Одаренность дар или испытание. Сочинение - размышление: «Одаренность – дар или испытание

Одаренность - от слова "дар" (дар природы, Божий дар). Слово это как в русском так и в английском (gift) языках имеет однозначную трактовку. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
К.К.Платонов утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.
Одарённость может органично вписаться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Одаренность - не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и для родителей и учителей.

Школа может играть как позитивную, так и негативную роль в процессе развития одаренного ребенка. Обучение является одним из видов познавательной деятельности, поэтому важно сохранение позитивного эмоционального отношения к ней. Более того, если учебный процесс не связан с радостью, не вызывает интереса и сводиться для ребенка лишь к выполнению повседневных обязанностей школьника, он не имеет никакого отношения к развитию способностей. Нужно, чтобы наши учителя понимали такую простую истину: погоня за уровнем знаний, умений и навыков

Проблема не в том, чтобы дети успешно справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей (это, на самом деле, пустяк), а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок.
Драма одаренного ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться и, как правило, реально оказываются всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности окружающих его взрослых - учителей, воспитателей, психологов и родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно жизнью для.... Так, он становясь все более благовоспитанным, постепенно лишается своей одаренности, обменивая ее на признание, похвалу, заботу, внимание и т.п. Вместе с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия, утрачивает самого себя. Вот та психологическая тюрьма, в которую оказываются ввергнутыми большинство одаренных детей - заключенных, потерявших собственное Я. Выпущенные из такой темницы бывшие одаренные дети, ставшие заурядными взрослыми, не способны не только на акт творчества, они не способны просто на искреннее и спонтанное проявление чувств. Они способны испытывать лишь такие эмоции, которые позволяет ощущать унаследованная от родителей и учителей внутренняя цензура. Депрессии и душевная опустошенность являются расплатой за этот самоконтроль. Подлинное Я никак не проявляется, поскольку осталось в неразвитом состоянии. Поэтому они и не могут творить. Для этого необходимы, как минимум, самостоятельность, выразительность и внутренний мир. Творчество заключается вовсе не в том, чтобы усвоить созданное человечеством. Это умение создать что-то новое. Если дети недоиграли, недорисовали, недосочиняли - их воображение и фантазия слишком рано схлопнулись, закрылись для зрелого творчества, в том числе и научного. Кроме того, они так привыкли жить интересно, что любая обязательная работа, всякая неудача для них мучительна из-за отсутствия опыта преодоления себя. Порой это выливается в невроз потери смысла жизни.

Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным.

Взрослый должен видеть в ребенке единственное и неповторимое существо - личность, а не свои собственные ожидания, страхи, планы, которые он проецирует на ребенка.

Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. И если же они не находят полноценного развития, виноваты в этом взрослые. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потре
В создании образовательной среды развивающего творческого типа, которая бы помогала снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика, оказывала психологическое сопровождение и поддержку одаренных детей. Если в отношении образовательная система - одаренный ребенок будет восстановлено равновесие уважения, тогда личность одаренного ребенка не будет слишком деформирована педагогическими деструкциями.
Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы.
Я поняла, что одаренность - не подарок судьбы, а тяжкий крест. И надо постараться помочь одаренным детям его нести

Моя подруга Рита вышла замуж сразу после окончания торгового училища. Её муж Фёдор открыл небольшой продуктовый магазинчик. И со временем, им, общими трудами, удалось развить бизнес.

Рита имеет всё, о чём мечтала. Квартиру около соснового леса, хороший автомобиль, собаку, отдых два раза в год в Испании или Таиланде, но всё равно раз в неделю она приходит ко мне на сеанс психоанализа с не оставляющей её проблемой.

Риту мучает вопрос воспитания подрастающего сына.

А дело в том, что два года назад, Артур начал ходить в школу и это полностью перевернуло жизнь супругов.

И тревожит их отнюдь не плохое поведение мальчика, неуспеваемость или здоровье.

Уже в первом классе выяснилось, что их сын — гений!

Что же в этом плохого, спросите вы?

Плохого в этом, конечно же, ничего нет, даже наоборот, казалось бы, гениальный ребёнок — для родителей гордость и очень большая радость, но…

За целый год в школе у Артура не появилось ни одного друга.

Его подавленность очень обеспокоила Риту. Разговоры с сыном не приносили результата.

Вы замечали, что особо одаренные дети редко бывают интегрированы в социум так же как большинство?! Они, как правило, замкнуты, пугливы, они интроверты и даже, часто, ведут образ жизни отшельников. Пойдя в школу, именно в такого ребёнка и стал превращаться Артур.

Рита не единственная мама с такой проблемой.

Ко мне часто обращаются родители, которые хотели бы развивать таланты ребёнка, но при этом сохранить его социальную активность и умение взаимодействовать с людьми.

Я помогаю им разработать нужную стратегию самопрезентации ребёнка.

В этом отношении интересно вспомнить представителя символического интеракционизма Ирвинга Гоффмана (я упоминала его в предыдущих статьях). В своих работах этот психолог сравнил социальное взаимодействие с театральным представлением, в котором каждый из нас принимает некое «лицо» или социальную идентичность. Гоффман утверждал, что социальное взаимодействие требует тщательной регуляции социальных идентичностей. Если события угрожают этой регуляции, мы предпринимаем усилия для сохранения «лица». По Гофману, цель сохранения «лица» и самопрезентации — позволить социальному взаимодействию протекать беспрепятственно.

В жизни одаренного ребенка нарушения социальных контактов — факт подчас практически неизбежный:

Во-первых — это общение с близкими, испытывающим перед лицом «гениального дитя» смешанное чувство восхищения и зависти, рождающие стремление поддержать, помочь и притормозить, остановить неконтролируемое развитие существа, по обыденным представлениям просто-таки предназначенного для контроля.

Во-вторых — общение со сверстниками, взрослыми в школе и вне дома — чьи переживания часто более однозначны и обнаруживают полное незнание того, как обращаться с таким ребенком.

Психологи приходят к мнению, что одаренность ребенка в современном российском обществе — скорее испытание, чем дар и для самого ребенка, и для его родителей. Особенно, если она очевидна. Более или менее успешное приспособление к обществу со стороны ребенка возможно обычно тогда, когда он имеет существенную поддержку и принимается собственными родителями, близкими. Важной задачей родителей одаренного ребенка является трансляция ребенку представления о временности имеющихся сложностей в его социальных контактах, подготовка к возможности их улучшения и, ну или ухудшения.

Чему я обучаю таких родителей.

Родители, прошедшие у меня курс, раскрывают перед ребенком мир социальных игр, учат выбору стратегии самопрезентации. При всем многообразии подходов к анализу стратегий самопрезентации, можно выделить ряд основных групп способов самопредъявления:

  1. Демонстрация собственных сил, возможностей, позитивных, социально одобряемых свойств;
  1. Демонстрация слабостей, негативных качеств и свойств;
  1. Стремление «держаться в тени», привлекать как можно меньше внимания;
  1. Стремление привлекать как можно больше внимания, стремление к наиболее полному предъявлению другим своих черт, потребностей, целей.

В предыдущих постах я уже начала раскрывать тему самоподачи на примере своих клиентов.

У. Сванн предположил существование еще одной, более специфичной цели самопрезентации — самоподтверждения (self-verification). Мы представляем себя теми способами, которые проверяют или подтверждают нашу «Я-концепцию».

Помните историю Инны (http://сайт/pchelinoe-zhalko/ ) ?

Мы строим свою «Я-концепцию», основываясь на наблюдении, как окружающие реагируют на нас.

Затем мы используем эту «Я-концепцию», чтобы предсказывать реакцию людей на нас. Если они реагируют именно так, как мы ожидали, они подтверждают нашу «Я-концепцию». Поскольку мы хотим чувствовать, что хорошо себя знаем, а также умеем предсказывать реакции других, мы стараемся показать другим такое «Я», которое точно отражает нашу «Я-концепцию».

У. Сванн и коллеги утверждают, что мы чувствуем дискомфорт, когда другие люди отказываются подтвердить нашу «Я-концепцию».

«Допустим, что некто воспринимает себя как тупоумного. Если его близкие скажут, что считают его очень умным, он, вероятно, будет расстроен, потому что их слова подвергают сомнению его давно устоявшуюся „Я-концепцию“, подразумевая, что он не знает себя. А, если он не знает себя, что вообще он знает?» И, далее: «Если он подозревает, что она сформировала неадекватно благоприятное впечатление о нем, он может начать опасаться того, что их взаимоотношения полны взаимонепонимания» (Swann W. et al., 1992).

Эти рассуждения Сванна помогают объяснить, почему люди в условиях эксперимента выбирают тех партнёров, которые оценивают их так же, как они сами оценивают себя (даже если эта оценка неблагоприятна). Субъективные объяснения таких выборов говорили об их потребности в самоподтверждении, в предсказании реакции других людей и в управлении ситуацией. Во взаимодействии с партнерами, оценивающими их неблагоприятно, люди с низкой самооценкой могут одновременно предсказать реакции другого и подтвердить свои знания о себе.

В жизни одаренного ребенка есть две наиболее отчетливых альтернативы самопредъявления:

Альтернатива самовосхваления (эту тему я немного затронула в прошлом посте), демонстрации собственных способностей и сил, позволяющая столь далеко оторваться от обычных людей, что всякого рода критические замечания в его адрес становятся не просто бессмысленными, но и не понятными тем же людям, для которых раньше были единственным источников поддержания приемлемого уровня собственной самооценки;

Либо альтернатива самокритицизма, демонстрация собственной слабости и зависимости, позволяющая окружающим поддерживать приемлемый уровень самоуважения либо за счет осознания «неидеальности» (то есть близости) к «гению», либо за счет оказания ему посильной помощи и «заботы».

Возможные последствия реализации каждой из стратегий связаны с их функциями. Эти последствия могут быть как личностными (значимыми преимущественно для того, кто самопредъявляется), либо межличностными (значимыми для обоих партнеров). В одном из предельных случаев выбор стратегии самопредъявления может быть значим только для того, кому предъявляет себя человек.

Рита и Федя ходили ко мне на приём полтора года.

Сейчас они на отдыхе в своём летнем домике на берегу Средиземного моря. Они присылают мне фотографии с радостными улыбками на лице. После каникул их сын Артур пойдёт в третий класс. Его отношения с окружающими налаживаются. Марина сказала мне, что ей кажется, сын стал более счастливым ребёнком. И действительно, Артур охотно общается, интересуется жизнью сверстников, у него появился друг Даник, с которым они весной записались на плавание.

В его случае, я пришла к заключению, что на ранних этапах развития одаренности одной из наиболее эффективных, требующих наименьших психологических затрат, являются стратегии самокритицизма. По мере же развития ребенка и увеличения «разрыва» между ним и окружающими, более вероятной становится стратегия самовосхваления. Это я и намерена проверить по мере взросления Артура.

В любом случае, я вижу положительный результат нашей работы. Однако, как я не раз повторяла, каждый случай индивидуален. Психотерапевтическая помощь ребенку прежде всего предполагает структурирование: выгод и ограничений, которые имеет каждая из стратегий; личностных и межличностных; позитивных и деструктивных последствий каждой из стратегий.

Я верю, что Артур не только проявит свою одарённость с пользой для себя, но и также вырастет уверенным в себе и получающим радость от общения человеком.

Как у нас продвигается психокоррекция, я напишу в одном из следующих постов. А пока желаю Вам хорошего окончания недели, взаимопонимания с детьми и успехов в личной жизни!

Подписывайтесь на мой блог!

«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.

Одаренные дети... Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают ребенка на его жизненном пути и понимают свою ответственность за его будущее.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости.

Однако возможности дошкольного возраста на практике реализуются слабо.

Одной из причин является отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.

В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. Эта работа должна вестись родителями, социальными институтами, широкой общественностью.

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

Но одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагога – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.

Как выделить одаренного ребенка? На наш взгляд, ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления; повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;
обладание хорошей памятью;
проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;
высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;
самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;
креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;
самостоятельность, независимость, уверенность в себе;
повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Одаренные дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду. Не редко родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка "эффект ореола", ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает.

Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен постараться изменить непростую ситуацию.

Одаренность – это, безусловно, природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как драгоценный камень, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару нужный блеск.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно- образовательной системы.

Одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка дает возможность в основном выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности

В психологии принято выделять следующие признаки способностей.

Способности - это такие психологические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют - развиваются и проявляются - в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.

Способности надо отличать, с одной стороны, от степени обученности ребенка - и, с другой стороны, от его желания или нежелания что-либо делать, от степени его заинтересованности в достижении хороших результатов.

Разные виды способностей выделяют в связи с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются. Существуют общие способности, которые влияют на успешность во многих видах деятельности. Другой круг способностей, которые существенны только для отдельных видов деятельности, называют специальными.

Обычно дети с высоким развитием общих способностей обнаруживают значительные успехи в самых разных видах деятельности, но далеко не обязательно - во всех. Для этого у них может не хватить соответствующих специальных способностей.

Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности.

Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому мы стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.

Дарить подарки - это не только житейская традиция, но и элемент делового этикета. Но если выбрать подарок родным и близким сравнительно просто, то одарить коллег и партнеров - не такая простая задача. Этим символическим жестом мы демонстрируем им свое расположение, и тут очень важно никого не обидеть недостаточным вниманием, но также и не смутить избыточным.

Слишком дорогой подарок вызывает противоречивые чувства, а может и стать причиной неприятностей.

Достоверно известно, что один из...

Мужчины и женщины, как правило, не сознают, что их эмоциональные потребности различны. В результате инстинкт не подсказывает им, как поддерживать друг друга. Обычно мужчины вкладывают в отношения с партнершей то, что нужно и чего хочется мужчинам, а женщины - то, что нужно и чего хочется женщинам.

Каждый из них совершает ошибку, полагая, будто и у другого те же самые желания и потребности.

И мужчины, и женщины чувствуют одно и то же: вот я отдаю всего себя, а взамен ничего не получаю...

Это слово мы слышим по многу раз в день и в разных сочетаниях. Речь может идти и об экономической ситуации в стране (скажем, "финансовый кризис"), и о наших отношениях с детьми или коллегами ("кризис трех лет", "кризис отношений"), и о переживании горечи утраты ("личностный кризис").

Кризисы - это трагические периоды нашей жизни, когда становится ясно: так, как прежде, уже не будет. Нам кажется, что рухнула вся жизнь, а боль и чувство потери - все, что остается на нашу долю. И очень трудно...

Все гениальное - просто. Впервые услышав об изложенном ниже принципе, я понял, что я - далеко не гений. Сам я до него не додумался. И, видимо, не имел на это никаких шансов - слишком просто. И слишком гениально.

Искусство Очарования начинается с Искусства Делать Подарки

Такой вот простой принцип. Не поняли в чем, собственно, обещанная гениальность? Я тоже не сразу врубился. Но мне объяснили - подробно. Чего и вам желаю.

А не обвесили ли нас?

Обмани ближнего, и дальний приблизится...

Вы в сердцах шлепаете свою 2-летнюю дочь и чувствует себя ужасно виноватым после этого.

Умер близкий человек и вы испытывает чувство вины за то, что не всегда относились к нему с пониманием.

Ваш несовершеннолетний сын находится под следствием и вы чувствуете себя виноватой за то, что слишком были заняты собой и мало уделяли ему внимания.

Все из нас чувствуют себя виноватыми в какой-то момент нашей жизни, и это естественно для большинства людей.

Напомню, что «Чувство вины это...

Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых людей, а в чем-то не похож ни на кого другого.

Приведенное выше высказывание западных исследователей Мюррея и Клакхорна оказалось на страницах не одного учебника для студентов, ссылку на него можно увидеть и на страницах научных работ и статей.

Оно лишь отражает объективную реальность схожести и различия живущих на земле людей, не более. А далее - далее возникает ряд вопросов, однозначных ответов на которые нет до сих пор ни у...

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия "способность".

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово...


Уж кому-кому, а мужчине подарок придумать гораздо проще… гораздо проще… гораздо… эээ… а ведь и правда… хороший подарок мужчине выбрать сложнее.

Почему? Просто хотя бы потому, что:

Мужчины тупо используют меньше предметов в повседневном (и не столь повседневном...

В России около 20-25 % одаренных детей. Эта цифра кажется большой? Возможно. Проблема в том, что не все дети, нуждающиеся в продвинутом образовании, замечены. Одаренность остается не выявленной или забитой обычной образовательной программой. Определить особенного ребенка не просто, но это можно и нужно сделать. Признаки одаренности заметны с раннего детства.

Психология не знает слов «дар» и «проклятие». На языке науки одаренность – это ярко выраженные в одной или нескольких сферах, например, острый музыкальный слух.

Одаренный ребенок – ребенок, демонстрирующий способности и успехи, превосходящие достижения своих сверстников, а иногда и взрослых людей.

Основа одаренности – врожденные задатки, но без социального влияния, соответствующего воспитания и образования они не перейдут в способности, .

Какой бывает одаренность:

  • спортивная;
  • музыкальная;
  • художественная;
  • актерская;
  • социальная;
  • гуманитарная;
  • техническая;
  • академическая (повышенная способность учиться, осваивать и понимать материал из любой области);
  • интеллектуальная (аналитические умения, успехи по конкретному предмету);
  • творческая (выразительные эмоции и нестандартное мышление).

Как видно, не все виды имеют прямое отношение к среднестатистической общеобразовательной школе. Например, музыкальная или художественная одаренность там скудно себя проявит. Но такому ребенку нужно не просто дополнительное образование (увлекаясь музыкой, он забудет или не найдет силы заниматься учебой), а основное особенное образование. Речь идет о центрах развития детской одаренности, о школах с особым уклоном и т. д.

В широком смысле одаренность делится на интеллектуальную и творческую.

Амбидекстры и амбицеребральная одаренность

В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (). До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга. В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.

С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.

Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию. Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность. Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).

Проблемы одаренности

Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок , . Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:

  • своевременное выявление одаренности;
  • направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
  • объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).

В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности. Позже это вызывает , . Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.

Система образования пропагандирует целостное и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде. Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися. А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.

Диагностика одаренности

Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как . Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.

Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.

Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка. Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном. Важно регулярно анализировать успехи ребенка. Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе .

Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.

Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:

  • задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
  • поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
  • сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
  • проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.

Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.

Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».

Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.

Психологические особенности взаимодействия с одаренным ребенком

Одаренность – отклонение в развитии. Любое отклонение нуждается в особом наблюдении и сопровождении. 50 % способностей проявляется к четырем годам, 70 % – к шести, а 90% – к восьми. В этом возрасте родители должны особенно внимательно общаться с ребенком.

На протяжении всей жизни важно учитывать психологические особенности одаренных детей. Какие это особенности:

  1. Выраженная потребность в самоактуализации. Одаренные дети раньше сверстников начинают ее испытывать. Это стремление заметно уже с детства. Важно обратить на это внимание и поддерживать. в самоактуализации и творческой самореализации – потребность пятого уровня по теории А. Маслоу. Дети активно творят и радуются этому.
  2. . Одаренный ребенок уже в раннем возрасте выполняет все дела настолько хорошо, насколько может. Например, ребенок рвет тетрадь и переписывает ее из-за одной кляксы. Или разбирает собранную модель самолета (с которой возился неделю), потому что придумал, как ее усовершенствовать. Прежде чем что-то нарисовать, он найдет образец и сделает все строго согласно ему. Эта особенность скрывает опасность – недовольство собой, снижение самооценки, неврозы, депрессия. А перфекционизм, предоставленный сам себе, лишает личность .
  3. Самостоятельность. В норме потребность в самостоятельности формируется к трем годам (). Одаренные дети раньше учатся ответственности, независимости суждений, саморегуляции. Нельзя подавлять самостоятельность, но нужно помнить о безопасности ребенка и избегать вседозволенности.
  4. Социальная автономность. Качество, схожее с предыдущим. Предполагает непринятие одаренным ребенком традиционного обучения. В обычной школе ему скучно. Это вызывает конфликты.
  5. . Ему подвержены все дети и взрослые люди, но у одаренных детей эгоцентризм реже обусловлен возрастом и встречается чаще. Выходит эгоцентризм из чувства собственной уникальности, одаренности. Больше развит познавательный эгоцентризм (стремление к личной активности и получению знаний из собственной практики). Моральный эгоцентризм встречается реже, чем у сверстников (способность устанавливать причинно-следственные связи помогает лучше понимать мотивы людей). В общении одаренные дети тоже проще занимают позицию другого человека (коммуникативный эгоцентризм проявляется слабо).
  6. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональная уязвимость. Одаренные дети постоянно наблюдают и обращают внимание на мелочи. Все услышанное и увиденное принимают на свой счет (другие дети даже не заметили бы этого).
  7. Творческое отношение к случайностям и восприятие трудностей как возможностей. Не каждому взрослому это под силу, а одаренный ребенок умеет извлекать пользу из любого положения.

Послесловие

Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.

Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.

Статьи по теме: