Аргумент на тему ответственность 15.3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.

Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие, гордость, отзывчивость, совесть, смелость, геройство, внутренний мир человека.

Благодарность

Текст В.П. Крапивина: (49)Пёс уже не лежал. (50)Он стоял на широко расставленных лапах….. (70)А Серёжа знал: теперь у него появился настоящий друг.

Формулировка задания 15.3

Сосинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность - одна из самых позитивных и приятных эмоций, выражение признательности за сделанное или подаренное. Люди обычно говорят слова благодарности, желают в ответ сделать что-то подобное. А как поступают животные, которым помогает человек?

Автор текста рассказывает о мальчике Серёже, который сбежал из лагеря, нашёл собаку на станции, позаботился о ней и стал для неё другом. Когда мальчика силой хотели забрать обратно в лагерь (предложения 36, 38) , то пёс защитил Серёжу(предложения 49, 50), тем самым отблагодарил его за внимание и заботу.

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачёв отблагодарил Петра Гринёва за подаренный заячий тулуп: спасает юношу от виселицы, проявляя тем самым своё великодушие. Пугачёв, хотя и является разбойником и убийцей, но также, по мнению классика, способен на благородный поступок и благодарность…

Таким образом, мы убедились, что благодарность может проявляться не только как чувство, но и как поступок как у людей, так и у животных. (120 слов)

Справедливость

Фрагмент из исходного текста

Для анализа предлагается текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. <...> до (28)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека - быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

«Каждому – то же, что и другим». Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его «О справедливейший из справедливых!». Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька «весело и добровольно подчинялись» им.

В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

Благодарность

Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. <...> до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

Бесстрашие

Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? <...> до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «...всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».

Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.

Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

Ответственность

Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. <...> до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».

Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.

Бездушие

Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. <...> до (50)Подумаешь, птицы!..

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»

Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.

Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

Гордость

Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до <...> (43)Навсегда.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.

В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.

Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.

Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.

Отзывчивость

Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. <...> до (50) Вот же живая душа!»

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.

В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на "виллисе" до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.

Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.

Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.

Совесть

Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. <...> до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.

Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.

И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.

Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.

Смелость

Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. <...> до (33)Славка был счастлив.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Смелость — умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. "Смелость города берёт" — гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.

Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.

В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.

Смелость — это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.

Геройство

Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло.<...> до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство... непременно есть...

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.

Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова "геройство". По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.

В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа "Горячий снег", Юрий Бондарев видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.

И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.

Внутренний мир человека

Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу.<...> до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.

В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела "венценосные замашки" и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.

Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть "мерзости жизни" и вырасти человеком с богатым внутренним миром.

Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.

Образцы сочинений на другие темы

Что есть красота?

Красота - это то, чем восхищаемся мы, люди. Она приносит нам положительные эмоции, наполняя наши души радостью, восторгом, иногда печалью, заставляя задуматься о вечном... Говоря о красоте человека, то мы имеем в виду не только красоту внешнюю, но и душевную. Внешняя красота непостоянна: она подвержена влиянию времени. Внутренняя – навсегда. Именно красота души человека и освещает мир людей, живущих рядом. Докажу этот тезис, используя аргументы из текста Ю.Сергеева и проанализировав свой жизненный опыт.

Во-первых, в предложенном фрагменте текста рассказывается о деде Гриничке. Он хорошо пел казачьи песни: „пел хорошо, молодым, совсем не скрипучим… голосом” (предложения 5-6) Ребятишки всегда собирались вокруг него, а люди „ходили к нему, как на исповедь” (предложения 7). Всё это говорит о доброй и красивой душе человека. Несмотря на свой возраст, он молод душой, и в песнях возвращается в то время, когда он был „лихим казаком-рубаком”.

Во-вторых, душевная красота человека оценивается, прежде всего, его поступками. Всегда были, есть и будут существовать люди, поступки которых заслуживают уважение. Хочу назвать всего два имени – Серик Султангабиев и Сергей Солнечников. Оба на учениях, спасая людей, жертвуя собой, закрыли собой выпавшую из рук солдата гранату… Я не знаю, были ли они красивы внешне, но то, что души их прекрасны, - это бесспорно.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: главное в человеке то, что сокрыто от глаз, то, что делает его человеком, - его душа.

2.
Красота – это не только то, что радует глаз, а и то, что мы не можем видеть. Она есть во всем: в вещах и в живых существах; в природе, человеке, животных. Но красоту, мы можем не только видеть, но и чувствовать. Она бывает не только внешней, а еще и внутренней. Например: душевная красота. Бывает такое, что человек, по каким-то эстетическим законам, не очень красив внешне, зато светится в середине, то есть у человека есть душевная красота. А бывает наоборот – человек очень красив внешне, а внутри – пустота, то есть, как говорят – красивая обертка.

Вопрос этот задавало себе уже не одно поколение умнейших людей своего времени. Философ Фридрих Нишце считал, что «Красота — это обещание счастья», Ф. Шиллер, что «Красота — тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков», величайший русский писатель Л.Н. Толстой, что «Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельности жизненной энергии, и другие высказывания о красоте. И для каждого это понятие имеет свое, особое значение.

Красота – обширное понятие. Красота существует в природе, в человеческой душе, в искусстве. Но в первую очередь, красота – это природа. Еще Александр Сергеевич Пушкин писал:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

И действительно, природа, а особенно та, которая не испорчена человеком, красива, Сколько всего удивительного она создала! Бескрайние поля, дремучие, непролазные леса, великие реки, озера, могучие вулканы и водопады…список можно продолжать бесконечно. Именно с помощью природы началось развитие человека. И все города, поражающие нас своей красотой, архитектура, искусство, даже поэзия – результат взаимодействия человека и природы.

Еще одной важной частью красоты является душевная красота человека. Человеку, стремящемуся стать красивым душой важно быть добрым, отзывчивым человеком, помогать нуждающимся, развивать свой ум. Быть справедливым и неподкупным, принимать конструктивную критику и анализировать свои поступки и действия.

Не нужно искать красоту где-то далеко, не нужно воспринимать её как что-то сверхъестественное. Красота рядом с нами, стоит только оглянуться вокруг себя. Вы никогда не замечали, как даже самые простые вещи становятся вдруг удивительно красивыми? Например, город, в котором ты живешь столько лет, и может, даже не замечаешь, как он преобразился, стал красивым и современным. Или лицо любимого человека, а оно всегда удивительно красиво. Вот оно, красота рядом и зачастую в повседневных для нас вещах. Нужно лишь быть внимательным и стараться наблюдать красоту во всем.

Что такое человечность?

Человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми. Оно заключается, прежде всего, в умении сострадать, сочувствовать. В современном мире человечность, к сожалению, теряет актуальность. Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству.
В рассказе Виктора Астафьева деревенские мальчишки ради забавы погубили детёнышей куницы. Дети, на мой взгляд, начисто лишены человечности. Они не задумываются о том, какое горе причиняют Белогрудке, им не знакомо чувство сострадания. Человечность проявляет лишь местный охотник, понявший горе куницы и выпустивший её на волю. «Куница не виновата. Её обидели», — говорит он.
К счастью, в мире ещё есть люди, способные на человечные поступки. Один из них – доктор Леонид Рошаль. Рискуя жизнью, он бескорыстно помогал детям, оказавшимся жертвами террористических актов на Дубровке и в Беслане.
Проявлять человечность подчас бывает непросто: она требует огромных душевных сил. А потому к людям, обладающим этим качеством, следует относиться с огромным уважением.


Жестокость - это чертва личности, которая проявляется в злых насмешках, обидных словах, притеснениях. Жестокие люди безжалостны, бессердечны и, можно сказать, бесчеловечны. Они не знают, что есть гуманность и милосердие.
Предложения 27 и 47 в повести Е. Габовой содержат доказательства того, как бездушно и жестоко вели себя одноклассники Светки по отношению к ней. Они и не представляли, что чувствовала в те моменты Рыжая. Эти бессердечные дети своим поведением хотели поставить себя выше Светы, самоутвердиться таким образом.
В романе У. Голдинга "Повелитель мух" рассказывается о группе подростков, попавших на необитаемый остров. Жестокость мальчиков приводит к тому, что они начинают друг друга убивать. И если бы в конце романа на помощь не прибыли взрослые, мне кажется, никого бы на острове не осталось...
Жестокость страшна тем, что может привести к ужасным последствиям. Пусть даже крохотное её проявление приносит много боли обижаемому, разъединяет людей и просто уничтожает веру в добро. Жестокие люди не показывают силу, они показывают свою слабость!


Сострадание то внутреннее качество человека, проявляющееся в способности сопереживать чужому горю, страданию. Искреннее сострадание подобно живой воде. делает человека добрее, чище и душевнее.
На основе сострадания, на мой взгляд, лежит желание освободить живых существ от страданий и мучений. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

В качестве первого аргумента, подтверждающий мою мысль, возьму пример из текста А. Лиханова.
Тетя Груня, несмотря на то, что она вахтерша, исполняет обязанности медсестры, проявляя доброту и заботу раненным солдатам (предл.4). Добившись выздоровления Алексея, тетя Груня отказывается от денег, сказав, что расчет за оказанные услуги между друзьями может привести к тому, что мир превратиться в магазин (предл.16-22).

Чувствами истинного сострадания обладает и автор романа "Евгений Онегин" А. С. Пушкин. В этом романе Пушкин, описывая тяжелую судьбу Татьяны, глубоко сострадает ей: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой я вместе слезы лью...»

Таким образом, я доказал, что настоящее сострадание способно укреплять веру в себя и в окружающих, способно помогать живым существам в трудные минуты.

Ответственность – это то, чему должен научиться каждый человек, полностью отдавая себе отчёт в том, что за твоими поступками непременно пойдут последствия. Ответственный человек всегда старается максимально качественно выполнить свою работу или задание и входить в положение других людей.

Во-первых, пример ответственности можно найти в тексте: когда Ваня пошел прямо на пчельник, пытаясь спасти Васятку от пчел. Также можно увидеть пример безответственности, когда Гринька и Федя решили не помогать попавшему в беду Васятке, а просто уйти.

Во-вторых, подобные примеры можно встретить и в нашей жизни, например: каждый учащийся в школе, институте должен понимать, что от того, насколько он будет ответственен в учебе, будет зависеть его будущее. Жаль, что это осознают далеко не все.

Я считаю, что ответственность является очень важным качеством, и каждый человек должен его в себе развивать. В чем же заключается ответственность, по моему мнению? Попробую рассказать в своем сочинении.

Мне кажется, что ответственности нужно учить с самого детства. Тут многое зависит от родителей, чему они сумели научить своего ребенка и какие моральные ценности ему вложили. Если человек не хочет проявлять ответственность и ведет себя неподобающе, то ему придется тяжело в обществе, потому что люди не любят и не уважают безответственные поступки.

Рассмотрим простой пример. Представим ситуацию, что маленькая девочка захотела взять домой котенка. Родители соглашаются, и они вместе отправляются за новым пушистым другом. Все рады и счастливы первое время. А потом котенок начинает подрастать и девочке становится не интересно играть со своим питомцем. Она перестает ухаживать за ним, не меняет лоток, не дает ему вовремя воды и корма. Родители, наблюдая такую картину, выкидывают котенка на улицу, но и сама девочка не против, потому что у нее появились другие интересы и питомец ей больше не нужен. Такая ситуация ясно отражает два примера безответственности. Первую проявили родители. Они должны были провести с дочкой много бесед, объяснить, в чем заключается уход и присмотр за животным, и, конечно, не должны были выкидывать невиноватого испуганного зверька за дверь. Девочка, так же отличилась своей безответственностью. Она поигралась с живым существом, как с игрушкой, перестала за ним ухаживать и не помешала родителям расстаться с котенком. А ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

Таких ситуаций огромное множество. Мы несем ответственность за своих родных, а самое главное - за свои поступки. Если человек поступает по совести и не пренебрегает ответственностью, то он однозначно будет располагать к себе достойных людей и чувствовать себя уверенно. Поэтому очень важно воспитывать в себе это чувство, контролировать и стараться всегда быть ответственной личностью.

Вариант 2

Многие рассматривают важность этого понятия и хотят знать, какие механизмы стоят за этим. Когда говорят об ответственности, обычно ищут следующее: или хотят быть ответственным, или, наоборот, стремятся избежать её. Часто, задавая вопрос "что такое ответственность?", трудно получить вразумительный ответ. Тем ни менее это важная концепция, которая пронизывает всю жизнь, все решения, и отпускать её на самотёк не очень рационально. Не путать с обязательностью, так как только ответственность равняется оплате последствий действий или бездействия.

Ответственность ─ это способность иметь дело с последствиями каких-либо ситуаций и обязанность отвечать за поступки и действия. Очень важно понимать, что значит "способность иметь дело". Это значит ─ делать, иметь способность влиять на ситуацию. Это значит ─ контроль, власть и другие эпитеты, которые вмещают в себя способность влиять на то, за что берётся ответственность. Понятия "власть" и "ответственность" всегда ходят парой, и надо понимать, что без ответственности власти не бывает. Если человек не несёт ответственность, начинается дисбаланс. Как это проявляется в жизни?

Допустим, перед работником ставится важное, но нереальное задание и, естественно, на него возлагается ответственность. Но результат не оказался положительным. Ситуация сложная, её нужно исправить, и приходится работать дольше, больше, затрачивая личное время и силы, потому что он ответственный человек. Порой люди начинают избегать этой ответственности только потому, что это было не их решение, не они создали такую ситуацию с подобным исходом. И как бы потом ни настаивал начальник, не готовый разбираться с последствиями своих решений, никто не захочет брать на себя ответственность.

То же происходит в личной жизни и в отношениях. Следует понять, что всё, что имеет или не имеет каждый, что сделано или не сделано, зависит исключительно от него. Есть люди, избегающие ответственности, но в обществе остаются те, которым приходится самим полностью отвечать за ситуацию и принимать решение единолично, и вынужденно они становятся спасателями и контролёрами.

Некоторые воспринимают ответственность как тяжкий груз, но это не так, она даёт свободу, лидерство, спокойствие, уверенность. Нужно принять ответственность как ценный дар, так как это возможность творить жизнь такой, какой её хотят видеть. Если картина окружающей жизни не нравится, то начинать нужно с себя. Ответственное отношение к своим поступкам и словам может дать очень выгодную позицию в жизни и позволит быть счастливее.

Сочинение про Ответственность

С самого детства нас приучают к очень важному аспекту жизни - к ответственности. Что же это такое? Это обязанность человека отвечать за свои слова и поступки.

Если брать ранние годы нашей жизни, то ответственность у нас мизерная: нам нужно принять вину, в случае, если мы что-то сломаем; попытаться убрать, если мы что-то разобьём. Одним словом, мы должны совершать ошибки и нести наказание за эти ошибки. Ребёнок, который живёт с мыслью о том, что для него нет наказания за его ошибочное действие, вырастает безответственным и неприятным человеком.

Когда ребёнок начинает ходить в школу, в его обязанности входит прилежная учёба, а для этого надо сдавать в срок задания, выполнять поручения учителя и установку своих родителей. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешен в учёбе, поэтому в большинстве случаев и требует многого. На этих этапах жизни ребёнок начинает осознавать, что за действиями или бездействием идут последствия. Например, перед контрольной не повторить пройденный материал - это бездействие, которое обычно наказывается плохой оценкой. Ученик обязан понимать это и делать выводы, которые помогут ему в дальнейшем.

То же самое касается, например, опозданий. Всем известно, что в школу необходимо приходить к 8 утра, но есть и те дети, которые пренебрегают этим правилом, за что им тоже сулит наказание. Это правило установлено в школе, чтобы приучить к порядку, который ждёт детей во взрослой жизни. Только если в школе за опоздание можно получить устное замечание и пропустить важный материал, который был рассказан, то во взрослой жизни можно лишиться премии или вовсе вылететь с работы.

Я думаю, что приучать к ответственности не только можно, но и нужно с самых малых лет. Каждый ребёнок должен осознавать, что за его действиями стоят последствия, что за каждый его проступок он будет наказан. Если же убрать все эти правила из нашей жизни, если лишить людей чувства ответственности перед окружающими, что нашим миром начнёт править анархия, а люди станут неуправляемыми безответственными свиньями, потому что именно осознание своих ошибок и попытка их исправить делает человека разумным, отличает его от животных.

15.3 9 класс ОГЭ

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Ге Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском

    Жизнь выдающегося русского поэта А. С. Пушкина полностью исследована литературоведами и хорошо известна любителям творчества поэта. За свою недолгую жизнь поэт создал большое количество стихотворных и прозаических произведений

  • Сочинение Общение с литературой 9 класс 15,3

    Общающегося с литературой человека можно заметить сразу: по его размышлениям, набору слов, манере речи, да и просто по его поступкам.

Памятка перед сочинением ОГЭ 15.3, формулировка понятия

Всегда отталкиваемся от текста. Перед прочтением текста смотрим на задание 15.3, на то, какое понятие нужно сформулировать. Это понятие кто-то проявляет в тексте или это понятие раскрывается в тексте.

Слова, которые могут пригодиться при формулировке понятия:

проявление

отсутствие

способность

готовность

формирование

состояние

осознание

это такое чувство, когда ты испытываешь..

это такое понятие, когда..

нравственное качество, когда человек проявляет..

Например,

Совесть – это такая нравственная категория , когда человек соотносит свои поступки с понятиями чести, справедливости и правды.

Равнодушие – это нравственное качество , когда человек проявляет беспечность, безразличие, холодность к окружающим его людям.

Счастье – это состояние безмятежности, радости.

Воспитание – это формирование нравственных качеств в человеке.

Если это качества человека, то можно подобрать синонимы и антонимы к слову: Например, равнодушие – синонимы безразличие, беспечность, безответственность; антонимы отзывчивость, искренность, ответственность.

Равнодушие – это проявление безразличия, беспечности, безответственности.

Равнодушие – это отсутствие отзывчивости, искренности, ответственности за происходящее.

Если трудно дать определение, попробуйте из слова , которое нужно объяснить, образовать прилагательное или глагол и начните рассуждение с помощью этих слов.

Например, нужно объяснить слово благородство . Или слово воспитание .

Благородство… Благородный человек – это такой человек, который соотносит свои поступки с понятиями честности, совести и справедливости.

Воспитание Воспитывать – это формировать человека как личность, формировать в человеке положительные качества.

А теперь распределим слова в группы:

нравственные качества

чувство взаимоотношения

равнодушие

милосердие

достоинство

сострадание

скромность

сострадание

справедливость

сотрудничество

благородство

сила воли

достоинство

Разумеется, некоторые слова можно отнести к разным группам (в зависимости от того, как построите высказывание).

Приводим примеры формулировок разных понятий (из сочинений обучающихся).

Преданность – это способность готовность прийти на помощь.

Дружба – это близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Ответственность – это готовность отвечать за свои поступки.

Добро проявление отзывчивости и бескорыстия. Добрый человек никогда не бросит того, кому нужна помощь.

Добро – это такое понятие , которое включает всё хорошее, положительное в человеке. Это могут быть человеческие качества. Это и добрые поступки, которые никому не причинят боли, страдания.

Любовь проявление

Любовь – это чувство доброты, заботы, бережного отношения..

Выбор – это такое понятие , когда принимаешь решение из нескольких вариантов.

Выбор – это осознанное принятие решения из нескольких вариантов.

Комментируя свое определение , можно связать слово-понятие с другими словами-понятиями. Пример приведен ниже.

Нравственный выбор – это решение , как правильно поступить. Промолчать или высказать свое мнение? Сказать правду или обмануть? Помочь или пройти мимо? Нравственный выбор основан на категориях добра и справедливости. Нравственный выбор связан с моралью, совестью, жизненными принципами.

Дружба – это близкие отношения между людьми. Дружба основывается на доверии, искренности, взаимовыручке.

Жизненные ценности – это ценности, которые человек ценит в жизни. Для кого-то это любовь и дружба. Для кого-то это щедрость души….

Жизненные ценности – это система приоритетов человека, это те цели, которые он перед собой ставит. У каждого человека свои ценности. Для кого-то это карьера, деньги, для другого – семья, любовь, дружба, для третьего – духовное самосовершенствование.

Драгоценные книги – это те книги, которые ведут человека по жизни, это его любимые книги. Это книги, которые ему дороги.

Духовная стойкость – это готовность человека к жизненным трудностям.

Сила духа – это качество , при котором человек способен выстоять трудности.

Красота - это то, что восхищает и приносит эстетическое наслаждение.

Нравственная красота – это внутренняя красота человека, которай проявляется в его поступках, словах, мыслях.

Неуверенность – это неуверенность в своих действиях, отсутствие веры в себя.

Справедливость это следование правде, честности, совести.

Долг – это обязанность человека перед обществом. Это нравственная категория. Долг может быть воинским, гражданским. Есть родительский долг, сыновний, дочерний.

Благородство – это проявление доброты, отзывчивости, милосердия, самоотверженности . Благородство основано на самоотверженных поступках.

Благородный человек думает прежде всего о других, нежели о себе.

Благородство души – это проявление благородства в помыслах, в мыслях и чувствах, в своих стремлениях.

Воспитание – это формирование положительных качеств, нравственных понятий.

Самовоспитание – это самостоятельная работа человека над собой, над формированием своей личности. Мы говорим о самовоспитании, когда человек развивает и совершенствует себя.

Совесть – это способность нести нравственный самоконтроль. Иногда говорят: мучает совесть. Это происходит тогда, когда человеку становится стыдно за свои действия.

Совесть способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания.

Душа – это внутренний мир человека. Это его мысли и чувства, это его желания и стремления. Говорят: душа чиста…

Внутренний мир – это мысли и чувства, это душа человека. У каждого человека свой внутренний мир. Он формируется с детства. На становление внутреннего мира влияют семья, друзья, окружающая среда, книги, которые человек читает, игры, в которые он играет.

Нравственность – это система правил поведения в обществе, это система общепринятых норм. В основе нравственности лежит понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Нравственность и мораль – схожие понятия.Отличие морали от нравственности . Нравственность связана с духовной, а мораль – с социальной сферой. Нравственности свойственно постоянство, мораль изменчива.

Достоинство – это самоуважение, осознание собственной значимости. Достоинство основывается на честности, правдивости, гордости за свои поступки.

Достоинство – это нравственная категория , основанная на самоуважении.

Гордость чувство уважения к самому себе, преимущества перед другими. Гордость связана с чувством собственного достоинства, с осознанием собственной ценности.

Гордыня – это пренебрежительное и надменное отношение к другим. Она основывается на высокомерии, самовосхвалении, хвастовстве.

Если в сочинении не набирается 70 слов (а слов должно быть 74-75, необходимо учитывать возможные ошибки на слитные и раздельные написания слов), используйте шаблоны , которые нужно запомнить. Примеры шаблонов приведены ниже.

Также можно использовать прием вопросно-ответной конструкции предложений. Например:

Что такое преданность? Преданность – это способность сохранять верность в любой ситуации, готовность прийти на помощь. Какие люди способны прийти на помощь? Это преданные, верные люди, которые никогда не подведут..

Примеры шаблонов в сочинении (во всех четырех абзацах):

Значение слова … я понимаю так: … - это… Своё понимание значения слова … я раскрою на примере текста (инициалы и фамилия автора)

В данном тексте мы видим, что … проявляет … Так герой (героиня) произведения …

Примеры проявления … можно увидеть не только в литературе, но и в жизни.

Таким образом, … в жизни человека играет важную роль..

Вступление

Сочинение на тему “Ответственность” должно иметь глубокомысленное начало, которое моментально настроило бы читателя на определенный лад. Нередко авторы начинают эссе с вопроса, увидев который человек начинает машинально размышлять. Такой прием является довольно простым, но действенным. К тому же такого рода вступление очень удачно помогает обозначить тему. Можно написать нечто подобное: “Мы часто произносим слово “ответственность”. Но задумываемся ли мы над тем, что оно означает? И являемся ли мы сами ответственными? Вряд ли каждый из нас часто над этим размышляет. А следовало бы. Возможно, мы бы стали немного внимательнее, серьезнее и взрослее”. Это - хорошее начало для такой работы, как сочинение на тему “Ответственность”. Главное, чтобы вступление было не объемным, но содержательным. А для мыслей и рассуждений предназначена основная часть.

Сочинение на тему “Ответственность” должно быть написано в стиле рассуждения, размышления. Если бы это было эссе, называющееся “Вид из окна”, можно было бы заняться описанием. Но это не тот случай.

Важно показать ход своих мыслей, а также обосновать их, подкрепить фактами и утверждениями, которые могли бы в чем-то убедить читателя. Это можно сделать следующим образом: “Каждый человек, знает он это или нет, несет определенную ответственность. Как минимум - за свою жизнь. Но на самом-то деле всё глобальнее. Взять, к примеру, ответственность за животных. Каждый человек, имеющий домашнего питомца, отвечает за него. Животные - беззащитные существа, созданные для того, чтобы их любили и ухаживали за ними. Многие об этом забывают. Редко кормят, не уделяют внимания питомцу, не общаются с ним. Таких людей вообще надо лишить права иметь животных. Ведь они - такие же создания, как и мы, которым нужна еда, удобное место для сна, чистота и, конечно же, общение, ласка. За всё это несёт ответственность человек, который, взяв животное к себе, по сути обязался его всем этим обеспечивать. Возможно, если бы каждый это понял, в мире стало бы больше здоровых питомцев, и меньше - бездомных, отправленных на улицу так называемыми “хозяевами”, которым просто надоело бедное животное. Но главное, общаясь с ними, мы становимся лучше, добрее”.

Варианты основной части

Выше был приведен один из возможных вариантов развития сюжета такой работы, как сочинение на тему “Ответственность человека”. В данном случае она касалась домашних животных, и, надо сказать, данная тематика весьма актуальна для нашего времени, к сожалению. Можно коснуться и других социальных проблем. Например, ответственность молодых матерей или повзрослевших детей. Или же водителей, которые не всегда понимают, что они управляют тсредством повышенной опасности, и даже если они одни в машине, из-за них может пострадать пешеход или другой автомобилист. В общем, вариантов масса, и то, какой следует выбрать, зависит лишь от предпочтений и интересов ученика.

Заключение

Сочинение-рассуждение на тему “Ответственность” необходимо закончить соответствующими словами. И если начинают эссе обычно вопросом, то завершают цитатами. Естественно, подходящими по теме. Что ж, в данном случае можно написать что-нибудь подобное: “В заключение хотелось бы сказать, что каждому человеку не помешало бы задуматься о своей ответственности. Возможно, и жить бы стало лучше. Ведь, как говорил Г. Симанович, "чтобы нести ответственность, нужен разум, а не только сильные руки и плечи”.

Сочинение рассуждение по тексту

(I)Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? (З)Разве всё запомнишь!
(4)- Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? - устало произнёс он.
(6)- Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
(9)- Всё? - спросил директор.
(10)- Нет, мы ещё были в милиции.
(II)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
(13)- Как ты очутился в милиции?
(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
(16)- Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
(22)- Давай дальше.
(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
(24)- В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару...
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
(27)- Где ты нашёл её?
(28)- В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили.
(30)Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.
(31)- Когда я в первый раз привёл собаку домой, отец был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
(37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
(38)- Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле. (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома, выгнал её. (46)Теперь у меня нет собаки.
(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.
(48)Неожиданно директор сказал:
(49)- Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
(52)Мальчик покачал головой.
(53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
(54)- Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
(56)- Я буду отвечать на его вопросы... (57)Пока не вырасту.
(58)- А что ты будешь делать, когда вырастешь?
(59)- Я буду защищать собак.
(По Ю. Яковлеву)

Вариант 1
Ответственность - это качество, которое мы проявляем, когда берём под свою опеку более слабого или самостоятельно справляемся с какой-либо сложной ситуацией. Она проявляется в поступках, а не на словах.
Так, в рассказе Ю. Яковлева мальчик Таборка вёл себя ответственно по отношению к бездомной собаке. Опасаясь за её жизнь, он привёл животное сначала домой (предл. 31), а затем в класс, носил собаке завтрак в портфеле (предл. 44).
Жестокость отца, безответственно поступившего не только с собакой, но и с ним, лишь укрепила желание мальчика защищать собак.
Маленький Принц в одноимённой сказке А. Экзюпери: очень точно сформулировал суть ответственности: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И поэтому я считаю, что нужно не бояться брать на себя ответственность за судьбу более слабого, ведь это воспитывает человечность, взаимопонимание.

Вариант 2
Ответственность - это умение человека отвечать за взятые на себя обязательства. Это качество невозможно без душевной щедрости, внутренней силы.
Например, директор школы в рассказе Ю. Яковлева поступил как ответственный человек, когда захотел подарить Таборке собаку (предл. 50) и взял с него обещание помириться с отцом (предл. 55). Он подошёл к сложной ситуации своего ученика с участием и пониманием, ведь директор - это руководитель школы, а значит, ему не безразличны настроение мальчика и его взаимоотношения с родителями.
Читая данный текст, я не могла не вспомнить «Уроки французского» В. Распутина. Лидия Михайловна из чувства ответственности за своего ученика дополнительно занималась с ним иностранным языком, старалась накормить и обогреть голодного мальчика. Это счастье, когда такие люди, как она, встречаются на жизненном пути.
Только ответственный человек может выстроить с другими людьми отношения, основанные на уважении, внимании и заботе.

Статьи по теме: