Обычаи русской свадьбы. Русские свадебные обряды

Встречать жениха и невесту караваем, посыпать крупой и монетками на выходе с загса, выкуп... Русский свадебный обряд так, или иначе, сохранился до наших времен. Многие традиции уже забылись также, как и смысл тех, что остались.

Сватовство

Каждой свадьбе предшествовал обычай сватовства. На сватовство в дом будущей невесты могли приходить как родственники, так и специально нанятые свахи, которые нередко сами и подбирали пару. Чаще всего, жених не имел возможности увидеть суженую до дня свадьбы. Приходили в дом ближе к закату, дабы избежать сглаза. Начинали разговор с отдаленных тем, используя купеческий или торговый лексикон. После того, как сваты уходили, домашние связывали кочерги и ухваты "наудачу".

После родители приходили проверять дом будущего супруга. Тщательно осматривали хозяйство и убранство дома. Порой, даже отказывались выдать дочь, если их не устраивали условия ее будущего содержания.

Невеста, при удачном исходе сватовства, становилась замкнутой, носила самые простые одежды, мало разговаривала. Происходил период как бы "умирания", переход в новую жизнь.

Помолвка, девичник и мальчишник

Следующий шаг - рукобитье или помолвка. Все собирались за одним столом, пировали и отец будущей супруги объявлял о торжественном событии. Затем следовало благословение родителей и обсуждались детали предстоящей свадьбы.

Подготовка к намеченному дню включала в себя создание приданого невестой. Основу приданого составлял домашний текстиль, расшитый руками девицы.

Обычай сходить в баню в день свадьбы был обязательным. Участниками сего действа была сама невеста, родственицы и подружки. Они пели песни, причитали, в некоторых регионах России баню посещала знахарка, которая собирала капельки пота и затем добавляла в напиток жениха на свадьбе.

Символически прощаясь с подругами, невеста собирала девичник. От лица суженой пелись грустные песни, а от подружек - веселые. И конечно, русский свадебный обряд - расплетание косы. Это было ознаменованием окончания ее прежней жизни.

Мальчишник для жениха и друзей собирал обычно отец, дядя или брат. Проходил он в доме суженого и сопровождался своими песнями и посиделками.

Со стороны жениха определяли дружка, который в определенной степени руководил действом. Дружка хорошо знал обычаи: когда нужно произносить приговоры, а главное, ему доверяли приехать в дом к суженой и оценить ее готовность к свадьбе. Его отличительным знаком было расшитое полотенце, перекинутое через плечо.

День свадьбы

Когда подъезжал жених в сопровождении родственников и гостей, дорогу, по которой они должны ехать, тщательно подметали. Ни в коем случае не могли допустить сглаза.

Просто так никто невесту отдавать не собирался. Проводился некий аукцион, он же выкуп. Предметами становилась не только суженая, но и проезд по свадебной дороге, который заранее заграждали, возможность войти в дом, право на первую ночь, венки, приданое. Плату принимали либо подружки, либо родители.

Перед венчанием родители благословляли молодых иконой и хлебом. Заходили молодые в церковь, держась руками за один платок. После церковного ритуала им давали по половине баранки и яблока. На выходе они переступали через замок, который защелкнув, кидали в реку.

Свадебный пир в первый день проходил в доме жениха. Чтобы обмануть домового, красный молодец заносил жену на руках, словно ребенка. Все гости приглашались к богатому столу, распевали песни и веселились. Столы, покрытые белоснежными скатертями, чаще всего располагались буквой "Г" и родственники рассаживались, согласно степени родства.

Если бы вы жили на Руси лет так 200 назад, то вас на зажиточной свадьбе угостили:

  • супом-лапшой со свининой или курицей;
  • борщом или щами;
  • блинчатым караваем или курником с мясом (за каждый кусочек извольте монетку невестушке);
  • студнем;
  • жарким;
  • фаршированной щукой;
  • пивом, вином, брагой да пряным медком.

В обязательном порядке, количество подаваемых блюд должно было быть четным. Это сулило счастье и удачу в совместной жизни. Во время пиршества жених с невестой ничего не ели, их приборы были связаны ленточкой в знак единства. А ужинали они отдельно, непосредственно перед брачной ночью.

После заката, молодых укладывали на подготовленное свахой ложе. Разувала жениха сама невеста, признавая за ним главенство в семье. Но в сапоге всегда лежала монетка, которую она забирала себе. Далее им желали здоровья и оставляли на едине. Их могли "разбудить" уже через несколько часов и потребовать доказательства невинности избранницы. В некоторых случаях это была испачканная простыня, в других - сам муж подтверждал сей факт.

На второй день все перемещались в дом невесты. Здесь русские свадебные традиции касаются проверки способностей новой хозяйки дома. Гости специально разбрасывали мусор по полу, чтобы оценить насколько она хороша в хозяйстве. На стол уже накрывала новоиспеченная жена самостоятельно, подчуя гостей пирогами, студнем и щами.

"К теще на блины". Знакомо? Именно этим молодые и занимались в третий день; ходили к теще на блины. Кто бы отказался от гостеприимства матери невесты, которая уже приготовила жареного порося, блины да яичницу? На середину стола клали рубль, чтобы денюжка в доме водилась.

Чаще всего гости приезжали издалека, проводы дорогих родственников также сопровождались застольями.

Подарки на свадьбу

Поскольку свадьбе, как торжеству уделяли особое место в жизни, то и готовили подарки заблаговременно. С раннего детства девочек обучали шитью и рукоделию. Она одаривала не только супруга, но и его родителей. Свекрови полагался платок, а свекру - пояс. С мужской стороны, ей дарились одежды и ларец, с румянами и украшениями. А для тещи и тестя были заготовлены полушубок да сапоги.

Самой же паре, гости дарили предметы обихода, такие как:

  • полотенца, но обязательно белые и с ровными краями;
  • кухонные принадлежности;
  • цыплят, поросят, уток, причем число подаренных животных должно было быть кратно 10;
  • старший по мужскому роду одаривал будущего преемника плеткой, как символом главенства мужской силы в доме.

Старинные приметы

Ох, как же любит да чтит русский люд народные приметы! Помимо расчищения дороги перед приездом ненаглядного красного молодца, да занесением в новый дом невесты на руках, существует еще множество обязательных к исполнению защитных ритуалов:

  1. Чтобы обмануть силу нечистую, на сватовство ехали окольными путями.
  2. Свадебные бубенцы разгоняли своим звоном нечисть в пути к церкви.
  3. Чтобы в новой семье народилось побольше потомства, да деньжата водились, молодых осыпали зерном или хмелем.
  4. Для тех же благ, усаживали невесту на мех шубы.
  5. В церковь брали с собой чашу с вином хлебным. Священник давал пить молодым из нее 3 раза, а затем жених бросал чашу на пол и топтал.
  6. На церемонию венчания выбирались подневестница и подженишник, которые держали венцы.
  7. Специально стоит упомянуть вытницу, которая заводила песни, ища поддержки у гостей, чтобы отгонять темные силы.
  8. Порой на свадьбе был и колдун. Чтобы завоевать его расположение, любая его мелкая прихоть исполнялась, например, запереть ненадолго жениха в темной баньке.
  9. Сваты заходили в дом правой ногой и пристукивали пяткой.
  10. В период, пока невеста ожидала дня венчания, требовалось носить черный платок.
  11. На каждый обряд была положена своя песня. Начиная от момента пития отцом невесты вина, которое принесли сваты, в знак закрепления договора о женитьбе, заканчивая песнями на проводы родственников.
  12. Во время торжества на колени невесты усаживали маленького мальчика, чтобы рождались наследники по мужской линии.

Традиции на современных свадьбах

Общая схема свадебного русского обряда сохранилась. Мы и сейчас организуем помолвку, когда жених приходит в дом родителей невесты и просит "руку и сердце". Такой порядок предложения пришел нам с запада, поскольку на Руси самовольно жених не просил засватать определенную невесту. К тому же, непозволительно было являться в дом к родным невесты лично.

В более свободной форме перекочевали из прошлых столетий девичник и мальчишник. Как бы прощаясь со свободной жизнью, молодые "зажигают по полной". Компания подружек обычно носит отличительные знаки, поддерживая будущую супругу, наряженную фатой.

Свадебный поезд, который движется навстречу новой ячейке общества, состоит из лимузина молодоженов и в основном автобуса для гостей. Все машины процессии украшаются хоть и не бубенцами, но яркими и бросающимися в глаза аксессуарами.

Выкупы происходят почти на каждой современной свадьбе. Но основное различие между современностью - принятие более шутливой формы. В то время как ранее, выкуп мог превосходить в разы приданое невесты и общую сумму всех подарков.

В настоящее время официально регистрируется брак только в ЗАГСе или во дворце бракосочетания. Церковный брак с 1918 года уже не имеет юридической силы. Но достаточно большое количество современных пар проходят обряд венчания.

Роли подневестницы и подженишника при этом сохранились. Теперь их выполняют свидетели, но как и в ЗАГСе, их присутствие необязательно. К тому же, найти поручителей, соответствующих всем требованиям Православной церкви, довольно сложно.

Заключение браков сопровождает марш Мендельсона. Конечно, есть определенный набор русских популярных свадебных песен, которые входят в репертуар каждого тамады. То есть, традиция сопровождения обрядов песнями, в какой-то степени присутствует.

Осыпание конфетами, крупами и монетками мы не забыли. Что в определенной степени позволяет получать дополнительный доход сотрудникам дворцов, где мусорить категорически запрещено. Окатили молодых салютом из лепесточков - извольте штраф или монетку дворникам.

После регистрации, в большинстве случаев, молодые отправляются на фотосессию, а гости едут на прогулку. Молодые едут к знаменитым местам в своем городе, выпускают голубей, что, кстати, пришло к нам с итальянских земель. Заранее готовят бокалы, чтобы разбить на счастье, это уже наша старинная традиция. А украсить мостик своим замочком с гравировкой даты? Мы уже не бросаем их в реку, а заботливо фотографируем и добавляем к тысяче-другой аналогичных.

В ресторане уже ждут гости, родители встречают молодых караваем с солью и гости пропускают их к столу через живой коридор под звуки веселой песни и аплодисменты.

Дружка уже свидетель, наряженный красивой ленточкой, а не полотенцем, как ранее. Его роль скорее символическая, но участь защищаться от шуточных нападок тамады, порой требует определенного мужества.

По традиции, молодым дают разломать каравай и определить кто будет в доме хозяин, да покормить друг друга. Жених с невестой уже не сидят голодные, а вместе с приглашенными вкушают яства, приготовленные поварами.

Иногда дарятся подарки растроганным родителям, чтобы показать свою любовь и уважение. Отцы, по велению тамады, танцуют с дочерьми, передавая в руки в жениху. Что тоже, очевидно, веяние западных свадебных традиций.

Во время пира, с гостей собирают деньги на первенца. Основная задача определить пол ребеночка. Далее, великое множество тостов, пожеланий, сюрпризов от гостей, вручение подарков.

Чаще всего, близкие родственники одаривают либо недвижимостью, либо бытовой техникой, а дальние и друзья - деньгами. Тут уже задача свидетелей проследить, чтобы все подарки остались в целости и сохранности.

Что касается всем привычной "кражи невесты", то история этой веселой забавы не такая уж радостная. Во времена крепостного права, барин мог послать холопов выкрасть невесту с крестьянской свадьбы, чтобы завладеть правом первой ночи. У жениха был шанс выкупить невесту, но чаще всего, средств было недостаточно. В наши дни, это не более чем шутка, призванная повеселить и позабавить гостей.

По сути, есть наши старые свадебные традиции, которые немного поменяв смысл и исполнение, сохранились до сих пор. Но мы не можем отрицать влияния и западной культуры. Нам тоже полюбились эти милые и потешные детали. Хотелось, чтобы со временем, наши традиции не забывались, а возвращались в более адаптированных вариациях. Ведь все новое - хорошо забытое старое.

Свадебное торжество - это древняя церемония с участием родных и близких людей, поэтому неудивительно, что многие молодые пары хотят отдать дань памяти прекрасной старине. Для этого новобрачные вносят в современный банкет древние ритуалы и обряды, подчеркивая тем самым свои патриотические чувства к родине. Русская свадьба - это одновременно веселый романтичный и родной сердцу праздник. А приверженность старым традициям обязательно найдет отклик в душах участников.

Какие свадебные обряды характерны русскому народу

Несмотря на внешнюю хаотичность, свадьба на Руси проводилась по определенным канонам, в строго соблюдаемой последовательности. Русские свадебные традиции состоят из присущего многим народам волнующего сватовства, делового сговора, веселого свадебного застолья и волнующей брачной ночи. Все этапы мероприятия наполнены глубоким смыслом и неукоснительно следуют друг за другом. Венчание в храме — это официальное признание бракосочетания церковью, застолье — демонстрация обществу своих узаконенных отношений.

Сватовство

По старинным устоям и обычаям древней Руси, если наметилась суженая для парня, значит собирается семейный совет из ближайших и доверенных родственников. Сам жених мог и не подозревать о предстоящих изменениях в своей судьбе, частенько решение принималось без его участия. Как следует обсудив все насущные моменты, семья потенциального мужа собирает делегацию для визита к родителям приглянувшейся девушке. Сватами могли быть только уважаемые и опытные родственники из старшего поколения: дядьки, крестные родители. Послы должны были обладать красноречием, учтивостью, но также быть бойкими и раскованными, чтобы достойно представлять будущую семью, вести выгодные переговоры, уметь сглаживать неприятные обороты беседы.

Если семьи находились примерно на одном уровне достатка, то особых требований к материальному обеспечению молодых не возникало. Наши предки справедливо полагали, что молодожены должны усердно трудиться и совместно наживать добро годами.

Обряд сватовства, согласно свадебной традиции русского народа, проходит в определенные дни, считающиеся удачными: вторник, четверг, суббота. Так как предполагалось застолье с угощением, то для времени проведения такого мероприятия выбирались сумерки. Ведь именно при свете свечей так приятно вести задушевные разговоры, выпить чарку за полное согласие во всех вопросах и угоститься сытным ужином.

Дождь изобилия

Так как наши предки не могли похвастаться современными спецэффектами, они изобрели свои, самобытные и не менее красивые. «Дождь изобилия» означает торжественное осыпание молодых ценными злаками ржи, овса и хмеля, как символами денежного достатка семьи. Позднее присоединяется обычай осыпать молодых лепестками цветов, чаще роз. Такой красивый обряд успешно укоренился и в современном обществе.

Благословение молодых с караваем

Хлеб на Руси издревле был не только основной пищей, но и символом благополучия, спасения от голода, нужды. Поэтому, согласно русской свадебной традиции, новобрачных чествуют и благословляют специально испеченным караваем. Праздничный пирог выглядит великолепно и солидно: впечатляющих размеров, с румяной корочкой и узорчатым украшением в виде веточки калины, знаком нерушимой любви.

Интересно, что процесс выпечки — весьма строгий и тщательный. Ставит опару и замешивает воздушное тесто замужняя мастерица, имеющая много здоровых детей. Считается, что счастливая женщина таким образом подмешивает в тесто часть своей удачной семейной доли. Для работы мастерица одевается в праздничную чистую одежду, хорошо моет руки, умывает лицо, надевает платок на голову. С благодарственной молитвой господу женщина принимается за работу и молится все время, пока сдобный каравай поспевает. К процессу выпечки допускается и представитель мужского рода, его задача — поставить каравай в печку с неизменной хвалой Богу.

Встречают праздничным караваем жениха и невесту родители. Свадебный пирог с солонкой соли наверху солидно смотрится на богато расшитом полотенце. Молодым надлежит осторожно отломить кусочек, обмакнуть в соль и отведать. В современной интерпретации торжества больший ломоть каравая означает право главенства в семье. После праздничный хлеб учтиво предлагается гостям.

Похищение невесты и выкуп

Выкуп любимой — забавный развлекательный обряд на русской свадьбе. Путь жениха к невесте тернист и проходит через многочисленные препятствия, придуманные ему друзьями и гостями. По русской свадебной традиции односельчане устраивают надежный заслон парню, не пуская его к суженой. Согласно другому ритуальному действию невесту надежно прячут, якобы в колдовском мире. Но бравый жених с друзьями находит любимую и увозит ее на лихом коне.

Не только новобрачный подвергается жестоким испытаниям перед свиданием с избранницей, но и его верные друзья. В свадебных традициях русского народа организуются всяческие игры, порой весьма опасные. Например, прыжки через бушующий огонь, единоборства, шаткий мост на пути. Шустрые подружки невесты также проявляют фантазию: загадывают сложные шарады, загадки, требуют монеты. Если жених щедр, семейная жизнь сложится удачно, будет плодотворной и гармоничной. Пройдя с честью все испытания, будущий муж может наконец обнять и поцеловать свою суженую.

Свадебные традиции, связанные с убранством невесты

Белоснежный подвенечный наряд новобрачной стал русской свадебной традицией сравнительно недавно, в 19 веке. А облачаться в белое платье было принято лишь после революции.

На Руси крестьянские девушки обходились праздничной национальной одеждой. Невесты из дворянского сословия блистали в роскошных платьях из дорогих материалов разных цветов с обилием драгоценностей.

Платье и фата

В церковь русская новобрачная идет в скромной одежде неярких тонов, чтобы подчеркнуть печальный момент расставания с девичеством. Если обратиться к истории, то некоторые ответвления русской нации и вовсе наряжали девушку в черный наряд на венчание. После религиозного скрепления уз ей позволялось переодеться в праздничный костюм алых расцветок, символа радости и счастья.

Наряд невесты на русской свадьбе состоит из нескольких предметов. Главным элементом наряда является национальный сарафан, расшитый руками молодицы, с узорами прекрасных цветов и птиц. Вышивка такого убранства представляет собой настоящее произведение искусства. Здесь используются серебряные и золотые нити, бисер, кружево, тесьма, жемчуг. Зажиточные семьи могут позволить себе богатое платье из сверкающей парчи. Сверху сарафана может быть надета роскошная душегрея с оторочкой из натурального меха.

Под сарафан, по русской свадебной традиции, надевается белоснежная рубаха с рукавами пышными или узкими, иногда с соблазнительными прорезями. Голые руки женщины считаются неприличным знаком на бракосочетании, их необходимо прикрыть от нескромных прикосновений суженого раньше времени. Роль нижнего белья выполняют несколько хлопчатобумажных юбок, создающих необыкновенную пышность наряда.

Голову юной невесты украшает трогательный венок из обычных цветов, знак свежести и молодости. Более поздние свадебные традиции добавили больше колорита. На голову надевался атласный обруч, вплетались яркие ленты в волосы, использовались украшения с самоцветами. Прическа юной невесты — две косы или свободно распущенные волосы. Прозрачная расшитая фата прикрепляется к высокому богато украшенному кокошнику, нередко закрывая при этом лицо. Свадебная вуаль не только добавляет юной девушки обворожительности, но и защищает её от дурного глаза, порчи. По завершении свадебной церемонии косы заплетают вокруг головы под платок или повседневный кокошник.

Букет невесты и подвязка

На современном бракосочетании невеста кидает в конце торжества свой букет в толпу незамужних барышней для определения следующей счастливицы. Традиция эта заимствована с Запада, но перекликается и с русским обычаем, по которому уже замужняя девушка отдавала венок с головы свои подружкам. Так юные девицы примеряли ритуальный убор, привлекая судьбу.

Русская свадьба богата уникальными и красивыми обычаями, а некоторые из них имеют популярность и по сей день.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

В настоящее время свадьба не содержит в себе многих сложных обрядов, которые обязательно выполнялись в прошлом. Свадьба - это важное событие, являющееся для молодых людей переломным событием в жизни, переходом к новому периоду жизни, связанным с заботой о семейном очаге.

Поэтому существует большое количество традиций, обычаев и примет при проведении свадебного обряда. Они содержали в себе для наших предков глубокий смысл и значение. Тщательное их соблюдение гарантировало, согласно традиции, долгую, счастливую семейную жизнь.

Время и мода вносят свои изменения и коррективы в представление о церемонии бракосочетания. Тем не менее, многие свадебные традиции все же сохранились, хотя и в немного модернизированном виде. Современные сценарии свадеб обязательно содержат в себе элементы культурных традиций русского народа в адаптированном к современности виде.

Современные русские свадьбы содержат в себе чудесное переплетение старинных обрядов и современных нововведений.

Рассмотрим некоторые из них...

Обычай знакомиться родителям (будущим сватам) перед свадьбой дошел до наших дней. Затем, если выбор парня и девушки пришелся им по душе (смотрины и сватовство), за празднично сервированным столом обсуждаются детали проведения церемонии, и ее материальная сторона.

Сейчас принято, чтобы сторона жениха приобретала обручальные кольца, свадебное платье и туфли для невесты, а родители невесты готовят ей приданое для семейной жизни, что включает в себя постельное белье, полотенца, посуду, мебель, технику и т.д. Жильем, по традиции обеспечивает будущую семью жених. Но в наше время это конечно условность, потому, что материальное положение не должно становиться помехой для соединения влюбленных. Так видеть невесту в подвенечном платье до свадьбы - плохая примета, девушка может взять на себя затраты на него. В старые времена невеста покупала на свои сбережения свадебные туфли, что являлось признаком её хозяйственности и бережливости.

Белый цвет подвенечного платья стал обязательным для свадьбы сравнительно недавно около двухсот лет назад, по указу Екатерины. Раньше оно было красным. Но современные невесты заказывают платья самых разных цветов и оттенком, хотя традиционным остается белый цвет. На голову невесты надевается фата, которая по старинным поверьям, не только знак чистоты и непорочности, но и оберег от от злых чар. Поднять фату имеет право только жених.

Накануне свадьбы невеста проводит девичник- прощальный вечер с близкими подругами, который символизирует расставание с прежней свободной девичьей жизнью.

Жених также организует прощальный вечер с друзьями - мальчишник. Мальчишник и девичник не проводятся в одном месте.

Раньше на Руси существовала, на первый взгляд дикая, традиция кражи невест. Сейчас ее отголоски сохранились в виде шуточного и веселого обряда. Красть невесту, конечно, не принято, но обычай выкупать сохранился. Исторически он имеет экономическую подоплеку, так как девушка уходила в другое хозяйство. Жениху в этом обряде предстоит преодолеть ряд испытаний, показать свои интеллект, силу и находчивость, чтобы получить право обладать невестой. Прежде чем его пропустят к невесте, он должен выполнить несколько придуманных подружками новобрачной заданий, или с помощью друзей силой прорваться к любимой. Подружки, взяв у жениха символическую сумму, пропускают его.

Сейчас повсеместно возвращается обычай венчания в церкви. Церковный обряд венчания сохранился практически без изменений. В старину после венчания молодоженов осыпали зерном. Это являлось пожеланием достатка, прочности брака. Вместо зерна сейчас часто используют рис, изюм, конфеты, мелочь, лепестки роз.

Обычай обмена кольцами имеет многовековую историю и символизирует бесконечное счастье и любовь между мужем и женой.

После регистрации брака в ЗАГСЕ, молодожены с друзьями совершают свадебную прогулку по своему городу. Хотя иногда работников ЗАГСА приглашают на свадебный вечер.

После этого молодоженов по сложившейся традиции родители жениха (свёкор и свекровь) встречают у порога дома или у входа в кафе хлебом и солью, подносимыми на вышитом полотенце которое должно быть длинным, символизируя долгую и счастливую супружескую жизнь. Свекровь поздравляет молодых и предлагает отведать каравай. По шутливой примете - кто из них больше откусит, тот и будет хозяином в семье.

А еще сегодня молодожены любят отпускать в небо двух голубей, на лапы которых привязываю розовую и голубую ленточки. Голубей жених и невеста выпускают перед домом или кафе.

Голуби также предсказывают пол первого ребёнка. Если вперёд вырвется голубь с розовой ленточкой на лапке - первой родится девочка, если с голубой - мальчик. Если голуби полетят рядом, это говорит о том, что в молодой семье всегда будет лад.

Существует один обычай, сохранившийся до наших дней - когда невеста, повернувшись спиной к подругам, бросает им свой свадебный букет. Считается, что у той, которая поймает букет, скоро тоже будет свадьба. Также и жених, сняв с ножки невесты подвязку, бросает ее холостым друзьям. Кто поймает ее, скоро женится.

Поцелуй новобрачных при гостях заключает в себе особый смысл объединения душ молодых в единое целое. Поцелуй жениха и невесты извещает присутствующих при этом действие о своем объединении в одну семью.

Есть сохранившаяся традиция бить посуду на свадебном торжестве. Обычно это делается на счастье. Сегодня бьют бокал жениха или невеста, обычно это тарелки, но чаще разбивают фужеры невесты и жениха. Если крупных осколков больше - первым родится парень, если много мелких - девица.

Свидетели молодых берут две бутылки с шампанским, связывают их вместе и передают новобрачным на хранение. Одна бутылка на годовщину супружеской жизни, вторая - >на рождение первого ребенка.

Существует еще один современный свадебный обряд, когда невеста в полночь, стоя среди танцующих подруг с завязанными глазами, надевает свою фату на голову одной из них. Девушке посчастливится в скоро выйти замуж.

Очень красивая и романтичная традиция, которую соблюдают почти все молодожены, - это традиция вносить невесту в дом на руках. Наши предки считали, что так жених защищает молодую невесту от порчи и злых духов.

Существует много и других новых свадебных обычаев: вешание замков с именами жениха и невесты на дерево или перила моста, которые они сами скрепить и закрыть, битье бутылки шампанского на мосту, чистка картошки на скорость или символическое подметание пола молодыми на свадебном банкете.

Еще одной интересной и веселой традицией на свадьбах являются подарки молодоженам. Родители, свидетели и гости дарят, как правило, необходимые в новой семье вещи, сопровождая это интересными прибаутками, шутками и пожеланиями.

По традиции молодожены после свадьбы отправляются в свадебное путешествие, чтобы провести медовый месяц в романтической обстановке, в местах где они оба всегда мечтали побывать.

Несмотря на общепринятые обряды и обычаи, исключительно молодожены вправе решать следовать им или нет на своей свадьбе. Главное, чтобы свадьба сохранила свою важную, сакральную роль - символа перехода молодых людей от свободной холостой жизни к семейным узам, со своими радостями и трудностями.

Заключению брака в большинстве случаев сопутствует свадьба. Современные молодые люди всё чаще устраивают тематические праздники, в том числе и в русском духе. К сожалению, многие особенности русской свадьбы оказались забытыми. В наше время бракосочетание обычно включает в себя роспись в загсе, возложение букетов к памятникам и застолье. О том, как проводили свадебный обряд наши предки, будет рассказано в этой публикации.

Сговорки и рукобитье

Русской свадьбе предшествовало несколько предварительных обрядов.


Подготовка невесты и жениха к венчанию

Русская свадьба всегда видна и слышна издалека. Это, пожалуй, самый весёлый и красочный праздник из всех, которые бывают в жизни человека. Это и понятно, ведь нет ничего важнее семьи, которая рождается в этот день. Именно в день заключения брака на Руси особенно внимательно относились к соблюдению всех свадебных обрядов. Первым из них являлся сбор к алтарю невесты и жениха.

Подготовка невесты

С утра у невесты собирались её подружки. Они помогали девушке одеться к венцу, а затем принимали активное участие в традиционном свадебном действии.

Женский свадебный наряд был выполнен в красных тонах. Он состоял из нескольких основных частей, главной из которых был сарафан. Для него выбиралась лучшая ткань. Его украшали вышивкой, бисером, золотой и серебряной тесьмой. Для невест из зажиточных семей сарафан шили из парчи и отделывали жемчугом и ценным мехом. Общий вес свадебного наряда мог достигать 15 кг. Свадебный сарафан, как правило, укладывали в сундук и предавали из поколения в поколение. Под сарафан надевались несколько нижних юбок и венчальная рубаха.

Голову невесты вначале украшал венок, сплетённый из полевых цветов. Затем он был заменён на украшенную ленту или обруч, которые завязывались вокруг головы. При этом волосы оставались распущенными или заплетались в одну косу. Поверх головного убора надевалась вуаль или фата, которая имела двойное назначение. С одной стороны, она являлась украшением, а с другой стороны, защищала новобрачную от порчи и нечистой силы.

Надо сказать, что красивый костюм невеста надевала не сразу. Вначале она облачалась в одежду тёмного, а порой и чёрного цвета. Она символизировала скорбь девушки, которая уходила из родного дома к чужим людям. Только после венчания невеста облачалась в праздничные одежды.

В свадебное платье втыкали иглы без ушек и булавки без головок, а тело девушки обёртывали обрывками мережек с бесчисленным количеством узелков, чтобы её не сглазили во время церемонии. В обувь новобрачной насыпали деньги и зерно. Считалось, что это поможет сделать её семью процветающей.

Наряженную невесту накрывали платком, уберегая таким способом от дурного глаза. Затем её сажали за стол на застеленную вывернутой шубой лавку. По поверью, если сидеть на мехе, то семья будет жить в богатстве, а дурные люди не смогут навредить.

Вокруг молодой рассаживались подруги. К ним позднее присоединялись родственники. Стол при этом застилался белой скатертью и на него выставлялись пироги. Все ожидали новую родню.

Подготовка жениха

Парень также готовился к бракосочетанию с раннего утра. У него собирались друзья и родственники, чтобы украсить повозки лентами, цветами и колокольчиками.

Наряд мужчины состоял из штанов и красной или белой рубахи, подпоясанной длинным кушаком. Ворот и рукава рубахи вышивались традиционными символами, которые обозначали счастье и достаток. В ворот и подол, так же как и невесте, втыкались иглы и булавки. Для защиты от сглаза в карман молодой часто клал ножик.

Приезд свадебного кортежа и обряд «выкупа»

К назначенному времени у дома невесты появлялся свадебный поезд. В него входили сам жених, его друзья и родственники, сваты. Первым ехал дружка, державший перед собой икону. На свадьбе он охранял жениха и вёл шутливые переговоры, «выкупая» место для молодого за праздничным столом. Этот свадебный обряд, согласно русской традиции, проходил шумно и весело. Посмотреть на него обычно собирались все соседи.

1. Навстречу «поезду» выходил отец невесты. Он приглашал гостей в дом, но не сразу.


2. Как только жених и сопровождающие его лица входили, невеста по обычаю начинала плакать и причитать с новой силой. Этим она показывала свою привязанность к отчему дому и родным, которых должна навсегда покинуть. Остальные присутствующие шутили и веселились. На её плач никто не реагировал. Начиналась церемония «выкупа» места за столом - один из самых весёлых обычаев русской свадьбы. Обряд проходил в несколько этапов.

  • Перед гостями выстраивались подружки невесты и пели, обращаясь к дружке:

«Идёт дружка наш хороший,

На лиху болезнь похожий!

Друженька хороший!

Друженька пригожий!

Ну-ка, дружка, поскачи,

Подавай нам калачи!»

Дружка благодарил их за песню и одаривал спиртным и пирогами.

  • Топнув ногой, дружка поворачивался к родителям невесты, задавал вопросы о здоровье и благополучии, а также передавал поклоны от родителей жениха.
  • После поклона родителям невесты дружка поворачивался к мужчинам, делая на них «наговор». С подобными шуточными «наговорами» он обращался к другим присутствующим: незамужним девушкам, молодым женщинам, старикам и детворе.
  • Гости отвечали дружке шутливыми стихами или песней приблизительного такого содержания:

«Ой, у друженьки -

Нос крючком!

Ой, у друженьки -

Голова яйцом!»

Дружка давал им денег, чтобы они перестали на него «наговаривать».

3. Когда взаимный обмен любезностями заканчивался, дружка приступал к главной части - «выкупу» для жениха места рядом с невестой. Во время этого действия разыгрывался своеобразный спектакль, все сцены которого разворачивались в строгом соответствии с традициями русского свадебного обряда.

Сколько ты хочешь и что возьмёшь: казну или что другое? У нашего князя наречённого всего вдоволь.

Раз так, что я буду просить, то и подавай. Отсыпь мне для начала рублей семь, чтоб приятно было всем.

Изволь собирать (с этими словами дружка выкладывал на подставленное блюдо деньги).

Подай теперь то, что ярче солнца, краше звёзд небесных.

Пожалуйста, принимай.

Говоря эти слова, дружка отдавал образ, с которым шёл впереди свадебного поезда. «Продавец» помещал его в божницу, расположенную в правом (красном) углу комнаты.

Дай мне три поля: яровое, ржаное, да пары.

Изволь принять.

Отвечая, дружка отдаёт брату невесты каравай, пирог и жареные пирожки из картофеля.

Подай мне море пенное на пяти столбах.

Вот, принимай.

Дружка подаёт пиво в дубовом жбане.

  • После этого продавец и дружка начинали загадывать друг другу различные сложные загадки. Когда все вопросы были заданы, а ответы даны, «продавец» говорил: «Дай мне, дружка, то, чего у нашего хозяина в доме нет».

Дружка за руку подводит к «продавцу» жениха. Тот, уступая своё место, сажает молодого за стол рядом с причитающей невестой. Фату, закрывающую лицо, она не снимает вплоть до венчания.

4. После этого другие члены свадебного поезда выкупают места у девушек и рассаживаются за столом в следующем порядке:

  • на почётное место, под образа, садится самый близкий родственник жениха из прибывших;
  • рядом размещается дядя;
  • напротив невесты и жениха усаживается дружка с товарищем;
  • остальные гости располагаются «по чину».

Когда все присутствующие рассаживаются, к каждому из них обращается невеста. Она просит выпить стакан вина. Гость должен выслушать обращение стоя, положить на блюдо деньги и выпить.

В конце невеста с тем же предложением обращается к будущему мужу. Он не встаёт и не берёт предложенный бокал. Просьбу дочери повторяет и хозяин дома, но и после этого новобрачный должен отказаться. Тогда невеста встаёт и, поклонившись, подаёт ему стакан с пивом. Жених встаёт и принимает стакан из её рук. Затем оба садятся.

5. Когда все гости выпьют и закусят, дружка встаёт и предлагает родителям невесты благословить будущих супругов. Вслед за ним, благодаря хозяев, встают и остальные гости.


Венчание

Первый обряд производился на паперти. Молодые брались за железную скобу и просили, чтобы она забрала себе их беды и болезни. Считалось, что железо, особенно ржавое, способно вбирать в себя недуги человека.

В сопровождении церковнослужителя брачующиеся с зажженными свечами в руках проходили в центр храма. Они вставали перед аналоем на разостланный на полу светлый платок. По примете, тот, кто наступит на него первым, и будет главным в семье.


Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. При обручении батюшка брал кольцо из золота и надевал его жениху. Затем кольцо из серебра надевалось невесте. Золотое кольцо символизирует дневное светило. Его свету в браке уподобляется глава семьи. Серебряное похоже на свет луны, которая блистает, отражая свет солнца.

Новобрачные трижды обменивались кольцами с помощью дружки или священнослужителя. В результате серебряное кольцо оставалось у мужа, а золотое - у жены.

2. Затем батюшка брал венец и, три раза перекрестив жениха, давал ему приложиться к лику Христа, прикреплённому к венцу. Во время этого действия произносились венчальные слова.

Таким же образом священник благословлял молодую, дав ей поцеловать лик Богородицы. После этого служитель церкви венчал головы новобрачных. Венцы символизируют главенство обоих в семейном союзе.

Когда священник произносил венчальные слова, новобрачный, к которому они обращены, должен был перекреститься и тихо сказать: «Я, раб божий (имя), венчаюсь, а болезни мои не венчаются». По поверью, если у брачующегося есть недуги, то после церемонии вылечить их будет невозможно.

3. Далее новобрачные в три приёма выпивали вино из поданной им чаши, которая символизировала их единение. Первым подносил сосуд к губам жених.

4. После этого священник соединял руки супругов, покрывал пару епитрахилью и трижды обводил вокруг аналоя. Это действие символизировало вечность супружеского союза.

По окончании церемонии священнослужитель снимал с новобрачных венцы и подводил их к Царским вратам. Там мужчина целовал икону Спасители, а женщина - Богородицы. Затем они менялись местами.

Новобрачные целовали распятие, и батюшка отдавал им иконы, которые заранее приносили в церковь родные молодых. Эти лики новоиспечённые муж и жена должны были поместить в собственном доме, в котором они поселялись после отводин.

Свадебный пир

Когда обряд венчания завершался, молодая супруга переставала лить слёзы. Из церкви свадебный кортеж отправлялся в дом родителей мужа. Они встречали молодых с иконами и хлебом-солью. Отец держал в руках лик, а мать - каравай. Гости обсыпали пару зерном, монетами и хмелем. Крёстные благословляли молодожёнов крестами.

После этого супругов уводили в особую комнату и наскоро кормили. Невеста снимала свои «траурные» одежды и облачалась в яркий свадебный наряд. Подружки заплетали ей две косы и обвивали их вокруг головы. Поверх женской причёски надевался головной убор (обычно кокошник) и фата.

И, наконец, все собирались на традиционный для русской свадьбы пир. Здесь, как и в другие моменты бракосочетания, соблюдалось множество различных традиций и обрядов. Перечислим самые важные из них.


«Княжий стол» и третий день русской свадьбы

Второй день русской народной свадьбы проводился полностью в доме жениха и назывался «княжий стол».

Утром гости отправлялись будить молодых. Все оставались у порога бить посуду, а сваха заходила непосредственно в опочивальню. При появлении новобрачных участники пира продолжали бить тарелки и чашки, поздравляя новобрачных.

Умытые и наряженные молодожёны усаживались за стол. За ними садились остальные гости, и начинался завтрак. После этого молодые отправлялись к невестиной родне, чтобы созвать её за «княжий стол». Родители жены выставляли на стол угощение. Затем новобрачные уходили, а вслед за ними в дом молодого супруга собирались званые гости.

Во второй день почётное место за столом занимали родственники новобрачной. Родители жениха за стол не усаживались. Они ходили вокруг, угощая пирующих. Остальная родня жениха подносила еду и напитки. Как и в первый день, молодые должны были сидеть, плотно прижавшись друг к другу, и не притрагиваться к еде. Они лишь имели право пригубить поднесённое пиво или вино.

За княжьим столом самым популярным являлся обряд целования. Гости часто кричали молодым супругам: «Горько!», а затем спрашивали: «Нельзя ли подсластить?». Молодые вставали, кланялись, целовались и произносили: «Попробуйте, теперь сладко!». Кричавший допивал из своей рюмки и сообщал: «Теперь очень сладко». Потом гость подходил к супругам и лобызался с ними.

Приглашённые семейные пары обращались с подобными словами друг к другу. А когда подавали горячее, каждый гость подходил к молодожёнам с кусочком жаркого и целовался с ними, а затем возвращался к своей второй половине или сватье, повторяя процедуру.

После застолья гости продолжали гулять до полуночи. Большинство из них расходилось по домам, но некоторые оставались на ночь.

В третий день

Молодая жена пекла блины, которыми угощала родных мужа. Вечером в дом приходили юные девушки и парни. Они устраивали игры и пляски. Если новобрачная приехала издалека, то на празднике она заводила новые знакомства, одаривая гостей разными сладостями и пирогами.

Статьи по теме: