Леворукие дети: особенности развития, характеристика, психология. Стоит ли переучивать левшу

Национальное бюро экономических исследований США опубликовало в 2006 году исследование, которое показало, что мужчины-левши, имеющие средний уровень образования, зарабатывают на 15% больше своих коллег-правшей. Выпускники высших учебных заведений, у которых сильнее развита левая рука, зарабатывают на 13 - 21% больше, чем их однокашники-правши. С чем именно это связано, эксперты сказать не берутся. Как помочь ребенку-левше реализовать свои возможности? Об особенностях леворуких детей рассказывает руководитель Центра психодиагностики и психокоррекции при ИБП, кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии Российского государственного медицинского университета Татьяна Германовна Горячева.

Превратности природы

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за различные функции. В частности, правое полушарие ответственно за действия левой руки, а левое полушарие - за действия правой. Центр речи у правшей располагается в левом полушарии, которое выполняет функции зрительного и слухового восприятия, отвечает за ходьбу, пространственное и логическое мышление. Правое полушарие, в свою очередь, ответственно за интуицию, творческие способности, образное восприятие. У леворуких людей центр речи четко не установлен, он может располагаться в любом из полушарий.

У правшей доминантным (то есть ведущим) является левое полушарие, у левшей, соответ­ственно, наоборот. Поэтому левшество - это биологическая особенность, а не вредная привычка или физический недостаток, как считалось еще сто лет назад, когда малышей-левшей жестоко переучивали, привязывая левую руку к телу. Отношение к леворуким людям за прошедшее столетие изменилось: левшество уже не воспринимается как уродство или «печать дьявола», однако и по сей день разгадку механизма возникновения левшества ученые найти не могут.

Зато известны причины, по которым возникает леворукость, их несколько:

1.Генетическая особенность. Левшество передается по наследству. И не только от родителей к детям, но и от бабушек и прабабушек к внукам и правнукам. К примеру, если только один из родителей левша (или в его роду были левши), вероятность рождения леворукого ребенка составляет 17%. Если же левши мама и папа, эта вероятность возрастает до 46%.

2.Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Таким малышам приходится очень непросто. Если обычному левше неудобно есть и писать правой рукой, то этим деткам неудобно выполнять любую работу обеими руками! В/этом случае у малыша могут возникать серьезные задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. Помочь здесь могут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

3.«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте. Но иногда «вынужденное левшество» - следствие непреодолимого желания ребенка стать похожим на одного из родителей, когда в подражание маме или папе левше малыш ест и пишет левой рукой.

Какими они бывают

Подавляющее большинство людей является «абсолютными» правшами - около 45%. У правшей ведущими являются правая рука, правая нога, глаз и ухо. Людей, у которых, наоборот, доминирующими являются левая рука, нога, глаз и ухо - всего 4–5%. Это «абсолютные» левши. Остальные же 50% - «парциальные левши», то есть левши отчасти. Как правило, у них преобладает правая рука, но некоторые функции они выполняют левой. К парциальным левшам можно отнести и людей, которые по ведущему глазу (или уху, ноге) правши, а по руке - левши.

Интересно, что ребенок рождается с еще не совсем установленной доминантой полушарий, поэтому сразу после рождения малыша (и даже в течение нескольких месяцев) нельзя уверенно сказать, какая рука будет ведущей: правая или левая. Иногда случается, что мозг ребенка долго не может «выбрать» ведущую руку, то есть долго не может установить, какое из полушарий станет доминантным. В этом случае у ребенка может возникнуть задержка психомоторного развития и речи. Кстати, задержки речи и логопедические проблемы у левшей встречаются очень часто и даже в том случае, если ребенок довольно рано «выбрал» руку. Просто в том случае, если малыш никак не может «определиться» с ведущей рукой, логопедические проблемы могут быть еще серьезнее. Но прежде чем бежать к логопеду, родители обязательно должны показать малыша нейропсихологу, который и будет определять программу коррекционных занятий и направит кроху к подходящему специалисту.

Очень редко встречаются такие дети, у которых обе руки ведущие. Это редкое явление называется амбидекстрией, а люди, хорошо владеющие обеими руками, - амбидекстрами. Амбидекстрам в какой-то мере живется легче, чем «простым смертным», ведь они могут писать обеими руками попеременно, носить сумку на любом плече и с легкостью делать маникюр левой на правой и правой на левой. Однако далеко не всегда амбидекстры такие уж везунчики, поскольку им труднее «переваривать» полученную информацию, труднее включаться в работу. И связано это с тем, что у них четко не определено доминантное полушарие.

«Особые» дети

Конечно, каждый человек индивидуален, и к каждому ребенку нужен персональный подход. Однако мир левши - это все-таки особый, необычный мир, пространство и время которого иные, чем у праворуких людей. Какие - описать трудно, почти невозможно, но можно отметить, что левши испытывают большие трудности с пространственным мышлением, с ориентацией на местности. Из них получаются плохие водители или портные. Зато ученые в голос говорят об уникальном развитии интуиции подавляющего большинства левшей и их способности «заглядывать» в будущее, «видеть» события прошлого. Это можно назвать «паранормальными» явлениями, однако для левшей это явление абсолютно нормально и даже естественно. Факт удивительный и кажется недостоверным, но он имеет место, и ученые до сих пор бьются над его разгадкой.

Дети-левши крайне ранимые и чувствительные натуры с тонкой душевной организацией, которым присущи чрезмерная эмоциональность и даже эмоциональная неустойчивость. Левши чаще склонны к меланхолии, к элегическим настроениям, рефлексии и депрессии. Знаменательно, что среди левшей как больше одаренных и гениальных людей (по сравнению с правшами), так и больше детей с задержками развития. Но при правильном подходе, регулярных занятиях и внимательном отношении ребенок не только способен компенсироваться, но и раскрыть в полной мере творческий потенциал, присущий левшам.

Пусть меня научат!

Пожалуй, самый важный и мучительный вопрос для родителей детишек-левшей - стоит ли переучивать ребенка и заставлять его разрабатывать правую руку? Вопрос не праздный и более чем актуальный. Ведь до сих пор в отечественных школах многие учителя даже не знают, что существуют специальные прописи для левшей! И вот они не хотят «ставить» левше руку, ведь это несколько сложнее, чем «ставить» правую: нужно особым образом располагать лист, особым образом держать ручку, чтобы не закрывать рукой тетрадь и видеть, что пишешь. Однако для многих малышей такое эгоистическое нежелание учителей и молчаливое согласие родителей становится поистине трагичным. Совершенно очевидно, что ребенку, который пишет и рисует «пассивной» рукой, выполнять эти действия намного труднее, чем праворуким детям. Ребенок пишет медленнее, делает больше помарок и ошибок - в итоге хуже учится, отстает и получает плохие отметки. И это притом, что ребенок может быть намного умнее и сообразительнее своих сверстников! У малыша появляется неуверенность в себе, зажатость, патологический страх неудач, которые перерастают в серьезные комплексы, неврозы и стойкое нежелание учиться. Вполне здоровый и благополучный ребенок может начать страдать тиками, заиканием, ночным энурезом, страхами, «писчим спазмом» - судорогами, которые возникают, когда ребенок начинает писать или просто берет в руки ручку. Страхи и неврозы могут в свою очередь затормозить общее психическое и интеллектуальное развитие, ведь ребенок постоянно находится в состоянии стресса, из которого не видит выхода. А как известно, стрессовые ситуации, постоянные страхи замедляют и парализуют психоэмоциональное развитие. Кроме того, малыш может на всю жизнь возненавидеть чтение, письмо, рисование и сам процесс обучения. Комплексы, появившиеся в детстве, человек может пронести через всю жизнь, это будет отражаться не только на его профессиональном росте, но и на общении с окружающими.

Когда-то считалось, что леворукость возникает из-за привычки, заложенной с детства. Об этом говорил известный английский невропатолог, доктор медицины Джон Джексон, автор одной из первых серьезных научных работ о левшах. По мнению доктора Джексона, всех детей-левшей необходимо переучивать, и желательно так, чтобы они могли владеть обеими руками одинаково хорошо. Долгие годы общество придерживалось этих правил, однако теперь научно доказано, что истинных левшей переучить невозможно! Как ни старайся, но ребенок все равно не сумеет писать правой рукой или выполнять мелкую работу. Несколько иначе дело обстоит с амбидекстрами и парциальными левшами, когда четко не проявлена доминантность полушария: этих малышей можно приучить делать какие-то вещи правой рукой (например, писать), но многие функции ребенок все равно будет делать левой: рисовать, есть или забивать гвозди.

Кто ты?

Понять, кто же ваш малыш, правша или левша, желательно еще до школы, чтобы избежать возможных проблем. «Латеральный профиль», то есть доминантность полушария, обычно устанавливается к 5 годам. Но иногда лево- или праворукость проявляется гораздо раньше. Понять, к какому «лагерю» относится ребенок, помогают простые тесты.

Если у вас совсем маленький ребенок, присмотритесь, какой рукой младенец тянется к игрушкам, складывает пирамидку из кубиков, пытается ухватить мелкие предметы. Если ребенок старше, проследите, какой рукой он чаще бросает мяч, берет карандаш, рисует, держит ложку, кружку, расческу.

Попросите малыша скрестить руки на груди (так называемая поза «Наполеона»), и в зависимости от того, какая рука окажется сверху, можно сказать, какая рука является ведущей.

Еще один способ определения ведущей руки - скрещивание пальцев: если большой палец левой руки окажется сверху, значит, мелкую работу ребенок чаще делает именно левой рукой, и, соответственно, та или иная доля левшества у ребенка имеется.

Пусть ребенок проденет нитку в иголку. Пассивной рукой он будет держать иголку.

Предложите ребенку послушать наручные часы и посмотрите, к какому уху он их поднесет.

Попросите ребенка попрыгать на одной ножке. С какой ноги малыш начнет, та и ведущая.

Возьмите карандаш. Пусть ребенок зажмурится и по вашей команде посмотрит на карандаш поочередно сначала левым, а потом правым глазом. Если мишень сильно смещается, когда ребенок смотрит правым глазом, значит, ведущий глаз левый. И наоборот, если цель смещается, когда левый глаз открыт, то ведущий глаз - правый.

Родителям на/заметку

Если вы удостоверились в том, что ваш малыш левша, запомните несколько рекомендаций:

1.Не пытайтесь насильно переучивать ребенка.

2.Развивайте моторику и координацию рук и глаз крохи, занимайтесь с малышом лепкой, собирайте пазлы, вышивайте, рисуйте, складывайте оригами, плетите бусы.

3.Постарайтесь четко организовать день ребенка, чтобы у малыша был определенный режим, чтобы ребенок проводил много времени на воздухе, отдыхал - левши легко переутомляются, очень возбудимы, поэтому нагрузки должны быть умеренными.

4.Если у ребенка имеются логопедические проблемы или задержка речи, посетите нейропсихолога и логопеда. Занятия с логопедом лучше начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не испытывал проблем с речью. В противном случае малышу будет гораздо сложнее освоить чтение и письмо.

6.Обязательно купите прописи для левшей. Многие учителя не знают о специальных прописях для леворуких и начинают обучать ребенка по отработанной с правшами схеме. Поэтому заранее обговорите с учителем, что ребенок левша и переучивать его не следует.

7.Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только определенной рукой: малыш может рисовать правой, а писать и есть - левой.

8.Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью.

9.Помните сами и напоминайте ребенку, что среди левшей очень много одаренных и великих людей. Среди них – Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Никола Тесла, Пабло Пикассо, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Ломоносов, Лев Толстой, Эйнштейн, Черчилль, Петр/I, Аристотель и многие другие. Одним из самых известных левшей был великий Леонардо да Винчи: все его художественные шедевры созданы левой рукой. Так же как и знаменитые записи, многие из которых он зашифровал с помощью «зеркального» письма - справа налево. Этот феномен прославленного художника свойственен большинству левшей. Они могут не только с легкостью читать справа налево, но и произносить целые фразы «шиворот-навыворот».

10. Национальное бюро экономических исследований США опубликовало в 2006 году любопытное исследование, которое показало, что мужчины-левши, имеющие средний уровень образования, зарабатывают на 15% больше своих коллег-правшей. Выпускники высших учебных заведений, у которых сильнее развита левая рука, зарабатывают на 13/-/21% (в зависимости от продолжительности обучения) больше, чем их однокашники-правши. С чем именно это связано, эксперты сказать не берутся. В любом случае левшество не недостаток, а особенность. Но при правильном воспитании и обучении эта особенность может стать и достоинством маленького левши. Не/забывайте об этом.

Меня всегда удивляло желание людей соответствовать каким-то стандартам, кем-то придуманным эталонам и при этом стараться «вылепить» из своего ребенка идеального, которого требует общество. Причем уже спустя четверть века пережитки «Совка» нет-нет, да проглядываются в обществе. Страны то нет давно, а устои остались в тех, кто в ней жил и рос когда-то.

Много чего хорошего там было, но и много странного. К примеру, левшевство считалось патологией, непоправимым нарушением, которое требовало искоренения, переучивания, и не дай боже, чтобы кто-то брал ручку левой рукой, тут же следовал шлепок линейкой и двойка.

Выросшие в такой среде дети, а сейчас уже взрослые, родители, замечая такую особенность у своего чада, пугаются не на шутку, мол, ребенок левша, нужно ли переучивать и вообще караул! Такое отношение к ведущей руке у человека, отличной от правой, по крайней мере сейчас, мягко говоря, удивляет. Травля какая-то, дискриминация. И пусть в средние века левшей считали посланниками Дьявола, но сейчас 21 век на дворе, между прочим! Критиковать левшу за то, что он предпочитает пользоваться иной рукой, все равно, что травить человека за то, что у него карие глаза или, например, веснушки… Давайте разберем тему левшества в общем и поговорим о поведении родителей, если ребенок левша.

Ситуация раньше

Чтобы иметь представление о том, почему некоторые сейчас особенно беспокоятся на этот счет, следует вкратце привести некоторые исторические справки. Так, для полноты картины.

Праворукий мир никогда не принимал других людей, отличных от них, до недавних пор. Левшей считали приспешниками нечистой силы, изолировали от общества, подвергали даже телесным наказаниям, на Руси у них не было права голоса. В исламе, например, левая рука считается «грязной».

Тотальная дисциплина в советские времена, обязательное соответствие общепринятым нормам, строгие требования к чистописанию допускали так называемое переучивание левшей, т.е. всеми возможными способами запрещали использовать удобную руку и заставляли писать, манипулировать и везде применять именно правую. Методы использовались всякие, даже физическое наказание или механическое предотвращение использования левой руки путем привязывания последней к телу ребенка (кошмар!).

В конечном итоге благодаря многочисленным исследованиям, в частности, немалый вклад внес советский ученый А. Чуприков, в 1985 году был внесен законопроект о прекращении преследований левшества и защите леворукого письма.

Физиология леворуких

Способность писать левой рукой обуславливается доминированием правого полушария мозга. Как известно, каждое из двух полушарий отвечает за определенные способности и качества человека, а механизм работы носит перекрестный характер.

Так, левое полушарие контролирует правую половину тела и отвечает за логику, способность производить расчеты, речь .

Правое же ответственно за абстрактное и образное мышление, творческую составляющую и умение быстро найти выход из критической ситуации .

Про таких еще говорят: «нестандартно мыслит». Это можно объяснить, почему среди левшей очень много талантливых, гениальных, одаренных и неординарных личностей.

{reklama2}

Так почему ребенок левша? В подавляющем большинстве случаев это объясняется тем, что у него более активно правое полушарие мозга, соответственно левая половина тела, в том числе и рука, является преобладающей, ведущей. Ему удобно прыгать на левой ноге, отталкиваться от нее при старте, пинать мяч, есть, писать и брать предметы левой рукой, смотреть в подзорную трубу левым глазом и прислушиваться к шороху левым ухом.

Но ученые выделяют несколько разновидностей левшества и леворукости. Среди них:

Генетическое

Особенность передается из поколения в поколение. Наиболее высока вероятность рождения ребенка-левши у леворуких родителей. Если только мама или только папа предпочитают левую руку, то шанс снижается до 12 %;

Компенсаторное

Леворукость (именно леворукость) развивается в утробе или же при рождении вследствие травм конечностей, повреждения или изменений в левом полушарии мозга. Родовая травма, болезни матери при беременности, повышенный уровень тестостерона и прочие изменения приводят к образованию леворукости. Банальный перелом правой руки вынуждает использовать оставшуюся руку в качестве основной. Так, примерно за полгода человек способен полностью овладеть письмом и манипуляциями другой конечностью;

Ложное

Такое явление малораспространенное и носит временный характер. Проявляется в виде временном использовании левой руки у детей-правшей, которые подражают взрослым или просто экспериментируют с возможностями своего тела.

В ходе исследования леворукости выявлено много чего интересного. Например, было установлено, чем старше возраст родителей, тем выше вероятность рождения у них ребенка-левши. Статистика твердит следующее: у родителей возрастом за 30 шанс рождения левши на четверть выше, чем у молодых мам и пап до 25 лет от роду. А у беременной старше 45 лет есть почти 100 % вероятность, что малыш будет использовать именно левую ручку как ведущую.

Хоть точное возникновение левшества не изучено в полной мере, хорошим аргументом в пользу того, что это именно врожденный фактор, обусловленный генетически, является преобладание левшей среди однояйцевых близнецов, детей с хромосомным нарушениями (синдром Дауна и т.д.), аутизмом.

Особенности развития

Итак, ваш ребенок левша, особенности развития такого малыша мало чем отличаются от развития детей-сверстников. Но все же могут быть некоторые последствия преобладания правого полушария (как мы помним, оно у нас «творческое»). Последствия эти никаким образом не носят негативный характер, просто стоит их учитывать.

Такие ребятишки часто имеют явные творческие наклонности. Они более ранимы, мечтательны, забывчивы, обидчивы, изобретательны и креативны. В раннем возрасте они могут показывать свою одаренность и делать что-то лучше и раньше своих сверстников, например, читать или считать до 100.

Бытует мнение, что у таких детей могут возникнуть проблемы с запоминанием информации (запомнить буквы алфавита или стих им сложнее). Конечно, не все левши плохо учат стихи и получают двойки по литературе, но такая тенденция есть. Занимаясь с ребенком, важно предоставлять ему информацию в образах, он так лучше запомнит. Заучивая алфавит, родителям советуют показывать ребенку, на что похожи буквы, а разучивая стих можно рисовать картинку разворачивающихся там действий.

Кто-то поговаривает, что и с точными науками у них «туган». Детям сложно считать в уме, решать арифметические задачи, чертить. Такие особенности встречаются часто, но, опять же, не в 100 % случаев. Юного всемирно признанного гения Альберта Энштейна (а он тоже левша) хотели отчислить из школы за неуспеваемость по физике и другим точным предметам. К слову, он так и не получил аттестат зрелости.

В любом случае, не стоит делать из этого трагедию, поскольку ее просто нет. При домашнем обучении или при освоении школьной программы желательно делать упор на гуманитарную и творческую составляющую. Поощряйте то, что ваш ребенок делает особенно хорошо.

Первые признаки преобладания той или иной руки

Замечая признаки преобладания другой ручки у малыша, родители, возможно, захотят узнать, как определить левша или правша ребенок. Это сделать не трудно, ведь достаточно просто понаблюдать за своим ребенком или попросить сделать какие-то простые движения, например, прыгнуть на одной ноге, дать пожать руку или попросить нарисовать цветок на бумаге.

К слову, хоть многие дети и рождаются с доминированием левой половины тела, проявляется это далеко не сразу. Многие дошколята одинаково хорошо управляются обеими ручками. Таких всеумельцев называют амбидекстрами или обеерукими. Это обусловлено тем, что полушария мозга развиваются неравномерно, одно позже, другое раньше. Поощрять обеерукость полезно, но если сам малыш не противится этому. Истинное левшество можно заметить ближе к 4-5 годам, когда ребенок не только рисует левой рукой, но и использует ее как основную в манипуляциях.

Если обращаться к статистике, то левшей на свете около 8-15 %, т.е. примерно каждый седьмой из нас. Немало, согласитесь. А вот амбидекстры – настоящая редкость – 2 % населения земного шара.

Надо ли переучивать?

Хотелось бы, что дойдя до этой главы, вы бы сами ответили на этот вопрос. Устои прошлых лет требовали каких-то одинаковых качеств, стандартизации и следования общепринятым правилам. Всех «чесали под одну гребенку», чуть выделяешься из толпы, то тут же клеймят «белой вороной», травят, угнетают твои особенности. Это порождает миллион комплексов, неуверенность в себе, ненависть к людям и к своему телу. Это стресс, хронический и тяжелый. Говоря ребенку, что пользоваться левой рукой плохо и неправильно, вы самостоятельно взращиваете комплексы, проблемы с самооценкой, неврологические и психические проблемы.

В современном мире все проще, слава богу. Индивидуальность, непохожесть на серую массу однотипных людишек, наличие пусть маленькой, но особенности, поощряется и оборачивается из недостатка в достоинство. Зачем лишать своего чада уникальности? Хотя, лично мне, к примеру, леворукость не кажется чем-то из ряда вон выходящим, требующим коррекции или какого-либо вмешательства. Это действительно, как цвет волос, как веснушки, как тонкие «музыкальные» пальчики на руках. Это просто особенность тела, это ни порок, ни патология, ни недостаток. ЭТО НОРМАЛЬНО.

Но, никакие аргументы не действуют на любителей «старой школы» и следования стандартам. В их жизни все должно быть «как у людей», и, встречаясь с левшеством у своего ребенка, они по привычке или, может, в силу авторитарного воспитания, или под давлением старших родственников, или еще черт знает почему, стараются переучить ребенка работать только правой рукой. Бывает, что родители вовсе не против такой особенности, но педагоги в школе, воспитатели в садике думают иначе.

Так вот переучивать ребенка не только бессмысленно, но и чревато. Нет, можно впоследствии переучить ребенка писать только правой рукой. Но он писать будет правой, а делать все равно по-своему. Или станет правшой, но какой ценой! Научно доказано, что насильное переучивание крайне негативно сказывается на детской психике и является прямым следствием появления:

✓ нервного тика;

✓ заикания;

✓ дислексии;

✓ ночных недержаний (энурез);

✓ проблем с ориентацией во времени и пространстве;

✓ трудностей в учебе;

✓ раздражительности и упрямости;

✓ психосоматических заболеваний и т.д.

А теперь представьте, что всего этого можно избежать, просто отпустив какие-то свои представления об «идеальном ребенке» и о том, что «так правильно, а так не правильно». Зачем калечить психику малышу по причине своих убеждений? Он сам без вас разберется.

Воспитание левшей практически ничем не отличается от деток-правшей. Они одинаковы практически во всем, за исключением преобладания разных половин тела. И то, и другое – варианты нормы. Но все же некоторые рекомендации стоит дать:

✓ развивайте творческие особенности ребенка, поощряйте занятие, которые ему нравятся. Он обязательно в этом преуспеет;

не акцентируйте внимание на левшестве. Это не зачем, это порождает в голове малыша сомнения («со мной что-то не так», «я не такой, как все», «я неправильный»);

не ругайте ребенка и не старайтесь насильно заставить использовать неудобную для него руку. Детки волнуются и сильно устают от этого, могут жаловаться на усталость в правой ручке и рассеянность;

впрочем, вы можете попытаться стимулировать развитие правой руки и поощрять за желание манипулировать обеими конечностями. Это очень полезное и универсальное качество пригодится в жизни. Но никогда не заставляйте, если ребенок не хочет этого сам;

занимаясь дома, организуйте рабочее место правильно: свет должен быть справа от ребенка, стол ровный, стул со спинкой. Научите держать ручку, покажите, как правильно наклонить тетрадь;

предупредите педагогов об особенностях ребенка. Они грамотно организуют его рабочее пространство. Обязательно скажите, что вы категорически против порицания левшества;

научите малыша приспосабливаться в праворуком мире: купите ему ножницы, компьютерную мышку и другие предметы, ориентированные на левшей;

поддержите ребенка во всех начинаниях и примите его таким, какой он есть. Он уникальный и самый лучший для вас, пускай немного рассеянный и мечтательный, но это же здорово!

Заключение

Вообще тема левшества и леворукости очень интересная! Мы с вами смогли вкратце разобрать, почему ребенок левша, чем обусловлено преобладание другой половины тела, последствия насильного переучивания и каковы они – левши.

Относитесь к такой особенности своего ребенка, как к дару, таланту, норме, если хотите, но не как к недостатку или пороку ни в коем случае! Примите левшевство как данность, которую вы не можете изменить. Сейчас в праворуком мире для левшей создают все условия для максимального комфорта: дверные ручки, кнопки в лифте, клавиатуры и мыши, смартфоны, что угодно. Проблем с этим нет, не должно возникать и у вас, а тем более, у малыша.

1 4 663 0

Все дети особенные. Но некоторые “особеннее” других. К ним относятся дети левши. Не своевременное определение этой особенности или неправильные действия, могут навредить вашему малышу. Поэтому, родителям важно знать, почему так происходит, как узнать, что ребенок левша, надо ли переучивать или воспринять все как есть. Советы ниже помогут вам в этом разобраться.

Особенности ребенка левши

Мозг состоит из двух полушарий. Каждое выполняет определенную функцию. Правое полушарие правши работает с образами, а левое – размещает языковые центры и центры распознавание знаков (алфавит, математические, дорожные знаки и т.д.).

В левши полушария полностью поменялись функциями: правое отвечает за речь, левое – образное мышление.

Все эти особенности и преимущества формируются к 5-7 годам. К этому времени ведущая рука может меняться.

И правши, и левши живут относительно комфортно, они без особых усилий овладевают навыками общения, письма и чтения, если только левшу насильно не переучивать писать правой рукой.

Но кроме лево- и праворуких людей, около 50% населения характеризуются так называемой “мозаичной”, или скрытой, леворукостью. Такого левшу могут начать переучивать “не специально”.

Кроме того, скрытая леворукость часто связана с травмами, полученными во время родов. Поэтому, в таких детей могут быть трудности с пониманием речи, грамотным письмом, почерком, координацией движений. В 5-6 лет детям нужна помощь хорошего логопеда – перед тем, как они начнут посещать школу.

Что делать

В повседневной жизни леворукость не очень мешает ребенку. Не так уж сложно научиться кушать или рисовать левой рукой, а ножницы для леворуких уже давно есть в продаже. Но как ребенок будет писать в школе, – вот что сильно волнует родителей!

Здесь действительно есть трудности и секреты:

  • Если учитель не знает об этом, то нужно договориться с ним, чтобы тетради и книги леворукого ребенка отличались от тетрадей и книг его одноклассников, которые пишут правой рукой.
  • В левши глаза двигаются за строкой не слева направо, а справа налево. Поэтому, с чтением слов могут возникнуть трудности. Ребенок может пытаться читать наоборот, искажать буквы и путать части слова во время письма. Обозначайте левую часть слова (предложения, строки) красным карандашом, а правую – синим. И учите читать “от красного до синего”, проводя пальцем по строке. Когда ребенок хорошо освоит этот прием, попросите его самостоятельно находить начало рядка. Но, как раньше, следите, чтобы палец ровно двигался по строке и помогал ребенку во время чтения. Делать это надо к тому времени, пока не сформируется четкий навык чтения в правильном порядке. Никогда не торопите ребенка во время чтения.
  • Повесьте над столом ребенка алфавит с напечатанными и написанными буквами. Попросите посмотреть, как пишется эта буква и скопируйте ее.
  • Для улучшения навыков правильного письма помогут прописи, в которых детям нужно обводить написаны пунктиром буквы (особенно, если в них стрелками отмечено направление, куда должна двигаться ручка). А также упражнения, вроде корректурной пробы. Напишите в строке несколько “правильных” и перевернутых букв вперемешку, и попросите ребенка зачеркнуть все неправильные буквы.
  • Если ребенок пишет левой рукой, научите правильно размещать тетрадь и руки на столе. Чтобы ребенок видел то, что пишет, тетрадь должна лежать на столе с наклоном в правую сторону: правый нижний угол страницы должен быть направлен к середине грудной клетки ребенка, а кисть левой руки с ручкой или карандашом – находиться под строкой.
  • Руки левши должны лежать так на столе, чтобы локоть левой руки несколько выглядывал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а права лежала на столе и придерживала тетрадь, чтобы она не двигалась. При этом буквы будут писаться с наклоном влево.

Переучивать ребенка к наклону вправо не нужно, это даже совсем невозможно..

  • Обозначайте красным цветом левое поле в тетради, а синим – правое. Делайте это до тех пор, пока ребенок не научиться писать слева направо.

Тест для проверки ребенка

Этот тест поможет вам определить, есть ли у вашего ребенка признаки скрытой леворукости, и своевременно обратится к специалисту. Тест состоит из 9 шагов. Удачи!

Чтобы результаты были объективными, постарайтесь придерживаться таких условий:

  • Желательно, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете. Предложите поиграть, сделать задание.
  • Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть точно напротив ребенка, а все приспособления, книги следует сложить перед ребенком посредине стола. На одинаковом уровне от правой к левой руки.
  • Хорошо, если коробочки, бусинки, мяч, ножницы и др. будут размещены рядом со столом на низком столику, чтобы ребенок не видел их и не отвлекался.

Рисование

Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того, как он закончить рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.

Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не выйдет». Можете убедить ребенка: «Я знаю, что тяжело рисовать один и тот же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся».

В этом задании нужно сравнить качество исполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался во время выполнения задания, правильно сидел.

Открывание небольшого коробка

Ребенку предлагается несколько коробочек. Задание: «Найди спичку (фигурку) в одной с коробочек».

Управляющей будет та рука, какая открывает и закрывает коробочки.

Игра в мяч

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно кидать и ловить одной рукой. Мяч ложится на стол прямо перед ребенком. Взрослый просит кинуть ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно кидать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, кольцо.

Вырезание рисунка

Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчонка…). Учитывайте, что более активной может быть рука, которой ребенок держит ножницы, и та, в которой он держит открытку. Ножницы могут быть недвижимы, а открытку ребенок будет вертеть.

Вы можете получить неправильный результат, если размер и форма ножниц не отвечает размеру руки ребенка.

Бисер

Можете вместе с ребенком нанизывать бисер или пуговицы на иголку с нитью или шнурок. С помощью ведущей руки малыш и будет выполнять действие.

Круговые движения

Ребенку предлагают открыть несколько баночек (2-3) с крышками, что закручиваются. Учитывайте то, что ребенок может держать банку за крышку, а крутить саму емкость.

Если вы левша или знаете кого-нибудь из них, вы замечали, что левшам приходится приспосаб­ливаться к жизни в этом мире, поскольку мы жи­вем в правостороннем мире.

96 процентов людей праворукие, и, естествен­но, все вещи - от дверных ручек, замков, отвер­ток, автомобилей, музыкальных инструментов и машин до таких мелочей, как пуговицы на нашей одежде - предназначены для праворуких людей. Но тем не менее большинство леворуких людей, кажется, живут довольно хорошо. И конечно, есть примеры левшей, которые добивались в жиз­ни очень многого. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело, двое из величайших гениев ми­ра, были левшами.

В то время как некоторые родители расстраи­ваются, если их дети - левши, большинство ме­дицинских авторитетов считают, что благоразум­нее ничего не исправлять. Лучшее развитие левой руки - это не дефект человека, поэтому ребенка не надо бранить или наказывать и не надо делать никаких усилий, чтобы стараться превратить его в праворукого. Таково мнение авторитетов.

Итак, что же делает большинство людей праворукими?

Долгое время думали, что мы праворукие из-за таких вещей, как тренировка, традиции, и как результат - большинство людей праворукие. По­этому считалось, что у левши что-то не в поряд­ке, потому что они не могут делать вещи так, как делают другие. Сегодня считается, что большин­ство людей праворукие, потому что мозг боль­шинства людей функционирует в определенном направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей ле­вое полушарие мозга господствует, поэтому пра­вая половина их тела более искусна и лучше раз­вита. Наша правая рука работает лучше, чем ле­вая рука.

Приходилось ли вам наблюдать, как ваш ребёнок, перекладывает ложку из правой руки в левую? Или когда малыш тянется за игрушкой, хватает её левой ручкой? Наверное, вы не раз думали над тем, нужно ли переучивать ребёнка, или оставить всё как есть.

Многие родители ошибочно считают, что левшество – это чуть ли не дурная привычка, которую можно искоренить у ребёнка жёсткими мерами, а дальше всё пойдёт, как надо. Но в том-то и дело, что это не привычка, не результат ошибок педагога и не болезнь.

Левшество – это один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врождённых генетических особенностей этого организма, а точнее – от особенностей строения мозга ребёнка.

Психологи установили, что у детей правшество и левшество в основном формируется к четырём годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Для выявления ведущей руки психологи используют специальные тесты. Родители и педагоги могут отнести ребёнка к левшам или правшам, наблюдая за ним изо дня в день: какой рукой ребёнок обычно берёт мелкие предметы, какой машет на прощание, какой рисует, бросает мячик и т.д.

Посмотрите, как относится ребёнок к тому, что вы доброжелательно и с улыбкой перекладываете ложку из левой ручки в правую. Если вы видите, что ребёнку это неприятно, что он пытается переложить ложку снова в левую руку, начинает капризничать, то это сигнал вам, что вы нарушаете естественный ход развития организма и рискуете причинить ему непоправимый вред.

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа. Действительно, доказано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу.

Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

При обучении леворукие дети более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах в строгих

условиях. Их стихия – индивидуальная работа, важна собственная инициатива и интуиция.

Как вы думаете, много ли левшей среди выдающихся людей?

Да, много! Леворукими были: Пабло Пикассо, Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бетховен и Чарли Чаплин. А леворукий Эрне Рубик придумал кубик, которым до сих пор увлекаются во многих странах мира.

Может, и ваш ребенок один из одаренных детей? Зачем идти наперекор природе и переучивать, только для того, чтобы он был таким, как все? Природа умна, знайте: ваш ребенок обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других и которые являются сильными сторонами его личности. Любите своего ребенка таким, какой он есть.

Статью подготовила учитель прогимназии д/c "ЛУЧиК" на Остоженке

Васюкова Юлия Васильевна.

Первый тест, определяющий, станет малыш правшой или левшой, - какой рукой он потянется к погремушке. Что делать, если и взрослеющий ребенок пишет, рисует и ест левой рукой?

Около 90% людей являются правшами. Примерно 5% левши и такое же количество одинаково успешно владеют левой и правой рукой.

Существует ряд причин, по которым ребенок становится левшой. Есть несколько видов левшества, разных по своему происхождению: генетически передаваемое левшество и леворукость.

В первом случае ведущую руку определяет головной мозг. Правой половиной тела управляет его левое полушарие, а левой - правое. Во втором случае причиной леворукости могут стать родовая травма, особенности развития и воспитания малыша.

Если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%.

Оптимальный возраст для выявления леворукости

Ведущую руку очень важно определить еще в дошкольном возрасте. Это позволит оградить ребенка от переучивания на активность правой руки и снизить риск его неудач в учебе.

Диагностику леворукости малыша можно начинать в возрасте от 4-5 месяцев, когда ребенок полноценно пользуется руками для захвата и исследования предметов. Однако в возрасте 2-2,5 лет развитие ребенка предусматривает периодические изменения в предпочтениях использования той или иной руки. До возраста 4-4,5 лет дети примерно одинаково успешно пользуются обеими руками. И лишь около 5 лет у ребенка начинает формироваться устойчивое предпочтение той или иной руки.

Последствия переучивания леворуких детей

До недавнего времени существовала практика переучивания левшей. В результате в школе становилось как минимум на одного отстающего ученика больше.

Насильственное превращение правой руки в ведущую негативно отражается не только на учебном процессе. Оно характеризуется такими проявлениями, как:

  • искажение формирования личности ребенка;
  • невроз;
  • подавление творческого развития;
  • повышенная раздражительность;
  • упрямство;
  • повышение невнимательности.

По статистике, сейчас на Земле почти 500 млн леворуких людей. Левшами в Европе рождается около 10% детей.

Особенности обучения леворуких детей

Родителям, воспитателям и педагогам необходимо учитывать доминантность правого полушария у леворуких детей. Созданию комфортных условий для учебы левшей помогут:

  • организация учебного места с хорошим освещением с правой стороны;
  • знание особенности, что левшу нежелательно сажать у окна, так как леворукие дети имеют свойство легко отвлекаться;
  • неакцентирование внимания на неудачах левшей, ведь они очень эмоционально реагируют на проблемы в учебе;
  • помощь в преодолении возможных трудностей в овладении точными науками;
  • поощрение интереса к гуманитарным наукам и творческой деятельности;
  • понимание, что переучивание леворуких детей создает дополнительные трудности в овладении ими счетом, письмом и чтением;
  • отсутствие негативного отношения к леворукости ребенка.

Левше - быть!

Переучивать ребенка-левшу нельзя. В случае если воспитатель или педагог придерживаются иной точки зрения, родителям необходимо обсудить с ними вопрос невмешательства в данную особенность личности вашего сына или дочери.

Ведь если насильственно «скорректировать» работу детского мозга , тем более в раннем возрасте, могут возникнуть непредсказуемые последствия. И что опасно, они могут проявиться не сразу, а спустя годы. Поэтому пусть ребенок пишет, играет, ест и рисует той рукой, какой ему удобнее.

В спорте левшей часто называют southpaw. Принято считать, что термин появился в США среди игроков в бейсбол. Бейсбольные поля обычно проектируются так, что отбивающий стоит лицом на восток, чтобы полуденное или вечернее солнце не светило ему в глаза. Поэтому левши имеют преимущество при игре в бейсбол.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Ориентация ведущей руки развивается еще до рождения ребенка. Первоначально руку доминирования можно диагностировать исходя из того, какую руку (кулачок) малыш чаще берет в рот.

Дети-левши более нетерпеливы, но очень общительны и контактны. Они часто выбирают творческие профессии. Левши особенно ценятся в боксе и фехтовании, так как они имеют фактор неожиданности в бою.

Сейчас уже никто не принуждает детей к праворукому письму в школе, не переучивает левшей. Конечно, леворукий ребенок будет сталкиваться с неудобствами окружающего пространства, так как вокруг нас все обустроено под праворуких. Но это не основание для беспокойства, а еще одна возможность проявить заботу о вашем особенном малыше».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
Статьи по теме: