Важность раннего развития ребенка. Психологи о раннем развитии


В этой статье мы расскажем о плюсах и минусах занятий по раннему развитию ребенка.

Что такое раннее развитие ребенка?

Сегодня в каждом городе можно увидеть школы и центры, которые занимаются ранним развитием ребенка. Но далеко не все понимают, что означает понятие «раннее развитие детей». Оно взяло основу из определения «раннего детства» - это возраст малыша от 1 до 3 лет, хотя некоторые также относят к нему и период младенчества до 1 года.

Раннее развитие - это организованный процесс обучения ребенка в возрасте до 3 лет, который позволяет получить ему определенные знания, овладеть новыми навыками, необходимыми для успешного процесса взросления.

Заблуждения по поводу раннего развития ребенка.

Конечно, многие считают, что обучение в центре полезно его чаду, там он учится чему-то новому и повышает свой интеллектуальный уровень. Но поскольку многие не знают, как проходят обучение и процесс воспитания, формируются определенные мифы.

Заблуждение 1. В детских центрах учат определенному навыку (рисованию, чтению, счету, пению и т.п.).

На самом деле педагоги занимаются всесторонним обучением ребенка: его учат речи, математике, творчеству, а разнообразие занятий позволяет поддерживать интерес у малышей, что положительно влияет на их развитие.

Заблуждение 2. Для обучения используются специально разработанные методики.

Развитие детей подразумевает не только учебу, дети могут получать новые знания и навыки с помощью игр, чтения сказок и даже простого общения.

Заблуждение 3. Посещение школы раннего развития лишает ребенка детства, оно не нужно, поскольку его всему научат в детском саду и в школе.

Это мнение совершенно ошибочно. В подобных центрах дети получают отличную возможность обучаться в дружеской атмосфере, общаться со сверстниками, там проводятся специальные игры, чтобы малыш не заскучал. Дети не воспринимают центр как место для обучения, для них это кружок, где можно весело провести время.

Почему так важно раннее развитие ребенка?

Считается, что в первый год жизни мозг ребенка развивается примерно на 50%, а к трем годам - уже на 80%. Именно поэтому малыш нуждается в обучении в таком возрасте. Задача раннего развития заключается не в том, чтобы он научился читать или считать, а в том, чтобы развить его естественные способности. В этом возрасте обучение состоит в улучшении памяти, концентрации, внимания и наблюдательности.

Раннее развитие поможет ребенку в дальнейшей жизни: ему будет проще обучаться, он будет быстрее адаптироваться ко внешним условиям и легче находить общий язык со сверстниками.

Стоит ли отдавать ребенка в центр раннего развития?

Отличным вариантом будет посещение школы раннего развития малыша совместно с родителями. Ребенок будет чувствовать поддержку, не испугается новых людей. Потом постепенно, освоившись, малыш сможет оставаться на занятиях без мамы. Ни для кого не секрет, что ребенок, который проводит время постоянно только наедине с мамой, потом сложнее общается с другими людьми. Когда дети, не посещавшие школу, идут в садик, они сильно переживают, нередко плачут и просятся домой к маме.

В центре же ребенок постепенно начинает привыкать к новым людям, к общению. ребенка, как правило, проходят несколько раз в неделю по 1-2 часа. Такое расписание будет комфортным для малыша, он понемногу привыкнет проводить время без мамы, поэтому после быстрее адаптируется в садике.

Для хорошего развития ребенка ему необходимо внимание: проводите время с малышом, играйте в развивающие игры, почаще общайтесь, водите на занятия в центр раннего развития, где он сможет пообщаться со сверстниками и получить новые знания.

«Мой ребенок умеет читать с года, я занималась и занимаюсь с ним ранним развитием » — такая фраза в некоторых сообществах мам звучит хуже, чем «Я кричу на своего ребенка». Напомню, что в моем понимании всех важных сфер в жизни ребенка, которое происходит через игру и к взаимному удовольствию ребенка и родителя . Самый частный вопрос, который мне при этом задают: «Зачем все это нужно?». Я собрала очень разные ответы на этот вопрос: от японского автора книг до Министерства образования, от собственного опыта раннего чтения до мнений других мам, которые тоже занимаются со своими детьми.

Зачем заниматься ранним развитием?

Вариант №1:

Для начала, вот ответ Масару Ибуку («После трех уже поздно»):
«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире «.

Вариант №2:

Что говорит Закон РФ «Об образовании» ? Статья 18, п.1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте ».

Вариант №3:

Представители прокомментировали важную для них тему развития детей: «Чаще всего противостояния родителей в том, когда пора заниматься с ребёнком, сводятся к столкновению двух взглядов. Одни берут дело в свои руки и начинают самостоятельно заниматься с ребенком как можно раньше. Ведь понимают, это плодотворно скажется на его умственном и психическом развитии. Другая же часть родителей уверена, что детей всему научат в школе. А пока, пускай они наслаждаются свободой отдыхом, играми. Мы не могли остаться в стороне и делимся с вами фактами о пользе раннего развития:

  • 35 000 детей дошкольного возраста в США, Канаде и Англии показало, что развитие математических навыков ещё в детсадовском возрасте влияет не только на дальнейшие успехи в этом предмете . Даже элементарное знание цифр в раннем возрасте эффективно способствует развитию навыка чтения и положительно влияет на обучение ребёнка в целом.
  • Ранние занятия с детьми существенно влияют на их социализацию. Исследователи из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка отслеживали более 700 детей с ясельного возраста и до 25 лет и выявили, что социально развитые дети в дальнейшем могли взаимодействовать с людьми без побуждения со стороны, быть полезными другим, понимать их чувства и решать проблемы самостоятельно, а также имели больше шансов получить высшее образование и достойную работу к своим 25, нежели люди, чьи социальные навыки были ограничены в детстве.
  • Существенная часть навыков, которые получает ребёнок в школе, неумолимо устаревают или применяются крайне редко . В значительной степени именно родители могут стать для детей открытой «дверью» к актуальной информации. Чего стоит только один обмен жизненным опытом, благодаря которому вы можете научить ребенка специальным знаниям.

Вариант №4:


Зачем ребенку уметь читать до школы?:
1) Чтение — это развитие прежде всего процессов мышления, внимания, памяти и обработки информации.
2) Легкость освоения . Мы не помним, как научились говорить, а мой сын не помнит, что не умел читать. Для него это просто и естественно — читать то, что он видит. Поэтому вокруг этой темы нет напряжения, сложностей, неприятных эмоций. Паша уверен, что читать — это легко)))
3) Удовольствие от процесса . Кто-то любит лабиринты, кто-то загадки, кто-то слова озвучивать, кто-то конструктор собирать, кто-то читать. Зачем лишать ребенка удовольствия прочитать интересную историю по возрасту? Конечно, только если он сам этого хочет. И это будет простенькая книжка на несколько предложений или любимое стихотворение на одной странице, а не «Война и мир». Я кстати из тех людей, которые очень любят читать и получают удовольствие от чтения.
4) Самостоятельность . Когда я была в США, меня порадовало то, что вокруг все понятно: все вывески на английском, указатели, меню и т.п. И как неуютно, когда я не понимаю, что написано, потому что это французский, или итальянский, или немецкий, или тайский. Даже в магазине не могу найти сметану((А дети вынуждены жить так до школы. Насколько проще ориентироваться в мире, если ты можешь прочитать хотя бы простейшие слова. «А, сейчас станция Аэропорт, следующая — наша» — говорит мне сын. «Вот на полу указатель на «Пушкинскую». «Нет, мама, видишь, написано «йогурт Растишка», а мне нужен «творожок Растишка» (у них похожие упаковки). «Варить 9 минут» — на упаковке с макаронами. Или ребенок может по оглавления найти нужный ему рассказ или сказку (Паша давно так делает).
5) Чтение — базовый навык для других освоения других областей знаний . Если ты умеешь читать, значит, ты можешь прочитать о чем угодно и найти ответы на интересующие тебя вопросы. Или в энциклопедии, или в Гугл.
6) Мама тоже развивается, занимаясь организацией таких игровых занятий 🙂

Каких целей я перед собой НЕ ставлю:
— вырастить самого умного, гениального, лучше всех. Я вообще и считаю это порочной практикой. Моему ребенку не обязательно быть лучшим в чем-то, я люблю и буду его любить вне зависимости от его успехов или неуспехов в жизни , просто потому, что это мой ребенок.
— Чтобы читал сам к какому-то определенному сроку. Я не ставила сроков, когда Паша должен продемонстрировать полученные навыки. Зачем? Когда мы занимались (т.е. играли в чтение), мы получали удовольствие от процесса, результат был вторичен. Тем не менее, если придерживаться методики и играть регулярно, результат не заставит себя ждать. Конкретные сроки в данном случае давили бы и на мою психику («я — плохая мать, я все неправильно делаю») и на психику сына («я должен оправдать ожидания родителей»). Поэтому — просто играем, когда ребенок захочет, он сам покажет, что умеет читать.

Вот что говорят мамы, которые также занимаются с детьми ранним развитием.

Вариант №5:

Ольга, мама Андрея (1,5 года)
1) возможность быть рядом, поставленные цели не дают возможности для поисков всевозможных «безотлагательных» дел в стороне от ребенка (готовка, уборка, интернет и пр)
2) мир вокруг нас стал настолько быстрым и умным, требования к детям растут и становятся всё жестче. Хочется предпринять все возможные меры, чтобы облегчить ему дальнейшую жизнь, и это естественный материнский инстинкт))
3) еще, мне кажется, самостоятельность и развитие интеллекта тесно связаны между собой , и одному без другого не бывать. Все таки не хотелось бы видеть своего ребенка «маменькиным сынком» во взрослой жизни.
4) ну, и мне просто приятно и очень интересно выполнять разные задания, что-то мастерить, изучать, просто посидеть посмотреть книжку вместе с моим любимым сынишкой.

Вариант №6:

Кристина, мама Елисея (2 года)
Я — мама, и хочу для своего ребёнка всего самого лучшего. Я считаю важным заниматься ранним развитием ребёнка, потому что верю, что это даст моему сыну прочную базу на будущее , поможет ему вырасти успешным человеком, раскрыть свои способности и таланты . Моему сыну нравятся наши игры и занятия , я вижу их результаты, и для меня это мощный стимул продолжать.

Вариант №7:

Меня зовут Наталья Локтенко, мне 31 год, по образованию — журналист.
Я мама двух сыновей-погодок Дениса (7 лет) и Родиона (5 лет). Сейчас работаю сотрудником компании «Умница» (филиал в Воронеже), после рождения второго сына заинтересовалась также Монтессори-педагогикой и прошла обучение на курсах Монтессори.
Заниматься развитием ребенка не просто важно, нужно. Но маме не нужно думать, что развитие — это только обучение счету, письму, грамоте, чтению. Это и беседы, и прогулки в лес, например, и чтение книг на ночь, походы в музеи и на выставки, даже совместное собирание конструктора .
Мама — самый главный учитель для своего ребёнка и самый первый. Только мама знает своего малыша, его потребности, желания, умения и знает «ключик» к нему: как учить и чему. Но главное не превращать занятия в уроки, пусть все будет в форме игры и только с хорошим настроением .

Вариант №8:

Елена, мама Таисии (2 г. 4 мес.)
Чтением я стала заниматься с дочкой по причине билингвизма. Хотелось, чтобы она хорошо владела русским до дет.сада, а потом поддерживать знания книгами. В чтение пока так и не вышла, сейчас думаю, как дальше продвигаться к результату. Но умение концентрировать внимание — это явная заслуга домановских карточек.
Считаю, что занятия в раннем возрасте дают прочную базу для развития гармоничной личности малыша . Для меня занятия являются отличным ориентиром в сильных и слабых сторонах дочки. Вот математика не пошла изначально, зато творить, петь, танцевать — это мы любим. И это ценно понимать.

Вариант №9:

Мария, мама Вероники (3 года)
Для меня развитие ребенка с раннего возраста важно по трем причинам. Прежде всего, это как фитнес для мозга — заставлять его работать и развиваться, как фитнес для тела. Во-вторых, постоянные занятия с ребенком помогают выработать привычку учиться и познавать мир . И, конечно, оно помогает раскрыть таланты и склонности у ребенка еще в раннем возрасте .
Моей дочери Веронике — 3 года, вместе мы очень любим читать по-русски и по-английски, заниматься по методике Домана, петь, рассказывать стихи наизусть и кататься на коньках

Вариант №10:


Марина, мама дочки Саши (2 года)

Когда я говорю, что занимаюсь со своим ребенком английским и не только, я часто слышу, ради чего я это делаю? Какая конечная цель стоит передо мной? Ответы могут быть самыми разными: и общее развитие , гибкость мышления ; и будущая успеваемость в школе; и путешествия , уверенность и легкость общения; и престижная работа и возможность устраивать свою жизнь в любой точке планеты . У всех причин есть одна общая мотивация — выход за определенные рамки, освобождение от определенных ограничений . Занимаясь развитием ребенка, мы закладываем самый основной фундамент, на который впоследствии будут опираться остальные знания . Открывая ему двери в этот удивительный мир, полный новых открытий и идей, родители выстраивают ему основу для будущего. Для какого? А для какого он захочет ! Очень важно дать ребенку возможность в будущем выбрать дорогу, которая ему будет по душе. Любой вклад в своего ребенка, сделанный с любовью, даст свои плоды. Как здорово,что появится совсем новое поколение интеллектуальных, развитых молодых людей, которые будут мыслить прогрессивно, креативно, смогут учиться и жить, где захотят и иметь друзей по всему миру.

Вариант №11:


Анна, мама Саши, 1,1 год

Для меня материнство — это огромная ответственность. В первую очередь за будущее любимого чада. Вместо того, чтобы постоянно придумывать отговорки о том что я ничего не успеваю (особенно играть с ребёнком), сидеть часами в телефоне и тд, я для себя решила посвятить все это время сыночку. Я люблю проводить с ним время , у нас дома практически нет обычных бесполезных игрушек . Только игры для развития, таких сейчас очень много в магазинах. И они совсем не скучные. Зато интересно играть не только ребёнку, но и маме, и папе, и бабушкам. Нам сейчас 1,1 г, но результаты уже огромные.
Я пытаюсь научить своего малыша самым необходимым качествам и умениям в жизни. Так как мне хочется чтобы мой малыш в будущем был добрым, счастливым и независимым . Чтобы умел любить, ценить и уважать окружающий мир . Мог порадоваться новым победам и принять с достоинством поражения. Был милосердным и толерантным. Свободным и честным. Был опорой и примером для своего будущего поколения. Сильным и здоровым. Поэтому мы радуемся каждому мгновению проведённому вместе. Вместе играем, прибираемся, готовим и т.д!

Мне очень хотелось показать вам, что можно заниматься гармоничным ранним развитием, когда все игры приносят радость, когда кроме интеллекта развиваются и другие сферы , когда нет цели вырастить гения, а лишь приоткрыть мир безграничных возможностей.

Я надеюсь, истории увлеченных мам вдохновили вас 🙂

Может быть, у вас есть своя история и вариант №12? Поделитесь в комментариях!

В этой статье мы расскажем о плюсах и минусах занятий по раннему развитию ребенка.

Что такое раннее развитие ребенка?

Сегодня в каждом городе можно увидеть школы и центры, которые занимаются ранним развитием ребенка. Но далеко не все понимают, что означает понятие «раннее развитие детей».

10 причин заниматься развитием малышей

Оно взяло основу из определения «раннего детства» - это возраст малыша от 1 до 3 лет, хотя некоторые также относят к нему и период младенчества до 1 года.

Раннее развитие - это организованный процесс обучения ребенка в возрасте до 3 лет, который позволяет получить ему определенные знания, овладеть новыми навыками, необходимыми для успешного процесса взросления.

Заблуждения по поводу раннего развития ребенка.

Конечно, многие считают, что обучение в центре полезно его чаду, там он учится чему-то новому и повышает свой интеллектуальный уровень. Но поскольку многие не знают, как проходят обучение и процесс воспитания, формируются определенные мифы.

Заблуждение 1. В детских центрах учат определенному навыку (рисованию, чтению, счету, пению и т.п.).

На самом деле педагоги занимаются всесторонним обучением ребенка: его учат речи, математике, творчеству, а разнообразие занятий позволяет поддерживать интерес у малышей, что положительно влияет на их развитие.

Заблуждение 2. Для обучения используются специально разработанные методики.

Развитие детей подразумевает не только учебу, дети могут получать новые знания и навыки с помощью игр, чтения сказок и даже простого общения.

Заблуждение 3. Посещение школы раннего развития лишает ребенка детства, оно не нужно, поскольку его всему научат в детском саду и в школе.

Это мнение совершенно ошибочно. В подобных центрах дети получают отличную возможность обучаться в дружеской атмосфере, общаться со сверстниками, там проводятся специальные игры, чтобы малыш не заскучал. Дети не воспринимают центр как место для обучения, для них это кружок, где можно весело провести время.

Почему так важно раннее развитие ребенка?

Считается, что в первый год жизни мозг ребенка развивается примерно на 50%, а к трем годам - уже на 80%. Именно поэтому малыш нуждается в обучении в таком возрасте. Задача раннего развития заключается не в том, чтобы он научился читать или считать, а в том, чтобы развить его естественные способности. В этом возрасте обучение состоит в улучшении памяти, концентрации, внимания и наблюдательности.

Раннее развитие поможет ребенку в дальнейшей жизни: ему будет проще обучаться, он будет быстрее адаптироваться ко внешним условиям и легче находить общий язык со сверстниками.

Стоит ли отдавать ребенка в центр раннего развития?

Отличным вариантом будет посещение школы раннего развития малыша совместно с родителями. Ребенок будет чувствовать поддержку, не испугается новых людей. Потом постепенно, освоившись, малыш сможет оставаться на занятиях без мамы. Ни для кого не секрет, что ребенок, который проводит время постоянно только наедине с мамой, потом сложнее общается с другими людьми. Когда дети, не посещавшие школу, идут в садик, они сильно переживают, нередко плачут и просятся домой к маме.

В центре же ребенок постепенно начинает привыкать к новым людям, к общению. Занятия в группах раннего развития ребенка, как правило, проходят несколько раз в неделю по 1-2 часа. Такое расписание будет комфортным для малыша, он понемногу привыкнет проводить время без мамы, поэтому после быстрее адаптируется в садике.

Для хорошего развития ребенка ему необходимо внимание: проводите время с малышом, играйте в развивающие игры, почаще общайтесь, водите на занятия в центр раннего развития, где он сможет пообщаться со сверстниками и получить новые знания.

И все же Ирман был удивительным ребенком. Пережить такой ужас в столь раннем возрасте и все еще продолжать верить

Джозеф вздохнул.

Важность раннего развития малышей

Ему очень хотелось помочь ребенку. Поддержать его и направить в случае необходимости на правильный путь. Ирман Гердер не первый сложный пациент в его практике, но он первый, кто обладал такой волей и стремлением. Первый настолько сильный.

Закончив оформлять последнюю на сегодня историю болезни, доктор Уэйн взглянул на часы, стрелки которых неумолимо приближались к девяти часам вечера. Его рабочий день давно был завершен, но прежде чем покинуть клинику и отправиться домой, он решил навестить Ирмана и поинтересоваться у мальчика, как прошел его первый день в обществе других пациентов.

Собрав нужные ему бумаги в небольшой кожаный портфель, мужчина погасил в кабинете свет и вышел, закрыв дверь на ключ. В коридоре ему встретился один из коллег и поинтересовался успехами нового пациента. Джозеф поблагодарил мужчину за участие, но толком ничего не ответил. Не хотел сглазить. Странно, вроде бы взрослый человек, да и работает в области психиатрии, а все же суеверен до безобразия. Мужчина усмехнулся собственным мыслям и пошел дальше.

Оказавшись возле палаты Ирмана, он как всегда тихо постучал в дверь и, позвав мальчика по имени, принялся ждать, пока щелкнет, открываясь, замок. В этот раз Ирман открыл дверь быстрее, чем это случалось раньше. Но, как и прежде, когда мужчина переступил порог мальчик уже сидел на кровати, подтянув колени к груди.

— Как ты себя чувствуешь? — оставляя дверь открытой и присаживаясь на стул возле выхода, поинтересовался Джозеф, отмечая у пациента перемену настроения. Мальчик был возбужден, но в глазах его не было и тени страха.

Ирман все еще сжимал в ладони бумажный стебель цветка, когда в палату к нему вошел доктор Уэйн. Все думал о той женщине… Но на вопрос о собственном самочувствии так и не ответил.

— Кто такой Амис? — вместо этого спросил мальчик и протянул мужчине цветок. Доктор привстал и принял потрепанную поделку, с интересом разглядывая. – Мне его дала пациентка. Просила передать Амису. Схватила меня за плечо…

Родился человек!
Пришел в мир «наследник человечества».
А. М. Горький

Итак, в семье родился ребенок. Первый вопрос матери: «Здоров ли, нормальный ли?» Ведь здоровье малыша закладывается еще до рождения, затем в первые дни или даже часы жизни.

До возвращения матери из родильного дома все домашние озабочены созданием наилучшей для здоровья ребенка обстановки: его сна, бодрствования, развития. Основными условиями для этого являются соблюдение научно разработанного режима, хороший уход, благоприятная окружающая обстановка.

Для младенца, его кроватки надо выделить наиболее светлую, солнечную комнату или часть ее, помещение хорошо проветривать. Температура воздуха не должна превышать 20°, но и не снижаться до 17°. Во избежание перегрева, появления опрелостей матрац и подушку ни в коем случае не следует набивать пухом, пером. Одежда ребенка должна обеспечивать свободу движений.

Новейшими исследованиями ученых в лабораториях медицинских наук установлено, что движение является необходимым условием не только физического, но и умственного развития. В педиатрии уже осуществляются методы обследования новорожденного на определение его зрелости. И немалое значение при этом имеют двигательные рефлексы или реакции. Этими методами могут воспользоваться и родители.

Рефлекс Робинсона. Вложить в ладошку палец. Ребенок должен так сильно ухватиться за него, что можно даже, отводя руку, поднять ребенка.

Раздражение подошвы. Если немного пощекотать подошву, ребенок сгибает ножки.

Рефлекс Аршавского. Надавить на пяточную кость — младенец напрягается, вскидывает руки, а на личике появляется гримаса плача, ничего общего не имеющая с настоящим плачем.

У ослабленного ребенка эти рефлексы плохо выражены или вообще отсутствуют.

Итак, принцип развития младенца — движение. Ребенок в первые часы жизни начинает приспосабливаться к окружающей обстановке именно через движение. Даже во время сна половину всего времени младенец проводит в движении. Это обстоятельство должно помочь родителям понять вред пеленания: стянутый пеленками ребенок не может двигаться и хуже развивается. А раз движение — основной принцип развития новорожденного, необходимо предоставлять ему эту возможность. Постепенно учите малыша держать вертикально головку, ползать, сидеть, стоять и, наконец, ходить. Если малыш овладевает всем этим с опозданием, то растет малоподвижным, вялым.

Дальнейшее обучение движениям происходит в игре. Потребность играть так же естественна и необходима ребенку, как еда, воздух, сон. Игра ценна и тем, что не только дает нагрузку мышцам, но и способствует познанию мира.

Во время игры нагрузка на мышцы меняется: одни отдыхают, другие работают — это и есть активный отдых, радующий и развивающий ребенка. И. М. Сеченов говорил: «Значение движений — не только в формировании ориентировки в пространстве и времени, но и мышлении. Движения стимулируют развитие мысли».

Каждая мать должна обеспечить ребенку условия для подвижности. Наблюдения за детьми ясельного возраста показывают, что более подвижные дети владеют большим запасом слов и употребляют их более осмысленно. Игра, движение являются для детей естественной физкультурой, гимнастикой. Пусть ваш ребенок будет беспокойным, активным, хуже, когда он будет малоподвижным, ожиревшим. За этим должны следить и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки.

Непременным условием развития малыша и его здоровья является строгое соблюдение режима, в котором должно быть предусмотрено все: длительность сна и распределение его в течение суток, кормление, бодрствование. Режим вносит ритм в работу нервной системы, приучает ребенка в одно и то же время получать пищу, а значит, обеспечивает нормальную работу желудка. А нормальное засыпание, крепкий сон и хороший аппетит являются необходимым условием для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым.

По мере взросления возрастает работоспособность нервной системы малыша и с учетом этого соответственно меняется режим: укорачивается продолжительность сна, увеличивается бодрствование. В это время можно начинать воспитание культурно-гигиенических умений и привычек. Оно начинается с конкретизации: помоем ручки, вытрем салфеточкой ротик. Ласково разговаривая, вы пробуждаете у малыша эмоциональное отношение к процедурам, и он сам начинает принимать в них участие, как в игре.

Хочется еще раз напомнить родителям: не думайте, что сон, еда, прогулки — это все, что нужно малышу до года. Необходимо воздействовать на его зрительное, слуховое, осязательное развитие, учить слушать речь, следить за игрушкой, реагировать на близких людей. Любовь и внутреннее чутье подскажут вам, в чем именно нуждается ваш ребенок.

Уже в начале второго месяца ребенок выделяет из всего окружающего в первую очередь мать. Ей он дарит первую улыбку, она вызывает радостное его оживление. Такая реакция на мать объясняется тем, что именно она осуществляет уход за младенцем.

Мать (отец, бабушка) терпеливо устраняет неприятные ощущения, ласково разговаривает, напевает, баюкает. Через мать ребенок учится радоваться общению с взрослыми. Это общение становится затем его потребностью, оно развивает его умственно и психически.

Любовное эмоциональное общение делает младенца восприимчивым, учит рассматривать, всматриваться, прислушиваться, следить за действиями взрослых, подражать им. А в дальнейшем поступки взрослых (положительные!) становятся примером, формирующим личность ребенка. С двух-трехнедельного возраста обеспечивайте развитие зрительных, слуховых и осязательных ощущений.

Ребенок играет со своими ручками, ножками, захватывает их, рассматривает. Он бодрствует мало, но уже в эти короткие промежутки надо подвешивать на высоте 50-70 см игрушки, чтобы ему удобно было смотреть, следить за ними. С этой целью надо постукивать погремушкой и передвигать ее то вправо, то влево. Яркие, красочные игрушки привлекают внимание. Малыш прислушивается к звукам, напевам матери, звучанию погремушки. Так он обучается воспринимать предметы, учится сосредоточивать взгляд на чем-то определенном. Рекомендуются игрушки крупные, яркие.

От четырех недель до пяти месяцев младенец уже дольше рассматривает игрушки, подвешивать их можно по нескольку штук. При этом обратите внимание на то, что игрушка интересует малыша только два-три дня, поэтому их надо менять. Новые игрушки вызывают оживление. Через несколько дней можно снова повесить старую игрушку, ей он радуется, как новой.

Игрушки лучше помещать так, чтобы они висели над грудью на высоте вытянутых рук. Случайно задев их руками, младенец самостоятельно занимается ими: ощупывает, захватывает, действуя глазами и руками одновременно.

К трем месяцам ребенок уже должен уметь лежать на животике и несколько минут хорошо удерживать головку. В поле его зрения надо положить игрушки, чтобы он рассматривал их. Постепенно передвигая игрушки, взрослый упражняет малыша в умении следить взглядом за перемещением предметов. Таким методом следует пользоваться не только, когда он лежит на животе, на спинке, на боку, но и когда сидит на руках у взрослого.

Первый этап обучения — научить следить за движущейся перед глазами игрушкой — длится 2-3 недели при ежедневной демонстрации. Затем малыш уже рассматривает не только игрушки, но и различные предметы в комнате. Взрослые стимулируют это, обращая его внимание на лампу, книги.

К четырем месяцам надо научить малыша брать погремушку из рук взрослого и удерживать ее. Рекомендуется для этого следующий прием: нужно коснуться погремушкой кисти ребенка, он раскроет ладонь и захватит погремушку, ее можно тихонько потянуть, чтобы малыш учился удерживать и ощущать ее в своей руке.

К пяти-шести месяцам нужно приучать его дольше рассматривать игрушки, а также перекладывать их из руки в руку. Подвешивать их уже не надо. Ребенок сам должен их брать. Для этого он стремится сесть и так постепенно переходит из лежачего положения в сидячее.

В это время малыш открывает свойства предметов, игрушек неосознанно, но различает их цвет, величину, тянется к какой- то определенной, чем-то ему понравившейся из нескольких игрушке.

Полугодовалый малыш различает уже среди взрослых своих и чужих: своим он улыбается, на чужого хмурит бровки. Если в первые месяцы мы обучали его вслушиваться в звуки и реагировать на них, то сейчас мы начнем ласково требовать от него общения, то есть будем учить его «гулить».

Разговаривая с малышом, повторяем несколько раз слоги (агу, ма-ма, гу-гу) до тех пор, пока он, сложив губки, не попытается «заговорить» с нами. Причем произносимые самостоятельно звуки доставляют ребенку огромную радость.

С семи-восьми месяцев целесообразно помещать малыша в манеж. Там он двигается, ползает, пытается встать, то есть развивается.

Многие родители ошибочно считают, что к шести-семи месяцам надо начать учить ребенка сидеть, и для этого сажают его в подушки, за столик.

Сажать ребенка до восьми месяцев не рекомендуется. Это может привести к искривлению позвоночника. Исследования и опыт показали, что ребенок, научившись ползать, садится сам. Ползание должно предшествовать сидению. Оно содействует укреплению мускулатуры всего тела, координации движений. Когда ребенок начинает садиться, надо следить, чтобы он подолгу не стоял и не сидел.

Ласково поощряя усилия ребенка ползать, вы можете удалять от него игрушку. Для этого, положив игрушку на некотором расстоянии, обратите на нее внимание малыша, пусть он захочет взять ее. Очень важно развивать эти подготовительные к ползанию движения. Положив мяч или шарик, взрослый показывает, как он от его прикосновения катится. Малыш, подражая, сам прикасается к мячу. Самостоятельно садиться и сидеть ребенок может уже к концу седьмого-восьмого месяца.

Во втором полугодии формируется умение стоять. Для этого лежащего на спине малыша можно брать за ручки и подтягивать к себе. Чтобы побудить его вставать самостоятельно, укрепите яркие игрушки на барьере. Когда малыш, привлеченный яркой игрушкой, научится вставать, его учат переступать.

К восьми месяцам ребенок умеет заражаться настроением взрослого и реагирует то радостным смехом, то плачем. В это время он проявляет интерес не только к игрушкам, но и любит наблюдать за птицами, движущимся транспортом. Очень важно во время прогулки общаться с малышом — жестом, мимикой, словом, обращая его внимание на окружающее.

Так ребенок многое узнает: как мяукает кошка, как прыгает птичка. Все эти знания, постепенно накапливаясь, в конечном итоге развивают его.

Восьмимесячному малышу уже необходимы игрушки разных форм, различной окраски, разнообразных материалов: мягкие, деревянные, резиновые, пластмассовые. Их разнообразные свойства развивают ощущения (чувствительность), восприятие.

С девяти-десяти месяцев до одного года совершенствуются движения рук, усложняются игры. Ребенок собирает пирамиды, нанизывает кольца на стержень, заворачивает куклу, убаюкивает ее. Всему этому обучает взрослый в совместной игре с малышом.

Годовалый малыш умеет удивляться. Чувство удивления новому, необычному, яркому — это начало познавательного интереса. Специальные исследования эмоциональных состояний детей показали, что на все неблагоприятные воздействия младенец первого года реагирует плачем, криком. На протяжении года эти эмоциональные проявления усиливаются.

Самая ранняя форма эмоционального общения с взрослыми постепенно переходит в деловую, то есть ребенку нужен предмет и показ, как действовать с ним. Так у него возникает потребность в более выразительных средствах: мимике, жесте и, наконец, в слове. К этому периоду малыш начинает овладевать речью. Ему уже мало такого общения, когда мать, сидя возле него, читает, вяжет. Ребенок хочет участия ее в играх.

Подражая действиям взрослого, ребенок учится перекладывать шарики из красненькой мисочки в синюю. Уточняется восприятие ребенка. Он учится сосредоточиваться, нанизывая пирамиды. При этом мама обводит пальчиком малыша: «Вот кружочек, а это дырочка — дырочку на стержень». Малыш запоминает слова, учится обозначать ими свои действия, учится произносить их. Очень важно, чтобы мать вовремя заметила выросшую потребность в деловом общении и не ограничивалась только ласками.

Умение соучаствовать в игре особенно необходимо тем детям, которые идут затем в ясли. Если малыш не подготовлен к совместной игре и рядом нет матери, то в яслях ему тяжело привыкнуть к обществу: ребенок плачет, не хочет и не может играть с другими детьми.

Взрослые должны начать развивать элементарную самостоятельность ребенка, чтобы подготовить его к требованиям в яслях и активизировать его.

К концу первого года жизни можно начать формировать культурно-гигиенические навыки. Годовалый малыш должен уметь самостоятельно пить, удерживая чашку, пользоваться салфеткой. Надо упражнять его в желании и умении действовать по словесному указанию взрослого. Так, например, день начинается с утреннего туалета: «Будем умываться, Олечка откроет кран,- говорит мать и берет ручку ребенка в свою руку и открывает кран.- Вот и льется водичка, мы умеем сами мыться,- и подставляет ручки под струю, намыливает и продолжает подставлять ручки под струю.- А теперь вытрем ручки. Вот полотенце. Вот какие чистые ручки стали! Умница, Оленька!» Ребенок рад действовать активно и повторять эти действия по нескольку раз в день. Он запоминает их название.

Так же и при одевании. Мать предлагает ребенку: «Дай ножку — колготки наденем, дай другую». Слово сопровождает действие, и малыш активно познает окружающее, накапливает опыт.

Статья "Важность раннего развития ребенка"

Активная деятельность доставляет ему радость так же, как ползание и ходьба. Расширяется его познание окружающего мира. Повышается интерес к окружающему, ко всему, что двигается, что ярко, что звучит.

Он останавливает свое внимание, начинает наблюдать более активно и длительно. Надо всячески поощрять это, так как наблюдательность — ценное качество ума. В это время уже надо давать поручения ребенку, но так, чтобы он понимал, что от него требуют, показать жестом, действием, объяснить словом: «Принеси туфли бабушке»,- и мать показывает на туфли, берет их ручками ребенка и говорит: «Неси, неси их бабушке. Умница, молодец»,- поощряет она.

За первый год жизни ребенок очень меняется внешне: вес утроился, окрепла костная система (не мог головку держать — начал ходить), удвоился вес головного мозга. Возрастает работоспособность центральной нервной системы, ребенок развивается психически: он научился воспринимать предметы и выполнять с ними более усложненные действия. Игры доставляют ему удовольствие и являются формой деятельности, в которой он развивается. К концу первого года ребенок научился различать цвета (красный, желтый, зеленый), общаться с близкими людьми. Возросло понимание речи, и в запасе уже несколько активных слов.

С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с большой скоростью. В первые дни жизни малыш уже умеет улыбаться, узнаёт голос папы и мамы, спустя несколько месяцев он уже держит головку, переворачивается на животик, ползает, ходит… Он настолько быстро развивается, что родители не успевают удивляться возможностям своего малыша. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, умным и всесторонне развитым человеком, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое раннее развитие ребенка и для чего оно необходимо?

Раннее развитие малыша – это формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем. Ранним развитием считают период, во время которого человек развивается быстрей всего. Это возраст од рождения и до 7 лет. В этот период времени малыш учится всему, схватывает всё на лету и узнаёт этот мир, такой интересный и прекрасный. Маленький мозг способен запоминать очень много информации без особых усилий. Кроме этого, в возрасте до 7 лет открываются способности у малыша к определённому виду деятельности, формируется его личность, характер и умственные способности.

Поэтому очень важно развивать его способности, для этого и существует раннее развитие ребенка . Учёные долго исследовали возможности маленького человека и сделали вывод, что 70% навыков формируется именно в младенчестве. Кроме этого, был проведён ряд социологических исследований. В их следствии было выяснено, что потенциал детей, с которыми занимались в раннем возрасте гораздо выше, чем у тех, развитием которых родители не занимались до 7 лет.

Кроме этого, учёные изучили биографию известных людей, гениев в той или иной сфере, и было выяснено, что с ранних лет с ними работали и развивали. Поэтому, как гласит поговорка: «гениями не рождаются, ими становятся». Каждый может вырастить со своего малыша гения. Каждый ребенок особенный, талантливый и неповторимый.

Как мы видим, раннее развитие – это незаменимая часть жизни, без неё будет трудно открыть таланты вашего малыша. С первых дней жизни мама даёт своему ребенку заботу, внимание и базовые навыки поведения. После 2 лет малыша можно записывать на специальные курсы раннего развития. Такие занятия помогут открыть и развивать таланты ребенка, учится взаимодействовать с другими детьми и развивать своё «Я». Дети – самое главное в жизни, занимайтесь со своими детьми, и они обязательно вырастут умными и образованными людьми.

Добрые детки - дому венец,
Плохие детки - дому конец.

Народная мудрость

Чувство радостного волнения, сопровождающее ожидание ребенка, всегда сопряжено с обеспокоенностью. Каким будет малыш, как он будет расти и развиваться, будет ли здоровым, умным, добрым, будет ли радостью для родителей или, не дай Бог, горем?

Всем интересен вопрос, как вырастить малыша здоровым, умным, добрым, самостоятельным; воспитать так, чтобы ему сравнительно легко жилось в детском саду, когда придет для этого время, а затем в школе. Хочется отметить, что самое главное для ребенка - это его родители, мать и отец. Ведь человеческое дитя рождается беспомощным, но с огромным потенциалом развития. Наиболее интенсивно оно происходит в раннем возрасте. В этот период для становления человека важен не только год, но даже месяц, неделя, день. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека. А это значит, что потенциальные возможности к развитию, заложенные природой, остаются нереализованными. Примеров тому может быть множество. Как часто ребенок, учась в школе, страдает от неустойчивого внимания на уроке. Это влияет на его успеваемость, общение с учителями и сверстниками, на общее развитие ребенка. Причин плохого внимания может быть несколько, но одна из них нередко связана еще с периодом новорожденности. Учеными установлено, что период с 7-го по 21-й день жизни ребенка благоприятен для развития зрительного сосредоточения, которое важно для дальнейшего развития внимания. Значит, именно в это время необходимо, эмоционально общаясь с малышом, вызывать его зрительное сосредоточение на лице взрослого, на игрушке или любом другом предмете. Упустить этот момент - значит потерять возможность оптимального развития внимания у ребенка.

Как часто, любуясь красивой, ловкой работой человека, мы говорим: «Все в руках горит», а о другом: "Руки словно крюки". А истоки, корни ручной умелости также закладываются в раннем детстве, когда у малыша развиваются элементарные действия с предметами, игрушками. Не разжалась вовремя ладошка у малыша, не позаботились взрослые о том, чтобы ребенок мог захватывать, ощупывать игрушки, действовать с предметами - не разовьется кисть руки в полной мере, и это обязательно скажется на успехах человека в любой практической и познавательной деятельности. Раннее и своевременное развитие кисти и пальцев руки уже на первом-втором году жизни существенным образом влияет на развитие речи, мышления ребенка, а значит, и коммуникативности, легкости вхождения в сообщество детей и взрослых. Оказывается, от того, когда, как и какие условия мы создадим, чтобы малыш научился переворачиваться с живота на спинку и наоборот, ползать прежде, чем начнет ходить, чтобы он научился сам садиться, зависит не только здоровье, физическое развитие крохи, но и эмоциональное, интеллектуальное развитие. Вырастет ли из вашего ребенка личность, способная к самореализации, к самосовершенствованию, к достойной жизни в обществе - а большой степени зависит уже от этих первых лет жизни. Младенческий, ранний возраст - наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы физического и психического здоровья... Очень жаль, если об этих и других фактах родители узнают поздно, когда ребенок уже вырос. Очень важно, чтобы все вы были едины в понимании особенностей развития вашего малыша, первоочередных задач и методов его воспитания. Совместная работа по воспитанию ребенка объединят и сдружат вашу семью, наполнят жизнь содержательным и радостным общением, в центре которого будет ваш чудесный малыш!

Появившаяся в последние годы возможность воспитания ребенка раннего возраста до трех лет в семье - огромное благо для малыша. Только в условиях индивидуального общения крохи с близкими людьми возможно полное удовлетворение его основных потребностей: безопасности, благополучия, свободы и на этой основе сохранение физического и психического здоровья, становление полноценной личности. Поэтому на ранних ступенях жизни ребенка семейное воспитание должно быть приоритетным. Потери в развитии ребенка в это время невосполнимы, и это накладывает огромную ответственность на родителей. Поэтому, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребенка, родителям и другим членам семьи важно знать общие закономерности этого процесса. И с учетом его особенностей создать такие условия для развития малыша, которые помогли бы ему гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный в нем природой и собственной программой развития. Однако многие родители чувствуют себя беспомощными в общении с малышом. Более того, во многих семьях и не подозревают о необходимости раннего воспитания ребенка и относятся к этому без должного внимания. В наше время появилось большое колличество литературы на тему раннего развития детей, которая стремиться помочь родителям осознать и самоценность особую значимость раннего периода в жизни человека; убедить их в необходимости воспитывать дитя с учетом знания общих закономерностей развития и природной индивидуальности ребенка; оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания малыша. Существуют специальные для родителей программы воспитания ребенка от рождения до трех лет, в которых раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и четко обозначено что, как, когда и почему надо делать с малышом, чтобы обеспечить его полноценное развитие. Программы воспитания и развития ребенка преподносятся в диалектическом единстве и взаимосвязи. При этом подчеркивается ориентировочный характер их содержания и необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития малыша.

Статьи по теме: