Детских домов больше не будет. Общее и различия между интернатом и детским домом

Каждый год тысячи детей становятся сиротами. Единственное, что может сделать государство – брать их под свою опеку. Статистика детских домов показывает, что количество ребят в таких учреждениях уменьшается. Однако общественные деятели утверждают, что на практике все выглядит иначе.

Как дети попадают в детский дом

Детский дом – это воспитательное учреждение, созданное для , которые лишились родителей или остались без их опеки. Каждый ребенок нуждается в помощи, поэтому государство создает подобные центры. Деятельность детских домов направлена на воспитание сирот до их совершеннолетия. Дети становятся сиротами, если:

  • умерли родители;
  • в семье небезопасно (тогда их забирают органы опеки);
  • родители сами отказались от них.

Только 0,5% детей в детских домах по статистике круглые сироты. Почти 17% оказались в таких организациях из-за лишения родительских прав их родителей. Какая общая статистика детских домов в России? 84% воспитанников становятся сиротами при живых родителях. Подавляющее большинство по разным причинам отказалось от собственных малышей.


Для сравнения в Казахстане этот показатель составляет 80%. При этом здесь ежегодно уменьшается количество воспитанников на 10–12%. Подобные заведения вряд ли заменят семью. Однако если родители не могут обеспечить их едой или минимально необходимыми жизненными благами, то органы опеки вынуждены будут отправлять детей в приют. Статистика дома ребенка показывает, что далеко не все исправляются и забирают детей обратно.

Государства помогает решать социальные проблемы. Однако наличие еды и теплой одежды недостаточно для формирования личности, которая должна войти во взрослую жизнь. Родительскую заботу можно получить только в семье. Только 10% из воспитанников детских домов более или менее устраивают свою жизнь. Судьба остальных шокирует. По официальным данным генеральной прокуратуры жизнь 90% складывается так:

  • 10% – заканчивают ;
  • 40% – оказываются втянутыми в ;
  • 40% – становятся и .

Виды государственных учреждений


Наряду с детскими домами существуют специальные учреждения, где находятся дети, у которых проблемы со здоровьем. Виды детских домов:

Сегодня в стране 576 тыс. детей с ограниченными возможностями. Сколько детей в детских домах? Почти 29 тыс. малышей находятся под опекой государства. В 2013 году сняли документальный фильм про детский дом – «Мама, я убью тебя». Кинолента показывает всю правду о судьбе этих детей.

В Москве 2015 году открылся негосударственный детский дом для детей (Домик). Его особенность в том, что здесь ребята посещают разные развивающие центры. Это первый частный детский дом в России. Здесь активно ищут семью для каждого ребенка. Сразу после открытия Домик принял 22 ребенка-инвалида из государственного детского дома для умственно отсталых детей. По достижении 18-летнего возврата детей переводят в психоневрологические интернаты. Телефон детского дома и другую полезную информацию можно найти на сайте – https://miloserdie.help/.

Жизнь в детском доме

Как показывает статистика детских домов, ребенок меняет несколько учреждений во время государственной опеки. Малыши сначала находятся в Доме ребенка. С 7 лет детей из детского дома переводят в интернат, который имеет собственную школу. Там они начинают учиться. Часто в детском доме интернате младшая школа со своим составом находится в одном корпусе, а старшеклассники в другом.

Психологи утверждают, что дети привыкают к круглосуточной заботе со стороны государства. Опасность кроется в том, что им не дают возможность помогать взрослым. Статистика выпускников детских домов показывает, что такой подход делает их не способными принимать самостоятельные решения.

Как живут в детском доме дети, оставшиеся без заботы родителей? В государственных учреждениях установлен следующий порядок:

Воспитанники находятся в таком режиме постоянно. Понятно, что отменить дисциплину нельзя, поскольку только так можно контролировать такое количество детей. Однако в структуру детского дома нужно внести некоторые изменения․

Например, предоставить возможность решать бытовые проблемы, с которым они столкнуться, когда будут жить самостоятельно. Ведь никто из них толком не знает стоимость денег, как их нужно тратить. Дети никогда не ходили в магазин за продуктами. То, что делают в детском доме и чему их учат, часто оторвано от реальности. Как следствие выпускники не приспособлены к самостоятельной .

Раньше использовали методику известного педагога Макаренко. Акцент делался на трудовом воспитании. Методика показывала хорошие результаты. Однако позже ее признали несоответствующей закону. Поскольку было запрещено использовать труд ребенка. Следовательно, в детских домах СССР перестали использовать трудовое воспитание.

Права детей и требования к детским домам

У каждого воспитанника есть свои права и обязанности. По достижении 14-летнего возраста дети обязательно получают паспорта. За этим следит администрации государственного учреждения. Права детей в детском доме:

  • бесплатное прохождение подготовительных курсов для поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
  • бесплатное получение второго начального профессионального образования;
  • бесплатное медицинское обслуживание ;
  • при отсутствии жилого помещения ребенок имеет право на его получение в соответствии с нормами ЖК РФ;
  • общаться с родителями и другими родственниками.

Закон также предъявляет ряд требований к детским домам. Сюда относится:

  • личная гигиена;
  • требования к участку, зданию;
  • отопление и вентиляция;
  • нормы ;
  • физическое воспитание;
  • журнал здоровья;
  • санитарно-дезинфекционный режим.

Основные недостатки детских домов? Около 10% учреждений не имеют элементарных условий, а 48% нуждаются в ремонте. Соблюдение персоналом правил также находится на низком уровне. В 2016 году произошел в детском доме Алматы. Тогда эвакуировали 161 ребенка и 12 человек персонала.

Сколько детей-сирот в России

За последние годы число сирот в детских домах России по статистике сократилось примерно в два раза. В других странах мира наблюдается аналогичная ситуация. В детских домах Беларуси за 10 лет количество воспитанников уменьшилось в 2,5 раза. Основная причина – увеличение количества приемных . Тогда как уменьшение количества сирот в детских домах Башкортостана происходит из-за того, что в республике сократилось число , от которых отказываются родители.

Какая статистика детских домов России в 2016 году? В государственных учреждениях находится около 70 тыс. воспитанников. Сегодня почти на 34% снизилось количество случаев лишения родительских прав.

Статистика детских домов показывает, что число только за год сократилось на 2,3%. Также уменьшилось количество родителей отказавшихся от своих малышей с 7 до 4 тыс. в год. Следовательно, произошло снижение численности воспитанников в детских домах интернатах.

Еще один способ спасти чью-то судьбу – это усыновление. Как показывает статистика детских домов, каждый год усыновляют около 30 тыс. малышей. Однако за последние десять лет почти в 2 раза уменьшилось количество российских семей усыновителей. Иностранцы стали в 5 раз чаще брать в семью детей из России (около 7 тыс. в год).

Количество государственных учреждений

Статистика детских домов в России в 2016 году насчитывала 130 сиротских учреждений и более 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот. Адреса детских домов можно найти в интернете. Также существует единая база по регионам. В справочнике «Детские учреждения» можно найти адреса и телефоны детских домов России.

Сложный вопрос, вообще-то. Потому что считается, что детских домов (называется orphanage), как таковых, в США нет. Вот выписка из Википедии по этому вопросу:

В 20-х годах XIX века в трёх крупных городах - Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне были созданы первые приюты, которые имели целью изолировать находящихся в опасности детей от развращающей среды их домов и заведений для взрослых и отчасти заменить им семью и общину. Однако достаточно быстро обнаружилась неэффективность приютов и воспитательных учреждений именно как воспитательных. Скорее, они оказывались временным пристанищем ребёнка в экстремальных ситуациях.

В настоящее время в США, также как и в других развитых странах, детских домов для постоянного проживания детей нет. Имеются временные приюты для детей до момента помещения ребёнка в приёмную семью (при этом зачастую речь идёт не об усыновлении, а о содержании ребёнка в семье, которой выплачивается компенсация).

На 2010-й год в фостерной системе США находилось 408 тысяч детей. 48 % из них (194 тысячи детей) проживали с фостерными родителями-неродственниками, 26 % (103 тысячи)- в фостерных семьях родственников, 6 % (25 тысяч) - в групповых домах, 9 % (37 тысяч) - в учреждениях. 50-60 % детей из фостерной системы возвращаются к своим родителям. Около 100 тысяч детей из фостерной системы ожидают усыновления. За год из фостера усыновляют примерно 50 тысяч детей, в половине случаев их усыновляют сами фостерные родители. Усыновление из фостерной системы самое низкое по стоимости или полностью бесплатное.

Если перевести на удобоваримый язык, то детей, которые оказались без семьи, определяют в семьи, которые занимаются их воспитанием (фостерные семьи). Вот начало статьи про фостер:

Американцы хорошо известны своим нетрадиционным подходом к решению любой проблемы. Мало кто знает о том, что ежегодно вследствие самых разных причин свыше ста тысяч детей остаются без родителей и родственников, однако в Соединенных Штатах фактически отсутствуют детские дома.

Система распределения одиноких детей в Америке получила название «foster», что в переводе на русский язык обозначает «воспитывать, ухаживать, покровительствовать». Суть этой системы следующая: дети, оставшиеся без опеки родителей, практически сразу же попадают в приемную семью, члены которой заблаговременно изъявили желание приютить ребенка.

Терри Крамер, сотрудник Департамента по оказанию помощи детям и семейных услуг (Department of Children and Family Services – DCFS), рассказывает: «Представьте себе, что 5-летний малыш в один день теряет маму, папу, бабушку и дедушку… Лучшее, что мы можем сделать для ребенка в этой ситуации, — отдать его в семью, где он пройдет курс психологической адаптации».

Статистика показывает, что в среднем ребенок живет в «фостерной» семье порядка 12 месяцев. Например, семейная пара Тони и Джеральдина Уитберн из штата Орегон приютили за свою жизнь около шестидесяти детей.

«У большинства наших воспитанников биологические родители живы, однако они либо находятся в тюрьме, либо лишены родительских прав, — рассказывает Джеральдина. – К сожалению, мы не можем полностью заменить детям их родителей. Американские законы устроены таким образом, что усыновить ребенка при наличии живых родителей очень сложно».

Тем не менее, есть приюты, и приютов в Америке довольно много. В основном, этим занимаются разные религиозные организации. Просто для примера, я нашел один такой, очень характерный приют под названием Boys Town.

Этот приют организовал преподобный отец Фланаган в 1917 году. То есть, Boys Town работает более 90 лет. Вот их сайт: http://www.boystown.org/ А вот небольшой ролик по-английски:

Этот парень — бывший воспитанник, а теперь сам там работает. Boys Town — это целая сетка приютов по Америке. Вот картинка. Если кликнете, то попадете как раз на эту страничку на сайте Boys Town.

Всего приютов или шелтеров (shelter) по США 3360. Это только для бездомных, потому что есть и другие категории. Вот картинка со ссылкой, по которой Вы можете найти приют недалеко от места, где живете:

А вот сайт, где показаны приюты (шелтеры) для женщин. В частности, для тех, которые подверглись домашнему насилию. Картинка тоже кликается и попадаете на их сайт:

Есть еще шелтеры для бездомных животных, но у нас сегодня речь идет не о них. Как-нибудь, в другой раз расскажу, потому что тема тоже живая.

Ну и теперь вывод. Как таковых детских домов в Америке действительно нет. Я имею в виду государственные учреждения, которые бы занимались воспитанием бездомных детей.

Но есть масса других организаций, которые этим занимаются. Все они дотационные, то есть, существуют на пожертвования. В основном, частных лиц.

Кроме того, есть фостерная система, в которой имеется постоянная и неубывающая очередь. Так что дети, которые остались без родителей, практически, без промедления попадают в такие семьи.

Все, наверное. Спрашивайте, если что неясно. Хотя я тоже не специалист по американским сиротам. Правда, я работал врачом в подмосковном детдоме, но это совсем другая история.

Геннадий Прохорычев, Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области. Все фото - из личного архива Г.Л. Прохорычева.

Детский омбудсмен во Владимирской области Геннадий Прохорычев в самом начале нашего общения признался в том, что долго не хотел возвращаться к теме насилия и жестокого обращения в сиротских учреждениях. Но нашумевший случай в омской школе-интернате, где четверо подростков избивали своего сверстника, снимали это на смартфон и выкладывали видео в сеть, побудил Геннадия Леонардовича заново осмыслить проблему насилия и даже посмотреть на нее сквозь призму собственного сиротского прошлого, которое представлено в фотографиях из его личного архива.

— Расскажите, какие виды насилия бывают в детдомах, приютах и других сиротских учреждениях? Объясните, пожалуйста, механизмы возникновения ситуаций насилия.

— Случаи деструктивного, жестокого поведения, разнообразные формы насилия по отношению к детям (в том числе и в кровной, и в замещающей семье) распространены в современном обществе. Сообщения о них регулярно попадают в СМИ. В любой образовательной организации независимо от организационной формы — колония для несовершеннолетних преступников, школа закрытого типа, детский дом, коррекционная школа-интернат, реабилитационный центр (приют) для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, дом ребенка, детское отделение психиатрической больницы, школа, кадетский корпус, загородный лагерь — могут возникнуть ситуации насилия и так называемой дедовщины.

Насилие в детских домах было всегда, еще во времена Советского Союза. Внутренняя социальная структура таких учреждений — конечно, не всех — строилась по модели отношений преступного мира и в соответствии с «зоновскими» правилами поведения. Вопросы дисциплины в детском доме отдавались на откуп взрослым ребятам, что поддерживало дедовщину и насилие старших над младшими. Были и такие случаи, когда воспитатели избивали детей, считали это правильным и необходимым воспитательным моментом.

Утренняя гимнастика. Специально для Уполномоченный по правам ребенка предоставил свои детские фотографии.

Приведу примеры из своего детства. В дошкольном детском доме с детьми от 3 до 7 лет за любую провинность воспитанников клали на перекладину кровати и били палкой. Голыми ставили в угол на соль или гречку. Наказывали едой. Кололи руки иглой тем детям, у которых номера на одеялах отрывались. Как на зоне, у меня был номер 73, а у моего брата-близнеца — 89. Номера очень часто отрывались. Поэтому упомянутые экзекуции мы испытывали на себе не раз.

Но самый бесчеловечный «воспитательный» прием был другим, он назывался «профилактическим мероприятием» для тех, кто плохо себя вел. Выбирался ребенок, которого заставляли мазать лица других детей отходами человеческой жизнедеятельности.

Перед приездом какой-либо комиссии нас раздевали догола, осматривали на предмет синяков, чтоб мы — не дай Бог! — не сказали, что это вызвано действиями воспитателей.

Самоподготовка.

Когда ребенок не знает других методов воспитания, и у него нет опыта отношений любви и добра, он считает, что так и устроен мир, что это норма поведения взрослых людей. Мы, дети, привыкли к насилию со стороны взрослых, считая, что так и должно быть. И эта подмена, происходящая в сломанном сознании ребенка, — самая страшная, которую во взрослой жизни очень сложно исправить.

Когда нас переводили в школьный детский дом, я спрятался под кровать, чтобы меня не увезли. Я не знал ничего, кроме моего детского дома, меня пугали перемены. Особенность детского восприятия, заложенная природой, — принимать все за чистую монету. Ребенок может выжить и привыкнуть к невыносимым условиям существования и неприемлемым способам общения со взрослыми или сверстниками. Что-то подобное происходит в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, пренебрегают основными потребностями ребенка и систематически истязают своих детей.

— Геннадий Леонардович, что происходит в российских детдомах сейчас, есть ли проблемные учреждения в той же Владимирской области?

— Ситуация с насилием различается в зависимости от региона РФ. Например, за Уралом детских домов все еще очень много, и в них достаточно много детей. Там ситуация меняется очень медленно, и все проблемы, которые были в советских детских домах, существуют и сегодня.

В столовой.

До недавнего времени во Владимирской области было 22 детских дома. В каждом воспитывалось более 100 детей. Но с развитием института приемной (замещающей) семьи и системы усыновления количество детских домов сократилось. В настоящее время их осталось всего десять. Это маленькие, устроенные по семейному типу учреждения. В них есть все для полноценного развития ребенка, материальная база очень хорошая. В каждом — от 15 до 40 детей, всего по области 280 воспитанников.

Тяжелых случаев насилия во Владимирской области не было давно. Но случаи жестокого обращения и насилия в подростковой среде все же есть. Как правило, они скрываются руководителями учреждений, чтобы избежать скандала. Довольно часты случаи, когда старшие отнимают деньги или просто понравившуюся вещь у младших, посылают их за сигаретами, понуждают ребенка что-то сделать вместо себя; дети воруют. По сути, дедовщина в детских домах продолжает существовать, она пока не побеждена.

— А с чем вы связываете позитивные изменения?

— В первую очередь, с увеличением количества усыновлений и развитием института замещающих семей. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, минуют детские дома и находят новых родителей. И это правильно.

Октябрьское мероприятие.

Ужесточение уголовного наказания за преступления против жизни и половой неприкосновенности несовершеннолетних также дает результат и помогает предупреждать преступное поведение. Организация профессиональной переподготовки специалистов стала системным явлением в педагогической практике.

Открытость детских домов для некоммерческого сектора и тех НКО, которые работают в сфере защиты детства, во многом меняет воспитательную практику детского дома и психологический облик сотрудников учреждений. Важно также и изменение национального законодательства в пользу реорганизации системы детских домов, их внутреннего содержания и обеспечения, переосмысления методических практик и системы подготовки кадров, соответствующих новым реалиям и вызовам современной России.

— Каковы, на ваш взгляд, эффективные инструменты предотвращения жестокого обращения?

— Во-первых, это ответственное, неравнодушное отношение губернатора области, а также регионального правительства к этой проблеме. Губернатор должен иметь реальную картину происходящего в регионе. И самое главное — должен иметь искреннее желание менять существующий порядок вещей в лучшую сторону, тотально бороться с насилием в сиротских учреждениях.

Во-вторых, профессиональный и ответственный директор детского дома. Все очень просто, но вместе с тем и непросто. Ребенок переступает порог образовательной организации, в данном случае детского дома, и всю полноту ответственности (в том числе и уголовной) за жизнь, здоровье, воспитание и образование несет руководитель. Он должен хорошо понимать, что за его спиной негласно стоит следственный комитет и прокурор, которые в случае противоправных действий в учреждении определят меру ответственности руководителя.

«Делаем вид, что смотрим телевизор. А на самом деле — он выключен».

Поэтому директор — главная фигура, которая может остановить насилие в своем учреждении. Персональная ответственность директора очень велика. Он должен знать, что происходит в детском доме, каковы тенденции и перспективы развития детского коллектива, и при необходимости вмешиваться, корректировать. Планы воспитательной работы должны быть ясными, конкретными и эффективными.

В-третьих, это подготовленный педагогический коллектив единомышленников, который не должен работать формально, для галочки. Коллектив, который постоянно ищет новые педагогические подходы, методики, инструментарий для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Основной задачей педагогов и воспитателей должна быть подготовка ребят к самостоятельной жизни в качестве сознательных взрослых, ответственных за себя и за свою будущую семью и детей.

Чтобы остановить дедовщину, директор и педагогический коллектив должны 24 часа в сутки находиться в стенах учреждения и знать, что в нем происходит, какие настроения среди воспитанников. Знать о каждом все: о его семье и родителях, состоянии здоровья, сильных и слабых чертах характера, сфере интересов, наклонностях, о том, при каких обстоятельствах он оказался в детском доме, есть ли травмирующие эпизоды в его семейной истории. Это необходимо, чтобы выстроить образовательную и воспитательную траекторию реабилитации и предупредить возможные риски развития деструктивного поведения.

«Слушаем радио».

Ни в коем случае нельзя выстраивать воспитательный процесс на основании принципа «старший все может» и за дисциплину отвечает он, перекладывая тем самым свою ответственность по поддержанию дисциплины в детском доме на плечи старших ребят. Старших нужно мотивировать на создание позитивной среды на основе ученического самоуправления. Необходимо выстроить воспитательную траекторию настолько четко и интересно, чтобы у ребят не оставалось свободного времени для деструктивного поведения.

Мой жизненный опыт подсказывает, что человек должен работать в детском доме по призванию. Идеалом в этом отношении для меня служит подвиг Януша Корчака, который не оставил сирот в тяжелый момент их жизни и пошел вместе с ними в газовую камеру. Это образ полной отдачи всего себя нуждающимся детям.

— Есть ли положительные примеры сиротских учреждений, в которых буквально на ваших глазах решилась проблема насилия?

— Да, это было в школьном детском доме, где я воспитывался. Нас было 140 ребят. Находился детдом в развалинах монастыря. Директор ничего не знал о том, что происходит в коллективе. А происходило многое из того, о чем мы говорили выше. Старшие развлекались, натравливая на нас овчарку Эльзу, а мы убегали. Они вешали в церкви кошек и собак, сдирали с них шкуры, а нас заставляли смотреть. Если кто-нибудь плакал, мазали лицо кровью убитых животных и били. Заставляли выпрашивать сигареты и деньги у селян. В Пасху требовали идти на кладбище в ночное время и собирать оставленную людьми на могилах родственников еду, отбирали новогодние подарки, принуждали драться между собой, а проигравшие должны были добежать по тонкому льду на другой берег пруда. Много чего еще было…

Дежурные по кухне.

И вот пришел в наш детских дом новый воспитатель-мужчина и практически сразу поменял существующие нормы: стали праздноваться дни рождения, появились занятия фотографией, музыкально-поэтические вечера при свечах и так далее. К нам стали приезжать специалисты из кинологического клуба служебного собаководства, мы стали ездить на экскурсии в другие города и ходить в походы.

Новому воспитателю не раз приходилось проявлять твердость характера и бороться с дедовщиной и насилием в детской среде. Помню яркий случай, когда воспитатель на спор пробежал десять километров с одним из старших ребят, чтобы доказать ему, что способный обижать тех, кто слабее, сам является слабаком. И доказал: тот старший нас больше не трогал.

Я до сих пор благодарен этому воспитателю, мы общаемся и дружим. Это — невымышленный пример неравнодушного взрослого человека, который поменял жизнь сирот в отдельно взятом детском коллективе. Низкий поклон ему и пожелания здоровья и всего самого светлого.

  • Добавить в избранное 1

Детский дом - это государственное учреждение, предназначенное для воспитания детей, лишившихся родителей или потерявших с ними связь, для воспитания детей одиноких матерей, пожелавших поместить их в детский дом, а также для воспитания детей, в семье которых нет для этого необходимых условий (болезни родителей, лишение их родительских прав и другие причины).

Дети, воспитываемые в детских домах, находятся на полном государственном обеспечении. Существует несколько типов детских домов: дошкольные, школьные, смешанные, специальные, а также детские дома для инвалидов. В дошкольных детских домах дети воспитываются с 3-4-летнего до 7-летнего возраста, затем переводятся в школьные детские дома. Школьные детские дома обеспечивают обучение детей в объеме средней . В детских домах смешанного типа существуют дошкольное и школьное отделения.

Специальные детские дома созданы для детей, больных туберкулезом, имеющих дефекты , зрения, опорно-двигательного аппарата, поражения центральной нервной системы и др.

Детские дома находятся в ведении органов народного образования либо промышленных предприятий, ведомств, колхозов, а детские дома для инвалидов - в ведении Органов .

Медицинское обслуживание детских домов всех ведомств осуществляется под непосредственным руководством органов .

Лечебно-профилактическую помощь воспитанникам детских домов оказывают врачи и медсестры, состоящие в штатах детских домов; специализированные медицинские осмотры воспитанников осуществляются врачами территориальных медицинских учреждений, прикрепленных к данному детскому дому. В детских домах сельской местности, имеющих две возрастные группы детей, где штатная должность врача отсутствует, вместо должности медсестры может быть введена должность фельдшера. Врачебное наблюдение за воспитанниками таких детских домов проводится прикрепленными врачами.

Методическое руководство и контроль за работой медицинского персонала, санитарным состоянием детских домов осуществляют органы здравоохранения.

При поступлении ребенка в детский дом представляется медицинская справка, содержащая сведения о состоянии здоровья ребенка, перенесенных заболеваниях, проведенных профилактических прививках, об отсутствии противопоказании к приему, свидетельство о рождении, а также справка с места жительства и сведения о родителях и др. Вновь поступающие в детский дом дети подвергаются медосмотру.

Средний медперсонал детских домов проводит осмотры всех поступающих детей и выполняет все назначения врача. Фельдшер или проводит периодические детей, следит за их , выявляет всех заболевших детей и изолирует их из групп. За заболевшими детьми, не нуждающимися в госпитализации, фельдшер или медсестра обеспечивает наблюдение и уход. Под руководством врача средний медперсонал детского дома проводит профилактические прививки, физиотерапевтические процедуры, а также организует и проводит все закаливающие процедуры среди детей, следит за привитием гигиенических навыков. Обязанностью среднего медперсонала детских домов является также контроль за правильной организацией питания детей. Среди сотрудников детского дома фельдшер или медсестра проводит санитарно-просветительную работу и следит за выполнением ими санитарно-гигиенических правил. Вся медицинская отчетность и учет медицинской работы ведется средним медперсоналом.

Уже осенью этого года в России такое понятие, как «детский дом» исчезнет. В сентябре в стране запускается программа реорганизации подобных учреждений. Они станут социальными организациями и обратят внимание на профилактику сиротства, а также семейного неблагополучия.Сказка, а не реформа. Однако из-за бюджетного дефицита все задуманное может так и остаться лишь на бумаге.

Детдом нового типа

С вступлением в силу закона о реорганизации планируется не просто сократить количество детских домов, но и поменять саму их концепцию. Детский дом нового типа будет выглядеть, как обычный жилой дом, где в каждой квартире живут семьи из воспитателя и прикрепленных к нему воспитанников. Ранее такая система действовала только в некоторых частных детских домах. Рабочий вариант названия детского дома - Центр помощи.

«Мы сейчас имеем детский дом как образовательную организацию. Изменения предполагают, что теперь мы получим социальное учреждение, которое занимается всем спектром работы с категорией детей-сирот и тех, кто остался без попечения. Не только их содержанием, но и всеми остальными проблемами: помощь кровным семьям, их сопровождение. Например, есть неблагополучная семья, родители ведут асоциальный образ жизни. Проверка заходит, детей изымают и в детский дом. Традиционно родители лишены прав, все формально законно. Но, может быть, лучше поработать с семьей, оказать ей помощь, в том числе и ресурсную?», - говорит министр образования Карелии Александр Морозов.

В учреждениях дети будут проходить реабилитацию. Проживание там временное - пока ребенок не найдет себе семью. Кроме того, разрешено бесплатное проживание в детских учреждениях воспитанников до 23 лет.

Регионы в дефиците

В настоящее время в России более 80 тысяч детей находятся в детских домах. Для реорганизации детских домов свои усилия объединили Минздрав, Минобрнауки и Министерство труда и социальной защиты, что в принципе бывает не часто. Главная цель детских учреждений - возвращение в родную семью или поиск приемных родителей и опекунов. Хороший опыт переходу детских домов к новому типу есть, однако, по мнению экспертов, процесс вряд ли пройдет гладко.

По словам президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, постановление правительства разрабатывалось в благополучный период. Сейчас, в условиях бюджетного дефицита, регионам трудно найти средства для переоборудования детских домов и обучения персонала.

Есть и противодействие: содержание ребенка в детдоме для государства в разы дороже, чем в приемной или профессиональной семье, - немало руководителей учреждений привыкли рассматривать воспитанников как ресурс.

«Процесс постепенного закрытия советских детских домов шел сам по себе из-за демографических причин, однако резко ускорился в последние два-три года. Заявленный государством приоритет семейных форм устройства сирот сначала совпал с трендом оптимизации бюджетных учреждений. Повлиял ли на это «закон Димы Яковлева» (внутри страны надо было показать хорошую статистику) или общая задача реструктуризации образования и здравоохранения, но для чиновников на местах сокращение числа детдомов стало плюсом в отчетности. В последний год, очевидно, свою роль играет и кризисная экономия», - сказала в интервью Ведомостям Елена Альшанская.

По мнению специалистов, главная проблема в том, что один неверный стимул для чиновника - коррупция - сменяется другими неверными стимулами - экономией и отчетностью. Органы опеки порой раздают детей в семьи почти не глядя, а неподготовленные родители затем возвращают их обратно.

Однако однозначные выводы делать пока рано. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2015 года. Соответственно, у регионов еще есть переходный период до января 2016-го.

Марина Староверкина

Статьи по теме: