Родительское собрание "поощрение и наказание". Родительское собрание Тема: «Поощрение и наказание в семье

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Ерновская основная общеобразовательная школа»

Зарайского района Московской области

Родительское собрание

Поощрение и наказание

детей в семье

подготовила

учитель начальных классов

Зайцева Варвара Ивановна

Зарайск 2012

Наказание - это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала - педагогический домкрат.

В. Кротов

Задачи собрания:

Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ре бенка в семье.

Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

Форма проведения собрания: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения:

Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

Значение наказания и поощрения детей в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.

Ситуация 1.

Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу.

Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я дума ла, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители вело сипед купили!»

Ситуация 2.

Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказы ваем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет -начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».

Ситуация 3.

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 4.

В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок - уче ник третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители бы ли страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5.

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хо рошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Ес ли родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать пол ную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти все гда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

2. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме со брания.

Анкета для родителей.

  1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
  2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказа ния?
  3. Как реагирует ваш ребенок на наказание?
  4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
  5. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
  6. Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье счи таете наказанием?
  7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказа ния своего ребенка или делаете в одиночку?
  8. Как долго помнит ваш ребенок наказание?
  9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

3. Сочинение учащихся по теме собрания :

«Если бы я был вол шебником, я запретил бы наказывать детей...»

Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех на казаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сего дняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами пе риодически страдают:

«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети пла чут. Мне их жалко».

«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей час то ставят в угол. Я это знаю. Ведь я - волшебник».

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плака ла, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по ли цу».

4.Оформление плаката с мнением детей о поощрениях в их доме.

Меня хвалят, если...

Мне дарят подарки, если...

Мне дарят деньги, если...

Мне разрешают..., если...

5. Оформление памятки для родителей.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родитель ского собрания логически продолжает тему предыдущего собрания. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неурав новешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо ис пользуют по отношению к своему ребенку методы наказания и по ощрения.

Прежде, чем мы перейдем к активному анализу данной пробле мы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняш ним эпиграфом нашего собрания.

(Родители высказывают свое мнение по высказываниям, написан ным на доске).

А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по дан ной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.

Прежде, чем вы увидите результаты статистики, мне, как клас сному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родите ли неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощ рением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учеб ной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод

воспитания, не всегда играет свою положительную роль в форми ровании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор. А пока говорят дети...

Знакомство родителей со статистикой мнений учащихся по проблеме родительского собрания.

Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнения ми родителей по предложенным ситуациям. В родительский дневник.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это - метод вос питания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная лич ность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их си ле их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться ро дителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадост ным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка №1.

Как поощрять ребенка в семье.

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку:
и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет
со своими игрушками.

Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготов ления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким ус пехом своего ребенка, его поведением. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его при нимать подарки.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ре бенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сен тября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки
внимания, проявленные к нему, независимо от суммы де нег, затраченных на подарок.

Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его же ланий, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только
подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликви ей в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного
изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учил ся и ми распоряжаться разумно.

Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, ка ким образом он распорядился и обсудить это с ним.

Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком ивами.

Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализи руйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

IV. Рефлексия собрания .

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.

Литература по подготовке к собранию:

Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.

Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Мн., 1995.

Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и реше ния./Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивано вой, Е. И. Соколовой. М., 1999.

Овчинникова И. Г. Отцовство. М.: Знание, 1981.



Цели:

  • Показать родителям значение методов поощрения и наказания;
  • Способствовать сотрудничеству детей и родителей;
  • Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями.

Повестка:

  1. Что такое поощрение и наказание. Обсуждение. Родительский опыт.
  2. Сотрудничество детей и родителей.
  3. Решение собрания.

Настроение . С каким настроением вы пришли?

Игра “Молекула-хаос”.

Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь здороваются и знакомятся друг с другом. По команде: “Молекула по 2,по 3 игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т.д. человек. Как только звучит команда “Хаос”, участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом игра продолжается.

ХОД СОБРАНИЯ

Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.

Итак, переходим к основной теме нашего собрания.

1.ЧТО ТАКОЕ ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Давайте поговорим

  1. Какие меры наказания и поощрения используются в вашей семье?
  2. За что вы наказываете и поощряете?
  3. Как реагирует ребенок на поощрение и наказание?

Заполните, пожалуйста, таблицу.

Методы наказания Как вас наказывали ваши родители Как вы наказываете ваших детей Отметьте из них действенные
1 Ставили в угол
2 Прекращали общаться на длит.вр
3 Применяли телесные наказания
4 Ограничивали свободу
5 Лишали любимого занятия
6 Читали бесконечные нотации
7 Стыдили при посторонних
8 Оскорбляли и ругались
9 Лишали любимых лакомств
10 Ограничивали в покупках
11 Выгоняли из дому

Как вы думаете, что такое поощрение, наказание? (Обсуждение)

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. “Я очень довольна твоими успехами”, - говорит мама дочке. “ Мне нравиться твоя сила воли”, - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно “ вызвать” чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок...

Поощрение ребенка, за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – “Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т.д.”

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям .

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения. Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: “ Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их”.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания.

Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Пожалуйста, помните следующее:

  • Вы можете ошибаться.
  • Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
  • Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Прости меня, сынок!

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме - нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”“Это наркоманы!” - прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире - сидеть просто так не было сил.Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы...“Разбил... Разбил!” - вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, - спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла - нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку - и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” - услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

Что же ты, сыночек?

Я разбил вазу.

Я знаю, сынок, - ответила она. - Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

“Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!”.Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня...”, а поцеловала в щёку и сказала:“Ну, до вечера!” Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин - пожарил картошку.С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник - там не было никаких двоек.Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

Педагогические ситуации по теме собрания:

Ситуация 1:

Сын пришел домой в испачканной одежде, пуговицы на рубашке были вырваны вместе с тканью.

Как должны действовать в этом случае родители?

Ситуация 2: В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Правильно ли поступали родители, наказывая ребенка физическим трудом?

Была ли подобная ситуация в вашей семье?

Ситуация 3: Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

Ситуация 4: Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.

Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?

Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?

Игра “Одеяло”

2. СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Как вы считаете, в чём заключается сотрудничество детей и родителей?

  • Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.
  • Имея свой жизненный опыт, родители формируют у своих детей представления о том, что такое “хорошо”, что такое “плохо”.
  • Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
  • Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребёнка доброе и заботливое отношение к людям.

Родители должны правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу. При этом:

  • обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон;
  • старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы;
  • обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;
  • не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите;
  • не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.

В заключение собрания мне хотелось бы дать вам, уважаемые родители, дать несколько полезных, на мой взгляд, советов “ как поощрять ребёнка в семье”:

  • Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого-либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, их принимать.
  • Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.

4. РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ.

Игра “Я желаю тебе завтра”

Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа и соседу слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

Рефлексия

Так ли это происходит в вашей семье, как мы сейчас говорили?

Любите своих детей. Считается, что ежедневные объятия необходимы:

  • 5 объятий – для выживания,
  • 10 – для поддержки,
  • 15 – для роста и развития ребёнка.

Марченко Анна
Родительское собрание «Поощрение и наказание»

(доклад + презентация для родительского собрания )

Цель : познакомить родителей с видами поощрения и наказания . Рассказать как правильно хвалить и наказывать ребенка , оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей ; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции .

Ход собрания:

Сообщение темы родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье »

Нет никаких сомнений в том, что каждый родитель любит своих детей и желаете им добра.

Но быть родителями - это радостный и напряженный труд, который требует мудрого педагогического подхода. И выполняя эту работу, мы не один раз заходим в тупик, испытываем сомнения, пытаясь найти самую подходящую для нас и наших детей систему воспитания.

Сегодня я попытаюсь ответить на такие вопросы : Нужно ли наказывать детей ? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка?

Родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Но будь то наказание , или поощрение родители должны помнить , что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.

Стоит на минуту задуматься над тем, как мы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете ребёнка, что-то напоминаем, угрожаем, читаем лекции или мораль, допрашиваем, высмеиваем, придираемся и ворчим? Иногда? Никогда? Эти распространённые методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение.

Давайте представим себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями. Из этого следует, что если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться, они будут делиться с вами, если вы научитесь слушать детей. Если же родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ним.

Главная роль в воспитании молодого поколения принадлежит семье. В процессе воспитания мы должны не только формировать у детей лучшие нравственные черты, но и помогать преодолевать отрицательные качества.

Один из наиболее важных методов воспитания – это убеждение. Говорите со своим ребёнком, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Родители должны знать методы , приемы и средства воспитания, уметь практически ими пользоваться.

Общаясь со своим ребёнком каждый день, вы постоянно прибегаете к определённым методам воздействия на него. Среди них мы используем поощрение и наказание .

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

Поощрение ребёнка , за что-то хорошее, за примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности, поведения и т. д.

Наказание не должно быть слишком частым. Если им злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания .

Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность .

Наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение . Многие родители считают , что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна! Воспитывает ребенка не столько отрицательное

(наказание , сколько положительное (поощрение ) подкрепление.

«Я очень довольна твоими успехами» ,»Ты сегодня мне очень помогла» - говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли» , - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка.

Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения , возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка , на формирование его характера.

К сожалению, есть родители , которые в воспитании детей пользуются исключительно только поощрением и наказанием . Эти родители , можно сказать, действуют методом “кнута и пряника”, они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием , или из желания получить вознаграждения.

Упражнять ребёнка в правильном поведении надо с самого раннего возраста. Организуя игру, мы – воспитатели детского сада предъявляем к ребёнку требования. Воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания.

“Но что делать, если дети не выполняют требований?” - такой вопрос часто задают родители .

Предъявляйте требования с самого раннего возраста, постоянно увеличивайте круг требований, усложняйте обязанности ребёнка, осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его. Когда ребёнку нужна помощь – оказывайте её. В этом надёжная гарантия того, что у ребёнка не выработается опыта непослушания. Добившись послушания, важно установить правильное взаимоотношение с детьми.

А. С. Макаренко учил, “что в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесёт пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры”.

Предъявляемое требование должно быть посильным, иначе это не будет выполнено ребёнком, а это приводит к непослушанию. Если отец дал распоряжение, или запретил что-то, то мать не должна отменять решение отца и разрешать то, что он запретил, и наоборот.

Нельзя и самому себе противоречить. Дали одно задание, через некоторое время другое, причём из-за второго нельзя выполнить первое.

Трудно быть послушным, если не знаешь, что же собственно нужно делать.

Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение, там может возникнуть и наказание .

Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок . Один требует более жёстких мер, другой предлагает более мягкие и необидные для ребёнка. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательны ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы.

Если за съеденное до обеда пирожное ребёнка не пустят на день рождения к товарищу, он воспримет это как несправедливость. Результатом будет не раскаяние, а обида. Если за грубость по отношению к матери, отец лишает ребёнка вечерней телепередачи, такое наказание может спровоцировать еще большую грубость по отношению к отцу. В этом случае адекватным наказанием для ребенка были бы холодность и отчуждение матери.

Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания , ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”) .

Физическими наказаниями , особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. И ребёнок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание, но при этом родители не задумываются , что подчиняется, просит прощения не их ребёнок. В такие моменты сознание ребёнка, все нормальные связи с внешним миром нарушены и его языком с родителями говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Если ребёнка обучать правильным действиям и поступкам путём физического болевого воздействия, ребёнок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет её безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребёнок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера и именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение. Весьма распространённой формой наказания детей в семье являются наказания , лишающие ребёнка части родительской любви . Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять ее нужно с большой осторожностью.

Временная утрата любви будет действенна для ребёнка тогда, когда он почувствовал родительскую любовь , когда ему есть что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью.

Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви , а, наоборот, усилить переживания ребенка, усилить его любовь к родителям и понимание , как сильно его любят. Ребёнок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться определённой доли родительской любви , поскольку заслужил наказание . Но, к счастью, эту родительскую любовь потерять никогда нельзя, это просто невозможно. Если же ребёнок хоть на миг поверит в то, что мама разлюбила его, наказание следует считать вредным и неправильным.

Если ребёнок провинился, родители отказывают ему в некоторых удовольствиях, например, не пускают гулять, не разрешают посетить кино или театр, встретиться с друзьями. Применяя наказание , нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного развития : еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками.

Такой тип отношений в семье прекрасно иллюстрирует новелла о мальчике и его папе, которые “так и существовали : ребенок все время ошибался, на то он и ребенок, а папа все время лишал его чего-то, на то он и папа. К 7 годам оказалось, что ребёнок никогда не бывал в театре, в цирке, в кино, в зоопарке. Сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было ни лыж, ни санок, ни коньков и даже мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине. Зато он без предупреждения стелил постель и без напоминания ложился спать”.

Родителям , прибегающим к наказаниям путем лишения чего-то приятного, необходимо всерьез задуматься, а что им дороже, сиюминутное, сегодняшнее послушание или радость ребёнка от новых впечатлений, от наслаждения прекрасным, радость открытий.

Следует также отметить, что справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Если ребёнок получил двойку, маме необходимо заставить его выполнить дополнительные задания, объяснить ему материал, проконтролировать правильное выполнение уроков. Усиление контроля, безусловно, не вызовет у ребёнка обиды и протеста. А вот если мама запретит ребенку гулять или идти в кино, справедливость подобной меры совсем не всегда очевидна. Вроде бы отреагировали на проступок ребёнка, показали свое негативное отношение, вроде бы и побудили его к самостоятельной работе. Но при этом ребёнок остался один на один с трудностями. Хорошо известно, что за получением двойки могут стоять самые разные и порой очень серьезные причины. Подобное наказание не помогает ребёнку справиться с трудностями и создает новые. За довольно частыми школьными неврозами нередко стоит такая ошибочная реакция родителей на трудности ребёнка в учении.

Психологи считают, что самым большим наказанием для ребёнка должно быть огорчение родителей . Вот как об этом писал В. Г. Белинский : “Суровый взгляд, холодное вежливое выражение лица, косвенный упрёк, деликатный намёк, отказ в прогулке … - вот наказания , которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление”. Наказание ребёнка лишением родительской любви принесёт большой вред, если не соблюдать два условия : ребёнок должен чувствовать, что, каким бы ни был его поступок, он не утратит любовь родителей навсегда , что наказание относится к его поступку, а не к нему самому. Только ли наказанием можно воздействовать на внутренние психологические качества детей, приводящие к ошибочным действиям и поступкам. Ответ ясен : конечно, нет. Наказание должно быть особой мерой. Его эффективность тем выше, чем неожиданнее и индивидуальнее его формы, чем реже оно применяется. Наказание будет эффективнее тогда, когда есть поощрение .

Как поощрять ребёнка в семье .

1. Поощряйте ребёнка словами , жестами, используйте выражения "ты прав", "мы с тобой согласны".

2. Дарите ребёнку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.

3. Если Вы поощряете ребёнка деньгами , учите разумно ими распоряжаться.

4. Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и Вами.

Поощрения нужны для всякого человека. Они окрыляют, не дают человеку остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Тем более поощрения нужны для растущего , формирующегося человека. Они укрепляют веру детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам в дальнейшем.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребёнком усилие. Не столь важно к каким результатам ребёнок пришел, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребёнка только за достижения при условии определённого результата. Именно поэтому у некоторых детей создается “хронический дефицит поощрений” . Всякой успешной деятельности присуща одна специфическая особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением . Главная задача родителей – научить ребёнка радоваться успеху. Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребёнка и который сам по себе может доставить радость.

Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка на пути к самосовершенствованию, фиксировать и подкреплять самые малые ростки всего нового, более совершенного в его поведении.

И в заключении я хочу привести слова Л. Н. Толстого : “Счастлив тот, кто счастлив дома”. Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью. Если ребёнка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми, и сам будет любить.

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск

Родительское собрание

"Значимость поощрения и наказания в воспитании детей"
Цель собрания:

Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:


  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

  2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Материалы:

Листы бумаги А4 разного цвета (4 цвета).

Карточки тех же цветов (для каждого участника).

Плакаты с высказываниями.

Карточки с практическими заданиями.

Карточки с описанием проблемных ситуаций.
Подготовительная работа к собранию: анкетирование детей.

Класс оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания.

Стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в класс каждый участник получает карточку какого-либо цвета, садится за стол, на котором лежат листы А4того же цвета. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)
Ход собрания

1. Вступительная часть
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
2. Практическое задание
Выполнение практического задания по группам:

Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения.

Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1).

Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.


3. Анализ анкетирования детей

Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты (Приложение 2).Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.
4. Информационная часть
Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением ребёнку, родители должны внимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

Поощрения, связанные с внешкольными занятиями

Например: лечь спать на час позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

Материальные поощрения
Приложение 5
Как поощрять ребенка в семье


  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

  • Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.

  • Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.

  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.

  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.

  • Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами

  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Общие правила, что нельзя делать и, напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка


  • Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.

  • Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно - сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.

  • Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

  • Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

  • Важно помнить, что смысл наказания - сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.

  • Нужно объяснить ребенку смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.

  • Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Белянская Вера Евгеньевна

МБОУ СОШ №118 г.Самара

Учитель начальных классов

Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают

их. Ш.Монтескье

Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают

упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они

сделают их еще упрямее. И.Кант

Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы

дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление.

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и

наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль

поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции

родителей по теме лекции.

1.формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

2.Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.

3.Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в

Ход собрания:

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

“Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

I.Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания

«Поощрение и наказание детей в семье». Занимаясь воспитанием детей, мы,

конечно, используем всевозможные способы и методы. И главные из них –

этио поощрение и наказание.

Существует несколько моделей поведения родителей:

Родитель «Партнер» - он стремится во всем потакать ребенку. Отсутствует

система в воспитании, стерты границы между дозволенным и недозволенным.

В такой семье часто вырастают избалованные дети.

Родитель «Диктатор» - в такой семье подавляются любые инициативы.

Родители решают все. Ребенок при таком воспитании вырастает

безынициативным, либо превращается в такого же «Диктатора».

Родитель «Старший товарищ» - он уважает интересы ребенка, мнение

ребенка всегда учитывается. А родитель направляет, помогает в

формировании моральных ценностей.

Первая модель семьи способствует как раз тому, что ребенок вырастает,

не понимая, как себя вести в той или иной ситуации, не учится уважать других

людей, относится ко всем окружающим эгоистично.

Вторая модель семьи, когда ребенка неуважают, не слушают, все

запрещают и все за него решают, способствует тому, что ребенок тоже не

учится уважать окружающих, но зато учится их бояться. Когда родители

приказывают, а не объясняют, не дают ребенку права выбора, то он не учится

отвечать за свои поступки, контролировать себя, ведь за ребенка это делают

его родители.

Конечно, третья модель семьи наиболее приемлема. Родители

помогают ребенку научиться самому контролировать себя, узнавать границы

дозволенного.

II. Анализ анкет.

Посмотрим, как обстоят дела в Ваших семьях.Ребята ответили на ряд

вопросов.

1.Доволен ли ты своими отношениями с родителями?

2.Понимают ли тебя родители?

3.Бывают ли твои друзья у тебя дома?

4.Наказывают ли тебя?

5.Если да то, как наказывают?

6.За что наказывают?

7.Как долго вы обижаетесь?

8.Целуют ли вас родители?

9.Ходишь ли ты со своими родителями на прогулку?

10.Какое семейное мероприятие тебе запомнилось?

11.Мне дарят деньги если…

III.Беседа с родителями.

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или

неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители

ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись -они довольны его

поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство,

жесткость -они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях

мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на

ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие

его поступки будут предупреждены.Прежде чем наказать, задайте себе

вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на

вопрос: можно ли его за это наказывать?

Какими должны быть наказания?

Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять

решительность и отвагу, не порождать страхи пессимизм, не унижать.

Наказание достигает цели только тогда,когда оно порождает раскаяние,

а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот,

кто его любит.

Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым.

Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет,

чувствуя себя прощенным.Наказывать необходимо сразу после

совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он

сделал и не поймет, за что Вы его наказываете.

Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же

проступок сегодня наказали, а завтра -нет. Плохо, если за один и тот

же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует

ребенка.

Какое же наказание выбрать?Некоторые родители считают, что ремень –

лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у

ребенка чувство обиды и озлобляет его. Ударив ребенка, можно нанести ему

психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много

лет.Поэтому постарайтесь выбрать для наказания другой метод.

Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить, что Вы

расстроены из- за его непослушания. Ребенку важно дать понять, что за свои

действия надо отвечать. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал,

что вел себя плохо. Возможноребенок совершил проступок неосознанно, не

специально.

Иногда очень действенным методом является игнорирование ребенка.

Детям необходимо внимание родителей. Перестаньте разговаривать с

ребенком, и он сразу же захочет извиниться.

Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день

или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и

т.д., то есть того, что является естественными потребностями.

Попробуйте установить в семьесимволическое наказание. Например,

сидение на месте –стуле или диване. В этом наказании нет унижения и

жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения –серьезное

Психологи считают, что наказание должно иметьтройное значение.

Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще

наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не

повторялись. И последнее значение –снятие вины. То есть само наказание

должно снять вину.

Наказание должно носить временный характер, например, два дня

нельзя играть в компьютере. Не вспоминайте прежние проступки ребенка,

говорите только о том, за что наказываете именно сейчас.

Необходимо избегать оскорблений, приклеивания «ярлыков». Оценивайте

именно данный поступок ребенка, а не его личность.

Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что- то подарили

ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не

нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк.

Иногда мы наказываем ребенка из- за своего плохого настроения. Это

абсолютно недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не

улучшаем, а ребенок страдает.

Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше

подходитна роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на

проступок меньше экзальтации.Лучше, если сына наказывает отец, а дочь -

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Самое опасное

развитие событий, когда впоследствии, ужеподростком, утешения ищут на

стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и

асоциальным протестом.

Утешая ребенка, проявите сочувствие и понимание к его чувствам,

подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте

варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при

посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым

старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем -

злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Больше разговаривайте, объясняйте. Формируйте отношения так, чтобы

ребенок не хотел огорчать вас. Т.е. страх наказания (криков, ограничений)

должен стоять на втором месте.

Наказывайте только по принципиальным вопросам, не разрушайте

самоуважение ребенка.

Для интереса посчитайте, сколько раз за день вы делаете замечаний, а сколько

раз хвалите и проявляете нежность. Соотношение должно быть 20/80. Ребенок

должен чувствовать безусловную любовь.. В общем, тема наказания ребенка

очень тонкая, помните, что использование наказания - мощное оружие, им

нужно уметь пользоваться.

Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и

приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что

закономерно приводит ребенка к неудачам.

Когда нельзя хвалить?

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок

принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать

посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает

воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

Когда, как и за что хвалить детей?

По мнению опытных психологов, следует хвалить:

при наличии физического недостатка;

при признаках душевных недостатков –склонности к воровству, лживости

или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);

при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;

в положении гонимого, «козла отпущения»;

после какой- либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;

после провала на ответственном испытании, на экзамене;

при болезни;

при несчастной любви;

просто так, профилактически –бывают моменты, когда похвала уже только за

то, что человек живет, может спасти ему жизнь.

Главный принцип –похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент

прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним.

Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно,

убедительно и по существу.

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях

может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за

большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это

само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит

безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому,

старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

Итак, ваш малыш сделал что- то хорошее, как вы можете отреагировать

1. Не сказать ничего. По своей природе ребенок не нуждается в похвале. В

нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может

повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не

искалечен постоянными оценками со стороны родителей.

2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом. Иногда важно

3. Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты

нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил,

она даже подставляет тебе шею!». Ребенок не нуждается в оценке, ему важно

знать, что вы видите его старания.

4. Спросите ребёнка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было

самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?».

Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и

поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.

5. Выражайте похвалу через призму своих чувств. Сравните две фразы

корабль!». Первая –абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во

втором случае вы выражаете свое отношение к работеребенка, отмечая

моменты, которые вам особенно понравились.

6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия. Старайтесь обращать

внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал и отмечайте это в

своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки.Здорово, что в комнате

теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!».

7. Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка.

Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка

довольно широк и уж точно не сводится к стандартнымоценочным

суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов

Статьи по теме: