Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное воспитание детей дошкольнго возраста через дидактические игры

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т.д.).
Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных талонов – это адекватное использование их в качестве, единицы измерения, при оценке свойств предметов.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов(цвете, величине, форме, количестве).
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Направления моей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
"Чудесный мешочек"
" Определи на ощупь" (найти предметы различающиеся по одному признаку)
" Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
"Узнай фигуру" (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
" Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
" Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
"Из каких фигур состоит …?" (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
"Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
" Какая фигура лишняя?"(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
"Сравни предметы по высоте"
"Самая длинная, самая короткая"(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
"Разноцветные кружки"(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
"В какую коробку?"(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
"Дальше - ближе"(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
"Какого цвета не стало?"
"Какого цвета предмет?"(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
"Собери гирлянду"(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
"Какие цвета использованы?"(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
"Уточним цвет"(учить различать и называть близкие цвета)

План самообразования на 2016 – 2017учебный год.

Тема: « Сенсорное воспитание детей через дидактические игры »

Цель: развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.

Задачи:

    Научить детей различать основные цвета;

    Навыки цветого восприятия;

    Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    Воспитывать интерес к дидактическим играм;

    Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия;

    Развивать мелкую моторику рук;

    Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей;

    Совысить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет».

Ожидаемые результаты:

    закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, размере предметов, положении их в пространстве;

    сформированные представления о разновидностях дидактических игр и

основных приемах игры на них;

    сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам воспитании сенсорных способностей у детей, родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

Выход темы:

    консультация для родителей.

    консультация для педагогов.

    родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику».

    картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

    сотрудничество через консультации;

    родительские собрания, беседы;

    совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

    Специальные занятия по сенсорному воспитанию

    Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

    Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

    Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

    Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Актуальность

Раннее детствоособый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного опыта.

План работы по самообразованию

    Изучить литературу по данной теме.

    Внедрить в работу с детьми.

    Составить картотеку игр по сенсорному развитию способностей у детей через дидактические игры.

План работы по самообразованию

Название мероприятия

Время проведения

Изучение литературы по теме

Август, сентябрь

Сентябрь, октябрь

Составить картотеку игр по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры.

В течении года

Анкета для родителей

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Сентябрь

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие и дидактические игры

по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»

Папка-передвижка по сенсорике

Консультация для родителей «Сенсорные игры дошкольников»

Привлечение родителей к изготовлению игр по сенсорному развитию детей.

Выставка дидактических игр, игр сделанных руками родителей.

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей

В течении года

Презентация проекта по «Развитию сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Проведение родительского собрания

«Путешествие в страну Сенсорику»

Работа с родителями.

«Чему научился ребенок во второй младшей группе?». Ознакомление родителей с результатами диагностирования по сенсорному развитию детей.

Работа с детьми

Сроки

Формы работы

Месяц,

недели

Цвет

Форма

Величина

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.

Диагностика детей: выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

неделя

Познакомить детей с цветами. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий,

зеленый, белый,

Д/игра «Спрячь мышонка».

Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи, определять и называть цвета.

Знакомство с формой: квадрат,

прямоугольник,

треугольник, овал, круг.

Д/игра: «Птичка в клетке».

Трубочки для коктейля: Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Знакомство с параметрами трех величин.

Д/упр: «Накорми мишек»

Октябрь

1 неделя

Д/игра «Разложифигуры по цвету». Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.

Продолжать учить детей определять предметы по цвету.

Д/игра «Собери пирамидку из колец». Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания.

Д/игра «Собери матрешку». Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.

Задание на доске . Подбери по росту

2 неделя

Д/игра «Собери овощи». Цель: познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).

Наблюдение на прогулке полюбоваться разноцветным окрасом листьев.

Пальчиковая игра «Листопад, листья желтые летят».

Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.

Д/игра «У кого такая же?». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

Рассматривание иллюстраций «Овощи».

Пальчиковая игра «Прыг - прыг».

Д/игра «Сложи бочонки». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.

Пальчиковая игра «Мед в лесу медведь нашел».

Физминутка «Дом большой и маленький».

Знакомство с плакатом «Овощи».

На прогулке изготовление песочных куличей.

3 неделя

Д/игра «Собери фрукты по цвету». Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.

Лепка «Вкусные ягоды».

Подвижная игра «Запомни свой цвет».

Д/игра « Найди такую же». Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму.

Изучение плаката «Фрукты».

Подвижная игра «Светофор».

Д/игра «Разложи яблоки по величине». Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Подвижная игра «Раздувайся пузырь».

Рассматривание плаката «Осень».

4 неделя

Д/игра «Спрячь мышку». Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии.

Загадка «Мышь»

Чтение стихотворения С.Я.Маршак «Светофор».

Ответы на вопросы по картине «Едем в поезде».

На прогулке полюбоваться красками осеннего пейзажа.

Д/игра « Найди что-нибудь круглое». Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.

Подвижная игра

«Ровным кругом».

Рисование «Светофор».

ЛЕГО «Найди такую же».

Д/игра «Собери башенку». Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.

Пальчиковая игра «Башенка»

Чтение рифмовки «По дороге длинной…»

Рукоделие с родителями – изготовление осенних бус.

Ноябрь

1 неделя

Д/игра «Что нужно куколке красавице?». Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Пальчиковая игра «Божья коровка».

Чтение рифмовки «Куколка-красавица всем ребятам нравится».

Рассматривание иллюстраций «Одежда».

Д/игра «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по форме.

Подвижная игра «Мы топаем ногами…».

Пересказ сказки «Репка».

Рисуем на песке разные фигуры.

Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.

Д/игра «Подбери одежду для куклы». Цель: соотносить предметы по величине.

Чтение рифмовки: «Встали куколки с утра, одеваться им пора».

Потешка «Сверху репка зелена…».

Наблюдение на прогулке: высокие и низкие деревья.

2 неделя

Д/игра «Подбери машинку по цвету».

Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.

Продолжать учить детей соотносить фигуры по цвету. Познакомить детей с синим цветом.

Сюжетно-ролевая игра «Едем на машине».

Д/игра «Найди предмет такой же формы».

Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Лепка «Шарики».

Д/игра « Найди такое же колечко».

Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.

Рассматривание комнатных растений.

3 неделя

Д/игра «Что подарила бабушка?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Рассматривание картины «Кошка с котятами».

ЛЕГО-материал «Собери конструкцию из красных деталей».

Заучивание потешки «Наша Маша маленька».

Д/игра «Подбери по форме». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков.

Чтение рифмовки «Что купили мишке?»

Подвижная игра «Добеги до своего флажка».

Рассматривание иллюстраций «Мебель».

Д/игра «Что привез Мишутка?» Цель: формировать представления о геометрических формах.

Знакомство с плакатом «Домашние животные и их детеныши».

Наблюдение на прогулке - кошка с котятами.

Потешка «Большие ноги шли по дороге».

Работа с цветными палочками.

4 неделя

Д/игра

Цель: Учить детей различать и называть цвета.

Д/игра «Бабочка»

Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Игра «Снеговики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки

Пальчиковая игра

Д/игра «Новоселье у куклы Наташи».

Цель: учить детей определять величину предмета».

Ноябрь

Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы»

Декабрь

1 неделя

Д/игра «Украсим елочку». Цель: группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Поручение в изо - уголке – расставить карандаши по цвету.

Проведение опыта с водой.

Чтение потешки «Ослик черный, беломордый…».

Д/игра «Подбери фигуру». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

Наблюдение на прогулке – рассматриваем облака.

Работа с раскрасками.

Рассматривание плаката «Зима».

Д/игра «Башня из кубов». Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.

Настольный театр «Маша и медведь».

ЛЕГО-материал «Чья конструкция выше?».

Рисуем на снегу – разные дорожки.

Ответы на вопросы по картине «Строим дом».

2 неделя

Д/игра «Найди нужный цвет»

Цель: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

Продолжать учить детей различать цвета правильно соотносить с цветными шариками.

Д/игра «Цветные колпачки»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

Учить детей различать геометрические фигуры треугольник, квадрат, круг.

Д/игра «Разложи собачек по росту». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.

Д/игра «Бусинки»

3 неделя

Д/игра «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем и шары все разберем».

Вечер рукоделия – изготовление фонариков и витражей.

Д/игра «У зайки день рожденья, готовим угощенье». Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наблюдение на прогулке – любуемся снежинками.

Рисуем на снегу – разнообразные снежинки.

Д/игра «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной.

Загадка «Снежинка».

Наблюдение на прогулке – Чьи следы больше?

Физминутка «большие ноги…».

Чтение потешки «Высоко звезда восходила…».

4 неделя

Д/игра

Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, белый, желтый).

«Найди твой цвет»

Цель: Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

Д/игра

Учить детей группировать геометрические фигуры по коробкам. Развивать внимание.

«Угадай на вкус»

Цель: Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Д/игра «Ежик». Цель: учить детей соотносить предметы по величине, закреплять знания слов «больше», «меньше».

Семейный досуг – изготовление рождественских свечей.

Январь

1 неделя

Д/игры «Какого цвета не стало?» Цель: подобрать необходимый цвет для предмета.

Лото «цвет и форма».

Окраска воды – цвет.

Д/игра «Какого цвета не хватает?»

Цель: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

Д/игра «Из каких фигур состоит?» Цель: нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

Какой формы

предметы в нашей группе?

Д/игра «Вкладыши»

Цель: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

Д/игра «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая» Цель: разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам.

«Построим башню» - величина.

Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» .

2 неделя

Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.

На прогулке рассмотреть краски зимнего пейзажа.

Сюжетно-ролевая игра «Угощаем чаем».

ЛЕГО-материал – «Создай конструкцию так, чтобы верхняя деталь была зеленой».

Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски».

Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.

Рассматривание шаров на елке.

Рисование предметов круглой формы.

Подвижная игра «Карусель».Цель:развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Д/игра «Подбери машинку для мишки». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине

Игра со снегом - лепим снежные комочки.

Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

Пальчиковая игра «Зайчик».

Задание с раскрасками.

3 неделя

Д/игра

Продолжать учить детей различать и называть цвета

Д/игра «Обведи и заштриху»

Цель: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

Д/игра

Продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры.

Д/игра «Разноцветные прищепки»

Цель: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

4 неделя

Д/игра «Найди такой же цветочек»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

Д/игра «Покажи такую же»

Цель: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

Д/игра «Большой, поменьше, маленький»

Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Февраль

1 неделя

Д/игра «Выкладывание орнамента». Цель: выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур.

Физминутка «Во дворе у Толика беленькие кролики…».

Раскрашивание раскрасок карандашами.

Работа с разноцветной мозаикой.

Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Рисование на снегу кругов разной величины.

Рассматривание иллюстраций «Обувь».

Чтение рассказа Е.Павловой «Чьи башмачки?».

Д/игра «Разные круги». Цель: учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.

На прогулке постройка снежной горки для мишки.

2 неделя

Д/игра

Учить детей чередовать предметы по цвету.

Д/игра «Бусинки»

Цель: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

Д/игра

Продолжать учить детей соотносить однородные предметы по величине.

3 неделя

Д/игра «Чередование флажков». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.

Чтение рифмовки «В магазин с тобой пошли, что же там увидели?»

Подвижная игра «Увидали флажок».

Д/игра «Подбери к шарикам круги». Цель: соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Пальчиковая игра «Шарик».

Работа с родителями – печем блины.

Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем…».

Наблюдение на прогулке – какая птичка больше?

4 неделя

Д/игра

Формировать представление детей о разных цветах.

Д/игра

Д/игра “Бусы из солёного теста”. Цели:укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

Д/игра

Март

1 неделя

Д/игра «Окраска воды». Цель: ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы нижняя деталь оказалась синей».

Пальчиковая игра «Зайка серый умывается».

Ответы на вопросы по картине «Катаем шары».

Д/игра «Что в мешочке лежит?». Цель: закреплять знания детей о форме.

Рисуем с трафаретом.

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме.

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

Подвижная игра «Волчок».

Д/игра «Разрезанные картинки» Цель: учить детей составлять предмет из частей.

Наблюдение на прогулке - рассматривание сосулек.

Работа с цветными палочками.

Настольный театр «Три медведя».

2 неделя

Д/игра «Собери гирлянду» Цель: (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Д/игра « Разноцветные кружки» Цель: (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.

Д/игра «Кто высокий?». Цель: учить детей понимать относительность высоты предмета.

Учить детей сравнить предметы по величине.

Пальчиковая гимнастика:

«Капустка».

3 неделя

Д/игра «Найди в группе игрушки (красного) цвета». Цель: выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета.

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

Поручение – разобрать детали конструктора.

Д/игра «Геометрическое лото». Цель: ознакомление детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой.

Наблюдение на

прогулке - за облаками.

Работа с разрезными картинками.

Д/игра «Построим дом». Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Работа с родителями – лепить из теста печенье.

Наблюдение на прогулке – сравнить высоту кустов и деревьев.

Чтение сказки «Лиса и журавль».

4 неделя

Д/игра «Нанизывание кольца на шнурок»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Д/игра «Сделай картинку». Цель: учить детей составлять картинку из разных частей.

Пальчиковая гимнастика: «Братики-пальчики».

Д/игра «Кукле Кате пора спать». Цель: развивать глазомер при выборе предметов.

Пальчиковая гимнастика:

Апрель

1 неделя

Д/игра «Мозаика». Цель: учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета».

Физминутка «На болоте две подружки…»

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по цвету.

Настольный театр « Волк и семеро козлят».

Рассматривание плаката «Весна».

Д/игра «В стране фигурок». Цель: закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу.

Наблюдение на прогулке «Какой формы солнце?».

Работа с набором плоскостных геометрических форм.

Д/игра «Длинное-короткое». Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.

ЛЕГО- материал «Чья дорожка длиннее?».

Поручение в изо - уголке расставить кисточки.

Чтение рифмовки «Ушки длинные у зайки…».

2 неделя

Д/игра «Полосатые коврики». Цель: учить детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету.

Д/игра

Сортировка мелких предметов: сортировать по цвету, форме, размеру мелких предметов, (бусинки).

Д/игра «Широкое -узкое». Цель: формировать у детей восприятие новых качеств величины.

Болты и гайки: накрутить гайку на болт.

3 неделя

Д/ игра «Что нужно кукле?». Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

На прогулке рассмотреть краски весеннего пейзажа.

ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы желтая деталь оказалась над красной».

Подвижная игра «Мяч».

Д/игра « Собери картинку». Цель: учить детей видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур.

Рисование с трафаретом.

Рисуем мелом на асфальте.

Д/игра «Веселые матрешки». Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Сюжетно-ролевая игра «Уложи куклу спать».

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по величине.

Чтение сказки «Кот, петух и лиса».

4 неделя

Д/игра «Подбери фигуру»

Цель: Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

Закреплять знание цветов. Учить детей правильно соотносить с формой.

Пальчиковая гимнастика: «Кошки-мышки».

Д/игра «Включи - выключи, открой - закрой»

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

Д/игра

Развивать зрительное внимание, упражнять в умении сравнивать предметы, по величине раскладывая от самого маленького до самого большого.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Список использованной литература:

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

7. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

8. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

9. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

10. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

11. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

12. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

13. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

14. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

15. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

16. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры. Подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад №7» г.Лиски Воронежской области Чибисова Н.В. Раннее детство – это особый период в жизни ребёнка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положения в пространстве,а также запахе,вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно оно служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А.Коменский, О.Декроли, Ф.Фребель, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина и другие, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности -это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребёнка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребёнок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В.Запорожцем и нашёл широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников). Эталоны цвета (В качестве которых выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности) эталоны формыгеометрические фигуры эталоны величины метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоение сенсорных эталонов- это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. Огромное значение сенсорное развитие имеет для детей от 0 до 3 лет, так как они знакомятся с миром через органы чувств. На втором-третьем году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важная роль, особенно в раннем возрасте, должна принадлежать дидактическим играм. Ранее упомянутые педагоги разработали разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Но анализ используемой программы и методы разработок, позволяет сделать вывод о необходимости разработки новых дидактических игр для закрепления и систематизации сенсорного воспитания. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста связано с их мозгом, который активно развивается в этот период. Мозг является движущей силой познавательной деятельности малыша. Ребёнок, получая множество впечатлений, упражнений и материалов для восприятия, развивает зрение, слух, вкусовые ощущения, обоняние, осязание. Для развития сенсорного восприятия необходимо развитие мышления, воображения, запоминания, которые в дальнейшем необходимы для процессов анализа, обобщения, сравнения и умозаключения. Если не заниматься сенсорным развитием в ранний период,то недоработки отразятся на способности к обучению, причём они будут заметны в начальной школе, из-за недостаточной точности и гибкости восприятия. Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться. У некоторых детей сильнее развито зрение. Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать,рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, т.е. к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, мы уделяем внимание всем детям, как сильным, так и слабым. Как же происходит сенсорное развитие в раннем детстве? Оно происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т.д. Поэтому ребёнок всегда трогает предмет, берёт его в рот, чтобы понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон, ребёнок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту, наши дети, также как и мы когда-то, познают и обогащают представления о мире. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получил благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но всё, что ребёнок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться словесно взрослым. Ребёнок получит полную информацию о предмете, явлении, деятельности, если педагог использует все виды сенсорного воздействия на сенсорную систему ребёнка. Нельзя педагогу забывать об эмоциональном фоне, который создаёт благоприятные условия для усвоения информации и применения её в дальнейшем. Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сенсорному развитию ставились и решались следующие задачи: -формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, жёлтый, синий, зелёный), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус, крыша, кирпичик), количестве (много, один), различать величину: большой- маленький, узкий- широкий, высокий- низкий, длинный- короткий; -создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; -воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата. Литература: 1. Л.А. Венгер; Э.Г. Пилюгина; Н.Б. Венгер- «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. «Просвещение», 1988г; 2. Э.Г. Пилюгина- «Занятие по сенсорному воспитанию» М. «Просвещение», 1983; 3. Предметная среда сенсорика. Экология. – Программа «Развития», Москва 2007 г.; 4. А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя» М. «Просвещение», 1983 г. 5. Интернет-ресурсы. ...

Лихачева Анастасия Валерьевна
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 221"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-04-18 Сенсорное воспитание дошкольников через систему дидактических игр и упражнений Лихачева Анастасия Валерьевна Данная работа раскрывает особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В работе предложена система дидактических игр и упражнения, направленных на помощь в развитии сенсорных навыков.

Просмотреть свитедельство о публикации

Сенсорное воспитание дошкольников через систему дидактических игр и упражнений

Воспитание детей – это один из самый сложных и ответственных процессов, от которого зависит не только будущее самого ребенка, но и будущее семьи, окружающих и нового поколения. Этот процесс является большим комплексом мер и технологий, которые направлены на формирование личности ребенка.

Одним из важных комплексов воспитания является сенсорное воспитание дошкольников. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и раздельно воспринимать предметы, их свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве и т. д).

Многие психологические исследования показывают, что без такого воспитания восприятие детей на длительное время может оставаться отрывочным, поверхностным, что в значительной мере затрудняет как овладение различными видами деятельности (рисование, лепка и т. д), так и усвоение знаний и навыков.

Изучение вопросов сенсорного развития и воспитания показало, что это — сложный процесс, который включает: усвоение детьми « сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов (например, в области формы – это геометрические фигуры; в области цвета- семь цветов спектра, черный и белый). Таким образом, обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит, как раз, сформировать у них представления о разновидностях свойств предмета. Но такие представления не смогут управлять восприятием, так как у ребенка нет способов, с помощью которых можно было бы выяснить к какому из образов соответствует свойство того или иного предмета. Именно для этого и существуют способы обследования предметов, т. е способы сравнения свойств предмета с установленными образцами, которым необходимо научить детей.

Таким образом, сенсорное воспитание в дошкольном возрасте – это не что иное, как ознакомление детей с сенсорными эталонами и овладение способами обследования предметов. Для того чтобы ребенок начал усваивать эти эталоны и способы, он должен быть к этому подготовлен. Ведь само это усвоение и овладение – процесс, который длится несколько лет и включает в себя постепенный переход к более сложным формам восприятия.

В первые годы жизни (до 3 лет) ребенок получает огромное количество впечатлений. Он различает формы, цвета, величины, но не все эти свойства привлекают его внимание и становятся признаками предметов, влияющие на его действия. Восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво (чаще всего в предмете выделяют одно свойство). В связи с этим, детям раннего возраста необходимо всего лишь запомнить названия тех самых свойств (форма, цвет). Какие же действия ведут к первоначальному выделению этих свойств предметов и образованию элементарных представлений о них? Ученые говорят, что это, прежде всего, предметные действия, т.е действия, при которых ребенок будет использовать каждый предмет как образец. Все это и будет подготовкой к усвоению сенсорных образцов-эталонов.

На третьем году жизни дети начинают овладевать простейшими продуктивными действиями (складывание кубиков, выкладывание мозаики и т.д). Но ребенок еще не учитывает свойств этих предметов. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу того, что они не понимают их значения. Дать понять значения свойств предметов – и есть основная задача сенсорного воспитания на третьем году жизни. Свойства (цвет, величина, форма) должны выступить для детей как постоянные признаки предметов, по которым эти предметы узнаются.

С трех лет начинается новый этап сенсорного развития. Именно на этом этапе происходит переход к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Здесь очень важно начинать знакомить детей с разными вмдами эталонов и способами их применения.

Сенсорные эталоны разных видов:

1. В области цвета – это цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, серый, черный); светлота и насыщенность; оттенки цвета; порядок расположения тонов в спектре;

2. В области формы – геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник, многоугольник); объемные и плоскостные фигуры

3. Величина

Говоря о путях ознакомления детей с сенсорными эталонам, можно сказать, что сначала нужно познакомить детей с основными образцами, а затем с разновидностями. Нужно сказать, что при знакомстве с эталонами мало просто показа и обозначения названия, важно включить действия самих детей для закрепления в памяти.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, т.к с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Так, например, при ознакомлении с цветами спектра очень важно самостоятельное получение их детьми (разведение красок). В ознакомлении с геометрическими фигурами и их разновидностями важную роль играет обучение детей обведение контура. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды от большего к меньшему, например.

Таким образом, на третьем году жизни дети должны уметь выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления о разновидностях цвета и формы и об отношении двух предметов по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей нужно формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине. Позднее нужно знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине между элементами ряда. Одновременно с формированием эталонов следует учить детей способам обследования предметов: последовательному осмотру и описанию формы, группировке по цвету и форме, выполнению более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач и сформирована система дидактических игр и упражнений. Эта система нацелена на формирование способов восприятия, которые способствуют выполнению любой продуктивной деятельности.

Примеры дидактических игр и упражнений

1. Ознакомление с цветом детей от 1 года 8 месяцев до 3 лет

— раскладывание резко различных по цвету предметов на две группы

— размещение грибков двух резко отличающихся цветов в отверстиях столиков в соответствии с цветом

— выкладывание из цветной мозаики – « Курочка и цыплята»

— рисование красками – « Листочки деревьев»

2. Ознакомление с цветом детей младшего и среднего дошкольного возраста

— «Красивый букет»

— «Лебедушка»

— «Радуга»

— «Окраска воды»

-« Разноцветный сарафан»

— «Цветной лед»

3. Ознакомление с формой и величиной предмета детей младшего и среднего дошкольного возраста

— «Чудесный мешочек»

— «Найди предмет такой же формы»

— «Геометрическое лото»

— «Выкладывание орнамента»

— «Склеим чайник»

— «Расставь мебель»

4. Ознакомление с формой и величиной детей старшей и подготовительной к школе групп

— «Найди такой же узор»

— «Найди по описанию»

— «Отгадай, что на моей картинке»

— «Угадай, что в мешочке»

— «Выложи предмет»

Дидактические игры и упражнения оказывают огромную помощь в сенсорном воспитании. Однако эта помощь будет существенной только при творческом подходе к использованию этих игр и упражнений и при включении их в общую систему сенсорного воспитания.

. .

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры. Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры (актуальность проекта и предполагаемая работа по самообразованию ) .О собое значение в настоящее время является вопрос о раннем развитии детей . Основным видом деятельности детей младшего дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, воображение, мышление, дисциплинированность, ловкость, мелкая моторика рук и т. дПоэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также имеет самостоятельное значение , как полноценное восприятие необходимое для успешного обучения и развития ребенка в детском саду . С енсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста – это прежде всего развитие его восприятия и формирования представлений о таких важнейших свойствах предметов как форма , цвет, величина, положение в пространстве, а также запах и вкус. Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития , т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир .С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки . Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие .Р ебенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов , в частности игрушек и предметов домашнего обихода . И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания , так или иначе, воспринимает все это . Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное , планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой .З начение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду .Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей .П роведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта , направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста .О сновные направления будущей работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет : 1. Формирование практических способов ориентировки . « поисковая» , результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов,а также формирование системы «взор-рука» .Важно формировать зрительно – тактильное восприятие , когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их. Примеры дидактических игр : «Какой формы?» , «Волшебный мешочек» , «Найди на ощупь» , «Платочек для куклы» , «Узнай фигуру» , «Найди пару» , «Игры с прищепками» и т. д. 2. Формирование восприятия цвета . Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка . Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция : Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.) а втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет. Примеры дидактических игр : «Спрячь мышку» , «Подбери по цвету» , «У кого какое платье» , «Листочки для дерева» , «Собери маме бусы» , «Воздушные шары» , «Какого цвета не стало?» , «Разноцветные бусы» , «Разложи карандаши по коробочками » , «Бусы из соленого теста» и т. д. 3. Формирование восприятия формы . Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры . С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета , то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. Примеры дидактических игр : «Составь фигуру» , «Сложи узор» , «Найди такой же» , «Какой предмет лишний ?» , «Из каких фигур состоит?» 4. Формирование восприятия величины . Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность : постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками. В этих играх не только формируются представления о величине предметов , но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления . Проводятся также игры с матрешками и пирамидками. Примеры дидактических игр : «Башня» , «Что там?» , «Сбор фруктов» , «Самая длинная, самая короткая» , «В какую коробку?» , « Дальше-ближе » , «Разноцветные кружки» и т. д. 5. Формирование восприятия пространственных отношений. Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения , восприятия расположения частей тела (схемы тела. ) С ледует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом , сколько предварительной подготовкой , которую получили дети. Примеры дидактических игр : «Оденем куклу» , «Покажи, что назову» , «Где спрятана игрушка» , «Что изменилось?» , «Где я?» , «Прятки» и т. д. Ожидаемый результат по сенсорному воспитанию : Дети научаться различать основные цвета; Познакомятся с величиной и формой предметов ; У детей сформируются навыки самостоятельной деятельности ; Воспитается познавательный интерес, любознательность; Развитие у детей обследовательских умений и навыков; Развитие мелкую моторику рук; Повысится уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей ; Повысится самооценка детей , их уверенность в себе; У детей разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность; Сплочение детского коллектива.

Статьи по теме: