Как влияет семья жизнь человека. Влияние семьи на развитие ребенка

Семья - не просто ячейка общества, как принято говорить. Это маленькое «государство» со своим уставом, самое важное в жизни, что есть у человека. Поговорим о ее ценности и о многом другом.

Каково значение семьи в жизни человека?

Семья - то место, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить, любовь к отчизне.

Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в светлое будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность, помогают развить эмпатию.

Немаловажное влияние на развитие оказывают братья и сестры. Старшие дают чувство эмоциональной защищенности, комфорта. Легче происходит познание окружающего мира и выстраивание контакта с людьми. Младшие также играют великую роль, так как по отношению к ним старший ребенок проявляет заботу, опеку, доброжелательность, оказывает внимание, помощь, демонстрирует человечность, дает чувство защищённости, любовь и тепло. Значение семьи в жизни человека безгранично велико.

Семейные узы - всему начало

Семья - это группа людей, которые связаны между собой брачными или родственными узами. В психологии и педагогике семья определяется как небольшая социальная группа, основа которой - брачный союз супругов, обрастающий родственными отношениями двух и более людей, которые живут вместе.

Признаки семьи

Маленький социум обладает рядом уникальных свойств:

  1. Вступление в эту общность происходит исключительно на добровольной и безвозмездной основе.
  2. Общими между членами семьи могут быть бюджет, совместное проживание и ведение хозяйства, приобретение любого имущества, материальных ценностей.
  3. Наличие общих детей.
  4. Соблюдение прав и обязанностей, предусмотренных законодательством.
  5. Участники группы связаны моральным, психологическим и нравственным единством.

Роль семьи в жизни человека и общества

Семья выполняет множество важных функций, которые обеспечивают ее жизнедеятельность. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Первоочередная - репродуктивная. Преследует осуществление общественной и индивидуальной задачи. Первая отвечает за воспроизводство численности населения, вторая - удовлетворение природной потребности в рождении детей.
  2. Воспитательная. Это социализация и воспитание детей до их совершеннолетия. Крохе передаются семейные традиции и ценности, прививаются моральные принципы.
  3. Экономическая. Семья обеспечивает удовлетворение первичных потребностей - кров, еда и питье, одежда. Члены малой общности ведут совместное хозяйство, приобретают и накапливают материальные блага и ценности с целью передачи подрастающему поколению.
  4. Восстановительная. Человек нуждается в защите, любви и заботе. Неудовлетворенность этих базовых потребностей ведет к проблемам, связанным с физическими и психологическими заболеваниями, вследствие чего появляются депрессии, всплески агрессии и нервные срывы как внутри семьи, так и за ее пределами. Это влечет расторжение брака, дети растут не в полноценной семье. Все зависит от если крепок общий дух, близкие уважают, любят друг друга, ценят, идут на уступки, могут организовать досуг и быт, их семейный корабль никогда не разобьется о рифы проблем.

В семье очень важна благоприятная эмоциональная обстановка. Поговорим об этом.

Психологический климат

Значение семьи в жизни человека для каждого определятся по-разному. Одни чтят и уважают, высказывают благодарность своим родным, другие же не находят в этом ценности. Все зависит от того, в какой среде и как воспитывался человек.

Выделяют благоприятный и неблагоприятный климат.

Климат в семье можно определить следующими характеристиками: эмоциональным состоянием, взаимопониманием, сплочённостью и так далее. На него влияют взаимоотношения супругов, их отношение к другим людям, к остальным членам семьи. В благополучной семье психологический климат обусловлен доброжелательностью, заботой, чувством долга и ответственностью, характеризуется общностью интересов жены и мужа. Теперь более понятно, какое значение семья имеет в жизни человека - первостепенное.

Поговорим о семейных ценностях

Крепкая и дружная семья - маленький кирпичик надежного фундамента большого здорового социума, поэтому роль современной семьи в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом очень велика. Ценности - это стены маленькой ячейки общества, это правила и нравственные принципы, устои, традиции, по которым она живет, которые старается не нарушать. Судя по ним, можно определить, какое значение семья имеет в жизни человека. Рассмотрим главные из них:

  1. Правдивость. Честность в отношениях - основа всего. Без нее не получится создать крепкий и надежный тыл. Необходимо почитать любое ее проявление, здраво воспринимать критику, ибо в другой раз вы не услышите правды в свой адрес.
  2. Гибкость. Очень важно проявлять лояльность, чтобы избежать ненужных ссор и распрей.
  3. Сплоченность. Членам семьи нужно иметь личное пространство и свободу для различного рода деятельности. Но каждый должен четко знать, что он имеет крепкую семью, в которую всегда может вернуться. Чтобы быть одним целым, необходимо вместе проводить досуг, встречаться с родственниками.
  4. Прощение. Нужно уметь прощать, не обижаться по пустякам. Жизнь настолько коротка, чтобы тратить ее на ненужные, отнимающие энергию, время и силы ссоры.
  5. Щедрость. Нужно с детства учить детей отдавать, не требуя взамен. Это и есть закладка таких ценных качеств, как эмпатия, чувствительность, тактичность, сопереживание, человечность и так далее. Ведь если этого не дать крохе в начале его жизненного пути, он потом не восполнит пустоту души.
  6. Традиции. Поговорим о том, что такое традиции семьи. У каждой они разные. Одни ежегодно посещают могилы дедов, собираясь с родственниками со всех концов света. Другие традиционно празднуют постоянно день рождения сына на природе с палатками. Третьи каждую пятницу устраивают домашний кинотеатр с попкорном. Важно прививать с детства заинтересованность в предках, учить их почитать и помнить. Можно вместе составить дерево жизни - нужно знать своих предков, свои корни.
  7. Любопытство. Нужно вовремя замечать и удовлетворять любопытство крохи, помогать ему познавать мир.
  8. Общение. Очень важная ценность в каждой семье. Нужно говорить всегда и обо всем. Общение формирует доверие, на котором все держится.
  9. Ответственность. Она появляется с возрастом, но прививать ее ребенку необходимо с детства. Начиная с уборки игрушек, поддержания порядка в комнате, ухода за домашним животным и так далее. Ребенку легко будет идти по жизни, обладая этим бесценным качеством.

В зависимости от имеющихся семейных ценностей, благоприятного климата, сложившихся моральных принципов и устоев, формируется образ семьи, который станет лицом сплоченной социальной группы. Крепкий тыл будет обеспечивать здоровое эмоциональное и физическое развитие каждого участника семьи: жены, ребенка, супруга.

А какова роль семьи для ребенка?

Семья - то место, где малыш произнес слово «мама», сделал первые шаги. Родители стараются дать своему крохе все самое лучшее, заботу, ласку, любовь, прививают духовные и моральные принципы, учат познавать мир. Малыш сможет оценить ее роль в своей жизни, только будучи взрослым. Но родители должны рассказывать и демонстрировать значимость семьи, чтобы ребенок знал, что всегда может обратиться к ним за помощью и поддержкой. Понимание того, что он имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.

Демонстрируйте важность родства ребенку

Для чего это нужно? Дети умеют лишь копировать действия взрослых людей, они перенимают поведение родителей. Поэтому важно, чтобы последние были образцом подражания для своих крох, показывая на личном примере значение семьи в жизни человека.

Практические советы:

  1. Семья всегда на первом месте. Необходимо как можно чаще проводить время вместе. Это семейные праздники, ужины, завтраки, ведь дети видят и перенимают ту трепетность чувств, которую проявляют близкие и родные друг к другу.
  2. Не пренебрегайте уважением. Нужно начинать с себя. Если вы не будете уважать родных, чужих людей, своих детей, в конце концов они так же будут относиться ко всем, а это страшно.
  3. Создавайте вместе семейные традиции.
  4. Приобщайте детей к домашней работе, хвалите их за это обязательно.
  5. Показывайте свою любовь к ним. Чаще обнимайте, целуйте, говорите теплые слова.
  6. Демонстрируйте сыновьям идеал семейного мужчины, чтобы он воспользовался этой моделью поведения и в будущем создал свою крепкую и надежную семью.

Детки должны воспитываться в здоровых семьях, тогда они будут эмоционально стабильнее и сильнее, уравновешеннее, увереннее в себе. Имея такой багаж за плечами, они никогда не станут социально опасными людьми и будут обществу, уважать себя, семью, социум, в котором живут, и существующие законы, правила и устои.


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования личности. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствуют развитию ребенка младшего школьного возраста. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» он показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Цель исследования: изучить воспитание в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.

Объект исследования: личность младшего школьника в семье.

Предмет исследования: процесс воспитания в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику понятия и функций семьи.

2. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.

3. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.

Методы исследования: теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы.

Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.


ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.

Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

· демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

· социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

· социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

· технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни [Телина, 2013, с. 265].

Семейная среда - первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Так, например, день рождения бабушки: можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам. Продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда - это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации.

В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.

Воспитание детей в семье – дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [Ньюкомб, 2002, с. 346].

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим:

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их [Азаров, 2001, с. 389].

Особенность воспитательной деятельности семьи - ее непреднамеренность, естественная включенность в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.

Значение семейной воспитательной среды - определение первых контуров складывающегося у ребенка образа мира, формирование соответствующего образа жизни. С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка. Это характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда - подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился.

Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос… Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии - взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его постоянно останавливают: «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!». Это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка на следующих этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение, пойдет в школу.

Родителям следует поддерживать каждую попытку, каждый признак самостоятельности ребенка, постепенно увеличивая нагрузку, вооружившись терпением. Если корректная помощь взрослых ребенку осуществляется без акцента на его беспомощность, без унижения его достоинства, если она своевременна и незаметна, то в структуре личности ребенка закрепляется первый элемент подлинной самостоятельности - потребность в целесообразных действиях, завершающихся практическим результатом, обладающим общественной значимостью, культурным смыслом. А это предпосылка развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля. Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей.

Условие благоприятности деятельности - переживание ребенком радости от ее процесса, результата, полученного продукта, поэтому одинаково пагубно скажется недооценка возможностей ребенка и его перегрузка. Так, слишком трудное задание, превышающее границы возможностей ребенка, может остаться невыполненным, что принесет ему огорчение, повлечет снижение волевых усилий. Практика показывает, что ребенок с меньшей охотой и прилежанием выполняет то, что уже освоено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы).

Таким образом, организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).

Таким образом, семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен только в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье должно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

А. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства

  • А19. Что из перечисленного относится к последствиям выступления Н.С. Хрущёва с докладом «О культе личности и его последствиях» на заключительном заседании XX съезда КПСС?

  • С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

    В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

    Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.


    Главным институтом воспитания является семья. Все то, что мы в ней получаем, сохраняем на долгие годы. В ней закладываются основы личности, благодаря ей ребенок получает первые жизненные опыты и наблюдения. Но семейное воспитание может оказывать не только положительное воздействие на ребенка, но и отрицательное.

    То, что родители вложат в свое чадо, то и будет сопутствовать ему во взрослой жизни. Но для ребенка также важным являются отношения между родителями, ведь малыш будет следовать их примеру. Главное, чтобы в семье царила атмосфера доверия и любви, были хорошие традиции и взаимоотношения, тогда и воспитание будет положительным. Но иногда излишняя забота и “слепое” исполнение прихотей и желаний ребенка, приводит к тому, что он начинает ценить только материальные блага.

    Пример положительного воспитания мы видим в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Семья Ростовых – пример идеальных отношений уважающих и любящих друг друга родных людей. Их дети росли в любви и взаимопонимании. Родители смогли привить детям уважение к национальной культуре, родному языку, учили доброте, состраданию, милосердию. Так, в годы войны Ростовы в своем доме сделали госпиталь для раненых, а при переезде из Москвы отдали подводы, на которых перевозили свое имущество, солдатам.

    Пример отрицательного воспитания показан в комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”, в которой главный герой, Митрофанушка, не рвался ни к учению, ни к службе, а предпочитал положение “недоросля”.

    Его настроение всецело разделяла мать, поэтому они хорошо ладили и понимали друг друга. Госпожа Простакова была грубой и жадной помещицей, но до безумия любила сына и была готова ради него на все. Но ее любовь обернулась против нее. Митрофан отказался от нее в самый тяжелый момент ее жизни. Без денег и власти мать стала ему ненужной и он решил найти новых влиятельных покровителей. Таким образом, мы видим, что излишняя любовь матери сделала для Митрофана главными материальные ценности, а не духовные и моральные.

    Итак, семья является фундаментом в формировании личности будущего человека. То что, ребенок видит и наблюдает в семье, то и будет являться основой формирования его характера.

    Обновлено: 2017-11-12

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

    Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

    Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

    Функция воспроизводства;

    Первичный социальный и сексуальный контроль;

    Экономическая поддержка детей;

    Поддержка нетрудоспособных;

    Защита прав ребенка на полноценное развитие.

    Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

    Удовлетворение потребности в любви;

    Функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;

    Функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;

    Психотерапевтическая функция семьи;

    Функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

    Функция формирования позитивных отношений;

    Функция формирования культурной общности.

    Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

    Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной. Сплоченная семья имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг о друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.

    Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверки на прочность семейных отношений.

    Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В.К. Лосева выделяет следующие:

    «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь долгое время чувствует себя зависимой от родителей.

    «Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана прежде всего с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

    «Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью.

    «Ты - эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки - мать должна полностью отказаться от своих желаний.

    Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

    Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова выделяет некоторые из них:

    Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);

    Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»);

    Ловушка нормальности или «все как у людей» - отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;

    Ловушка правоты силы или «против лома нет приема» -ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы;

    Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»);

    Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») -игнорирование личностного общения;

    Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских, способов решения жизненных задач;

    Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний;

    Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

    Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

    Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя;

    Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;

    На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

    Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

    - выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

    Ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

    Уверенность в своих силах и самодостаточность;

    Умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

    Способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.

    Статьи по теме: