Патриотическое воспитание в подготовительной группе детского сада. Патриотическое воспитание дошкольников по фгос: темы занятий

Паспорт проекта

Возраст: Подготовительная группа.

Проблема : Отсутствие интереса к Российской армии.

Обоснование проблемы : Недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской армии; отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества.

Актуальность проекта : Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен. Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. А также вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Цель проекта: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Формировать социально - нравственное воспитание, уважительное отношение к взрослым, к защитникам Отечества, ветеранам войны;
  • Познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля;
  • Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;
  • Развивать интерес детей к истории родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности;
  • Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных Российских воинов.

Тип проекта : Исследовательский, познавательно-речевой.

Вид проекта : Краткосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : Две недели.

Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Предполагаемый результат проекта :

  • Высокий уровень усвоенных знаний и представлений, проектно-исследовательских умений и практических навыков детей, как в ходе самого проекта, так и по его завершению;
  • Расширение представлений детей о Российской армии, её защитниках;
  • Налаживание продуктивного сотрудничества, развитие сотворчества детей и взрослых.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный

  1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
  2. Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.
  3. Подбор мультфильмов «Три богатыря», «Сказка о военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твердом слове».

II этап - основной

1. Занятия:

1. «Наша Армия родная».

Задачи:

  • Дать детям знания об армии.
  • Сформировать у них пер­вые представления об особенностях военной службы: солдаты тре­нируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия.
  • Уточнить представления о родах войск, о защитниках Отечества.
  • Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, сме­лых российских воинов.

«Мой папа в Армии». Составление рассказа.

Задачи:

  • Учить детей составлять рассказ по плану.
  • Закрепить представление детей об армии, родах войск, профессии военных и боевой технике.
  • Воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества, дружеские взаимоотношения.

Беседы:

2. «Военные профессии».

Задачи:

  • Познакомить детей с военными профессиями;
  • Формировать представления о гражданском долге, мужестве, героизме;
  • Воспитывать уважение к людям военных профессий;
  • Развивать внимание память.

3. «Военная техника».

Задачи:

  • Познакомить детей с военной техникой.
  • Учить детей определять, к каким родам войск она относится.

4. Продуктивная деятельность:

1. Лепка «Пограничник с собакой».

Задачи:

  • Закреплять умение лепить фигуры человека и животного, передавая характерные черты образов.
  • Упражнять в применении разнообразных технических приемов (лепка из целого куска, сглаживание, оттягивание и т. д.).
  • Продолжать учить устанавливать вылепленные фигуры на подставке.

2. Аппликация «Гвоздики».

Задачи:

  • Учить детей делать гвоздику из цветной бумаги;
  • Закреплять умение детей составлять сюжетную композицию;
  • Развивать мелкую моторику рук; воспитывать терпение и усидчивость.

3. Рисование «Пограничник с собакой».

Задачи:

  • Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и частей;
  • Учить детей хорошо располагать изображение на листе;
  • Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами, цветными восковыми мелками и акварельными красками (смешанная техника).

4. «Военная техника»

Задачи:

  • Учить детей рисовать военную технику: танки, самолеты, вертолеты, подводные лодки с опорой на схемы.
  • Закреплять навыки работы с сухими изобразительными материалами: фломастерами, цветными карандашами, цветными мелками. Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
  • Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивать весь рисунок. - Развивать воображение и самостоятельность.

5. Ручной труд «Самолёт».

Задачи:

  • Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ сборки самолета.
  • Закрепить навыки аккуратного наклеивания и соединения частей.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Воспитывать настойчивость, интерес к конструктивной деятельности.

6. Чтение художественной литературы:

  • О воинах и военной технике; (чтение рассказов Л.Кассиля «Твои защитники», В. Тюрина «Ездим, плаваем, летаем», А.Митяева «Почему армия родная?»
  • Стихотворения, загадки, пословицы и поговорки;
  • Заучивание стихов и песен;

7. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Мы военные»;
  • «Военный госпиталь».

8. Подвижные игры.

  • «Самые ловкие» (с мячом) ;
  • «Перетяни канат» (с канатом) ;
  • «Кто быстрее»;

9. Музыка.

  • Танец «Граница» в исполнении мальчиков.
  • Танец «Шествие с флажками».
  • Песня «Я и папа мой», «Про папу», « Защитники Отечества».

10. Работа с родителями:

  • Знакомство с проектом;
  • Помощь в подборе познавательного материала: фотографии, иллюстрации, рассказы, стихи, загадки
  • Пословицы и поговорки на военную тематику;
  • Подготовка к занятию «Мой папа в Армии»
  • Помощь в подготовке музыкально-спортивного праздника.

III этап - заключительный.

  • Выставка детских работ «Мой папа солдат», «Военная техника»
  • Музыкально-спортивный праздник «День Защитника Отечества».

Ожидаемый результат:

  • У детей сформируются чувства гордости за свою Родину, волевые качества: смелость, целеустремлённость, чувство товарищества, желание помочь в беде, эмоционально-положительного отношения к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными;
  • У родителей сформируется понимание значимости воспитания патриотических чувств у детей – дошкольников.

Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы - блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
  • «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

  1. Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
  2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
  3. Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
  4. Прослушивание государственного гимна.
  5. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте к его традициям и быту.

Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).

Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.

Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу". Г.Бакланов писал, что это "не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство". Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

3 слайд

Описание слайда:

Планируя работу по патриотическому воспитанию, необходимо решить ряд задач: - формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, посёлку, стране; - формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; - воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; - воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; - воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.

4 слайд

Описание слайда:

Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств к мировому сообществу Образ и Я: развивать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом, углублять представления о себе в прошлом, настоящем,будущем. Семья: расширять представления об истории семьи в контексте истории родной страны. Детский сад: формировать представления о себе как об активном члене коллектива, привлекать детей к созданию развивающей среды. Родная страна: расширять представления о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине. Наша армия: углублять знания о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Наша планета: рассказывать о том, что Земля наш общий дом, много разных стран, о том как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычай и традиции, расширять представление о своей принадлежности к человеческому сообществу, формировать представления о свободе личности.

5 слайд

Описание слайда:

Работу по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям:  духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);  воспитательно – образовательном (работа с родителями, развлечения, народные праздники, игровая деятельность); культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми); нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

6 слайд

Описание слайда:

Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимы некоторые очень важные условия, одним из которых является создание определенной предметно-развивающей среды. Мышление дошкольника наглядно – образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог. В подготовительной группе должен быть оформлен уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором содержится материал по ознакомлению с родным посёлком, страной, государственной символикой, а также уголок русского быта, в котором собраны предметы старины и быта крестьян, в уголке худ. творчества собраны предметы народно-прикладного искусства.

7 слайд

Описание слайда:

Семейные фотоальбомы, самодельные книги, детские анкеты на тему « Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», художественная литература нравственной тематики, фотовыставки, выставки детского творчества. Материал по социально-нравственному воспитанию

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Материал по ознакомлению детей с родным посёлком, с Северобайкальским районом, Бурятией Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.

10 слайд

Описание слайда:

Подбор литературы. Тематические папки, содержащие фотографии и рисунки нашего посёлка, достопримечательности посёлка, района, республики. Детские анкеты, макеты, подбор DVD – дисков с фильмами и презентациями, дидактические игры.

11 слайд

Описание слайда:

Подбор детской литературы о России, об истории нашей страны, о народах России. Карта России. Макет нашей страны. Папка-раскладушка «Наша родина – Россия» Тематические папки: «Родина моя –Россия», «Народы, населяющие Россию» «Семь чудес России», «Известные города России». Дидактические игры для детей. Подбор DVD – дисков с фильмами и презентациями о нашей стране. Материал по ознакомлению детей нашей страной - Россией

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Тематические папки: « Российская армия», «Памятники воинской славы», «Города –Герои», «Богатыри земли русской». Атрибуты костюма русского богатыря. Модели военной техники. Альбом с детскими рисунками русских воинов. Дидактические игры для детей, сюжетно-ролевые игры «Защитники Отечества» Материал для ознакомления с защитниками Отечества

14 слайд

Описание слайда:

Музей Рассказывать о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев Отечественной войны.

15 слайд

Перспективный план работы в подготовительной группе ДОУ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие. Нравственно-патриотическое воспитание».

Тема : Великая Отечественная Война.

Сроки реализации проекта – учебный год.

Составитель:

Канарейкина М.Л.,

воспитатель ГБДОУ №7

Цель проекта: формировать нравственно – патриотические чувства детей, обогащать и углублять знания о семье, городе, активизировать работу по патриотическому воспитанию через доступные средства.

Задачи:

Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;

· Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

· Развивать интерес к русским традициям;

· Знакомить с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывать уважение к труду;

· Формировать элементарные знания о правах человека;

· Знакомить детей с символами города, государства;

· Расширять представления детей о городах своей Родины;

· Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

· Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Государственные праздники и памятные даты России, имеющие отношение к проекту:


2 сентября

День окончания Второй мировой войны (памятная дата)

Второе воскресенье сентября

День танкиста

19 сентября

День оружейника

1 октября

День Сухопутных войск

4 октября

День космических войск (памятный день)

20 октября

День военного связиста

24 октября

День подразделений специального назначения (памятный день)

4 ноября

День народного единства (праздничный день, день воинской славы России)

5 ноября

День военного разведчика

13 ноября

День войск радиационной, химической и биологической защиты (памятный день)

19 ноября

День ракетных войск и артиллерии (Россия) (памятный день)

27 ноября

День морской пехоты

Последнее воскресенье ноября

День матери (праздничный день)

3 декабря

День Неизвестного солдата (памятная дата)

5 декабря

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) (день воинской славы России)

9 декабря

День инженерных войск (памятный день)

21 января

27 января

День снятия блокады города Ленинграда (день воинской славы России)

2 февраля

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) (день воинской славы России)

15 февраля

День памяти воинов-интернационалистов (памятная дата)

23 февраля

День защитника Отечества

19 марта

День моряка-подводника

Второе воскресенье апреля

День войск противовоздушной обороны (памятный день)

30 апреля

День пожарной охраны

9 мая

День Победы

28 мая

День пограничника

Формы работы - беседы воспитателя с детьми. Беседы сопровождаются стихами, сказками, рассказами, вопросами и заданиями. Также, по результатам этических бесед о личностных качествах, предлагается проводить практические занятия – проигрывание сценок детьми.

Одно из занятий готовят дети с помощью родителей как домашнее задание (Дети-герои ВОВ).

Итоговыми мероприятиями являются возложение цветов к монументу Защитников Ленинграда (с посещением музея), а также праздничный концерт для ветеранов и блокадников.

План работы:

Сентябрь.

Гимн, флаг, герб России.

Народные традиции.

С чего начинается дружба.

Великая Отечественная Война.

Октябрь

Полководцы и герои.

Большая и малая Родина.

Что такое бескорыстная помощь.

Ноябрь

Важнейшие события в истории России.

Женщины на защите Отечества.

Декабрь

Битва под Москвой

Рассказы о детях –героях ВОВ.

Январь

Блокада Ленинграда

Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам.

Ими гордится Россия-1.

Февраль

Сталинградская битва

Кто кого обидел?

Профессия – Родину защищать.

Март

Дети и война

С чего начинается дружба.

Апрель

Четвероногие помощники на фронте

Освобождение Европы. Взятие Рейхстага.

Май

Ими гордится Россия-2.

Возложение цветов к монументу Защитников Ленинграда, посещение музея.

Праздничный концерт для ветеранов

1. Былины.

2. Дмитрий Пентегов: Паровоз «Овечка».

Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”. Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.

3 «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» А.Гайдара. После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек - «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться».

4. Солдатская сказка К.Паустовского “Похождения жука-носорога“. Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его - Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил, наконец, старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

5. Еще один рассказ К.Паустовского – “Волшебное колечко – о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.

6. В документальную книгу Нисона Ходзы “Дорога жизни” вошли рассказы о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

7. В книгу Анатолия Митяева “Письмо с фронта” вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Читатель вместе с героями переживает трудности пути солдата-фронтовика к Победе.

8. Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”, “Кепка-невидимка”, “Иван-виллис”, “Подкидыш”, “Пусть стоит старый солдат” и другие. Пронзительная сказка “Как Сережа на войну ходил” о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами.

9. Повесть-сказка “Крайний случай замечательного детского писателя Ильи Туричина адресована маленьким читателям. Малыши с интересом услышат историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку.

10. Семенцова Валентина Николаевна – автор книги “Лист фикуса. Рассказы о войне” – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют “Детьми блокады”. В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

11. Повесть “Вот как это было” рассказывает о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки.

12. “Кукла” – это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

Список методической литературы:

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне.-М: Издательство ГНОМ,2014

Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М: Мозаика-Синтез,2012.

Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.-М:ТЦ СФЕРА,2014.

Шорыгина Т.А. Беседы о детях –героях Великой Отечественной войны. Методическое пособие.-М:ТЦ СФЕРА,2014.

Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие.-М:ТЦ СФЕРА,2015

Виктория Искра
Патриотическое воспитание в подготовительной группе детского сада

Патриотическое воспитание в подготовительной группе детского сада «Радуга»

В каждом дошкольном учреждении одной из главных задач и целей стоит патриотическое воспитание детей .

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Работа по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе .

Патриотическое воспитание в детском саду может осуществляться и посредством сказок, и песенного творчества, и интересных рассказов об истории нашей родины, и даже национальными играми и игрушками.

Красивые дымковские или гжельские игрушки, всевозможные свистульки и русские матрёшки, глиняные мишки и зайчики – всё это учит ценить и любить мастерство своего народа, и вызывает чувство долга за красоту, сделанную руками мастеров своей родины.

Таких истинно национальных игрушек должно быть в детском саду как можно больше, ведь именно с них начинается знакомство малышей с родной культурой и творчеством, ремёслами и промыслами, закладывая прочный фундамент патриотизма и любви к своему отечеству.

Проводились беседы «Мой дом. Моя Родина» , «Россия - моя большая Родина» , «Флаг и герб Хакасии, России» .

Изготовление поделок для пап и дедушек.

Чтение художественной литературы.

Экскурсия к памятным местам.

Разучивание стихов и песен.

Проведение народных игр.

Выставка рисунков «Я и моя дружная семья» , «В гостях у сказки» .

Рисование флага Хакасии, России, изготовление аппликации флага России.

Нравственное воспитание дошкольников тесно связано с патриотическим .

Дети учатся уважительно относиться к людям других национальностей, изучают их обычаи и традиции, участвуют в национальных праздниках и обряда - это празднование «Масленницы» , играют в игры народов мира. Приобщение к своей культуре происходит через народные праздники, традиционно отмечаемые в данном регионе.

В возрасте 5-6 лет дети, подготавливаясь к торжеству , учат стихи, песни, изучают его историю. Это и есть патриотическое воспитание дошкольников , т. к. у детей появляются не только знания, но и ценностное отношение к своим традициям. Праздник Победы, День защитника Отечества, День космонавтики, День народного единства и другие – это праздники, формирующие у детей гордость за свою Родину, за своих людей.

В этом возрасте они знакомятся со своим регионом, с его особенностями и достопримечательностями. Патриотическое воспитание дошкольников охватывает несколько образовательных областей. Через область «Познавательное развитие» дети получают сведения о своей Родине, о других странах, о разных народностях и их традициях.

Актуальность патриотического воспитания Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население Образовательная область «Коммуникация» позволяет детям наладить общение со сверстниками, изучать языки других народов, получать сведения от старших родственников об истории родного края, слушать и запоминать фольклорные произведения. Области «Музыка» и «Художественное творчество» позволяют детям лучше изучить произведения искусства, освоить навыки изображения росписей и украшения одежды людей тех национальностей, которые проживают в регионе.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание младших дошкольников в условиях детского сада Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Рождественское добро» и воспитание на социокультурном опыте. Добрая традиция детского сада "Берёзка" поздравлять жителей ССООЦ «Мечта».

Методическая разработка «Гендерное воспитание в условиях детского сада» Слайд №1 Гендерное воспитание - целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся.

Консультация для воспитателей младших групп детского сада «Воспитание звуковой культуры речи» Дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания звуковой культуры речи. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое,.

Патриотическое воспитание дошкольников. Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы "Дети войны" (Встречи с интересными людьми) Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы Тема: «Дети войны»..

Цель занятия: расширить знания детей о победе во Второй мировой войне. Задачи занятия: 1. Познакомить детей с такими понятиями, как война,.

Статьи по теме: