Детские сады за границей. Как устроены детские сады в Швеции

Зарубежные семейные детские сады

Зарубежные семейные детские сады: обзор опыта работы. Что такое «семейный детский сад» за рубежом? Какие они бывают? По каким программам работают?


Говорят, что категоричность суждений обычно свидетельствует об ограниченности кругозора. Так пусть же будет у нас этот «педагогический кругозор» и будет понимание того, как по-разному может быть воплощена в жизнь идея «детского сада» — дома, где детям хорошо и уютно, где они — в заботливых руках педагогов, где малыши играют, познают мир, общаются, растут и чувствуют себя счастливыми!

Зарубежные семейные детские сады.

Описание зарубежного опыта работы семейных детских садов.

Введение

В зарубежных странах семейные детские сады существуют уже более 50 лет и обычно являются альтернативной формой дошкольного образования. Информация о подобных учреждениях, изложенная в отечественной педагогической литературе, имеет фрагментарный и противоречивый характер. В связи с этим в этой статье не только проанализирована информация из русскоязычной научной и научно-методической литературы, но и уделяется особое внимание описанию зарубежного опыта работы семейных ДОУ, изложенного в первоисточниках на иностранном языке. В первую очередь, это Интернет–сайты национальных и региональных ассоциаций, курирующих работу семейных детских садов: National Association of Child Care Resource, Jewish Child Care Association и Virginia Child Care Resource and Referral Network (США); National Family Day Care Council of Australia, Victorian Family Day Care Association и Nаtional Сhildcare Accreditation Counsil (Австралия), Family Day Care Centre (Канада). Также проанализирована информация о работе семейных ДОУ, имеющаяся на сайтах муниципальных органов управления и коммун (сайт правительства штата Нью-Йорк США, коммуны Waverley в Австралии, г.Ювяскюль и г.Турку в Финляндии, сайт Департамента семьи, социальных услуг и региональных связей правительства Австралии), и личный опыт изучения опыта работы «родительских детских садов» в Дании (г. Вайн, г. Клим). В материале данной главы использована информация, содержащаяся на сайтах организаций, имеющих развернутую сеть семейных детских садов в своем регионе (Family Day в Канаде, Infant Toddler Family Day Care в США и др.).

Разнообразие семейных детских садов в зарубежных странах.

Зарубежные семейные дошкольные образовательные учреждения разнообразны. Они условно могут быть разделены на несколько типов.

Типы семейных детских садов за рубежом:

1. Семейные детские сады – общественные объединения родителей , в которых родители могут либо оплачивать услуги воспитателя и других сотрудников, либо сами становятся воспитателями своих детей и детей соседей, проводят для детей праздники, руководят их играми, организовывают занятия в кружках, оборудуют помещение и т.д.

2. Семейные детские сады профессиональных ассоциаций . В таких ДОУ, существующих в квартире или частном доме воспитетеля, работает персонал, имеющий соответствующее образование. Наиболее часто в роли педагогов выступают несколько человек из одной семьи, например, семейная пара или мать и дочь. Детские сады имеют лицензию на образование. Родители оплачивают услуги по уходу за ребенком и его обучение.

3.Выездной семейный детский сад . В группу семей, которые 2-3 раза в неделю собираются в квартире или доме одной из семей, приглашается на это время педагог, который дает родителям консультации, проводит с детьми игры и занятия. Такой педагог закреплен за несколькими семьями и постоянно работает семейным воспитателем по заранее составленному графику. Выездные группы организуются в районах, в которых у детей нет возможности посещать детский сад ввиду его отсутствия.

4. Семейный детский сад как подразделение ведущего государственного дошкольного учреждения. Мамы, организующие у себя на дому семейное ДОУ, являются полноценными сотрудниками государственного учреждения, получают зарплату, имеют право на отпуск и другие льготы.

5. Игровые семейные площадки во дворах домов микрорайона, скверах, парках . Такой тип создается с целью педагогического просвещения молодых родителей. На площадке работает воспитатель, который принимает в группу до 20 детей, а также ведет работу с их родителями.

6.Игровая площадка на дому . Организуется с целью содействия социальному развитию детей, не посещающих ДОУ и обмена опытом семейного воспитания. Предусмотрен контроль за деятельностью педагогов-воспитателей. Возможно проведение праздников и развлечений для детей и их родителей.

7. Семейные центры на базе центров социальной поддержки , в состав которых включены группы для детей дошкольного возраста. Состав групп разновозрастной, т.к. одну группу посещают несколько детей из одной семьи. В такие группы можно привести ребенка в любое время, например, во время проведения тренинга или консультации для родителей. Группы организуются для детей из неблагополучных семей, однако другим семьям не отказывают в услугах.

Рассмотрим особенности функционирования данных типов семейных дошкольных образовательных учреждений в разных странах.

Семейные детские сады (Family Day Care) существуют в США уже более 60 лет и пользуются большой популярностью у родителей. Их работу курируют организации типа Национальной Ассоциации заботы о детях (NFCCRRA), Ассоциаций заботы о детях различных штатов или национальных сообществ (JCCA , VFCCRRN и др.). В каждом из таких детских садов за детьми ухаживает квалифицированный человек, прошедший специальную, утвержденную городом, подготовку.

Согласно законодательству штата Нью-Йорк («Family Day Care» от 31. 01.2005, часть 417) открыть семейный детский сад может любой гражданин старше 18 лет, имеющий как минимум двухлетний опыт работы с детьми дошкольного возраста (в образовательном учреждении или как доброволец на общественных началах) и прошедший 6-часовые курсы по теме «Развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве». Это могут быть как лекционные, так и практические занятия. Кроме того, семейный воспитатель предоставляет имена и телефоны как минимум трех лиц, не состоящих с ним в родственных связях, которые могут за него поручиться (отсутствие вредных привычек, особенности личности, квалификация, стаж и опыт работы). Также необходима медицинские справки о состоянии здоровья всех членов семьи воспитателя (срок действия – 12 месяцев) и справка об «отсутствии криминального прошлого».

Для открытия семейного ДОУ надо получить лицензию и создать в детском саду семейную атмосферу, согласовать помещение с представителем лицензионного бюро. В целях обеспечения безопасности детей помещение данной квартиры или дома не может использоваться для других целей, в том числе социальных. В одном доме могут быть организованы несколько семейных детских садов, однако общее количество детей в них не должно превышать 20 человек.

Каждый семейный воспитатель ведет документацию. К обязательным документам относятся: утвержденный план оздоровительных мероприятий; план «активностей детей по дошкольной программе»; лист посещаемости детей; медицинская документация о состоянии здоровья всех детей; список семей, которые готовы взять на себя заботу о детях в случае отсутствия семейного воспитателя в данное время; данные о родителях и лицах, имеющих право забирать ребенка из ДОУ домой.

Для получения сертификата необходимо прослушать курс «Здоровье и безопасность детей в семейном или групповом семейном детском саду»(15 учебных часов) и сдать соответствующий экзамен. В дальнейшем каждые два года после первого года регистрации семейный воспитатель проходит курсы повышения квалификации в объеме 30 учебных часов по выбранной им теме. В содержание этих курсов обязательно входят следующие темы:

  • основные закономерности развития ребенка в дошкольном детстве;
  • методика проведения наблюдений за детьми, сигналы эмоционального или физического неблагополучия в поведении детей;
  • управление поведением детей и дисциплина;
  • учет в педагогическом процессе потребностей детей;
  • организация питания и забота о здоровье ребенка;
  • программа развития детей, посещающих семейный детский сад;
  • охрана здоровья детей, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
  • защита прав ребенка и предотвращение жестокого обращения с детьми;
  • законодательство, регулирующее деятельность семейных детских садов.

После прослушивания курсов по этим базовым темам, семейный воспитатель может выбирать темы курсов исходя из потребностей собственной практики работы в семейном ДОУ.

В семейном детском саду может работать один или несколько педагогов, но если детский сад круглосуточный, то в нем обязательно должно быть два воспитателя. Воспитатели не могут работать две смены подряд. В круглосуточных семейных детских садах обязательно должны быть несколько помещений для сна детей, т.к. запрещено организовывать сон детей разного пола в одной комнате.

Родители воспитанников семейного ДОУ имеют право без каких-либо ограничений знакомиться с любой документацией детского сада и в любое время его посещать. В некоторых таких детских учреждениях установлены видеокамеры, позволяющие родителям наблюдать за своими детьми в различных режимных процессах.

Ассоциации курируют работу каждого учреждения, проверяя уровень ухода за ребенком. Также они помогают в открытии, регистрации и ведении семейного бизнеса. Дети находятся в теплой домашней обстановке, где с ними играют, занимаются, кормят домашней едой, укладывают спать. Занятия по дошкольным программам проводятся не во всех детских садах, многие из них осуществляют только присмотр и уход за детьми. Количество детей в таких детских садах ограничено, не больше 6, а если там работают два педагога и позволяет место, то не больше 12. Часто такие детские сады организованы в приспособленных первых этажах индивидуальных домов.

В Family Day Care принимаются дети с 6-недельного возраста (Infant Toddler Family Day Care) , при этом если доход родителей невелик и им положена помощь от города, оплата минимальна. Family Day Care часто организовывают бывшие педагоги или просто люди, любящие детей. Часто он становится семейным бизнесом, в котором трудятся не только жена, но и муж или сестры, или мать и дочь. Заработок зависит от разных факторов, в том числе от количества детей и индивидуальной договоренности с теми родителями, которые не получают скидок от города и платят за уход сами.

В семейных группах для детей раннего возраста (Infant Toddler Family Day Care) к небольшим группам детей (часто разновозрастным) домой приходит специально выделенный специалист, который не просто имеет соответствующее образование, но и непрерывно участвует в различных видах профессиональной подготовки по тематике, связанной с развитием ребенка в раннем детстве. Специалист даёт родителям информацию о развитии их детей, особенностях и подходах к воспитанию. Гибкие графики прихода педагога разрабатываются индивидуально. Все специалисты по желанию родителей могут провести семейный праздник или приготовить детям еду. В случае лихорадки или рвоты детей не принимают в семейную группу. Каждый семейный детский сад, работающий с детьми раннего возраста должен иметь лицензию штата. Раз в месяц семьи посещает медицинский работник.

В Канаде семейные детские сады существуют как альтернативная система дошкольного воспитания, имеющая индивидуальный характер. Они популярны среди родителей, т.к. содержание в них ребенка стоит дешевле, чем в государственных учреждениях. Персонал состоит из 2-3 человек, имеющих педагогическое образование и опыт в воспитании детей. Как правило, семейные ДОУ расположены в частных домах, имеют отдельную спальню и игровую комнату, хорошо обустроенный двор с качелями, горками и песочницей. Воспитатели очень внимательны к детям. Средняя численность группы 5-7 человек. Дети могут посещать семейный детский сад ежедневно или выборочно в любой удобный день. Для записи ребенка в детский сад не требуется справок и документов. Надо просто привести ребенка. В течение дня с детьми играют, занимаются музыкой. За обедом детей кормят фруктами и дают натуральный сок. Семейные детские сады работают с 9 до 18 часов. Такие детские сады организуются для помощи работающим женщинам, в том числе занимающим высокие научные должности. В них ребенок остаётся и в случае болезни.

В последние годы в Канаде 38% детей дошкольного возраста перешли на режим домашнего окружения. Так, ведущее учреждение по семейному образованию в Торонто – Центр «Family Day» обслуживает 4000 детей до 12 лет. Семейные воспитатели заключают контракт с Центром на создание семейного детского сада для 5 детей (максимальное количество) у себя на дому. Центр обеспечивает профессиональное обучение и сопровождение педагогической деятельности воспитателей. Каждому семейному воспитателю выдаётся буклет «Семейный детский сад: что необходимо знать», в котором содержится общая информация по созданию и работе Family Day Care (минимальные правовые требования, уход за детьми, план работы, часто задаваемые вопросы, веб-сайты). Центр имеет лицензию Министерства по делам детей и молодёжи Онтарио, службы по управлению и эксплуатации зданий.

Ведущим принципом работы семейных детских садов «Family Day»является важность семьи и общества в развитии ребенка. В связи с этим: 1) членам семьи рекомендуется принимать участие в программах Центра, 2) поддерживаются партнерские отношения с семьями, 3) издаются информационные бюллетени и брошюры для родителей, 4) уважаются ценности семьи, 4) проводятся бесплатные программы семейного чтения, практикумы (workshops) для родителей, консультации- практикумы по особенностям развития ребенка, тренинги для родителей.

В программу работы с дошкольниками, утвержденную местными властями,. в «Family Day» входят: математика, экспериментирование, готовность к чтению, творчество и ремёсла, чтение сказок и сочинение историй, музыка и движение, театр, игры с водой и песком, игры на открытом воздухе, экскурсии.

Семейные детские сады «Family Day» работают и с детьми с особыми потребностями, что включает раннюю диагностику, консультации для родителей, передача родителям специально разработанных материалов. Такие дети участвуют во всех программах Центра, а специалисты – семейные воспитатели обеспечивают реализацию комплексной программы в домашних условиях.

Работа в семейных детских садах «Family Day» даёт их сотрудникам скидку на пребывание в группе своих детей, конкурентоспособную заработную плату, участие в пенсионной программе, 3 недели отпуска, чтобы начать работу детского сада. Педагоги должны иметь диплом, одобренный АЕСЕО и опыт работы с детьми по уходу за ними.

В Австралии наиболее распространены 2 вида семейных детских садов. 1.Семейные детские сады организовывают у себя на дому женщины, часто пенсионерки, прошедшие педагогические курсы. В таких группах 4-5 человек. Заболеваемость в Family Day Care по статистике меньше, чем в других детских садах. Кроме того, Family Day Care дешевле обычного детского сада. 2. Несколько родителей объединяются и создают группу для своих детей. Они по очереди работают воспитателем в этой группе, а также проводят с детьми «занятия» музыкой, рисованием, ручным трудом. Каждый родитель выбирает тот вид занятий, который, по его собственной оценке, он может качественно провести с детьми. За счет этого такие семейные группы стоят еще дешевле, т.к. родители фактически оплачивают только питание и аренду помещения. Некоторые родители нанимают специалистов – педагогов для работы с детьми.

Все семейные детские сады должны иметь лицензию. Они могут работать как полный, так и неполный рабочий день. Family Day Care имеют гибкий график обслуживания, удобный для семей, и предоставляют услуги по присмотру за детьми на несколько часов, в том числе по выходным и праздничным дням. Система семейных ДОУ в первую очередь ориентирована на детей от рождения до пяти лет, однако помощь может оказываться и детям – школьникам в особых ситуациях (сезонная работа родителей, чрезвычайные ситуации в семьях).

Департамент семьи, коммунальных служб и региональных связей Правительства Австралии определил следующие виды семейных детских садов:

  • «игровая семейная группа на дому» , предусматривающая кратковременное пребывание детей,
  • «дневной семейный детский сад» в квартире или доме воспитателей (Family Day Care),
  • «домашний уход» (семейное ДОУ в своей собственной квартире для семей, которые не имеют возможности отдать ребенка в обычный детский сад, например, для детей – инвалидов, для родителей-инвалидов, в сельских удаленных районах, в многодетных семьях с тремя и более детьми дошкольного возраста, в случае особого графика работы родителей или опекунов ребенка),
  • «семейный детский сад полного дня» для семей, в которых родители работают в ночное время,
  • «мобильные детские группы, игротеки и библиотеки» , предоставляющие услуги в отдаленных районах, в том числе организацию праздников, игровых групп, включая группы полного дня, культурные программы, библиотечное обслуживание, организацию игр, рассказывание и сочинение историй и т.д. Эти группы также дают информацию родителям о воспитании детей и оказывают им помощь и поддержку,
  • «многофункциональные семейные группы для детей определенной национальности», деятельность которых включает, изучение культуры своего народа, организацию праздников и развлечений. Такие группы могут работать как полный день, так и по составленному графику и включать другие виды помощи семьям: игровые группы на дому, организация жизни школьников после уроков и т.д. Для детей, живущих на островах Торресова пролива, создаются многофункциональные центры (MACS).
  • «сезонные группы»,
  • «вечерние группы»,
  • «группы кратковременного присмотра на дому».

Национальная профессиональная ассоциация семейных детских садов (National Family Day Care Council of Australia) была создана в 1988 году для обобщения опыта работы и пропаганды семейных детских садов на национальном уровне. Она является финансово независимой организацией. Ассоциация предоставляет информацию по вопросам законодательства, организации Family Day Care , консультирует педагогов и родителей, предлагает обширную базу данных по семейным детским садам. NFDCCA работает в тесном сотрудничестве с опекунами, семьями, педагогами семейных ДОУ, органами местного управления и местными общинами.

Совет Ассоциации избирается сроком на два года и несет юридическую ответственность за эффективную работу организации, определяет стратегические направления развития. В Совет входят 17 постоянных сотрудников.

Ассоциация участвует в разработке и внедрении национальных стандартов по семейным детским садам. Выпускается специальный журнал JiGSAW, содержащий информацию исключительно о работе семейных ДОУ. Каждый детский сад обязан докладывать Ассоциации о результатах своей деятельности через отчеты.

Все семейные воспитатели зарегистрированы и получают поддержку и методическое сопровождение от управлений детского развития (Child Develope Officers), которые регулярно посещают эти учреждения. Ассоциации семейных детских садов отвечают за их эффективное функционирование, в том числе за подбор персонала, его обучение, предоставление помощи и проведение консультаций с воспитателями, поддержку и информирование родителей. Они также помогают семьям выбрать наиболее подходящий семейный детский сад. Система работы с семейными воспитателями также предусматривает «сессии» один раз в две недели и методическую помощь один раз в месяц.

В Новой Зеландии для получения свидетельства (национального удостоверения) о праве заниматься педагогической деятельностью в семейных ДОУ необходимо прослушать курсы, содержание которых соответствует национальным стандартам. Курсы включают 20 учебных часов теории и 10 часов руководства наставником практической педагогической деятельностью слушателей. Тематика этих «первоначальных вводных курсов» включает в себя следующие вопросы:

  • особенности развития ребенка и основные потребности детей дошкольного возраста,
  • забота о здоровье детей, необходимые правила гигиены и особенности их применения в воспитании детей младшего возраста,
  • регулирование поведения детей, роль правил поведения в дошкольном детстве,
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников,
  • особенности сотрудничества с семьями воспитанников,
  • организация игр детей,
  • питание дошкольников,
  • методические рекомендации по проведению наблюдений за детьми,
  • создание развивающей среды в семейном детском саду,
  • особенности общения с детьми разного возраста,
  • методы воспитания и обучения детей.

В дальнейшем семейные воспитатели могут выбирать другие темы курсов повышения квалификации и получить сертификат. Например, центр обучения «Открытое образование», в котором учатся 30 тыс. людей разных профессий, предлагает следующие курсы для педагогов семейных детских садов — Family Day Care:

  • Межличностные отношения (работа с чувствами, умение урегулировать конфликты, что такое уважение и самоутверждение, полоролевые представления детей и др.).
  • Играем с детьми (роль игры в дошкольном детстве, отечественная история дошкольного образования, теории игры, стадии развития игровой деятельности, создание игровой среды в квартире – семейном ДОУ и др.),
  • Общение с детьми (как устанавливать и поддерживать хорошие отношения с детьми, эффективное руководство детским поведением, методы и приемы организации взаимодействия с детьми и др.).
  • Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка в семейном детском саду (потенциально опасные ситуации в быту, первая помощь детям в случае травм, организация перевозки детей, предупреждение жестокого обращения с детьми, обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в семейной группе и др.).
  • Коммуникативные умения (умения слушания, особенности работы с детьми и взрослыми других национальностей, билингвизм и др.)

В Германии с 1980-ых годов существует и развивается интересная новая форма работы с семьёй – Материнские Центры. К 1992 году в стране открылось уже более 200 Центров и инициативных групп по их организации. Толчком для их создания послужили исследования Немецкого института молодежи по проблемам работы с родителями, продемонстрировавшие проблемы молодых матерей: их изолированность от общества, материальные проблемы, неуверенность в общении с внешним миром, трудности в воспитании детей, большое количество стрессов, ограничение своей самореализации в профессиональной деятельности. Материнские центры призваны помочь родителям решить эти проблемы. Главная отличительная черта Материнских Центров – всю деятельность организуют и осуществляют сами женщины, а специалисты работают амбулаторно, часто и по выходным. Однако при необходимости специалисты готовы дать любую консультацию в удобное для матерей время. Здесь проводятся консультации, курсы и семинары по повышению родительской квалификации, обмену опытом по актуальным проблемам семьи, предлагаются услуги по уходу за детьми, массажу, уборке, устраиваются распродажи детских вещей, тренинги общения, занятия по семейной психологии, детской психологии, конфликтологии, часто предлагаются консультации по медицине, косметике, рукоделию, ремонт одежды, изготовление мелких сувениров и подарков, услуги парикмахера, диетолога и т.д. За выполнение заданий в материнских Центрах матерям выплачивается гонорар. Небольшого годового бюджета вполне хватает для обеспечения работы Центра, так как Центры зарабатывают свои собственные средства оказанием самых различных бытовых услуг. Одновременно у молодых матерей появляется возможность обмениваться опытом воспитания детей и получать квалифицированную педагогическую помощь. Многие центры нанимают мам на полставки, а также специалистов по психологии, медицине, педагогике.

В Материнских Центрах организация и содержание работы приспособлено к потребностям детей и ритмам жизни семей. Поэтому Материнский центр открыт всегда, существует гибкий график работы. Кроме того, организованы постоянные виды занятий в определенное время. Всегда можно привести с собой ребенка. Ежедневно в Центры приходят от 30 до 40 мам с вдвое большим количеством детей. Активную часть Центров составляют 100 – 150 женщин с детьми (молодые домохозяйки с детьми, одинокие матери, пенсионерки и даже работающие женщины).

Учитывая ресурсы Центров, родительские умения матерей и их желание участвовать в общественной жизни, в том числе в воспитании своих и чужих детей, в Германии были обоснованы два пути сотрудничества детских садов и материнских центров: 1) профессионализация Материнских Центров, т.е. более широкое приглашение на работу в них специалистов социально-педагогического профиля; 2) привлечение матерей к работе в ДОУ на добровольных началах по гибкому графику в качестве ассистентов воспитателей для повышения педагогической компетенции.

Что касается модели семейного детского сада «дневная мама» (мама наряду со своими детьми воспитывает и детей других родителей), то в Германии она не принесла ожидаемого успеха. Причина в недостатке «квалифицированных» мам, которые могли бы качественно выполнять работу семейного воспитателя. Однако в Германии в 1994 году было уже 25 735 «дневных мам». На «дневную маму» родители получают право после того, как истекут 15 месяцев оплачиваемого отпуска по воспитанию младенца. Такая мама получала государственные дотации, а её стоимость для родителей по данным 1994 года равнялась 350 – 800 марок в месяц.

В Германии существует и другой вид семейных детских садов. Родители могут выступить с инициативой: найти, помещение, собрать детей, стать воспитателями, составить свою программу работы детского сада. Финансирование таких учреждений осуществляется из бюджета коммуны или церкви. Плата за детский сад зависит от дохода семьи и количества часов, проводимых ребенком в группе. Персонал детского сада сам разрабатывает концепцию своей работы. Родители имеют право влиять на деятельность персонала. Педагоги не несут юридической ответственности за жизнь детей.

В Дании существуют так называемые «родительские школы», при которых организованы «родительские детские сады» или дошкольные группы. Эти учреждения являются альтернативными государственной системе образования. Первые такие учреждения были созданы в 1850 году как протест против зубрёжки. Реальной причиной их создания является твердое убеждение родителей в том, что они сами могут определить, что является лучшим для их детей. Если муниципальное образовательное учреждение удовлетворяет их требованиям, они отдают ребёнка туда. Если нет – группа родителей создаёт своё собственное образовательное учреждение. Каждое «родительское» образовательное учреждение поддерживается группой организаторов, большинство из которой – родители. Эта группа избирает комитет, который несёт ответственность за управление школой. Комитет нанимает и увольняет педагогический штат. Незаинтересованных педагогов увольняют сразу же. Часто педагогами в «родительских детских садах и школах» являются сами родители. В таких учреждениях не проводится тестирование и экзамены.

«Родительские» детские сады обычно небольшие, часто их посещают 3-5 детей из одной семьи, но в группе может быть и 20 детей. Учреждения относятся к независимым, однако государство обеспечивает их финансовую поддержку на 80 -85%, остальные 15-20 % оплачиваются родителями. С детьми занимаются музыкой, танцами, рисованием, ручным трудом, читают рассказы, мифы, сказки. Каждый день начинается с утреннего сбора всех воспитанников, всех педагогов и желающих родителей, на котором все весте поют датские песни и гимны. Много внимания уделяется социальному развитию, трудовому воспитанию и физическим упражнениям.

Рассмотрим этапы создания такого «родительского» детского сада – школы (на примере Vain Friskole, открытой в 1999 году):

1). Через объявление в газете была организована встреча родителей, заинтересованных в создании своего образовательного учреждения и неудовлетворенных образованием в государственных учреждениях.

2). В течение последующих 6 месяцев 40 заинтересованных родителей занимались организационными вопросами: было найдено помещение – здание 1927 года, которое требовало ремонта, приглашены нужные педагоги. Многие функции – ремонт здания, присмотр за детьми осуществляли сами родители. В результате в «родительскую школу» были приняты 26 детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3). Создан совет родителей – организаторов, который на общем собрании решает все вопросы жизни школы. Обязательным условием для зачисления ребенка в такое учреждение является желание и согласие родителей участвовать в работе школы. В перерывах между советами родителей работает попечительский совет из представителей родительских групп, а также группа «Круг поддержки» (бабушки и дедушки детей, которые проводят с детьми игры, учат рукоделию, устраивают рождественские распродажи детских и родительских поделок, ищут спонсоров и оказывают другую помощь школе). Все родители работают в родительской школе бесплатно – ради блага своих детей. Существуют группы родителей по профессиям: педагоги, искусствоведы, строители и т.д. Но к работе в школе привлекаются только те родители, которые имеют лицензию на право заниматься данным видом деятельности.

4). Родительская школа и детский сад открыла свои двери для детей и начала работать по 7 классическим направлениям развития гармоничного человека (Н.Ф.С.Грундтвиг – основатель родительских школ): развитие тела, развитие музыкальных способностей, развитие творчества, развитие математических способностей, развитие спортивных умений, приобщение к истории и культуре.

В Центральной Шотландии с целью поддержки социально неблагополучных семей в г.Аллоа в 1987 году был открыт центр «Семья» при местном управлении по социальному обслуживанию населения. Основная деятельность центра заключалась в предоставлении услуг для детей младше пяти лет (группы типа семейного детского сада), а также их родителям. В рамках этого проекта, который всё ещё продолжается, Центром «Семья» предоставляются следующие услуги: дневные группы ухода за детьми, группа дневного пребывания для родителей и детей младшего возраста (дети занимаются в игровой группе, а родители в это время общаются друг с другом, получают консультации и др.), группы продлённого дня для дошкольников и школьников, дискуссионные терапевтические группы для родителей (группа для отцов, группа с предоставлением помощи психолога и социального педагога, группа матерей по изучению различных видов рукоделия, группы родителей, занимающихся решением проблем детского поведения). Центр предоставляет услуги как семьям в предкризисный период, во время кризиса и после него, так и оказывает любые услуги по требованию жителей микрорайона.

В Финляндии функционируют следующие виды семейных детских садов:

  • семейный детский сад полного дня (ребенок находится в учреждении 5-10 часов),
  • семейный детский сад неполного дня (ребенок находится в ДОУ менее пяти часов),
  • семейный детский сад с нерегулярным пребыванием детей (дети посещают ДОУ не ежедневно, а по определенным дням или в течение определенных недель месяца),
  • группы дневной заботы, которые ребенок посещает в то время, когда это необходимо семье, например, приходит в группу на 1-2 часа. Когда потребности семьи в группе дневной заботы исчезают, ребенок прекращает посещать ее.

Большой популярностью пользуются домашние детские сады типа « группы ухода в семьях». Домашняя хозяйка, пройдя подготовку на специальных курсах, заключает трудовой договор с муниципалитетом и организует уход за детьми, число которых не должно превышать четырех человек, вместе с её собственными. Являясь воспитателем на муниципальной должности, домашняя воспитательница получает квалифицированную помощь от других более опытных семейных воспитательниц и от заведующего обычного детского сада, который одновременно является руководителем воспитателей семейных детских садов Семейному воспитателю предоставляется такой же отпуск и другие связанные с трудовыми отношениями привилегии, как и у других работников муниципальной сферы. Размер заработной платы определяется в соответствии с условиями муниципального общего трудового и должностного договора. Занятие должности воспитателя семейного детского сада предполагает: либо наличие профессионального образования по специальности « воспитатель семейного детского сада», либо обязательство получить образование путём обучения на рабочем месте, либо другого педагогического или медицинского образования. Дети могут пребывать в доме (квартире) хозяйки-няни или по договоренности с родителями поочередно в каждой семье. Существуют муниципальные домашние группы и группы, создаваемые на основе частной договоренности родителей. Работу и тех и других контролируют муниципальные инструкторы дошкольного воспитания.

Финские семейные детские сады могут быть «языковыми». В подобных учреждениях воспитатель общается с детьми на их родном языке – шведском, английском или другом.

Также организуются так называемые «открытые детские сады» во дворах жилых домов, скверах, парках, куда родители могут привести своих детей на время прогулки (два часа до обеда или два часа после обеда). Такие площадки в микрорайонах оборудуются навесом от дождя, элементарным оборудованием (песочница, качели). Инвентарь и мелкие игрушки хранят в деревянных ларях. В такой группе до 20 человек детей. Воспитатель принимает всех желающих. Эти группы получили высокую оценку среди родителей и общественности. Цель такой группы – сократить изолированность семей, усилить контакты между детьми и взрослыми, совершенствовать педагогическое просвещение родителей.

Детские сады с открытым режимом работы существуют в Финляндии более 10 лет. В 90-ые годы их насчитывалось около десяти в разных районах страны. По проекту Управления по социальному обеспечению такой детский сад является местом контактов и встреч семей с детьми. Его задачей является налаживание кон­тактов между жителями микрорайона (и не только семей с детьми), активизация населения, информация об услугах в области социальной помощи, оказываемой муниципалите­том. Эти учреждения объединяют все формы передачи знаний родителям: официальную, неофициальную и неформальную. Консультации могут быть двусторонними и многосторон­ними, кроме того, родители находятся в постоянном контакте между собой и получают от такого общения дополнитель­ную помощь

В основу работы открытого семейного детского сада заложены следующие принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детски­ми садами, разъяснение ответственности родителей за вос­питание детей, воспитание чувства взаимного доверия. В работе с родителями педагоги-консультанты ставят следующие задачи: воспитание уважения к детству и родительству; формирование навыков наблюдения за ребенком и уме­ния делать правильные выводы из этих наблюдений; усвоение родителями уверенного и спокойного стиля вос­питания; воспитание привычки обращаться за помощью в воп­росах воспитания.

В Швеции существуют аналогичные виды семейных детских садов. Чаще всего семейный детский сад открывает супружеская пара (есть ограничение по количеству детей на одного взрослого). Она оформляет разрешение на такой детский сад. Как правило, в одной семейной группе воспитывается по 6-8 детей от года до 4-5 лет. Желающие родители отдают ребенка в такой садик и одновременно платят специальный налог. За счет налога оплачивается труд родителей, которые взяли на себя ответственность за воспитание не только своих, но и соседских детей. Существует специальное законодательство, регулирующее вопросы, связанные с функционирование семейных детских садов.

В Швейцарии наряду с общественными детскими садами и частными дошкольными учреждениями существуют особые детские сады в малонаселенных горных областях, где дети фактически лишены возможности посещать обычные ДОУ. Так, в кантоне Берн небольшая группа дошкольников по определенным дням – обычно два раза в неделю – собирается в одном из домов родителей. Приезжающий воспитатель проводит с ними занятия по программе детского сада. В программу входят следующие пункты: музыка и ритмика, родной язык, основы математики, физические упражнения, наблюдения за природой, ручной труд и др. Таким образом, один воспитатель обслуживает довольно большую территорию. Обычно такие домашние группы собираются в одноэтажных коттеджах, имеющих небольшой участок для игр и прогулок или в 1-2 комнатах муниципального жилого дома.

В Израиле семейные детские сады («мишпахтоны») являются частными учреждениями. Запись в них начинается в мае. Такие детские сады находятся под контролем Отдела соцобеспечения муниципалитета и Министерства труда. Стоимость «мишпахтона» частично субсидируется новым репатриантам и родителям-одиночкам. Семейные детский сады предназначены для детей в возрасте от 3 месяцев до 3 лет. Группы составляют около 5 человек. Запись в семейный детский сад производится в Отделе соцобеспечения. Родители приносят удостоверение личности, расчетные листы обоих родителей за текущий год, справку от работодателя о том, что они работают на полную ставку. Запись завершается в июне. В детском саду работают два воспитателя, предоставляется домашнее питание, страховка. Группы работают с 6.30-7.00 до 17-20 часов. В большинстве семейных детских садов имеется бассейн, кинозал, игротека. В одной группе находятся как ивритоязычные, так и иноязычные дети.

В Белоруссии семейные детские сады создаются в сельской местности. Они финансируются за счет местного бюджета и ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН). Семейный воспитатель работает в деревне в своем доме, оборудованном специальной детской мебелью, игрушками и имеющем благоустроенную территорию. В оборудовании помещений помощь семье оказывают районные отделы образования и местные предприятия. Семейный воспитатель должен быть педагогом по образованию. Главный принцип отбора детей в группу – родственные связи. В группе может быть 5-9 детей. Они обеспечиваются 2-разовым питанием. Семейный детский сад работает 5 дней в неделю, в течение 7 часов в день. Подобная форма позволяет охватить дошкольным образованием тех детей, чьи родители не всегда оценивают важность личностного развития ребенка и подготовки малышей к школе.

В Казахстане также создаются семейные детские сады, которые пользуются особой популярностью у родителей детей 1-5 лет. Такие учреждения обычно содержит семейная пара в своей квартире, или его основатели снимают помещение, в котором оборудуют спальню и игровую комнату. Задача такого детского сада – присмотр и уход за малышами. Если детский сад посещают дети старше 5 лет, то в группу приглашают специалистов для проведения занятий с детьми. Оплата за такой детский сад достаточно высока, также часто наблюдаются проблемы, связанные с недостатками помещения и оборудования. В группе мало детей – 3-5 человек, может быть до 8 детей. Условия максимально приближены к домашним. Предлагается индивидуальный подход к организации питания (режим питания, меню). Персонал, как правило, проявляет максимум внимания и заботы к ребёнку. В семейный детских садах гибкий график работы, что удобно для родителей.

Заключение

Семейные дошкольные образовательные учреждения успешно функционируют во многих странах мира. В каждом государстве они имеют свою специфику, связанную с особенностями социокультурной среды, традициями, сложившимися взглядами на воспитание детей и на роль родителей в обеспечении своего ребенка качественными образовательными услугами. Вместе с тем, важная социальная миссия семейных дошкольных учреждений в современном обществе, гуманистические принципы, положенные в основу их работы, помогут обогатить отечественную систему дошкольного образования.

Библиография по теме «Семейные детские сады за рубежом» .

  1. Алексеева И., Алексеев В. Совсем другая жизнь: краткие заметки из жизни шведского детского сада // Эхо планеты. – 1989. — №19. – С.8-9.
  2. Гобель В. О некоторых моделях дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.- 1993.- №10.-С.72-73.
  3. Дементьева И. Детство в преобразующемся обществе: седьмая Европейская конференция по качеству дошкольной педагогики, г. Мюнхен // Педагогика. – 1998. — №2. – С.121-123.
  4. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность.- М., 2007.
  5. Кожин А. В краю «желтых ножей» (О дошкольном воспитании на северо-западе Канады) //Народное образование.- 1990.-№2.-С.124-125.
  6. Колесникова Н., Полякова Р. Воспитание по-домашнему: Детсад в квартире (г.Таллин) // Неделя. – 1987. — №10. – С.14-15.
  7. Колесникова Н. Швеция: кто отвечает за благополучие детей // Дошкольное воспитание. – 1991. №3. – с.101-102.
  8. Комарова Е. Маленькая большая семья: о домашних детских садах в ЧССР // Учительская газета. – 1987. – 10 декабря.
  9. Костина Н.С. Детство по-американски // Психолог в детском саду. – 1999. — №1. – С.3-17.
  10. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб., 2005.
  11. Курбатова Е. О дошкольном воспитании в Швейцарии//Дошкольное воспитание.-1987.-№7.-С.61-62.
  12. Макова Ю., Загик Л. Финляндия: проблема сотрудничества детского сада и семьи//Дошкольное воспитание.-1987.-№2.- С 59-60.
  13. Малькова З.А. Дети в американском обществе//Педагогика.- 1994.-№1.-С.101-106.
  14. Мейвогель Р. Дошкольное и детское воспитание в Европе//Обруч.-1998.-№5.- С.4-6.
  15. Миндлина Т.Я. Дошкольное воспитание во Франции. – М., 1984.
  16. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. – М., 2001.
  17. Педагогика народов мира. История и современность. Международный проект.- М., 2001.
  18. По страницам периодической печати. За рубежом//Дошкольное воспитание.-1994.- №10.-С.98-99.
  19. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. – М., 1998.
  20. Сорокунова Г.Д. Дошкольные учреждения в системе непрерывного образования США // Гуманизация образования.- 1994. — №1. – С.77-81.
  21. Сотрудничество России и Нидерландов в образовании: плоды и перспективы. – СПб., 1999.
  22. Степанова М. ФРГ. Материнские Центры //Дошкольное воспитание. – 1990.- №11.- С.71-72.
  23. Тартарашвили Т. Старт образования: какой он? О системе дошкольного воспитания в США // Народное образование. – 1992. — №11-12. – С.94-99.
  24. Точевска Б. Шведската образователна система // Предучилищно възпитание. – 2000. – Г.48. — №10. – С.14-15.
  25. ФРГ: работа до вечера или время для ребенка//Дошкольное воспитание. – 1991. — №2.-С.89-90.
  26. Фуряева Т.В. ФРГ. Об одной альтернативной модели дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1991.- №8.-С 79-83.
  27. Фуряева Т.В. ФРГ: теория и практика дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. — №10. – С 102-103.
  28. Фуряева Т.В. Теория и практика дошкольного воспитания в западно-европейских германоязычных странах: Автореф.дисс.д-ра пед.наук.- Челябинск, 1995.
  29. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М., 1993.
  30. ШкоркинаЛ.Г. Народное образование Дании.- М., 1999.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для

Все родители хотят, чтобы их малыш посещал самый лучший детский сад. Мы думаем, что за границей все намного лучше, чем у нас. Интересно, в какой стране самое безупречное дошкольное воспитание?


Россия. Новое поколение, старые методы

Так уж сложилось, что попасть в садик в нашей стране стало непростой задачей. После демографического спада 90-х много детских садов закрыли или помещения сдали в аренду. Чтобы малыш попал в дошкольное заведение, его надо туда записывать сразу после рождения.

В России в детский сад принимают малышей с двух лет, но могут быть исключения. У всех государственных садах одни методы воспитания.

У детей, включая самых маленьких, есть занятия, прогулки, дневной сон, трехразовое питание. Детей начинают учить писать и читать в подготовительной группе.

Сады в России работают по 8 часов, но есть также дежурные группы и даже сады-пятидневки.

США. За все надо платить

США считают одной из самых развитых стран в мире. Но американским мамам немного не повезло.

Декретного отпуска там нет. Родителям приходиться нанимать няню или искать детское дошкольное заведение. Отправить ребенка в сад - не дешевая затея. Чем младше ребенок, тем дороже его пребывание в саду. Иногда месяц занятий - целая зарплата мамы, но ведь она делает карьеру!

Государственных садов в Америке нет. Все дошкольные заведения платные. Есть частные сады или сетевые, что-то похоже на сетевые супермаркеты - один владелец, много заведений.

Отдать ребенка в сад можно с одного месяца до четырех лет. Пятилетние дети посещают специальные группы при школе.

Возрастного разделения в группах нет. Все дети могут играть вместе.

Режим работы у всех садиков разный. Также дети могут питаться в саду или есть то, что принесут с собой. Считается нормальным, когда малыш обедает пиццей или картошкой фри.

Еще одно весомое отличие от наших садов - здесь нет кроватей для сна, разве что для младенцев. Дети спят на ковриках. Нет такого понятия как пижама для сна. Если ребенок не хочет спать, его не будут заставлять.

В детских учреждениях США нет родительских собраний. Воспитатель общается с родителями один на один или по электронке.

Канада. Не делают того, что ребенок может делать сам

Канада, как и США, - страна эмигрантов. В здешних садах можно найти много общего с нашими учреждениями, но все же различий больше.

Государственных садов в Канаде мало. В основном детские дошкольные заведения частные.

Если доход семьи не может позволить платить за сад - ребенка могут взять туда бесплатно, но не на полный день, а на несколько часов.

Очень большое внимание уделяют адаптации малыша к саду и развитию ребенка. В канадских садах просто огромное значение имеет развития самостоятельности и ответственности у детей.

Если родители дали ребенку перекус в лотке, которого он не может открыть, - это проблема родителей. Воспитатель может показать, как снимать куртку, завязывать шнурки, но не будет этого делать вместо вашего ребенка. Дети должны учиться справляться сами.

Накричать или ударить ребенка воспитатели не могут даже теоретически. Наоборот, во всех садиках детей учат тому, что нужно жаловаться педагогу, если ребенка обижают дома.

В Канаде есть специальный онлайн-портал, где родители могут в любой момент посмотреть, чем занят их малыш.

Великобритания. Спокойное отношение к детским болезням

В Великобритании садики делятся на два типа - государственные и частные. Частные баснословно дорогие, их могут себе позволить только очень состоятельные люди.

После достижения ребенком трехлетнего возраста он имеет право на 15 часов бесплатного пребывания в государственном детском учреждении. Это касается всех детей, даже если родители живут в стране нелегально.

В английских садиках считается нормой, когда трехлетние дети ходят в памперсах. Памперсы меняют несколько раз в день, но не очень часто.

У детей старше двух-трех лет нет дневного сна. Уложить спать ребенка могут по требованию на коврике в той же игровой комнате и в той же одежде.

Обедать можно за счет садика, но не запрещается приносить еду с собой. Ни у кого не вызывает недоумения, если малыш обедает гамбургером, шоколадкой, печеньем или другими неполезными продуктами.

Еще одна особенность английских садиков, которая у нас вызвала бы, мягко сказать, удивление: насморк, кашель и даже невысокая температура - не причина для того, чтобы не идти в детский сад. На эти детские недомогания никто не обращает внимания.

Вообще, в Великобритании не принято кутать детей. Даже в прохладную погоду малыши гуляют без шапок и с расстегнутыми курточками.


Швеция. Грязный ребенок - счастливый ребенок

Швеция - прекрасная страна для воспитания детей. В Швеции есть государственные и частные детские сады. Устроить ребенка в сад не сложно.

Родители платят за посещение дошкольного учреждения малыша в зависимости от своих доходов. Если детей в семье несколько, за всех следующих платит государство или оплату родителям снижают.

Если родители не имеют необходимых доходов, за обучения ребенка они не платят, но в саду он пребывает меньше часов, чем остальные ребята.

В Швеции большое внимание уделяют физическому развитию детей. Здесь малыши очень много гуляют на свежем воздухе.

Все, что не грозит жизни и здоровью детей, - разрешено. Дети спокойно могут ходить по лужам, лежать на земле, осыпаться песком - изучать мир по-своему. В этой стране считают, что грязный ребенок - счастливый ребенок.

В некоторых садах дети даже спят на улице в спальных мешках. Так воспитатели укрепляют иммунитет и прививают детям любовь к природе.

Германия. Не отбираем у детей детство

В Германии детей отдают в детский сад с 3-х лет. Плата в каждом саду разная и зависит от дохода родителей. Время посещения садика тоже разное.

Группы в немецких садиках смешанные. Считается, что это способствует развитию ребенка и учит его общаться с разными детьми.

Дети с особенными потребностями также посещают обычные группы. Вообще здесь не принято употреблять слово «инвалид». Малышей учат быть толерантными и сочувствовать другим.

Большое внимание в Германии уделяют общему развитию ребенка. Основная задача немецких садов - научить ребенка общаться со сверстниками, объяснить, как действовать в той или иной ситуации, помочь решать детские трудности.

Подготовки к школе практически нет. Дети лепят, рисуют, поют, играют. Считается, что не надо воровать у малышей их детство, всему необходимому их научит школа.

Китай. Учеба - прежде всего

В Китае с садиками тоже не все так просто. Есть также два вида садов - государственные и частные. Попасть в оба сложно. Детей принимают в ясли примерно с года. Группы большие, примерно как у нас.

Режим дня тоже похож. Дети спят, обедают, гуляют.

Но отличие все-таки есть. Китайские дети с трех лет начинают учиться читать и писать. Им дают даже домашние задания.

Подвижных детей здесь не очень любят. Воспитанникам чаще предлагают поиграть в настольные игры.

Почти у всех садах есть своя форма. Детей часто водят на прогулки.

Подведем итоги

Не раз слышала, как много украинских мам сетуют на наши садики: не так накормили, не так обули, не ту сказку читали, не носили на руках и так далее до полного абсурда. Конечно, в нашей стране обеспечение групп лежит на родительских плечах, и иногда не все сотрудники детсада добросовестно выполняют свою работу.

Но все же давайте подумаем, какие услуги предоставляют дорогущие заграничные садики, и какую работу делают наши воспитатели за копеечную зарплату.

Два года назад мы переехали в Берлин, и здесь дочка впервые пошла в детский сад. Старший сын «оттрубил» четыре года в российском детском саду, так что я могла посравнивать и поудивляться от души. А удивляться было чему!

Во-первых, воспитатели-мужчины! Это первое, что бросилось мне в глаза. Пока мы искали место в саду (а тут такая система, что получая бумагу от города на право посещения детского сада, место в саду ты ищешь сам), мы обошли не меньше 15 садиков. И в каждом были мужчины воспитатели! Молодые красивые модные
парни кормили малышей с ложечки и играли с детьми постарше в футбол. В нашем детском саду ровно половина мужчин-воспитателей (я не поленилась и подсчитала).


Во-вторых, завтраки. В нашем саду завтраками не кормят, и родители должны их сами приносить с собой в ланч-боксах. Сладости (маффины, шоколад, кексы) запрещены. Можно – бутеброды, фрукты-овощи-ягоды, творожки, йогурты, фруктовое пюре, сосиски, яйца. Есть детей не заставляют. Но уговаривают попробовать хотя бы одну ложку «Чтобы я видела, пожалуйста!». Если ребенок попробовал и отказывается есть – его оставляют в покое.

В-третьих, дневной сон. Дневной сон тут по желанию. Если мама предупредит воспитателей, что ее ребенок в дневном сне не нуждается, его даже не будут пытаться укладывать спать. Остальных детей укладывают на пол на матрасиках (кроватей нет) в игровой комнате – читают сказки, слушают песенки. Но если ребенок спать не хочет, лежать его не заставляют, а выпускают «на волю» в другую комнату с вторым воспитателем или даже на детскую площадку при садике, если хорошая погода.

Еще я бы добавила, что в немецком детском саду короче дистанция между воспитателями и их подопечными – дети называют воспитателей по имени и на ты, залезают на коленки и чувствуют себя с ними довольно раскованно и свободно.

После близкого знакомства с немецким садом мне стало интересно – а как в других странах? И вот что я узнала.

Швеция. Настя, мама Юакима (19 месяцев)

Оплата сада в Швеции зависит от дохода родителей. Есть максимальный потолок, в нашем регионе это примерно 140 евро в месяц. Если перевести в соотношение со средней зарплатой в российском регионе (40 000 рублей), это около 1500 рублей в месяц. Ребенка можно приводить в сад с соплями, кашлем, но не с температурой, ротавирусом или ветрянкой. Родители предоставляют садику свою рабочую схему, где учитывается рабочий день и время дороги с работы/на работу. Именно на этот промежуток ребенок может оставаться под присмотром сада. То есть ситуация, когда мама «сидит в декрете», а ребенок на полное время в саду, в Швеции недопустима! Если работает только один родитель, то ребенку дается 15 часов в неделю (три посещения сада по пять часов). В Швеции распространена удаленная работа, и она считается полноценной, тогда ребенок может быть в саду.

Почти все
шведские сады рассчитаны на небольшое количество групп, примерно четыре-шесть (что
компенсируется большим количеством садиков, расположенных в шаговой доступности
от дома), а еще они пряничные. То есть часто это одноэтажное здание,
построенное буквой П, с игровой площадкой в середине. Шведские сады внутри
уютные, без ковров и лишней мебели. В нашем саду есть столовка, «мокрая
комната», где дети плещутся, рисуют и пачкаются как могут без последствий для
стен сада, комната типа спортзала или музыкальной. В раздевалке у каждого есть
своя полочка с фотографией и именем ребенка, именами родителей, на полке
коробка для дополнительной одежды, на которой прилеплен чек-лист, написанный
примерно так: «Тут должны лежать: 2 пары штанишек, 2 пары носков, джемпер».
Также в раздевалке висит доска с магнитиками-пиктограммами: когда воспитатель
берет последнюю вещь из запасов (например, подгузники), то, вместо вербальной
коммуникации, он просто берет с доски нужный магнитик и лепит
магнит на полочку, оставляя таким образом сообщение.

Все сады и школы нашего региона имеют защищенные паролем интернет-блоги, где публикуются новости, фотографии (все как одна – мимимишные), оповещения. Все важные сообщения будут продублированы еще и по смс. Также в блоге можно найти контактную информацию и политику сада, у нас это так называемая Zero tolerance, нулевая терпимость: если персонал заметит/заподозрит следы физического или морального насилия над ребенком, без разговоров с родителями будет начато расследование, проводимое социальными службами.

А еще в шведских садах температура около 20 градусов и регулярные проветривания. Работа садовской столовой практически ничем не отличается от столовой на моей работе. Только кассы нет. На столах стоят салатницы с нарезанными помидорами, огурцами, морковкой, рукколой, подносы с горячим и гарниром. Детки примерно от двух лет сами (!) накладывают себе что хотят и сами после еды относят поднос в зону грязной посуды. Меня удивило, что детям дают и острую, и специфическую пищу. Как сказала воспитательница, не каждая семья может себе позволить такое разнообразие, а детям хорошо познакомиться с кухнями стран мира. Сладкое типа джема к каше дают только тем детям, чьи родители разрешили это делать, обычно старшей группе. Приносить в садик сладости на день рождения тут не принято. В нашем саду только два воспитателя-мужчины, мне бы хотелось большего количества, так как это полезно и деткам в том числе, избавляет от ложных установок типа «воспитатель – женское занятие».

Вообще мне понятно теперь, почему шведы такие воспитанные: при полной расслабленности и демократии во взрослой жизни, в садике и у них муштра, куча правил типа мытья рук после прогулки (даже если в перчатках), ритуалов, бесконечных «спасибо-пожалуйста», масса запретов, все связаны с безопасностью. Никто не повышает голоса, воспитатели детей постоянно сажают к себе на колени, вернее, детки сами приходят и садятся, детей постоянно обнимают и целуют.

Англия. Юлия, мама Платона (6 лет)


Мой сын недолгое время посещал лесной садик. Этот сад начинает свою работу весной, когда уже достаточно тепло, чтобы проводить в лесу большую часть дня. В Лондоне есть парк – самый большой в Европе. Он практически как лес. Вот в этом парке и находился лесной садик. В нашей группе было около десяти детей и два воспитателя. Утром дети уходили в лес, каждый раз – на новое место. Разбивали небольшой лагерь – подвешивали гамаки, качели. И читали книжки, искали разных жучков-паучков, играли в игры, ели. Это все происходило в любую погоду. Я присутствовала на адаптации в этом саду с сыном, и нам было тяжеловато. Погода в Лондоне далеко не каждый день хорошая. Солнечных дней было мало и было довольно прохладно. Даже если шел дождь, дети все равно тусили на улице – в дождевиках и резиновых сапогах. Я все время там мерзла. Но британские дети очень закалены и зимой-то ходят в босоножках на босу ногу. Так что для них погода не была проблемой. А для нас с сыном – да.

Главная идея этого сада была в том, что дети весь день проводят на
свежем воздухе, изучают природу, животных, насекомых, растения.

С этим садиком у нас не сложилось, ребенок меня не отпускал и оказался
не готовым к коллективу. Там были дети, которые плакали, когда родители
уходили. Но их воспитатели успокаивали, отвлекали. Отвлекали, надо сказать,
очень здорово. Все воспитатели обладали очень хорошей психологической
устойчивостью и умели разными способами детей отвлечь, переключить, объяснить
им, что они чувствуют. Вот этому можно было прямо поучиться у педагогов. Такой
темы как «пусть проплачется» тут точно нет.

В принципе, мне очень нравится в британских садах то, что преподаватели очень хорошо обучены этому бережному обращению с детьми. В общении с детьми у педагогов нет этих строгих педагогических ноток, нет манипуляций и запугиваний. Все решается мирно, практически бесконфликтно. Детей учат выражать свои чувства, эмоции. Очень здорово то, что было много чтения вслух. Детям читали сказки, и это было практически театральное представление. Еще мне понравилось, что был определенный ритм дня, режим. Дети знали, что за чем пойдет. Была последовательность и предсказуемость, были свои ритуалы. Было много игр – и двигательных, и словесных. Дети решали разные квесты. Собирали разных жучков, рассматривали их, считали лапки. Воспитатели рассказывали доступную информацию о найденных насекомых. Дневного сна там не было. И это была для нас большая проблема. В принципе, в английских детских садах дневной сон не предусмотрен. Только в каких-то крутых частных садиках и для самых маленьких детей. В нашем лесном садике даже не было места, где ребенок мог бы прикорнуть .

В английских садах дается много самостоятельности детям, что мне
не очень нравится. Потому что иногда ребенок сам решает не лучшим образом.
Свободная самостоятельная игра это замечательно. Но когда ребенок сам решает –
снять ему куртку или сапоги или не снять, это уже не очень хорошо, на мой
взгляд. В лесу дети все время были раздеты, я на это смотрела с замиранием
сердца.

Про еду – детям родители дают с собой ланчи в коробочках. В садике дают какие-то закуски – крекеры, соки, но большую часть родители дают с собой. Вообще, в разных садах питание устроено по-разному. Есть садики с питанием, но их очень мало. А в частных садах родители организовывают кейтеринг, сами его оплачивают, и всех детей кормят организованно. Но можно и не оплачивать кейтеринг и давать своему ребенку отдельно еду с собой на день. Есть сады с бесплатным питанием, но они супер популярны, и туда очень сложно попасть».

Китай. Юлия, мама Миши (8 лет)


Мы прожили на юге Китая в Гуанчжоу почти пять лет. За плечами – три детских сада и одна начальная школа. В китайский детский сад принимают детей от трех до шести лет.

Мой сын пошел в детский сад в три года и первые полгода у ребенка было полное отторжение. Мише не нравилось все: язык, еда, обычаи. Воспитатели старались помочь, удаляли ему больше внимания, готовили отдельную еду для нас. Спустя год ребенок заговорил на китайском, начал есть рис и воспринимать китайские обычаи.

В китайском детском саду все детки носят специальную форму, она есть на все сезоны. Смотрится это очень красиво. Каждое утро дети делаю зарядку под музыку на улице. Каждый понедельник дети поднимают флаг. Это очень трогательное и патриотичное зрелище. Потом расходятся по классам, и занимаются: изучением английского и китайского языка, рисуют, играют, смотрят образовательные мультики, занимаются рукоделием. Все необходимое для занятий есть в каждой группе: магнитофон, телевизор, компьютер, принтер, сканер и так далее. Так же в каждом садике есть отдельный преподаватель физкультуры и учитель английского языка.


Дневной сон есть, но дети спят не на кроватях, а в специальной комнате с подиумом на матрасах. Потом их все вместе убирают, и играют там. Каждый день родителям присылают видеоотчет, чем был занят ребенок. В конце года отдают все детское творчество, и фотографии ребенка.

К разным праздникам каждая группа готовит свой номер для большого концерта. Родители тоже выступают на праздниках со своими детьми, например, играют на музыкальных инструментах.

Первая образовательная общественная институция, с которой сталкивается человек - это детский сад. Детские сады ассоциируются у нас с собственными слезами-соплями, потому что «маме на работу», или со слезами-соплями наших детей, потому что «маме на работу». Но старшему поколению все же повезло больше: в садике их ждало сбалансированное питание, прогулки в парках, водные процедуры и заботливые педагоги. Те же мамы, чьи дети сейчас ходят в детские сады, едва ли могут сказать об этих учреждениях что-то хорошее, разве только: "С воспитательницей повезло".

Выбрать детский сад в Украине поможет наш каталог « ».

Бельгия, Брюссель - Melimomes

Melimomes - типичный европейский биосадик. Био, потому что все предметы, которыми дети пользуются в детском саду, от мебели и до игрушек, сделаны из натуральных материалов, никаких пластиковых китайских игрушек. Биологическая, то есть натуральная и «близкая» человеку там также и еда: все готовят в мультиварках, в меню много овощей, фруктов и рыбы. Садик находится в дорогом квартале города, очень зелёном. На трёх детей приходится одна няня. Все садики работают с семи утра до шести вечера, а коммерческие иногда и до семи. Оплата в коммунальных садиках зависит от зарплаты родителей (есть табличка со шкалами). Чем больше зарабатываешь, тем больше платишь.

Франция, Париж - École Maternelle

École Maternelle — садик для детей от трёх до шести, в шесть начинается обязательное школьное образование. Это католический сад, что выражается в подготовке к празднованию всех католических праздников (особенно Рождества и Пасхи) и в праздновании в самой церкви вместе с отцом-настоятелем, в посещении мессы по поводу начала учебного года и необязательной воскресной школы. Сад частный, так что педагогический персонал подбирается более тщательно, здесь нет неблагополучных семей.

Испания, Валенсия, Альмусафес - El Solet

Как и во Франции, в Испании действуют ясли для детей до трёх лет. El Solet - частные ясли. Дети находятся в садике с 09:30 до 12:30 и с 15:00 до 17:00, между этими часами - сиеста, а перед ней - обед. За еду отвечают родители, а за образование - воспитатели, так что смеси для самых маленьких мамы готовят с собой. С детьми занимаются музыкой, рисованием, физкультурой, развитием психомоторики, английским. В испанских садиках дети-инвалиды, в том числе дети с ДЦП и дети с синдромом Дауна, посещают обычные детские сады и школы.

Швейцария , Цуг - Little Star Day School

LittleStarDaySchool - частный садик-школа, принимает детей от года до шести лет. Всего детей около 20, на них приходится не меньше пяти воспитателей. Садик предназначен для детей-билингвов: в нём с самого начала говорят и обучают на двух языках — литературном немецком и английском. Если родным языком является третий, то он ни в коем случае не должен подавляться в процессе обучения. Хорошо организована социализация детей: регулярно меняют детские площадки, ходят на экскурсии на почту, в магазин, в мастерскую мебели, наблюдают за пасущимися коровами и овцами, кормят птиц. Питание трёхразовое, включая горячий ленч. Соки детям не дают, а молоко — только однопроцентное. Государственные сады в Швейцарии только с пяти лет, точнее, это - дошкольная подготовка на полдня.

США, Кенсингтон - Crossway Community

Садик при благотворительной организации Crossway Community придерживается . В садик определяют детей матерей-одиночек, от трёх месяцев до шести лет. Мам обеспечивают жильём (на территории находится 37 квартир), школой и продлёнкой для детей, а также образовательными курсами. В садик ходят и дети из полных обеспеченных семей — это часть социального эксперимента. Завтрак и обед дети приносят с собою, в саду его разогревают и подают в настоящих, не пластиковых, тарелках. А вот полдник обеспечивает садик - это выпечка, которую помогли сделать дети, крекеры, фрукты, сыр. Сад закрывается в шесть вечера, но когда у мам занятия, дети остаются в саду и играют там.

В своем обращении к федеральному собранию 12 декабря 2013 года президент РФ Влалимир Путин сообщил, что в России впервые с 1991 года был зафиксирован естественный прирост населения и заявил о необходимости закрепления роста рождаемости. Также в своих прошлогодних указах Путин приказал ликвидировать очереди в детские сады и сделать их общедоступными. Аиф.ru выяснил, одинаково ли доступны детские сады в разных городах России, в Европе и в США и какие меры предпринимает правительство для улучшения ситуации с дошкольным образованием.

Детский сад за ползарплаты

Стоимость российских детских садов в начале 2014 года выросла в среднем на 10 - 20% по стране. По данным заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк , самый дешевый детский сад находится в Дагестане (75 руб. в месяц), а самый дорогой - в Норильске - (2903 рубля в месяц). Москва в этом отношении не является самым дорогим городом: отправить ребенка в столичный садик сегодня можно за 1200-1500 рублей. Путем несложных арифметических подсчетов можно выяснить, что на детский сад для двух детей родителям нужно потратить порядка 3-6 тыс. рублей в месяц, и это без учета секций, кружков и дополнительных трат (повсеместно распространена покупка родителями для детского садика бытовой химии и других «мелочей»).

Интересно сопоставить стоимость детского сада и величину средней заработной платы в стране. По данным Росстата , доходы россиян в январе 2014 года снизились на 1.5% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года. Средняя зарплата в первом квартале составила около 28 тыс. рублей, однако в Москве и регионах эта сумма сильно различается. Самая высокая средняя зарплата сегодня в Москве (44 тысячи рублей), а самая низкая - в Астрахани - 19 тысяч рублей. По неофициальным опросам, эти суммы завышены на 5-8 тыс. рублей.

Но даже имея достаточно средств, в России отдать ребенка в садик получится далеко не везде. Согласно последним доступным данным, около 2 млн., детей в России вовсе не обеспеченны дошкольным образованием. Получить более подробную статистику в министерстве образования АиФ.ru не удалось.

По примеру Европы

По мнению Натальи Третьяк, отчасти спасти ситуацию могли бы частные детские сады. Во-первых, такие учреждения позволят разгрузить муниципальные детсады, а во-вторых, в них могут принимать без ограничений по факту прописки. По словам Третьяк, на данный момент в России существует 58 тысяч дошкольных учреждений, и только 2 процента из них являются негосударственными. Чтобы упростить открытие таких садов, власти планируют изменить строительные и пожарные нормы-требования к дошкольным учреждениям. В этом стремлении российские чиновники следуют европейскому примеру.

В Европе существует множество частных и государственных детских садов, стоимость которых сильно различается, и может достигать нескольких тысяч долларов или евро в месяц. В то же время, государственная поддержка семей работает здесь очень хорошо. Например в Германии стоимость детского сада находится в ведении местных властей, а расчет производится исходя из заработка семьи. Муниципальные детские сады стоят в среднем около 300-400 евро в месяц, а в некоторых частях страны они вообще бесплатные. Чаще всего это маленькие дошкольные учреждения с неплохим набором услуг и несколькими малышами в группах. Средняя годовая зарплата в Германии составляет 28 тыс. евро до вычета налогов. Но необходимо учитывать, что подоходный налог в Германии значительно выше Российского. Так, из 28 тыс. евро государству за год придется отдать около 7 тысяч евро налогов и еще несколько тысяч евро социальных выплат (пенсионные накопления, медицинская страховка и т.д.)

Дошкольное образование в США - прибыльный бизнес, поставленный на широкую ногу. Частные детские сады конкурируют друг с другом и с услугами нянь, услуги которых также очень востребованы. Цена посещения садика для ребенка в Америке зависит от его возраста (чем меньше лет, тем дороже), от количества предоставляемых услуг и престижа учреждения. В среднем садик обходится родителям в 1200$ в месяц. При этом в самых дешевых детсадах отсутствует питание: дети приносят еду с собой, а за опоздание родителей на 15 минут штрафуют на 20 долларов. На бесплатные детские сады могут рассчитывать только малоимущие семьи. Также в таком случае государство оплачивает питание ребенка. Самая маленькая зарплата в США в 2013 году была у дворников, грузчиков, мойщиков посуды и в других профессиях, не требующих квалификации. Такие рабочие получают в среднем 8$ в час (примерно 40 тыс. рублей в месяц). Самые бедные семьи имеют в США доход около 40 тыс.долларов в год, (примерно 100 тыс. рублей в месяц) на семью из трех человек.

В Советском Союзе дошкольное образование субсидировалось государством, и в среднем детский садик стоил от 11 до 20 рублей в месяц за полный день, включая питание. Средняя зарплата советского рабочего в 1987 году составляла 179 рублей.

Ясли от застройщика

Еще одной инициативой, призванной сделать детские сады доступными, стала инициатива городских властей, которая обязывает застройщиков новых кварталов строить в них инфраструктуру, и в том числе, дошкольные учреждения. Однако законодательно эта обязанность утверждена только в некоторых случаях. Чаще всего местным властям приходится изобретать механизмы, позволяющие заставить застройщика возводить детские сады, а значит, в некоторых случаях, застройщики от своих обязательств уклоняются.

По данным Марии Литинецкой, генерального директора компании «Метриум Групп», сегодня существуют жесткие требования властей по обеспеченности жилых проектов социальной инфраструктурой, которые застройщики должны соблюдать. В частности, минимальный норматив по детским садам составляет 40 мест на 1000 жителей. Однако, по словам эксперта, выполняется это требование далеко не всегда: «На первичном рынке Москвы в сегменте эконом- и комфорт-класса детские сады можно встретить только в 70% новостроек. Прежде всего, это связано с тем, что девелоперы рассчитывают на то, что подобные объекты, расположенные недалеко от строящегося ЖК, справятся с дополнительной нагрузкой. Хотя местные жители в большинстве случаев так не думают, да и новоселов такая ситуация не устраивает». Помимо этого, девелоперам строить такие объекты невыгодно: «Доход инфраструктурные объекты девелоперам не приносят, а затраты на их возведение довольно высокие. Например, себестоимость строительства детского сада составляет порядка 850 тыс. - 1 млн рублей в расчете на одного ребенка. Столь высокие расходы объясняются тем, что подобные объекты всегда сдаются в конфигурации «под ключ», причем речь идет не только о полном ремонте, но и обо всех элементах наполнения - мебель, текстиль, сантехническое оборудование и т.д» - сообщил АиФ.ru Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки».

Крупные игроки на рынке недвижимости неоднократно заявляли о необходимости сотрудничества государства и застройщиков в развитии социальной инфраструктуры. «В последнее время на рынке наметилась нездоровая тенденция: после завершения строительства объектов социальной инфраструктуры девелоперам с трудом удается передать их городу», - сообщила АиФ.ru Мария Литинецкая. В такой ситуации застройщику приходится привлекать частного инвестора, что довольно сложно. И даже если оператор находится, то возникает парадокс - стоимость услуг в дошкольном учреждении в ЖК эконом-класса может достигать 20-30 тыс. рублей. Естественно, практически ни один покупатель в массовом сегменте не может позволить себе такие траты.

В свою очередь городские власти ищут пути решения проблемы, которые устроили бы всех. Например, предлагают размещать детские сады на первых этажах зданий. По мнению чиновников, такой вариант застройки будет интересен как застройщикам, которым не нужно будет строить отдельные здания дошкольных учреждений, так и самим жителям: «Согласитесь, не нужно ходить, ездить, а нужно просто спуститься с ребенком на первый этаж, чтобы отвести его в детский сад», - сообщил руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин. Благодаря снятым ограничениям по вместимости и высотности детский сад можно будет строить не только во вновь строящихся жилых домах, но и на освобожденных первых этажах жилых зданий.

Статьи по теме: