Развитие 4 5 лет. Воспитание своим положительным примером

При достижении ребенком 4-летнего возраста меняются показатели его физического и психологического развития: кроха становится более подвижным и активным, стремление к познанию окружающего мира достигает максимума, речь становится более связной и осмысленной. Если ребенок посещает дошкольные заведения, родителям куда проще: в детском саду дети проходят регулярное обследование специалистами (контроль массы тела, роста, своевременное прививание), воспитатели проводят с воспитанниками различные занятия на развитие мышления, логики, а также физические упражнения. Кроме того, в детском саду ребенок может общаться со сверстниками, что оказывает положительный эффект на его развитие.

Если же четырехлетка не посещает дошкольное заведение, то родители должны уделять ему особое внимание:

  • проводить регулярное обследование у педиатра, окулиста, ЛОРа, хирурга. Полезным также будет ЭКГ, консультация у кардиолога;
  • по утрам проделывать несложный комплекс физических упражнений;
  • как можно чаще заниматься с ним лепкой, рисованием;
  • читать сказки и вместе обсуждать их;
  • обеспечивать активное общение с другими детьми.

Для того чтобы родители смогли сориентироваться в правильном воспитании, рекомендуется читать соответствующую литературу и пособия по воспитанию детей дошкольного возраста. В данной статье будут описаны особенности физического, нервно-психического развития ребенка 4 лет, а также указан тот спектр способностей, которыми он должен владеть в этом возрасте.

Физическое развитие

Для врачей главной особенностью в развитии ребенка 4-летнего возраста являются его рост, вес, окружность груди, окружность головы. В отношении этих показателей важную роль играет наследственность: то есть если родители малыша ниже среднего роста, с низкой массой тела, то и сам он не будет отличаться высокими показателями в этой области. Различают маленький (рост: 96,1-101,2 см.; вес: 11,5-14,9 кг.), средний (рост: 106,1-102,6 см.; вес: 15,4-18,6 кг.), большой (рост: 106,2-114,1 см.; вес: 15,5-19,6 кг.) тип телосложения. Если рост резко отклонен от нормы, необходимо пройти консультацию и дополнительное обследование у эндокринолога. Если масса тела значительно превышает (или же меньше) нормы, стоит регулярно наблюдаться у педиатра.

Однако причинами таких отклонений могут быть не только неправильный обмен веществ либо нарушенный гормональный фон, но и несбалансированное питание, недостаточная физическая активность и т.д. Поэтому в период активного роста и развития ребенка родители должны помнить о том, что в рационе малыша обязательно должны присутствовать белки, жиры и углеводы. Белки (говядина, бобы, злаки) лучше давать в первой половине дня. Во второй половине дня диетологи рекомендует принимать пищу, богатую углеводами (каши, фрукты, овощи). Количество приемов пищи в таком возрасте должно составлять 4-6 приемов.

Кроме того, в этом возрасте ребенок очень подвижен: он постоянно бегает, прыгает, играет со сверстниками в активные ролевые игры. Поэтому очищенная негазированная вода является очень важной для растущего организма. Не стоит злоупотреблять сладким компотом либо сладким чаем, - содержащийся в них сахар не позволит утолить жажду и не обеспечит нужной энергией.

В аспекте физических упражнений очень полезной будет утренняя зарядка. Занятия не должны быть сложными и тяжелыми: достаточно элементарных движений (наклоны, приседания, разминка рук, шеи). Продолжительность такой зарядки не должна превышать 15 минут в день. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то такие упражнения с ним будут проводить воспитатели. Кроме того, полезными будут упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата (прыжки на батуте, гимнастика, хождение по прямой линии).

В этом возрасте необходимо начинать подготавливать руку к письму, укрепляя мышцы ладони. Для этих целей лучше всего использовать глину, пластилин, тесто, раскраску. Фигурки, которые будет лепить ребенок, не только помогут развить моторику пальцев, но и фантазию.

Нервно-психическое развитие

К 4 годам словарный запас ребенка увеличивается до 1,5 тыс. слов, а размер головного мозга практически равен размеру мозга взрослого человека. Однако левое и правое полушария развиты не одинаково: правое полушарие (а оно, как известно, отвечает за эмоции и чувства) в этом возрасте преобладает. Это объясняет поведение детей в таком возрасте: они очень эмоциональные, открытые, добрые, всегда говорят правду, очень легко обижаются. Именно в 4-летнем возрасте у ребенка формируется понятие о добре и зле, поэтому так важно читать для них различные сказки, обсуждать главных героев, спрашивать у малыша, кто ему симпатичен и почему.

Читайте также

В 4 года дети пытаются помогать родителям в бытовых условиях: вылаживать постиранное белье из стиральной машинки, вырезать фигурки из теста, нести пакеты из магазина. Очень важным здесь является всяческое поощрение со стороны родителей: ребенка нужно хвалить, используя для этого различные слова (молодец, умница, потрясающе, поразительно, неподражаемо, прекрасно). Это сможет не только повысить самооценку маленького помощника, но и сделает его словарный запас более разнообразным.

В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки. Лучше всего это делать в форме игры, т.к. дети в 4 года будут запоминать только то, что им будет по-настоящему интересно, а не то, что нужно запомнить. Педагоги не рекомендуют в таком возрасте перезагружать мозг ребенка и тем более ругать последнего за погрешности в обучении. Ведь дети в этот период очень ранимы, в случае неудачи их нужно подбадривать, и говорить, что в следующий раз обязательно все получится.

Полезным тренингом для детской памяти будет заучивание нескольких несложных стишков, которые также помогут выработать четкую речь. В целом же, усвоение материала в 4-летнем возрасте прекрасно происходит, если проводить занятие в форме игры. Если детям пообещать за высокие достижения бонусы, призы, подарки, это выработает у них стремление к лучшим результатам.

Что же касается методов наказания, то им также следует уделять внимание. Развитие ребенка 4 лет позволяет ему совершать осознанные действия. Поэтому если ребенок сделал что-то плохое, не следует это игнорировать, но и кричать на него не следует (а тем более бить). Силовые методы воспитания принесут больше вреда, нежели пользы, и вряд ли ребенок не будет повторять такие действия в будущем.

Лучшим методом воспитания в таком случае является разговор с четырехлеткой: ему необходимо объяснить, что именно было плохого в его действиях, почему эти действия вызывают у других людей недовольство. А также привести пример, какие методы наказания будут использованы к ребенку, если он повторит такие действия (к примеру, отказ от сладостей на определенный период, отказ от мультфильмов).

Что должен уметь ребенок в возрасте 4 лет

Согласно мнению специалистов, в аспекте физического развития, 4-летний ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

  • стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек;
  • прыгать на одной ноге;
  • прыгать на двух ногах (на месте, в длину);
  • опускаться/подниматься по лестнице, равномерно переставляя ноги. При подъеме/спуске по лестнице можно вместе с малышом считать ступеньки, - это поможет ему лучше запомнить цифры;
  • ловить мяч обеими руками, не прижимая последний к груди;
  • бегать, с минимальным количеством падений.
  • В плане психологического развития, дети 4-летнего возраста должны уметь:

    • отличать левую и правую стороны, верх и низ;
    • распознавать отличие между величинами (маленький/большой, один/много);
    • ориентироваться в цветовой гамме (распознавать 7 основных цветов);
    • уметь считать от 0 до 9;
    • знать основные геометрические фигуры, и уметь распознавать их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
    • уметь складывать конструкторы, пазлы (для соответствующих возрастов);
    • пересказывать услышанные тексты (сказки, статьи из детских журналов);
    • описывать увиденную картинку 2-3 предложениями;
    • знать основные профессии (доктор, учитель, строитель), и что выполняют люди той или иной профессии (учитель учит, доктор лечит);
    • различать виды домашних животных, называть детенышей каждого вида;
    • знать название деревьев, которые растут в районе проживания ребенка; несколько видов цветов;
    • знать свою фамилию, имя, возраст, имена родителей, бабушки и дедушки, город, в котором он проживает.

    В бытовых условиях ребенку данного возраста необходимо уметь:

    • самостоятельно есть;
    • одеваться/раздеваться;
    • расчесываться;
    • складывать свои вещи;
    • застегивать молнию, развязывать шнурки;
    • мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем;
    • чистить зубы.

    В этом возрасте для лучшего освоения окружающего мира и развития необходимого комплекса умений ребенка можно попробовать сводить в театр либо цирк. Не стоит выбирать в первый раз места в первых рядах, - малыш может испугаться и в дальнейшем откажется посещать мероприятия такого рода. Полезными для общего развития будут также экскурсии по достопримечательностям родного города (музеи под открытым небом, парки, скверики).

Ребенок по-прежнему физически активен и уже достаточно хорошо владеет своим телом: отлично бегает, прыгает, ходит по бордюру, удерживая равновесие, висит на турнике, пробует подтягиваться.

Для полноценного развития ему необходимы регулярные физические упражнения . Это могут быть физкультминутки и танцы в детском саду и/или ежедневная зарядка дома.

Такие упражнения в комплексе с прогулками и закаливающими мероприятиями оказывают положительное влияние на физическое состояние малыша и его иммунную систему, повышая устойчивость организма к болезням.

В этом возрасте можно записать ребенка в спортивную секцию.

Хороша тем, что направляет энергию в нужное русло, попутно прививая новые навыки, и воспитывает характер. К тому же привычка регулярно двигаться, как, впрочем, и большинство привычек, формируется уже сейчас.

Навыки и умения

Если для ребенка раннего возраста главным познавательными процессом было восприятие, то теперь на первое место выходит память.

Мышление трехлетки – наглядно-действенное. Чтобы понять взаимосвязь предметов, малышу нужно их видеть, трогать, двигать. В 4 года у ребенка уже появляется способность устанавливать связи между явлениями, которые не даны в чувственном опыте, здесь и сейчас. Теперь ребенок может решать жизненные задачи не только в ходе практических действий с предметами, но и в уме, представляя эти предметы в виде образов. При этом он опирается на свой прошлый опыт, то есть вспоминает.

Таким образом, мышление дошкольника становится образным, а память – центральной психической функцией.

При этом сама память становится управляемой. Ребенок запоминает не только яркое или интересное, что запоминается «само по себе», но и то, что ему нужно запомнить – звуки, речь, изображения. В этот период ребенок обычно знает и воспроизводит большое количество стихотворений, песенок, сказок, движений.

Внимание также приобретает черты произвольности – ребенок может, пусть и недолго, сосредоточиться на том занятии, которое ему предлагают, даже если в этот момент ему хотелось бы заняться чем-то другим.

Словарный запас ребенка 4-х лет составляет примерно 2000-3000 слов, речь довольно понятная и чистая, большинство звуков произносятся правильно. В повседневном общении ребенок использует сложноподчинённые и сложносочинённые предложения, а также задает множество вопросов.

В этих бесконечных «почему?», «зачем?», «как?» проявляется стремление ребенка как-то объяснить и упорядочить для себя окружающую действительность.

Дошкольник пытается выстроить понятную картину мира, и взрослые, конечно, должны ему всячески помогать. При этом вовсе не обязательно устраивать специальные занятия. Рассказать обо всем, что интересует ребенка, можно и на прогулке, и по дороге в детский сад, и перед сном.

Главное – не отмахиваться от вопросов малыша и, если вдруг вы не знаете ответов, вместе искать нужную информацию.

Как играет

Игра – важнейшая часть жизни дошкольника. Для ребенка 4-х лет наиболее характерны сюжетно-ролевые и режиссерские игры.

В случае ребенок берет на себя какую-либо роль («доктор», «мама», «продавец») и совершает соответствующие действия («лечит», «кормит», «выкладывает товар»). Такая игра всегда подразумевает взаимодействие с другими людьми – сверстниками или взрослыми.

В режиссерские игры ребенок может играть один, раздавая роли игрушками. Он как бы одушевляет их: говорит за своих «актеров» и управляет их действиями.

Почему игра имеет огромное значение для гармоничного развития детей?

С одной стороны, это максимально свободная деятельность ребенка, которая доставляет ему огромное удовольствие. В игре раскрываются творческие способности и развивается эмоциональная сфера дошкольника.

Однако главная особенность детской игры состоит в другом: именно в игре ребенок учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с правилами, заданными ролью. «Официант» приносит чашку чая, «посетитель кафе» пьет чай – игровая ситуация воспроизводит реальность, и ребенок, принимая ту или иную роль, должен вести себя «правильно». Так закладываются основы произвольного поведения.

Помимо игры ребенок 4-х лет продолжает осваивать различные формы продуктивной деятельности: , рисование, аппликация, конструирование. Каждое из этих занятий подразумевает получение результата (по образцу или собственному замыслу) и требует определенных навыков (вырезать, приклеить, соединить детали и пр.).

Родителям следует позаботиться о том, чтобы у ребенка в свободном доступе были материалы для творчества и несколько разных конструкторов .

Психологические особенности

В возрасте 4-х лет у ребенка начинает формироваться новая потребность – потребность в уважении взрослого.

Если раньше малышу было достаточного простого внимания или совместных занятий, то теперь ему важно видеть признание его успехов со стороны взрослых. Родители должны не просто замечать его достижения, но и обязательно хвалить его, давать положительную оценку.

Ребенок становится крайне чувствителен к критике, любые замечания вызывают серьезную обиду. Если родители часто акцентируют внимание на промахах малыша, подчеркивают его несостоятельность в каком-либо деле, то ребёнок просто-напросто теряет всякий интерес к этому занятию.

Родителям четырехлеток нужно помнить: чтобы вызвать у ребёнка интерес к какому-либо занятию, нужно поощрять все его действия в нужном направлении. Даже если результат (рисунок или пластилиновая фигурка) объективно вам кажется «не очень», лучше обратить внимание на незначительные достоинства («Какой интересный оттенок!»), чем во всех подробностях описывать недочеты.

Никогда не следует сравнивать своего ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в его пользу. При этом можно и даже – нужно – сравнивать ребенка с ним же самим в прошлом (неделю, месяц или год назад) и отмечать, что он уже многому научился.

Родителям необходимо формировать и поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Страх перед замечаниями взрослых парализует любую активность ребенка, и он оставляет любые попытки сделать лучше, а то и вовсе, стремится избегать занятий, к которым «не способен». Напротив, вдохновленный родительской верой в свои способности, малыш будет действительно стараться, и тогда успех неизбежен.

  • Витамины
  • Не слушается
  • Подарки
  • В возрасте 4 лет поведение многих детей меняется. Это в первую очередь связано с тем, что ребёнок уже преодолел кризис 3 лет, и он в принципе изменился психологически. В этот момент родителям нужно правильно перестроить свои отношения с малышом. Прочитав данную статью, вы узнаете, как найти общий язык с ребёнком и как лучше воспитывать своё чадо в этот период.


    4 года - переходный период в детской псикике

    Причины

    Родители зачастую не понимают, как себя вести, когда их четырёхлетний ребёнок перестаёт слушаться. Так малыш испытывает, до какой степени предостережения взрослых опасны. Это позволяет ему уяснить меру своей дозволенности и понять, с какой погрешностью могут выполняться распоряжения мамы и папы.

    Нельзя давать спуск непослушанию, так как в будущем ребёнку будет тяжело приспособиться к взрослому миру. Нужно объяснить крохе, что все требования должны исполняться безоговорочно, даже самые, на первый взгляд, строгие.

    Возраст 4 лет – это старт новой фазы развития ребёнка. У детей появляются задатки осмысленного поведения, которые позволяют задуматься о своём поступке и его последствиях.

    Что делать?

    Ребёнок в четыре года уже созрел к самостоятельному решению и добивается позволения для реализации этой возможности. Часто предписания родителей заставляют чувствовать малышей зависимыми от них, а не самостоятельными, что подталкивает их к непослушанию.

    Родителям нужно установить в доме определенные правила, и любое из них должно быть простым и понятным для ребёнка.


    Крики и истерики в диалогах исключить нужно полностью, и разговаривать с малышом невозмутимым голосом. Так легче донести до ребёнка, что родителей надо слушать. Вместо строгого выговора я рекомендую душевную беседу с выслушиванием мнения обеих сторон.

    Разговор поможет выяснить, почему ребёнок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему поручение, а вовсе не нежелание. Поэтому так важно разобраться, что к чему, прежде чем наказывать своего ребенка.


    В разговоре можно выяснить, каковы истинные причины непослушания

    Наказание

    Если ни беседа, ни уговоры взрослых не помогают, и ребёнок отказывается слушаться, тогда следует наказание. Иногда мамы и папы с крика переключаются на применение силы, не понимая, что так они только ухудшат ситуацию.

    Такие действия не только не разрешат проблему, но еще и обидят малыша, или что еще хуже - разозлят, спровоцируя дальнейшее непослушание. Но и безнаказанным плохое поведение не должно оставаться. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказывать психологическим воздействием, подобрав соответствующий способ.

    Главное - ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Помните, что частый "нагоняй" становится привычкой и своей цели не достигает. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева - результат от такого "воспитания" может быть непредсказуемый и далеко не всегда положительный.


    Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребёнка. В этом возрасте малыш – маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою самостоятельность. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны – такие действия служат лишь методом привлечения внимания, не достающего ребёнку.

    Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая от родителей слова похвалы, у ребёнка появится стремление получать их ещё чаще, тем самым его поведение исправится в нужном вам направлении.

    Запреты

    Ребёнку в возрасте 4 лет необходимо регулярно напоминать, что можно, а что нельзя. В это время малыш начинает усваивать нормы поведения и морали.

    Для детей данного возраста требования должны быть беспрекословными и краткими:

    • запрещается сбегать от взрослых на дороге – это рискованно;
    • запрещается обижать животных – они живые;
    • запрещается кусаться – это плохо.


    Ребенок четко должен понимать, что можно, а что нельзя

    Разумеется, список запрещённых действий может быть продолжен до бесконечности, всё индивидуально и зависит от устоев в вашей семье. Главное, помните: принятые правила должны соблюдать и знать все домочадцы.

    Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.

    1. Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
    2. Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов. Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
    3. Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
    4. Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание. Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».

    Ни при каких обстоятельствах уступать нельзя. Жалость в такой момент только усугубит ситуацию. Не нужно обращать внимания ни на слёзы, ни на просьбы малыша. Убедив вас сейчас, в дальнейшем он продолжит баловство, а вы потеряете свой авторитет. Вы же хотите, чтобы ребёнок прислушивался к вашему мнению?


    Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.

    И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.

    Развивающие занятия

    Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада. Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:

    • Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
    • Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
    • На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
    • Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
    • Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
    • Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.


    Занимайтесь с ребенком общими делами

    Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Набор в некоторых спортивных секциях открыт уже в 4 года, поэтому если ваш ребёнок неусидчивый и подвижный, то спорт будет отличным решением для него. Такое занятие дисциплинирует и обучает различным навыкам.

    В годы дошкольного возраста (от 4 до 6 лет включительно) у детей наблюдается закрепление и дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

    Физическое развитие ребенка в 4 года

    Может уверенно стоять и ходить на цыпочках (носках). Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге не менее 5 секунд, подпрыгивать 1–2 раза на одной (ведущей, обычно правой) ноге. К четырем годам ребенок четко определяется с ведущей рукой (правша или левша). В норме левша может немного отставать в координации одновременных движений руками и развитии речи.

    Прыгает в длину с места на двух ногах не менее чем на 15–20 см. Может с места подпрыгнуть в высоту, то есть подскочить на месте с отрывом от пола. Свободно ходит и бегает по ступенькам лестницы вверх и вниз, ступая одной ногой на каждую из них.

    Может поднять предмет с пола, нагнувшись в поясе с выпрямленными ногами. Бросает и ловит мяч двумя руками, не прижимая его к груди. Перекидывает небольшой мяч из руки в руку.

    Бытовые навыки ребенка в 4 года

    Полностью сам одевается и обувается, в том числе надевает футболку. Застегивает пуговицы. Некоторых детей можно научить завязывать шнурки. Раздевается самостоятельно; умеет складывать свою одежду перед сном.

    Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Можно воспитать привычку мыть руки после туалета. Большинство детей чистят зубы уже самостоятельно, меньшей части еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку.

    Ест полностью самостоятельно (один).

    Регулирует свои физиологические потребности. Самостоятельно ходит вовремя в туалет. Может уже со всей процедурой управиться самостоятельно, включая использование туалетной бумаги.

    Ребенок и ранее пытался участвовать в повседневной жизни семьи, однако он скорее мешался под ногами, чем помогал. В 4 года его помощь может быть реально ощутимой. Следует привлекать ребенка к домашней работе и хвалить его, отмечая то, как он действительно помог вам.

    Игра ребенка в 4 года

    Самостоятельно собирает матрешку из четырех-пяти вкладышей (4–5 матрешек разного размера) в одну, ориентируясь на размер. Еще может потребоваться небольшая помощь по точному совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки.

    Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур, подбирает к соответствующим по форме отверстиям. Некоторые из них может назвать: шар, крыша (призма), столбик (цилиндр), кирпичик.

    Умеет заводить ключом механическую игрушку. Начинает контролировать свое внимание и меньше отвлекаться - чаще хочет играть в настольные игры.

    Появляются игры с переодеванием во взрослую одежду.

    Этот период является расцветом самостоятельной сюжетно-ролевой игры. Например, играя с куклой, говорит: «я - мама», «я - доктор».

    Становится возможной сюжетно-ролевая игра с двумя-тремя детьми. В таких играх происходит активное общение со сверстниками, в котором действия заменяются словами. В совместной игре с детьми пробует различные формы поведения: то сотрудничает, то агрессивен. Игра с детьми способствует формированию понимания необходимости спорить словами, а не физическим действием.

    Любит играть с конструктором и другими строительными материалами. Делает из них сложные сюжетные постройки и называет их: дом, гараж, комната. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).

    Появляются любимые игры. Моет играть в какую-нибудь одну игру достаточно долго: от 10 до 40 минут.

    Рисование
    Правильно держит карандаш. Вслед за показом взрослого рисует квадрат, реже - треугольник. Напомним, что более сложным заданием является копирование, которое отличается от рисунка по показу тем, что при копировании ребенок не видит то, как вы сами рисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка. Поэтому скопировать квадрат, в отличие от его рисования по показу, сможет не каждый ребенок. Но к четырем годам уже все дети должны уметь копировать крест. Результат копирования креста считается тем лучше, чем ближе линии креста пересекаются в середине.

    Самостоятельно или по просьбе может нарисовать нечто похожее на домик. Часто рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (дорожку, дождик, домик и др.).

    Рисует человечка из двух частей. Большинство детей в этом возрасте нарисуют человечка уже из трех частей - туловище, голова, ноги. Закрашивает рисунки, лепит из пластилина.

    Улучшается понимание количественных соотношений. Представление о числе расширяется - показывает и говорит: один, мало, много. Можно научить ребенка считать до четырех. Если положить перед ребенком 4 кубика и попросить: «Посчитай, сколько перед тобой кубиков», - то посчитает их правильно и без подсказок.

    Ориентируется в семи цветах, в том числе знает черный и белый цвета. Подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 3–4 цвета.

    При правильном воспитании соблюдает элементарные требования поведения в обществе, на улице.

    Речь ребенка в 4 года

    Называет свой возраст, имя, фамилию и адрес. Правильно называет время дня (утро, вечер). Можно научить называть взрослых по имени и отчеству. В 4 года должен уметь составлять фразы из четырех-пяти слов. Может связывать такие фразы в более сложные предложения: «После того как мы поели, мы пошли на улицу и играли с мячом». Чаще использует союзы и союзные слова: чтобы, потому что, если, тот, который и т.д.

    Может подробно рассказать взрослым о событиях за день. Пересказывает простую сказку. Описывает сюжетную картинку.

    Начинает понимать простые шутки, развивается чувство юмора. Чувствует разницу между фантазиями и реальностью.

    Различает и называет свой пол (мальчик или девочка), пол взрослых (дядя, тетя) и других детей.

    Внимание!

    Если неправильно или нечетко произносит один или несколько согласных звуков, следует обратиться за консультацией к логопеду.

    Как кормить ребенка в 4 года

    Основные принципы составления меню Недопустимым считается, когда в суточном меню присутствуют две каши плюс крупяной гарнир на второе. Желательно в течение дня подавать два овощных и одно крупяное блюдо. Если на обед овощной суп, то на второе гарниром давать крупяную кашу или макароны. Если суп крупяной, то гарниром ко второму блюду должны быть овощи. Нежелательно продукты, богатые белком, сочетать с жирами, иначе они дольше задерживаются в желудке и требуют большого количества пищеварительных соков. Рекомендуется богатые белком блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первой половине дня - на завтрак и обед.

    Во время обеда ребенок обязательно должен есть суп, ведь вещества в овощных или мясных бульонах стимулируют рецепторы желудка, а это повышает аппетит, улучшает процессы пищеварения. Готовить следует каждый день свежий суп и не предлагать его ребенку слишком горячим или холодным. Выбор первых блюд для детей 3–5 лет не имеет особенных ограничений: бульоны, супы на бульонах с добавлением овощей, круп, клецек, галушек, вегетарианские и молочные супы. Давать в объеме 150–180 мл трехлетнему ребенку, четырех-пятилетнему - 180–200 мл на порцию. В качестве вторых блюд на обед следует предлагать котлеты, биточки, тефтели, тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей; каши, макаронные изделия, овощи на гарнир.

    В обед ребенок должен обязательно есть салат, лучше из сырых овощей, также можно к ним добавить зелень. На ужин ребенку следует давать легкоусвояемую пищу, т.к. ночью процессы пищеварения работают неактивно. Подойдет молочно-растительная пища. Рекомендуется составлять меню вперед на неделю, учитывая продукты, которые ребенку необходимы ежедневно, а некоторые из них он может получать 2–3 раза в неделю. Что нужно давать ежедневно: вся суточная норма молока, сливочное и растительное масло, сахар, хлеб, мясо, крупы, овощи, фрукты, свежая зелень петрушки, укропа и шпината, лук (зеленый и репчатый). Рыбу желательно предлагать два раза в неделю, яйца, творог, сыр и сметану можно давать ребенку не каждый день, но в течение 10 дней количество этих продуктов должно быть представлено в полном объеме возрастной нормы. Повторять блюда желательно не чаще одного раз в три дня, т.е. если сегодня ребенок ел пюре, рыбу и свекольный салат, то следующих два дня эти продукты не предлагаются.

    Объем пищи за прием должен соответствовать возрасту ребенка, не стоит его увеличивать, т.к. это способствует снижению аппетита, приводит к нарушению нормальной работы пищеварительных органов. Потребление хлеба и каш можно немного увеличить в холодное время года и уменьшить в летний период. Вязкие каши следует заменить рассыпчатыми. Наиболее ценными крупами являются гречневая и овсяная, содержащие белки и минералы, важные для развития ребенка. Из напитков можно все: свежие соки, компоты из свежих и сушеных фруктов, консервированные фруктовые или овощные соки для детского питания, питьевая вода с содержанием селена и йода, отвар шиповника. Из горячих напитков родители могут предложить некрепкий чай, компот, кисель, суррогаты с вкусовым подобием кофе, один-два раза в неделю можно давать какао. Чай, кофе и какао желательно разбавлять молоком. В качестве сладостей рекомендуется мед, домашнее варенье, пастила, горький шоколад, зефир и мармелад.

    Приучайте детей есть молча, пользоваться салфеткой, при выходе из-за стола заставлять за собой стул и благодарить взрослых. Сохранение в возрасте 3–5 лет хорошего аппетита, воспитание привычки ребенка есть в определенное время, владение культурно-гигиеническими навыками - это прекрасная подготовка к школе.

    Возраст от четырех до пяти лет - это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

    Физические особенности развития

    В среднем физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

    Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5-7 см и набирает 1,5-2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

    Психическое развитие ребенка

    В возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

    Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15-20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

    Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4-5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

    Роль игры

    Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

    Творческие способности

    Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

    Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

    Развитие речи

    В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4-5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

    Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

    Общение со сверстниками и взрослыми

    В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

    В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые не замечают эти возрастные особенности детей 4-5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.

    Эмоциональные особенности

    В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

    Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.

    Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4-5 лет.

    Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

    Обучение детей 4-5 лет

    Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4-5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.

    При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4-5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даются в стихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

    Воспитание

    Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас - объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

    Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

    Роль дошкольных учреждений

    Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4-5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4-5 лет - родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

    Семья - это главное

    По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями - первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

    Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4-5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи - важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

    Статьи по теме: