Водичка умой мое личико чтобы глазки. Театрализованная игра «Водичка, водичка, умой моё личико

Научные эксперименты — это то что всегда увлекает детей с первого же опыта. Безусловно, эксперименты для детей в домашних условиях это не только интересное времяпрепровождение, но и развивающее интеллект, эрудицию и кругозор занятия. И опыты, которые они могут ставить сами, побыв несколько мгновений учёными и профессорами, несомненно, запомнятся им надолго.

Научные эксперименты дома, лёгкие для самостоятельного исполнения детьми, разнообразят любой праздник, день рождения или просто позволят скоротать дождливый вечер в семейном кругу. Более того, некоторые эксперименты для детей показывают не только эрудицию их исполнителей, заключающееся во внимательном изучении и хорошей памяти, но и наглядно демонстрируют законы природы и физических явлений.

Следующие эксперименты хороши тем, что наглядно демонстрируют те или иные закономерности и законы природы, физики или химии и являются хорошим подспорьем, для того, чтобы заинтересовать детей изучением этих наук.

Можно ли поместить обычное яйцо в стеклянную бутылку? Задайте этот вопрос маленьким зрителям перед началом показа. Скорее, всего, вы услышите дружное «нет»!

Тем приятнее будет реакция детей, вызванная показом этого эксперимента.

Что понадобится:

  • стеклянная бутылка с узким горлышком (например, из-под сока);
  • немного растительного масла;
  • кисточка;
  • сваренное вкрутую яйцо;
  • спички;
  • кусочек бумаги и газеты.

Внимание: так как этот опыт подразумевает использование спичек, то выполнение его детьми самостоятельно, без контроля взрослых, недопустимо!

Поставьте бутылку на стол. Смажьте её горлышко несколькими каплями растительного масла, используя кисточку. Затем подожгите небольшой кусочек бумаги и опустите внутрь бутылки. Подождав пару секунд, положите яйцо в горлышко бутылки. Скорее всего, вы услышите громкий звук, вслед за которым зрители увидят, как яйцо упадёт на дно банки.

Объясните детям суть этого явления, которое связано с расширением воздуха в результате нагрева и его сжатием в результате охлаждения, когда огонь гаснет в результате перекрытия доступа кислорода, так ак без кислорода невозможно горение.

«Вулкан»… в домашних условиях!

Очень эффектный эксперимент, обязательно понравится мальчикам.

Для него понадобятся:

  • гидроперит в таблетках (продаётся в любой аптеке);
  • жидкое мыло любого производителя;
  • раствор перекиси водорода;
  • разведённые в небольшом количестве воды несколько крупинок марганцовки (нужен насыщенный фиолетовый цвет).

Измельчаем в любой ёмкости несколько таблеток гидроперита, пересыпаем в высокую колбу или бокал с широким дном, добавляем немного жидкого мыла. Туда же вливаем небольшое количество уже приготовленного раствора марганцовки.

В результате проделанных действий в сосуде с жидкостью начнётся очень эффектный процесс бурления, а если добавить несколько капель перекиси водорода, то жидкость превратится в пену насыщенного фиолетового цвета, и демонстрируемое явление будет напоминать извержения грязевых вулканов на далёкой Камчатке.

Миниатюрный «коралловый риф»

Благодаря этому опыту можно построить в небольшой прозрачной ёмкости с помощью цветного песка некое подобие кораллового рифа.

Что понадобится:

  • мелкий песок, можно взять покупной цветной песок;
  • спрей антиперспирант для мужчин;
  • бумага для выпечки;
  • пластиковые контейнеры или одноразовые стаканчики для хранения песка;
  • стеклянная прозрачная ваза;
  • вода.

Для начала нужно подготовить песок специальным образом. Для этого разложим песок на бумагу для выпечки, каждый цвет по отдельности не смешивая. И обработаем его обильно спреем, перемешивая, и обрабатываем снова, до тех пор, пока песок не станет мокрым от спрея. Потом нужно дать ему высохнуть.

Примечание: Обрабатывать песок антиперспирантом необходимо на улице.

После того как песок просохнет высыпьте его по стаканчикам. Налейте в вазу воды, примерно до половины. Следующиее можно доверить ребёнку. Ребёнок, неспешно, высыпает из каждого стаканчика обработанный песок в вазу с водой. При этом наблюдает как ложиться песок на дно вазы – образуя интересные объёмные структуры, которые мы назвали «коралловый риф». Получается достаточно красивый аквариум для игрушечных рыбок. В течение опыта можно объяснить ребёнку действие подобных антиперспирантов – отталкивающих влагу, и почему этот аквариум не подходит для живых рыбок.

«Хендгам» – жвачка для рук

Эта субстанция отличная игрушка для рук и мелкой моторики. Тем более сделать её можно самим вместе с детьми, к тому же это ещё и интересный эксперимент для детей.


Для этого опыта нам понадобится:

  • клей ПВА;
  • натрий тетраборат (можно купить в аптеке);
  • пищевой краситель;
  • ёмкость и палочка для перемешивания.

Выливаем необходимое вам количество клея ПВА в ёмкость. Добавляем в него краситель, помешиваем до равномерного окрашивания. После окрашивания начинаем понемногу добавлять тетраборат натрия, помешиваем, клей начинает загустевать – чем больше тетрабората тем плотнее становится наша так называемая жвачка для рук. Спустя несколько часов хендгам становится твёрдым, но до этого времени малыш вполне может насладиться игрой.

Торнадо в банке

Это тоже вполне впечатляющий опыт которым можно продемонстрировать эффект торнадо детям.

Для опыта необходимо:

  • высокая банка или стеклянная ваза;
  • вода;
  • уксус;
  • жидкое мыло;
  • глиттер (блёстки) и краситель – для лучшего эффекта.

Наполняем ёмкость на три четверти водой и добавляем одну чайную ложку жидкого мыла, и одну чайную ложку уксуса. Затем добавляем краситель и блёстки – потому что так будет веселей и эффектней. Теперь нужно закрыть крышку и хорошенько встряхнуть банку и раскрутить – наблюдаем торнадо в банке. Можно смешать все в вазе с помощью длинной ложки или ножа. Объясните детям проявление центробежной силы.

Следующим опытом будем воспроизводить легендарную лава-лампу. Это очень красивый эффект особенно понравится детям.

Для этого эксперименты нам понадобится:

  • масло можно рафинированное подсолнечное или детское масло для кожи (оно прозрачней);
  • вода;
  • пищевые красители растворённые в воде;
  • растворимая шипучая таблетка (можно аспирин или любую другую);
  • ваза из стекла;
  • воронка.

Первым делом заливаем в вазу воду на одну четвёртую. Затем через воронку по краю вазы заливаем масло, масло ляжет поверх воды. Объясните ребёнку принцип, почему так происходит: масло не растворяется в воде за счёт более крепкой молекулярной структуры, чем у воды, то есть молекулы масла соединены более плотно друг с другом.

Затем берём растворенный пищевой краситель, через одноразовые пипетки, капаем в вазу по периметру. Наблюдаем как падают капли сначала на поверхность воды, а потом змейками смешиваются с водой. Когда нижний слой воды станет цветным можно будет продолжить эксперимент. - Бросаем кусок шипучей таблетки в вазу, при соприкосновении с водой таблетка начинает растворяться и цветные пузырьки поднимаются в слой масла. Наблюдаем за красивым эффектом, как цветные капельки воды поднимаются и снова спускаются в нижний слой.

Это более долгий по продолжительности эксперимент, но не менее впечатляющий.

Для этого научного эксперимента понадобится:

  • сахар (можно соль);
  • вода;
  • деревянные палочки;
  • краситель пищевой;
  • нитка;
  • банка.

Существует масса способов вырастить кристалл в домашних условиях, давайте рассмотрим самые простые. Для этого нам понадобится горячая вода в банке в которой мы начинаем растворять сахар или соль. Добавляем и помешиваем до тех пор, пока сахар не перестанет растворяться. В конце добавляем в банку краситель того цвета какого хотим получить кристаллы.

Затем есть несколько способов:

  1. Ждём пока на дне банки не образуются кристаллы, они будут весьма маленькими. Мы сливаем воду, выбираем самый красивый по форме кристалл, и аккуратно обвязываем его ниточкой оставляя длинный хвостик за который будем его подвешивать в банке. Но прежде опять разводим в банке с горячей водой сахар или соль (то что вы брали изначально) и даём воде остыть, добавляем краситель. Затем на горлышко кладём деревянную палочку и привязываем к ней второй конец нити с кристаллом, так чтобы кристалл не касался дна и был погружён в воду. И ждём когда кристалл подрастёт, периодически меняя воду с сахаром и красителем, так кристалл получится ровнее. А когда он будет готов его можно покрыть прозрачным лаком для ногтей чтобы с ним можно было играть;
  2. Следующий способ, подвязываем одну палочку ниткой к той которую положим на горлышко банке, так чтобы погружённая в воду палочка не касалась дна. И тогда на деревянной палочке погруженной в воду с сахаром и красителем будут образовываться кристаллы, ждём пока размер кристаллов вас удовлетворит.

Опыты, демонстрирующие физические явления, свойства материалов и веществ, привлекают большое внимание детей, а заодно позволяют им наглядно продемонстрировать те или иные процессы, изучаемые в школе.

Самые простые и сложные, лёгкие и познавательные, любые опыты – это замечательная возможность провести детский досуг не только весело, но и с пользой, подарить много приятных минут не только зрителям, но и юным учёным.

Весёлых вам опытов и игр.

И вместе с ними познавать мир и чудеса физических явлений? Тогда приглашаем в нашу "экспериментальную лабораторию", в которой мы расскажем, как создавать простые, но очень интересные эксперименты для детей.


Эксперименты с яйцом

Яйцо с солью

Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности.

Вам понадобятся:

  • Поваренная соль
  • Высокий стакан.

Инструкция:

1. Половину стакана наполняем водой.

2. Добавляем в стакан много соли (около 6 столовых ложек).

3. Мешаем.

4. Осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим.

Объяснение

Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

Яйцо в бутылке


Знаете ли Вы, что вареное цельное яйцо можно легко поместить в бутылку?

Вам понадобятся:

  • Бутылка с диаметром горлышка меньшим диаметра яйца
  • Вареное яйцо вкрутую
  • Спички
  • Немного бумаги
  • Растительное масло.

Инструкция:

1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.

2. Теперь поджигайте бумагу (можно просто несколько спичек) и сразу кидайте в бутылку.

3. Положите на горлышко яйцо.

Когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки.

Объяснение

Огонь провоцирует нагревание воздуха в бутылке, который выходит наружу. После того, как погаснет огонь, воздух в бутылке начнет охлаждаться и сжиматься. Поэтому в бутылке образуется низкое давление, а наружное давление заталкивает яйцо в бутылку.

Эксперимент с шариком


Этот опыт показывает, как взаимодействуют между собой резина и апельсиновая цедра.

Вам понадобятся:

Инструкция:

1. Надуйте воздушный шарик.

2. Почистите апельсин, но апельсиновую шкурку (цедру) не выбрасывайте.

3. Выжмите апельсиновую цедру над шариком, после чего он лопнет.

Объяснение.

Цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.

Эксперимент со свечой


Интересный эксперимент, показывающий возгорание свечи на расстоянии.

Вам понадобятся:

  • Обычная свеча
  • Спички или зажигалка.

Инструкция:

1. Зажгите свечу.

2. Через несколько секунд потушите ее.

3. Теперь поднесите горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнет гореть.

Объяснение

Дым, поднимающийся вверх от погасшей свечи, содержит парафин, который быстро загорается. Горящие пары парафина доходят до фитиля, и свеча снова начинает гореть.

Сода с уксусом


Шарик, который сам надувается, это очень интересное зрелище.

Вам понадобятся:

  • Бутылка
  • Стакан уксуса
  • 4 чайных ложки соды
  • Воздушный шарик.

Инструкция:

1. Наливаем стакан уксуса в бутылку.

2. Засыпаем соду в шарик.

3. Надеваем шарик на горлышко бутылки.

4. Медленно ставим шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом.

5. Наблюдаем за тем, как надувается шарик.

Объяснение

Если добавлять соду в уксус, то происходит процесс, называемый гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает наш шарик.

Невидимые чернила


Поиграйте со своим ребенком в секретного агента и создайте свои невидимые чернила.

Вам понадобятся:

Инструкция:

1. Выжмите немного лимонного сока в миску и добавьте столько же воды.

2. Опустите ватный тампон в смесь и напишите что-нибудь на белой бумаге.

3. Подождите, пока сок высохнет, и полностью станет невидимым.

4. Когда вы будете готовы, чтобы прочитать секретное сообщение или показать его кому-то еще, нагрейте бумагу, держа ее близко к лампочке или к огню.

Объяснение

Лимонный сок является органическим веществом, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавленный лимонный сок в воде делает его трудно заметным на бумаге, и никто не будет знать, что там есть лимонный сок, пока он не нагреется.

Другие вещества, которые работают по такому же принципу:

Как сделать лаву


Вам понадобятся:

  • Подсолнечное масло
  • Сок или пищевой краситель
  • Прозрачный сосуд (можно стакан)
  • Какие-либо шипучие таблетки.

Инструкция:

1. Сперва наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары.

2. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом.

3. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла.

4. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.

Объяснение

Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.

Таблетка шипит за счет того, что содержит лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия). Оба эти ингредиента вступают в реакцию с водой с образованием цитрата натрия и газообразного диоксида углерода.

Эксперимент со льдом


На первый взгляд можно подумать, что кубик льда, находясь сверху, в конечном итоге плавится, за счет чего и должен заставить воду разлиться, но так ли это на самом деле?

Вам понадобятся:

  • Стакан
  • Кубики льда.

Инструкция:

1. Заполните стакан теплой водой до самого края.

2. Осторожно опустите кубики льда.

3. Наблюдайте внимательно за уровнем воды.

По мере таяния льда уровень воды совершенно не меняется.

Объяснение

Когда вода замерзает, превращаясь в лед, она расширяется, увеличивая свой объем (вот почему зимой могут разрываться даже отопительные трубы). Вода из растаявшего льда занимает меньше места, чем сам лед. Поэтому когда кубик льда тает, уровень воды остается примерно такой же.

Как сделать парашют


Узнайте о сопротивлении воздуха, сделав небольшой парашют.

Вам понадобятся:

  • Полиэтиленовый пакет или другой легкий материал
  • Ножницы
  • Маленький груз (возможно, какая-либо фигурка).

Инструкция:

1. Вырезаем большой квадрат из полиэтиленового пакета.

2. Теперь обрезаем края так, чтобы получился восьмиугольник (восемь одинаковых сторон).

3. Теперь привязываем 8 отрезков нитей к каждому углу.

4. Не забудьте сделать небольшое отверстие в середине парашюта.

5. Другие концы нитей привяжите на маленький груз.

6. Используем стул или находим высокую точку, чтобы запустить парашют и проверить, как он летает. Помните, что парашют должен лететь как можно медленнее.

Объяснение

Когда выпускается парашют, груз тянет его вниз, но при помощи строп парашют занимает большую площадь, которая сопротивляется воздуху, за счет чего груз медленно опускается. Чем больше площадь поверхности парашюта, тем больше сопротивляется эта поверхность падению, и тем медленнее будет опускаться парашют.

Небольшое отверстие в середине парашюта позволяет воздуху медленно проходить через него, а не заваливать парашют на одну сторону.

Как сделать торнадо


Узнайте, как сделать торнадо в бутылке с этим веселым научным экспериментом для детей. Использованные в эксперименте предметы легко найти в обиходе. Сделанный домашний мини-торнадо намного безопаснее торнадо, который показывают по телевидению в степях Америки.

Химик - профессия очень интересная и многогранная, объединяющая под своим крылом множество разных специалистов: ученых-химиков, химиков-технологов, химиков-аналитиков, нефтехимиков, преподавателей химии, фармацевтов и многих других. Мы решили вместе с ними отметить приближающийся День химика 2017, поэтому выбрали несколько интересных и впечатляющих экспериментов в рассматриваемой области, которые сможет повторить даже тот, кто от профессии химика максимально далек. Лучшие химические опыты в домашних условиях - читайте, смотрите и запоминайте!

Когда отмечают День химика

Прежде чем мы начнем рассматривать наши химические опыты, уточним, что традиционно День химика отмечают на территории государств постсоветского пространства в самом конце весны, а именно - в последнее воскресенье мая. Это значит, что дата не фиксирована: например, в 2017 году День химика отмечается 28 мая. И если вы работаете в сфере химической промышленности, либо изучаете специальность из этой области, или как-то иначе непосредственно связаны с химией по долгу службы, значит, имеете полное право в этот день присоединиться к торжеству.

Химические опыты в домашних условиях

А теперь приступаем к главному, и начинаем выполнять интересные химические опыты: лучше всего делать это вместе с маленькими детьми, которые точно воспримут происходящее как магический фокус. Причем мы постарались подобрать такие химические эксперименты, реактивы к которым можно легко достать в аптеке или магазине.

Опыт №1 - Химический светофор

Начнем с очень простого и красивого опыта, который получил такое название отнюдь не зря, ведь участвующая в эксперименте жидкость будет менять свой цвет как раз на цвета светофора - красный, желтый и зеленый.

Вам понадобится:

  • индигокармин;
  • глюкоза;
  • каустическая сода;
  • вода;
  • 2 прозрачные стеклянные емкости.

Пусть названия некоторых ингредиентов вас не пугают - глюкозу в таблетках можно запросто купить в аптеке, индигокармин продается в магазинах как пищевой краситель, а каустическую соду найдете в хозяйственном магазине. Емкости лучше взять высокие, с широким основанием и более узким горлом, например, колбы, чтобы их было удобнее взбалтывать.

Но чем интересны химические опыты - здесь всему есть объяснение:

  • Смешав глюкозу с каустической содой, т. е. гидроксидом натрия, мы получили щелочной раствор глюкозы. Затем, смешав его с раствором индигокармина, мы окисляем жидкость кислородом, которым она насытилась во время переливания из колбы - это и есть причина появления зеленого цвета. Далее в качестве восстановителя начинает работать глюкоза, постепенно меняя цвет на желтый. Но встряхнув колбу, мы снова насыщаем жидкость кислородом, позволяя химической реакции пройти этот круг заново.

О том, как интересно это выглядит вживую, вы получите представление из данного короткого ролика:

Опыт №2 - Универсальный индикатор кислотности из капусты

Дети обожают интересные химические опыты с разноцветными жидкостями, это не секрет. Но и мы, как взрослые, ответственно заявляем, что выглядят такие химические эксперименты очень зрелищно и любопытно. Поэтому мы советуем вам провести в домашних условиях еще один «цветовой» опыт - демонстрацию удивительных свойств краснокочанной капусты. В ней, как и во многих других овощах и фруктах, содержатся антоцианы - природные красители-индикаторы, меняющие свой цвет в зависимости от уровня pH - т.е. степени кислотности среды. Это свойство капусты нам и пригодится, чтобы получить далее разноцветные растворы.

Что нам понадобится:

  • 1/4 краснокочанной капусты;
  • сок лимона;
  • раствор пищевой соды;
  • уксус;
  • сахарный раствор;
  • напиток типа «Спрайт»;
  • дезинфицирующее средство;
  • отбеливатель;
  • вода;
  • 8 колб или бокалов.

Многие вещества из этого списка довольно опасны, поэтому соблюдайте осторожность, выполняя простые химические опыты в домашних условиях, наденьте перчатки, по возможности защитные очки. И не подпускайте детей слишком близко - они могут опрокинуть реагенты или итоговое содержимое цветных колбочек, даже захотеть их попробовать, чего никак нельзя допустить.

Приступаем к выполнению:

А как эти химические опыты объясняют изменения цвета?

  • Дело в том, что на все объекты, которые мы видим, падает свет - а он содержит в себе все цвета радуги. При этом каждый цвет в луче спектра имеет свою длину волны, а молекулы разной формы, в свою очередь, отражают и поглощают эти волны. Та волна, которая отражается от молекулы, и является той, которую мы видим, и это определяет, какой цвет мы воспринимаем - ведь другие волны просто поглощаются. И в зависимости от того, какое вещество мы добавляем к индикатору, он и начинает отражать только лучи определенного цвета. Ничего сложного!

Немного другой вариант этого химического опыта, с меньшим количеством реагентов, смотрите в видео:

Опыт №3 - Танцующие желейные червячки

Продолжаем делать химические опыты в домашних условиях - и третий эксперимент мы проведем над всеми любимыми желейными конфетками в виде червячков. Даже взрослым он покажется забавным, а детей и вовсе в восторг приведет.

Возьмите следующие ингредиенты:

  • горсть желейных червячков;
  • уксусную эссенцию;
  • обыкновенную воду;
  • пищевую соду;
  • стаканы - 2 шт.

Выбирая подходящие конфеты, остановитесь на гладких тягучих червячках, без сахарной обсыпки. Чтобы они не были тяжелыми и легче шевелились, разрежьте каждую конфетку вдоль на две половинки. Итак, начинаем интересные химические опыты:

  1. Сделайте в одном стакане раствор теплой воды и 3 столовых ложек соды.
  2. Поместите туда червячков и подержите их там около пятнадцати минут.
  3. Другой глубокий стакан заполните эссенцией. Теперь можно потихоньку бросать желешки в уксус, наблюдая, как они начинают двигаться вверх-вниз, что в некотором роде похоже на танец:

Почему так происходит?

  • Все просто: пищевая сода, в которой четверть часа пропитываются червячки - это гидрокарбонат натрия, а эссенция - 80% раствор уксусной кислоты. Когда они вступают в реакцию, образуется вода, углекислый газ в виде мелких пузырьков и натриевая соль уксусной кислоты. Именно углекислым газом в виде пузырей обрастает червячок, поднимается вверх, а затем опускается, когда они лопаются. Но процесс все еще продолжается, заставляя конфетку подниматься на образующихся пузырьках и опускаться вплоть до полного своего завершения.

А если вы всерьез интересуетесь химией, и хотите, чтобы в будущем День химика стал и вашим профессиональным праздником, то вам наверняка будет любопытно посмотреть следующее видео, где подробно рассказывается о типичных буднях студентов-химиков и их увлекательной учебно-научной деятельности:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Занимательная физика в нашем изложении расскажет, почему в природе не может быть двух одинаковых снежинок и зачем машинист электровоза сдает назад перед тем, как тронуться, где находятся самые большие запасы воды и какое изобретение Пифагора помогает бороться с алкоголизмом.

Если вы раздумываете, как отметить день рождения ребенка, возможно, вам понравится идея устроить детское научное шоу. В последнее время научные праздники приобретают все большую популярность. Занимательные опыты и эксперименты нравятся практически всем детям. Для них это что-то магическое и непонятное, а значит интересное. Стоимость проведения научного шоу довольно высокая. Но это не повод отказывать себе в удовольствии наблюдать изумленные детские лица. Ведь можно обойтись собственными силами, не прибегаю к помощи аниматоров и праздничных агентств.

В этой статье я сделала подборку простых химических и физических опытов и экспериментов, которые без проблем можно провести в домашних условиях. Все, что нужно для их проведения, наверняка найдется у вас на кухне или аптечке. Никаких особых навыков от вас также не потребуется. Все, что нужно – это желание и хорошее настроение.

Я постаралась собрать простые, но зрелищные опыты, которые будут интересны детям разных возрастов. К каждому опыту я подготовила научное объяснение (не зря же я училась на химика!). Объяснять детям суть происходящего или нет – решать вам. Все зависит от их возраста и уровня подготовки. Если дети маленькие, объяснение можно пропустить и сразу перейти к зрелищному опыту, сказав лишь, что узнать секреты подобных «чудес» они смогут, когда подрастут, пойдут в школу и начнут изучать химию и физику. Возможно, это вызовет у них интерес к учебе в будущем.

Хотя я выбирала наиболее безопасные опыты, к их проведению все равно нужно относиться очень серьезно. Все манипуляции лучше выполнять в перчатках и халате, на безопасном расстоянии от детей. Ведь тот же уксус и марганцовка способны причинить хлопот.

И, конечно же, при проведении детского научного шоу нужно позаботиться об образе сумасшедшего ученого. Ваш артистизм и харизма во многом определят успех мероприятия. Превратиться из обычного человека в смешного научного гения совсем не сложно – для этого достаточно взъерошить волосы, надеть большие очки и белый халат, измазаться сажей и сделать соответствующее вашему новому статусу выражение лица. Вот как выглядит типичный сумасшедший ученый.

Перед тем, как устраивать научное шоу на детском празднике (кстати, это может быть не только день рождения, но и любой другой праздник), следует проделать все опыты в отсутствие детей. Прорепетировать, что потом не было неприятных сюрпризов. Мало ли что может пойти не так.

Детские эксперименты можно проводить и без праздничного повода – просто так, чтоб интересно и полезно провести время с ребенком.

Выберите наиболее понравившиеся вам опыты и составьте сценарий праздника. Чтобы сильно не нагружать детей наукой, пусть и занимательной, разбавьте мероприятие веселыми играми.

Часть 1. Химическое шоу

Внимание! При проведении химических опытов следует быть предельно осторожными.

Пенный фонтан

Практически все дети любят пену – чем больше, тем лучше. Как ее сделать, знают даже малыши: для этого нужно налить в воду шампуня и хорошенечко ее взбултыхать. А может ли пена образовываться сама по себе без встряски и быть к тому же цветной?

Спросите у детей, что представляет собою, по их мнению, пена. Из чего она состоит и как ее можно получить. Пусть выскажут свои предположения.

Затем объясните, что пена - это пузырьки, заполненные газом. Значит, для ее образования нужно какое-то вещество, из которого будут состоять стенки пузырьков, и газ, который будет их заполнять. Например, мыло и воздух. Когда мыло добавляют в воду и перемешивают, воздух попадает в эти пузырьки из окружающей среды. Но газ можно получить и другим путем – в процессе химической реакции.

Вариант 1

  • таблетки гидроперита;
  • марганцовка;
  • жидкое мыло;
  • вода;
  • стеклянный сосуд с узким горлом (желательно красивый);
  • стаканчик;
  • молоток;
  • поднос.

Постановка опыта

  1. Воспользовавшись молотком, растолките таблетки гидроперита в порошок и высыпьте его в колбу.
  2. Поставьте колбу на поднос.
  3. Добавьте жидкого мыла и воды.
  4. Приготовьте в стаканчике водный раствор марганцовки и влейте его в колбу с гидроперидом.

После слияния растворов перманганата калия (марганцовки) и гидроперида (перекиси водорода) между ними начнет происходить реакция, сопровождающаяся выделением кислорода.

4KMnO 4 + 4H 2 O 2 = 4MnO 2 ¯ + 5O 2 ­ + 2H 2 O + 4KOH

Под действие кислорода присутствующее в колбе мыло начнет пениться и вылизать из колбы, образуя своеобразный фонтан. За счет марганцовки часть пены будет окрашиваться в розовый цвет.

Посмотреть, как это происходит, можно на видео.

Важно: стеклянный сосуд должен иметь узкое горлышко. Полученную пену в руки не брать и детям не давать .

Вариант 2

Для образования пены подойдет и другой газ, например, углекислый. Окрасить пену можно в любой цвет, какой пожелаете.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • пластиковая бутылка;
  • сода;
  • уксус;
  • пищевой краситель;
  • жидкое мыло.

Постановка опыта

  1. Налейте в бутылку уксуса.
  2. Добавьте жидкого мыла и пищевого красителя.
  3. Насыпьте соды.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса происходит бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 .

Под его действием мыло начнет пениться и вылизать из бутылки. Краситель окрасит пену в выбранный вами цвет .

Веселый шарик

Что за день рождения без воздушных шариков? Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • сода;
  • уксус;
  • бутылка;
  • воздушный шарик.

Постановка опыта

  1. Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.
  2. Налейте в бутылку уксуса.
  3. Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.

Результат и научное объяснение

Как только сода и уксус вступят в контакт, начнется бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 . Воздушный шарик начнет на глазах надуваться.

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

Если взять шарик-смайлик, это произведет на ребят еще большее впечатление. По окончанию опыта завяжите шарик и вручите его имениннику.

Демонстрацию опыта смотрите на видео .

Хамелеон

Могут ли жидкости менять свой цвет? Если да, то почему и как? Перед тем, как ставить эксперимент, обязательно задайте детям эти вопросы. Пускай подумают. Вспомнят про то, как окрашивается вода, когда в ней полощешь кисточку с краской. А можно ли обесцветить раствор?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • крахмал;
  • спиртовая горелка;
  • пробирка;
  • стакан;
  • вода.

Постановка опыта

  1. Насыпьте щепотку крахмала в пробирку и добавьте воды.
  2. Капните йода. Раствор окрасится в синий цвет.
  3. Зажгите горелку.
  4. Нагрейте пробирку до обесцвечивания раствора.
  5. Налейте в стакан холодной воды и погрузите туда пробирку, чтобы раствор остыл и снова окрасился в синий.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии с йодом раствор крахмала окрашивается в синий цвет, поскольку при этом образуется соединение темно-синего цвета I 2 *(C 6 H 10 O 5) n . Однако это вещество неустойчиво и при нагревании снова распадается на йод и крахмал. При охлаждении реакция идет в другую сторону и мы опять видим, как раствор синеет. Эта реакция демонстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры .

I 2 + (C 6 H 10 O 5) n => I 2 *(C 6 H 10 O 5) n

(йод - желт.) (крахмал - прозр.) (темно-синий)

Резиновое яйцо

Все дети знают, что яичная скорлупа очень хрупкая и от малейшего удара может разбиться. Вот было бы хорошо, если бы яйца не бились! Тогда можно было бы не переживать, как донесешь яйца домой, когда мама посылает тебя в магазин.

Для проведения эксперимента понадобятся:

Постановка опыта

  1. Чтобы удивить ребятишек, к этому опыту нужно готовиться заранее. За 3 дня до праздника налейте в стакан уксуса и поместите в него сырое куриное яйцо. Оставьте на трое суток, чтобы скорлупа успела полностью раствориться.
  2. Покажите детям стакан с яйцом и предложите всем вместе произнести волшебное заклятье: «Трын-дырын, бум-бурым! Яйцо, стань резиновым!».
  3. Достаньте яйцо при помощи ложки, оботрите салфеткой и продемонстрируйте, как оно теперь может деформироваться.

Результат и научное объяснение

Яичная скорлупа состоит из карбоната кальция, который при реакции с уксусом растворяется.

CaCO 3 + 2 CH 3 COOH = Ca(CH 3 COO) 2 + H 2 O + CO 2 ­

Благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца, оно сохраняет свою форму. Как выглядит яйцо после уксуса, смотрите на видео .

Секретное письмо

Дети любят все загадочное, а потому этот эксперимент наверняка покажется им настоящим волшебством.

Возьмите обыкновенную шариковую ручку и напишите на листе бумаги секретное послание от инопланетян или нарисуйте какой-то тайный знак, о котором нельзя знать никому, кроме присутствующих ребят.

Когда дети прочитают, что там написано, скажите, что это большая тайна и надпись надо уничтожить. Причем стереть надпись вам поможет волшебная вода. Если обработать надпись раствором марганцовки и уксуса, затем перекисью водорода, то чернила смоются.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • марганцовка;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • колба;
  • ватные палочки;
  • шариковая ручка;
  • лист бумаги;
  • вода;
  • бумажные полотенца или салфетки;
  • утюг.

Постановка опыта

  1. Нарисуйте на листе бумаги шариковой ручкой рисунок или надпись.
  2. Насыпьте в пробирку немного марганцовки и добавьте уксуса.
  3. Смочите ватную палочку в этом растворе и проведите по надписи.
  4. Возьмите еще одну ватную палочку, смочите ее водой и смойте полученные разводы.
  5. Промокните салфеткой.
  6. Нанесите на надпись перекись водорода и еще раз промокните салфеткой.
  7. Прогладьте утюгом или положите под пресс.

Результат и научное объяснение

После всех манипуляций вы получите чистый лист бумаги, что очень удивит детей.

Перманганат калия - очень сильный окислитель, особенно если реакция происходит в кислой среде:

МnO 4 ˉ+ 8 Н + + 5 еˉ = Мn 2+ + 4 Н 2 O

Крепкий подкисленный раствор марганцовки буквально сжигает многие органические соединения, превращая их в углекислый газ и воду. Для создания кислой среды в нашем эксперименте используется уксусная кислота.

Продуктом восстановления перманганата калия является диоксид марганца Мп0 2 , имеющий бурую окраску и выпадающий в осадок. Чтобы его удалить, мы используем пероксид водорода Н 2 O 2 , восстанавливающий нерастворимое соединение Мп0 2 до хорошо растворимой соли марганца (II).

МnO 2 + Н 2 O 2 + 2 Н + = O 2 ­ + Мn 2+ + 2 Н 2 O.

Предлагаю посмотреть, как исчезают чернила, на видео .

Сила мысли

Перед постановкой эксперимента спросите у детей, как затушить пламя свечи. Они, конечно же, вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус;
  • сода;
  • стаканы;
  • свечи;
  • спички.

Постановка опыта

  1. Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом.
  2. Зажгите несколько свечей.
  3. Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного переклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан.
  4. Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя. При этом сделайте загадочное выражение лица и произнесите какое-нибудь непонятное заклинание, например: «Куры-буры, муры-пли! Пламя, больше не гори!». Дети ведь должны думать, что это волшебство. Секрет раскроете после восторгов.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

CO 2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.

Как это происходит, смотрите на видео .

Часть 2. Занимательные физические опыты

Джин-силач

Этот эксперимент позволит детям взглянуть на привычное для них действие с другой стороны. Поставьте перед детьми пустую бутылку из-под вина (этикетку лучше предварительно снять) и протолкните в нее пробку. А затем переверните бутылку вверх дном и попытайтесь вытряхнуть пробку наружу. У вас, конечно же, ничего не получится. Задайте детям вопрос, можно ли как-то достать пробку, не разбивая бутылку? Пускай скажут, что они думают по этому поводу.

Поскольку через горлышко пробку ничем подцепить нельзя, значит, остается одно – попробовать вытолкнуть ее изнутри наружу. Как это сделать? Можно позвать на помощь джина!

В качестве джина в этом эксперименте будет выступать большой полиэтиленовый пакет. Для пущего эффекта пакет можно разрисовать цветными маркерами – нарисовать глазки, нос, рот, ручки, какие-то узоры.

Итак, для проведения эксперимента понадобятся:

  • пустая винная бутылка;
  • пробка;
  • полиэтиленовый пакет.

Постановка опыта

  1. Скрутите пакет трубочкой и засуньте его в бутылку так, чтобы ручки оказались снаружи.
  2. Переворачивая бутылку, добейтесь того, чтоб пробка оказалась сбоку от пакета поближе к горлышку.
  3. Надуйте пакет.
  4. Аккуратно начните вытягивать пакет из бутылки. Вместе с ним выйдет и пробка.

Результат и научное объяснение

По мере надувания пакет расширяется внутри бутылки, изгоняя из нее воздух. Когда мы начинаем вытягивать пакет, внутри бутылки создается вакуум, за счет чего стенки пакета обхватывают пробку и увлекают ее за собой наружу. Вот такой вот сильный джин!

Чтобы увидеть, как это происходит, посмотрите видеоролик .

Неправильный стакан

Накануне эксперимента спросите у детей, что будет, если перевернуть вверх дном стакан с водой. Они ответят, что воды выльется. Скажите, что так происходить только с «правильными» стаканами. А у вас есть «неправильный» стакан, из которого вода не выливается.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • стаканы с водой;
  • краски (можно обойтись и без них, но так опыт выглядит зрелищнее; лучше использовать акриловые краски – они дают более насыщенные цвета);
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Налейте в стаканы воды.
  2. Добавьте в нее красок.
  3. Смочите края стаканов водой и положите поверх них по листу бумаги.
  4. Плотно прижмите бумагу к стеклу, придерживая ее рукой, переверните стаканы вверх дном.
  5. Немного подождите, пока бумага не прилипнет к стеклу.
  6. Не спеша уберите руку.

Результат и научное объяснение

Наверняка все дети знают, что нас окружает воздух. Хотя мы его не видим, он, как и все вокруг, имеет вес. Мы ощущаем прикосновение воздуха, например, когда на нас дует ветер. Воздуха много, а потому он давит на землю и все, что находится вокруг. Это называется атмосферное давление.

Когда мы прикладываем бумагу к мокрому стакану, она прилипает к его стенкам за счет силы поверхностного натяжения.

В перевернутом стакане между его дном (находящимся теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. На воду действует сила тяжести, которая тянет ее вниз. При этом пространство между дном стакана и поверхностью воды увеличивается. В условиях постоянной температуры давление в нем уменьшается и становится меньше атмосферного. Общее давление воздуха и воды на бумагу изнутри получается немного меньше, чем давление воздуха снаружи. Поэтому вода и не выливается из стакана. Однако через некоторое время стакан потеряет свои волшебный свойства, и вода все же выльется. Это обусловлено испарением воды, увеличивающей давление внутри стакана. Когда оно станет больше атмосферного, бумага отпадет и вода выльется. Но вы до этого момента можете не доводить. Так будет интереснее.

Посмотреть ход опыта можно на видео .

Прожорливая бутылка

Спросите у детей, любят ли они покушать. А любят ли кушать стеклянные бутылки? Нет? Бутылки не едят? А вот и не правы. Это обычные бутылки не едят, а волшебные – очень даже не прочь перекусить.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • вареное куриное яйцо;
  • бутылка (для пущего эффекта бутылку можно разрисовать или как-то приукрасить, но так, чтоб детям было видно, что происходит внутри ее);
  • спички;
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Очистите от скорлупы вареное яйцо. Кто же есть яйца в скорлупе?
  2. Подожгите кусок бумаги.
  3. Бросьте горящую бумагу в бутылку.
  4. Положите яйцо на горлышко бутылки.

Результат и научное объяснение

Когда мы забрасываем в бутылку горящую бумагу, воздух в ней нагревается и расширяется. Закрыв горлышко яйцом, мы препятствуем поступлению воздуха, в результате чего огонь гаснет. Воздух в бутылке остывает и сжимается. Создается разность давления внутри бутылки и снаружи, за счет чего яйцо всасывается в бутылку .

Пока что на этом все. Однако со временем я планирую добавить в статью еще несколько экспериментов. В домашних условиях можно, например, поставить опыты с воздушными шарами. Поэтому, если вас заинтересовала данная тема, добавьте сайт в закладки или подпишитесь на рассылку обновлений. Когда добавлю что-то новенькое, сообщу вам об этом по e-mail. На подготовку данной статьи у меня ушло много времени, так что просьба уважительно относиться к моему труду и при копировании материалов обязательно проставлять активную гиперссылку на эту страничку.

Если вы когда-то проводили домашние опыты для детей и устраивали научное шоу, пишите о своих впечатлениях в комментариях, прикрепляйте фото. Будет интересно!

Низамова Танзиля Халиловна
Проект «Водичка, водичка, умой мое личико!»

«Водичка , водичка , умой мое личико

(группа раннего возраста)

Среднесрочный проект

Проблема : Привитие культурно- гигиенических навыков; организация процесса умывания детей в детском саду и дома.

Цель : Воспитывать навыки самообслуживания и гигиены.

Задачи :

1. Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

2. Воспитывать навыки самообслуживания и гигиены у детей.

3. Активизировать словарь детей названиями умывальных принадлежностей, ввести в словарь новые слова.

4. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки личным полотенцем.

5. Развивать восприятие, внимание, речь, умение общаться в процессе игры, отвечать на вопросы воспитателя.

Организационные формы работы над проектом :

В работе с детьми :

Занятия :

«Водичка , водичка умой мое личико »

«Моем куклу»

«С Добрым утром»

Дидактические игры :

Отражение в воде

Купание куклы Маши

Найди такой же предмет

Поручения

Наблюдения :

Рассматривание иллюстраций (моря, реки, откуда вода попадает к нам в кран) .

Знакомство с плакатом «Последовательность умывания в детском саду» .

Просмотр сказки «Мойдодыр» . Рассматривание картинок в книжке «Мойдодыр» .

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Посещение уголка природы детского сада. Беседа о способах ухаживания за рыбками, черепашками.

Рассказывание :

Потешки : Умывалочка, Котята, Зайка, Умывальная.

Стишки : Перед едой мой руки с мылом, После туалета обязательно мой руки.

Пение песенки «Буль, буль» .

Рисование :

Речка (по мокрому листу) .

Опыты :

Тает снег на солнышке

Цветная водичка

Пальчиковая гимнастика :

Моя семья

Стали пальчики играть

Мы платочки постираем

В работе с родителями :

Консультация «Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста» .

Индивидуальные беседы об организации процессов умывания детей в детском саду и дома.

Наглядность в виде книжки- раскладушки «Мы растем» .

Планируемое время на реализацию проекта по этапам :

Поисковый :

Г. Я. Затулина «Конспекты занятий по развитию речи»

К. Чуковский «Мойдодыр»

В. В. Гербова «Заняия по развитию речи»

Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»

О. В. Колесникова «Развитие ребенка от 2-х до 3-х лет»

«Самые маленькие в детском саду» (из опыта работы)

Практический :

«Водичка , водичка умой мое личико »

«Моем куклу»

«С Добрым утром»

Д/и «Отражение в воде»

Д/и «Купание куклы Маши»

Д/и «Найди такой же предмет»

Д/и «Поручения»

Презентационный : Развлечение «Девочка чумазая» .

Контрольный : Диагностика.

Состав участников : дети, воспитатели, родители.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта : создание схемы «Последовательность умывания для детей» .

Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : кукла, мыльницы, кусочки мыла в форме зверят, полотенце, принадлежности для умывания, емкости с водой, бумага для изготовления кораблика, записи со спокойной музыкой, иллюстрации или фотографии реки, кувшин, кукольную одежду, прищепки, мольберт с картинками.

Форма проведения презентации :

Развлечение.

Межпредметные связи :

«С добрым утром» : развитие речи, художественная литература, физическая культура.

«Водичка , водичка умой мое личико : развитие речи, музыка, художественная литература.

«Моем куклу» : развитие речи, художественная литература, музыка.

Занятие №1 «Моем куклу»

Программное содержание. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки личным полотенцем. Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от процесса деятельности.

Дидактический материал. Оборудование умывальной комнаты : оформление стены, на столе мыльницы, кусочки мыла в форме зверят, кукла.

Словарная работа : мыло, мыльница, намыливать, смывать, полотенце, мыльная пена.

Ход занятия

Стук в дверь. Входит кукла, Маринка (испачканы руки) .

Я кукла – Маринка

Была, как картинка!

Теперь – это ясно

Я стала ужасна

А что же мне делать

Одной без ребят

Отмыться мне надо

А я не умею.

Ну, кто же поможет!

Ну, кто пожалеет

Отмойте, пожалуйста.

Воспитатель : Поможем Маринке дети? Пойдемте с вами в умывальную комнату и покажем Маринке, где у нас умываются.

Воспитатель говорит, и дети вместе с ним повторяют.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица ,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку-

Посмелей!

Будет умываться веселей!

Давай-ка с тобой закаляться :

Холодной водой умываться!

Студеной водой умываться-

Простуды зимой не бояться!

Воспитатель : Где у нас вода?

Дети : В кране.

Воспитатель : Садись Маринка, мы тебя поучим мыть руки. Ой, что же это у нас стоит на столе?

Дети : Мыльницы.

Воспитатель : Какие они разноцветные, давайте посмотрим, какого они цвета! А в них лежит мыло. Это домики для мыла. Какое оно не обычное в форме зверюшек. Каких? Давай те возьмем его. Пощупайте, какое оно гладкое, а как вкусно пахнет! (нюхают) Что мы мылом будем делать?

Дети : Намыливать.

Воспитатель : Я сейчас вам покажу, как сделать мыльные перчатки : я открываю кран, смачиваю руки, беру мыло. Ладошка с ладошкой дружит, гладит друг дружку, каждый пальчик так, чтобы руки были все в пене, как перчатки. Ни чего страшного, если мыло уронишь, его можно поднять. Намылили руки и положили мыло в домик – мыльницу. А теперь смоем перчатки! Потекли с ручек грязные ручейки. Отожмём руки, чтобы с них не капало на пол. А теперь будем вытирать. Где мое полотенце? А вот оно, я его снимаю с крючка, разворачиваю и вытираю ладошки, сначала одну, потом другую. Вот, Маринка, какие у меня руки чистые! Теперь покажите Маринке, как вы умеете мыть руки. (Дети умываются, воспитатель помогает им и напоминает весь процесс умывания; дети показывают ладошки Маринке). Какие вы молодцы! А теперь, давайте, поможем Маринке помыть руки (дети помогают Маринке мыть руки : намыливаем, смываем, вытираем)

Кран откройся, нос умойся .

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойтесь ушки, мойтесь щечки.

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся! Обливайся!

Грязь смывайся! Грязь смывайся!

Занятие №2 «Водичка , умой мое личико »

Программное содержание. Учить детей следить за сюжетом игры, воспитывать навыки самообслуживания и гигиены, развивать двигательную активность.

Материалы. Кукла, принадлежности для умывания.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, физическая культура, ознакомление с окружающим, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу куклу, у которой грязное лицо, и говорит : «Кукла играла во дворе, она измазалась песком, грязью и не хочет умываться. А вы всегда умываетесь?»

Проводится инсценировка «Вот что Мила натворила» .

Воспитатель.

Вот что Мила натворила :

Целый день она не мылась.

Не умыты щечки,

Не умыты ушки,

Черные, как в саже,

Пухлые ладошки.

Мы возьмем водицу ,

Будет кукла мыться.

Трем мочалкой щечки,

Трем мочалкой ушки,

Начисто отмоем пухлые ладошки.

Вот какая Мила,

Стала всем на диво :

Полюбила Мила душистое мыло.

Воспитатель выполняет действия с куклой в соответствии с текстом стихотворения.

После умывания педагог говорит детям : «Вода не только чисто моет, но и доставляет радость. Теперь вас ждет умывальная песенка».

Игра-разминка «Умывальная песенка»

Воспитатель.

Рано утром солнышко

Заглянуло в дом,

Песню вместе с солнышком

Мы теперь поем :

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Это песенка моя.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Это песенка моя.

Воспитатель.

Дети вместе с солнышком

Вышли на площадку,

Дети вместе с солнышком

Делают зарядку.

На носочки, потянись,

Потянись и улыбнись.

На носочки, потянись,

Потянись и улыбнись.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения, соответствующие тексту песенки.

Затем ребята подходят к крану и по очереди умываются. Воспитатель сопровождает эту процедуру знакомыми им прибаутками, в которых малыши продолжают фразу, начатую воспитателем, или произносят прибаутку вместе с ним.

Воспитатель.

Водичка , водичка ,

Умой мое личико ,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Занятие №3 «С добрым утром!»

Программное содержание.

Познакомить детей с новым стихотворением в игровой ситуации.

Предоставить детям возможность договаривать фразы при чтении стихотворения. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать художественное восприятие детей средствами художественной литературы.

Воспитывать отзывчивость на поэтическое произведение.

Индивидуальная работа.

Ход занятия

У воспитателя кукла Маша. Читает стихотворение.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою :

С добрым утром!

С ясным днем!-

Вот как славно мы поем!

Воспитатель. Давайте мы Машеньке скажем : «С добрым утром! С ясным днем!» . Артем скажет, Кира тоже скажет, все детки скажут.

Машенька, что ты делаешь, когда утром проснешься?

Маша. Я умываюсь, причесываюсь, одеваюсь.

Воспитатель. Дети, посмотрите какие предметы на столе?- Зубная щетка, мыло, полотенце, расческа, паста.

Маша, тебе все эти предметы нужны?

Маша. Да. Я чищу зубы щеткой и пастой. Потом беру мыло, намыливаю руки и лицо, смываю мыло водой. Насухо вытираюсь полотенцем. Воспитатель читает стихи.

А водичка булькает ,

А водичка пенится ,

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

Дети, что делает Маша утром?- Дети перечисляют все действия, воспитатель помогает вспомнить слово или построить фразу. Спрашивает по вызову.

Молодцы! Я прочитаю еще раз, как Маша утром поет.

А кто еще рано встает, громко песни поет?- Петушок. Показывает картинку.

Давайте Машеньке споем песенку про петушка.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Деткам спать не даешь?

Дети поют вместе с воспитателем.

Д/и «Отражение в воде»

Задачи :

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями.

Формировать представления о воде.

Упражнять детей в работе с краской.

Вызвать у детей положительные эмоции.

Предварительная работа :

Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Материалы :

Емкости с водой, бумага для изготовления кораблика, большой лист бумаги, краски, кисти, записи со спокойной музыкой, иллюстрации или фотографии реки.

Ход занятия

Воспитатель : Дети, а вы знаете где у нас в группе есть вода?

Дети : В чайнике, течет из крана.

Игра с водой

Цель :

Показать малышам отражение в воде.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Ход игры

Воспитатель вносит в группу большую емкость с водой. Все вместе переливают воду, слушают звук льющейся жидкости. Дети наблюдают за своим отражением в воде.

Воспитатель рассказывает где есть вода в природе, показывает иллюстрации, рассматривает с детьми обитателей водоемов.

Потом просит малышей показать как плавают рыбки. Дети под музыку имитируют движения рыбок.

Затем воспитатель предлагает ребятам нарисовать на большом листе бумаги речку. Дети все вместе рисуют на листе волнистые линии (рисование по мокрому листу) .

Воспитатель : Молодцы, ребята. Вот и река готова. А кораблик плавает по воде?

Дети : Да!

Дети и воспитатель приклеивают кораблик к синей речке, нарисованной на листе.

Д/и «Купание куклы Маши»

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения.

Активизировать словарь детей названиями умывальных принадлежностей, ввести в словарь новые слова : холодная, теплая и т. д.

Развивать восприятие, внимание, умение общаться в процессе игры, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывать интерес к бытовым процессам, бережное отношение к игрушкам.

Индивидуальная работа.

Предварительная работа.

Игры с куклой и другими игрушками. Обращать внимание детей на предметы ежедневного пользования в режимных процессах. Приготовить таз с теплой водой, кувшин с водой и предметами для купания куклы.

Ход занятия

Воспитатель ставит на стол таз и кувшин, рядом кладет губку и мыло, полотенце. Ставит стул для одежды Маши.

Воспитатель. Дети, кукла Маша играла, испачкалась. Надо ее помыть. Будем купать Машу?- Да! Маша любит купаться. Я приготовила все для ее купания : таз с теплой водой, кувшин. Что- то я забыла?- Дети добавляют- мыло, губку, полотенце. Правильно! А вода холодная или теплая? Алеша, проверь. Ребенок подходит, пробует и говорит- вода теплая. Можно еще вызвать 2-3-х детей. Ну, вот все готово, пойду за Машей. Приносит куклу.

Воспитатель. Машенька, хочешь купаться?

Маша. Хочу, я люблю купаться.

Воспитатель. Посмотри, мы уже все приготовили. Варя, расскажи Маше, что мы приготовили?- Девочка перечисляет то, о чем говорили. Воспитатель помогает строить фразы : начинает сама, а ребенок продолжает или заканчивает фразу. Раздеться Маше поможет Вика.

Воспитатель. Машенька, давай раздеваться, кладем твою одежду на стул, как детки это делают. Сначала снимем платье. Асель, что мы сняли? – Сняли платье. Куда мы его повесили, Аня?- На спинку стула. Что ты снимаешь?- Майку. Что, Диана, сняла с куклы Вика?- Вика сняла с куклы майку. «Я сняла трусики» ,- говорит Вика- сейчас сниму носочки и туфельки. Что снимает Вика?- Трусики, носочки и туфельки. Допускаются хоровые ответы.

Воспитатель. Вика, правильно положила одежду?- Правильно. Если допущена ошибка, дети поправляют и говорят, как надо сделать. Хорошо! А куда Вика поставила туфельки?- Под стул. Скажи Женя, Даниил, Алсу, Саша. Дети говорят : «Под стул» . Вот теперь Маша раздета. Садись в таз, вот так. Водичка теплая ?- Да! Тебе хорошо?- Мне хорошо. Воспитатель берет губку и мыло, намыливает. Дети, что я делаю?- Мылом намыливаете губку. Если дети не скажут, воспитатель говорит сама, а дети по одному повторяют. Воспитатель моет Машу. А теперь Соня будет мыть, иди сюда. Дети, что делает Соня?- Моет Машу. Воспитатель читает уже известную потешку.

Водичка , водичка

Умой моё личико ,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки розовели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Воспитатель. Вот мы и помыли Машу. Молодец, Соня. А теперь ее надо ополоснуть чистой водой, чтобы мыло смыть. Иди, Варя, помоги мне. Что мы делаем?- Поливаем Машу чистой водой. Что делаем? – «Поливаем» ,- говорят дети хором и индивидуально. Вот теперь все! Машенька чистая. Завернем ее в чистое полотенце. Иди, Диана, заверни Машу. Во что мы ее завернули?- В чистое полотенце. Молодцы! Все вы мне помогали. Машенька говорит вам «Спасибо» .

Она устала. Положим ее спать и споем ей песенку. Кладет куклу в кровать. Поет, а дети тихо подпевают, кто знает.

Баю, баю, баю.

Машеньку качаю.

Машенька устала.

Целый день играла.

Воспитатель. Машенька уснула.

Д/и «Найди такой же предмет»

Программное содержание.

Продолжать закреплять знания детей об окружающих предметах, узнавать их на картинках, раскрывать способы их пользования.

Активизировать словарь детей названиями знакомых предметов, действий с ними, их цвета.

Развивать восприятие, зрительную память, умение действовать по указаниям воспитателя, отвечать на вопросы простыми предложениями.

Воспитывать интерес к окружающим предметам, использовать их по назначению.

Индивидуальная работа.

Предварительная работа.

Повторение дидактических игр с предметами в повседневной жизни. Приготовить умывальные принадлежности и картинки с ними. Таз с водой, мыло, кувшин, кукольную одежду, прищепки. Мольберт с картинками.

Ход занятия

Воспитатель. Дети недавно к вам приходила кукла Маша, она рассказывала, что делает утром, когда встает. Что она делает?- Умывается, причесывается и одевается. Дети отвечают предложениями, например : «Маша утром умывается» . Дать образец как надо сказать, дети повторяют.

А мойдодыр что говорил? Читает.

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам- стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Посмотрите на мой стол. Открывает салфетку. Найдите предметы, о которых говорил Мойдодыр. Скажите, для чего они? Дети называют предметы : мыло, зубная паста, щетка, губка, полотенце и расческа. Саша, иди сюда, возьми что- нибудь и скажи, что это и для чего?- Это зубная щетка, чистить зубы. А где на картинке такой же предмет? Покажи, Софья. Скажи, для чего нужна зубная щетка?- Зубы чистить. И так с каждым предметом. Молодцы!

Мы купали Машу, а одежду ее не постирали. Сейчас мы это сделаем. Идите ко мне. Ставит детей вокруг таза. Что это у меня?- Таз с водой. Настя, потрогай какая вода- холодная или теплая?- Вода теплая. Диана, подай мне одежду на стульчике. Что ты мне дала?- Платье. Сначала постираем платье. Что надо взять, чтобы его постирать?- Мыло. Кира, подай мне мыло. Вот я опускаю платье в воду, намыливаю его. Что я сделала?- Намылили. Стираю. Что делаю?- Стираете. И так по ходу стирки воспитатель просит подать что- то, помочь, сказать, что делает. Привлекает детей к общению. Вот мы и постирали Маше одежду. Что мы постирали?- Одежду. Пойдем ее развешивать в умывальную комнату. Вот и веревка. Чем будем закреплять вещи, чтобы не упали?- Прищепками. Артем, подай прищепки. Какого цвета у меня прищепка?- Зеленая. И так со всеми прищепками. Ответы хоровые. Индивидуально спрашивает всех детей, которые путают цвета. Какие мы молодцы! Всю работу сделали. Теперь у Маши будет чистая одежда.

Пальчиковая гимнастика

«Моя семья» :

(Дети поочередно разгибают пальчики одной руки)

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- Я. Вот и вся моя семья!

«Стали пальчики играть» :

Раз- два- три- четыре- пять!

Стали пальчики играть!

Раз- два- три- четыре- пять!

В домик спрятались опять!

«Мы платочки постираем» :

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрем.

А потом повыжимаем

Все платочки отожмем.

А потом мы все платочки

Так встряхнем!

Так встряхнем!

А потом платки прогладим,

Мы прогладим утюгом.

А потом платочки сложим

И на полочку положим.

Стишок «Перед едой мой руки с мылом»

Мышка плохо лапки мыла :

Лишь водичкою смочила ,

Мылом мылить не старалась-

И на лапках грязь осталась.

Полотенце- в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот-

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Стишок «После туалета обязательно мой руки»

Милый друг, запомни это-

Руки после туалета

Вымой теплою водой.

Чтоб микробы не попали в рот,

Чтоб не заболел живот,

Чтоб с тобой, мой друг, беда

Не случилась никогда!

«Умываемся»

Рано утром мы проснулись,

Сладко-сладко потянулись,

Улыбнулись мамочке

И надели тапочки.

На горшок заторопились,

А потом водой умылись :

Чудо-ручеечки

На розовые щечки,

Капельки водички

На длинные реснички,

Дождь из доброй тучки

На ушки и на ручки,

Теплые росинки

В кудряшки-волосинки.

Вытри, полотенчико,

Маминого птенчика!

Вика, Настенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Теплая водичка

Умоет Софье личико ,

Пальчики - Варюшке,

Ладошки -Илюшке.

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши -

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Водичка , водичка ,

Умой мое личико ,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Чище умойся , воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею .

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико ,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Развлечение

«Девочка чумазая»

(группа раннего возраста)

Заранее, недалеко от стульев, на которых сидят дети, прячется кукла, у которой испачканы руки, нос, ноги и платье. Для нее приготавливается чистое платье, кувшин с водой, губка, мыло и полотенце.

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, спрашивает, все ли пришли. В это время раздается плач.

Исполняется пьеса «Плач куклы»

Кто там?- спрашивает воспитатель и находит плачущую куклу, приводит ее к детям .

Какая грязная кукла! Давайте посадим ее на стул и спросим, где она так измазалась.

Стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» .

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки,

На локтях дорожки!

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала,

Вот они и загорели.

Ах ты, девочка чумазая,

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала,

Вот он и загорел.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты пятки так измазала?

Я на солнышке лежала,

Пятки кверху держала,

Вот они и загорели.

Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем все до капли,

Ну- кА, дайте мыло!

Воспитатель раздевает куклу и, поставив ее в таз с водой, моет, приговаривая :

Громко девочка кричала,

Как увидела мочало.

Царапалась, как кошка :

Н е трогайте ладошки!

Они не будут белые :

Они же загорелые!

А ладошки- то отмылысь.

Оттирали губкой нос-

Разобиделась до слез.

Ой, мой бедный носик

Мыла не выносит!

Он не будет белый :

Он же загорелый!

А нос тоже отмылся.

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щетки!

Не будут пятки белые :

Они же загорелые!

А пятки тоже отмылись!

Вымыв куклу, воспитатель вытирает ее, одевает в чистое платье и говорит :

Вот теперь ты белая!

Совсем не загорелая.

Это была грязь.

Затем воспитатель предлагает всем детям поплясать с куклой под музыку «Пляска» .

Песенка «Буль, буль»

Буль, Буль, Буль-

Журчит водица ,

Все ребята любят мыться.

Припев : Вот так, хорошо, хорошо!

Руки с мылом мы помыли.

Нос и щеки не забыли.

Не ленились вымыть уши.

После вытерлись посуше.

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие!

Припев : Вот так, хорошо, очень хорошо!

Статьи по теме: