Личностные особенности памяти. Индивидуальные особенности памяти

Многообразие видов и процессов памяти человека таковы, что практически невозможно найти даже двух людей с совершенно одинаковой памятью. У каждого человека память по-своему оригинальна, несмотря на то что существуют общие законы, виды и процессы памяти, одинаковые для всех или большинства людей. Память людей может различаться по многим качественным и количественным характеристикам. Качественные признаки индивидуальных различий, связанных с памятью, могут быть следующими:

  • 1) преобладание у человека того или иного вида памяти;
  • 2) доминирование определенного процесса памяти (его более высокая продуктивность, чем продуктивность других процессов памяти);
  • 3) набор характерных для данного человека мнемотехнических средств, к использованию которых он чаще всего обращается;
  • 4) своеобразие употребления человеком разных мнемотехнических средств;
  • 5) зависимость памяти от индивидуальных особенностей данного человека.

По первому признаку люди отличаются друг от друга тем, какие виды памяти являются у них более или менее продуктивными, быстрыми и точными. Индивидуальные различия по второму из указанных признаков могут проявляться в продуктивности, скорости или точности соответствующих процессов памяти. У каждого человека имеется, кроме того, свой индивидуально своеобразный, зачастую уникальный набор мнемотехнических средств, которыми он предпочитает пользоваться для поддержания на должном уровне и совершенствования своей памяти. Что касается пятого, последнего, преимущественно качественного признака, то по нему индивидуальные особенности памяти могут проявляться в том, что у разных людей их память может оказаться по-разному связанной с другими психическими процессами и свойствами личности. Так, у одних людей - тех, чья психика в целом находится на сравнительно низком уровне развития, память может функционировать относительно независимо от остальных познавательных процессов. У других людей, чей общий уровень психического развития является достаточно высоким, память может быть тесным образом связанной с другими психическими процессами, например с мышлением и речью. У одних людей их эмоциональные состояния могут мало влиять на память, а у других такое влияние может оказаться достаточно заметным. Особенности воли, темперамента, характера, способностей разных людей также могут по-разному проявляться в индивидуальном своеобразии их памяти.

К количественным признакам, характеризующим индивидуальные различия людей по памяти, можно отнести скорость мнемических процессов, прочность запоминания или длительность сохранения запомненного материала, а также точность его припоминания и объем памяти. Одни люди быстрее, чем другие, запоминают или припоминают материал. Это может зависеть от значимости для них соответствующего материала, а также от их темперамента или характера. На скорость запоминания могут повлиять способности людей: более способные индивиды смогут быстрее отыскать эффективные приемы запоминания сложного материала, чем менее способные индивиды. По прочности или длительности сохранения запомненного материала люди делятся на тех, кто хранит однажды запомненное в течение длительного срока, и на тех, кто сравнительно быстро его забывает. Забывание в свою очередь может происходить по разным причинам, и эти причины у разных людей также могут существенно отличаться.

Имеются большие индивидуальные различия по точности припоминания или воспроизведения человеком запомненного материала. Одни люди предпочитают воспроизводить его буквально, с максимальной степенью близости к оригиналу; другие склонны фантазировать и привносить в припоминаемый ими материал многое от себя - такое, чего в нем изначально не было.

Что касается индивидуальных различий по объему памяти, то они могут проявляться в следующем. Во-первых, у разных людей может отличаться объем кратковременной памяти, который, как известно, варьируется в широких пределах, от 5 до 9 единиц. Во-вторых, могут наблюдаться индивидуальные различия по объему оперативной памяти, т.е. по количеству информации, которое люди могут удерживать в своей памяти, решая какую-либо конкретную задачу. В-третьих, условно можно говорить и об индивидуальных различиях в объеме долговременной памяти, если иметь в виду общее количество разнообразных сведений, которые разные люди хранят в своей долговременной памяти . К примеру, эрудиты, участвующие в телевизионных шоу или конкурсах типа «Что? Где? Когда?», «Как стать миллионером?» или в других, связанных с соревнованиями в знаниях, безусловно, хранят в своей памяти гораздо больше разнообразной информации, чем многие другие люди. В связи с этим можно утверждать, что объем их долговременной памяти по фактическому содержанию хранящейся в ней информации является более значительным, чем объем аналогичной памяти у других людей.

Индивидуальные различия по памяти, о которых выше шла речь, могут иметь типичный, характерный для многих людей, широко распространенный и уникальный, индивидуально своеобразный, редко встречающийся среди людей характер. К примеру, можно выделить ряд признаков, по которым между людьми существуют типичные индивидуальные различия, относящиеся вместе с тем ко многим людям. Соответствующие признаки являются следующими.

  • 1. Преобладание у человека того или иного вида памяти. Поскольку, как мы уже знаем, различных видов памяти у людей достаточно много, то можно ожидать, что по каждому виду, особенно если существует противоположный ему вид памяти, можно выявить индивидуальные различия. К примеру, у многих людей преобладает зрительная память, однако встречается немало таких, у кого доминирует слуховая или двигательная память.
  • 2. Особенности функционирования различных процессов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания или забывания. В данном случае можно обнаружить немало признаков, относящихся к каждому из названных выше процессов памяти, и по всем этим признакам могут существовать заметные индивидуальные различия между людьми. Например, одни люди хорошо запоминают материал, другие дольше сохраняют его в памяти, третьи точнее и легче воспроизводят.
  • 3. Использование мнемотехнических средств. Их в настоящее время создано огромное количество. Кроме того, каждый человек подбирает и употребляет известные мнемотехнические средства по-своему. Многие люди тем не менее пользуются типичными мнемотехниче- скими приемами, и в связи с этим их можно разделить на группы. Например, есть группа людей, предпочитающих визуальные мнемотехнические средства; группа людей, отдающих предпочтение слуховой мнемонике; люди, которым легче запоминать и припоминать информацию с помощью разнообразных движений, и т.д.
  • 4. Недостатки или отклонения (нарушения) в работе памяти. В отличие от названных выше признаков эти недостатки представляются более типичными. Например, всех людей, у которых обнаруживаются связанные с заболеваниями недостатки в работе памяти, можно разделить на группы людей, страдающих разными видами амнезий: ретроградной, антероградной или ретардантной.

Обсудим подробнее возможные проявления индивидуальных различий памяти людей по всем указанным выше признакам.

В соответствии с тем, какие сенсорные области преобладают в процессах памяти человека, выделяют следующие индивидуально своеобразные типы памяти людей (по ним соответственно существуют индивидуальные различия): зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, двигательную, эмоциональную, рациональную. Один человек, для того чтобы наилучшим образом запомнить материал, должен прежде всего его воспринять зрительно, увидеть или прочесть, так как при запоминании и воспроизведении материала ему легче опираться на зрительные образы. У другого человека преобладает слуховое восприятие и соответственно акустические образы доминируют в процессах запоминания, воспроизведения или узнавания материала. Такому человеку лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть то, что ему предстоит запомнить, сохранить и затем воспроизвести. Третий человек хорошо запоминает и воспроизводит разнообразные движения, предпочитая сопровождать именно ими запоминаемый или припоминаемый материал. Такому человеку лучше записать запоминаемый материал, совершая при этом движения руками, или проговорить его про себя, включая в работу движения голосового аппарата, сопроводить запоминание какими-либо иными ассоциированными с запоминаемым материалом движениями, чем пытаться запомнить его другими способами.

Следует, однако, признать, что «чистых» видов зрительной, слуховой, двигательной или другой памяти с точки зрения использования в них только одного органа чувств в природе не существует. Практически во всех случаях запоминания, сохранения или припоминания материала мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной и других видов памяти, при которых одни из них преобладают над другими. Такими типичными сочетаниями видов памяти являются зрительно-слуховая, зрительно-двигательная или двигательно-слуховая память. Кроме того, у некоторых людей все три вида памяти работают примерно одинаково и взаимно дополняют друг друга таким образом, что любые сочетания разных видов памяти в целом ее улучшают. Однако у большинства людей, как было установлено в специальных исследованиях, преобладающей является все же зрительная память. Поэтому допустимо говорить о таких типичных для людей сочетаниях видов памяти, в состав которых входит зрительная память.

Встречаются люди и с особенно развитой зрительной памятью, которая получила название эйдетической памяти (от греческого слова «эйдос» - образ). Один из таких случаев представил и описал А.Р. Лу- рия в книге «Маленькая книжка о большой памяти». Он подробно изучил и представил здесь память человека по фамилии Ш., который мог быстро, прочно, точно и надолго запоминать сложную и большую по объему зрительную информацию. Объем зрительной памяти, механизм быстрого перевода материала из нее в долговременную память и предельный срок хранения в долговременной памяти однажды воспринятой образной информации у Ш. так и не удалось установить. «Ему, - писал А.Р. Лурия, - было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 секунды». Это время, вероятно, и было тем минимальным временем, которое данному человеку требовалось для осуществления перевода информации из иконической через кратковременную в долговременную память и последующего отдыха, необходимого для полного и точного воспроизведения соответствующей информации. У обычных людей это время является намного большим, чем у Ш.

В дальнейшем было обнаружено, что механизм работы памяти Ш. основан на эйдетическом зрении, которое у него оказалось особенно развитым. Всего лишь после однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки (в основном - образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого материала в поле зрения. Он был способен восстанавливать в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени после первого его восприятия, иногда даже через несколько лет. Некоторые опыты с Ш. были повторены через 15-16 лет после того, как он впервые увидел запоминаемый материал и больше к нему в течение данного времени не возвращался. Тем не менее он оказался в состоянии вспомнить и такой материал.

Кроме того, память Ш. отличалась ярко выраженными синестезиями. Их значение для запоминания объективно состояло в том, что синестизические компоненты создавали как бы фон для каждого запоминания, неся в себе дополнительную избыточную информацию и обеспечивая точность запоминания. Если почему-либо Ш. неточно воспроизводил какое-либо слово, то синестезические ощущения, не совпадавшие с исходным словом, давали ему почувствовать, что в его воспроизведении что-то не так, и заставляли его исправлять допущенную ошибку.

Каждое слово вызывало у Ш. наглядный образ, и отличия Ш. от обычных людей заключались в том, что соответствующие образы были у него несравненно более яркими и стойкими, чем у большинства других людей, и к ним неизменно присоединялись те синестезические компоненты (ощущения цветовых пятен, «брызг», «линий» и т.п.), которые отражали звуковую структуру слова и голос произносившего. Когда Ш. прочитывал длинный ряд слов, каждое из этих слов вызывало у него наглядный образ. Однако слов было много, и Ш. приходилось «расставлять» соответствующие образы в длинный ряд. Чаще всего он «расставлял» возникающие у него образы вдоль воображаемой дороги, представляя себя идущим по ней. Иногда это была улица его родного города, двор его дома, ярко запечатлевшийся в его памяти с детских лет. Иногда это была одна из московских улиц, где он прожил большую часть своей жизни.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которыми он чаще всего пользуется и которые связаны с его профессиональной деятельностью. Она, несомненно, оказывает большое влияние на память человека. Например, у ученых отмечается хорошо развитая логическая и смысловая память, но нередко встречается сравнительно слабо развитая образная и механическая память. У актеров и художников, наоборот, обычно хорошо развита образная память и менее развита логическая. У математиков часто наблюдается прекрасно развитая память на числа, у инженеров - память на формы технических деталей, устройство машин и механизмов и т.д.

Индивидуальные различия, касающиеся процессов памяти, могут проявляться в следующем. Одни люди лучше запоминают материал, другие дольше сохраняют его в памяти, третьи легче и точнее его воспроизводят. Индивидуальные различия также могут относиться к узнаванию или забыванию. В узнавании эти различия могут проявляться в том, что одни люди быстрее и легче, чем другие, узнают то, с чем они раньше встречались. Одни смогут быстрее забывать выученную ими информацию, чем другие. Однако если иметь в виду, что процессы памяти человека не являются независимыми друг от друга (сохранение связано с запоминанием, запоминание - с забыванием, припоминание - с запоминанием и забыванием одновременно и т.д.), то индивидуальные различия по ним могут иметь комплексный характер. Это означает, что хорошее функционирование одних процессов памяти у человека может сочетаться с плохим функционированием других процессов памяти, и наоборот.

Использование мнемотехнических средств также может породить разнообразные индивидуальные различия, которые, в частности, касаются следующих моментов:

  • - использования в процессах памяти определенных мнемотехнических средств;
  • - особенностей и разнообразия применяемых мнемотехнических средств;
  • - частоты обращения человека к употреблению тех или иных конкретных мнемотехнических средств.
  • Говоря в данном случае об индивидуальных различиях в объемах оперативной и долговременной памяти, мы имеем в виду не их предельные возможности у разных людей,а реальное количество информации, которое в них хранится.

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. Принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти:

1) различия в продуктивности заучивания,

2) различия типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются:

· в скорости,

· прочности,

· точности запоминания,

· готовности к воспроизведению материала.

Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации.

Например:

· А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения.

· В. А. Моцарт, который запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания.

· А. Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш., который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме. Ш. мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась притом и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, а также то, во что был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Взаимосвязи качеств памяти:

· Чаще встречается положительная связь между прочностью и скоростью запоминания, т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше и помнит, но есть обратное соотношение.

· Нет никакой определенной взаимосвязи между скоростью и точностью запоминания.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, - зрительно, на слух или пользуясь движением. Выделяют:

· зрительный тип памяти,

· слуховой тип памят,.

· двигательный тип памяти (в частности, рече-двигательным).

«Чистые» типы памяти встречаются не так часто. Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.



Типы памяти следует отличать от видов памяти . Виды памяти - что мы запоминаем, типы памяти - как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигателыю.

Амнезия

Одна из наиболее удивительных особенностей человеческой памяти заключается в том, что есть тип амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом. Впервые на это любопытное явление обратил внимание Фрейд, который назвал его амнезией детства. Он открыл это явление, наблюдая, что его пациенты в общем не способны вспомнить события первых трех-пяти лет своей жизни.

Поначалу можно подумать, что в этом нет ничего необычного, поскольку память на события со временем стирается и между ранним детством и взрослой жизнью прошло очень много времени. Но амнезию детства нельзя свести к обычному забыванию. Большинство 30-летних людей могут многое вспомнить о сво­их годах в средней школе, но очень редко кто из 18-летних сможет что-нибудь сказать о сво­ей жизни в трехлетнем возрасте, хотя временной интервал и там и там примерно одинаков (около 15 лет).

В некоторых исследованиях людей просили воспроизвести и датировать воспоминания из их детства. Самые ранние воспоминания у большинства из них оказались связаны с событиями, происходившими, когда им было три года или больше; очень немногие, однако, смогли изложить воспоминания, предшествующие возрасту в один год. Но с их отчетами связана одна проблема: никогда нельзя быть уверенным, что «припомненное» событие действительно происходило (возможно, человек реконструировал то, что, по его мнению, происходило). Эту проблему преодолели в эксперименте, где испытуемым задавали в общей сложности 20 вопросов о событии из их детства, о котором было точно известно, что оно произошло, - рождение младшего брата или сестры; подробности такого события можно проверить у другого человека. Вопросы, задаваемые каждому испытуемому, касались событий, происходивших, когда мать уезжала в больницу (например, «В какое время дня она уехала?»), когда она находилась в больнице и когда мать с младенцем вернулись домой.

Испытуемыми были студенты, и их возраст на момент рождения брата или сестры варьировал от одного года до 17 лет. Результаты данного исследования показали, что если брат или сестра родились до достижения испытуемым трехлетнего возраста, он ничего не мог об этом вспомнить. Если же рождение пришлось на возраст более трех пет, количество воспоминаний увеличивалось вместе с возрастом на момент этого события. Эти результаты указывают на практически полную амнезию первых трех лет жизни.

Почему возникает амнезия детства? Фрейд полагал, что это происходит вследствие подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребенком в отношении своих родителей. Но такое объяснение предсказывает амнезию только на события, связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяется на все события. Более подходящее объяснение состоит в том, что амнезия детства является следствием колоссального различия между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. У взрослых воспоминания выстроены по категориям и схемам (например, она - такой-то человек, это - такая-то ситуация), а маленькие дети кодируют свои переживания, не обобщая их и не связывая со смежными событиями. После того как ребенок начинает усваивать связи между событиями и делить события по категориям, ранние переживания теряются.

Почему происходит этот переход от младенческой к взрослой форме организации памяти? Одна из причин - биологическое развитие. Гиппокамп - структура мозга, участвующая в консолидации воспоминаний, - созревает примерно через год-два после рождения. Поэтому события, происходящие в первые два года жизни, не могут достаточно консолидироваться, и, следовательно, их нельзя впоследствии воспроизвести. Другие причины перехода к взрослой памяти лучше объяснять на психологическом уровне. Сюда относятся когнитивные факторы, в частности развитие речи и начало обучения в школе. И речь, и тип мышления, воспитываемый школой, создают новые способы организации опыта, которые могут быть несовместимы со способом кодирования опыта маленькими детьми. Что любопытно, развитие речи достигает первого пика в возрасте трех лет, обучение в школе начинается с пяти лет, и, видимо, именно в период между тремя и пятью годами заканчивается амнезия детства.

По: Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С, Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. - М.: Тривола, 1999.

Особое место в исследованиях памяти занимают расстройства памяти. В основе нарушений памяти могут лежать самые разнообразные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относится к разряду амнезий.

Амнезия - это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого - фиксационная амнезия . Такие больные могут правильно называть события из своего детства, школьной жизни, даты общественной жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня, посетили ли их родственники, беседовал ли с ними сегодня врач и т. п. Ряд экспериментальных данных свидетельствует о том, что в этом случае речь идет о нарушении воспроизведения.

Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, т. е. они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти - давно прошедшего времени - прогрессирующая амнезия . Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Нарушения такого рода развиваются по «закону обратного хода памяти», предложенного и обоснованного французским психологом Тэодюлем Рибо (1839-1916).

Феноменальная память «Я приступил к исследованию Ш. с обычным для психолога любопытством, но без большой надежды, что опыты дадут что-нибудь примечательное.

Однако уже первые пробы изменили мое отношение и вызвали состояние смущения и озадаченности, на этот раз не у испытуемого, а у экспериментатора.

Я предложил Ш. ряд спов, затем чисел, затем букв, которые либо медленно прочитывал, либо предъявлял в написанном виде. Он внимательно выслушивал ряд или прочитывал его и затем в точном порядке повторял предложенный ему материал.

Я увеличил число предъявляемых ему элементов, давал 30, 50, 70 слов или чисел, - это не вызвало никаких затруднений. Ш. не нужно было никакого заучивания, и если я предъявлял ему ряд слов или чисел, медленно и раздельно читая их, он внимательно вслушивался, иногда обращался с просьбой остановиться или сказать слово яснее, иногда, сомневаясь, правильно ли он услышал слово, переспрашивал его.

Обычно во время опыта он закрывал глаза или смотрел в одну точку. Когда опыт был закончен, он просил сделать паузу, мысленно проверял удержанное, а затем плавно, без задержки воспроизводил весь прочитанный ряд.

Опыт показал, что с такой же легкостью он мог воспроизводить длинный ряд и в обратном порядке - от конца к началу; он мог легко сказать, какое слово следует за какими и какое слово было в ряду перед названными. В последних случаях он делал паузу, как бы пытаясь найти нужное слово, и затем - легко отвечал на вопрос, обычно не делая ошибок.

Ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова или бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в две-три секунды, и последующее воспроизведение ряда не вызывало у него никаких затруднений.

Вскоре экспериментатор начал испытывать чувство, переходящее в растерянность. Увеличение ряда не приводило Ш. ни к какому заметному возрастанию трудностей, и приходилось признать, что объем его памяти не имеет ясных границ. Экспериментатор оказался бессильным в, казалось бы, самой простой для психолога задаче - измерении объема памяти.

Я назначил Ш. вторую, затем третью встречу. За ними последовал еще целый ряд встреч. Некоторые встречи были отделены днями и неделями, некоторые - годами. Эти встречи еще более осложнили положение экспериментатора.

Оказалось, что память Ш. не имела ясных границ не только в своем объеме, но и в прочности удержания следов. Опыты показали, что он с успехом и без заметного труда может воспроизводить любой длинный ряд слов, данных ему неделю, месяц, год, много лет назад. Некоторые из таких опытов, неизменно кончавшихся успехом, были проведены спустя 15-16 лет (!) после первичного запоминания ряда и без всякого предупреждения. В подобных случаях Ш. садился, закрывал глаза, делал паузу, а затем говорил: «Да-да... это было у вас на той квартире... вы сидели за столом, а я на качалке... вы были в сером костюме и смотрели на меня так... вот... я вижу, что вы мне говорили...» - и дальше следовало безошибочное воспроизведение прочитанного ряда.

Если принять во внимание, что Ш., который к этому времени стал известным мнемонистом и должен был запоминать многие сотни и тысячи рядов, - этот факт становился еще более удивительным».

Из: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти: ум мнемониста // Хрестоматия по психохологии. Психология памяти. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 1998.

Развитие болезни начинается с утраты памяти на время, далее утрачивается память на недавние события, а затем - и на давно прошедшие. Вначале забываются факты, затем чувства, последней разрушается память привычек. Восстановление памяти идет в обратном порядке. Например, при нарушении памяти у полиглотов последнее, что они забывают, - это родной язык, при восстановлении функций памяти у них в первую очередь появляется способность говорить на родном языке.

В других случаях память может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Такие больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Если человеку с таким нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3 слова, а после шестого - опять 6-8. Эти больные то подробно, в деталях воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать совсем легкий сюжет. В этом случае мнемическая деятельность носит прерывистый характер . Нарушается ее динамическая сторона.

Больные с поражением лобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнемическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью однажды возникших стереотипов и трудным переключением с одного звена запоминающей системы на другое.

Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при общемозговых нарушениях психической деятельности. Если эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждений в коре головного мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой тормозимости следов интерферирующими воздействиями.

Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памяти могут иметь место на фоне хорошо сохраненной механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной по своему объему.

Глава 11. Воображение

Добрый вечер, читатели!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, как проявляется в психологии индивидуальные особенности памяти и ее развитие? Жду вашего мнения.

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна и сложна. Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ПАМЯТЬ, РАЗВИТИЕ.

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ТЕОРИЯ – это учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. ПАМЯТЬ – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. РАЗВИТИЕ – это сложный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Так, что же принято понимать под индивидуальными особенностями памяти и ее развития ? Стоит отметить, процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания , во вторую — различия типов памяти. Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала.

Также, обратим свое внимание на то, что важное место в исследованиях памяти занимают расстройства памяти. В основе нарушения памяти могут лежать разнообразные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относится к разряду амнезий. Амнезия — это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Так, одно из наиболее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось трудным для восприятия из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.
Желаем успехов в учебе и в творческой деятельности!

В памяти людей есть значительные индивидуальные различия. Они проявляются в различиях производительности процессов памяти; в преобладании памяти той или иной модальности; в различиях в уровне развития разных типов памяти.

Общими характеристиками производительности процессов памяти является объем материала, который может запомнить человек за определенный промежуток времени, скорость и точность запоминания материала, продолжительность сохранения материала в памяти и готовность к его воспроизведения.

Кроме индивидуальных различий, память разных людей может различаться по уровню развития различных типов памяти: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической. Преобладание определенного типа памяти у человека зависит от особенностей деятельностей, с которыми связан его жизненный путь. Наиболее распространенными типами памяти является образный, словесно-логическое и промежуточный.

Человеку с образным типом памяти проще запоминать и воспроизводить образный материал.

Людям со словесно-логическим типом памяти просто запомнить словесный, абстрактный материал: логические схемы, формулы. Такие люди без труда могут воссоздать структуру сложно организованного материала.

Если у человека не превышает определенный тип оперирования материалом, то она представляет промежуточного типа памяти.

6 люди, которые имеют феноменальную память, признаки которой - необыкновенно большой объем информации, продолжительность хранения следов и чрезвычайно сильная образность.

индивидуальные особенности памяти:

Скорость запоминания определяется количеством повторений (или времени), что нужны человеку для запоминания нового материала;

Точность запоминания определяют соответствием воспроизводимого том, что запоминали, и количеством допущенных ошибок;

Прочность запоминания оказывается в продолжительности сохранения заученного материала (или в медлительности его забывания)

Готовность к воспроизводству проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимые ей сведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Скорость образования временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что приводит точность и прочность запоминания.

Индивидуальные различия памяти оказываются также о том, какой материал лучше запоминается, - образный, словесный или равной степени продуктивно ту и другую.

В этом контексте в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, смешанный или промежуточный типы памяти. Эти типы обусловлены частично соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главным образом - условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности.

Развитие памяти. Доказано, что развитие памяти зависит от того, как обеспечено управление этим процессом. Педагоги должны создавать условия, ускоряют обучение, позволяют лучше усвоить и сохранить в памяти знания. Личность только тогда будет иметь весомые успехи, когда будет достаточно настойчиво прилагать усилия к запоминанию необходимого больше, в общем и в деталях. Память ухудшается от неполного ее использования.

Развитие памяти в первую очередь зависит от заинтересованного включения личности в производительную деятельность, в частности учебную, направленную на самостоятельное познание мира или достижения новых результатов деятельности. Что весомее мотивы сопровождают деятельность субъекта, то успешные результаты запоминания. При этом запоминание является результативным независимо от того, была поставлена цель запомнить.

Развитие памяти неразрывно связан с воспитанием самой личности. Заинтересованность, активное отношение к деятельности способствуют непроизвольному запоминанию.

Важным для запоминания является первое впечатление, его качество и глубина. Легко и надежно запоминается новый материал, связанный с предыдущим опытом, когда он его чем-то дополняет и обогащает, расширяет возможности деятельности человека. Эффект запоминания значительно усиливается, если информация является для субъекта необходимым, связанная с целью его деятельности, представляет определенный интерес.

Развития памяти способствуют постоянные тренировки. Регулярная и напряженная работа памяти становится привычкой, создает условия для формирования продуктивной памяти.

Необходимым условием эффективного запоминания в соблюдении определенных правил. Запоминать надо в хорошем настроении и на «свежую голову», когда еще не наступила усталость. Во время запоминания не надо чередовать материал, близкий по форме и содержанию. Нужно обрабатывать информацию для запоминания, сравнивая разные сведения, опираясь на ассоциации (смысловые и структурные), выделяя опорные сигналы ("узелки на память"). Нужно творчески применять мнемотехнические приемы, искусственно наделяя информативный материал смысловыми связями, содержанием, значением, привлекая разные виды памяти.

Главный смысл мнемотехнических приемов в том, что материал запоминания глубже анализируют, структурируют и более осмысливают.

Способом улучшить память человека является формирование умения запоминать и воспроизводить. Память развивается тренировкой и настойчивым трудом, направленным на запоминание, длительное сохранение, полное и точное воспроизведение.

Контрольные вопросы:

В чем проявляется сущность памяти?

Раскройте сущность ассоциативной теории памяти.

Раскройте пути развития памяти.

Что является физиологическим основой памяти?

Охарактеризуйте запоминания как процесс памяти.

В чем проявляются процессы хранения и забывание?

Каким образом происходит процесс воспроизводства?

Какие разновидности памяти вы знаете? Охарактеризуйте их.

В чем проявляется образная память?

В чем проявляется двигательная память?

В чем проявляется эмоциональная память?

В чем проявляется словесная память?

В чем различия мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?

В чем проявляются индивидуальные различия памяти?

Литература:

Бузан Т. Скоростная память / Пер. с англ. - М.: Эйдос, 1996..

Варий М.И. Общая психология: Учеб. пособие / Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: земля, 2005.

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. - М.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. Гарибян С.А. Школа памяти (суперактивация памяти через возрождение эмоций). - М.: Цицеро, 1992.

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М.: Наука, 1980.

Иванов-Муромский К.А. Мозги и память. - К.: Наук, думка, 1987.

Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы / Пер. с англ. - М.: Мир, 1978.

Максименко С Д, Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - М.: Форум, 2002.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и ВЛ.Романова. - 3-е изд. - М.: ЧеРо,

Хофман И. Активная память: Эксперимент и теория человеческой памяти / Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1986.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой психологии памяти: А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков, Эббингауз, Л. В. Занков и др.

Понятие памяти

Определение

Память – это психический процесс, сущность которого состоит в отражении опыта человека с помощью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения пережитых чувств, явлений и т. д.

Индивидуальные особенности памяти

Каждый человек уникален, а значит, и процессы памяти протекают у всех по-разному. Сейчас выделяется две группы различий памяти.

  1. Продуктивность заучивания. Ее особенности представлены несколькими характеристиками:
  • скорость;
  • прочность;
  • точность;
  • готовность к воспроизведению.
  • Типы памяти:
    • зрительный (запоминание посредством зрительных образов; разновидность такого типа памяти – «фотографическая»);
    • слуховой (использование слуховых образов для запоминания той или иной информации);
    • двигательный (использование движений или речи; рече-двигательный тип памяти);
    • смешанный (преобладающий тип; слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой).

    В общем виде виды памяти представлены на рисунке 1.

    Рисунок 1. «Виды памяти»

    Развитие памяти

    Рассмотрим развитие памяти в онтогенезе.

    1. Первые месяцы жизни ребенка. Здесь можно увидеть первое проявление условных рефлексов, которые также относятся к памяти. Далее развитие памяти проявляется при узнавании ребенком различных предметов.
    2. Ранний возраст. На втором году жизни ребенок способен к узнаванию предметов, воспринятых несколько недель назад. На третьем году жизни он может узнать то, что было несколько месяцев назад. И на четвертом году жизни ребенок узнает предмет, который воспринял год назад. Так, в раннем возрасте, происходит стремительный процесс развития памяти.
    3. Дошкольный возраст. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. Как правило, здесь процесс развития памяти связан с игровой деятельностью. Ребенку требуется запоминать правила и специфику игры.
    4. Младший школьный и подростковый возраст. Под воздействием требований школы запоминание и вос¬произведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека.

    Обобщенный процесс развития памяти представлен на рисунке 2.

    Статьи по теме: