Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему: Ознакомление с окружающим. Тематический план по ознакомлению с окружающим в средней группе

Цель: Формировать представления о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых.

Уточнение и расширение словаря по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, учить договаривать слова с соответствующими окончаниями во фразах) , учить находить предложения - небылицы.

Закреплять умения отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивающие:

Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Демонстрационный материал: модуль с бабочками, предметные картинки по теме, мелкие игрушки изображающие насекомых.

Раздаточный материал: кусочки пластилина, лист-раскраска, цветные карандаши.

Предварительная работа: Рассматривание насекомых на территории детского сада, знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» , А. Бианки «Как муравьишка домой спешил» , «Паучок – пилот» , Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики» , С. Михалков «Академия наук» , Г. Скребицкий «Счастливый жучок» , В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка» , «Кузнечик» , «Майский жук» ) , К. Ушинский «Пчёлки на разведках» , К. Чуковский «Муха-Цокотуха» ;

прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» , А. Чайковского «Вальс цветов» ; просмотр мультфильмов «Лунтик» , «Пчёлка Майя» , «Винни-Пух» , «Под грибом» .

Продуктивная художественная деятельность (рисование, аппликация, лепка с использованием природного материала насекомых) в вечернее время.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона

Воспитатель приглашает детей,
Встали, встали дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель предлагает встать в круг вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные бабочки.

Воспитатель: Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?

Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

Воспитатель: Правильно. Выполняйте упражнение.

2. Отгадывание загадок и рассматривание предметных картинок с изображениями насекомых.

Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки.

На ромашку у ворот
Опустился самолёт.
Золотистые глаза,
Кто же это? (Стрекоза.)

А вот малюсенький малыш,
На плечах – соломинка.
Его в очках не разглядишь,
А он сильнее слоника. (Муравей.)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (Оса) .

Кто на них руками машет-
Нос и лоб зелёнкой мажет.
А кто к ним не пристаёт-
С мёдом ест и с мёдом пьёт. (Пчёлы.)

Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Весной оживаю,
Свой дом покидаю,

На лугу порхаю. (Бабочка)
Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду. (Божья коровка)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки

Наш зелёненький … (кузнечик)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …

(жук)

Воспитатель помещает на магнитную доску предметные картинки с изображением насекомых.

Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (1)
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, (2, 3)
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. (4, 5)
Приходили муравьи и травинку принесли, (6)

И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел. (7)
О скольких насекомых говорится в стихотворении?

Дети: О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях, пауке. 7насекомых.

Воспитатель: Еще говорится о пауке. Но вы должны запомнить, что паук - не насекомое, хотя и похож на насекомых. Многие насекомые считаются полезными. Пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много яблок и груш. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот большая часть бабочек приносит вред, потому что откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред. Но вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные. (Воспитатель показывает изображение двух насекомых бабочки и муравья) . Обратите внимание на эти две картинки. Кто здесь изображен? А что особенного вы можете заметить? Давайте попробуем составить сравнительный рассказ. Сначала вы расскажете, как называются насекомые. Сравните, как они выглядят, перечислите части тела насекомого, какую пользу или вред приносят.

1-й Р. Это бабочка и муравей. Бабочка очень красивая, желтая, а муравей маленький коричневый.

2-й Р. У бабочки шесть лапок и усики у муравья тоже шесть лапок и усики.

3-й Р. Бабочка откладывает яйца, из них выводятся гусеницы, которые приносят вред растениям. А муравьи уничтожают вредных насекомых, они приносят пользу.

Воспитатель: Молодцы! Вы составили хороший рассказ и сравнили двух насекомых.

Предлагаю вам разминку для пальчиков. (дети делятся на 3группы)

(Дети выбирают лист-раскраску с насекомым и любое задание из 3-хпредложенных 1.раскрасить. 2.скатать из пластилина шарики для божьей коровки и прикрепить, 3.скатать жгутики-лапки для паука и выложить на шаблон.)

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

3. Игра «Найди насекомое»

Воспитатель: Вот опять мы на полянке.

Как можно определить, что вокруг нас есть живой мир?, (звучит аудиозапись шума леса) слышится пение птиц, шум листьев деревьев.

Дети: можно услышать и увидеть птиц.

Воспитатель: А как можно обнаружить насекомых?

Дети: В лесу нужно внимательно смотреть под ноги и ходить аккуратно.

Воспитатель: Предлагаю вам побыть исследователями и на полянке обнаружить насекомых.. Кто кого найдёт сразу называйте. (на коврике разложены мелкие игрушки-насекомые)

Маленькие жители благодарны вам за спасение и хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я спрятала?

Воспитатель: Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ)

Воспитатель: А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ)

Воспитатель: А от кого они прячутся? (ответ)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка» . Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответ)

Воспитатель:. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

Воспитатель: А как можно их назвать одним словом? (насекомые) А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

4. Презентация: «Насекомые»

5. Игра " Назови ласково". (Договаривание слова с соответствующими окончаниями во фразах, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе) . Л. Я буду произносить фразы, а вы их договаривать. Только одно условие, называем насекомых ласково.

Бабочки желтень:, муравей чернень:, божья коровка краснень:, кузнечики зеленень:, жук синень:, бабочка белень... Молодцы!

6. Дидактическая игра "Исправь ошибку" (Развитие слухового внимания, учить находить предложения- небылицы.)

Воспитатель: Показывает картинку с насекомым.

Воспитатель: Бабушка летает около цветка?

Реб. Нет. Это бабочка

Воспитатель:. Пила летит и жужжит.

Реб. Это Пчела.

Воспитатель: Лук ползет по веточке.

Реб. Это жук.

Воспитатель: Мура села на сыр.

Реб. Нет. Это муха села на сыр.

7. Итог деятельности. (оценка работы детей) .

Воспитатель: Предлагает вспомнить о ком они говорили на занятии, какие игры и упражнения им понравились.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.

Программное содержание:

Закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;

Учить детей правилам безопасного поведения;

Развивать внимание, память, мышление, воображение;

Материалы используемые на занятии:

Зеркало, муляжи продуктов питания, картинки «предметов гигиены», модули, картинки «смешариков», воздушные шарики, корзины (3 шт.), картинка солнышка, ленточки по количеству детей, мультимедиа, магнитофон.

Ход открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы отправиться в волшебное путешествие. Посмотрите, сколько у нас гостей. А давайте мы с ними поздороваемся. «Здравствуйте!»

Воспитатель: Ребята, а мы ведь не просто с вами поздоровались, а пожелали друг другу и гостям здоровья, а гости пожелали нам здоровья.

Ребята, а что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в царство «Здоровье». (играет музыка)

Чтоб в путь со мной оправиться, не нужен транспорт нам.

Зеркальце волшебное нас не подведёт

В царство Здоровье нас быстро донесёт.

Для того, чтобы попасть в волшебное царство надо посмотреть в волшебное зеркало и ему улыбнуться. (дети смотрят в зеркало и улыбаются)

Воспитатель:

Вот мы и попали в царство «Здоровье» и очутились на первой полянке «Здоровое питание».

Тридцать два весёлых зуба,

Уцепившись друг за друга

Вверх и вниз несутся в спешке,

Хлеб грызут, грызут орешки.

Ребята, улыбнитесь друг другу и посмотрите, много у вас зубов? Какие вы красивые, когда улыбаетесь.

Воспитатель: Посмотрите, на этой полянке два зуба. Какой это зуб? (показывает веселый зуб)

Дети: Веселый.

Воспитатель: Почему он веселый?

Дети: Он белый, здоровый.

Воспитатель: Какой это зуб? А почему он грустный? (показывает грустный зуб)

Дети: У него дырочка, он болеет, у него кариес.

Воспитатель: для того, чтобы быть здоровым нужно правильно питаться. Я думаю, что вы знаете какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья. Назовите полезные для здоровья продукты, назовите вредные для здоровья продукты. Сейчас предлагаю вам поиграть в игру: «Полезные и вредные продукты » (дети раскладывают муляжи продуктов питания в две корзины).

Молодцы, я вижу, вы много знаете о здоровом питании.

Воспитатель: А сейчас послушайте волшебные загадки, которые перенесут нас на следующую поляну «Правила безопасного поведения ».

Загадки об опасных предметах:

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень-

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоко и масло.

Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

У него полно забот:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый,

Он и режет и стрижёт.

(ножницы)

В Полотняной стране по реке Простыне

Плывёт пароход то назад, то вперёд,

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и на поляне «Правила безопасного поведения». А на этой поляне живут Смешарики, грустный и весёлый, которые хотят поиграть с вами в игру «Полезные и вредные советы». Я буду задавать вам вопросы, и если вы согласны, то поднимаете Смешарика, который улыбается, а если не согласны, то Смешарика, который грустит.

Игра Полезные и вредные советы

Сидя за столом размахивать ножом и вилкой;

Разговаривать, не прожевав пищу;

Пользоваться салфеткой во время еды;

Брать в рот кнопки, скрепки, иголки;

Играть со спичками;

Закаляться;

Открывать дверь незнакомому человеку;

Брать лекарства без разрешения взрослых;

Выполнять режим дня;

Включать электроприборы без разрешения взрослых;

Становиться на подоконник и высовываться из окна.

Молодцы, не ошибались и правильно отвечали. Ну что ж пора отправляться на следующую полянку.

Воспитатель:

Мы зарядку очень любим –

Каждый хочет быть здоров!

Нам зарядка помогает

Реже видеть докторов.

А сейчас мы с вами очутились на спортивной полянке, где сделаем физминутку.

Делаем физминутка (под музыку)

Воспитатель: А эта полянка волшебная и живёт на ней фея «Доброты», которая превращает маленьких детей в волшебников. Станьте в круг, дайте друг другу ручки, закройте глазки. Сейчас вы станете маленькими волшебниками (звучит волшебная музыка). Откройте глазки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарите друг другу тепло ваших рук. Почувствуйте, как вместе с теплом ладошек к вам приходят самые добрые чувства. А сейчас станьте парами и возьмитесь за руки.

Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой;

Подарите друг другу добрый взгляд;

Подарите друг другу доброе рукопожатие;

Давайте согреем свои ладошки тёплым дыханием и подарим наше тепло друг другу.

От вашего добра, вашей теплоты на полянке засветило яркое солнышко. Каждый из вас – это лучик солнышка. Давайте сядем, возьмём лучик и согреем друг друга тёплыми словами. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. (дети сидят на коленках, в руках лучики, сказав ласковое слово прикладывают лучик к солнышку)

Воспитатель: А сейчас послушайте сказку, которая перенесёт нас на полянку, где живёт фея «Чистоты».

Сказка про чистоту.

Воспитатель: Я думаю, что все вы любите мыться, купаться, а сейчас давайте построим дворец для Солнцелученьки, чтобы она к нам иногда прилетала и проверяла все ли любят чистоту.

Игра «Замок для Солнцелученьки»

(дети из модулей, на которых изображены предметы гигиены, строят домик, беря модуль, объясняют для чего нужен, тот или иной предмет гигиены).

Какой красивый получился замок, и я, думаю, что Солнцелученьке он очень понравится.

Воспитатель: На этом наше путешествие по царству «Здоровье» закончилось.

Мы научились быть здоровыми,

А советы дадим вам не новые:

Не делайте вреда никогда никому.

Кушайте полезную только еду.

Мойте с мылом руки и ноги.

Забудьте об игре на дороге!

Делайте зарядку, тепло одевайтесь,

Холодной водой по утрам обливайтесь.

Будьте осторожны ночью и днём.

Никогда не играйте с огнём!

Дороже здоровья нет ничего.

Все дети и взрослые знают про то.

Так пусть же здоровье все берегут

Дома, на улице, в детском саду.

Воспитатель: А теперь попрощаемся с царством «Здоровье», а нам пора возвращаться в детский сад.

Чтоб в детский сад вернуться, не нужен транспорт нам.

За светлую улыбку я зеркальце вам дам.

Зеркальце волшебное нас не подведет.

В детский сад нас быстро донесёт.

(дети смотрят в зеркало и улыбаются)

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в царство «Здоровье»? А что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей)

И мне очень понравилось путешествовать с вами. Я приготовила вам сюрприз. Это воздушные шарики. (раздаю шарики).

Конспект занятия по теме "Защитим животных нашей планеты"

Описание: Конспект НОД разработан для детей средней группы. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ. Эта работа познакомит детей с Красной книгой, позволит узнать о существовании Всемирного дня защиты животных.
Цель: Формировать любовь к природе.
Задачи:
- рассказать о существовании Всемирного дня защиты животных;
- познакомить детей с Красной книгой;
- развивать наблюдательность, внимание, память;
- воспитывать желание заботиться о животных.

Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить на экскурсии?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в лес. Для того, чтобы туда попасть, необходимо сделать следующее:
Раз, два, три, четыре, пять
На коленки ты сядь.
А потом глаза закрой,
И на счет три открой:
- Раз, два, три.


Воспитатель: Вот мы и очутились в лесу. Как вы думаете, в лесу только мы, или можно встретить еще кого-то?
Дети: Можно встретить разных животных, птиц.
Воспитатель: Каких животных, обитающих в лесу вы знаете?
Дети: медведи, волки, зайцы, лисы.





Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь я предлагаю вам поиграть (подвижная игра "Зайцы и волк") Всех перечисленных вами животных можно встретить в лесу. А вы боитесь этих животных?
Дети: Да, мы боимся волка, медведя.
Воспитатель: Как вы думаете, они нас боятся?
Дети высказывают свое мнение: кто-то говорит, что боятся, кто-то нет
Воспитатель: Оказывается, ребята, животные людей тоже очень боятся. Как вы думаете, почему?
Дети: Люди могут обидеть животных.
Воспитатель: Действительно, есть люди, которые плохо относятся к братьям нашим меньшим. Некоторых животных осталось очень мало. Их занесли в Красную книгу. Кто-нибудь из вас слышал о такой книге? (ответы детей) В Красной книге пишут о животных, птицах, растениях, которых осталось очень мало. Ребята, как вы думаете, почему книгу назвали Красной?


Дети: Красный - цвет опасности.
Воспитатель: Действительно, ребята, красный цвет предупреждает об опасности. Это - цвет осторожности, тревоги, запрета. Вот некоторые животные, которые занесены в Красную книгу(снежный барс, амурский леопард, красный волк, амурский тигр) .





Проводится пальчиковая гимнастика "Белочки" (Джеки Спилберг)
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно считаем пальчики)
Пришли белки поиграть (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (прячут руки за спину)
Четыре белочки осталось (выставляют четыре пальца)
А теперь скорей смотри (прячут ручку за спину)
Их уже осталось три (выставляют три пальца)
Ну и ну, какая жалость (прячут ручку за спину)
Только две у нас осталось (выставляют два пальца)
Эта новость так грустна (прячут ручку за спину)
Осталось белочка одна (выставляют один палец)
Пока мы с тобой считали,
Белочки от нас сбежали (пальчики убегают по столу)
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы животных не заносили в Красную книгу?
Дети: Защищать животных.
Воспитатель: Да, ребята, животные нуждаются в нашей защите. Именно поэтому осенью (4 октября) проводят День животных. Как вы думаете, что делают в этот день?
Дети: Устраивают праздники; говорят от том, что животных нужно защищать.
Воспитатель: Правильно. В этот день много говорят о защите животных; о том, как им можно помочь? А что мы можем сделать для животных и птиц?
Дети: Сделать и повесить кормушки для птиц, не обижать домашних животных, любить их и бережно относиться.
Воспитатель: Правильно, ребята. Но вот, пришло время возвращаться обратно в детский сад к нашим любимым игрушкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нагулялись мы опять.
Глаза сильно мы зажмем,
Быстро в садик попадем.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем игрушкам, где мы были.
Дети: Мы были в лесу.
Воспитатель: Что нового мы там узнали?
Дети: Узнали, что животные нуждаются в нашей защите.
Воспитатель: Что это такое Красная книга?
Дети: В Красную книгу заносят животных, растений, птиц, которые могут совсем исчезнуть.
Воспитатель: Правильно. Поэтому мы должны бережно относиться к живой природе. Скажите, вам понравилась экскурсия? (ответы детей)

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий

Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Подробнее: http://www.labirint.ru/books/443208/
Введение
Примерное тематическое планирование работы с
детьми
Методика работы с детьми 4-5 лет
Примерное содержание работы с детьми

Сентябрь
Тема 1. Расскажи о любимых предметах
Тема 2. Моя семья

Октябрь
Тема 3. Петрушка идет трудиться
Тема 4. Мои друзья

Ноябрь
Тема 5. Петрушка идет рисовать
Тема 6. Детский сад наш так хорош - лучше сада не
найдешь

Декабрь
Тема 7. Петрушка - физкультурник
Тема 8. Целевая прогулка "Что такое улица"

Январь
Тема 9. Узнай все о себе, воздушный шарик
Тема 10. Замечательный врач

Февраль
Тема 11. В мире стекла
Тема 12. Наша армия

Март

Тема 14. В гостях у музыкального руководителя

Апрель
Тема 15. Путешествие в прошлое кресла
Тема 16. Мой город
Май

Тема 17. Путешествие в прошлое одежды

Тема 18. Наш любимый плотник
Дополнительный материал

Введение

Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающей жизни. Пособие включает в себя планирование работы, занятия, игры-занятия, дидактические игры.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников , содержание работы представлено темами. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.

Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием , в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тетради Дыбиной О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– использовать в работе только форму познавательных занятий.

Работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями , выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.

В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий , дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты занятий, игр-занятий, игр, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится два занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства “Лада”» г. Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Конспект занятия в средней группе "Противоречия в природе"

Цель: активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать знания о явлениях природы.
Задачи:
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения.
- Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.
- Расширять понятия детей о противоречиях.
- Стимулировать желание исследовать и проводить опыты для познания объекта, вызвать радость открытия полученного опыта.
- Учить детей сравнивать, выявляя общие различительные признаки веществ через использование ММЧ-ТРИЗ.
- Упражнять в освоении графических изображений в нетрадиционной технике работы, формировать художественные творческие способности.

Предварительная работа:
- Наблюдения за признаками весны: таяние снега, ручьи, капель, набухание почек на деревьях, солнечная и пасмурная погода, появление цветов, прилет перелетных птиц и др.
- Рассматривание иллюстраций о весне, репродукций картин русских художников.
- Чтение книг и разучивание стихотворений о весне, дожде, солнце.

Материал к занятию: грамзапись мелодии на весеннюю тему, букет весенних цветов, зонт, игрушка «солнышко», кипятильник, две стеклянные банки с водой, маски с изображением моделей «маленьких человечков» (твердого, жидкого, газообразного вещества), 1/2 ватмана, гуашь (красного, желтого, зеленого, синего цвета), тарелки для краски, кисточка, губки, таз с водой, салфетки, ваза.

Ход занятия:
Дети заходят в группу с помощником воспитателя. Ищут воспитателя, но его нет. Воспитатель входит в группу с букетом весенних цветов (дети обращают внимание на него, спрашивают, интересуются: «Почему вы пришли с букетом?» и др.)
Воспитатель: Меня сегодня пригласила на день рождения моя самая лучшая подруга. Я купила ей этот букет цветов. Вам нравятся эти цветы?.. (дети подходят к воспитателю, рассматривают цветы, вдыхают аромат).
- А вы знаете, что это за цветы?
- А когда они расцветают?
- Подскажите мне какое сейчас время года…
- А как вы определили, что сейчас весна?

Дети называют признаки весны:
- Солнце светит ярче и чаще, поэтому становится теплее.
- На деревьях, кустарниках появляются маленькие почки, нежные листочки.
- Появляются первые весенние цветы.
- Прилетают птицы и они вьют гнёзда.
- Появляются насекомые.
- Просыпаются после зимней спячки звери в лесу.
- Появляются проталины…

Воспитатель:
- Ребята, а весной какая погода вам нравится больше, когда идет дождь или светит солнце? (ответы детей…)

Проводится игра «Солнышко и дождик»:
Правила игры: Когда воспитатель произносит слово «солнце», дети играют, бегают. Если произносится слово «дождь», дети прячутся под зонт. Воспитатель может усложнить игру, добавив слова «теплый дождик» (тоже можно бегать и играть) или «сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонт, чтобы не обгореть)

Обсуждение противоречий в природе:
Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь хорошо или плохо?..
- Что хорошего в дожде?.. («Хорошо» - тогда, когда все растет, дождь мочит землю, можно ходить по лужам, гулять под зонтом и т.д.)
- Что плохого в дожде?.. («Плохо» - грязь, сыро, холодно, лужи, можно вымазаться, промокнуть, простудиться и т.д.)
- А что хорошего в солнце?.. («Хорошо» - когда оно теплое, ласковое, греет землю, ладошки, личико и т.д.)
- А что плохого в солнце?.. (Когда от него жарко, хочется пить; можно получить солнечный удар; болит голова; трава, деревья, цветы вянут и т.д.)
- А как избежать жары?.. (Установить кондиционер, включить вентилятор, искупаться в речке, съесть мороженое, выпить прохладной воды и т.д.)

Воспитатель: Ребята, что можно сделать приятное для моей подруги, когда я пойду к ней в гости?.. (Купить цветы, конфеты, торт, подарок и т.д.)
- А чем можно запить сладости?.. (Чай, кофе и т.д.)
- Как воду сделать чаем?.. (За кипятить воду в чайнике, залить кипятком чайные листья…)

Опыт (закипания воды):
Воспитатель наливает воду в прозрачную банку, включает кипятильник.
- Ребята, подскажите мне, какие бывают вещества?.. (Твердые, жидкие, газообразные)
- Из чего они состоят?.. (Частичек или маленьких человечков МЧ)
- К каким веществам относится банка?.. (К твердым)
- Какие вы еще знаете твердые вещества?.. (Кирпич, стол, стена и т.д.)
- К каким веществам относится вода в банке?.. (Жидким)
- Какие вы еще знаете жидкие вещества?.. (Молоко, вода, чай и т.д.)
- Где можно встретить газообразные вещества?.. (Мама варит суп и он кипит, дым, пар в мультиварке и т.д.)
- Ребята, посмотрите, вода превращается в «молоко». Почему она стала белой и шипит?.. (Это в ней от тепла накопилось много пара, он хочет из банки выпрыгнуть)
- Почему вода бурлит?.. (Закипела)
- Что это над банкой такое белое летает?.. (Пар)
- К каким веществам относится пар?.. (К газообразным)
- Почему больно, когда дотрагиваешься до банки?..
- Как определить какая вода холодная, а какая горячая?.. (В горячей воде есть пар, в холодной нет)
- Какого цвета пар?..
- Нашу закипающую воду мы можем изобразить. Мы поиграем с вами в волшебную игру и превратимся в маленьких человечков воды, пара и банки (чайника).

Игра «Закипающий чайник» (с использованием метода маленьких человечков ММЧ-ТРИЗ): дети выбирают маски на которых изображены модели "маленьких человечков", изображают закипающий чайник.

Воспитатель: Ребята, вы мне еще сказали, что для того чтобы пойти в гости нужен подарок, но так как я работаю до самого вечера, то не смогу его купить. Что можно еще подарить?.. (Рисунок, поделку и т.д.)
- А вы не смогли бы мне помочь нарисовать рисунок?.. (дети соглашаются, подходят к столу)
- Ой, ребята, а у меня всего лишь одна кисточка. Можно ли нарисовать рисунок чем-нибудь другим?.. (Пальцем, ладошкой, губкой…)
Воспитатель: Один пальчик обмакнем в желтую краску, другой в красную, на другой руке заиграет зеленая. Получается веселая, необычная волшебная палитра.
Дети выполняют работу, моют руки. Воспитатель благодарит детей за оказанную помощь во всем.

Статьи по теме: