Марьяна Безруких: ''У нас в стране домостроевское воспитание''.

Интервью

Дошкольное образование

УМК Ступеньки к школе

Ступеньки к школе

Марьяна Безруких: «Не спешите отдавать детей в школу»

Начало обучения в первом классе - это резкое изменение всей жизни ребенка и его родителей.
Почему современные дети не хотят идти в школу? Что должны сделать педагоги и родители для того, чтобы учеба стала не тяжким бременем, а радостью для детей? На эти и другие важные вопросы отвечает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования.


- Какие дети сегодня приходят в первый класс?

Три года назад мы провели исследование 60 тыс. детей в возрасте 6-7 лет из 15 регионов, и оказалось, что в школу приходят до 60% детей с нарушениями речевого развития. Это значит, что они не могли нормально освоить навыки письма и чтения, и что они будут испытывать трудности обучения с первой минуты своего поступления в школу. Почему это происходит? Наши исследования показали, что словарный запас родителей составляет около 600 слов (вместо положенных 3500), и в таком случае лексикон их детей столь же скудный. Дети копируют то, что слышат вокруг себя, а взрослые в разговорах с детьми в основном употребляют глаголы повелительного наклонения: делай то-то, не делай того-то, убери, принеси, закрой рот... Только 10% родителей читают детям книжки и обсуждают прочитанное. Кроме того, в школу приходят до 60% детей с несформированной организацией деятельности. Из этого следует, что они не способны сосредоточиться, выслушать учителя, выполнить задания, и в конце концов элементарно высидеть 4 урока + 2 часа, отведенных на внеурочную деятельность, которые чаще всего проходят в стенах школы. По этой причине накапливается усталость от общения, от шума, от нерегулярного и часто не очень качественного питания. Еще один неутешительный вывод заключается в том, что 90% детей не желают идти в школу. Для сравнения: в 1970-1971 учебном году статистика была диаметрально противоположной - 90% детей очень хотели учиться в первом классе.

- В чем причина столь резкой перемены, и каких ошибок следует избегать родителям будущих первоклассников?

Причин несколько. Во-первых, это сверхраннее обучение. Как только ребенка отдают в подготовительную группу, начинаются его первые неудачи в учебе, и родители проявляют свое недовольство по этому поводу. При этом взрослые не учитывают, что ребенок, который учится, не может не испытывать неудачи - зачастую он просто не успевает за темпом, который ему задает педагог. Во-вторых, многие родители торопятся отдать детей в школу, не принимая во внимание их индивидуальные особенности: нередко различия между биологическим и паспортным возрастом могут достигать полутора - двух лет. Например, «по паспорту» ребенку 6 лет, а его биологический возраст - 4 года. Поэтому если он пойдет в школу в 6 лет, у него возникнет целый комплекс проблем, от которых он не избавится в течение всей жизни. В-третьих, это неадекватный выбор школы. Родители выбирают школу в соответствии со своими амбициями, а надо - в соответствии с возможностями ребенка. Родители не понимают, что даже хорошо подготовленный и физически здоровый ребенок не всегда может справиться со школьной нагрузкой. Поэтому главный критерий выбора школы - программа обучения. В начальной школе используется несколько программ, которые различаются по темпу, объему и требованиям. Например, программа Л.В. Занкова рассчитана на интенсивное обучение. Она не подходит часто болеющим детям. Программа Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова - очень интересная, но сложная. Программа «Начальная школа 21 века» рассчитана на обычного ребенка, имеющего свои особенности. Наконец, четвертое и, пожалуй, главное - выбор педагога, от которого зависит значительная часть успешного обучения ребенка и его психологическое самочувствие.

- Каким должен быть современный учитель начальных классов?

Недостаточно только любить детей. Современный школе нужен компетентный, квалифицированный учитель, способный учитывать индивидуальные особенности детей (а сегодня растет количество детей, испытывающих проблемы развития). Например, у нас примерно 25% медлительных детей, которые не успевают за общим темпом деятельности. А учитель ждет моментального ответа, и если ребенок не оправдывает его ожиданий, учитель зачастую перестает его спрашивать, сажает на заднюю парту, и ученик превращается в изгоя. Такая ситуация грозит закончиться для ребенка неврозом. Чтобы этого не случилось, мы должны научить педагога работать в малых группах, каждой из которых предлагаются разные задания. В начальной школе необходимо отказываться от фронтальных методик обучения.

- Мешает ли классно-урочная система применению индивидуального подхода?

Классно-урочная система сама по себе ничему не мешает. В свое время мне довелось побывать в США, где в классах муниципальных школ обучается по 20-25 человек - так же, как и у нас. Но у каждого учителя есть помощники - это студент педагогического колледжа, который приходит в один и тот же класс в течение 4 лет и хорошо знает учащихся, и мама-волонтер, которая прошла специальную подготовку. Наличие помощников позволяет учителю распределить обязанности и организовать индивидуальную работу с детьми. Это очень простая система, которая не требует дополнительных финансовых затрат. В то же время она обеспечивает хорошую практику для студентов и предотвращает конфликты между родителями и педагогами, так как они делают общее дело. Для родителей такой опыт гораздо эффективнее любых просветительских программ.

- Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?

Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа - карательный институт, и отметки чаще всего носят отрицательный характер. Во-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию. А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители.

- Недавно педагогическая общественность торжественно отметила 30 лет со дня подписания Манифеста педагогики сотрудничества. Прижились ли идеи авторов Манифеста в нашей школе?

Для того чтобы педагогика сотрудничества стала реальностью, надо изменить условия: организацию учебного процесса, технологии и методики обучения, требования к детям, к учителю со стороны общества. Иногда родители поддерживают авторитарную педагогику в силу своей неосведомленности. Правда, в последнее время наметились позитивные изменения: если раньше родители искали для своих детей строгого учителя, то в последние годы все чаще интересуются школой «с человеческим лицом». Но, как правило, такие предпочтения высказывают родители, которые уже «обожглись», отправив ребенка к требовательному, жесткому учителю.

- Современные дети с ранних лет начинают использовать гаджеты. Какое влияние этот фактор оказывает на их развитие?

У современных детей крайне ограничен круг общения. Коммуникативным навыкам надо учить, ценность общения воспитывается и формируется, а не возникает сама по себе Значительная часть детей не посещает дошкольные учреждения, но и в детских садах свободного общения очень мало. Порой соревновательность закладывается с ранних лет: например, мне стало известно, что в одном детском саду применяются тренинги формирования лидеров. Но это не самая главная задача, гораздо важнее, чтобы педагоги занимались речевым развитием детей и учили их общаться, играть, выражать свои эмоции.

- Что нового внесли ФГОС в практику дошкольного образования?

В стандартах дошкольного образования акцент сделан не на обучение, а на развитие ребенка, а в развитии главное - не темп (он разный у разных детей), не достижения в определенных баллах и цифрах, а постепенное, последовательное движение вперед. Остановка в развитии или регресс - вот что должно вызывать опасения у родителей и специалистов. Причины регресса могут быть разными - болезни, перегрузки, сильные стрессы. Все это может негативно сказаться на последующем обучении и осложнить адаптацию ребенка в первом классе.

- Как бы Вы сформулировали главное пожелание родителям, чьи дети скоро пойдут в первый класс?

Главное напутствие такое: не спешите отдавать детей в школу и при выборе образовательной организации руководствуйтесь не своими амбициями, а принимайте во внимание прежде всего возможности вашего ребенка.

Беседовала Ольга Дашковская

GD Star Rating
a WordPress rating system

-У микрофона Ольга Копылова, здравствуйте!

В три года Моцарт выступил с первым собственным концертом – уже тогда Вольфганг до ноты запоминал произведение, услышанное им всего лишь раз. Великий французский физик и математик Андре Мари Ампер тоже был гениальным ребенком – в семь лет он буквально поглощал и запоминал практически дословно огромные тома, при этом отдавая предпочтение толстым энциклопедиям.

Физик Лев Ландау стал студентом университета в 13 лет, и это не предел. Индус Ганеш Ситтампалам в семь лет поступил в университет, где числился самым способным студентом. Откуда берутся маленькие Энштейны, Ломоносовы и Моцарты? Кто-то полагает, что такие дети рождаются раз в сто лет, другие уверены, что недюжинный творческий потенциал заложен в каждом ребенке - просто не для всех родители создают условия, чтобы уникальный дар развился. Сегодня, в преддверии нового учебного года, мы продолжаем разговор о физическом и психическом здоровье наших детей.

У нас в гостях две уважаемых гостьи – академик Российской Академии наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской Академии образования Марианна Михайловна Безруких.

Здравствуйте, Марианна Михайловна!

Марианна Безруких:

Добрый день!

Ольга Копылова:

Также с нами сегодня известный детский психолог и писатель Ольга Ивановна Маховская. Здравствуйте Ольга Ивановна!

Ольга Маховская:

Добрый день!

Ольга Копылова:

Уважаемые радиослушатели, как обычно, мы работаем в режиме прямого эфира. Это значит, что вы можете нам позвонить и задать любой интересующий вас вопрос. Мы будем пытаться отвечать. Я рада сообщить, что все, кто сегодня к нам дозвонится и задаст свой вопрос в прямом эфире, сможет без очереди и бесплатно попасть на консультацию в институт к Марианне Михайловне Безруких. Пожалуйста, не вешайте трубку, наш оператор поможет вам и расскажет, как это сделать, даст телефоны и адрес, куда следует обратиться. А мы начинаем наш разговор.

Уважаемые гости, я начала с того, что мнения ученых расходятся в принципиальном вопросе – когда начинать активно развивать ребенка, и как это делать. Сейчас очень много книг выходит, и много методик появилось так называемого раннего развития детей. Не то чтобы появилось – это уже существует десятилетия, годы, это XX век принес просто огромное количество методик, и сейчас об этом продолжают говорить. Говорят о том, что мозг развивается активно до трех лет, и вот если не начать до трех лет активно развивать ребенка по всем направлениям, то может быть уже поздно. Даже книжка такая есть японского автора Масару Ибука, она называется «После трех уже поздно»,сейчас она имеется в продаже. Существует много методик, где постулаты те же самые. Будьте добры, выскажите ваше мнение по этому поводу.

Марианна Безруких:

Ну, прежде всего, я хочу вам сказать, что исследования нашего института, исследование мозга ребенка, которые ведутся на протяжении последних сорока пяти лет, а в последние тридцать лет – это скачок в развитии исследований мозга ребенка, показывают, что развитие мозга не завершается в три года. Более того – расширяются возможности развития мозга, и очень многие способности ребенка, возможности ребенка раскрываются на более поздних этапах развития. Однако сразу хочу сказать о книги Масару Ибука «После трех уже поздно». Это – броское название, но в содержании книги автор сам себе противоречит. Ведь речь идет не о том, чтобы дать ребенку комплекс знаний до трех лет, а о том, чтобы обращать внимание на его развитие. При этом сам автор подчеркивает – важно идти ЗА ребенком. Важно видеть особенности развития ребенка, важно учитывать его возможности. К сожалению, эту формулу многие родители понимают так: я буду вести ребенка туда, куда хочу, я могу научить его всему, чему хочу научить. Это большая ошибка, и это чревато очень серьезными проблемами в развитии ребенка. То есть мы можем хотеть как лучше, а получим проблемы.

Ольга Копылова:

Спасибо. Ольга Ивановна, ваш комментарий.

Ольга Маховская:

Я хочу выразить солидарность с Марианной Михайловной, и я хочу сказать, что я очень удивилась, когда в начале передачи качестве посыла программы было заявлено сколько старых и мне казалось уже почивщих в бозе мифов. Миф о том, что ребенок одаренный – это большое счастье, и каждый родитель мечтает иметь такого ребенка. Миф о том, что после трех уже поздно. Это противоречит вообще фактам и самым известным психологическим теориям, которые сопровождают ребенка, по крайней мере, до подросткового возраста и, к сожалению, не всегда дальше.

Я бы сказала, что никогда не поздно, но с каждым годом все труднее. Это уже проблемы педагогики и психологии, что у нас недостаточно методик для того, чтобы сопровождать и помогать специалистам, родителям и детям в более позднем возрасте. Но, конечно, три года – это очень важный период. Но мне кажется, что дошкольный возраст сам по себе заслуживает огромного внимания. И поскольку я специализируюсь на этом возрасте и свои книги я посвящаю этому возрасту, но не потому, что после 6-7 лет – уже поздно. Просто потому что это – особенный возраст, и смешивать его со школьным периодом не приходится. У него есть специфика развития, свой темп, свои подходы, свои задачи, свои особенности мотивации и так далее. Поэтому игнорировать хотя бы на этом уровне – на уровне возраста и пола – это значит совершать ошибку. Вообще это задача специалистов во многом. А книга, которую вы упомянули, это такой кичевый хит, я бы сказала, в популяризации. Удивительный – потому что написана она блестяще популяризатором-практиком, менеджером, который сам по себе является авторитетом, и многообещающим авторитетом. И как опытный папа, который справился с трудной задачей воспитания не совсем полноценного ребенка.

Ольга Копылова:

Он еще и один из соучредителей фирмы SONY, да?

Марианна Безруких:

Ольга Маховская:

Ольга Копылова:

И все-таки – наука не стоит на месте, уже прошли десятилетия с того момента, о котором Ибука написал, как развивать? Если вы войдете в интернет, если вы поговорите на форумах с родителями – легко убедиться, что родители заинтересованы в судьбе своего ребенка. Я говорю о тех мамах, которые действительно над своим ребенком трясутся, и хотят дать ему максимум возможного. И вы увидите, что идеи раннего развития все также продолжают интересовать родителей.

Марианна Безруких:

Это естественно.

Ольга Копылова:

Итак, как же все-таки развивать, что можно давать? Насколько я знаю, камнем преткновения является так называемое деление – вот сенсорное развитие, развитие эмоций, чувств… И уже абстрактное, введение каких-то абстрактных понятий – числа, чтение.

Марианна Безруких:

Ну, с числами и чтением давайте подождем до пяти.

Ольга Копылова:

Вот как раз об этом все и спорят.

Марианна Безруких:

А самое главное, что я хочу сказать, самое главное – чтобы ребенок не жил в обедненной среде. Обедненной эмоциями, обедненной движениями, обедненной речью. Речь и движения – это этапы, магистральные пути развития ребенка в первые, скажем, два года жизни. Или движения и речь – потому что именно движения и речь активно формируются на этом этапе. И здесь можно говорить о том, что если ребенок не пошел до полутора лет – есть проблемы. Если ребенок не начал говорить к трем годам – есть проблемы. Но для того, чтобы это не произошло, нужно активное внимание уделять движению. Не пеленать ребенка – как раньше пеленали, теперь не пеленают, но и не оставлять его обездвиженным в коляске или там на диване.

Ольга Копылова:

Речь о совсем маленьких идет.

Марианна Безруких:

Я имею в виду совсем маленьких, потому что любое движение, любое активное движение – сначала в виде массажа, потом…

Ольга Копылова:

И рефлекторная гимнастика очень интересная вещь.

Марианна Безруких:

Конечно. И вот Масару Ибука об этом очень активно пишет. Не делайте того, что не нравится ребенку! Не делайте того, что вызывает у ребенка протест. А протест у ребенка, у самого маленького, мы можем увидеть моментально – ребенок будет недоволен, ребенок будет плакать, отворачиваться.

Ольга Копылова:

Ну да, если ему что-то будет неприятно. Причем на любом уровне.

Марианна Безруких:

Конечно.

Ольга Копылова:

Зрительном, осязательном, слуховом…

Марианна Безруких:

На любом.

Ольга Копылова:

На температурном…

Марианна Безруких:

Да. И больше того – тот же Ибука, я уж буду отталкиваться от этой книжки, потому что мы о ней говорили, она очень популярна. И очень многие родители говорят: Вот я ставлю своему ребенку классическую музыку. Один ребенок с удовольствием будет слушать…

Ольга Копылова:

Тут надо подчеркнуть, что это годовалому ставят, или двухлетнему.

Марианна Безруких:

Да. Другой ребенок не захочет слушать эту музыку. Третий ребенок будет слушать с удовольствием какие-то ритмические вещи.

Ольга Копылова:

Между прочим, я вспоминаю, что когда я была маленькая - мне папа заводил Баха – я это точно помню. И я помню, что меня это настолько…

Марианна Безруких:

Возбуждало!

Ольга Копылова:

Нет, я плакала, мне было плохо. Мне было плохо. То есть я как ребенок воспринимала эту музыку, воспринимала ее мощь, силу, но в негативе.

Марианна Безруких:

Она была для вас чересчур. Чрезмерной. И именно поэтому все, что вы можете сделать – говорить, рассказывать, читать, вместе двигаться, лепить, строить – все-все-все развивает ребенка. И я хочу подчеркнуть одно – нет отдельно развития моторики, развития речи, развития восприятия или внимания. Я приведу простой пример – мы учим ребенка двух лет бросать мяч. Во-первых, ребенок должен сосредоточить внимание на том, чему мы его учим. Внимание! Дальше мы даем ребенку инструкцию – он должен эту инструкцию воспринять и удержать в рабочей памяти, пока он выполняет. Значит, мы внимание развиваем, память развиваем, координацию движений развиваем, зрительное восприятие развиваем. То есть, казалось бы, совершенно простая задача – совершенно простое действие, мы учим ребенка бросать мяч. Или ловить мяч – это еще труднее. Или – мы учим ребенка расстегивать и застегивать пуговицы. Он сначала научится расстегивать, а только потом застегивать – потому что расстегнуть проще. Но это тоже инструкция, тоже внимание к деталям, это координация – причем меткая моторика…

Ольга Копылова:

Мелкая моторика – то, что развивает мозг.

Марианна Безруких:

И общая координация движений. Вот вы сейчас сказали то, что говорят многие родители – развивает мозг.

Ольга Копылова:

Не только родители. И ученые тоже.

Марианна Безруких:

Я подчеркиваю – развивает мозг, потому что это внимание, память, координация.

Ольга Копылова:

Я поняла.

Ольга Маховская:

Все в комплексе.

Марианна Безруких:

Да. И именно поэтому. Все, что родители могут и хотят - за исключением сложных навыков, письмо недоступно большинству детей до пяти лет. Чтение – недоступно большинству детей до пяти лет. Иностранные язык – пока у ребенка не сформирована родная речь, уроки иностранного языка – я не беру ситуацию погружения – вот если ребенок погружается в язык, он будет говорить. Другой вопрос – что будет с его родным, и очень многие это очень хорошо знают. Уезжают родители – ребенок очень хорошо говорит по-русски, оказывается в немецком детском саду, и через полгода ребенок не говорит по-русски, но говорит по-немецки. Очень многое зависит от задач, которые ставят себе родители, но я еще раз хочу повторить это – развивая одно, развиваем все. А значит – развиваем мозг.

Ольга Копылова:

Очень интересную вещь вы мне сказали, когда мы с вами вчера беседовали перед эфиром. Вы сказали: а вы знаете о том, что очень многие дети и в 6 лет, и в семь лет ходить не умеют? Я сказала: как не умеют?

Марианна Безруких:

Ольга Копылова:

Поясните, пожалуйста.

Марианна Безруких:

Вы знаете, это очень интересная вещь. Дело в том, что ребенок начинает ходить в возрасте от восьми месяцев до полутора лет, но фактически навык ходьбы формируется к 9-10 годам. А рисовать, а потом писать - ребенок начинает в четыре-пять лет. Ну, потому что уметь начертить прямую линию до пяти лет может редкий ребенок. И с этого начинаются фактически графические навыки. Но формируется навык письмо тоже к девяти-десяти годам. Дело в том, что это очень сложные, очень координированные двигательные действия. Что значит – не умеют ходить? Если ребенок пяти лет попадает, который всегда ходил только по асфальту, попадает на песочек, он с трудом идет. А в девять лет ему неважно уже – песочек, пересеченная местность, по воде, по галечке, по травке… Он все равно идет, и никакие дополнительные препятствия не нарушают темп ходьбы, ритм ходьбы, положение тела при ходьбе, и так далее. Вот это значит – навык сформирован.

Ольга Копылова:

То есть здесь мы опять говорим о том, что любой сенсорный опыт, и физический опыт любой – он бесценен. То есть выводить ребенка на природу, дать ему побегать босиком, походить по песку…

Марианна Безруких:

Конечно.

Ольга Копылова:

Попрыгать по волнам… Все это развивает ребенка.

Марианна Безруких:

Больше того – я недавно была на море, и наблюдала страшную, на мой взгляд, картину. Практически все мамы требуют: ложись и лежи! Вот место, вот лежак, лежи под солнцем, загорай! Это непосильная задача для ребенка-дошкольника, и для ребенка младшего школьника. Ну, в лучшем случае, подросток 15 минут будет лежать без движения. И не используется - фантастика! - не используются возможности, которые появляются у родителей и детей вместе с ними на берегу. Там можно развивать все!

Ольга Копылова:

Тело, природа…

Марианна Безруких:

Все! Речь, внимание, память, мышление, движение, все.

Ольга Копылова:

Спасибо. Давайте попробуем до конца первой части нашей программы все-таки на один телефонный звонок ответить. Алло, здравствуйте!

Говорит радиослушатель:

Здравствуйте! У нас мальчик восьми лет с задержкой речевого развития. В три года он только начал разговаривать, он посещал логопедический детский сад. Сейчас он учится во втором классе, и все равно у него речь, несмотря на то, что мы занимаемся с логопедом, речь… нет в ней прилагательных. И это мешает его общению с окружающими. То есть он сам в себе. Он учится неплохо, но хотелось бы, чтобы он легче общался с детьми.

Ольга Копылова:

Спасибо.

Марианна Безруких:

Я думаю, что если мама в Москве, мы с удовольствием примем ее на консультацию. Я думаю, что это дефект работы логопеда.

Ольга Маховская:

Я не согласна.

Ольга Копылова:

А что, Ольга Ивановна, вы думаете?

Ольга Маховская:

Я думаю, что это дефект эмоционального развития. Раз нет прилагательных – значит, ребенок не называет эмоции, и свои оценки не дает. Возможно они у него просто не сформированы. А речь – это уже просто индикатор того, что эмоциональное развитие задерживается.

Марианна Безруких:

Я могу согласиться с тем, что наряду с этим, но работа с логопедом подразумевает как раз и эмоциональное развитие. Кстати, если говорить об эмоциональном развитии, мы сейчас ведем очень большое исследование развития детей шести-семи лет, и оказалось, что дети знают только одну эмоцию – страх. И это беда.

Ольга Копылова:

Мы будем об этом говорить. Это такое сенсационное заявление… то есть все остальные эмоции недоразвиты?

Марианна Безруких:

Нет, нельзя говорить «недоразвиты». Дети плохо дифференцируют другие эмоции.

Ольга Копылова:

Будьте добры, поясните, пожалуйста, что значит – дифференцируют?

Марианна Безруких:

Ну, это значит, что ребенок может рассказать, как проявляется страх, как он ощущает страх, от чего он у него возникает, как он реагирует на страх. То есть он действительно дифференцирует и осознает вот эту эмоцию.

Ольга Копылова:

А другие эмоции? Например, удивление?

Марианна Безруких:

Очень редко. Очень редко и с большим трудом.

Ольга Копылова:

Они просто не могут объяснить, что это такое?

Марианна Безруких:

Да, не может объяснить, что такое удивление, когда возникает удивление, что он чувствует при удивлении.

Ольга Копылова:

Мы о каком возрасте говорим?

Марианна Безруких:

Шесть-семь лет. Это дети перед школой. Дети, приходящие в первый класс. И это очень тревожащая нас ситуация.

Ольга Копылова:

Как вы это объясняете?

Марианна Безруких:

Я объясняю это одним – дети боятся. Дети боятся родителей, боятся воспитателей, боятся ситуации неудачи, в которой они оказываются очень часто, к сожалению, сегодня оказываются. И прежде всего это неудачи, связанные со сверхранним обучением и неадекватными требованиями родителей. Потому что если «ты должен», а не получается - родители недовольны. И я должна вам сказать, что жестокость и жесткость родителей переходит все границы! Родители не думают о том, как это может сказаться на ребенке.

Ольга Копылова:

А как это может сказаться? Вот именно на здоровье ребенка, психическом и физическом.

Марианна Безруких:

Это, прежде всего, невротизация и нарушение личностного развития.

Ольга Маховская:

Я хочу дополнить. Поскольку эти данные пересекаются абсолютно с практикой и с моим собственным опытом, - что более актуальной эмоцией становится страх. Дети не только могут дифференцировать в себе, но это та эмоция, которую они считывают вокруг – по той причине, что она больше всего узнаваема. И потому что на экранах телевизоров мы часто видим страшные вещи, да, и потому что родители живут в постоянном страхе и тревоге (хотя они не говорят об этом). Но та агрессивность, тревожность и эмоциональная неустойчивость, в условиях которой приходится расти ребенку, она выдает родителей, они настроены на родительскую эмоцию. И потому что появилось очень много страхов новых – которых мы, педагоги, не понимаем. Вот почему, я бы сказала, недальновидно описаться на старинные методики, которые были хороши в спокойные, тихие, пуританские времена.

Марианна Безруких:

Когда они у нас были, спокойные и тихие?

Ольга Маховская:

В период стагнации. Я считаю, что тогда было поспокойнее, да? Психологи и психотерапевты детские вообще приходят к выводу, что в два раза повысилась нейротизация. А я думаю, что в двадцать раз! Ну, потому что совсем поменялась система ценностей родительская, и соответственно… Ну, смотрите, новые страхи – страх быть бедным. Дети боятся, а родители стараются комуфлировать, потому что неприятно сознаваться. Страх теракта – этого же не было! Родители боятся сами и не говорят об этом с ребенком, который очень часто оказывается перед телевизором, когда перепуганный насмерть родитель не может отлипнуть от экрана.

Ольга Копылова:

Ну, это факт. Абсолютный факт, да. Но мы живем в социуме, и мы не можем закрыться. Мы живем в той ситуации, в которой мы живем.

Марианна Безруких:

Наша задача – не добавлять страха!

Ольга Маховская:

Мы должны прикрыть ребенка. Мы должны в этой ситуации вести себя адекватно и искать слова, как общаться с ребенком в этой совершенно новой ситуации развития. Я говорю, поэтому мы наряду с психофизиологами, психологи пытаются проводить тренинги и писать книжки, просто вербальные формулы – что говорить ребенку, когда происходит стрессовая ситуация. Вот ребенок идет в школу. Что мы говорим ребенку? Элементарно – речь не идет о здоровье, о том, что умеет он читать и писать, это старые традиционные родительские страхи. А вопрос в том, хочет ли он идти в школу, он боится идти в школу? И как купировать этот страх, как его вдохновить, заразить прекрасной перспективой обучения? Да, в школе дети много нового и интересного узнают, с интересными детьми знакомятся, другие взрослые, и так далее… Эта перспектива на самом деле должна быть радужной для ребенка. А учим ли мы его каким-то элементарным навыкам – знакомства с новыми детьми, как вести себя с педагогом, готов ли сам родитель к школе? Подходит ли он к педагогу с вопросом, может ли он чем-то помочь школе, когда придти, какие могут быть проблемы в первую неделю? Или он стоит где-то в сторонке и готовится ввязаться в драку, если вдруг поступит жалоба на его ребенка. Вот этот комплекс проблем, понимаете? Кто стоит ЗА ребенком, насколько мы сами психологически грамотны и готовы?

Марианна Безруких:

Я хотела бы продолжить и выделить одну мысль моей коллеги. Готов ли родитель к взаимодействию с учителем? В прошлом году у меня вышла книжка, она называется «Учитель и родитель: взаимодействие без конфликтов». И в течение всего года я вела циклы тренингов и семинары с педагогами начальной школы, с воспитателями и с родителями. И что выяснилось? Ни учитель, ни родитель к взаимодействию без конфликтов не готовы. Родитель идет преимущественно в школу на эмоциях – выяснять отношения, поставить учителя на место, высказать свои претензии. И учитель вызывает родителей – на эмоциях, поставить на место, высказать свои претензии и, ну, в общем, каким-то образом доказать, что родитель неправ. И самое главное – что было для меня самым удивительным, - ни учитель, ни родитель до встречи не определяют задачу общения. Они не думают о том, что им нужно решить, какую проблему они должны решить. И отсюда самые общие формулировки – не старается, ленится, не хочет... Ничего конкретного, хотя есть конкретные проблемы. И то же самое у родителей. Учитель уделяет мало внимания, не так взаимодействует с ребенком, придирается к ребенку – это тоже очень частая позиция. Это не дает основы для эффективного общения. И оказалось, что выделить эту задачу в общении совсем непросто. Изменить эту ситуацию совсем непросто. Оказывается, нужно учить и учителя, которого этому не учит, и родителей. И это большая проблема проблем, и это одна из основ страха.

Ольга Маховская:

И ребенка нужно учить, потому что в этом конфликте ребенок как бы оказывается поводом.

Марианна Безруких:

Да, и это страдающая сторона.

Ольга Маховская:

Да. И никто не думает, как он себя чувствует, когда эти двое бодаются.

Марианна Безруких:

Ольга Маховская:

Понимаете, ведь это же война богов, и тут маленький ребенок, который должен как-то выжить. И в принципе все думают…

Марианна Безруких:

Ольга Маховская:

Быстрее бы это закончилось! Да, конечно, отстоять свои авторитеты… Ситуация никогда не сдвинется с места, если речь идет об авторитетах. Не это цель все-таки.

Ольга Копылова:

Ну, основной камень преткновения, как вы правильно сказали, «неусидчивый, не сделал задание, не выполнил, не записал…». И так далее, и так далее. Особенно когда мы говорим о детях первого года обучения. Там еще каких-то сложных психологических проблем пока не возникает, или они еще не обозначены.

Марианна Безруких:

Они с первого дня могут возникнуть.

Ольга Маховская:

Но они не фатальны. Не нужно их закреплять.

Ольга Копылова:

И вот вопрос – почему ребенок может часами рисовать, складывать кубики, но в школе он не может высидеть десяти минут на уроке. Это ребенок виноват или школа?

Марианна Безруких:

Ответ очень простой. Внимание ребенка этого возраста – ребенка дошкольного возраста и ребенка – младшего школьника, до восьми лет точно, поддерживается удачей и интересом. И это задача взрослого.

Ольга Маховская:

Произвольное внимание еще не сформировано.

Марианна Безруких:

И это не проблема ребенка.

Ольга Копылова:

Ну, смотрите: берем первый класс. Чем занимаются дети? Это сплошная репродукция: вот, перерисуй эти буквы, перепиши цифры, повтори то, что сказал учитель… И так далее. Творческих заданий как таковых в обычной, среднестатистической школе вы не найдете. Ну, может быть, иногда это потом появляться начинает. А когда ребенок пришел – его надо заинтересовать. Кто должен это делать? Это задача родителей? Можно ли вообще без творческого подхода, с первого дня, который ставится во главу угла – воспитать творческую личность, развить способности ребенка, то есть это даже не проблема, это просто кричащая проблема! Это репродуктивный подход к обучению малышей.

Марианна Безруких:

Это действительно кричащая проблема. И действительно система репродуктивного знания доминирует, и она практически не изменилась с Яна Амоса Каменского. Но любое задание можно сделать для ребенка интересным – было бы желание, а методик этих миллион. Те же палочки и крючочки в букве – можно букву конструировать, и тогда это будет совершенно другая задача. Но, к сожалению, так построена подготовка современных педагогов, и так строится система нашего обучения, - это система дрессировки. Она дает какие-то результаты, но, к сожалению, неудовлетворительные.

Ольга Копылова:

Между прочим, многие родители, которые, скажем так, ставили духовно-интеллектуальный эксперимент на своих детях, пришли к выводу, что вообще их лучше в школу не водить. Есть такие примеры. Например, семья Никитиных – это, правда, давно было – лет 20 тому назад, когда был этот эксперимент. Детей очень активно развивали дома – по всем направлениям. И дети показывали великолепные результаты…

Марианна Безруких:

А что стало с этими детьми, вы знаете?

Ольга Копылова:

Нет. Я хочу свою мысль довести до конца. А когда они попадали в школу, их развитие, скажем так, притормаживалось. Что стало потом – когда они закончили университет, - да, произошло некоторое усреднение. Они стали такими же людьми, как все. Они не отстают, но и никаких особенных успехов не показывают.

Марианна Безруких:

Смысл любого эксперимента – в развитии, это если мы получаем и на выходе что-то. Если же на выходе старание ребенка, тяжкий труд ребенка в результате оказывается … результат оказывается таким же, как у ребенка, не имеющего этого тяжкого труда, тогда ради чего это делалось?

Ольга Копылова:

Ну, есть и другие примеры, когда удалось дать ребенку… можно взять того же Моцарта, который в три года уже концертировал. Вы понимаете, сколько отец дал своему ребенку?! Об этом можно очень много прочитать.

Марианна Безруких:

Моцарт – гений.

Ольга Маховская:

Я согласна.

Марианна Безруких:

Это не очень удачный пример, потому что Моцарт – гений.

Ольга Копылова:

Он был изначально гений, или он им стал, потому что его развивали?

Марианна Безруких:

Я вам приведу другой пример – Дениса Мацуева, это один из самых известных современных музыкантов. Который начал заниматься музыкой достаточно поздно – в 9 лет, что противоречит всем канонам. И никогда, по его словам, он не сидел за инструментом больше двух часов в день. Это мальчик, который играл в футбол, занимался всем остальным, но достиг блестящих результатов – у него реально есть способности. Но мы знаем десятки тысяч детей, которых посадили за инструмент в пять лет, и которые после окончания музыкальной школы больше за инструмент не сели. Но этим детям не дано было попробовать больше ничего!

Ольга Копылова:

У меня так было.

Марианна Безруких:

Потому что они три-четыре часа сидели за инструментом. А возможно из них выросли бы гениальные дизайнеры, если бы они могли попробовать, какие-то сверхфантастические, может быть, математики… Самое главное, что не должны забыть родители – детей-дошкольников – ребенок должен попробовать разное, многое, - потому что дальше у него времени не будет. А родители говорят: вот он сел, я хочу, чтобы он занимался музыкой. А ребенок хочет делать мягкую игрушку! Какая мягкая игрушка?!! Я недавно просто оказалась в ситуации разговора с мамой, которая говорила: Какая мягкая игрушка мальчику??! Мальчик должен заниматься другим. Мы не знаем, чего хочет ребенок. Дайте ему попробовать!

Ольга Маховская:

Вы знаете, я считаю, что проблема вундеркиндов – это проблема маркетинговая. Потому что этих детей использовали, чтобы зарабатывать деньги, и это большая трагедия этих детей. Проблема одаренных детей - это особая проблема в психологии. Это очень трудные дети в воспитании. Родители одаренных детей, которые по тестам, которые вы, Ольга Сергеевна, так любите, показали очень высокие результаты, они отличаются гиперактивностью, они плохо контактны бывают, у них асинхрония развития встречается, они иногда не могут делать элементарные вещи… зато делают выдающиеся вещи. Это очень непростые дети в воспитании, и их адаптировать крайне трудно. И я не могу поздравить от всей души тех родителей, у которых на самом деле такие дети.

Но если мы говорим о разных сторонах развития и о гармонии, за которую мы боремся, и вдруг принимаемся за такую совершенно европейскую установку на гармонию – я-то считаю, что наше воспитание дисгармонично, у нас предоминантность интеллектуального развития, его преобладание над личностным, это всегда было в нашей традиции. Это трагедия наших детей.

И стоит, наверное, сказать, что помимо создания развивающей среды, о чем Марьяна Михайловна говорила, максимально развивающей среды, значительная часть наших воспитательных усилий должна быть направлена на то, чтобы научить ребенка справляться со своими эмоциями, со своими способностями, и применять их тогда, когда нужно. Вот это две разные стороны медали: с одной стороны, мы стимулируем все. С другой стороны, мы должны научить ребенка всем этим управлять. И, безусловно, есть много традиционных практик, как это делается, это та же ролевая игра, которая сегодня забита и ей не уделяется должного внимания. А это феноменальный инструмент – и мотивация ребенка, и познавательное развитие, и личностное, по своей структуре. И помимо всяких методик Домана, Вальфсдорфской методики и так далее, стоит говорить о том, что стоит просто играть с детьми в ролевые игры! В ту же школу – это один из способов подготовки к школе.

Ольга Копылова:

Насколько я поняла, самое главное – не сбивать вот эти тонкие еще и, может быть, незаметные для родителей ростки инициативы…

Ольга Маховская:

Конечно.

Ольга Копылова:

Ростки творческого мышления…

Марианна Безруких:

Конечно.

Ольга Копылова:

- … Желания что-то сделать, услышать и дать возможность этому развиться. Пусть даже иногда это какие-то странные желания – вот вы рассказали про мягкую игрушку.

Марианна Безруких:

Странное на взгляд родителей!

Ольга Копылова:

Да, безусловно, на взгляд родителей. А у детей совершенно другое мышление. Они могут интересоваться такими деталями и тонкостями, которые мы даже не заметим. Вот нужно не забивать, насколько я поняла. Я правильно вас поняла?

Марианна Безруких:

Вы правильно меня поняли. И я бы хотела, поскольку мы сегодня много говорим о книге Мисару Ибука, я хотела бы привести его цитату, которая противоречит названию книги: «Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения.» И я думаю, что это ключевая формула.

Ольга Копылова:

Ну, и приходится констатировать все-таки, что все недостатки нашей педагогической системы приходится корректировать все-таки в семье. И создавать условия, и развивать ребенка… И если родители не дадут, то надеяться на школу не всегда можно.

Марианна Безруких:

Никогда нельзя.

Ольга Копылова:

Спасибо. Давайте сейчас ответим еще на один телефонный звонок. Алло, здравствуйте!

Говорит радиослушатель:

Здравствуйте! Меня зовут Юрий Григорьевич, я хотел бы задать такой вопрос вашим гостям. Сейчас очень много информации идет о методиках раннего развития детей, когда дети и в год начинают читать… Стоит ли, скажем так, увлекаться этими методиками? Вот недавно показывали по центральному телевидению таких детей, это методика Тюленева. Со стороны это все выглядит убедительно, и все-таки – как вы считаете… Говорят, что они для обычных детей, в обычных семьях можно получить великолепные результаты и в пять лет, например, закончить начальную школу. .

Марианна Безруких:

Я сразу скажу это профанация, это бессовестный обман родителей, я даже не выбираю при этом выражений – потому что годовалый ребенок читать не может. Двухлетний ребенок может запомнить… причем двухлетнему ребенку все равно, что запомнить – слово записанное или картинку. И запомнить он может. То, что показывает Тюленев – это чистая дрессировка детей.

Ольга Маховская:

Это условный рефлекс.

Марианна Безруких:

Приводящая к очень тяжелым последствиям. Я не выбираю выражений намеренно, потому что это бессовестный обман родителей.

Ольга Копылова:

Спасибо.

Ольга Маховская:

Я могу добавить в своей ехидной манере, что научить читать можно даже олигофрена тяжелого. Это не проблема – научить читать, есть много других сложных и более тонких навыков, которым стоит уделить внимание. Но для этого нужно, по крайней мере, родителям уделять время детям. Чаще всего мы видим прекрасно рассуждающего родителя, который мало времени проводит с ребенком. И это проблема.

Ольга Копылова:

Мы говорим о так называемых методиках раннего развития.

Марианна Безруких:

Сверхраннего развития.

Ольга Копылова:

Сверхраннего развития. Но не нужно забывать, что существует огромное количество методик, которые отрицают это, и говорят совершенно о противоположном. Например, сегодня уже упоминавшаяся Вальфсдорфская педагогика. Основатели этого метода говорят, что пока зубы молочные не сменились, нельзя давать ребенку никакие абстрактные знания и прививать эти абстрактные умения. В том числе письмо (но это, может, даже чересчур) , но…

Ольга Маховская:

Связь с зубами – это, конечно, неожиданно.

Марианна Безруких:

Смена зубов – это биологический возраст ребенка.

Марианна Безруких:

Просто темп биологического созревания у детей разный, есть дети – примерно двадцать процентов – которые в пять лет могут научиться читать. Потому что читать – это не только произносить слово, но и понимать, осознавать, понимать смысл. Потому что, я еще раз говорю, в три года ребенок, как правило, открывает книжку и как бы «читает». С одной стороны, у него блестящая механическая память, и сказки, которые вы читаете ребенку десять и двадцать раз, он прекрасно запоминает. Больше того – у ребенка есть способность к целостному восприятию слова. И вот небольшие по протяженности слова – трех- и четурехбуквенные ребенок способен запомнить. И когда некоторые господа показывают ребенку карточку со словом «лес», а ребенок как бы читает слово, ему все равно - елочки там нарисованы, и он это выучил, или лес. И обезьянка, если вы много раз будете показывать банан и говорить «банан», обезьянка должна нажать на кнопку «банан»…

Ольга Копылова:

Произойдет то же самое.

Марианна Безруких:

Если вы ребенку двадцать раз покажете карточку и скажет «лес», вы покажете ему в очередной раз карточку, и он вам скажет «лес». Больше того – вы покажете ему картину Матисса, и будете говорить «Матисс, Матисс», ему все равно, что такое Матисс. Но он будет знать, что вот это сочетание цветов и фигур - это Матисс.

Ольга Копылова:

И это не что иное, как тот же самый репродуктивный подход.

Марианна Безруких:

Конечно.

Ольга Копылова:

Только мы берем малышей, и вдалбливаем им какие-то штампы. Вместо того, чтобы воспользоваться возможностями этого возраста – когда ребенок эмоционально открыт, сенсорно открыт, и через это идти и давать ему возможность нормально развиваться – творчески уже в первые годы. Образное мышление у ребенка в это время развивается, вот это нужно делать. А эти абстрактные действительно понятия…

Марианна Безруких:

Это дрессировка натуральная.

Ольга Копылова:

Да, это тренировка. Давайте попробуем ответить еще на один телефонный звонок. Алло!

Говорит радиослушатель:

Здравствуйте! Меня зовут Ирина Викторовна, у меня такой вопрос. Сейчас очень много литературы и сейчас очень много говорят о развитии ребенка в раннем возрасте. Мы все через это проходили, все у кого есть дети постарше. Вот у меня мальчику сейчас тринадцать лет. Мне бы тоже как-то хотелось, я с ним занималась, когда он был маленький, и…

Ольга Копылова:

Если можно – сформулируйте, пожалуйста, покороче, у нас заканчивается эфир.

Говорит радиослушатель:

Мне бы хотелось знать, что мне делать сейчас, когда ребенку тринадцать лет. Когда очень тяжелая программа в школе, когда ребенок до четырех часов в общеобразовательной школе, если есть еще дополнительная нагрузка…

Ольга Копылова:

Можно ли ее давать? Спасибо. К сожалению, мы больше не можем вас слушать, у нас десять секунд до конца эфира.

Марианна Безруких:

Вариант ответа один – если ребенок справляется с этой нагрузкой – да, если не справляется – нет. Потому что любая перегрузка чревата нарушениями здоровья.

Ольга Копылова:

Спасибо, уважаемые гости! К сожалению, я вынуждена вас прервать, наш эфир подошел к концу, спасибо! Сегодня у нас в гостях были Марианна Михайловна Безруких и Ольга Ивановна Маховская. Спасибо вам огромное!

Марианна Безруких:

Всего доброго!

Ольга Маховская:

Сегодня были очень интересные доклады - Егор Бахотский рассказывал про игру, и про то, какие условия нужны для того, чтобы дети играли,
а Марьяна Михайловна Безруких, психофизиолог, доктор биологических наук, рассказывала про мифы о дошкольном обучении и образовании.

И первый - самый частый миф - о том, что после трёх уже поздно. На самом деле способность к обучению с возрастом увеличивается.
Как раз книжку Масары Ибуки "После трёх уже поздно" Марьяна Михайловна скорее хвалила, поскольку в ней призывают пробовать разные занятия, не сажать малышей за парты, учить не скучно, а в игровой форме, и идти за ребёнком и его желаниями.
А вот само название - провокативное, и современными исследованиями этот миф не подтверждается.
До трёх лет детям нужны в первую очередь не занятия, а спокойные и любящие взрослые, готовые играть, читать, отвечать на вопросы. И если уж что развивать, так это самые разнообразные движения, то есть крупную и мелкую моторику.
С точки зрения физиологов, в 2-3 года куда полезнее ползать, прыгать, играть в пальчиковые игры, скатываться с горки, залезать на лесенки, кататься на самокате, строить башни из кубиков и лепить куличики из песка. Всё это намного полезнее, чем учить буквы и цифры.

Второй миф - о том, что современные дети развиваются быстрее .
Увы.
Никакие исследования этот миф не подтверждают.

Более того, по крайней мере в нашей стране многие дети к первому классу не готовы ещё учиться, им бывает сложно удерживать внимание, надолго концентрироваться на чём-то.
Они зачастую знают много разрозненных фактов, но при этом плохо умеют коммуницировать с детьми и со взрослыми, не всегда умеют ждать своей очереди, просить о помощи.
Кстати, именно психологические аспекты подготовки к школе обсуждает с родителями моя сестра на своих детско-родительских группах "Золотой ключик" .

Третий миф:
обучение чтению и письму надо начинать как можно раньше .

Марьяна Михайловна показывала отличные слайды - про то, как ребёнок, уверенно читающий, следит глазами и ведёт глазами по строчкам.
И как этот же процесс выглядит у того, кто читает в первом классе с трудом.
Ребёнок возвращается по много раз к каждой букве, водит глазами туда-сюда, застревает и пытается понять, что же там написано.

Некоторые родители, чьи дети в 2-3 года начинают активно спрашивать про буквы, думают, что это интерес к чтению.
-А это какая буква?
Но обычно ребёнку хватает знания 2-3 букв, и остальные ему уже не нужны.
Впрочем, если он видит, как мама воодушевляется, видя его интерес к буквам, он понимает, что это способ порадовать маму - и спрашивает снова и снова.
Но знание букв не равно умению читать,
равно как знание скороговорки с числами - ещё не счёт.
Опять же, умение прочитать 2-3 слова - далеко от умения взять книжку и прочитать её самостоятельно.

А какие мифы вы встречали про дошкольников и обучение?

tatiana_ch wrote in November 18th, 2015

В школе осознанного родительства "Большая Медведица" проходят лекции Марьяны Безруких, посвященные раннему развитию детей - http://event.bmshkola.ru/mify

Предлагаем интервью с Марьяной Безруких, данное в преддверии лекции.

«После трех уже поздно» — ошибочные выводы 60-х годов!

В настоящее время в обществе сложилось ошибочное мнение о раннем развитии, основанное на устаревших работах. В их числе популярная книга Ибука Масару «После трех уже поздно». Несмотря, на все большее количество публикаций о вреде раннего развития, родители торопятся вложить в ребенка как можно больше знаний до закрытия окна развития в трехлетнем возрасте.

После трех уже поздно — ошибочные выводы 60-х годов!

В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах . В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить. По учениям 60-х эта информация тоже усваивалась и впоследствии могла быть использована. Именно об этой теории писал Ибука Масару в своей книге «После трех уже поздно».

Я предлагаю вам изучить мнение современной возрастной физиологии. Для знакомства с этим мнением я приведу выдержки из выступлений Марьяны Михайловны Безруких — профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования . Обратите внимание, она не рядовой специалист, который имеет свою личную точку зрения по вопросу развития. Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология.

Краткое разъяснение для мам о мифе «После 3-х уже поздно»:


«Окно развития после трех лет не закрывается. Для правильного развития необходима обогащенная среда. Ребенку необходимо активное общение со взрослым в системе адекватных требований. Требования должны быть соразмерны возрасту:
Например, от года до двух актуальные задачи это — развитие речи и движений. (Обратите внимание, что конструирование в 2 года еще рано. А это еще один популярный пунктик в раннем развитии). В три-четыре года это — движение, речь, коммуникация, эмоции (социализация).»

Научное обоснование (выдержка из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития»):


Текст с выдержками из доклада в опровержение теории «После 3 уже поздно»:

«Последние десятилетия мы очень активно ведем исследования функционального и когнитивного развития ребенка. Нам было очень важно понять какой ребенок приходит в первый класс. Нам важно было понять с чего начинаются факторы риска обучения и дезадаптации. Одни и те же трудности чтения и письма могут иметь различные причины. На данный момент завершается большое исследование детей 6-7 лет. Включено более 60 000 детей. Аналогов такого масштабного исследования нам не известно.»

Основные проблемы детей, собирающихся в первый класс:


  1. Сверхраннее образование. Мы еще не поняли насколько порочной может быть практика, когда трехлетнего ребенка заставляют читать и писать.

  2. Неадекватные требования взрослых. От ребенка требуют то, чего он не может — умения читать и писать. Данный фактор является тормозящими функциональное развитие мозга

  3. Ограниченные контакты со сверстниками. Ребенок общающийся только с мамой и бабушкой не может полноценно развиваться. Исчезла культура двора со спонтанным общением. Происходит замена общения со взрослыми техническими гаджетами. Только 10% родителей читают детям книги, остальные предпочитают включить аудиокнигу или мультфильм.

  4. Исчезновение игры, как ведущего типа деятельности.

«Есть мнение, что современные дошкольники больше знают, умнее своих сверстников 20-30-летней давности. Исследование, проводимое последние 20 лет, показывает, что это не так. То, что определяет произвольную регуляцию деятельность, то что является основой деятельности не сформировано у 60 % детей! Общий запас сведений и знаний, это то чему уделяется очень больше внимание, это то что мы сегодня «дрессируем» очень рано. В этом отношении проблем меньше, но при несформированной произвольности никакой запас сведений и знаний длительного эффекта не дает. Это те дети, которые приходят в школу читающими, считающими, пересказывающими энциклопедии наизусть, но, к сожалению, уже к концу первого полугодия у них большой комплекс проблем. Причем проблемы нарастают, как снежный ком. У 40-60% детей страдает организация внимания. Функция селективного внимания формируется до 8-9 лет, это то без чего эффективное чтение и письмо невозможно. Память, речь, это то что нас огорчает очень сильно. Несформированность речи до 60% детей.

Ограничение контактов, исчезновение игры, как ведущего типа деятельности, технические средства. Моторное развитие, зрительное восприятие, зрительная память — это те функции, которые должны обеспечить эффективное формирование базовых учебных навыков — письма и чтения. У нас значительная часть детей не может освоить эти навыки без трудностей. По сравнению с 2005 годом ситуации не улучшилась. На тот момент не было провалов памяти.

Существует миф о том, что окно развития мозга закрывается в 4-6 лет. Концепция «закрытого окна» 60-ых годов. С тех пор возрастная физиология сделала огромный шаг в понимании механизмов функционирования и механизмах, обеспечивающих когнитивные процессы.»

Данный миф позволяет развенчать наглядные данные возрастных изменений нейронной организации коры головного мозга:

Сенсомоторная кора созревает очень рано. Срез сенсомоторной коры головного мозга в 3 года разительно отличается от 8 лет. В 3 года это практически единичные нейроны. Практически нет горизонтальных связей. А что такое организация деятельности без горизонтальных связей?

Но заканчивается ли развитие в 8 лет? Не заканчивается! Если мы посмотрим на изображения фронтальной ассоциативной коры (область, развивающаяся позже всего) в 6 и в 19 лет, то увидим, что в 6 лет слабое развитие. И даже в 19 лет не заканчиваются возможности создания связей.
«… Новые связи образуются в любом возрасте до глубокой старости. Нет ситуаций, когда не образуются новых связей! Но ситуация должна быть новой и нестандартной и поэтому в любом возрасте. Даже после инсульта больных поднимают уже на второй день больных, поднимают для формирования новых нейронных путей, и они формируются. 10 лет назад произвел фурор доклад на конгрессе нейрофизиологов о восстановлении деятельности за счет формирования принципиально новых нейронных путей. Тогда это было открыти ем . На данный момент мы это уже знаем и поэтому говорить о том, что окно развития ребенка закрывается в 4-6 лет закрывается и требовать от ребенка того, что он еще не может не имеет оснований. «

После трех уже поздно? | Раннее чтение

Еще один миф который развенчивает М.М. Безруких — раннее чтение:

«Я хотела бы вам доказать, что формирование навыков письма и чтения в 3-4 года, когда мы сегодня начинаем от ребенка это требовать, и создаёт систему неадекватных требований…»

Вырезка о вреде несвоевременного чтения из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М.М.»:


Текст видеоролика о вреде раннего чтения, для тех, кто не любит видеоформат:

По мнению Безруких только 20% детей в 4 года имеют зрительную дифференцировку для чтения. Обратите внимание, что специалисты всегда ведут речь о полном возрасте. Т.е. в данном случае имеются ввиду дети, котором уже исполнилось 4 года.

После трех уже поздно |методика Гленна Домана (комментарий М.М. Безруких об эффективности)

Ответ на вопрос о методике Гленна Домана:


Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат:

О нецелесообразности методики Гленна Домана Вы можете изучить мнение которой полностью совпадает с мнением Безруких М.М. В ней также приведены комментарии о неэффективности методики от других специалистов по развитию.

В завершение

Безруких М.М. во многих своих докладах рекомендует книгу о развитии Водовозовой Е.Н. (1844-1923) «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста». Что примечательно, впервые эта книга издавалась еще в 1871 году! В ней описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания, основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Для нашего времени книга необычна и привлекательна своим стилем изложения. Предлагаю конспект наиболее важных моментов книги . Учитывая негативные комментарии к предыдущим статьям о вреде раннего развития , прошу воспринимать информацию буквально, не домысливать несуществующего и не бросаться из крайностей в крайность. Развивать детей обязательно надо, но важно грамотно походить к выбору методик развития и их элементов.

Видеоматериалы рассмотренные в этой статье сняты еще в 2012 году, но стремление мам научить читать с пеленок все еще продолжается. Это происходит с подачи рекламы производителей развивающих товаров. В свою очередь, ваши репосты в соцсетях помогут узнать другим мамам о вреде преждевременного развития и его неэффективности

Профессор Марьяна Безруких уже более 20 лет отстаивает права детей на нормальную жизнь — с любящими и принимающими родителями, адекватными учебными нагрузками. Пишет книги и статьи для учителей и родителей, обучает будущих педагогов. В интервью для книги «Главные правила жизни» она рассказала, что мешает нам и нашим детям быть ответственными и счастливыми.

Марьяна Михайловна Безруких — ученый-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО. Лауреат Премии президента РФ в области образования. Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

Думаю, что состояние счастья человек испытывает редко: для этого он должен быть свободен от тревог, забот, внутренней неудовлетворенности. Это очень редкие моменты в жизни.

Фиксация «я не чувствую счастья» приводит к депрессии, и это характерно для современного мира. Для того чтобы почувствовать счастье, нужно уметь остановиться. Возможно, оглянуться. А бешеный темп сегодняшней жизни редко позволяет это сделать.

Вовлеченность в дела семьи порой заменяет нам собственную жизнь, и это беда . Но мы как-то даже гордимся, что живем жизнью детей, потом внуков: у нас так принято. А в результате оказывается, что не живем своей жизнью.

У нас в стране домостроевское воспитание : ребенка не уважают, не ценят, он принадлежит взрослому, и взрослый имеет право решать за него. Под насилием понимают только применение грубой физической силы, хотя по характеристике Всемирной организации здравоохранения насилие — это и речевые атаки, и унижения, и неадекватные требования, то, что родители используют всегда.

Чем жестче закручивать пружину страха, тем больнее она распрямляется. Родители боятся, что ребенок сядет на голову, не будет послушным, но на самом деле получают обратную ситуацию: в 10-11 лет он просто уходит из-под влияния, и образуется непреодолимый разрыв между ребенком и взрослыми.

Родители хотят воспитать роботов или солдат, хотя сами не отдают себе в этом отчета. Просто так легче — подчинять детей под угрозой страха или наказания. А потом сами жалуются: «Он уже заканчивает школу, но не знает, куда идти». Он и не может знать: ему не позволяли выбирать никогда.

В семьях с высоким образовательным цензом и материальным достатком жесткость требований к детям гораздо выше. Они должны соответствовать уровню притязаний родителей, как соответствуют часы, дорогой автомобиль или квартира. Но не все дети это могут.

Неопределенность — самая тяжелая ситуация в жизни человека . Психологически, физиологически она самая стрессовая. Сегодня дети в полной мере испытывают ее на себе. Раньше все было четко: ребенок сначала октябренок, потом пионер, потом комсомолец, потом молодой специалист. Жизнь как бы расписана. Сейчас риски будущего непонятны.

Очень часто родители используют самую неэффективную методику отлучения от себя — «я с тобой не разговариваю». А это сильнейший стресс, как правило, из пушек по воробьям. У ребенка появляется ужасное ощущение ненужности.

Не было бы такого количества суицидов у подростков, если бы взрослые хотели понять детей . Но, к сожалению, чтобы понять, надо о ребенке много знать. А система просвещения родителей у нас фактически отсутствует. И эти знания нельзя дать никаким учебным курсом: это формируют среда и общество.

Никогда не поздно учиться: процесс формирования мозга не прерывается всю жизнь. Очень активное развитие идет до 25 лет, а о пластичности мозга говорят на протяжении всей жизни человека.

Плач ребенка — это всегда крик о помощи. И когда родители говорят «пусть наплачется, приставать не будет», это первый сигнал ребенку, что он не нужен. Не стоит думать, что малыш ничего не понимает. Трехмесячный ребенок уже реагирует на выражение лица и прекрасно считывает эмоции взрослого.

Винить за свои поступки, за свою жизнь, за своего ребенка можно только себя. Это выбор взрослого человека, осознанный выбор. Отсутствие же ответственности приводит к тому, что все вокруг виноваты.

До сих пор в России есть детские дома, поэтому мы не можем назвать себя цивилизованной страной . Кроме того, многие дети рождаются в семьях, где нет ответственности за них. Все это повторяется и автоматически передается из поколения в поколение.

Успешный человек — это всегда человек организованный и осознанный. Он понимает, что он делает, знает, как это делать, и готов взять ответственность на себя.

Человек может выбрать дело своей жизни к 10-12 годам . Как нейрофизиолог скажу: это этап, когда созревают механизмы произвольной регуляции деятельности. Ребенок может уже осознанно направить волевые усилия на реализацию какой-то деятельности.

Для успеха нужна поддержка. Родители, которые говорят своим детям «у тебя все получится», делают благое дело. Очень важно многое попробовать, для того чтобы к возрасту девять-десять лет найти свой интерес. Задача родителей — не запрещать.

Ответственность приходит, только если родители доверяют ребенку, знают, что он не будет этим злоупотреблять. Мои родители мало интересовались моими оценками: они больше заботились о комфорте моего существования, моих ощущениях — что мне нравится, а что не нравится, что я люблю, а что нет. Ответственный ребенок сам регулирует ситуацию.

Если не давать ребенку свободу, он не вырастет активным, творческим, ответственным, успешным человеком. Все начинается с мелочей. Уже в школьном возрасте нужно забыть «будешь есть вот это, наденешь вот эту рубашку». Пусть сам поставит себе будильник, сам выберет одежду. Опоздал, не так выглядит — его ответственность. Родителям надо позволить себе положиться на ребенка.

Нашему обществу не хватает любви и желания понять друг друга. Люди не могут быть одинаковыми: кто-то левша , кто-то раскосый, а кто-то рыжий. У нас непохожесть рождает настороженное отношение или агрессию, а доброжелательность, спокойствие и уважение — это большая редкость.

Статьи по теме: