Детские сады Монтессори: что и как. Детские сады марии монтессори Чем отличается такой детский сад от обычных садиков

Учим знакомиться и дружить.

Начните с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Покажите ребенку, как это делается. Выберите самого общительного и дружелюбного ребенка в детсадовской группе или во дворе. Подойдите с улыбкой и скажите: «Привет, меня зовут Петя. Можно поиграть с тобой?»


Мария Монтессори – итальянский педагог, чей метод обучения уже почти век известен во всем мире. Детские сады и школы Монтессори есть в любой точке земного шара, в том числе и в городах нашей страны. Тем не менее, Монтессори-метод в России по-прежнему считается чем-то новым и не совсем понятным для родителей. Поэтому вопрос о сути системы и организации детских садов сегодня очень актуален.

Как формируются Монтессори-группы?

Есть множество ложных стереотипов о детских садах Монтессори. Некоторые родители считают, что все внимание в них уделяется развитию мелкой моторики или что дети только рисуют и лепят. На самом деле, в подобных группах масса занятий. Но их принципиальное отличие от обычных детских садов - разный возраст маленьких учеников. Занятия рассчитаны на детей от 2 до 7 лет, и весь день малыши проводят вместе. Самым оптимальным количеством детей в группе считается 15-20 человек.

Все воспитанники работают со специальными материалами и пособиями, разработанными непосредственно Марией Монтессори. Они направлены на развитие мелкой моторики, координации движений, знакомство с основами счета, родной речи и окружающего мира - то есть всего, что необходимо для качественной подготовки к школе.

Важный момент, который не подходит многим родителям: детсадовские группы Монтессори чаще всего работают лишь полдня. У малышей есть возможность оставаться в послеобеденное время для посещения дополнительных занятий, но это должно оплачиваться сверху.


Основные принципы системы

В основе метода Монтессори лежит отсутствие принуждения ребенка к занятиям. А во главу угла ставится детская индивидуальность. Педагогика Монтессори не ставит задачи ускорить темп развития своих учеников и сделать их более эрудированными по сравнению с другими сверстниками. Истинная цель - развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и интерес к познанию.

Каждый день в саду Монтессори малыши свободны в выборе занятий для себя. Это гарантирует тот факт, что ребенку нравится его деятельность. Педагоги на таких «уроках» пристально наблюдают за детьми и помогают при необходимости, но не пытаются влиять на выполнение задачи. К тому же, пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок мог использовать их самостоятельно, без инструкций от взрослых.

Отметим, что специалисты выделяют один существенный недостаток этого подхода: после посещения детсада Монтессори ребенку бывает трудно приспособиться к обычной школе, где образовательная система построена на следовании учебному плану и подчинению учителю.


Организация пространства

Отдельно стоит рассказать о помещениях, в которых занимаются дети. Система Монтессори предполагает деление пространства на пять уголков:
  • Зона практической жизни, где малыши приобретают навыки, необходимые в быту (застегивание пуговиц, сворачивание одежды, мытье посуды и т.д.).
  • Зона сенсорного развития, где ребенок углубляет свое восприятие цвета, размера, веса, шума и запахов.
  • Зона математики, где дети оперируют не столько цифрами, сколько абстрактными математическими понятиями.
  • Языковая зона, где дети учат как буквы алфавита, так и звуки.
  • Космическая зона с глобусами, картами, флагами, образцами насекомых, макетами географических ландшафтов и многим другим для изучения окружающего мира.

Разумеется, для каждой зоне предусмотрены свои Монтессори-материалы. А ребенок сам решает, в какой части помещения и чем именно он будет заниматься.

Как проходит день в группе?

Каждый день в Монтессори-группе начинается с «круга». Это особая форма общения между всеми детьми и педагогами. Тема свободная - она может основываться на новой игре, интересной новости от воспитателя или на том, что хотели обсудить сами ребята. Беседа занимает 15-20 минут, после чего малыши приступают к занятиям в Монтессори-классе.

Занятия длятся уже 2-2,5 часа. Так как детям не нужно помнить о «дедлайне», это время проходит для них достаточно быстро. Часто педагоги просят работать в команде, чтобы каждый ребенок нашел себе пару или мини-группу. Это необходимо для того, чтобы малыш не был оторванным от коллектива и постоянно находился в процессе общения со сверстниками.

После занятий дети выходят на прогулку, а потом отправляются на «тихий час». В системе Монтессори и здесь предусмотрена особенность, согласно которой ребенок при желании может не спать - ему разрешается тихонько играть в группе под присмотром воспитателя.

Если в группу включено послеобеденное пребывание, обычно оно посвящается творческим мастерским. Занятия в них точно так же построены на принципе индивидуальной работы в группе по собственному предпочтению и темпу. Только теперь воспитанники делают выбор среди зон лепки, рисования, оригами и ручного труда.

Последователи педагогики Монтессори верят в то, что она обеспечивает максимальную подготовку ребенка к самостоятельной взрослой жизни, в которой он сможет проявить себя как цельная и успешная личность.

Каждый ребенок уникален и имеет огромные возможности. Задача родителей – помочь раскрыть способности ребенка. Одной из самых эффективных систем воспитания, позволяющей комплексно развивать ребенка, считается .

В последние годы все больше детских садов работает по методике Монтессори. В чем же ее преимущества?

Итальянский педагог, ученый и психолог Мария Монтессори в начале ХХ века приобрела мировую известность после создания своей системы обучения для маленьких детей. И по сей день, ее педагогика имеет множество сторонников по всему миру.

Суть метода – индивидуальный подход к каждому ребенку. Не обучение, а наблюдение за малышом, который в специальной игровой среде самостоятельно выполняет определенные упражнения.

Учитель не учит, а помогает координировать самостоятельную деятельность ребенка, тем самым подталкивая к самообучению. Технология развивающего обучения в детском саду по методике Монтессори стимулирует саморазвитие ребенка.

Главная задача учителя – создание специальной развивающей среды (или Монтессори-среда), в которой ребенок будет приобретать новые навыки и умения. Поэтому детский сад, работающий по системе Монтессори, как правило, имеет несколько зон, в которых у малыша развиваются различные способности. При этом, каждый элемент Монтессори-среды выполняет свою определенную задачу. Рассмотрим основные составляющие системы.

Зоны Монтессори-среды

Можно выделить следующее зонирование:

  1. Реальная жизнь. Освоение жизненно важных навыков. Развивает крупную и мелкую моторику, учит ребенка сосредотачивать внимание на определенной задаче. Помогает ребенку приобрести навыки самостоятельного рисования, раскрашивания и т.д.
  2. Сенсорное развитие – исследование окружающего пространства, освоение цвета, формы и прочих свойств предметов.
  3. Умственное (математическое, географическое, естественнонаучное и т.д.) развитие помогает развить логику, память и усидчивость.
  4. Двигательные упражнения. Выполнение разнообразных физических упражнений способствует выработке внимания, равновесия и координации движений.

Количество зон в детском саду, работающему по методике Монтессори, варьируются в зависимости от поставленных задач. Могут быть также музыкальные, танцевальные или языковые зоны.

Принципы педагогической программы Монтессори в детском саду
  1. Создание специальной среды с .
  2. Возможность самостоятельного выбора. Дети сами выбирают зону и продолжительность занятий.
  3. Самоконтроль и выявление ошибок самим ребенком.
  4. Выработка и соблюдение определенных правил (убирать за собой, тихо передвигаться по классу и т.д.) помогает постепенной адаптации к правилам общества и приучает к порядку.
  5. Разный возраст учащихся группы помогает выработать чувство взаимопомощи, сотрудничества и ответственности.
  6. Отсутствие классно-урочной системы. Нет парт – только коврики или легкие стулья и столики.
  7. Ребенок – активный участник процесса. Не учитель, а дети помогают и обучают друг друга. Это помогает развивать в детях самостоятельность и уверенность.
Психологические подходы

В детском саду Марии Монтессори отсутствует соревновательность. Ребенка не сравнивают с другими, что позволяет формировать у него позитивную самооценку, уверенность и самодостаточность.

Ребенок и его достижения не оцениваются. Это помогает взращивать независимую, уверенную и объективно оценивающую себя личность.

Чаще всего обучение детей по Монтессори-педагогике можно встретить в частном детском саду, что отражается на достаточно высокой стоимости обучения. Но результат стоит того.

Детский сад, работающий по методике Монтессори – это возможность для ребенка быть самим собой. Малыш в процессе обучения сможет развить в себе такие качества, как самостоятельность, решительность и независимость, которые будут незаменимы в дальнейшей взрослой жизни.

Детский сад по системе монтессори программа. Для ребенка в 2 года детский сад – идеальное место, где он может стать самостоятельным, общительным и любознательным в столь небольшом возрасте. Поэтому важно определиться, в какой садик и группу определить его.

Ребенок в 2 года. Детский сад Монтессори — лучшее решение для современных родителей

Почему бы не обратить внимание на детский сад Монтессори, где каждая группа создается с учетом склонностей малышей, а не их возраста.

Пособия и материалы, по которым будут заниматься последователи принципа развития ребенка 1-3 лет, разработанного Марией Монтессори, направлены на развитие моторики и координации движений. Спустя некоторое время вы заметите, насколько ваш ребенок стал самостоятельным.

Начиная с 2-летнего возраста, малыш будет знаком с правилами счета и основами русской речи. Воспитатели будут помогать ему познавать окружающий мир, при этом не станут применять физическую силу, если он будет себя плохо вести.

Самое интересное, что они не принуждают ребенка к занятиям, позволяя ему свободно развиваться так, как он хочет.

Вы, как заботливый родитель, должны знать, что в Монтессори-группе находится от 15 до 20 деток. В каждой группе есть, как малыши, так и дошколята. Правило, которого здесь придерживаются: в группу должны быть набраны дети всех возрастов.

Чем отличается такой детский сад от обычных садиков?

Ребенок в 2 года детский сад просто ненавидит, так как ему не нравится, что его принуждают учиться и постоянно что-то делать. Сад Монтессори не пытается искусственно ускорить темп его развития, а значит, он намного быстрее определиться в отличие от сверстников, которые по большей части сидят дома или посещают традиционный детский сад, в том, что ему интересно, а к чему «не лежит душа». Вы увидите, что он становится самостоятельным.

Малыш свободен в выборе занятий, и может по собственному желанию, когда захочет, сменить вид деятельности. Пособия и материалы, на которые опираются все воспитатели, работающие по методу Монтессори, рассчитаны на то, что ребенок может самостоятельно использовать их.

Конечно, следует учитывать, что после такого права свободного выбора, вседозволенности, малышу будет сложно первое время адаптироваться к системе обучения в обычной школе. Все-таки там он будет вынужден подчиняться воле учителей и строгой школьной программе.

Программа Монтессори в детском саду, особенности

Развитие ребенка 1-3 лет будет всесторонним, так как в каждой группе есть большое количество уникальных развивающих игр и соответственно пособий. Таким образом, малыш будет тренировать мелкую моторику и овладевать жизненно необходимыми навыками шнуровать обувь, застегивать без помощи взрослых одежду и т.д.

На координацию движений ему предложат выполнять простые упражнения из системы Монтессори: «Розовая башня», «Лестница», «Блоки цилиндров» и прочие. Весь инвентарь для игр изготовлен из натурального дерева, что не вызывает у детей аллергических реакций.

Детские сады по системе Монтессори для развития ребенка

Ребенок в 2 года полюбит детский сад по методике Монтессори, и в этом можете не сомневаться. Ведь помещение, в котором занимаются детки, разделено на уголок жизненной практики, развития 6-ти чувств, а также есть еще такие три уголка, как математический, космический и языковой. Заинтересованы?

Екатерина Суртаева
Детские сады Марии Монтессори

Детские сады Марии Монтессори

1. Педагогические основные системы М. Монтессори

Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори , подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори , автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

Суть методики Монтессори

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» . То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

Основные положения системы Монтессори

1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.

2. Свобода действий и выбора ребенка.

3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори , группы формируются из ребят разного возраста.

4. Решения ребенок принимает самостоятельно.

5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.

6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.

7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.

8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.

9. Недопустима критика, недопустимы запреты.

10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори , позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются :

Воспитатель

Специально подготовленная среда

Дидактический материал

2. Особенности организации режима дня в детском саду М . Монтессори

Нетрадиционность системы Монтессори заключается во многом, однако одно из главных отличий занятий по этой уникальной методике заключается в их структуре и режиме. В отличие от обычных детских садов , в которых темп и "скелет" занятия определяет педагог (он же, впрочем, и является главным активным "персонажем" всего развивающего действия, занятие по системе Монтессори строят сами дети : именно они самостоятельно выбирают, чем именно им заняться в данную минуту и в каком конкретно месте. Дети самостоятельно выбирают темп и продолжительность занятия, а также определяют, нужен ли им в этом деле партнер или помощник.

Разумеется, не стоит считать, что роль взрослого человека в данном случае сведена "на нет". Именно он должен объяснить малышу, для чего предназначен тот или иной развивающий материал (Монтессори называла это презентацией, показать, как им пользоваться, а затем терпеливо наблюдать за ребенком, ожидая, пока он сделает свой выбор, причем не "перетягивать одеяло" на себя и не стремиться увлечь ребенка конкретным занятием. Как уже говорилось, помощь ребенку оказывается только тогда, когда он сам об этом попросит, а, как показывает практика, дети не спешат немедленно, при первой же неудаче признаться в своем поражении : они долго и терпеливо пробуют свои силы и обращаются к взрослым только тогда, когда действительно чувствуют, что попали в неразрешимую ситуацию.

Педагоги, работающие с детьми по системе Монтессори , настаивают на том, что любое занятие должно продолжаться ровно столько, сколько длится интерес ребенка к нему. Не стоит мешать малышу и навязывать ему выбор определенного развивающего материала, считая, что именно это нужно ему в первую очередь. Развивающая система Монтессори как раз и рассчитана на то, что малыш, прислушиваясь к голосу "внутреннего наставника", сам безошибочно определяет, в чем он действительно нуждается. Родители и воспитатели могут только наблюдать, делая выводы, к чему в данный момент проявляет интерес и склонность ребенок, и предоставлять ему для этого все необходимое.

Нет смысла также торопить малыша или, наоборот, замедлять ритм его занятия : даже если маме стало скучно завинчивать крышечки и нанизывать бусинки, это совершенно не означает, что занятие должно быть закончено. Ребенок может сменить за очень короткое время большое количество различных вещей, прежде чем он найдет для себя подходящее занятие. И в этом нет ничего необычного - именно так, шаг за шагом, малыш и находит себя и свое дело.

Обязательно стоит помнить, что любое занятие непременно заканчивается наведением порядка в комнате, причем делает это не взрослый, а ребенок (взрослый должен находиться рядом, чтобы в случае необходимости прийти малышу на помощь). Монтессори утверждает , что порядок вокруг ребенка - это залог и главное условие порядка в его душе : без определенного устройства окружающего мира даже очень маленькие дети чувствуют себя неуютно и неуверенно.

3. Предметно-развивающая среда системы М. Монтессори

Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка. Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон :

1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.

2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.

3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.

4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.

5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

Роль дидактического материала в системе Монтессори

Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой . При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы , в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори -педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Правила работы с дидактическим материалом

1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)

2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.

3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности : выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.

5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.

6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.

7. Работа постепенно должна усложняться.

8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.

9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает , что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

4. Роль взрослого в системе М. Монтессори

Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори , позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

6. Положительные и отрицательные стороны системы М. Монтессори

Плюсы методики Монтессори

Учит создавать правила, а не жить по ним;

Мотивирует к учебе - дети учатся исключительно из интереса;

Учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;

Научает ответственности за свои поступки;

учит взаимопомощи : старшие становятся ответственнее, младшие - увереннее;

Учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;

Учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;

Знакомит с основами окружающего мира;

Развивает мощную логику и аналитические способности;

Развивает интеллект;

Развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства , помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори , во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят.

Минусы методики Монтессори

Трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы) ;

Длительная подготовка педагогов-монтессори ;

Необходимость большого количества уникальных учебных материалов;

Недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;

Преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;

Отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;

Чтение для детей - это процесс получения информации, а не удовольствие;

Излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;

Отрицаются обычные игрушки.

Детские сады и группы, организованные по принципам метода Монтессори, рассчитаны на детей от двух до семи лет. Группы формируются с учетом склонностей, а не возраста детей. Для занятий используются пособия и материалы, разработанные Марией Монтессори и ее последователями. Пособия развивают мелкую моторику и координацию движений, самостоятельность детей, знакомят с основами счета и родной речи, помогают изучать окружающий мир. Важный принцип метода Монтессори – отсутствие принуждения ребенка к занятиям.

Сколько детей в Монтессори-группе?

Считается, что оптимальное количество - от 15 до 20 человек. Поскольку в одной группе могут быть и малыши, и старшие дошкольники, необходимо, чтобы в каждой группе было достаточно детей всех возрастов.

Отличаются ли дети, посещающие детские сады Монтессори, от своих сверстников?

Ребенок, занимающийся в группе Монтессори, не обязательно более развит, чем его сверстник, посещающий обычный детский сад или воспитывающийся дома. Использование метода Монтессори не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность. Это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!» В выборе занятий ребенок абсолютно свободен, может по желанию и в любое время менять вид своей деятельности. Все пособия и материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок использовал их без посторонней помощи. Однако, некоторые дети после обучения в Монтессори-группах испытывают определенный психологический дискомфорт в традиционной школе. Происходит это из-за полного отсутствия принуждения в детских центрах Монтессори, из-за того, что дети привыкли сами определять, чем им заниматься. А в обычной школе они вынуждены двигаться строго по программе и выполнять все требования учителя.

Как оборудованы помещения?

Группы Монтессори отличаются наличием большого количества развивающих игр и пособий. Среди всего многообразия Монтессори-материалов есть пособия для тренировки мелкой моторики и овладения навыками самообслуживания: «Шнуровки», «Рамки с застежками», пособия, развивающие аналитические способности и координацию движений: «Коричневая лестница», «Розовая башня», «Красные штанги», «Блоки цилиндров»; пособия для знакомства с основами счета и так далее. Игры и пособия Монтессори, как правило, изготовлены из натуральных материалов, предпочтение отдается дереву. Однако качественные пособия стоят дорого, и некоторые Монтессори-группы комплектуются более дешевыми пластиковыми аналогами.

Как организовано пространство в таких детских садах?

Помещение, где занимаются дети, разделено на пять уголков - жизненной практики, сенсорного развития, математический, языковой и космический. В уголке жизненной практики ребенок получает первые навыки самообслуживания (мытье рук и посуды, стирка, чистка предметов, застегивание пуговиц и т.д.), уголок сенсорного развития предлагает работу с материалами, способствующими развитию всех органов чувств. Математический уголок снабжен пособиями для счета, языковой - для чтения и письма. В космическом уголке малыш изучает окружающий мир, получает первые сведения по физике, химии, биологии и географии. Ребенок сам решает, в какой зоне заниматься.

Статьи по теме: