Раннее развитие ребенка С какого возраста начинать заниматься? Раннее развитие - что это такое.

Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже, какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается. Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а, не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения.

Это нечто совсем другое. Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений. Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее. Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складами), в которые малыш просто играет вместе с мамой.Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое. Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения .

Раннее развитие - это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно. Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А, демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша. Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается.

Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам. Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время. Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в транспорте, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное. Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

В продолжение дискуссии об предлагаем вашему вниманию гостевой пост Марии Костюченко (блог «Учимся играя « ), посвященный мифам о раннем развитии.

Очень интересно было услышать об этом именно от Маши, как от человека, не просто знакомого с понятием «раннее развитие», а живущего им и на сто процентов уверенного в правильности выбранного пути. Согласны вы или нет с позицией Марии — об этом можно поговорить в комментариях.

Недавно Алла предложила написать мне статью про раннее развитие для , я четно не знала, что именно стоит написать, так как вот уже третий год я каждый день говорю о раннем развитии (и не только говорю), а хотелось бы подойти к этому вопросу с разных сторон. Тогда Алла задала мне направление – мифы о раннем развитии . Пожалуй, я наслышалась за это время их столько, что хватило бы не на одну статью, но попробую описать кратко те, с которыми сама сталкивалась.

Для начала я хотела бы сказать, что такое Раннее развитие (РР) в моем понимании . РР – это создание развивающей среды для ребенка, свободное без помех развитие в форме игры. Это не насильственное обучение ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не обучение в традиционном понимании этого слова, за партой учебниками в сухой и неинтересной форме.

Если мама будет играть с ребенком, показывать ему картинки, читать книги. Он начнет развиваться, а если добавить к этому набору немного элементов от разных методик РР, подходящих именно для этого малыша, то он будет развиваться еще быстрее, а ведь он даже не поймет, что с ним занимались, так как в это время он играл с мамой в увлекательную игру. Вот это и можно назвать ранним развитием, хотя мне очень понравилось определение Инны (автора блога «Записки оптимистки»), что это не раннее, а «своевременное развитие» .

Итак, какие же мифы о раннем развитии мне приходилось развевать за время занятий с ребенком.

1. Раннее развитие лишает детей детства.

Как может лишить детство общение и игры с мамой? Дети по натуре своей исследователи и экспериментаторы. Они любят открывать для себя неизведанное, задавать много вопросов и совать свои носики туда, куда их не пускают. Так можно просто направить все эти стремления и желания детей в нужное русло. Дать ребенку пищу для размышлений. Пусть ребенок сам учится находить ответы на свои вопросы.

Приведу пример: в какой-то момент Дашу заинтересовал закон всемирного тяготения. Она, правда, не знала, как именно это называется (да и сейчас не знает), но в один момент она тала кидать разные вещи вверх (мячики, шарики, игрушки и т.д.) и смотреть, как они падают вниз. Она не спрашивала меня, почему они падают, она хотела понять сама. Она экспериментировала с размерами, формами, высотой и даже цветом предметов, но ничего не объясняло падение этих предметов. Она все еще в поиске, но она уже поняла, какие параметры не влияют на падение. И такие занятия я считаю очень полезными и относящимися к РР, но они не лишают ребенка детства, они развивают его.

2. Раннее развитие занимает много сил и времени.

Ребенок вообще занимает много времени и сил не зависимо от того, занимаются с ним или нет. Когда рождается малыш, мама подсознательно посвящает ему всю оставшуюся жизнь, так почему бы не проводить время с пользой для обоих. Ведь, когда мама хочет чему-то научить ребенка, она учится сама. Считайте, что потраченное время – это не только время инвестированное в ребенка, а время, когда мама может сама обогатиться новыми впечатлениями, знаниями.

До рождения Даши я очень плохо разбиралась в живописи, музыке, географии, у меня были проблемы с языками. Сейчас я слушаю классическую музыку, я учусь ее понимать, я знаю многих художников, картин и стилей в живописи, я знаю очень много о континентах и странах, я начала учить китайский язык и вспоминаю английский. Я развиваюсь, а вместе со мной развивается мой ребенок. Я инвестирую в себя и в Дашу. А сколько времени вы потратили на образование в школе и институте? Много? А сколько от этого вы получили удовольствия и реального эффекта?

3. Раннее развитие – это попытка познакомить ребенка со школьной программой.

Нет! Раннее развитие - это ни в коем случае не программа. Раннее развитие – это создание благоприятных условий для развития его потенциала: правильному питанию, сенсорному и двигательному развитию, формированию физического и психического здоровья ребенка. Раннее развитие вовсе не предполагает преждевременного привития ребенку навыков, которыми он еще не в состоянии овладеть по физиологическим причинам.

Никто не заставляет детей в 2 года учить формулы по физике или решать задачи симплекс-методом, нет! Что плохого в том, чтобы ребенок знал цифры, буквы, развивал вою память? Можно кормить куколок пирожками и одновременно понимать сущность деления, можно троить башенку и овладевать счетом, можно слушать красивую музыку и понимать ее, не учить при этом нотную грамоту и т.д.

4. Ребенок будет скучать на уроках в школе.

Я уже писала выше, что цель РР не преподать школьную программу 2 летнему малышу, РР направлено не на опережение школьной программы, а на формирование желания учиться и получать знания.

Со мной не занимались ранним развитием, но в школе мне было очень скучно и не интересно, я честно доучилась до конца 11 класса и получила свою медаль. Так что интерес к предметам в школе зависит не от степени развития ребенка к моменту поступления в эту самую школу, а от педагогов, которые там работают.

5. В раннем развитии нет необходимости, так как традиционное развитие испытано годами.

Да, наших бабушек и нас воспитывали и обучали традиционными способами и мы выросли хорошими людьми с приличными знаниями, но еще пару веков назад и письму было привилегией, а не нормой. Книги были достоянием знатных и богатых особ и никому это не мешало. Сейчас, если человек не умет писать и читать, то он скорее «маугли».

К тому же, для поступления в детский сад и школу, ребенок должен знать и уметь уже очень много, хотя еще несколько лет назад требования не были такими высокими. Детей обучают языкам, чуть ли ни с начальной школы, уже к третьему классу им знакомят с законами физики и химии (в легкой форме, но знакомят). Так почему же мама не может дать ребенку дома немного больше?

6. Раннее развитие – это слишком дорого.

Согласна. Развивающие игрушки и пособия стоят не дешево. НО! Обычные куклы с непонятными формами и лицами стоят еще дороже, мягки игрушки тоже не отличаются дешевизной, а спектр игр с ними в сотни раз скуднее, чем с любой развивающей игрушкой.

Например, квадраты Никитина. Основная цель – научить ребенка складывать из различных элементов квадрат (принцип пазла). Но из этих же элементов мы строили целые города (домики, деревья, озера, дороги и т.д.), изучали с помощью них цвета, группировку, геометрию, играли в ролевые игры и т.д.

А можно и не покупать их, можно просто взять ненужную картонную коробку и цветную бумагу и сделать собственные квадраты. Подключите ребенка, и вот вам творческое занятие с полезным результатом и процессом.

Больше половины пособий я делала для дочки из ненужного, на первый взгляд, материала, который могла бы выкинуть и остаться без очередной развивающей игрушки. Решать вам.

Каждая мама выбирает для себя сама, что по ее мнению лучше для ее ребенка: раннее развитие, развитие, соответствующее возрасту ребенка или отсутствие каких-либо занятий, направленных на развитие малыша.

Так что желаю всем удачи в выбранном им пути!

О раннем развитии младенцев очень «любят» рассуждать педагоги, психологи и сами родители. Правда, последние, как правило, плохо себе представляют - в чем заключается ранее развитие ребенка, действительно ли оно полезно, можно ли его стимулировать не опасаясь негативных последствий, и что о раннем развитии думают детские врачи.

Самый соблазнительный в представлении большинства родителей нюанс любой методики раннего развития детей состоит в том, что она, якобы, обещает вырастить из вашего малыша истинного гения. Но в действительности ни одна из существующих систем раннего развития не дает подобных гарантий.

Методики раннего развития: говорим ли мы об одном и том же?

Когда речь заходит о раннем развитии, то чаще всего мы имеем в виду некие неординарные спортивные, творческие или интеллектуальные навыки, которыми по нашему мнению, ребенок может и должен овладеть в самом раннем возрасте, насколько это вообще возможно.

Желательно, чтобы он вообще на свет рождался уже с дипломом о среднем образовании и биркой, указывающей в какой именно области сей ребенок - будущий гений...

Но поскольку испокон времен и по сей день подобный багаж к рождению ребенка, увы, так и не прилагается, разные толковые и талантливые педагоги придумали всевозможные методики для раннего развития детей.

Важно, чтобы вы понимали: методики раннего развития (и мы не устанем это повторять) - это не «открывашки», которые «раскрывают» личность вашего малыша, словно консервную банку, обнажая перед вами все его одаренности, способности и таланты. Нет, отнюдь!

Прежде всего, все без исключения методики раннего развития нацелены на то, чтобы помочь вашему малышу как можно быстрее и органичнее «влиться» в структуру окружающего его мира, понять ее, «подружиться» с ней, научиться извлекать из нее пользу для себя. Одним словом, они учат детей быстро и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, да еще так, чтобы самим детям при этом было познавательно, весело и нескучно.

И лишь некоторые из методик сообщают, что на общем фоне гармоничного развития детской личности начинают проявляться его неординарные способности в той или иной области: искусств, точных наук, некоего прикладного мастерства и т.д.

Самые известные методики раннего развития:

  • Школа Монтессори. Согласно , учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Группы с детьми разных возрастов - важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.
  • Метод Береславского. Система обучения детей по довольно популярна в наши дни как система самостоятельного раннего развития (нет нужды обучаться при каком-то специализированном центре или детском саде). Методика позволяет даже совсем крошечных детей (начиная аж с полутора-двух лет) обучить чтению и письму, а также логическому мышлению и принятию решений.
  • Методика Домана. Изначально была разработана для того, чтобы помогать развивать возможности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Но начиная с 1960-х годов эта методика начала активно применяться и при воспитании обычных, здоровых детей. Согласно методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим в плане обучения и развития внутреннего потенциала.
  • Методика Зайцева. Самое знаменитое учебное пособие - это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно успешно применять как дома, так и в любом детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится бегло читать, а малышам (от 1 года) помогают начать активно говорить а, спустя пару лет, беспроблемно читать.
  • Методика Ибука. Одна из самых известных методик раннего развития. По мнению автора, она отнюдь не стремиться воспитывать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются с одинаковым потенциалом. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит целиком от воспитания. По сути своей - это некий свод наблюдений и правил, которые нацелены на то, чтобы ребенок рос в первую очередь счастливым.

Все вышеперечисленные методики раннего развития за тот или иной период истории своего существования доказали свою эффективность и полезность - выбирайте любую на ваш вкус, или сочетайте сразу несколько. Они все, чуть разными способами, но примерно с одинаковой степенью успеха, действительно помогают личности маленького ребенка «найти свое место» в окружающем мире, наладить с ним взаимовыгодное общение, научиться быстро адаптироваться к образу той социальной группы, в которой ребенок существует.

Многие родители самостоятельно изучают основы и принципы той или иной авторитетной методики раннего развития, и применяют этот опыт в повседневном общении со своим малышом...

При этом обучение в рамках раннего развития обычно построено таким образом, чтобы максимально стимулировать в малыше любознательность, коммуникативность, умение приобретать и использовать свой опыт и другие полезные качества.

Что развивать в маленьком ребенке?

Чтобы приобщить малыша к раннему развитию, совсем необязательно отдавать его в руки специалистов и специальные учреждения. Не обделенные интеллектом и культурно подкованные родители могут и сами заниматься со своими детьми. Другое дело - чем именно заниматься?

Увлекаясь теорией раннего развития ребенка, очень важно не поддаться соблазну и не превратить собственного малыша в «звезду бродячего цирка».

А именно: двухгодовалого малыша вполне можно заставить запомнить флаги всех европейских государств и безошибочно их узнавать. И у вас всегда будет эффектный «козырь» в рукаве, чтобы «заткнуть за пояс» других родителей, которые время от времени любят похвастаться талантами и достижениями своих детей.

Ваш Петя научился считать до пяти? А Ваша Сонечка отличает красный от синего? Что ж, неплохо. Но мой-то, глядите, уже эксперт по европейским стягам! Безусловно, вы сорвете шквал аплодисментов. Правда, эта ваша семейная гордость в данном случае не имеет никакого отношения к раннему развитию.

Если вы не будете повторять с ребенком названия государств и присущие им флажки ежедневно - то к пяти годам у него от этого умения не останется и следа. Более того - он как не имел представления о заученных государствах, так и будет оставаться в неведении относительно их.

Это мнимые знания, бестолковые и непрактичные. Балласт, от которого детская память рано или поздно избавится. Так стоит ли тратить усилия на приобщение ребенка к бесполезным и бессмысленным знаниям?

Если речь идет о младенце или малыше до 2 лет, то развивать в нем следует в первую очередь те навыки, которые явно пригодятся ему сейчас, пригодятся в будущем, а также станут первой ступенькой к освоению более сложных умений.

Иногда врачи называют эти навыки «инстинктивными» - они не относятся к разряду высокоинтеллектуальных достижений и талантов, но они резко повышают активность ребенка в области социальной и природной адаптации. Причем, эта активность будет присуща этому ребенку и в будущем. На практике все выглядит гораздо проще и веселее, чем в теории. Например, малыша в возрасте 1,5-2 лет уже вполне можно обучить:

Различать несколько цветов. И лучше всего - на конкретных прикладных вещах и предметах. «Желтый банан - это спелый и вкусный фрукт. А зеленый банан - неспелый и совсем не вкусный. Красная или синяя ягода - спелая и вкусная. А вот эта зеленая ягода (обязательно показывайте оговариваемые предметы на картинках или «вживую» ) - не зрелая и может быть даже ядовита, это есть нельзя». И тому подобное...

Чему бы вы ни пытались обучить вашего ребенка - всегда приводите примеры. Десятки, сотни примеров! Только через наглядные примеры малыш способен воспринять знание. Никакие абстрактные объяснялки ему в возрасте до 6-7 лет в принципе недоступны - имейте это ввиду.

Как только ваш карапуз сообразит, что вкус и спелость бананов можно узнать по цвету - его конкурентноспособность в социуме и способность к самосохранению сильно возрастут. Судите сами: в следующий раз, когда перед детишками поставят блюдо с бананами, лучше всех себя будет чувствовать именно ваш ребенок - он сможет быстро и точно выбрать из всей кучи бананов самый спелый и вкусный фрукт.

А если в свои 2 года ваш карапуз сможет не только добыть себе самый вкусный и «выгодный» плод, но и по своей инициативе поделится своей «добычей» с кем-то другим (с вами или с ребятишками на площадке) - вы можете смело похвалить себя за то, что вы действительно талантливый, потрясающий педагог. Ведь способность к проявлению эмпатии, сочувствия, щедрости и тому подобных качеств - это тоже признак зрелой личности.

Различать запахи. Особенно полезно научить ребенка распознавать приятные запахи (например, аромат цветов, фруктов, горячего хлеба, свежескошенной травы и т.п.), а также «тревожные и опасные» запахи: например, запах дыма, гари, бензина и т.п. На этом можно придумать множество интересных, веселых, обучающих игр.

Различать форму похожих предметов. Куда уж проще - набрать охапку осенних листьев во дворе, а потом для каждого листочка найти «родное» дерево. «Это кленовый листик, клен выглядит вот так (и покажите малышу само дерево ). А это дубовый листочек, а вон и сам дуб...».

А через пару дней пусть ваш малыш уже сам покажет вам деревья, от которых собранные листики «сбежали»... Подобные игры быстро прививают ребенку навык идентифицировать похожие предметы. Каким бы простецким ни показалось вам подобное занятие, оно может реально обучить вашего кроху способности быстро адаптироваться в условиях выбора. Вы замечали, как нередко, например, перед прилавком с кефирами-йогуртами стоят люди в глубокой задумчивости? Им реально тяжело выбрать из массы похожих товаров что-то для себя. Чаще всего, они берут либо то, что уже пробовали недавно, либо то, что берет в свою корзинку рядом стоящий человек.

Вам подтвердят многие психологи - современные люди часто страдают от того, что теряются перед множеством однотипных форм (будь то выбор одежды, продуктов и т.п.). Хотя этот навык - уверенного и осознанного выбора - легко можно привить еще в самом раннем детстве.

О чем бы вы ни говорили с вашим малышом, всегда старайтесь снабдить ваше повествование яркой простой иллюстрацией или демонстрацией предмета "вживую".

Говорить на нескольких языках. Натура маленького ребенка очень податлива и способна воспринимать объем информации гораздо больший, чем вы можете себе представляете. И билингвы (дети, которые воспитываются сразу на двух языках) в наше время не редкость.

Иногда причиной тому становятся международные браки, а порой родители специально начинают обучать кроху языкам еще с младенчества. Но тут очень важно соблюдать правило: если вы хотите, чтобы ваш ребенок свободно говорил на нескольких языках, он должен практиковать эти языки каждый день.

Кстати, билигвами называются люди, которые владеют лишь двумя зыками. Если вы или ваш ребенок разговаривает на трех, четырех или пяти языках, то имя вам - полилингв. А если вы тот редкий тип людей, что владеет шестью и более языковыми культурами - то вы определенно полиглот.

Знания - ничто без практики!

Под ранним развитием можно понимать множество прекрасных навыков. Для детей от 2-3 лет, это как правило: освоение иностранных языков (параллельно с родным), способность читать и писать в раннем возрасте, спортивный, или, например, музыкальный таланты и т.д. У совсем крошечных малюток до года раннее развитие - это поступательное освоение рефлексов (например, хватательного или шагающего) на ранних сроках и т.п.

Однако, помните - то, что вы в этом малыше развиваете (или только пытаетесь развить), должно быть частью его повседневной жизни. Например, если вы с 6 месяцев приучаете вашего сына или дочь к иностранным языкам, то на протяжении многих лет он должен слышать эти языки и пользоваться ими ежедневно - только тогда в этом будет смысл, прогресс и толк.

Вы можете на пальцах объяснить трехгодовалому мальчишке основные принципы термодинамики - и он вас, вероятно, даже поймет. И даже будет повторять эти тезисы в кругу своих сверстников на глазах их изумленных родителей. Но если это не будет иметь никакого продолжения, регулярности и практического подкрепления, то к десяти годам этот ребенок в плане знаний по термодинамике будет таким же «нулем», каким он был и в два года. Не тратьте время на пустые, «тупиковые» познания! Занимайтесь с малышом тем, что:

  • имеет развитие. (Умение распознавать простые цвета можно усложнять знакомством с многообразием цветовых оттенков, с навыками рисунка и т.п.)
  • имеет практическую пользу. (Вы помните - умение распознавать цвета дает малышу возможность выбрать для себя самый вкусный и «выгодный» банан).
  • нравится вашему ребенку. (Любое занятие в рамках раннего развития должно приносить ребенку неподдельное удовольствие, удовлетворять его любопытство, смешить и веселить его, одним словом - доставлять ребенку положительные эмоции).

Как узнать, не перегружен ли малыш тем или иным занятием?

Нагрузка для малышей совсем нежного возраста (до 2-3 лет) определяется исключительно индивидуальными особенностями ребенка, его личным режимом дня, его интересами и желаниями.

Если малыша завораживает музыка, что мешает вам слушать ее постоянно, пока малыш бодрствует? Да ничего! Или почему бы не позволять ребенку вдоволь «изучать» книжки, если он действительно ими увлечен? Существует немало детей, которые в младенчестве, едва научившись сидеть и стоять, часами могли разглядывать яркие книжные иллюстрации или страницы глянцевых журналов - как правило, такие ребятишки в будущем очень рано, легко и быстро учатся читать.

Чем бы ни занимался ваш ребенок, которому еще нет 3-х лет, критерий «перегруженности» будет всегда один - у малыша пропадет желание этим заниматься. Он начнет капризничать или плакать, переключать свое внимание или проситься спать. В этот момент очень важно мгновенно переключить ребенка но что-то другое.

Но если ребенок не демонстрирует признаков усталости или скуки, а явно наслаждается каким-либо занятием (собирает кубики в пирамидку, слушает музыку из проигрывателя, разглядывает красочные иллюстрации в журналах) - он может делать это сколько угодно долго.

Раннее развитие не должно мешать здоровью!

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в погоне за музыкальными, или, скажем, интеллектуальными достижениями вы забыли о том, что для ребенка 1-3 лет крайне важна физическая активность и свежий воздух. Если в угоду развивающим занятиям, малыш станет меньше и реже гулять, меньше двигаться и уставать физически - это может нанести ущерб его здоровью.

Физическая активность столько же важна для успешного созревания гармоничной личности ребенка, как и интеллектуальные (а также эмоциональные и прочие) навыки...

Не забывайте, что физические нагрузки - плавание, ползание, длительные прогулки и любое активное движение - очень важны для малыша. Напомним, что множество органов и систем в организме ребенка продолжают формироваться спустя несколько лет после его рождения.

Например, свод стопы приобретает правильную форму только лишь к 7-12 годам. Причем благодаря именно тому, что по природе своей ребенок до этого возраста - особенно физически активен: прыгает, скачет, носится и т.п.

Кстати, именно поэтому официального диагноза в медицине не существует, хотя сама по себе эта проблема существует, и довольно остро: многие маленькие дети в наше время отчасти лишаются физической активности в пользу так называемого интеллектуального раннего развития. И вместо того, чтобы играть в догонялки и «классики», они сидят сиднем, осваивая азы шахматной игры или иностранные языки. Что в результате приводит к «пробелам» в формировании скелетно-мышечной системы ребенка...

Не лишайте малыша прогулок - он должен «пропрыгать» и «пробегать» свое детство ради собственного здоровья, это заложено в человеческого детеныша природой.

А если вы хотите, чтобы при этом его интеллект тоже не скучал и развивался - ищите компромисс! Например: наймите ему молодую няню со знанием французского языка: пусть вместе прыгают на свежем воздухе и при этом разговаривают по-французски. Разумный компромисс всегда найдется!

Грамотный подход

Толковые, благоразумные родители понимают: методики раннего развития - это не способ вырастить из своего ребенка будущего Моцарта, Паваротти, Хокинга или Эйнштейна. Подобные амбиции провальны уже по сути своей.

Все существующие курсы и школы раннего развития малышей - это лишь прекрасная возможность поддерживать и удовлетворять потребность любого ребенка в познании окружающего мира. Через спорт, через музыку, через визуальное восприятие, через математику, через языки - способов познавать окружающий нас мир десятки, сотни. Ваша задача лишь определить - какой именно из этих способов «по сердцу» вашему малышу более, чем другие...

Никакая методика раннего развития не способна сама по себе сделать вашего ребенка счастливым. Более того, даже если ваш малыш освоит все существующие методики раннего развития еще до своего пятилетия - это отнюдь не гарантия того, что в 25 он станет преуспевающим и довольным жизнью человеком.

Итак, любящие, благоразумные и ответственные родители, решившие «подвергнуть» своего малыша той или иной методике раннего развития, должны твердо помнить:

  • Раннее развитие заключается не в том, чтобы вырастить из ребенка гения. А в том, чтобы научить ребенка некоторым навыкам взаимовыгодного коммуницирования с окружающим миром. Отсутствие страха и недоверия, любознательность, стремление к общению, способность с состраданию и щедрости, доброта.
  • Знания, которые дают методики раннего развития, должны быть практичными и полезными для повседневной жизни ребенка.
  • Методика раннего развития, какой бы эффективной и авангардной она ни была, не должна препятствовать естественному развитию всего организма или угрожать физическому здоровью ребенка.

В современном, как и в любом другом, обществе существуют определенные модели и стереотипы воспитания и обучения, которые передаются из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам.
Да, эти модели меняются со временем, мы уже не такие, как наши родители, но изменения происходят очень медленно и постепенно: речь идет о десятилетиях. Еще сейчас многие мамы пеленают своих детей, хотя уже более полувека назад было установлено, что это вредит естественному развитию ребенка.

Вопросы, связанные с ранним развитием малыша, стали возникать относительно недавно. Десять лет назад «вундеркинды» пугали взрослых (особенно педагогов), ведь гениальность часто связывается в сознании людей с ненормальностью. В царские времена образование получали только дети из аристократических семей. С ними занимались гувернантки и преподаватели, начиная с пеленок. Дети простых людей не имели возможности получить образование. Да и сейчас «школы для малышей» финансово и территориально доступны не всем. Поэтому и возникает традиция домашнего родительского образования, что не может не радовать. Многие современные мамы выбирают раннее развитие для своих детей. Стали появляться книги на эту тему, методические материалы для родителей. Если заниматься с малышом, то есть смысл делать это осознанно, учитывая и возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не ломать его, не травмировать его психику.

Интеллект и его составляющие

Сначала определим, что мы понимаем, когда говорим интеллект. Существует несколько определений интеллекта. Интеллект – это, в первую очередь, образование, интеллектуал – образованный человек. Первая составляющая интеллекта – знания о том, что есть в мире, то есть образование и эрудиция. Но существует вторая, не менее важная составляющая интеллекта – способность к творчеству, способность создавать нечто новое, а это невозможно без знания того, что уже существует. Не давая ребенку конкретных знаний, мы можем говорить о развитии спонтанности, но не творчества. Итак, вторая составляющая интеллекта – творческая.

Решающий возраст

Что значит раннее интеллектуальное развитие? Когда стоит начинать: с рождения или с 6 лет, когда ребенок идет в школу? Раннее развитие – это «обучение» ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте. Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Известны случаи детей-«маугли», когда младенцами дети попадали к диким животным. Вернувшись в общество в возрасте 7-8 лет, эти дети так и не смогли научиться говорить, читать, писать. Да, не надо думать, что маленькие дети могут и должны лишь есть, спать и играть. На самом деле дети начинают учиться сразу же после рождения. К 6-7 годам, когда они начинают посещать школу, они уже усвоили огромное количество информации.
Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет – решающий для всего будущего развития ребенка. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется. Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и уменьшается при прекращении роста мозга. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, а к восьми – практически закончен. И именно поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание.

Стереотипы и развитие малыша

Почему же возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни реализуются не полностью? Это развитие задерживается стереотипами взаимоотношений с детьми в самый важный для их развития жизненный период, устаревшими моделями воспитания. А если мозг ребенка не был натренирован развивающей деятельностью в течение первых лет жизни, ему труднее будет достигнуть высокого уровня развития, особенно при существующих методах школьного обучения. Вообще идиллическое существование также ослабляет духовную и интеллектуальную сферу, как абсолютная гигиена отрицательно действует на тело. Если поместить малыша в стерильную обстановку – его иммунная система атрофируется; если не предоставить возможности двигаться – мышцы не будут формироваться; если ребенок не будет слышать человеческую речь – он не заговорит, если он не услышит музыкальных звуков – ему трудно будет обучаться музыке.
Но многие родители говорят: «Мы хотим нормального ребенка. Всему свое время, пусть растет как все остальные дети»; «Меня воспитали так, и я чувствую себя прекрасно, почему же это должно быть недостаточно хорошо для моего ребенка?». Они отгораживаются понятием «нормы», чтобы освободить себя от ответственности, ответственности за своего ребенка. Ведь проще не заниматься обучением своего ребенка, не тратить на это силы.
Но НОРМАЛЬНЫЙ ребенок хочет развиваться.
Человек всегда стремится к знаниям. И то, что было хорошо для родителей, воспитанных четверть века назад, и уж тем более для прародителей, воспитанных более полувека назад, может и не годиться для детей, рожденных в начале ХХІ века. В наше время с каждым днем возрастают требования к человеку. Воспитывать будущих взрослых надо так, чтобы они могли справиться с интенсивностью интеллектуальных и эмоциональных потоков.
Родители, имеющие стандартные, стереотипные представления о возможностях ребенка, верящие в «бабушкины» заблуждения и сказки, ограничивают и себя, и развитие своего малыша. Нельзя искусственно сдерживать развитие ребенка только потому, что сами считаете это не нужным! В этом случае родители решают проблему за счет малыша, подстригая его под наиболее распространенную или модную в данный момент «гребенку», перекладывая воспитание детей на «чьи-то» плечи.
Человеческий разум ограничен той информацией, которая поступает в него из окружающего мира через органы восприятия. При ограничении способностей восприятия органами чувств в равной степени ограничивается и интеллектуальный потенциал. Чем лучше развиты у человека перцептивные способности, тем больше у него возможностей для совершенствования. Если человек полностью лишится своих перцептивных способностей, он, в лучшем случае, превратится в растение. Например, малыш, который слышит в день всего несколько десятков фраз, даже на разных языках, никогда не сможет развиваться также успешно, как тот, с которым много разговаривают на нескольких языках, рассказывают сказки, поют песни, показывают картинки, знакомят с окружающим миром.
Еще одно возражение, которое часто приходится слышать, когда речь идет о раннем развитии: «Нельзя отнимать у ребенка детство». Интересно, а кто-нибудь пробовал это сделать? Кто может усадить двухлетнего ребенка за парту, если ему самому этого не хочется? А кому придет в голову потребовать от восьмимесячного малыша, например, прочесть что-то вслух или сделать звуковой анализ слова? В первые годы жизни ребенок сам по себе интенсивно развивается, стремится к новому. Его не надо заставлять что-либо делать, чтобы он к трем годам, например, начал читать. От родителей требуется лишь понимание этого и создание соответствующих потребностям малыша условий.

Создание развивающей среды

Цель родителей – дать ребенку новые возможности в жизни.
Таким образом, речь идет не о насильственном обучении ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не об обучении в традиционном понимании этого слова, которое основано на насилии над ребенком: его обучают, а не он обучается, результатом чего являются стрессы, неврозы, страхи детей, чувство вины. Речь идет о создании развивающей среды для малыша, о его свободном, без помех, развитии, этот процесс еще можно назвать стимулирующим воспитанием или обучающим развитием.

Обучение – веселая игра

В этом случае дети не могут и «перегрузиться», так как сами контролируют нагрузку с учетом собственных ритмов развития: они делают только то, что им интересно, что приносит им радость и удовольствие. И задача родителей – наилучшим образом удовлетворить любознательность своих малышей, дать им в руки инструменты для исследования окружающего мира. Раннее интеллектуальное развитие не может повредить физическому формированию и росту ребенка, если все, что родители делают для его развития, делается без насилия, на фоне позитивного восприятия малыша. Учить ребенка в таком возрасте не надо – пусть он учится сам. Родители лишь предлагают малышу какие-либо занятия, ведь обучение в раннем возрасте – это игра, и заканчивать ее надо до того, как ребенок устанет. Вопрос о стрессах и перегрузках ребенка отпадает, природа сама ставит пределы.
Кроме того, в этом процессе отсутствует еще одно обязательное звено традиционного обучения, которое часто влияет на восприятие человеком себя и уверенность его в своих силах – проверка усвоенного. Дети (как, впрочем, и взрослые люди) не любят, когда их контролируют. Веря в талант своего малыша, не стоит его проверять и устраивать ему контрольных. Ведь родителям не надо ни перед кем отчитываться в том, как идет обучение. И ребенок демонстрирует свои знания так и тогда, когда ему самому этого захочется.

Раннее развитие ребенка: кому и зачем это надо

Наверное, это должно быть нужно стране, в которой ребенок родился и растет. Нашей стране нужны интеллектуально развитые люди, способные творчески решать сложные задачи, которые нам ставит современность. Но, конечно, это надо и родителям. Всем родителям хочется, чтобы их дети достигли в жизни большего, чем они сами. Ведь многие взрослые жалеют, что не умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или не знают никаких языков, кроме родного. Здесь всегда существует соблазн сделать из своих детей более удачный вариант самих себя. Но наши дети – это не мы сами. И если мы создаем себе образ «идеального ребенка», то пытаемся нашего собственного с его интересами, желаниями, потребностями подогнать, втиснуть в этот созданный нами образ.
Именно поэтому предлагаемые методы раннего развития ребенка могут стать достаточно опасными в руках фанатичных родителей. Результаты могут привести к изоляции ребенка от его среды, нарушениям в эмоциональном и социальном развитии. Родители могут, желая ребенку добра, навязывать ему какие-либо занятия, поскольку авторитет родителей у детей дошкольного возраста очень велик. Причиной стрессов детей и неудач в занятиях является не избыток информации, а именно поведение родителей.
Вот почему не стоит добиваться эффективности любой ценой. Если постоянно думать о том, что нужно чем-то с ребенком заниматься, то отношения с ним станут нездоровыми. Моменты молчания и расслабления, беспричинного смеха и игр необходимы. Кроме ежедневных собственно «уроков», ребенка формируют знания, получаемые им в повседневной жизни. Надо помнить, как говорила Мария Монтессори, итальянский педагог, врач-психиатр, что главное не в тех учебных пособиях, которые родители приобретают или изготовляют для занятий, не в методических материалах, а в самом ребенке и в том, какими глазами они на него смотрят. Нужно дать детям больше возможностей для развития и адаптации к жизни, но при этом сохранить индивидуальность ребенка.
Итак, теперь понятно, что больше всего раннее интеллектуальное развитие нужно самому ребенку – развивающейся личности. Не все зависит от таланта, данного Богом или генетически заложенного, а многое от среды, созданной малышу в первые годы жизни. Начиная «занятия» с малышом с рождения, зная, что и как делать, родители могут предоставить своему ребенку широкие возможности, помочь ему овладеть инструментами для познания жизни ради него самого.

Родители – лучшие учителя для своих детей

Развитие малыша способствует и обогащению культурного багажа самих родителей. Предоставляя детям элементарные сведения по истории, географии, истории искусства, родители сами запоминают массу таких вещей, которые бы никогда не стали учить для себя.
Кроме того, родители – самые лучшие преподаватели для своего малыша. Дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет малышу, что происходит, и ребенок спокоен. Посторонний человек, приглашенный преподаватель или педагог в школе для малышей, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию.
Между родителями и ребенком существует эмоциональная связь. Лучше родителей никто не может чувствовать ребенка и понимать, что ему необходимо. Самое важное для родителей, которые хотят создать для своего ребенка развивающую среду, – учитывать индивидуальность ребенка. Ведь развитие каждого ребенка имеет свою собственную ежедневную систему отсчета времени, «пауз», определяемых условиями, окружающей средой, луной и т.д. И рядом параметров окружающей среды можно управлять. Поэтому задача родителей – свести к минимуму время, необходимое для формирования различных способностей малыша, не прибегая к насильственным методам педагогики. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, стоит прекратить эти занятия на несколько недель или даже месяцев. Может быть ему нужно время, чтобы полученные знания «отстоялись».
Раннее обучение малыша – это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания. Это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности. Это еще и возможность посмотреть на малыша не как на недоразвитое человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому.

Таким образом, можно выделить основные принципы домашнего обучающего развития:

· родители – самые лучшие преподаватели для малыша;
· задача родителей – содействовать естественному развитию ребенка;
· необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: каждый малыш имеет право обучаться с помощью методики, созданной только длЯ него;
· для гармоничного развития личности и интеллекта ребенка необходимо стимулировать, насколько возможно, все пять чувств малыша; важно, чтобы развивающая среда включала разнообразные области знаний;
· развивающая среда для ребенка должна постоянно подвергаться изменениям: от простого к сложному; необходимо сделать каждый день малыша удивительным и неповторимым.

И последнее, о чем хотелось бы сказать: если родителю или ребенку неинтересно, лучше прекратить занятия. Можно заниматься, только если и родитель, и малыш чувствуют себя счастливыми. Если и ребенок и родители получают удовольствие, то как бы плохо родители не делали свое дело, ребенок обязательно извлечет из этого пользу. Единственным показателем при обучении самых маленьких является удовольствие, которое они испытывают, – в этом сходятся авторы всех методик и представители всех научных кругов.

Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины.
Более 5 лет консультирую родителей, имеющих детей до двух лет, по вопросам детской психологии и развития детей в раннем возрасте.

Раннее развитие ребенка: что это такое?

Сегодня проблема раннего развития детей младшего возраста сплошь и рядом упоминается в модных журналах телепередачах, на различных форумах. Спорят родители и специалисты - нужны ли ранние занятия с малышами. Спорят, даже не понимая, что иногда вкладывают совсем разный смысл в понятие «раннее развитие». По сути, под ранним развитием подразумевается научить малыша чему-нибудь от рождения до трех лет (известен тот факт, что мозг человека развивается в первые годы жизни). И проблема в том, что многие в слово «научить» включают «страхи» классического обучения такие, как принудительное усаживание за парту и зубрежка. А ведь раннее развитие - это не только чтение и счет, но и развитие таких важных психических функций, как внимание, память, логическое мышление, умение анализировать. Раннее развитие не преследует цели наполнить голову малыша ненужной информацией, а стремиться создать определенную базу знаний, которая станет основой для дальнейшей успешной учебы.

Существуют некоторые заблуждения касательно раннего развития детей.
1. Раннее развитие отнимает у ребенка детство. Так считают, те, кто не понимает, что стремление познавать, учиться - это главная задача первых лет малыша. А если информация подается в форме игры, то причем тут «несчастное детство»: это скорее относится к малышам, которым не уделяют внимания.

2. Ранним развитием занимаются мамы - фанатки, которые зациклены на ребенке. И здесь можно поспорить, ведь такие мамы много читают, у них широкий кругозор, а значит, они интересны для окружающих. И если мамой не руководят амбиции и желание доказать, что ее ребенок самый умный, то совместные с ребенком «открытия» способствуют творческому и духовному росту.

3. Ребенок, с которым занимаются ранним развитием, развивается быстрее других. И здесь неточность - такой ребенок развивается быстрее, чем мог бы развиваться без занятий. Сравнения здесь не уместны, потому что у каждого ребенка свои, отличные от других детей, темпы и сроки развития.

Сколько угодно можно перечислять все за и против раннего развития маленьких детей: родители с устаревшими взглядами на воспитание ребенка ограничивают его развитие, а родители, бездумно придерживающиеся современных методик, и стремящиеся вырастит гения, травмируют психику малыша. И если уж родители выбрали для ребенка раннее развитие, то нужно придерживаться основных правил:

Главный принцип - никакого принуждения: любое занятие нужно проводить в форме игры, и только тогда, когда видна заинтересованность малыша;
- не нужно никаких графиков и целей - занятия лучше заканчивать чуть раньше момента, когда ребенок потеряет интерес;
- занятия должны быть разносторонними: почитали книжку, порисовали, посмотрели мультфильм по теме, вылепили из пластилина;
- рекомендуется изучить методики раннего развития и выбрать ту, что подходит именно для вашего ребенка. А можно выбрать лучшее из нескольких методик - главное, чтобы это было интересно малышу.

Главное помнить, что задача родителей - помогать ребенку развиваться естественно. Окружение малыша нужно «заполнять» полезной информацией: картинки, плакаты, таблицы с цифрами и буквами, а применение методик осуществлять с помощью полезных игрушек (кубики, мозаика, конструктор). Отдавая ребенка в развивающий центр, обращайте внимание на возраст других малышей в группе - для двухлетки подойдут исключительно занятия с детьми 2 года и никакие другие. Раннее развитие - это созданная среда, в которой множество интереснейших объектов, разглядывая которые у ребенка и возникают заветные «что» и «почему». А уж кто как не родители являются лучшими просветителями для малыша!

Статьи по теме: