Можно ли давать ребенку Сенаде? Какое мясо давать ребёнку. Что ещё нужно знать о двухлетних детях


Не успели оглянуться, а Вашему малышу уже два года. За это время он многому научился, подрос и окреп. Теперь это уже не беспомощный карапуз, а маленький помощник и самостоятельная (ну, почти самостоятельная) личность.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

79-94 см.
10,3-15,7 кг.
47,0-52,3 см.
47,6-56,4 см.
79,4-92,7 см.
10,5-14,9 кг.
46,0-55,1 см.
47,8-55,6 см. Физическое развитие ребенка в два года

В два года движения ребенка становятся более координированными,

Показатели физического развития ребенка в этом возрасте весьма индивидуальны, так как они зависят от многих факторов (наследственность, расовая принадлежность, тип конституции, наличия или отсутствия сопутствующей патологии, характера питания и других).

В возрасте до 10 лет показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,

Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

В среднем масса тела ребенка в два года составляет:

для мальчиков - 12 - 14,5 кг;

для девочек - 11,5 - 13,5 кг.

Рост к 2 годам в среднем составляет:

для мальчиков - 83 - 88,5 см;

для девочек - 82,5 - 87,5 см.

В два года у ребенка должно быть 20 молочный зубов.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2 года

Малышу уже 2 года, что же он должен уметь делать и какими навыками должен обладать?

В 2 года ребенок смело перешагивает через препятствия, удерживает равновесие при ходьбе по узкой доске. Самостоятельно есть и пьет.

Двигательные навыки ребенка в 2 года

Малыш хорошо бегает, прыгает, приседает поднимается и спускается по лестнице, перешагивает через препятствия. Очень подвижен и активен.

Может держать карандаш, разминать и отщипывать пластилин.

Может совершать движения по просьбе взрослого.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Ваш малыш уже должен уметь отличать предметы по форме, величине и цвету. Так, малыш 2-х лет может соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением. Хорошо ориентируется как минимум в трех контрастных величинах. Может собрать матрешку, пирамидку, колпачки после показа.

Ориентируется в 3-4 цветах, находит их по просьбе, некоторые может назвать.

Совершенствуется навык рисования - ребенок может в рамках листа проводить горизонтальные, вертикальные линии разной длины (короткие, длинные). Может рассказать, что он нарисовал.

Малыш становится всё сообразительнее, подставляет стул, если нужно что-то достать, может выловить из воды сачком понравившуюся игрушку. Может производить несколько последовательных игровых действий, в игре используйте предметы-заместители.

В два годика малыши очень любят подражать действия и поведению близкого взрослого. Чаще всего это обычные бытовые ситуации.

Во время игры ребенок может сооружать из кубиков знакомые постройки (дом, забор, гараж, стул, стол и другие).

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года
  • В течение дня у малышей обычно активное, деятельное состояние.
  • Ребенку нравится (он радуется) когда у него получается задуманное действие, также когда его хвалят взрослые.
  • Многие малыши в два года становятся упрямыми, энергично настаивают на своем.
  • При не удачных попытках отказываются от действия, могут выражать недовольство.
  • Для привлечения внимания может жестикулировать, капризничать и даже кричать.
  • С неохотой общается с незнакомыми людьми, может вообще отказаться от общения с ними.
  • При уходе мамы может долго плакать.
  • Умеет обижаться, любит похвалу.
  • Активно проявляет эмоции при общении с близкими людьми.
  • При общении с детьми улыбается, жестикулирует, выражает эмоции мимикой и речью.
  • Интересуется музыкой, пением, подвижными играми, танцами.
  • Нравиться смотреть мультфильмы, детские передачи.
  • В два года малыш становиться несколько эмоционально сдержан. Так, ребенок может немного подождать, после объяснения взрослого.
  • Малыш уже способен понимать такие понятия как «хорошо», «плохо». Спокойно относиться к указаниям и просьбам взрослого: «собери игрушки», «иди ко мне», «это нельзя» и так далее.
Речевое развитие ребенка 2-х лет

Малыши в два года понимают короткий рассказ о знакомых событиях. Могут ответить на вопросы об этих событиях (например, что ребенок делал в гостях или на прогулке).

Может выполнять до трех простых поручений, жалеет, помогает по просьбе взрослого. Хорошо знает названия частей тела, может показать по просьбе.

Значительно расширяется словарный запас (в арсенале малыша от 100 до 300 слов). В речи присутствуют предложения из 2-3 слов. Начинает употреблять местоимения и прилагательные, предлоги.

Может говорить о себе в третьем лице.

Называет и показывает предметы на картинке.

Начинает задавать вопросы.

Облегченные слова постепенно заменяются правильными.

Бытовые навыки ребенка в 2 года
  • Малыш кушает всё аккуратнее, не пачкаясь и не обливаясь.
  • Может умываться и мыть руки. Вытирается пока с помощью взрослого.
  • Может самостоятельно одеть несложные предметы гардероба (носочки, шапку, обувь, шарф). Частично раздевается.
  • Знает что и где должно лежать.
  • Умеет пользоваться носовым платком.
  • Контролирует свои физиологические потребности, проситься на горшок.
Уход за ребенком 2-х лет

Чтобы малыш хорошо себя чувствовал и был настроение у него было хорошее старайтесь соблюдать режим дня.

Так, лучше если питание и сон у малыша будет всегда в одно и то же время. В два года малышу уже вполне достаточно одно дневного сна длительность 2-2,5 часа.

Приучайте ребенка к личной гигиене. Малыш должен ежедневно умываться (утром и вечером), чистить зубы, причесываться, мыть руки перед едой. Если ребенка содержать в чистоте, то у него подсознательно вырабатывается потребность в ней.

Малышу необходимо перед ночным сном ополаскивать ноги, летом это следует делать ежедневно, а зимой можно через день.

Купать ребенка следует не реже 1 раза в неделю в теплой воде с мылом.

Для гармоничного развития малышу необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, гимнастика, закаливающие процедуры.

К двум годам многие малыши завершают освоение горшка. Дети могут проситься как словами, так и знаками (жестами).

Питание ребенка в 2 года

Питание малыша 2-х лет отличается от рациона годовалого малыша, но и до взрослого рациона ему еще далеко.

Режим кормления в этом возрасте может быть четырех или пяти разовым (в зависимости от личностных предпочтений и семейных устоев). Желательно чтобы примем пищи был регулярно в одно и то же время и между приемами пищи проходили примерно равные промежутки времени.

У двухгодовалого малыша уже должно быть 20 зубов, поэтому старайтесь приучать его к самостоятельному пережёвыванию пищи. В два года ребенок вполне способен справиться с небольшими и не сильно жесткими кусочками пищи.

В рацион можно добавить различные запеканки (твороженные, крупяные, мясные).

Обязательно в рационе ребенка должны присутствовать свежие фрукты, овощи, так как они являются источником витаминов, минералов, клетчатки.

Можно постепенно вводить простые специи и переправы (укроп, петрушка, сельдерей).

Суп должен присутствовать в рационе ребенка как минимум 3 раза в неделю. Самым полезным считается борщ, правда готовить его рекомендуется без томатной пасты и перца. Томатную пасту лучше заменить свежими помидорами.

Хлеб должен входить в рацион ребенка каждый день.

Из сладкого малышам можно давать печенье, ванильные сухари, зефир, мармелад, пастилу. Шоколад не рекомендуется, так как является сильным аллергеном.

Не обойтись в рационе 2-х летнего малыша без каши, молочных и кисломолочных продуктов. Так как они необходимы для формирования и роста костей ребенка.

В меню ребенка также должны быть мясные блюда. Для ребенка двух лет подходят нежирная говядина, баранина, телятина, кролик, курица, печень, рыба.

В два года ребенку для аппетита можно давать немного солений (соленые огурцы, помидоры, квашенная капуста).

Также в два года можно расширить ассортимент напитков, предложите малышу какао, чай с молоком, кисель.

Во время еды приучайте ребенка к аккуратности, следите чтобы малыш правильно пользовался столовыми приборами.

Необходимые обследования в 2 года

В 2 года необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли возрасту нервно-психическое развитие малыша. Даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию.

В два года следует посетить стоматолога. Также назначают контрольные анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца гельминтов.

Как играть с ребенком двух лет?

Главное помните, что двухгодовалый ребенок еще не способен воспринимать долгие монотонные занятия. Все обучающие процессы, развивающие занятие должны проходит в игровой форме и не должны быть долгими. При этом рекомендуется постоянная смена деятельности.

В два года ребенку интересно рисовать и лепить, отлично! Приобретите для него набор хороших карандашей (можно восковых), безопасный пластилин, пальчиковые краски, альбом и ватман. Пусть малыш развивает свои творческие способности.

Изучайте с малышом новые цвета и формы.

Приучайте к труду и выполнению домашних дел. Давайте малышу несложные задания: разложить помытые ложки, помыть овощи, сложить кастрюли в шкаф, выбросить мусор в ведро и другие. Не забывайте хвалить малыша.

В этом возрасте дети очень любят играть в прятки. Объясните малышу что нужно делать. Пусть сначала спрячется малыш, а Вы его поищите, потом наоборот. Можно спрятать игрушку и поискать ее вместе с ребенком.

Также полезно играть с ребенком в сюжетные игры, игры с имитацией бытовых ситуаций.

Для речевого развития подходят: чтение сказок, потешек, пение песен.

Какие игрушки подходят для данного возраста

В этом возрасте дети очень любят реалистичные игрушки, которые подходят для сюжетных игр (игрушечная посуда, мебель, инструменты, наборы доктора, парикмахера, магазинчика и другие). Главное чтобы игрушек не было в избытке, лучше время от времени убирать игрушки которые уже надоели малышу, а через какое-то время дать ему их снова.

Для обучения ребенка хорошо подходят наборы фруктов, овощей, животных.

Для развития ребенка необходимы кубики, пирамидки, элементарные конструкторы, пособия по правильному соотношению геометрических форм.

В этом возрасте можно приобрести для малыша динамические игрушки (игрушки-каталки, юлу, неваляшку, лошадку-качалку и другие).

Для подвижных игр могут понадобятся мячи, обруч, гимнастическая палка.

Во время игры учите ребенка учитывать сразу два свойства предмета - например, цвет и форму. Пусть в одну коробку сложит только красные кубики, а в другую зеленые шарики.

В два года у малыша активно развиваются самостоятельность и творческие способности. Помогайте ему, стимулируйте его. В этом возрасте так легко отбить желание у малыша что-либо делать, поэтому не ругайте его за мелкие промахи и ошибки. Пусть у него еще не всё получается, но он очень старается. Чаще хвалите и поощряйте своего малыша.

Другая информация по теме

  • Развитие ребенка в 1 год 3 месяца

  • Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

  • Развитие ребенка в 12 месяцев (1 год)

  • Развитие новорожденного ребенка

  • Развитие ребенка в 6 месяцев


Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик Кризис двух лет

Большинство малышей около двух лет проходят через возраст "нет". Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?

Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику - с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.

"На очередном "нет" я сломалась, мое терпение лопнуло - рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку".

С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью "нет" малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство "отдельности". Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности.

Обойти препятствие

Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может "выйти из берегов", превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?» Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию, если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться, похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.

Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте. Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же. Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления, если он знает об этом заранее. "Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать минут мы будем обедать". Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит, что уже полностью одет и готов к выходу.

Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.

Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, принимая его "нет" Вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.

За столом: «Положить тебе цветную капусту
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»

Возбудимость, упрямство, истерики... Что с этим делать?

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: "что-что?"

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка . Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: "Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь... уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но..." А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения , вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: "Мама устала, мама хочет полежать". Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово "я" уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как "переводчик с детского".

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к , и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты , склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом "зеленом" диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: "Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет" — это из репертуара вседозволенности. И вторая: "Как он смеет орать, ведь я же ему сказала..." — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый "закон заражения эмоциями". То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу "успокойся", когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать "бодаться" с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально "выключить". Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.


Юля | 19.11.2018

статья очень познавательная. Спасибо автору. Я интуитивно пришла к тем же методом воспитания. Правда у нас это началось примерно в 1,5 года. Причём если меня нет рядом, например с папой или бабушкой-дедушкой это был идеальный ребёнок. Но я полностью исключила крик и физ.наказание, если чувствовала что не выдерживаю, опускала ребёнка и отворачивалась. Если от меня нет реакции она переставала истерить. Важно только отличать истерики или то что ей больно или она испугалась. Тогда нужно жалеть обнимать. Сейчас истерик практически нет, она знает что плачем ничего не добится. А ещё полезно чтоб она слушалась и выполняла просьбы тоже слушать ее и по возможности выполнять. Например она не хочет одевать одежду. Дать ей другую на выбор: хорошо ты эту кофточку не хочешь а может вот эту или эту. Вам не принципиально розовую или зеленую, а для ребёнка важно что ОН САМ РЕШИЛ, а мама его послушалась.

Крис | 21.02.2018

Крис | 21.02.2018

Классная статья, спасибо! Открылось то чего не знала..

Татьяна | 11.06.2017

Наконец то нормальная статья!!! Читала с удовольствием многое для себя подчеркнула, буду воспитывать деток подготовленной!!! И с радостью!!!

Светлана | 14.08.2016

Марго, у меня такая же ситуация с дочерью один в один, только нам нет еще 2лет. В садике у меня она сносная, но потом что она мне дома делает... Пробовала пить успокоителье сама, не помогает, только в сон клонит по страшному, потому как с дочей так выматываюсь, а она тогда вообще на мне "ездит"...

Наталья | 29.07.2016

Наконец-то нашла действительно толковую, написанную сведущим и образованным автором, без лишней "воды", статью по интересующей теме. Спасибо! Успехов Вам в Вашей деятельности, Екатерина!

Марго | 28.05.2016

Спасибо. Очень полезная статья! У меня оч муж избаловал дочь,ей 2,5 года. Все разрешал ей, а я на оборот старалась быть жезще. И стала, своего рода "бабайка":) . Если что-то не так, она начинает кричать, требовать. Я стараюсь чаще говорить "нет, нельзя", чтоб ребенок знал эти слова, а папа на оборот. Когда он на работе, она спокойная и практически выполняет все, что я ей говорю! Но когда он дома, тушите свет ((((мне очень обидно, что так все происходит. Я могу и по попе стукнуть и поругать могу и в итоге я плохая:((((Целый день орет: пошли гулять! Хоть дождь, хоть снег, хоть жара страшная. (У нас лето до 50° доходит.) Ей объясню, что очень жарко, голова будет болеть и что будет плохо, НЕТ все равно пошли. И все сопровождается ором, криком. С улицы не возможно забрать, орет! Вообщем слова сказать нельзя! У меня уже сдают нервы, я становлюсь агрессивной и попадает старшему сыну. Дочь становится не управляемой. Я не знаю, что делать! Отдали ее в сад. Целый день места себе не нахожу, а вечером забираю, начинается война дома. Может я какая-то не уровновешенная? Может мне попить успокоительное?

* - поля, обязательные для заполнения.

С точки зрения моторики малютка 2-х лет проявляет невероятно высокую физическую активность. Нельзя подавлять это стремление и пытаться удержать его в «жёстких рамках» – ведь для нормального развития двухлетнему ребёнку нужно много и часто двигаться. Умение ходить совершенствуется и малыш уже неплохо держит равновесие. Умеет бегать и, если на более раннем этапе своего развития он уже пытался бежать, то сейчас у него должно получаться гораздо лучше.

Что умеет ребёнок в 2 года?
  • Хорошо ходит, умеет бегать, но ещё иногда падает.
  • Поднимается и опускается по ступенькам, ступая ногой на каждую ступеньку.
  • Многие дети в 2 года самостоятельно ходят на горшок или просят родителей посадить их.
  • Активно разговаривает, может строить простые предложения, состоящие из 2–3 слов. Использует прилагательные и местоимения.
  • Можно заметить, что ребёнок в 2 года начинает отдавать преимущество доминирующей руке: правша – правой, левша – левой.
  • Двухлетний карапуз вполне осознанно стремится добиться родительского одобрения, ради чего готов выполнить посильную просьбу. Очень огорчается, если не получает заслуженной похвалы.

Одно из главных умений малыша в 2 года – понимание абстрактных вещей. В этом возрасте он начинает строить простые предложения, использует прилагательные. Понимает смысл слов «потом», «завтра», «больше», «меньше». Отличает живых животных от игрушек, их изображающих. Например, понимает, что игрушка в виде кошки – предмет, а сама кошка – это живое существо. Любит слушать истории, произошедшие в прошлом, сознаёт, что это такое. Ребёнок и раньше любил слушать читаемые мамой вслух детские рассказы, сейчас же он стал достаточно взрослым, чтобы понимать их содержание и, увлёкшись рассказом, будет ждать, когда услышит продолжение.

Развитие в 2 года

Если несколькими месяцами ранее ребёнок был беспомощным, то теперь вы сами можете почувствовать беспомощность, пытаясь угнаться за ним. Детки в 2 года подвижны и очень активны, отдавая предпочтение самому быстрому способу передвижения – бегу. Координация движений довольно хорошая, однако иногда случаются падения и даже травмы, чаще всего несущественные. Кроха с удовольствием лазает по дивану, креслам, стульям, перебегает от стены к стене, путешествует по всей доступной ему площади квартиры или дома. Малыш в 2 года уже научился отодвигать отделения в шкафу, подставлять стулья, чтобы залезть повыше, открывать и зарывать за собой двери. Поэтому, если вы хотите, чтобы он не проник в комнату, где можно пораниться или что-нибудь повредить – лучше закрыть ведущую туда дверь на замок.

В 2 года ребёнок начинает отдавать предпочтение доминирующей руке, поэтому внимательные мамы могут определить, правша он или левша. Так называемая мелкая моторика становится более развитой, кроха умеет составлять пирамидки, сооружать «замки» из кубиков, брать карандаш и рисовать линии на бумаге. Большая моторика ребёнка проявляется в виде улучшившейся координации при беге, умении перешагивать через препятствия, залазить на большие предметы. Согласованность движений стала намного лучше, что можно увидеть в перешагивании через небольшие препятствия во время ходьбы.

Двухлетние детки помогают взрослому одевать себя: поднимают ножки, чтобы обуться, подставляют руки или даже стараются просунуть их в рукава. Могут самостоятельно надеть шапку или носочек. В состоянии частично раздеться без посторонней помощи. Контролируют физиологические потребности организма, знают, для чего нужен горшок, просят посадить их на него или даже садятся сами.

Уход в 2 года

Питание уже почти не отличается от меню взрослого. К 2 годам постепенно уменьшалась доля материнского молока и теперь можно полностью отказаться от его употребления. А чтобы малыш продолжал хорошо расти и успешно развиваться, его меню должно быть разнообразным, содержащими все необходимые продукты. Несмотря на то, что ребёнок 2-х лет ещё довольно мал, в сутки его организм должен получать около 1 500 ккал за четыре приёма пищи. Блюда, которые будет кушать кроха, теперь не нужно подвергать тщательной механической обработке, превращая в однородную кашеобразную массу – приучайте его пережёвывать пищу самостоятельно.

Продолжайте следить за гигиеной . Умывайтесь по утрам, регулярно чистите с ним зубы специальной детской пастой, мойте ручки перед каждым приёмом пищи. Учите его самостоятельно следить за собой. Объясните, что грязные руки – это плохо, а если не чистить зубы – они со временем могут испортиться.

Не забывайте и гулять – свежий воздух очень полезен для растущего организма, поэтому не пропускайте ни одного дня. Одевайтесь всегда по погоде, не переохлаждайте детский организм и не допускайте перегрева.

Сон

Многие мамы задаются вопросом: сколько спит ребёнок в 2 года ? Сон в этом возрасте составляет примерно 12 часов в сутки. На ночной сон приходится 10 часов, дневной сон всего один, обычно во второй половине дня, длительностью примерно 2 часа. Старайтесь соблюдать одинаковый режим дня: кормить малыша, гулять с ним, купать и укладывать в одно и то же время.

Занятия и игры для двухлеток

Рисуем. Благодаря рисованию развивается мелкая моторика, что способствует умственному и творческому развитию, восприятию формы и цвета. Вначале у малыша будут появляться только каракули, но сам процесс увлекает детей и со временем из линий и чёрточек начинают складываться осмысленные рисунки.

Заучиваем цвета. Ваш двухлетний карапуз наверняка уже знает названия 1–2 цветов. Игра увеличивает словарный запас и способствует умственному развитию. Возьмите различные предметы одного цвета: кубики, мячики, листы бумаги. Покажите ребёнку, например, жёлтую игрушку, назовите её цвет, дайте потрогать, подержать в ручках. Потом повторите то же самое со следующим жёлтым предметом. Когда вы проделаете эту процедуру 4–5 раз, скажите: «а теперь поищем жёлтый цвет. Где жёлтый цвет?» Вместе ищите жёлтый цвет в комнате. Когда ребёнок покажет вам 2–3 жёлтых вещи, попробуйте игру с другим цветом.

Немного усложните игру. Теперь предлагайте взять жёлтый кубик и поставить на него красный. Выложите в ряд жёлтые кубики, затем красные, сверху можно использовать, к примеру, зелёные.

Активные игры на свежем воздухе. Какой малыш не любит прогулок! Но бегать по аллеям в парке одному не так весело, как играть с мамой или папой! А если ещё найти компанию сверстников, будет вообще здорово! Можно поиграть в догонялки, летом игры на свежем воздухе с ребёнком великолепно разнообразят водяные пистолеты, зимой же можно вылепить снежную бабу.

Игры в песочнице подарят крохе нескрываемое удовольствие, а заодно потренируют мелкую моторику, разовьют внимание и подключат детское воображение!

Вашему малышу исполнился годик, у него растут зубки, он старательно учится пережевывать пищу, у него появляются первые вкусовые пристрастия. Однако общий стол ему пока противопоказан. Чем же можно кормить ребенка, чтобы не нанести вред его здоровью? Давайте определимся с основными требованиями, предъявляемыми к детскому питанию.

Правила здорового питания для детей до 3 лет: чем кормить ребенка с 1-3 лет?

У нормально развивающегося малыша к 2 годам должны прорезаться около двадцати зубов. А это означает, что ребенок может уже не только откусывать, но и пережевывать пищу. Не секрет, что пережевывание пищи способствует выработке пепсина и соляной кислоты в желудочном соке, что существенно облегчает процесс ее переваривания.

Родители прекрасно знают, что от 1 года до 1,5 лет ребенка необходимо кормить пять раз в сутки. Некоторые малыши после года сами отказываются от пятого кормления и переходят к четырехразовому питанию. Беспокоиться по этому поводу не стоит, здоровый малыш сам в состоянии регулировать количество кормлений. В этот период родители должны стараться постепенно заменять полужидкие блюда на более плотные. Новые блюда малыш должен есть с ложечки. От соски и бутылочки нужно постепенно отказываться.

  • Питание полуторагодовалого крохи необходимо сбалансировать, желательно с помощью диетолога. Основой питания в этом возрасте становятся продукты, содержащие животный белок.
  • Для детей от 1,5 до 2-х лет объем пищи составляет примерно 1300 граммов в сутки.
  • На 3-м году жизни малыш может съедать в сутки около 1500 граммов пищи.

Как составить меню для ребенка 1,5 - 3 лет: таблица

Продукты Нормы потребления продуктов для детей 1,5-2 лет/примеры блюд Нормы потребления продуктов для детей 2-3 лет/примеры блюд
Молоко/м. продукты Суточное количество: 500 мл.

5% -творог – 50 грамм.

5 грамм – сливок 10%.

5 грамм – сметаны 10%.

биолакт, йогурт – 2,5%

Блюда: каши, запеканки творожные, десерты.

Суточное количество: не менее 600 мл.

100 граммов творога 5-10%.

10 грамм сливок 10-20%.

10 грамм сметаны – 20%.

кефир, йогурт до 4%.

После 2 лет допускается более жирное молоко от 2,5 до 3,2%.

Блюда: каши, сырники, вареники, десерты.

Мясные Норма: 85-100 граммов в сутки.

Говядина.

Крольчатина.

Телятина.

В меню могут быть включены печень, язык.

Блюда: паровые тефтельки, тушеные котлетки, мясное и печеночное пюре и т.д.

Норма: 110-120 граммов в сутки.

Говядина.

Телятина.

Крольчатина.

Мясо ягненка.

Субпродукты.

Блюда: котлеты паровые, тефтели, мелко порубленное тушеное мясо, рагу, мясное и печеночное пюре.

Рыбные Суточная норма до 3 лет – 30 граммов 1 раз в неделю. Рекомендуется – морская, белая рыба. Можно готовить блюда из минтая, трески, хека, тунца. Допускается речная рыба – форель.

Красная рыба не желательна, часто вызывает аллергические реакции.

Можно приготовить: рыбный супчик с морковью, тушеную рыбу, котлетки, тефтельки и т.д.

Суточная норма: 50 грамм три-четыре раза в неделю.
Блюда из птицы Детям до 2-х лет рекомендуется включать в меню мясо куры, индейки.

Куриное мясо считается более аллергенным, поэтому его рекомендуется давать не чаще двух раз в неделю.

Можно начать давать куриное мясо 3 раза в неделю. Желательно использовать только грудку — белое мясо. Из нее можно приготовить тушеные биточки, котлетки, тефтельки.

Крупяные гарниры и каши

Диетологи рекомендуют включать в детское меню: гречку, овсянку, пшено, ячневую крупу, перловку. Детям до трех лет в среднем можно употреблять до двадцати граммов крупы.
Хлебобулочная продукция Можно использовать лапшу и вермишель в качестве гарнира к мясным блюдам. Из них также можно готовить молочные супы. Однако эти продукты очень калорийны и об этом не следует забывать. В сутки можно съедать не более 50 граммов хлебобулочной продукции.
Овощи Отлично стимулируют работу кишечника, усиливают аппетит, снабжают детский организм витаминами и минералами.

Суточная норма не менее 200 граммов овощей.

Из овощей можно приготовить: биточки из капусты, морковные котлетки, рагу овощное и т.д.

В суточном рационе 3-х летнего ребенка должно быть не менее 250 граммов овощей. Добавляются: томаты, патиссоны, зеленый лук и чеснок (в маленьких количествах). Дети охотно едят редис, репу, редьку. Многим нравится шпинат, щавель.

Детишки охотно грызут сырые овощи и любят самые разные овощные салаты.

Фрукты

Норма — не менее 200 граммов. Вводить новые фрукты и ягоды нужно минимальными порциями, чтобы была возможность своевременно заметить возможные аллергические проявления. В меню также можно включать сезонные ягоды: бруснику, малину, клубнику, клюкву, ежевику, черноплодную рябину, крыжовник. (Понемногу). В трехлетнем возрасте можно постепенно увеличивать количество фруктов и ягод (если на них нет аллергии).

Родители должны знать, что: черноплодка, черная смородина и черника – могут закрепить стул.

Киви, абрикосы, сливы действуют как слабительное.

Из ягод и фруктов можно готовить кисели, соки, компоты, морсы, добавлять их в кашу и десерты.

Полезные сладости и десерты Десерт должен вводиться в меню только в два года – не раньше! Десерты должны быть максимально легкими для усвоения. Педиатры настоятельно рекомендуют родителям особо не торопиться пичкать детишек сладостями. И все же, полезные сладости для детей этого возраста есть. Например: печеное яблочко, мусс из ягод, кисели, творожно-банановое суфле. В меню «сладкоежки» в 3 года можно добавить суфле из яблок, моркови и манной крупы.

Дети охотно едят клюквенно-манный мусс, сливовое суфле и яблочную пастилу. Рецепты этих десертов любая мамочка без труда найдет в интернете.

Что нельзя есть детям до 3 лет: список, распространенные ошибки родителей

10 основных продуктов, которые противопоказаны маленьким детям:

  • Любые колбасные изделия. Практически все производители добавляют в свою продукцию консерванты, ароматизаторы и красители.
  • Морепродукты, а именно: креветки, крабы, мидии. Эти морепродукты в 80% случаев вызывают у детей раннего возраста аллергические реакции.
  • Свинина, баранина, утиное и гусиное мясо. Тугоплавкие жиры, содержащиеся в этих продуктах, плохо перевариваются и негативно сказываются на работе ЖКТ. Могут вызывать боли, метеоризм, запоры.
  • Виноград и дыня. Эти фрукты плохо влияют на ПЖ и увеличивают газообразование.
  • Мороженое. Высокий уровень жирности негативно сказывается на работе ПЖ. Обожаемое детьми лакомство очень часто становится .
  • Мед. Полезный продукт, но, к сожалению, довольно часто вызывающий аллергию.
  • Жирное молоко, провоцирует проблемы с обменом веществ.
  • Торты, шоколад, пирожные, печенье. Эти «вкусняшки» содержат в себе огромное количество вредных пищевых добавок.
  • Какао. В этом напитке содержится теобромин – алкалоид. Кроме того, какао очень жирный напиток.
  • Все газированные напитки — они раздражают ЖКТ.
  • Диетологи не рекомендуют трехлеткам готовить супы на любы мясных бульонах.
  • Детям категорически запрещается давать любой фастфуд, чипсы, соленые сухарики.
  • До двух лет малышам нельзя есть квашеную капусту, любые соленья, сельдерей, орехи.
  • Красную и черную икру можно давать в маленьких дозах лишь после 5 лет.
  • Грибы (в любом виде) не рекомендуется давать детям до восьми лет, а кофе не раньше 12 лет.
  • Большинство педиатров считают, что ни в одно блюдо детям до 3 лет нельзя добавлять сахар.

А. Мосов, врач по гигиене питания детей и подростков:

Ребенку не стоит давать соль и сахар так долго, как это возможно, в идеале - до трех лет обходиться без них. К сожалению, традиции таковы, что мы сами приучаем ребенка к сладкому и соленому. Поэтому придя в детский сад, он неизбежно столкнется со сладкой кашей, сладким чаем или какао и солью, которая добавляется почти во все блюда. Преодолеть эту традицию непросто, поэтому лучше, если ребенок будет готов к этому и перед детским садом привыкнет к слегка подсоленной пище. Проблем со сладкой кашей и сладким какао, думаю, не будет, поскольку все мы имеем врожденное предпочтение к сладкому вкусу.

Мед по сути представляет собой тот же насыщенный раствор сахаров, хотя его употребление вместо сахара более предпочтительно, поскольку мед содержит целый ряд микроэлементов и других биологически активных веществ. Впрочем, полезные свойства меда в значительной степени - преувеличение. И давать его ребенку надо с осторожностью - у детей этот продукт нередко вызывает аллергию.

С 1,5 до 3 лет дети постепенно переводятся на 4-х разовое кормление. Суточный объем пищи у детишек этого возраста составляет от 1200 до 1500 мл.

Примерный режим кормления малыша 2-3 летнего возраста

Завтрак – 8.00.

Обед – 12.00.

Полдник – 15.30.

Длительность кормления не должна превышать 30-40 минут.

Рацион ребенка дополняется новыми продуктами постепенно и обязательно строго индивидуально. Объем воды для детей этого возраста, по мнению Союза педиатров, строго не устанавливается. Все зависит от климатических условий, активности малыша, от жидкости, поступающей в его организм в ходе основного приема пищи. Родители должны ориентироваться на потребности малыша.

Главные требования, которые предъявляют педиатры к питанию детей от 1,5 и до 3 лет – это сбалансированность и разнообразие.

Можно ли детям есть манную кашу?

Еще не так давно манная каша была «главным» блюдом на детском столе. Наверное, многие помнят рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным», в котором несчастный Дениска выливает тарелку манной каши на шляпу гражданину, идущему фотографироваться. Жалко и пострадавшую шляпу гражданина и Дениску, организм которого никак не соглашался съесть кашу. И был в некоторой степени прав. Современная медицина утверждает, что манная крупа на 2/3 состоит из углеводов, а именно крахмала. Поэтому манка довольно плохо переваривается. Глюкен, содержащийся в манке, очень часто вызывает аллергические реакции у детей. Манная каша отличается высокой энергетической ценностью, но полезными витаминами она не богата. Кроме того, фитин, входящий в ее состав, мешает полноценно усваиваться кальцию, железу и витамину D. Педиатры не рекомендуют давать манную кашу детям до года. Конечно, жаль шляпу гражданина из «Денискиных рассказов», но, по мнению большинства педиатров, поступок главного героя вполне оправдан. Хотя, лучше бы кашей накормить маму или папу. Взрослый организм прекрасно воспринимает манку, ведь она очищает кишечник от слизи и благотворно влияет на выведение лишнего жира. Но детский организм устроен по-другому.

Советы специалистов

По мнению педиатра-иммунолога М.А. Хачатуровой – у детей довольно чуткая природная реакция на пищу. Если ребенок по какой-то причине наотрез отказывается от определенного продукта – не стоит кормить его им насильно. Скорее всего, данный продукт просто не подходит ребенку и его следует заменить на другой. А , читайте на нашем сайте в другой статье.

Врач М.А Хачатурова предупреждает родителей — если у ребенка тусклые волосы, плохо растут ногти (ломаются и крошатся), его нужно срочно показать педиатру и диетологу. Скорее всего, у малыша имеются проблемы с кишечником и ему необходимо восстановить нормальную микрофлору. После чего, нужно скорректировать рацион его питания, и сбалансировать количество витаминов и минералов в организме.

Врач-педиатр А. Парецкая:

При составлении меню нужно учитывать нормы ежедневного употребления продуктов - то есть, какие продукты обязательно надо давать малышу каждый день, а какие - с определенной периодичностью. Будем для простоты составлять расчет на неделю - поэтому распределим продукты по дням. Ежедневные продукты рассчитываем, исходя из суточной нормы, умножив ее на 7 дней недели, остальные - исходя из количества приемов.

Ежедневно малыш получает молоко и молочные продукты, масло, хлеб, овощи, крупы, на некоторые дни недели распределяют, например, творог, сыр, рыбу, сметану, яйца. Мясо и рыбу рекомендуется давать 5-6 раз в неделю минимум - то есть 4 раза мясо и 1-2 раза рыбу.

Иногда бывает так, что невозможно приготовить все продукты, запланированные в меню. Тогда приходится прибегать к замене продукта на примерно равноценный. При замене надо учитывать калорийность и питательную ценность продукта - то есть углеводистые продукты заменять на них же, жиры - на другие жиры, белки - на другие белки. Например, взаимозаменяемыми углеводами являются хлеб, хлебобулочные продукты, макароны, крупы. Из белков заменимы молоко, творог, мясо, рыба, сыр. Из овощей - картофель, свекла, капуста, морковь и т.д. Жиры заменимы и растительные, и животные. Однако к концу недели все количества заменяемых продуктов выравниваются.

Правильно сформированное пищевое поведение – залог будущего здоровья вашего малыша.

Статьи по теме: