Эстонский народный костюм - сетумаа. Национальный костюм эстонии

Почта Эстонии начиная с 1994 года выпускает серию открыток, марок и конвертов с рисунками художницы Мари Каарма (Mari Kaarma), на которых она запечатлела огромное разнообразие эстонского народного костюма.
В 1999 году появились открытки, марки и конверты, посвящённые народным костюмам Сетумаа.


Сету (также сето, псковская чудь) - малочисленный финно-угорский народ, является этническим и лингвистическим меньшинством, проживающим на юго-востоке Эстонии и северо-западе России. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа.
С эстонцами сето объединяет схожесть языка, а с русскими - вера, т.к. в отличие от лютеран-эстонцев, они являются православными. В течение нескольких веков, приняв обряды православия, и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, никогда не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами», часто это наименование выступает в качестве этнонима.
Коренная культура сету развивалась под воздействием восточных и западных культур, на пороге двух миров. Народный костюм сету имеет немало схожих элементов с русским народным костюмом и костюмом, характерным для финно-угорских народов. Особенно сильным было влияние русской народной культуры на костюм народности сето, проявившись в целостном комплекте одежды. В первой половине XIX века женщины-сето, подобно русским, носили рубахи с очень длинными, узкими рукавами. Частью праздничного женского костюма были белые шерстяные глухие платья, похожие на русские сарафаны, сохранившие древнее эстонское название - рюй (наряд, одежда). Кафтан был с ложными рукавами, которые заправлялись за пояс и висели на спине. То, что народность сето принадлежит к южным эстонцам, подтверждают женские головные уборы, украшения, древние набедренные передники, геометрический орнамент.
От племён восточных славян эстонцы переняли технику изготовления ткани (соответствующие заимствования вяртен - веретено, пасмас - пасма, пийрд - бёрдо и т.д.), а позже и термины скорнячного дела, необходимые при обработке овечьих шкур. Не говоря уже об откровенно русских чертах, присутствующих в костюме народности сето. С восточными славянами их роднят общие головные повязки со свисающими на спину концами, а также покрой мужских штанов. Под влиянием русской народной культуры на востоке и юге Эстонии распостранилась вышивка красной хлопчатобумажной ниткой и орнамент, вытканый на ткацком станке.

Сетуский женский костюм непременно включал в себя белые льняные рубахи - праздничная украшалась красной тканой вышивкой на рукавах у плеч и манжетах; сарафан - глухой косоклинный, с красной каймой, по низу черная бахрома. Сарафаны - в основном шерстяные, имели различные названия: китасник, рют, сукман. На сарафан одевали широкий пояс - ву. Обязательно носили передники: без кармана, длиннее и шире русских, они заходили назад - на 3/4. Праздничный передник - белый вышитый.
В качестве головного убора женщины в рабочие дни носили платок - кулдред. В праздник надевали линик - белый
полотенцеобразный головной убор, с тканным узором на концах или неукрашенный. Длинный до пят, его продевали под пояс. Сверху на линик повязывали красные тканные ленты - пяву, длиной до пояса. На ленту пришивали бусины - хелме. Волосы заплеталась в две косы особым способом "как рога", в них вплетали льняную кудель.
Верхняя одежда - ряпик - белый приталенный кафтан с двумя группами складок (по 4) сзади, закрывал сарафан, он застегивался на 1 пуговицу, спереди косоворот обшит красным. Ряпик был летний (тоньше) и зимний.
Обувь: поршни - паства, лапти из пакли или льна - цува.
Обязательны серебряные украшения: нагрудная чаша - сыльг и разновидности цепочек: чапошка, хелме, туникелакет, рублекут, пуртукалакерт.



Красота одеяний сету была общепризнанной среди эстонок и русских, сетуские девушки сравнивались со стаей белых лебедей. О возможной смене народного костюма сами сетукезки говорили так: «Да разве это возможно? Ведь она красива; наши матери также одевались, святая Дева Мария носила такую же одежду, и было бы грешно заменять ее другой».

Есть пословица «Женщину сету слышно, пока не скроется с глаз». Женщин сету отличало и обилие металлических, преимущественно серебряных, украшений: сетукезки любили носить кольца (считалось, что подаренное невестой колечко принесет удачу), серёжки, браслеты, ожерелья и цепи. Итак, наряд отличался красотой, «видимым богатством» и вполне ощутимой тяжестью.

Этническим символом сету и воплощением женской магии является сыльг - женское нагрудное украшение в виде крупной серебряной фибулы, или броши, выпуклой формы, вес её в среднем 2,5 кг, диаметр 25 см.

В культуре сету сыльг имеет сакральное значение, в обрядах используется для повышения способности к деторождению, защиты матери и ребенка от дурного глаза и болезней, для лечения самой женщины, членов ее семьи и домашних животных, для сохранения красоты и даже возвращения мужа домой. Сыльг имели право носить только замужние женщины детородного возраста, не имеющие внуков. Сейчас на фестивалях это ценное украшение выступает больше как знак принадлежности к сето.


Информация и изображения найдены на эстонских сайтах.

Эстонский народный костюм

Почта Эстонии начиная с 1994 года выпускает серию открыток, марок и конвертов с рисунками художницы Мари Каарма (Mari Kaarma), на которых она запечатлела огромное разнообразие эстонского народного костюма.
В 2015 году появились открытки, марки и конверты, посвящённые народным костюмам Западной Эстонии - Ляэнемаа.

В конце девятнадцатого века в Лихула возникла мода на цветастые вышитые юбки. Поначалу этот узор использовали для украшения ковров и называли его "узором роз". Расшитые розами ковры встречались везде, а такие же юбки - только в Лихула и в соседнем уезде Кирбла. К началу двадцатого века народный костюм Лихула и Кирбла стал более однородным, часто сделанный одними и теми же мастерами. Позже появились юбки в полоску, в клеточку и чересполосицу, также украшенные цветами. Любимым цветом был ярко красный, также встречались тёмнокрасные и синие вышитые юбки.

Характерным женским аксессуаром был красный платок, который носили на плечах. Большой платок с бахромой и украшенный вышивкой с растительным орнаментом складывали по диагонали, накидывали на плечи, перекрещивая на груди, и заправляли за концы под пояс. Женщины южных и центральных приходов Западной Эстонии носили на плечах два платка: белый из полотняной ткани повязывали снизу, сверху его покрывали красным шелковым.

Большое внимание уделялось украшениям, часто вся грудь была покрыта монетами. Из декоративных украшений наиболее распространенными были броши - сакты с подвесками, выполненные из металла, напоминавшие формой сердце. Головные уборы замужних женщин украшались широкими кружевами и широкими длинными лентами.
Рубахи из Лихула и Кирбла имели широкие рукава. В конце девятнадцатого века рубахи стали украшать красной вышивкой крестом. Особенно богато украшались женские и мужские свадебные рубахи.
Мужской костюм Западной Эстонии был льняным и включал в себя также жилет и шейный платок; отличался обилием вышивки на рубахах, а также оригинальными штанами длиной до колена с подвязками из тканых лент с кисточками на концах.

Информация и изображения найдены на эстонских сайтах.

Эстонский народный костюм

​На развитие народной одежды на протяжении столетий влияли как мода высших сословий, так и народная одежда соседей. Одежда деревенской общины в первую очередь была обусловлена сложившимися традициями и обычаями. Народная одежда в определенном смысле показывала сословную и национальную принадлежность, помимо этого повседневная и праздничная одежда представляла собой и сложную знаковую систему, указывая на возраст и социальное и семейное положение ее владельца.

​В общем, одежду разделяли на три части: праздничная одежда, которую надевали лишь в торжественных случаях и передавали из поколения в поколение; выходная одежда для менее торжественных случаев; рабочая одежда, которую носили повседневно и которая изготовлялась из худшего материала и без украшений; носили старую выходную одежду.

​Одежду обычно изготовяли из сотканной дома шерстяной или льняной ткани: из льняной ткани прежде всего делались рубахи и головные уборы замужних женщин, из шерстяной – различную верхнюю одежду, варежки, чулки и носки.

Долгое время основная часть одежды была натурального цвета: льняные ткани отбеливались, верхняя одежда из шерсти была коричневого или черного цвета. Для того чтобы соткать ткань для юбки, пряжу красили растительными красками. Наиболее распространенным было окрашивание подмаренником, который давал красный цвет. В качестве первой покупной краски распространение в 18 в. получил индиго.

Полный комплект праздничной одежды девушки и юноши получали к конфирмации, когда праздновалось совершеннолетие. Особых различий в одежде холостого и женатого мужчины не было, но в то же время придерживались строгих различий между одеждой девушки и замужней женщины, а также одеждой замужней женщины и вдовы. Девушки ходили летом, а часто и зимой с непокрытой головой, используя для закрепления и украшения волос только ленту или венок, на большей части территории Эстонии в костюме девушки отсутствовал передник. Голова замужней женщины должна быть традиционно покрыта и обязательно надет передник. Верили, что хозяйка без передника повредит урожайности. Ожидавшей ребенка девушке, также подвязывался передник.

​​Украшения
Украшения, прежде всего, входили в комплект праздничной одежды, но и их носили и с повседневной рабочей одеждой. Украшения, как ценности передавались из поколения в поколение. Украшения матери обычно наследовала старшая дочь, или если дочерей не было, то жена старшего сына. Как украшения, так и орнаменты на одежде не имели только эстетического значения, но и защищали от всего окружающего зла. Повседневным украшением женщины были бусы. Белые или цветные бусы из стеклянных или каменных шариков надевали на шею маленькой девочке тогда, когда у нее прорезался первый зуб. Бусы были на женщине, как днем, так и ночью, на празднике и на работе, и она забирала их с собой в могилу. Поскольку верили в оздоровительную силу бус, то несчастным человеком считали того, у кого на шее не было бус. Особенно богатыми и имеющими большое значение были украшения женщин сету. У невесты сету во время свадьбы должно было быть не менее двух килограмм серебряных украшений, и если их не было, то приходилось занимать. Верили, что из предметов одежды наибольшей защитной силой обладали пояс и рукавицы. Согласно верованиям рукавицы защищали своего хозяина от врагов и враждебных сил. При ведении важных дел рукавицы надевали и в теплое летнее время, или просто засовывали их за пояс.

​Хотя территория Эстонии и невелика, народная одежда имеет большое количество региональных различий. Можно выделить четыре больших группы – Южная Эстония, Северная Эстония, Западная Эстония и острова. Возникновению и сохранению местных особенностей в большей части способствовала крепостная зависимость. Передвигались в основном в границах своего прихода.

​Южная Эстония
​Для национальной одежды в Южной Эстонии характерно сохранение на протяжении долгого времени древних форм одежды. Своей старинностью особенно выделялась область Мульгимаа (Вильяндимаа). В то же время можно отметить различные влияния: одежда южной части Вырумаа имеет общие черты с латышской народной одеждой, и по всей Южной Эстонии распространились русские черты (вышивка красной нитью и тканый красной нитью узор). Самыми восприимчивыми к новым модам были северные приходы. В 18 в. распространение получила широкая юбка, вначале однотонная, а позже продольно-полосатая, которая в 19 веке уже была распространена повсеместно. Для женской одежды характерной была также рубаха с длинными рукавами, украшенная вышитым геометрическим орнаментом или мережкой. Больше русских элементов было в национальной одежде сету, например, мужчины сету носили подпоясанную рубаху навыпуск, женщины сету вместо юбки носили сукман, похожий на русский сарафан.

​Северная Эстония
В одежде Северной Эстонии имеются лишь небольшие региональные различия. В то же время этот регион был наиболее восприимчив к новшествам. Прибрежные области выделялись оказанным на них финским влиянием. В Северном Причудье можно заметить русские и водские черты. В окрестностях Таллинна прижились и распространились по всей стране многие явления, связанные с европейской модой: мужской костюм, состоящий из штанов по колено, у женщин продольно-полосатая юбка и шерстяная одежда, выкрашенная в кубово-синий цвет. Самой характерной чертой одежды Северной Эстонии было то, что женщины носили рубашку без рукавов и сверху короткую блузку-кяйсед. Отличительным признаком был и вышитый гладью растительный орнамент, как на чепце. Так и на блузке-кяйсед. На голове женщины носили горшкообразный головной убор - поттьмютс

Западная Эстония
Одежда Западной Эстонии имела общие черты, как с Южной, так и с Северной Эстонией. Для региона характерной была верхняя одежда натурально черного или коричневого цветов овечьей шерсти. В женский костюм входила рубаха с длинными рукавами, поверх которой носили кофту (кофта в талию – кампсун) и лийстик (жилет), на плечах сложенный треугольником платок. Продольно-полосатая юбка прижилась здесь к началу 19 в. С середины 19 в. стали носить и поперечнополосатые и клетчатые юбки, особенно в Ляэнемаа. Головные уборы различались по приходам: в южной части носили чепцы особого покроя, на севере - горшкообразный и копытообразный кокошники.

​Острова
​Своя народная одежда была на каждом острове (Сааремаа, Хийумаа, Муху), на Сааремаа имелись свои отличия в каждом приходе. Много общих черт было с одеждой живущих на побережье шведов, например плиссированные юбки. Одноцветные юбки к 19 веку сменились продольно-полосатыми, позже поперечнополосатыми. Передники носили и совершеннолетние девушки. На Хийумаа женщины носили блузку-кяйсед, на Сааремаа рубахи и лийстики. В качестве обуви носили туфли, только на Муху – постолы.

​В связи с распространением городского уклада жизни, во второй половине 19 в. из повседневного обихода исчезла и народная одежда, в то же время во второй половине 19 в. в Эстонии в период т.н. национального пробуждения, началась пропаганда ношения народной одежды в торжественных случаях: на народных мероприятиях и певческих праздниках. Наибольшее оживление народной одежды в качестве национальной праздничной одежды получило начало в первой половине 20 в. Сегодня под народной одеждой подразумевается, прежде всего, праздничная одежда первой половины 19 в.

Праздники

Русское название

Эстонское название

Новый год

День независимости (1918), годовщина Эстонской Республики

iseseisvuspдev, Eesti Vabariigi aastapдev

Страстная пятница

Первый день Пасхи

ьlestхusmispьhade 1. Pьha

Праздник Весны

День Святой Троицы

nelipьhade 1. pьha

Праздник Победы (под Вынну над Ландесвером; 1919)

Иванов день

День восстановления независимости (1991)

taasiseseisvumispдev

Рождественский сочельник

Рождество Христово

1. ja 2. jхulupьha

Национальный костюм Эстонии

С древних времён и до ХХ века женская эстонская одежда состояла из длинной шерстяной или холщёвой рубахи с широкими рукавами сярк, хаме. На рубаху надевали глухой (без застёжек) сарафан или юбку сеэлик, кёрт. Юбкой служил кусок чёрной ткани: его обёртывали вокруг бёдер и подвязывали поясом.

Поверх сарафана или юбки носили набедренник - два куска ткани на поясе, закрывающие бёдра. Обвязывались тканым поясом. Носили также верхнюю суконную короткую кофту в талию кампсун или безрукавку лийстик. На плечи накидывали льняное ылалиник, каал или шерстяное покрывало сыба, которое являлось праздничной одеждой. Иногда его носили в сложенном виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала большей частью были из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю покрывала украшались цветной каймой. В ХХ веке вместо покрывала стали носить цветные платки.

Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами -- коническими сыльг и плоскими преэс, цепочками с монетами и бусами. Каждый день из украшений женщины носили бусы, разрез блузки закреплялся маленькой брошкой. Головной убор -- полотенчатый линик, позднее -- полотняный чепец тану, на севере и западе -- убор типа кокошника поттмютс, кабимютс, девушки носили венец русского типа ваник, венец на твёрдой основе пярг или ленту.

Верхней женской одеждой был приталенный длинный кафтан, зимой шуба. Обувью служили лапти или деревянные постолы - вид туфель. Выйдя замуж, женщины надевали передник и головной убор из специального полотенца или чепец.

Мужская одежда -- туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота сярк, штаны -- длинные или до колен пюксид, подпоясанные поясом, жилет вест, куртка ваммус, лапти или постолы. Головным убором летом была войлочная круглая шапочка каап, зимой - меховая ушанка. Одежду для детей и взрослых в каждой семье ткали и шили сами.

Обувь -- кожаные постолы пастлад, по праздникам -- туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки киндад, чулки сукад, носки сокид.

С течением времени в результате длительного общения с соседями, эстонская одежда изменялась, становилась более разнообразной по цветовой гамме и орнаменту. Особенно много общих черт эстонская одежда имеет с одеждой латышей и литовцев.

XVII век принёс с собой некоторые существенные изменения: наряду с нешитой юбкой стала появляться однотонная сшитая юбка, вместо полотенчатого головного убора линик стали носить чепец тану. Если раньше одежду изготавливали из шерстяной или льняной ткани, сотканной на ткацком станке, то в XVII веке добавились вязаные изделия. Во второй половине XIX века женщины стали носить кофту или лиф, а мужчины - короткие, чуть ниже колен штаны и длинные чулки. Основная часть одежды была натуральных цветов - льняные вещи были белого цвета, шерстяные - белого, коричневого или черного. Одежду другого цвета получали при помощи растительных красителей.

Этот снимок сделан прошлым летом во время заключительных концертов V Праздника песни и танца школьников Эстонии. Праздник удался на славу — достаточно сказать, что из разных районов республики в Таллин съехалось более 25 тысяч мальчишек и девчонок — 940 коллективов! Были и гости из братских республик. А как радушно встречала ребят столица Советской Эстонии — тысячи таллинцев присутствовали на концертах!

Все участники праздника были одеты в национальные костюмы тех мест, откуда они приехали. Что-то вынули бабушки из сундуков, а что-то ребята сделали сами. Недавно в издательстве «Ээсти раамат» вышел трехтомник «Эстонская народная одежда» — научное исследование, альбом с прекрасными иллюстрациями, практическое пособие для мастеров. Сегодня на наших страницах выступают авторы этого уникального издания: ученый-этнограф из Тарту Айно ВООЛМАА написала статью, а таллинский художник Мелание КААРМА проиллюстрировала ее.

Национальный костюм формируется веками. В нем всегда отражается главное в жизни народа: особенности быта и своеобразие мировосприятия, многовековые обычаи и художественный вкус. Традиционная одежда рассказывает о том, из каких этнических групп складывался народ, кто были его соседи. А изменения в костюме, за которыми стоят важные исторические процессы? Словом, перед нами своего рода памятник истории и культуры — и ценнейший.

Давайте прежде всего полюбуемся костюмами, воспроизведенными на иллюстрациях. Обратите, например, внимание, как сам покрой одежды выявляет внутреннюю грацию фигуры — мужской и женской. Причем не всякого человека, а именно эстонского крестьянина, основательного и сдержанного, крепко стоящего на земле. Декоративных элементов, особенно в женском костюме, немало: вышивка и узорное ткачество, вязанье и кружево, художественная кожа и металл. Все это очень красиво и в отдельности. Но главное все же в том, что каждая деталь органично живет в ансамбле костюма. Да, великий художник создавал его, веками соразмеряя и гармонизируя формы и техники, краски и узоры. Художник этот — народ.


Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку


В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся очень давно. Главные — южная, северная, западная и островная.

Традиционный костюм жителей Южной Эстонии сохранил немало древних черт. Особенно много их в одежде мульков — одной из местных диалектных групп. Рассмотрите рисунок, изображающий крестьян из района Халлисте. К глубокой старине восходят льняные рубахи туникообразного покроя, то есть без швов на плечах, «мешком», которые носили также литовцы и латыши. Особенно архаична женская рубаха: вплоть до XX века отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез. А вот мужские делали с Т-образным вырезом и низким стоячим воротником.

Как и во всей Эстонии, маленькие девочки ходили здесь летом в одних рубахах и обязательно подпоясанные: считалось, что туго обвитый вокруг талии пояс наделяет силой и предохраняет от болезней. Взрослые девушки надевали одноцветные юбки, которые еще в начале прошлого столетия были нешитыми.

Как реликтовое явление, общее для финно-угорских народов, в одежде мульков удерживались и вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили еще передник — вместе с традиционным головным убором его торжественно надевали невесте во время свадьбы. Впредь она уже не смела появиться без них. А до замужества? По старинному обычаю, эстонские девушки коротко стригли волосы и повязывали голову тесьмой или носили венок. И еще древний элемент костюма — наплечное покрывало, которое женщина держит в руках.

Мужчины в Южной Эстонии носили длинные штаны из белого холста или сукна; спереди с пояса свисал кожаный карман. Верхняя одежда у мужчин и женщин была одинаковой — длинный распашной кафтан из черного сукна. А короткие мужские куртки и кофты, изображенные на других рисунках, появились лишь после перехода к модной городской одежде. Головной убор мужчины — типичная для эстонских крестьян фетровая шляпа. Зато кожаные постолы, которые по всей Эстонии были рабочей обувью, мульки надевали и в праздники.

Костюм жителей Северной Эстонии в прошлом столетии мало чем отличался в разных районах. Надо сказать, что эта группа оказалась значительно восприимчивее к новым формам одежды. Главная причина — влияние культуры городов, которых тут больше. К тому же в северных деревнях рядом с крестьянами жили немецкие, финские и эстонские свободные ремесленники, а они тоже одевались по-городскому.

В отличие от Южной Эстонии женщины здесь носили рубаху без рукавов и потому поверх нее надевали короткую широкую блузку. Она называлась кяйсед — «рукава». Такую рубаху из двух частей, известную в старинном костюме германцев и славян, носили в Эстонии прибрежные шведы, которые обитали здесь с XIII века. От них и заимствовали ее североэстонские женщины.

Отметим, что через одежду, выдававшуюся прислуге барских имений — хуторов и мыз — в счет заработка, тоже входили в крестьянский костюм новые веяния. Именно так уже в XVIII столетии появилась в Северной Эстонии пышная продольно-полосатая юбка. Отсюда она перекочевала в южные районы и на острова, но в каждой местности приобретала несколько иную расцветку.

Модным новшеством был и мужской костюм: штаны по колено, куртка, жилет и шейный платок. Такая одежда, характерная также для крестьян Скандинавских стран, распространилась отсюда на юг. Интересно, что поначалу короткие штаны шили из козьих шкур замшевой выделки — еще сто лет назад это считалось признаком зажиточности. Но большинство уже тогда носило матерчатые штаны и куртки, выкрашенные по европейской моде в синий цвет. Той же самой краской индиго красили и длинные кафтаны.

Одежда Западной Эстонии имела немало общего с костюмом жителей южных и северных районов, но в целом отличалась от них. Скажем, рубахи тут женщины носили с длинными рукавами, а юбки — продольно-полосатые, с преобладанием красного цвета. Верхняя одежда и наряды мужчин северной части региона покроем и цветом походили на североэстонские, в южных же районах сохраняли цвет натуральной овечьей шерсти. Взгляните на иллюстрацию, где изображены жители Тыстамаа — это на юге, неподалеку от Пярну. Как видите, в здешний мужской костюм входили уже знакомые нам короткие штаны, жилет и шейный платок. Но вот куртки мужчин, как и женские кофты, не отличались покроем и отделкой от верхней части длинных распашных кафтанов.

Наконец, острова: Сааремаа, Муху и Хийумаа. В костюме их населения немало своеобразного, причем свои особенности на каждом острове, а на большом Сааремаа — ив каждом районе. Весьма разнообразны, например, головные уборы женщин. Но самая характерная черта их нарядов — плиссированные юбки, складки которых в старину заглаживали- горячими хлебами или камнями. Такие же юбки носили и шведки на островах, расположенных неподалеку. Рубахи на более южных Сааремаа и Муху были с рукавами, на Хийумаа, как и в Северной Эстонии, в женский костюм входила блузка-кяйсед.

Интересно, что некоторые модные элементы одежды прижились на островах раньше, чем на материке: лифы и кофты у женщин, куртки и жилеты у мужчин, шейные платки. Уже в XVII веке здесь башмаки были и рабочей обувью. Однако в целом традиционный крестьянский костюм сохранился на островах гораздо дольше — до начала нашего столетия, на Муху даже до недавних дней. На остальной территории Эстонии в конце XIX века он уже уступил место одежде городского типа. Дело в том, что капитализм пришел на острова значительно позже, а ведь именно с его приходом разрушался всюду привычный уклад жизни земледельца и вместе с ним — древние художественные традиции народа.

Важную роль в эстонской народной одежде, особенно женской, исстари играли ювелирные изделия и орнамент — вышитый, тканый, вязаный, кружевной... И то и другое наши предки не воспринимали просто как украшение костюма — древние поверья приписывали им силу талисманов, отвращающих всевозможные беды.

Взгляните еще раз на иллюстрации: почти у каждой женщины самые разные ювелирные украшения. Чаще всего это белые или цветные бусы из стекла — их надевали на шею девочке, как только у нее прорезался первый зубок. В праздники женщины позажиточнее доставали из сундуков бусы из серебра. Очень часто носили также серебряные цепочки с подвесками из монет, окруженных ажурным ободком вроде солнечных лучей — «спицами». Порой такие ожерелья закрывали всю грудь.

Распространенным нагрудным украшением, а заодно и застежкой были в прошлом веке круглые — конические или плоские — пряжки из серебра или другого металла. С гладким краем назывались сыльг, с зубчатым — преэс. Последние нередко декорировались так называемыми «глазками» — гранеными красными стеклышками. Но самое парадное украшение — конические сыльг, достигавшие, как видно по рисункам, довольно внушительных размеров.

Наконец, орнамент. С давних пор он был в основном геометрическим и состоял из различных комбинаций простейших фигур: треугольников, квадратов, ромбов, розеток. Но, как и всегда в народном искусстве, многовековая традиция и неиссякаемая изобретательность мастеров превращали эти нехитрые мотивы в узоры необыкновенной красоты, буквально преображавшие даже повседневную одежду! У мульков бытовал и растительный орнамент, вероятно, средневекового происхождения. Им вышивали некоторые традиционные части костюма, например, набедренники.

В конце XVIII — начале XIX века прежде всего в Северной Эстонии распространился иной растительный узор — модных стилей барокко и рококо. С помощью городских и мызных вышивальщиц, которые тогда начали украшать им нижний край блузок-кяйсед и головные уборы, такой орнамент вскоре стал характерной чертой североэстонской народной одежды. Все же, когда за рукоделие брались сами крестьянки, они обычно упрощали и геометризовали пышные цветочные мотивы.

Так выглядел традиционный эстонский костюм. В наше время встретишь его нечасто. Однако интерес к народной одежде у нас в республике, да и повсюду, отнюдь не угас. Народную одежду исследуют ученые, зарисовывают художники, копируют модельеры. В музеях ею любуются тысячи людей. Перед вами только рисунки. Но все равно — разве не красиво?

Статьи по теме: