Кризис трёх лет у ребёнка. Советы для родителей

Елена Кондор
Консультация для родителей «Кризис трёх лет»

Кризис трёх лет

«Человек взрослеет по мере того, как растут его цели»

(Ф. Шиллер)

В течение жизни человек проходит несколько стадий взросления - возрастные кризисы , которые он вынужден преодолевать, развивая новые качества. Через возрастные кризисы проходит каждый из нас.

Кризисы развития - это неизбежные этапы взросления, перестройки организма, которые сопровождаются изменениями психических и физических процессов. Это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.

В развитии ребенка психологи и педагоги выделяют три стабильных периода : «младенческий» - с рождения до одного года, «раннее детство» - от года до трёх , и «дошкольное детство» - от трёх лет до семи . Каждый из этих периодов завершается так называемым «кризисом развития » .

Смысл любого возрастного кризиса прост и понятен ; НЕ ХОЧУ по-старому, но ещё НЕ МОГУ по-новому. Это общая черта всех без исключения возрастных кризисов , происходящих в период развития ребёнка.

Для каждого кризиса характерны положительные изменения в виде новых достижений (новообразований) и отрицательные проявления в виде поведенческих реакций : появление упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Обойти их невозможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями.

Кризис трёх лет - один из самых известных и изученных кризисов в развитии маленького человека, по праву считающийся одним из наиболее трудных моментов в жизни и развитии ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» . Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Впервые знаменитый «кризис трёх лет » был описан Эльзой Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка » . Что же это такое? Кризис трёх лет (др. -греч. – решение, поворотный пункт) - возрастной кризис , возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Кризис трёх лет не имеет чётких границ. Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18-20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет. Кризис нарастает постепенно, достигает своего пика, а затем затихает.

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов» .

В него входят 7 основных симптомов этого возраста.

1. Негативизм - это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен : ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Упрямство - это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

3. Строптивость - направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

4. Своеволие - стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!» , проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру : теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

5. Протест-бунт - проявляется в частых конфликтах с родителями . Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

6. Обесценивание - в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей , ломать любимые игрушки.

7. Деспотизм - ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все , что он требует.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как :

детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче) ;

особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты) .

Психологами доказано, что кризис трех лет - это обязательный и закономерный этап детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность - это необязательное условие развития ребёнка. Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых :

осознание ребёнком своего «Я» ;

разговор о себе в первом лице;

возникновение самооценки;

появление волевых качеств и настойчивости.

Сейчас, наверное, нет ни одного взрослого, а тем более родителя , который бы не знал, что такое кризис трёх лет . И столько уже про этот трехлетний кризис написано и прочитано, а все равно возникает множество вопросов : Как быть? Что делать?

Советы психолога для родителей трехлеток

1. Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите : «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь : «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»

2. Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник : что успеет вымыть до сигнала - ее, а дальше - ваше.

3. Не заставляйте - предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой» .

4. Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек - это ЕГО ошибки! Но важно : всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.

5. Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания - такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку» , исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна : малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.

6. Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.

7. Не сравнивайте с другими. Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.

8. Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень» . Спокойствие и терпение - ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.

9. Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом : «И в сложные моменты я тоже люблю тебя» .

10. Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.

Кризис трёх лет - серьёзное испытание не только для родителей . Ребёнку в этот период приходится ещё тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, не в состоянии контролировать своё поведение.

«Кризис маленьких детей »

Мне семья большая наша

Очень даже нравится.

Я вам дочка, сестра Саша,

Внучка и племянница.

Долго спать мне не охота,

Всех бужу : «Вставать пора!»

В детский сад, как на работу

Собираюсь я с утра.

Я - девчонка заводная,

Я- девчонка егоза,

Но и у меня бывают

Мокрые от слёз глаза.

Утешает меня папа

Когда слёзы до ушей :

«Шурочка, не надо плакать,

Ты ведь взрослая уже».

У меня игрушек много-

Куколок, собак, мышей.

Их хватить вполне могло бы

На десяток малышей.

Подскажите, что мне делать,

Часто всё наоборот :

Говорят мне : «Котик белый» ,

Топну ножкой «Чёрный кот!»

Если вдруг захочет кто-то

Дать полезный мне совет,

Я послушаю охотно,

Но отвечу : «Нет! Нет! Нет!»

Почему-то очень сложно

Быть послушною всегда.

Там, где «Нет» ответить нужно,

Я скажу упрямо : «Да!»

Когда мамочка ругает,

Я надуюсь и молчу.

«Я сама кого угодно

Чему хочешь научу!»

Папа с мамою гадают :

«Ты в кого у нас такая?»

Я им шёпотом в ответ :

«Не скажу! Это секрет!»

Умоляю, научите,

Как послушной быть, умней,

(Но, пожалуйста, учтите

Кризис маленьких детей )

Обещаю, перестану

Злиться, ссориться, кричать.

Подрасту я и не стану

Маму с папой огорчать.

(Кондор В. А.)

Любой кризис обязательно сменяется периодом стабильности. Успешно преодолев его, Ваш малыш станет более самостоятельным, поднимется на новый уровень определения себя как личности. Поддерживайте ребёнка, будьте к нему внимательны. Можно сказать, что это время - залог ваших будущих отношений с ребёнком и фундамент для них Вы закладываете сами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Кризис 3-х лет- возраст строптивости»

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), но и во взрослом возрасте, так как личность человека развивается непрерывно.

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы.

На подходе к кризису присутствуют четкие признаки:

Острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.
4. Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.
5. Протест-бунт –ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей.

Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как помочь ребенку выйти из него, не закрепив в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, а воля – необходимое для ребенка качество; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство собственного достоинства; агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – не-адекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств. Главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
* Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
* Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
* Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни.
* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
* Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
* Еще не понятно, кто упрямее, – родители, весь день твердящие: «Ты должен…, ты обязан…, тебе необходимо…», или ребенок, упорно протестующий против «обязан», против «должен», хотя бы в силу того, что это «должен» он просто еще не может выполнить. Он не созрел пока до многих наших требований, он только маленький росточек…

Что могут сделать родители?
* Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
* Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
* Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
* Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!, «А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладевать вами. Гнев лишает человека разума. Преодолейте его один раз, и в следующий вам уже легче будет сдержать его, а потом и вовсе в душе поселится только сочувствие и желание помочь своему малышу в трудный период его жизни.


Современный педагог детского сада стремится к тому, чтобы стать для мам и пап помощником, а не ментором, поучающим свысока, как им следует поступать в том или ином случае. Социальный статус родителей настолько разнообразен, что давать общие советы — неблагодарное занятие. Кто-то досконально изучает педагогическую литературу, активно участвует в интернет-форумах, обращается за консультацией к психологу. А есть категория родителей, из-за своей занятости не успевающих даже замечать изменения, происходящие со своими детьми.

Оптимальные формы проведения консультаций в детском саду

  • Сообщение для подгруппы родителей , интересующихся одной темой. Тема может возникнуть спонтанно, а может быть продиктована возрастными особенностями детей определенной группы. Аудитория подбирается заранее, дату консультации и тематику предстоящей беседы размещают в свободном доступе.
  • Индивидуальная консультация по запросу . Проводится педагогом группы, старшим воспитателем, психологом. Заявка на такую форму общения поступает от родителей, не желающих выносить проблемы своего ребенка на всеобщее обсуждение.
  • Папка-передвижка . Консультация размещается в виде кратких сведений о проблеме, подается в структурированном виде, находится в свободном доступе.
  • Презентация . Может быть частью родительского собрания, семинара, заседания дискуссионного клуба.

Родители ценят внимание к их интересам и возможность получения актуальной информации из первых рук. Педагог во время консультации обязан соблюдать профессиональную этику, избегая негативных прогнозов и эпитетов. Индивидуальная консультация психолога и педагога должна проводиться в обстановке, гарантирующей приватность и сохранение тайны. С этой целью запись о консультировании проводится психологом с помощью шифра, без указания личных данных ребенка и его родителей.

Консультация на тему: «Кризис 3 лет»: круг обсуждаемых проблем

Этот нелегкий период в жизни ребенка и его родителей возникает на рубеже между ранним возрастом и дошкольным детством. Хотя он и называется «кризисом трех лет», но может возникнуть и в 2, и в 4 года. Длится этот период в течение нескольких месяцев. У некоторых детей он проявляется очень интенсивно, у других проходит практически не замеченным, в мягко.

Суть проблемы

В этом возрасте происходит перестройка отношений ребенка со значимыми для него взрослыми. Он уже вырос «из коротких штанишек», нуждается в самостоятельности и независимости, а родители упорно не хотят этого замечать. Личность переходит на новую ступень, меняется осознание ребенком своих новых возможностей.

Ребенок активно пробует, где находится граница между «можно» и «нельзя», и пытается ее расширить. Не все родители готовы принять изменения, внезапно произошедшие с их еще вчера покладистым и послушным малышом. Особенно тяжело приходится мамам и бабушкам, желающим подольше продлить период младенчества. Гиперопека , нежелание видеть, что ребенок вырос, стремление подольше оставить его в статусе «крошки-малышки» приводит к тяжелому противостоянию.

Признаки кризиса трех лет у ребенка

Детские психологи характеризуют этот период семью главными симптомами, в той или иной степени присутствующими у детей:

  • Стремление к доминированию . Все прихоти и желания должны непременно исполняться.
  • Бунтарское поведение . Если родители не прислушиваются к мнению ребенка, он добивается самостоятельности и независимости протестом. Этот протест направлен против прежнего отношения к нему, против того поведения, которое ожидают от него родители, против ограничительных рамок.
  • Обесценивание того, что раньше было очень важно . Любимые игрушки и занятия, идеальные отношения с мамой, без которой еще недавно нельзя было ступить и шагу, — все это становится не важно, ко всему он относится небрежно.
  • Строптивость . Проявляется по отношению к нормам поведения, принятым в семье.
  • Своеволие . «Я сам!» — девиз кризиса трех лет. Переоценка своих возможностей не охлаждает стремление малыша удовлетворить свою любознательность и жажду познания. Эта активность необходима для саморазвития и самосовершенствования детей.
  • Негативизм . Ребенок выбирает мишень для противостояния (маму или бабушку, одного из воспитателей своей группы) и избирательно действует «назло» везде, где только можно.
  • Упрямство . Он решил, и не отступит от своего решения ни при каких обстоятельствах — вот основная линия поведения ребенка по отношению к взрослым. В глубине души маленькие упрямцы точно знают, с кем это пройдет, а с кем бесполезно настаивать на своем.

Все эти проявления встречаются в разном соотношении во время кризисного периода. Правильно выстроенная тактика поведения родителей поможет смягчить переход из раннего дошкольного детства.

Как родителям вести себя с ребенком?

Для налаживания новых отношений родителям ничего сверхсложного делать не придется. Первое, что нужно сделать — это предоставить детям больше самостоятельности. Пусть они пробуют помогать по хозяйству, участвовать по мере сил во «взрослых» делах. Соблюдение техники безопасности, незаметная помощь мамы или папы помогут сделать все хорошо, пусть и с некоторыми недочетами. Зато «Я сам!».

Не стоит противостоять в мелочах не особо значимым капризам и желаниям, провоцировать конфликты. Зато в глобальных и важных вещах родители должны быть принципиальны и не поступаться ни на шаг. Подходить к открытому окну, бежать через дорогу без родителей, ударить маму или бабушку, проявить жестокость к домашним животным, падать на пол с истерикой в магазине, выпрашивая покупку игрушки — список табу каждый составляет сам.

Доктор Комаровский предлагает действенный способ противостояния истерикам. Он считает, что главное — это не поддаваться на детские провокации. Стоит только приласкать и пожалеть истошно кричащего ребенка, можно считать, что он нашел действенный способ манипулирования взрослыми. Нужно выйти из комнаты или отвернуться от истерически плачущего малыша, и вернуться к нему лишь тогда, когда он успокоится. Снова заплакал — снова выйти. Так придет понимание, что криком от родителей ничего не добиться.

Важно всем членам семьи придерживаться одной линии поведения и не выяснять при детях, кто правильнее их воспитывает. Сравнивайте ребенка только с ним самим, но не с другими детьми. Не навешивайте обидные ярлыки. Можно проигрывать различные конфликтные ситуации с помощью игрушек, персонажей кукольного театра. Взгляд со стороны на себя иногда гораздо действеннее, чем несколько назидательных нравоучений.

Взвешенный подход, доброжелательное отношение к ребенку, понимание того, что ему приходится нелегко, доступная мера самостоятельности, — все эти факторы помогут преодолеть кризисный период.

Консультация для родителей «Кризис трех лет у ребенка»

Прислала: Кондратьева Людмила

Основные проявления кризиса трех лет

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет. Первый из них - негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.

Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!»

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр - это масло, синее - это зеленое, а лев - собака и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.

Второй симптом кризиса трех лет - упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативное поведения и желаний ребенка 1-2 лет.

Третий симптом этого возраста - строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертый симптом - своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них - бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Другой симптом - обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъективный кризис. Субъективный кризис - это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, которая зависит от частных субъективных факторов. Объективный кризис - обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет») . Д. Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное Я ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляясь другому Я, отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и, собственное Я ребенка. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.

Л. И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления к концу третьего года жизни приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой - соответствовать требованиям значимых взрослых. Это усиливает амбивалентные тенденции в поведении, формируются новые отношения со взрослым.

В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т. В. Гуськовой (Ермоловой) .

В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного - дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Описанный поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка - к предметному миру, другим людям и самому себе. В работе Т. В. Ермоловой было выдвинуто предположение о том, что «гордость за достижения» является поведенческим коррелятом главного личностного новообразования кризиса трех лет. Суть этого новообразования состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в котором детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пирамидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.) , а взрослый оценивал достигнутые ими результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 10 месяцев; от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев и от 3 лет 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев. При проведении экспериментов фиксировались показатели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата) .

Результаты эксперимента показали, что, несмотря на небольшой возрастной интервал (всего 4-5 месяцев) , между младшей и средней возрастными группами наблюдаются статистически значимые различия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно вдвое. При переходе от средней к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели возрастают всего в 1, 2 раза) .

Материалы данного исследования показали, что в 3-летнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым - необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оценки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что в период кризиса трех лет возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения.

Оно интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим достижением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем.

Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает материальную проекцию своего Я, которое теперь может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное воплощение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки - взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого - взрослого. Ведь успех (или неуспех) - это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.

Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Я ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки

своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми.

Становление такой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Консультация «Кризис 3 лет»

Кризис трех лет у ребенка – это резкие изменения в его поведении, которые объясняются психологическими и физиологическими причинами. Дело в том, что развитие детей происходит скачкообразно, и порой переход между обязательными стадиями этого процесса является очень резким. Психика малыша оказывается не подготовленной к этим изменениям, ребенок не понимает, что с ним происходит, и поэтому его реакция на новые ощущения порой оказывается непредсказуемой и пугающей родителей.

Детский кризис трех лет психология объясняет тем, что ребенок в это время впервые начинает осознавать себя самостоятельной личностью. До этого момента он ассоциировал себя как часть матери, теперь же вместо привычной тесной эмоциональной связи с родителями малыш сталкивается с новыми для него ощущениями: он начинает чувствовать свои собственные желания и потребности, которые ему не до конца понятны. И многие из этих новых особенностей входят в конфликт с его старыми привычками, и как результат – ребенок теряется, не знает, как себя вести, и в результате идет на поводу у сиюминутных эмоций.

Говоря простым языком, кризис 3 лет можно описать следующей ситуацией: до этого момента малыш говорил о себе в третьем лице («Коля пойдет», «Коля покормит куклу», «Коля хочет пи-пи»), а теперь начинает понимать, что можно и нужно использовать для описания своих желаний и действий первое лицо («Я пойду», «Я покормлю», «Я хочу»).

Симптомы кризиса трех лет

Симптомы кризиса трех лет вполне типичны, и похожим образом проявляются у всех детей. К основным симптомам относятся:

  • постоянные отрицательные ответы на просьбы взрослых («Не пойду туда», «Не хочу это есть», «Не буду играть», «Не скажу») и соответствующее поведение (мама просит подойти – малыш наоборот убегает, папа просит сложить игрушки – он их разбрасывает и т.д.)
  • раздражение и злость, когда что-то не получается или что-то не нравится
  • проявления агрессивности по отношению к родителям и всем окружающим людям, в том числе ровесникам (малыш кусается , царапается, дерется, обзывается)
  • частое состояние подавленности у малыша, слезы и капризы
  • появление у ребенка различных страхов (темноты, одиночества, животных, в редких случаях даже смерти)

Кризис трех лет – это абсолютно нормальное явление, которое не является психическим отклонением и требует вмешательства психолога лишь в очень редких случаях.

Кризис 3 лет у ребенка. Советы родителям

Кризис 3 лет у детей требует в первую очередь адекватного поведения со стороны родителей. Главное – внимание к малышу, отсутствие обиды, злости и агрессии по отношению к нему и искреннее стремление помочь ему в этот непростой период. Обычно кризис трех лет у ребенка длится несколько месяцев, поэтому мамам с папами стоит запастись терпением.

Самое главное – в любой ситуации соблюдать спокойствие. Видя особо яркие проявления кризиса трех лет у своего чада (истерики, вопли, слезы), родителям не стоит реагировать на них похожим образом. Если ребенок кричит – не нужно кричать на него в ответ, если упрямится – не надо пытаться любой ценой сломить это упрямство. Лучше подходить к решению проблемы со спокойствием и невозмутимостью («Не хочешь – не надо!», «Хочешь плакать – плачь»). Многие дети, не получая от мамы с папой той реакции, на которую рассчитывали, очень быстро успокаиваются.

Для успешного преодоления возрастного кризиса трех лет психология советует в ситуациях, когда ребенок всячески проявляет свой негативизм («Не хочу», «Не буду», «Не стану»), действовать методом от противного. Например, мама просит малыша собрать игрушки, а он отвечает категоричным отказом, да еще и продолжает их разбрасывать. Матери в такой ситуации следует сказать ребенку: «Не собирай игрушки!», и скорее всего он, стремясь сделать назло, тут же быстренько их уберет.

Кризис 3 лет у детей связан с первыми попытками проявления самостоятельности , поэтому родителям в этот период стоит проявлять особую гибкость: можно позволить ребенку самому принимать какие-то решения и в некоторых ситуациях не вступать с ним в спор. Здесь главное – не перегнуть палку и не начать потакать ему во всем подряд.

В этот непростой период родителям обязательно нужно уделять своему малышу как можно больше внимания: разговаривать с ним, обсуждать его проблемы, объяснять ему природу его новых ощущений. Когда ребенок почувствует, что мама с папой его понимают, агрессия и раздражение с его стороны постепенно отступят на задний план.


Статьи по теме: