Методическая разработка на тему: Развлечение "Рождественские Колядки". Сценки на колядки короткие

Колядки матушки-зимы.Рождественский сценарий. По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей

Хозяева, хозяйки, кошка, собака

Уходят в свои "избы". Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках

Солнечный диск из картона, прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами

Символ коляды.

Ведущая.

Вот и матушка-зима пришла.

Растворяй-ка ворота!

Пришла и коляда, да из Новгорода.

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ведущая.

Пойдем к дядьке Мирону колядовать.

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.

Коляда-моляда!

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

Выходила свет Сергевна,

Собирала жемчуг себе на серьги,

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога

Возьмем корову за рога!

Подашь пирога

Будет рожь густа,

Будет рожь чиста, обмолотиста,

Будет с колоса по хлебу,

С зерна по пирогу.

Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.

Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.

Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша

Девочка с большой кошелкой в руках

Принимает дары. Колядующие славят хозяев.

1-й ребенок.

Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

2-й ребенок.

Вам и плюшек с творогом.

И детишек полный дом.

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.

Ведущая.

Пойдем колядовать к дяде Николаю.

Дети идут цепочкой за ведущим и поют.

Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святу.

Мы нашли коляду у Николина двора.

Николин двор

Железный тын,

Посреди двора три терема стоят.

Во первом терему

Красно солнышко,

Во втором терему

Светел месяц,

Во третьем терему

Часты звездочки.

Красно солнышко

То хозяюшка,

Светел месяц

То хозяин тут,

Часты звездочки

Малы детушки.

Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.

Колядовщики (говорком).

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

С праздником! С Новым годом, со всем родом!

Открывайте сундучок

Доставайте пятачок!

Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.

Ведущий.

Может, крепко спит дядя Николай?

Давайте ему еще колядку споем.

Овсень, овсень,

Ты гулял по всем

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем

Тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Выходи, хозяин, выходи, боярин,

Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.

Николай.

Кто тут орет,

Спать не дает?

Колядовщики!

Николай.

И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).

Колядующие (хулят говорком).

Ну не будет у вас удачи.

Одна была корова

И та не здорова,

один был петух

И тот хлопотух,

одна была кобыла

И та бога забыла.

Ребенок.

У скупого мужика

(показывает на дом Николая),

Родись рожь хороша

Колосом пуста,

Соломой густа.

Все идут к другому двору с песней "Овсень, овсень". У Иванова двора останавливаются.

1-й ребенок.

У Ивана на дворе да три терема.

2-й ребенок.

Сам Иван

Господин светлый месяц.

3-й ребенок.

Красно солнышко

Его Варварушка.

4-й ребенок.

Часты звездочки

Его детушки.

На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла-ребенок в пеленках.

Здравствуйте, люди добрые,

Вот вам угощение

Сыр да печенье.

Хозяйка.

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Колядовщики берут все, укладывают в мешок.

Колядовщики.

Спасибо, хозяин с хозяюшкой,

С праздником вас, с рублем и полтинничком.

Вам на потешки, нам на орешки.

1-й ребенок.

Иван Ивановичу житья сто лет!

2-й ребенок.

Его женушке

Всегда здравьице!

3-й ребенок.

И всем деточкам :

Сыновьям, дочерям-барышням!

Жить всем вместе лет до двести!

Чтоб у вас поле зеленело,

И скотина не болела!

Ведущая.

Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться.

Дети подходят к дому тетушки Арины.

Тетушка Арина, пусти погреться!

Милости прошу, люди добрые, проходите!

Будем вечер коротать, песни петь да плясать.

Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким полукругом. Поют о зиме.

Хлопья белые летят

Холоднее стало,

Только, зимушка, ребят

Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

Дети читают стихотворение А. Прокофьева.

Кто на горке, на горе,

На широком на дворе?

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

Кто по снегу,

На горку

Бух! Захватывает дух!

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: "Частушки".

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка

Три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася!

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела!

Я маленькая девочка,

Я в школу не хожу,

Купите мне сандалики,

Я замуж выхожу.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

Мы всегда везде такие

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

Раздайся, народ,

Меня пляска берет;

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

На столе стоит стакан,

А в стакане

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем

Молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

Девочка.

Что с ногами, не пойму!

Вправо-влево носятся,

Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!

Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут на зрителей.

1-й ребенок.

Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

2-й ребенок.

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

3-й ребенок.

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.

Пояснение.

Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые участники, в содержание

Знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения данного сценария может быть следующим.

Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.

Колядовщики.

Коляда, коляда, святое Рождество.

Разрешите, хозяева, коляду.

Девушки.

Разрешаем, будем рады спеть.

Колядовщики.

Мороз велик, стоять не велит!

Девушки.

Мороз, мороз! Не морозь наш овес.

Проходите в дом, гости дорогие.

Колядовщики.

Как Христово Рождество

Подкатилось под окно.

Наша-то колядка

Не мала, не велика.

Под окошком шьет,

Пирожки подает.

Тут в хозяйском домку

Дадут оладью в медку.

1-й колядовщик (говорком).

Кто даст пирога

Тому рожь густа,

С зернышка пирог,

С полузернышка

Блинок.

2-й колядовщик (выкрикивает).

Кто даст пирога,

Тому двор живота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

3-й колядовщик.

Кто не даст пирога

Тому куричья нога,

Да лопата, корова горбата.

Чем вы нас, девушки, одарите?

(Спрашивают по очереди).

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки

Или гривенники на пряники?

Девушки.

А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

(Девушки наперебой загадывают загадки).

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке

Щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

Колядующие.

А теперь от нас загадка,

Вы скажите нам отгадку.

Не отгадаешь

По прянику дашь.

Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

Девушки ответить затрудняются.

В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

Топ-топ.

(Девушки отвечают: "Балалайка").

Колядовщики.

Балалаечка-гудок,

Свое дело знает!

Она в Ваниных руках

  • Рождество Христово - сценарий театрализованного праздника для старших дошкольников
  • Рождественские посиделки - сценарий для детей старшей и подготовительной группы
  • Рождественские гулянья - сценарий на Рождество
  • Пришла Коляда - отворяй ворота - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Новогодние святки - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Под Рождественской звездой - сценарий праздника
  • Никола Зимний - занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп
  • Колядки матушки-зимы - сценарий
  • Коляда в детском саду - рождественский сценарий
  • Рождественское путешествие - для учащихся 4-6-х классов. Рождественский сценарий
  • Happy Christmas - сценарий на английском языке. Рождественский сценарий
  • В гости коляда пришла - сценарий для детей старшей и подготовительной групп
  • Вифлеемская ночь - пьеса для школьного театра
  • Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательная, игровая.
    Цель:
    Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность
    Задачи:
    - Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
    - Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.
    - Побуждать у детей интерес к театрально - игровой деятельности, создавая условия для её проведения.
    - Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
    - Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.
    - Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
    - Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
    Словарная работа:
    Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка(короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики(исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).
    Оборудование:
    магнитофон, проектор, экран, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена рыбка-2; таблички с загадками, угощения.
    Предварительная работа:
    Беседы: «Рождество христово»,«Святки»,«Коляда».
    Разучивание колядок, стихов, разучивание русских народных игр.
    Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи
    мимики, жестов, движений.

    Предварительная работа:
    Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования. Разучить с детьми святочные колядки, игры. Изготовить атрибуты обряда колядования – звезду,
    месяц, вертеп.

    Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

    В этот зимний вечерок

    Вьётся из трубы дымок,

    Месяц светится над ней,

    А у нас полно гостей.

    Здесь и красные девицы,

    Раскрасавицы сестрицы,

    Добры молодцы кругом,

    И хозяйка за столом.

    Ведущая: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

    Ведущая: Так что же такое святки? (задник на сцене)
    -Праздник этот самый длинный.
    Он веселый и старинный.
    Наши предки пили, ели,
    Веселились две недели.

    От Рождества и до Крещения,
    Приготовив угощенье,
    Пели разные колядки,
    По дворам ходили в святки.

    Наряжались и шутили,
    Праздник ждали и любили.
    Так давайте же сейчас
    Встретим мы его у нас.

    Просмотр презентации «Святки»

    (слайд 3,4) Одним из самых древних праздников на Руси были Святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния. После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. Наши предки праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз.

    (слайд 5) Днем - гулянье, во время которого можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и на лыжах или коньках пробежаться. Вечером - посиделки. Святочные посиделки - это не обычная вечеринка. Девушки и юноши собирались, чтобы присмотреться друг к другу.

    (слайд 6) Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и чертей, в разных животных, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения, а также песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

    Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом.

    (слайд 7,8) Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

    (слайд 9,10) До нас дошло очень много праздничных песен - колядок, христославок.

    Воробышек летит,

    Хвостиком вертит,

    А вы, люди, знайте,

    Столы застилайте,

    Гостей принимайте,

    Рождество встречайте!

    (слайд 11) В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова .

    (слайд 12) Хозяева колядующим высказывали хорошие пожелания в наступающем году и угощали их. Считалось, что в будущем году достаток семьи напрямую зависел от подарков и угощения, полученных колядующими.

    (слайд 13) Одной из ярких особенностей Святок являлись разного рода Святочные гадания.

    В каждой крестьянской семье накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться .

    (слайд 14) Гадания на Святки были не только на женихов и невест, но и другие, более хозяйственные проблемы: о будущем урожае, о приплоде скота…

    (слайд 15,16) Заканчиваются Рождественские святки - Крещением (19 января). В этот день освящают воду, которую считают крещенской водой и хранят весь год.

    Ведущая: Пора и нам позвать к себе коляду. Ребята, а вы знаете колядки? Да? Ну, тогда наряжайтесь да пойдём по дворам славить!

    Дети – «колядовщики» выходят, наряжаются. С остальными проводится игра «Вот так!» (слайды 17 – 27).

    Ведущая: На каждый мой вопрос надо всем дружно ответить «вот так» и повторить жест. Попробуем.

    Как живёшь? -Вот так!

    Как идёшь? -Вот так!

    А бежишь? -Вот так!

    Ночью спишь? -Вот так!

    Как берёшь? -Вот так!

    Как даёшь? -Вот так!

    Как шалишь? -Вот так!

    А грозишь? -Вот так!

    Ну, а дразнишь как? -Вот так!

    А смеёшься как? -Вот так!

    Ведущая: Ряженые готовы? Итак, Пришла коляда – отворяй ворота!!!

    (На сцене стоит стол, вокруг стулья, на столе скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят хозяин и хозяйка).

    Хозяйка: Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!

    Хозяин: Время быстро бежит. Только недавно урожай убирали, соленья, варенья на зиму готовили, а вот уже и святки.

    Хозяйка: А помнишь, как мы в прошлом году колядовать ходили? Вот весело-то было? Интересно, придут к нам сегодня ряженые или нет?

    Хозяин: А приготовила ли ты, Ольга, чем ряженых – то угощать?

    Хозяйка: Приготовила, приготовила, да вот придут ли?

    Звучит музыка(песня Иван Купала «Коляда»). На фоне музыки раздаётся стук в дверь. Входят ряженые. Хозяин идёт встречать.

    Хозяева: Здравствуйте, гости дорогие да желанные!

    Колядовщик (воспитатель):

    Колядовщики мы, в поле загулялись да сюда забралися
    На людей посмотреть, себя показать!
    Мы пришли прославлять,
    Да хозяев величать.
    Хозяину сотни лет прожить,
    А хозяюшке много здоровьица.
    Вашим деткам, сыновьям и дочерям,
    Девяносто быков, полтораста коров.
    Надели вас Бог
    И житьем - бытьем и богатством.

    Колядовщики – дети:

      Вот пришла к вам Коляда

    Накануне Рождества.

    Шире двери открывай.

    Колядовщиков встречай!

      На пороге мы стоим.

    «Здравствуйте» не говорим.

    Скажем по-другому:

    «Мир вашему дому!»

      Наделил бы вас Господь

    И житьём, и бытьём,

    И богатством во всём,

    И дай Бол вам, господа,

    Здоровья на долгие года!

      Коляда идёт к вам в дом.

    И мешки несёт с добром.

    Кто даст нам больше всех,

    Ждёт того большой успех!

      Чтоб гостей невпроворот

    Было в доме целый год!

    На столе всегда пирог.

    Лёгких – лёгких вам дорог!

    6. Ой коляда, коляда

    У нас нынче беда

    Маленький мальчик

    Упал на стаканчик.

    А стаканчик на бочок.

    Дай, хозяйка, пятачок!

      Чем, хозяева, нас одарите?

    Что, хозяева, нам подарите?

    Кувшин молока или каши горшок?

    Кусок пирога или денег мешок?

      Тётушка добренька,

    Дай кусочек сдобненький.

    Не режь, не ломай,

    Лучше весь подавай.

      Сеем, веем, посеваем.

    Счастья, радости желаем!

    Хозяин: Ах, спасибо вам, ребятки

    Что пришли в наш дом на святки!

    Хозяйка: Вот вам угощенье-

    Сыр да печенье

    Пряники, конфетки

    Кушайте, детки!

    (Музыка. Колядовщики уходят. Хозяйка и хозяин спускаются в зал.)

    Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток – прибауток, без весёлых игр и соревнований? На посиделках всегда мальчики с девочками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

    Игры, конкурсы.

      Загадки (слайды 28 – 40). (А сейчас я для зарядки загадаю вам загадки).

    Голодна – мычит.

    Сыта – жует,

    Малым ребяткам молоко дает.(корова)

    Их бабуля с сахарком

    Выпекала сладкие.

    Первый вышел – словно ком,

    А другие – гладкие.(блины)

    Кто не в жару, не в стужу

    Не снимает шубу.(овца, баран)

    Я в стаканчике, в рожке,

    Вкусное и нежное.

    Сделано на молоке,

    Чаще – белоснежное.

    В морозилках проживаю,

    А на солнце сразу таю.(мороженое)

    Спереди пяточек,

    Сзади крючок, посередине спинка,

    На спине щетинка. (свинья)

    На дворе построен дом,

    На цепи хозяин в нем.(собака)

    Кто имеет пяточек,

    Не зажатый в кулачек.(свинья)

    С неба падают зимою

    И кружатся над землёю

    Легкие пушинки,

    Белые ….(снежинки).

      Игра «Сугроб». (снежинки со скрепками, 2 «удочки» с магнитами)

    Вот и у нас много снежинок нападало. Надо сложить их в сугроб, но пользоваться руками нельзя, а то они быстро растают.

      Игра «Заплети косу». (шест, 6 лент)

    На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из 3 человек. Каждый член команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команд – заплести из своих лент длинную красивую косу.

    2 команды из 3 человек. Задача обратная – не выпуская ленту из рук расплести «косу»

    Игра «Моталочка»

    Вызываются 6 человек. Ленты надо красиво и аккуратно смотать в рулончики. Кто быстрее и аккуратнее.

      Игра – плясовая «Тётя – весельчак».

    Играющие становятся в круг. Ведущий показывает движения, все повторяют.

    У меня есть одна тётя

    Эта тётя – весельчак.

    И когда она танцует,

    Она делает вот так. (показ)

    Ах, ручки мои, мои ручки хороши.

    Вы танцуйте, мои ручки,

    Вместе спляшем от души.

    У меня есть одна тётя

    Эта тётя – весельчак.

    И когда она танцует,

    Она делает вот так. (показ)

    Ах, ножки мои, мои ножки хороши.

    Вы танцуйте, мои ножки,

    Вместе спляшем от души.

    У меня есть одна тётя

    Эта тётя – весельчак.

    И когда она танцует,

    Она делает вот так. (показ)

    Ах, плечи мои, мои плечи хороши.

    Вы танцуйте, мои плечи,

    Вместе спляшем от души.

    У меня есть одна тётя

    Эта тётя – весельчак.

    И когда она танцует,

    Она делает вот так. (показ)

    Ах, боки мои, мои боки хороши.

    Вы танцуйте, мои боки,

    Вместе спляшем от души.

    У меня есть одна тётя.

    Эта тётя – весельчак.

    И когда она танцует,

    Она делает вот так. (показ)

    Прыжочки мои, вы прыжочки хороши,

    Прыжочки мои, вместе прыгнем от души.

      Игра «Совушка». (таблички «день», «ночь»).

    Выбирается сова. Остальные дети = мышки, зайчики, и т. д. По сигналу «День» сова спит, живность танцунт, веселится. По сигналу – «ночь» все замирают, сова летает и высматривает пошевелившихся.

    Хозяйка: А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

    Проводится шуточное гадание. Дети достают, не глядя, из сундучка бумажку с картинкой – предсказанием. Что выпало – то ожидает в этом году. Например,

    лента-к долгой счастливой жизни,

    монета- к богатству,

    картошка – большое счастье,

    гвоздь – на пороге гость,

    сердечко – любовь,

    колечко – быть свадьбе,

    ключик – новоселье,

    пуговка – обновка в одежде,

    колёсико – купите или выиграете машину,

    карта географическая – путешествие,

    цветочек - быть красивым,

    конфетка – сладкая жизнь,

    копейка – к деньгам, и др.

    Хозяйка: Хорошо вам было вместе? И мне приятно, и вашим воспитателям! Ведь счастье человека не в богатстве! Не нужен и клад, если в семье лад! А мы сегодня как одна большая и дружная семья. Когда все здоровы, все в семье вместе – и душа на месте!

    Славно мы колядовали,

    Танцевали и играли.

    А теперь пора,

    Угощаться, детвора!!!

    Приглашаю всех в столовую на праздничный ужин.

    Евгения Михайлова

    Рождественские колядки.

    Музыкальные руководители: Михайлова Е. В., Горбатенкова М. В.

    Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию сценарий фольклорного праздника «Колядки», предоставляющего детям дошкольного возраста уникальную возможность ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Традицией стало проведение «Колядок» в нашем детском саду. Праздник охватывает всех: в нем с удовольствием участвуют дети, педагоги, все сотрудники – это единое театральное действие, где каждый является актером. Проводится праздник сразу после новогодних каникул, поэтому времени на подготовку немного. Выручает в этой ситуации цикличность народного календаря, который дает возможность детям в течение 3 – 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники и соответствующий им устный и музыкальный материал, объем и уровень сложности увеличивается с каждым годом. Наработанный материал повторяется, расцветая новыми песнями, танцевальными движениями, инсценировками. Для праздника отобран качественный устный и музыкальный материал, в нем есть место шутке, юмору – это облегчает разучивание и делает действие увлекательным и интересным. Устный материал разучивается воспитателями в группе, музыкальный – на музыкальных занятиях. Подготовка к празднику не занимает много сил и времени у детей, т. к. одно и тоже действие повторяется в разных ситуациях: в группе, в музыкальном зале, около кухни, где дети колядуют. Дети, не посещавшие детский сад накануне праздника, активно участвуют, запоминая фольклорный материал в процессе праздника, с удовольствием используют знакомые танцевальные движения, придумывают новые. Все дети и взрослые одеты в национальные костюмы – это создает настроение, особый колорит, делает праздник ярким и запоминающимся. Календарный праздник – это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению ими фольклорного материала, это возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности без излишних физических и психических нагрузок. Самое главное в празднике – дать ребенку понимание важности добра, щедрости, получения радости от того, что делишься, видишь эмоции и радость другого человека. Испытываешь огромную радость за весь коллектив, когда после проведенного праздника приходят дети, которые радость и впечатления от праздника перенесли в семью, разучив с родителями песенки, с которыми вместе с ними колядовали у знакомых. А это значит – будут жить наши традиции, будут щедрыми, добрыми и неравнодушными наши воспитанники, значит не напрасен наш труд! Для проведения Колядок используется все помещения детского сада: группы, музыкальный зал, коридоры, дети заходят с колядками к друзьям, колядуют у кухни. Праздник проводится внутри детского сада, т. к. в январе на улице очень холодно. Попробуйте провести такой праздник в детском саду и получайте удовольствие от детских эмоций, искренних улыбок и радости!

    Цели и задачи соответствуют требованиям ФГОС:

    Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

    Совершенствовать исполнение колядок, частушек, песен, которые сопровождают зимние святки.

    Расширять словарный запас детей, побуждать их использовать в повседневной жизни русские пословицы, поговорки, скороговорки;

    Прививать доброжелательное отношение друг к другу через традиции русской народной культуры.

    Зал оформлен в виде русской избы: печка, скамейки, стол, накрытый скатертью, на котором стоят самовар, корзиночки с угощением.

    Дети, одетые в народные костюмы, подходят к музыкальному залу, стучатся в дверь.

    Дети: Дома ли хозяева?

    Воспитатель: Никто не отвечает! Нужно еще раз колядки пропеть!

    Дети: Коляда, коляда, поехала по дрова,

    Зацепилась за пенек, простояла весь денек.

    Задела за кочку – простояла ночку!

    Дети: Тетенька, добренька, подай что-нибудь сдобненько:

    Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

    Хозяйка (открывает дверь, но не впускает колядовщиков):

    Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!

    Дети: У Ивана – то жена очень жадная была!

    На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

    Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!

    Хозяйка: Хватит, хватит просить,

    Уходите к другому двору!

    Дети: Коляда – коляда, не дашь пирога,

    Мы корову за рога,

    Коня за хвост уведем на мороз!

    Хозяйка: (открывает дверь) Что вы, что вы, оставайтесь,

    Проходите в дом, гости дорогие….!

    Воспитатель: Ребята, что желает Коляда?

    Дети: Всем здоровья и добра,

    И согласия, богатства в наступающем году!

    Хозяйка: Ну, спасибо вам, гости дорогие!

    Милости просим!

    Фонограмма «Коляда»

    Дети входят в зал, садятся на стульчики.

    Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, и молодые и пожилые!

    Собрались мы с вами для веселушки,

    Собрались мы с вами для забавушки.

    Как когда-то наши прадедушки,

    Ну, а вместе с ними и прабабушки.

    Приходили на веселые святки.

    На песни всем миром да загадки.

    Слышится веселая песенка колядовщиков.

    Слышите, и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

    Хозяйка:

    Входят колядовщики: Коза, Медведь, исполняют частушки

    на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»

    Вам веселья озорного,

    Вам везенья неземного

    И ещё всего такого

    В наступающем году!

    Вам питейного, съестного,

    Вам душевного, родного

    И ещё всего такого

    В наступающем году!

    Будет пусть наполнен дом

    Ваш уютом и теплом.

    Счастья и здоровья вам.

    И того же всем друзьям.

    Мы пришли за пирогами,

    Мы пришли за кренделями,

    Угощайте нас скорей,

    Мы запляшем веселей!

    Мы пока не объедимся,

    Пока не навеселимся,

    Мы обратно не уйдем,

    Весь ваш дом перевернем.

    Будет пусть наполнен дом

    Ваш уютом и теплом.

    Счастья и здоровья вам.

    И того же всем друзьям.

    Колядовщики: Здравствуйте, хозяева добрые!

    1. Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

    Денег мешок или каши горшок?

    2. Копеечки на конфетки

    Или гривенечки на прянички?

    Хозяюшка: Добро пожаловать, гости дорогие!

    Милости просим! Чем богаты, тем и рады!

    Дети угощают ряженых конфетами.



    Колядовщики: Ай, спасибо, ребятишки,

    За печенье и коврижки!

    Одарили вы нас на славу!

    А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

    Сценка Козы и медведя

    Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

    Повесели гостей немножко.

    Медведь: Давай, Коза, покажем,

    Как мы лихо пляшем.


    (Топает ногами)

    Частушки»

    Коза: Выходи плясать, Медведь,

    Я частушку буду петь.

    Мы частушки пропоем,

    А потом плясать пойдем.

    Медведь: Ты когда поешь, Коза,

    Не закатывай глаза.

    Петь ты не умеешь,

    Не поешь, а блеешь.

    Коза: А ты, Мишенька-медведь,

    Сам ты не умеешь петь,

    Медведь: Ах, Коза, ты Козочка,

    Серенькая розочка.

    Хватит нам браниться,

    Давай с тобой мириться.

    Коза: Ах, мой Миша, дорогой,

    Не ругались мы с тобой.

    Вместе: Мы с тобой шутили,

    Народ повеселили.

    Хозяйка: Ой, ребята, кто-то где-то сопит, что-то где-то шуршит!

    Песня «Домовёнок Кузя» (танцует, щекочет детей, здоровается с ними)


    Домовенок: Здравствуйте, ребята!

    Хозяйка: Здравствуй, а ты кто?

    Домовенок: Я – Домовенок Кузя!

    Хозяйка: А как ты здесь очутился, Кузя?

    Домовенок: Я здесь живу!

    Давайте играть, веселиться, плясать.

    А как будем играть, подскажет моя волшебная шляпа.


    ИГРЫ

    В шапке лежат картинки, накрытые платком, какую картинку достает Домовенок, в такую и игру играют дети.

    Игра в кругу «Пурга» (2 раза)

    Дети встают в круг. Домовенок рассказывает историю и показывает действия, которые повторяют под музыку:

    Налетела вдруг пурга, закружила, замела.

    Всех девчонок вправо, а мальчишек влево. Кружатся вокруг себя на месте в указанную сторону.

    Кругом голова идет? Покрутись наоборот!

    Кружатся вокруг себя в противоположную сторону.

    Прыгать будем как пружинки. Прыгают на месте.

    Ловим мы теперь снежинки. Поднимают руки вверх по одной руке поочередно, будто хватают снежинки.

    Снежный шарик мы скатаем Делают движения ладошками, будто лепят.

    И друг в друга им бросаем. Делают броски вперед, по очереди меняя руки.

    Поиграли со снежком, крикнем громко «С Рождеством!»



    Из шляпы Домовенок достает картинку «Дед».

    Дедкины потешки

    Хозяйка: Всегда, в любой деревне был дедушка, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц, поговорок да скороговорок. А вы, ребята, знаете скороговорки, загадки, пословицы. Ну, кто смелый, выходи!

    ЗАГАДКИ: (Каждая группа загадывает свои загадки по-очереди, хором.)

    1. Летом спят, а зимой бегут.

    В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)

    2. Упрятались голышки во мохнатые мешки,

    Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

    3. Глянули в оконце, -

    Лежит белое суконце. (Снег)

    4. Трескучий ядрен

    Намостил мостен;

    По дворам пробежал,

    Все окна расписал. (Мороз)

    5. Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

    6. Гуляет в поле, да не конь,

    Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

    СКОРОГОВОРКИ (Каждая группа рассказывает одну скороговорку)

    1. Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь.

    2. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

    3. У Сережи в сапожки попали сережки.

    ПОСЛОВИЦЫ

    Хозяйка: Я начну пословицу, я вы закончите её.

    Хором дружно отвечайте: без труда….

    Дети: Не вынешь рыбку из пруда.

    Хозяйка: Без труда ….

    Дети: Не вынешь рыбку из пруда

    Хозяйка: Делу время - ….

    Дети: Потехе час.

    Хозяйка: Кто много говорит….

    Дети: Тот мало делает.

    Хозяйка: Труд человека кормит, ….

    Дети: А лень портит.

    Хозяйка: Других не суди….

    Дети: На себя погляди.

    Хозяйка: Друга ищи - ….

    Дети: А найдешь – береги.

    Звучат гусли

    Медведь: Гусли звончатые да яровчатые,

    Струны золотые, скоморохи удалые.

    В гусли заиграли, ноги заплясали.

    Общая пляска (русская народная мелодия)



    Медведь: (Заглядывает в шляпу к домовёнку, показывает всем, что она пустая.) Хозяюшка, а не пора ли нам домовёнка Кузю одарить?

    Хозяйка: Одарим мы тебя, Кузя, за твои веселые игры да пляски!

    Дети угощают Кузю.


    Колядовщики: Вместе мы колядовали,

    Мы и пели, и плясали,

    Очень утомилися,

    Низко поклонилися.

    Сеем, веем, посеваем,

    С Новым годом поздравляем!

    Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что пришли нас поздравить.

    Медведь: Спасибо и тебе, хозяюшка, за угощение.

    Коза: Всем людям добрым желаем добра,

    Золота и серебра!

    Домовенок: Пышных пирогов,

    Медовых блинов!

    Все: Чтоб здоровые все были,

    Чтобы много лет прожили!

    Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

    Звучит русская народная плясовая мелодия - участники праздника уходят колядовать дальше.




    Примечание. При составлении сценария использовались тексты традиционных колядок, народные пословицы, скороговорки, поздравления.


    Действующие лица

    Колядовщики (от четырех до пятнадцати человек)

    Звучит фонограмма боя часов. Они бьют одиннадцать раз. На сцене стол, покрытый скатертью с народной вышивкой, на нем самовар, за столом сидят Дед и Баба. Баба штопает носок, Дед что-то мастерит.

    За окном завывает метель, слышно тиканье часов-ходиков.

    Баба. Какие зимние вечера долгие, длинные... Кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавляться начал!

    Дед. А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а вот уж и Святки.

    Баба. Дед, а дед, а помнишь, как мы, бывало, в молодости-то по эту пору колядовать бегали? Вот весело-то было! Помнишь?

    Дед . Да, была потеха!

    Баба. Интересно, а нынче-то детвора колядует под Рождество?

    Дед . Да где уж им нынче-то! Вот мы, бывало, помнишь, перво-наперво собирались где-нибудь на окраине деревни в избе, маски себе мастерили...

    Баба . Да, да... (смеется). Кто во что горазд!

    Дед. Потом брали мешки побольше, звезду на шест, и давай ходить от избы к избе, от двора к двору, славили хозяев песнями...

    Баба . Да так звонко пели, что хозяева нас в дом- то приглашали...

    Дед. Вот тут мы и давай выпрашивать у них кто пирожок, кто конфетку, а кто и денежку...

    Баба . И все, все подавали, готовили для нас угощение!

    Дед. А как же! Ведь коли нам, колядовщикам, понравится угощение, мы этому дому нажелаем всего самого что ни на есть хорошего: благополучия да достатка...

    Баба. А если жадные попадались, помнишь, дед, желали мы им, чтоб у них крыша обвалилась, корова пала... Да что там, грех вспоминать (крестится).

    Дед. Да и не жадничали хозяева никогда! Верил народ: все, что колядовщики нажелают, всегда сбывается! Вот и готовили угощение заранее да поджидали нас на святых вечерах!.. Эх, хорошее время было!

    Баба. А знаешь, дед, я ведь и нынче угощение-то для колядовщиков приготовила.

    Дед. Да ты че, баба, зря старалась, не ходит уж нынче детвора!

    Баба (вздыхает). А вдруг все-таки придут.

    Стук в дверь.

    Входят Ряженые, поют колядку.

    Как ходила Коляда

    По Святым-то вечерам.

    Припев:

    Ой, Авсень!

    Ой, Коляда!

    Как искала Коляда

    Иванова двора.

    Припев.

    Как в Ивановом дворе

    Три терема стоят.

    Припев.

    Как во первом терему

    Месяц-батюшка.

    Припев.

    Во втором-то терему

    Красно солнышко.

    Припев.

    А во третьем терему

    Часты звездочки.

    Припев.

    Месяц-батюшка —

    Сам хозяюшка! (кланяются Деду).

    Припев.

    Красно солнышко —

    Его женушка (кланяются Бабе).

    Припев.

    Часты звездочки —

    Малы детушки.

    (Кланяются всем детям.)

    Припев.

    Баба отправляет Деда за пирогами.

    1-й колядовщик. Коляда-маляда! Дома ли хозяин?

    Баба. Нет его дома.

    2-й колядовщик . А куда ж он уехал?

    Баба . В город, по прутья.

    3-й колядовщик . А на что ему прутья?

    Баба . Мостки мостить.

    4-й колядовщик. А на что мостки мостить?

    Баба . Молодых водить.

    1-й колядовщик. А на что молодых водить?

    Баба. Детей родить.

    2-й колядовщик . А на что ж детей родить?

    Баба . В лес по желудки ходить.

    3-й колядовщик . А на что желудки?

    Баба . Свиней кормить.

    Все колядовщики . А на что свиней кормить?

    Баба. Да разговляться!

    1-й колядовщик . Ой, мороз, мороз, не велит долго стоять, велит скоро подавать! Дозволь, хозяюшка, коляду покликать!

    Баба . Дозволяю, кликайте!

    Входит Дед с подносом, на подносе угощение — пироги, конфеты и прочее.

    Все колядовщики (напевка в стиле речевки).

    Таусень, таусень!

    Дай блин, дай кисель!

    Свиняную ножку

    Всем понемножку!

    Неси, не тряси!

    Давай, не ломай!

    У доброго мужика

    Родись рожь хороша:

    Колоском — густа,

    Соломкой — пуста!

    У скупого мужика

    Родись рожь хороша:

    Колоском — пуста,

    Соломкой — густа!

    Баба с Дедом. Да мы нескупые, нескупые!

    2-й колядовщик . Тетенька, добрынька, подай пирожка сдобненька!

    3-й колядовщик. Двоим, троим, давно стоим...

    4-й колядовщик . Да не выстоим! Печка-то топится, пирожка-то хочется!

    1-й колядовщик . Тетка, тетка! И нам пирога!

    2-й колядовщик . А не дашь пирога, мы корову за рога!

    3-й колядовщик . А не дашь лепешки, вышибем окошки!

    4-й колядовщик. А не дашь хлеба, стащим с печки деда!

    Баба (все время подает Колядовщикам с подноса угощение, приговаривает). Да нате, нате, угощайтесь!

    1-й колядовщик. Ну, за ваше угощение будет вам и поздравление!

    2-й колядовщик . С Новым годом, дай всякому роду!

    3-й колядовщик. Жито густо, зерно с ведро!

    4-й колядовщик. В поле — копешки, на столе — лепешки!

    1-й колядовщик. Есть у клети веселы дети!

    Все колядовщики вместе . Дай-то вам, господи, всего-то на свете!

    2-й колядовщик. Одна-то бы корова, да по три ведра доила!

    3-й колядовщик. Одна-то бы кобыла, да по три воза возила!

    4-й колядовщик . Чтобы курочки водились!

    1-й колядовщик . Чтоб коровушки телились!

    3-й колядовщик . А кобылки жеребились!

    4-й колядовщик. Уродись пшеничка, овес, чечевичка!

    1-й колядовщик . В поле копнами, на столе — пирогами!

    2-й колядовщик . Чтоб здоровы были!

    Все вместе. Много лет жили!

    Внеклассное мероприятие в начальной школе

    «Пришла Коляда, отворяй ворота!»»

    МБОУ СОШ №3 г. Липецка им. К. А. Москаленко


    Сценарий праздника «Пришла Коляда, отворяй ворота!»

    Цель: приобщение обучающихся к русским народным традициям и обычаям. Воспитание уважения к прошлому нашего народа. Формирование чувства гордости за нашу Родину.

    Задачи:

      Познакомить обучающихся с русским народным праздником Коляда.

      Воспитание любви и уважения к истории своего народа.

      Возрождение русских обычаев и традиций.

      Сплочение детского коллектива

    Ход мероприятия.

    Выбегают глашатаи с указами.
    1-й глашатый.
    Гости, велено до вас
    Довести в сей час указ,
    Заготовленный самой
    Нашей матушкой Зимой.

    2-й глашатый.
    Каждый год сего числа,
    Как гласит указник,
    Людям города, села
    Приходить на праздник!
    Хором. Непременно все должны быть на празднике зимы. Глашатаи убегают, а на сцену выходят ребята: 1-й
    Эй! Спешите все сюда!
    В гости Коляда пришла.
    Будем мы шутить, играться,
    Бегать, прыгать, забавляться.
    2-й
    Вот и зимушка пришла!
    Растворяй -ка ворота!
    Пришла и Коляда, да из Красногорода.
    3-й
    Гости наши дорогие!
    Взрослые и молодые!
    Собрались мы с вами для беседушки,
    4-й
    Собрались мы с вами для забавушки.
    Как когда-то наши прадедушки,
    Ну, а с ними и прабабушки.

    Учитель. Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.

    Выходят дети и читают стихи:

    1-й

    Праздник этот самый длинный.
    Он весёлый и старинный.
    Наши предки пили, ели,
    Веселились две недели
    2-й
    От Рождества и до Крещения,
    Приготовив угощения,
    Пели разные колядки,
    По дворам ходили в святки.
    3-й
    Наряжались и шутили,
    Праздник ждали и любили.
    Так давайте же сейчас
    Встретим мы его у нас.

    Рассказ о славянском празднике «Коляда».


    Учитель . Вы уже знаете, ребята, что наши предки были язычниками. Давайте вспомним, что такое язычество? Одним из главных праздников у славян был праздник Коляда. Он был посвящён славянскому языческому богу Коляде. Праздновали его в ночь с 21 на 22 декабря. Это особая ночь – самая длинная в году. Праздник Коляда, который отмечали после зимнего солнцестояния, когда самая длинная ночь в году становилась короче, а самый короткий день - длиннее. С этого момента начинался новый астрологический год, рождалось новое зимнее солнце – Божич Коляда, так называли его наши предки, отсюда и название нашего праздника. Коляда – проявление силы рождения и прорастания, которая есть в каждом зерне и каждом деле. Коляда у славян знаменует новогодний цикл. Нарождающееся Солнце выступает в образе ребенка. Младенец - это диск Солнца, издревле называемый Коло. Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного – молодого.

    Позднее, с принятием христианства, языческий праздник Коляда слился с христианским Рождеством. Весь период праздников стал называться «святки», которые продолжались от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).

    Начинался праздник чинно - ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в . Вся семья собиралась за столом. Стол застилался , под которую клали или . На столе рождественская да . Обязательно на блюде и, , и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – ! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

    День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и ) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, туроня.

    Коляда был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца.
    В день зимнего солнцеворота в дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки - песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
    Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.


    Сценка «Колядки».

    На сцене изображение стены дома с окошком. Вдалеке слышны звуки песенок. На сцене появляется группа детей. Они наряжены ярко, празднично, в руках у них шест, украшенный лентами, на шесте - звезда.

    По стенам зала стоят плоскостные домики, изображающие деревенскую улицу. Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей - хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - звезда из картона.

    1 колядующий.

    Приходила коляда накануне Рождества.

    Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

    Овин с овсом, жеребца с хвостом.

    2 колядующий:

    Пойдём к дядьке Николе колядовать.

    Дети подходят к дому Николы, поют колядку:

    1-й

    Мы нашли коляду во Николином двору.

    Коляда, коляда, подай пирога!

    2-й

    Не подашь пирога - возьмём корову за рога!

    Подашь пирога - будет рожь густа,

    3-й

    Будет рожь чиста, обмолотиста,

    Будет с колоса по хлебу, а с зерна по пирогу.

    Хозяин Никола:

    Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.

    Хозяйка:

    Сдобные лепешки не лезут в окошко.

    Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша – девочка с большой кошелкой в руках принимает дары хозяев .

    1-й:

    Дай Бог тому, кто в этом дому!

    2-й:

    Вам и плюшек с творогом.

    Все:

    И детишек полный дом.

    Колядующие идут к следующему дому.

    Учитель.

    Во время празднования коляды проводился также обряд «Кормление мороза». В земледельческой культуре русских крестьян мороз воспринимался как важная природная стихия, с которой необходимо было поддерживать добрые отношения, чтобы обеспечить хороший урожай. Ведь несвоевременное появление мороза может испортить или полностью уничтожить посевы. Мороза представляли в образе низенького старика с длинной бородой. Называли его трескуном или студенцом или Карачуном. Давайте вспомним пословицы и поговорке о морозе:

      Мороз невелик, а стоять не велит.

      Дедушка мост мостит без топора и клиньев.

      Мороз и железо рвёт и птицу на лету бьёт.

      Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.

      Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши.

      Если бы не мороз, то горох бы до неба дорос.

    Чтобы мороз был к людям благосклонным, проводили обряд «кормления мороза». Обряд зазывания мороза представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при этом произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме по возрасту и статусу - хозяин или хозяйка. В рамках суток кликанье производилось в полночь:

    Мороз, мороз, иди кисель есть!
    Не бей наш овес, нашу рожь,
    А бей быльник да крапивник.

    Мороз, мороз, не морозь наш овес,
    Киселя поешь, нас потешь.

    Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, неминуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.

    Гадания.

    ПОСРЕДСТВОМ ОЛОВА, СВИНЦА И ВОСКА

    Льют олово, свинец или воск. Растопив хорошенько, загадывают и выливают в воду; потом, вынув из воды, рассматривают, какое изображение вышло, по нему и угадывают будущую свою судьбу в жизни.

    СЛУШАНЬЕ ПОД ОКНАМИ

    Прежде задумывают, потом подходят к чужому окну и слушают, что будут

    говорить, и сравнивают с задуманным то, что услышали и выводят заключение.

    ЧУЖОЕ ИМЯ

    Выходят за ворота, спрашивают мимо идущего первого человека о его имени - и оно покажет, как будут звать жениха; также всматриваются в рост, одежду, походку и прочее этого человека и делают такие же замечания.

    ГАДАНИЕ СНЕГОМ

    Полют снег, бросают в сторону и слушают, как собака прежде залает в той

    стороне, куда брошен снег; если грубым голосом, то быть гадающей за старым мужем; если же тонким, то за молодым.

    ПОЛЕНОМ

    Ходят в сарай или дровник ночью и берут впотьмах одно полено: если оно

    попадется гладкое, то муж будет молодой и гладкий; если же суковатое и с

    трещинами, то муж старый и сердитый. Еще есть замечание: если полено

    попадет суковатое

    И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

    Игра «Баба Яга».

    Дети.

    Бабка Ёжка, костяная ножка.

    Печку топила, ногу сварила,

    Вышла на крылечко,

    Съела человечка.

    А потом и говорит.

    Баба-яга. У меня живот болит.

    (Начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы Баба-яга их метлой не задела. Кого она заденет метлой, того сажает на метлу и забирает к себе в избушку (или отводит в сторонку). Играют до тех пор, пока Баба-яга всех не переловит. А потом все вместе катаются на метле.)

    Игра «Чудеса в решете». 4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

    «Дедкины потешки»
    Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании. 1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

    2. Баран - буян залез в бурьян.

    3. Как на горке, на пригорке
    Стоят тридцать три Егорки.

    4. Сколько не ело сито,
    Ни разу не было сыто.

    5. На возу лоза, у воза коза.

    Игра «Пошла коза по лесу».

    Дети поют и выполняют движения.

    Давай, коза, попрыгаем,

    Попрыгаем, попрыгаем

    И ножками подрыгаем,

    Подрыгаем, коза,

    И ручками похлопаем,

    Похлопаем, похлопаем,

    И ножками потопаем,

    Потопаем, коза.

    Участники хоровода подпрыгивают на месте. Коза трясет ногами, дети повторяют за ней. Все хлопают в ладоши. Дети топают ногами в такт музыке. Дальше Коза выбирает вместо себя нового ведущего, и игра повторяется снова.

    У медведя во бору

    Из детей выбирается медведь (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит.

    Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведю со словами:

    У медведя во бору
    Грибы, ягоды беру,
    А медведь не спит
    И на нас глядит.

    Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.
    Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже не может ловить.

    На святки угощали пирогами. Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

    Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча , при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

    Проводится игра «К нам коза пришла»:

    К нам коза пришла, коляду привела.

    Сама прошла, всех детей провела,

    (говорком) А самого маленького оставила.

    Снеговик и Медведь образуют воротики. Через эти воротики дети цепочкой, взявшись за руки, проходят с песней. На слова «А самого маленького оставила» воротики закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

    После игр ведущий может загадывать загадки.

    А вы хитрые, ребятки,

    Отгадайте-ка загадки!

    1.Спереди пятачок,

    Сзади крючок,

    Посередине спинка,

    На спинке - щетинка.

    (Колядующие отгадывают: поросенок).

    2.Не всадник, а со шпорами,

    Не сторож, а всех будит.

    (Колядующие снова угадывают: петух).

    3.Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По полю кочует,

    Коноплю ворует!

    По дворам летает,

    Крохи собирает!

    (Колядующие задумываются… Воробей)!

    4.Горбатый кот

    Девкам плечи трет.

    С самого утра

    Пошел со двора,

    На берегу валялся,

    А в воде не купался!

    (Коромысло).

    5.В лесу тук-тук,

    В избе ляп-ляп,

    В руках дзынь-дзынь,

    На полу - топ-топ.

    (Балалайка).

    Ведущий: Молодцы ребята, а теперь послушайте какие пели частушки на Святки.

    Девочки поют частушки.

    1.Заиграй-ка, балалайка,

    Балалайка - три струны!

    Подпевайте, не зевайте,

    Выходите, плясуны.

    2.Эй, топни, нога,

    Топни, правенькая.

    Я плясать пойду,

    Хоть и маленькая!

    3.Не хотела я плясать,

    Стояла и стеснялася,

    А гармошка заиграла -

    Я не удержалася!

    4.По деревне я шла

    И Ванюшу видела,

    Под кустом сидел и плакал -

    Курица обидела!

    6.Эх, топну ногой

    Да притопну другой,

    Устоять не могу,

    Вот характер какой!

    7.Мы всегда везде такие -

    Утром, вечером и днем,

    Потому что мы частушки

    Развеселые поем.

    8.Раздайся, народ,

    Меня пляска берет;

    Пойду, попляшу,

    Себя людям покажу.

    9.На столе стоит стакан,

    А в стакане - тесто;

    До свиданья, папа с мамой,

    Я уже невеста.

    10.Балалаечка-гудок,

    Свое дело знает!

    Она в Ваниных руках

    Весело играет.

    11.У частушки есть начало,

    У частушки есть конец,

    ВСЕ: Кто частушки наши слушал,

    Прямо скажем - молодец!

    Пожелания всем зрителям.

    1-й ребенок.

    Всем людям добрым

    Желаем добра, золота и серебра!

    2-й ребенок.

    Пышных пирогов,

    Мягоньких блинов!

    3-й ребенок.

    Доброго здоровья!

    Маслица коровья!

    4-й ребёнок

    Кому песни поем, тому сбудется,

    Тому сбудется, не минуется.

    Учитель.

    И я ребята поздравляю вас с наступающим Новым годом, Рождеством и желаю весёлых святок!

    Статьи по теме: