Счастливый брак. Супружеская измена - основные правила

(Юнгианский подход)

Р.Джонсон символически представляет брак в виде двух человек, стоящих спиной к спине и таким образом защищающих друг друга.

Опасность для брака таится в жизненных установках современного человека, которая заключается в том, что и мужчина и женщина обращены к внешнему миру и заняты решением внешних проблем. Тогда остается без защиты мир внутренний, поэтому в семейной жизни многие неприятности возникают именно в этой незащищенной области.

В таком случае особенно беззащитными и ранимыми оказываются дети.

К.Г.Юнг писал об опасности не обращать внимания на изменения, происходящие в своем внутреннем мире и тогда, это бремя вынуждены принимать на себя дети, взваливая проблемы взрослых на свои плечи.

«Если вы хотите, чтобы дети унаследовали от вас самое лучшее, оставьте им чистое бессознательное, а не вашу непрожитую жизнь, которая будет скрываться в вашем бессознательном, пока вы не будете готовы к конфронтации с ней».

Говоря о маскулинности и феминности, надо хорошо осознавать, что речь идет не только о мужчине и женщине. Внутренняя феминность мужчины может выполнять ту же функцию, которую, по нашему представлению должна выполнять женщина, и наоборот.

  1. Структура семьи и ее нарушения

Структура семьи – это состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Основными характеристиками являются: связь и иерархия.

Связь – это психологическое расстояние между членами семьи. Если очень близкое (симбиоз), если очень далекое (разобщенность) – может привести к дисфункции.

Иерархия – характеризует отношения доминантности – подчинения в семье. М.б. низкой, умеренной, высокой.

Структура семьи м.б. различной, в зависимости от того, как в ней распределены обязанности: поровну или главная их часть сосредоточена в руках у одного человека. Примером может служить ситуация алкоголизма мужа в семье, которая часто становится условно выгодна жене:

d. Появляется объяснение низкому уровню жизни семьи – муж виновник всех бед.

e. Жена становится неоспоримой хозяйкой, единолично принимающей решения.

f. У жены появляется объяснение снятия с себя обязанности заботы о муже.

g. Жена получает общественную поддержку, как жертва алкоголика.

h. Как это ни странно, но у женщины может повыситься самооценка вследствие того, что теперь есть кого винить, что в жизни что-то не получилось.

Часто в семье имеет место двоевластие: супруги являются лидерами по очереди в разных сферах деятельности.

Борьба за власть часто выступает толчком у двух из трех разводящихся пар.

  1. Семейные конфликты: «Закон супружеской неверности» Э.Аронсона

В условиях психологической близости у партнеров складывается привычка к взаимно высоким оценкам. Позитивная оценка ожидается, как нечто само собой разумеющееся. В результате чувствительность к положительному подкреплению снижается, а к негативному оцениванию, наоборот, повышается.

Близкому человеку труднее, чем постороннему, добиться положительных чувств в ответ на свои действия, но у него больше шансов вызвать отрицательную реакцию партнера.

Такое явление часто встречается в конфликтных семьях.

Причиной конфликтов может стать неблагополучное прохождение членами семьи кризисных периодов:

Первый год супружеской жизни (проблемы адаптации);

Рождение детей (проблема понижения реализации своих интересов);

10-15 лет супружеской жизни (проблема дефицита чувств);

18-24 года (проблема повышенных эмоциональных переживаний жены по поводу возможных измен мужа)

  1. Классификация семейных конфликтов

Семейные конфликты это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.

  1. В.А.Сысенко: причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей

Отечественный исследователь В.А.Сысенко пишет: «Брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака».

Отечественные исследователи выделяют следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей.

1.Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения сувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения.

2. Конфликты, размолвки, психическое напряжение на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они могут иметь различную основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания, мужская импотенция и женская фригидность.

3.Психическое напряжение, депрессии, конфликты, ссоры, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях, психологическое отчуждение супругов.

4. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным, неэффективным, а порой и бесполезным затратам денежных средств семьи.

5.Финансовые разногласия на основе преувеличенных потребностей одного из супругов.

6. Конфликты, ссоры, размолвки на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, благоустройства семейного очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов.

7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, кооперации и сотрудничестве, а также связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.

8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

1917-ый, самый длинный год в истории России, был и самым переломным. В том числе и за отмену наказания за измену.

В этом плане, наша страна оказалась в авангарде "гуманизации". Сексуальная революция, 1964-ый, Международный конгресс в Гааге принял резолюцию: «Супружеская измена не может рассматриваться как уголовное преступление и в силу этого не подлежит судебному наказанию». В Италии, Франции отменили уголовное наказание только в 1975. А до этого, например, Софии Лорен пришлось уехать из Италии, по причине внебрачной связи с Карло Понти. В Турции, ползущей с Россией наперегонки в Евросоюз, закон отменили в 1996. В Швейцарии по сей день могут запретить вступать в новый брак в течении 3 лет. В Бразилии отменили наказание в 2005, а в Мексике буквально только что, в 2011.

1. В Вавилонском Талмуде названы четыре вида смертной казни: удушение, отсечение головы мечом, сожжение, сбрасывание на камни.
Удушение считалось самым лёгким видом смертной казни. Её суть заключалась в том, что кусок полотна оборачивался вокруг шеи осужденного и два свидетеля преступления или специально назначенные лица тянули концы полотна в разные стороны. Эта смертная казнь назначалась судом за такие преступления, как: нанесение побоев отцу или матери, а равно причинение им телесных повреждений; захват или похищение еврея с целью получения выкупа, его продажа либо принуждение к рабскому труду; вступление в половую связь с замужней женщиной (прелюбодеяние); супружеская измена мужу без умысла опорочить его перед евреями.

2. По так называемым среднеассирийским законам (XIV - XIII вв. до н.э.)
Муж, заставший жену с любовником, имел право на месте убить обоих. Если он этого не делал, то по суду на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какому муж пожелал подвергнуть свою жену.

3. В современной Турции:
За супружескую измену с 1996 года наказание предусмотрено не только для женщин, но и для мужчин. По сравнению с ранее действовавшим законом оно очень мягкое - пять лет тюрьмы. Для сравнения: в Саудовской Аравии до сих пор за подобное забивают камнями.

4. В Иране, Мавритании, Объединённых Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Судане, Нигерии (исламских странах) согласно шариату, уличённых в неверности побивают камнями. Побитие камнями - это вид наказания, применяемый только к состоящим в браке, причём исключительно к женщинам. Мужчины отделываются общественным порицанием.
При этом власти идут и на ещё большие ужесточения. С 1990 года в Иране действует закон, согласно которого женщину, уличённую в супружеской неверности, родственник мужского пола (не обязательно сам муж) имеет право убить без суда.

5. В Пакистане по решению шариатского суда за супружескую измену женщин могут казнить через повешение.

6. В Афганистане переходное правительство восстановило религиозную полицию нравов, действовавшую в стране при талибах. Диапазон наказаний для изменников весьма широк: от публичной порки до 10 лет тюрьмы.

7. В Индонезии супружеская измена карается тюремным заключением до 15 лет.

8. А вот пальму первенства по строгости наказания за супружескую измену держит немусульманская Республика Папуа - Новая Гвинея. Например, в округе Маданг, где по сей день действуют древние папуасские законы, обманутым мужьям не только разрешено, но и предписано обезглавливать любовников своих жен. Жен при этом не убивают, но перед казнью осужденный должен съесть палец своей любовницы.

9. В Германии в прежние времена за супружескую измену четвертовали. .По одной из версий, обычай запирать женщину на замок (пояс верности) появился именно в Германии в среде аристократии. Каждый раз, отправляясь в военный поход, муж заставлял кузнеца надевать на супругу железный пояс, который лично снимал после своего возвращения.

10. В средневековой Европе 15-16 вв. жён, уличённых в измене, наказывали пожизненным заточением в монастырь или обезображивали их, лишая носа, губ или ушей. Была распространена и смертная казнь за измену. Английский король Генрих XIII отправил на эшафот двух своих жен - Анну Болейн и Екатерину Говард. Наказывались за адюльтер только женщины.
В Великобритании долгое время существовал закон, по которому обманутый муж имел право на единовременное денежное вознаграждение. Причем оно должно компенсировать не только материальные затраты мужа на жену за всю совместную жизнь, но и также «моральный ущерб, нанесённый его чувствам и гордости».

11. В Болгарии также взыскиваются алименты с виновного в разводе супруга - в пользу невиновного. А вот в Швейцарии денег с прелюбодеев не берут, зато суд может запретить изменившему супругу вступление в новый брак в течение трех лет.

12. В Северной Бирме проблема наказаний женщин решается просто и технично: с детства девочкам на шею надевают ритуальные обручи. Они сильно удлиняют шею и одновременно подпирают голову, которая самостоятельно держаться на атрофировавшихся шейных позвонках уже не может. Если обнаружится измена - с шеи бирманской женщины снимаются обручи. Этого достаточно, чтобы она либо умерла от перелома шейных позвонков, либо осталась калекой.

13. В некоторых африканских племенах изменившую жену в обязательном порядке подвергали кастрации - вырезали матку.

14. В средневековой России судебник 1550 года расширил состав преступлений, караемых смертью. К ним относилась и супружеская измена.

15. В современном Китае: В провинции Гуандун местные законодатели наложили запрет на внебрачные связи. Наказание за измену (как мужчине, так и женщине) - два года тюрьмы и конфискация половины имущества.

16. В 10 штатах США существует тюремное наказание за походы «налево». Например, в штате Миннесота как муж, так и жена могут получить 5 лет тюрьмы и быть оштрафованными на 1000 долларов или схлопотать оба наказания.

,

Повышенная чувствительность к неодобрению со стороны партнера и нечувствительность к похвале - конечно, не единственная причина расставаний, но очень показательная.

Для счастливого брака нужно отпустить любовь…

Как это ни жестоко звучит, каждой паре для продолжения счастливых отношений и счастливого брака приходится отпустить ту любовь, которая их связала и начать совсем другие отношения. Если эти отношения строятся правильно, то они превращаются в любовь другого сорта. Она не такая страстная, не такая сумасшедшая, не такая романтическая. Она основана на заботе, уважении, нежности, ответственности, взаимопомощи, удобстве. Такую любовь некоторые ученые называют “братской” (Э.Фромм) или “супружеской” (Гозман). Если партнеры не находят ключа к новым отношениям, то брак или распадается, или продолжает “существовать” по каким-то другим, более “важным” причинам, чем любовь (деньги, дети, удобство).

Секреты счастливого брака:

1. Принять тот факт, что тот человек, с которым вы познакомились с “розовыми очками” на носу, был нереальным . Он был продуктов вашего воображения, раненого стрелами Амура. Реальный человек разбрасывает носки по квартире, незаметно для всех ковыряет в носу пальцем и при этом поучает ребенка, что делать это крайне неприлично:)

2. Четко разделить сферы бытовой ответственности. В семье моего мужа это было сделано так: муж — деньги, жена — дом и дети. Именно поэтому моей свекр до сих пор не умеет ввинчивать лампочки и укладывать детей спать, но как хирург — он был асс. Конечно, если жена тоже работает, то сферы ответственности нужно распределять по-другому, самое главное, чтобы было как можно меньше бытовых поводов для ссор и обид.

3. Иметь общие занятия, приносящие удовольствия. Воспитание детей, готовка (она готовит, он ест и хвалит - тоже подходит:), хобби, путешествия, работа — все годится. Главное, чтобы было что-то объединяющее и это должно приносить удовольствие.

4. Свобода для саморазвития. Отношения в счастливом браке не должны быть путами для партнеров. Личная нереализованность может серьезно пошатнуть отношения в браке. Здесь, конечно, большую роль играет умение партнеров договариваться и давать друг другу время. Немаловажными являются поддержка начинаний и вера друг в друга. Не сдерживать, а поддерживать и “создавать тыл”. Очень важным является разрешение прошлых конфликтов, которые мешают построению новых отношений. Обычно такую работу нужно проводить индивидуально — с психологом.

5. Знание языка любви партнера . Есть замечательная книга на эту тему . Каждый человек говорит на своем языке любви. Для кого-то важными являются подарки, для кого-то слова поощрения, для кого-то время и т.д. Если вы будете дарить партнеру подарки, а ему будут нужны прикосновения, то это будет примерно как, если вы говорите “Я люблю тебя” на китайском. Эту книгу нужно обязательно прочитать всем, кто хочет иметь счастливый брак .

А какую бы переменную вы добавили к формуле счастливого брака? Есть ли у вас свой секрет счастливого брака ? Оставьте комментарий и тем самым примите участие в конкурсе с с отличными призами! С условиями конкурса вы можете ознакомиться .

Измена — это ложь или скрываемая правда от мужа или жены. По крайней мере, так принято воспринимать измену, хотя это весьма спорный вопрос. Возможно ли это в любви? Нет, если сознательно это не перерастает в тайные любовные отношения, которые, естественно, скрываются. Это и есть ложь или скрываемая правда.

Супружеская измена , адюльтер (фр. adultere ), прелюбодеяние — добровольный половой акт между лицом, состоящим в браке, и лицом, не являющимся его супругой или её супругом.

Несмотря на то, что в различных правовых системах определения адюльтера различаются, общим для всех является факт сексуальной близости вне брака, в той или иной форме.

Исторически, адюльтер в многих культурах мира был жестоко наказуем, вплоть до смертной казни.

Полюбив другого человека, еще нельзя говорить об измене. Любовь — это желанное и непредсказуемое чувство, появление которого не контролируется человеком, но контролируется ее существование. Если бы это было иначе, то измена приходила бы с появлением любви. Любовь не порок и ее понятие не может пересекаться с пороком. Супружеская измена появляется тогда, когда рождается сознательная ложь вместе с желанием не отказываться от новой любви.

Если человек полюбил, то это неплохо. Если он знает, что не может пойти навстречу любви, то может не идти. Если же хочется пойти навстречу и что-то изменить в своей жизни, то лучше признаться в этом супругу или супруге до того, как совершить первый шаг. Супружеская измена в любви не существует, пока не родилась ложь вместе с желанием изменить свою жизнь.

Супружеская измена — это скорее измена своим привычкам в интимных отношениях, когда человек жаждет сменить партнера хотя бы на мгновение. Его выбор, отказать себе в удовольствии или получить желанное наслаждение. Как же чаще всего бывает? Муж изменяет в том, что после получения наслаждения, он забывает об этом, возвращаясь к своей жене. Изменяет ли он? Да, но только по отношению к самому себе, к собственной ответственности, к способности отказать себе в удовольствии. Он решил изменить свои вкусы.

Так же себя характеризует супружеская измена жены, хотя женская может иметь больше причин, порой даже самых неожиданных и ничем не оправданных ввиду отсутствия принадлежности к получению желанного наслаждения. Месть и ревность. Глупая, не оправданная, бессмысленная, жестокая женская месть и ревность становиться причиной измены. В этом случае женская измена масштабнее, поскольку затрагивает не только собственную ответственность, но и сознательное желание навредить другому человеку, что больше относится к предательству.

Женская и мужская супружеская измена в своей сути не отличаются друг от друга. Это сознательное желание что-то изменить и прежде всего, пересмотреть свои собственные привычки. Это монолог одного человека. Предательство проявляется в отношениях. Трудно предать самого себя, гораздо легче изменить себя и куда уж проще предать другого человека, не обвиняя себя в сознательной лжи. Измена мужа или жены, мужская, женская заключается в предательстве и лжи по отношению друг к другу.

Измена без прилагательных — это внутреннее желание что-то изменить в своем поведении, пристрастиях по отношению к самому себе. Супружеская измена — это ложь и предательство в отношении другого человека.

Законодательство РФ

Ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (СК) — основного кодифицированного нормативного правового акта, регулирующего семейные отношения на территории России — подтверждает свободу и добровольность брачного союза мужчины и женщины, а следовательно, и свободу расторжения этого союза, сопровождающуюся, естественно, достаточной защитой прав супругов и их детей. Ситуации расторжения брака, когда один из супругов возражает против расторжения брака, предусматривает ст. 22 СК.

СК не дает перечня оснований, при наличии которых брак должен или может быть расторгнут, вводя положение о том, что окончательное решение о сохранении или прекращении брачных отношений остается личным делом каждого из супругов. Введение подробного перечня оснований к расторжению брака практически весьма затруднительно, поскольку в каждом браке могут быть собственные причины разлада, и только сами супруги способны оценить их серьёзность и достаточность для развода. Однако во многих странах есть перечень причин для развода, который корректируется с течением времени.

Супружеская измена (как и пьянство или алкоголизм супруга, длительное раздельное проживание или наличие второй семьи, жестокое обращение, неспособность к деторождению и др.) служит обычным в судебной практике обстоятельством для возбуждения дела о расторжении брака.

Правовые санкции в различных культурно-исторических традициях

Исторически адюльтер сурово преследовался законом. На супругов могли налагаться обязательства не иметь сексуальных партнёров на стороне. Очень часто супружеская измена была веским основанием для начала бракоразводных процессов. В некоторых местах за адюльтер традиционно приговаривали к смертной казни. Как правило, наказание для женщин более суровое, чем для мужчин.

Религиозные традиции

В Библии термин прелюбодеяние следует отличать от более широкого понятия «блуда», который не предполагает супружеского статуса вовлечённого лица (лиц).

Ветхий Завет (Тора) запрещает прелюбодеяние (Исх., 20:14; Втор., 5:18), предусматривая за него смертную казнь (Лев., 20:10) для «прелюбодея и прелюбодейки», но не считает таковым связь женатого мужчины с незамужней женщиной. Новый Завет, восприемля запрет в Декалоге (7-я заповедь), осуждает прелюбодеяние (1-е Послание Коринфянам, 6:9,18; Послание к Ефесянам, 5:3—5).

Иисус Христос (Мф., 5.28) говорил: «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Кроме того, «всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует» (Лук., 16:18; Марк., 10:11—12). В ещё одном предании о жизни Иисуса говорится о том, что он простил женщину, обвиняемую в прелюбодеянии (Ин., 8.1—11), однако это не означает, что Новый Завет терпимо относится к этому (нераскаянному) греху. Апостол Павел предупреждает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи... Царства Божия не наследуют» (1-е Коринфянам, 6:9—10).

Прелюбодеяние в исламе

В отличие от иудаизма, в исламе любая добровольная половая связь лиц, не состоящих в браке между собой, является прелюбодеянием. Если совершивший прелюбодеяние состоит в браке, то он подвергается смертной казни, но при этом оговариваются условия, которые делают применение смертной казни почти неосуществимым на практике (хотя в некоторых мусульманских государствах и регионах идёт нарушение этого, более того смертной казни могут подвергнуть и незамужнюю женщину, причём не всегда даже за прелюбодеяние, хотя это противоречит Корану и сунне Пророка. Прелюбодеяние непосредственно (по образному выражению юристов, нужно видеть, что «ключ находится в замке») должны наблюдать четыре (минимум) человека, обладающих безупречной репутацией и пользующихся заслуженным авторитетом (грубо говоря, свидетельства тех, кого часто обвиняют во лжи, свидетельства ненадёжных людей не принимаются).

Если будут расхождения в показаниях свидетелей, они все будут подвергнуты телесному наказанию. Любое весомое сомнение отменяет наказание. Также запрещён самосуд (существует мнение, что муж может убить жену и любовника, но это противоречит Сунне, где говорится, что Мухаммад был недоволен, когда его спросили о допустимости самосуда). Если мужчина скажет, что увидел свою жену с любовником, но не приведёт доказательств, то он сам подвергнется наказанию (80 ударов плетью). Но супруги могут поклясться в том, было ли прелюбодеяние или нет. Если мужчина обвинит женщину, не являющуюся его женой, в прелюбодеянии и не предоставит четырёх свидетелей, то получит наказание в 80 ударов. Человек может сам признаться, что совершил прелюбодеяние, тогда он также подвергается смертной казни (забивание камнями). Подобного рода случаи были в практике. В Коране нет никаких упоминаний о том, что следует подвергать смертной казни совершивших прелюбодеяние. Согласно Сунне, на человеке подвергнувшемуся изнасилованию, нет греха (и, соответственно, он не подвергается наказанию).

Древний мир

Смертная казнь жёнам за супружескую измену предусматривалась Законами Ману в Древней Индии, а также законами Древнего Египта, Афин. По законам Римской республики муж, заставший жену на месте преступления, мог ее убить.

В значительном количестве стран замужняя женщина рассматривалась как собственность мужа. Соответственно и прелюбодеяние было отчасти покушением на право собственности, на право размножения.

Другие страны

По Кодексу Наполеона (гражданский кодекс французов), вступившему в силу 21 марта 1804 года, муж мог требовать от жены развода за адюльтер, а мужская измена не могла быть достаточным основанием для развода, если только он не приводил любовницу в дом.

Во многих юрисдикциях стран третьего мира адюльтер также, как и внебрачная половая жизнь (прелюбодеяния) до сих пор преследуется законом, Там, где они осуществляются, женщины караются гораздо строже, нежели мужчины, вплоть до забивания камнями. В некоторых странах мира случаями адюльтера и прелюбодеяния называют и те случаи, когда женщина была изнасилована. Так, например, обстоят дела в Нигерии и Пакистане.

Особенности мужской и женской измены

Существует несколько точек зрения на измену, некоторые из них исходят из новейших тенденций феминизма и политкорректности, некоторые исходят из традиционной морали. Часть исследователей (Протопопов, Анатолий Ильич, Дольник, Виктор Рафаэльевич) исходят из психофизиологических особенностей полов, отказываясь ставить знак равенства между полами в сфере сексуальных отношений. Если подходить к измене с позиций сохранности семьи, то получается, что адюльтер мужчин не так опасен, поскольку в большинстве случаев при связях на стороне мужчина не уходит к любовнице, не стремится создать новую семью. Напротив, поскольку в женской измене в первую очередь работает любовь, эмоции к новому партнёру, это гораздо чаще приводит к разрушению семьи.

Психология измены

Измена — удивительное явление. С одной стороны, измены весьма распространены, и некоторые сталкивались в жизни с этим явлением даже не один раз; с другой стороны — люди всякий раз испытываешь сильнейшую душевную боль, возникает ощущение, как будто мир разваливается на мелкие части и нет уже никакой возможности что-либо склеить и наладить.

В состоянии такого сильного душевного смятения и душевной боли человек может начать совершать различные поступки, мстить, пытаться выяснить отношения, разобраться в ситуации. И это более чем естественно: все хотят как можно быстрее избавиться от боли, приняв быстрое решение о том, как жить дальше. И чаще всего, таким решением является разрыв отношений. Тем не менее, психологи советуют как раз не делать никаких резких движений в состоянии аффекта . Должно пройти достаточно много времени до того момента, когда человек сможет успокоиться и разумно решить, как ему поступить.

Выходов из этой сложной ситуации может быть достаточно много и разрыв отношений — далеко не единственный. Чтобы понять, что произошло и принять верное решение, необходимо, прежде всего, привести себя в состояние душевного спокойствия, что, конечно, очень непросто. Помочь здесь смогут беседы с психологом, путешествия, работа, спорт. Обретя внутреннее равновесие, можно попытаться трезво и здраво посмотреть на ситуацию.

Существуют различные причины измен . Вот некоторые из них:

1. Измена как сигнал угасшей любви. Конечно, в этом случае, необходимо прояснить свои взаимоотношения с партнером и набраться мужества спокойно выйти из этих отношений. В конце концов, вероятно, вашему партнеру просто не хватало духу сказать вам правду, но винить его можно лишь за это, а не за отсутствие любви.

2. Измена как сигнал проблемы во взаимоотношениях. Проблема во взаимоотношениях — это не значит, что любовь ушла. Скорее наоборот, такая измена говорит о том, что партнер таким незатейливым способом хочет проблему решить и любовь вернуть. Например, если муж чувствует, что жена отдалилась от него, у него может возникнуть внезапное влечение к секретарше. Но основа этого влечения — не любовь к секретарше, а компенсаторная попытка справиться со своим чувством фрустрации. То есть вместо того, чтобы выдвигать претензии жене, человек бессознательно исправляет ситуацию путем измены. Поэтому психологи очень часто говорят, что измена может иногда являться стабилизатором отношений. Часто люди, прошедшие через измену, впоследствии вспоминают об этом как о хорошем уроке, который научил их относиться к партнеру более внимательно, с большим пониманием, сочувствием, научил быть более терпимым, щедрым, помогающим.

3. Измена как сигнал того, что у человека есть какие-то внутренние проблемы. Этих проблем может быть великое множество. Например, неготовность человека к серьезным отношениям. Очень часто, как только такой человек чувствует, что отношения с партнером переходят на принципиально иной уровень, внутренний страх толкает его на измену. Человек сам при этом очень страдает. Ведь какая-то его часть хочет серьезных отношенийпротивном случае он все время оставался бы на уровне поверхностных отношений), а какая-то очень боится и выталкивает человека из глубины.

Другой внутренней проблемой может быть неуверенность в себе. Очень часто с помощью большого количества сексуальных связей человек повышает свою самооценку, доказывает себе и всему миру, что он супермужчина или суперженщина, что он — победитель и властелин душ и тел. Но поскольку неуверенность в себе — это очень глубокая внутренняя проблема, которую никак невозможно решить вот таким доморощенным способом, то человек по-прежнему остается со своей неуверенностью и неудовлетворенностью.

Еще одной проблемой могу быть различного рода стереотипы, следование которым является тоже, конечно, неуверенность в себе. Например, распространен стереотип, что настоящий мужчина должен обязательно иметь не только жену, но и любовницу. Или, например, часто говорят, что верность одному партнеру вызывает определенную зависимость от него, и поэтому человек придумывает способы, как ее избежать.

Существуют и другие причины, но в любом случае, не во всех этих ситуациях разумно было бы реагировать полным разрывом. Ведь если человеком в случае измены движут его внутренние проблемы, то, при правильном и квалифицированном разрешении этих проблем (например, с помощью психолога), можно было бы не просто вернуть прежние отношения, но и сделать эти отношения более глубокими и искренними, не омраченными никакими психологическими сложностями. Конечно, в том случае, если они дороги.

(Бортников С. П.) («Семейное и жилищное право», 2012, N 5)

АДЮЛЬТЕР КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РОССИИ <*>

С. П. БОРТНИКОВ

——————————— <*> Bortnikov S. P. Adultery as a juridical fact in the family law of Russia.

Бортников Сергей Петрович, доцент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права юридического факультета Самарского государственного университета, кандидат юридических наук.

Содержание брачных отношений рассматривается через правовое закрепление естественных начал брака. Право охраняет как права и обязанности, установленные законом, так и начала этического и часто религиозного характера. Супружеская измена квалифицируется как юридический факт для семейного, гражданского и уголовного законодательства. Анализируется изменение законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: брачные отношения, семейные отношения, супруги.

The matter of marriage relations is considered through legal regulation of the natural beginnings of marriage. Law protects the rights and the duties established by the law, and the beginnings of ethical and often religious character. Unfaithfulness is qualified as the legal fact for the family, civil and criminal legislation. Change of the legislation in this sphere is analyzed.

Key words: marital relations, family relations, spouses.

Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Законодатель не раскрывает содержания супружеских правоотношений, но лишь устанавливает в ст. 31 СК РФ <1> основные начала брака: супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. ——————————— <1> См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

В отличие от современного Семейного кодекса России в четвертой главе книги первой Свода законов Российской империи «О брачном союзе» «О правах и обязанностях, от супружества возникающих» в п. 106, 107 устанавливается <2>, что супруги должны любить друг друга. Именно любовь мужа к жене и жены к мужу является основой брачного союза. Любовь фактически становится юридической квалификацией брака, из него вытекает, на ее основе все развивается. ——————————— <2> См.: Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. Составил И. М. Тютрюмов. Книга первая. М.: Статут, 2004.

Многие исследователи брачных отношений считают, что право не может вмешиваться в интимные или духовные взаимоотношения супругов, что это вторжение может привести к посягательству на человеческую личность и ее важнейшие права. На наш взгляд, напротив, правовое закрепление естественных начал брака может охранить сами глубинные основы человеческого существования. Ссылка на современные плюралистические характеристики общества представляет собой лишь повод для ревизии единых представлений о браке. Содержание брачных отношений не раскрывается правом, но право охраняет как права и обязанности, установленные законом, так и начала этического и часто религиозного характера. Содержание супружеских отношений раскрывается, на наш взгляд, через анализ естественного права <3>. ——————————— <3> Следует, правда, сделать оговорку, что, несмотря на то что естественное право находится в поле зрения исследователей далеко не одну сотню лет, а по данной тематике написаны целые горы книг, многие вопросы, касающиеся в том числе самого понятия, сущности и содержания естественного права, а также его форм и источников, остаются в значительной своей части до сих пор открытыми, вызывающими бесчисленные споры в отечественной и зарубежной литературе, до конца не решенными (см.: Марченко. Источник права).

Главная проблема заключается в возможности существования естественного права — «права природы» не самого по себе, а в неразрывной связи с государственно-властным, позитивным правом. Речь не идет о навязывании представлений о браке извне. Речь идет о возможности существования основ супружества из самой природы человека с законодательным регулированием, оппозиционным природе человека: браки с животными, гомогенные браки и пр. Супружеская неверность, или прелюбодеяние, в браке как раз разрушает его. Законодатель современной России не дает юридической квалификации данного деяния или обстоятельства. На него реагирует лишь судебная практика. Напротив, законодательство Российской империи признавало неверность как юридический факт для расторжения брака. Смертная казнь женам за супружескую измену предусматривалась Законами Ману в Древней Индии, а также законами Древнего Египта, Афин. По законам Римской Республики муж, заставший жену на месте преступления, мог ее убить. «Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих» <4>. ——————————— <4> Коран, 24:2, пер. — Э. Кулиев // URL: http://www. islamtat. ru/news/1-0-11.

Конечно, в различных религиозных системах, моральном состоянии отдельных людей может быть различная оценка собственного брака, мотивов его заключения. Однако эти субъективные вещи будут лишь особенностями среды, исторического развития и пр. Перефразируя Н. М. Коркунова, можно сказать, что наши понятия о содержании супружеских отношений образуются не только путем обобщения получаемых из опыта представлений, но и также посредством простого противоположения тому, что дает нам опыт. При наблюдении в реальной жизни за «изменчивым, разнообразным, условным правом», каковым является положительное право, мы «путем подобной антитезы образуем понятие неизменного, абсолютного права — права естественного» <5> или истинного содержания брака. Исторический опыт как раз и подтверждает неизменность сути отношений, основанных на любви, взаимном уважении, преданности и верности. Право также рассматривает эти категории как юридически значимые факты для развития супружеских правоотношений. ——————————— <5> Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898. С. 97.

Верность можно определить как «стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга или преданность кому-либо, подчинение своего поведения чьим-либо интересам» <6>. Супружеская верность означает недопущение супружеской измены, а в более широком смысле — заботу о супруге, подчинение своего поведения его (ее) интересам. Но верным можно быть не только по отношению к людям вне правовой сферы. Корпоративные отношения, отношения подряда, доверительное управление и пр. также характеризуются определенными обязанностями, в основе которых лежит верность людям, долгу, слову и пр. В отношениях юридической ответственности правонарушитель чувствует себя обязанным дать ответ в своих действиях. Возможно, он не знает заказчика лично, но чувство долга обязывает его действовать в согласии с договором. ——————————— <6> URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Верность (03.01.2010).

Для христиан брак был не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Исторически, признавая допустимость для своих чад вступать в брак по нормам римского права, Церковь, с одной стороны, не находила в них прямого противоречия своему догматическому учению о браке, а с другой — считая эти нормы не выражающими полноты новозаветного учения о браке, настаивала на том, чтобы христиане, вступая в брак, который, по учению апостола Павла, представляет таинственный образ соединения Христа с Церковью, сообразовывались с нормами христианской брачной этики. Более того, о намерении заключить брак объявлялось в Церкви до заключения гражданского договора. Само обручение уже порождало определенные обязанности, часто стремящиеся к брачным <7>. ——————————— <7> Особенность заключения браков в XVII в. состояла в том, что обручения сопровождались так называемым зарядом — договором, по которому предусматривалась выплата неустойки в случае его расторжения. Петр I в Указе от 1702 г. запретил зарядные записи с неустойками и предписал совершать обручение не ранее шести недель до венчания, предоставив возможность жениху и невесте беспрепятственно отказаться в этот срок от вступления в брак. Данное положение противоречило церковной норме о нерасторжимости обручения, и 14 декабря 1744 г. императрица Елизавета восстановила прежнее значение обручения, запретив расторгать его. Дела о расторжении обручения повелевалось представлять через Синод на ее личное усмотрение.

С регистрацией брака связано определение момента возникновения прав и обязанностей супругов. Этим моментом является день государственной регистрации заключения брака в органах загса. В настоящее время ни предшествующие регистрации брака помолвка или обручение, ни подача заявления о регистрации брака в загс сами по себе не порождают никаких правовых последствий. Однако еще до брака неверность невесты со времен императора Септимия Севера (193 — 211 гг.) приравнивалась к прелюбодеянию. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности <8>. ——————————— <8> См.: Основы социальной концепции РПЦ // URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/141422.html (на 03.01.2010).

Брачное сожительство предполагает общение на всю жизнь, создание союза, основанного на любви, уважении и т. д. Супруги своей волей не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, естественным правом, религиозными и иными нормами. Супруги своей волей (часто бывают случаи подчинения своей воли внешним воздействиям и обстоятельствам: «как честный человек…») определяют лишь сам факт вступления в брачные отношения. Нельзя сказать, что взаимная любовь и уважение не входят в юридическое содержание брака. Такие институты, как товарищества, доверительное управление и пр., также зависят от них и могут быть прекращены, как только эта основа будет подорвана. В силу того что брак опосредует комплекс отношений, в том числе и гражданские имущественные отношения, супруги могут сами в брачном договоре придать адюльтеру значение юридического факта. Согласно п. 2 ст. 157 ГК РФ <9> договор считается совершенным под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Например, в брачном договоре супруги могут определить, что если мотивом расторжения брака будет являться недостойное поведение одного из них (супружеская измена, аморальное поведение и т. п.), то раздел имущества, нажитого во время брака, будет осуществляться, исходя из режима долевой, а не совместной собственности, причем доля виновного супруга будет меньшей, чем у добросовестного. ——————————— <9> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Так же и в отношениях отцовства супружеская измена получает совершенно иное, юридическое, «осмысление». Пункт 1 ст. 22 СК РФ связывает возможность принятия судом решения об удовлетворении требования о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов с установлением обстоятельств, свидетельствующих о невозможности совместной жизни супругов и сохранения семьи. Статья не дает подробного перечня таких случаев, поскольку это практически невозможно. Но в практике к числу таких обстоятельств относятся, как правило, супружеская измена и др. Например, в Российской империи адюльтер мог стать причиной запрета на повторный брак, о чем в паспорте делалась соответствующая запись. Уголовное законодательство, например, источником возникновения аффекта как снижающего наказуемость обстоятельства признает не только противоправное (как это было в ст. 104 УК РСФСР <10>), но и аморальное поведение потерпевшего, например факт супружеской измены. ——————————— <10> См.: Уголовный кодекс РСФСР // Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 497.

В Российской империи прелюбодеяние, совершенное вследствие насилия или во сне, не может составить повода к разводу, так как для этого необходимо, чтобы факт прелюбодеяния был совершен сознательно и свободно, словом, чтобы он мог быть вменен в вину супругу <11>. ——————————— <11> См.: Загоровский А. И. Курс семейного права. М.: Зерцало, 2003. С. 146.

Интересное замечание делал В. И. Добровольский: если вина супругов взаимна, то тем самым уничтожается основание к расторжению брака, ибо только в случае прелюбодеяния «одного» из супругов возможно расторжение брака <12>. ——————————— <12> См.: Добровольский В. И. Брак и развод. Очерк по русскому брачному праву. С.-Пб.: Тип. С.-Пб. т-ва печат. и изд. дела «Труд», 1903. С. 135.

Но что лежит в основе расторжения брака в силу супружеской измены: чувство оскорбления, обида обманутого супруга или что-либо иное? Не останавливаясь на субъективных обстоятельствах супружеской измены в частных случаях, следует сказать, что супружеская измена является следствием распада брачных основ, отсутствием взаимной любви. Прелюбодеяние по церковному и светскому закону представляется действием, нарушающим святость брака. В связи с тем что ст. 92, 119 СК РФ предусматривают возможность освобождения от обязанности содержать своего супруга (бывшего супруга) или ограничения в этой обязанности определенным сроком, в предмет доказывания может входить следующий факт — недостойное поведение в семье супруга (бывшего супруга), требующего выплаты алиментов (например, супружеская измена или другие обстоятельства). С другой стороны, в юридической литературе длительное время велась дискуссия по вопросу учета виновного поведения в супружеских правоотношениях. Указывалось, что супружество носит сугубо личный характер взаимоотношений, поэтому невозможно и нецелесообразно учитывать вину в этих правоотношениях. Даже проявление виновного поведения друг перед другом составляет сферу их личных взаимоотношений, вмешательство в которую посторонних лиц может привести к нежелательным последствиям <13>. ——————————— <13> См.: Пергамент А. И. Новое в семейном законодательстве // Сов. юстиция. 1968. N 8. С. 13.

Следует, правда, отметить, что практика признает позорящими сведениями (т. е. любую информацию, распространение которой способно нарушить честь и достоинство личности) сведения о супружеской измене. И конечно, от субъективного восприятия потерпевшего зависит то, насколько они являются позорящими и в какой степени их разглашение способно причинить вред чести и достоинству личности. Перед своей смертью Конфуций часто сетовал, что не сумел осуществить ту цель, которой служил всю жизнь: сделать так, чтобы счастье стало доступно всем. Он часто возвращался к этой мысли: «Если ты хочешь твердо стоять на ногах, — говорил он, — то сделай, чтобы и другой крепко стоял на ногах. Если ты сам хочешь, чтобы твои дела шли хорошо, то сделай, чтобы и у другого они шли хорошо» <14>. ——————————— <14> Конфуций. Уроки мудрости. Лунь юй. VI, 30. М., 2000; Конфуцианское четверокнижие (Сы Шу). М., 2004.

Литература

1. Загоровский А. И. Незаконнорожденные по Саксонскому и Французскому кодексам в связи с принципиальным решением вопроса о незаконнорожденных вообще. Киев: Университетск. тип., 1879. 2. Загоровский А. И. О разводе по русскому праву. Харьков: Тип. М. Ф. Зильберберга, 1884. 3. Загоровский А. И. Очерки гражданского судопроизводства в новых административно-судебных и судебных учреждениях… Одесса: Тип. Штаба Одес. воен. окр., 1892. 4. Загоровский А. И. Курс семейного права. Одесса: Тип. «Экономическая», 1902. 5. Кант И. Метафизика нравов. М.: Мир книги, 2007. 6. Кричевский Г. Г. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на юридических факультетах университетов Российской империи (1755 — 1918) / Под ред. А. Н. Якушева. Ставрополь: Сан-Сан, 1998. 7. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Авт. предисл. — И. Ю. Козлихин. Науч. изд. [репринтное]. М.: Юридический центр «Пресс», 2003. 8. Покровский С. П. Демидовский лицей в его прошлом и настоящем. Ярославль: Тип. Губ. правл., 1914. 9. Добровольский В. И. Брак и развод. Очерк по русскому брачному праву. С.-Пб.: Тип. С.-Пб. т-ва печат. и изд. дела «Труд», 1903. 10. Шарль Р. Мусульманское право. М.: Издательство иностранной литературы, 1959.

——————————————————————

Статьи по теме: