой необходимости, но он не может быть причислен к богатству ни отдельного лица, ни целой страны, потому что получается даром, без всяких усилий или пожертвований со стороны человека. В каком бы смысле ни понималось слово "богатство" - в смысле ли имущества вообще или же в смысле значительного имущества, во всяком случае при определении его следует различать точку зрения отдельного человека и целого народа. Для целой нации богатством являются лишь такие предметы, которые сами по себе служат для какой-либо пользы или удовольствия; у отдельного же человека богатство могут составлять, кроме того, и те требования, какие он имеет по отношению к другим лицам, напр. долговые обязательства других лиц, акции, указывающие на участие в каком-нибудь предприятии, государственные фонды и другие процентные бумаги. Когда мы желаем вычислить богатство отдельного лица, например, при определении наследства, то включаем и все подобные требования; между тем, с точки зрения общенародной, они не составляют и не могут составлять богатства: увеличивая имущество одного человека, эти требования уменьшают достояние другого и, следовательно, не производят никакой перемены в сумме всего народного богатства. Если бы государство нашло возможным уничтожить эти взаимные обязательства или отсрочить их на известное время, то имущество отдельного человека могло бы потерпеть от того ущерб, но сумма богатства целого народа не испытала бы никакого изменения. Другое отличие между богатством отдельного лица и целого народа состоит в том, что первое может изменяться вследствие поднятия меновой ценности входящих в него предметов, тогда как на последнее эти перемены не оказывают действия. Вследствие неурожая меновая ценность жатвы может подняться вдвое выше, чем в урожайный год, и это повлечет за собою увеличение богатства отдельных лиц, имеющих запасы хлеба; но было бы странно говорить, что при меньшем урожае целый народ бывает богаче, нежели при большем. Поэтому если желательно произвести точную оценку народного богатства, то нельзя достигнуть этой цели через простое сложение частных богатств, измеренных по меновой их ценности. Сравнивать народное имущество в различные эпохи и в разных странах возможно не иначе, как путем тщательного перечисления полезных предметов, находившихся или находящихся в обладании народа. Мы можем говорить о приросте народного богатства лишь в том случае, если в стране увеличились сумма или качество полезных предметов, создаваемых человеческими усилиями, зданий, кораблей, домашней утвари, земледельческих, мануфактурных произведений и проч., одно же приращение меновой ценности предметов, входящих в состав народного имущества, не дает еще права заключать об увеличении богатства страны. Такое приращение могло произойти, например, от поднятия стоимости земли, вызванного прибавкою народонаселения, или от возвышения ценности домов по причине прилива жителей к известной части страны; а эти перемены, заставляя население платить дороже за те же самые земли и дома, никак не могут быть названы благоприятными для народного богатства.

Из вышеизложенного видно, что для составления правильного понятия о народном богатстве надлежало бы произвести подробную перепись всех предметов, входящих в состав единичных хозяйств с означением качеств каждого из этих предметов. Но так как подобная задача недостижима при современном состоянии статистики, то ввиду практических надобностей и теоретического интереса нередко предпринимаются приблизительные оценки, которые стремятся достигнуть цели, перечисляя лишь главные категории предметов, входящих в состав народного имущества и давая им на основании различных методов известную предположительную расценку. Статистическая литература представляет много примеров таких вычислений. Не претендуя на полную точность, они дают, однако, некоторые точки опоры для суждения об относительной экономической силе наций и в особенности о тех переменах, которые происходят в отдельных странах с течением времени. Приведем некоторые из более известных исчислений этого рода.

Относительно Великобритании имеется целый ряд вычислений, произведенных за разные периоды времени известным статистиком Джиффеном. Джиффен принимает за основание при своих расчетах данные о поступлении подоходного налога, которые он капитализирует для получения ценности имущества из различных процентов, смотря по роду имущества: так напр., чтобы вычислить капитальную стоимость домов в стране, он помножает на 15 сумму их дохода, показанную в налоговых списках, размер капитала фермеров определяется через помножение их ежегодного дохода на 8 и т. д. Конечно, сведения, получаемые таким путем, не могут претендовать на точность, но они достаточны для суждения о переменах, происходящих в богатстве страны, тем более что они в главных чертах совпадают с результатами других более точных исчислений, которые были произведены относительно некоторых отраслей имуществ и доходов. По расчетам Джиффена, богатство Великобритании за 1885 год может быть оценено в 10037 миллионов фунтов стерлингов, или в 63167 миллионов руб. металлических, тогда как при подобной же оценке за 1875 г. получилось 8548 млн. фун. ст., а за 1865 год - 6113 млн. ф. ст. Сумма богатства, вычисленная для 1885 г., дает на каждого человека среднюю цифру в 270 ф. ст., или в 1703 р. мет., а на каждую семью, принимая ее, согласно английским данным, в пять человек - около 1350 ф. ст., т. е. около 8514 р. мет. Главные статьи, из которых слагается приведенная выше цифра народного богатства за 1885 г., следующие: земли - 1691 млн. фун. ст.; дома - 1927 млн. ф. ст.; капитал фермеров - 522 млн. фунт. ст.; капитал в процентных бумагах, за исключением английского государственного долга, - 527 млн. фунт. стерл.; железные дор. - 1008 млн. фунт. ст.; капитал акционерных компаний - 1025 млн. фунт. ст.; капитал разного рода промышленных и торговых предприятий - 541 млн. ф. ст.; движимое имущество, не обложенное подоходным налогом, именно домашняя обстановка, предметы искусства и пр. - 960 млн. ф. стерлингов; государственное и общественное имущество - 500 м. ф. ст. В приведенном перечислении обращает на себя внимание высокая ценность домов и домашней обстановки, значительно превышающая стоимость земли. Для Франции существует несколько вычислений, из которых новейшие принадлежат Вашеру , Амелину , Мони и де Фовилю. По этим вычислениям имущество Франции оценивается от 200000 до 250000 млн. фр., или 50000 до 62500 млн. руб. мет., что дает на каждого человека в среднем выводе от 1375 р. до 1680 руб. мет. В основание расчета де Фовиля положены сведения о сумме имуществ, переходящих путем наследства и дарения, которые с 1826 года обложены во Франции особым налогом и потому тщательно региструются. Де Фовиль, принимая среднюю продолжительность поколения в 36 лет, считает ценность ежегодно переходящих имуществ за 1/36 всего народного имущества. Так как, однако, приведенный прием заключает в себе очевидные неточности, то автор прибегает к различным поправкам на основании других источников. Из общей цифры в 200000 млн. фр., получаемой по оценке де Фовиля, 80000 млн. фр. приходится на недвижимую собственность, кроме домов; 40000 млн. фр. - на дома; 30000 млн. фр. - на процентные бумаги, французские и заграничные; 50000 млн. фр. - на прочее движимое имущество. Из других европейских стран вычисление, подобное вышеприведенным, имеется для Италии. Оно выполнено Панталеоне по методу де Фовиля на основании данных о переходе имуществ по наследству и дарению. По расчету Панталеоне , приблизительная стоимость имущества частных лиц в Италии равняется 48000 млн. лир, или 1660 лирам на человека, что составляет около 415 руб. мет. Из приведенной суммы 29000 млн. лир составляют стоимость земли, 9000 млн. лир - ценность строений, а остальное приходится на промышленное и разное иное движимое имущество. В Бельгии Массальский в конце 70-х годов исчислял ценность народного имущества в 29500 млн. фр. В Дании Фальбе Гансен в начале 80-х годов оценивал богатство страны в 6500 млн. крон (2251 млн. руб. мет.), из числа которых 4680 млн. крон приходится на недвижимую, а 2081 млн. крон на движимую собственность. Особенно интересными представляются сведения относительно Северо-Американских Соединенных Штатов, где при каждом цензе, производимом, как известно, через 10 лет, собираются правительством обстоятельные данные о разных видах народного имущества. Десятый ценз 1880 года дал общую сумму народного богатства в 43642 млн. долларов, или в 56560 млн. р. мет., которая слагается из следующих главных статей: фермы - 10197 млн. дол.; жилые здания и промышленное недвижимое имущество - 9881 млн. дол.; железные дороги с обзаведением - 5536 млн. дол.; движимое имущество жилых домов, как то: картины, книги, домашние запасы, топливо и пр. - 5000 млн. дол.; скот, земледельческие орудия и машины - 2406 млн. дол.; запасы земледельческих и мануфактурных продуктов (три четверти ежегодного производства и заграничного ввоза) 6160 млн. дол.; телеграфы, суда и каналы - 419 млн. дол.; недвижимые имущества, изъятые от обложения (церкви, школы, общественные здания и пр.) - 2000 млн. дол.; наличные деньги - 612 млн. дол.; разное - 619 млн. дол. Интересно проследить, насколько быстро возрастало богатство в Соединенных Штатах в течение последних десятилетий. В 1850 г., при населении в 23,3 млн. чел., ценность имущества страны по официальному исчислению простиралась до 7136 млн. дол.; в 1860 г. при 31,5 млн. чел. - до 16159 млн. дол.; в 1870 году при 38,5 млн. чел. - до 30069 млн. дол.; в 1880 при 50,1 млн. чел. населения - до 43642 мил. дол. Таким образом, население за 30 лет возросло на 115 %, а богатство - на 512 %. Средняя сумма богатства, приходящаяся на одного человека, равнялась: в 1850 г. - 308 дол., в 1860 году - 510 дол., в 1870 году - 777 дол., в 1880 г. - 870 дол., или 1153 руб. мет.

Литература. А. Смит, "The Wealth of Nations", Д. Рикардо, "Principles of political economy"; Д. С. Милль, "Principles of political economy"; В. Рошер, "Grundlagen der Nationalökonomie"; И. И. Нейман, "Grundlagen der Volkswirthschaftslehre" (Тюбинген, 1889); Нейман-Спалларт, "Uebersichten der Weltwirthschaft" 1883-84 гг. (Штутгарт, 1887); Джиффен, "The Growth of Capital" (Лондон, 1889).

А. Чупров.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Богатство" в других словарях:

    Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

    Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

    См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

    богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

БОГАТСТВО
(богачество), обилие имущества, животов, денег (В. Даль). В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б. Франклина), для русского свобода - это независимость от денег. Западный мир чаще всего сводит понятие свободы к степени возможности покупать, стяжать все новые и новые товары и услуги, русский видит в этой «свободе» форму кабалы, опутывающей его душу и обедняющей жизнь.
«Беда деньгу родит», - настойчиво повторяет трудовой русский человек. «Деньги что каменья - тяжело на душу ложатся», «Деньги прах», «Деньгами души не выкупишь» или еще вариант этой пословицы - «Деньги - прах, ну их в тартарарах». Отсюда понятно, что дало право Ф.М. Достоевскому писать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка.
Деньги для трудового человека не являются фетишем. «Лучше дать, нежели взять», «Дай Бог подать, не дай Бог просить».
К богатству и богачам, к накопительству русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением. Как трудовой человек он понимал, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». Хотя было бы неправильным считать, что им руководило чувство зависти. Нет. Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей. «Не хвались серебром, хвались добром».
Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом (и, конечно, не без основания). «Богатство перед Богом - большой грех». «Богатому черти деньги куют». «Не отвернешь головы клячом (т. е. не ограбишь ближнего), не будешь богачом». «Пусти душу в ад - будешь богат». «Грехов много, да и денег вволю». «В аду не быть - богатства не нажить». «Деньги копил, да нелегкого купил». «Копил, копил, да черта купил!»
Отсюда выводы: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом», «Неправедная корысть впрок нейдет», «Неправедная нажива - огонь», «Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание - прах», «Не от скудости скупость вышла, от богатства».
К богачам трудовой человек относится с большим недоверием. «Богатство спеси сродни», - говорит он. «Богатый никого не помнит, только себя помнит». «Мужик богатый гребет деньги лопатой». «У него денег - куры не клюют». «Рак клешнею, а богатый мошною». «Мужик богатый, что бык рогатый». «Богатый совести не купит, а свою погубляет».
Вместе с тем крестьяне даже чем-то сочувствуют богатому, видя в его положении нравственное неудобство и даже ущербность. «Богатый и не тужит, да скучает». «Богатому не спится, богатый вора боится». А уж для нравственного воспитания ребенка богатство в народном сознании приносит прямой вред. «Богатство родителей - порча детям». «Отец богатый, да сын неудатый».
Порой неприязнь к богачам доходит и до проклятий: «Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем!» - гласит одна из народных пословиц.
О. Платонов

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "БОГАТСТВО" в других словарях:

    Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

    Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

    См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

    богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

    Богатство - – все, что имеет рыночную оценку и может быть продано за деньги или обменено на иные блага. (Это, разумеется, далеко не единственное определение столь общего понятия, но принятое довольно широко в экономической литературе). Б. может… … Экономико-математический словарь

    БОГАТСТВО, богатства, ср. 1. Большое имущество, преим. денежное. || преим. мн. Совокупность материальных ценностей. Естественные богатства СССР неисчислимы. 2. перен. Множество, обилие. Язык Шекспира отличается богатством слов. 3. Великолепие,… … Толковый словарь Ушакова

    - (wealth) Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство народов) и того, как оно меняется в течение данного периода. Кейнсианская теория… … Финансовый словарь

    БОГАТСТВО, а, ср. 1. см. богатый. 2. Обилие материальных ценностей, денег. Народные богатства. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    богатство - пышное (Баранцевич); убогое (Бальмонт) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

Богатство (Wealth ) – это совокупность всех материальных и нематериальных ценностей человека или общества в целом.

Богатство общества в традиционном понимании, которое восходит еще к основателям классической школы (А. Смит , Д. Рикардо и др.), рассматривалось как набор материальных благ, накопленных трудами как предшествующих, так и настоящего поколений. Современная же экономическая наука критически относится к положению об одном лишь материальном содержании богатства. На сегодняшний момент характерен другой подход к пониманию данной категории, а именно то, что богатство – это все, что люди ценят. Подобное определение богатства позволяет отнести к нему и природные ресурсы, и врожденные способности человека, и профессиональные знания, и свободное время. С точки зрения теории такое определение богатства позволяет просветить различные тонкости этой экономической категории. С другой стороны, когда речь заходит о международных сравнениях национального богатства и статистических расчетах, подобное широкое определение богатства затрудняет (если вообще не исключает) процесс подсчета конкретных цифр. Нельзя также забывать и о том, что все богатство общества можно представить как в денежной, так и в натуральной форме. Поэтому, при изменении ценности самих денег можно придти к различным результатам оценок одного и того же набора материальных благ. К тому же, изменение оценок самих людей может привести к изменению реальных размеров богатства определенного государства. Например, в СССР в год производилось такое количество обуви, которое намного превышало подобные показатели Англии, ФРГ и Франции, вместе взятых. Производство металлорежущих станков, цемента и др. также превышало показатели наиболее развитых стран в мире. Но являются ли эти показатели, отражающие производство благ , реальным созданием богатства в стране, если, например, обувь отечественных производителей люди покупали лишь в том случае, когда не находили импортной? Бедна или богата Россия? Всегда можно услышать прямо противоположные ответы на данный вопрос. Да, мы бедные, т.к. у нас не хватает жилья по доступным ценам, отечественной одежды, отечественного продовольствия и пр. Да, мы богатые, т.к. обладаем колоссальными запасами природных ресурсов, приоритетом во многих научных исследованиях, квалифицированными кадрами. Порой вопрос ставится по иному: если мы настолько богаты, то по какой причине мы так бедны? Стали ли мы богаче, если например, увеличили добычу газа и нефти ценой загрязнения окружающей среды?

Нужно еще раз отметить, что понимание богатства во многом зависит от оценок людей. Во многом это нормативная категория и за пределами суждений людей о ценности какого-либо блага не существуют. Также богатство можно представить как все то, что расширяет выбор человека, его альтернативные возможности. С данной точки зрения, и деньги, и вещи, и свободное время, и природные ресурсы, и знания расширяют выбор людей и могут быть приравнены к богатству.

Его всегда нужно рассматривать в контексте удовлетворения потребностей. Например, если блага имеются в том количестве, в котором они способны удовлетворить все наши потребности до полного насыщения и доступны, то можно сказать, что мы богаты. Но все больше мы обращаем свое внимание на нормативный контекст в определении понятия богатства. Богат ли миллионер, который прикован болезнью к постели и потерявший физическую и умственную дееспособность? Богат ли йог, который обходится минимумом еды и занят постижением Бога? Что значит довольно популярные выражения «главное богатство - свобода» или «главное богатство - здоровье»? Можно ли быть свободным при этом не обладая тем количеством благ, которое называется прожиточным минимумом?

Все эти вопросы при анализе понятия богатства ставятся для того, чтобы подчеркнуть важность нормативных, оценочных категорий в экономической теории.


****

Возвращаясь к тому времени, когда я работал в банке в отделе по продаже облигаций, я вспоминаю о том, как многие из нас говорили о своей «ЦИФРЕ». «Цифра» - это такое количество денег, когда ты можешь заявить: «Да пошли эти Деньги!», «Пошли Вы, Деньги», если ты не работал на Уолл-Стрит, представляет сумму денег, необходимую тебе для того, чтобы игнорировать чьи-либо нужды. Другими словами, это та сумма, которая позволит тебе встать из-за стола, выйти за дверь и никогда больше не оглядываться.

Мой партнер и мой друг, с которым я сидел за соседними столами, хранил на рабочем столе своего компьютера таблицу, в которой точно подсчитывал, как близко он подобрался к своей «Цифре». Он работал в Голдмане дольше чем я и остался еще на 5 лет, после того, как я ушел. Хотя я не спрашивал его прямо, после того как он ушел из ГС, я больше чем уверен, что он достиг своей «Цифры».

Я ушел из Голдман Сакс в 2004, задолго до того, как заработал свою личную «Да пошли эти деньги». После того, как случилось 11 сентября, больше не было желания жить ежедневной несчастливой жизнью, сосредоточившись на отложенных вознаграждениях, ключевом факторе для создания моей «Цифры».

Мой ответ для них был похож на следующее:

1. Состоятельность (Богатство) не может быть определено одной, статической, цифрой чистой стоимости** . Потому что я знаю, что с одной стороны, Майк Тайсон зарабатывал по $30 миллионов за бой и $300 миллионов за всю свою жизнь, но внезапно объявил о своем банкротстве в 2003. Для людей, подобных Тайсону, их цифра может быть больше, чем $300 миллионов, и возможно, никогда не будет достигнута.

2. Что я знаю из примера Тайсона, так это то, что текущие расходы на жизнь играют бОльшую роль в определении того, богаты вы или нет, при почти любом уровне накопления активов. Некоторые люди могут быть состоятельными, имея $3 миллиона чистой стоимости, в то время как другие могут быть бедными или даже банкротами с доходом в $300 миллионов.

3. Английские авторы 19 века Джейн Остин и Энтони Троллоп показали мне великолепный пример того, как понимать состоятельность вообще и роль пассивного дохода в частности. В то время в Англии дворянин получал пассивный доход от недвижимости, которой владела его семья, недвижимости, которая никогда бы не была добровольно продана. В то время, в отличие от сегодняшних дней, дворянин никогда бы не рассчитал свое состояние исходя из стоимости недвижимости, он сделал бы это только в размере пассивного ежегодного дохода, получаемого с земли. Каждый горой и героиня истории Остин и Троллпа имели доход, известный всему обществу, и выраженный в тысячах фунтов в год. Их «Цифра» следовала за ними в то время, как они искали романтических отношений. Это как если бы ищущие женитьбы Симсы ходили с цифрой, плавающей над их анимированными головами.

4. Одно из значений слова богатый в нашей популярной культуре означает, что тебе никогда больше не надо снова работать, как дворянину. Потому, что помещик 19 века не работал для того, чтобы прожить. Мне нравится аналогия между «Цифрой» каждого героя Джейн Остин и «Цифрой», которая делает нас богатыми сегодня. Лучший способ узнать богаты ли вы, по этой аналогии, это сравнить пассивный доход, который вы можете получать из ваших активов в годовом исчислении, с вашими годовыми расходами на тот образ жизни к которому вы привыкли. Если ваш пассивный доход превышает ваши расходы на всю оставшуюся вашу жизнь, угадайте что? - Вы богаты. Я убедил своих студентов посмотреть на богатство под этим углом, потому что, как помещик 19 века, вы не должны зависеть от продажи своих активов для покрытия расходов, так как это неэффективная практика.

5. Время, особенно ожидаемая продолжительность жизни, играет огромную роль в моем определении Состоятельности . Если вы имеете достаточный доход или активы для покрытия всех расходов только на следующие три года, но собираетесь прожить всего один год, вы в три раза богаче, чем необходимо. Если ваш пассивный доход и активы высоки прямо сейчас, но вы исчерпаете их до того как умрете, то вы далеки от богатства. Юный человек нуждается в большем пассивном доходе и активах, для того чтобы покрыть расходы на свою предполагаемую оставшуюся жизнь, в то время как более пожилой человек может быть, по моему определению, ближе к богатству вследствие того, что ему осталось жить меньше.

6. Пассивный доход в современном мире редко зависит только от одной недвижимости. Чаще он идет из нескольких источников , такие как дивиденды, акции, вложения в бизнес, пенсионные планы, аннуитеты, купоны по облигациям, социальные выплаты в дополнении к традиционному доходу от недвижимости.


Более точная версия быть состоятельным или богатым не включает «Да пошла эта….» работа.

Остановитесь на этом моменте!!! Я не закончил свое определение того, что значит быть состоятельным. Мое полное определение добавляет одну важную особенность к вопросу «Достаточно ли у вас денег, чтобы бросить работу?». Как ни крути, работа придает жизни смысл. Работа кормит нас, задает наше положение в обществе и дает нам чувство нужности, полезности для других. Работа в этом смысле хороша сама по себе. Итак, как же мне увязать это с моим определением богатства?

Я думаю, что состоятельность или богатство, в общем, значат не столько «Да пошли вы, Деньги» или достичь своей «Цифры», сколько иметь возможность выбирать работу, которой вы будете заниматься, независимо от уровня вознаграждения.

Итак, вот мое определение состоятельности - Если у тебя достаточно активов и пассивного дохода для покрытия всех твоих жизненных расходов на всю твою оставшуюся жизнь, и эти деньги позволяют тебе заниматься тем, что ты любишь, безразлично сколько ты на этом зарабатываешь, - тогда ты богат.

Допустим, вам нравится кормить менее успешных. Если у вас достаточно пассивного дохода, превышающего ваши расходы, чтобы кормить бездомных супом, даже если вы за это получаете сущие копейки, то вы богаты.

Если самое большое наслаждение в вашей жизни это читать романы и писать мемуары каждый день, и вы можете так достаточно скромно жить до конца вашей жизни, то вы богаты.

Если вы зарабатываете на жизнь тем, что делаете операции на глазах, и радость вашей жизни- это возвращать зрение больным, и вы можете позволить себе делать это, даже если Медикэар*** урежет ваше вознаграждение до одной десятой от текущего уровня, тогда вы богаты.

Если бы вы зарабатывали тем, что продавали бы облигации из любви к самому процессу - эффективному размещению активов, или как вы это сами для себя называли, тогда вы не особо беспокоились бы, какой бонус выплатит вам сегодня Голдман. Что, если вы потеряли 25% в прошлом году или прибавили 100% в этом? Кого это волнует? Вы любите это. Если вы делаете это в любом случае и можете себе это позволить, то вы - богатый человек.

Однако, если вы зарабатываете чем-то изо дня в день, что вы сразу же бросите, как только накопите достаточно денег, я готов поспорить, что вы далеки от богатства. Вы, может быть, покроете свои расходы и накопите достаточно активов, но вы еще гораздо дальше от настоящей цели богатства, чем вы думаете.

Быть богатым - это значит иметь пассивный доход, достаточный для покрытия всех своих расходов после окончания активной трудовой деятельности или выхода на пенсию. Это та основная финансовая цель, которую ставят перед собой мои клиенты. Для грамотной постановки цели необходимо понимать, какую сумму в месяц вам достаточно получать, чтобы жить так, как вам хочется, и, следовательно, какой капитал требуется накопить, чтобы обеспечить себя достаточной рентой.

Статьи по теме: