Физическое воспитание в доу как одна из основных задач дошкольного образования. Физическое воспитание в доу

Физическое воспитание-это процесс целенаправленного и систематического формирования здоровья, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хрявина Ю.С.

Воспитатель МДОУ детский сад №1 «Счасливчик»

Г.Кимры. Тверская область.

«Физическое воспитание детей в ДОУ».

Аннотация:

Физическое воспитание-это процесс целенаправленного и систематического формирования здоровья, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Ключевые слова:

Здоровый образ жизни, физическая культура, здоровье, физическое развитие.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 14 ноября 2013года.) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Так в п.2.6. указаны образовательные области:

Социально-коммуникативные развитие;

Речевое развитие;

Художественно эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной,в том числе связанной с выполнением упражнений направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторике обеих рук,а также с правильным,не наносящим ущерба организму выполнением основных движений(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, о владение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питание, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своего ребёнка(компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). При этом недостаточно внимания уделают организации его двигательной деятельности. В этих условиях возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии дошкольников.

Я, как педагог,всегда интересуюсь у детей,как они проводят выходные дни,

какие секции посещают. Оказалось, выходные дни, дети часто проводят у телевизора,практически никто не гуляет, это печально! А секции в основном посещают: ИЗО-студии, музыкальную школу. А, где же движение? Ведь ребёнок, как известно развивается в движении. Состояние здоровья детей на современном этапе вызывает обоснованную тревогу. Известно, что дошкольный возраст –решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность систематических занятиях физкультурой и спортом. В нашем детском саду направление работы по сохранению здоровья является первоочередным. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия,спортивные развлечения и физкультурные досуги проводятся в спортивном и музыкальном зале, на свежем воздухе.

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического её выполнения детьми. Построение комплексов оздоровительной гимнастики я опираюсь на основные структурные принципы и соответствую общепринятой схеме. Как правило, комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега(иногда несложные игровые задания) ;

общеразвивающие упражнения с предметами(кубики, мячи, кегли, палки гимнастические и т.д) и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты. В заключение комплекса, проводится ходьба в умеренном темпе или не сложное игровое задание для проведения всех функций и систем организма детей в относительно спокойное состояние. В зависимости от физической подготовленности каждой возрастной группы детей, условия и места проведения оздоровительной гимнастике(зал, площадка, участок) можно вносить изменения и дополнения в комплексы. Проводя утреннюю гимнастику, я включаю весёлую, бодрящую музыку, поднимая тем самым настроение детей. Дети заканчивают утреннюю гимнастику со словами: «Здоровье в порядке,

спасибо зарядке!»

Главное для меня, что бы дети были здоровы, бодры, веселы и занимались с удовольствием.

В нашем ДОУ работает дипломированный специалист по физкультуре, совмещающую свою работу в школе. Она по своему опыту знает, на что нужно обратить особое внимание при проведение физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста, что бы подготовить их к учебе в школе, и как это сделать без ущерба для их здоровья.

Использование большого количества спортивного оборудования способствует

повышению эффективности проводимых занятий и двигательной активности детей в спортивном зале и на прогулке. В нашем городе уже в двух садах функционирует бассейн. Наш детский сад следующий на очереди, ведь это и двигательная активность и закаливание организма.

Совместная работа коллектива ДОУ с родителями даёт значительный эффект в оздоровлении дошкольников. Стало традицией проводить в детском саду физкультурные праздники, досуги, «День здоровья» при помощи и с участием родителей,как правило они проходят на ура! Все названные выше виды работы с детьми организуются воспитателем и физкультурным работником.

Главное –научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае модно надеяться,что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально,духовно, но и физически. Не даром пословица гласит: «В здоровом теле, здоровый дух!»

Список литературы:

1.Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста 3-7 лет.»Москва 2001 год.

2.Бондаренко Т.М. «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 4-5 лет в ДОУ.» Воронеж 2012 год.

3.Утробина К.К. «Занимательная физкультура в ДОУ для детей 5-7лет.» Москва 2009 год.

4.Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье.» методическое пособие. М:2004 год.

5. Журнал «Дошкольное воспитание.» №2 (2014год.)


Физическое воспитание дошкольников как система работы воспитателя

3. Организация физического воспитания в дошкольном учреждении

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает также учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста - наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и, в соответствии с этим, общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Теория физического воспитания детей непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка.

В соответствии с возрастными особенностями, задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:

1. обеспечить нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья ребенка;

2. постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды;

3. развивать умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;

4. путем различных коллективных действий содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей, учитывая особенности развития детского организма. Тут задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции, совершенствовать деятельность центральной нервной системы, способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).

Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивают различные микробы и охраняют человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.

Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Адаптация детского организма к условиям дошкольного учреждения

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного...

Здоровьесбережение в дошкольном образовательном учреждении

Обучение, воспитание в дошкольном учреждении

Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием...

Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах

Продолжительность занятий составляет 30 - 35 мин. Занятия проводятся 3 - 4 раза в неделю...

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей умственно отсталых

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств...

Организация среды в дошкольном учреждении, способствующей развитию детей дошкольного возраста

Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, создающий фундамент для формирования новых психических образований, которые развиваются в процессе учебной деятельности...

Особенности воспитания упрямых детей

1.1Сущность упрямства и особенности его проявления В «Большом толковом психологическом словаре» упрямство определяется как крайняя, неуступчивая форма поведения человека, не поддающаяся уговорам, настаивающая на своем. / Э.Й. Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1992 - 159 с.

2.Глазырина, Л.Д., Овсянкин, В.А. Методика физического воспитания дошкольного возраста [Текст] / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкие. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 176 с.

.Доскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры [Текст] / В.А. Доскин, Л.Г. Голубев. - М.: Просвещение, 2002. - 110 с.

.Железняк, Ю.Д., Минбулатов, В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" [Текст] / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 272 с.

.Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

.Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. высш. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Н. Кожухова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 320 с.

.Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова. - М.: "Владос", 2003. - 192 с.

.Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.

.Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст] / Л.И. Пензулаева. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 128 с.

.Погадаев, Г.И. Физкульт - Ура! Физическая культура дошкольников [Текст] / Г.И. Погадаев. - М.: Школьная пресса, 2003. - 96 с.

.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка 2-е издание, Издательский центр "Академия" 2006. - 368с

.Степаненкова, Э.Я. Методика физического воспитания [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2005. - 96 с.

.Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 96 с.

.Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ [Текст] / Т.А. Тарасова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 176 с. (Приложение к журналу "Управление ДОУ")

.Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду [Текст] / А.И. Фомина. - М.: Просвещение, 1984, - 159 с.

.Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы авт. - сосТ.о.Н. Моргунова [Текст] / О.Н. Моргунова. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005. - 127 с.

.Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 480 с.

.Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.

.Чабовская, А.П. Гигиена детей раннего дошкольного возраста [Текст] / А.П. Чабовская. - М.: Просвещение, 1971, - 192 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Министерство образования и науки

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт физической культуры

Кафедра теоретических основ физического воспитания

Физическое воспитание детей в доу

Курсовая работа

Исполнитель:

Андреев Константин Евгеньевич

студента 3-го курса

заочного отделения, гр.

Научный руководитель:

Вежев М.Б. – кандидат

педагогических наук, доцент

Екатеринбург, 2012г.

Введение …………………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного

возраста…………………………………………………………………… 5

1.1. Основные понятия……………………………………………………. 5

1.2. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста…… 6

1.3. Возрастные особенности развития ребенка дошкольного

возраста……………………………………………………………...... 8

Глава II. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста….. 12

      Средства физического воспитания детей дошкольного

возраста……………………………………………………………… 12

      Методы и приемы физического воспитания детей

дошкольного возраста…………………………………………........ 13

      Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных

учреждениях………………………………………………………... 15

Заключение…………………………………………………………………………30

Библиографический список……………………………………………………….31

Введение

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития (В.А.Доскин, Л.Г.Голубева, 2002).

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиологическо -педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка (В.А.Доскин, Л.Г.Голубева, 2002).

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание -рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте.

Цель работы – проанализировать особенности физического воспитания детей в ДОУ

Исходя из поставленной цели, были намечены следующие задачи:

    Проанализировать специальную методическую литературу по данной теме;

    Изучить средства, методы и формы организации физического воспитания для дошкольного возраста;

    Выявить специфику организации физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

«Физическое развитие детей в детском саду»

Введение

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития (В.А. Доскин, Л.Г. Голубева, 2002).

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка (В.А. Доскин, Л.Г. Голубева, 2002).Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Физическое упражнение как сущность физического воспитания - это главное средство направленного воздействия на физическое развитие.

1. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи физического воспитания в дошкольных учреждениях определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде (Д.В. Хухлаева, 1984).

Цель физического воспитания - формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка (Н.Н. Кожухова, 2003).В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи:

Оздоровительные задачи:

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания.

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции.

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

Образовательные задачи:

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятия физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий,

Воспитательные задачи:

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2004).

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретет необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2004).

2.Методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения (Д.В. Хухлаева, 1984).

Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое их них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий. Эти факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм (Н.Н. Кожухова, 2002).

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма (Э.Я. Степаненкова, 2005).

Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма (Э.Я. Степаненкова, 2005).

3.Классификация физических упражнений (по Т. Осокиной)

Гимнастика

основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие)

общеразвивающие упражнения

построения и перестроения

танцевальные упражнения

Спортивные упражнения

летние (катание на велосипеде, самокате, плавание)

зимние (катание на коньках, санках, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам)

Игры

подвижные (сюжетные, бессюжетные)

элементы спортивных игр (городки, баскетбол, настольный теннис, хоккей)

Простейший туризм

4. Методы и приемы физического воспитания детей дошкольного возраста

Метод - (от лат. "Способ достижения цели") - система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения (Н.Н. Кожухова, 2003).

Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка (Э.Я. Степаненкова, 2005).

Классификация методов

Словесный метод.

Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.

1. объяснение

2. пояснение

3. указания

4. подача команд, распоряжений, сигналов

5. вопросы к детям

6. образный сюжетный рассказ

8. словесная инструкция

Наглядный метод

Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.

1. Наглядно - зрительные приемы:

показ физических упражнений

использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)

имитация (подражание)

зрительное ориентиры (предметы, разметка поля)

2. Наглядно-слуховые приемы:

музыка, песни

3. Тактильно-мышечные приемы:

непосредственная помощь воспитателя

Практический метод

Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.

повторение упражнений без изменения и с изменениями

повторение упражнений в игровой форме

проведение упражнений в соревновательной форме (Н.Н. Кожухова, 2002)

5. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Физкультурное занятие

Цель и задачи: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную биологическую потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей (А.И. Фомина, 1984).

Характеристика: Физкультурное занятие - это ведущая форма организационного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в 1-й младшей группе 2 раза в неделю, начиная со 2-й младшей группы до подготовительной группы включительно - 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на воздухе). Летом все занятия на воздухе.

Характерные черты занятия: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности и дозирования физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее занятие связано с последующим и составляет систему; важно обеспечить оптимальную двигательную деятельность детей; должно соответствовать возрасту, уровню подготовленности детей; следует использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Типы физкультурных занятий

Учебно-тренировочное занятие: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.

Сюжетное физкультурное занятие: построено на одном сюжете ("Зоопарк", "Космонавты" и т.д.). решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.

Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т.д.

Комплексное занятие: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, нравственного развития.

Физкультурно-познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, решают задачи, например, эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка и т.д.

Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т.д. разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

Контрольные занятия: проводятся в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качеств (О.Н. Моргунова, 2005)

Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатка-йоги: повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки (Н.Н. Кожухова, 2003).

Физкультурные занятия на воздухе планируются одно только в старшей группе.

Значение: способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма, закаливанию, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям, формируют ориентировку в пространстве, закрепляют навыки в естественных условиях.

Структура занятия традиционная : вводно-подготовительная, основная и заключительная часть.

Длительность занятия 20-25 мин. в (зависимости от возрастных особенностей).

Вводная часть (3-6 мин. В зависимости от возрастныхособеностей)

· Построение (в теплое время года); в холодное время года - ходьба, бег;

· Виды ходьбы;

· 3-5 дыхательных упражнений;

· Медленный бег (1,5-3 мин. в зависимости от возрастных особенностей);

· Ходьба обычная с перестроением на выполнение общеразвивающих упражнений.

Основная часть (12-20 мин. В зависимости от возрастных особенностей)

· Общеразвивающие упражнений или бессюжетная подвижная игра;

· Бег со средней скоростью (от 40 сек. до 2 минут);

· Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения основных движений или для освоения спортивных упражнений;

· Основное движение(новое или более трудное по координации) или спортивное упражнение (элементы спортивных игр);

· Бег со средней скоростью (1-1,5 мин);

· Медленный бег или пробежка в среднем темпе;

· Сюжетная подвижная игра или игра-эстафета.

Заключительная часть (3-4 мин. В зависимости от возрастных особенностей)

· Медленный бег;

· Ходьба с дыхательными упражнениями.

Утренняя гимнастика

Значение: вовлекать весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает наибольший оздоровительный эффект.

Условия, место и время проведения: проводится ежедневно до завтрака, в течение 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

Варианты проведения утренней гимнастики

Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений

Во водной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3-7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные, и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.

Игрового характера

Могут быть включены 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5-7 общеразвивающих упражнений имитационного характера тина "Снежинки кружатся", "Бабочки летают". Можно создать целый сюжет из имитационных движений.

С использованием полосы препятствий

Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.

С включением оздоровительных пробежек

Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5-7 человек. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300 м (один - два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются Дыхательные упражнения.

С использованием простейших тренажеров

Общеразвивающие упражнения с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства ("Велосипед", "Беговая дорожка", "Гребля" и др.).

Физкультминутки

Это кратко временные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и дают отдых тем, которые работали) (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, 1985).

Значение: улучшаю кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям (Г.И. Погадаев, 2003).

Длительность физкультминуток : 1,5 - 2 минуты; рекомендуется проводить начиная со средней группы.

Основные формы проведения физкультминуток:

1 . В форме общеразвивающих упражнений - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

2. В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами;

3. В форме дидактической игры с движениями - хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;

4. В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пения воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные;

5. В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворения обращается внимание на следующее:

текст стихотворений должен быть высокохудожественным.

преимущество отдается стихам с четким ритмом;

занятия, его программной задачей;

6. В форме любого двигательного действия и задания

отгадывание загадок не словами, а движениями;

использование различных имитационных движений: спортсменов

(лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых

действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требования к проведению физкультминуток :

· проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минуты занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

· упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

· упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

· упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

· комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;

· комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног (Н.Н. Кожухова, 2002).

Физкультурная пауза

Назначение: физкультурная пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей (Н.Н. Кожухова, 2002).

Требования к упражнениям: упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны. Они должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее. В конце физкультурной паузы надо предложить детям различные дыхательные упражнения.

Длительность физкультурной паузы : проводится во время перерыва между занятиями. Продолжительность составляет не белее 10 минут.

Место проведения физкультурной паузы: любое хорошо проветренное помещение (групповая комната, спальня, широкий коридор) (Л.А. Рыжкова, 2002).

Физкультурный досуг

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффектных форм активного отдыха (А.В. Кенеман, 1985).

Значение: повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство. Развивает организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы (М.М. Борисова, 2003).

Задачи воспитателя при проведении досуга

Младший дошкольный возраст. Необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.

Средний дошкольный возраст. Необходимо приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

Старший дошкольный возраст. Необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального обращения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Варианты физкультурных досугов

Первый строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах):

· игры малой и средней подвижности (2-3 раза);

· аттракционы, двигательные задания в игровой форме;

· игра соревновательного характера или игра большой подвижности;

· игра малой подвижности.

Второй строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях (проводится со II полугодия в средней группе); в основу организации должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода:

· до начала и после выполнения проводятся подвижные игры;

· одна подгруппа детей выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений. Вторая - развитие скорости, быстроты реакции.

Третий "Веселые старты" строится в основном на играх - эстафетах

(Проводится в старшей и подготовительной группах):

· игра - эстафета (не должна быть более трех этапов);

· аттракционы, не несущие большой нагрузки;

· конкурс считалок, загадок, пословиц;

· эстафета.

Четвертый строится на элементах одной их спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков (проводится в старшей и подготовительной группах;

· деление группы на две равные по силам команды;

· перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга;

· обмен вымпелами, выбор площадки или корзины;

· выполнение движений начинается по свистку судьи. В каждом виде движения подсчитываются очки и вывешиваются на табло;

· подведение итогов.

Пятый музыкально-спортивный (проводится в старшей и подготовительной группах):

· дети под музыку выполняют произвольные упражнения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами, мячами);

· воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить целую музыкальную композицию;

· проведение подвижной игры;

· предлагается прослушать мелодичную музыку;

· после прослушивания воспитатель предлагает придумать композицию, состоящую из разных произвольных движений;

· дети двигаются под музыку.

Методика проведения физкультурного досуга

· Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы.

· Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня.

· Предназначается для одной - двух групп дошкольного учреждения.

· Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе.

· Длительность:

младшая и средняя группа - 20 - 30 мин;

старшая группа - 35 - 40 мин;

подготовительная группа - 40 - 50 мин.

· В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание досугов может быть введен сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.

· Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.

· Используется музыкальное сопровождение.

· Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками (Л.Д. Глазырина, 2001).

Физкультурные праздники

Назначение: способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Длительность: 1 ч - 1 ч 20 мин, проводится начиная со средней группы, 2-3 раза в год.

Место проведения: на участке дошкольного учреждения, в ближайшем парке, лесу, на поляне, на стадионе.

Подготовка праздника: ее осуществляет педагогический коллектив дошкольного учреждения, родители. Активными участника подготовки к празднику должны быть дети старших групп.

Необходимо для праздника:

· определить задачи праздника, дату, время, место его проведения;

· составить сценарий, подготовить красочное оформление площадки (зала);

· продумать музыкальное сопровождение;

· подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

· подготовить сюрпризы;

· выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;

· определить количество участников каждой возрастной группы дошкольного учреждения;

· обозначить порядок проведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.

Требования к организации праздника:

· сценарий должен соответствовать девизу праздника (основной идее);

· программа должна соответствовать возрасту детей;

· литературное содержание должно быть методически ценным;

· необходимо музыкальное сопровождение;

· оформление праздника должно быть красочным;

· обязательное участие родителей - показатель эффективной работы дошкольного учреждения.

Дни здоровья, каникулы

Значение. Содействуют оздоровлению детей, предупреждают утомление.

Методика и содержания. В эти дни отменяются все виды учебных занятий. Двигательный режим насыщается играми, музыкальными развлечениями, походами, спортивными играми и упражнениями, соревнованиями, физкультурными занятиями, трудом на природе, художественным творчеством, проводятся досуги, туристические походы; Приглашаются родители. Дни здоровья проводятся не реже одного раза в квартал; каникулы - 2 - 3 раза в год (Н.Н. Кожухова, 2002).

Самостоятельная двигательная деятельность

Значение. Способствует укреплению здоровья, укреплению физического развития, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью:

· организация физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

· время для самостоятельной двигательной деятельности детей должно быть закреплено в режиме дня (в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время);

· воспитатель должен владеть специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Заключение

    Анализируя литературу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, руководствуясь опытом работы педагогов - исследователей: были определены особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.

Основной особенностью физического воспитания дошкольников является игровая форма проведения физкультурных занятий. Она является одной из интересных и распространенных форм детской деятельности. Основное воспитательно-развивающее значение игровых занятий в том, что они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний в области физической культуры.

Дошкольный возраст - это важнейший период формирование человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает дошкольных работников углубленно работать над проблемами физического воспитания детей.

Статьи по теме: