Коллонтай александра михайловна теория стакана воды. Стакан воды александры коллонтай

Многие женщины оставили глубокий след в истории России. Имена одних из них всегда на слуху, имена других, гремевшие в свое время, ныне почти забылись. Но каждая из них по своему замечательна.

Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952), в девичестве Домонтович, – активная участница Великой Октябрьской социалистической революции и первая в мире женщина-министр и женщина-дипломат, выпорхнула из генеральской семьи. Она не была в числе вдохновителей социального переворота 1917 года, ей досталась роль одного из «рыцарей революции». Но она была вдохновителем переворота сексуального. И именно это обстоятельство ставила себе в заслугу на склоне лет: «Главное, что сделала за жизнь: подняла в России и помогла двинуть разрешение вопроса равноправия женщин во всех областях, включая разрешение равноправия в сексуальной морали». Столь необычное для представителей «ленинской гвардии» смещение акцентов с вопросов классовой борьбы на вопросы взаимоотношения полов объясняется охватившим ее в зрелом возрасте глубоким разочарованием советской действительностью сталинской эпохи: «Мы проиграли. Идеи рухнули. Друзья превратились во врагов. Жизнь стала не лучше, а хуже. Мировой революции нет и не будет. А если бы и была, то принесла бы неисчислимые беды всему человечеству».
Александра Коллонтай была автором ставшего расхожим в послереволюционные годы сравнения акта удовлетворения половой потребности с испитием стакана воды. «От этой теории «стакана воды» наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась, - сетовал Ленин в беседе с немецкой коммунисткой Кларой Цеткин. – Конечно, жажда требует удовлетворения, но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи?»
Александра Михайловна, озвучив эту хлесткую метафору, не предполагала тогда, что у ее «стакана воды» окажутся такие острые грани.
Шурочка Домонтович шла по жизни, походя растаптывая жизни влюблявшихся в нее мужчин. Она обладала неким магнетизмом, притягивавшим к ней отнюдь не заурядных представителей противоположного пола. Когда ей было семнадцать, застрелился из отцовского пистолета отвергнутый ею восемнадцатилетний сын генерала Драгомирова, героя русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Влюбленный в нее с детских лет морской офицер Михаил Буковский пустил себе пулю в висок, когда в 1917 году имя возлюбленной стали склонять в определенном контексте на всех перекрестках.
Вопреки воле родителей она вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая, родила от него сына, а вскоре вступила в открытую связь с его другом и однокашником Александром Саткевичем, жившем с молодой четой в их огромной квартире. Муж время от времени деликатно оставлял их наедине, давая возможность насладиться друг другом. «Мы все трое хотели быть великодушными друг к другу, - писала она много позже в дневнике, который вела всю жизнь. – Я уверяла обоих, что их обоих люблю – сразу двух. Они не исключают, а дополняют друг друга».
Владимир Коллонтай, будучи генерал-майором, умер в госпитале в 1917 году, так и не сумев вытравить из сердца свою бывшую супругу, хотя обзавелся новой семьей. Недолго длилась и эйфория в отношениях с Александром Саткевичем: когда встал вопрос о замужестве, Александра Михайловна предпочла претившей ей роли жены и матери роль борца за интересы трудового народа. Она подалась за границу, где поочередно разделяла ложе с тогда уже известным экономистом Петром Масловым, которого Ленин громил за «измену марксизму», и знаменитым большевиком Александром Шляпниковым. Шляпников был расстрелян в подвалах НКВД в 1937 году, а Саткевича, дослужившегося при царизме до генерал-лейтенанта и при советской власти ставшего членом-корреспондентом Академии наук СССР, такая участь постигла пятью годами позже. Маслов же стал академиком и скончался в 1946 году. И все до последних минут сохранили к Александре Коллонтай самые теплые чувства. Как и она к ним.
Истерзавшая потом всю душу любовь постигла Александру Михайловну 28 апреля 1917 года на трапе, перекинутом с катера на набережную в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки): по заданию Ленина Коллонтай агитировала матросов линкора за большевиков, а после митинга председатель Центробалта матрос Павел Дыбенко (1889-1938) на руках отнес ее на берег. «Среди ладно скроенных, ловких в движениях моряков Павел Дыбенко выделялся законченной солидностью: басистым голосом, спокойной уверенностью походки, спокойной выдержкой черных глаз и курчавистой бородкой – красавец парень и деловитый», - свидетельствовал один из современников. А Коллонтай начертала в дневнике: «Значит, опять?».
Ей было сорок пять, ее статьи печатали многие газеты и журналы мира. Ему было двадцать восемь. Он родился в неграмотной крестьянской семье на Брянщине, до конца дней писал с грамматическими и орфографическими ошибками. Когда Коллонтай спросили, как она решилась связать свою жизнь с малограмотным и намного ее моложе матросом, она ответила: «Мы молоды, пока нас любят».
Роман Коллонтай и Дыбенко развивался столь же стремительно, как стремительно надвигалась на Россию подталкиваемая и ими тоже катастрофа. Свершился Октябрьский переворот, Ленин включил Александру Михайловну в состав своего правительства – Совета Народных Комиссаров – наркомом государственного призрения (по теперешнему – социального обеспечения). В состав Совнаркома вошли и два ее любовника – бывший Шляпников (нарком труда) и нынешний Дыбенко (член коллегии по военным и морским делам). С помощью присланных Дыбенко матросов Коллонтай захватила здание министерства государственного призрения и арестовала чиновников, отказавшихся ей подчиниться. А вскоре представила на утверждение в Совнарком два декрета – о гражданском браке и о разводе. Теперь для развода было достаточно ничем не мотивированного заявления одного из супругов. В сыпавшихся, как горох из дырявого мешка, статьях и брошюрах она развивала идею свободной любви. «Семья перестала быть необходимой. Она не нужна государству, ибо отвлекает женщин от полезного обществу труда, не нужна и членам семьи, поскольку воспитание детей постепенно берет на себя государство». «Изживший себя институт семьи противоречит идее коммунизма; вместо нее надо просто создать фонд помощи всем, кто нуждается из-за последствий свободной любви». «Ревность – это конгломерат биологических и социальных факторов. Чем больше ласки (полового акта) достается на долю другой особи, тем меньше для обойденного субъекта. Что победит ревность? Уверенность каждого мужчины и каждой женщины, что, лишаясь ласк данного лица, они не лишаются возможности испытать любовно-половые наслаждения (смена и свобода общения служат этому гарантией)».
К Ленину поступило письмо в стихах, где анонимный автор назвал Коллонтай «****югой». Откровенное пренебрежение принципами морали, демонстрируемое известными в стране личностями, стало тяготить большевистскую верхушку. Любовников – Коллонтай и Дыбенко - вынудили через газеты объявить о бракосочетании. Позже Александра Михайловна утверждала, что с регистрации ее брака с Дыбенко стали вестись в Советской России книги записи актов гражданского состояния.
«Наши отношения с Павлом всегда были радостью через край, - много лет спустя делилась она с дневником своими воспоминаниями. – Наши расставания полны были мук, эмоций, разрывающих сердце. Вот эта сила чувств, умение пережить полно, горячо, сильно, мощно влекли к Павлу». А расставания были неминуемы: началась Гражданская война, Дыбенко мотался по фронтам и слал Александре Михайловне трогательные письма, начиненные ошибками. Мягкий знак он вообще игнорировал. В письмах он называл ее Голубем («Голуб» в его написании). Но вместе с письмами стали до нее доходить слухи о том, что свою оторванность от нее он компенсирует доступностью обозных девиц. Она, поборница свободной любви, помчалась к нему на Украину. В Харькове, в шикарной квартире, реквизированной у бежавшего от большевиков «буржуя», ее встретили две молодые женщины, неясная роль которых в жилище Павла угнетала Александру Михайловну. «Такие и раньше бывали при полках», - записала она в дневнике. Из Харькова Дыбенко направили в Крым. С ним отправилась и Коллонтай. Собирая вещи уезжавшему на фронт мужу, нащупала в кармане френча письма. Два оказались Павлу от любовниц, а третье его, недописанное: «Дорогая Нина, любимая моя голубка…».
«Неужели Павел разлюбил меня как женщину? – терзается она. – Самое больное – зачем он назвал ее голубкой, ведь это же мое имя. Он не смеет его никому давать. Меня мучает ревность. Я думала, что это чувство во мне атрофировано. Видимо, потому что раньше всегда уходила я, а страдали другие. А теперь Павел уходит от меня. Как в такие дни можно думать о ревности? Видимо, во мне все еще сидит проклятое наследие женщины прошлого. Павел на фронте, а я упрекаю его за какие-то глупые поцелуи. Руку, товарищ Дыбенко, я твой соратник по общему революционному делу».
Соратники встретились через несколько дней. Дыбенко, герой Гражданской войны, заплакал, когда Александра Михайловна сказала, что «рвется на свободу от нашего брака». Потом забрасывал письмами: «Шура, мой милый, мой нежно, нежно любимый Голуб…». Она его простила. Была бурная ночь – и опять расставание: партия бросила Дыбенко на Восточный фронт, а потом в Одессу. Опять докатились до нее слухи, что не одна она у него свет в окошке. Коллонтай выклянчила отпуск, приехала к нему. «Весь этот день Павел был такой нежный, растроганно нежный, как в былые дни. И я с радостью схватилась за надежду: Павел любит меня. Все эти слушки – обычные сплетни кумушек».
Как-то вечером Дыбенко ускакал на коне по своим делам, обещав скоро вернуться. Коллонтай ждала его в саду, надев шелковое платье. Шел час за часом, а его не было. Часы в доме пробили два ночи, когда послышался стук копыт. Муж подошел к ней с виноватым видом. Вином от него не пахло, хотя в последнее время он стал злоупотреблять спиртным. «Значит, «красивая девушка», - подумала Александра Михайловна и прокричала ему в лицо:
- Не лги! Мне все равно, где ты был. Между нами все кончено.
Дыбенко твердым шагом направился к дому. Прозвучал выстрел. Пуля задела орден Красного Знамени и миновала сердце. Оказалось, «красивая девушка», новая любовница, в этот вечер поставила ему ультиматум: или я, или она. Этой девушке были чужды принципы свободной любви. Как выяснилось, следовать им не получилось и у их горячего проповедника.
Александра Михайловна выходила Дыбенко и уехала в Москву. Обратилась к Сталину с просьбой услать куда-нибудь подальше. Набиравший силу вождь в 1923 году направил ее в Норвегию. Впервые в истории чрезвычайным и полномочным послом стала женщина.
Пуля НКВД в 1938 году не задела на френче Дыбенко орден Красного Знамени: «врагам народа» стреляли в затылок.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Теория стакана воды - взгляды на любовь , брак и семью , которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы Советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды).

Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины

Эти взгляды разделял и поддерживал В. И. Ленин, который предлагал «неуклонные, систематические меры к замене индивидуального хозяйствования отдельных семей общим кормлением больших групп семей» в своей статье «Десять тезисов о Советской власти».

Теорию стакана воды он всё же не считал вполне марксистской, заметив в беседе с Кларой Цеткин:

Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой «марксизм».

Отрывок, характеризующий Теория стакана воды

– Впустили ли Вас в Мэтэору, мадонна Изидора? – как можно спокойнее спросил Караффа.
Я знала, что в душе он просто «горел», желая быстрее получить ответ, и решила его помучить, пока он мне не сообщит, где сейчас находится мой отец.
– Разве это имеет значение, Ваше святейшество? Ведь у Вас находится мой отец, у которого Вы можете спросить всё, на что естественно, не отвечу я. Или Вы ещё не успели его достаточно допросить?
– Я не советую Вам разговаривать со мной подобным тоном, Изидора. От того, как Вы намерены себя вести, будет во многом зависеть его судьба. Поэтому, постарайтесь быть повежливее.
– А как бы Вы себя вели, если бы вместо моего, здесь оказался Ваш отец, святейшество?..– стараясь поменять, ставшую опасной тему, спросила я.
– Если бы мой отец был ЕРЕТИКОМ, я сжёг бы его на костре! – совершенно спокойно ответил Караффа.
Что за душа была у этого «святого» человека?!.. И была ли она у него вообще?.. Что же тогда было говорить про чужих, если о своём родном отце он мог ответить такое?..
– Да, я была в Мэтэоре, Ваше святейшество, и очень жалею, что никогда уже более туда не попаду... – искренне ответила я.
– Неужто Вас тоже оттуда выгнали, Изидора? – удивлённо засмеялся Караффа.
– Нет, Святейшество, меня пригласили остаться. Я ушла сама...
– Такого не может быть! Не существует такого человека, который не захотел бы остаться там, Изидора!
– Ну почему же? А мой отец, святейшество?
– Я не верю, что ему было дозволено. Я думаю, он должен был уйти. Просто его время, вероятно, закончилось. Или недостаточно сильным оказался Дар.
Мне казалось, что он пытается, во что бы то ни стало, убедить себя в том, во что ему очень хотелось верить.
– Не все люди любят только себя, знаете ли... – грустно сказала я. – Есть что-то более важное, чем власть или сила. Есть ещё на свете Любовь...
Караффа отмахнулся от меня, как от назойливой мухи, будто я только что произнесла какую-то полную чушь...
– Любовь не управляет, миром, Изидора, ну, а я желаю им управлять!
– Человек может всё... пока не начинает пробовать, ваше святейшество – не удержавшись, «укусила» я.
И вспомнив что-то, о чём обязательно хотела узнать, спросила:
– Скажите, Ваше святейшество, известна ли Вам правда о Иисусе и Магдалине?
– Вы имеете в виду то, что они жили в Мэтэоре? – я кивнула. – Ну, конечно же! Это было первое, о чём я у них спросил!
– Как же такое возможно?!.. – ошеломлённо спросила я. – А о том, что они не иудеи, Вы тоже знали? – Караффа опять кивнул. – Но Вы ведь не говорите нигде об этом?.. Никто ведь об этом не знает! А как же ИСТИНА, Ваше святейшество?!..
– Не смешите меня, Изидора!.. – искренне рассмеялся Караффа. – Вы настоящий ребёнок! Кому нужна Ваша «истина»?.. Толпе, которая её никогда не искала?!.. Нет, моя дорогая, Истина нужна лишь горстке мыслящих, а толпа должна просто «верить», ну, а во что – это уже не имеет большого значения. Главное, чтобы люди подчинялись. А что им при этом преподносится – это уже является второстепенным. ИСТИНА опасна, Изидора. Там, где открывается Истина – появляются сомнения, ну, а там где возникают сомнения – начинается война... Я веду СВОЮ войну, Изидора, и пока она доставляет мне истинное удовольствие! Мир всегда держался на лжи, видите ли... Главное, чтобы эта ложь была достаточно интересной, чтобы смогла за собой вести «недалёкие» умы... И поверьте мне, Изидора, если при этом Вы начнёте доказывать толпе настоящую Истину, опровергающую их «веру» неизвестно во что, Вас же и разорвёт на части, эта же самая толпа...
– Неужели же столь умного человека, как Ваше святейшество, может устраивать такое самопредательство?.. Вы ведь сжигаете невинных, прикрываясь именем этого же оболганного, и такого же невинного Бога? Как же Вы можете так бессовестно лгать, Ваше святейшество?!..
– О, не волнуйтесь, милая Изидора!.. – улыбнулся Караффа. – Моя совесть совершенно спокойна! Не я возвёл этого Бога, не я и буду его свергать. Но зато я буду тем, кто очистит Землю от ереси и блудодейства! И поверьте мне, Изидора, в день, когда я «уйду» – на этой греховной Земле некого будет больше сжигать!
Мне стало плохо... Сердце выскакивало наружу, не в состоянии слушать подобный бред! Поэтому, поскорее собравшись, я попыталась уйти от понравившейся ему темы.
– Ну, а как же то, что Вы являетесь главою святейшей христианской церкви? Разве не кажется Вам, что ваша обязанность была бы открыть людям правду об Иисусе Христе?..
– Именно потому, что я являюсь его «наместником на Земле», я и буду дальше молчать, Изидора! Именно потому...
Я смотрела на него, широко распахнув глаза, и не могла поверить, что по-настоящему всё это слышу... Опять же – Караффа был чрезвычайно опасен в своём безумии, и вряд ли где-то существовало лекарство, которое было в силах ему помочь.
– Хватит пустых разговоров! – вдруг, довольно потирая руки, воскликнул «святой отец». – Пройдёмте со мной, моя дорогая, я думаю, на этот раз мне всё же удастся Вас ошеломить!..
Если бы он только знал, как хорошо это ему постоянно удавалось!.. Моё сердце заныло, предчувствуя недоброе. Но выбора не было – приходилось идти...

Довольно улыбаясь, Караффа буквально «тащил» меня за руку по длинному коридору, пока мы наконец-то не остановились у тяжёлой, украшенной узорчатой позолотой, двери. Он повернул ручку и... О, боги!!!.. Я оказалась в своей любимой венецианской комнате, в нашем родном фамильном палаццо...
Потрясённо озираясь вокруг, не в состоянии придти в себя от так неожиданно обрушившегося «сюрприза», я успокаивала своё выскакивающее сердце, будучи не в состоянии вздохнуть!.. Всё вокруг кружилось тысячами воспоминаний, безжалостно окуная меня в давно прожитые, и уже частично забытые, чудесные годы, тогда ещё не загубленные злостью жестокого человека... воссоздавшего для чего-то здесь(!) сегодня мой родной, но давно утерянный, счастливый мир... В этой, чудом «воскресшей», комнате присутствовала каждая дорогая мне моя личная вещь, каждая любимая мною мелочь!.. Не в состоянии отвести глаз от всей этой милой и такой привычной для меня обстановки, я боялась пошевелиться, чтобы нечаянно не спугнуть дивное видение...
– Нравится ли вам мой сюрприз, мадонна? – довольный произведённым эффектом, спросил Караффа.
Самое невероятное было то, что этот странный человек совершенно искренне не понимал, какую глубокую душевную боль он причинил мне своим «сюрпризом»!.. Видя ЗДЕСЬ (!!!) то, что когда-то было настоящим «очагом» моего семейного счастья и покоя, мне хотелось лишь одного – кинуться на этого жуткого «святого» Папу и душить его в смертельном объятии, пока из него не улетит навсегда его ужасающая чёрная душа... Но вместо того, чтобы осуществить так сильно мною желаемое, я лишь попыталась собраться, чтобы Караффа не услышал, как дрожит мой голос, и как можно спокойнее произнесла:
– Простите, ваше святейшество, могу ли я на какое-то время остаться здесь одна?
– Ну, конечно же, Изидора! Это теперь ваши покои! Надеюсь, они вам нравятся.
Неужели же он и в правду не понимал, что творил?!.. Или наоборот – прекрасно знал?.. И это всего лишь «веселилось» его неугомонное зверство, которое всё ещё не находило покоя, выдумывая для меня какие-то новые пытки?!.. Вдруг меня полоснула жгучая мысль – а что же, в таком случае, стало со всем остальным?.. Что стало с нашим чудесным домом, который мы все так сильно любили? Что стало со слугами и челядью, со всеми людьми, которые там жили?!.
– Могу ли я спросить ваше святейшество, что стало с нашим родовым дворцом в Венеции?– севшим от волнения голосом прошептала я. – Что стало с теми, кто там жил?.. Вы ведь не выбросили людей на улицу, я надеюсь? У них ведь нет другого дома, святейшество!..
Караффа недовольно поморщился.
– Помилуйте, Изидора! О них ли вам стоит сейчас заботиться?.. Ваш дом, как вы, конечно же, понимаете, теперь стал собственностью нашей святейшей церкви. И всё, что с ним было связано – более уже не является Вашей заботой!
– Мой дом, как и всё то, что находится внутри него, Ваше святейшество, после смерти моего горячо любимого мужа, Джироламо, принадлежит моей дочери Анне, пока она жива! – возмущённо воскликнула я. – Или «святая» церковь уже не считает её жильцом на этом свете?!
Внутри у меня всё кипело, хотя я прекрасно понимала, что, злясь, я только усложняла своё и так уже безнадёжное, положение. Но бесцеремонность и наглость Караффы, я уверена, не могла бы оставить спокойным ни одного нормального человека! Даже тогда, когда речь шла всего лишь о поруганных, дорогих его сердцу воспоминаниях...
– Пока Анна будет жива, она будет находиться здесь, мадонна, и служить нашей любимой святейшей церкви! Ну, а если она, к своему несчастью, передумает – ей, так или иначе, уже не понадобится ваш чудесный дом! – в бешенстве прошипел Караффа. – Не переусердствуйте в своём рвении найти справедливость, Изидора! Оно может лишь навредить вам. Моё долготерпение тоже имеет границы... И я искренне не советую вам их переступать!..
Резко повернувшись, он исчез за дверью, даже не попрощавшись и не известив, как долго я могу оставаться одна в своём, так нежданно воскресшем, прошлом...
Время остановилось... безжалостно швырнув меня, с помощью больной фантазии Караффы, в мои счастливые, безоблачные дни, совсем не волнуясь о том, что от такой неожиданной «реальности» у меня просто могло остановиться сердце...
Я грустно опустилась на стул у знакомого зеркала, в котором так часто когда-то отражались любимые лица моих родных... И у которого теперь, окружённая дорогими призраками, я сидела совсем одна... Воспоминания душили силой своей красоты и глубоко казнили горькой печалью нашего ушедшего счастья...
Когда-то (теперь казалось – очень давно!) у этого же огромного зеркала я каждое утро причёсывала чудесные, шёлковистые волосы моей маленькой Анны, шутливо давая ей первые детские уроки «ведьминой» школы... В этом же зеркале отражались горящие любовью глаза Джироламо, ласково обнимавшего меня за плечи... Это зеркало отражало в себе тысячи бережно хранимых, дивных мгновений, всколыхнувших теперь до самой глубины мою израненную, измученную душу.
Здесь же рядом, на маленьком ночном столике, стояла чудесная малахитовая шкатулка, в которой покоились мои великолепные украшения, так щедро когда-то подаренные мне моим добрым мужем, и вызывавшие дикую зависть богатых и капризных венецианок в те далёкие, прошедшие дни... Только вот сегодня эта шкатулка пустовала... Чьи-то грязные, жадные руки успели «убрать» подальше все, хранившееся там «блестящие безделушки», оценив в них только лишь денежную стоимость каждой отдельной вещи... Для меня же это была моя память, это были дни моего чистого счастья: вечер моей свадьбы... рождение Анны... какие-то мои, уже давно забытые победы или события нашей совместной жизни, каждое из которых отмечалось новым произведением искусства, право на которое имела лишь я одна... Это были не просто «камни», которые стоили дорого, это была забота моего Джироламо, его желание вызвать мою улыбку, и его восхищение моей красотой, которой он так искренне и глубоко гордился, и так честно и горячо любил... И вот теперь этих чистых воспоминаний касались чьи-то похотливые, жадные пальцы, на которых, съёжившись, горько плакала наша поруганная любовь...
В этой странной «воскресшей» комнате повсюду лежали мои любимые книги, а у окна грустно ждал в одиночестве старый добрый рояль... На шёлковом покрывале широкой кровати весело улыбалась первая кукла Анны, которой было теперь почти столько же лет, как и её несчастной, гонимой хозяйке... Только вот кукла, в отличие от Анны, не знала печали, и её не в силах был ранить злой человек...
Я рычала от невыносимой боли, как умирающий зверь, готовый к своему последнему смертельному прыжку... Воспоминания выжигали душу, оставаясь такими дивно реальными и живыми, что казалось, вот прямо сейчас откроется дверь и улыбающийся Джироламо начнёт прямо «с порога» с увлечением рассказывать последние новости ушедшего дня... Или вихрем ворвётся весёлая Анна, высыпая мне на колени охапку роз, пропитанных запахом дивного, тёплого итальянского лета...

Среди русских революционерок немало ярких личностей, - одна из них. Первая женщина-министр в истории, вторая в истории женщина-посол, теоретик международного феминизма, да и просто красивая женщина, не говоря уже о славе идеолога сексуальной революции.

Именно ей традиционно, но ошибочно приписывают авторство известной теории "стакана воды".

Из дворян, в девичестве - Домонтович. Отец - генерал, мать — из семьи фабриканта. Прекрасное домашнее образование: владела несколькими иностранными языками, хорошо разбиралась в литературе, прилично рисовала. Сестра - известная в свое время оперная певица Мравина, троюродный брат — Игорь Северянин, у которого есть строки: "Наш дом знакомых полон стай: и математик Верещагин, и Мравина, и Коллонтай".

© Public domain Поэт "Серебряного века" Игорь Северянин


© Public domain

Его позиция показалась Александре Михайловне убедительнее плехановской, но по-человечески ей больше нравился Плеханов.

Поэтому, когда российская социал-демократия распалась на большевиков и меньшевиков, Коллонтай не примкнула ни к той ни к другой фракции, не сумев выбрать между и .

Долго жила в эмиграции, где близко сошлась с самыми авторитетными вождями мировой социал-демократии, не говоря уже об известных суфражистках. Женское движение всегда привлекало , которая, написав немало работ на эту тему, стала в конце концов одним из главных теоретиков феминизма. И не только в России.

До мировой войны успела побыть сторонницей многих оппонентов Ильича, причем как с правого, так и с левого фланга. Поддерживала "ликвидаторов" — по ленинской терминологии это те "предатели-реформисты", кто стоял за легальные способы борьбы. И "отзовистов". А это те, кто боролся за отзыв представителей партии из Думы и предлагал немедленно уйти в подполье. Как она это совмещала, не знаю.

А вот взгляды на у Ленина и Коллонтай совпали, поэтому она и примкнула к большевикам. вернулась на родину, стала членом исполкома Петросовета и в отличие от многих сразу же поддержала ленинский курс на немедленную пролетарскую революцию.

На посту министра запомнилась разве что одним. В 1918 году по распоряжению наркома призрения отряд красногвардейцев и матросов пытался отобрать жилые помещения и покои митрополита Александро-Невской лавры в Петрограде.

Как гласило решение правительства, под детские приюты. Верующие, однако, оказали сопротивление. Жертвой этих событий стал протоиерей Петр Скипетров, его смертельно ранил красногвардеец. Именно те события послужили причиной анафемы патриарха Тихона безбожникам-большевикам.

И до революции, и после нее оставалась фигурой самостоятельной. Выступала против Брестского мира. В период Кронштадтского мятежа требовала от внятного объяснения: "Товарищи ждали ответа на те события, которые происходят у нас в Советской трудовой России, события грозные, чреватые последствиями. Мы ждали, что в партийной среде откроет, покажет всю суть, скажет, какие меры ЦК принимает, чтобы эти события не повторились. Владимир Ильич обошел вопрос о Кронштадте". Впрочем, она требовала от вождя почти невозможного: внятного ответа на вопрос, как совместить народовластие и диктатуру пролетариата?

Не одобрил Ильич и попытку обосновать отношение к сексу с марксистской точки зрения. Как она утверждала, "меньшая закрепленность общения полов непосредственно вытекает из основных задач рабочего класса". , судя по воспоминаниям Клары Цеткин, прокомментировал эту идею язвительно: "Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ?"

И заключил: "Спасибо за такой марксизм". о "стакане воды" тем не менее никогда не говорила. Это слова подруги Шопена — известной Жорж Санд. Да и то, если верить воспоминаниям Листа. Однако эту формулу к большевикам применить все же можно. Хотя речь не о сексе. Дотошно проработав вопрос захвата власти и легко разрешив для себя вопрос цены человеческой жизни, они вместе с тем не имели ни малейшего представления о будущем. Или, точнее, представляли его столь же смутно, как и средневековые утописты. Подобная близорукость ленинскую гвардию, однако, не смущала.

Взять Зимний для них было как выпить тот самый стакан воды. Разрушить до основания старый мир, а затем… там увидим.

У европейски образованной, идейно подкованной и внутренне раскрепощенной большевички есть рассказ "Скоро". Идет 1970 год: нет ни богатых, ни бедных, во всем мире победил коммунизм, слово "война" забыто, рабочий день - два часа. Грациозные девушки с косами и беззаботные юноши в живописных одеждах. "Живут не семьями, а расселяются по возрастам. Дети — в "Дворцах ребенка", юноши и девочки-подростки — в веселых домиках, окруженных садами, взрослые — в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики — в "Доме отдохновения".

Со времен "Утопии" Томаса Мора прошло свыше 400 лет. А перед глазами у большевиков все тот же мираж: розовощекая молодежь в цветущих садах, "Дом отдохновения" для ветеранов мировой революции. И ни слова о переломанных костях…

Мелочь, конечно, по сравнению с коммунистическим раем.

Любви не существует, есть только физические потребности, которые можно и нужно открыто удовлетворять – так считали пропагандисты оригинальной теории «стакана воды», бывшей крайне популярной в первый годы Советской власти. И если вы никогда о ней не слышали, то самое время восполнить этот пробел.

Заняться сексом – как водички попить

Теория «стакана воды» (или теория «бескрылого эроса»), которая возникла ещё в конце позапрошлого века, сегодня вновь актуальна. Правда, пока о названии такого жизненного уклада мало кто слышал. Смысл её прост: любви нет, а секс - базовая потребность индивидуумов. Следовательно, удовлетворить свои возникшие сексуальные потребности - это то же самое, что выпить стакан воды в жаркий день, чтобы утолить жажду. С кем, когда и как часто значения большого не имеет – главное, никаких условностей. По большому счёту, по такому принципу сейчас живёт каждый второй. Вера в любовь - это лирика, а физика, как ни крути, берёт своё.

В первые годы Советской власти и вовсе граждане нового государства должны были, если уж на то пошло, отказаться от устаревших семейных ценностей и с головой окунуться в разврат, то есть, простите, в новую жизнь. Легенд о воплощении теории в реальность ходит немало – одни историки утверждают, что в России её не пропагандировали вовсе, другие, напротив, с пеной у рта доказывают её существование, более того, время от времени на поверхность всплывают душераздирающие факты о женщинах в качестве национального достояния и отмене брака как такового, впрочем, трактовать эти факты можно по-разному. Так или иначе, итог один – совокупляться можно с кем угодно и когда угодно, главное не подхватить какого-нибудь неприятного заболевания.

Однако вопреки расхожему мнению, несмотря на то, что теория стакана воды приобрела большую популярность именно в России начала прошлого века, впервые о ней заговорили гораздо раньше и совсем не русские.

Жорж Санд имела в виду не это

Аврора Дюдеван (Жорж Санд)

Первый раз понятие стакана воды возникло в биографии всем нам хорошо известного по школьным урокам музыки Фредерика Шопена. Вот, правда, пропагандировал идею свободного совокупления без предрассудков совсем не он, а его подруга, главная женщина-эмансипантка своего времени Аврора Дюдеван, более известная под именем Жорж Санд. В борьбе за равноправие полов писательница и революционерка так увлеклась вопросами любви, что «автором» теории стакана воды сегодня считают именно её. По крайней мере, ранее никто так поэтично на эту тему высказаться не успел.

«Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит,» - утверждала Дюдеван, только подразумевала она вовсе не разврат, а независимость женщин. Мол, люби, кого захочешь и сколько захочешь, без всякого рода осуждений.

Как в СССР запретили секс

Доподлинно не известно, каким образом эта французская идея проникла в умы революцинных низов молодой Советской Республики. Но факт остается фактом: именно в 20-х годах теория «стакана воды» приобрела свою истинную форму и размах. Пропагандировала её в основном молодёжь, которой, судя по всему, неожиданная свобода странным образом подействовала на мозг и жизненные взгляды.

В одном из многочисленных печатных изданий было опубликовано открытое письмо комсомольца. Он написал целый научный труд по организации жизни современного человека, в котором ясно изложил решене по всем вопросам; между прочим, тема любви затрагивалась в § 4 «диссертации», где говорилось: «В этом пункте мы имеем влияние на некоторых членов союза разных стихов и другого хлама, который сочиняли поэты и прочие бумагомаратели о том, что любовь есть украшение личной жизни, а не голое размножение, что она должна быть как яркий букет хороших цветов и прочая «плешь», между тем любви нет, а есть физиологическое явление природы, и телячьи нежности тут решительно ни при чем».

В 1925 году в Москве даже появилось общество радикальных… нудистов. Чтобы окончательно избавиться от предрассудков, организаторы «клуба по интересам» и их подопечные предпочитали не одеваться вовсе, чтобы ничто не мешало совокуплению в любой момент. Женщинам, однако, разрешалось носить сумочку.

Разумеется, «верхами» такое вольнодумие (а проще говоря, разврат) не было поддержано вовсе. Идею беспорядочных половых связей осуждали и Ленин, и Луначарский, и Клара Цеткин. В отличие от большинства молодых пролетариев, у них было хоть какое-то, а иногда и очень хорошее воспитание и образование еще дореволюционных времен.

Клара Цеткин, немецкий политик, коммунист писала: «Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой марксизм».

Ленин же вовсе называл теорию «стакана воды» развлечением исключительно буржуазным.

Противостояние сторон закончилось сокрушительным поражением молодых и свободных и привело по факту к отмене секса окончательно и бесповоротно. Поскольку в Светском союзе к любому вопросу подходили с большой ответственностью, не избежала упорядочения и половая жизнь. Советский психиатр Залкинд даже выпустил 12 заповедей, призванных подвергнуть секс определённой системе, а именно – свести к минимуму.

Концепция новой женщины

Существовал и ещё один аспект, плотно связанный с оригинальной теорией. О новой женщине впервые заговорила революционерка, дипломат и общественный деятель Александра Коллонтай. Согласно её мнению женщина должна была быть абсолютно независимой. Только не стоит думать, что независимость женщин первой трети ХХ века подразумевала под собой возможность строить карьеру и заводить большое количество кошек. Мы, современные представительницы слабого пола относимся к вопросу эмансипации куда более романтично.

Александра Коллонтай

В 1913 году Коллонтай опубликовала программную статью «Новая женщина»: революционерка должна была быть самостоятельной, не принадлежать мужу или родителям, иными словами в понимании Коллонтай - быть полноправным членом общества. Для этого необходимо было избавиться от лишних эмоций, отказаться от ревности, уважать свободу мужчины и его право выбирать полового партнера. Расхожими стали лозунги вроде: «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей». Разгадка, вполне возможно, кроется в том, что сама Коллонтай к созданию семейного гнёздышка вовсе не стремилась, относясь к мужчинам, хоть и с некоторой нежностью, но всё же, как к расходному материалу. Что ж это вполне соответствует взглядам современных феминисток.

«Стакан воды» сегодня

Несмотря на то, что о самой теории сегодня знают совсем немного, по большому счёту она продолжает своё существование – правда, безымянной. Современные женщины, кстати, к половым отношениям относятся куда проще мужчин. Количество независимых женщин впечатляет, гражданский брак у нас в чести, а на смену ему уже идут новые формы - гостевой брак и прочее – чем это не отрицание традиционных семейных ценностей? Так что Жорж Санд вкупе с Александрой Коллонтай вполне могли бы гордиться своими последовательницами, даже не подозревающими, что все их современные взгляды на семью, брак и секс уже давно описаны в теории «стакана воды».

Введение

Теория стакана воды (теория «бескрылого эроса») - взгляды на любовь, брак и семью, которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды).

Критически разобрана А.Луначарским в статье «О быте: молодёжь и теория стакана воды». Авторство этой теории часто необосновано приписывают Александре Коллонтай и Кларе Цеткин, которые, хоть и высказывали свободные феминистские взгляды, никогда не примитивизировали их до уровня «стакана воды».

Идеи эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) женщины начали развивать в середине XIX века. Эти идеи поддержали марксисты. Предсказания о том, что социализм уничтожит буржуазную семью, высказывали классики марксизма, в частности Энгельс и Ленин. Ленин тем не менее отрицательно относился к теории стакана воды и называл её «совершенно немарксистской и сверх того противообщественной». «Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, края которого захватаны десятком губ?»

Теория стакана воды по своим идеям схожа с сексуальной революцией шестидесятых годов XX века на Западе.

1. Концепция новой женщины

Концепция новой женщины родилась во второй половине XIX века. Новую женщину описали в своих произведениях Жорж Санд, Генрик Ибсен, Николай Чернышевский и Иван Тургенев.

2. Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины

Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины и на функции семьи подробно изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно Энгельсу, семья является надстройкой над экономическим базисом. Например, моногамию Энгельс трактует как способ передачи богатств по наследству своим биологическим детям. По Энгельсу, семейное хозяйство при социализме должно стать частью общественного труда, а уход и воспитание за детьми - общественным делом. В связи с этим семья просто отомрёт. Отмирание буржуазной семьи предсказывает также «Манифест коммунистической партии».

Эти взгляды разделял и поддерживал В. И. Ленин, который предлагал «неуклонные, систематические меры к замене индивидуального хозяйствования отдельных семей общим кормлением больших групп семей» в своей статье «Десять тезисов о советской власти».

Теорию стакана воды он все же не считал вполне марксистской, замечая:

Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой марксизм.

Клара Цеткин, «О Ленине»

Луначарскому теория стакана воды не нравилась. Он утверждал, что при социализме сохранится любовь, причём она будет принципиальным образом отличаться от любви буржуазной: «Серьёзная, глубоко - сдержанная, вдумчивая, красивая любовь должна быть у нас взамен разврата буржуазии и „нигилистячего“ взгляда на „голую“ половую потребность».

3. Популярность теории в 20-е годы

«Теория стакана воды» (то есть уподобление половых отношений любому другому физиологическому акту, например, утолению жажды) достигла пика популярности в 20-е годы. О теории писала пресса, ей посвящались комсомольские диспуты.

4. Образ советской женщины

Идеал советской женщины, сложившийся в 30-е годы, существенно отходит от теории стакана воды и от представлений Коллонтай. Советская женщина должна была теперь сочетать трудовые обязанности, как в семье, так и во внешней сфере.

6. Источники

    Воспоминания о В. И. Ленине. - 1957 Т. 2. - С. 483-484.

Примечания

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_стакана_воды

Статьи по теме: