Творческие работы по сказкам в детском саду. Физкультурная минутка "Сказки"

Проект для старших дошкольников «Радостные сказки»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ ЦРР детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: Предлагаю вашему вниманию проект «Радостные сказки», который осуществлялся, как увлекательная познавательно-игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения, развития нравственно-духовных качеств ребенка, развития его эмоциональной сферы. Интегрированный подход позволил развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проект групповой, творческий, поисковый, практико-ориентированный, среднесрочный – 6 недель

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня полноценного эмоционального общения детей и родителей, происходит обеднение эмоциональной сферы детей. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми, заменяя эмоциональное общение, выполнением различных заданий из развивающих тетрадей. Проблема налаживания детско-родительских взаимоотношений и развития речи с помощью сказок более эффективно решается при объединении усилий всех специалистов дошкольного учреждения.
В рамках работы психолога по программе «Удивительный мир эмоций» в старших группах нашего детского сада, я предлагаю детям вместе с близкими взрослыми сочинить сказки о радости. Но в этом году я столкнулась с тем, что дети не умеют сочинять сказки. В детских работах описывались ситуации, связанные с радостью, так как дети хорошо поняли, что радоваться могут и мамы, и дети, и животные, но это были не сказки.
Процесс самостоятельного осмысления и сочинения сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не раскрывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. А взрослые сами забыли, что такое сказка.
Чтобы организовать работу и взаимодействие логопедов, психолога, воспитателей коррекционных групп, родителей по развитию речи детей и сочинению сказок, был создан кратковременный проект «Радостные сказки».

Актуальность проекта

Кроме того, что сочинение сказок развивает связную речь детей, сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Сказки учат смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывая, что может произойти, если человек поступает не по совести.
Сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Также сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поэтому сочиняя сказки можно опосредованно способствовать развитию речи детей, творчеству, развитию их эмоциональной сферы.
Данный проект помогает организовать совместную творческую деятельность детей и их родителей, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Актуальность проекта «Радостные сказки» также состоит в том, что он помогает организовать совместную работу специалистов детского сада.
Проект «Радостные сказки» помог объединить работу воспитателей коррекционных групп, учителей-логопедов, педагога-психолога по развитию речи детей старших логопедических групп и повышению психолого-педагогической компетентности их родителей. Над проектом работали три группы дошкольного учреждения.


На подготовительном этапе проекта мы изучили литературу по теме. Анкетирование родителей «Ребенок и сказка» показало, что детям редко читают, не обсуждают прочитанное, а сами дети не рассказывают, что им читают в детском саду.
Беседа–опрос детей по теме «Сказки» показала, что дети называют сказки, соответствующие более раннему возрасту «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Лишь 21% опрошенных детей назвали любимые сказки братьев Гримм, Андерсена, Толстого «Приключения Буратино».

На этом этапе работы над проектом мы уточнили формулировку проблемы, тему, цели и задачи проекта, а также провели мастер-класс для педагогов «Сочинение сказки». Там педагоги учились сочинять сказки с помощью метода моделирования.


Педагоги познакомились с таким методом как составление сказок с помощью «Каталога», когда дети учатся связывать в единый сюжет случайно выбранные объекты. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» или их можно выбирать в книгах. Примерная цепочка вопросов для детей:
- Жил-был... Кто? С кем он дружил? Пришел злой... Кто? Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
Еще один метод сочинения сказок – это составление сказок динамического типа. На доске педагог рисует сказочную дорожку из 3-4 ячеек. Например:


Дети сочиняют сказки с опорой на картинки.
Также мы подобрали детскую литературу, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, дидактические игры со сказками, оформили книжный уголок.
Еще мы подготовили стендовую информацию для родителей. Каждая группа подготовила консультацию по одной теме, а через неделю поменялась.


На втором этапе работы над проектом мы читали и рассказывали детям сказки, рассматривали иллюстрации, беседовали по прочитанным сказкам, проводили дидактические игры, отгадывали загадки о героях сказок.


Психолог познакомила детей с чувством радости, беседовала о том кто и когда радуется, дети инсценировали этюды, выражающие это чувство, рисовали на тему «Радость». В свободное время дети изображали своего любимого сказочного героя.


Также на этом этапе педагоги учили детей сочинять сказки. Они рассказали о структуре сказки, что в ней есть присказка, зачин, повторы, волшебные предметы, концовка.
Учителя-логопеды обогащали словарный запас детей, учили придумывать сказку, рассказывать ее логично и последовательно.
При сочинении сказки воспитатели использовали метод моделирования


Было оформлено солнышко радости, из детских высказываний «Я радуюсь, когда…» и объявление для родителей о написании сказки о радости.


На заключительном этапе работы над проектом дети рассказывали придуманные сказки и показывали иллюстрации к ним. Затем мы собрали все сказки и оформили «Золотую книгу сказок о Радости».


Также мы познакомили педагогов детского сада с опытом работы над этим проектом. Теперь он находится в методическом кабинете и станет основой работы по сочинению сказок для других старших групп.

Результаты работы по проекту:

Воспитание интереса и любви к сказкам.
Развитие эмоциональной сферы детей.
Воспитание доброжелательности в отношениях со сверстниками и взрослыми на примере поступков сказочных героев.
Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
Формирование коммуникативных способностей.
Развитие детско-родительского сотрудничества.
Взаимосвязь в работе педагогов.
Проведенная работа по проекту «Радостные сказки» подтверждает, что систематическое использование сказки может быть важнейшим источником и резервом для успешного речевого и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Дети любого возраста очень любят смотреть спектакли и различные театрализованные представления. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому театрализованные игры, участие в сценках на темы сказок вызывает у детей особый интерес, положительные эмоции и желание к самостоятельной творческой деятельности.

Использование музыкально-театрализованной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, дало мне возможность реализовать мини-проект «Мы играем в сказку», который являлся частью проекта нашей группы «По дороге к сказке».

2. План работы.

Работа в проекте в рамках муниципальной инновационной площадки – это коллективное сотворчество педагогов нашего детского сада. Цель - создание интегративной модели организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей дошкольников.

Реализация инновационного проекта «По дороге к сказке» показала, что именно совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса: музыкального руководителя, воспитателей групп, учителя-логопеда, педагога дополнительного образования, родителей положительно влияет на процесс обучения и формирование творческой личности ребёнка.

«Мы рисуем сказку»

воспитатели

Музыкальный руководитель

«Мы играем в сказку»

музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

«Мы читаем сказку»

воспитатели

Музыкальный руководитель

логопед

Музыкальный руководитель

родители

Музыкальный руководитель


План реализации проекта «По дороге к сказке»

этапы

Сроки

Информационно - аналитический

Педагогический мониторинг развития творческих способностей детей

Изучение научно - методической литературы по проблеме, опыт работы;

ежегодно

ежегодно

Планово - прогностический

Разработка этапов работы и систематизация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с возрастной группой;

Изготовление и подбор разных видов театров;

Разработка, подбор и систематизация театрализованных игр, словесных игр;

Разработка конспектов занятий о театре;

Подбор диагностического инструментария;

Составление перспективного плана взаимодействия с родителями дошкольников;

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Планово - прогностический

Подбор и оформление информации для родительского уголка;

Анкетирование родителей по проблеме;

Взаимодействие с педагогами ДОУ, обмен опытом работы по проблеме.

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Контрольно- диагностический

Проведение мониторинга с целью выявления творческих способностей

Сравнение данных, внесение изменений, дополнений в перспективный план работы с детьми и родителями;

ежегодно

ежегодно

Коррекционно - регулятивный

Коррекция диагностического инструментария;

Корректировка образовательной деятельности с учётом педагогического мониторинга;

Внесение дополнений в перспективное планирование на основе анализа мониторинга.

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Обобщающий этап

Обобщение опыта работы по использованию театрализованной деятельности через развитие способностей детей

Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ результатов;

Оформление аналитического отчёта за межаттестационный период.

ежегодно

ежегодно

Реализация мини-проекта «Мы играем в сказку»

    2011-2012 учебный год: постановка спектакля по русской народной сказке «Колобок румяный бок»;

    2012-2013 учебный год: постановка спектакля по сказке Шарля Перо «Красная шапочка»;

    2013-2014 учебный год: постановка спектакля по сказке Г.Х. Андерсона

«Дюймовочка»;

    2014-2015 учебный год: обработка материалов, подготовка к печати, представление опыта работы на различных уровнях

«Мы играем в сказку» - это творческий мини-проект.

Основная цель: Развитие творческих способностей детей посредствам театрализованной деятельности.

Задачи:

    Формировать у детей навыки и умения музыкально-театрализованной деятельности;

    Развивать исполнительские и коммуникативные навыки;

    Прививать интерес к театрализованной деятельности и занятию музыкой

Ожидаемые результаты:

    У детей сформированы навыки и умения музыкально-театрализованной деятельности;

    Развиты исполнительские и коммуникативные навыки;

    Развит стойкий интерес к театрализованной деятельности и занятию музыкой

Продукт проектной деятельности:

    Постановка спектакля по русским народным сказкам «Колобок румяный бок» (2011-2012г.);

    Постановка спектакля по сказке Ш. Перро «Красная шапочка» (2012-2013г.);

    Постановка спектакля по сказке Г.Х.Андерсона «Дюймовочка» (2013-1014г.).

Проект «По дороге к сказке» - это коллективное сотрудничество воспитателей и квалифицированных педагогов ДОУ, которое даёт возможность развивать детское творчество с помощью сказки. Сказка помогает детям увидеть и изобразить красоту изображаемых персонажей (их позы, жесты, выражения лиц), более выразительно создавать их образы. Яркие красочные костюмы, современные декорации способствуют развитию детского воображения и художественного вкуса.

Участие детей в проектной деятельности, постановке спектаклей по сказкам способствует развитию творческих способностей, образного мышления, умения сопоставлять, анализировать, комбинировать, а так же умение решать новые задачи, не стандартно, а идя своим путём методом проб и ошибок. Участие в проектной деятельности педагогов ДОУ способствует активизации совместной работе педагогов и родителей, то есть организации совместной педагогическо-детско-родительскую проектной деятельности.

Инновационный проект был реализован в течение трёх лет, на протяжении которых ребята средней, старшей и подготовительной группы совместно с воспитателями, логопедом шли по дороге к сказке: читали, рисовали, пели и танцевали, разыгрывали театральные сценки, разучивали роли, репетировали и в итоге показали детям, родителям и гостям нашего детского сада музыкальные спектакли.

Все дети хотят быть успешными. Работа в проекте не является исключением. Детям очень нравится показывать результаты своей деятельности. Они с удовольствием участвуют в репетициях и показе спектаклей для детей, родителей и гостей нашего ДОУ. Мои воспитанники постоянные участники творческих конкурсов разного уровня.

Использование инновационной проектной деятельности положительно влияет на динамику развития музыкально-творческих способностей детей.

Работа в проекте «По дороге к сказке» позволила повысить интерес детей и их родителей к занятию музыкой, участию в совместных праздниках и развлечениях, участию детей в музыкальных спектаклях, так как каждый ребёнок, независимо от его способностей, принимает участие в спектаклях.

В свою очередь родители охотно откликаются на предложения о сотрудничестве, помогают нам изготавливать костюмы и декорации, разучивать роли, фотографировать детей, снимать фильмы. Так как на деле видят, что с их детьми систематически занимаются интересным, нужным делом. Видят, с каким желанием они играют, выступают на сцене. Наблюдают, как их дети развиваются.

Основные формы работы с родителями:

    знакомство с содержанием проекта через беседы на родительских собраниях;

    оформление папок-передвижек с информацией и советами для родителей по обучению детей актёрскому мастерству;

    консультации «Значение театрализованных игр в жизни дошкольников», «Дошкольник и театр» и др.

    размещение информации на сайте ДОУ;

    привлечение родителей к совместной деятельности по постановке спектакля (обеспечение художественными материалами детей для изготовления декораций и оформления атрибутов к спектаклю, разучивание ролей, изготовление костюмов);

    оформление творческого отчёта о проделанной работе;

    показ спектакля

Такой подход к организации работы с родителями является залогом активного и успешного воспитания детей, развития их одаренности и таланта.

Успешной реализации проекта «Мы играем в сказку» способствовали:

    тесная взаимосвязь и работа с родителями детей, участвующих в проекте;

    использование интеграции разных видов и форм детской деятельности;

    комплексный подход (совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, учителя-логопеда);

    выбранное доступное для детского восприятия средство реализации проекта (сказка)

Результат

Материалы, свидетельствующие о результативности инновационной деятельности, реализации педагогичемских проектов

1.Разработан индивидуальный мини-проект «Мы играем в сказку».

2.Разработаны сценарии спектаклей «Колобок румяный бок», «Красная Шапочка», «Дюймовочка».

3. Разработаны

консультаций для родителей и воспитателей.

4. Развиты музыкально-творческие, артистические способности детей.

5. Поставлены спектакли «Колобок румяный бок» «Красная Шапочка», «Дюймовочка».

6. Участие в городских творческих конкурсах.

7. Разработана модифицированная программа «По дорогам сказок».

8. Составлен план работы театрального кружка «Волшебный мир театра».

9. Повышен интерес родителей к совместной детско-родительской деятельности.

Наш коллектив очень заинтересовался такой проблемой, как знакомство детей с разнообразием сказок, не только народных, но и авторских. Мы решили организовать с детьми проектную деятельность, посвящённую решению данной проблемы и подключить к её решению педагогов, родителей, специалистов детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Через сказку, фантазию, игру, через

Неповторимое детское творчество –

Верная дорога к сердцу ребёнка.

Сказка, фантазия - это ключик,

С помощью которого можно открыть

Эти истоки, и они забьют

Животворными ключами …»

В. А. Сухомлинский.

1. Вводная часть:

Проблема: в силу жизненных обстоятельств, а именно занятости родителей, у детей слабо сформирован интерес к сказкам, особенно авторским. Порой уровень знаний детей в этом направлении остаётся низким, дети знают только сказки для маленьких, не знают героев, не могут отгадывать загадки по сказкам, не могут по иллюстрации назвать персонаж. Дома мало книг, книги не по возрасту, иллюстрации не рассматриваются, не беседуют по сказкам.

Актуальность: С казка это школа нравственности, «окошко» в большой мир, она представляет особую значимость для духовной основы развития личности в детские годы. Значит, взрослый должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.

Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказке.

Задачи проекта:

Задачи для педагогов:

Образовательные:

Учить узнавать сказки;

Учить передавать содержание сказок;

Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий;

Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературу.

Развивающие:

Формировать интерес к книгам;

Формировать потребность в чтении сказок;

Совершенствования умения художественно-речевой деятельности;

Развивать коммуникативные умения;

Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;

Развивать воображение, фантазию, мышление;

Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитывающие:

Воспитывать уважение и любовь к сказкам;

Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями ;

Воспитание бережного отношения к книгам.

Задачи для детей:

Внимательно слушать сказки, включаться в беседу по их содержанию;

Отвечать на вопросы по тексту сказки, пересказывать сказки;

Узнавать сказки по заданию, в загадках;

Собирать кубики по сказкам;

Передавать содержание сказки с помощью картинок, в рисунках, играх;

Беречь книги.

Задачи для родителей:

Прививать детям любовь к сказкам;

Поддерживать интерес к сказкам, желание их слушать, рассматривать иллюстрации;

Организовывать просмотр мультфильмов по сказкам;

Проводить этические беседы по сказкам;

Поддерживать педагогов в проведении проекта.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Предмет исследования: сказки отечественных и зарубежных авторов.

Проблема исследования: дети, которые не знакомы со сказками и не познали уроков нравственности через сказку, испытывают трудности в развитии, в речевом и в социальном общении. У них возникают проблемы в приобщении к социальному миру и в формировании личности.

Гипотеза: чем больше дети знают сказок, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа для формирования личности.

Участники проекта: дети старших групп – 50 чел., родители – 50 чел., воспитатели – 4 чел., специалисты ДОУ – 4 чел.

Направленность развития деятельности: комплексная .

Ожидаемый результат:

развитие духовно-богатой личности ребенка как активного участника проекта, проявляющего интерес к авторским сказкам; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

Конечный результат : викторина на тему «Путешествие по стране сказок».

Ресурсное обеспечение: в группах создана мини - библиотека с портретами авторов сказок, театрально – игровой центр; использование музыкального зала для викторины, экскурсия в городскую библиотеку.

Этапы работы :

I этап. Ориентировочный:

1. Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели.

2. Анализ пространственно-предметной среды группы.

3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

II этап. Моделирующий:

1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и планирование ее работы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

2. Разработка проекта «Страна сказок».

3. Обсуждение проекта в творческой группе.

4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.

III этап. Деятельностный:

1. Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра.

2. Экскурсия в библиотеку города.

3. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.

3. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.

IV этап. Оценочный:

1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

2. Проведение викторины «Путешествие по стране сказок».

Пути реализации проекта:

1. Беседа «Что такое сказка?».

2. Чтение разных сказок.

4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

5. Иллюстрирование прочитанных сказок.

6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

7. Загадывание загадок о сказках, героях сказок.

8. Игры с кругами Луллия.

9. Игры с кубиками «Сложи сказку».

10. Просмотр мультфильмов по сказкам.

11. Прослушивание песен из фильмов – сказок.

12. Обыгрывание ситуаций в сюж/ рол. игре «Библиотека».

Взаимодействие с родителями:

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2. Домашние задания родителям и детям.

3. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

5. Участие в экскурсии в библиотеку.

6. Изготовление декораций и атрибутов к викторине.

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

Музыкальный руководитель:

прослушивание песен из фильмов – сказок;

разучивание танцев из сказок;

составление попурри из песен.

Инструктор по физкультуре:

проведение спортивных игр, аэробики с опорой на сказочные сюжеты и с участием сказочных персонажей.

План:

Период

Деятельность

Участники

месяц

неделя

июнь

Определение темы, разработка проекта

Анализ пространственно-предметной среды группы.

Создание творческой группы, обсуждение проекта

Сбор информации, литературы, дополнительного материала

Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра

Советы родителям в виде ширмы – передвижки

педагоги

специалисты

родители

Знакомство с творчеством

В. Г. Сутеева:

«Под грибом»

«Мешок яблок»

«Петух и краски»

«Кораблик»

«Мышонок и карандаш»

Беседа, пересказ

Просмотр мультфильмов:

«Под грибом»,

«Мешок яблок»

Рисование по сказке «Под грибом».

Инсценировка сказки «Под грибом»,

педагоги

дети

Знакомство с творчеством

К. И. Чуковского:

«Доктор Айболит»,

«Мойдодыр»,

«Тараканище».

«Муха – цокотуха»,

«Федорино горе»

Беседа, пересказ

Просмотр мультфильмов:

«Мойдодыр»,

«Федорино горе».

Рисование по сказке «Мойдодыр».

Спортивная эстафета «Кто быстрее принесёт посуду».

Инсценировка сценок по сказке «Доктор Айболит»

педагоги

дети

специалисты

июль

Знакомство с творчеством

Н. Носова:

«Приключения Незнайки и его друзей»

А. Волкова :

«Волшебник Изумрудного города»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»

педагоги

дети

Знакомство с творчеством

А. Н. Толстого: «Буратино»

Беседа

Просмотр отрывков из одноимённого фильма и мультфильма

Прослушивание песен из одноимённого фильма

Спортивная эстафета «Кто быстрее от Лисы и Кота Базилио»

педагоги

дети

специалисты

родители

Знакомство с творчеством:

А.С. Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мёртвой царевне»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о царе Салтане»

П. Ершова и его сказкой «Конёк – Горбунок»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильма по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»

Настольная игра «Собери кубики»

педагоги

дети

август

Знакомство с творчеством

Г. Х. Андерсена:

«Дюймовочка»,«Гадкий утёнок»,

«Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева»

«Принцесса на горошине»,

«Огниво»,

«Оле Лукойе»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильмов по сказкам:

«Дюймовочка»,

«Гадкий утёнок»

«Снежная королева», «Оле Лукойе».

Рисование по сказке «Дюймовочка».

Постановка танца по сказке

Дюймовочка».

педагоги

дети

родители

специалисты

Знакомство с творчеством

Ш. Перро:

«Красная шапочка»,

«Золушка»,

«Кот в сапогах»,

«Мальчик с пальчик»,

«Спящая красавица»

Беседа

Просмотр мультфильмов:

«Кот в сапогах», «Красная шапочка».

Просмотр отрывков из фильма «Красная шапочка».

Прослушивание песен из фильма «Красная шапочка».

Настольная игра «Собери кубики», «Круги Луллия».

Аэробика по сказке «Красная шапочка».

педагоги

дети

специалисты

родители

Сентябрь

Знакомство с творчеством

Бр. Гримм:

«Бременские музыканты»,
«Белоснежка»,

«Горшочек каши»,

«Ёж и заяц»,

«Розочка и беляночка»

Беседа

Просмотр мультфильма «Бременские музыканты».

Прослушивание песен из мультфильма «Бременские музыканты».

Спортивная эстафета «Кто быстрее».

Постановка танца по сказке «Бременские музыканты».

Настольная игра «Круги Луллия».

Инсценировка по сказке «Бременские музыканты»

педагоги

дети

специалисты

Знакомство с творчеством

Р. Киплинга:

«Маугли»,

«Рики Тики Тави»,

«Кошка, которая гуляла сама по себе»,

«Слонёнок»

Беседа

Просмотр мультфильмов «Маугли», «Рики Тики Тави», «Слонёнок».

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

специалисты

родители

Октябрь

Знакомство с творчеством

А. Милна: «Вини Пух и все – все»

Беседа

Просмотр одноимённого мультфильма

педагоги

дети

Знакомство с творчеством

А. Линдгрен: «Малыш и карлсон»

Беседа

Просмотр одноимённого мультфильма.

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

Знакомство с творчеством:

Д. Родари:

«Волшебный барабан»,

«Приключения Чипполино»

Беседа

Просмотр мультфильма «Приключения Чипполино»

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

Экскурсия в городскую библиотеку

Подготовка к викторине

КВН по сказкам

Прослушивание песен из фильмов – сказок: «Буратино», «Золушка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка».

Написание сценария, продумывание его проведения.

Постановка танцев

Изготовление атрибутов

педагоги

дети

родители

специалисты

итог

Ноябрь

Викторина «Путешествие в страну сказок»

Познавательная, игровая, социально – коммуникативная, физкультурно – оздоровительная, художественно – эстетическая.

Подведение итогов.

дети двух старших групп, педагоги двух групп,

музыканты физрук

родители

Анализ:

Наша работа проводилась в течение 5 месяцев. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их авторам. Дети узнают теперь сказку не только по иллюстрации, но и в загадках, по герою, по автору, по сказочному предмету, песне и даже танцу. Они научились беречь книги. У детей появилось желание не только рассмотреть книгу, но и прочитать её, пересказать и инсценировать.

Вывод:

Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказке – достигнута .

Гипотеза: « чем больше дети знают сказок, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа для формирования личности» - доказана .

Результатами , итогом проекта стала викторина «Путешествие по стране сказок», которая выявила у детей высокий уровень знаний, а самое главное – высокий познавательный интерес к сказкам.

Дети приобрели:

  1. Устойчивый интерес к сказкам.
  2. Нравственные эталоны отношений и поведения.
  3. Желание рассмотреть иллюстрации и прочитать сказку.
  4. Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество.
  5. Богатый багаж сказок.

Дети научились:

  1. Узнавать сказки.
  2. Пересказывать сказки.
  3. Отвечать на вопросы по содержанию сказок.
  4. Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам.
  5. Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности.
  6. Бережно относиться к книгам.

Литература:

  1. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка-Синтез, 2008.
  3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс, 2003.
  4. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитат. дет. сада-М.,1992.
  6. Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О.Л. Кабачек. - М.: Либерия,2001.
  7. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.
  8. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.
  9. Стрелкова. Л.П. Уроки сказки. - М.: Просвещение, 1990.
  10. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 000 комбинированного вида »

Художественная литература" href="/text/category/hudozhestvennaya_literatura/" rel="bookmark">художественной литературы , художественное творчество, музыка, физическая культура, познание, коммуникация, социализация, труд, здоровье, безопасность.

Актуальность:

Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Работая с детьми, сталкиваешься с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.

Для решения данной проблемы была выбрана работа по ознакомлению со сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного, еще и познавательный элемент, ведь они:

Развивают слух и произношение;

Формируют понятие «добро и зло»;

Прививают уважение к себе как к личности, но и к старшим;

Способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.

Цель: Воспитывать интерес к сказкам.

Развивать творческие способности детей.

Формировать интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Образовательные:

· Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

· Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

· Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.

· Формировать умение пересказывать сказки.

2. Развивающее:

· Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.

3. Воспитательные:

· Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.

· Пробуждать интерес к сказкам.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Получение дополнительных знаний о сказках.

Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы;

Рассказывать содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя;

Называть сказку, прослушав отрывок из нее.

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация .

Проведение театрализованных представлений по сказкам.

Универсальная схема работы со сказкой

Нравственный урок

Речевая зарядка (развитие речи)

https://pandia.ru/text/79/153/images/image005_92.gif" width="612" height="372 src=">

Сказка развивает руки

Схема реализации проекта по образовательным областям

Разделы программы

Виды детской деятельности

Познавательно – речевое направление

Чтение художественной литературы

Чтение и рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Петушок и бобовое зернышко»,

« Рукавичка»

Коммуникация

«Моя любимая сказка», с использованием разных видов театрализации.

Познание

Мир, в котором мы живем: знакомство с дикими животными (заяц, волк, медведь, лиса)

Конструирование: постройки из строительного материала для Мишутки по сказке «Три медведя» стула, стола, кроватки; домиков для животных, теремка (сказки « Теремок», « Рукавичка»)

Постройки из плоскостных геометрических фигур домика для зверят по сказке «Теремок»

Социально – личностное направление

Нравственная беседа о трудолюбии, взаимопомощи , дружелюбии по сказкам «Теремок», «Репка»

Социализация

Игры-театрализации, обращать внимание на согласованность в действиях и совместном участии в общем (коллективном) деле

Безопасность

Организация «Больницы» для книг, обращать внимание на правила безопасности работы с клеем, ножницами

Направление физическое развитие

Физическая культура

Подвижные игры «У медведя во бору», « Мыши в кладовой», « Мыши водят хоровод», « Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»

Хороводные игры: «Заинька попляши…»

Подвижные игры: «Лиса», «Хитрая лиса»

Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса)

Здоровье

Развитие мелкой моторики рук: использование пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики

Художественно – эстетическое направление

Прослушивание сказок в исполнении Леонида Куравлева, детских песенок по сказкам (Аудиозаписи)

Разучивание песенок, пение

Художественное творчество

Свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам

Лепка: «Репка», «Заяц», « Корзиночки для бобов»

Аппликация: « Репка »

Рисование: « Колобок»

Игровая деятельность

Театрализация

Игры-драматизации по сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», Использование театров: пальчиковый, настольный, бибабо, рукавички, маски.

Дидактические игры

«Мои любимые сказки»

«Что изменилось?»

«Чего не стало»

«Найди по описанию»

«Волшебный мешочек»

«Собери сказку из частей», «Из какой сказки» и т. д.

« Кто лишний»

Деревянные настольные игры «Теремок», «Репка»

Контурные вкладыши «Репка», «Колобок»

Собери пазлы «Курочка Ряба», «Теремок»

Взаимодействие с родителями

Практические материалы

Познакомить родителей с планом проведения работы по проекту

План схема по реализации проекта

Родительское собрание « Роль сказок в жизни ребенка»

Консультации для родителей, индивидуальные беседы

«Сказка в жизни ребенка»

« Воспитание сказкой»

«Радость встречи с книгой»

«Народная сказка в системе воспитания ребенка»

Информационные стенды-передвижки

«Учите вместе с нами»

«Что мы сегодня читали»

Привлечь родителей к изготовлению ширмы для театра

Изготовление книжек-малышек, старые сказки на новый лад (словотворчество совместно с детьми)

Семейный проект «Теремок», изготовление домика для сказочных животных

Пополнение развивающей среды настольными играми по сказкам

Оформление книжек-сказок с фотоиллюстрациями детей

Семейный проект «Теремок» с использованием бросового и природного материала

Организация праздника «В гостях у сказки»

Презентация книжного уголка

«Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия – это ключик,

с помощью которого можно открыть эти истоки,

и они забьют животворными ключами»

В. Сухомлинский.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровен­ный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит - сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать).
Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Трудно представить ваше детство без сказок и любимых детских книг ! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.

Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.

Чтение сказок – один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом – чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества.

Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.

Задания, вопросы к сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими; помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье; формируют позитивную самооценку. Таким образом, между ребенком и взрослым возникает более тесный диалог, который и сближает и помогает процессу воспитания, развития. Основным моментом в этой методике является необходимость развития в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви.

В сказках можно найти материал, который поможет детям стать увереннее, терпеливее, научит слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира, ведь сказки – пища для подсознания. Слова забываются - ощущения остаются.

И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

У ребенка с помощью сказки можно воспитать:

· Волю – сложное и многогранное качество личности.

· Веру в себя – умение противостоять неудачам.

· Смелость – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

· Трудолюбие – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

· Настойчивость – терпение и выдержку при достижении цели.

· Обязательность – умение держать слово.

· Оптимизм – веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

· Целеустремленность – умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

· Доброту и честность.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Консультация для родителей

« Воспитание сказкой »

Подготовила:

воспитатель

Саранск 2013

Рукоделие" href="/text/category/rukodelie/" rel="bookmark">рукодельница…), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребёнка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

В особенности трогает ребёнка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Например, говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась – загулялась – братца унесли гуси – лебеди («Гуси – лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры – напился водицы из копытца и стал козлёнком («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл»), забота о близком поощряется («Бобовое зёрнышко»).

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине. Старец помогает, предупреждает о подстерегающих опасностях. Он не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь.

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребёнка: запрет – нарушение – кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше!!!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей, т. е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живёт с дедушкой и бабушкой, отец – с тремя сыновьями, девочка – с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищённости дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребёнка.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы.

Курочка ряба - Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.

Колобок - Новых друзей наживай, а старых не забывай. Доверяй, но проверяй.

Репка - Конец – делу венец. Мала капля, да большое дело делает.

Теремок - Сделай худо, не жди добра.

Волк и козлята - Страшись волка в овечьей шкуре.

Гуси – лебеди - Сумел ошибиться, сумей и исправиться.

Снегурушка и лиса - Собака лисе не друг.

Кот, петух и лиса - Перья павлиньи, а мозги куриные.

Маша и медведь - Не сиди на печи, не жди калачи.

Заюшкина избушка - Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные. Кошке смех, а мышке слёзы.

Бычок – смоляной - Чужого не надо, а своего не отдадим.

бочок

Зимовье зверей - Доброе дело не горит и не тонет. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Жихарка -Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Лиса и журавль - Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

У страха глаза -За глупой головой и ногам плохо.

велики

Заяц – хваста - Знай больше, а говори меньше.

Лисичка-сестричка - На всякого хитреца довольно простоты; Битый не битоговезёт.

Сестрица Алёнушка - Всему своё время; На всякое хотенье есть терпенье.

и братец Иванушка

Снегурочка - Кому солнце матушка, кому - злая мачеха.

Морозко - По труду и награда.

Царевна-лягушка - Любовь и верность сильнее смерти.

Пузырь, соломинка - Друзья познаются в беде.

и лапоть

Сказка не только помогает ребенку осваивать окружающий его мир и преодолевать трудности, она помогает взрослому лучше узнать своего малыша, понять, какие у него проблемы. Ребенок обычно выбирает ту сказку, которая отвечает на какие-то его вопросы, затрагивает волнующие его проблемы, разрешает болезненные сомнения. И такую сказку малыш готов слушать и 5, и 10 раз подряд, может быть целый месяц. Не надо с ним спорить и предлагать другую сказку, ведь именно эта сказка является лекарством, помогает решить какую-то сложную проблему. И на эту трудную работу над сказкой нужно время. Когда проблема решена или утрачивает свою актуальность, отпадает и необходимость в этой сказке. И тогда ребенок сам говорит: «Давай, почитаем что-нибудь другое!»

Что делать, если у ребенка уже есть какие-то проблемы? Самая простая, но удивительно эффективная техника – сочинение собственной сказки, герой которой похож на вашего малыша и у него есть такие же проблемы. Это могут быть простые истории про зайчиков и белочек. Важно предложить малышу свое решение. Это поможет ему найти свой путь решения проблемы или использовать предложенный в сказке. Рассказ о застенчивом медвежонке, который научился знакомится с другими зверюшками, или о драчливом волчонке, перестал драться, когда подружился с зайчонком лучше родительских наставлений научат ребенка находить своих друзей и строить доброжелательные отношения с другими детьми.

Дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки! Читайте детям сказки, откройте для них этот добрый волшебный мир! Приобщите их к прекрасному миру детской литературы, пока это еще в ваших силах.

МДОУ « Детский сад № 000 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Радость встречи с книгой»

Подготовила:

воспитатель

Саранск 2013

Радость встречи с книгой

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.
Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия , тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Русские народные сказки

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.
Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух».

Подготовьте, пожалйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».

МДОУ « Детский сад № 000 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Сказка в жизни ребенка»

Подготовила:

воспитатель

Саранск 2013

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом развития ребёнка, как и игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны.

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.

Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка.

Список используемой литературы

1. , Яшина развитие дошкольников. - М.: "Академия", 1998.

2. Из опыта работы по методике “Сказка” / // Современный детский сад. – 2009. - № 2. – С. 76-78.

3. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / // Вопросы психологии№ 2. - С. 15-18.

4. Буре, обучение воспитывает: методическое пособие / . - Спб.: Детство-Пресс, 20с.

5. Большева по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

6. , Комарова воспитания и обучения в детском саду // Москва. - Мозаика - Синтез. – 2005

7. Вачков И. Блинчик, пирог, колобок: [сказка] / Вачков И.// Обруч№ 3. - С. 3-4. .

8. Доронова Т. "Что за прелесть эти сказки!" / Доронова Т.// Обруч№ 3. - С. 5-7.

9. Железнова сказки на занятиях по ознакомлению с окружающим и социальному развитию дошкольников / // Дошкольная педагогика№ 8. - С. 25-27.

10. Зурабова К. Законы волшебства: [русская народная сказка в воспитании] / Зурабова К.// Дошкольное воспитание№1. - С

11. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Зимина И.// Дошкольное воспитание№1. - С. 18-28; №5. - С. 28-35; №8. - C. 26-31.

12. Коростелева И. Использование проектного метода при ознакомлении детей с русской народной сказкой / Коростелева И.// Воспитание дошкольников№ 3. - С. 22-34.

13. Короткова детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

14. Логинова Л. Хранители сказок: [мини-музей сказок в детском саду] / Логинова Л.// Обруч№ 3. - С. 33-35.

15. Мацкевич М. Дорогами сказки:для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками / Мацкевич, М.// Дошкольное воспитание№3. - С.

16. Митрофанова Н. Сказка как средство патриотического воспитания / Н. Митрофанова // Ребенок в детском саду№ 2. - С. 5-6.

17. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

18. Мулько представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 20с. (Программа развития).

19. Пахомова, сказки. Этика для малышей / . - М.: Прометей, 20с. .

20. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Поштарева Т.// Дошкольное воспитание№ 5. - С. 24-27.

21. Пропп корни волшебной сказки. - Л-д, 1986.

22. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978

23. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. - Владос, 2001.

24. Тухта сказку. // Газета "Начальная школа, 1996, №46.

25. Фесюкова сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1996.

26. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. - Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.

27. Франц фон М. - Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. - СПб, 1998.

28. Хозиева словесного творчества и совместной деятельности у дошкольников в условиях проекта "Сказка для дошколят" / // Психолог в детском саду№ 3. - С. 51-74.

Старший дошкольный возраст – это богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказок – всё это значительно развивает художественно-эстетическое восприятие детей. А кто как не взрослый – педагоги и родители должны ввести ребенка в этот удивительный мир сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Путешествие по сказкам»

Вид проекта: информационно-творческий

Тип: образовательный

Участники проекта: дошкольники 5-6 лет, их родители, педагоги-специалисты, воспитатели.

Срок реализации проекта : 1 неделя

Проблема. В век компьютерных технологий , прогресса, занятости родителей очень часто мы сталкиваемся с тем, что наши дети, к сожалению меньше общаются с книгами, исчезает интерес к истокам художественной литературы – устному народному творчеству. А ведь знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет жизни ребенка.

Старший дошкольный возраст – это богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказок – всё это значительно развивает художественно-эстетическое восприятие детей. А кто как не взрослый – педагоги и родители должны ввести ребенка в этот удивительный мир сказок.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Так же проблема еще и в том, что родители подчас упускают уникальную возможность приобщать своего ребенка к чудесному, волшебному миру сказок.

Актуальность проекта. Учитывая данную проблему, мы, педагоги должны совместно с родителями научится работать в «команде». Понять и принять понимание и значение устного народного творчества в художественно-эстетическом развитии детей. Духовно-нравственные понятия, которые ярко представлены в образах героев, закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Проект поможет достичь родителям позитивной открытости по отношению к детскому саду, детям. Данный проект поможет погрузиться в разнообразную совместную деятельность (художественно-эстетическую, коммуникативную, проектно-исследовательскую) и объединит детей родителей и педагогов.

Цель проекта: способствовать формированию эмоционального отношения к устному народному творчеству (сказкам) через совместную деятельность детского сада и семьи.

Задачи проекта:

  • создание условий для развития предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений устного народного творчества (сказок);
  • способствовать формированию эмоционального отношения к сказкам;
  • развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей детей и родителей;
  • формировать партнерские отношения с родителями в проведении и участии в совместных мероприятиях;
  • формирование сотворчества детей и родителей в совместном освоении данной темы

Итоговое мероприятие: КВН «Открываем в сказку дверь»

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная и самостоятельная образовательная деятельность в режимные моменты

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Сказка ложь – да в ней намек», «В гостях у бабушки Загадушки»

Интегрированное занятие «В гостях у сказки»

Сюжетно-ролевые игры: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Репка»

Диалог: «Какие герои остались одни дома, как нужно было вести себя правильно»

Проблемные ситуации: «Чему учат сказки?», «Этого не должно было быть», «Чему учат пословицы?»

Создание фотоальбома: «Сказки нашего детства»

Трудовая деятельность: ремонт книг. Изготовление масок

Дидактические игры: «Составь цепочку», «Что лишнее», «Угадай и назови сказку», «Герои сказок в пазлах»

Изготовление костюмов и атрибутов к сказкам

Анкетирование родителей

Консультации для родителей

Познавательное развитие

Беседа «Мир сказок»

Игра - путешествие «По следам сказок»

Игра-викторина «Знаешь ли ты сказки?»

Игра-исследование по сказке «Заюшкина избушка»

ФЭМП «В гостях у сказок»

Просмотр презентаций: «Путешествие в страну сказок», «Персонажи русских народных сказок».

Рассматривание работ художников-иллюстраторов: В. Г. Сутеева, Б.А. Дехтерева, Н.А. Устинова, Ю.А. Васнецова и др.

Кроссворд по сказкам

Проблемная ситуация – эксперимент «Что можно изменить?»

Дидактическая игра «Из какой сказки предмет?», «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?».

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

КВН «Открываем в сказку дверь» (итоговое мероприятие)

Речевое развитие

Конкурс рассказов «Любимая сказка нашей семьи»

Рассматривание и обсуждение репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

Перфокарты «Найди правильный ответ»

Пересказ по ролям сказки «У страха глаза велики»

Пересказ сказки «Лиса и рак»

Дидактическая игра «Поиграем в сказку»

Выставка репродукций к сказкам.

Составление рассказов по серии картинок.

Словесные игры «Узнай героя по описанию», «Подбери рифму», «Повтори фразу по-разному».

Игра-перевертыш «Исправь ошибку»

Составление творческих рассказов «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про…»

Чтение с детьми сказок по желанию детей

Речевой тренинг «Повтори чистоговорку»

Физическое развитие

Спортивно-физкультурный досуг «Там, на неведомых дорожках»

Физическая культура «Построим новый теремок»

Физическая культура на воздухе «Сказочное путешествие»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса»,«Медведь и пчелы», «Гуси-Лебеди»

Игра-эстафета «Кто быстрее построит теремок», «Яблочко на тарелочке», «Репка»

Игровое задание «Выполни действия по пиктограмме»

Физкультминутка « В темном лесу есть избушка», «Иван-Царевич», «Сказка даст нам отдохнуть»

Картотека для родителей «Русские народные подвижные игры»

Подвижные игры с детьми на улице

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Зайчишка - трусишка и храбришка»

Аппликация «Мой любимый мишка» (по сказке «Три медведя»)

Сюжетная лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Конструирование из бумаги «Царевна-лягушка»

Интегрированная музыкальная деятельность «Сказочные песни»

Музыкально-литературное развлечение «В гостях у сказочной страны»

Рисование по замыслу «Мои любимые сказочные герои»

Конструирование по замыслу «Где живут герои сказок»

Творческая игра «Угадай, кто я»

Чтение и инсценировка потешек про животных

Инсценировка отрывков из сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок»

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Хаврошечка», «Лиса и заяц», «Заяц-хваста», «Сивка-бурка», «Царевна-Лягушка»

Прослушивание музыки в записи «Полет шмеля» (фрагмент из оперы Римского-Корсакова); «Сказка о царе Салтане».

Музыкально-ритмические движения «Танец с хлопками»

Семейный мини – театр «Играем в сказку»

Показ силамиродителей музыкального театра «Теремок»


Статьи по теме: