Сценарий осенние посиделки вечер отдыха. Праздник "осенние посиделки"

Цель : проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.

Задачи :

Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, микрофоны.

Оформление зала и реквизиты: оформление сцены в стиле русской избы: нарисованные печь и часть бревенчатой стены, «красный угол», кровать, лавки, стол, самовар, атрибуты крестьянского быта, дежка.

Предварительная работа : разучивание стихотворений, элементов игры на ложках, хороводов, обрядовых танцев «Прялица» и «Ох, и сеяла Ульяница ленок»; подготовка сцены; изготовление декораций и русских народных костюмов (рубахи, кушаки, сарафаны, платки).

Время реализации : 1 час.

Возраст детей: 7-17 лет.

Ход мероприятия

В горнице сидят хозяйки – Матвеевна и Еремеевна.

Матвеевна (смотрит в окно ):

Отошла пора работ -
Поле больше не зовет.

Еремеевна:

Обмолочены снопы,
Хватит хлеба до весны!
А потом еще до лета -
Хвала Господу за это!

Матвеевна.

Сколько красок за окном –
Осень радует листом!

Презентация «Осень в родном краю».

Еремеевна:

Хорошо в родном краю!
Хочешь? Песню вам спою!

Матвеевна:

Разухабилась, девица!
Знаю, петь ты мастерица!

Еремеевна:

Может, самовар поставить?
Гостю радость предоставить!

Матвеевна и Еремеевна:

Внучка! Настенька! Сюды!
Принеси скорей воды!

Танец с коромыслами.

Музыкальное сопровождение «Пошла млада за водой» .

Еремеевна:

Все же скучно нам сидеть
И в окошечко глядеть.

Еремеевна:

Нас позвали веретена,
Труд домашний и знакомый.

Матвеевна:

Может, в гости кто придет?
Пляску спляшет иль споет?

Матвеевна и Еремеевна:

Очень рады мы гостям!
Приходите в гости к нам!

Еремеевна:

Никак гомон за окном?
Песни звук доносится.

Матвеевна:

Знать, и в наш сегодня дом
Осенины просятся!

Зал исполняет русскую народную песню «Ой, цветет калина».

Еремеевна:

Вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут! Песни распевают, осень величают.

1-й молодец:

Осень, осень,
Тебя в гости просим!

2-й молодец:

- С обильными хлебами,
С высокими снопами.

3-й молодец:

- С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

1-я девица :

Осень, осень,
Погости недель восемь!

2-я девица:

С громами сильными,
С дождями, с ливнями.

3-я девица:

С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

4-я девица:

Осень не браните,
Осень не журите!

5-я девица:

Осень славную,
Листопадную!

Хозяйки:

Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!

Матвеевна:

Здравствуйте, гости дорогие!

Еремеевна:

Здравствуйте, работнички удалые!

Вместе:

Милости просим!

Матвеевна:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.

Еремеевна:

Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

Матвеевна:

Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.

Еремеевна:

Здесь для вас обряды русские
Да медовый каравай.

Матвеевна:

Вы, девицы-красавицы, присаживайтесь в девичий уголок, ближе к печке и прялке.

Еремеевна:

А вы, молодцы-удальцы, - на мужские лавки.

Хозяйки угощают гостей караваем. Гости отламывают кусочки хлеба, макают по традиции в соль и съедают.

На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Хоровод «Во поле береза стояла».

Матвеевна:

Осень в этом году знатная – урожаем богата!

Еремеевна:

А у вас, гости дорогие, какие нынче урожаи?

Гости (хором):

1-й гость:

2-й гость:

Сноп от снопа – целая верста.

3-й гость:

Копна от копны – целый день езды.

4-й гость:

А как поедешь, так три дня проедешь.

5-й гость:

Так вы это не жали! У межи лежали!

6-й гость:

А вот мы-то жали, пожали! Три пуда нажали!

7-й гость:

Первый пуд – на еду,
Второй – на семена,
Третий – про запас.

1-й гость:

Что посеешь, то и пожнешь.

2-й гость:

Что пожнешь, то и смолотишь.

3-й гость:

Что смолотишь, то и смелешь.

4-й гость:

Что смелешь, то и съешь!

Матвеевна и Еремеевна .

Давайте посмотрим, какой вы урожай собрали.

Литературная композиция «Урожай».

Капуста:

А я сочная капуста,
Витаминами горжусь!
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные щи мои капустные!

Чеснок:

Я на грядке уродился,
Весь на дольки развалился.
Не беда, что горький,
Съешьте все по дольке.
Кто здоровым хочет быть,
Должен с чесноком дружить!

Яблоко:

Я крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное,
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

Баклажан:

Мое имя – баклажан.
Фиолетовый кафтан.
Ты сырым меня не жуй,
Для икры я пригожусь!

Свекла:

Свекла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без нее и винегрет
Не получишь на обед.

Тыква:

Я тыква большая
И желтая вроде.
Я тыква смешная,
Расту в огороде.
Меня солнышко греет,
И дождь поливает,
А птички с утра
Песни мне напевают.

Огурец:

Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый.
Расту я в огороде,
Любим во всем народе.
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец!

Груша:

Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай.
Полюбите меня, дети,
Я полезней всех на свете!

Морковь:

У моркови красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зеленый пышный хвостик
Украшает огород.

Помидор:

Я толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Картофель:

Я на любом столе – любимый самый,
И в честь меня пора давать салют.
Ведь из картофеля на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд.

Фасоль:

Фасоль в стручке запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.

Репа:

Репа - овощ не простой,
Хоть немножко горьковат.
И, как врач, он золотой -
Лечит горло у ребят.
Помогает он и взрослым
И под осень плодоносит.
Неприметный корнеплод
Что как врач у нас растет.

Колос:

Будут щи, и будет каша.
Сытно будет в доме нашем.
Но главнее в доме, знай –
Ароматный каравай!

Хозяйки:

А первый наш поклон земле-матушке за дары богатые!
А второй наш поклон люду доброму - труженику!
А наш третий поклон – Богу милосердному!

Хозяйки:

Славно вы все поработали, богатый урожай собрали.

Гости:

Наши руки никогда не знают скуки!

Еремеевна:

Вечерочки хороши,
Посиделки для души!

Матвеевна:

Много мы обрядов знаем.

Еремеевна:

А давайте Кузьминки обыграем!

Гости:

А что такое Кузьминки?

Матвеевна:

Кузьминки – один из осенних праздников, который отмечают 14 ноября. Праздник святых Кузьмы и Демьяна. В этот день не только работают, но и веселятся.

Гости:

А кто же такие Кузьма и Демьян?

Матвеевна:

В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За это их и прозвали «бессребрениками». Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнецами или просто «рукоремесленниками». И за удачей в кузнечных делах уповали на содействие этих святых.

Еремееевна:

А ещё говорят, что Кузьминки – по осени поминки. В этот день на селе устраивали проводы осени и встречу зимы. После службы в храме затевали общие «ссыпины» – ссыпали ячмень, другое зерно в общий амбар, начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику. Вечером варили ссыпную кашу, веселились и устраивали гуляния.

Матвеевна:

А кто знает, какие блюда в этот день подавали?

Гости:

Не знаем! А какие?

Матвеевна:

Кузьминки – куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол! Кузьма и Демьян – большие работники – кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Ребята-кузнецы:

Настала пора и нам себя показать! А что, хозяюшки, кузнецы вам не нужны?

Матвеевна и Еремеевна:

А что вы умеете делать?

Ребята-кузнецы:

А вот что! Посмотрите да вместе с нами отдохните!

Выступление ансамбля ложкарей.

Музыкальное сопровождение «Во кузнице».

После выступления кузнецы-молодцы показывают хозяйкам свою работу – подкову.

Матвеевна:

Славная работа!

Один из кузнецов кладёт подкову на дежу.

Матвеевна:

Ах, ты, молодо-зелено! Разве ты не знаешь, что мужчинам не то чтобы прикасаться к дежке нельзя, даже заглядывать в неё строго возбраняется!

Еремеевна:

Дежка в доме – предмет особый! В ней хлебушко настаивается, силу набирает!

Матвеевна:

В ней малых деток купали да от болезней излечивали.

Еремеевна:

И невесту встарь на свадьбе на дежу сажали, долю добрую ей прочили.

Матвеевна:

У нас сегодня на посиделках столько рукодельниц собралось!

Еремеевна:

Девицы-красавицы! Прям невестушки!

Матвеевна:

Пусть покажут своё мастерство!

Еремеевна:

А мы посмотрим да подумаем, которую первой на дежу в скором времен сажать будем!

Выступление ансамбля «Прялица».

Матвеевна:

Вот порадовали, красавицы!

Еремеевна:

Спасибо, рукодельницы! А за это мы расскажем вам о женской покровительницу – Параскеве Пятнице.

Ведущий:

27 октября празднуется день Параскевы Пятницы. Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскева. В ее Житии сказано, что родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевой, что в переводе означает «пятница». Повзрослев, Параскева дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой веры.

На Руси Параскева особо почиталась женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существует поверье, что Параскева ходит по земле в виде молодой девушки-крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи. Богоотступников наказывает, благочестивых – награждает.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В это день не работали. Нельзя было мыть голову, купать детей. Пословица предостерегала: «Кто в пятницу много смеется - тот в старости много плачет».
Параскева – грязниха, порошиха, льняниха. На Параскеву начинали мять и трепать лен.

А сейчас наши хозяюшки поделятся опытом возделывания льна и покажут обрядовый танец «Ох, и сеяла Ульяница ленок».

Исполнение танца.

Матвеевна:

Хорошо мы поработали!

Еремеевна:

Хороший урожай собрали!

Вместе:

Значит, год будет добрым и сытным!

Матвеевна:

Испекли мы, принесли
С пылу, с жару пироги!
К ним – баранки русские –
Румяные да вкусные!

Еремеевна:

- Пригласим гостей в кружок –
Съешьте свежий пирожок!
Помогите, гости, съесть
Пирогов хоть пять иль шесть!
Калачи бегут в карман –
Это вам гостинец дан!

Матвеевна и Еремеевна:

Хочешь есть пироги –
Поскорей сюда беги!

Матвеевна:

Самовар наш запыхтел, закипел,
Чай горячий и бодрящий подоспел!
И беседа хорошо ведется,
Коль седьмая чашка чаю пьется!
Чай не пил - откуда сила!
Чай попил – совсем пропал!

Еремеевна:

Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье вам!

Матвеевна:

Просим вас, гости дорогие, отведать наше угощение.

Еремеевна:

Не зря говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Гости:

За пирогами и чаем и мы не заскучаем!

Участники посиделок уходят со сцены под русскую народную пляску, вовлекая в нее зрителей.

Литература.

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
  3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров», старшая группа.
  4. http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79

Осенние посиделки

Скоморох 1

Добрый день, гости званные и желанные!

Люди старые и молодые, женатые и холостые!

Скоморох 2

Милости просим на осенние посиделки!

Скоморохи вместе

Всех приглашаем! Душевно встречаем!

(Выходят дети, читают стихи об осени)

Чтец1

Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
Наталия Антонова

Чтец 2

Летят дождинки

Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползёт.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы!
И. Демьянов

Чтец 3

Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Скоморох1

В гости к нам на посиделки

Братцы-месяцы пришли

Мы посмотрим, что в подарок

Детям братья принесли!

(выходят Сентябрь, Октябрь, Ноябрь в костюмах)

Сентябрь

По алым перьям снегиря
Течёт прохлада сентября.
В сухом бору дремота сосен,
Покоем веет от полей…
На юг уходит наша осень,
Держась за нитку журавлей.
Т. Белозеров

Октябрь

Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы…
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам октябре?!
М. Садовский

Ноябрь

В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.
Александр Твардовский

Скоморох 1

В осеннее ненастье шесть погод на дворе: сеет, веет, кружит, рвет, сверху льет и снизу метет.

Скоморох2

А сейчас мы вспомним некоторые приметы осени, которые люди знали с давних пор

Читают по очереди

Дым столбом- к хорошей погоде.

Перед ненастьем муравьи уползают в свой муравейник, закрывают в него ход.

Бабье лето ненастно -осень сухая.

С бабьего лета -бабий праздник и бабьи работы.

На Семена (в сентябре)ясно- осень ведренная.

На Семен день- до обеда паши, а после обеда-холода жди.

Осенью тихая вода – хорошая зима, шумная- морозы, метели.

Комары в ноябре- быть мягкой зиме.

Скоморох 1

А сейчас попросим дорогих гостей со всех волостей вспомнить пословицы и поговорки об осени

(Дети перечисляют)

Например:

- В осень и у вороны копна, не только у тетерева.

В осень и у кошки пиры.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Весна красна цветами, а осень - снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Вешний дождь растит, осенний гноит.

Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.

Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.

Осень - перемен восемь.

Осень велика, зима долга.

Осень говорит: «Гнило», весна: «Мило, лишь бы было».

И т.д.

Скоморох 2

Молодцы наши гости! А что сами месяцы осенние о себе расскажут?

(Выходят Месяцы)

Сентябрь

Обо мне говорят: «В сентябре одна ягодка горькая, да и та рябина», «В сентябре шуба за кафтаном тянется»

Октябрь

Меня называют грязником. В народе обо мне говорят «Знать осень в октябре по грязи»

Ноябрь

А обо мне говорят так: « В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается»,

«В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются».

Сентябрь

А теперь, гости дорогие, отгадайте наши загадки

(Загадывают по очереди)

1.Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
2.Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
3.Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
4.Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)
5.Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
6.Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад)
7. Не колючий, светло-синий
По кустам развешан...
(Иней)

8.Летит сова

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала

(Туча)

9.Стоит лепешка на одной ножке,

Кто мимо не пройдет, всяк поклонится.

(Гриб)


Скоморох 1

Молодцы, ребята! Братья месяцы, а ребята тоже подготовили для вас подарки!

Скоморох 2

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно

Здесь веселые частушки

Пропоют старательно!

(Фольклорный ансамбль исполняет частушки)

1.Мы частушки пропоем,
В них прославим осень.
Только хлопать громче нам
Зрителей попросим! Ух!

2.Наступила непогода,
День за днем идут дожди.
Как нам солнышко охота!
Бабье лето выходи!

3.У меня коса злата,
Это, девки, не спроста!
Меня осень золотила,
Красотою наградила!

4.Я осенний лес люблю,
Чистым воздухом дышу.
И корзинка не пуста,
Наша осень так щедра!

5.Урожай собрали мы:
Фрукты, овощи, грибы,
Ягоды, орехи, мед
Осень-матушка дает!

6.Осень - времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!

7.Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!»

8.Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть!

9.Вам частушки мы пропели.

А теперь торопят нас.

До свиданья, мы частушкой

К вам придем еще не раз!

Скоморох 1.

А вот и чай пожаловал, горячий, бодрящий!

Пейте с вареньем для хорошего настроения!

(Девочки разносят на столы и сладости гостям)

Скоморох 2

А пока вы пьете чай, участники вокальной студии вас песней повеселят!

Ой, чай, чай, чай

Золотого цвету!

За раз выпьем десять чашек-

Усталости нету!

Ой, чай, чай, чай,

Дает силу чай!

Чай не пил - откуда сила?

Чай попил - совсем пропал!

Чай наш крепкий, русский, сладкий,

Он дает здоровье, чай!

Дает здоровье, чай!

Если холодно- согреет,

Жарко -жажду утолит,

Заболеешь иль устанешь,

Крепкий чай надо попить!

Ой, чай, чай, чай,

Сладкий, крепкий чай!

Оформление:

Сцена украшена нарисованными гроздьями рябины, листьями, грибами (задник)

В зале оформлена выставка осенних букетов, овощей, рисунков.


«Осенние посиделки» для учащихся 6 класса сельской малокомплектной школы

Провёл учитель истории и обществознания,
классный руководитель 6 класса Евсеев
Анатолий Иванович, МОУ СОШ с.Апалиха
Хвалынского района Саратовской области

Данная работа рассчитана на учащихся средних классов и предназначена для учителей - классных руководителей как сельских, так и городских школ. Также данная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов.
Цель: Воспитание у учащихся любви к родному краю, родной природе, народным обычаям и традициям.
Задачи:
1.Закреплять собирательный образ осенних народных праздников; названия осенних месяцев; обрядовые действия, сопровождающие празднование осенних праздников. 2.Продолжать знакомить детей, привлекая родителей, с народным творчеством, фольклором.
3.Развивать смекалку, логику, внимание. Воспитывать чувства дружбы, товарищества, командного духа. 4. Углублять знания детей об осени как времени года.
Предварительная работа
- Составление сценария мероприятия, используя разнообразные источники (литература, ресурсы интернета);
- Разучивание с детьми стихов, частушек, проведение 3-4-х репетиций;
- Приглашение родителей учащихся;
- Подготовка музыкального материала для сопровождения праздника (песен про осень);
- Заготовка осенних кленовых листьев для конкурсов;
- Изготовление костюма Осени;
- Покупка баранок в качестве призов;
- Оформление классной комнаты в осеннем и народном стиле.
Материалы и оборудование:
- мультимедийный проектор и компьютер;
- прялка, плетень, самовар, деревянная старинная посуда (экспонаты школьного краеведческого музея);
- сваренная молочная каша, 4 тарелки и 4 ложки;
- вырезанные из обоев «лужи»;
- кленовые листья;
- 10-12 картофелин;
- 4 шарфа или женских головных платка.

Подготовительный этап: класс разбит на 4 команды, каждая из которых готовит осеннюю поделку из природного материала, находит загадки, пословицы, частушки поговорки об осени.
Каждая команда сидит за отдельным столом, оформленным в осеннем стиле.
Связка баранок или сушек служит призовым фондом: за правильный ответ – сушка.
Реквизиты – фломастеры или краски, ручки, листы бумаги.
Оформление класса: доска украшена осенними листьями с загадками, стоит стол, накрытый скатертью, на скатерти расписная посуда с пряниками и баранками, старинный угольный самовар, осенний букет в крынке, в углу стоят ножная прялка и самодельный плетень.
Ход мероприятия:
Звучит музыка- песня «Осенний блюз», сл. и муз. А.Ермилов
Ведущий. Добрый вечер, гости дорогие и желанные! Милости просим на Осенние посиделки! Чтобы начать наш вечер, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно:
Вот художник так художник,
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?
Дети. Осень!

Ведущий Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами да замерзшей землёй. Не зря в народе называли этот месяц грудень, листогной, студеный. Ноябрь – последний месяц осени, предвестник студёной зимы. Русский народ и поговорки о ноябре придумал:
Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца.
Ноябрьские ночи до снегу – темны.
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодил.
Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.

Много интересного об осени и о наших старинных и временами забытых осенних праздниках узнаете вы сегодня на русских Осенних посиделках.

1-й ребенок.
На завалинке, в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2-й ребенок
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
3-й ребенок
Добрым чаем угощались,
С медом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались -
Без общенья жизни нет.
4-й ребенок
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши.
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Ведущий.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы «в своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.

1-й ребенок.
Отдых - это не безделки -
Время игр и новостей.
2-й ребенок
Начинаем посиделки!
3-й ребенок
Открываем посиделки!
Дети (хором)
Для друзей и для гостей!
Ведущий В нашем празднике принимают участие 4 команды (по 2 человека в каждой команде- ребёнок и мама). Поприветствуем каждую команду громкими аплодисментами.

Ведущий На улице поздняя осень. После хлопотливого и жаркого лета собирается природа на отдых: солнышко уже слабо греет землю своими лучами, блёкнут травы, облетели с деревьев золотые листочки, не слышно пения птиц- они улетели в тёплые края.. Грустная, казалось бы, пора… Но мы не будем сегодня унывать. Ведь в каждом времени года есть и свои прелести. Известно, что многие русские поэты любили осень. Под шум моросящего дождя и шелест падающих листьев рождались немеркнущие строки прекрасных стихотворений:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С.Пушкин)
1-ый конкурс – «Продолжи пословицу»
Ведущий Осень издавна была связана со сбором урожая, с сельскохозяйственными работами. Поэтому люди создали много пословиц о труде. А знаете ли эти пословицы вы? (Ребята, я называю первую часть пословицы, а вы – вторую). Конкурс оценивается так: за каждую правильно угаданную и продолженную пословицу команда получает по 1-ой баранке:
1. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
2. Труд человека кормит, (а лень портит)

3. Глаза стращают, (а руки делают)
4. Что посеешь – (то и пожнешь)
5. Делу – время, а (потехе – час)
6. Не спеши языком, (торопись делом)
7. Кончил дело – (гуляй смело)
8. Любишь кататься – (люби и саночки возить).

Подводятся итоги: кто больше получил сушек.

Ведущий Считалось, что в Семен день, 14 сентября. нигде не увидишь воробьев. Почему так? Существовало такое преданье, что в этот день всех воробьёв черт в лес соби¬рает и меркой меряет: сколько взять себе, а сколько выпустить.
А вот я хочу родителям задать вопрос: в Семенов день хо¬ронят мух и тараканов. Как это делают, знаете? Из собранных овощей - морко¬ви, свёклы, тыквы, репы, редиски - вырезают сердцевину, кладут туда горсть пойманных мух, закрывают и зарывают в землю. При этом кто-нибудь выгоняет мух из дому полотенцем и приговаривает: «Муха к му¬хе летите, мух хороните» или: «Мухи вы, мухи, Комаровы подруги, пора умирать, муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Задам вам ещё один очень трудный вопрос: что за праздник Кузьминки? (Это день Кузьмы и Демьяна. Празд¬нуется 14 ноября. Кузьминки - об осени одни поминки. Кузьминки - встреча зимы.) Кто такие Кузьма и Демьян? (Они были кузнецами.)Почему их на¬зывают бессребренниками? (Они денег за свою работу не брали) Поче¬му их называли кашниками? (За работу их кашей кормили) Что делали девушки в этот день? (Устраивали осенние посиделки: снимали большую избу, готовили пиршество, приглашали на праздник парней и все вместе гуляли до утра.)
2-ой Конкурс «Кто быстрее съест кашу»
Ведущий: Издавна говорят «Щи да каша – пища наша». Без каш не обходился ни один крестьянский день: каша пшённая, каша гречневая, каша гороховая, каша перловая… Вкусно и сытно! А сколько сил прибавляют! Ведь силы надо много, чтобы осенью урожай собрать, землю вспахать, сено и солому из поля к домам свезти. Наш следующий конкурс заключается в следующем: с завязанными глазами дети все одновременно должны съесть кашу – кто быстрее!


Ведущий Под окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
(С.Есенин)
3-ий конкурс «Отгадай загадку».
За каждую отгаданную загадку команда получает по одной баранке

Ведущий Все мы в ясную осеннюю погоду очень любим гулять по осеннему лесу или парку. Вот и сейчас мы отправимся на прогулку и будем собирать разноцветные осенние листья. (На доске прикреплены листья с написанными за ними на листочках бумаги загадками. Отцепляем листья, читаем и отгадываем загадки).


1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
2. В шубе летом, а зимой раздеты (Деревья)
3.Без рук, без ног, а в подворотню лезет. (Ветер).
4. Стоит Матрешка
На одной ножке
Закутана, запутана (Капуста)
5. Без окон, без дверей –
Полна горница людей. (Огурец)
6. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)
7. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели (Лук)
8. Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали (Морковь)
9. Посреди двора золотая голова (Подсолнух)
10. Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко (Слива)
11. Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит (Крапива)
12. Мешено, квашено, валено, на стол поставлено. (хлеб)
13. Есть шапка, но без головы, есть нога, но без обуви. (Гриб)
14. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
15. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман).
16. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет. (Ветер)
17. Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист)
18. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставки заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос).
19. Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птицу к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень).

Ведущий Посчитаем, сколько баранок накопилось у каждой команды.

Ведущий Кто знает, как называется первый осенний праздник? (Успенье.) А че¬му он посвящен? (Окончанию осенних полевых работ, жатвы и встрече осени.) Когда начина¬ли жатву, как называли первый сноп? (Именинник.) А последний как? (Молчанушка.)Почему так? (Было такое поверье, что если в это время девушка заговорит, то жених у нее будет слепой.) Что дальше делали с молчанушкой? (Наряжали в сарафан, обвивали ситцевыми платками, приносили до¬мой, ставили в красный угол, несли ему хлеб и соль, низко кланялись и со¬храняли до нового урожая.) Закончили жатву, пора и повеселиться на славу!

4-ый конкурс –игра «Перепрыгни через лужу»
Ведущий Осень – самое дождливое время года: льют и льют холодные моросящие дожди. Неприятная, казалось бы, погода. Однако осенние дожди очень важны и нужны земледельцам: земля пропитывается влагой, отдыхает и готовится к весеннему севу. Много на дорогах луж, которые мы вынуждены перепрыгивать или обходить. Наш следующий конкурс называется «Перепрыгни через лужу».
(Из ватмана или обоев вырезаны овальные «лужи» и прикреплены к полу на расстоянии 20-30 см друг от друга. Задание: кто быстрее их перепрыгнет и первым вернётся на своё место. В конкурсе принимают участие все).

Ведущий В старину на осень приходилось много праздников и обрядов.
Так, к примеру, 8 октября во многих сёлах и деревнях начинались капустники – рубили капусту на засолку и закваску, устраивали посиделки с капустными угощениями. А как вы думаете, почему капусту именно так называют?
Она похожа на голову человека, а по латыни «голова» – капут, вот отсюда и пошло название.

5-ый конкурс «Составь слово».
Ведущий Всем понятно значение большого слова «Огородничество» (записывается на доске). Составьте из букв этого слова другие слова. Побеждает та команда, которая составит больше всех слов и у кого будет самое длинное слово. Для этого конкурса отводится 2 минуты.
(В это время звучит медленная осенняя песня – «Песня про осень», сл. Л.Палий и Б.Будар, муз.Г.Гладков)

Ведущий. Что-то наши родители заскучали, на вопросы мало отвечали.
Спрошу-ка я у них, а какой праздник отмечается 14 сентября?
Не знаете? Ребята, что это за праздник? (Семен день.) Что в этот день делали? (Начиналось Бабье лето, устраивались посиделки, работа в избах при огне, только с этого дня начинали выкапывать картошку в огородах, су¬шить и мять лен.) Что делают изо льна? (пряжу и нитки, из них ткут полотно, из полотна шьют одежду, полотенца, постельное бельё.)
Ведущий Ребята, вы так много узнали сегодня об осенних празд¬никах и осенних занятиях, а давайте мы саму Осень к нам в гости позовем.
Звучит песня про осень –«Осенняя», сл.И.Лейме, муз.В.Алексеева
Входит Осень.
Осень.
Вы обо мне? А вот и я.
Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год,
За летом следом мой черёд.
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки?
Дети .
Да, хороши твои подарки!
Осень.
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться
Я прихожу не одна, а со своими братьями- осенними месяца¬ми. Их у меня трое. Попробуйте узнать, про какой месяц я буду говорить:

Опустел ваш лес и сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (Сентябрь)

Все мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Черно поле бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Осень Молодцы, ребята, все осенние месяцы правильно назвали. А можно я с вами на вашем празднике дальше побуду, посмотрю, как вы играете и веселитесь?
Дети: Да, конечно, оставайся с нами, дорогая Осень!

Ведущий Есть такая народная примета – если девочка родилась на Матренин день (22 ноября), то становится она настоящей искусницей: может старое платье починкой в новое превратить, а иголочка в ее руках с белой ниточкой не расстается. Совсем как в нашем следующем конкурсе, где тоже необходимо показать своё мастерство и смекалку.
6-ой конкурс «Собери кленовый лист» (большой лист разрезан на несколько частей, их нужно сложить, как пазлы. Кто быстрее?).

Ведущий С давних-давних пор 14 октября на Руси празднуют Покров-день. Существует такая легенда:
В 910 году враги осадили византийский город Константинополь, и ему грозило полное разорение. И вот ночью на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Пресвятой Богородицы, Андрею и Епифанию, отличавшимся святостью, привиделась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородицы стояла в воздухе и молилась за спасение города. Затем раскинула над собравшимися в храме свой покров (покрывало), как бы защищая всех прихожан. Видение вскоре исчезло, но враг снял осаду города и отступил.
День Покрова совпадал с самым обеспеченным временем в жизни крестьян. С полей все убрано, хаты начинают топить по-зимнему. Играют свадьбы и устраивают посиделки. Собирали зерно, мололи муку, пекли пироги и блины. Пели песни и играли в подвижные игры.
Давайте и мы с вами сыграем в очень подвижную игру.
7-ой конкурс – Собери картошку ложкой.
(На полу разбросаны 10-12 картофелин. Задание: кто быстрее их соберёт ложкой и сложит в пакет. В конкурсе принимают участие по 2 ученика или родителя).


Ведущий 10 ноября – это день Параскевы Пятницы. Она родилась в 3-ем веке в городе Икония, как раз в пятницу. А ее родители почитали этот день, поэтому и назвали ее Параскевой, что с греческого переводится как пятница. В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства. В этот день старались не работать, а можно было только шить.
8-ой конкурс - «Поэтический»
Ведущий: Как много красок использует осень, украшая природу. Золотая осень, прекрасная пора, очей очарование – говорим мы об осени. А какие стихи посвящали ей поэты, перечислить невозможно! Давайте проведем конкурс чтецов стихов об осени.

Участники должны составить стихотворение по предложенным им рифмам. Максимальный балл за этот конкурс – 2 баранки.
…раздражает
…блеск
…спадает
…треск

…вздыхает
…восток
…слезы
…песок

(Под музыку идёт творческий процесс – сочинение стихотворения, звучит песня «Наступила после лета осень», сл. и муз. О.Осиповой)

Ведущий. Пришла пора рассказать, чем же заканчивался праздник Кузьмы и Демьяна? Чучело Кузьмы, сделанное из соломы, разбирали, солому разбрасывали по земле, чтобы она согрела землю и уро¬жай на следующий год был хорошим. И на этой соломе плясали и танцевали, прощаясь с праздником.

9-ый конкурс - «Повар»
Ведущий Да, урожай собран хороший. Теперь можно подумать, как приготовить из собранных овощей салат к вкусному обеду. Командам предлагается выбрать из предложенных карточек с названием продуктов те, которые необходимы для приготовления салата оливье, винегрета, селедки под шубой и салата с крабовыми палочками.
10-ый конкурс – конкурс художников
Ведущий Осень – великолепный и чудесный художник, умеющий разукрасить даже серое, превратив его в яркое и красочное. А давайте представим, что вы тоже художники, какой бы вы изобразили Осень?
Задание: мамы с завязанными глазами фломастерами рисуют на листе А-4 осенний пейзаж, а дети им подсказывают.
Ведущий Ни одни осенние посиделки не обходились без весёлых и озорных частушек.
Где гармошка заиграла –
Там частушка зазвучала,
Русская, народная,
Весёлая, задорная!
Дети по очереди исполняют под музыку частушки:
1.Хорошо пропелись песни,
Милые подружки,
Только, что за посиделки
Без лихой частушки?
2. На осеннем на лугу –
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе
Помирает со смеху.
3. Я сегодня не в порядке,
Завтра лучше наряжусь:
Дыни на ноги одену.
Кукурузой подвяжусь.
4. Взял землицы я в аренду,
Чтоб построить там фазенду.
Посадил арбуз и дыню,
А теперь ищу рабыню.
5. Ахи, ахи, ахи, ох!
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Я помчусь, а ты постой!
6. Мой миленочек не плох –
Посадил он мне горох.
Ну, а я для Сенечки
Сею в поле семечки.
7. Не ленитесь огуречки!
Поднимайтесь-ка айда!
Пляшет Таня ходят плечики.
Ну, хозяйка, хоть куда!
8. Вам частушки мы пропели,
А теперь торопят нас.
До свиданья, мы с частушкой
К вам придем еще не раз.
11-ый конкурс «Домашнее задание»
Ведущий : На дом командам было дано задание – сделать осеннюю поделку из природного материала, интересно назвать её и представить всем присутствующим на празднике. Вижу, какие они красивые и интересные стоят на ваших столах. Предоставляю слово вам, команды!
(Команды по очереди показывают и рассказывают о своих творческих работах).
Ведущий Пришло время для подведения итогов и награждения победителей.

Подсчитывается количество баранок у каждой команды.
Награждение команды-победителя – связкой баранок с самовара.

Сценарий интегрированного мероприятия

(музыкальный праздник с элементами логоритмики)

«В гостях у Осени. Осенние посиделки»

Цель: Развитие координации «движение – слово» .

Программное содержание:

  • образовательная: активизация словаря и закрепление знаний по лексической теме «Осень» ;
  • коррекционная: развитие слухомоторных и речедвигательных координаций на материале стихотворений, песен, динамических упражнений, танцев (коррекция общих и мелких движений) ;
  • воспитательная: обогащение эмоциональных впечатлений, воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

Оборудование: стулья, атрибуты: для праздника (маски) ; для Антошки (кепка, ложка) ; для игр (мешок (2+1 с дыркой) ), обручи, картофель, два зонта, платок; магнитофон с аудиозапиясями.

Предварительная работа: беседа об осенних приметах; активизация словаря по теме: «Осень» , разучивание песен, движений; распределение ролей между детьми; изготовление масок.

Празднично украшенный зал

Ход праздника:

Под музыку в зал входят дети и встают полукругом возле стульчиков.

Логопед: Добрый день, гости желанные!

Дети: (хором) Всех приглашаем, душевно встречаем! (Кланяются)

Лена Ф.:

Дни давно короче стали,
Листья золотом горят,
Улетают птичьи стаи
За далекие моря.

Тихо-тихо на опушке,
Уж кукушки не слыхать,
И готовятся зверюшки
Зиму долгую встречать.

Логопед: Ребята, хотите отправиться в гости к Осени, тогда рассаживайтесь по «вагончикам» . Поехали!

Ритмическое упражнение «Поезд»

Тут и там,
(«Поезд» едет по кругу)
Тут и там
(Локти согнуты)

На перроне шум и гам.
(Гудит правой рукой)
Вот гудок в путь зовет,
(Гудит левой рукой)

Скоро поезд отойдет.
(«Поезд» останавливается)

Логопед: Под листьями, слышите, кто-то храпит!? Кажется, кто-то спит!

Осенний праздник дети ждали,
И уж никак не ожидали,
Что осень будет крепко спать
И позабудет нас встречать.

Воспитатель: Вы ошибаетесь, это не Осень.

Логопед: Ну, а кто?

Воспитатель: Давайте посмотрим.

Логопед: Простите, пожалуйста, как вас зовут?

Не слышит, храпит,
Наверное, крепко спит.
А если лист нам приподнять,
Тогда возможно всё узнать.

Да это же Антошка!
Рядом лежит ложка.
Что же делать, как нам быть,
Как Антошку разбудить?

Воспитатель: Наверное, надо похлопать или потопать.

Дети под музыку хлопают и топают.

Логопед: Давайте споем про него песню.

Песня-инсценировка «Антошка»

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Жалко нам тебя, Антошка,
Что ленивый ты немножко.
Слёз напрасно ты не лей,
Лучше лень преодолей.

Осенью кругом столько работы – ведь поспевает урожай. За щедрый урожай мы все в ответе. С взрослыми должны трудиться и дети. В начале сентября копали картофель.

Кто хочет потрудиться?

Логопед: Антошка, а ты готов потрудиться?

Денис Х. (Антошка) : Надоело мне лениться,

Хочу тоже потрудиться.

Игра «Урожай» – кто быстрее соберёт картофель.

Дети получают мешки (один дырявый) .

Логопед: Антошка, ты очень хорошо собирал картошку, только мешок тебе дырявый достался. Хорошо мы все потрудились, можно и повеселиться.

Хоровод овощей

(музыка Н. Лукониной)

Логопед: Посмотрите, какой богатый урожай мы все дружно собрали: тыкву полосатую, свеклу бородатую, капусту сладкую.

Максим Р.: Было пусто, стало густо.

Подбоченилась капуста,

И на ножках кочерыжка

К нам во двор пришла вприпрыжку.

Игра «Капуста» (пальчиковая гимнастика)

Мы капусту рубим, рубим. (Рёбрами ладоней дети «рубят» воображаемую капусту)

Мы капусту мнём, мнём. (Сжимают и разжимают пальцы рук)

Мы капусту солим, солим. (Солят воображаемую капусту)

Мы капусту трём, трём. (Трут ладошками воображаемую капусту)

Логопед: Урожай большой собрали, капусту посолили. А теперь пора и повеселиться. Ведь так было на Руси и раньше: заканчивались работы на полях и огородах, начиналось веселье: кончил дело – гуляй смело!

Песня «Вот и осень на дворе»

(музыка и слова С. Юдиной)

Логопед: В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт. Я вам напомню осенние приметы:

  • дым стелется – к непогоде;
  • гром в сентябре – к тёплой осени;
  • осенью тихая вода – будет хорошая зима;
  • комары в ноябре – быть тёлой зиме.

Альгирдас Л.: Осень по дорожке

Ходит не спеша,

Под ногами осени

Листики шуршат.

Хмурая погода,

Дождик на дворе,

Птицы улетают

Стаей в сентябре.

Игра «Зонт» - помоги другу не попасть под дождь

Алсу Т.:

Если светит солнышко,
Можно погулять,
Хлопать, топать весело,
В садике играть.

Если тучка хмурится
И грозит дождем,
Спрячемся под зонтиком
И дождик переждем.

Логопед:

Дождик шумно пробежал,
Всех ребяток испугал.
Посидим, отдохнем,
Про осень песенку споем.

Песня «Осенняя песня»
(музыка и слова Н. Лукониной)
Осень: Добрый день, а вот и я.
Здравствуйте, мои друзья.

Вас не видела весь год,
Наступил и мой черед.
Очень долго вас ждала
И подарки припасла.

Максим Р. (обращаясь к Осени) :

Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: (хором)
Значит, будут пирожки?

Осень: Принесла вам гречки.
Дети: (хором)
Каша будет в печке?
Осень: Принесла вам овощей

И для супа и для щей.
Рады ли вы грушам?
Дети: (хором)
Мы их впрок засушим.

Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: (хором)
На варенье, на компот.
Осень: Принесла я меду.

Полную колоду.
Дети: (хором)
Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: (хором)

Не хотим, не надо!
Осень: Хорошо, пусть солнышко
Светит вам в окошечко!
Хоровод «У калинушки»

(музыка и слова Ю. Михайленко)

Логопед: Присядем тихо, отдохнем,

Осени стихи прочтем.

Дети читают стихи об Осени

Логопед: Осень, для тебя ребята приготовили и сейчас исполнят весёлые частушки

Частушки

Осень: Спасибо вам, ребята.
А когда к вам в гости шла,
Вот какой платок нашла.
Разноцветный, расписной,

Необычный, непростой!
Предлагаю, вам, друзья,
Поиграть с платочком я.
Хотите? Тогда выходите!

Игра «Волшебный платок» - передача платочка по кругу.

Осень: Очень весело мне было,
Всех ребят я полюбила.
Но прощаться нам пора,
Что поделать – ждут дела!

Добрых вам улыбок, щедрой осени, безбедной зимы!

До свидания!

А в подарок от меня сладкий вкусный пирог с дарами щедрой осени (отдаёт пирог детям)

(Уходит)

Логопед: Приглашаем всех на чай! До новых встреч на посиделках!

Коли будет мимо дорога,

Не обходите нашего порога!

Сценарий фольклорного праздника «Осенины»

Осенние посиделки

Подготовительная группа

Звучит русская народная мелодия: «Из-под дуба». Дети входят в зал, приплясывая. Садятся на свои места. Их встречают воспитатели в русских народных костюмах – Гавриловна (1) и Даниловна (2).

1. Доброго здоровья молодцы, да красны девицы! (здороваются с гостями, поклоны). Мы приглашаем вас на русские народные посиделки.

2. А в старину, на Руси уважаемых людей называли по отчеству, без имени.

1. Поэтому я Гавриловна.

2. А я Даниловна.

1. А собрались мы сегодня на осенние посиделки. Их еще раньше называли засидками или вечерками. Все работы в поле, да на огороде закончены, урожай собран.

2. Можно посидеть рядком, да поговорить ладком.

Себя показать, да на других посмотреть

Всеми детьми исполняется кадриль «Цветки – лютики» (Т. Суворова).

(Несколько девочек идут переодеваться в костюм журавлей. А остальные дети берут осенние листочки и садятся на свои места).

Ребенок:

Наступила Осень золотая.

Птицы приготовились к отлету.

Машут крыльями: «Прощай Земля родная»,

Говорят, взмывая в небо голубое.

Ребенок:

Улетай журавлик, да не насовсем.

Из-за моря ты весну мне принеси.

Расскажи, журавлик, расскажи ты всем:

Осенины нынче на Руси.

Танец «Журавлиный клин». (Т. Суворова).

Ребенок:

В этот лес осенний, терем расписной.

Я войду и ахну, до чего красив.

Пёстрою листвой шумит он надо мной

Осенины нынче на Руси.

Ребенок:

Где-то в перелесках бродит дух грибной.

Что ты хочешь, то у осени проси

Наслаждайся красотою неземной.

Осенины нынче на Руси.

Танец с листьями «Осенняя сюита». (Т. Суворова)

1. Вот такие вечерки, посиделки, собирались у хорошей хозяйки. Изба у нее просторная и теплая. По полу половички домотканые, на столе свечка сальная, чтоб всем светло было, электрических лампочек еще тогда не придумали. (Гавриловна садится на скамеечку, а Даниловна подходит к сундуку, открывает его)

2. А перед вечерками раскрывали девицы бабушкины сундуки, (открывает сундук) одевали белые рубахи, да сарафаны, платки яркие, на шею вешали бусы в несколько рядов, цепочки да монисты. На руки браслеты, пальчики унизывали колечками, богатые барыни золотыми, а бедные – медными. Нарядившись, девицы белились да румянились. Пудрились мукой, румянились свеклой, брови углем рисовали. Идите, девицы и вы ко мне прихорашиваться (вызывает двух девочек).

Конкурс «Ряженье». (девочки наряжаются – одевают бусы, колечки. А потом идут по кругу под музыку, показывая, как нарядились, под аплодисменты).

1. Ну вот и нарядились! (говорит во время показа нарядов девочек)

2. Уж какие красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

1. Выходите-ка, девицы, танцевать вы мастерицы!

2. Кавалеры помогайте, пыль с сапожек отбивайте!

Русский народный танец «Кадриль»

(Гавриловна и Даниловна присаживаются на скамейку).

1. А теперь сядем рядком да поговорим ладком!

2. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки.

1. пошла я на лыко гору драть…

Увидела, на утках озеро плавает…

Я бросила три палки: одну еловую,

Другую березовую, третью рябиновую!

Бросила еловую – не добросила!

Бросила березовую – перебросила!

Бросила рябиновую – угодила!

Озеро вспорхнуло, полетело. А утки остались!

2. Эх! Это что! А вот со мной случай был!

Лети пуля, жужжит… Я вбок – она за мной…

Я в другой – она за мной

Я упала в кусты – она хвать меня в лоб!

Я цап рукой! Ан, а это жук!

1. Кто еще потешки знает,

Пусть быстрей нам почитает.

(выходят по очереди дети)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот расстался.

Фома. Что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок. Иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит – надо идти!

Что ваши девчата делают?

Шьют, да поют.

А матушки?

Порют, да плачут.

Фома. У тебя в избе тепло?

Тепло. На печи в шубе согреться можно!

1. Насмеялись досыта. Но пора и поиграть в игры.

Русская народная потешка. Игра «Ай гу-гу».

Ход игры: все идут по кругу, а водящий двигается поскоками внутри круга, все приговаривают:

Ай гу-гу, ай гу-гу, не кружися на лугу!

На лугу-то лужица, головушка закружится!

Все останавливаются, пружинящим шагом подходят к водящему за словами:

«Ой, вода, ой, вода, Вове (имя водящего) в лужице беда!» Дети разбегаются, Вова салит детей. Водящим становится тот, кого первым осалили.

Игра «Перепрыгни через лужи» (лужи вырезаны из ватмана; нужно перепрыгнуть через три лужи и вернуться на свое место).

Игра «Кот в мешке» (игра для детей, а затем для родителей и гостей: узнать овощ или фрукт на ощупь, не вынимая его из мешка).

2. Как у нашего соседа весела была беседа,

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки, чайки в балалайки,

Снегири-краснозобочки застучали в коробочки,

Свиристели в свирели, кукушка в колотушки,

Скворцы в бубенцы, две синицы-крошки заиграли в ложки!

Играют, играют, всех потешают!

Группа детей играют на русских народных инструментах.

Танец с ложками «Коробейники»

(Русская народная песня: «Пойду ль я, выйду ль я»)

1. А кто из вас, ребятки, дразниться горазд? Будем соревноваться, у кого язычек острее.

Дразнилки:

Девочка: Ванька-Встанька, карапуз, надевай большой картуз,

Каравай съешь хлеба - вырастишь до неба.

Мальчик: Наша Маша тоненька. Как в стогу соломинка,

В лапочки обуется, как пузырь надуется.

Девочка: Ты куда, Ванюша, едешь? Ведь телега без колес.

2. А Ванюша отвечает:

Мальчик: Заготавливать овес.

1. (обращается к подруге). Вот пока мы с тобой в тепле сидим, да обо всем говорим, на улице-то дождь прошёл. А наши-то девчата шустренькие, да удаленькие – дождика совсем не боятся. Давай с ребятами посмотрим на них.

«Танец с зонтиками» (музыка Поля Мориа)

2. Гавриловна, иди сюда, поговорим, всю ли ты работушку переделала?

1. А как же, Даниловна. Трудилась с утра до вечера, не покладая рук. Столько дел переделала: и овощи с огорода убирала, и варенья наварила из клубники, да из малины, грибов запасла сушеных, да солёных.

2. Да и наши молодцы, да красны девицы не линились. Заготовили много овощей и фруктов. А давай посмотрим, какой вкусный обед наши девицы и молодцы приготовят. Вот продукты для борща и для компота.

Конкурс «Сварим обед»

1. Ох как вкусно мы поели, так и весело запели.

Хоровод «Выходила молода».

Ребенок:

Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семён. Иван…

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Частушки:

1. Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, съиграем…

Попросите только нас!

2. Рассыпайся, горох,

С грядки на грядку.

Пораздайся, народ,

Я пойду в присядку.

3. Оха-ха да хахоньки,

Наши парни махоньки.

Из-за крчек, из-за пней

Не видать наших парней.

4. Я залезуна берёзу.

Ух, какая высота.

Посмотрю по сторонам,

Ух какая красота.

5. А я сирени наломаю,

Набросаю у ворот,

Расплету я руссу косу,

Пусть завидует народ.

6. Оха-ха да оха-ха,

Чья же буду я сноха?

Кто же будет мой жених?

Ох, помучаю я их!

7. Приезжали меня сватать

На серой кобыле.

Все приданное забрали,

А меня забыли.

8. Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

(Гавриловна и Даниловна выносят корзину с фруктами)

1. Хорошо пели и плясали молодцы да красны девицы.

2. Весело, задорно. И решили мы угостить вас осенними плодами.

1. Тут и празднику конец.

2. Кто с нами играл и веселился- молодец!

1. А кто тихо в уголочке скучал, Даниловна?!

2. Тот и праздник проспал, Гавриловна!

Конец праздника.

Репертуар:

1. Русская народная мелодия «Из под дуба»;

2. Кадриль «Цветики лютики» - «Танцевальная ритмика» Т. Суворова;

3. Танец «Журавлиный клин» - «Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

4. Танец с листьями «Осенняя сюита» -«Танцевальная ритмика» Т.Суворова;

5. Русский народный танец «Кадриль»;

6. Русская народная игра- потешка « Ай гу-гу»;

7. Игры: « Перепрыгни через лужи», «Кот в мешке»;

8. «Танец с зонтиками» - - музыка Поля Мориа «Шербургские зонтики»;

9. Русский народный хоровод «Выходила молода»;

10. Частушки- И.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры»;

11. Конкурс «Ряженье».

Атрибуты:

  • костюмы Гавриловны и Даниловны- русские народные
  • украшение зала под фольклор
  • скамейка
  • костюмы журавлей
  • осенние листья
  • украшения для ряженья
  • лужи 6шт из ватмана
  • мешок с овощами и фруктами
  • фрукты и овощи, 2 кастрюли, поднос
  • корзина с фруктами -угощение
Статьи по теме: