Мелкая моторика в доу. Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сапожковский детский сад №3

Сапожковского муниципального района

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

МБДОУ №3

воспитатель:

Дворникова С.А.

р.п. Сапожок

2017 г.

Введение

3. «Пальчиковый театр»

Заключение

Введение

Данная методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми 2-5 лет с использованием дидактических пособий «Голодные зверята», «Пальчиковый театр», коллекции трубочек и резинок.

Разработка предназначена для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях с детьми младшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по теме «Развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с использованием технологий Марии Монтесорри» направлена на решение требований, предъявляемых федеральными стандартами.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей - на кончикахих пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

"Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.

Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, специалисты рекомендуют не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, и начинать активную тренировку пальцев ребенка нужно уже с десятимесячного возраста, тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за речь и движения пальцев рук.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения: застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки, отбирать семена, насаживать палочки и т. д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.

Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности.

1. Дидактическая игра «Голодные зверята»

Цель: развитие навыков захвата пальцами мелких предметов.

Основные задачи:

Познание:

заинтересовать воспитанников игрой, вызвать желание покормить животных, сказочных героев.

Коммуникация:

совершенствовать речь

закреплять умение подражать звукам животных;

Безопасность:

Форма работы:

Дидактическая игра «КУРОЧКА»

Оборудование:

Фасоль, металлический поднос, пластиковая баночка с изображением курочки на крышке, картинка с изображением деревенского двора. (нарисованы собака, курица, цыплята, кошка, корова).

Ход игры

Воспитатель: Давайте рассмотрим картинку. Кто здесь нарисован? Назовите. Я сейчас расскажу вам загадку, а вы найдите на картинке это животное или птицу.

Зёрнышки она клюёт

И яички нам несёт,

Цыплятам говорит: Ко-Ко

Не уходите далеко.

Правильно, это курочка. Как она говорит? «Ко-ко-ко». На картинке курочка зовёт цыплят поклевать зёрнышки. А мы с вами сами покормим курочку.

Дети берут по одной фасолинке с подноса и кормят курочку.

Воспитатель: Ребята, курочка поела и говорит вам спасибо.

Дополнение: кроме курочки дети также могут накормить других животных или сказичных персонажей.

2. Дидактическая игра «Самый ловкий»

Цель: умение растянуть руками резинку так, чтобы надеть её на горлышко бутылочки или картонную трубочку.

Основные задачи:

Познание:

заинтересовать воспитанников игрой.

Коммуникация:

совершенствовать речь

продолжать работу по обогащению словарного запаса.

Безопасность:

формировать у детей понимание соблюдать меры предосторожности с предметами и продолжать развивать умения действовать с ними;

Ход игры

Вступительное слово:

Я хочу в твои ладошки

Положить совсем немножко

Дуновенье ветерка,

Лепесток от василька.

Лучик радуги цветной

Шёпот звездочки ночной.

Сегодня мы устроим конкурс «Самый ловкий». Но для этого мы не будем бегать или прыгать. Это конкурс для наших пальчиков. Они у ребят должны быть сильными, гибкими. У нас есть бутылочки и цветные резинки. Задание для соревнования: нужно резинку надеть на горлышко бутылочки.

3. «Пальчиковый театр»

Ход игры:

Сегодня Мы устроим свой маленький театр. А актёрами будете вы сами. Но нам не понадобятся костюмы. Только ваши пальчики. (Дети разбирают бумажных куколок и надевают на пальцы).

Из пальчикового театра разыгрывается сценка по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Репка». Воспитатель предлагает детям разыграть диалоги между собой. Особенностью пальчикового театра является то, что детям предоставляется свобода действий. Воспитатель может предложить детям импровизировать. Сказочные герои разговаривают друг с другом, играют в прятки и догонялки, прячутся в домики.

4. Сказки, сочинённые детьми вместе с родителями

ДОБРАЯ ПЧЁЛКА.

На лесной полянке жила пчёлка. Её звали Жужа. Она любила летать с подружками-другими пчелками и нюхать цветы. Однажды Жужа летела домой и устала. Она села на одуванчик отдохнуть. И вдруг услышала, что кто-то плачет. Это был маленький муравей, Его звали Кузя. Он был совсем малыш и заблудился. Кузя не знал, где его домик. Тогда Жужа взялы муравья и подняла высоко в небо. Тогда Кузя увидел свой домик и больше не плакал. Жужа отнесла муравьишку домой.

ВРЕДНАЯ СТРАШИЛА

В одном детском садике жила страшила. Она была маленькая и всегда пряталась под шкафом с игрушками. Днём её никто не видел. Ночью, когда садик закрывался, и все уходили домой, Страшила вылезала из-под шкафа. Она раскидывала везде кубики, машинки и кукол. Ещё страшила брала краски и всё ими пачкала. Утром дети пришли в садик и удивились: «кто это всё намусорил и раскидал?» Они догодались, что это вредная страшила. Дети решили подружиться со страшилой и вечером положили ей конфетку. Когда дети ушли домой, Страшила съела конфетку. Она передумала быть вредной и стала хорошей. С тех пор Страшила по ночам чинила сломанные игрушки и клеила порванные книжки. А дети оставляли ей сладости каждый вечер.

КАК СЛОНЁНОК ЗАПУСТИЛ РАКЕТУ

Однажды Слонёнок решал полететь на луну. Он пошёл в магазин и купил ракету. Это была большая ракета. Слонёнок взял краски и раскрасил ракету красным цветом. Это был любимый цвет Слонёнка. Ещё он сделал в ракете окошки, чтобы смотреть на звёзды. Слонёнок сел в ракету и полетел. Чтобы ракета летела очень быстро, Слонёнок высунул хобот из окошка и стал дуть изо всех сил. Так ракета долетела до луны. Потом она вернулась домой. И Слонёнок разрешил всем друзьям кататься на своей ракете. Потому что он был добрый и не жадный.

МАЛЫШ ПО ИМЕНИ ЛЁЛИК

Жил малыш Лёлик. Он любил играть в прятки. Один раз он играл с друзьями. Нужно было спрятаться. Лёлик спрятался под кроватью. Он лежал тих-тихо. Его никто не мог найти. Лёлик лежал долго, и захотел кушать. Когда Лёлик вылез из-под кровати, оказалось, что все про него уже забыли и сели обедать. Лёлик засмеялся и сказал: «Я лучше всех умею играть в прятки!» И тоже сел обедать.

5. Дидактическая игра «Паучок»

Задача: уметь намотать /накрутить паутинку на палочку, при этом не запутать паутинку.

Ход игры

Вступительное слово:

Сеть большую сплел паук

У него ведь восемь рук.

У меня всего лишь две,

Не сплести так ловко мне.

Предложить детям помочь паучку собрать паутинку. Для этого необходимо намотать паутинки на палочки. В игре могут участвовать одновременно 8 человек.

6. Дидактическая игра «Мышка»

Цель: развитие навыка наматывания двумя руками, перебирая пальцами или вращая кистью руки.

Задача: уметь намотать /накрутить хвостик на палочку.

Ход игры

Вступительное слово:

Мышка - маленький зверек.

Знаешь, где она живет?

Может, рядышком с тобой?

Может, прямо за стеной?

Предложить ребёнку закрутить на палочку длинный мышиный хвостик. На конце хвостика - сама мышка. Вариант игры: соревнование. Кто быстрее замотает хвост мышки.

Заключение

Целью данной работы являлось развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Результаты работы: у воспитанников появилась мотивация к видам деятельности: импровизация, инсценировка. Они стали активны и любознательны, развили умение общаться между собой, закрепили имеющиеся представления о животных, закрепили умение действовать и рассказывать по схеме, пользоваться предметами, в непринужденной обстановке приобрели новые умения.

Выводы:

1. Ребенок дошкольного возраста - это умеющий общаться с окружающими взрослыми через первые привязанности, с помощью близких открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними, переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится все более самостоятельным и настойчивым. В начале второго года жизни ребенок начинает ходить, требует от взрослых права исследовать мир.

2. Особенности детей дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Дошкольный возраст период развития ребенка от 3 до 6-7 лет, когда происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Поэтому, в данном возрасте следует развивать и воспитывать в детях любознательность, интерес к труду, приучить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой постель и игровой уголок, слушать и выделять звуки в словах, занимаясь с ним арифметикой, следует познакомить ребенка с понятием «число».

3. Основы мелкой методики закладываются в раннем возрасте, что поможет ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом.

4. Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев.

Список использованных источников

1. http://littlhuman.ru/.

2. http://shtanishka.blogspot.ru/.

3. https://www.babyblog.ru/.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2 е. - издание, испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 336 с.

5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.


В.А. Сухомлинский говорил: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

В своей работе с детьми я накапливаю опыт по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», т.к. эта проблема остается актуальной в детском саду.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Для решения этой проблемы я применяю различные приёмы, которые способствуют развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

В данном материале рассматривается характерная особенность детей дошкольного возраста, какие приемы можно использовать для успешного развития речи детей, какое значение имеет речь взрослого, какие факторы и приемы способствуют развитию речи ребенка раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

В своей работе с детьми я накапливаю опыт по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» т.к. эта проблема остается актуальной в детском саду.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

"Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.

"Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет развить речевую деятельность, сформировать координацию движений пальцев рук и подготовить ребёнка к школе.

Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, так как развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действий по показу взрослого. Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения: хватание: ребенок учится захватывать предмет соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий движения кистей и пальцев рук. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. А также проведение занятий по укреплению мелкой моторики рук способствует: развитию хватания; развитию согласованных движений обеих рук; развитию точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук; формированию ручных умений (расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний); развитию осязания; развитию мышления и воображения. В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным тестом («Сорока-Белобока и др.) развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. Таким образом, пальчиковые игры и упражнения, а также массаж характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школе. Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, т.к игра ведущий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте. В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, конечно, у ребенка возникают трудности в освоение манипулятивной деятельности, в таком случае нужно не забывать хвалить ребёнка, создавая тем самым ситуацию успеха.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей ознакомлены с технологией обучения детей штриховки, многие приобрели книги с образцами. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь штриховкой, стали более усидчивыми, аккуратными.

Таким образом, одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями речевого и моторного развития детей является их участие в занятиях в вечернее время, где можно познакомиться с методами и приёмами работы. Взрослые обучаются пальчиковой гимнастике, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.

Методика мелкой моторики проста. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - 2-9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.

Начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Также очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика, работа со штампами. Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям – мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками. Детям нужно разрешить, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисти рук, заставляя напрягаться и расслабляться

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.


(32 голоса : 4.06 из 5 )

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Елена Хлебникова
Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности в ДОУ

Полноценное развитие дошкольников становится все более актуальной проблемой современности, и все большее значение для успешного интеллектуального и психофизического развития ребенка приобретает сформированная мелкая моторика и координация движений пальцев рук. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует об умении ребенка к логическому рассуждению, сформированности памяти, внимания и связной речи. Систематическая работа, направленная на совершенствование движений пальцев рук, является предпосылкой для успешного овладения ребенком навыками письма, подразумевающими координированные движения руки. Формирование графического навыка неразрывно связано с другими важными качествами и умениями : навыками пространственной ориентации, зрительно-двигательной координации и произвольного управления действиями. Мелкая моторика также взаимодействует с целой совокупностью психических функций, таких, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, речь, двигательная и зрительная память.

Моторика представляет собой последовательность движений, совокупность которых необходима для выполнения определенных задач. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Недостаточный уровень развития мелкой моторики воздействует на снижение работоспособности ребенка, провоцирует негативное отношение к предстоящей учебе и является причиной тревожности.

Развитие речевой функции неразрывно взаимосвязано с развитием пальцевой моторики (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) . И. М. Сеченовым обосновывалась точка зрения, согласно которой движения руки являются результатом образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой , что и происходит в процессе обучения ребенка.

Такими учеными, как Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, отмечалось, что в процессе развития зрения и осязания происходит овладение тонкими действиями рук. Н. А. Бернштейном показано, что построение движений с анатомической точки зрения начинается с первых месяцев жизни и завершается примерно к двум годам. В дальнейшем происходит совершенствование всех уровней построения движений.

Направления научных исследований охватывают изучение развития моторики в следующих аспектах : в связи с развитием речи , познавательных процессов и развития собственных движений рук при осуществлении предметных и орудийных действий.

Связь познавательных процессов с развитием движений рук детерминировано познанием ребенком окружающего мира, в процессе которого руки двигаются по направлению обследования предметов. Связь тонкой моторики с активной речью ребенка обусловлена тем, что степень развития движений пальцев совпадает с развитием речи , что доказывается результатами исследований М. М. Кольцовой, Л. Ф. Фоминой. Дети, хорошо владеющие изолированными движениями пальцев рук, отличаются достаточно развитой речью .

В условиях модернизации образования проблема подготовки детей к школе становится особенно актуальной. Ориентация на гуманитарную парадигму сосредотачивает внимание на создании условий для эффективного и успешного развития ребенка дошкольного возраста.

Показателем готовности ребенка к школе является сформированность интегративных качеств личности ребенка, а также специальной готовности (овладение грамотой ) . В этой связи овладение ребенком письмом обусловлено развитием сенсомоторного компонента двигательного анализатора и готовностью руки как орудия графической деятельности к выполнению точных движений.

При изучении уровня тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук формулируются выводы относительно целенаправленности и точности движений ребенка, а также об умении ребенка подчинять движения задачам учебной деятельности , при употреблении в работе графических инструментов, требующих сложных координированных движений.

Развитие мелкой моторики является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Мелкая моторика рассматривается в этом аспекте как двигательная деятельность , детерминированная координированной работой мелких мышц руки и глаз . По мере обогащения и совершенствования движений рук совершенствуются и функции нервной системы. Тренировка у детей движений пальцев и кистей рук выступает условием развития у дошкольника мелкой моторики , что является предпосылкой для последующего успешного овладения письмом.

Основными составляющими при овладении ребенком письмом является развитие умений при обращении с ручкой, карандашом, фломастерами для обеспечения согласованности и уверенности движений. Соответственно при подготовке дошкольников к школьному обучению важно создавать условия для развития мелких мышц рук ; применять упражнения для укрепления подвижности и силы пальцев, а также координации движений.

Детская продуктивная деятельность представлена в ДОУ рисованием, лепкой, аппликацией, плетением, конструированием. Все эти виды деятельности имеют колоссальный развивающий потенциал при тренировке мелких мышц руки ребенка . Мелкая моторика неразрывно связана с развитием продуктивных видов деятельности . Таким образом изобразительные виды деятельности предоставляют возможность детям передавать собственные переживания, воплощать то, что вызывает у них интерес, а это, в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики .

Рисование помогает выработать у детей умения управлять инструментами, в качестве которых используются карандаши и кисти. Такая деятельность основана на совершенствовании координационных движений рук, выработке зрительного контроля. Использование всевозможных инструментов для рисования - ручек, простых и цветных карандашей, мела, требует различной степени нажима, что также укрепляет ручную умелость ребенка. При работе ребенка с различными изобразительными средствами (кистью, карандашом) происходит укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук, совершенствуется координация движений. Ручная умелость у дошкольников развивается при использовании разных техник рисования и соответствующих способах держания карандаша либо кисти, рациональных приемах их использования. Направление, непрерывность и направление движений также благоприятно воздействует на развитие мелкой моторики

Лепка, являющаяся средством развития мелкой моторики рук и одним из видов изобразительной деятельности , не менее эффективна. Лепка является своеобразной азбукой представления о предмете. Лепка в гораздо большей степени, нежели рисование и аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, что, в свою очередь, способствует более точной передаче формы. Благодаря этому дошкольники начинают усваивать способы изображения гораздо быстрее , что развивает самостоятельность и творческую инициативу.

Аппликация является одним из видов изобразительной техники , основанном на вырезании, наложении и закреплении различных форм на определенном фоновом материале. Особенно важны занятия аппликацией при развитии ручной моторики : ребенок вырезает, наклеивает, создает симметрию изображения , что отрабатывает ручные навыки. Таким образом создаются благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук . Занятия аппликацией не только развивают мелкую моторику , но еще и способствуют развитию творчества , фантазии, активирует наблюдательность, внимание, воображение, чувство формы и глазомер. Развитие двигательных навыков создает предпосылки для овладения письмом. Например, обводка контурных изображений и трафаретов способствует тому, что ребенок учится соразмерять собственные усилия, учится навыкам плавного "хода" руки при совершении непрерывных волнистых линий.

Изобразительная деятельность с применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики пальцев рук , что оказывает эффективное воздействие и на развитие речевой зоны коры головного мозга. Помимо совершенствования изобразительных навыков и умений развивается и тактильная чувствительность при непосредственном контакте пальцев руки с различными средствами изобразительной деятельности . При обучении техникам нетрадиционного рисования широко используются такие приемы, как создание игровой ситуации, организация сюрпризных моментов, показы, пальчиковые гимнастики и массажи, а также специальные тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук .

В практике работы дошкольных образовательных учреждений среди основных направлений работы выделяют тренировку зрительно-двигательной координации, обучение ориентировке на листе бумаги, формирование базовых графических навыков. Используются такие средства развития мелкой моторики , как пальчиковые игротренинги, игры с мелкими предметами , изобразительная и конструктивная деятельность , нетрадиционные техники (оригами, плетение, ниткопись, пластилинография, специальные физические упражнения.

Все виды деятельности основаны на использовании разнообразных стимулирующих материалов. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений при подборе развивающих игр и упражнений должны ориентироваться на основной дидактический принцип, заключающийся в предъявлении заданий по степени возрастания сложности. При этом интенсивность и количество упражнений могут варьироваться в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей дошкольников. Воспитателям следует придерживаться последовательности и систематичности при проведении упражнений, поскольку добиться автоматизации навыков можно лишь посредством многократного повторения. Все применяемые в работе с детьми игры и упражнения должны сопровождаться положительным эмоциональным настроем, недопустимо переутомление детей для избежания негативизма к упражнениям.

Мария Кириллова
Развитие мелкой моторики рук в ДОУ

Детская рука. Как ее развивать ?

«Источники способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них : плохо развитая мелкая моторика рук .

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики . Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.

Как часто многие слышат от педагогов о том, что у дошкольников не развита рука . Встает вопрос : в достаточной ли мере развита рука ребенка ? Можно ли ее развивать лучше и основательнее?

Лепка, рисование, аппликация – это продукция работы мелких мышц руки , руководимых мозгом. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка .

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев , поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев , мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Мелкие мускулы детской руки развиваются в различных упражнениях.

Положительное влияние на развитие мелких мышц руки оказывает :

Лепка из пластилина, глины, соленого теста

Рисование, которым очень любят заниматься дошкольники

Аппликация разными техниками

Игры, включающие в дело руку (подвижные и малоподвижные, с различными мелкими предметами )

Самообслуживание (шнуровка ботинок, застегивание пуговиц)

Участие детей в домашних делах (перебрать крупу, макароны)

Ежедневная зарядка

Пальчиковая гимнастика и упражнения для рук

Разные виды ручного труда (лепка, вышивание, плетение, мозаика, вязание, конструирование.)

Штрихование и графические лабиринты

Массаж и само-массаж кистей и пальцев рук

Это лишь краткий перечень тех упражнений, которые помогут развить руку ребенка , и их можно организовать в каждой семье.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка, но нужно помнить, что любые занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц , утомительны, особенно для дошкольников, поэтому очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Широко используется в логопедической работе с дошкольниками пальчиковая гимнастика и речевые упражнения, которые способствуют координации речи с движением и устранению дефектов звукопроизношения у детей.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи , творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук . Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи . Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками) . Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления , внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость , подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение.

Необходимо приложить усилия, чтоб развить , укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение.

Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к занятиям, пусть они принесут ему радость. Все зависит от вас и вашей фантазии. И у вас все получится!

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук

Конспект занятия «Развитие мелкой моторики рук» «Развитие мелкой моторики рук» «Рука - это вышедший наружу мозг человека» Н. Кант В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук и сенсорики Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом.

Мастер-класс для родителей ДОУ «Говорящие пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кокоринская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солоны».

Статьи по теме: