Этические проблемы «суррогатного материнства. Минобрнауки россии

Существует круг этических проблем, которые менее заметны, чем вышеперечисленные, но не менее важны.

Суррогатное материнство является частным случаем технологии ЭКО, этические проблемы ЭКО автоматически распространяются на суррогатное материнство 14 .

1. Проблема «лишних эмбрионов» и возможность их уничтожения, продажи, злоупотребления. Полученные в результате гиперстимуляции яичников «лишние» эмбрионы, в России и многих других странах не имеют юридического статуса. То есть, живые человеческие существа оказываются в полном распоряжении частной клиники, где они могут быть заморожены и храниться неопределенное время или имплантированы любой матери без согласия биологических родителей. В этом случае нет значительных юридических препятствий для передачи эмбриона другим лицам, нет серьёзного контроля со стороны государства.

2. Инцест, который может быть спровоцирован ЭКО. Благодаря ЭКО один мужчина-донор может являться биологическим отцом сотни детей, не знающих о своём родстве. Вероятность их встречи и брака не нулевая, а во втором поколении становится ещё более вероятной. При этом никто не несет никакой ответственности за возможные последствия, а они могут быть очень серьёзными.

3. Если сурмама отказывается передать дитя биологическим родителям, возможны два варианта. Если закон на стороне биородителей, новорожденный будет изъят в принудительном порядке. Если закон на стороне сурмамы, возникнет трудно разрешимый конфликт с биологическими родителями, которые будут вынуждены жить всю оставшуюся жизнь с мыслью о том, что их ребёнок живет в неизвестном месте, в неизвестной семье. Они не будут иметь ни малейших прав на него. В любом случае, суррогатная мать оказывается в состоянии эмоционального, и физиологического стресса, вызванного отнятием ребенка. Возможен мастит, рак молочной железы, заболевания репродуктивной сферы.

4. Эксплуатация женского организма, влекущая за собой не только психологическую травму сурмамы, но и физический урон её здоровью. Возможные осложнения родов, невозможности грудного вскармливания, износ организма, потеря здоровья, эмоциональный шок, риск для жизни, всё это плата за сомнительный «заработок».

5. Противоестественный способ зачатия детей, по которому нет убедительных доказательств безвредности. Если зародыш хранится в замороженном виде, он сохраняет свои свойства к дальнейшему развитию, но заморозка не останавливает все биохимические процессы, протекающие в эмбрионе. При хранении оплодотворенная яйцеклетка испытывает на себе обычное фоновое радиоактивное облучение. Возрастает вероятность мутации, которую очень трудно выявить сразу, поскольку многие наследственные болезни передаются рецессивными генами и не проявляются сразу, а только в последующих поколениях.

6. С точки зрения христианской этики, которая лежит в основе европейской цивилизации, эмбрион является человеком. То есть, при передаче эмбриона происходит акт купли-продажи живого человека.

В верованиях и культуре многих народов существует представление, что бесплодие посылается Богом. Мнение, что бесплодие это божья кара или жребий судьбы, и сегодня распространена среди бесплодных людей. Бездетность или бесплодие (равно как и рождение в семье ребёнка и его последующее воспитание) есть испытание от Господа. Воспринять это испытание с кротостью и смирением, уповая на милость и благоволение Всевышнего, ведающего о том, что неподвластно человеческому разумению удел людей богобоязненных и стойких в вере 15 .

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви даётся ясная характеристика понятию и практике суррогатного материнства как «противоестественного и морально недопустимого». «Эта методика, – утверждает документ, – предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания... Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны" 16 .

По мнению завкафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова профессора Ирины Силуяновой 17 «суррогатная мать, предоставляя в «аренду» своё тело и продавая своё материнство и рождённое ею дитя, разрушает великую «физику» любви, на которой построена вся метафизика человеческих отношений. Ведь жестокость, агрессия, хамство, преступность - то, что в нашем обществе возрастает катастрофически - не возникают сами по себе. Они - следствие разрушения моральности человеческих отношений, основанных на любви».

В то же время, в Российском обществе усиливаются дискуссии на тему укрепления семьи. В подтверждение этого тезиса обратимся к исследованию ВЦИОМ 18 .По мнению большинства россиян (59%) необходимо поощрять и пропагандировать образ расширенной семьи, состоящей из нескольких поколений (родители, дети, дедушки и бабушки). При этом представители старшего поколения (62% в возрасте 45 лет и старше) в этом вопросе проявили больше энтузиазма, чем молодёжь (54% 18-24-летних). Более четверти опрошенных (29%) пока не поддерживают данное начинание.

Наши сограждане также выступают за усиление мер, направленных на уменьшения числа абортов: 67% участников опроса предлагают сделать необходимым для несовершеннолетних, решившихся на этот шаг, наличие письменного согласия от родителей или законных представителей. Женщины в этом вопросе настроены более категорично, чем мужчины (71% и 61%, соответственно).

Более половины респондентов (63%) согласны с положением о разрешении прибегать к услугам суррогатных матерей только парам, страдающим бесплодием. Четверть опрошенных (24%) не согласна с данным предложением.

К вмешательству представителей Русской Православной Церкви (РПЦ) или других традиционных религий в сферу семейной политики наши сограждане относятся неоднозначно. Включение в комиссии по делам несовершеннолетних религиозных деятелей поддерживают 49% респондентов. Негативно оценивает это предложение каждый третий участник опроса (33%). Введение экспертизы законопроектов в области семейных отношений представителями церкви одобряют 47% опрошенных, а 34% высказываются против этого.

Можно считать, что у каждой передовой технологии, которую преподносит нам этот мир – есть свои сторонники и ярые противники. Так и в случае репродуктивного материнства – помимо недоработанной правовой базы, в битве схлестнулись морально-этические аспекты этого метода борьбы с бесплодием. Нельзя сказать, что одна сторона явно уступает в аргументах другой, довольно веские факты приводят и одна и другая стороны. Постараемся детальнее раскрыть, что же таится за суррогатным материнством помимо благих намерений и появлением новой репродуктивной технологии.

Возникают ситуации, в которых семейная пара прибегает к помощи собственных родственников, в целях использования их в качестве суррогатной матери. Это может быть бабушка, сестра, тетя, вообще – из близкого кровного рода. Первая проблема, с которой сталкивается семья в подобной ситуации, имеет такое понятие как – «нарушение семейной идентификации», что означает возникновение личностного кризиса в семье посредством смешивания отношений, ведь если собственная мать рожает женщине ребенка, как остальным членам семьи к этому относится? Считается, что первые месяцы после рождения новорожденный тесно связан с матерью, а именно суррогатной матерью, даже если биологически это не так.

Так же дела обстоят и с конфиденциальностью насчет суррогатного материнства(), вернее факта беременности, который невозможно скрыть перед окружением близких людей. Многие участницы суррогатного материнства делятся с психологом о том, как трудно хранить в тайне, и порой избегать общества, дабы сохранить новость об участии в программе.

Но даже если со стороны сурмамы может не возникнуть подобных проблем, они легко могут появиться у генетических родителей. Страх, переживания, одолевающие супружескую пару на протяжении всей беременности, приводят к нарушениям психического здоровья. Первым в дело вступает материнский инстинкт у бесплодной женщины, которая была вынуждена обратится за помощью к суррогатной маме, рано или поздно начинает терзать себя мыслями о возможном отказе передачи ребенка после рождения, о том, что она полюбит его и пожелает оставить себе, или в течение беременности каким то образом повлияет на состояние плода, причинив ему вред.

И спустя годы это чувство не покидает женщину, или супружескую пару. На подсознательном уровне родители пытаются выискивать различные сходства ребенка с суррогатной матерью, все негативные стороны характера, которые проявляет ребенок – списывать на генетику именно сурмамы а, не учитывая свое собственное воспитание.

Человеческая взаимопомощь уходит на второй план, уступая место деньгам, зачастую у женщин возникает мысль о хорошем заработке, работе, а не решительности для такого шага из соображений о благом поступке на радость бесплодной паре, упуская все нюансы влияния беременности на собственное здоровье и здоровье малыша

О коммерческой стороне репродуктивного материнства мы говорили ранее, но стоит напомнить, что с каждым годом данная программа якобы выносить ребенка с благой целью все больше напоминает процесс «купли-продажи», ценным товаром которого может являться сам новорожденный малыш.

Сам ущерб, наносимый суррогатной матери во время беременности – нельзя обойти стороной. Во-первых, организм подвергается колоссальным изменением, что не всегда есть хорошо, процесс беременности длительный, а значит, последствия ее носят такой же характер. Ведь не зря статистика показывает высокий процент возникновения токсикоза на ранних сроках именно у суррогатных матерей, так как внедрение чужеродного эмбриона, его прикрепление и дальнейшее развитие влияет на работу организма женщины. Случается даже, что попытки искусственного оплодотворения (ЭКО) не всегда результативны после одного раза и женщине приходится пройти через ряд диагностических процедур еще и еще.

Встречаются некоторые состоятельные семейные пары, которые берут в услужение плохо социально состоятельных женщин в суррогатные мамы, которые из-за отчаяния соглашаются на любую денежную сумму за то что бы рожать ребенка чужим людям

Сточки зрения активисток феминистических движений, суррматеринство в скором времени послужит неким толчком для эксплуатирования женской половины населения, путем отступления человека от духовенства и нравственности считают церковные служащие, утверждая, что суррогатное материнство служит для отступления от гуманистического начала общественности.

В конце концов, даже отвергая все вышеперечисленные проблемы, для самой суррогатной матери на протяжении беременности, а это около 9 месяцев, такой поступок может стать большой психологической проблемой в момент рождения малыша, так как все таинство беременности эта невидимая связь матери с малышом наносит колоссальный удар по любой здравомыслящей женщине.

Суррогатное материнство и его нормативные проблемы

В продолжение темы хотелось бы указать на явные недоработки в сфере нормативноправового регулирования вопроса суррогатного материнства. По сей день, многим известно, что генетические родители не могут быть полностью защищенными от мошенничества или простого отказа суррогатной матери давать право на регистрацию ребенка бесплодной супружеской паре. Например, Россия – страна, где путем долгих судебных разбирательств, опираясь на Семейный кодекс, суррогатная мать может добиться сохранить за собой право на опеку над ребенком которого выносила для семьи, заключив перед этим официальный договор. Рассматривать это дело будут длительное время, но зачастую в пользу сурмамы. Поэтому будущим родителям остается полагаться лишь на добросовестность и порядочность суррогатной матери.

Ни в одном документе не указаны действия и законы, направленные на решение проблемы, когда при рождении ребенка выясняется наличие какой либо патологии или заболевании, возникает риск отказа генетических родителей от ребенка. Или в случаях когда вместо одного рождается несколько детей, но тут зачастую будущие родители снисходительно относятся, и даже радуются двойному прибавлению в семье. Но тем не менее эти, и еще множество нюансов до сих пор лежат на поверхности общественности и предпринять четкую стандартизацию в законодательстве, для регулирования всех вопросов касательных суррогатного материнства – увы, но видимо невозможно.

Суррогатное материнствоправославие

На сегодняшний день неизменной является только отрицательная позиция Российской Православной Церкви, которая старается затрагивать и поднимать эту тему все чаще(). Дело в том что, в соответствующих документах, касаемые церкви указывается негативное отношение к суррогатному материнству, и вот почему – она не считает деторождение единственной и главной целью в браке, а всего лишь плодом желания супружеской пары. И если случается такое, что ни при каких условиях, консервативных методах или хирургическим вмешательством победить бесплодие невозможно, то супругам необходимо просто смириться со своей участью в этой жизни, либо молиться, что бы Бог придал им силы для скорейшего излечения, на худой конец – усыновить ребенка из детского приюта. Все остальные пути к появлению ребенка Церковь к сожалению – осуждает. Есть ли ?

В виде исключения в документах так же отмечается применение процедуры экстракорпорального оплодотворения при абсолютных показаниях бесплодия, для этого необходимо, что бы пара состояла в официальном браке и была повенчана. Такая вспомогательная репродуктивная технология как – донорство яйцеклеток, криоконсервация и т.д. считаются непосильным грехом.

Отдельный вопрос касается крещения новорожденного ребенка в Русской Православной Церкви. Ведь малыш вовсе не считается виновником манипуляций проведенных цивилизованным обществом, и не несут ответственности за грехи родителей своих. Поэтому детям, рожденным «из пробирки» не отказывают в крещении. Вот некоторые нюансы, с которыми можно столкнуться при желании крестить ребенка:

  • в ситуациях, когда новорожденному угрожает смертельная опасность – процессия крещения проводится вне зависимости от условий, при которых он появился на свет.
  • только после покаяния будущих родителей и суррогатной матери в содеянном, пообещав нести христианской воспитание новорожденного допускаются к крещению.
  • если супружеская пара категорически отказывается покаяться, и сознательно идут против законов Православной Церкви, они лишаются права крестить ребенка, вплоть до его совершеннолетия, когда он сможет самостоятельно выбирать вероисповедание.

Отношение церкви к суррогатному материнству.

Вот такими убеждениями оперирует Православная Церковь, когда заходит вопрос о суррогатном материнстве:

  • в силе с активистами феминистических движений, РПЦ считает, что после согласия на суррогатное материнство женщина теряет свое достоинство и просто становится неким хранилищем, инкубатором для вынашивания детей, превращаясь в неодушевленный предмет который всячески используют.
  • сурматеринство попирает священность материнства природного.
  • нарушает главный принцип Божьей заповеди – о появлении человека, его целей и смысла на этой земле.
  • необратимо нарушает брачный союз.
  • нарушает некую таинственную связь между ребенком и суррогатной матерью.
  • лишает еще не рожденного ребенка права на полноценную семью, когда к репродуктивному материнству обращаются одинокие мужчины, женщины, лица нетрадиционной ориентации.
  • способствует халатному отношению суррогатной матери и будущим родителям к новорожденному путем искусственного оплодотворения.
  • нарушает духовную и телесную целостность сурмамы или родителей.

Суррогатное материнство -это грех или нет?

Хочется сказать, что в любом случае выбор остается только за супружеской парой или женщиной, которая соглашается стать суррогатной матерью, несмотря на все осуждения из вне.

Но по убеждениям РПЦ – если женщина получает ребенка путем программы суррогатного материнства, счастливой, на их счет, она никогда не станет. И какими бы громкими словами о жертвенной любви не пыталась бы прикрыться этот репродуктивный метод борьбы с бесплодием, он прежде всего был, есть и будет – чисто коммерческой услугой, ведь предоставляя такую «помощь» специалисты и клиники получают крупные денежные суммы. Деньги ради денег.

Предметом, центром этого метода, и результатом его действия является – ребенок, который становится неким товаром, без какого либо права на выбор.

И поддержание мира будет сохраняться лишь в том случае, когда будут сохраняться человеческие ценности и духовные принципы, которые нельзя купить или продать. Ведь человеческая жизнь, жизнь новорожденного является главной ценностью в этом мире.

Необходимо всего лишь, заглянуть поглубже, дабы усмотреть истинную причину появлений мужского или женского бесплодия. Беспорядочная половая жизнь, частые аборты или перенесенные заболевания передаваемые половым путем – наряду с суррогатным материнством является страшным грехом. А когда все это приобретает масштабный характер проявлений, то и бесплодие предотвратить становится сложнее.

Неужели нельзя обратить свою любовь и заботу ребенку из приюта, который уже существует на этом свете, и нуждается в той самой родительской защите? Тем самым обретая некий Божий подарок, если завести детей естественным путем у супругов не получается.

Тем более, что суррогатное материнство репродуктивная технология, которая открывает возможности для ныне популярных нетрадиционных браков – завести ребенка, имея скрытый умысел и нарушая все природные и Божьи законы. Это один из самых страшных грехов, по мнению Церкви. Ведь сколько зарегистрировано случаев усыновления зарубежными парами нетрадиционной ориентации, детей, рожденных от суррогатных матерей и последующим насилием в такой семье.

Но вместо того что бы попытаться покаяться перед Богом, встать на путь истинный, исправляться духовно и физически, люди просто отдают предпочтение легкому пути решения проблемы. Просто заказать, выложить крупную сумму денег и получить на руки ребенка без лишних хлопот.

Ведение.

На протяжении всей истории существования человечества одной из главных целей брака считались дети. Именно с их рождением связаны наши мечты, заботы и надежды. Но не всем дано ощутить радость отцовства и материнства…

Говоря о развитии и сохранении человеческого потенциала, невозможно не затронуть проблемы репродуктивных технологий – сегодня это весьма актуальная проблема. Она обусловлена значительным ухудшением воспроизводства населения нашей страны как вследствие снижения рождаемости, с одной стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне остро: по данным официальной статистики, почти 13% семейных пар не имеют детей и только достижения современной науки смогут помочь этим людям продолжить себя в потомстве.

Успехи биомедицинских технологий в области репродукции огромны, и все они служат гумманым целям: лечению бесплодия как мужского, так и женского; рождению ребенка, когда все остальные возможности как природные, так и терапевтические, исчерпаны. Генетики, медики, биологи через вмешательство в репродуктивную сферу могут сегодня творить то, что подвластно только Господу Богу.

« Современная медицинская наука располагает новыми средствами технологического вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни, получившими название новых репродуктивных технологий» - этой фразой начинается заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриарха «О нравственных проблемах, связанных с развитием «новых репродуктивных технологий».

Изложенное заявление призывает к продуманному этическому осмыслению возможных отрицательных последствий использования репродуктивных технологий.

Особое место в вопросах новых репродуктивных технологий занимает «суррогатное материнство» - наиболее слабо разработана тема, как в юридическом, так ив этическом планах.

1. Суть суррогатного материнства.

В одном из индийских храмов есть фреска, иллюстрирующая легенду о зачатии Махавиры (599г. До н.э.), основателя джайнизма. Это еще один пример реализации идеи суррогатного материнства. Махавира случайно был зачат чреве женщины низкого сословия. Царь богов Индра повелел перенести плод женщине, достойной родить Великого Героя. На фреске изображены две полулежащие женщины: одна из них – Девананда, жена священника, в чреве которой был зачат Махавира, другая – королева Тришала, которой он был пересажен. Перенос эмбриона был осуществлен божеством с оленьей головой, Харинегамешином. Как гласит легенда, плод был взят сквозь матку и пересажен в чрево другой женщины с величайшим искусством.

Не очень благозвучный термин «суррогатное материнство» означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины – суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности. Соглашение о суррогатном материнстве может быть коммерческим и некоммерческим (альтруистическим). Первое предусматривает материальное вознаграждение, второе не предполагает никакой оплаты, кроме возмещения расходов в период беременности. Некоммерческие программы обычно выполняются в отношении родственников, их участники могут не соответствовать общим требованиям репродуктивного законодательства. Коммерческие программы обычно проводятся с помощью посредников – фирм, подбирающих суррогатных матерей, юридических родителей, медицинские учреждения.

Процедура суррогатного материнства возможна только при следующих показаниях:

Отсутствие матки (врожденное или приобретенное);

Деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;

Синехии (спайки внутри матки) полости матки, не поддающиеся лечению;

Различные заболевания внутренних органов, при которых вынашивание беременности противопоказано;

Неудачные повторные попытки экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.

Суррогатными матерями могут быть женщины, добровольно согласившиеся на участие в данной программе.
Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:
- возраст от 20 до 35 лет;
- наличие собственного здорового ребенка;
- психическое и соматическое здоровье. Объем обследования суррогатных матерей:
- определение группы крови и резус-фактора;
- анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты B и C (действителен 3 месяца);
- обследование на инфекции: хламидиоз, генитальный герпес, уреаплазмоз, микоплазмоз, цитомегалию, краснуху (действительно 6 месяцев);
- общий анализ мочи (действителен 1 месяц);
- клинический анализ крови + свертываемость (действителен 1 месяц);
- биохимический анализ крови: АЛТ, АСТ, билирубин, сахар, мочевина (действителен 1 месяц);
- флюорография (действительна 1 год);
- мазки на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища (действительны 1 месяц);
- цитологическое исследование мазков с шейки матки;
- осмотр терапевта и заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к вынашиванию беременности (действителен 1 год);
- осмотр и заключение психиатра (однократно);
- общее и специальное гинекологическое обследование (перед каждой попыткой индукции суперовуляции).
Противопоказания для проведения ЭКО и ПЭ в программе „Суррогатное материнство“ и объем обследования супружеской пары такие же, как и при проведении ЭКО.
Программа „Суррогатное материнство“ проводится по следующему алгоритму:
- выбор суррогатной матери;
- синхронизация менструальных циклов;
- процедура экстракорпорального оплодотворения с переносом эмбрионов в полость матки суррогатной матери».
Кардинальное ограничение возраста, введенное с 2003 г., приводит, как нам представляется, к отрицательным последствиям. Известны случаи, когда матери самостоятельно вынашивали детей для своих бесплодных дочерей. Более безопасный и недорогой способ (за исключением оплаты медицинских услуг) вряд ли можно предложить. Кто так же тщательно подойдет к вопросу вынашивания ребенка, как не родная бабушка, тетя или сестра? Безусловно, что Министерство здравоохранения исходило из благих намерений рождения здоровых детей, но, как заявляют медики, если женщина физически здорова, то зачать методом ЭКО и выносить здорового ребенка возможно и когда женщина уже находится в менопаузе, а это в среднем 50 - 55 лет.
Раскрыть тему правового регулирования суррогатного материнства, вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), их юридические, морально-этические аспекты подтолкнул случай появления на свет 16 ноября 2005 года младенца по имени Георгий Захаров, сына отца, который скончался за два года до момента зачатия ребенка. Живительные клетки, породившие жизнь, хранились в замороженном состоянии в госпитале Шиба-медикал-центр в Тель-Авиве девять лет, с тех пор, когда бабушка Гоши привезла его отца (своего сына) на лечение от рака в Израиль. Одной из первых процедур, которую провели израильские медики, был забор спермы. Как рассказывала недавно бабушка, «родившая» себе внука и продолжившая свое поколение на земле, она возмущалась этой процедурой и требовала скорейшего начала лечения, но врачи ее успокоили, сказав, что это ее будущее. Так оно и получилось.
Рождение этого ребенка в нашей стране первый и беспрецедентный случай. Казалось бы, вот решение проблемы, медицина в области репродуктивных технологий достигла значительных результатов, и если раньше ребенок в пробирке вызывал удивление, то теперь он не только в пробирке, но и от умершего ранее родителя, а то и двух. Но законодательство, как это часто бывает, отстает, и беспрецедентен этот случай не только для российской медицины, но и для российского законодательства, которое, к сожалению, не поспевает по многим вопросам современного развития новых технологий, науки, рыночных отношений, изменений экономического состояния страны и т.д. А поэтому приходится либо искать «обходные» законодательные пути, что тоже неправильно, либо отказываться от массового продвижения ноу-хау. Регистрация рождения мальчика в свете действующего законодательства является сложнейшей процедурой, т.к. закон таких случаев не регламентирует.

2. Правовое положение суррогатного материнства в России

Россия относится к числу немногих счастливых стран, где суррогатное материнство законодательно разрешено. Правовые аспекты суррогатного материнства регулируются Семейным кодексом РФ, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Осуществление медицинской составляющей суррогатного материнства регулируется 67 Приказом Министерства здравоохранения РФ.

Страны, где законодательно разрешено суррогатное и репродуктивное материнство, в том числе и коммерческое: США (в большинстве штатов, хотя законодательство сильно отличается от штата к штату), Южно-Африканская республика, Украина. По новым украинским законам родителями ребенка, выношенного суррогатной матерью, автоматически записываются его биологические родители, согласия суррогатной матери здесь не нужно.

Страны, где разрешено лишь некоммерческое суррогатное материнство:
Австралия, Великобритания (допускается оплата текущих расходов суррогатной матери), Дания (с серьезными ограничениями), Израиль, Испания, Канада, Нидерланды (запрещена реклама суррогатного материнства, предложение услуг суррогатных матерей и их подбор), отдельные штаты США (Нью-Гемпшир, Вирджиния).

Страны, где суррогатное материнство запрещено законом: Австрия, Германия (наказание несут врачи и посредники, а не родители и суррогатная мать), Норвегия, Швеция, отдельные штаты США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси), Франция.

Никак не регулируется законом, но имеет место: Бельгия, Греция, Ирландя, Финляндия

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) используется в мировой практике в терапии бесплодия с 1976 года.

Основополагающей в суррогатном материнстве является медицинская сторона вопроса, однако немаловажным является и вопрос юридического сопровождения данных правоотношений.
Правовая регламентация названных процессов закреплена Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Приказом Министерства здравоохранения от 26 февраля 2003 г. N 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия». Названные правовые акты дают законодательную регламентацию медицинской стороны вопроса. Но, как показывает жизнь, настолько же важными являются и законодательные акты, направленные на правовое оформление процессов ВРТ. К ним относятся Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», которые регламентируют установление происхождения ребенка и государственную регистрацию рождения ребенка и сведений о родителях.
Наиболее сложной в законодательном отношении явилось регулирование метода суррогатного материнства. Применение этого метода постоянно растет, что требует и серьезного правового подхода. Суррогатное материнство не должно стать методом наживы, мошенничества (кстати, в том числе и со стороны медиков), шантажа и т.д., и для этого требуется четкая законодательная база с четкими формулировками по всем возможным вопросам, не имеющая двойных стандартов.
Возможны злоупотребления со стороны врачей. Пациенты оплачивают все - и медикаменты, и нахождение в клинике, и непосредственно процедуры ЭКО, и суррогатную мать, и анализы, срок давности которых, кстати, не более трех месяцев, а стоят они порядка 500 - 600 долларов, и т.д. и т.п. Людям, более или менее сведущим в освещаемом вопросе известно, что зачастую именно медицина «спекулирует» на несчастных, которые прибегают к ЭКО или суррогатному материнству. Заплатив баснословные деньги пациенты могут не получить желаемого результата и один раз, и второй, и третий и более, а очередной «заход» вновь требует денежных вложений, причем таких же, если не больше, поскольку лекарства дорожают, цены растут, а пациент пошел по кругу, принося клинике доход. Зачастую такое положение вещей носит преднамеренный характер, именно с целью получения прибылей (попросту мошенничество), а не из-за того, что эмбрион не прижился, или по другим медицинским показаниям, хотя они тоже есть, и исключать их нельзя. Пресечь злоупотребления можно только законодательным путем, экономическими методами, когда «запускать клиента по кругу» будет невыгодно.
Посмотрим, как решаются вопросы суррогатного материнства за рубежом. Наиболее прогрессивным государством в этом отношении является США. Во многих столицах его штатов открыты агентства по применению метода суррогатного материнства. Агентства имеют картотеку со списками женщин, желающих стать суррогатными матерями. Такие агентства часто возглавляются докторами или адвокатами. Американское законодательство не имеет единой правовой базы на всей территории США по применению этого метода. Конституция предоставляет государственным Собраниям штатов право самостоятельно принимать законодательные акты в области здравоохранения. Каждый отдельный штат США самостоятельно создает законодательную базу, в том числе и касающуюся вопросов суррогатного материнства.
Мировым центром суррогатного коммерческого материнства считается штат Калифорния. Здесь предоставляются международные услуги вынашивающих матерей. В 1992 году законодательный орган Калифорнии принял решение о том, что контракты на выполнение услуги суррогатного материнства не противоречат общественному сознанию, и поэтому принял законопроект о разрешении суррогатного материнства на коммерческих началах. Губернатор штата наложил вето на этот законопроект. Годом позже Верховный суд Калифорнии вынес решение о признании юридическими родителями ребенка, рожденного с помощью метода суррогатного материнства, супругов, заключивших договор на вынашивание ребенка заменяющей матерью. Таким образом, в Калифорнии стал применяться принцип, который затем был закреплен законодательно, в соответствии с которым все права в отношении ребенка, рожденного с помощью суррогатной матери, предоставляются генетическим родителям.
Противоположной точки зрения в отношении коммерциализации суррогатного материнства придерживается законодательство о суррогатном материнстве штата Вирджиния (США), вступившее в силу с 1 июля 1993 г., где договоры суррогатного материнства признаются действительными при наличии четких условий:
- необходимо, чтобы суррогатная мать была замужем и имела детей;
- муж суррогатной матери должен принимать участие в заключении договора;
- женщина, которая желает заключить подобный договор, самостоятельно не может выносить и родить ребенка;
- по крайней мере один из потенциальных родителей является донором генетического материала.
Договор о суррогатном материнстве заключается судом. Договор должен заключаться по доброй воле, его содержание должно быть понятно сторонам. Одновременно назначается опекун, который должен представлять интересы ребенка до момента передачи его заказчикам. Закон Вирджинии о суррогатном материнстве закрепляет правила распределения расходов при расторжении договора, если таковые не определены в договоре. При оформлении родительских прав приоритет признается за законными родителями, которые по медицинским показаниям не могли иметь ребенка и изъявили желание воспользоваться методом суррогатного материнства.
В Великобритании по закону 1985 г. юридической матерью ребенка считалась женщина, которая его выносила и родила, что не учитывало развивающийся метод суррогатного материнства, однако в 1990 г. этот вопрос был решен по калифорнийскому подобию, что позволило ребенку после его рождения быть признанным законным ребенком генетических родителей без вынесения решения суда.
В Австралии сложилось отрицательное отношение к использованию коммерческого суррогатного материнства.
В Украине в случае имплантации в организм другой женщины зародыша, зачатого супругами, родителями ребенка являются именно супруги.
Вернемся к российскому законодательству. В 1995 г. в Семейный кодекс РФ были внесены изменения, связанные с применением методов экстракорпорального оплодотворения, до этого в законодательстве существовало белое пятно. 15 ноября 1997 г. был принят Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», который устанавливает порядок регистрации рождения ребенка на его генетических родителей.
Законодатель хоть и обратил внимание на появление детей нетрадиционным способом, но, к сожалению, законодательство России, которое действует сегодня, далеко от совершенства. Например, в законе отсутствует понятие «суррогатная мать», что в правоотношениях суррогатной матери и генетических родителей является важным. Необходимо отметить, что Семейный кодекс РФ вообще не содержит понятийного раздела, хотя многие вновь появившиеся в нем положения являются новацией, и наличие дефиниций существенно в целях правильного правоприменения.
Анализируя законодательство, регулирующее ВРТ, предложим следующую характеристику: «суррогатная мать» - здоровая женщина, на основе соглашения (договора) после искусственного оплодотворения выносившая и родившая ребенка для другой семьи. Зачатие происходит в условиях специализированного медицинского учреждения (без полового акта), для чего могут использоваться яйцеклетки и сперма как бесплодной супружеской пары, так и доноров.
В суррогатные мамы совсем не обязательно приглашать родственниц или искать женщин своего возраста и своей группы крови. Главное, чтобы кандидатка, которая берется выносить чужого ребенка, была здорова и относительно молода. Синхронизировать биологические процессы в организмах двух женщин для медиков большой проблемы не составляет. Гораздо сложнее решить проблемы психологические. Поэтому желательно, чтобы суррогатная мать уже прошла через беременность и роды, имела своего ребенка, а лучше - двух.
Существуют и требования к суррогатной матери. Ранее названным Приказом Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. N 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» (нормативно-правовым актом федерального органа власти) утверждена Инструкция по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, которая регламентирует вопросы суррогатного материнства. В ней введены жесткие требования, предъявляемые к суррогатным матерям.
Моральные и юридические проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались особенно сложными. Немаловажное значение при законодательном решении и закреплении вопросов, относящихся к здоровью и этике, имеет отношение государства к новым научным технологиям, в частности к вопросам искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона, суррогатного материнства и т.д. В отдельных странах с учетом новых условий и технологий были скорректированы уже имевшиеся или приняты новые законы и министерские приказы о репродукции человека. На общеевропейском уровне 19 ноября 1996 г. Комитет министров Совета Европы принял Конвенцию по правам человека в биомедицине. Конвенция является первым обязательным в области здравоохранения юридическим документом, который направлен на защиту человека от возможных злоупотреблений, связанных с использованием новых биологических и медицинских методов и процедур. Методы искусственного оплодотворения в международном праве регулируются также несколькими директивами, вытекающими из трех рекомендаций Парламентской ассамблеи Совета Европы, резолюциями, принятыми 16 марта 1969 г. Европейским парламентом, и решениями Комиссии по правам человека.
Рассмотрим, как законодательство решает вопросы регулирования вспомогательных репродуктивных технологий, более подробно. Статья 51 (п. 4) СК РФ гласит: «Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)».
Часть 3 ст. 52 СК РФ: «Супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства. Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства».
Пункт 5 ст. 16 Закона «Об актах гражданского состояния» закрепляет правила, что «при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка».
При наличии согласия суррогатной матери медицинское учреждение выдает справку, согласно которой мамой ребенка значится генетическая мать. Но если такое согласие отсутствует, то приоритетное право решать судьбу ребенка принадлежит суррогатной матери. Таким образом, законодательство отдает предпочтение женщине, родившей ребенка. Кто родил, та и мать.
На практике возникают ситуации, когда генетическим родителям отказывается в материнстве и отцовстве. Здесь и проявляются основные юридические проблемы, которые требуют более четкого регулирования. Во избежание ряда крайне важных для сторон проблем в отношениях по вынашиванию ребенка (например, таких как отказ передачи ребенка генетическим родителям, вымогательство, шантаж, отказ генетических родителей принять своего ребенка, отказ от оплаты услуг замещающей матери и т.д.), как и иные гражданско-правовые отношения, суррогатное материнство должно четко регулироваться договором, заключенным между сторонами, которому необходимо уделять особое внимание.
В договоре как минимум должны оговариваться следующие положения:
1. Компенсация расходов на медицинское обслуживание.
2. Компенсация потерь в заработке.
3. Место проживания суррогатной матери в период беременности.
4. Медицинское учреждение, где будет происходить искусственное оплодотворение.
5. Последствия рождения неполноценного ребенка.
6. Обязанность суррогатной матери соблюдать все предписания врача, направленные на рождение здорового ребенка.
7. Обязанность суррогатной матери передать ребенка после его рождения генетическим родителям.
8. Обязанность генетических родителей принять ребенка.
9. Санкции за невыполнение условий договора.
Штрафные санкции, взыскание расходов с недобросовестной стороны, возмещение морального вреда и другие материальные возмещения должны быть существенными, что дисциплинирует стороны договора. Если, например, суррогатная мать откажется передавать ребенка генетическим родителям или дать согласие на запись их в качестве мамы и папы ребенка в свидетельстве о рождении, она будет обязана возместить родителям все понесенные расходы на ее содержание, на медицинское обслуживание, плюс значительные штрафные санкции, то вряд ли у суррогатной матери появится желание нарушить условия договора. Или, наоборот, если «заказчики» отказываются от ребенка, на них возлагается обязанность его содержания, компенсационно-штрафные санкции и т.д.
Если суррогатная мать остается анонимной, то целесообразно применение следующей схемы: заключение нескольких договоров: 1) между суррогатной матерью и медицинским учреждением, где будет проводиться искусственное оплодотворение и дальнейшее наблюдение за протеканием беременности; 2) между этим медицинским учреждением и супругами-заказчиками.
Кстати, если суррогатная мать на момент заключения договора состояла в браке, то согласие мужа на участие жены в ЭКО является обязательным условием действительности договора. Включение акушера или медицинского учреждения, как третьей стороны, в состав участников договора суррогатного материнства необходимо для того, чтобы бесплодные супруги могли получать полную информацию о состоянии суррогатной матери в период беременности. Только правильное оформление юридических документов поможет сохранить свои права на ребенка.
При всей сложности морально-этических, медицинских, юридических аспектов суррогатного материнства в России этот способ рождения детей развивается и приобретает все большую популярность, поэтому, как нам видится, необходимо ввести в законодательство четкие положения регулирования суррогатного материнства, где бы обе стороны, и в первую очередь, ребенок были защищены, их права и законные интересы были бы гарантированы.

2. Этические проблемы суррогатного материнства.

Поскольку само по себе суррогатное материнство является видоизмененной технологией ЭКО, точнее, её частным случаем, то этические проблемы ЭКО остаются актуальными и для суррогатного материнства.

Это, в первую очередь, проблема «лишних эмбрионов» и возможность их уничтожения, продажи, злоупотребления, а также ряд других, которые уже являются предметом дискуссии в течение нескольких десятилетий и, надо сказать, они не решены. В последнее время неожиданно встал вопрос инцеста, который может быть спровоцирован ЭКО. Благодаря ЭКО у одного мужчины-донора могут быть сотни детей. Теоретически, число потенциальных детей у одного донора может превысить все население земли. На практике действительно, у одного отца оказываются сотни детей, причем юридически они его потомством не являются. Мало того, эти дети - братья и сестры - не знают о своем взаимном родстве. Если в начале распространения ЭКО их были единицы, то теперь тысячи Вероятность встречи и брака далеко не равна нулю, а во втором поколении становится еще более вероятной. При этом никто не несет никакой ответственности за возможные последствия, а они могут быть очень серьезными.

В случае суррогатного материнства рожденные дети являются детьми матери (юридически), которая их выносила и родила, но в разных странах законы могут различаться. Допустим, закон оставит право на ребенка только биологическим родителям. Тогда «мать-инкубатор» родит ребенка, на которого у нее нет никаких прав. То есть новорожденный будет изъят в принудительном порядке. В случае, если закон оставляет матери право отказаться от сделки сразу после родов возникнет трудно разрешимый конфликт с биологическими родителями, которые будут вынуждены жить всю оставшуюся жизнь с мыслью о том, что их ребенок живет в неизвестном месте, в неизвестной семье. Они не будут иметь ни малейших прав на него. Суррогатную мать, оказавшуюся в таком положении, можно понять. Вынашивать ребенка, слышать, как бьется его сердце, родит т в муках, а потом отдать… В этот момент просыпается материнское чувство, любовь к этому ребенку, как к своему. В любом случае, суррогатная мать оказывается в состоянии эмоционального, и физиологического стресса, вызванного отнятием ребенка. Возможен мастит, рак молочной железы, заболевания репродуктивной сферы. Потенциальный конфликт интересов биологической и суррогатной матери заложен в самой процедуре суррогатного материнства и носит неразрешимый, тупиковый характер. До сих пор даже в странах, где суррогатное материнство разрешено, нет юридической схемы, позволяющей их уладить. При этом стоит иметь ввиду, что даже если стороны «разошлись» по мирному, возможность исков, разбирательств, требований возмещения ущерба не исчерпана. Может ли суррогатная мать подать в суд на клинику, если заболеет раком груди? Кто будет отвечать за возможный ущерб? Возникают сложные отношения между всеми сторонами процесса суррогатного материнства, матерями (их две, как это ни абсурдно звучит), отцами, родителями, их семьями, клиникой, отдельными врачами и т.д? Что будет, если родится больной ребенок? Каковы взаимоотношения и ответственность всех сторон, в случае нарушения договора? Если родится больной ребенок? Клиника находит выход - находится в кабальных условиях, заведомо проигрышных для суррогатной матери.

Несмотря на непрерывно звучащие разговоры в пользу прав женщины, либералы почему-то умолкают, когда речь идет о суррогатном материнстве, а зря. Трудно представить более изощренную и жестокую форму эксплуатации женщины, чем суррогатное материнство. Формально это не рабство, а добровольная услуга, тем не менее, налицо все признаки нарушения права и женщины, и ребенка. Возможные осложнения родов, невозможности грудного вскармливания, износ организма, потеря здоровья, эмоциональный шок, риск для жизни, все это плата за сомнительный «заработок». При суррогатном материнстве права женщины – суррогатной матери нарушаются за деньги и добровольно, но этот факт не компенсирует ее возможные потери, ущерб для личности и свободы.

«Неопределенная судьба «лишних эмбрионов». Так же, как и при ЭКО, лишние эмбрионы могут быть уничтожены, но это не единственная этическая проблема ЭКО и суррогатного материнства. «Лишние» эмбрионы, полученные в результате гиперстимуляции яичников, не имеют в России и многих других странах никакого юридического статуса. Таким образом человеческие существа, жизнь которых уже началась, оказываются в полном распоряжении частной клиники. Далее они могут заморожены и храниться неопределенное время, а также быть имплантированы любой матери без согласия биологических родителей. Причем в этом случае нет значительных юридических препятствий для передачи эмбриона другим лицам, а также отсутствует возможность серьезного контроля со стороны государства. Мало того, клиника может и не информировать о наличии лишних эмбрионов и возникающих этических проблемах, чтобы не озадачивать клиентов. Пары, которые пошли на искусственное оплодотворение, не подозревают о такой возможности, как появление их биологических детей в других семьях, в том числе за границей. Мало того, их дети могут оказаться предметом купли-продажи. Учитывая сомнительный бизнес клиник суррогатного материнства, можно быть уверенным, что их руководство не отягчено излишней моралью.

Хотя статус эмбриона является предметом дискуссии, за эмбрионом признается особый статус. В любом случае понятно, что когда мы имеем дело с эмбрионом, то это не часть тела или орган, это не половая клетка и не культура ткани. С чисто биологической точки он имеет тот же генотип, что и взрослый человек, который может вырасти из этой клетки. С точки зрения христианской этики, которая лежит в основе европейской цивилизации, эмбрион является человеком, хотя документов, таких как паспорт, справка или свидетельство о рождении у него не может быть. Тем не менее, по существу, при передаче эмбриона, пусть в скрытой форме (под видом оказания услуг), происходит акт купли-продажи живого человека.

Само по себе и ЭКО, а тем более суррогатное материнство являются полностью противоестественными способами зачатия и рождения детей. До сих пор нет убедительных доказательств их безвредности. Отрицательные последствия могут быть самыми разными. Кроме того, в случае хранения зародыша в замороженном виде его срок жизни продлевается на неопределенное время по желанию тех, кто в данный момент им владеет. Возраст окажется больше настолько, сколько длилось хранение. Конечно, заморозка останавливает большинство биохимических процессов, но не полностью. Во время хранения оплодотворенная яйцеклетка подвергается обычному фоновому радиоактивному облучению и возрастает вероятность мутации. Наличие мутации выявить очень трудно, так как многие наследственные болезни передаются рецессивными генами и не проявляются сразу, а только в последующих поколениях.

Коммерциализация деторождения. Какими бы словами о высоком значении материнства не прикрывалась новая технология суррогатного материнства, она остается коммерческой услугой, то есть услугой, которая оказывается за деньги и ради денег. При развитии этой технологии включается механизмы рыночной регуляции по схеме деньги – товар - деньги. Под товаром подразумевается набор услуг и сам ребенок. В этом процессе человеческая жизнь и сам человек становится предметом торговли, приобретает свойства товара. Спрос рождает предложение и предложение рождает спрос. В этой схеме нет места этике, человеческим взаимоотношениям, ценности и неповторимости жизни. Есть вещи, которые нельзя продавать и покупать. Если общество переступает эту черту, то оно становится другим – обществом, где можно купить человеческую жизнь. Уже появились своеобразные «питомники», где мамы из бедных стран рожают детей, добывая себе на жизнь. Нельзя не увидеть аналогии с человеческими «фермами», которые существовали в рабовладельческой Америке. По сути, появилась новая форма торговли своим телом, аналогичная проституции, которая глубоко унижает достоинство женщины, хотя в обоих случаях все происходит как будто добровольно. Причем мы еще не знаем, к каким злоупотреблениям может прийти эта индустрия, для которой нет никаких нравственных преград. Что интересно, в репродуктивных технологиях вращаются очень большие деньги. Коммерческая цена услуги за суррогатное материнство начинается от 10 тысяч долларов США и это не единственные расходы. Одна попытка ЭКО стоит около двух тысяч долларов. При этом проблема сиротства в стране до сих пор не решена. Тысячи детей без попечения родителей ждут усыновителей, а сами усыновители получают ничтожную помощь со стороны государства, не говоря уже о нормальных детях в нормальных семьях, рожденных естественным путем. Зачастую родители ребенка, которому нужна операция, которого можно спасти, встают перед необходимостью изыскивать астрономические суммы на жизненно необходимые операции. Страховые компании отказываются оплачивать счета при том, что граждане отчисляют соответствующие налоги и принудительные страховые взносы. Эти два явления: миллионы, обращающиеся в индустрии репродуктивных технологий, и дети-сироты – присутствуют в одно и то же время в одной и той же стране - по соседству.

Десакрализация материнства и разрушение семьи. Во всех культурах, особенно европейской и христианской, материнство считается священным и уважение к материнству глубоко заложено в нравственной системе общества. Недаром образ Богоматери с Младенцем является одним из самых почитаемых. Превращение материнства в бизнес, торговлю детьми и своим телом дегуманизирует институт материнства, превращает его в ремесло. Все неэтичные стороны репродуктивных технологий сконцентрировались в индустрии суррогатного материнства, которая набирает силу. Коммерческое вынашивание детей наносит по семье удар и последствия этого удара скажутся на репродукции, причем отрицательный эффект намного превысит то число рождений, которое получат экстравагантные родители.

Возможные злоупотребления. До сих пор не изучены возможные последствия злоупотребления репродуктивными технологиями, в частности суррогатного материнсива. Суррогатное материнство существует в правовом вакууме, при его проведении возникают неразрешимые казусы. Так, плохое обращение с женщинами-инкубаторами уже имеет место, происходит их подчинение клинике суррогатного материнства, существующей полулегально. За деньги подписывается кабальный договор, который лишает мать ее прав. Бизнес коммерческого материнства быстро интернационализировался. Если в одной стране запрещено суррогатное материнство, можно поехать в другую. Богатые страны могут эксплуатировать бедные и т. д. Бизнес имеет явно выраженный полутеневой характер и не ясно, что произойдет, когда преступная группировка его возьмет его под контроль. Суррогатное материнство открывает путь к евгенике – мнимому «улучшению» человеческой породы. В одно время такие «селекционеры» оказались на скамье подсудимых в Нюрнберге. Хорошо известно как они «улучшили» человеческую породу и к чему все привело. Действительно, медик без нравственных принципов, злоупотребляющий своим знанием, уподобляется нацистским врачам. Технология суррогатного материнства, работа клиник по предоставлению услуг суррогатного материнства, является для общества своего рода «черным ящиком». Мы не знаем точно что там происходит и как происходит. Например, заявляется, что женщина предоставляет услуги суррогатной матери бесплатно, чисто из гуманитарных соображений. А нам предлагается в это поверить… Ясно, что речь идет о наличных, передача которых не лицензируется, не облагается налогом и не фиксируется как коммерческая деятельность. У нас в стране пытаются (пока что безуспешно) навести порядок и контроль над детьми, усыновленными за границу. Что же говорить о детях, вывезенных таким образом за рубеж, через экспорт услуги суррогатного материнства?

Можно предположить, что в скором времени компании, зарабатывающие деньги на суррогатном материнстве (как в случае ЭКО), запросят государственного финансирования. Эта абсурдная затея обернется налогоплательщикам в огромные суммы, которые лучше было бы потратить на обустройство сирот в приемных семьях.

Еще один главный этический вопрос: скрывать или не скрывать? Ни одно государство не требует от родителей, использовавших суррогатное материнство, рассказывать об этом своим детям. Это будет рассматриваться как вмешательство в личную жизнь и нарушение автономии семьи. Проблема, с которой сталкиваются родители, состоит в том, что они должны решить, лгать своему ребенку или нет. Дети обязательно задают вопросы вроде «откуда я появился?» Как ответить на них если было использовано суррогатное материнство? Как правило, биологические родители не афишируют тот факт, что их ребёнка вынашивала суррогатная мать, но есть и исключения. Самыми известными "биологическими родителями" страны стали популярная певица Алёна Апина и её муж продюсер Александр Иратов. Отчаявшись обрести желанного ребёнка обычным путем, они воспользовались услугами суррогатной матери. Дочку Ксюшу певице за весьма существенное вознаграждение решила выносить интеллигентная провинциалка с высшим образованием, мать двоих детей. После того, как Алёна забрала маленькую Ксюшу у сурмамы, женщины не виделись и общения не поддерживают.

Не менее известная в деловых и светских кругах Ольга Слуцкер, президент сети фитнесцентров "World Class", прибегла к помощи американки Люси, которая стала суррогатной матерью для её сына Миши. Между женщинами сложились очень тёплые отношения, они сильно сблизились в период вынашивания беременности и продолжают дружить семьями.

Заключение.

Итак, рассмотрены наиболее глубокие, и потому наиболее скрытые стороны проблемы суррогатного материнства, затрагивающие как саму суррогатную мать, так и биологических родителей и ребенка.

В целом распространение процедуры суррогатного материнства и вырастающая на ее основе индустрия выявила целый ряд противоречий юридического, медицинского, нравственного и духовного характера. Сама по себе процедура имеет сомнительный характер, чревата потенциальными конфликтами между участниками процесса суррогатного материнства, причем они по сути будут иметь трудноразрешимый характер. Внедрение и широкое распространение суррогатного материнства является формой эксплуатации женщины и унижает статус материнства в целом. Технология суррогатного материнства, в которой вращаются большие деньги, находится в глубоком противоречии со статусом и правами неродившегося человека.

Каждый сам вправе решать, как же относиться к суррогатному материнству. Для людей, получивших долгожданного ребенка, это благо. Но общество с существующими моральными принципами пока еще с осуждением относится к женщинам, которые становятся суррогатными матерями. Несовпадение религиозных, моральных, нравственных и юридических точек зрения на эту проблему приводит к неутихающим спорам. Но приходится признать, что суррогатное материнство - это просто факт, который пришел в нашу жизнь и, по всей видимости, никуда теперь от нас не денется.

План:

  1. Введение.
  2. Суть суррогатного материнства.
  3. Правовое положение суррогатного материнства в России.
  4. Этические проблемы суррогатного материнства.
  5. Заключение

Список литературы:

  1. Антокольская М.В. Семейное право. Москва, 1996
  2. Вишневский А.Г. Воспроизводство детей и общество. Москва, 2002г.
  3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности, Москва 2000г.
  4. Права человека. Сборник международных документов, Москва 2003г.
  5. Андреева И.С. Социально-философские проблемы пола, брака, семьи 200г.
  6. Антонов А.И. Социология рождаемости (теоретические и методические проблемы), Москва 2003г

Тема вспомогательной репродукции так же стара, как и само человечество. Первые упоминания о бесплодии отсылают к Египту, Древнему Риму, Шумерской цивилизации. В то время, если женщина не могла родить ребенка, за нее это делала рабыня, которую чаще всего после определенного срока лишали жизни. Некоторые источники утверждают, что в Древнем Риме была практика сдавать женщин «в аренду» - для помощи семьям, которые не могли самостоятельно обзавестись детьми. Это было в интересах государства, а значит - и в интересах каждого гражданина.

Этические проблемы суррогатного материнства были заложены уже в раннем средневековье. То время – время смены господствующей религии на территории Европы. Именно тогда начали формироваться жесткие нормы морали, которые живы до сих пор.

Ряд конфессий отвергает современные вспомогательные репродуктивные методы, в том числе - суррогатное материнство, этика в данном случае не при чем. Возможность деторождения считается исключительно божьим дарованием. Если у супругов детей нет – значит, «так надо».

ЭКО, банки спермы, внутриматочная инсеминация, суррогатное материнство, этика - воспринимаются как нарушение воли высших сил. Важным религиозным аргументом является и духовное состояние будущего ребенка. Этические проблемы суррогатного материнства в глазах церкви связаны не только с осквернением божьего замысла, но и с необходимостью спасения души новорожденного и женщины, произведшей его на свет.

Впрочем, иудаизм одобряет достижения медицины, решающие вопросы бесплодия. В данном случае искусственное оплодотворение рассматривается как божье вознаграждение семье за веру и терпение.

Несмотря на протесты со стороны религиозных организаций, альтернативная репродукция продолжает существовать. В последней четверти 20-го века была разработана процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) - когда генетический материал родителей соединяется in vitro, а эмбрион затем подсаживается в матку будущей мамы, или – суррогатной мамы (если генетическая мать не в состоянии выносить беременность). Следовательно, «суррогатные» дети не являются генетически родными выносившей их сурмаме.

Данная технология решила ряд вопросов, но появились новые. Возникли другие этические проблемы суррогатного материнства. Женщина представляется как живой «инкубатор», своеобразный механизм. Кто-то говорит о торговле детьми, как товаром, о спекуляции на чужих проблемах.

Кому же верить? Конечно, здравому смыслу! Этические проблемы суррогатного материнства в основном проистекают из человеческих страхов. Тесный контакт вынашиваемого малыша с «чужой» женщиной пугает многих обывателей. Но для биологических родителей это скорее стимул любить ребенка еще сильнее, чтобы «компенсировать» ему девять месяцев с «няней».

Ранее, когда не существовало метода ЭКО, биологическим родителем ребенка мог быть только отец. По это причине возникали и моральные проблемы суррогатного материнства. Есть примеры в истории, когда женщины замыкались в себе после появления в доме малыша. В современных условиях, при зачатии ребенка «в пробирке», он является биологически родным для мамы и папы.

Наша компания полагает, что этические проблемы суррогатного материнства являются уходящей в прошлое тенденцией. Мы верим в светлое будущее для наших детей!

Тем не менее, существует и иное мнение по поводу проблем суррогатного материнства. Некоторые «моралисты» считают, что этот метод, юридический порядок которого определён Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» не соблюдает принципов морали и этики и морали. Так, они говорят, что суррогатное материнство приводит к ряду этических проблем:

  • угрозе физическому и психическому здоровью суррогатной матери и ребёнка;
  • разрушению понятий, которые обозначают кровнородственные связи;
  • необходимости сохранения тайны происхождения ребёнка;
  • негативному влиянию на психику потенциальных родителей;
  • коммерциализации материнства;
  • купле-продаже детей.

Есть мнение, что риск такого осложнения беременности у суррогатной матери, как ранний токсикоз беременных, значительно выше, чем у женщин, которые беременны генетически родным ребёнком. Дело в том, что при обычной беременности половину генетической информации плод получает от своей матери, а плод, который вынашивает суррогатная мать, является ей генетически чужеродным. Не исключено, что реакция у суррогатной матери может быть гораздо сильнее выраженной, чем у женщины, которая вынашивает собственного ребёнка.

Второй проблемой суррогатного материнства считается моральное состояние женщины, которая выносила и родила ребёнка. Она впоследствии вынуждена отдать его генетическим родителям, что сопровождается в большинстве случаев психологической травмой.

Некоторые психологи утверждают, что в связи с манипуляцией природой происхождения ребёнка он получает генетическую информацию от одних людей, а живёт в утробе совершенно другого человека. Это может повлиять в будущем на его психологический статус.

Следующая проблема суррогатного материнства, которую озвучивают, является якобы существующее разрушение понятий, которое обозначает кровнородственные связи. Если малыша вынашивает родственница, то, как они считают, размываются понятия мать и бабушка, сын и внук.

Сохранение тайны происхождения ребёнка – это следующая якобы существующая проблема суррогатного материнства. Прежде всего, люди, причастные к процессу, не знают, как правильно поступить и не всегда могут принять решение, что предпочтительнее для ребёнка.

Одной из проблем суррогатного материнства, которая озвучивается его противниками, является якобы существующее негативное влияние ситуации на психику потенциальных родителей. Да, конечно, люди опасаются потенциальных рисков расторжения договора суррогатной матерью, её исчезновения или отказа отдать новорождённого генетическим родителям. Их тревожит, не навредит ли чем-нибудь суррогатная мать их малышу. Но для того чтобы избежать этих проблем суррогатного материнства, необходимо пользоваться услугами профессиональных психологов и юристов, учитывать особенности законодательства государства, гражданкой которого является суррогатная мать.

Одной из важных проблем суррогатного материнства считается коммерческая сторона вопроса и возможность торговли детьми, рождёнными суррогатной матерью. В том случае, когда суррогатной матерью является чужая женщина, это считается коммерческой услугой. Да, возможно это так и выглядит, но за оказанные услуги принято во всём цивилизованном мире вознаграждение. Да и компенсация здоровья и финансовых потерь суррогатной матери в связи с беременностью не должна вызывать вопросов.

Противники суррогатного материнства в качестве аргумента выставляют такую проблему, как купля-продажа детей. Они считают, что тот факт, что окончательный расчёт женщина получает после рождения ребёнка, является свидетельством того, что она произвела товар для продажи. Совершенно сомнительное утверждение – вознаграждение всегда выплачивается после оказанной услуги.

В демократическом обществе могут существовать альтернативные мнения на сей счёт. Каждый человек вправе выбирать, какую философию исповедовать. Главное то, что в результате такой процедуры, как суррогатное материнство, новый человек может увидеть свет, а его родители - стать счастливыми людьми.

Суррогатное материнство – технология, которая затрагивает не только медицину, но и многие сферы общественной жизни – этику, нравственность, религию, право. Однозначного отношения к этой теме быть не может: слишком она сложная и противоречивая. Неудивительно, что проблемы суррогатного материнства, несмотря на его легальное существование в России и других странах, горячо обсуждаются на самых разных уровнях.

Этические проблемы, связанные с ВРТ, в том числе и с суррогатным материнством, – один из наиболее спорных вопросов биоэтики. Аргументы в защиту своей позиции есть как у сторонников технологии, так и у ее противников.

Аргументы «за»

  • Для семьи, в которой женщина страдает необратимым бесплодием, суррогатное материнство – без преувеличения, единственный способ иметь детей. С этой точки зрения этот процесс является не коммерциализацией деторождения, а актом помощи, за который, к тому же, сурмама получает компенсацию.

Более того, эта технология позволяет продлить род даже в случае смерти генетических родителей. Широко известен, например, случай Натальи Климовой, которая использовала замороженную сперму своего умершего от рака сына, донорскую яйцеклетку и сурмаму для появления на свет своего внука.

  • Об эксплуатации женщины говорить некорректно, поскольку один из базовых принципов участия в программе – добровольное желание.
  • Статистика доказывает, что демографическая ситуация ухудшается, а мир стремительно стареет. Так, по прогнозам ООН, к середине XXI века число людей в возрасте старше 60 лет станет больше, чем количество детей до 15 лет. Одновременно увеличивается и количество бесплодных пар. Суррогатное материнство в значительно степени способствует решению демографической проблемы.

Аргументы «против»

Суррогатное материнство — единственная возможность стать родителями для необратимо бесплодных пар
  1. Суррогатное материнство низводит роль матери до функции инкубатора, причем коммерческого, который эксплуатируется с целью получения выгоды. Противники метода приводят в качестве доводов и международные законодательные акты – например, статьи Конвенции о защите прав человека, Конвенции о ликвидации дискриминации женщин.
  2. В основе метода – позиционирование ребенка не как самостоятельной личности, а как объекта сделки (несмотря на то, что предметом является не ребенок, а процесс имплантации и вынашивания).
  3. Суррогатное материнство – нарушение права ребенка на семейную идентичность, поскольку доказано, что в младенчестве он имеет прочную психофизиологическую связь с женщиной, вынашивавшей и рожавшей его.
  4. Методика представляет собой угрозу для здоровья сурмамы – как физического, так и психического. Осложнения возможны не только по причине сильного воздействия гормональными средствами, но и потому, что женщина вынашивает генетически чужеродный плод, а потому реакции отторжения усиливаются.
  5. По мнению некоторых перинатальных психологов, психические отклонения возможны у ребенка, поскольку он получает генетическое наследие от двух родителей, но в то же время питание и кровь во внутриутробный период – от другой женщины.
  6. Суррогатное материнство влияет на психику родителей, которые, возможно, будут искать у ребенка сходство с сурмамой, особенно в подростковом возрасте, когда возникают сложности во взаимоотношениях.
  7. Бизнес на суррогатном материнстве в выступлениях общественных деятелей нередко приравнивается к торговле детьми.

Отношение религиозных организаций

Поскольку описываемая технология затрагивает не только медицинские проблемы, но и нравственные, и даже философские, отношение к ней формулируют и различные религиозные организации.

  1. Православная церковь резко осуждает метод, даже при отсутствии коммерческой составляющей, о чем сказано в Основах социальной концепции РПЦ. В этом документе указывается, что суррогатное материнство разрушает духовную целостность личности и наносит ущерб физическому здоровью.
  2. В целом мнение православной церкви соответствует и взгляду католичества . Правда, если священник РПЦ может отказать в крещении ребенку, родившемуся в результате этой программы, то католики не столь категоричны, хотя в целом технология резко осуждается.
  3. В исламе запрещенной является любая связь, кроме связи мужа и жены. Так, ЭКО разрешается только в том случае, если используется генетический материал законных супругов, а не доноров. Поскольку суррогатное материнство предполагает использование услуг третьей стороны, то оно запрещается.
  4. Позиция иудаизма другая: осуждаются только внебрачные связи, но никак не альтернативные способы произведения на свет потомства. Однако указывается, что обращение к этому методу возможно только в крайнем случае, когда испробованы все другие способы. Более того, в Торе рассказывается история Рахели, жены Яакова, которая, отчаявшись родить ребенка, обратилась за помощью к другой женщине.

Позиция Европейского общества репродукции

По рекомендациям ESHRE, суррогатное материнство должно быть некоммерческим

Чтобы снизить градус общественных споров, Европейское общество репродукции человека сформулировало основные этические принципы, касающиеся суррогатного материнства.

  • Единственно возможной его формой должна быть некоммерческая, альтруистическая помощь бездетным семьям. При этом они должны компенсировать расходы на медицинскую помощь, медикаменты и прочие.
  • Участие в программе осуществляется исключительно добровольно и осознанно.
  • Сурмама должна понимать моральную ответственность и во время беременности взять на себя заботу о ребенке. В равной степени за него ответственны и потенциальные родители. Обязательства вступают в силу с момента подписания договора.
  • Прерывание беременности оправданно лишь в том случае, если для него существуют медицинские показания.
  • При выборе способа родов сурмама обязана руководствоваться в первую очередь интересами ребенка.
  • Ребенок имеет полное право знать, каким образом он был рожден.

Проблемы правового регулирования суррогатного материнства

После принятия в 2011 году закона «Об охране здоровья граждан в РФ» правовой статус суррогатного материнства получил законодательное оформление. Одно из главных достоинств этого документа – закрепление на законодательном уровне понятий, которые используются в сфере ВРТ. Тем не менее, российское , касающееся описываемой проблемы, является несовершенным. Критику обычно вызывают следующие его пробелы:

  1. Нет единого мнения о природе договора. Одни исследователи считают, что его следует относить к группе ничтожных сделок, поскольку он нарушает основы нравственности. Другие придерживаются мнения, что он не может быть отнесен к категории гражданско-правовых договоров и, следовательно, применение гражданского законодательства, регулирующего договорные отношения, невозможно.
  2. Определение суррогатного материнства как метода лечения бесплодия не до конца понятно, поскольку не соответствует семантическому значению слова «лечение», ведь после применения этого метода бесплодие не проходит.
  3. Не отражена главная цель процедуры – передача новорожденного генетическим родителям. Необходимость получения согласия от сурмамы ставит под сомнение силу договора, который был заключен с заказчиками.
  4. Очень часто в договор включается пункт, согласно которому заказчики вправе отказаться от ребенка, если он родится больным. В этом случае бесправной оказывается родившая его женщина (если иное не прописано в договоре и если ей не удастся доказать отсутствие в случившемся своей вины): ребенок остается у нее, поэтому она должна возместить заказчикам расходы.
  5. Очевидно, что существует некоторое противоречие теории и практики суррогатного материнства. Например, неясно положение одиноких отцов, которые пользуются услугами сурмам с использованием донорских яйцеклеток. В законе такие ситуации не описываются, но на практике суды все чаще выносят решения в пользу одиноких отцов.

Первым таким случаем стало решение Бабушкинского суда Москвы в 2010 году, согласно которому районный ЗАГС был обязан зарегистрировать ребенка, родившегося у сурмамы для одинокого мужчины.

Дебаты об этичности суррогатного материнства

Сегодня на государственном уровне рассматривается вопрос о существенных ограничениях в реализации технологии суррогатного материнства. Например, звучат предложения запретить ее использование для одиноких женщин и мужчин, а также запретить коммерческие договоры. Предполагается, что выносить ребенка для бездетной пары сможет только родственница (с документально подтвержденным родством) на безвозмездной основе. Будут ли они приняты – покажет время. Как бы то ни было, на сегодняшний день суррогатное материнство – единственная возможность для необратимо бесплодных пар стать родителями.

Статьи по теме: