Конспект открытого занятия в подготовительной речевой группе. Что будет, если после осени сразу наступит весна? Интеграция образовательных областей

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе.

Тема: « Посылка от Вини- Пуха.»

Цель: Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Задачи: 1. Учить образовывать притяжательные прилагательные;

2. прививать навыки слогового чтения;

3. расширять словарный запас;

4. воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу и к окружающему миру.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках на паласе.

Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

Дети. Пасмурная.

Воспитатель. Какое настроение навивает на человека пасмурная погода?

Дети. Грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?

Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…

Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми именами и пожимая руки.(Выполняют) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как ещё можно сказать о хорошем настроении?

Дети. Доброе, весёлое, тёплое, ласковое, радостное…

Воспитатель. Посмотрите, вот что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это посылка. Но кому она предназначена? От кого пришла?

Дети садятся за столы рассматривают и читают, вместе с воспитателем, конверт адресом .

Воспитатель. Адрес наш, а вот от кого она? Смотрите, что здесь написано: «Разложите буквы в соответствии с числами – от 1 до 10, и у вас получится слово».

Дети по карточкам составляют слово «медвежонок».

Воспитатель. От кого же посылка?

Дети. От медвежонка.

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, что он нам прислал?

Открываем коробку, а там пустой горшочек и снежинки с заданиями.

«Здравствуйте ребята! Сорока, моя добрая знакомая, рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще- смелые и дружные ребята. Я приготовил для вас игры, а ещё очень трудные задания. Если вы всё сделаете правильно, то по окончанию заданий горшочек станет полный. Ваш друг медвежонок Винни – Пух».

Воспитатель.Посмотрите все снежинки с номерами,достаём снежинку с цифрой 2 читаем: « Вы знаете сказку «Теремок», назовите всех животных по порядку: кто за кем подходил к теремку - и разложите карточки с изображением животных в том же порядке, а из букв составьте названия этих животных».

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Достаём снежинку с цифрой 2. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»

Дети встают по кругу, воспитатель кидает мяч всем по очереди и задаёт вопросы. – У медведя чей дом? – Медвежий.

У зайца чей дом? – Заячий.

У волка чей дом? – Волчий. и т. д.

Воспитатель. Молодцы! А как вы думаете, что сейчас делает Винни – Пух?

Дети. Спит.

Воспитатель. Как вы думаете, что может сниться медведю?

Дети. Мёд, малина, река, солнце, зелёная трава

Воспитатель. Хорошо ребята. Кто знает, у медведя чей хвост? (медвежий). Лапа у медведя чья? (медвежья) и т. д.

А вот и 4 снежинка и задание. «Кто помнит, на чём Винни – Пух решил добраться до дупла с мёдом?» (ответы.) Верно, я тоже предлагаю взять воздушные шары и надуть их. На что они похожи и какого они цвета?

Дети рассматривают шары и затем спускают их со звуком « СС-СС-с!»

Воспитатель. Вот и 5 снежинка. Здесь так много написано… Слушайте внимательно вопросы.

Сколько рогов у 2 коров?

Сколько ушей у 3 мышей?

Каких камней нет в море?

Сколько орехов в пустом стакане? и т. д.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания медвежонка. Можно теперь открывать горшочек с подарками.

Дети открывают горшочек. В нём снежинки 2 цветов и записка: « Если вам понравилось то возьмите красную снежинку, а если нет – жёлтую». Дети разбирают снежинки.

Воспитатель. Ребята, давайте и мы приготовим Винни – Пуху подарки – нарисуем его портреты, а потом пошлём к нему в лес.

Дети рисуют портреты, устраивают выставку

Занятие окончено.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ « СКОРО В ШКОЛУ.ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Цель: Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.

Задачи:

1. развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

2. формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).

4. формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных.

5. обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

6. обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.

7. развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Новая лексика

Существительные:

школа, урок, перемена, класс, парта, одноклассники, ученики, учитель, портфель, учебник, тетрадь, пенал, ручка,

карандаш, кисточка, ластик, линейка, дневник, отличник, двоечник.

Глаголы:

учиться, слушать, наблюдать, писать, читать, считать, решать, задавать, рисовать, заниматься, готовить (уроки).

Прилагательные:

прилежный, внимательный, старательный, способный, ленивый, аккуратный, неряшливый, ответственный,

строгий, требовательный, добрый, заботливый.

Наречия:

внимательно, старательно, прилежно, хорошо, отлично, плохо, грязно, умело, красиво.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

ЖАДИНА

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернёшь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

С. Маршак

Игра «Великаны - гномики»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры . Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.

Например:

У великанов большие портфели, а у гномиков - маленькие портфельчики.

У великанов большие книги, а у гномиков - маленькие книжечки.

У великанов большие карандаши, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие тетради, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие линейки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие ручки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие кисти, а у гномиков - маленькие...

Игра «Растеряшка»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой по имени Растеряшка.

Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята

достали учебники, а у неё нет (чего?).... Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего?) .... У всех в пенале

ручка, а у неё нет (чего?) .... Дети достают карандаши, а у неё нет (чего?).... Как вы думаете, чего ещё нет у

Растеряшки?

Игра «Как?»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных

Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»

Мальчик -хороший ученик, он учится (как?)... (хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает (как?) ... (внимательно).

Старательные ученики всегда делают уроки (как?) ... (старательно).

Прилежные ребята учатся (как?) ... (прилежно).

Тот, кто получает отличные отметки, учится (как?) ... (отлично).

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами-наоборот.

Маша опрятная девочка, а Саша - ... (неряшливый).

Лида старательная ученица, а Катя - ... [ленивая).

Женя толстый, а Лена - ... (худая).

Витя сильный, а Рома - ... (слабый).

Коля храбрый, а Костя - ... (трусливый).

Даша учится хорошо, а Олег - ... (плохо).

У Олеси портфель новый, а у Иры - ... (старый).

Игра «Семейка»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти заданным словам родственников.

Слова: школа, книга, учить.

Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов.

Ход игры. Задание выполняется в тетрадях. Воспитатель предлагает детям проследить, куда ведёт стрелочка, и

расставить буквы по местам. Дети читают, какое слово получилось, и выполняют его звуковой анализ.

Игра «Поймай звук»

Цели : развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [с]: карандаш, ластик, ранец, класс, кисточка, школа, карандаш, одноклассник.

Звук [ч]: учебник, школа, ученик, ручка, тетрадь, кисточка, чтение, пенал, учитель.

Игра «Кто больше?»

Цели: развивать зрительное внимание, мышление, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

активизировать словарный запас.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми слово и предлагает составить из букв этого слова как можно больше

новых слов.

К А Р А Н Д А Ш И К

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ЧИТАЛОЧКА

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

В. Берестов

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Нежарким солнышком согреты,

Леса еще листвой одеты.

У первоклассников букеты.

День хоть и грустный, но веселый.

Грустишь ты: - До свиданья, лето!

И радуешься;

Здравствуй, школа!

В. Берестов

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжей не шути!

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос!

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь - на пари!

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Считаем вместе: Вот ОДИН

А вот и ДВА, смотри!

ОДИН и ДВА, - закончил сын, -

Как раз и будет ТРИ!

Вот молодец! - сказал отец, -

И в самом деле три!

И потому я два возьму, А

третий ты бери!

Б. Заходер

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Вчера лишь тебе говорили - малыш,

Порой называли - проказник.

Сегодня уже ты за партой сидишь,

Зовут тебя все - первоклассник!

Серьезен. Старателен. Впрямь - ученик!

Букварь. За страницей - страница.

А сколько вокруг замечательных книг...

Великое дело - учиться!..

Р. Фархади

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт.

(Карандаш)

А. Рождественская

Это что тут за зверёк

Ходит вдоль и поперёк?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

В. Данько

Крошки-птички

Сели в ряд

И словечки говорят. (Буквы)

В. Фетисов

На чёрном поле

Скок- поскок -

Гуляет зайчик- белячок. (Доска имел)

В. Кремнев

Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от неё не услышишь ни слова.

(Книга)

А. Костаков

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец!..

Но нельзя, я школьный... (ранец).

Текст для пересказа

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш!

А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает

Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что, позволил брат? - на другой день спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко...

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

Ну что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

По В. Осеевой

Вопросы:

Почему Лена попросила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Что случилось на другой день? На третий?

Почему Лена не взяла карандаш?

Что произошло на уроке?

Почему Катя покраснела?

Что сказал учитель девочкам?


Программное содержание :

  • Обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения.
  • Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления.
  • Учить образовывать наречия (весна теплая, а лето…теплее и т. д.)
  • Учить решать противоречия.
  • Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень.
  • Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.
  • Учить называть слова с заданным звуком.
  • Учить делить слова на слоги.
  • Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.

Ход занятия

Один мой знакомый художник подарил мне картину. Вот она. Но вот я, чем больше на нее смотрю, никак не могу понять. Как же эту картину можно назвать? Может, вы мне поможете?

(Эту картину можно назвать «Зима»…)

Вы все правы. Здесь нарисована и весна, и лето, и осень, и зима. Если здесь нарисованы все времена года, значит, как можно назвать эту картину? (Времена года.)

А можно назвать ее «Круглый год»?

Сколько всего времен года?

Назовите времена года по порядку.

Игра «Кто больше?»

Какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая? (Морозная, снежная, холодная, вьюжная, волшебная, сказочная, белая…).

Какими словами можно сказать о весне? Весна, какая? (Теплая, радостная, долгожданная, веселая, звонкая, цветущая, несмелая, затяжная, буйная, ранняя, поздняя, красивая …).

Какими словами можно сказать о лете? Лето, какое? (Знойное, теплое, жаркое, горячее, душное, щедрое, урожайное, засушливое, дождливое, солнечное…).

Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая? (Золотая, дождливая, сырая, поздняя, долгая, нарядная, ненастная, ранняя, унылая, хмурая…)

Скажите, а какое время года вам нравится больше всего?

И это не удивительно, что вам всем нравятся разные времена года.

Вспомните рассказ К. Ушинского «Четыре желания». Мы с вами уже читали его на занятиии.

Что понравилось Мите осенью? (Осенью Мите понравилось собирать в саду плоды – румяные яблоки и желтые груши).

Что понравилось Мите зимой? (Мите зимой понравилось кататься на санках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке.)

Что понравилось Мите летом? (Мите летом понравилось ходить с отцом на сенокос, ловить рыбу, собирать ягоды, кувыркаться в душистом сене).

Каждое время года Мите казалось лучше, чем предыдущее. Лето было хорошее, а осень лучше.

Игра «Сравни»

Весна теплая, а лето… (теплее).
Осень холодная, а зима… (холоднее).
Июнь жаркий, а июль… (жарче)
Лето дождливое, а осень… (дождливее).
Вечером темно, а ночью… (темнее).

Игра «Узнай время года?»

Один ребенок будет рассказывать, а остальные должны будут угадать, какое это время года.

Это самое холодное время года. Дни короткие, ночи длинные. Выпадает снег, стоят морозы. Растения не растут. Деревья стоят голые, без листьев. У животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Некоторые животные все это время года спят. Люди носят теплую одежду. Дети любят в это время года играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, на ледянках со снежной горы, на коньках по замерзшей реке. Какое это время года?

В это время года дни становятся длиннее и теплее. Природа оживает. На деревьях появляются почки, зеленеет травка, растения начинают расти. Птицы возвращаются из теплых стран. Они начинают ремонтировать свои гнезда. Медведица выходит из берлоги со своими медвежатами. Дети любят в это время года пускать кораблики в ручейки. Какое это время года?

Это самое теплое время года. Дни длинные, а ночи короткие. Все растет. Распускаются цветы, зреют фрукты, ягоды. У птиц и животных появляется много пищи. Люди проводят много времени на улице, купаются, загорают. Многие едут отдыхать на море. Какое это время года?

В это время года дни становятся короче и холоднее. Растения больше не цветут. С деревьев опадают листья. На деревьях и кустарниках много плодов и ягод. Не только люди, но и животные готовят запасы на зиму. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные, моросящие дожди. Какое это время года.

О каком времени года я вам сейчас прочитаю стихотворение?

Если в поле ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже … (лето),
Значит, кончилась… (весна).

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес:
Ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
(Летом)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Завалился медведь спать.
Что за время года к нам пришло опять?
(Осень)

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля она,
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело!
(Зимой)

Игра «Что будет, если…»

Что будет, если после осени сразу наступит весна?

Зимой природа отдыхает. Если не будет зимы, то у деревьев не будет силы для новых листьев. Птицы только прилетят в теплые края, а им уже надо возвращаться назад, они устали и могут не долететь. Медведь только заснул, а ему надо вставать, он не успеет выспаться.

Что будет, если после лета сразу наступит зима?

Если не будет осени, то с деревьев не успеют опасть листья и зимой под тяжестью снега, ветки поломаются. Перелетные птицы не успеют улететь в теплые края, и зимой им нечем будет питаться, они погибнут. Люди и животные не приготовят запасы на зиму.

Все времена года должны приходить каждое в свое время. Все времена года хороши по-своему.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель бросает мяч и называет слово, а дети первый звук этого слова. (Зима, весна, лето, осень, дождь, снег, радуга, ветер и другие)

Физкультминутка «Прогулка под дождем»

Мы по улице гуляли
(Ходьба на месте.)
И под тучку забежали.
(Бег на месте.)
Кап-кап-кап-кап-капли,
(Руки в стороны, поочередное зажимание пальцев в кулачок.)
Мы промокли и озябли.
(Похлопывание себя по бокам, руки скрестно.)
Кап-кап-кап-кап-капельки,
(Поочередное разжимание пальцев.)
Не расстроились ни капельки.
(Махи руками над головой.)

Прошу отгадать загадку :

«В дверь, в окно стучать не будет,
А войдет и всех разбудит. Что это?»
(Солнце)

Штриховка «Солнце »

Прошу заштриховать солнце и нарисовать лучи.

Штриховать слева-направо, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами).

Упражнение «Разбери слово зима »

Какое время года нарисовано на картине?? Сколько нарисовано клеточек? Почему?

Какой первый звук? Каким кружком обозначим? Почему?

Какой второй звук? и т.д.

Назови согласные в этом слове? Назови гласные? Что можно рассказать об этом слове? (В этом слове два гласных звука и два согласных.).

Игра «Угадай-ка»

На мольберте прикреплены картинки и модели звукового состава. Прошу детей провести линии от выбранной картинки к соответствующей модели и объяснить выбор.

Игра «Волшебная поляна»

У меня на поляне живут разные предметы. Их названия начинаются с разных звуков.

Найдите те предметы, названия которых делятся на два слога.

Найдите те предметы, названия которых делятся на три слога.

Найдите те предметы, в названии которых один слог.

Анализ занятия.

Сегодня мы с вами поговорили о временах года. Теперь вы знаете, что все времена года приходят каждое в свое время. Все они хороши по-своему.

Много придумали определений к словам «лето», «осень», «зима», «весна».

Правильно определяли количество звуков в словах, делили слова на слоги.

Аккуратно заштриховывали, соблюдали расстояния между линиями, старались не выходить за контур.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию с учетом ФГОС в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»

Провела воспитатель

Заварзина О.А.

Цель: уточнить, расширить и закрепить знания воспитанников о сказках разных жанров.

Задачи:

Речевое развитие:

Обогащать и активизировать словарь по теме "Сказки";

- учить правильно и полностью отвечать на вопросы, выразительно рассказывать отрывки из сказок;

Закрепить умение узнавать сказки по героям, по отрывкам из произведений, называть героев определенных сказок;

Развивать внимание, память, логическое мышление;

Познавательное развитие:

Повышать интерес детей к сказкам, используя занимательные вопросы и игры;

Социально-коммуникативное развитие:

Способствовать развитию умения слушать товарищей и помогать им

Формировать дружеские взаимоотношения между воспитанниками;

Создать эмоционально-позитивный настрой.

Художественно-эстэтическое развитие:

- развивать творческую активность воспитанников в театрализованной деятельности ;

Физическое развитие:

Способствовать развитию координации речи с движениями.

Оборудование:

Мешочек с жетонами двух видов – «колобок» и «теремок» (по количеству детей, для деления на команды);

Аудиодиск с детскими пенями;

Иллюстрации к сказкам, которые упоминаются в досуговой деятельности;

Оборудование театрального уголка.

Пазлы «Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Гуси-Лебеди».

Ребята, скажите пожалуйста, а вы любите сказки?

А каких сказочных героев вы знаете?

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду кидать каждому из вас мяч, а вы будете называть мне по одной сказке.

Ребята, как вы думаете, а кто сочиняет сказки? (ответы….)

Правильно, писатели. А каких писателей – сказочников вы знаете? (ответы…)

А еще есть сказки, у которых нет конкретного автора. Они называются народными сказками. Бабушки сочиняли и рассказывали сказки своим внукам. Внуки вырастали и рассказывали эти же сказки уже своим детям. Сказки передавали из уст в уста из поколения в поколение. В каждой стране есть свои народные сказки (русские народные сказки, украинские, немецкие, итальянские и т.д.)

А давайте мы с вами отправимся в путешествие по сказкам! Для этого вам надо быть внимательными и вовремя вспоминать названия сказок и их героев. Чтобы было интереснее, мы разделимся на две команды. Первая команда будет называться «Теремок», а вторая команда – «Колобок». За каждый правильный ответ команда будет получать 1 жетон. В конце нашего путешествия я посчитаю жетончики и мы определим команду-победителя.

1задание.

У сказок, как правило, есть свое особое начало и конец. Команда «Теремок» называет, какими словами могут начинаться сказки, а команда «Колобок» – какими словами могут заканчиваться.

Воспитанники выполняют задание:

1. Жили-были… ; В некотором царстве, в некотором государстве;… Давным –давно… ;

2. Стали они жить поживать и добра наживать; Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок; Жили они долго и счастливо;

2задание.

Участникам каждой команды надо правильно ответить на следующие вопросы:

«Теремок» 1) На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)

«Колобок» 1) На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде).

«Теремок» 2) Какой предмет дома может лежать на полу или висеть на стене, а в сказках- летать? (Ковер-самолет)

«Колобок» 2) назовите предмет одежды, который делает человека в сказке невидимым (Шапка-невидимка)
«Теремок» 3) Чем взмахивает волшебник, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)

«Колобок» 3) Какую обувь одевали царские гонцы, чтобы быстрее обежать все царство? (Сапоги-скороходы)

«Теремок» 4) Если ее положить на стол, еда появится сама. (Скатерть-самобранка)

«Колобок» 4) Что нужно сломать, чтобы победить Кощея Бессмертного? (Иголку)

«Теремок» 5) Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»?(Вода)

«Колобок» 5) Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? (Кашу.)

«Теремок» 6) Что сломала Маша в гостях у трех медведей? (стул)

«Колобок» 6) Из чего фея сделала Золушке карету? (из тыквы)

«Теремок» 7) В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)

«Колобок» 7) В какой сказке принцесса спала 100 лет? («Спящая красавица»)

3 задание. «Узнай сказку» и назови автора.

«Теремок» 1) Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Колобок» 1) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки – царя

Родила богатыря» (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….») .

«Теремок» 2) «Приходи к нему лечиться и корова и волчица…»(К.И.Чуковский «Айболит»)

«Колобок» 2) «Ах ты гадкий,ах ты грязный, неумытый поросенок…» (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)

«Теремок» 3) «Бабочка - красавица, Кушайте варенье!

Или вам не нравится Наше угощенье?" (К.И.Чуковский «Муха – Цокотуха»)

«Колобок» 3) « А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне галоши, И мне, и жене, и Тотоше".(К.И.Чуковский «Телефон»)

«Теремок» 4) "Вот царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей, Королевич Елисей". (А.С.Пушкин"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")

«Колобок» 4) «Жил-был поп, толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда,

Идёт сам не зная куда». (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Ребята, мне кажется.что мы с вами уже устали. Давайте немного отдохнем и повеселимся.

Воспитанники танцуют под музыку из кинофильма «Красная шапочка».

4 задание. «Сказочный сундук»

В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь в названии сказки.

«Теремок» 1) « Царевна - индюшка» («Царевна-лягушка»)

«Колобок» 1 ) «По-собачьему велению» («По-щучьему веленью»)

«Теремок» 2) «Сивка- будка» («Сивка-бурка»)

«Колобок» 2) «Иван-царевич и зелёный змей» («Иван-царевич и серый волк»)

«Теремок» 3) «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Колобок» 3) «Петушок- золотой пастушок» («Петушок –золотой гребешок»)

«Теремок» 4) «У смеха глаза велики» («У страха глаза велики»)

«Колобок» 4) «Лапша из топора» («Каша из топора»)

«Теремок» 5) «Петушок и гороховое зёрнышко» («Петушок и бобовое зёрнышко»)

«Колобок» 5) «Петушок и гороховое зёрнышко» («Петушок и бобовое зёрнышко»)

«Теремок» 6) «Утки-лебеди» («Гуси-лебеди»)

«Колобок» 6) «Лисичка с кастрюлькой» («Лисичка со скалочкой»)

5 задание. «Назови героя сказки»

Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай!

«Теремок» 1) Какой герой сказки лечит детей, зверей,насекомых..? (Доктор Айболит)

«Колобок» 1) От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры)

«Теремок» 2) Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка)

«Колобок» 2) Какое насекомое нашло денежку, купило на базаре самовар и устроило пир? (Муха-Цокотуха)

«Теремок» 3) Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)

«Колобок» 3) Кого Иван-Царевич нашел на болоте? (Царевну-лягушку)

«Теремок» 4) Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг (Чиполлино).

«Колобок» 4) Кто смастерил из деревянного полена мальчишку с длинным носом?

(папа Карло).

«Теремок» 5) Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше? (Карлсон)

«Колобок» 5) Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? (Маша).

6 задание. Давайте вспомним слова герев русских народных сказок и их песенки.

«Теремок» 1) Что напевал Колобок? («Я от бабушки ушел…»)

«Колобок» 1) Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост? («Ловись рыбка большая и маленькая»)

«Теремок» 2) Что говорила Лиса, когда не хотела уходить из избушки Зайца? («Как выскочу, как выпрыгну - полетят клочки по закоулочкам»)

«Колобок» 2) Что говорила Маша Медведю сидя в у него в коробе? («Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке»)

«Теремок» 3) Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе? (« Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое»)

«Колобок» 3) Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? («Кто в теремочке живет…»)

«Теремок» 4) Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось без его участия? («По- щучьему веленью, по-моему хотенью..»)

«Колобок» 4) Какими словами звал Иванушка –дурачок коня Сивку-бурку? (« Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой»)

7 задание «Собери картинку»

Воспитанникам необходимо собрать пазлы (по 2 картинки на команду) по сюжетам русских народных сказок и назвать эти сказки. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Гуси-Лебеди»).

8 задание.

Сейчас ребята я предлагаю вам стать артистами и показать отрывки из сказок. Одна команда готовит для нас сказку «Теремок», а другая команда - сказку «Колобок».

Воспитанники самостоятельно берут соответствующие пальчиковые игрушки, шапочки-маски и необходимые им атрибуты. Разыгрываются сказки.

Воспитатель подводит итоги, считает жетоны, награждает всех ребят.


Статьи по теме: