Теория множественных интеллектов гарднера. Множественный интеллект


IQ тесты для одних людей работают лучше, чем для других. К тому же прошло то время, когда человека называли умным, исходя из уровня его айкью. Конечно, великие ученые вроде Стивена Хокинга имеют высокий уровень интеллекта, однако есть многочисленные примеры людей со средними показателями, которые также добились огромных успехов.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою книгу «Структура разума», в которой описал семь моделей интеллекта. Спустя десять лет он добавил еще один. Теория множественных интеллектов стала невероятно популярной, в частности за объяснение того, что человеческий интеллект может развиваться в совершенно разных направлениях.

Теория множественных интеллектов

Эта теория утверждает, что все люди на планете имеют восемь моделей интеллекта, развитых в той или иной степени. Все они в сумме формируют профиль интеллекта. Он базируется на нашей генетике и опыте, а каждый человек имеет уникальное сочетание всех этих моделей.

Вот эти модели:

Языковой

Это способность разговаривать и на конкретном языке и при этом эффективно выражать свои мысли. Такой интеллект свойственен юристам, писателям и .

Логико-математический

Это способность анализировать проблемы при помощи , эффективно работать с математическими операциями и изучать проблемы, используя научные методы. Поиск шаблонов и дедуктивное мышление - это еще два признака логико-математического интеллекта. Как вы сами понимаете, ученые и математики развивают именно эту модель.

Музыкальный

Это способность исполнять, сочинять и оценивать музыкальные работы, включая понимание разницы в подаче, тоне и ритме. Успешные музыканты, композиторы и люди, вовлеченные в музыкальную индустрию, имеют высокий уровень такого интеллекта.

Телесно-кинетический

Это способность человека использовать свое тело для выразительности. Люди этой модели интеллекта используют физическую координацию для того, чтобы решать возникающие перед ними задачи. Профессиональные танцоры и спортсмены имеют высокий уровень этого интеллекта.

Пространственный

Это способность распознавать, использовать и интерпретировать образы и шаблоны для того, чтобы воспроизвести объекты в 3D-пространстве. Высоким пространственным интеллектом обладают архитекторы, скульпторы и дизайнеры.

Межличностный

Это способность понимать намерения, мотивацию и желания людей. Этот интеллект помогает сотрудничать с другими. Крайне полезен для продажников, а также для психологов и .

Внутриличностный

Это способность понимать себя, а также правильно интерпретировать и оценивать свои чувства, эмоции и мотивацию. Она развита у актеров, писателей, воспитателей, а также тех, кто использует осознанность в своей работе.

Натуралистический

Это способность распознавать и оценивать взаимоотношения человека и окружающего мира. Астрономы, биологи и зоологи являются отличным примером хорошо развитого натуралистического интеллекта. Кстати, изначально его не было в теории, однако через некоторое время Гарднер его добавил.

Как только теория стала набирать популярность, многие ученые захотели создать тест, который бы показывал уровень этих моделей интеллектов любого человека. Были предложены разные варианты подобных тестов. Однако Гарднер и его коллеги пришли к выводу, что такой тест провести чрезвычайно тяжело. Он назвал две причины:

  • Он не сможет измерить эффективность интеллекта. Вопросы в них призваны лишь узнать о предпочтениях, навыках, интересах и умениях.
  • Чтобы результаты теста были точны, необходима развитая . А если так, то невозможно получить точные результаты, ведь у каждого человека уровень осознанности находится на разных уровнях.

Использование теории

Какие выводы мы можем сделать на основе теории Гарднера?

  • Он поощряет нас ценить и уважать людей, которые провалились по тесту IQ. И правда, ведь можно прекрасно разбираться в себе и людях и при этом иметь некоторые проблемы со стандартным тестом. Во многих областях уровень IQ совершенно не помогает достичь большого успеха, а в некоторых и вовсе мешает.
  • Он поощряет нас развивать в себе многогранность. Каждый человек может иметь практически все модели интеллекта Гарднера на высоком уровне. Это возвеличивает личность в общем и целом.

Гарднер был одним из первых, кто заявил, что таланты у человека могут быть совершенно разные, а главное - научиться их применять. Он пытался доказать, что тест IQ бывает красноречивым только в отдельных ситуациях и ничего не может сказать о личности в целом. Многих его теория привела в восторг, особенно людей, на которых ставили крест в учебных заведениях, исходя из стандартного теста. Так что прав был Гарднер или нет, но он многое сделал для того, чтобы к интеллекту человека ученые подходили более взвешенно.

Невероятные факты

Возможно, что скоро тесты на интеллект придется существенно усовершенствовать, так как они не выявляют все то разнообразие видов интеллекта, которыми наделены люди.

Доктор Ховард Гарднер (Dr. Howard Gardener) разработал теорию множественного интеллекта, объясняя, что у человека могут быть разные интеллектуальные способности, включая языки, музыку, пространственный ориентир, мышечное чувство и т.д.

Вот девять типов интеллекта, описанных доктором Гарднером:

1. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект отражает способность читать, писать, рассказывать истории и изучать языки, грамматику и синтаксис. Чтобы улучшить эти способности нужно изучать новые языки, улучшая словарный запас и письмо.

2. Логико-математический интеллект

У вашего друга программиста, скорее всего, развит логико-математический интеллект. Эти люди чувствуют себя как рыба в воде, имея дело с цифрами, логикой, рассуждениями и абстракциями. Чтобы улучшить логические способности, решайте логические задачки, занимайтесь вязанием и изучайте компьютерное программирование. Также можете смотреть фильмы или видео, останавливая просмотр в какой-то момент, чтобы попробовать предсказать, что будет дальше.

3. Музыкальный интеллект

Те, у кого сильный музыкальный интеллект, восприимчивы к звукам, тональностям, ритмам, музыкальным клавишам и структуре песен. Чтобы развить музыкальные способности, слушайте разные виды музыки, пойте вместе с радио или чаще оставайтесь в тишине, чтобы услышать звуки вокруг вас.

4. Пространственный интеллект

Люди с развитым пространственным интеллектом легко воображают, понимают и представляют визуально-пространственный мир. У них может быть хорошо развитое чувство направления, координация рук и глаз и визуальная память. Некоторые, например, могут легко представить как впишется мебель в комнату, не делая никаких измерений или купить шарфик, который будет хорошо подходить блузке, которая находится дома.

Чтобы усилить пространственный интеллект, сядьте на заднее сидение в машине и указывайте направление пути, разгадывайте мозаики и лабиринты, стройте конструкторы Лего или лепите из пластилина.

5. Телесно-кинестетический интеллект

У людей с телесно-кинестетическим интеллектом хорошо развита моторика. К ним относятся люди таких профессий как спортсмены, строители, актеры, хирурги и другие. Йога является одним из прекрасных способов улучшить эту способность. Займитесь каким-нибудь ремеслом, катайтесь на велосипеде, танцуйте и практикуйте разные виды спорта.

6. Межличностный интеллект

Человек с межличностным интеллектом умеет хорошо организовывать людей, понимает настроение и мотивацию других людей. Он или она могут эффективно общаться и руководить. Чтобы улучшить межличностные способности, практикуйте активное слушание, то есть повторяйте то, что вы думаете сказал другой человек и изучайте различные типы личности.

7. Внутриличностный интеллект

Внутриличностный интеллект - это способность осознавать свои эмоции, цели и мотивы. Эта способность часто используется писателями, философами, психологами и теологами. Чтобы улучшить внутриличностный интеллект, ведите дневник, медитируйте и проходите тесты личности.

8. Натуралистический интеллект

Люди с натуралистическим интеллектом восприимчивы к природе и могут легко узнавать и классифицировать различные виды растений и животных. Чтобы обрести натуралистический интеллект, старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе. Сажайте растения, помогайте животным, прогуливайтесь по паркам и читайте о животных.

9. Экзистенциальный интеллект

Духовный или экзистенциальный интеллект охватывает все функции мозга. Люди с такими способностями исследуют вопросы жизни и смерти и то, что лежит за пределами субъективной точки зрения. Молитвы и медитация увеличивают связи между всеми зонами мозга и уменьшают кровоток к теменной доле мозга, которая дает субъективное ощущение времени и пространства. Вы можете развить эти способности, разговаривая с другими и исследуя разные вопросы.

Когда речь заходит об умном человеке, воображение представляет себе математика, который решает вопросы, непонятные большинству, способного решить в уме задачу так быстро, что обычный человек даже не успеет ее записать. Это представляет себе традиционную идею разума как уникального навыка, связанного с абстрактной мыслью.

В 1994 году психолог предложил идею, которая изменила типичное представление общества о разуме: теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не одна, а 8 типов интеллекта, которые развиваются по-разному в каждой личности. "Это основной вызов образованию", - говорит психолог.

Типы интеллекта разделяют на 8 категорий:

  1. Лингвистический.
  2. Логико-математический.
  3. Визуально-пространственный.
  4. Музыкальный.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Интраперсональный (экзистенциальный).
  7. Интерперсональный (социальный).
  8. Натуралистический.

Согласно типам интеллекта по Гарднеру, человек имеет врожденную склонность к некоторым действиям. Это определяет к какому типу стоит относить ту или иную личность.

Поэтому некоторые люди очень умны в области математики, но могут быть не так хороши, когда дело касается межличностных отношений. Исключительный музыкант может быть не таким одаренным в выражении себя через слова.

Педагоги должны понимать студентов: сильные стороны, слабости, уязвимые области, способность к адаптации, а также учитывать к какому из типов интеллекта относится каждый из них и на этой основе выстраивать обучение.

Гарднер уверен, что разум человека состоит из набора навыков, которые позволяют преодолевать личные проблемы и справляться с трудностями. Для решения различных вопросов необходимо понимать, что человеческий ум разнообразен и важно выбрать путь развития, подходящий определенному типу личности.

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют "жонглировать словами". Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и Играть в словесные игры, такие как кроссворды и "Словодел". Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Логико-математический интеллект

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Его обладатели способны очень хорошо ориентироваться на местности, легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.

Они осознают визуальные детали в своем окружении, на которые другие люди не обращают внимание. Особенно это касается структуры зданий и их расположения.

Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, необходимо составлять каждый день новый маршрут пути (например, на работу) или пытаться найти дорогу на незнакомой местности при помощи карты, играть в головоломки и создавать модели.

Карьера: художник графического дизайна, авиационный специалист, архитектор и хирург.

Музыкальный тип интеллекта

Людей с музыкальным типом интеллекта легко узнать по привычке постоянно настукивать пальцами мелодию из своей головы. Они легко осваивают музыкальные инструменты, запоминают и воспроизводят музыку.

Для развития им необходимо слушать музыку, причем, чем разнообразнее она будет, тем лучше. И, конечно, стоит научиться играть на музыкальном инструменте.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Людей телесно-кинестетического типа интеллекта никогда не обвиняли в неуклюжести. Они очень точно осознают собственное тело, поэтому обладают хорошей координацией движения и очень подвижны.

Это можно наблюдать у танцоров и некоторых спортсменов, например, гимнастов.

Чтобы развивать этот тип, нужно много танцевать, изучать танец, который помогает тренировать координацию или заниматься йогой.

Карьера: физиотерапевт, цирка, хирург, персональный фитнес-тренер.

Интраперсональный тип интеллекта

Высокая степень осознанности, эмоциональная сдержанность и умение здраво рассуждать характеризуют таких людей. Обладатели интраперсонального типа интеллекта (что значит также экзистенциальный тип) отличаются способностью глубоко воспринимать собственное я. Они отлично понимают и контролируют собственные эмоции, мысли и мотивы поступков. Личности с выраженным интраперсональным типом интеллекта видят личные недостатки и достоинства, что позволяет им работать над своей эмоциональной жизнью, принимать решения и устанавливать цели в соответствии с собственной индивидуальностью.

Необходимо сосредоточиться на выражении собственных мыслей людям с интраперсональным типом интеллекта, что значит размышлять и записывать свои мысли в дневнике, вести блог, практиковать медитацию, читать статьи по психологии и о человеческом интеллекте.

Карьера: коучинг, духовная сфера, этика, предпринимательство, политика, философия, психология, психиатрия.

Социальный интеллект

Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.

Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.

Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.

Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.

Натуралистический тип интеллекта

Люди с таким типом интеллекта любят и способны хорошо понимать природу, различать, классифицировать, распознавать закономерности между видами растений и животных.

Такие качества обычно присущи биологам и людям, которые любят заниматься садоводством.

Для развития натуралистического типа интеллекта нужно много читать книг по биологии, выращивать растения и ухаживать за животными.

Карьера: ветеринарная медицина, археология, экология, туризм, лесничество, фермерство, геология, биология.

Существует 4 основных момента теории Гарднера о типах интеллекта:

  1. Каждый человек обладает всеми перечисленными видами интеллекта. Но доминирующий только один.
  2. Большинство людей имеют потенциал для развития в каждом из типов интеллекта.
  3. Интеллект работает в совокупности.
  4. Существует множество способов интерпретации интеллекта в каждой категории.

Несмотря на то, что человек имеет доминирующий определенный тип интеллекта, склонность к другим в различной степени есть у каждого. Навыки можно развивать, даже если от рождения присущ талант к другим умениям. Также теория Гарднера указывает на гибкость типов интеллекта, что означает способность изменяться со временем у каждого человека.

Каждому из нас дано стать гением в той или иной области. Но в детстве нас учили не тому и не так, как требовал наш тип интеллекта, и мы заблудились среди тысячи профессий, не умея найти себя и свое предназначение. Как определить этот тип и помочь себе и своему ребенку найти свое место в мире людей? Как открыть свой настоящий талант?

У каждого человека свой тип интеллекта

«Если судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, он проживет всю жизнь, считая себя дурой» , – сказал как-то , эти слова как нельзя лучше характеризуют индивидуальные особенности каждого человека, которые и могут сделать его особенно успешным лишь в той или иной области. Многие родители, словно сопротивляясь этому утверждению, с малых ногтей пичкают свое чадо всевозможными кружками и секциями, буквально обрушивая на него самые разнообразные развивающие талант возможности. Конечно, талантливый человек талантлив во всем, но вряд ли даже Микеланджело Буонарроти, который, как известно, был всесторонне развитым человеком, скульптором, архитектором, художником, поэтом и мыслителем был универсален настолько, что мог бы выдержать такую нагрузку.

Конечно, среди известных людей встречались гении-универсалы, которые совмещали на первый взгляд несовместимые таланты, например, как Омар Хайям – математику и поэзию. Мало кому известно, что автор знаменитых мудрых рубаи – величайший восточный поет – был к тому же выдающимся астрономом своей эпохи, который построил самую большую в мире обсерваторию, осуществил реформу календаря за пятьсот лет до реформы папы Григория XIII, вывел формулу, которую через полтысячи лет назвали «биномом Ньютона», имеет 8 ученых трудов по математике, астрономии, философии и медицине. Кто-то может сказать, что уровень развития наук того времени позволял этим людям быть такими универсальными «наимудрейшими мудрецами столетий», царями философов. Наверное, это именно так. Но, согласитесь, все-таки нам эти универсалы больше известны как скульптор-художник Микеланджело и как поэт-философ Омар Хайям. То есть наиболее сильно они проявили себя именно в той области интеллекта, который был развит в них больше всего.

Известный американский философ Говард Гарднер считает, что существует такое понятие как «множественный интеллект», то есть человек имеет 8, а может и 9 видов интеллекта, а не два, как считалось раньше, когда все человечество делили условно на «физиков» и «лириков». Вполне возможно, что типов интеллекта еще больше, потому что, интеллектуальные способности, как и темперамент в чистом виде – явление весьма редкое. Скорее всего в человеке проявляются в той или иной степени разные типы интеллекта, но ведущим, основополагающим, формирующим личность и отражающим потенциальные способности к тем или иным областям знания, искусства или общения, остается все-таки какой-то один. Именно на его развитие и следует обращать внимание родителям, если они хотят, чтобы их ребенок достиг каких-то высот в жизни и сумел реализовать свой внутренний потенциал.

Какие типы интеллекта существуют?

Лингвистический или вербальный;
Логико-математический;
Телесно-кинестетический;
Музыкальный;
Межличностный;
Внутриличностный;
Визуальный или пространственный;
Натуралистический;
Экзистенциальный.

Лингвистический тип

Человек, обладающий таким лучше воспринимает вербальную и знаковую информацию. Эти люди любят слушать, читать, говорить. Они быстро усваивают, а точнее, чувствуют тонкости языка, интонации, подтексты. Любят спорить и играть словами, чувствуют и могут оценить эту игру и сами любят экспериментировать в области лингвистики. Такой ребенок рано начинает читать и строить сложные предложения, пересказывать услышанное и рассказывать об увиденном. Он сочиняет разные истории и с удовольствием записывает их. Иногда он обладает интуитивной грамотностью и не любит заучивать правила, а особенно исключения из них, не объяснимые логикой развития языка.

Лучшие профессии для лингвистического типа личности:

Журналист;
Писатель;
Драматург;
Сценарист;
Корректор;
Редактор;
Политик;
Общественный деятель;
Переводчик.

В обучении такому ребенку нужно дать максимум свободы, ведь он любит сам искать информацию, много читает, сравнивает, спорит, анализирует прочитанное. Любимой формой его обучения является дискуссия или творческое словесное рисование.

Логико-математический тип

Понятно, что этот связан с цифрами и логическими построениями. Решение задач, головоломок, поиск выходов из логических лабиринтов, составление алгоритмов и схем – любимое занятие представителей этого типа. Они мало говорят и если говорят, то объясняются скупо и аргументировано. У них прекрасная память на даты и цифры, они с первого раза запоминают номера машин и телефонов, быстро считают и рассчитывают, любят во всем порядок, систематизацию. Эффективны в абстрактных построениях и аналитическом оформлении мысли.

Профессии:

Математик;
Физик;
Аналитик;
Бухгалтер;
Детектив;
Логист;
Ученый.

Лучше воспринимается материал в виде схем и таблиц, логических задач и цифровых рядов. Ребенку такого типа нравятся задачи на поиск решения путем сопоставления или расчета. Любят практические задания на вычисление стоимости, расходов, доходов и убытков.

Телесный тип

Чаще свойствен людям- , у которых развито чувственное восприятие на основе прикосновения. Тактильные и вкусовые рецепторы развиты у этих людей на высоком уровне. Они прекрасно чувствуют на ощупь фактуру и состав материала, интуитивно смешивают ингредиенты в приготовлении блюд или косметики. Прекрасно владеют своим телом и любят выражать себя через танец или движение. Как правило, это физически хорошо развитые люди, умеющие следить за своим здоровьем и чувствующие физическое состояние свое и других. Они умеют складывать из предметов конструкции, любят мастерить, вязать, шить, вышивать и плести. То есть делать что-то руками.

Профессии кинестетиков:

Повар;
Швея;
Строитель;
Сомелье;
Дегустатор;
Спортсмен;
Артист;
Дизайнер;
Скульптор;
Декоратор;
Хирург;
Модельер и модель;
Танцор и др.

В обучении таких детей должна учитываться кинестетическая составляющая, то есть возможность использования физической нагрузки, мелкой моторики, непосредственного ручного труда. Такой ребенок с радостью занимается спортом, танцами, музыкой, театром, ему следует давать возможность проявить себя физически – выступить в спектакле, показать силу, показать владение инструментом, материалом.


Музыкальный тип

Как правило, это люди аудиалы, которые лучше воспринимают информацию на слух. Им необходимо не только увидеть, прочитать, но и услышать. Легко осваивают различные инструменты, любят импровизировать со звуком, чувствуют его высоту, тон, ритм. Их невозможно обмануть, по голосу они безошибочно определяют тонкости интонации и сами способны модулировать самые сложные мелодии.

Профессии:

Музыкант;
Композитор;
Аранжировщик;
Звукооператор и звукорежиссер;
Диктор;
Исполнитель (пианист, скрипач, гитарист и т.п.);
Суфлер.

Дайте музыканту инструмент и оставьте его наедине со звуками, пусть придумывает свои мелодии и слушает музыку ветра. Пусть поет и играет на разных музыкальных инструментах, декламирует и играет своим голосом. С таким человеком показано общаться с помощью голоса или звука, иначе он может неправильно вас понять. Написанное слово действует на него совершенно не так, как звучащее.


Межличностный тип

Люди-коммуникаторы, экстраверты, активисты, лидеры и руководители, которых страшно привлекает копание в межличностных связях, которых невозможно запереть в четырех стенах наедине с самим собой. Им прекрасно известны рычаги и способы манипуляции, они с детства умеют подчинить своей власти детей и взрослых, потому что знают слабые человеческие стороны и умеют на них играть. Это те, кто умеет продать слона и раскрутить вас на крупную сделку, повести за собой на баррикады и навешать на уши высококачественной лапши. Они читают по лицам, словам и жестам и сами умело пользуются НЛП. Кто-то владеет скрытыми и явными экстрасенсорными способностями, гипнозом и обладает сверхчувствительностью к состоянию других людей. Этому типу, как никому другому свойственна эмпатия – вчувствование, сочувствование – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека.

Профессии:

Психолог;
Учитель;
Политик;
Менеджер;
Дипломат;
Лектор;
Гипнотизер.

Родители, как правило, легко могут определить этот тип личности по тому, как умело ребенок уже в раннем возрасте умеет ими манипулировать. Он порой превращается в настоящего маленького диктатора или деспота, который веревки вьет из всех окружающих. Не дайте пропасть таланту, направьте его в нужное русло. Пусть руководит котами, друзьями в песочнице, облаками и нарушителями правил дорожного движения. Такому ребенку необходимы участники процесса. Зрители и подопытные, над которыми он будет проводить свои межличностные эксперименты по примирению поссорившихся, организации неорганизованных. Такие лидеры вечно устраивают праздники, революции и совместные мероприятия, умело продвигают и продают залежавшийся товар (любого свойства).

Внутриличностный тип

Философ-меланхолик, глубоко погруженный в себя и в изучение своего внутреннего мира. Он любит одиночество и умеет использовать его для поиска наилучшего для себя состояния взаимодействия с миром. Он хорошо понимает свои эмоции и свои реакции на внешние раздражители и любит копаться в этих ощущениях. Он умеет планировать свою жизнь и хорошо знает, что ему нужно, чтобы чувствовать себя комфортно. Такие люди, как правило, хорошо знают свои возможности и умеют согласовывать их со своими желаниями, чтобы найти состояние равновесия, спланировать свою жизнь, бюджет, отношения. Такой человек прекрасно понимает свое внутреннее состояние: стресс, раздражение, гнев, возбуждение, вдохновение.

Профессии:

Писатель;
Философ;
Психолог-теоретик;
Ученый в области этики, религии;
Священник;
Психиатр.

Ребенок такого типа любит одиночество, раздумья и погружения в свой мир. Лучше всего он выполняет задания творческого характера, требующие умения заглянуть внутрь себя и других.

Визуальный тип

Прекрасно ориентируется в пространстве, видит разницу и сходство предметов, их связь между собой. Он любит геометрию и обладает развитым пространственным представлением. Никогда не заблудится в лесу и в городе, четко улавливает направление, соответствия, детали. Этот человек интуитивно подбирает лучшие сочетания тонов и форм, может изобразить увиденное и гармонизировать окружающее пространство. Ему не по душе беспорядок, дисгармоничность форм и красок, он прекрасно одевается и обладает чувством стиля.

Профессии визуала:

Архитектор;
Художник;
Модельер;
Колорист;
Маляр;
Инженер;
Мультипликатор;
Костюмер.

Ребенок любит рисовать и чертить, ему нужно не только услышать, но и увидеть и написать. Творческие задания, связанные с построением гармоничных фигур, сопоставление красок, визуальные сочетания и соединения – лучшие формы работы, с которыми успешно справляется визуал. Ему не нужно подсказывать выбор туалета или цвета, он сам видит, что ему больше всего подходит и с радостью делиться информацией об этом с окружающими.

Натуралистический тип

Ботаник, который лучше всего чувствует себя среди животных и растений. Он видит внутренние и скрытые от обычного взгляда процессы, происходящие в природе. Ему как Жаку Иву Кусто хочется проникнуть поглубже в океанскую абиссаль и найти самых экзотических животных на планете. Часами изучают жизнь в муравейнике или улье, в дупле или в луже. Каждая травинка может быть предметом исследования и бесконечного наблюдения. Без домашних животных не видит смысла жизни.

Профессия:

Биолог;
Кинолог;
Океанолог;
Зоолог;
Ветеринар;
Фермер;
Лесник;
Вулканолог.

Такой ребенок с радостью заменит чтение книги на общение с попугаем, будет старательно ухаживать за домашним питомцем, дрессировать собаку и кошку, изучать породы деревьев и виды почв и камней, наблюдать за явлениями природы, сменами сезонов, размножением бактерий под микроскопом, короче говоря, всем, что связано с природой.

Экзистенциальный тип

Этот тип кажется человеком не от мира сего. Это так и есть, ведь такой человек погружен в обдумывание Вселенских законов, в космические пространства, в фантазии о параллельных мирах, потусторонних существах – во все необычное, необъяснимое и малопонятное всем вокруг, только не экзистенциальному типу личности. Он верит в пришельцев и тщательно изучает данные уфологов, читает фантастику, придумывает загадочных существ, типа Барабашки, домовых, призраков и духов. Многозначительные замечания, неторопливая речь, постоянная задумчивость и склонность к медитации – характерные черты такого человека. И это не поза и не игра, эти люди действительно, что-то такое чувствуют.

Профессии:

Эзотерик;
Священник;
Инструктор по йоге, учитель восточных практик;
Экстрасенс;
Уфолог;
Фантаст;
Ученый в области мифологии, космоса;
Психолог;
Учитель.

Такой ребенок, как правило, постоянно сочиняет необычные истории, героями которых являются странные сказочные существа из параллельных миров. Не стоит останавливать его фантазии, а также игнорировать рассказы. Ему обязательно нужны свидетели и слушатели, которые поверят их фантазиям. Не вздумайте говорить, что все это выдумки, наживете себе врага. Когда-то Игорь Сикорский рассказал своей матери, что обязательно построит летательный аппарат, который придумал Жюль Верн. Так вот быть Жюль Верном, то есть первопроходцем невероятных изобретений, может только ребенок с именно таким способом мышления. Он не знает, как это осуществить технически, для этого нужны инженеры-кинестетики и визуалы, но он точно знает, что такое возможно.

Найти себя, изучив тип своего интеллекта, помочь своему ребенку понять, к чему больше всего лежит его душа, и стать успешным и поможет нам теория о девяти типах интеллектах. Просто стоит более внимательно отнестись к этому вопросу.

Говард Гарднер (англ. Howard Gardner, род. 11 июля 1943, Пенсильвания, США) - профессор, преподаватель когнитивной психологии и теории образования в Гарвардском университете. Автор знаменитой теории множественных интеллектов, специалист в области клинической психологии и нейропсихологии.

Семь типов интеллекта (таланта) по Гарднеру

По материалам: Howard Gardner Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences

Ховард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

В соответствии с теорией множественных интеллектов (МИ), все люди обладают некоторым количеством сравнительно автономных когнитивных способностей, каждую из которых можно считать отдельным интеллектом.

Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» (Kornhaber & Gardner, 1991, р. 155). Талант - присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей (Walters & Gardner, 1985), чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.

Семь основных типов таланта, интеллекта

1. Вербально-лингвистический
Лингвистический интеллект, вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
Он заключается в природной способности читать и писать слова.
Отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам. В настоящее время он используется в нашей системе просвещения для измерения IQ. В основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею. Таким талантом часто наделены журналисты, писатели, юристы и учителя.

2.Логико-математический интеллект
Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
Имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах.
Характерен для математиков, программистов. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально-лингвистическим и цифровым талантами.

3.Пространственный интеллект
Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
Присущ многим творческим людям - художникам и дизайнерам. Все эти три типа таланта необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.

4.Музыкальный интеллект
Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
Возможные варианты самореализации: музыкант, лингвист, языковед.

5.Телесно-кинестетический интеллект
Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
Им наделены многие спортсмены и танцоры. Такие люди легче обучаются на практике
Очень часто людей такого типа тянет к механике или строительным профессиям. Им могут нравиться уроки труда или домашнего хозяйства. Другими словами, их талант выражается в наблюдении за вещами, их использовании и изготовлении.

6. Внутриличностный интеллект
Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
В данном случае основной способностью является доступ к осознанию человеком своих чувств - весь диапазон чувств и эмоций человека, его умение сразу понимать различия между этими ощущениями, давать им названия, выражать их в символической форме и пользоваться ими как средством понимать и управлять собственным поведением.
Развитый внутриличностный интеллект позволяет человеку различать и давать символическое описание сложным и крайне запутанным чувствам.

Это вид интеллекта также еще называют «эмоциональным» . Люди с таким типом интеллекта с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями.
Личностный интеллект очень важен, потому что он отвечает за контроль над тем, что мы говорим себе сами.
Возможные варианты профессий: психолог, психиатр, преподаватель философии, священник, политик.

7. Межличностный интеллект
Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
В данном случае основной способностью выступает умение замечать и понимать различия между окружающими, особенно видеть разницу между их настроениями, темпераментом, мотивами и намерениями.
Его можно найти в людях, которые могут свободно разговаривать с другими.
Люди с таким даром часто становятся специалистами по общению, политиками, актерами, торговцами и ораторами.

Иногда психологи также выделяют еще один тип интеллекта

8. Натуралистический интеллект
Главным интересом таких людей становится окружающий мир. Больше всего удовольствия они получают от взаимодействия с природой. Зачастую главным развлечением детей с натуралистическим интеллектом становятся эксперименты с природными явлениями. Им нравится ходить в походы, оставаясь наедине с природой. При взрослении люди с таким интеллектом часто включаются в борьбу с загрязнением и уничтожением планеты.
Есть люди с природным даром иметь дело с деревьями, растениями, рыбами, океаном, животными и землей. Этим талантом обладают земледельцы, дрессировщики, океанографы и егеря.

Пять типов мышления

По материалам: Howard Gardner. Five Minds for the Future

Пять типов мышления - это не то же самое, что семь-восемь интеллектов человека.
Они не являются отдельными мыслительными способностями, а скорее представляют собой обширную когнитивную деятельность, умения, которые можно развивать в школе, в ходе профессионального обучения, на рабочем месте.
Пять типов мышления задействуют все наши интеллекты.

Дисциплинарный тип мышления

Дисциплинарный тип предполагает, что человек освоил по крайней мере одну модель мышления – способ восприятия, который необходим для конкретной учебной дисциплины, ремесла или профессии.
Дисциплинарный тип мышления помогает человеку постоянно совершенствовать навыки и углублять понимание дисциплины.
Использует методы мышления, которые применяются в основных научных дисциплинах (истории, математике, естественных и гуманитарных науках и т. д.) и основных профессиях (юриспруденции, медицине, управлении, финансах и т. д., а также ремеслах и торговле). Для данного типа характерны постоянное совершенствование, а также то, что освоение данного типа продолжается и после получения формального образования.

Примеры (образование) . Освоение истории, математики, естественных наук и других ключевых предметов, получение профессионального образования.
Примеры (работа) . Непрерывное развитие профессиональных навыков, в том числе получение дополнительных дисциплинарных и междисциплинарных знаний.

Синтезирующий тип мышления

Синтезирующий тип позволяет извлекать информацию из самых разных источников, понимать и оценивать ее объективно, и главное – сводить ее воедино так, чтобы результат имел самостоятельную ценность и принес затем пользу.
Способность синтезировать, ценная и в прошлом, становится все важнее, поскольку количество информации растет с головокружительной скоростью.
Выбор необходимой информации из всего множества фактов, выстраивание этой информации так, чтобы результат был полезным для самого человека и для других людей.

Примеры (образование). Подготовка к занятиям и экзаменам, организация материала в оптимальном порядке (особенно в школе).
Примеры (работа). Умение разобраться в том, какая новая информация/навыки важны, включение их в свой профессиональный комплекс знаний.

Креативный тип мышления

Выходит за рамки дисциплинарных знаний и синтеза, ставит новые вопросы, предлагает новые решения. Он предполагает рождение новых идей и ставит вопросы, ответы на которые до сих пор неизвестны.
Творчество является надстройкой над одной или несколькими дисциплинами и требует компетентного «окружения», которое сможет судить о его инновационности и приемлемости.

Примеры (образование) . Мышление, более широкое, чем требует школьная программа. Новые, неожиданные решения учебных задач.
Примеры (работа). Решение проблем необычными методами – развитие, продвижение и внедрение новые идей и продуктов. Для руководителя означает умение формулировать и претворять в жизнь новое виґдение компании.

Респектологический тип мышления

Признает и принимает различия между людьми и группами. Это больше, чем обычная толерантность и политкорректность.
Границы нашего взаимодействия с миром постоянно расширяются. Поэтому человек, овладевший респектологическим типом мышления, признает и приветствует различия между людьми и их группами, пытается понять других и эффективно работать вместе с ними.
Респектологическая модель предполагает, что человек избегает стереотипов или карикатурности во всем, что бы он ни делал – писал, исследовал или управлял. Он должен понять людей такими, как они есть, демонстрировать доверие к ним, стремиться к взаимопониманию и быть достойным их доверия. Это не значит, что он не следует собственным убеждениям или что он безоговорочно принимает все, с чем сталкивается (респектологическая модель не предполагает оправдания, например, террористам). Однако он должен попытаться понять другого, а не пребывать в уверенности, что его взгляд на то или иное явление единственно правильный.

Примеры (образование). Стремление понять сверстников, учителей, других людей и эффективно работать с ними, каковы бы ни были их происхождение и культурная принадлежность.
Примеры (работа) . Умение эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, сотрудниками, независимо от их происхождения и статуса, умение прощать.

Этический тип мышления

Предусматривает последовательную реализацию нравственных установок в работе и жизни, а также стремление достойно трудиться и быть настоящим гражданином.
Поднявшись на более высокий уровень, человек овладевает этическим типом мышления – размышляет о природе людей, потребностях и желаниях общества, в котором живет. Этот тип формирует представление о том, как сотрудники компаний могут служить целям, выходящим за рамки их собственных интересов, и как граждане могут трудиться на благо всех окружающих, а не только ради себя.

Примеры (образование). Размышление о своей роли как студента и будущего профессионала и стремление выполнить эту роль должным образом и с необходимой ответственностью.
Примеры (работа). Знание основных ценностей профессии и стремление поддерживать и продвигать их даже во времена быстрых и непредсказуемых перемен. Чувство ответственности за профессию, готовность высказывать свое мнение даже в ущерб себе. Признание и выполнение обязанностей гражданина сообщества, региона, страны и мира.

«Все перечисленные типы мышления существуют одновременно, актуализируясь в определенные периоды развития человека. И все они взаимосвязаны. Так, невозможно творить, не овладев соответствующей дисциплиной, а дисциплина без творчества - лишь мертвый груз практических знаний» Говард Гарднер

Говард Гарднер отмечает, что хотя описанные виды мышления были важны и в прошлом, но именно сейчас они приобретают решающее значение. В недалеком будущем рутинные операции будут выполнять компьютеры и роботы, а контактов между людьми будет все больше. И преуспевать будут именно те люди, которые успешно разовьют в себе эти пять типов мышления.
«Развивать различные типы мышления, а затем гармонично их сочетать - сложная задача, - пишет Гарднер. - Однако лучше ставить перед собой сложные задачи, чем простые».

Другие теории интеллекта
Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
Триархическая теория Стернберга
Биоэкологическая теория Цеси

КНИГИ

Статьи по теме: