Конспект занятия «Зачем нужно трудиться? «Папа, зачем надо трудиться.

Если вы родитель, то перед вами стояла или стоит задача научить ребенка трудиться. Все знают, что об этом надо говорить, но на практике оказывается. Что «правильных слов» оказывается недостаточно, чтобы убедить ребенка.

«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься». Мысль сама по себе правильная и верная, но обычно не очень действенная. Ну, сколько раз вы говорили своему сыну, что каждый человек должен трудиться? И сколько раз вы слышали в ответ, что его это так достало? Вот то-то и оно.

Ошибка заключается в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают своим детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо. Особого пониманияи энтузиазма это не вызывает, так как в этом объяснении нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен приносить человеку.

Я предлагаю 4 основных ориентира, которые вы можете использовать при объяснении ребенку, зачем надо трудиться.

Усилия и удовольствие. Вопреки тому, что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка чем-то само собой разумеющимся. Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать, в конце концов, поставленную задачу, то им не стоит надеяться, что когда-нибудь их ребенок научится трудиться. Любому ребенку необходимо

Осознать то, что надо сделать;

Найти в себе достаточное желание это сделать;

Принять решение претворить свое желание в действие;

Представить себе те действия, которые для этого нужны;

Обладать способностью выполнить эти действия;

Иметь возможность поддерживать усилия, необходимые для выполнения этих самых действий.

Возможность думать и действовать. Чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, хотеть и действовать. Причем все это должно быть в течение продолжительного времени, чтобы довести начатое дело до конца.

Все дети отрождения обладают необходимым потенциалом, чтобы научиться трудиться. Но часто развитию способностей ребенка мешает родительская гиперопека. Такой ребенок просто не чувствует необходимости думать и действовать самостоятельно. Какой вопрос ему не задашь, он обязательно оглянется на мать, ожидая, что скажет она. Такому несчастному просто не дают возможности думать и делать самостоятельно. Думают и делают все за него.

Ребенку, например, не скажут: « Начинай делать уроки. Если понадобиться помощь, позови меня». Вместо этого ему продиктуют, какие действия ему надо выполнить: «Садись. Пиши. После этого покажешь свою тетрадь». Результатом такого диктата является пассивность в поведении ребенка. А взрослые называют это ленью. И начинается борьба с такой ленью. Но борьба эта не только не решает проблемы, но и лишает ребенка уважения к себе. Ребенок не понимает смысла своих усилий и не может приобрести опыта удовольствия от вложенного труда.

Не знать не стыдно. Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего детства давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия. Сначала сражаясь с кольцами пирамидки, потом с липучками на ботинках, потом с пуговицами на куртке, ребенок усваивает важные истины.

Во-первых , нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться. Объясните своему ребенку, что все взрослые, в том числе и успешные, когда-то ничего не знали и не умели, но постепенно научились. Страх оказаться неумехой, то есть хуже родителей и испытать из-за этого унижение, отбивает у многих детей желание прилагать усилия.

Во-вторых , если очень стараться, то, в конце концов, обязательно получится.

В-третьих , добиться успеха – это огромное удовольствие. Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.

Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Он становится предприимчивым и трудолюбивым. Если вы будете опираться на желание ребенка и его потребность получать удовольствие, вы добьетесь гораздо большего, чем принуждая, подавляя, морализируя или дрессируя его.

Обязанности должны быть. Всем известно, что приходится иногда делать то, что не доставляет не малейшего удовольствия, и как следствие, не вызывает ни малейшего желания. Как быть с этим?

В данном случае вступает в силу закон взаимодействия людей, согласно которому люди живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Ребенок должен понять три вещи.

1. Кем бы ты ни был, в жизни не возможно делать только то, что хочется;

2. У всех есть обязанности. Когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (прилагать усилия – это тоже плата);

3. Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие.

Чтобы помочь ребенку понять эти истины, вам понадобятся не только нужные слова, но постоянная бдительность, последовательность, строгость и настойчивость, в сочетании с любовью и доброжелательностью. Роль родителей в этом основополагающая. Очень важен пример, который выподаете, потому что ребенок бессознательно идентифицирует себя с вами. От того, как вы воспринимаете работу – как прискорбную необходимость или реальную возможность включиться в жизнь и что-то в ней изменить - так и ваш ребенок будет её воспринимать.

С уважением и признательностью, Галина Пархомчук,

психолог позитивной психотерапии, лайф-коуч, автор проектов:

http :// www . obsheniye . ru /

В жизни каждого из нас рано или поздно наступит тот момент, когда он начнет работать. Для чего это нужно? Такие вопросы свойственно задавать молодежи. У многих людей слово «работа» вызывает негативные эмоции. Ведь работать, значит, нужно рано вставать, поздно ложиться, проводить какие-то механические действия, куда-то бежать, решать важные проблемы и т.д. Бытует мнение, что именно труд сотворил из обезьяны человека, а служители церкви призывают к труду, поскольку он облагораживает человеческую душу. Но мы не будем сейчас придерживаться этих теории, а рассмотрим все плюсы жизни работающего человека.

Зачем работать?

Всем людям приходиться работать, чтобы выжить, чтобы удовлетворять все необходимые для жизни потребности. Человеку нужно прокормить себя, свою семью, одеться, купить квартиру или построить дом, выучить детей. Работающий человек вполне может позволить себе путешествовать по разным странам, расширяя таким образом свой кругозор. Это разнообразит и наполнит его жизнь новым содержанием, яркими красками.
Человек должен работать, чтобы чувствовать себя нужным, профессионалом своего дела, чтобы звонил его телефон, чтобы можно было общаться с коллегами, чтобы, вставая каждое утром, он знал, что ему есть куда идти, чтобы чувствовать себя полноценным человеком. Но для этого работа должна быть по душе, должна нравиться, приносить удовольствие и удовлетворять материальные запросы. Человек, сидящий дома, чувствует себя не совсем уютно, возникает чувство собственной неполноценности.
Многие неработающие люди пополнили штат алкоголиков.
Поэтому, на работу стоит ходить хотя бы потому, чтобы держать себя в форме. Ведь это своего рода физкультура, человек не может сидеть весь день, не шевеля ни телом, ни мозгами. Работа дает заряд бодрости и возможность зарабатывать деньги.

Золотая середина

Все должно быть в меру. Изнуряющий труд еще никому пользы не принес. Если человек работает на двух или даже на трех работах, ничего хорошего из этого не выйдет. Рано или поздно все закончиться полным физическим и нервным истощением. Потерять здоровье легко, восстановить очень тяжело.
Поэтому следует помнить простую истину: всех денег, как ни старайся, все равно не заработаешь. Но работать все таки нужно, за нас этого никто не сделает. Человек должен работать как для себя в первую очередь, так и для будущего поколения.

Начнем, правда, все-таки с денег. Сколько ни иронизируй насчет «презренного металла», 77% работающих признают, что лучше всего их мотивирует хорошая оплата труда. Но значение заработанных денег для нас этим отнюдь не исчерпывается.

Что интересно - трудовые доходы имеют для нас иную «стоимость», нежели деньги, доставшиеся нам каким-то другим образом. «Современная западная культура различает «профанные» и «сакральные» деньги в зависимости от их происхождения, - объясняет психолог Анна Фенько. - Например, неожиданный выигрыш в лотерею, наследство, гонорар или премия рассматриваются как «особые» деньги, которые обычно тратятся не на повседневные нужды, а на покупку особых предметов или необычных переживаний».

Вместе с тем «профанные», заработанные нами деньги могут оказаться и ловушками. Одна из самых типичных - когда мы считаем, что наши заработки - это мерило успешности. По сути это означает, что суммы, которые я получаю, показывают, сколько я стою.

«Люди часто отождествляют себя с тем делом, которым они занимаются, - комментирует психотерапевт и бизнес-коуч Наталья Тумашкова. - Это закладывается еще в детстве, когда ребенку говорят: «Ты зачем это сделал? Ты плохой!» И он усваивает: оценка моих дел - это оценка моей личности».

Мы стремимся оставить след в мире

Когда-то философ Ханна Арендт описала два вида работы. Один из них необходим для поддержания жизни, но в процессе такой работы мы не производим того, что останется надолго. К этому типу относятся приготовление еды, стирка, уборка и прочие наши повседневные заботы, в которых нет ничего специально человеческого, и поэтому человек в этом случае выступает как animal laborans, «работающее животное». Второй тип работы, который человечество всегда ценило больше, - это производство объектов, которые нас окружают, от чашек и стульев до домов, мостов и самолетов.

«Человек творящий» не может больше пощупать то, что он производит, поэтому ему трудно радоваться делу своих рук

Мы живем не на лоне природы, а в окружении предметов, созданных нашими руками. Накопление этих предметов создает наш мир и придает ему постоянство. Именно созидание делает человека человеком - Арендт называет его homo faber, «человек творящий». Сегодня этот высший род работы - работа-созидание - стремительно размывается. Среди нас все больше тех, кто ничего не производит руками, а лишь разговаривает и стучит по клавиатуре. Так работают финансисты, страховщики, программисты, консультанты... Все они порождают, обрабатывают и перенаправляют потоки информации.

От нас требуется много знаний, усилий, креативности и воли, чтобы добиться результата, но плоды такого труда эфемерны, они не остаются в мире, не придают ему устойчивости. «Человек творящий» не может больше пощупать то, что он производит, поэтому ему трудно радоваться делу своих рук. Возможно, поэтому многие профессионалы в середине жизни чувствуют тягу к ручному труду, мечтают печь хлеб, расписывать посуду или завести собственную ферму...

Мы хотим развиваться

Зато в современном мире все более важной становится самореализация. Это слово вошло в обиход не так давно, и разные люди вкладывают в него разный смысл. Связана ли она с интересной, любимой работой? Высоким профессионализмом? С творчеством? Может быть, она зависит от того, воплотил ли человек свою мечту?

Пожалуй, проще зайти с другой стороны и описать ее через наши эмоции. Мы чувствуем себя реализованными, когда раскрываем наш внутренний потенциал, когда в работе задействованы наши способности, знания и умения. «Это ощущение себя на своем месте и удовольствие от того, что делаешь, - говорит Наталья Тумашкова. - Иногда от результата, иногда от процесса, или от того и другого вместе».

Что нас больше всего нас мотивирует в работе?

  • 77,1% - зарплата
  • 37,9% - возможность карьерного роста
  • 37,3% - масштабные и интересные задачи
  • 36,5% - комфортная атмосфера в компании
  • 17,6% - профессионализм коллег
  • 17,6% - возможности обучения

По данным компании KELLY, 2014.

Самореализация подразумевает умение работать, совершать усилия, вкладываться в свой труд. «Это как в любовных отношениях: чтобы их построить, мы должны в них вкладываться, - объясняет психоаналитик Мария Тимофеева. - С работой то же самое. А для этого человеку нужна внутренняя наполненность - тогда ему есть что инвестировать. По сути, это и есть либидо - понимаемое в широком смысле, как способность к любви, которую мы можем направить на разные объекты. Те, у кого есть этот внутренний ресурс, способны много и трудно работать. Но они получают такую отдачу - удовлетворение, удовольствие, радость, - что этот ресурс не иссякает, а только пополняется».

Самореализация не требует карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян

А как же быть со стереотипом, что нам дает больше удовлетворения творческая работа? «Я думаю, что самореализация - это всегда про творчество, - рассуждает Наталья Тумашкова. - Только творить можно по-разному. Есть такая притча. В пустыне путник встречает человека, катящего тяжелый камень, и спрашивает: «Что ты делаешь?» - «Не видишь, толкаю камень, мучаюсь». Другого такого же встречает: «Что ты делаешь?» - «Зарабатываю в поте лица на свою семью». Третьего встречает наш путник и задает ему тот же вопрос. Тот улыбается и говорит: «Я строю Храм». Это как раз про самореализацию».

Так что самореализация не требует непременного карьерного роста: построение карьеры считают мотивирующим фактором всего 38% россиян.

«Скоро 20 лет, как я работаю учителем, - рассказывает Сергей. - Мне не раз предлагали стать завучем, а там - кто знает - может, дорос бы и до директора. Но я терпеть не могу административную работу. Мое дело учить. С детьми невозможно работать на голом профессионализме, они не дают тебе застыть на месте, постоянно заставляют искать, пробовать. С каждым новым классом я открываю в себе что-то новое».

Учиться новому, лучше узнавать себя, расширять свои возможности, осознавать свое мастерство и вместе с тем чувствовать, что еще есть куда расти, - в общем-то, это значит жить полной жизнью.

Мы нуждаемся в признании

Представим, что на работе нас без конца критикуют, а слов одобрения мы вообще не слышим. Если наш труд, наши усилия, иногда очень серьезные, не оценены, у нас попросту опускаются руки. С другой стороны, несколько одобрительных слов в самый напряженный момент работы, когда силы уже на исходе, могут волшебным образом окрылить нас и зарядить новой энергией.

Почему нам важно, чтобы нас признавали? «В самом общем смысле признание удовлетворяет наше глубокое, всем знакомое желание почувствовать собственную важность для окружающих, - говорит психоаналитик Элен Веккьяли. - Оно подтверждает, что мы - полноправные члены группы, часть целого, более того, без общественного признания невозможно самоуважение».

Однако с самоуважением не все так просто. «Признание сработает на самоуважение, когда ты сам знаешь, что его заслужил, - предупреждает Наталья Тумашкова. - Если же оно незаслуженно, то эффект может быть обратным. И наконец, если ты сам себя не ценишь, то похвала, особенно начальственная, может стать наркотиком, и нам потребуются все новые и новые дозы».

Мы должны быть озабочены не тем, насколько мы креативны, умелы и умны, а тем, получилась или не получилась у нас работа

Мария Тимофеева считает, что зависимость от похвалы свидетельствует о нашем нарциссизме, этой болезни века.

«Далеко не всегда мы способны опираться на собственную оценку. По идее, мы должны быть озабочены не тем, насколько мы замечательны, креативны, умелы, умны (за этим кроются гордыня и тщеславие), а тем, получилась или не получилась у нас работа. В этом случае мы опираемся на собственную оценку и испытываем радость не от похвалы, а от плодов своего труда».

Зато если оценили не нас, а красоту, полезность, оригинальность или точное соответствие стандартам нашего «произведения», мы всегда сможем опереться на это достижение, чтобы двигаться дальше.

Нам нравится делать общее дело

Рядом с коллегами мы проводим времени не меньше (а иногда и больше), чем с семьей и друзьями. Неудивительно, что хороший коллектив мы считаем подарком судьбы. Мы можем делиться радостями и проблемами, получать необходимую поддержку и помощь. «Коллеги - это наша референтная группа, - говорит Наталья Тумашкова. - И поэтому так важна обратная связь, которую мы от них получаем».

Вовремя встать, доеxать до работы, пообщаться с коллегами - все это поддерживает людей, поскольку дает ощущение постоянства

Работа хороша еще и тем, что позволяет нам чувствовать принадлежность к чему-то большему, чем мы сами: профессии, команде, решению задач государственной важности или исследованиям, которые изменят будущее. Кто-то из нас работает эффективней, если ему есть с кем соревноваться.

«В каком-то смысле эти люди берут энергию от соперника. Нет соперника - и работать неинтересно. Ведь соревноваться со временем труднее, чем с сильным конкурентом», - объясняет Наталья Тумашкова.

В командной работе возникает эффект синергии (когда целое оказывается больше суммы составных частей). Мозговые штурмы, когда мы обмениваемся идеями и вместе придумываем нечто новое, общие победы или поражения, которые мы вместе переживаем, - все это сильные коллективные эмоции, которые дорогого стоят.

Нам важно ощущение постоянства

Ну и наконец, нам просто важно ходить на работу. По крайней мере тем из нас, у кого есть сложности с самодисциплиной.

«Вовремя встать, привести себя в порядок, проделать путь до места работы, пообщаться с коллегами за обедом - все это сильно людей поддерживает, поскольку дает ощущение постоянства, - объясняет Мария Тимофеева. - Необходимость ходить на работу заводит часовой механизм нашей жизни. Когда работаешь дома, на самоорганизацию уходит очень много энергии. А тут все уже сделано за тебя».

Возможно, кто-то подумал, что удаленная работа в недалеком будущем лишит нас этих плюсов? «Как бы ни развивался интернет, общение лицом к лицу, в том числе и с коллегами, незаменимо, - возражает Наталья Тумашкова. - Иначе зачем было придумывать скайп?»

Как научить детей трудиться? Многим родителям непросто решить этот вопрос. Мы знаем, что об этом надо говорить, но на практике оказывается, что «правильных» слов недостаточно, чтобы убедить ребенка.

«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься» – преподносимая таким образом мысль, хоть и верная по сути, обычно бывает не слишком действенной. «Я непрерывно говорю сыну, что каждый человек должен трудиться, а он мне отвечает: «Меня это так достало!» – жалуется 39-летняя Валентина. «Ошибка в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо, – говорит детский психолог Татьяна Бедник. – Особого понимания, а тем более энтузиазма такое объяснение не вызывает, так как в нем нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен человеку приносить».

Усилия и удовольствие

Знакомство с тем, что такое труд и для чего нужны усилия, начинается очень рано. «Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать в конце концов поставленную задачу, им не стоит надеяться, что когда-нибудь это умение придет к ребенку само собой», – поясняет школьный психолог Наталья Евсикова. «Вопреки тому что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка что-то само собой разумеющиеся – это сложная в психическом отношении операция, – уточняет Татьяна Бедник. – Она подразумевает сразу несколько важных вещей: человек осознает то, что надо сделать; находит в себе достаточное желание это сделать; решает претворить свое желание в действие; представляет себе те операции, которые для этого нужны; обладает технической способностью выполнить эти действия и психологической, чтобы поддерживать усилия, необходимые для их выполнения».

Твердость – качество позитивное

Установить твердые правила в отношении уроков или домашних обязанностей некоторым родителям мешает страх оказаться в глазах детей слишком жесткими. Но ребенок и подросток, которым взрослые уступают во всем, от этого только проигрывают: при первых же затруднениях они будут склонны бросить начатое дело, даже не пытаясь довести его до конца. «Такими детьми движет неосознанное желание найти себе занятие, обучение которому совершалось бы как по волшебству, без всяких усилий, – объясняет Татьяна Бедник. – И это опасно: если никто не объяснит ребенку, что времена волшебников давно миновали, этот безнадежный поиск может затянуться на всю жизнь». Важно устанавливать правила и границы дозволенного – те, на которые родители ориентируются сами.

Возможность думать и действовать

Иными словами, чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, желать и действовать. И все это в течение более или менее продолжительного времени, чтобы довести дело до конца. Всем ли это дано? «Все дети при рождении обладают необходимым потенциалом, – говорит Наталья Евсикова, – но развитию способностей нередко мешает родительская гиперопека: такой ребенок просто не чувствует необходимости думать или делать что-то самостоятельно. Какой бы вопрос ему ни задали, он непременно оглянется на мать, ожидая, что ответит она». Точно так же ребенок протянет матери свое пальто, чтобы его одели, хотя умеет одеваться сам.

Интеллект и моторные навыки здесь ни при чем – такому ребенку просто не дают возможности самостоятельно «думать» и «делать», взрослые «думают» и «делают» все за него. Ребенку, к примеру, не скажут: «Начинай готовить домашние задания и позови меня, если тебе понадобится помощь». Вместо этого ему продиктуют, какие действия нужно выполнить: «Садись. Покажи мне свою тетрадь». В результате он начинает вести себя пассивно, а родители называют это ленью. «Увы, борьба с такой „ленью“ не только не решает проблемы, но и лишает ребенка уважения к себе, – говорит Татьяна Бедник. – Это несправедливо вдвойне, потому что на самом деле он в этой ситуации в гораздо большей степени жертва, нежели виновник: ребенок не понимает смысла своих усилий и не может приобрести опыта удовольствия от вложенного труда и успеха».

Маруся, Дима, Вася, Настя, Никита, Анжела, Женя – им от 7 до 11 лет. Мы пригласили детей в редакцию Psychologies, чтобы узнать их точку зрения.

  • «Работа детей – ходить в школу и учиться на пятерки. Но у некоторых школьников есть и настоящая работа, если, например, они выступают в цирке».
  • «Надо подучиться, а уж потом работать».
  • «В семье должен быть человек, который работает, и тот, который не работает. Лучше работать, конечно, папе – у него больше сил».
  • «Для настоящей работы нужно закончить школу и институт. А вот когда станешь студентом, тут нужно думать о работе и выбирать ее по душе».
  • «Мне нравится, что мои родители ходят на работу, мне нравится быть дома одному. Когда родителей нет дома, у детей есть шанс проявить самостоятельность».
  • «Чем раньше ты пойдешь на работу, тем быстрее станешь отвечать за что-то сам».

Не знать не стыдно

Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего возраста давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия. «В год сражаясь с кольцами пирамидки, в два – с липучками ботинок, в три – с пуговицами пальто (при условии, что взрослые всегда рядом, чтобы научить, поддержать или помочь), ребенок усваивает важные истины.

Во-первых, «нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться». «Ребенку можно объяснить, что вполне успешные взрослые когда-то тоже многого не знали и не умели, но постепенно научились, – советует Татьяна Бедник. – Это очень важно, потому что дети воображают, что взрослые всегда знали и умели то, чем владеют теперь. Страх оказаться неумехой (то есть хуже родителей) и испытать из-за этого унижение отбивает у многих детей желание прилагать усилия».

Во-вторых, «если очень стараться, то в конце концов обязательно получится».

В-третьих, «добиться успеха – это большое удовольствие». Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.

Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Так он становится предприимчивым и… трудолюбивым. «Опираясь на желание ребенка и его потребность получить удовольствие, родители добьются гораздо большего, нежели принуждая, подавляя, морализируя или дрессируя его», – говорит Татьяна Бедник.

Итак, приучение к труду и усилиям начинается очень рано и не ограничивается наставлениями взрослых. Оно опирается на желание и чувство удовольствия, которые испытывает каждый ребенок с самого раннего детства. Но как быть с тем, что приходится делать, не испытывая ни малейшего желания и не получая от этого удовольствия? На что же опираться в этом случае?

Обязанности есть у каждого

Здесь вступает в действие „закон“ – совокупность обязательств, которым подчинены люди в силу того, что живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место. Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Он должен понять три вещи.

  • Кем бы ты ни был, в жизни невозможно делать только то, что хочется;
  • У всех есть обязанности; когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (Зидан никогда не стал бы Зиданом, если бы не тренировался);
  • Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие.

Чтобы помочь ребенку усвоить эти истины, родителям понадобятся не только нужные слова, но постоянная бдительность и настойчивость: ограничивать себя не хочется никому, и дети здесь не исключение. «Взрослые должны сопровождать их, а иногда и вести твердой рукой до тех пор, пока приобретенный опыт не позволит им самим понять необходимость ограничений, – подчеркивает Татьяна Бедник. – Роль родителей в этом основополагающая; так же важен и пример, который они подают, потому что ребенок бессознательно идентифицирует себя с ними.

От того, что чувствуют взрослые, во многом зависит, как именно их дети будут воспринимать свою работу – как прискорбную необходимость или реальную возможность включиться в жизнь и что-то в ней изменить».

Что они об этом думают

  • Настоящая работа – это…«Место, где ты выкладываешься на все сто и обеспечиваешь себя на всю оставшуюся жизнь».«Там, где ты трудишься, зарабатываешь деньги и осуществляешь свою мечту».
  • Когда родители на работе«Конечно, это необходимо для всей семьи: надо же покупать конфеты, жвачки и другие важные вещи. Жаль, правда, что я редко с ними вижусь, – они рано уходят и поздно приходят».
  • Работа детей интереснее«Нам проще и интереснее, у нас разные уроки, есть труд, рисование, математика, а родители целыми днями только бумаги подписывают».«Дети учатся в свое удовольствие, а взрослые делают это по необходимости».«Школы и работы бывают разные – обычные и творческие. Если творческие, то может быть хорошо и детям, и взрослым».
  • Работать лучше по силам«Если работа нравится, если она тебе по душе, ты можешь работать много, если же работа не нравится или ты от нее устаешь, нужно работать мало».«Чем больше ты работаешь, тем больше зарабатываешь и сам себя хвалишь».«Самое главное – делать это по своим силам».«Мне кажется, нужно работать поменьше и больше времени уделять семье».
  • Тот, кто не работает…«Тот, кто ничего не делает, потом понимает, что совершил ошибку, а тот, кто работал, будет на пенсии спокойно отдыхать».«Тому, кто не работает, скучно: он сидит на диване, смотрит телевизор, а время течет медленно».
  • Когда хочется учиться«Когда учительница все объясняет, а потом не ругается».«Приятно, когда думаешь, что завтра можно рассказать приятелям что-то новое».«Хороший учитель каждый раз рассказывает истории про то, что мы изучаем. Это вызывает желание узнавать новое».

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем, для чего ему нужна работа. Мы рождаемся и воспитываемся родителями, получая с малых лет установку - трудиться необходимо. А для того чтобы карьерная лестница взлетала в небеса от головокружительного успеха, нужно учиться. Поэтому в статье мы попробуем ответить на вопрос: «Зачем человек трудится?»

Древние времена

С самого начала истории наши древние предки работали. Труд составлял неотъемлемую часть их жизни. Тогда в основном он был направлен на собирательство, охоту и прочие способы добывания пищи. И лишь значительно позже, с развитием земледелия и одомашниванием животных, труд стал образом жизни. Он крепко привязывал людей к одному месту. Но зачем человек трудится? Как это отражается на потомках, обществе в целом и что будет, если жить без работы? Об этом мы и поговорим.

Выживание

Для полноты картины нужно упомянуть и фактор чистого выживания. Дело в том, что без труда или работы крайне сложно выжить в любом обществе, будь оно цивилизованное, где рабочий процесс вознаграждается деньгами, либо первобытное, в котором его результатом становится найденная или пойманная еда. И дело не только в личной сытости. Если снова посмотреть, например, на далёких предков, то там человеку для завоевания благосклонности женщины нужно было её чем-то одаривать. А позже, с развитием социального строя, и кормить своих детей. Но зачем человек трудится ещё?

Творчество

Ещё в эпоху Ренессанса стало ясно - никакое нормальное развитие общества без культуры и искусства невозможно. Конечно, на первый взгляд, связь между ними не так очевидна, но на самом деле они имеют огромное значение. Кстати, первые музыкальные инструменты и фигурки животных, найденные при раскопках, имеют возраст примерно 70-73 тысячи лет. Так что человек, который пишет портеры и книги или сочиняет стихи, выполняет не менее важную работу, чем землепашец или рабочий завода. Теперь мы поняли, зачем человек трудится. Он создаёт красоту, воспитывая в других чувство эстетики.

Наука

Её не зря называют двигателем прогресса. Во все времена рождались люди, которые хотели познавать тайны природы и мироздания, а не ловить всю жизнь рыбу. Значение науки переоценить сложно, пусть и некоторые её аспекты или открытия не всегда понятны и, на первый взгляд, особого значения не имеют. К примеру, конкретное и практическое применение одной из сторон теории относительности Эйнштейна нашли лишь спустя десятилетия. Она помогла понять, почему время на искусственных спутниках земли постоянно, пусть и немного, но опережает то, что существует на Земле. И дело не в банальной ошибке часов. Так что государство без какой-либо научной программы развиваться не может. Вклад в науку своим трудом вносят даже обычные лаборанты.

Любимая работа. Бывает ли такое?

Вопрос этот популярен. Он часто не даёт покоя людям. Ведь мир устроен так, что непосредственным развитием науки, общества и какими-то прочими открытиями, имеющими большое значение, занята лишь малая часть населения. А остальная вынуждена трудиться просто для того, чтобы иметь средства к существованию. Увы, изменить это сложно. И часто людям приходится мириться с этим фактом или же искать новые виды деятельности, к которым лежит душа. Желание человека трудиться подпитывается и таким немаловажным фактором, как хорошая плата, получаемая прибыль.

Как гласит одно изречение: «Сделайте так, чтобы любимое занятие приносило деньги, и тогда вы будете счастливы». Оно абсолютно верное. Но проще сказать, чем сделать. Ведь даже в чьей деятельности заинтересованы другие, к примеру, художникам и писателям, порой сложно добиться признания. Вернее, иногда им трудно сделать так, чтобы их труды продавались и пользовались спросом. Так что любимая работа - это мечта, которой достичь очень сложно. И чем старше человек, тем это проблематичнее. Поэтому гораздо разумнее выбирать ещё в молодости тот вид деятельности, который будет оплачиваться и приносить радость.

Отказ от общества

Сейчас приобретает широкое распространение такое явление, как от социума со всеми вытекающими последствиями. К примеру, дауншифтинг и подобные явления, когда человек покидает душный офис, увольняется и начинает заниматься фрилансом. Или вообще живёт на проценты от заработанного ранее капитала. Думая над тем, зачем человек трудится, мы часто рассуждаем о том, что в современном мире работа отнимает слишком много времени. Культ потребления и личного обогащения на самом деле лишает индивида многих факторов радости, проще говоря, делает его несчастным. И нужно отказаться от длинного рабочего дня в угоду личным интересам и всестороннего развития.

В школах также часто проводиться тематический урок. Зачем люди трудятся - объясняет ученикам педагог. Кроме очевидного ответа о зарабатывании денег на существование, разбирается также немаловажный фактор - это социализация. Без общения и прочих элементов взаимоотношений, индивид имеет свойство терять навыки жизни в обществе. Пусть и не фатально, но всё же.

Но часто можно увидеть и такую картину: к примеру, человек, который не особо нуждается в деньгах или с независимым доходом, всё равно ходит на какую-то необременительную работу. Желание трудиться у него обусловлено не только привычкой. Дело в том, что без постоянного конкретного занятия, которое приносит плоды и демонстрирует наглядный результат, люди быстро теряют интерес к жизни. И даже тот факт, что они всем обеспечены и о пропитании думать нет необходимости, ничего не меняет.

Дискуссия на тему «Зачем человек трудится?» может длиться бесконечно. Главное, мы определили самые важные факторы, стимулирующие индивида к активной деятельности: обогащение, выживание, самореализация, развитие и собственное удовольствие.

Статьи по теме: