​Пенсионное обеспечение военнослужащих. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в россии и пути их решения

С 2008 года у военных пенсионеров появилась возможность получить еще одно пособие — по возрасту. Меняющиеся нормы пенсионной системы требуют разъяснений в том, как производятся начисления, кто может претендовать на вторую пенсию, предназначенную для военнослужащих, и какие критерии при этом учитываются.

Разобраться, когда предоставляется право на военную и гражданскую пенсии одновременно, как его оформить и выгодно ли получать оба пособия, поможет анализ действующего законодательства.

До внесения корректив в пенсионное законодательство расчет выплат был достаточно прост. Закончив службу, они признавались пенсионерами и независимо от возраста получали пособие от своего ведомства. Пособие начислялось до достижения ими фактического пенсионного возраста, установленного в стране. В 60 лет для мужчин и 55 для женщин требовалось переоформить документы и полностью перейти на гражданский вид выплаты, отказавшись от военного.

Законодательная база

За последнее десятилетие система кардинально поменялась.

Перечень законов, необходимых для изучения вопроса формирования и назначения пенсий для военнослужащих в 2017 году:

  • 400 ФЗ от 28.12.13 («О страховых пенсиях»);
  • 166 ФЗ от 17.12.01 («О государственном пенсионном обеспечении»);
  • 156 ФЗ от 22.07.08 (изменения закона о пенсионном обеспечении);
  • 4468-1 ФЗ от 12.02.93 («О военных пенсиях»);
  • 173 ФЗ от 17.12.01 («О трудовых пенсиях», используемый в тех частях, которые не противоречат закону №400 «О пенсиях в РФ»).

Военная пенсия согласно закону 4468-1 полагается при уходе в запас по выслуге или по медицинским показаниям.

Для назначения пособия:

  • по выслуге сотрудникам силовых и военных ведомств достаточно на момент увольнения служить 20 лет;
  • по необходимо уволиться не раньше 45 лет, иметь минимум 25 лет трудового стажа, при этом не менее 12,5 из них в ведомстве;
  • по инвалидности, необходимо доказать, что она приобретена в процессе службы (проявиться заболевание может сразу или в период 3-х месяцев после увольнения);
  • по смерти кормильца за период службы. Лица, которые находились на иждивении такого военного, имеют право обратиться за пособием.

При назначении пенсионного пособия по выслуге важно основание увольнения. Военнослужащий может уйти со службы в результате изменений в штатном положении, из-за состояния здоровья или по возрасту, только тогда у него возникнет право получить выплату.

Сумма пособий по инвалидности, выслуге и социальной пенсии в РФ, предназначенная военным пенсионерам и их родственникам, зависит от размера денежного довольствия, звания, количества лет службы, кроме того, при расчете учитываются условия работы. Так годовой период участия в боевых операциях засчитывается, как 3 года службы. Если работать приходится в особых условиях, то 3 года при подсчете будут учтены как 4.

Формула расчета пособия по выслуге, если в военном ведомстве отработано 20 лет на момент увольнения: среднее денежное довольствие за 20 лет × на 50%.

За каждый дополнительный год полагается добавить 3%. При подсчете используются понижающие коэффициенты, они зависят от территории прохождения службы, состояния здоровья и прочих критериев.

Начисление выплат начинает производиться с момента принятия решения о праве на льготную пенсию, в 10-ый период после обращения за ними военнослужащего.

Нормы, предоставляющие военнослужащим дополнительное пособие, изложены в поправках, внесенных 156 ФЗ к закону 166. Они содержат критерии и требования, дающие военнослужащим право на получение 2-х пенсий: военной и гражданской одновременно, либо на выбор одной из выплат.

Круг лиц, которые могут рассчитывать на 2-е пенсии, ограничен. Основное гражданское население при наличии нескольких вариантов пенсионных выплат обязано выбрать один.

Кому положена

По новым правилам потребовать 2-ю пенсию у государства можно, если к моменту наступления возраста, при котором положены социальные гарантии, граждане уже получают военное пособие.

Закон распространяется на лиц, получивших пособия по инвалидности или на основании выслуги, если она заработана:

  • в вооруженных силах России, СССР или СНГ;
  • в государственных частях охраны, безопасности или обороны;
  • в пожарных частях;
  • в пограничной службе;
  • в системе уголовно-исправительных органов;
  • в государственных отделах по борьбе с преступлениями;
  • в других государственных отделах, причисленных к военным ведомствам.

Кроме того, право на 2 пособия имеют:

  • родители, вдовы и дети военнослужащих, погибших за время боевых действий, прохождения службы или по ее окончании, если причиной явилась ;
  • родители, вдовы и дети космонавтов, погибших при исполнении обязанностей;
  • нетрудоспособные лица.

Понять, положена ли военному пенсионеру 2-я пенсия, можно, изучив условия ее законного предоставления. Если он соответствует всем требованиям, то пенсионер имеет право рассчитывать на дополнительную выплату.

Критерии предоставления второй пенсии

Страховая гражданская выплата военнослужащим предусмотрена для тех, кто подходит под утвержденные законом критерии.

Условия назначения:

  • Наличие льготного обеспечения (по выслуге лет или инвалидности).
  • Наступление установленного пенсионного возраста (у мужчин – 60, у женщин – 55лет, для госслужащих в 2017 году – 60,5 и 55,5, с ежегодным повышением до 65 и 63 лет соответственно).
  • Достаточный стаж гражданской работы (8 лет – на 2017, в последующем критерий ежегодно будет повышаться на 1 год до достижения уровня – 15 лет).
  • Достаточное количество ИПК – пенсионных баллов (11,4 в 2017, при ежегодном увеличении на 2,4 балла до 30 лет).

Если военную выплату назначает ведомство, при котором числился заявитель, то расчетом и начислениями страховой части занимается ПФР.

Важно учесть, что при расчете 2-ой пенсии не будет учтена фиксированная выплата.

Страховые взносы с гражданской работы будут учтены только при условии, что физическое лицо зафиксировано системой ОПС (обязательного пенсионного страхования), и на личный счет бывшего военного перечисляются взносы.


Номер индивидуального счета указан в СНИЛС (страховом свидетельстве). Получают документ в ПФР. СНИЛС является обязательным для предоставления при официальном трудоустройстве.

Регистрация в системе позволяет государству контролировать:

  • трудовой гражданский стаж;
  • отчисления работодателя в ПФР, сделанные за сотрудника;
  • размер заработной платы.

Исходя из этих показателей, ПФР производит расчет страховой части.

Льготы по пенсионному возрасту

Как и гражданскому населению, военнослужащим положены преференции по снижению возраста выхода на пенсию, если для этого есть основания.

Основаниями являются:

  • до 10 лет за участие в устранении аварии на Чернобыльской АЭС;
  • до 10 лет за службу в горячих точках или на объектах, расположенных под землей;
  • до 5 лет за службу в условиях Крайнего Севера и на территориях, приравненных к нему;
  • до 5 лет за службу в радиационно опасных местах.

Если в результате боевой травмы военнослужащий стал инвалидом и при этом имеет не менее 25 лет страхового стажа, допускается снижение возраста ухода на пенсию на 5 лет.

Вторая пенсия для военнослужащих

Перейдя на систему страховых накоплений, государство предоставило возможность военнослужащим учесть свой стаж, полученный за периоды работы в гражданских организациях. Это связано с тем, что за каждого сотрудника производятся отчисления в ПФР, в том числе за тех, кто раньше вел службу в военных ведомствах. Государство признало, что лишать силовиков права учитывать при расчете пособия заработанного трудового стажа неконституционно.


Самое большое количество вопросов вызывает процесс учета стажа, когда рассчитывается гражданская пенсия. Работа в силовых ведомствах часто состоит из нескольких периодов, например, обучение в ВВУ, срочная служба, боевые командировки и так далее.

Согласно 400 ФЗ страховой стаж включает в себя трудовой, и они законодательно уравнены. У военных и гражданских, приравненных к ним, стажем считается служба.

ПФР посчитает годы работы:

  • до введения системы государственного пенсионного страхования (до 01.01.02);
  • после 2002 года, если за бывшего военного работодателем перечислялись взносы в пенсионный фонд обязательного страхования – ОПС (то есть только при официальном трудоустройстве).

Важно! В страховой стаж могут учитываться только те годы, которые ранее не были зачтены при назначении военного обеспечения.

Когда для начисления второго обеспечения не хватает страхового стажа, можно дополнить его не страховыми периодами, перечисленными в законе. Например, годами учебы в Вузе, периодами ухода за нетрудоспособными, отпусками по уходу за ребенком и так далее. Учеба в военных училищах в стаж не включается.

Смешанный стаж

Понятие «смешанная пенсия» возникло от того, что при ее расчете учитываются периоды как военной, так и гражданской службы. Чаще всего термин используется при назначении обеспечения по выслуге, когда срок службы на военном поприще при увольнении не достиг 20 лет.

Учитывая новые системы расчетов, военнослужащие могут претендовать на смешанную пенсию:

  • в момент увольнения, если им положено пособие по выслуге, учитывающее общий трудовой стаж;
  • после достижения пенсионного возраста, если они уже имеют пенсию по выслуге;
  • по достижении возраста выхода на общегражданскую пенсию, если пособие по выслуге отсутствует из-за недостатка стажа.

Основания для расчета базового обеспечения по смешанному типу.

  • Количество лет выслуги.
  • Общее количество отработанных лет (на гражданской и военной службе).
  • Размер денежного довольствия и заработной платы (средний показатель).
  • Наличие или отсутствие надбавок.

Расчет пенсии по смешанному типу – это сумма средних показателей денежного довольствия и гражданского оклада за 25 лет работы × на 50%. За каждый дополнительно отработанный год добавляется 1%.

Если количества лет выслуги для начисления льготного обеспечения военному не хватило, то пенсионные расчеты производятся на общих основаниях согласно 400 ФЗ. Служба будет засчитана в качестве трудового стажа, пенсия по выслуге лет в этом случае не положена.


Основанием для расчета 2-ой пенсии военнослужащим являются взносы, которые гражданский работодатель должен отчислять за них в ПФР ежемесячно. Все поступления суммируются на индивидуальном пенсионном счету работника.

На основании страхового стажа и размера отчислений, зависящего от дохода сотрудника, формируются пенсионные коэффициенты – баллы. Именно они лежат в основе порядка окончательного начисления страхового обеспечения.

Формула расчета состоит из произведения количества баллов и их цены, которая утверждается на законодательном уровне. В 2017 году цена балла составляет 78,58.

Таким образом, страховая часть = ИПК х 78,58.

Полученная сумма и будет начисляться, как вторая гражданская.

При формировании пенсионных накоплений учитывается не только трудовой стаж и годы службы, но и периоды, когда военнослужащий временно не работал по объективным, часто вынужденным причинам. К ним относится время ухода за пожилыми и инвалидами, срочная служба, декретные отпуска и отпуска по уходу за детьми.

Такие периоды будут учтены, если:

  • на указанное время имеется документальное обоснование отсутствия на работе/службе;
  • до и/или после данных периодов гражданин работал/служил.

Затраченное время также переводится в ИПК, которые в дальнейшем принимаются в общий расчет страховой пенсии.

Кроме того, в расчете выплат предусмотрена премиальная система. Гражданское пособие увеличится за счет дополнительных баллов, если военнослужащий продолжает работать после наступления пенсионного возраста. Премиальные баллы начисляются за отработанный каждый год в этот период.

Индексация выплат

Увольнение со службы происходит чаще всего по достижении 45 лет. Продолжая работу на гражданском поприще, пенсионер, оформивший вторую пенсию, имеет право на ее индексацию. Государство ежегодно производит индексирование по умолчанию. В 2018 году дата перерасчета запланирована на 1 января, так как одновременно ожидается увеличение денежного довольствия действующих военнослужащих.

Порядок оформления

2-я пенсия для военнослужащих оформляется в ближайшем отделении ПФР. Назначение пособия является активным. Это значит, что пока бывший военнослужащий не обратится за страховой пенсией, она представлена не будет.


Для оформления 2-ой пенсии военнослужащим необходимо подать заявление и предъявить в ПФР документы.

В обязательный комплект документов входят:

  • Личный паспорт бывшего военного с указанной регистрацией.
  • Копия трудовой книжки.
  • Справки с места работы или службы, отражающие трудовой период и оклад, понадобятся в том случае, если стаж предполагается учитывать до 2002 года, а записи о нем в книжке отсутствуют (а также за планируемые учетные периоды, когда взносы за военнослужащего не перечислялись в ПФР)
  • СНИЛС.
  • Справка по установленной форме о наличии военной пенсии, в которой указаны все периоды службы, учтенные при ее назначении.
  • Справка о зарплате за периоды работы до 2002 года.
  • Документы, подтверждающие наличие не страхового стажа.
  • Свидетельства о рождении детей, если есть несовершеннолетние или дети до 23 лет, проходящие очное обучение.
  • При смене фамилии потребуется документ, подтверждающий этот факт.

В процессе заявки на 2-ю пенсию могут потребоваться документы, подтверждающие право на льготы. Например, справка об инвалидности, справки о работе в особых условиях и так далее.

Оформить назначение страхового обеспечения бывшие военные могут несколькими способами.

Способы подачи заявки на 2-ю пенсию:

  • В кадровой службе по месту текущей работы.
  • Лично в Пенсионном Фонде.
  • Через портал Госуслуг.
  • В ближайшем аккредитованном многофункциональном центре.
  • Почтой России, отправив заявление и документы ценным письмом с уведомлением.

Если нет возможности самостоятельно заниматься оформлением, для подачи заявления и документов можно воспользоваться услугами представителя, тогда на его имя у нотариуса следует оформить доверенность.

Бывший военнослужащий имеет право обратиться за 2-ой пенсией с того момента, как у него возникает на нее право. Срок обращения будет считаться датой назначения пособия.

ПФР отведено 10 дней на принятие решения. Если по заявлению приходит отказ, он должен быть мотивирован.

После того, как была реализована возможность получать два обеспечения одновременно,

актуальность перехода на гражданскую пенсию практически утратилась.

Выгода от такого перехода может существовать:

  • если пособие по старости, с учетом фиксированной базовой выплаты по размеру превышает сумму военной и страховой пенсий, где база не учитывается (при современных ставках военных выплат такое встречается крайне редко);
  • если бывшему военному не хватает трудового и гражданского стажа.

Если гражданин считает, что выиграет в деньгах, то перейти с текущей пенсии на гражданскую не составит труда, для этого требуется подать заявление в ПФР.

Если тема оформления 2-ой пенсии для Вас актуальна, оставьте свои комментарии к статье. Поделитесь, с какими проблемами пришлось столкнуться, какие были причины отказа у ПФР, не было ли трудностей с учетом определенных периодов службы в стаж. Если у Вас остались вопросы, давайте их обсудим.

Руководство нашей страны по праву уделяет особое внимание бывшим военным, в частности, заботится о пенсионном обеспечении данного слоя населения.

На что надеяться военным пенсионерам в 2018 году? Последняя информация

Именно военные своей жизни кладут на алтарь службы, отдают на благо России. Вероятно, потому-то наше государство и зовут военной державой.

В свете этого, совершенно неудивительно, что вопрос о военных пенсиях в 2018 году является наиболее актуальным сегодня. Важна любая информация о том, что ждет военных пенсионеров в ближайшем будущем, на что им стоит надеяться.

Несмотря на то, что абсолютно никаких официально заверенных решений насчет военных пенсий в 2018 году не принималось, в СМИ уже кипит работа над бесконечными публикациями домыслов, прогнозов, мнений экспертов и т.д. Основанием для этого стало, вероятно, особое поручение Минфина РФ своему подведомственному НИФИ.

Научно-исследовательский финансовый институт должен провести кое-какие разработки по выяснению оснований для коренного пересмотра существующего подхода к формированию пенсий военным.

Возможные перемены

В нынешних реалиях на пенсионные выплаты могут рассчитывать лишь те военнослужащие, которые благополучно отслужили двадцать и более лет. Именно эта выплата является официальной, установленной государством на законодательном уровне. Но везде есть оговорки и исключения. Не обошлось без них и здесь.

Если внимательно прочесть закон, там говорится о том, что данную выплату могут получать и люди, которые пробыли на службе в армейских структурах двенадцать и более лет, имеют за плечами трудовой стаж в размере двадцати пяти лет, но которые были уволены с места службы по причине проблем со здоровьем, до достижения ними пенсионного военного возраста – сорока пяти лет.

Здесь нужно также сказать о том, что военные пенсии в нашей стране формируются на основании так называемой выслуги лет, имеющей законодательно установленный предел.

В последнее время довольно часто как в СМИ, так и на различных форумах мелькает информация о том, что пенсии с 2018 года военным скорее всего отменят. Идея эта находит своих сторонников и скептиков.

С одной стороны такое развитие событий вполне возможно, но лишь в случае тщательного рассмотрения всех предлагаемых изменений в системе формирования пенсий бывшим военнослужащим.

Некоторые из сторонников склоняются к тому, чтобы военные после увольнения проходили бесплатное переобучение. К

онкретно эту идею активно поддерживает член общественной организации Павел Сигал, справедливо полагающий, что «военные бывшими не бывают», и весь массив опыта и знаний они просто обязаны передавать молодому поколению.

Полезный потенциал военных пенсионеров можно с легкостью использовать на благо государства.

Выходное пособие, в свою очередь, будет выплачиваться в полном объеме. Это необходимо для того, чтобы уволенные за выслугу лет с военной службы (в относительно молодом возрасте) чувствовали себя более уверенно, ведь пенсия в таком случае не полагается, а вот финансовая государственная поддержка просто необходима.

Подавляющее большинство военных, чьи интересы и затрагиваются в данном вопросе, негативно расположены к указу главы государства, согласно которому пенсионные выплаты бывшим военным должны увеличиваться таким образом, чтобы они не составляли менее 2% от уровня инфляции в том или ином году по стране. Военнообязанные же считают такой уровень поднятия пенсий чрезвычайно маленьким.

Однако последние новости ясно говорят о скором повышении пенсий на 4% (как это было в 2016 и заложено в план на 2017-2019 гг.), что, по мнению руководства государства, будет превышать уровень инфляции.

Но сегодняшняя экономика, можно сказать, выступает против пенсий и прочих подобных выплат. Минфин постоянно твердит о нехватке в бюджете средств для качественного улучшения довольствия каждого из членов пенсионной системы.

Чего ждать военным пенсионерам?

В основном, эксперты сходятся во мнении, что, все же, пересмотра условий получения пенсий избежать не удастся. Причин тут много, но самая главная и, в общем-то, лежащая на поверхности – страна оказалась в непростом экономическом положении. Сейчас трудно утверждать, будут ли увеличены пенсионные выплаты военнослужащим в 2018 году или нет.

Существует множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России, но большинство из них является несущественными. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день уровень военных пенсий снизился и практически приравнялся к уровню пенсий, назначаемых по старости лет для гражданских лиц.

В силу действующего законодательства уровень пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Следует отметить, что в последние три года уровень денежного содержания военнослужащих существенно изменился, но изменился он за счёт ввода надбавок, которые не по Закону влияют на величину пенсии. В результате денежное содержание растёт, а уровень пенсий военнослужащих остаётся на прежнем уровне. Одновременно осуществляется рост гражданских пенсий, которые уже практически нагнали по уровню пенсии военные, которые всё время считались льготными. Проблема осложняется тем, что многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности, не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу. В результате пенсия становится главным источником доходов пенсионера, у многих при этом на иждивении находятся дети. Даже если у них и получается устроиться на работу, то в основном эта работа связана с охранной деятельностью и она низко оплачиваема.

Меры социальной поддержки, помощи в профессиональной переподготовке уволенных в запас военнослужащих, и их пенсионное обеспечение обсуждаются Правительством России постоянно, но пока ничего действенного не принято. Проблема осложняется тем, что ряды военных пенсионеров, в связи с массовыми сокращениями армии, ежегодно пополняются. Ежегодно ряды Вооруженных сил покидают примерно 50 тысяч офицеров в возрасте от 40 до 45 лет. Пока у государства нет четко выраженной программы переподготовки увольняемых офицеров, как нет и рычагов трудоустройства их в гражданские организации, а уровень их пенсии (а многие из них пенсионеры по выслуге лет) очень мал.

Необходимо понимать, что военные пенсионеры отличаются от пенсионеров гражданских не только возрастом, но и той долей ответственности, которая на них возложена за свои семьи. Пенсионеры по возрасту, как правило, уже имеют трудоустроенных детей и даже внуков, а пенсионеры по выслуге лет зачастую на руках имеют несовершеннолетних детей и должны нести бремя по их содержанию. Всё это усугубляет проблему низкого уровня военных пенсий и здесь нельзя ни в коем случае стараться приравнять пенсии военные с пенсиями гражданскими.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, которыми можно было пользоваться уже при наличии 20-летней и более выслуги военной службы.

В результате проведённых в 2002-2004 годах изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения военнослужащих оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы. Так, с 1 июля 2002 года военные пенсионеры до достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости, уже не вправе оплачивать в 50%-ном размере жилищно-коммунальные услуги.

В период нехватки бюджетных средств для решения проблем пенсионеров в деятельности исполнительной власти обозначилась тенденция введения для отдельных категорий государственных служащих в целом, и военнослужащих в частности, различных денежных надбавок, которые, однако, не учитываются при исчислении пенсий. Так, например, с 1 марта 2005 года было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счёт введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада военнослужащего, но эта надбавка не учитывается при расчёте военных пенсий. С 1 января 2005 года всем действующим военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряжённость (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и эта надбавка не учитывается при расчёте военной пенсии.

Таким образом в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий.

Не была восстановлена социальная справедливость и в вопросе исчисления военных пенсий с учётом фактической стоимости продовольственного пайка. В расчёт военных пенсий до недавнего времени входила явно заниженная месячная стоимость продовольственного пайка. Так, с 1 января 2000 года по 31 ноября 2007 года пенсионные отделы военкоматов при исчислении пенсии руководствовались не реальной стоимостью общевойскового пайка, а применяли заниженную сумму, из расчёта 20 рублей в сутки. При этом военкоматы ссылались на то, что в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» и последующими законами о федеральном бюджете денежная компенсация взамен продовольственного пайка была законно ограничена в размере 20 рублей в сутки.

Правительство Российской Федерации решилось на внесение изменений в законодательство, по его инициативе с 1 декабря 2007 года были внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы денежного довольствия и продовольственного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, которыми исключены правовые основания для выплаты либо учёта при исчислении пенсии денежной компенсации взамен продовольственного пайка и денежной продовольственной компенсации соответственно. Теперь (с 1 декабря 2007 года) стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, не включается, но в денежном выражении сохранена путём включения её в оклад по воинскому (специальному) званию. Однако, в оклад по воинскому (специальному) званию была включена не фактическая стоимость продовольственного пайка (в 2007 году - 2022 руб. в месяц), а всё та же заниженная сума - 608 руб. в месяц или 20 руб. в сутки.

Другой проблемой пенсионного обеспечения военнослужащих являются разногласия, которые возникают между их устаревшей системой пенсионного обеспечения и системой нового (страхового) пенсионного законодательства Российской Федерации. Явная несправедливость в отношении работающих военных пенсионеров, побудила многих из них к судебной защите своих прав. Судебные споры привели к тому, что в России был принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». В соответствии с этим федеральным законом военные пенсионеры при наличии у них условий для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части). Однако в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ далеко не все работающие военные пенсионеры смогут претендовать на получение страховой части трудовой пенсии.

Во-первых, для получения страховой части трудовой пенсии военный пенсионер после увольнения с военной службы должен иметь официальный страховой стаж не менее 5 лет. Чтобы получать «вторую» пенсию после увольнения с военной службы необходимо не только 5 лет отработать, но и работодатель военного пенсионера весь указанный период должен ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Если же военный пенсионер получает неофициально зарплату, а его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет.

В случае назначения военному пенсионеру страховой части трудовой пенсии в страховой стаж не включаются периоды военной службы, с учётом которой был определён размер его военной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии. Тем самым законодатель ограничил военнослужащих, получающих в период прохождения военной службы дополнительные доходы по трудовым договорам в праве на получение страхового стажа для назначения страховой части трудовой пенсии одновременно с получением выслуги лет, необходимой для назначения ему военной пенсии.

Во-вторых, для получения страховой части трудовой пенсии введены жёсткие ограничения по возрастному цензу: для получения такого рода права военный пенсионер должен достичь общегражданского пенсионного возраста, дающего основание для назначения трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин). При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удалённой либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

На фоне финансового кризиса можно сделать вывод о том, что в ближайшее время уровень пенсий военнослужащих увеличен не будет, ровно как и их должностные оклады. Какие же видятся пути выхода из сложившейся ситуации?

Главная причина сложившейся ситуации -неравномерное реформирование пенсионной системы Российской Федерации. Другими словами, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц остались в стороне, так как на тот момент, когда встал вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус.

Поэтому, для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.

Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468-1 и установить, что для исчисления пенсии учитывается не только оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, но и все другие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению.

Статьи по теме: