Жестокость родителей в отношении к детям. Дети страдают от жестокости родителей

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: «Жестокие родители – жестокие дети». Воспитание без жестокости.

Профилактика жестокого обращения с детьми.

Подготовила педагог-психолог: Соснина О.П.

Цели: 1. Информирование родителей о жестоком обращении, его формах и видах.

2. Ознакомление родителей с основными причинами и факторами риска жестокого обращения в семье.

3. информирование о способах конструктивного обращения с ребенком как методах профилактики жестокого обращения в семье.

4. Формирование адекватных способов реагирования на проявление жестокости по отношении к ребенку.

Ход собрания.

Вступительная беседа.

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о важной проблеме: «О проблеме жестокого обращения с детьми». Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Многие родители продолжают жить устаревшими нормами «Нас били и ничего, мы выросли воспитанными людьми».

Многие родители считают телесное наказание методом дисциплинарного воздействия -«воспитательным» процессом.

Почему родители бьют своих детей?

Родители не знают о последствиях телесного наказания, как в дальнейшем это влияет на его поведение и индивидуальность.

Ребенка не рассматривают как полноправную личность. «Мал еще, глуп». Поэтому некоторые родители считают вправе проявлять агрессию по отношению к ребенку: «я тебя породил, я тебя и убью».

Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, при недоступности чего-то желанного.

Жестокое обращение не сводится, к избиению, насмешкам, оскорблениям.

Физическое (это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли).

Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.

Сексуальное (посягательство на половую неприкосновенность по отношению к несовершеннолетним членам семьи),

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми), унижение, оскорбление, отвержение ребенка.

Отсутствие заботы (пренебрежение основными нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре). Чаще всего пренебрегают нуждами ребенка родители алкоголики, наркоманы; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни;

Последствия Жестоком Обращении с детьми: могут проявляться как сиюминутно - синяки, травмы, так и спустя некоторое время - психические нарушения.

Уход в религиозные секты

Объединения в неформальные группы с криминальной направленностью

Агрессивное, преступное поведение детей.

Бродяжничество

Почему порка, затрещина или шлепок по руке, опасны для ребенка. В дальнейшем

Они преподают ребенку урок насилия;

Они нарушают уверенность ребенка; рождают тревогу, ожидание следующего удара;

В дальнейшем разрушается сострадание к другим.

Дети, подвергшиеся насилию, испытывают следующие психологические проблемы:

Агрессивны, вспыльчивы без видимой причины, бывают очень пассивны, не могут себя защитить, нарушается контакт со сверстниками

· любым путем привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего поведения;

· низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности («Я хуже всех»);

· высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна.

В старшем возрасте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой;

· задержки в развитии;

· агрессивное, импульсивное, противодействующее поведение, вандализм.

· трудности в адаптации в обществе (отсутствуют навыки общения со сверстниками).

· появляется пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие асоциальные поступки;

· трудности при создании собственной семьи. Они не могут дать своим детям тепла и любви, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Ребёнок сохраняет эмоции, испытываемые им при наказании, а не слова бьющего отца или ругающейся матери о том, что это вредно или небезопасно. Крики и оскорбления не дадут хорошего воспитания, а лишь усугубят страх и душевную боль ребенка.

Часто родители оправдывают себя говоря: «Я сгоряча!», «У меня не хватает терпения». Это проблема родителя, а не ребенка. Изменят родители стиль общения, станут эмоционально уравновешенными, и проблема поведения ребенка исчезнет сама собой.

Как известно жестокость родителей порождает жестокость детей.

Жестокость – это не только когда бьют или ругают, но и Равнодушие, когда имя ребенка «НИКТО», когда его просто не замечают, не интересуются его делами, интересами, чувствами.

Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас. Тема моего выступления очень важна – «Жестокое обращение. Насилие в семье». Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы воспитания.

Главный институт воспитания – семья. Благодаря родителям ребёнок познаёт мир, усваивает моральные ценности. И то, какой будет его жизнь и жизнь его родителей в старости, зависит от того, что ребёнок «впитает с молоком матери» в детстве. Проблема жестокости родителей в отношении детей актуальна во всех странах.

Виды жестокого обращения в семье.

Жестокое обращение не сводится, к избиению. Травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Выделяют несколько видов жестокого обращения:

Физическое,

Сексуальное,

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми)- это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п. Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.

Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Признаки жестокого обращения и виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми.

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы. Это:

Следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16 Уголовного кодекса РФ «Преступления против жизни и здоровья»);

Следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);

Запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

Отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи

Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Другие виды жестокого обращения вроде сексуального принуждения запрещены в любом виде. Если вы полагаете, что родители жестоко обращаются с вами и причиняют сильный эмоциональный или физический вред, то необходимо принять меры. В такой ситуации нужно поговорить с надежным взрослым человеком – учителем или близким родственником.

Шаги

Часть 1

Физическая жестокость и недостаток заботы

Родительская забота. Отсутствие должного внимания – одна из форм жестокого обращения с детьми. Сложно оценить, насколько хорошо родители заботятся о вас, если вы никогда не жили с другими родителями или опекунами. Также во многом это зависит от благосостояния вашей семьи. Возможно, родители не всегда могут купить вам новую одежду или еду по причине финансовых трудностей, а не отсутствия заботы. Попробуйте ответить на следующие вопросы, чтобы оценить, насколько родители заботятся о вас и других детях в семье:

    • Родители всегда сыты и хорошо одеты, но редко покупают вам нормальную одежду и следят за тем, как вы питаетесь?
    • Одежда и обувь подходят вам по размеру? Вещи чистые и теплые или в них холодно?
    • Родители следят за вашей гигиеной? Напоминают принимать душ, чистить зубы и ухаживать за волосами?
    • Родители заботятся о вашем питании или вы с братьями и сестрами часто недоедаете?
    • Во время болезни родители ведут вас к врачу и покупают лекарства?
    • Если в вашей семье есть дети-инвалиды, то как родители заботятся о них? Удовлетворяют все базовые потребности вроде воды и еды или проявляют заботу только на определенных условиях?
    • Кто-то присматривает за маленькими детьми, когда родители уходят из дома? Вы остаетесь одни и можете играть в опасных местах? Как долго дети остаются без присмотра?

Часть 2

Половое принуждение

    Недопустимое поведение родителей. Любые виды половых контактов между взрослыми и детьми недопустимы. При этом взрослый человек может угрожать или использовать влияние (например, тренер или учитель, которым, как правило, доверяют), чтобы агрессией или страхом принудить ребенка к половому акту или другим действиям сексуального характера. Если родители смотрят на вас без одежды (но при этом не помогают одеться), фотографируют в обнаженном виде, прикасаются к интимным местам так, что данные действия пугают вас или причиняют дискомфорт, заставляют вас смотреть или прикасаться к своим половым органам, то подобное поведение считается половым принуждением.

    Телесные повреждения при половом принуждении. Не все развратные действия оставляют после себя травмы, но в ряде случаев остаются синяки, кровотечения и другие повреждения. Некоторые действия могут стать причиной венерических заболеваний и даже беременности. Основные последствия полового принуждения могут включать следующее:

  1. Порнографические и эротические материалы. Родители не должны показывать вам изображения порнографического характера или создавать такие материалы с вашим участием. Не допускается, чтобы родители подготавливали вас к сексуальному принуждению посредством просмотра любых возбуждающих материалов. Родители не должны использовать видео и фотоматериалы с вашим участием в сексуальных целях (а также предоставлять их другим лицам).

    • Намеренный просмотр порнографических материалов (видео, фото, книги, журналы)
    • Создание видео или фотографий детей в обнаженном виде в сексуальных целях
    • Письменное описание ваших интимных мест
  2. Половое принуждение со стороны других детей. Иногда развратные действия совершают другие дети. В таком случае ребенок обычно воспроизводит ситуацию с насилием над собой. Как правило, дети не понимают сути сексуальных действий, поэтому если другой ребенок принуждает вас или ваших сестер к неким действиям сексуального характера, то чаще всего это значит, что ребенка ранее принуждали к сексу.

    • Если вам известно, что дети становились жертвами полового насилия, то поговорите с близким взрослым человеком (как и в случае жестокого обращения со стороны родителей).

Часть 3

Моральные унижения
  1. Словестные оскорбления. Иногда родители кричат на ребенка, чтобы заставить его прекратить опасные или плохие действия, но такие редкие случаи еще не означают, что родители проявляют эмоциональную жестокость. Если же они постоянно оскорбляют вас, стыдят или угрожают, тогда можно говорить о словестных оскорблениях или нападках.

    • Крики и выговоры со стороны родителей обычно не считаются жестоким обращением. Подобные меры часто уместны, они имеют конкретную цель, если ситуация не выходит из-под контроля.
    • Если родители постоянно кричат на вас или говорят обидные слова даже если вы не совершали ничего плохого, то они морально издеваются над вами.
    • Если они заставляют вас замолчать, часто срамят или смеются над вами, то подобные действия можно назвать моральными унижениями.
    • Любые словестные угрозы в отношении вас, других детей или родственников являются плохим обращением.
  2. Недостаток внимания и безразличие. Если родители не разговаривают с вами, вынуждают вас испытывать неловкость или мешают общаться с другими людьми (друзьями или родственниками), то это признаки моральных издевательств.

    • Если родители не обращают на вас внимания, отказываются признавать своим ребенком или же называть настоящим именем, то они морально унижают вас.
    • Если родители не хотят прикасаться к вам, не признают ваши физические либо эмоциональные потребности или намеренно грубо разговаривают с вами, то это жестокое обращение.
  3. Изоляция от общества. Изоляция – это когда родители препятствуют вашему общению со всеми друзьями, родными и близкими людьми. Они могут пытаться изолировать вас от некоторых людей, которые им не нравятся, или от всех на свете. Нередко причиной становится желание помешать другим влиять на вас, чтобы держать вас под контролем.

    • Запрет дружить с людьми, потому что они не нравятся родителям
    • Запрет приводить друзей к себе домой или ходить к ним в гости
    • Запрет или отказ замечать ваши просьбы выйти из дома или заняться конкретным делом, даже если для этого есть свободное время и средства
    • Контроль за телефонными звонками и любым общением
    • Критические выпады в сторону других людей, чтобы отдалить вас от них
    • Попытки забрать вас с занятий в секции или даже с уроков просто потому, что им не нравятся окружающие вас люди
  4. Проанализируйте, как родители разговаривают с вами. Они не должны унижать вас, говорить, что вы им не нужны или критиковать вашу личность (вместо поступков). Между фразами "Ты обидела сестру" и "Ты ужасный человек" огромная разница. Жестокие родители часто показывают, что вам в семье не рады.

    • Говорят, что жалеют о вашем рождении или ошиблись, не сделав аборт
    • Обзывают и оскорбляют детей
    • Говорят, что лучше бы вместо дочки родился сын (или наоборот), здоровый ребенок вместо инвалида
    • Смеются над вашим видом или способностями
    • Желают вам смерти
    • Говорят вам в лицо или в вашем присутствии, что вы – плохой, сложный или ужасный ребенок
    • Рассказывают о том, как вы испортили жизнь родителям
    • Выгоняют вас из дома
  5. Призывы к опасным действиям. Возможно, родители подстрекают вас к незаконным или опасным действиям или поощряют такое поведение.

    • Поощряют вас воровать, принимать наркотики, обманывать, оскорблять других
    • Позволяют принимать наркотики или злоупотреблять алкоголем, сами делают это в присутствии детей (позволить восьмилетнему ребенку выпить глоток пива, чтобы попробовать на вкус – вполне нормально; позволить восьмилетнему ребенку выпить всю бутылку – не нормально)
    • Поощряют безответственность и беспорядочные половые связи
    • Вынуждают вас причинять вред себе или другим
  6. Эксплуатация. Способы приучать детей к труду должны быть разумными. Например, ребенок четырех лет не должен заниматься стиркой, десятилетняя дочка не должна следить за младшими братьями все выходные, а дети-инвалиды не должны делать те же вещи, что и здоровые ребята. Обязанности должны соответствовать уровню развития ребенка.

    • Родители ожидают, что вы будете делать то, к чему еще не готовы
    • Заставляют вас ухаживать за другим членом семьи, хотя вам еще мало лет
    • Винят вас за чужие проступки
    • Ждут, что вы будете выполнять непомерное количество домашних обязанностей
  7. Устрашение. Если вам постоянно угрожают или подвергают опасности, то родители пытаются запугать вас. Родители запугивают детей, чтобы вызвать страх.

    • Вас, других детей, домашних животных или любимую игрушку подвергают опасности в качестве наказания за проступок
    • Родители позволяют себе крайние меры и непредсказуемые реакции
    • Грубо обращаются с людьми, животными или предметами в вашем присутствии (например, бьют посуду или животных)
    • Родители кричат, угрожают или злобно произносят проклятия
    • Заставляют соответствовать высоким стандартам и угрожают наказать в случае неудачи
    • Угрожают причинить вред вам, себе или другим людям
    • Жестоко обращаются с другими на ваших глазах или в пределах слышимости
  8. Унижения или отсутствие личной жизни в качестве наказания. Жестокие родители нередко могут беспокоить вас, вторгаться в личное пространство и следить за тем, чтобы вы делали все так, как им хочется. Возможно, они придерживаются принципа "делай, что я говорю, пока живешь в моем доме".

    • Родители заставляют детей делать то, что ставит их в неловкое положение
    • Просматривают ваши сообщения, личный дневник или историю просмотров в браузере
    • Убирают дверь в вашу спальню
    • Записывают на видео, как наказывают вас, чтобы опубликовать запись в интернете
    • Смеются над вами
    • Следят за вами, когда вы проводите время с друзьями
  9. Отрицание фактов. Некоторые родители после жестокого обращения пытаются убедить ребенка в том, что он все выдумал, чтобы заставить его сомневаться в собственном душевном здоровье. Например, вчера обидчик ударил жертву и назвал лентяем, а сегодня говорит, что ничего такого не происходило. Примеры отрицания фактов:

    • Родители называют ребенка сумасшедшим или лжецом
    • Говорят детям "Все было совсем не так" или "Я никогда такого не говорила"
    • Утверждают, что вы преувеличиваете
    • Рассказывают другим, что вы склонны к обману и выдумке
    • Передвигают предметы, а потом настаивают, что все осталось на своих местах
    • После неудачного действия ребенку говорят, что он сделал это намеренно

Часть 4

Варианты решения проблемы

Обратитесь за помощью. Если вы уверены, что родители жестоко обращались с вами или даже продолжают это делать, то необходимо позвонить в полицию или местным властям, чтобы вас увезли в безопасное место. Вызовите полицию, если вам нужна немедленная помощь, или сообщите о проблеме на горячую линию, если родители продолжают жестоко обращаться с вами.

    • Если считаете, что родители могут обидеть вас, то звоните в полицию. Возможно, вы уже знаете некоторые признаки грядущих проблем. Например, родители бьют вас в состоянии алкогольного опьянения, а сейчас вы услышали крики и запах спиртного. В любом случае вызывайте полицию, если предчувствуете опасность. Наряд приедет к вам домой и защитит детей.
    • Узнайте телефонный номер местной службы защиты детей. Посмотрите номер в телефонной книге или онлайн, но сначала убедитесь, что родители не следят за вами.
    • Позвоните в службу помощи в кризисных ситуациях. В Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, можно обращаться круглосуточно и без выходных по телефону 8-800-2000-122.

Постарайтесь уйти от опасности. Если вам грозит непосредственная опасность и вы уже вызвали полицию, то попытайтесь спрятаться в безопасном месте до прибытия помощи. Запритесь в своей комнате (желательно с телефоном). Также можно убежать к соседям, друзьям или родственникам, которые живут неподалеку.

  • Если родители жестоко обращаются с вами, то важно помнить: вы не виноваты . Вы не делали ничего плохого.
  • Расскажите о проблеме близкому человеку. Найдите того, кто поверит вам и сможет помочь.
  • Если обстановка ухудшается или вам грозит опасность, то немедленно вызывайте полицию. Также можно попросить об этом друга, если вам страшно звонить в полицию самостоятельно.
  • Умейте постоять за себя. Родители считают, что могут безнаказанно бить вас. Не позволяйте считать вас слабыми.
  • Будьте осмотрительны. В некоторых ситуациях противодействие может разозлить родителей и усложнить проблему.

Предупреждения

  • Безотлагательно сообщайте обо всех случаях жестокого обращения. Как правило, ситуация редко меняется до вмешательства полиции.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Родительское собрание: «Жестокие взрослые -жестокие дети. Профилактика насилия в семье»

План родительского собрания: 1. «Понятие жестокого обращения в семье и его формы, виды» (Тронина И.Д.) Последствия жестокого обращения в семье. Дети « Маугли ».(Короткова И.В.) 3. Жестокое обращение с детьми - порочный круг. (Юртайкина О.А.) 4. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми (Максимова Т.В.) заместитель начальника отдела Государственного комитета юстиции)

Цель: Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Задачи: Информирование о формах и видах насилия, причинах и последствиях жестокого обращения взрослых с детьми. Осознание последствий жестокого обращения для развития личности ребенка и формирования его жизненного стиля. Формирование навыков конструктивного общения с ребенком. Формирование адекватным способов реагирования на проявление жестокости по отношению к ребенку. Организация профилактической работы с родителями, с целью предотвращения жестокого обращения с детьми.

« Мир жив добротою и уваженьем, А плетка рождает лишь страх и ложь. И то, что не можешь взять убежденьем - Хоть тресни - побоями не возьмешь!... В ребячьей душе все хрустально-тонко, Разрушим - вовеки не соберем. И день, когда мы избили ребенка, Пусть станет позорнейшим нашим днем!"

Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. Мифы Факты 1.Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях. Неблагополучные семьи более «прозрачны», проблемы детей из таких семей заметны окружающим. Семьи с высоким доходом более «закрыты». Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. 2.Физические наказания могут пойти на пользу ребенку. Физическое наказание рождает в ребенке чувство страха, унижения, усиливает ярость. Прививаемые таким путем нравственные нормы не усваиваются. Развивается агрессивность детей. 3.Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение. Дети могут вызывать своим поведением гнев, раздражение, но только взрослые в ответе за то, какие способы они выбирают для выраженения своего гнева.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. 4.Сексуальное насилие детей - редкость. Ежегодно в России регистрируют 7-8 тыс.случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждено уголовное дело. Их в 3 раза больше, чем случаев избиения детей. 25% женщин России подвергалось сексуальному насилию в детстве. 5.Сексуальное насилие чаще совершается незнакомцами. В 75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% -это родственники, родители или лица их заменяющие.

Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми. 6.Сексуальному насилию подвергаются подростки. Наиболее часто насилию подвергаются дети от 8 до 11лет, дошкольники тоже считаются повышенной группой риска. 7.Дети часто сами выступают в роли сексуальных соблазнителей. Дети могут испытывать сексуальные чувство, однако у них отсутствуют знания и опыт для того чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая таким опытом осознают какой физический и моральный вред могут нанести эти действия

Статистика: Насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тысяч - убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; 25 тыс. находятся в розыске; В 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций); около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

В 2000 г. зарегистрировано 2557 преступлений (в 1998 г. - 1969, в 1999 г. - 2116), предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних). В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

Статистика 52% жертв - девочки, 48% – мальчики возраст: 67% детей младше одного года, 80% -младше трех лет. В 50% случаях насилие повторяется. В 10% случаях насилия – смертельные исходы.

Статистика: 75 % процентов обидчиков - это родители, у которых наблюдаются ментальные отклонения; 61 % матерей избивают своих детей.

Кто обижает детей? 77% обидчиков - родители ребенка, 11% - родственники жертвы, 2% - люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей - это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины, Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий - мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

ВИДЫ НАСИЛИЯ: ФИЗИЧЕСКОЕ-16% ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (эмоциональное)-7% ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЁНКА - 63 % СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ - 10%

Физическое насилие-16% Преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. Физическое насилие - это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Физическое насилие проявляется как: удары по лицу; тряски, толчки; затрещины, удушения, пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Распознание факта физического насилия над ребенком Характер повреждений: синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов.

Множественные повреждения имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и т. д..) задержка физического развития; боязнь физического контакта со взрослыми; стремление скрыть причину травмы; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; раздражительное поведение; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; суицидальные попытки. Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются: противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей; обвинение в травмах самого ребенка; позднее обращение или не обращение за медицинской помощью; отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком; неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

Причины почему родители бьют своих детей: Традиция (Учить – значит пороть.) Наследственность (Меня били – и я своих детей бью.) Скудный словарный запас (Аргументы заканчиваются раньше, чем обсуждение темы) Ощущение своего ничтожества (Бей своих, чтоб чужие боялись) Сексуальная неудовлетворенность.

На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе риска: семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания; семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам; семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию; семьи, где родители находятся в состоянии стресса, в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи в данный период времени.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (эмоциональное) насилие- 7% : Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. Снижение самооценки ребенка, утраты веры в себя. Отвержение Терроризирование Изоляция Игнорирование

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка: задержка физического и умственного развития ребенка; нервный тик, энурез; проблемы с едой; постоянно печальный вид; различные соматические заболевания. беспокойство, тревожность, нарушения сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; излишняя уступчивость или осторожность; плохая успеваемость.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЁНКА -63% Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, мед.помощи, отказ от лечения. Оставление ребенка без присмотра. Лишение ребенка должного внимания и заботы, риск для ребенка стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений. Эксплуатация ребенка непосильным трудом.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно-гигиеническая запущенность; отставание в физическом развитии; частая вялотекущая заболеваемость; задержка речевого и моторного развития; постоянный голод; кража пищи; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность и импульсивность; антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Сексуальное насилие (развращение)-10% : Вовлечение ребенка с его согласия или без, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальные действия: Половой акт, контакт. Сексуальные касания, ласки эрогенных зон. Разговоры и звонки сексуального характера. Эксгибиционизм. Демонстрация эротической продукции. Фото и видеосъемка порнографического характера

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: патриархально-авторитарный уклад; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка: Заболевания, передающиеся половым путём повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести тики, заикание, энурез; ночные кошмары, страхи, трудности социализации; несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; использование непристойных слов сексуального характера для оскорбления других; Прикосновения сексуального характера к другим детям; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка, отчужденность; проституция, беспорядочные половые связи; эротизированное поведение. пристрастие к алкоголю и наркотикам

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-х ЛЕТ Тревоги, страхи, беспокойство Спутанность чувств Расстройство сна Потеря аппетита Агрессия Страх перед чужими людьми

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Тревога Боязливость Чувство вины, стыда, отвращения Чувство беспомощности, испорченности Отстранённость Агрессия

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Страх Чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру Сложности в определении семейных ролей Нарушение сна, аппетита Молчаливость либо неожиданная разговорчивость Агрессивное поведение

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-13 ЛЕТ Депрессия Чувство потери ощущений Изоляция Манипулирование другими детьми Противоречивое поведение

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ (13-18 лет) Отвращение, стыд, вина, недоверие Сексуальные нарушения Несформированность социальных ролей и своей роли в семье Чувство собственной ненужности Агрессивное поведение Уход из дома Суициды

Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

Причины жестокого обращения в семье: Социально-экономические факторы риска насилия в семье. Структура семьи и модель общения в ней. Личность родителей (их психическое и эмоциональное здоровье). Невежество Личность ребенка

Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей Опыт насилия в детстве. Особенности личности взрослого. Особенности отношения к ребенку. Низкий уровень развития социальных навыков. Неразвитость родительских навыков и чувств. Психическое здоровье. Ситуационные факторы(стрессы, переживания) Алкогольное, наркотическое опьянение.

Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия Дети –инвалиды с физическими и умственными недостатками. Дети с врожденными уродствами. Дети, родившиеся в результате изнасилования или случайной половой связи. Недоношенные дети. Дети разлученные с матерью в течение первого года жизни. Дети, чей пол не соответствует ожиданием родителей. Нежеланные дети. Нелюбимый ребенок в семье. Дети имеющие сходство с нелюбимыми родственниками. Дети с расстройствами поведения (раздражительные, гиперактивные, агрессивные,) Высокоодаренные или талантливые дети.

Что делать если ребенок сообщает нам о насилии. Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойными. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.

Успокойте и поддержите ребенка словами. «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал». «Я тебе верю». «Ты в этом не виноват». «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми». «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Мне надо поговорить о том, что случилось с...(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.

Для защиты прав детей в Российской Федерации созданы специальные институты Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики Мордовия Органы опеки и попечительства (администрация муниципального района и ГО Саранск) Органы прокуратуры Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республиканская и муниципальных районов и городского округа Саранск) Общественный инспектор по охране прав детства образовательного учреждения Отделение по делам несовершеннолетних полиции Детский телефон Доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия, действующие в Республике Мордовия Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Республике Мордовия Другие правозащитные органы и общественные организации

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ПСИХОЛОГ ВРАЧ – ПСИХОТЕРАПЕВТ ВРАЧ – ПСИХИАТР ВРАЧ - ПСИХИАТР - НАРКОЛОГ

Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Если валит усталость с ног Совладать с нею нету мочи, Ну а к Вам подойдет сынок Или руки протянет дочка. Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите Это счастье? короткий миг, Быть счастливыми поспешите. Ведь растают как снег весной, Промелькнут дни златые эти И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети.

Решение: Педагогическому коллективу школы организовать работу по выявлению случаев жестокого обращения с детьми. Заместителю директора по ВР Ивениной И.Н. организовать работу педагогического коллектива по программе «Профилактика, жестокого обращения с детьми» с целью предупреждения нарушения прав детей в семье, информирования родителей по вопросам семейного законодательства и повышения их ответственности за воспитание детей. Классным руководителям 1-11кл провести родительские собрания « Жестокие родители – жестокие дети ». Классным руководителям 10-11кл включить в план работы программу тренинга «Школа подготовки молодежи к семейной жизни». Психологам Юртайкиной О.А., Девяткиной Л.А., организовать консультации для родителей и детей попавших в трудную жизненную ситуацию. Социальному работнику Старцевой Л.В. подготовить различные памятки для родителей и учащихся по теме «Как выжить если ты в опасности».


Экология жизни. Дети: Жестокость это полное безразличие к потребностям и страданиям другого человека. При этом обидчик не допускает мысли...

Ребенок плюется - мама смеется

Жестокость это полное безразличие к потребностям и страданиям другого человека. При этом обидчик не допускает мысли о том, что его жертве может быть больно, плохо, грустно, обидно.

Жестокости сопутствуют бесчувственность и безразличие, эмоциональная холодность.

Часто ребенок идет на агрессию после перенесенной психотравмы. Прячет за своей жестокостью свое ранимое, страдающее Я. Он нуждается в сочувствии, жалости и любви. Однако при этом не умеет проявлять подобных чувств по отношению к другим, не готов признавать значимость другого человека. Есть фантазия, что своей жестокостью, как это не парадоксально, он может принудить любить себя.

1. Попустительство

Слепая родительская любовь до добра не доводит, поскольку она не дает ребенку понять грани дозволенного - что можно, а что нет. У такого человека возникает ощущение, что он совершенен, а значит, ему можно абсолютно все.

Например, мама игнорирует попытки своего чада укусить ее: она не говорит, что ей больно. Ребенок плюет - она опять молчит.

Взрослые выдают неадекватную реакцию: смеются, делают вид, что ничего не произошло, и у малыша возникает ощущение, что все в порядке. Захотелось ему плюнуть в маму - плюнул, захотелось стукнуть - стукнул.

Вокруг такого дитя появляются «люди для битья».

В данном случае речь идет об отсутствии адекватной реакции и взрослого руководства.

Задача родителей - объяснить своему чаду правила, ведь когда он живет без них, то не понимает, что хорошо, а что плохо, поскольку исходит только из своих потребностей.

Мама с папой живут идеей, что ребенок ничего плохого не может сделать, он практически святой. Даже если взрослые видят, что их «солнышко» и «кровиночка» придушил котенка, они объясняют это тем, что он просто не понимает, но ничего плохого не хотел сделать животному. При этом с ребенком данная ситуация не обсуждается. Это чистой воды попустительство и слепое оправдание жестокости.

На самом деле, надо обсуждать случившиеся события, нельзя их отрицать. Спросите сына или дочь: что тот чувствовал, когда так поступал. А что мог чувствовать котенок? Задача взрослого - прояснить ситуацию, понять ее истинные мотивы.

2. Гиперопека и жестокое обращение

Еще одна причина - жестокое отношение с ребенком. Это могут быть физические наказания, психологическое давление, унижение, всякого рода издевательства. Кроме того, аналогичные проблемы может вызвать и гиперопека, когда маленькому человеку не дают возможности проявить себя. Он должен соблюдать навязанные взрослыми правила. В итоге накапливающуюся агрессию ребенок направляет не на родителей (ведь это невозможно), а на тех, кто слабее его.

3. Безразличие

Если ребенка в семье не рассматривают как ценного и важного человека, он существует сам по себе. В результате для того, чтобы доказать маме с папой, что он чего-то стоит, ребенок может проявлять жестокость, ведь как только что-то подобное происходит, все тут же начинают на него реагировать.

Человек получает массу откликов по поводу своего поведения, а дальше идет закрепление этой модели, и он уже не отдает себе отчет, каким именно образом добился всеобщего внимания. Главное - добился и он велик и признан.

4. Идея избранности

Как правило, подобные настроения царят в семьях, где часто говорят об идее превосходства: мы избранные, а значит, имеем право, в отличие от других.

Получается, что в мире есть я - совершенный, прекрасный, и есть остальные люди, которых можно презирать, и ничего страшного, если я захочу избавиться от несовершенных людей, которые только и делают, что гадят.

Замечу, что при такой модели воспитания те, кто попадает в категорию презренных, не рассматриваются как люди, которые что-либо чувствуют или хотят, они всего лишь объекты, портящие картину мира - их надо уничтожать. И это все ради некой идеи.

5. Жестокость извне

Очень важно что смотрят, читают, обсуждают родители, ведь таким образом ребенок понимает, что в его семье нормально, а что нет.

Да, с собственным чадом нужно разговаривать про агрессию и жестокость, но при этом нужно отдавать себе отчет, как он понимает подобные серьезные разговоры.

Понаблюдайте за тем, во что играет ваш ребенок, прислушайтесь, что он говорит при этом. Дело в том, что в игре дети проговаривают свои фантазии. Если дочь или сын вешает своих кукол, наказывает их - это первый «звоночек» и симптом того, что вы идете не в том направлении.

6. Отвержение социума

Когда ребенок по каким-то причинам (полные, слабые дети) не вписывается в коллектив, его часто начинают дразнить и унижать. Подобные вещи порождают злость, человеку хочется уничтожить своего обидчика. Ситуация может закончиться очень печально, когда у ребенка нет поддержки взрослых.

Любой любящий родитель всегда увидит, что с его чадом что-то происходит и ему нужна помощь. Прислушивайтесь к тому, что рассказывает ваш ребенок, не обесценивайте и не отрицайте его проблемы.

7. Атмосфера в семье

Важно, как родители общаются между собой и с другими людьми, ведь своим поведением они учат ребенка реагировать на события. Если папа или мама по любому поводу орет и ничего плохого в рукоприкладстве не видит, то ребенок будет реагировать на сложности аналогично. Возникло что-то неприятное - значит, надо найти виновного, дать ему в лоб, и вопрос решится.

В таких семьях взрослые своим поведением не предлагают искать варианты, они предлагают действовать, не задумываясь.

8. Агрессивная среда

В любом социуме есть некий диктат, установка, что ты должен быть успешным. Иногда жестокое обращение с кем-то дает человеку возможность почувствовать себя самым крутым, и, естественно, для «битья» используется тот, кто слабее.

Часто в школе один ребенок обижает другого, а все остальные просто смотрят на это и ничего не делают.

К чему подобное наблюдение может привести? Сегодня ваш сын или дочь рассказывают, как некий Петя дал в глаз Васе, а завтра вполне может возникнуть ситуация, при которой ваше собственное чадо поступит таким же образом.

Поэтому очень важно обращать внимание на то, что происходит с ребенком вне дома. Если он рассказывает вам о том, что одноклассники обижают кого-то, внимательно слушайте, поговорите с ним о ситуации, узнайте его отношение к ней и объясните, что подобные вещи неприемлемы. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Статьи по теме: