Ребенок начинает заикаться что делать. Заикание у детей — как помочь ребенку

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребенок начал заикаться. Как известно, подобному состоянию должны предшествовать какие-то причины. Именно в этом мы и попробуем разобраться, а также выясним, как себя вести, что делать в сложившейся ситуации.

Виды недуга

Для большинства родителей заикания представляет собой единую форму заболевания. Однако, они не знают, что существуют различные формы данного недуга.

Основываясь на причине заболевания, различают такие виды заикания:

  • невротический — является следствием внешних факторов, в частности психологических травм;
  • неврозоподобный — развивается независимо от факторов внешней среды, чаще всего является следствием поражения участков головного мозга или возникает на фоне генетической предрасположенности.

По типу течение болезни различают такие формы:

  • постоянная — сохраняется на всю жизнь;
  • рецидивирующая — проходит, но может заново проявляться;
  • волнообразная — полностью не проходит, симптомы то обостряются, то стихают.

Основываясь на том, как проявляется речь, различают:

  • тонический тип — характерно растягивания некоторых звуков и создание при этом паузы в словах, которая происходит из-за напряжения мышц языка и рта, например, «м….машина»;
  • клонический тип — наблюдаются прерывистое движение дыхательных органов судорожного характера, что приводит к повтору слогов, как правило первых, например, «те-те- телевизор»;
  • Смешанный тип — характерно объединение двух вышеизложенных вариантов, например, «с…со-со-собака».

Стадии заикания

  1. Начальная стадия заболевания — характерно повторение союзов или первых слов предложений. Малыш не замечает отклонений в своей речи.
  2. На втором этапе ребенок старается больше времени молчать, потому что заикание все чаще встречается в его разговоре. Слова, имеющие много слогов, не поддаются малышу, особенно при быстром темпе речи.
  3. Третья стадия характеризуется закреплением судорог в работе мышц. Малыш начинает обращать внимание на то, что его произношение слов значительно отличается от других детей. Ярко прослеживается трудности с произношением. Все чаще слова ребенка заменяются жестикуляцией.
  4. На четвертой стадии ребенок сильно заикается, характерно обостренное восприятие карапузом отличий в своей речи от остальных детей. Малыш начинает внутренне готовиться к приближающемуся заиканию, со страхом его ожидает. На данном этапе приступ при заикании наблюдается не только в период повышенной эмоциональности.

Причины

Если ребенок стал заикаться, такому состоянию предшествовало какое-то событие, недуг возникает под влиянием определенных факторов, как внешних, так и внутренних.

  1. Патологии во внутриутробном развитии, травмы во время родов;
  2. Заболевания инфекционного характера, например, тиф, коклюш или корь.
  3. Патологии неинфекционного типа, например, рахит.
  4. Мозговая инфекция, черепно-мозговые травмы.
  5. Патологии эндокринной системы.
  6. Оперативное вмешательство по иссечению аденоидов или гланд.
  7. Заболевания лор-органов.
  8. Вялопротекающие болезни внутренних органов.
  9. Врожденная патология составляющих речевого аппарата.
  10. Недостаток физической развитости малыша.
  11. Повышенная требовательность родителей к карапузу или наоборот избалованность.
  12. Присутствие постоянных ссор и скандалов в семье ребенка, которому только 2 года часто может стать причиной развития недуга.
  13. Повышенная привязанность малыша к маме.
  14. Отсутствие контакта с родителями.
  15. Переучивание левши на правшу.
  16. Отсутствие дневного распорядка.
  17. Нагрузки интеллектуального характера, которые не соответствует возрасту ребенка. Такое часто наблюдается у детей 3 лет и старше, когда родители стараются вложить им в голову, как можно больше информации, хотят научить считать и читать.
  18. Генетическая предрасположенность.
  19. Позднее развитие речи.
  20. Нарушения в работе органов ЦНС.
  21. Ускоренный темп речи.
  22. Психологическая травма, сильный стресс или испуг .

Признаки

Известны случаи, когда после сильного стресса или явного испуга ребенок замыкается в себе, . Спустя какое-то время малыш, скорее всего, начнет говорить, но достаточно часто этот процесс сопровождается заиканием. Необходимо знать, что при своевременном обращении к специалисту, можно успеть избежать заикания.

Кроме данного случая к основным признакам также относят:

  • появление в речи малыша гласных звуков в начале некоторых слов;
  • малыш замолкает в середине произносимой фразы или даже слова;
  • ребенок повторяет слова или целые фразы в начале своего разговора;
  • малышу трудно начинать говорить.

К дополнительным симптомам относятся:

  • повышенная нервозность, напряженность;
  • хорошо развита мимика, иногда наблюдаются нервные тики ;
  • сложности во время общения;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • отсутствие полноценного сна;
  • , плаксивость;
  • возникновения фобий разного характера.

Заикание в большинстве случаев провоцируют развитие логофобии, которая заключается в боязни общения с другими людьми. Ребенок боится того, что будет неправильно воспринят окружающими из-за проблем в произношении слов.

Диагностика

  1. Специалист проводит первичный осмотр ребенка, выявляют видимые проблемы.
  2. Тест на звукопроизношение.
  3. Определение лексико-грамматического содержания речи ребенка.
  4. Проверка фонематического слуха.

При подозрениях на неврологические патологии будут назначаться:

  • Электроэнцефалограмма;
  • МРТ головного мозга;
  • реоэнцефалография;
  • ЭхоЭГ.

Когда нужно к врачу

Существует ряд признаков, свидетельствующих о необходимости безотлагательной консультации с доктором.

  1. Наблюдается систематическая устойчивость повторов слов и даже целых фраз.
  2. Ребенок начал чаще дублировать слоги в словах.
  3. Появилось удлинение слов.
  4. Ребенку тяжело воспроизводить речь.
  5. Когда малыш говорит, у него сильно напрягаются мышцы лица, а также происходит стеснение артикуляционной мускулатуры.
  6. Во время разговора ребенок меняет интонацию своей речи.
  7. Малыш часто молчит, старается не разговаривать.

Особенности ухода

  1. Эмоциональное спокойствие:
  • необходимо ограничить доступ к телевизионным программам, которые не соответствуют возрасту ребенка, а также перенагружают его нервную систему;
  • недопустим просмотр телевизора перед сном, также необходимо ограничивать времяпровождение перед экраном;
  • ограничить доступ к новомодным гаджетам или минимизировать их влияние;
  • никогда не рассказывайте ребенку страшные сказки перед сном;
  • ограничить общение со сверстниками и родственниками, при необходимости, на время прекратить посещение детского сада.
  1. Особенности речевого произношения:
  • станьте примером для ребенка, разговаривайте четко и неторопливо;
  • умышленно замедляйте свое произношение, чтобы малыш попытался за вами повторять;
  • не говорите при ребенке по слогам, особенно, если у него клонический тип заикания;
  • пусть малыш общается с детками, которые уже хорошо владеют речью;
  • следите за тем, чтоб карапуз, как можно меньше разговаривал, отвлекайте его играми, предложите помочь по кухне;
  • рассказывайте малышу увлекательные истории, сейчас важно, чтоб ребенок больше слушал, а не говорил.
  1. Особенности физического развития:
  • гимнастика;
  • спортивные игры на воздухе;
  • плавание;
  • физическими упражнениями;
  • проведение массажа;
  • займитесь развитием мелкой моторики: настольные игры, лепка из пластилина , игры с песком, рисование.
  1. Пение: занятия по вокалу развивает чувство ритма и обучает правильному дыханию. К тому же, в песне, по сути, каждое слово является продолжением предыдущего, практически без остановки голоса. Все усилия ребенка направлены на правильное воспроизведение мелодии, также ритма, он не задумывается над произношением слов, что помогает излечиться от заикания, если причиной была психосоматика.

Методы лечения

Ребенку окажут помощь такие специалисты:

  1. Психотерапевт — поможет разобраться с причиной заикания и начнет борьбу с ней.
  2. Невролог — пропишет успокоительные препараты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка.
  3. Логопед — покажет упражнения для корректировки темпа и ритма речи, научит дыхательной гимнастике.

На пути к выздоровлению могут использовать такие методы лечения:

  • медикаментозный способ приема препаратов;
  • традиционный – прохождение физиопроцедур, дыхательной гимнастики, массажа воротниковой зоны и лицевых мышц, ЛФК;
  • нетрадиционный – народная медицина, иглоукалывание;
  • мультимендийные комплексы на электронных носителях;
  • авторские – методики разработанные психологами, дефектологами или психиатрами.

Игры для лечения:

Массаж

Процедура является эффективным способом улучшения состояния заикающегося ребенка. Вы можете записаться к специалисту. Самостоятельно проводить данные упражнения не рекомендуется, родители могут по неопытности травмировать мышцы гортани ребенка. Кроме того, желательно записываться не к обычному массажисту, а именно к человеку, который специализируется на лечении нарушений речи.

Правила проведения процедуры:

  • у массажиста обязательно должны быть теплые руки;
  • присутствие спокойной музыки, позволяющей ребенку расслабиться;
  • медленный темп движений;
  • создание комфортного окружения для ребенка.

Этапность проведения процедуры:

  • зона шеи;
  • плечи (верхняя область);
  • мимическая мускулатура;
  • область вокруг губ;
  • гортань.

Главная цель, преследуемая массажистом — расслабить напряженные мышцы, находящиеся в постоянном тонусе у заикающегося малыша. Курс лечения состоит из 12 сеансов. Иногда может назначаться повторный курс спустя две недели после предыдущего.

При патологиях нервной системы с целью повышения эффективности массажа и коррекционных упражнений логопеда могут назначать медикаментозную терапию.

Народные средства

Врачи могут назначать препараты народной медицины, в частности травы успокающего действия. Малышу помогут:

  • пустырник;
  • сок крапивы;
  • валериана;
  • ягоды калины;
  • травяной сбор мяты, ромашки, крапивы и валерианы;
  • гусиная лапчатка;
  • сбор вереска и хмеля;
  • ополаскивать горло отваром душистой розы и белого ясенца;

Главное, чтоб родители понимали, что средства народной медицины являются вспомогательной терапией, а не основной.

Что нельзя делать

  1. Высмеивать ребенка, подшучивать над ним.
  2. Задавать малышу много вопросов.
  3. Просить, чтобы он заново начал рассказывать свое предложение.
  4. Смотреть на карапуза с презрением и раздражением.
  5. Помогать завершить слово или фразу.
  6. Останавливать, когда ребенок пытается что-то сказать.
  7. Просить, чтобы малыш начал говорить помедленнее.
  8. Вместо ребенка подбирать слова.
  9. Просить совершить глубокий вдох.

Прогнозы

Попав на прием к врачу, вы не сможете получить точный ответ на вопрос о прогнозах лечения заикания. Результаты терапии будут зависеть от многих факторов, в том числе и от формы недуга, возраста пациента, индивидуальных особенностей его организма.

Если рассматривать прогнозы обобщенно, то может наблюдаться следующее:

  • своевременно проведенное лечение значительно повышает шансы на полное выздоровление;
  • если присутствует патология аппарата речи врожденного характера, то шансов на благоприятный исход практически нет;
  • дыхательные судороги значительно быстрее поддаются терапии, чем тонические;
  • лечение, начатое в 5 лет, бывает эффективнее, чем начатое в более позднем возрасте.
  • под влиянием внешних психологических факторов может наблюдаться рецидив заболевания после полного выздоровления.

Профилактические меры

  1. Не допускайте ссор в семье. В доме должен быть покой и уют.
  2. Не показывайте ребенку фильмы и передачи со страшным содержанием.
  3. Не рассказывайте на ночь страшилки.
  4. Не давайте смотреть телевизор перед сном, даже если показывают мультфильмы, особенно это касается детей до 4 лет.
  5. Если у ребенка присутствует фобия, не стоит ее обострять. Например, если малыш боится оставаться в темноте, нельзя его закрывать в темном помещении, нужно оставить включенным свет.
  6. Не проявлять к ребенку завышенные требования, но и не сильно его баловать.
  7. Оберегайте карапуза от травм психологического характера.
  8. Соблюдайте режим бодрствования и сна.
  9. Читайте книги, занимайтесь развивающими играми .
  10. Ежедневно бывайте на прогулке, не меньше двух часов.
  11. Не допускайте ссор и конфликтов в семье.

Теперь вам известен ответ на вопрос «почему ребенок заикается?». Важно соблюдать все рекомендации и предписания специалистов для восстановления нормальной функции речевого аппарата. Главная задача родителей, сохранять полное спокойствие и не волноваться раньше времени. Достаточно часто подобное состояние является обратимым и поддается лечению.

После того как родители обнаружили, что их ребенок начал заикаться, у них наступает паника, так как многие считают, что нарушение речи излечить нельзя. Это является распространенным заблуждением, поскольку существует ряд лечебных мер, которые направлены на восстановление речевого центра у больного. В этой статье мы предоставим информацию о том, почему ребенок заикается, какие виды нарушений выделяются в медицине, что нужно делать при обнаружении характерных симптомов, и почему нужно проводить лечение в возрасте года или в 5-6 лет.

Что такое заикание

Если ребенок заикается, то это означает, что у него развивается патология со сложным речевым нарушением. Обычно он зависит от психофизиологических факторов, которые способны привести к некоторым нарушениям при воспроизведении звуков или слов.
Заикание у детей обычно наблюдается в возрасте старше 3 лет. В год обнаружить нарушения достаточно сложно, поскольку новорожденные еще не могут осознанно воспроизводить речь.

Патология может выражаться в нарушенной целостности воспроизведенных слов, неправильное произношение, которое сложно исправить. Речь не исходит плавно, а постоянно произносится рывками, а также с типичными для заикания повторениями звуков, слов или слогов.

Заикание появляется вследствие нарушения речи у детей. По статистике недуг чаще обнаруживается у мальчиков. Заболевание относится к группе лого-неврозов и обычно диагностируются у детей, которые только начинают учиться говорить (в возрасте 3-4 лет). Второй период повышения частоты относится к подросткам в возрасте около 12-13 лет.

Какие есть виды

На данный момент в медицине выделено всего три вида заикания. Клонический вид. Такая форма имеет повторяющийся характер, когда больной старается воспроизвести свою речь. В результате происходит постоянное и частое повторение определенных звуков или слогов в слове (например, «ма-ма-мам-мама»).

Тонический вид. В данном случае больному очень сложно начать говорить. Он старается начать произносить слово, то постоянно этот момент затягивается. Возникает затяжная пауза прежде, чем будет произнесено слово (например, сначала длительное «Ммм-м», а затем слово «мама»).

Клонико-тонический вид или смешанная форма. При таком течении недуга проявляются обо признака, которые могут наблюдаться одновременно или попеременно. Точно определить форму патологии может врач, но родители смогут догадаться сами, если внимательно пронаблюдают за своим чадом.

Видео «Как устранить недуг»

Возможные причины

Существует множество причин, которые могли привести к тому, что ребенок стал заикаться. Наиболее распространенными причинами недуга является повышенный тонус всех двигательных окончаний в речевых центрах в головном мозге. Повышенный тонус приводит к частым судорожным сокращениям лицевых мышц и голосовых связок во время разговора.

Причины могут стать результатом некоторых последствий. Недуг может возникнуть, если были обнаружены хронические стрессы, которые довольно часто приходится перенести малышу в раннем возрасте. В это время нервная система особенно чувствительна.

Заикание может появиться по причине сильного и внезапного испуга. Испуг является сильным эмоциональным потрясением, который приводит к нарушению нервной системы. Кроме испуга эмоциональные переживания могут быть связаны с недостатком внимания родителей по отношению к своему ребенку. Он может замкнуться и почти не разговаривать, что приведет к нарушению речи.

Возникновение заикания иногда наблюдается в результате механического повреждения головного мозга (например, сотрясение). Удары и ушибы головы существенно увеличивают риск проявления симптомов нарушенного речевого центра. Иногда дети могут начать передразнивать своих сверстников, но через некоторое время это входит в привычку, о которой достаточно сложно избавиться.

Также причиной появления симптомов заикания может стать инфекционное заболевание или же пораженная эндокринная система. Если лечение будет начато своевременно, то он подобных признаков можно полностью избавиться, придерживаясь рекомендаций врачей. Прежде чем будет назначен курс терапии, необходимо будет установить основную причину, которая привела к проявлению недуга.

Первоначальная помощь

Первым делом при обнаружении признаков заикания у детей в возрасте 3-4 лет, родители должны успокоиться и вести себя по отношению к больному так же как и раньше. Помочь при недуге можно при соблюдении распорядка дня. Сон должен быть не менее 8 часов. Если у детей началось заикание, то нельзя повышать на их голос, или перебивать, заставляя повторить произнесенное правильно. Очень важно разговаривать с ними спокойно и не торопливо. Нужно дать возможность выговориться малышу, не перебивая его.

В это время больному потребуется больше внимания со стороны родителей, забота, ласка. Не стоит строго наказывать их за незначительные шалости, так как залог успешного выздоровления кроется в хорошем настроении и активности.

Нельзя подвергать больных детей до года испугу, стрессам, волнению и другим сильным эмоциональным всплескам, поскольку это может повлиять на правильность постановки речи. Испуг и переживания способны только усилить дефекты речи. В ближайшее время после обнаружения симптомов недуга следует обратиться к врачу за консультацией и определением тактики лечения.

Лечение

Обычно заикание диагностируется в 3 года, когда ребенок начинает постепенно произносить слова или короткие предложения. После того как была установлена причина, почему у больного возникли речевые дефекты, врач должен определить методику лечения.

Во время лечения детям от 3 лет можно делать расслабляющий массаж шеи, плечевого пояса и лицевых мышц. Если родители решили делать его самостоятельно, то нужно понимать, что движения должны быть плавными и поглаживающими. В это время можно разговаривать с ними ласковым тоном, чтобы больной ощущал себя комфортно. Также можно делать дыхательную гимнастику и расслабляющие ванны.

Логоритмика позволит делать лечение более интенсивно, но это подойдет для больных старше 6 лет. Если причиной недуга стал испуг, то терапию должен делать врач невропатолог. Он также поможет восстановить нервную систему при другом воздействии.

Видео «Ребенок заикается. Как поступить?»

Чтобы быстро и эффективно вылечить данную патологию, советуем не полениться и посмотреть видео-материал, который мы привели для вас ниже.

02 Янв

Заикание это отклонение речи, питом серьёзное и как правило наблюдается у детей. Так как дети более менее хорошо начинают разговаривать уже в три года то зачастую именно в этот период и возникают те самые причины заикания у детей 3 лет. Постараемся в этой статье рассмотреть проблемы, почему ребенок стал заикаться, хотя до этого разговаривал нормально.

Как правило причины заикания у детей 3 лет происходит из за нарушения и становления процессов нервной деятельности. Основная речь у детей становится от 3-6 лет, именно в этот период и начинает зачастую замечаться логоневроз или по другому детское заикание. Именно в этот период формируется основная функция речи и именно в этот период и случается её поломка. По статистике заикание у мальчиков возникает в 3-5 раз чаще чем заикание девочек того же возраста, а связанно это с тем, что мальчики имеют более выраженный эмоциональный фон и в то же время обладают меньшей способностью контролировать его. По разным статистика процент заикающихся людей в мире составляет до 2% всего населения земли.

Заикание у детей проявляется по разному, у кого-то это может быть невозможность долго выговорить букву и вследствие чего происходит многократное повторение этой буквы, у кого то это могут быть вынужденные остановки в средине слова, у некоторых нарушения ритма речи повторение отдельных слогов и звуков.

Причины заикания у детей 4 лет

Основные причины заикания у детей 4 лет практически те же самые что и у детей трёх лет, у некоторых речь становится более рано у некоторых позже вследствие чего и наблюдается разница в возрасте, когда проявляется заикание. Так же у старших детей дополнительной причиной заикания может стать испуг или какая-то очень яркая эмоция – зачастую негативная.

Причины заикания детей можно поделить на такие группы:

  • Физиологические причины заикания у детей вызванные, например родовой травмой, заболеванием нервной системы, наследственная предрасположенность, так же причиной могут стать и перенесённые заболевания, корь, коклюш, тиф.
  • Психологические причины заикания детей – так называемое невротическое заикание логоневроз, как правило, наступает после очень сильного психоэмоционального потрясения. Например, потрясение, связанное с поведением животных, лаем собаки и тому подобное.

  • Социальные причины заикание у детей – к примеру, родители очень быстро говорят, вследствие чего ребенок, не успевая повторять слова с такой скоростью начинает их глотать, произносить не правильно, делать остановки. Так же заикание у детей от 4 лет может возникнуть из за изучения нескольких языков или даже одного дополнительного – русский, английский. Так же к социальным причинам заикания можно отнести и лишнюю строгость родителей по отношению к ребёнку.

Факторы способствующие заиканию

К факторам, которые способствуют развитию заикания у детей в возрасте от 3 лет могут стать – переутомляемость, постоянные ссоры родителей, крики и громкая речь в доме. Так же может быть усугубляющей причиной заикания неполноценное питание ребёнка.

Общие рекомендации как вылечить заикание у ребенка или причины заикания у детей 3 лет лечение

Основные причины заикания у детей 3 лет и старше мы рассмотрели теперь рассмотрим методы лечения заикания у детей.

К начальной стадии лечения заикания должен стать правильный распорядок дня, а это двухчасовой сон днём и до 10-12 часов ночью. Убрать неблагоприятный психологический фон, не кричать, не слушать громко разного рода речь и звуки – телевизор, музыка и тд. Никогда не ругаться и даже не спорить при ребёнке. Убрать эмоциональные мультфильмы.

Говорите не спеша, членораздельно, спокойно не акцентируйте внимание ребенка на его заикании. Посетить невролога и принимать необходимые препараты от заикания, если таковые вам будут назначены, как правило, это препараты стимуляции мозга либо снижения активности нервной системы — так называемые транквилизаторы или имеющие воздействие схожие с транквилизаторами. Если ребенку более 5 лет, и он заикается, стоит посещать логопеда.

Если вы правильно выявите причины заикания у детей 3 лет и старше то и лечение в комплексе с рядом других действий описанных выше непременно дадут положительный эффект, а при благоприятном исходе и вообще заикание у ребёнка пропадет как таковое.

(Всего 542 посещений, 1 посещений сегодня)

Категории: / / от 02.01.2017

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, сопровождающиеся нарушением темпа, ритма и плавности, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые симптомы заикания возможны разного характера – это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки». Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может воплотиться в настоящее заикание, вызывающее не только проблемы с речью, но и трудности в социальной сфере. У взрослых процесс резко нарушен и работает большее количество мимической мускулатуры, мышцы шеи, верхний плечевой пояс. Социальная картина – некрасивая. Но этот дефект речи не является необратимым нарушением и в большинстве случаев его можно вылечить. Усилия, приложенные в борьбе с заиканием, сделали некоторых людей знаменитыми. Эти люди: Демосфен, Наполеон, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро.

Заикание начинается, к счастью, у малого процента детей. Согласно статистике, только у 2,5 % детей есть этот изъян. Городские дети заикаются чаще, чем малыши из сельской местности.

Среди заикающихся детей мальчиков больше, чем девочек. Это связывают со структурой полушарий. Полушария у женщин организованы так, что левое полушарие работает лучше, чем правое. Благодаря этому у девочек обычно раньше начинается речь, они легче побеждают те речевые трудности, которые обычно ожидают в 2,5 — 4 года.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласовывание их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Разделяют внешние и внутренние причины возникновения заикания.

Внутренние причины:

  1. Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  2. Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  3. Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  4. Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

  1. Функциональные причины встречаются гораздо реже, и должна опять же быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит некоторых нагрузок, стрессов. Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье. Заикание у детей также появляется как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и слоги. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.
  2. Диссонанс между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.
  3. Подражание заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.
  4. Недостаток родительского внимания при формировании речи, и, как следствие быстрая речь и пропуск слогов.

1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами заикания. Если вы увидели первые признаки заикания, то необходимо обращаться в поликлиники к логопедам, психиатрам, неврологам и психологам. Они дадут необходимые рекомендации, если нужно, то назначат медикаментозное лечение и скажут, что делать на первых порах;

Лучше сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, профилактировать простудные заболевания, в частности, заболевания уха и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. Физиотерапевтические процедуры также важны в лечении. Это будут занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт показывает ребёнку, как победить своё заболевание, помогает комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться побороть заикание до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и следовать всем его указаниям, так как в программу обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы преподавателя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

2. Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему это нужно делать. Недопустимо разговаривать с ребёнком короткими фразами и предложениями.

3. Ограничение общения. Ребёнку не следует посещать учебные, дошкольные учреждения, а остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям.

4. Начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай».

5. Проанализировать ситуацию в семье. Необходимо обращать внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

6. Успокоить ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно включать ребёнку спокойные аудиосказки. Ссориться в семье перед ребёнком недопустимо. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Не принуждайте малыша по много раз проговаривать трудные слова. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка.

7. Игры для профилактики заикания. Они создают правильное дыхание на глубокий вдох и медленный выдох. Прежде всего занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов. Такие занятия помогут ему корректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов.

Примеры упражнений для формирования правильного дыхания на глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть их как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача малыша — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей школьного возраста подойдёт игра с надуванием шаров. Полезно научить ребёнка играть на простых духовых инструментах (свистки, дудки);
  • а во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.

Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом;

  • «Домашняя песочница». Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил.

8. Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.

9. Дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.

На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, добиваясь чёткости речи.

Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность. Сначала дети изучают правильное повествовательное изложение текста. Они читают стихи, осуществляют пересказ домашнего задания. Особенность этого повествования в том, что ребёнок чувствует себя комфортно, он понимает, что ему не выставят оценку и не будут над ним насмехаться. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу.

На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживайте у ребёнка хороший эмоциональный настрой. Ребёнку следует давать награду за его успехи. Пусть это будет просто похвала, но ребёнок должен чувствовать важность своих достижений. Присутствие примеров правильной речи обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

Обязательно задавайте ребёнку задания на дом для того, чтобы лечение не ограничивалось только кабинетом логопеда.

Современные логопедические методы помогают ребёнку довольно быстро одолеть болезнь и вести полноценный образ жизни.

— один из общепринятых методов лечения. Они развивают мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубокому, свободному и ритмичному дыханию. Также полезно воздействуют на дыхательную систему в целом, расслабляют ребёнка.

12. Компьютерные программы действенный метод лечения заикания. Они синхронизируют речевой и слуховой центр в головном мозге. Ребёнок дома, сидит за компьютером и говорит в микрофон слова. Происходит небольшая задержка благодаря программе, разрешающая ребёнку слышать свою речь, и он подстраивается под неё. И, как следствие, речь становится плавной. Программа разрешает разговаривать ребёнку в обстоятельствах с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и даёт совет, как одолеть эти факторы и улучшить речь.

13. Существует также метод гипноза для детей старше 11 лет. Этот метод позволяет избавиться от спазма речевой мускулатуры, страха выступать на публике. Речь после 3 — 4 процедур становится плавной и уверенной.

14. Метод точечного массажа относится к нетрадиционной медицине. Специалист влияет на точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. Благодаря этому методу происходит улучшение регулирования речи со стороны нервной системы. Массажем лучше заниматься постоянно.

15. Лечение медикаментозными препаратами является вспомогательным методом лечения заикания. Такое лечение проводит невролог. Используются противосудорожная терапия, успокоительные средства. Благодаря лечению налаживаются функции нервных центров. Успокаивающие средства также хорошо помогают в лечении заикания: отвар и настой трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Убрать заикание при применении одних лекарств не представляется возможным.

16. Общеукрепляющие методы , такие, как режим дня, правильное питание, закаливающие процедуры, исключение стрессовых ситуаций также приносят пользу в борьбе с заиканием. Также важен долгий сон (9 часов и более). Для глубокого сна можно вечером помыться в тёплом душе или принять ванну с расслабляющими добавками (например, хвоей).

Питаться ребёнок должен витаминизированной пищей, включающей больше молочных и растительных продуктов. Необходимо ограничить ребёнка в мясе, острых блюдах, убрать крепкий чай, шоколад.

  1. Соблюдать режим дня. Ровное спокойное течение жизни способствует укреплению нервной системы.
  2. Благоприятная атмосфера в семье. Доброжелательная, спокойная атмосфера, в которой ребёнок ощущает надёжность. Доверительные отношения, чтобы, когда у ребёнка появляются страхи или тревога, он мог всегда обратиться к родителям.
  3. Воспитывать эмоциональную устойчивость. Стрессы и волнения будут всегда в жизни ребёнка. Родители должны научить детей выходить из разных стрессовых ситуаций. Привить ребёнку чувство, что всегда можно найти какой-то выход.

Заключение

Борьба с заиканием — это нудный, тяжёлый, кропотливый труд. Но существуют исторические примеры, которые показывают героизм людей, когда они побеждали заикание и формировали боевой характер.

7 способов избавиться от заикания в домашних условиях

1. Разговаривайте с ребенком с неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.

2. Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме. Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели когда отвечает на поставленные вопросы.

3. Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают. Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощеннее и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.

4. Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: "Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также". Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.

5. Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.

6. Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.

7. Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.

Помните, что заикание - это недостаток речи, который исправляется. Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость. Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте.

Главное, чаще общайтесь с ребенком и вместе обсуждайте речевой недостаток. Дайте ему понять, что здесь нечего стесняться. Не существует идеальных людей. А такой недостаток, как заикание можно исправить, приложив немного усилий.

Статьи по теме: