Почему 3 летний ребенок. Что делать, если ребенок отстает в развитии? Виды развития ребенка

В три года ребенок преодолевает своеобразный психологический рубеж: покидает ясельный возраст и становится дошкольником. У него появляется уверенность в себе и своих силах, проявляется настойчивость, сообразительность, упрямство. Он многое умеет: знает несколько небольших стишков, пересказывает простые сказки, разговаривает как простыми, так и сложными предложениями, знает свое имя и фамилию, домашний адрес, последовательно называет части суток и времена года, различает левую и правую руку. В речи правильно использует местоимения и предлоги.

Он быстро собирает несложные картинки, пирамидку. Знает 5-6 цветов, основные части тела, различает 2-3 цветка, дерева, обобщает группы предметов – посуду, мебель, одежду. Находит как похожие, так и отличные друг от друга предметы.

Уход за ребенком в 3 года

Малыш активно двигается по всей квартире, играя, проводит много времени на полу. Поэтому, необходимо проводить ежедневную влажную уборку и тщательно проветривать комнату. У ребенка закрепляются как приобретенные ранее навыки гигиены – мытье рук, причесывание волос, так и прививаются новые. В кармашке у малыша обязательно должен лежать носовой платок, чтобы по необходимости, он мог им воспользоваться.

Его одежда должна быть чистой и выглаженной. Если ребенок испачкался, его необходимо сразу переодеть. Он должен знать, что нельзя ходить в запачканной одежде, так он привыкнет быть аккуратным. Для детей желательно приобретать одежду только из натуральных тканей. Особенно, которая контактирует с телом, чтобы она не вызвала натертостей и раздражения. Дома ребенка следует одевать в мягкую, удобную одежду из фланели или трикотажа.

В три года можно показать малышу, как пользоваться зубной щеткой, в каком направлении ею водить по зубам. На щетку необязательно наносить пасту, т.к. еще не все дети научились правильно полоскать рот. Достаточно того, чтобы ребенок просто понял, что зубы требуют очищения утром и вечером. Пусть у него выработается ежедневный ритуал.

Питание ребенка в 3 года

С трех лет малышу можно употреблять практически все продукты, за исключением сильно жирных и острых. С этого времени ребенок постепенно переходит за общий стол, для него все реже готовят еду отдельно. Чтобы разнообразить меню, ему можно в небольших количествах давать мясные, овощные, рыбные консервы, копчености, солености, орехи и семечки.

Вязкие и жидкие каши заменяются более сухими и рассыпчатыми. Для чего на две части воды кладут одну часть крупы. Чтобы каша получилась особенно вкусной, ее обязательно сдабривают кусочком сливочного масла. Ребенок должен обязательно получать необходимое количество не только углеводов, белков и жиров, но и витаминов. Летом ему ежедневно нужно делать салаты из сырых овощей – моркови, капусты, огурцов, редьки, помидоров. Салаты заправляют сметаной или маслом и посыпают зеленью- петрушкой, сельдереем, укропом, зеленым луком.

В жаркое время горячие мясные первые блюда нужно чередовать с холодными вегетарианскими – окрошкой, свекольником. Которые заправляют хлебным квасом, кефиром, молочной сывороткой. Для перекусов, вместо печенья и сладостей, можно сделать полезные бутерброды: ломтик черного хлеба смазать растительным маслом, немного присолить и посыпать мелко порезанным зеленым или репчатым луком. Или кусочек черного хлеба смазать сладкой сырковой массой или толстым слоем обычного творога, посыпанного сахаром.

Из горячих напитков можно предложить малышу черный или зеленый чай. Натуральный кофе вводить еще рано, его заменяют кофейным напитком, сваренным на молоке. Не более двух раз в неделю малышу дают какао с молоком.

Режим дня ребенка в 3 года

Режим дня ребенка – это расписание действий — кормление, игра, прогулка, сон, которые чередуются в определенном порядке и через определенный промежуток времени. Установленный распорядок помогает малышу чувствовать себя комфортно в течение всего дня. Его организм, настроенный на слаженный ритм, будет сам требовать приема пищи или отдыха в одно время. Ребенка не нужно будет подолгу укладывать спать или заставлять поесть. Хорошо отдохнувший и сытый, малыш всегда будет находиться в хорошем расположении духа. Будет активным, любознательным, энергичным. Чтобы не сбить ритм, отклонения от установленного в распорядке дня времени, не должны превышать 30 минут.

Потребность в пребывании на свежем воздухе составляет примерно 4 часа. Это время разбивают на две-три прогулки. Не стоит пропускать выход на свежий воздух, если на улице дождь. Достаточно надеть резиновые сапожки, дождевик и взять зонтик.

Игры и развлечения в три года уже не обязательно проходят под руководством взрослого. Ребенок может сам себя занять, собирая конструктор, мозаику, рисуя, или играя. Так малыш проявляет самостоятельность, а у мамы появляется еще немного свободного времени. Конечно, необходимо обязательно контролировать ребенка, периодически заходя в комнату и проверяя, чем он занимается.

Приемы пищи всегда должны проходить в одно время, промежуток между которыми составляет около четырех часов. В три года ребенок уже знает, что нужно обязательно помыть ручки перед едой. Можно его привлечь к помощи, чтобы накрыть стол. Пусть разложит ложки, вилки, хлеб, салфетки.

Занятия с ребенком в 3 года (как развивать)

Чтобы ребенок развивался разнопланово, необходима помощь взрослых. Поэтому если малыш не посещает детский сад, с ним нужно заниматься дома. В первую очередь необходимо обратить внимание на развитие речи. Гуляя, показывайте и говорите как называются породы разных деревьев, обращайте внимании какой формы у них листья, как называются части дерева. Мальчикам можно показывать и называть марки и цвет проезжающих машин. Рассказать из каких частей они состоят. Задавайте ребенку вопросы, побуждайте к общению, придумывайте вместе рифмы к словам.

Немаловажно развивать крупную и мелкую моторику. Для крупной моторики полезны игры с кеглями или мячом – подбрасывание его, перекидывание, кидание в цель. Для развития мелкой моторики нужно лепить из мягкого пластилина, соленого теста, перебирать крупу, фасоль, сортировать пуговицы или бусины по цвету и форме, рисовать прямые линии, кругляши, овалы. Очень полезны пальчиковые игры, когда взрослый читает стихи (например, «Идем в гости», «Пирожки», «Овощи»), а малыши по ходу стучат кулачками по столу, хлопают в ладоши, вытягивают ручки, играют пальчиками.

Можно знакомить ребенка со счетом, вычитание и сложением. Вначале начинают с простого: объясняют, что означает понятие «один», что такое «много» или «мало». Рассказывают, какой формы бывают предметы – круглой, квадратной, прямоугольной. Показывают примеры из жизни – колесо круглое, табурет – квадратный и т.д. Вскоре ребенок сам будет находить предметы нужной формы.

Игры и игрушки для детей в 3 года

Дети любого возраста любят игры с мячом. В арсенале лучше иметь несколько мячей разных диаметров. Можно поиграть с ребенком, поочередно ударяя мяч ногой или перекидывая его из рук в руки. Чтобы тренировать координацию движения, начинают с самого большого мяча, постепенно переходя на мячи маленьких размеров. Ребенку будет интересно, если к игре подключатся и другие дети со двора. Вместе они смогут поиграть не только в мяч, но и прятки или догонялки.

Современные мультики по телевизору или DVD, это конечно хорошо. Но будет еще лучше, если у вас сохранились старые диафильмы и проектор. Дети очень любят смотреть такие домашние мультфильмы на стене или белой простыне. Есть в этом процессе некая доля таинственности и загадочности. Тем более старые советские мультфильмы интересные и очень добрые. Ребенку важно, что рядом находятся мама или папа, которые в этот момент похожи на добрых волшебников.

В три года у детей довольно много игрушек. Это и куклы и машинки и набор «больнички» или юного парикмахера. Можно подсказать им, как в игре распределить роли. Например, врач-пациент, парикмахер-клиент, таксист-пассажир. Ребенок сможет себя попробовать в разных профессиях, приобретет в этих играх разнообразные навыки.

У трехлетнего ребенка обязательно должны быть головоломки и прочие развивающие игрушки – конструкторы, калейдоскопы, мозаики, кубики. С их помощью легко и непринужденно развивается логика, фантазия, пространственное и творческое мышление.

Медицинское наблюдение в 3 года

Если ребенок не имеет проблем со здоровьем, то его визиты к докторам ограничиваются профилактическим осмотром перед прививками. Если малыш готовится к поступлению в детский сад, ему будет необходимо пройти углубленное медицинское обследование. Его осматривают отоларинголог, окулист, невролог, хирург-ортопед, дерматолог и стоматолог. По показаниям добавляются кардиолог, эндокринолог, психиатр, фтизиатр и прочие специалисты. В детском саду с ребенком дополнительно пообщаются психолог или педагог. В три годика ребенка обязательно показывают логопеду. Если у малыша проблемы с речью, чистотой произношения или он не разговаривает, врач назначит ему индивидуальные занятия. Не стоит их игнорировать, буквально через два-три месяца вы заметите существенные сдвиги. Возможно вашему ребенку посоветуют посещать специальный детский сад с логопедическим уклоном, где с детьми занимаются более углубленно. Это не приговор, не нужно этого стесняться или бояться. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем более существенных и быстрых результатов можно достичь. Исправлять дефекты речи в 3 годика намного легче, чем в 7, когда он пойдет в школу.

В три года дети очень любознательны, их интересует буквально все. Не потушите эту искорку, обязательно поддерживайте любознательность и направляйте в нужное русло, расширяйте его кругозор. Не отмахивайтесь от него, разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы, учите новые стихи, буквы, слоги, цифры. Иначе его интерес угаснет, который будет очень трудно затем возобновить. Если у ребенка есть желание, можно познакомить его с навыками чтения или счета, попробовать изучать иностранные слова.

Продолжайте развивать речь ребенка. Общайтесь с ним, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы. Пусть малыш учится логично рассуждать. Правда некоторым детям это делать трудно, т.к. у них небогатый словарный запас. Помогите ему, читайте книги, заучивайте стихотворения. Общаясь с ним, не сюсюкайте, а разговаривайте как с большим. Ребенок должен понимать, что он уже не малыш. Объясняйте ему, что он большой, и при спорных ситуациях должен не плакать и не капризничать, а быть готовым к компромиссам.

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения .

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Совет:

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем» .

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду» .

Совет:

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Совет:

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Совет:

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и . Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Совет:

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!» .

Совет:

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Совет:

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса ().
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке:). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи) .
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов , необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?» );
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость.

Как мы пережили кризис

Игры на преодоление кризиса 3 х лет

Уроки психологии для мам

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

3 года – важная дата в жизни ребенка и его родителей, а многие детские психологи и педиатры именно этот возраст считают переходным между младенчеством и детством. Ведь в 3 года малыш уже вполне самостоятелен – он умеет разговаривать, ориентирован в повседневной жизни, может самостоятельно съесть пищу, умыться и найти себе занятие. Большинство родителей трехлеток не вполне четко представляют себе, что должен уметь ребенок в 3 года, ведь некоторые дети в этом возрасте уже читают, а другие еще с трудом разговаривают. Конечно же, абсолютной нормы развития нет и не может быть, но существует определенный минимум знаний и навыков, которыми должен владеть каждый 3-х летний ребенок.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Рост и вес ребенка в 3 года зависит уже не только от темпов его развития и здоровья малыша, но и от расовой и наследственной предрасположенности. Мальчики в 3 года весят от 13,5 до 17 кг, а девочки – от 13 до 16 кг. Рост детей считается нормальным, если он находится в пределах 86 – 100 см.

В 3 года режим дня ребенка не должен резко меняться, ему по-прежнему необходим 10-11 часовой сон ночью и 1-1,5 часа отдыха днем. Но соблюдая режим сна и отдыха, заставлять спать, со слезами и скандалом, трехлеток тоже не стоит – такой сон вместо отдыха станет настоящим наказанием малыша, если ребенок категорически не хочет спать, достаточно укладывать его после обеда полежать спокойно или читать с ним в это время книги.

В 3 года ребенок уже уверенно владеет своим телом, он может бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, забираться на вертикальную лестницу, залазить на невысокие горки , менять направление движения на ходу и умеет быстро разворачиваться, наклоняться и приседать. Многие дети в этом возрасте уже могут кататься на трехколесном велосипеде, стоять и прыгать на одной ножке, а также перепрыгивать через скакалку.

Очень важными считаются навыки опрятности и самообслуживания, которыми владеет ребенок в 3 года. В этом возрасте он должен уметь просится на горшок или самостоятельно садится на него (считается допустимым, если малыш иногда не успевает проснуться ночью и очень редко «заигрывается» днем). Дети в 3 года должны соблюдать определенные правила поведения, причем, в отличие от многих других умений и навыков, — эти зависят только от воспитания и манер окружающих ребенка взрослых. В этом возрасте малыши уже прекрасно понимают, какое поведение вызывает неодобрение взрослых, и могут проследить за собственным внешним видом. Многие девочки в 3 года уже сами выбирают себе одежду, сильно расстраиваются, если она пачкается, ежедневно просят мам сделать им прическу и самостоятельно надевают бусы, заколки и колечки.

Кроме навыков опрятности, трехлетний ребенок должен уметь есть ложкой и начинать пользоваться вилкой, пить, не проливая, из чашки и знать, как самостоятельно взять продукты из холодильника или шкафа.

Многие родители не дают своим детям ничего делать на кухне, считая, что трехлетки больше напачкают и испортят, но это в корне неправильно – приучать ребенка к самостоятельности нужно уже этом возрасте. Трехлетний малыш вполне может помочь маме, доставая продукты из шкафов или нарезая сыр специальным детским ножом. Такие задания помогают детям почувствовать себя вовлеченными во «взрослую» жизнь семьи и одновременно учат их, как и что нужно сделать для приготовления пищи.

В 3 года дети могут сами умываться, чистить зубы под присмотром родителей, снимать одежду, а многие даже пытаются одеваться самостоятельно, хотя и не всегда справляются с пуговицами, шнурками и завязками.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года

В 3 года ребенок не просто растет и развивается, он буквально «впитывает» информацию, как губка и опытные психологи и педагоги советуют ни в коем случае не упускать этого времени. Именно после 3-х лет можно начинать регулярные занятия по подготовке ребенка к школе, ознакомлению с окружающим миром, изучению иностранных языков или музыки. Многие родители делают большую ошибку, считая, что если они отдали малыша в садик, то больше заботиться о его развитии им не нужно. К сожалению, как показывает практика, большинство государственных и частных детских садов не могут полноценно заниматься развитием каждого ребенка, так что без дополнительных занятий не обойтись.

В этом возрасте ребенок должен свободно владеть речью, причем говорить короткими предложениями, а не отдельными словами. Малыши в 3 года уже могут запомнить стихотворение из 2-4 строчек , знают по именам всех близких родственников, говорят о себе в 1-м лице и называют не только названия предметов, но и дают им краткую характеристику, а также могут сказать, зачем нужен или что делает тот или иной предмет.

Очень важно, чтобы ребенок в 3 года умел полностью сосредотачиваться на одном предмете в течение 3-5 минут, мог сам находить решение проблемы, а не обращался сразу за помощью взрослого.

Дети в 3 года должны уверенно держать в руке карандаш, чертить им прямые линии и окружности , уметь раскрашивать картинки, рисовать красками, резать бумагу по линии, делать простейшие аппликации (с родителями), лепить из пластилина и других материалов.

Мышление ребенка в 3 года тоже сильно меняется – теперь он уже делает выводы из увиденного и услышанного, ищет связи между предметами и явлениями и готов бесконечно доставать родителей вопросами «почему», «как» и «зачем», иногда спрашивая об одном и том же много раз подряд. В этом возрасте дети должны собирать картинки из 2-3 частей, обобщать предметы в группы, находить сходства и различия, а также несоответствия на картинках (конечно, в самых простых вариантах).

На возраст 3 года приходится второй «всплеск» детской самостоятельности – теперь малыш хочет делать все сам и очень сердится, если вы не даете ему самостоятельно одеваться или поправляете результат его труда. Опытные родители советуют не пытаться «переупрямить» ребенка, если конечно, в будущем вы не хотите столкнуться с проблемами бесхарактерности и несамостоятельности у подростка, а заранее выделять время на его попытки все делать самому. Да, в условиях постоянной нехватки времени, сделать это очень сложно, но зато такое поведение может вам сохранить взаимопонимание с ребенком, развить в нем успешность и самостоятельность, а также уберечь свои нервные клетки. Подъем на полчаса раньше по утрам, мысленное увеличение времени на все дела минут на 15-20 и договоренность с ребенком: «в садик мы идем быстро и я сама тебя одеваю, а вот обратно – ты все сам», помогут избежать очень многих проблем.

Социальное развитие ребенка в 3 года тоже делает большой скачок, теперь малыш согласен «впустить» в свой мир и посторонних людей, ему уже не так важен постоянный контакт с мамой и другими близкими, а игры со сверстниками кажутся куда привлекательнее игр с взрослыми. Дети в 3 года охотно наблюдают и взаимодействуют с другими людьми, им уже не хватает общества мамы и родни. В этом возрасте им просто необходимо общение с другими малышами, так как только в обществе сверстников они смогут научиться правилам коммуникации, умению решать конфликты и отстаивать свое мнение.

Ребенку 3 года – есть поводы для беспокойства?

Здраво оценить развитие своего ребенка всегда трудно, но родителям трехлеток стоит обратить внимание на своего малыша, если он:

  • неуверенно ходит, бегает, поднимается по лестнице;
  • не может играть в мяч, кататься на качелях или трехколесном велосипеде;
  • до сих пор не говорит или говорит очень невнятно;
  • говорит о себе только в 3-м лице;
  • не ориентируется в своем доме, на детской площадке, во дворе;
  • не контролирует днем свои физиологические потребности;
  • не может оставаться один, без взрослых, даже на самое короткое время;
  • самостоятельно не умеет найти себе занятия, даже 5 минут не может сосредоточиться на одном;
  • не играет и не интересуется другими детьми;
  • не знает названий окружающих предметов, животных, игрушек и так далее.

Девочки и мальчики в 3 года

Большую разницу между мальчиками и девочками в 3 года можно заметить в их речевом развитии, а также в том, как именно они воспринимают речь окружающих.

Уже давно статистически подтверждено: девочки начинают говорить раньше мальчиков и в 3 года их активный словарь может в 2 раза больше, чем у сверстников противоположного пола. Такая разница в речевом развитии связана с тем, что девочки воспринимают информацию с помощью чувств и их выражения – слов, тогда как мальчики предпочитают что-то более «конкретное» — поведение, жесты и движения окружающих. Именно поэтому родителям трехлеток кажется, что с девочками договориться гораздо проще – они слушают и «слышат» именно слова родителей, тогда как мальчики больше обращают внимание на то, как ведут себя взрослые. Так что ни удивляйтесь, если девочке достаточно сказать, что переходить на красный свет светофора опасно, то мальчику вам придется правильно поведение продемонстрировать, только так он сможет крепко усвоить этот урок.

Первые слова малыша становятся незабываемыми моментами в жизни семьи! Кроме того, формирование речи является свидетельством нормального эмоционального и физического развития ребенка. Но все чаще в нашем обществе регистрируются случаи, когда дети не овладевают навыками коммуникации вплоть до школьного возраста. Почему подобное происходит? Что делать, если ребенок в 3 года не разговаривает? Мы ответим на эти и другие вопросы, касающиеся задержки речевого развития.

Механизм формирования речи

Часто родители задаются вопросом о том, в каком же возрасте малыши начинают говорить? Процесс формирования речи начинается буквально с рождения и завершается примерно в 4 года, когда дошкольник уже умеет выговаривать все звуки родного языка, а также составлять слова и строить связные предложения. Позже происходит усовершенствование имеющихся коммуникативных навыков и расширение словарного запаса.

В специализированной литературе выделяют следующие этапы формирования речи:

  1. Подготовительный (от рождения до года). Плач, которым ребенок привлекает внимание к себе и сообщает о своих потребностях, а также гуление, лепет направлены на тренировку артикуляционного аппарата и являются характерными для полугодовалого крохи проявлениями речи. В возрасте 10-12 месяцев большинство малышей радуют своих близких первыми короткими, но уже осмысленными словами.
  2. Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется активным усвоением повторением слов за взрослыми. В этот период слова малышей еще неразборчивые, отрывистые. Тем не менее кроха двух-трех лет уже в состоянии донести до взрослого свои просьбы и выразить эмоции.
  3. Дошкольный (от трех до семи лет) этап. До четырех лет у большинства детей полностью формируется звукопроизношение. В этом возрасте малыши уже умеют составлять связные небольшие рассказы, активно общаются с другими детьми и взрослыми. К пяти годам словарный запас детей составляет от 4000 до 6000 слов. Если ребенок 3-5 лет не разговаривает, необходимо обратить на это внимание и проконсультироваться со специалистами.
  4. Школьный этап характеризуется усовершенствованием речи, углублением грамматических и морфологических знаний.

Причины задержки развития речи

Почему ребенок не разговаривает в 3 года и позже? Причины подобного состояния можно разделить на следующие группы:

  • физиологические (нарушение слуха, врожденные патологии артикуляционного аппарата, заболевания ЦНС);
  • психологические;
  • недостатки воспитания (педагогические).

Так, если ребенок в 3 года плохо разговаривает, в первую очередь следует провести обследование малыша на наличие различных заболеваний. Для определения причин ЗРР существуют различные тесты и диагностические методики, которые применяют, опираясь на возраст пациента и анамнез.

Ребенок не разговаривает в 3 года? Причины могут иметь психологический характер. Неблагоприятная обстановка в семье, частые ссоры, некорректное общение взрослых с ребенком, физические наказания могут привести к тому, что малыш "замкнется" в собственном уютном мире. В таком случае необходимость в коммуникации с окружающими у крохи снизится или вовсе исчезнет.

Неправильное воспитание также может привести к тому, что ребенок попросту не будет нуждаться в общении. Выполняя все желания малыша по первому зову, не давая крохе шанса самостоятельно познавать мир и выражать собственное мнение, не в меру заботливые родители оказывают своему чаду Дети, находящиеся под чрезмерной опекой взрослых, не видят необходимости в общении - ведь их и так прекрасно понимают. При этом чем старше ребенок, тем сложнее решить сформировавшуюся проблему.

Что такое ЗРР?

Если ребенок в 3 года не разговаривает, специалисты могут поставить неутешительный диагноз - Самостоятельно определить такую проблему невозможно, так как для этого требуется многокомпонентное обследование. Так, специалисты выполнят тесты и анализы для определения физических нарушений, оценят объем словаря, произношение, реакции на внешние раздражители, определят психологическое состояние крохи. При обнаружении каких-либо серьезных отклонений диагноз ЗРР врачи могут поставить даже годовалому малышу.

Если во время обследования были подтверждены психические отклонения в развитии ребенка, то специалисты сообщают родителям о задержке психоречевого развития (ЗПР).

Когда следует бить тревогу?

Многие родители, если их ребенок в 3 года не разговаривает, объясняют это тем, что ближайшие родственники крохи тоже поздно произнесли свои первые слова и "ничего, как-то выросли". К сожалению, такой факт свидетельствует только о том, что у малыша есть генетическая предрасположенность к ЗРР. Следует помнить, что чем раньше начать коррекцию по развитию речи, тем выше вероятность успеха такой деятельности.

Поэтому раннее обнаружение симптомов и своевременное обращение к специалистам может непосредственно отразиться на дальнейшей жизни малыша. Если ребенок до 4 лет не разговаривает, причинами для обращения к врачу могут стать следующие факторы:

  • травма малыша (в том числе родовая);
  • обнаружение симптомов нарушения ЦНС, генетических заболеваний;
  • отсутствие у грудничка реакции на звуки, у полуторогодовалого малыша - словоподражания, у старших детей - слов и связной речи.

К каким врачам обращаться?

Родители обращаются с жалобой: "Ребенку 3 года - не разговаривает". Что делать в такой ситуации? В первую очередь необходимо определить причину состояния. Для этого потребуется обратиться к таким специалистам, как:

  • педиатр - он проведет общий осмотр, определит отклонения в развитии согласно возрасту;
  • отоларинголог проверит слух малыша;
  • дефектолог оценит развитие ;
  • логопед определит степень формирования звукопроизношения;
  • невролог сможет обнаружить нарушения ЦНС;
  • детский психолог поможет определить наличие страхов, замкнутости и других расстройств и внутренних проблем.

Основные методы коррекции ЗРР

На сегодняшний день в нашей стране задержку речевого развития лечат с помощью следующих методов:

  • медицинских;
  • педагогических;
  • коррекционных.

Медицинские методы

При постановке диагноза ЗРР достаточно часто назначается медикаментозное лечение. Применяются препараты для активации "речевой зоны" полушарий мозга, в частности, "Кортексин", "Нейромультивит" и другие. При обнаружении психического заболевания, назначаются лекарства, корректирующие данное состояние.

Также для возбуждения "речевых центров" невропатолог может назначить методы физиотерапии, такие как магнитотерапию или электрорефлексотерапию.

Педагогические методы

У родителей возникает вопрос о том, в 3 года? Можно использовать педагогические методы коррекции. В первую очередь следует уделить внимание упражнениям для развития мелкой моторики. Так как исследованиями была доказана взаимосвязь между движениями пальцев рук и активацией участков головного мозга, которые отвечают за речь. В коррекционной дошкольной педагоге применяют немало различных интересных игр, направленных на развитие мелких движений, например, такие как:

  • гимнастика для пальчиков;
  • массаж;
  • игры-вкладыши и сортеры;
  • занятия с песком, водой, крупами, различными на ощупь материалами;
  • пальчиковый театр;
  • лепка из пластилина, глины, соленого теста;
  • театр теней.

Кроме упражнений для развития мелкой моторики, к педагогическим методам относятся следующие:

  • театрализованные игры;
  • инсценизация сказок (для старших дошкольников);
  • разучивание стихотворений, произведений народного фольклора;
  • составление рассказов по сюжетным картинкам и другие.

Родители жалуются: "Ребенку 3 года, плохо разговаривает. Что делать в такой ситуации?" В этом случае педагогические методы являются наиболее эффективными для решения такой проблемы. Но вот, если малыш произносит слова неразборчиво, то тут потребуется профессиональная помощь логопеда или дефектолога.

Роль семьи в развитии речи малыша

Несмотря на многообразие профессиональных методов, основную роль в развитии речи ребенка играет атмосфера в семье. Ежедневное общение близких взрослых с крохой, безусловно, значительно повысит эффективность специализированных средств коррекции. Вот несколько несложных рекомендаций для родителей:

  1. Еще до рождения крохи общайтесь с ним, пойте ему песенки, делитесь положительными эмоциями.
  2. Научитесь внимательно относиться к попыткам годовалого малыша выражать свои мысли словами, поддерживайте его в этом.
  3. Если ребенок в 3 года не разговаривает - больше рассказывайте ему сами, описывайте все, что видите, делаете, ощущаете.
  4. Провоцируйте ребенка к общению в любых ситуациях.
  5. Установите такие семейные традиции, как чтение сказки перед сном, разучивание прибауток во время умывания, проведение утренней гимнастики в стихах.
  6. Предлагайте малышу игры для развития мелкой моторики.
  7. Не ограничивайте контакты малыша с другими детьми.

Если ребенок не разговаривает в 3 года - это не приговор, а повод задуматься над причинами такого состояния. При своевременной организации коррекционной работы, а также благоприятном воздействии семьи, малыш вполне может догнать своих сверстников по уровню речевого развития, стать активным коммуникативным участником социума.

Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

В 3 года происходит новый виток в развитии ребенка, сопровождающийся кризисом

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.


Играйте вместе с ребенком и придумывайте интересные сюжеты

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.


Выбирайте наиболее "слабые" места в развитии ребенка и работайте над ними

Что такое "кризис трехлетки"?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.


Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.

Виды развития ребенка

Физическое

Такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:

  • Зарядка под музыку, стихи или видео-урок.
  • Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
  • Ходьба по наклонной доске.
  • Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
  • Ходьба по разложенной на полу веревке.
  • Прыжки на двух ногах с места вперед.
  • Спрыгивание с небольших возвышенностей.
  • Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
  • Подвижные игры с несложными правилами.
  • Преодоление полосы препятствий.
  • Танцы.
  • Фитнес с мамой.
  • Плавание.
  • Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
  • Езда на велосипеде.

Шведская стенка поможет ребенку проводить время дома более активно

Познавательное

Данный вид развития помогает изучить крохе окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме кроха изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет. Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:

  • Ищем цвета по названию и по образцу.
  • Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
  • Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
  • Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
  • Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
  • Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
  • Складываем картинку из 2 частей.
  • Играем с мозаикой и лото.
  • Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
  • Ищем целую картинку по ее детали.
  • Изучаем понятие правый-левый.
  • Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
  • Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
  • Находим лишний предмет в группе.
  • Выбираем из группы предметов противоположные.
  • Изучаем цифры.
  • Ищем тень картинки.
  • Подбираем заплатки.
  • Добавляем недостающие предметы.


Занятия должны быть интересными для ребенка

Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике "Цветоник", которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.

В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.

Сенсорное

Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:

  • Определение фактуры предметов.
  • Определение геометрических фигур на ощупь.
  • Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
  • Игры с сенсорными мешочками и коробками.
  • Угадывание предметов по запаху.
  • Угадывание продуктов питания по вкусу.


Занятия по развитию должны быть разносторонними

Музыкальное

Данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.

Развивать малыша можно с помощью таких занятий:

  • Пение.
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Прослушивание музыки с разным ритмом.
  • Угадывание звуков бытовых предметов.
  • Угадывание песен.
  • Танцы.
  • Музыка фоном.

Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М.Л. показывает, как можно провести театральное представление "Праздник музыки" по методике "Цветоник". Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.

Речевое

Для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с карапузом. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции. С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:

  • Разучивать песенки и стихи.
  • Обсуждать сюжетные картинки.
  • Рассказывать по картинкам сказку.
  • Обсуждать прочитанное.
  • Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
  • Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
  • Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
  • Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Изучать гласные.


Пойте, учите стихи и разговаривайте больше с ребенком для его речевого развития

Мелкая моторика

Развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития карапуза, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону. Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с песком и крупами.
  • Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
  • Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
  • Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
  • Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
  • Игры с водой.

Творческое

К занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные. С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:

  • Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
  • Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
  • Закрашивать рисунок.
  • Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
  • Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
  • Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
  • Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
  • Вырезать детскими ножницами.
  • Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
  • Инсценировать сказку.
  • Играть с кукольным театром.


Готовьте и украшайте блюда вместе с ребенком

Для творческого развития малыша проведите занятие по методике "Маленький Леонардо", которое показывает Теплякова О.Н. - эксперт по интеллектуальному развитию.

Социальное

Трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.

Занятия, направленные на социальное развитие крохи, будут такими:

  • Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
  • Изучение слов вежливости.
  • Складывание одежды перед сном.
  • Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
  • Изучение правил поведения за столом.
  • Посильная помощь по дому.

Многие родители сталкиваются с трудностями расставания с ребенком, сопровождающиеся слезами и истериками крохи. Нормально ли это и стоит ли дальше водить малыша в детский сад, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Примерная программа упражнений на неделю

Составив недельный план занятий для развития трехлетнего ребенка, вы сможете равномерно распределить занятия по дням недели, при этом ничего не упускать, но и не перегрузить карапуза. Для каждого ребенка такой план занятий будет своим. Его составление должно быть основано на интересах малыша и мамы, а также наличии определенных навыков у карапуза. В план вписывается посещение спортивных и развивающих занятий, массаж и другие обязательные действия.

При составлении плана впервые лучше ориентироваться на минимальный перечень занятий. Через одну-две недели вы сможете проанализировать, как ребенок справляется, нужно ли добавить какие-либо занятия, что больше нравится малышу, а что удается сложнее.


Занятия должны проводиться только при наличии хорошего настроения и быть в удовольствие как родителям, так и ребенку

Мы предлагаем такой примерный недельный распорядок развивающих занятий для 3-летнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Плавание

Зарядка по видео-уроку

Игры с мячом

Зарядка под музыку

Игра с фитболом

Подвижные игры

Познавательное развитие

Изучение цифр

Изучаем птиц

Ищем целое по детали

Изучение явлений природы

Изучение цветов

Сенсорное развитие

Игры с сенсорным мешочком

Изучаем вкусы

Изучаем запахи

Угадывание предметов на ощупь

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игра с прищепками

Игра с песком

Игра с бусинами

Игра с водой

Игра с крупой

Музыкальное развитие

Изучение музыкальных инструментов

Музыка фоном

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Рассказываем сказку по картинке

Разучиваем стих

Аудио-сказка

Обсуждаем сюжет картинки

Творческое развитие

Рисование

Кукольный театр

Рисование

Игры с конструктором

Раскрашивание

Аппликация

Социальное развитие

Изучаем этикет

Игры со сверстниками

Изучаем слова вежливости

Уход и режим

В развитии 3-летних детей следует уделять внимание поддержанию здоровья малышей, поэтому важность режима дня и ухода за карапузом не поддается сомнению:

  1. Малыш должен достаточно отдыхать. Примерная длительность сна в 3-летнем возрасте составляет 12-13 часов в сутки. Многие детки могут отказываться от сна в дневное время, но педиатры отмечают, что дошкольники нуждаются в отдыхе днем, поэтому родителям стоит стараться укладывать ребенка днем поспать на 1-2 часа.
  2. Утро трехлетки должно начинаться с гигиенических процедур. Ребенок должен самостоятельно умываться, чистить зубки и причесываться. Родителям следует постоянно напоминать малышу о мытье рук перед едой и после возвращения с прогулки, а также после туалета.
  3. Многие родители продолжают закалять детей, проводят процедуры в период после дневного сна. К таким процедурам относят солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, обтирания смоченным полотенцем, обливание ног или всего тела, контрастный душ, купание в водоемах.
  4. С трехлетним ребенком советуют гулять 1-2 раза в день, одевая карапуза по погоде.
  5. В питании ребенка этого возраста предусмотрено 4 приема пищи, между которыми проходит 3-4 часа. Питательность дневного рациона трехлетних детей составляет 1500-1800 ккал.

И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.

  • В трехлетнем возрасте важно обеспечить наличие у ребенка игрушек, которые будут поддерживать двигательную активность малыша (мяч, велосипед, кегли и подобные). Также для игр трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги и плакаты, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр (куклы, животные, посуда, продукты и другие).
Статьи по теме: