Какие бывают детские праздники? Курсовая работа: Современные технологии организации детских праздников.

Некоторые родители считают, что детство — это сплошной праздник. Поверьте, это не так! Забот и проблем хватает и у дошколят. Мало того, что нужно буквально всему учиться, разбираться в межличностных отношениях, решать порой нерешаемые задачки, да еще слушаться маму, папу, бабушку, дедушку, вообще всех взрослых! А рекомендации папы и бабушки, например, иногда кардинально отличаются. Что делать? И кто сказал, что ребенок живет без хлопот?

Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней.

Но ведь праздничная атмосфера, развлечения, подарки — это лишь одна из граней утренников. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Занимаясь подготовкой к празднику, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала — зрелищность, яркость и веселость.

Ведь впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники.

Праздники — это радость общения, творчества и сотворчества, самовыражения, раскрепощения и взаимообогащения. Конечно, праздник должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции, ведь это одно из средств полноценного и всестороннего развития.

Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-ведущую работу более эффективной.

Главная задача взрослых, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми они владеют.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки.

Творческая деятельность — это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства.

От взрослых требуется большое искусство, чтобы индивидуально подойти к выбору ролей, помочь вжиться в образ персонажа. Участие в утреннике — маленьком театрализованном представлении — развивает внимание, память, творческое воображение, дисциплинированность, ловкость.

Задача родителей и воспитателей — организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, и детские праздники — как раз тот случай, когда процесс идет как бы сам собой, ведь мы просто играем!

Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Поэтому на утреннике должно быть несколько игр. Ведь в игре проявляются те черты характера, которые нуждаются в коррекции. Застенчивые дети, проявив интерес к самой игре и ощущая доброжелательную обстановку, могут стать более активными. Чувствуя команду, понимая общую задачу, дети учатся жить в коллективе.

Во многих играх и эстафетах должен быть победитель, но взрослому необходимо владеть ситуацией и следить за тем, чтобы к концу праздника у каждого из детей были равноценные призы и подарки.

Готовясь с детьми к празднику, репетируя, важно помнить, что главная цель не в том, чтобы ребенок назубок выучил свои слова, а вжился в роль, чтобы инсценировка была не просто разыграна, а побуждала к хорошим поступкам, вызывала лучшие чувства.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развиваются зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям использовать зрительный анализатор. В помощь зрительному анализатору на занятиях изобразительной деятельностью можно привлечь и другие сохранные анализаторы — осязание, двигательную чувствительность. Зрительный ряд, воспринимаемый ребенком в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом. На основе этого у детей формируются представления об окружающем мире. Навыки и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер, а движения составляют основу формирования представлений о форме, величине и пространстве.

Очень важно приобщать детей к оформлению зала: снежинки, украшения для елки к Новому году, листья к празднику осени и т. п., используя для этого аппликацию, оригами и рисование, чтобы ребенок понимал, что участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал или детская комната превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 Марта), друзьям (поделки для именинника).

Основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике, готовят родители детей и педагогический коллектив детского сада, а небольшие дополнения к костюмам и необходимые аксессуары дети могут сделать сами на занятиях изобразительной деятельностью.

Очень важная задача для педагогов и воспитателей — создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных» так, чтобы не было обиженных и обделенных, яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка — праздник — не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Какие бывают праздники

Новый год. Детей традиционно посещают Дед Мороз и Снегурочка. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки, зал украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый год — самый веселый праздник для всех, поэтому он обычно бывает ярким, запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить самые разнообразные сказочные герои, а затем Дед Мороз дарит детям подарки.

Цель утренника: формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей.

Восьмое Марта . Цель утренника: воспитание чувства уважения и благодарности к женщине. Дети поздравляют своих мам, бабушек и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью готовят подарки для мам, мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин, нужно быть вежливыми и внимательными к ним.

В семье кто-то из взрослых заранее предупреждает ребенка о празднике и предлагает сделать подарок всем женщинам: маме, бабушке, тете, сестре, соседке и подружке, ведь подарки делать так интересно, а дарить приятно!

День Победы и 23 февраля — День армии и флота . Цель утренника: прививать патриотизм, любовь к Родине. В наши дни патриотическое воспитание занимает достаточно много времени в процессе ведущийной среды. Это дает возможность расширить кругозор ребенка, узнать о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность), воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.

Праздник осени проводится обычно в октябре. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях в основном занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры.

В семье можно устроить «Прощание с Осенью», собрав детишек на даче или во дворе, развести костер («Вечер костра»). Вариантов множество.

Праздник осени — воспитание умения видеть прекрасное в природе.

Последнее время стали отмечать и народные праздники: Масленица, Пасхальная сказка, Рождество, Праздник святого Николая (19 декабря).

Эти праздники рассказывают детям о народных обычаях и приметах, развивают любовь к Родине.

Возможно, вам захочется устроить дома праздник первых подснежников или вечер разноцветных фонариков, отпраздновать день листопада или летний солнцеворот: все зависит от вашей фантазии и желания вашего чада.

Взяв за основу сценарий какого-нибудь утренника, можно организовать интересный домашний праздник для детей. Ведь детский праздник — это музыка, песни, игры и загадки, веселые розыгрыши, конкурсы и сюрпризы, день, когда ребенок купается в родительской любви, внимании близких, радости друзей. Таких дней будет не так уж много и каждый обязательно сохранится в памяти малыша. Это должны быть самые светлые, самые радостные воспоминания, которые останутся с ним на всю жизнь.

Изобразительная деятельность

В процессе подготовки праздника для оформления зала, изготовления каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм широко используются различные виды изобразительной деятельности — аппликация, оригами, рисование.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства.

Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезания и наклеивания. Специфика аппликации дает возможность детям активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, плоскостной форме и композиции. В аппликации можно передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

В процессе подготовки к празднику элементы аппликации можно использовать для украшения зала, группы, изготовления подарков родителям, оформления костюмов для выступлений.

В работе с младшими детьми ведущий заранее готовит вырезанные из бумаги фигуры, показывает детям, как их наклеить, чтобы получилось красиво и аккуратно. Старшим детям можно предложить самостоятельно вырезать несложные фигуры по заранее нарисованным на бумаге контурам.

Рисование. Украсить зал к празднику можно также рисунками детей, соответствующими тематике праздника. Можно использовать рисование как подведение итогов. После итоговой беседы предложите детям отобразить полученные впечатления в рисунке.

Возможно, детям будет интересно нарисовать кого- то из героев праздника (предметное рисование). Для этого учитель должен показать им готовые рисунки с изображением того или иного персонажа.

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность педагогов на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, подготавливают атрибуты и детали костюмов, переодевают детей, подсказывают движения в танце, дирижируют при исполнении песен и помогают при проведении игры.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры, они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках желательно использовать игры, с которыми дети уже знакомы. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике могут занять много времени. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество, утомляют детей, расхолаживают их, нарушают единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Понятие «лишних затрат» у всех разное. Для кого-то главная ценность — время, для других — деньги. Тут будет усредненный вариант: какие-то из этих советов пригодятся в любом случае.

Я напомню о доступных и эффектных способах оформления комнаты и candy bar (сладкого стола), расскажу, как сэкономить на подготовке развлекательной программы для гостей, какие приготовить угощения, собрать интересные призы за участие в конкурсах, как устроить необычную фотосессию и т.д.

Поделки из серии «Сделай сам» я тут рекомендовать не буду (кроме рецептов), так как по опыту знаю, что готовые китайские украшения гораздо дешевле расходных материалов, пачек бумаги, тюбиков с клеем и т.д. И в итоге симпатичнее чаще всего. Доставка композиций из шаров доступна в каждом городе России. Фотобутафория тоже стоит до 100 рублей, нет смысла тратить полдня на вырезание фигурок.

Предлагаю присоединиться к моей попытке одновременной экономии времени и денег в комментариях.

Экономим на оформлении детского праздника

3. Есть оригинальные решения, в которых используются шары без гелия. Например, . делать ее достаточно долго, но, если кто-то помогает надувать шары насосом, можно справиться за час-полтора. Даже хорошо, если шары будут получаться разного размера, это придаст гирлянде особый шик. При покупке шаров обращайте внимание на размер в дюймах (указан на упаковке). Бывают совсем маленькие, с ними много возни.

Сервировка стола

Вариант 1

Одноразовая посуда. Перед покупкой обязательно вдохновитесь примерами из интернета, чтобы не переборщить с цветовой гаммой и количеством декоративных элементов. Отдавайте предпочтение однотонным скатертям, ярким цветным стаканам и тарелкам с рисунками. Салфетки тоже лучше выбирать без рисунка. Большинство магазинов делает тематические подборки для сервировки стола.

Вариант 2

Обычная посуда и декоративные детали. В этом случае можно использовать для украшения стола композиции из шаров с гелием, небольшие букеты или отдельные цветки рядом с тарелкой каждого гостя, готовые большие картонные открытки «С днем рождения», топперы, бумажные фигурки на зубочистках.

Бумажные украшения из заготовок (открываются за секунду)

Это китайские изделия из тончайшей бумаги, которыми достаточно легко оформить помещение к празднику самостоятельно. Очень рекомендую подсмотреть у декораторов сочетания цветов и декоративных элементов разной формы. Например, на стене можно сделать , на потолок прикрепить или , а сам стол часто украшают небольшими помпонами. Все это есть во всех магазинах с товарами для праздника. Какие-то особенные украшения (редкий цвет, нестандартный размер) можно купить только в интернет-магазинах под заказ.

Бумажные украшения чаще всего очень легко открываются. Трудности вызывают только помпоны, так как понадобится особая осторожность при разделении слоев тонкой бумаги. До распушения помпона обязательно посмотрите видео, как это сделать максимально аккуратно (на YouTube много). 10-15 минут уходит на одно такое украшение.

Сладкий стол (Candy bar)

Сладкий стол, который является частью оформления праздничного помещения, бывает тематическим или просто нарядным, но заказывают не так часто. Во-первых, это не наша традиция, во-вторых, клиентов часто изумляет сумма, которую просят декораторы за создание такого сладкого стола (в Москве это от 30000 рублей на 10 человек).

— это интересные декоративные приемы в сочетании со сладостями, фруктами, ягодами и соком в красивых бутылочках. Снова рекомендую посмотреть примеры в интернете, чтобы выбрать стиль оформления.

Подберите скатерти (можно дополнить фуршетной юбкой из шифона), одноразовую или красивую стеклянную посуду, драже, жевательный мармелад, зефир, леденцы на палочках. Закажите или испеките небольшие капкейки, кейк-попсы, пирожные и макаруны. Красиво выглядит многослойное желе, десерты в прозрачных стаканчиках, свежие ягоды в маленьких пластмассовых рюмках.

Часто декораторы оформляют не только стол, но и стену за ним. Получается единая композиция — яркое цветовое пятно в зале для праздника.

Посуда для Candy bar

Декораторы используют прозрачные вазы необычной формы с крышками, многоярусные фруктовницы, подставки для капкейков, изящные бутылочки для напитков. Все это дополняется подходящими по стилю фоторамками, деревянными или текстильными игрушками, другими предметами интерьера. Это все сдается в аренду. Бумажный декор делаю именной (именные таблички, топперы, надписи на бутылочках, капкейках и т.д.)

Экономичный вариант оформления Candy bar: одноразорвая посуда (эффектное сочетание цветов картона, использование абсолютно прозрачных мисочек, стаканов и фужеров из пищевого пластика). Выпечку используем домашнюю.

Сладости

На столе должны стоять группами стаканы и небольшие тарелочки со сладостями и фруктами по количеству гостей. Что обычно предлагается гостям: разноцветное драже, орешки в шоколаде, мягкие и красивые сухофрукты, жевательный мармелад, обычный мармелад в сахаре, конфеты, карамель на палочках, зефир, макаруны.

Картонные украшения для стола

Декораторы иногда и сами используют для украшения сладкого стола готовые колпачки, маленькие подарочные пакеты (они часто бывают тематическими), готовые настольные композиции (объемные открытки), надувные фигурки разного размера. В многочисленных группах Вконтакте есть бесплатные шаблоны с подставками для капкейков, топперами, именными украшениями и т.д.

Цветы

Для оформления стола вам понадобятся цветы на совсем коротких ножках, поэтому их можно купить в цветочном магазине со скидкой. Поставьте их в небольшие емкости (вместо воды лучше использовать флористическую губку, пропитанную водой). Маленькие букеты — беспроигрышный прием для начинающего оформителя. Даже одна головка розы в бокале выглядит празднично и романтично.

Развлекательная программа для гостей

Посмотрите стоимость программ с аниматорами/ведущими для детей и (Москва, МО). Отдельно аниматора на праздник можно пригласить за 3000-5000 рублей/час (зависит от наполненности программы, дополнительных услуг и индивидуальных особенностей актера).

Самостоятельно организацией праздника родители занимаются в двух случаях:

  1. Хочется сэкономить
  2. Есть желание устроить такой праздник, которого никогда не было ни у кого из друзей ребенка

Если вы впервые организуете день рождения своими силами, отрепетируйте все блоки программы и продумайте все мелочи. Увы, предусмотреть все ситуации невозможно. Встречаются активные (иногда и агрессивные дети), какие-то задания не увлекают гостей, а некоторые игры слишком перевозбуждают. Кто-то обижается, кто-то просит скорее закруглить программу и нарезать торт. Все бывает! В запасе нужно иметь запасные развлечения.

Встреча гостей

Зона welcome — место встречи гостей, которые постепенно собираются на праздник. Кто-то приходит раньше, кто-то запаздывает. До начала застолья и игровой программы можно придумать небольшие интересные развлечения для первых гостей.

Например — или просто . Небольшие мастер-классы (пусть все гости делают коллаж или поздравительное панно с добрыми пожеланиями для именинника, надувают по одному шарику и подписывают открыточку с поздравлениями и т.д.)

Аквагрим и аксессуары

Если вы никогда не занимались аквариумом, купите не краски, а мелки для лица и тела. К мелкам прилагаются буклеты с простыми и интересными рисунками для мальчиков и девочек. Можно создать образ для каждого ребенка или объединить в одну команду тех, у кого на лицах одинаковые рисунки.

Кстати, в магазинах для праздника есть и наклейки на лицо и тело. Это безопасные смываемые «переводилки», с помощью которых можно создать любой образ.

Игры и конкурсы

У меня есть хорошая , которая может вдохновить начинающих аниматоров (мам, пап, братьев и сестер). Особенно мои посетители любят квесты!

Организовать больше 10 детей неопытному организатору очень сложно, нужно хорошо продумать все этапы командных развлечений и подготовить реквизит так, чтобы вы не тратили время на его поиск и раздачу командам. Любая заминка приводит к хаосу и потере интереса.

Простая и смешная настольная игра

Успех обеспечен в том случае, если условия игры максимально просты. Не предлагайте гостям мудреные сюжеты типа «Манчкин»! Сложно вникнуть во все правила во время праздника, будет скучно.

Это должно быть что-то такое, где игроки поочередно делают ходы, а результат зависит не от стратегии и тактики игрока, а все во власти случайностей. Что это может быть? Ну например, вот такой «Али-Баба и его верблюд».

Тут еще много интересных механических игр.

Мастер-классы

Многие творческие мамы занимаются каким-либо рукоделием, с удовольствием проводят мастер-классы для гостей ребенка. Проще всего, на мой взгляд — роспись пряников специальными сахарными карандашами (они продаются в супермаркетах вместе с сахарной пудрой, дрожжами, пакетиками желе и т.д.). Это готовые тюбики с глазурью, которая очень быстро засыхает. Вот, например, дети расписывали такими карандашами имбирных человечков.

Еще можно украшать деревянную фоторамку наклейками и стразами с липким слоем, делать бумажных животных по выкройкам. На моем сайте есть описание мастер-класса «Капитошка», «Роспись деревянных заготовок», «Роспись камней».

Поделки из наборов «Умная бумага»

Это очень качественные наборы, которые можно использовать для развлечения гостей. Например, на длинных праздниках для девочек мы раздаем наборы для создания кукольной мебели. Кто-то делает кроватку, кто-то — пианино, шкаф, кухонный гарнитур, обеденный стол, комод и т.д.

И детям занятие, и у именинницы останется на память много-много интересных предметов для игры. Девочки старше 7 лет справляются самостоятельно, маленьким надо помогать.

Есть такие наборы и для мальчиков (машины, военная техника, домики и т.д.).

Кукольный театр

Для домашнего кукольного театра можно соорудить небольшую ширму, а куклы-рукавички продаются в любом магазине игрушек. Не пытайтесь выучить с детьми текст, на празднике это не получится. Просто раздайте им кукол, а саму сказку пусть озвучивают родители. Кто-то читает за автора, кто-то говорить за мышку, медведя, зайку и т.д.

Дети при этом прячутся за ширмой показывают своих героев только тогда, когда слышат «свои» слова. Иногда это очень весело!

Спецэффекты

В комнате можно устроить не так много спецэффектов. Безопасность — прежде всего! Пружиные хлопушки можно использовать даже в маленькой комнате. Они есть с разными наполнителями, всегда очень радуют детей, поэтому купите каждому гостю свою хлопушку (они самые дешевые — от 30 до 70 рублей).

Под руководством взрослых можно использовать необычные свечи (те, которые раскрываются как лепестки и «поют», свечи, которые невозможно задуть и т.д.)

Еще одним из любимых детьми финалов праздника считается запуск шаров. Подготовьте записочки для желаний, пусть все сбудется! Если дело происходит на даче, можно разбить на радость всем.

Фотозона

Наши декораторы делают и т.д. Стоимость таких фотозон достаточно высокая, сейчас мы с вами подбираем экономичные варианты.

Место, где вы могли бы сделать красивые фотографии для именинника и гостей должно быть хорошо освещено. Это, пожалуй, главное условие. Используйте по возможности дневной свет. Если это сложно, приготовьте дополнительные источники света, иначе снимки с одной вспышкой могут вас разочаровать.

Праздник – важнейшее событие в жизни ребенка дошкольного возраста. Ребенок буквально считает дни от праздника к празднику, ждет очередного праздника с нетерпением и долго вспоминает о нем потом. Праздник дарит дошкольнику массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличной питательной почвой для детского воображения. В самостоятельных играх ребенка нередко появляются персонажи, с которыми он познакомился именно на праздниках – Снегурочка, Дед Мороз, Солнышко. Дошкольник с удовольствием обыгрывает увиденное и услышанное на празднике – повторяет понравившиеся сюжеты, поет песни, играет в игры. Даже малыши 3–4 лет после праздников устраивают своим игрушкам «праздники»: усаживают их на стульчики, разыгрывают запомнившиеся сценки, читают им стишки.

Конечно же, основная цель детского праздника – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека, и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Но для детей дошкольного возраста праздник не то, что для взрослого человека. Это не только и не столько отдых, организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса. На тематических праздниках дети получают много новой информации и закрепляют знания, приобретенные на занятиях. В процессе подготовки к праздникам дошколята учатся самостоятельности и организованности, умению согласовывать свои действиями с действиями других детей…

В детском саду отмечаются как праздники общегосударственного значения (Новый Год, День защитника отечества, Женский день, День Победы и День примирения и согласия), так и специфические праздники, которые в яркой и веселой форме помогают познакомить детей с временами года, различными природными явлениями, русским народным творчеством и пр. – например, Праздник зимы, Праздник весны, Осенняя ярмарка, В гостях у сказки, всевозможные тематические утренники и вечера.

Особняком стоят церковные и народные праздники, связанные с земледельческим календарем. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является светским государством, празднование церковных праздников отдается на откуп семье и не должно навязываться детям в детском саду. Родители сами решают, будут ли они давать своему ребенку религиозное воспитание, и в каком виде это будет происходить. Соответственно на уровне семьи рассматривается и вопрос о праздновании значимых церковных дат. Тем более, что Россия – мультиконфессиональное государство, и родители-мусульмане вряд ли обрадуются, если их ребенок будет принимать участие в празднике, посвященном, например, Троице или Яблочному Спасу. Что касается аграрных праздников, в основе которых лежат языческие представления наших далеких предков об устройстве мира, то правильнее заменить их так называемыми «сезонными» праздниками, на которых дети будут отмечать приход очередного времени года без какой-либо религиозной подоплеки. Тем более, что до наших дней аграрные праздники дошли в сильно измененном виде, лишенные сакральной окраски. И этому есть объективные причины: с одной стороны – Октябрьская революция, повлекшая за собой смену ценностей; с другой стороны – «устаревание» народных праздников, чье содержание входит в противоречие с современным образом жизни. Сегодня люди в массе своей не знают, какой глубокий мировоззренческий подтекст содержит тот или иной аграрный праздник, и не понимают большинства праздничных обрядов.

Детей необходимо заранее предупреждать о том, что в такой-то день состоится праздник. Это позволит им подготовиться к празднику, настроиться на него. Накануне праздника необходимо украсить помещение, в котором он будет проходить. В оформлении помещения следует учитывать сезонность и тематику праздника. Оформительские работы начинают в присутствии детей и, желательно, с их участием, даже если речь идет о младших дошкольниках. Заканчивают оформление помещения уже без детей, чтобы сохранить элемент неожиданности.

Необходимо заранее продумать, где дети будут переодеваться, где будут сидеть при просмотре кукольного представления, где будут спрятаны подарки, где будет лежать тот или иной предмет, задействованный в праздничной программе, и т. п.

Летние праздники лучше всего проводить на свежем воздухе. При этом участок, на котором состоится праздник, также необходимо украсить в соответствии с тематикой праздника. На ветки деревьев можно повесить флажки, гирлянды, воздушные шарики, игрушки; землю украсить цветами и игрушками.

Все дети на празднике должны быть одеты по-праздничному. Если праздник предполагает специальные костюмы, то дети должны знать, кто во что будет одет. Желательно использовать не полный костюм, а отдельные элементы, по которым легко опознать, кого изображает ребенок. В этом смысле очень удобны шапочки, маски и полумаски – ободки с верхней частью маски. Полный костюм будет сковывать движения ребят. Достаточно, если одежда будет нужного цвета, например, у лягушонка – зеленой, а у цыпленка – желтой. Праздничные персонажи, изображаемые взрослыми, должны быть одеты в полный костюм.

Начинаться праздник должен ярко и торжественно, чтобы дети сразу же настроились на праздничную волну. Это может быть совместная пляска или несложная разминочная игра. Весь праздник должна пронизывать одна общая идея, которая будет связывать между собой все элементы праздника. Хорошо, если на празднике будет присутствовать какой-то сквозной персонаж, который поможет ведущему вести праздник. Праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и пляски должны чередоваться с сольными выступлениями. А детские номера необходимо разбавлять минутами отдыха, во время которых дети смогут посмотреть выступления взрослых или старших ребят.

Обычно на празднике дети читают стихи, поют песни, танцуют, смотрят или показывают кукольные представления, теневые мини-спектакли и инсценировки, а также играют в игры. При этом не надо искать какие-то особенные литературные источники. Наоборот, желательно использовать стихи, песни, сказки и сценки, хорошо известные детям и любимые ими. Особенно это касается младших дошкольников, которых неудачным выбором и новизной материала можно только испугать. На празднике не должно быть слишком длинных и заумных стихов, которые скучны и в данных обстоятельствах просто-напросто неуместны. Не следует использовать взрослые песни с «детскими» словами. Дело в том, что у взрослой музыки совсем иная мелодика и иной ритм, чем у детской, поэтому нередко они трудны для исполнения в дошкольном возрасте.

Обязательный пункт праздничной программы – игры. Чтобы дети искренне радовались играм, они должны быть знакомы им по каждодневным занятиям в детском саду. Если дети в игре изображают каких-нибудь животных или птиц, то им на головы следует надеть специальные маски/шапочки, которые раздаются непосредственно перед проведением игры. А вот показать эти шапочки/маски следует заранее, чтобы на празднике дети не тратили время на их разглядывание.

В старшей и подготовительной группах можно провести конкурсы (например, детских рисунков), в которых дети смогли бы померяться силами. Для конкурса детских рисунков необходимо готовится заранее: дети выполняют рисунки дома, а на празднике их работы вывешивается на обозрение остальных детей и их родителей, которые и определяют победителя.

Завершается праздничная программа самым приятным для детей действом – раздачей подарков, которая должна быть обставлена в игровой форме (особенно для старших дошкольников, которые в этом вопросе весьма придирчивы). Можно преподнести подарки в какой-нибудь оригинальной упаковке. Можно спрятать их и попросить детей найти. Можно раздавать подарки в качестве призов. В любом случае, сам процесс раздачи подарков должен быть быстрым, но без суеты.

Если праздник предполагает праздничный пир, то его приурочивают к обычному приему пищи – завтраку, обеду или полднику. При этом стол должен быть украшен по-праздничному, а блюда праздничного стола должны быть по-настоящему вкусными и, по возможности, связанными с темой праздника.

Если на празднике предполагается музыкальное сопровождение (а какой праздник без музыки!), то детей необходимо заранее познакомить с выбранной музыкой. Старшие же дошкольники должны принимать непосредственное участие в подборе музыки! На одном празднике не должно быть слишком много песен и музыкальных фрагментов.

Вообще, для детей музыкальное оформление праздника имеет огромное значение. Они чутко реагируют на ритм, ладовую окраску музыки, которая пробуждает в ребенке определенное эмоциональное состояние. Правильно подобранная музыка помогает дошкольникам при разыгрывании сценок, побуждает их к уместным в данном контексте движениям. Медленная музыка заставляет двигаться более плавно, веселая и зажигательная – быстрее…

Несмотря на стремительное развитие техники и отсутствие проблем с записью нужного музыкального фрагмента, лучше использовать не аудиозапись, а живую музыку. Во-первых, человек, вживую исполняющий музыку, чутко реагирует на поведение детей и, при необходимости, может под него подстроиться. Во-вторых, дети на живую музыку откликаются более эмоционально, чем на фонограмму.

Программу праздника составляют таким образом, чтобы в нее можно было легко и безболезненно внести изменения. Дети – народ непредсказуемый, в результате чего праздник может пойти вразрез с намеченным путем. Например, дети отказались играть в предложенную игру или испугались какого-то персонажа. Такие «пустяки» не должны вывести воспитателей и ведущего праздника из равновесия. Важно быстро собраться и предложить детям новую игру, которая бы пошла у них на «ура», или повернуть праздник в безопасное русло. Как говорится, праздник должен состояться «при любой погоде»!

В данных обстоятельствах очень важна роль ведущего праздника, который должен быть творческим человеком, способным к импровизациям и хорошо знающим психологию дошкольника. Ведущий должен в совершенстве владеть русской речью, иметь четкий и выразительный голос, знать много шуток и игр, быть веселым, эмоциональным и находчивым человеком. И, конечно же, он должен любить детей. Желательно, чтобы это был не пришлый человек, что может испугать детей или, как минимум, напрячь их, а работник данного детского сада. На празднике в младшей дошкольной группе роль ведущего может взять на себя веселый и уверенный в себе ребенок из старшей/подготовительной группы (естественно, под чутким руководством воспитателя!).

Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием. Кстати, взгляды в отношении присутствия гостей на праздниках дошкольников неоднозначны. Некоторые считают, что присутствие посторонних отвлекает детей, а то и вовсе создает напряженную атмосферу. Но большинство педагогов сходятся во мнении, что гостей не только можно, но и нужно приглашать. С одной стороны, родители и близкие лучше узнают своих детей, смогут увидеть в них доселе нераскрытые таланты. С другой стороны, дети почувствуют, что родители интересуются ими и любят их, что в любом случае сближает детей и родителей.

Как и с детьми, с родителями необходимо провести подготовительную работу, что подразумевает не только и не столько привлечение финансирования или помощь в создании костюмов и праздничных блюд, но и объяснение правил проведения праздника. Родители часто обижаются и негодуют, что их детям дали второстепенную роль или не дали роли вообще. Надо попытаться объяснить, что ролей на всех не хватает, но это не значит, что на следующем празднике «обделенный» ребенок опять останется без роли. Как раз наоборот! Кроме того, необходимо объяснить родителям правила поведения во время праздника, чтобы они своей неуемной любовью и нескоординированными действиями не создали ненужного беспорядка. В частности, следует заранее рассмотреть вопрос о фото и видеосъемке праздника. Желательно, чтобы за съемку отвечали один – два человека, не больше.

Обычно праздники проводят в каждой группе отдельно. Так как дети дошкольного возраста развиваются стремительно, то ребенок 3-х лет и ребенок 6-ти лет – это два совершенно разных мира. Иногда чисто технически не удается собрать их на одном празднике, потому что младшие дошкольники быстрее утомляются.

Небольшие праздничные утренники и вечера не должны нарушать привычный распорядок дня в детском саду. Перед их началом не следует создавать много шума и суеты!

Ани Григорян
Как устроить праздник ребенку дома!!!

Как организовать праздник для детей .

Нынче для организации праздников для детей есть множество кафе, фирм, предоставляющих не только место проведения праздника , но и целую программу с клоунами, артистами, даже дрессированными животными. Но все равно праздник в доме , в своей семье остается самым теплым и веселым. Правда, к подготовке праздника для детей нужно отнестись со всей ответственностью.

Кажется, чего тут сложного : собрать детей в комнату с игрушками, вкусно покормить, и пусть себе и радуются – вот и весь детский праздник ! Но те родители, которые уже попались это сделать, точно знают, что такое не проходит : дети не умеют себя развлекать, начинают капризничать и ссориться.

Так что, если вы хотите действительно устроить праздник детям , все равно какой : новогодний, день рождения ребенка или просто позвать детей в гости, задумайтесь обо всем заранее и обязательно привлекайте к подготовке праздника детей .

Вместе с детьми, в соответствии с темой праздника , украсьте дом : летом подойдут цветы, осенью – красивые листья, зимой – еловые ветки, и, конечно же, шарики, гирлянды, флажки и пр. Уберите бьющиеся вещи из доступных для детей мест, освободите пространство для игр.

Новогоднюю елку наряжайте тоже вместе, всей семьей. Вспомните старинные обычаи, когда на елку вешали конфеты, пряники, орехи, фрукты. Обернутые в золоченую или цветную бумагу, повешенные на больших петлях из цветных ниток или шнура, эти лакомства и выглядят красиво, и доставляют массу удовольствия детям, когда они их будут снимать и есть во время праздника .

Праздник для детей должен начинаться с порога. Сразу займите маленьких гостей какой-нибудь игрой, чтобы они не скучали и спокойно дождались опоздавших. Да и насмеявшись и поиграв, дети спокойнее будут вести себя за праздничным столом .

Праздничный детский стол не перегружайте едой. Все блюда должны быть красивыми, нарядными, сочетаться между собой, иметь красивые названия и привлекательный для детей вид. Пусть это будут различные сырные шарики, грибочки из яиц, снеговики из сыра и крабовых палочек, смешные котлетки в виде поросят, испеченные зверушки и печенье в виде бантиков. Рецепты для детского праздничного стола вы найдете в Кулинарной книге «диких» хозяек.

Для сервировки детского стола не берите дорогую посуду. В этом случае даже можно воспользоваться пластиковой разовой посудой. Цветной и яркий пластик сделает нарядным детский стол, и дети смогут спокойно двигаться, не переживая, что что-то разобьется. Да и родителям хлопот меньше! Скатерть лучше поселить пеструю, яркую, а салфетки подобрать со смешными детскими рисунками.

Не загружайте детский стол разнообразными газированными напитками, гораздо разумнее сварить вкусные компоты и морсы, сделать соки, но тоже из сочетающихся между собой фруктов и ягод.

И, самое главное, придумайте программу детского праздника . Дети не должны скучать, иначе праздник не получится . Шумные подвижные игры нужно перемежать спокойными, разгадыванием загадок, фокусами. Обязательно приготовьте призы для победителей в играх, следите, чтобы участвовали все дети, чтобы не было обиженных и забытых. Как бы не сложилась игра, найдите возможность наградить маленькими игрушками, конфетами, карандашами или шоколадными медалями всех ребятишек, чтобы у каждого осталось ощущение победы и причастности к празднику и веселью , например, если это новогодний праздник , и дети в костюмах, наградите за лучший костюм. А можно наградить за самое громкое хлопание в ладоши!

Мы предлагаем вам игры для детей, в которые можно играть во время праздников . Но обязательно организатором таких игр должен быть кто-то из взрослых.

Игры для детских праздников

«Звери в темноте»

Подберите с изображением разных животных, но каждого вида животных должна быть пара. Картинки можно вырезать из журналов, отксерокопировать или просто схематически нарисовать. Всем участникам наугад раздаются карточки, и выключается свет! Каждый теперь должен найти своего родственника, подавая звуковые сигналя не зверином языке. В темноте начнутся мяуканье, хрюканье, кукареканье. Различите в этом гаме голос своей пары и смело идите на зов! Побеждает в этой игре тот, кто быстрее найдет свою пару.

«Гляделки»

Вам понадобятся : четыре стула - два напротив двух. Участники садятся напротив друг друга и по команде начинают пристально смотреть в глаза друг другу. Нельзя смеяться и моргать, отводить глаза. Проигравший выбывает. И так, пока не останется один победитель. Болельщики могут смешить и дразнить игроков. Выигравшему - то есть переглядевшему всех - приз - черничный йогурт (черника прекрасно влияет на зрение, которое он напрягал во время игры) .

«Испорченный телефон»

Очень хорошая игра, когда нужно успокоить расшалившихся не в меру детей. Все садятся рядком, закрыв руками уши и зажмурив глаза. Ведущий (первый в цепочке) говорит тихо-тихо на ухо ближайшему игроку какое-нибудь слово. Тот жестами и мимикой пытается передать это слово следующему игроку, а тот уже говорит то, что понял очередному игроку на ухо.

«Будильник»

Вам понадобится громко тикающий будильник. Это игра для расшумевшихся детей. Все они должны выйти из комнаты, в которой взрослые прячут тикающий будильник. Дети должны тихо войти в комнату и прислушаться. Тот, кто догадался, где спрятан будильник, должен молча сесть на пол. Ничего говорить нельзя! Тот, кто остался стоять последним, в утешение в следующий раз сам прячет будильник.

«Хлопушки»

Вам понадобится : ряд стульев, или длинный диван. Несколько игроков садятся в ряд и кладут руки на коленки соседям : левую руку на правое колено соседа слева, правую - на левое колено соседа справа. Разобравшись в правом и левом, начинайте хлопать по коленкам соседей с самого края цепочки, стараясь, чтобы хлопки следовали по цепочке последовательно, не перескакивая свою очередь. Тот, кто хлопнул раньше времени или пропустил свою очередь, убирает «провинившуюся» руку с коленки, и игра продолжается. Побеждает самый сосредоточенный игрок, у которого осталось две или одна (последняя) рука на колене соседа.

«Шарики-веники»

Вам понадобятся : 2 воздушных шарика, 2 веника (как вариант - 2 ракетки для бадминтона, свободное пространство. Двум участникам (или двум представителям команд) предлагается донести шарики на вениках, не прокопов их и не уронив, не придерживая рукой. Тому, кому это удастся, можно выдать специальную медаль и сертификат, предоставляющий право подмести квартиру!

«Приклей хвостик»

Вам понадобится : нарисованная на большом листе бумаги собака, без хвоста (можно вырезать ее из журнала или сфотографировать и распечатать крупным планом вашу собаку, хвост, вырезанный отдельно и оснащенный липучкой (кусочком пластилина) . Каждый из участников должен с завязанными глазами, сделав 2-3 оборота вокруг собственной оси, подойти к картине с хвостом в руках (лучше подвести его, чтобы он не прилепил хвостик кому-нибудь другому) и приклеить его. Теперь пора снять повязку и посмотреть, над чем смеются все вокруг. Ой, а хвост-то на голове!

«Болото»

Несколько листков вырезанных из бумаги листьев лопуха, повязки для глаз. Пять участников (дети) собираются перейти через «болото» - например, на другую сторону комнаты или коридора. Для этого ведущий (взрослый) должен положить для них «кочки» - листки лопуха, расположенные в большом шаге друг от друга. Участники должны, как следует, запомнить расположение листков, даже "потренироваться ходить по ним, взявшись за руки. Теперь участникам нужно завязать глаза и., незаметно убрать все лопухи, Теперь интересно понаблюдать, как болотоходцы станут вспоминать расположение листиков и постараются не угодить в болото. Кстати, без зрителей, подзадоривающих путешественников и комментирующих их шаги, будет скучно.

«Свет мой, зеркальце, скажи.»

Вам понадобится : большое зеркало. Первый - самый смелый участник - становится перед зеркалом и по команде ведущего, глядя себе в глаза, начинает хвалить самого себя. Нельзя отводить глаза и смеяться, а также надолго замолкать. Важно засечь время, сколько продержится каждый участник, не засмеявшись. Следите, чтобы дети не устали, иначе они станут плаксивыми или агрессивными. Любой праздник нужно уметь красиво закончить, например, организовав конкурс, кто быстрее оденется. Провожая маленьких гостей, проследите, чтобы они не забыли взять с собой свои призы, а своего малыша постарайтесь отвлечь какими-то спокойными делами, чтобы у него улеглось возбуждение. Веселого праздника вам и вашим детям !

Как весело провести Новый год дома с детьми

Как весело встретить Новый год дома с детьми ? Таким вопросом часто задаются те родители, которые проводят этот праздник в семейном кругу . Мы подскажем несколько идей, как сделать этот вечер интересным и запоминающимся.

красиво и необычно нарезанные фрукты и овощи, бумажные фигурки, елочная мишура, еловые ветки и шишки, блестки, салфетки с новогодней тематикой. Не используйте для украшения детского новогоднего стола горящие свечи : они могут представлять большую опасность для детей. Если вам хочется необычно украсить стол, вы можете использовать елочные гирлянды с разноцветными лампочками. Удобнее всего для украшения стола использовать гирлянды на батарейках.

Помните, что все игрушки и аксессуары для украшения детского праздничного стола обязательно должны быть.

Как украсить детский новогодний стол

Чтобы новогодний вечер дома с ребенком прошел весело и интересно, нужно заранее уделить внимание каждой мелочи. Очень большое значение имеет новогодний стол для самых маленьких. Он обязательно должен быть красиво украшен : яркая скатерть, цветная посуда для сервировки, украшения. Специально для детей можно приготовить интересные и веселые блюда в виде елочек, домиков, зверей и птиц. Обязательно привлекайте детей к процессам украшения стола и приготовления и украшения блюд.

Подарки и сюрпризы для детей и взрослых

Праздник станет незабываемым , если каждого члена семьи будут ждать подарки. В качестве игры можно спрятать маленькие подарочки и сувениры в разных потайных местах квартиры и предложить их найти, следуя инструкциям на «карте сокровищ» или оставленным на видных местах записочкам с описаниями следующего шага поисков.

Новогодние фейерверки

Любимое всеми детьми развлечение – запуск фейерверков. Не забывайте правила, которые нужно соблюдать при запуске фейерверков : ни в коем случае не давайте их в руки детям, следуйте инструкции на упаковке, убедитесь в том, что расстояние от жилых домов составляет не менее того, которое указано на упаковке пиротехнического средства как безопасное. Все зрители должны находиться на достаточном расстоянии с подветренной стороны от фейерверка.

Праздник для детей

На современном этапе кардинального реформирования всех сфер общественной жизни становится очень важной разработка научно-практических основ сферы досуга, особенно актуальным является исследование социально-педагогических аспектов детского праздника.

Для большинства благополучных в развитии современных детей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и праздники.

На сегодняшний день есть определенный и положительный опыт удовлетворения детского населения в их потребностях культурной организации досуга различных учреждений. Широко распространена организация массовых детских праздников

Праздник – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни детей и подростков. Современная методологическая ситуация в педагогике выявляет понимание важности значения детского праздника в деятельности всех учреждений системы образования.

Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Любой праздник несет в себе элемент отдыха.

Педагогическая ценность детских праздников как культурно-образовательного явления

Широкое понимание образования предполагает учет воспитательных и развивающих возможностей не только программ обязательного обучения, но и процессов непреднамеренного воспитания, других воздействий социальной среды.

Детский возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

Детские праздники - день рождения, Новый год и другие массовые праздники - это возможность рассказать ребенку о многообразии и радостях окружающего мира. Поэтому в детские праздники входят воспитательные моменты и познавательные задания, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.

Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм.

Праздничная деятельность детей очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник как объективное событие основан на ценностях общения, ценностях переживаний и ценностях творчества. Эмпатийное единство участников праздника помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.

Праздник - одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольном возрасте как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимопонимания.

Таким образом, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Праздники как форма детского досуга

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.

Дети особенно остро чувствуют праздничный досуг как прикосновение к подлинной свободе творческого самовыражения и самореализации.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Детский праздник способствует в формировании характера ребенка таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность.

Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.

Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей:

Церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;

Календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;

Профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);

Гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)

Спортивные праздники;

Праздники для детей;

Мемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;

Юбилейные праздники городов (День города), областей и республик.

Основные задачи детского массового мероприятия:

Совершенствование качества и эффективности празднично-досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей;

Разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой деятельности;

Осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуга;

Воспитание гражданственности и патриотизма детей и подростков в процессе проведения героико-патриотических ритуалов, акций и тематических праздников;

Развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;

Поиск новых художественно-педагогических форм, методов и технологий проведения праздничных программ для детей и подростков;

Определение художественного уровня детских праздников, проводимых учреждениями образования и выработка методических рекомендаций по организации и проведению празднично-массовых мероприятий для детей;

Художественно-педагогическое проектирование системы работы организаторов детских праздников.

Восстановление культурно-исторической среды, сохранение народных праздничных традиций своей страны, освоение духовных ценностей культуры мира.

Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром. Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

Абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

Наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества.

Организация детского праздника и его основные элементы

Детство один из самых беззаботных и незабываемых периодов в жизни человека. Из детства мы несем самые теплые и нежные воспоминания. Оптимальность и гармонизация детского развития через игровые формы первоначального семейного воспитания и образования требует специального внимания к игровой культуре как важному аспекту психологической культуры семьи и взрослеющей личности. Именно по этому важно организовать ребенку незабываемый праздник.

Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними.

Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

Детские праздники могут, устраивается по случаю дня рождения или нового года. Главной атрибутикой этих торжеств является так называемый сладкий стол. Сладости и заводные,подвижные игры, помогут сделать праздник по настоящему веселым.

Правильно организованный детский праздник, это залог здорового восприятия ребенком окружающего его мира.

Можно выделить следующие этапы работы над праздником:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.

Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.

В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

Самое главное, при выборе детской игры не забывать о возрастных категориях, дети разного возраста не охотно играют вместе. Первое - разное развитие, во-вторых, интересы, ну а самое главное правило игры говорит, что все должны находиться в равных условиях, иначе ребенку можно нанести моральную травму. Также не стоит забывать и о том что, поощряя ребенка в игре, нужно непременно наградить и отметить других. Дети не понимают, что такое проиграть, и всегда ревностно относятся, когда кому-то достается приз.

Праздник для детей - признак действительной заботы общества о будущем нового поколения. К категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных форм

Цель детских праздников - организация содержательного свободного времени детей, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм культурно-массовой работы, направленной на повышение воспитательных функций досуговой деятельности.

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств.

Список литературы

  1. Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: МГУКИ, 2003. – 123 с.
  2. В гости праздник к нам пришел: сценарии праздников в детском саду / авт.-сост. Т.А. Ежикова, Т.Я. Кляйн. – Волгоград: Учитель, 2003. – 59 с.
  3. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет –М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 121 с.
  4. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 2004. - 32с.
  5. Календарные и народные праздники в детском саду . /авт.-сост. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2009.– 110 с.
  6. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 2007. - С.31-33.
  7. «Лето красное, звонче пой!»: сценарии утренников и развлечений для дошкольников /авт.-сост. О.П. Власенко.– Волгоград: Учитель, 2007.– 140 с.
  8. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб.: 2008. с.16.
  9. Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста /авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2007.– 100 с.
  10. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально культурного творчества детей и молодежи. - Казань, ГранДан, 2004. - 462с.
  11. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы.- СПб.: 2008. с. 25.
  12. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М.: Сфера, 2000.
  13. http://www.calend.ru/holidays/russtate

Статьи по теме: