Обижает мальчик в школе. Что делать если ребенка обижают в школе

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова . Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова : Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— А как вести себя родителям, когда их ребенок жалуется на издевательства в школе?

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.

Моего ребенка обижают в школе?

В опросе, проведенном в феврале 2016 года, 60 процентов респондентов сказали, что они или кто-то, кого они знают, подвергаются или подвергались в школе издевательствам.

Чтобы предотвратить длительные последствия издевательств, важно раннее вмешательство. Хотя школы делают больше, чтобы помочь учащимся, ваша роль родителя имеет решающее значение, и никогда не слишком рано начинать разговор о запугивании.

Вот советы психологов, которые могут помочь детям бороться с издевательствами. Данные способы являются безопасными и конструктивными.

Почему моего ребенка обижают в школе?

  • Бывает, что ребенок из школы приходит в мятой и грязной одежде, в ссадинах и синяках, теряет вещи, тогда родителям стоит задуматься и поговорить с ребенком.
  • Сначала нужно выяснить причину. Дети более жестоки, чем взрослые и говорят порой, не думая, о том, что сказанное может обидеть или оскорбить. Часто не любят тех, кто как-то отличается от других. Например, детей с лишним весом или в очках, шепелявящих, или детей с плохой успеваемостью.
  • Дети, становящиеся объектом насмешек, как правило, не уверены в себе, очень чувствительны к оскорблениям. Научите ребенка всегда уважать других. Стойкое чувство самоуважения, в сочетании с уважением к другим, может помочь вашему чаду избежать запугивания и насмешек.


Помогите своему ребенку полюбить и начать уважать себя:

Игра «Я есть Тот, Кто...»

  • Вы и ваш ребенок сначала по очереди завершаете предложение, сосредотачиваясь на веселых личных чертах. Вот пример: «Я тот, кто... любит музыку» или «Я тот, кто... заботится о моей маленькой сестре».
  • Затем придумайте то, что отличает только вас, о чем больше никто не может сказать, например: «Я - тот, кто... назван в честь реки».Эта игра учит детей ценить их уникальные черты и укреплять уверенность в себе и позитивное отношение к различиям
  • Найдите положительные детские книги. Почитайте книги с обнадеживающими сообщениями о различиях и уважении, а затем обсудите темы с вашим ребенком. Например, “Гадкий утенок “ Г.Х. Андерсен, “Золушка”, “ Мальчик с пальчик” Ш. Перро. Необходимо самому быть положительной фигурой для подражания. Действия говорят громче, чем слова, поэтому старайтесь делать так, чтобы ребенок хотел на вас походить. Всегда говорите «пожалуйста» и «спасибо»

Обсудите способы предотвращения насмешек и издевательств


  • Произведите со своим ребенком «мозговой штурм» решений, которые бы могли ему помочь при очередном всплеске насмешек и издевательств, как-бы предотвращая их. Разрабатывайте и подготавливайте набор идей для детей, которые можно использовать в трудных ситуациях, когда им трудно думать.
  • Создайте список ответов. Практикуйте фразы, которые ваш ребенок может использовать, чтобы сказать кому-то, что нужно прекратить издевательство. Они должны быть простыми и прямыми. «Это было некрасиво». «Я скажу твоей матери». «Не делай этого».

Мой ребенок обижает других детей в школе

Когда твой ребенок – задира. Что делать родителям?

  • Держите открытую линию связи. Ежедневно просите своих детей, чтобы они рассказывали о том, как обстоят дела в школе. Используйте спокойный, дружеский тон и создавайте благоприятный климат дома, чтобы он не боялся сказать вам, что что-то не так. Подчеркните, что его безопасность и благополучие важны и что он всегда должен говорить со взрослым о каких-либо проблемах.
  • Иногда в конфликт лучше не вмешиваться, если это разовая ситуация, например, поругались с одноклассником. Тогда можно поговорить и успокоить. Скорее всего, дети уже завтра помирятся. Если же над ребенка обижают или даже бьют несколько одноклассников или даже старшеклассников, тогда необходимо быстро решать проблему. Такая травля может иметь серьезные последствия для ребенка, как психические, так и физические. Оскорбления, толчки, порча имущества, порой избиение – всё это однозначный повод вмешаться.
  • Если ваш ребенок неохотно сообщает об издевательствах, идите с ним, чтобы поговорить с учителем, инструктором, директором школы. Узнайте о политике школы по издевательствам, задокументируйте случаи издевательств, и оставайтесь на связи с представителем школы, чтобы узнать, какие действия предпринимаются.
  • Когда это необходимо, прибегайте к помощи детского психолога, для разрешения страхов и комплексов вашего ребенка.

Куда жаловаться и как поступить, если над вашим ребенком издеваются в школе?


  • Сначала необходимо обратиться к классному руководителю, поговорить с ним и обсудить меры для прекращения конфликта. Иногда бывает, что достаточно беседы с детьми, чтобы они поняли недопустимость издевательств над другим ребенком.
  • Далее, если нет результата, можно обратиться к завучу или директору. Если же в стенах школы проблема не решается, то обратиться в вышестоящие инстанции. Необходимо написать заявление инспектору по делам несовершеннолетних. Можно отправить письмо в Министерство образования. В общем, когда речь идет о серьезных нарушениях, то ничего не будет лишним, нужно бороться за здоровье своего ребенка.
  • Свяжитесь с родителями обидчиков на ранней стадии. Родители, как правило, не догадываются о поступках своего чада. Также важно быть максимально конкретным: какие меры лучше всего подходят для конкретного случая? Кто должен отвечать за принятие мер? Кто должен гарантировать, что это осуществляется на практическом уровне?
  • Если речь идет о серьезных постоянных издевательствах над ребенком, то необходимо действовать в сотрудничестве со школой. Школа, вовлеченные ученики и родители совместно должны создать план действий для прекращения запугиваний и издевательств одних детей другими. Школа должна документировать проделанную работу, и как выглядит нынешняя ситуация.

Есть ли необходимость в принятии мер?


  • Предусмотрена административная ответственность за издевательства в школе. Любая неприятность, случившаяся в стенах школы ложится на плечи руководства школы, и материально отвечает школа.
  • Если причинен моральный и физический вред ребенку, родители могут предъявить иск о возмещении морального и физического вреда ребенка, но в этом случае они должны будут доказать, что тут нет их вины или вины их ребенка.
  • В случае издевательств, родители виновного ученика могут нести ответственность за вред, причиненный их ребенком, в зависимости от обстоятельств.

Любите своих детей. Дети, окруженные заботой и любовью, вырастают психически и эмоционально здоровыми личностями. У уверенных в себе и разносторонне развитых родителей такие же и дети. Работайте над собой и оберегайте своих детей.

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Школа – это место, где ребенок впервые начинает адаптироваться к жизни в коллективе. От того, насколько комфортно он там себя чувствует, зависит и дальнейшее развитие ребенка, его желание общаться с новыми людьми и получать новые знания. В зависимости от того, насколько малыш уверенно себя почувствует в школе, также зависят и его лидерские качества. Иногда случается так, что ребенка начинают обижать, из-за чего он замыкается в себе, пропадает желание посещать место обучения. Родителям такого положения дел допускать нельзя. Разберемся, что же можно предпринять в таких ситуациях.

Сразу стоит оговориться, что многие дети скрывают от родителей тот факт, что их обижают. В таком случае нужно присмотреться к поведению вашего ребенка, признаки могут быть следующие:

  1. Малыш без видимой причины отказывается посещать учебное заведение.
  2. В будни ваше чадо подавлен, молчит и закрывается в себе, при этом в выходные он становится радостным и активным.
  3. По внешним признакам: у ребенка могут быть испорчены вещи, либо вы наблюдаете их отсутствие (этот пункт спорный, поскольку рассеянные дети часто могут терять вещи).

Какие дети чаще всего становятся жертвами издевок?

Многие полагают, что обычно нападкам со стороны сверстников подвергаются дети, чем-либо отличающиеся от общей массы – внешность, привычки, поведение, одежда. На самом деле, это не так. Любой малыш может попасть в такую ситуацию – достаточно всего лишь одного неверного движения, секрета, о котором узнал весь класс.

Важно: Социальный статус семьи никаким образом не обуславливает травлю. Неважно, как ваш ребенок одет, есть ли у него новомодные гаджеты и прочие современные вещички. То же самое касается и особенностей либо дефектов внешности.

Рассмотрим, какие детки чаще всего подвергаются нападкам:

  1. Жертвы – такие дети являются апатичными, запутанными, часто сомневаются в себе или в своих возможностях. На оскорбления они не в состоянии дать отпор – естественно, одноклассники чувствуют слабинку и начинают активно третировать ребенка.
  2. Агрессоры – они сами нападают на людей, которые их окружают, при этом на провокации они отвечают чересчур бурной реакцией.
  3. Неблагополучные – если ребенок одет неопрятно, от него исходит неприятный запах, сам он неаккуратен и невоспитан, вполне возможно, что в таком случае он станет жертвой.

Если вы хотите, чтобы кроха хорошо себя чувствовал себя в любом коллективе – нужно воспитывать в нем чувство собственного достоинства, он должен иметь внутренний стержень.

Как реагировать родителям нельзя?

Рассмотрим, как не стоит себя вести, если вы узнали, что ваш малыш подвергается нападкам:

  1. Не нужно его оставлять в одиночестве. Многие родители так поступают, полагая, что ребенок справится с проблемой сам. Он сам не готов к этой ситуации и понятия не имеет, как ее решить – поэтому вашему чаду в любом случае требуется помощь и поддержка.
  2. Менять место учебы. Бывает так, что ситуацию нужно решать немедленно, и другого выхода из нее нет – в таких случаях можно попробовать сменить обстановку. Но и здесь нужно помнить о том, что нет гарантии того, что в новой школе все не повторится. Еще один момент: ребенку будет сложно привыкнуть и адаптироваться к новым людям, а это сложно в психологическом плане.
  3. Брать ответственность на себя. Многие родители предпочитают полностью взять решение проблемы в свои руки – так делать нельзя. Если вы пойдете выяснять отношения с классом, с учителями, такое поведение в дальнейшем может настроить окружающих против вашего малыша. Тем более не стоит идти в учебное заведение, заранее не обговорив свое решение со школьником. Важно уважать мнение своего ребенка и прислушиваться к его чувствам.

Как помочь ребенку?

Существует несколько способов решения проблемы:

  1. Поговорите с вашим малышом. Пусть он подумает над вопросом, почему выбрали именно его, это поможет определить, как выйти из сложившейся ситуации. Важно дать понять ребенку, что он никак невиноват в том, что над ним издеваются.
  2. Если ребенок подвергается нападкам только в одном учебном месте – нужно узнать, требуется ли ему помощь. Попробуйте предложить варианты решения ситуации, но не нужно настаивать на том, чтобы он выбрал какой-то конкретный вариант, пусть у малыша будет право выбора. Естественно, роль родителей здесь очень велика – дома ребенка должны уважать, понимать и принимать, он должен чувствовать себя в безопасности.
  3. Попробуйте предложить школьнику заняться каким-либо видом спортом, или записаться в секцию по интересам – там он сможет найти себе новых друзей, почувствовать себя тверже. Увлечение позволит не зацикливаться на создавшейся ситуации, а это значит, что его психике будет нанесен минимальный ущерб.
  4. Маме и папе важно помочь ребенку разобраться и понять, в чем заключается конфликт, а также проанализировать поведение обидчиков и то, как он ведет себя с ними. Может быть так, что ваш ребенок сам выступает в роли провокатора. Не нужно его ругать, осуждать – это только усугубит ситуацию. Дайте понять, что так он делает только хуже себе, и что малышу необходимо менять свое поведение.
  5. Если причина – во внешности, необходимо дать понять ребенку, что он не виноват в этом. Поясните, что вы его любите любым – с лишним весом, со шрамами либо очками.
  6. В основном, причиной конфликта становятся именно нарушители. В чем причина? Издеваются люди, которым нужно самоутвердиться из-за того, что они себя чувствуют некомфортно – вполне возможно, над такими детьми издеваются дома. Родителям нужно донести ребенку, что люди, которые так поступают, на самом деле слабые, и бояться их не нужно. Единственная эмоция, которую можно испытать к тем, кто самоутверждается за счет других – это жалость, поскольку иначе эти дети в жизни почувствовать себя комфортно просто не могут.
  7. Объясните, что обидчику не нужно показывать слезы – это только усугубит ситуацию. Например, ребенок может дать отпор, сказав, что он его обижает из за того, что боится его сам. Еще один вариант – игнорировать нападчиков. Например, распространенная ситуация в классе – забирают тетрадь, начинают с ней играть. Естественная реакция, конечно, это отобрать имущество. Не нужно провоцировать обидчика – можно просто сказать, что пусть играет, и как только ему надоест – может отдать тетрадь. В таком случае и весь смысл подобного издевательства пропадает – тетрадку возвращают на место.
  8. Можно попробовать обратиться в школу – поговорить с классным руководителем либо заведующим учебной частью. Делать это нужно спокойно и без придирок. Найти общее решение проблемы вместе – идеальный вариант. При этом информировать одноклассников, либо угрожать им расправой не стоит – это вызовет агрессию с их стороны.

Важно: Если над ребенком совершают физическое насилие – в таком случае необходимо действовать незамедлительно. Обратитесь в правоохранительные органы, не нужно ждать, пока вашего малыша покалечат и нанесут огромную моральную травму.

Также необходимо помнить и о том, что прямое предназначение учителя – контролировать атмосферу в классе. Это важный аспект, о котором, к сожалению, забывают многие преподаватели.

Безусловно, если ваш малыш изначально обладает сильным духом и характером, травля быстро прекратится. Но все детки разные – есть малыши ранимые и эмоциональные. Задача родителя не упрекать ребенка в его характере, а дать понять, что иногда, для того, чтобы в коллективе чувствовать себя «в своей тарелке», важно быть сильным морально. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Даже если вашему малышу не удалось достичь успеха в чем-либо, важно им восхищаться. Ведь он пробовал, старался, открывал для себя новые навыки. В противном случае ваш ребенок будет бояться в следующий раз начинать какое-либо дело – ведь в случае провала родители вновь будут его ругать или осуждать. Важно, чтобы ребенок твердо знал, что вы цените проделанные усилия и гордитесь им.
  2. Не нужно чрезмерно опекать ребенка. В противном случае он и в дальнейшем не сможет решать собственные проблемы, а ведь это необходимо, поскольку после школы ребенка ожидает университет, где мамы и папы рядом не будет. Предоставляйте ребенку право выбора и возможность решать свои проблемы самостоятельно, задача родителя – мягко направлять и подсказывать.
  3. Не нужно требовать от ребенка каких-то фантастических достижений. Он в любом случае старается, поэтому нужно принимать малыша таким, каков он есть. Терпение в дальнейшем воздастся сторицей – ваша задача его проявить.
  4. Нужно сделать выбор? Не указывайте ребенку, как лучше поступить в той или иной ситуации, решение принимать может только он сам. Навязывая ребенку свое мнение вы в любом случае перекладываете ответственность на себя, а малыш в конце концов вырастет несамостоятельным человеком, который не может разобраться в сложившейся ситуации.
  5. Многих родителей раздражают чрезмерно любознательные дети. Все психологи утверждают, что это в корне неверно. Позвольте своему малышу познавать этот, будьте для него опорой. Иначе откуда он сможет узнать ответ на поставленный вопрос?
  6. Не нужно критиковать, а тем более – злиться. Естественно, нужно объяснять ребенку, почему в определенных ситуациях поступать плохо нельзя. Указывайте ему, если где-то он повел себя некорректно. Но при этом нельзя забывать о поддержке, также важно предлагать различные варианты действий.
  7. Очень важно научить ребенка быть настойчивым. Он должен понимать, что путь к победе часто бывает долгим и сложным, и не стоит опускать руки в случае поражений, а упрямо идти к своей цели.

Следуя этим советам, вы сможете воспитать самодостаточную и уверенную в себе личность, которая уж точно не станет терпеть нападки со стороны сверстников, а даст им достойный отпор.

  1. Согласно закону любой ребенок имеет право жить в безопасной среде. Если же его обижают – это прямое нарушение, следовательно, эти люди могут понести уголовное наказание.
  2. В любой организации, где обучаются дети, задача преподавателя – обеспечить дружелюбную атмосферу в коллективе.
  3. Есть специальные учреждения, куда можно обратиться в случае, если над вашим ребенком издеваются. Они следят за тем, чтобы нарушители прав понесли наказание.
  4. Не нужно самостоятельно выяснять конфликт с обидчиком либо его родителями. Самый оптимальный вариант – решить ситуацию через классного руководителя. Тем более, нельзя прикладывать силу по отношению к обидчикам вашего малыша – в противном случае уголовная ответственность ложится уже на ваши плечи.

Видео: что делать, если ребенка обижают другие дети?

Кроме всего прочего, школа для ребенка - это место, где он впервые остается на какое-то, пусть небольшое, время без присмотра взрослых, вместе со своими одноклассниками. Но как быть, если отношения с одноклассниками не складываются? Если другие дети - это не друзья и товарищи, а источник тревоги и даже опасности?

Проблема насилия в школе в последние годы стоит особенно остро. И всем родителям необходимо задуматься, что можно предпринять, чтобы избежать детских конфликтов. Прежде всего, необходимо обратить внимание на обстановку в семье. Чаще всего жертвой насилия в школе становится ребенок, в чьей семье часто случаются ссоры, где привычным является общение на повышенных тонах. Дети, растущие в таких условиях усваивают такую модель поведения как стандартную и автоматически переносят ее на новую среду, что существенно затрудняет общение.

Если в семье властные, авторитарные родители, которые полностью подавляют волю своего ребенка и принимают за него все решения, то такой ребенок также попадает в категорию детей, чаще всего подвергаемых насмешкам и даже побоям одноклассников.

Поэтому в первую очередь обратите внимания на то, какова атмосфера внутри семьи, может быть именно это стало предпосылкой для непростых отношений Вашего ребенка с одноклассниками.

Однако зачастую конфликты случаются и у детей из благополучных семей, особенно если Ваш ребенок особенный: отличается от других детей ростом, весом, нестандартной внешностью, или же просто определенными чертами характера и поведения. Нападкам в школе может повергаться и слишком маленький, и слишком высокий, слишком полный или слишком худой, рыжеволосый, очкарик, слишком застенчивый или слишком обидчивый ребенок. Но даже если Ваш малыш не обладает ни одной из этих черт, все равно стоит поинтересоваться, каковы взаимоотношения Вашего ребенка с остальными детьми. Если Вы узнаете, что Ваш сын или дочь стали объектом насмешек, нужно немедленно вмешаться в ситуацию, потому что насмешки часто перерастают в более серьезную проблему - детское насилие. Необходимо внимательно изучить поведение ребенка в первые дни в школе. Необязательно это будет открытая травля или насилие, это может быть и пассивное неприятие (нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде) или игнорирование ребенка (не замечать его, не обращать на него внимания). Все это травмирует детей не меньше, чем придирки и насмешки.

Как же противостоять детским конфликтам в школе и помочь ребенку?

Многие из родителей в такой ситуации предлагают ребенку справиться самому, дабы развить в нем самостоятельность. Если это всего лишь мелкий конфликт с кем-то из одноклассников, который не приводит к серьезным последствиям, это может быть действительно неплохой метод. Однако если проблема глубже и ребенок находится в противостоянии с большой группой детей или со всем классом, без помощи родителей и учителя ему не обойтись.

Бывает и обратное решение - пойти и урегулировать конфликт самим. В такой ситуации родители могут отчитать хулиганов, что приводит к негативным последствиям: обидчики начинают угрожать своей жертве расправой за сообщение о конфликте родителям. Попытки родителей разобраться в ситуации с родителями обидчиков тоже чаще всего ни к чему не приводят.

Психологи в этой непростой ситуации советуют научить ребенка защищать себя самостоятельно. Причем имеется в виду не физическая сила, потому что силовые методы обычно оказываются неэффективны против морального насилия. Хотя безусловно иногда занятия спортом могут стать лучшим выходом: например, если Вашего ребенка дразнят из-за лишнего веса или неловкости, занятия спортом могут помочь ему развить силу, ловкость, похудеть и приобрести уверенность в себе. Но самое главное - научить ребенка уважать себя как личность, только в таком случае ребенок сможет заставить окружающих уважать себя. И в этом Вы тоже должны помочь ему. Ребенок осознает свою индивидуальность через осознание себя "таким как все". В этом смысле иногда полезно пойти у него на поводу: если ребенка смущает что-то из его вещей, одежды и он хочет, чтобы было "как у ребят", попробуйте сделать так, как он хочет - скорее всего, это придаст ему уверенности в себе. Но это не значит, что нужно исполнять все капризы, во всем должна быть мера.

Помогите Вашему ребенку подружиться с одноклассниками. Расспросите его, в какие секции, кружки ходят его новые товарищи. Может быть Вашему малышу будут интересны какие-то из них. Это отличный повод сдружиться с другими детьми на основе общих интересов. Также поощряйте общение детей вне школы, может быть, стоит приглашать время от времени некоторых ребят к себе домой. Особенно хорошо сближают детей общешкольные или классные мероприятия. Проконтролируйте участие Вашего ребенка в таких мероприятиях.

Именно родители могут лучше всего научить ребенка общению со сверстниками, дать ему модель правильного поведения, научить постоять за себя и дать отпор. Но не стремитесь решать все конфликты в одиночку. В сложных ситуациях, когда ребенок стал изгоем в классе, имеет смысл привлечь к решению проблемы учителей, классного руководителя и психологов. Совместные усилия обязательно приведут к успеху и Ваш ребенок станет полноценным членом коллектива, найдет себе друзей и будет комфортно чувствовать себя в школе.

Тперь вы знаете, что делать, если ребёнка обижают в начальной школе одноклассники, советы психолога.

Статьи по теме: