Нужен ли ребенку детский сад? Домашнее воспитание, или зачем нужен детский сад.

«Все дети ходят в детский сад. Если не ходят, то должны это делать. Это их работа», — слышали такое мнение? Возможно, оно выработано десятилетиями советской практики, когда 99% детей получали места в дошкольных учреждениях, и посещение их было весьма доступно родительскому карману. Сегодня картина представляется совсем иной. Возможно, поэтому многие мамы задаются вопросом: «А так ли уж нужен ребенку детский сад?»

Главная задача системы детских садов — освободить мам. Им они и нужны в первую очередь.

Сама я вынесла из детства только приятные воспоминания о посещении садика. До сих пор помню любимую воспитательницу, встречи с которой радовали своей регулярностью. И когда родились мои дети, даже не сомневалась: детский сад необходим.

Старшая дочь пошла в садик в 1 год и 10 месяцев. Бывало, конечно, по-разному. Но в основном садик ей нравился и многому (по моему мнению, положительному) научил.

Сын пошел в сад в 2 года и 2 месяца. Всегда ходил легко, с удовольствием. От воспитателей слышала только добрые слова. Вдруг, спустя 3 года, наотрез отказался. За те 7 месяцев, что мы сидим дома, мне так и не удалось переубедить его. Причины столь резкого изменения мне до сих пор не понятны. Но эта ситуация побудила меня задуматься: зачем нам детский сад? Чего мы ждем от этого учреждения? И стоит ли тратить время и силы на то, чтобы получить место для младшей, которой только исполнилось 2 года?

Многие вынесли из детства самые приятные воспоминания о садике.

Достоинства детского сада

Сразу оговорюсь: оценивая положительные стороны посещения ребенком детского сада, не буду вдаваться в частности. Возьму некую общую «модель», выполняющую функции, ради которых он создавался изначально. Итак, детский сад необходим для того чтобы:

Пожалуй, на этом положительное влияние детского сада может считаться законченным. Аргументы в его пользу весомые. Но, как и все остальное в жизни, эта «медаль» имеет две стороны.

Ребенок учится жить в коллективе, работать в команде.

Минусы посещения детского сада

Если о достоинствах мы говорили в общем и целом, то недостатки необходимо рассматривать на конкретных примерах, поскольку проявляются они ярче всего в индивидуальных ситуациях. На каждый плюс в этом случае находится свой, соответствующий, минус.

Так нужен ли детский сад?

Увы, все названные минусы имеют силу независимо от того, посещает ваш ребенок — частный или государственный. Меняется лишь размер оплаты за пребывание ребенка под присмотром. Кстати, производя расчет рентабельности, учитывайте и то, что значительную часть времени вы будете проводить на больничном. Потерпит ли это ваш работодатель? И каким в итоге будет размер оплаты вашего труда?

Необходимость все делать по команде, добровольно-принудительно, зачастую вызывает в ребенке протест.

Стоит помнить и о том, что часто график работы садика не совпадает с режимом работы мамы, что вызывает неудобство. Например, если мама работает до 18.00, ее малыш почти всегда будет оставаться в садике последним. Хотя официально большинство садиков открыто до 19.00, уже с 17.30 деток переводят в «дежурную» группу. Регулярные «задержки» мамы неизменно вызывают недовольство воспитателей и психологический дискомфорт у малыша. Бывает и «утренний дискомфорт». Например, я водила старшую дочь в садик, который располагался далеко от дома. Зато в соседнем здании находился офис, где я работала. Вот только… Приводить ребенка надо было к 8.00, а рабочий день у меня начинался в 10.00. Промежуток времени был слишком мал, чтобы возвращаться домой. В итоге, ежедневно я теряла бесцельно два часа времени, что было для меня крайне обидно.

Для многих детей весьма проблематичной оказывается невозможность уединения, даже кратковременного. Для них сродни настоящей пытке совместный поход в туалет и прилюдное раздевание для дневного сна. Даже эти, вроде бы незначительные, моменты могут стать причиной категоричного нежелания ребенка ходить в детский сад.

Постоянное нахождение в состоянии стресса приводит к нарушениям иммунной системы и психики.

Наиболее сложно говорить о пользе традиционных дошкольных учреждений детям с отклонениями в психическом или физическом развитии. И неважно, гиперактивен ваш ребенок или у него проявляется ранний детский аутизм, имеет он проблемы со зрением или опорно-двигательным аппаратом. В любом случае, посещение садика станет для него каждодневным кошмаром. Вместо ожидаемой социализации детсад создаст лишь психотравмирующий климат.

Какой же можно подвести итог? Детский сад нужен больше родителям, нежели детям. Для самих же малышей он по-настоящему полезен примерно в 40-50% случаев. Для остальных – вреден. Правда, понять, к какой именно группе будет относиться ваш ребенок, заранее бывает крайне сложно.

Так кому и зачем нужен детский сад?

Лично я пришла к выводу, что мне не следует насильно гнать сына в детский сад, потому что «так надо». Это будет лишь отрицательно воздействовать и на него, и на меня. Благо, работа на дому это мне позволяет. Но при этом я не стану отлучать младшую дочку от общепринятых норм и непременно начну водить в традиционный садик. А уж там посмотрим, будет ли это ей на пользу.

Собственно, именно это я и рекомендую, вслед за многими детскими психологами, другим мамам. Если вы видите, что ваш ребенок страдает в детском саду, и имеете возможность быть с ним дома, дополняя общение занятиями в школах раннего развития. – поверьте, это будет оптимальный вариант и для социализации, и для подготовки к школе. Если же ребенок ходит в детский сад с радостью, — не лишайте его этого удовольствия только потому, что наслушались страшных историй о вреде дошкольных учреждений. Ведь, как известно, что одному плохо – другому непременно на пользу.

Татьяна Лукьяненкова, специально для сайта « «.

Сегодня на повестке дня — гостевой пост Ангелины Демидовой , автора блога «Бизнес у камина». Ангелина — из той не очень часто встречающейся породы людей, которые не боятся задавать сложные вопросы и идти против течения.

Несколько лет назад взвесив все плюсы и минусы детского сада, она предпочла ему домашнее воспитание. Этот пост — не призыв отказаться от садика для каждого ребенка и не методичка по домашнему воспитанию. Это призыв задуматься, задать самим себе сложный вопрос, на который нет очевидных ответов…

Итак, зачем нужен детский сад?

Свой пост начну с небольшого сюжета. Как-то пришёл мой сын из школы (дело было в начальных классах) и говорит: «Мама, сегодня мы с ребятами обсуждали детский сад, они мне такого нарассказывали!!! Хорошо, что я в детский садик не ходил…»

Конечно, всё это из области страшилок, но… Если отбросить условности типа «все дети должны ходить в детский сад» и попробовать непредвзято оценить ситуацию, то можно понять следующее:

Не каждый ребёнок может ходить в детский сад,
не каждый ребёнок в этом нуждается,
не каждый детский сад подходит Вашему ребёнку,
не все воспитатели и дети в группах будут относиться к Вашему ребёнку так, как хотите Вы.

А ведь это важно! Фундамент личности, её основные черты и характеристики закладываются и формируются от 0 до 5-7 лет и попадают именно на «детсадовский период». Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, кто и что закладывает в голову Вашего ребёнка в Ваше отсутствие, какие морали и ценности ему прививает, какие модели поведения демонстрирует, какими способами воспитывает, ограничивает или наоборот раскрывает его личность?

Ребёнок, посещающий детский сад, большее количество времени проводит отнюдь не со своей семьёй. А если вспомнить, что процесс воспитания – это непрерывный процесс и происходит он 24 часа в сутки 7 дней в неделю с перерывом на ночной сон, то вопрос «кто и как воспитывает Вашего ребёнка» становится весьма актуальным.

Каждый ребёнок — как неогранённый алмаз. От того, кто и как сделает эту огранку — ювелирно и с любовью уберёт ненужное и отполирует лучшее или грубо и безразлично выполнит работу — будет зависеть очень многое, в том числе и его дальнейший успех в жизни.

Чем чаще всего руководствуются родители, отдавая малыша в детский сад?

1. Нужно выходить на работу, а ребёнка оставлять не с кем
2. Ребёнку нужно общение
3. Ребёнка нужно развивать
4. Все дети ходят в детский сад
5. Ребёнку нужен детский сад

Давайте обсудим эти пункты по-порядку.

«Нужно выходить на работу, а ребёнка оставлять не с кем». — С этим не поспоришь. В этом случае детский сад действительно спасает.

«Ребёнку нужно общение со сверстниками». — Согласна, ребёнку нужно общение, но далеко не любое. Зачем, например, ему такое общение, при котором он чувствует себя обиженным или униженным? Ребёнок нуждается в позитивном общении! Ему жизненно важно чувствовать себя личностью, которую уважают. Согласитесь, Вы не можете гарантировать, что в детском саду у ребёнка не будут отбирать игрушки, обижать или наказывать – а Вашему малышу это надо?

«Ребёнка нужно развивать». — Конечно нужно! Но почему нельзя делать это дома? Не получается заниматься развитием ребёнка своими силами, не страшно! На помощь придут многочисленные развивающие школы для малышей, среди которых можно выбрать подходящую по своему вкусу.

«Все дети ходят в детский сад». — А вот с этим утверждением я позволю себе не согласиться – не все! По статистике (данные за 2011 год) 46% детей в России не посещают детский сад, 14% детей (а это чуть больше 1 500 000) не посещают детский сад добровольно и количество таких «домашних» детей с каждым годом растёт.

Есть ещё один очень важный момент. В детском саду, даже самом наилучшем, 100%-го индивидуального подхода к ребёнку Вам не обеспечат. В детском садике к детям в большей степени применяют коллективный подход, учат следовать установленным правилам. Я бы не сказала, что такие методы помогают ребёнку раскрыться в полной мере. Скорей они «выравнивают» детей, учат быть как все.

Дома же обеспечить ребёнку индивидуальный подход очень легко, было бы желание.

И теперь мы подошли к последнему, на мой взгляд, самому необъективному аргументу.

Сколько раз я слышала эту фразу, когда в ответ на вопрос врачей, знакомых, соседей и даже друзей «Когда пойдёте в детский сад?» говорила: «Мы останемся дома». «Как! Ребёнку нужен детский сад!» — не соглашаются они. «Зачем?» — задаю я встречный вопрос. Ну, очень уж мне интересно, что скажут в ответ. 🙂

Чаще всего в ответ я получаю растерянное молчание или аргументы типа «Э-э-э…, ну все же ходят в детский сад… ребёнку общаться нужно… и т.д. (смотрите список выше 🙂)»

И что же мы в итоге получаем? Зачем нужен детский сад ребенку?

Ребёнку садик не нужен – это мы считаем, что он ему необходим. В действительности же детям нужна мама, общение и развитие. Всё это с успехом можно дать ребёнку, воспитывая его дома. И если Вы не работаете, подумайте, стоит ли отдавать ребёнка в садик? Может всё-таки лучше дать ему домашнее воспитание? А вот как это сделать и на что обратить внимание – это уже тема для другого поста.

Далеко не каждая современная семья может позволить себе маму, которая не ходит на работу и занимается только домом и детьми. Бабушки тоже предпочитают работать даже на пенсии. Поэтому, с наступлением соответствующего возраста, ребенка устраивают в детский сад.

К тому же большинство детских психологов не приветствуют только домашнее воспитание малыша и рекомендуют посещать группу, где ребенок будет общаться со своими сверстниками и получит необходимые социальные навыки.

Почему специалисты считают посещение сада полезным? И зачем нужен детский сад ребенку? Какие недостатки имеются у такого коллективного воспитания? Поговорим об этом:

Зачем ребенку ходить в детский сад?

Преимущества детского сада

В детском учреждении малыш получает первые навыки общения, социализации. Он взаимодействует с такими же малышами, как он сам, а также учится слушаться старших.

Дети привыкают соблюдать режим дня - ложиться спать днем, в определенное время идти на прогулку и принимать пищу. Это очень важно для подрастающего организма. Распорядок дня в детском саду разрабатывается в соответствии с Санитарными Правилами и Нормами, поэтому его соблюдение приносит только пользу.

Например, многие родители сетуют, что не могут заставить свое чадо спать днем. А в саду большинство детей приучаются к дневному сну.

Помимо этого там проводят ежедневную гимнастику, развивая воспитанников физически.

Посещение сада приучает ребенка к дисциплине. Там он приучается убирать за собой посуду после еды, складывать на место игрушки, застилать постель, вешать одежду в шкафчик после прогулки или на спинку стула перед отходом ко сну.

Малыш учится принимать свои первые самостоятельные решения, активно знакомится с окружающим миром. У него появляются первые друзья и подружки, с которыми веселее играть вместе в машинки и куклы.

Во время общения со сверстниками, они учатся взаимодействовать, привыкают делиться игрушками. Они совместно обедают, ходят на прогулки, учатся помогать друг другу. Все это, несомненно, оказывает положительное влияние на формирование личности и характера. Хотя бы именно поэтому и нужен сад ребенку.

На развитие способностей и талантов малышей влияют занятия по специальным творческим программам. Так, под руководством педагогов, дети занимаются рисованием, лепкой, познают окружающий мир. С ними проводят занятия по математике, развитию речи и творческого мышления.

Ребенок становится более внимательным, усидчивым, приучается слушать педагога. Все это оказывает неоценимую помощь к будущему посещению школы. Это тоже хороший аргумент в пользу того что детский сад нужен ребенку.

Многие педиатры отмечают, что дети, посещающие дошкольное учреждение обладают более высоким иммунитетом, так как в свое время успевают переболеть «детскими» болезнями вместе с другими воспитанниками. Что, конечно, не скажешь о тех, кто получает домашнее воспитание.

Недостатки детского сада

Помимо безусловных преимуществ, посещение сада имеет свои минусы. Именно они пугают родителей, когда те становятся перед выбором, отводить ребенка туда или отдать на попечение бабушки, например.

В частности, обычный государственный детсад не может обеспечить индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Конечно, педагогические программы разработаны с учетом индивидуальности каждого, однако на практике это очень трудно осуществить. Особенно, когда в группе находится более 20 человек.

Поэтому приоритетом там становится групповой подход, когда в первую очередь учитываются коллективные потребности и только потом индивидуальные.

Также к минусам дошкольного садовского воспитания можно отнести различные «побочные» свойства группового общения. Ведь малыши впитывают буквально все, как хорошее, так и плохое. Так, малыши шокируют родителей разными нехорошими словами и выражениями, которые узнали от других воспитанников. Ко всему привычные воспитатели мало уделяют этому внимания, а вот родителям приходится все это разгребать.

Еще одним недостатком сада является, так называемое, «обезьянничество», когда ребенок начинает требовать от родителей купить кофточку с барби, «как у Тани», робота или машинку, «как и Пети» и т.д.

Питание также можно назвать недостаткам, хотя и условным. Домашняя еда безусловно всегда лучше и качественней даже очень хорошо приготовленной пищи для общего питания.

Так как коллектив детский, ребенку в нем трудно не заболеть. Все дело в том, что иммунная система в стадии становления у всех детей. Вот и болеют, вот и заражают других. Так что большинство родителей жалуются на частые респираторные и другие заболевания детей, особенно в самом начале посещения дошкольной группы. В саду дети часто простужаются, либо заражаются от других. В этом смысле нужно также учитывать психологический дискомфорт. Если ребенок не любит ходить в сад, боится его, это обычно сказывается и на его физическом здоровье.

Все это пугает многих родителей. Но нужно понимать, что они на многое могут повлиять сами, сделав посещение группы более комфортной для малыша. Например, в силах родителей выбрать достойный сад, а также заранее сформировать у ребенка положительное отношение к садику.

Если в группе доброжелательная, спокойная обстановка и опытные воспитатели, малыш быстро привыкнет, освоится и посещение сада перестанет быть проблемой. Детям все же интереснее находится в компании сверстников, чем с постоянно занятой взрослыми проблемами, мамой.

Если же ваше чадо категорически отказывается посещать сад, не заставляйте его. Всегда есть возможность водить его туда всего на пол-дня или находиться там вместе с ним 2-3 часа, пока привыкнет.
Такая адаптация обычно бывает очень полезна в ясельных группах, которые посещают малыши с полутора лет.

Боюсь отдать ребенка в детский сад. Что с ним там будет?! Зачем вообще ребенку детский сад? Начнутся эти сопли, слезы, болезни и прочая зараза. Нахватается он там всяких некультурностей. Воспитатели нынче такие неграмотные. Где их только находят! Еще наорут на моего ребенка... Ой, нет! Ни за что! Зачем этот детский сад? Ведь есть же мама!

Зачем нужен детский сад ребенку

Многие молодые мамы спрашивают: зачем нужен детский сад ребенку? Хочу успокоить таких мам и рассказать свою историю детства.

Мы все ходили в детский сад. Родители наши всегда работали, не с кем было оставить детей, поэтому нас отдавали в детский сад. Конечно, в детском саду всякое бывало, но это не помешало нам вырасти нормальными людьми.

Сначала в детском садике я много болела. Мама часто оставалась дома со мной и пропускала работу. Но у неё ни разу не возник вопрос, зачем нужен детский сад ребенку. Потом меня перевели в другой детский сад, где у меня появилось много друзей. Там нас учили читать стишки, танцевать, петь песни, играть в игры. Нам прививали культуру общения и взаимодействия в коллективе через чтение правильных сказок.

Благодаря этому я научилась дружить, научилась жить среди других детей . Каждое утро я шла в детский сад как на праздник. Ни одна мама не смогла бы заменить опыт общения в детском коллективе, который я получила в детском саду.

А сможете ли вы, милые мамы, вырастить малыша социально адаптированным, решив не отдавать ребенка в детский сад? Очень сомневаюсь. Сможет ли ребенок научиться общаться с ровесниками, дружить, уступать, делиться пищей и игрушками, не общаясь с детьми? Ведь этому всему можно научиться, только находясь в коллективе среди других людей . Вот зачем нужен детский сад ребенку.

Зачем ребенку нужен детский сад, какие дети наиболее адаптивные, а какие с трудом привыкают к детскому саду, хорошо описано в статье

Если вы хотите найти в этом тексте однозначный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, то спешу разочаровать. Прямого ответа у меня нет. И еще я убеждена, что решать, что нужно ребенку (детский сад, курсы вокала, группа раннего развития и т.п.), должны только его родители. А я, проработавшая в дошкольном учреждении много лет, могу только рассказать, для чего нужен детский сад, а для чего он совсем не нужен.

Что может дать дошкольное учреждение, а чего предложить не в силах? Потому что во многих случаях разочарование родителей детским садом, обида на его сотрудников и возмущение правилами учреждения бывают вызваны тем, что требования, предъявляемые семьей, звучат «не по адресу» (никому ведь не придет в голову требовать лекарства в парикмахерской!).

Социализация ребенка

Лучше всего детский сад справляется с задачей социализации, то есть с включением ребенка в коллектив сверстников, знакомством с нормами поведения, принятыми в обществе, приобщением к ценностям, транслируемым окружающими.

Это процесс разделения на «что такое хорошо, и что такое плохо».

Малыши осваивают навыки сосуществования с другими – зарождаются основы понимания своих эмоций и переживаний других, усваиваются гендерные роли. Делаются первые самостоятельные шажки в решении конфликтов (и не только под присмотром взрослых). Именно в саду начинается формирование качества, важного для будущего, – умения соподчинять мотивы, когда появляется способность ради «надо» ненадолго отложить «хочу».

С задачей социализации справляются многие детские общности – прогулки с другими детьми на детской площадке, посещение детских групп развития. Но только в группе детского сада ребенок оказывается полностью погружен в процесс на большое количество часов и при минимальной поддержке близких.

Режим дня

Детский сад полезен в обеспечении правильного режима дня детей, организованного в полном соответствии с Санитарными Правилами и Нормами. Многие родители жалуются, что испытывают трудности с организацией дневного сна детей, а в дошкольном учреждении большинство детей приучаются спать днем.

Организация тихого часа далека, быть может, от идеала, но отдых детям необходим, поэтому в садике им не пренебрегают. Многие врачи говорят о том, что питаться в одно и тоже время – полезно для здоровья. И с этой задачей детской учреждение справляется на «отлично».

Детский сад учит детей играть

Именно учит. Потому что сама собой детская игра, в которой рождаются предпосылки учебной деятельности, требует поддержки грамотных педагогов, особенно на ранних этапах. Не у многих родителей есть достаточно знаний по этому вопросу. Потому что речь идет не о том, чтобы купить ребенку дидактическую игру, объяснить правила и пару раз сыграть вместе. Хорошо бы знать какие игры нужны малышам, в каком возрасте, какие способности и умения можно развивать в той или иной игровой деятельности, понимать роль взрослого в этом процессе.

Детский сад способствует развитию самостоятельности

Не все родители хорошо знакомы с возможностями дошкольников разных возрастов. Иногда мамы просят от детей каких-то действий, совершенно не соответствующих возрастным возможностям.

Часто встречается и обратное – ребенок не умеет делать вещи, которые хорошо бы уметь в его годы.

Самый частый пример для младших дошкольников – умение пользоваться столовыми приборами и навык самостоятельно одеваться.

Речь не идет о полностью сформированных навыках, но о той степени владения ими, которая доступна этому возрасту. Воспитатели побуждают детей к самостоятельности, в младших группах – это важная педагогическая задача.

А теперь перейдем к тем вещам, которых не стоит ждать от дошкольного учреждения

1. Детский сад (обычный, с государственным финансированием) не может обеспечить ребенку полностью индивидуального подхода. Педагогические программы требуют от воспитателей строить свою работу с учетом индивидуальности каждого ребенка. Но при наполняемости групп в 20 человек реализовать это на практике невозможно, даже если педагог профессионал от Бога.

В приоритете нужды группы, коллектива, и только потом удовлетворение индивидуальных потребностей. Нужно всегда помнить об этом.

В детском саду нет возможности учитывать, хочет ли ребенок сейчас заниматься, гулять, есть, спать. Он вынужден подчиняться большинству. Иногда хороший воспитатель может найти возможность помочь ребенку реализовать потребность, не противореча нуждам всего коллектива (например, читать в кровати в тихий час, а не спать), но это возможно не всегда.

Основная форма занятий (по изобразительной деятельности, по музыке) – подгрупповые или групповые занятия. Индивидуально с детьми тоже занимаются, но уделить много внимания каждому ребенку очень трудно.

2. Воспитатель в детском саду не может заменить родителя. Хороший педагог уважает детей, искренне интересуется их внутренним миром, сочувствует и сопереживает, понимает, что ребенок – личность в любом возрасте. Но требовать от педагогов, чтобы они «любили детей, как своих» – значит заранее обрекать себя на разочарование. Уважение и забота – те качества воспитателя, на которые стоит обратить внимание.

3. Детский сад не то место, где родители могут устанавливать свои правила. Часто это выражается в том, что родители требуют особого меню для детей, приносят еду из дома, предлагая воспитателю кормить ею своего ребенка. Исключением являются только пищевые аллергии, подтвержденные справкой врача. Но и в этом случае, аллергенные блюда просто убирают из рациона, не заменяя их едой из дома. Некоторые родители пытаются влиять на режим прогулок («моему ребенку после болезни нельзя гулять») и сна («мой ребенок не нуждается в дневном сне, не нужно его укладывать, пусть играет»). Педагоги руководствуются не желаниями и требованиями родителей, а образовательной программой и требованиями СанПиН-ов.

Вот далеко не полный перечень того, что может и чего не может дать вам и вашему ребенку обычный государственный детский сад. И принимая решение о том, нужно или нет посещать вашим детям дошкольное учреждение, не забудьте принять во внимание эти разные возможности.

Статьи по теме: